Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Курская область

Петр Ткачев

Курская область

в августе 1998 года

1.    Экономика

1.1.    Комментарии к отчету облкомстата

Отчет облкомстата, опубликованный в прошлом месяце, вызывает все больше вопросов у общественности. Читатели газеты «Городские известия» (впрочем, оппозиционной Руцкому) задаются непростым вопросом: если дела в хозяйстве области идут так хорошо, то почему жить становится все тяжелее?

Очевидно, что оптимистический отчет облкомстата о начале экономического роста при ближайшем рассмотрении дает основания для далеко неоднозначных оценок. Действительно, общий объем промышленного производства с начала года вырос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 8,6%. Впрочем, на состоявшемся 13 августа совещании в администрации области заместитель губернатора В.Д.Ерохин называл другую цифру — 13%. Это излишний раз ставит под сомнение данные облкомстата либо администрации, либо те и другие.

Наибольший прирост достигнут на предприятиях химии и нефтехимии, энергетического комплекса, в медицинской отрасли. В числе предприятий, добившихся наибольшего роста производства, ЗАО «Железногорская фабрика «Финист», ТОО «Курский завод бытовой химии», АО «Элеватормельмаш», и, как ни странно, АО «Куðскхимволокно». На последнем, в частности, рост объемов производства достиг 22%. Впрочем, эта цифра не должна вводить в заблуждение: последние годы производство на «Курскхимволокно» практически было остановлено. Высокий рост производства отмечен на Михайловском ГОКе и в электроэнергетике. В частности, электроэнергии в первом полугодии 1998 г. выработано на 9% больше, чем в соответствующий период прошлого года, что косвенно подтверждает утверждение об общем росте промышленного производства.

Рентабельно работающих предприятий пока мало. К их числу, кроме Михайловского ГОКа (по последним данным, в первом полугодии предприятием получено 56 млн. руб. балансовой прибыли, рентабельность составила 5,9%) [[1]], можно отнести также АО «Фабрика технических тканей», АО «Технотекс», АО «Аккумулятор», АО «Курскрезинотехника», АО «Элеватормельмаш», АО «Завод думпкаров».

В четверти промышленных предприятий затраты на 1 руб. продукции составили более 1 руб. То есть рентабельность этих предприятий представляет собой отрицательную величину.

Большинство комментаторов, даже благожелательно настроенных по отношению к администрации Руцкого, отмечают, что несмотря на достигнутый промышленный рост, на большинстве предприятий сохраняется неблагоприятное экономическое положение. Дебиторская задолженность по всем отраслям промышленности возросла в 2,8 раза, а кредиторская удвоилась [[2]].

Достаточно сложной остается ситуация со сбором налогов. Правда, по официальным данным поступление налоговых платежей за семь месяцев этого года в консолидированный бюджет составило по сравнению с тем же периодом прошлого года 104,9%. При этом 60% налогов взысканы в принудительном порядке. Увеличилось поступление «живых денег» почти на 40%. Однако, как отмечается, в августе целый ряд налоговых инспекций не справились с заданиями [[3]].

В сельском хозяйстве также отмечены противоречивые тенденции. С одной стороны, в некоторых отраслях животноводства достигнуты некоторые успехи. В частности, в первом полугодии возросло производство мяса птицы и яиц, сократился падеж крупного рогатого скота и свиней, несколько повысились надои молока. Вместе с тем, в растениеводстве отмечаются явно негативные тенденции: посевные площади снизились на 8%, темпы уборки зерновых и кормов меньше, чем в прошлом году.

В первом полугодии внешнеэкономические связи активно развивались только с Белоруссией. Фактически из всех зарубежных стран она — единственная, фигурирующая в отчете. Бартерные отношения с ней велись 37 организациями. При этом обмен велся в основном на резиновые изделия. За полгода куряне вывезли в Белоруссию товаров на сумму $8,7 млн.

На фоне общего увеличения зарплаты на 15,5% положение работников отдельных отраслей существенно различается. Наибольшая заработная плата (1364,7 руб.) у работников финансовых органов, системы страхования, кредитования и пенсионного обеспечения. На втором месте лица, занятые в операциях с недвижимостью и обеспечением рынков (1358,5 руб.). Высокие заработки в крупо-мукомольной (1244,4 руб.), металлургической (1090 руб.), химической (822,1 руб.) промышленности. Для сравнения: средняя заработная плата в системе образования составила 461,3 руб., здравоохранения — 438,5, культуре и искусстве — 350 руб. При этом зарплата бюджетников выплачивается с большим запозданием.

Прожиточный минимум в области составляет 327 руб. Даже из официальных данных следует, что 31,48% населения получают доходы ниже прожиточного минимума [[4]]. Эти данные косвенно подтверждают высказанное в предыдущем отчете предположение об увеличении социальной дифференциации в регионе. Таким образом, подводя итог появившимся в областной прессе комментариям к отчету облкомстата, следует отметить, что в большинстве случаев сам факт роста промышленного производства не ставится комментаторами под сомнение, однако подчеркивается, что официальная подборка цифр не отражает реальной сложности и противоречивости социально-экономического положения области.

1.2.    Сельское хозяйство

Сложная ситуация складывается в сельском хозяйстве. 11 июля в «Курской правде» были приведены расчеты специалистов комитета по сельскому хозяйству администрации области на предстоящую жатву. В соответствии с ними косовица и обмолот 800 тысяч га. зернового клина области должны были пройти в течение 16 рабочих дней. Однако спустя месяц (то есть через два обозначенных срока) было убрано менее половины урожая зерновых. Несмотря на благоприятную погоду в северо-западных районах области (Дмитриевском, Конышовском, Октябрьском, Хомутовском, Фатежском) обмолочено чуть более трети площадей. При этом урожайность зерновых в них составила менее 13 ц/га [[5]].

В целом по области урожайность меньше, чем в прошлом году и колеблется по официальным (и, вероятно, завышенным) данным вокруг отметки 20 ц/га.

Власти не выдвигают сколь-нибудь внятных объяснений откровенному провалу уборочной кампании. При этом повторяется (но в худших условиях) прошлогодний сценарий: собранного зерна не хватает на то, чтобы отдать полученные под гарантии бюджета коммерческие кредиты, крестьяне пытаются придержать зерно, чтобы получить «живые деньги», а администрация, в свою очередь, пытается изъять его для погашения кредита. Фактически у крестьян исчез всякий мотив к труду. Установленные закупочные цены (пшеницу принимают по 500-650 руб., рожь — по 350 руб., гречиху — по 1000 руб. за тонну [[6]]) по определению не позволяют надеяться на получение какой-либо прибыли, учитывая завышенные, как и в прошлом году, цены на ГСМ и старые долги. Причем даже этих денег сельхозпроизводители, скорее всего, не увидят, так как все поставки в продовольственный фонд области идут в счет предоставленных кредитов.

По сообщению председателя комитета по перерабатывающей промышленности и продовольствию администрации области, на 10 августа остаток задолженности сельхозпроизводителей по кредитам, взятым под гарантии администрации, составляет 1 млрд. деноминированных рублей. Из выступлений на состоявшемся 11 августа в администрации области совещании районных руководителей следует, что, даже если сельхозпредприятия выгребут из амбаров все, чем располагают, зерна все равно не хватит. В связи с этим принято решение о выплатах долгов также продукцией животноводства, сахарной свеклой и т.д. В результате в области разворачивается своеобразное соревнование между властями и крестьянами. Пока, похоже, «выигрывают» крестьяне. Например, в Фатежском районе, где долг сельхозпредприятий составляет 49 млн. руб., в региональный продовольственный фонд отправлено зерна на 60 тыс. рублей. В сложившейся ситуации самая разумная стратегия — припрятать необходимое для самих хозяйств зерно и сильно не перерабатывать. В этом, как мне представляется, главная причина провала уборочной кампании.

На этом фоне постепенно разворачивается «битва за сахарную свеклу». В прошлом году 25% ее ушло под снег. Поэтому в этом решено начать уборку раньше на 10 дней. Ее площади, правда, существенно меньше, чем зерновых, и составляют всего 56 тыс. га (1/3 той площади, которая засеивалась в области до Перестройки). По мнению специалистов администрации, на уборку потребуется 15 рабочих дней [[7]]. Планируемая урожайность должна составить 190 ц/га (это меньше, чем в прошлом году), а валовой сбор превысить 1 млн. т. Впрочем, как уже сообщалось, в июле они предсказали уборку зерновых за 16 дней.

Несмотря на то, что сахарная эпопея только начинается, выявились уже существенные проблемы, связанные с продажей свеклы курским сахарным заводам. Как выяснилось, условия, на которых они ее перерабатывают, хуже, чем в соседних областях. Поэтому сельхозпроизводители уже сейчас заявляют, что они намерены продавать свеклу на заводы соседних областей. Такая установка несет в себе серьезную угрозу для администрации, которая в этом случае практически теряет контроль за продажей свеклы, а на нее есть расчет как на средство погашения долгов по кредитам. Руцкой на том же совещании 11 августа заявил, что администрация предпримет все усилия для наведения порядка на курских сахарных заводах и улучшения условий для производителей свеклы.

В целом следует отметить, что в этом году, по всей видимости, произойдет снижение объемов сельскохозяйственного производства, особенно в растениеводстве. На мой взгляд, это закономерный итог проводимой командой губернатора по сути фискальной аграрной политики. За рыночным антуражем скрывается фактически система продразверстки, делающей сельскохозяйственный труд неэффективным и бессмысленным с точки зрения самого крестьянина.

1.3.    Реакция на финансовый кризис

Курск среагировал на обвал доллара в общем так же, как и вся страна. 17 августа все банки и отделения банков в городе (и, видимо, по области) прекратили операции с валютой. Через несколько дней продажа долларов начала осуществляться в Сбербанке, а еще через день в Курскпромбанке. Отделения «СБС-агро», Мосбизнесбанка и других коммерческих банков в августе работу не возобновляли. Население начало лихорадочно тратить рублевые сбережения, предварительно изымая их из Сбербанка, в отделениях которого выстроились очереди. К середине каждого дня после 17 августа, как правило, заканчивались рубли в Сбербанке и доллары в обменных пунктах. Дабы сократить число тех, кто пытался изъять свои сбережения, руководство курского отделения Сбербанка пошло на нестандартные решения. Например, 18 августа свои вклады можно было получить только монетами по 5 руб. (мешочки выдавались бесплатно).

К концу августа существенно выросли цены на продовольствие и импортные товары. Особенно подскочили цены на масло (до 30 руб. за полуторалитровую бутылку) и сахар (до 8 руб. за кг.).

Практически не возросли цены на хлеб, муку,. молоко, картофель и другие овощи и фрукты, пиво и водку.

Вместе с тем, несмотря на ажиотажный спрос, дефицита (за исключением круп и сахара) на товары практически не наблюдалось. Видимо, сказалась существенно более низкая, чем у москвичей, покупательная способность курского населения. Что думают люди о произошедшем? Наиболее распространенная версия — рубль обвалили, чтобы рассчитаться с долгами государства собственному населению.

2.    Социальная сфера

2.1.       Программа развития социального обеспечения населения Курской области на 1998-2000 годы

13 июля 1998 года губернатор подписал постановление о принятии программы развития социального обеспечения населения Курской области. 11 августа этот документ был опубликован в «Курской правде». Основная идея документа представляется вполне здравой: предполагается целевым образом направить средства на поддержку и развитие сети социальных учреждений в области.

Курская область входит в число регионов с наиболее высокой численностью пожилого населения и демографической нагрузкой. В области проживает 410 тыс. пенсионеров (31% от общей численности населения); 72 тысячи инвалидов. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа лиц пенсионного возраста и инвалидов. Так, в 1997 г. на диспансерном учете состояло инвалидов на 11% больше, чем в 1996 г.

При этом состояние сети социальных учреждений оценивается как неудовлетворительное. В области действует 12 домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 2324 места. Реальная обеспеченность домами-интернатами составляет 17,4 места на 10 тыс. жителей при нормативе 30 мест.

Проведенная инвентаризация учреждений социального обслуживания населения показала, что состояние домов-интернатов, центров социальной помощи семье и детям, центров социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов показала чрезвычайно тяжелое положение материально-технической базы этих учреждений.

Пять домов-интернатов для престарелых и инвалидов из двенадцати расположены в плохо приспособленных и лишь частично благоустроенных помещениях. Ряд учреждений социального обеспечения расположены в зданиях, которые построены свыше 30-50 лет назад, а некоторые — до 1917 года. Степень их износа от 10% до 100%

В 19-тиы школах-интернатах и 2-х дошкольных детских домах находится 3045 детей, из них свыше 1000 дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей. Число детей, нуждающихся в государственном содержании, ежегодно растет.

Как неудовлетворительное оценивается положение дел с обеспечением инвалидов средствами передвижения, санаторно-курортным лечением.

Отмечая все эти факты в преамбуле, авторы программы предлагают ряд конкретных мер по развитию системы социальных учреждений, которые объединены в два раздела: мероприятия по укреплению и развитию материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения области на 1998-2000 годы; мероприятия по социальному обеспечения населения области на 1998-2000 годы.

В первый раздел включены предложения по ряду конкретных мероприятий: проведение капитального ремонта определенных учреждений (с их перечислением), открытие отделений милосердия в стационарных учреждениях социального обслуживания в 9 районах и городе Курске и выделение им транспортных средств. Во второй входит ряд мероприятий, связанных с финансированием тех или иных конкретных социальных услуг и проектов.

В принципе появление этого документа можно было бы оценить положительно: даже одна инвентаризация социальных учреждений — мероприятие безусловно полезное. Однако вызывает сомнения то, что эта программа как и ее предшественницы будет когда-либо реализована. После прихода к власти администрацией Руцкого уже была разработана программа (правда, менее конкретная) вывода области из экономического кризиса. К настоящему времени она благополучно забыта, в первую очередь в самой администрации.

2.2.    Пенсии

В регионе продолжает расти задолженность по выплатам пенсий. Начиная с марта текущего года выплата пенсий задерживается. По состоянию на 13 августа отделением Пенсионного фонда РФ по Курской области профинансировано 52% требуемой суммы на выплату пенсий за июнь. Задолженность по выплате пенсий за июнь и июль 1998 г. по области составило 224,6 млн. руб. В ряде районов области выплата пенсий за июнь только началась [[8]].

Неуклонно снижается обеспеченность выплаты пенсий средствами регионального ПФ. В январе она составляла 63%, в феврале — 49%, в марте — 26%, в апреле — 13%. Остальные деньги должны поступать из Пенсионного фонда РФ (откуда они почему-то поступают с большим запозданием и не в полном объеме).

Наиболее благоприятная ситуация со сбором денег в пенсионный фонд в Курске и Железногорском районе области (собрано 87,4%). Наиболее тяжелая в Пристенском и Черемисиновском районе (40% и 32%, соответственно) [[9]].

Нарастание задолженности по пенсиям уже привело, как сообщалось в прошлом выпуске, к нарастанию социальной напряженности и акциям социального протеста. В этом месяце отношения между пенсионерами и властью продолжало ухудшаться.

2.3.    Детские пособия

Сложная ситуация продолжает сохраняться с выплатой детских пособий. К настоящему времени задолженность по ним составила 127,1 млн. руб. Многие семьи последний раз получали «детские» только в мае прошлого года. Власти вполне официально заявляют, что в ближайшее время улучшения положения не предвидится и единственное, на что следует рассчитывать населению — это на получение «детских» натурой (продуктами питания, предметами первой необходимости, стройматериалами, зерном). К настоящему времени с этой целью администрация области заключила договоры с предприятиями, которые будут поставлять продукцию в счет долга бюджету. Однако, даже если предположить, что эта продукция по завышенным ценам будет востребована получателями «детских», очевидно, что проблема разрешена не будет, поскольку к настоящему времени договоры с предприятиями заключены на сумму в почти в 10 раз меньшую, чем сумма задолженности по пособиям [[10]].

2.4.    Зарплата бюджетникам

Сохраняется (особенно в сельских районах) большая задолженность по выплатам заработной платы работникам бюджетных организаций. Правда, в Курске городские власти смогли изыскать 9 млн. руб. для того, чтобы выплатить отпускные учителям. К настоящему времени по официальным данным горадминистрации долгов у города перед работниками образования нет. Однако сохраняется задолженность бюджета работникам здравоохранения (только в Курске — 1,3 млн. руб.) [[11]].

2.5.    Открытие магазина «Ветеран»

На фоне подготовки к празднованию 55-летия Курской битвы областные и городские власти объявили о создании специализированной сети магазинов «Ветеран» для обеспечения продуктами питания и товарами народного потребления инвалидов ВОВ по льготным ценам (на 40% ниже средних цен). Первый из 28 магазинов был торжественно открыт 21 августа. Обслуживание в нем идет по визитным карточкам в соответствии со списками областного совета ветеранов (всего в списках значится 3500 человек). Пока правом на обслуживание обладают только Герои Советского Союза, кавалеры трех орденов Славы и инвалиды ВОВ 1-й группы [[12]].

Не обошлось без накладок. Так, сначала объявили, что правом обслуживания будут обладать все ветераны ВОВ, однако потом список был сокращен до означенного выше.

Пресс-служба С. Мальцева (все чаще выставляющего себя как альтернативу А. Руцкого) распространила заявление, что городские власти выделили 218,6 тыс. руб. на материальную поддержку ветеранов (на каждого 200 руб.) [[13]].

Вообще власти (и областные, и городские) широко разрекламировали свои «благодеяния» к празднику, хотя временами казалось, что во всей этой истории рекламный эффект гораздо важнее реальной помощи.

2.6.    Акции протеста

Продолжается противостояние ОАО «Курскфармация» и курских ветеранов. ОАО, видимо, стремясь взять противника измором, прекратило отпуск в своих аптеках лекарств по бесплатным и льготным рецептам. По этому поводу президиум городского совета ветеранов войны и труда постановил «довести до сведения губернатора Курской области Руцкого А.В.», что деятельность его сына на поприще курской фармации отражается на здоровье пожилых людей.

Руцкому-младшему ветераны посоветовали «принять неотложные меры по устранению фактов грубого нарушения Закона «О ветеранах» и «информировать городской совет ветеранов о ликвидации задолженности аптекам города и выполнении статьи бюджета, предусматривающей расходы на бесплатные и льготные медикаменты». Срок на устранение недостатков ветераны отпустили правящей династии до 12 августа, оставив за собой право в случае неисполнения требований прибегнуть к акциям гражданского протеста [[14]]. Отношения Руцкого с ветеранами грозят окончательно испортиться. Учитывая влияние совета ветеранов на пожилых людей, следует отметить, что в перспективе конфликт вокруг «Курскфармации» наверняка обернется потерей для губернатора многих голосов на губернаторских выборах 2000 года.

Как уже отмечалось в прошлом обзоре, в области наметилась тенденция к увеличению числа случаев нарушения протестующими законодательства. В августе сообщалось о том, что работники курского мясоптицекомбината пытались взять в заложники директора предприятия, требуя погашения задолженности по заработной плате. С февраля этого года счета предприятия арестованы за долги [[15]].

Впрочем, в этом месяца акции протеста не только начинались, но и заканчивались. Работники АО «Агромаш» прекратили бессрочную забастовку после частичного погашения долгов по зарплате.

Подводя некоторый итог, можно отметить, что в первой половине августа ситуация в социальной сфере продолжала оставаться напряженной. Падение рубля и взлет цен существенно ухудшили положение основной массы населения, что в и без того тяжелой ситуации грозит усилением социальных конфликтов. Происходящее социальное расслоение населения региона дает для этого дополнительные основания.

3.    Власть и политика

3.1.    Празднование 55-й годовщины Курской битвы

Безусловной доминантой общественной жизни области в августе стали подготовка и празднование юбилея Курской битвы. Практически ежедневно курские газеты помещали материалы, посвященные этому событию. Они делились приблизительно на две равные части. Одну составляли традиционные в таких случаях сообщения о мероприятиях по подготовке празднования и исторические экскурсы. Вторую — статьи, посвященные полемике вокруг тех затрат, которые в такой тяжелой экономической ситуации несет область, готовясь к юбилею. Наиболее активно обличала губернатора мальцевская газета «Городские известия». Там, где не хватало собственных материалов, доказывавших бессмысленность и кощунственность строить новые монументы, когда ветераны не получают пенсию, газета давала перепечатки центральных СМИ, содержащих подобные оценки.

Однако, несмотря на критику своих оппонентов, Руцкому вполне удалось достигнуть нужного эффекта. Празднование запомнилось и, в общем, оставило у курян (особенно у молодежи) достаточно благоприятное впечатление. Начиная с 22 августа (обычно годовщину Курской битвы отмечали в Курске 5 августа в день освобождения Орла и Белгорода, но в этот раз в связи с тем, что арку не успевали достроить к 5-му, перенесли торжества на 23-е — день освобождения Харькова), в Курск стали приходить поздравления от политического истеблишмента страны и из других регионов. 23 августа пришла телеграмма от Ельцина. Строев сам посетил Курск и вместе с Руцким присутствовал на открытии мемориала. Следует отметить, что Строев был единственным из высших руководителей России, который откликнулся на приглашение курского губернатора посетить область в дни торжеств. Таким образом, план продемонстрировать всем, как уважают курян и Руцкого в Москве, частично провалился. Не удался и другой проект. Курск так и не был объявлен городом-героем.

Вместе с тем, празднование в общем-то удалось. Всего на юбилей прибыло свыше 3000 гостей. Готовясь к этому, строители компании «ГРИНН», принадлежащей известному курскому бизнесмену Н.Грешилову, под давлением властей в рекордные сроки (40 дней) провели капитальный ремонт здания Курского аэровокзала. Столь же ударными темпами достраивалась мемориальная арка и памятник Жукову. Работы велись днем и ночью. В итоге полностью их завершить так и не успели. Арка осталась необлицованной. Параллельно городские власти в срочном порядке провели ремонт основных городских магистралей ул. Дзержинского, пр. К. Маркса, ул. Красной Армии, ул. Союзной.

Отдавая справедливость властям, следует отметить, что в результате их усилий город действительно стал лучше и в архитектурном, и в бытовом отношении. Вопрос, правда, состоит в том, сколько десятилетий мы теперь будем расплачиваться с долгами.

Празднование годовщины Курской битвы в конечном итоге можно занести в актив Руцкого. Ему удалось в основном добиться поставленной цели, несмотря на сопротивление своих противников. Торжества стали важнейшим символическим событием месяца и способствовали актуализации чувства регионального патриотизма, что важно в непростой сейчас для губернатора политической ситуации. Впрочем, юбилей оказался едва ли не единственной удачной акцией губернатора и его команды в этом месяце.

3.2.    Губернатор

3.2.1.    Реакция на политический кризис

Реакция губернатора на политический кризис была продемонстрирована почти всеми каналами телевидения. Его выступление на заседании СФ было показано и по ОРТ, и по РТР, и по НТВ. Александр Владимирович решительно поддержал кандидатуру Черномырдина. Трудно сказать, был ли в этом случае Руцкой искренен или это стало частью его политической игры, направленной на заключение соглашения с Кремлем по принципу «политическая поддержка в обмен на безопасность». Имеется в виду прекращение прокуратурой дел против родственников и соратников курского губернатора.

Последняя версия представляется более убедительной, учитывая то, как часто последнее время Александр Владимирович менял свое мнение по поводу будущего российского президента. Еще в июне он считал, что лучшего варианта, чем избрание Б.Ельцина на третий срок для страны не придумать. Однако в августе мнение его изменилось. В интервью газете «Коммерсантъ-Daily» он предсказал успех вновь созданной коалиции социал-патриотических сил «Единство» (куда вошла и «Держава» Руцкого) на выборах в Государственную Думу, а затем победу ее лидера Ю.Лужкова на выборах Президента [[16]]. Иными словами, в своих заявлениях, подобных тому, что были сделаны Руцким в СФ, он, скорее всего, руководствуется текущей политической конъюнктурой, чем какими-либо убеждениями.

По поводу кризиса экономического Руцкой выступил по местному телевидению и заявил, что он подпишет постановление об административном порядке, ограничивающее рост цен. При этом губернатор признался, что отдает себе отчет в противозаконности своих действий, но сказал, что поступить иначе, руководствуясь совестью и здравым смыслом он не может.

3.2.2.    Губернатор — прокурор. Продолжение следует

Похоже, что дело «Бунчук-Конончук» имеет шансы получить дальнейшее продолжение и развитие. Недавно из своего кабинета ушел в отпуск и «почему-то» не вернулся на рабочее место председатель комитета по перерабатывающей промышленности и оптовой торговле Н.Зотов. В прессе появились сообщения, что внезапное исчезновение Зотова непосредственно связано с коррупцией в администрации.

Именно г-н Зотов пригласил в июне прошлого года на работу в комитет некого Николая Дмитриева, уроженца Ивнянского р-на Белгородской области, которому были поручены работы по организации снабжения сельскохозяйственных работ ГСМ и техникой.

К настоящему времени прокуратурой установлено, что в результате торговли по завышенным ценам и мошенничества (а как теперь выясняется, в тесной связке с Дмитриевым работали глава Тимского района, директор Тимского филиала Курской нефтебазы, директора 12 колхозов и совхозов района) область понесла ущерб в 300 млн. руб. Деньги, по предварительным сведениям, организатор битвы за урожай переводил на счета своей Белгородской фирмы «Исток» [[17]]. Ведется следствие и, вероятно, вскоре будет официально предъявлено обвинение.

Естественно, что разворачивающаяся ситуация ставит губернатора в крайне невыгодное положение. Ему постоянно приходится оправдываться. Ведущей версией его контрпропаганды является версия о заговоре против него. В недавнем интервью «Коммерсанту» он заявил, что «...под чье-то дирижирование идет травля». На вопрос корреспондента считает ли он, что его трясут по политическим мотивам, Руцкой ответил буквально следующее: «Я совершенно в этом не сомневаюсь. Смотрите: недавно арестовали заместителя губернатора Тверской области. С замом губернатора Воронежской области по инвестициям сейчас та же история. Я думал: что случилось? А это ценное указание, видимо, потому что так обвально аресты не могут происходить». На вопрос, не опасается ли губернатор за свою судьбу лично, Александр Владимирович резонно заметил: «Чего мне бояться? Губернаторы же понимают, что если выдадут хотя бы одного, то все посыплются».

Впрочем, Руцкой прямо не отрицал нарушений закона в своей деятельности. По его словам: «Сейчас такая экономическая ситуация в стране, что любого хозяйственника можно брать и сажать». Однако, по мнению губернатора, вся деятельность прокуратуры направлена, на выбивание ложных показаний против Руцкого с чисто политическими целями [[18]].

В свою очередь областная прокуратура вынуждена развивать публичную активность, чтобы как-то реагировать на заявления Руцкого. В начале августа прошла пресс-конференция прокурора области Н.Ткачева, на которой журналистам было рассказано о том, чем занимается прокуратура «в свободное от вредительства время». По словам Ткачева, за свои двадцать лет ему никогда не приходилось сталкиваться с таким жестким противодействием властей, как сейчас. Следователям порой приходится иметь дело с прямыми угрозами, попытками подкупа и откровенной обработкой свидетелей [[19]]. Прокурор также заявил, что, возможно, вскоре будет изменена мера пресечения в отношении М.Руцкого, поскольку имеются факты нарушения им подписки о невыезде [[20]].

Таким образом, в августе публичное противостояние губернатора и прокуратуры продолжилось. Следует однако отметить, что его острота несколько снизилась. Резких заявлений и действий с обоих сторон было меньше чем в предыдущие месяцы. Впрочем не следует думать, что оно может быть снято в ближайшее время. По всей видимости, уголовное дело «Чука и Гека» и связанные с ним будут развиваться в ближайшее время и все заинтересованные политические силы будут так или иначе реагировать на это.


3.2.3.    Власть и СМИ

В условиях обострения политической борьбы в регионе, наблюдающегося в последние месяцы, вполне закономерными выглядят попытки губернатора и его команды усилить контроль за региональными СМИ. В августе администрацией была предпринята попытка превратить «Курскую правду» в орган администрации. До сегодняшнего дня администрация была одним из соучредителей газеты. Другим был коллектив «Курской правды». В конце августа администрация ознакомила журналистов с новым проектом устава газеты, согласно которому главный редактор будет назначаться губернатором. Фактически администрация предъявила журналистам ультиматум: либо они отказываются от своего права, как соучредителя, на участие в назначении главного редактора, либо администрация выходит из числа соучредителей и лишает газету финансовой поддержки. Именно этим рычагом администрация рассчитывает заставить коллектив фактически отказаться от прав учредителя.

Администрация давно старается создать полностью подконтрольный печатный орган. Одно время она рассчитывала на созданные ей «Губернские ведомости», затем на отколовшиеся от «Хороших новостей» «Все новости недели». Однако ни то, ни другое издание не пользуется популярностью. Кроме того, учредителя «Всех новостей недели» и по совмещению генерального директора «Курсквтормета» (организации, которой, по распоряжению Руцкого, предоставлено монопольное право на сбор и продажу металлолома) Н.Гиричева недавно арестовали. В этих условиях власти решили вернуться к идее превращения в полностью зависимое издание «Курской правды». Трудно сказать, как закончится этот конфликт, но пока представляется, что, несмотря на активную поддержку коллег по журналистскому цеху, коллективу «Курской правды» придется уступить. Без финансовой поддержки газета явно обречена на медленное умирание.

3.2.4.    Кадры

Продолжатся кадровая чехарда в администрации. Вновь после перерыва в несколько месяцев сменился главный финансист области. Заместитель губернатора по финансам А.В.Филиппов неожиданно ушел со своего поста. На его место постановлением губернатора назначен некий г-н Н.Д.Головин, о котором известно лишь то, что непосредственно перед этим он был уволен главой администрации Белгородской области с некого поста в Белгородской администрации [[21]].

Другим «новым-старым» назначением стало назначение Э.А.Мосолова председателем комитета по финансам. Возвращение на свой пост уволенного самим же Руцким представителя старой курской административной элиты, возможно, есть знак магистрального изменения кадровой политики губернатора. Èзначальной интенцией было радикальное обновление правящей элиты за счет «варягов», молодых кадров и вообще новых людей. Затем возникла система «сдержек и противовесов» между «новыми» и «старыми» с губернатором «над схваткой». Сейчас, после очевидных провалов кадровой политики Руцкого, завершившейся арестами чиновников, как правило, «новых», пошла обратная волна возвращения старых кадров. Так ли это, станет понятно в ближайшее время. Но если это так, то вместе с возвращением «старых» и переходом «стратегической инициативы» к ним, разрушается естественная основа для власти самого «нового» губернатора, по сути так и не вписавшегося ни в стиль, ни в традицию правления в Курском крае.

3.3.    Представитель Президента

В Курскую область после почти трехмесячной паузы назначен представитель Президента. Не изменяя новейшей традиции, Президент назначил на этот пост бывшего контрразведчика.

Леонид Егорович Башкеев родился 19.09.1955 г. в селе Неварь Дмитриевского района Курской области. После школы продолжил обучения в Орловском техникуме механизации, затем окончил Рязанскую высшую школу МВД. После службы в армии два года работал в системе МВД, откуда перешел в органы контрразведки, где прошел путь от оперуполномоченного до руководителя одного из региональных подразделений антитеррористического центра ФСБ России в звании полковника.

Имеет высшую профессиональную подготовку, окончил Новосибирские высшие курсы военной контрразведки и Академию ФСБ. Награжден орденом «Знак Почета», «Орденом мужества» и несколькими медалями. Женат. Воспитывает сына. Последнее место работы — Сбербанк России, директор управления безопасности [[22]].

Во время своего выступления в большом зале областной администрации новый представитель Президента дал понять, что он является сторонником установления режима жесткого контроля над деятельностью государственного аппарата на местах. «Уместно вспомнить, — заявил Л. Башкеев, — что принятый два года назад Указ №810 обозначил рамки конкретной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов Президента России и решений судов. Однако заложенные в нем меры административной и уголовной ответственности госслужащих использовались, видимо, не в должной мере». При этом он посоветовал освежить в памяти Указ №810 не только госслужащих [[23]].

Назначение нового представителя Президента трудно пока оценить однозначно. В регионе ходили упорные слухи, что Кремль произведет рокировку и назначит представителем Президента бывшего главу областного ФСБ А.Даньшина (напомню, что бывший представитель Президента В.Суржиков был назначен недавно на место Даньшина). Однако бывшего главу ФСБ проводили на заслуженный отдых, а из Москвы пришло новое назначение. Судя по первым заявлениям Л.Башкеева, он готов бороться с нарушением федерального законодательства в регионе. Если это и в самом деле так, то назначение Л.Башкеевf — новость безусловно неприятная для губернатора. Хотя с другой стороны, назначение Даньшина означало бы заполнение лакуны представителем группировки «местных». Неизвестно еще, какая перспектива в политическом плане была для Руцкого опасней.

3.4.    Дума

В этом месяце депутаты, видимо, решили взять тайм-аут и не собирались на заседания.

3.5.    Местное самоуправление

3.5.1.    Курск

7 августа в малом зале городской администрации в присутствии прессы состоялось голосование по бюджету на 1998 год. Депутаты практически молча и практически единогласно (один против) утвердили бюджет. Единственным выступившим с возражениями стал депутат В.Евдокимов из группы «Народовластие» (коммунисты и их союзники). Обосновывая мотивы своей позиции, он сказал, что не может голосовать за бюджет, в котором в реальном выражении снижаются расходы на социальную сферу и в то же время увеличиваются — на аппарат администрации [[24]]. Однако в реальности такая позиция, очевидно, разделялась не только Евдокимовым. На предварительной стадии он критиковался большинством депутатов. Лишь задействовав все рычаги, администрация смогла убедить их, что альтернативы ее проекту нет. Как сказал один из народных избранников: «Над ним (бюджетом) работала не одна голова и не один день, и все депутаты ознакомились с каждой его строкой и поняли, что хотя он никуда не годится, но принимать его надо, жизнь заставляет» [[25]]. В общем можно считать, что Мальцеву удалось то, что не удалось Руцкому: склонить так или иначе на свою сторону коммунистическую оппозицию в своей легислатуре. Напомню, что с середины 1997 г. группа «Народовластие» блокировала в течение более чем месяца работу городского Собрания, будучи не согласна с претензиями мэра на председательство в Собрании. Теперь, как можно заметить, в жесткой оппозиции остался только депутат Евдокимов.

Следует отметить, что в последнее время мэр делает некоторые шаги, которые можно интерпретировать с точки зрения коммунистов, как шаги к компромиссу с ними. Известно, что одним из главных пунктов критики местной власти местной левой оппозицией является повышение тарифов на коммунальные услуги.

В начале месяца департамент экономики подготовил документ, который должен привести цены на коммунальные услуги в соответствие с новыми федеральными стандартами, иными словами — поднять тарифы еще на 35%-50%. Однако мэр пока его не подписал и в интервью корреспонденту «Хороших новостей» заявил, что понимает, чем это грозит (в первую очередь имеются ввиду финансовые санкции центра), но не будет подписывать документ до тех пор, «пока не будет полностью отлажен механизм компенсации малоимущим» [[26]].

В последнее время горадминистрация развивает активную деятельность и в направлении внешних контактов. В ходе визита 6 представителей администрации во главе с Мальцевым в Сумы, в конце июля — начале августа, с было подписано соглашение с сумской администрации о дружбе и сотрудничестве. В его рамках, в частности, предусматривается обмен делегациями промышленников и предпринимателей.

В конце августа в дни празднования 55-летия Курской битвы Курск посетила с ответным визитом делегация Сум.

3.6.    Политические и общественные организации

В августе, как и в июле, активно проявляли себя политические и общественные организации.

3.6.1.    АПР

30 июля в Курск прибыл лидер АПР М.Лапшин. Он совершал поездку по областям Черноземья.

На своей пресс-конференции он, естественно, ругал политический режим и призывал к импичменту Президента. Курские журналисты поинтересовались, как он относится к губернатору Руцкому, на что Михаил Иванович ответил, что Александр Владимирович — человек сложный и противоречивый, и что к нему нельзя относится однозначно. В частности он вспомнил, что будучи вице-президентом, Руцкой «сразу пошел к президенту и вытребовал от него помощь для аграриев» [[27]]. Сделав такое заявление, Лапшин вольно или невольно противопоставил себя курским коммунистам, добивающимся в настоящее время отставки губернатора. Уже 12 августа «Голос народа» опубликовал развернутый ответ коммунистов Лапшину с критикой его выступления [[28]].

3.6.2.    КПРФ

Коммунисты продолжают развертывать деятельность по отрешению от должностей Президента и губернатора. В августе к избирателям с соответствующим заявлением обратились члены депутатской группы «Народовластие» Курского городского Собрания. Характерно, что наряду с призывом к отставке Руцкого в их заявлении содержался также призыв к мэру Курска и городскому Собранию «ужесточить контроль за расходованием бюджетных средств города»[29]. Смысл этого требования становится ясен в контексте критики ими бездумной траты средств областной администрацией. Такое заявление косвенно подтверждает смену отношения коммунистов к Мальцеву. Возможно они рассчитывают, что мэр, если и не станет союзником коммунистов в борьбе с Руцким, то, во всяком случае, не будет и противником.

3.6.3.    ЛДПР

Члены совета областной организации ЛДПР призывали депутатов областной думы объявить начало процедуры импичмента губернатору области. С заявлением по этому поводу они выступили по областному телевидению. Таким образом, в Курской области ЛДПР фактически поддержало требования КПРФ [[30]].

3.6.4.    Союз женщин России

СжР провел благотворительную акцию по оказанию помощи многодетным семьям. Жители областного центра сдавали в сборный пункт старые, но добротные вещи детей, из которых те выросли.

Качественной особенностью политического развития Курской области в последние месяцы стало возникновение новых региональных политических и общественных организаций.

3.6.5.    «Курское единство»

Еще одна региональная общественно-политическая организация возникла в Курской области. Она носит название «Курское единство». По сообщениям прессы в его состав вошли руководители предприятий, вузов, бывшие главы области и районов, предприниматели, врачи, ученые, депутаты. Своей целью организация провозглашает отстаивание интересов Курской области во всех сферах жизни [[31]]. Идеологическая и политическая позиция нового объединения пока не ясна. В своих программных документах они четко не оговаривают своих идеологических ориентиров. Судя по составу учредителей, это может быть партия «обиженных Руцким», но некоммунистической направленности. Судя по названию, очень схожему с новой пролужковской коалицией, куда вошла и «Держава», эта организация напротив может быть связана с Руцким. Очевидно это станет ясно, когда организация развернет свою деятельность (если это случится).

3.6.6.    Ассоциация риэлторов

В области зарегистрирована региональная общественная организация «Ассоциация риэлторов». Провозглашенная ей цель — координация работы риэлторов на рынке недвижимости, информационный обмен, общественный контроль за юридически правильным оформлением сделок с недвижимостью, строгое пресечение незаконной деятельности субъектов, осуществляющих риэлторскую деятельность без лицензии [[32]].

3.6.7.    Община объединения мусульман

В Курске зарегистрирована община объединения мусульман. В нее вошли представители азербайджанской, дагестанской и чеченской диаспор, студенты курских вузов из арабских стран. Общая численность организации пока составляет 60 человек [[33]].

4.    резюме

Политическая жизнь региона в августе протекала несколько спокойнее, чем в предыдущем месяце. Празднование 55-тилетия Курской битвы в определенной мере сыграло отведенную ему роль символа регионального объединения. Наиболее значимые в политическом отношении фигуры и силы воздерживались от резких заявлений и действий. Конфликт вокруг заместителей губернатора не то, чтобы совсем исчез, но стал восприниматься как-то спокойнее, обыденнее: замы «сидят», а жизнь продолжается. Вместе с тем, как и в июле, достаточно активны были политические и общественные организации, всплеск активности которых скорее всего обусловлен тремя факторами: подспудное нарастание социальной напряженности в регионе, внутрирегиональная политическая дестабилизация и приближение очередного федерального электорального сезона. Осенью возможен очередной виток политической борьбы в регионе, связанный как с обострением с конца августа экономического и политического кризиса на уровне страны в целом, так и запланированным на осень выступлением профсоюзов. Не исключено, что на этом фоне региональные политические силы (прежде всего коммунисты, а также все недовольные режимом Руцкого) могут сыграть «на обострение».



Источники

[1]. Курская правда. — 1998. — 12 августа.

[2]. Курская правда. — 1998. -18 августа.

[3]. Городские известия. — 1998. — 27 августа.

[4]. Городские известия. — 1998. — 6 августа.

[5]. Курская правда. — 1998. — 15 августа.

[6]. Хорошие новости. — 1998. — 27 августа.

[7]. Курская правда. — 1998. — 29 августа.

[8]. Курская правда. — 1998. — 15 августа.

[9]. Курская правда. — 1998. — 12 августа.

[10]. Городские известия. — 1998. — 25 августа.

[11]. Городские известия. — 1998. — 1 августа.

[12]. Курская правда. — 1998. — 25, 29 августа.

[13]. Хорошие новости. — 1998. — 20 августа.

[14]. Городские известия. — 1998. — 8 августа.

[15]. Городские известия. — 1998. — 8 августа.

[16]. Городские известия. — 1998. — 11 августа.

[17]. Хорошие новости. — 1998. — 13 августа.

[18]. Городские известия. — 1998. — 13 августа.

[19]. Городские известия. — 1998. — 6 августа.

[20]. Курская правда. — 1998. — 4 августа.

[21]. Хорошие новости. — 1998. — 20 августа.

[22]. Городские известия. — 1998. — 20 августа.

[23]. Курская правда. — 1998. — 29 августа..

[24]. Голос народа. — 1998. — 19 августа.

[25]. Курская правда. — 1998. — 12 августа.

[26]. Хорошие новости. — 1998. — 6 августа.

[27]. Курская правда. — 1998. — 4 августа.

[28]. Голос народа. — 1998. — 12 августа.

[29]. Голос народа. — 1998. — 12 августа.

[30]. Городские известия. — 1998. — 8 августа.

[31]. Городские известия. — 1998. — 29 августа.

[32]. Городские известия. — 1998. — 11 августа.

[33]. Городские известия. — 1998. — 25 августа.