Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Московская область

Е. Р.,

М. С.

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

в январе-августе 1998 года: краткий обзор

1.    Уникомбанк как зеркало экономики Подмосковья

1.1.       Область в цифрах: как хочется верить

В первом полугодии 1998 года общий объем промышленной продукции в фактических ценах по крупным, средним и совместным предприятиям региона составил 97,3% к аналогичному периоду прошлого года. !997 год был завершен с чуть более высокими результатами: индекс физического объема (к уровню 1996 года) — 103,8%, а по крупным и средним предприятиям — 105,3%.

В области зафиксировано 97895 хозяйственных субъектов, из которых 4,5 тысячи — крупные, дающие 89% объема производства.

Численность занятых на областных предприятиях снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 42 тыс. человек, в том числе в промышленности — на 37 тыс. человек, в сельском хозяйстве — на 13 тыс. человек, а в науке — на 9 тыс. человек.

Предложение рабочей силы на рынке труда за первые семь месяцев 1998 года выросло на 92 тыс. человек. Только по официальным данным численность незанятых, ищущих работу составила 90,2 тыс. человек [[1]].

На 1 марта 1998 г. вклады населения Подмосковья в Сберегательном и коммерческих банках определялись в 7,9 миллиардов рублей, что в расчете на душу населения равнялось 1196,4 рубля [[2]].

В 1997 году индекс потребительских цен составил 110,65% к уровню предшествующего года — самый низкий показатель за последние несколько лет.

За 1997 год потребителям регионального и федерального фондов было поставлено 62,2 тыс. т картофеля, 250 тыс. т — овощей, 535,6 тыс. т — молока,60,7 тыс. т — скота и птицы, 1539,4 млн. штук яиц (их производство увеличилось на 6,7% по сравнению с 1996 годом). Тем не менее в общем Московской области, считавшаяся в прошлом одним из самых

В 1997 году инвестиции в основной капитал по предприятиям и организациям всех форм собственности за счет всех источников финансирования составили 13,26 трлн руб., из них 6,56 трлн руб.(49,5%) направлено на строительство объектов социальной сферы. Также в экономику привлечено 443 млн долларов США иностранных инвестиций.

Объем розничного товарооборота, включая общественное питание по сравнению с 1996 годом в сопоставимых ценах вырос на 2%. Доля товаров, реализованных через сеть крупных, средних и мелких предприятий в общем объеме розничного товарооборота составила 88,4% [[3]].

По данным 7-ого отдела Управления уголовного розыска области за семь месяцев этого года в области было совершено2730 разбоев и грабежей. Число разбоев увеличилось на 8,9%, а грабежей — на 11,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По мнению областных правоохранительных органов к настоящему времени значительно изменился и обновился состав участников грабежей и разбоев: если до середины 90-ых это были организованные преступные сообщества, то в связи с уходом «авторитетов» в легальный бизнес им наследовали дилетанты [[4]].

1.2.       Особенности кризиса финансов в Московской области

Помимо желания выдержать временную логику в описании столь большого промежутка времени, развитие финансового кризиса в стране требует прежде всего уделить внимание его особенностям на территории Московской области.

Комментируя кризис, А.Тяжлов высказал уверенность, что правительство области не допустит катаклизмов. Считая, с одной стороны, что «мы работали нормально», а,с другой, что «кризис может захватить и нас», губернатор пытается, в качестве первоочередной меры, не допустить задержек платежей через областные банки [[5]].

Как известно, областной банковский кризис длится уже несколько лет. Из трех областных «осколков» союзного Госбанка в 1995 году обанкротился ММКБ (в прошлом областной Промстройбанк), с 1996 года в состоянии перманентного кризиса Уникомбанк (в прошлом областной Жилсоцбанк), обслуживающий большинство бюджетных счетов. В конце прошлого года было объявлено о создании «Объединенной банковской группы», куда вошли Онэксимбанка, Уникомбанк и банк «Возрождение» (бывший Агропробанк). Такое развитие событий не явилось неожиданным: с одной стороны, финансовые затруднения Уникомбанка стали хроническими и областной администрации (даже с помощью банка «Возрождение») стало не под силу ему помогать; с другой стороны, дружба Ашота Егиазаряна — фактического теневого хозяина Уникомбанка — с ОНЭКСИМбанком также не секрет.

В июле на заседании Думы о работе Уникомбанка докладывали: В.Власов — первый вице-глава по экономической политике и развитию. Основным достиженем банка Власов считает точное осуществление платежей «день в день». Тем не менее, докладывавший о работе член Совета банка от Московской областной Думы Павел Грудинин высказал обеспокоенность теми фактами, что в свое время облатью было куплено не 51% акций банка, а 39%, и ситуация в банке «до сих пор не урегулирована». В очередной раз была создана депутатская комиссия по изучению дел в банке [[6]].

«Уникомбанк» представляет собой, таким образом, «черный ящик» с бюджетными средствами на входе и неопределяемым потоком на выходе. В этом он очень схож с областью, администрация которой номинально владеет самым крупным пакетом его акций. Областная экономика не представляет собой единого хозяйственного комплекса (существует даже устоявшееся мнение, что область представляет единый хозяйственный комплекс с Москвой). Область - единственный субъект РФ, в котором единый государственный реестр хозяйствующих субъектов ведется на районном и городских уровнях. И, когда читаешь, что бюджет области в 1997 году был выполнен по доходам на 99,5%, причем с превышением планового задания по поступлению налоговых и неналоговых доходов в бюджет области [[7]], то ощущение области как «черного ящика» с неясными входящими и исходящими потоками лишь усиливается.

Еще и до кризиса было не совсем ясно, каким образом будет исполняться нынешний бюджет области, имеющий 4 миллиардный дефицит (бюджет был сверстан в 7 млрд. рублей по доходам и 11 по расходам). Ситуация ухудшилась тем, что арбитражный суд по возврату кредитных средств Минфина, потраченных на как бы спасение Ункомбанка[1], но, вероятно, осевших в карманах А.Егиазаряна — частичная причина опалы В.Власова.

В марте в пике очередной кампании за сбор налогов, губернатор в очередной раз пытался, с одной стороны, заинтересовать глав местных администраций сбором налогов. А с другой, пригрозить неплательщикам жесткими санкциями. Так, районам-донорам (которых в области 11), по мнению губернатора должно быть выгодно утверждение фиксированного по итогам 1996-1997 годов бюджетного минимума, заработанное сверх которого остается «на месте». Ну, а о создании системы неотвратимости.наказания за сокрытия доходов и неуплату налогов, мечтает любой чиновник: от президента до местного главы. И Тяжлов здесь не исключение [[8]].

1.3.       Кадровые перетряски: отражение кризиса и стабильности власти

3 августа, несмотря на разгар отпускного сезона, заседание областного правительства своим присутствием почтил сам губернатор. За 15 минут до заседания на «летучке» первые лица правительства узнали о самой серьезной с 1991 года реорганизации в обладминистрации (предыдущее, состоявшееся в декабре прошлого года, структуротрясение администрации коснулось главным образом прерогатив первого вице-главы В.Власова: из его полномочий тогда чуть-чуть отщипнули для нового заместителя Нины Галаничевой, работавшей до того времени председателем правления «Уникомбанка»).

В этот раз положение Власова пошатнулось всерьез: курируемый им Комитет по экономике попросту ликвидирован. На его основе правда создан департамент региональной экономической политики. Зато укрепились позиции Бориса Балашова, последнего первого секретаря обкома КПСС: из министров промышленности он переведен в новосозданное «министерство по поддержке производителя» с повышением статуса до «первого заместителя главы администрации» (до сих пор таким статусом, выше которого только губернатор и два «вице-главы», обладала лишь начальник областного финансового управления Людмила Дьяконова). Выступая на заседании правительства Тяжлов сказал, что Власов теперь должен будет сосредоточиться на макроэкономическом, а Балашов — на микроэкономическом регулировании. Необходимость изменений в администрации Тяжлов обосновал необходимостью приближения к проблемам экономики конкретных предприятий региона. И именно изменение структуры, по мнению губернатора, с перенесением акцента на конкретную экономику должно смягчить удар кризиса для области.

Достаточно забавным выглядит на этом фоне опубликованное в газете «Подмосковная правда» в марте этого года решение Бюро территориального комитета КПРФ Московской области о поддержке решения первичной партийной организации: «Признать деятельность Балашова Бориса Ивановича антикоммунистической. За усердную поддержку антинародного режима, отрыв от партии и предательство ее интересов исключить его из членов КПРФ». Решение сопровождала анонимная заметка «Из партии — исключить!», вызывающая своим стилем некоторые ностальгические воспоминания [[9]].

После отпуска губернатор продолжил начатые им в июне активные поездки по области. Так, он побывал в Волоколамске, где был сдан в эксплуатацию корпус городской больницы, в Красноармейске, где за год местный бюджет смог рассчитаться с долгами по налогам и даже начал перевыполнять план по их сбору. Губернатор показал пример решения проблем конкретного предприятия: областная администрация пообещала помочь в налаживании кооперации местной фабрики «КРАФтексиль» с льнопроизводителями Волоколамского района [[10]]. До этого «КРАФтекстиль», созданный усилиями местной администрации на базе имущества обанкротившегося в 1996 году текстильного предприятия «Челнок», особыми успехами не блистал.

В конце апреля, наконец, губернатор нашел должность для бывшего председателя областной думы Алексея Воронцова: последний был назначен заместителем Главы «по связям с Федеральным Собранием». На этой должности Воронцову поручено, в частности, готовить договор о разграничении полномочий между областью и федеральным центром.

В апреле ушел на пенсию 70-летний Иван Черепанов, аксакал тяжловской администрации. До 1990 года Черепанов возглавлял Мособлисполком, с весны 1990-го – облсовет, но оттуда ушел в отставку (и, как казалось, на пенсию) после событий августа 1991-го (напомним, тогда Черепанов отказался подписать принятое большинством решение Президиума о поддержке Ельцина). Но вскоре Тяжлов вернул отставника во власть, сначала своим «представителем по межрегиональным связям», а потом и заместителем; последнее время в этом ранге Черепанов представлял губернатора в областной Думе. На его место (с сохранением своих прежних полномочий «руководителя аппарата») назначен Сергей Юдаков. Интересно, что хотя Юдакову отвели черепановский кабинет на пятом, самом престижном этаже администрации, места за подковообразным столом в зале заседаний правительства ему не хватило, и на заседаниях правительства он пока сидит на своем прежнем месте, в первом ряду «партера».

Была найдена должность и для «думского» заместителя А.Воронцова — Н.Кечкина. Он занял пост первого заместителя директора территориального агенства Федеральной службы по несостоятельности и финансовому оздоровлению. Из проигравших выборы депутатов, в Фонд конверсии военных кадров ушел А.Симаков. До сих пор нет сведений о трудоустройстве В.Гальченко, проигравшего на декабрьских выборов в областную Думу.

В середине августа покинул свой пост Кирилл Янков, руководитель областного управления по несостоятельности. На протяжении последних нескольких лет он оставался чуть ли не единственным представителем волны «демократов» в областном руководстве.

С весны развернулась кампания против главы Рузского района Евгения Куприянова. В конце апреля В.Семаев, остававшийся «на хозяйстве» за Тяжлова, издал постановление о лишении Куприянова «государственных полномочий» (напомним, этими нигде не конкретизированными полномочиями наделены практически все избранные главы районов и городов, кроме «воскресенского» Симонова, где создано «Государственное территориальное управление по Воскресенскому району» во главе с Рябовым). Однако никакого «территориального управления по Рузскому району» создано не было. В июле против Куприянова возбудили уголовное дело, арестовали его, затем отпустили под подписку о невыезде и постановлением следователя отстранили от исполнения служебных обязанностей. Куприянову инкриминируют, во-первых, празднование своего дня рождения за счет дома отдыха, и, во-вторых, оплату из районного бюджета участия своей жены (кстати, работника местной СЭС) в проводившемся на теплоходе семинаре по жилищно-коммунальному хозяйству. Эти обвинения звучали и в серии антикуприяновских статей, публиковавшихся весной в областных газетах.

1.4.       Элемент областного новаторства

На заседании правительства области 17 августа было одобрило проект постановления о продаже находящихся в государственной собственности участков земли. Правительство области никогда не отличалась особым новаторством: свой Устав область приняла одной из последних, не подписывала область и столь «модный» пару лет назад договор о разграничении прав с правительством страны. Проект гораздо менее радикален закона «О земле» Саратовской области. В документ заложено право продажи земли, занятой приватизированными предприятиями и иными объектами недвижимости, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками данных предприятий и объектов. Не подлежат продаже земли сельскохозяйственного назначения, земли Лесного и Дорожного фондов, а также земли федерального значения. Акционерные общества, образованные из государственных предприятий, смогут заняться покупкой земли лишь, если 75% их акций продано. Впрочем, это ограничение вряд ли станет серьезным препятствием, зато будет хорошим аргументом при диалоге с левой оппозицией: земля принадлежит акционерам. Нормативная цена земли определяется в соответствии с действующей ставкой земельного налога и с коэффициентом, утверждаемым ежегодно губернатором. Мы уже писали ранее [[11]], что данный коэффициент — вещь весьма забавная, так как в соответствии с ним нормативная цена земли, например, в Одинцовском районе (Барвиха), меньше цены земель г.Пушкино. Хотя в практике рыночной жизни наблюдается прямо противоположная тенденция. С помощью продажи земли правительство планирует подправить финансовое положение муниципальных образований: в их бюджеты будет направляться 70 процентов

На фоне всех неприятностей и кризисов, переживаемых страной, информационное поле области по прежнему наполнено информацией о раннем в этом году начале сбора урожая, проведению очередного конкурса техников по искусственному осеменению коров или конкурса пахарей... Об этом рассказывают и в официальных «Губернских известиях» на канале «Московия», и на страницах официально-демократических «Подмосковных известий», и в оппозиционной коммунистической «Подмосковной правде».

2.    Областная Дума[2]: рабочие будни

Несмотря на парламентские каникулы депутаты решили устроить себе небольшое приключение: по инициативе депутата В.Пекарева они решили в рамках специальной комиссии пройти по следам рейда налоговой инспекции, проведенного в Ногинском районе. Задачу депутаты определили для себя как защиту прав человека и определение причин, по которым рядовая проверка превратилась в нечто большее. Пострадавшей от проверки компанией оказалось ни много ни мало ООО «ОСТ-Алко», современный ликеро-водочный завод, производящий, помимо прочего, водку «Смирновъ», расположенный в Черноголовке. Депутат Владимир Пекарев (по слухам, двоюродный брат С.Ястржембского) является одним из владельцев этого предприятия. Убытки от проверки, в ходе которой была без боя взята оружейная комната охраны завода, составили 940 тыс. рублей, но главным руководство завода считает убытки моральные [[12]].

 

Областной Думой были приняты и губернатором подписаны (дата в скобках) следующие документы:

·       15.07.(29.07.) — Государственная программа Московской области «Старшее поколение Подмосковья» на 1998-1999 годы». Программа предусматривает финансирование в объеме 130,2 миллионов рублей, что было уже учтено в областном бюджете на 1998 год. Результатом исполнения программы, разработанной в соответствии с Указом президента от 13.06.96 «О федеральной целевой программе «Старшее поколение».

Благодаря программе мы можем хотя бы вскользь рассказать о демографической ситуации в области. Основная проблема, свойственная сейчас и многим российским регионам, и иностранным государствам: старение населения[3]. В 1989 году процент лиц старше 65 составил 10,6%, в 1994 г. — 13,4% Ситуация в Московской области чуть-чуть смягчается высоким уровнем миграции: только в 1994 году в область прибыло 133,1 тыс. человек, в том числе лица трудоспособного возраста — 66%, детей — 21,2%, лиц пенсионного возраста — 12,8. Тем не менее в 1997 году тенденция увеличения числа лиц нетрудоспособного возраста увеличилась (см таблицу).

Динамика возрастной структуры населения Московской области
по данным Всесоюзных переписей 1970, 1979, 1989 гг., по 1994, 1995 и 1997 гг. — расчетные данные на 1 января
 [[13]]

 

 

В % ко всему населению

 

1970

1979

1989

1994

1995

1997

До 15 лет

24,0

20,2

21,1

19,7

19,3

18,4

Трудоспособного возраста

60,3

62,8

58,2

57,5

57,7

58,0

Нетрудоспособного возраста

15,7

17,0

20,7

22,8

23,0

23,6

 

·       08.07. (27.07) — Государственная программа Московской области «Дети Подмосковья» на 1998-2000 годы, включающая 8 подпрограмм: «Дети-инвалиды», «Организация оздоровительного отдыха и занятости детей и подростков», «Безопасное материнство», «Планирование семьи», «Дети-сироты», «Одаренные дети», «развитие индустрии детского питания», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Приведем немного статистических данных из программы. В области проживает около 1,9 млн. Семей, треть которых имеет одного ребенка. Всего в области проживает 1,5 мил. Детей до 18 лет, что составляет 22,4 процента от всего населения [[14]].

·       8.07.(24.07.) — Закон Московской области «О ежемесячной доплате к государственной пенсии лицам, замещающим должности в органах государственной власти Московской области» и 15.07.(27.07.) — Закон Московской области «О ежемесячной доплате к государственной пенсии лицам, занимавшим муниципальные должности и замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления в Московской области». В соответствии с законом доплата не распространяется на лиц, работавших в структурах КПСС, а «партийный» период не входит в стаж работы на государственной службе.

·       15.07.(14.08) — Закон Московской области «О внесении дополнений и изменений в государственные программы социально-экономического развития Московской области на 1998 год и о дополнительных мероприятиях по укреплению материально-технической базы жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и физической культуры, образования, культуры». Все перечисленное являет собой не что иное как установление «правовых основ» по реализации наказов избирателей депутатам. По примерным оценкам общая сумма «дополнений-изменений» утяжелит расходную часть бюджета области более чем на 20 млн. рублей.

·       Закон Московской области «О реструктуризации задолженности юридических лиц перед областным бюджетом». К началу августа должниками бюджету являлось порядка 17 тысяч предприятий, а общий объем задолженности приблизился к 7 миллиардам. Закон дает право предприятиям получать рассрочку по платежам на срок до 4 лет, а штрафам и пеням — до 10.,т.е. устанавливается порядок аналогичный федеральным нормам.

2.    К 70-летию области и выборам губернатора

Лавры московского мэра, эпохально оформленные празднованием 850-летия столицы, подвигли губернатора Московской области к проведению областного праздника. Поводом станет 70-летие региона, которое будет отмечаться в следующем году. В рамках подготовки на заседаниях оргкомитета наряду с утверждением символики, эмблемы и т.п. рассматриваются и такие вопросы как санитарно состояние региона. В 1999 году, кстати, исполнится и 290 лет Московской губернии.

Историческая справка 1: 14 января 1929 года Московская губерния была преобразована в Московскую область, куда вошли 10 округов включающих 144 района. В 1929 году на территории Московской области проживало 11 миллионов человек, в том числе 22,3 процента всех промышленных рабочих СССР. Промышленная продукция составляла 25% продукции страны.

Историческая справка 2: Выборы губернатора Московской области прошли одновременно с выборами в Государственную Думу 17 декабря 1995 года. В Московской области к моменту назначения выборов не существовало законодательной базы для их проведения, и потому Указ президента о назначении выборов стал полной неожиданностью для Московской областной Думы. Областной "Закон о выборах главы администрации Московской области 17 декабря 1995 года" был скоропалительно принят после назначения выборов указом Президента. Претендентами выступили глава администрации А. Тяжлов (НДР), заместитель председателя областной думы Валерий Гальченко ("Яблоко"), управляющий Подольским филиалом банка "Возрождение" Олег Антонов (КПРФ), глава администрации г. Дзержинского Виктор Доркин, депутат Государственной Думы от ЛДПР Вячеслав Киселев и Валерий Чурилов. Несмотря на мощную кампанию, Тяжлову удалось победить лишь в состоявшемся 29 декабря втором туре (легитимность которого оспаривалась также вышедшим во второй тур В. Гальченко). Устав области был принят только в декабре 1996 года.

Новые выборы губернатора должны состояться таким образом не позднее декабря следующего года. Но несомненно, что основные акторы политико-хозяйственной жизни Подмосковья начинают определяться финансово и ассоциативно уже сейчас.

В районной прессе прошел ряд статей, посвященных деятельности нынешнего губернатора А.Тяжлова. Так, благодаря стихам (цитируются по памяти), авторам запомнилась одна из них в газете Пушкинского района «Маяк»:

«Тяжело быть с Тяжловым,

И легко быть с Тяжловым.

Тяжело быть Тяжловым!»

Тяжлова считают первым изобретателем «президентской» болезни, коя включает в себя распускание упорных слухов о своем плохом самочувствии, готовности к отставке по состоянию здоровья, с целью выявления очагов нелояльности и вероятных соперников в борьбе за пост.

Среди вероятных претендентов называют людей как принадлежащих в областной элите (В.Гаврилов — глава администрации Дмитровского района, В.Гальченко — бывший заместитель председателя облдумы, А.Гладышев — глава Одинцовского района, А.Долголаптев — депутат областной Думы, Ю.Кораблин — глава Химкинского района, Н.Свистунов — министр внешнеэконолмческих связей, В.Семенов — и.о. министра сельского хозяйства продовольствия РФ), так и федеральных «варягов» (А.Николаев, О.Сосковец, Ю.Батурин).

В дальнейшем мы постараемся поподробнее освятить ряд возможный желающих поучаствовать в борьбе за губернаторское кресло.

И еще одно событие, имеющее отношение к выборам, скорее будущим госдумским. 29 июля по сути была сорвана встреча депутата Государственной Думы по 108-му Мытищинскому избирательному округу С.Юшенкова с избирателями Лобни, Королева, Долгопрудного, Мытищ, Юбилейного. Встреча организовывалась рядом общественных организаций округа, судить о том какими, можно лишь по представленным на встрече КПРФ, НПСР, ЛДПР, СПТ (Социалистическая партия трудящихся), Союз «Чернобыль, РКРП, ветеранских организаций. Во что превратилась встреча, к которой «специально» подготовились представители вышеупомянутых организаций несложно представить. А подготовились они хорошо, поскольку хуже подготовленный депутат Юшенков был вынужден со встречи уйти. Позже в передаче телекомпании «Мытищи – Софтвидео» он сказал, что у коммунистов были заготовлены ящики гнилых помидор и тухлых яиц. Инциденту была посвящена почти целая полоса в «Подмосковной Правде». В опубликованном там же заявлении Мытищинского райкома КПРФ особо проговаривалось, что «никаких гнилых помидоров, никаких других негодных продуктов к встрече... подготовлено не было» [[15]].



[1] Более подробно см обзоры, опубликованные в «Политическом мониторинге» в прошлом году в выпусках 4, 6, 7.

[2] Более подробно о структуре и раскладе сил в областной Думе будет рассказано в следующем обзоре.

[3] Согласно международным демографическим критериям общество считается «старым», если доля людей в возрастах выше 65 лет превышает 7 процентов от общей численности населения.



Источники

[1]. Подмосковные известия. — 1998. — №155.— 21 августа. — С. 3.

[2]. Подмосковные известия. — 1998. — №81.— 5 мая. — С. 2.

[3]. Подмосковные известия. — 1998. — №50.— 20 марта. — С .3.

[4]. Караул, грабят! // Подмосковные известия. — 1998. — №154. — 20 августа. — С. 1.

[5]. Губернатор держит ситуацию // Подмосковные известия. — 1998. — №154. — 20 августа. — С. 1.

[6]. Подмосковные известия. — 1998. — №130. — 17 июля. — С. 2.

[7]. Подмосковные известия. — 1998. — №50.— 20 марта. — С. 3.

[8]. Подмосковные известия. — 1998. — №50.— 20 марта. — С .3.

[9]. Подмосковная правда. — 1998. — №6.— Март. — С. 2.

[10]. Подмосковные известия. — 1998. — №160.— 28 августа. — С. 1.

[11]. Е.Р., М.С. Московская область в июле 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. – №7 (66).

[12]. Подмосковные известия. — 1998. — №158. — 26 августа.— С. 1-2.

[13]. Старая площадь, 6. \\ Подмосковные известия. — 1998. — №154. — 20 августа. — С. 3-4.

[14]. Старая площадь, 6. \\ Подмосковные известия. — 1998. — №154. — 20 августа. — С. 3-4.

[15]. Подмосковная правда. — 1998. — №16.— Август. — С. 3.