Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Новосибирская область

Агентство «Рейтинг»

В. Рухлядев

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

в августе 1998 года

1.    ÄÅßÒÅËÜÍÎÑÒÜ ÂËÀÑÒÍÛÕ ÑÒÐÓÊÒÓÐ

1.1.    Èсполнительная власть

1.1.1.    Îбластная администрация

Указом Президента РФ от 22 июля 1998 года глава администрации Новосибирской области В.П.Муха включен в состав комиссии при Президента РФ по взаимодействию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации при проведении конституционно-правовой реформы [[1]].

Глава администрации Новосибирской области создал рабочую группу для подготовки предложений по оптимизации налогообложения, обеспечивающего социально-экономическое развитие области. В комиссию вошли работники администрации Новосибирской области — заместитель начальника управления промышленности С.Н.Бобров, заместитель начальника управления финансов и налоговой политики В.В.Маханьков, председатель комитета экономического анализа П.В.Заболотный, руководители новосибирских предприятий — директор оловокомбината А.П.Дугельный, директор «Элсиба» Н.А.Канискин, директор Бердского завода биопрепаратов Б.В.Прилепский и др., депутаты областного Совет В.С.Медведко, В.С.Косоуров. До 1 сентября этого года рабочая группа под руководством заместителя главы администрации В.Л.Федорова должна подготовить конкретные предложения [[2]].

1.2.    Ïредставительная власть

1.2.1.    Ýêîíîìè÷åñêàÿ ïëàòôîðìà ôðàêöèè “Òðåòüÿ Ñèëà”

Прошло полгода со времени создания в Облсовете фракции «Третья сила». Она невелика по количеству членов, но уже заявила о себе путем выдвижением кандидата на пост председателя Совета. За прошедшие полгода фракция обрела немалый опыт парламентской работы. Основное внимание фракция уделяет вопросам управления государственной собственностью. «Третья сила», в частности, подготовила изменения к закону об эффективном управлении собственностью и предложения по реорганизации работы комитета по управлению имуществом. По мнению Н.Мочалина, продажа акций, находящихся в госсобственности, должна согласовываться с областным Советом и ни в коем случае не может осуществляться по произволу представителей исполнительной власти.

Интересует «Третью силу» и вопрос о зарплате чиновников: насколько их зарплата зависит от эффективности работы. Слишком много времени у граждан, утверждают они, уходит на согласование тех или иных проблем. Есть претензии у фракции и к методам закупки продовольствия и иных товаров для бюджетных организаций на конкурсной основе — не только продовольствие, но и медикаменты, по мнению депутатов, надо закупать по конкурсу.

Свой взгляд у лидера фракции, директора завода «ЖБИ-4» Николая Мочалина, и на рельсовую блокаду шахтеров. Он считает, что это и есть организованная преступность — шахтеры прекрасно знают, что их судьба зависит от директоров из собственных предприятий, но не рискуют их тронуть, так как директора представляют собой силу, и немалую. Гораздо безопаснее, по его мнению, лечь на рельсы и потребовать что-то от президента и правительства [[3]].

Ставя своей целью разработку механизма восстановления роста экономики Новосибирской области, один из местных экономистов, доцент Сибирского университета Потребкооперации, анализируя опыт других регионов страны, обращает внимание на следующее:

Можно выделить несколько основных групп мер, на принятие которых возлагают свои надежды региональные законодатели:

— предоставление гарантий частным инвесторам, в том числе иностранным, путем создания залогового и других гарантийных фондов;

— обеспечение долевого участия региональных и местных бюджетов в финансировании инвестиционных проектов в рамках реализации программ развития региона;

— выпуск региональных инвестиционных займов в целях финансирования строительства жилья и конкретных промышленных объектов;

— предоставление инвестиционных налоговых льгот и инвестиционных налоговых кредитов предприятиям.

В число регионов, уделяющих значительное внимание налоговому и инвестиционному нормотворчеству, входят, по мнению эксперта, гг.Москва и Санкт-Петербург, Белгородская, Новгородская, Псковская, Кировская, Тверская, Тюменская, Рязанская, Пермская, Челябинская и Ярославская области, Хабаровский, Краснодарский и Ставропольский края, Республика Бурятия.

По всей видимости, в ряде случаев это нормотворчество дало позитивные результаты. Например, в Новгородской области, находившейся в 1995 году на 57-м месте в РФ по уровню инвестиций, вложения в основной капитал выросли в 1995 году на 24%, а в 1996 году — на 21%, а иностранные инвестиции возросли в 1996 году почти в три раза, что является уникальным результатом. В 1996г. в Псковской области иностранные инвестиции выросли более чем в 12 раз, а в Ярославской — более чем в 76 раз при среднем по России росте инвестиций в 2,3 раза.

Позитивные сдвиги инвестиционного процесса в Новгородской области стали возможны благодаря принятию регионального налогового кодекса, установившего льготный режим налогообложения, стимулирующего приток инвестиций. Иностранные инвестиции на время окупаемости проекта (не более фиксированного срока) освобождены от всех видов областных и местных налогов. В 1997г. 49% продукции в области производилось с участием иностранного капитала (для сравнения, в среднем по России — 2-3 процента). Активизировались в регионе и местные инвесторы. Бесспорным лидером в разработке налогового и инвестиционного законодательства является Москва. В сочетании с другими факторами инвестиционной привлекательности это обеспечило приток иностранных инвестиций в Москву в 1997г. в размере 7076,7 млн. $ (или 67,4 процента от всех инвестиций в Россию), в том числе прямых инвестиций — 3056,4 млн. $ (или 78,4 всех прямых инвестиций). Всего в Москве накоплено на 1 января 1998 года иностранных инвестиций общим объемом в 11859,3 млн. долларов (или 51% от всех прямых инвестиций в России).

Какие же конкретные меры по стимулированию инвестиций используются в региональном законодательстве? Во-первых, это предоставление льгот по уплате региональных и местных налогов и других платежей. При этом используются различные критерии, при соблюдении которых при соблюдении которых могут быть предоставлены эти льготы при осуществлении капитальных вложений, и устанавливается срок этих льгот. кроме того, в ряде инвестиционных законов оговаривается, в какие отрасли должны быть направлены инвестиции в качестве условия предоставления этих льгот. Например, в Тюменской области в законе, принятом 6 марта 1996 года, выделены семь приоритетных отраслей. Также поступили в Псковской области и в Бурятии. В Новгородской области речь идет о предприятиях, осуществляющих производственную деятельность. В законах субъектов Федерации европейской России предпочтение отдается проектам с коротким сроком окупаемости (1-3 года) и малому предпринимательству. В законах Урала и Сибири предусматривается более длительный срок действия инвестиционных налоговых льгот (4-5 лет, а по социальным проектам — до 10 лет). Во-вторых, стимулирование инвестиций идет по пути разработки и принятия региональных инвестиционных программ с участием в финансировании проектов региональных и местных бюджетов [[4]].

2.    ÄÅßÒÅËÜÍÎÑÒÜ ÑÎÖÈÀËÜÍÎ-ÏÎËÈÒÈ×ÅÑÊÈÕ ÎÐÃÀÍÈÇÀÖÈÉ

Несмотря на то, что о начале предвыборной кампании не объявлено, в настоящее время политики спорят о методах финансирования единственной сколько-нибудь заметной футбольной команды региона «Чкаловец». Не так давно депутат Госдумы РФ Аркадий Янковский выступил с предложением забрать бюджетные деньги у радиоканала «Слово» (это очень «красный» канал областной Думы, транслируемый по сетям областного новосибирского радио), и передать их «Чкаловцу». В ответ пресс-служба обладминистрации фактически обвинила депутата в попытке ввести цензуру. Затем Янковский вместе с земляком и коллегой по Госдуме РФ Олегом Гонжаровым вошли в комитет по поддержке «Чкаловца». Комитет этот возглавил экс-губернатор Иван Индинок, которого многие серьезные аналитики называют наиболее вероятным соперником нынешнего губернатора Виталия Мухи на будущих губернаторских выборах [[5]].

2.1.    ËÄÏÐ

В конце июля через Новосибирскую область прошел поезд «Москва — Байкал — Москва» ЛДПР Владимира Жириновского. Он останавливался во многих городах и населенных пунктах, где Владимир Вольфович выступал на митингах. По его собственным словам, этот агитпоезд суть первый подобный в новейшей истории России, кроме аналогичного детища Льва Троцкого. По Новосибирской области Жириновского сопровождал лидер региональной организации ЛДПР Евгений Логинов. Поезд состоял из десяти вагонов, два-три из которых представляли собой вагоны-рестораны. Постоянных пассажиров, ехавших от Москвы до Байкала и обратно, было немного. Но на каждой остановке подсаживались и покидали поезд местные активисты ЛДПР. И, таким образом, в каждую единицу времени в поезде ехало около 150 человек. Несколько плацкартных вагонов были предназначены для «пехоты», а несколько спальных — для заслуженных жириновцев. Было и нечто вроде конференц-вагона и вагона-бара — со стойкой, кожаными диванами и телевизором [[6]].

3.    ÝÊÎÍÎÌÈ×ÅÑÊÈÅ ÏÐÎÁËÅÌÛ

3.1.    Ïоказатели развития в I полугодии 1998 года

Новосибирский областной комитет государственной статистики привел данные о развитии области в первом полугодии 1998 года.

Общее количество предприятий, объединений и филиалов на 1 июля 1998 года — 62132 единицы. Наибольшее количество самостоятельных предприятий сосредоточено в торговле и общественном питании — 34,5%, сельском хозяйстве — 11,9%, промышленности — 11,8%, строительстве — 10,5%. Доля предприятий негосударственного сектора составила 89%, из них предприятий частной собственности — 75%.

3.1.1.    Промышленность

Промышленностью области произведено товаров и услуг в фактических ценах предприятий на 7860 млн.. рублей. Физический объем составил 96,7% от уровня первого полугодия 1997 года. Из 112 важнейших видов продукции, производимых в области, допущено снижение выпуска 62 (из них 17 — более чем в два раза). Увеличилось производство 44 видов продукции. Электроэнергетика занимает 26,4% в структуре областного промышленного производства. Выпуск продукции отрасли вырос на 23,1%. В топливной промышленности производство снизилось на 17,2%. Выпуск продукции черной металлургии сократился на 59,2%. В цветной металлургии выпуск товаров и услуг снизился на 57,9%. В машиностроении и металлообработке объем производства снизился на 15%, при этом доля отрасли в общем объеме производства области составила 28,5% против 32% в январе-июне 1997 года. Производство товаров химической промышленности выросло на 3,9%. Вырос выпуск товаров в медицинской промышленности (на 45,1%). В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в целом выпуск продукции снизился на 26,3%. Выпуск промышленности строительных материалов снизился на 15%, в легкой промышленности —на 13,2 процента. На предприятиях пищевой промышленности приходится 21,5 процента областного объема производства. Физический объем продукции отрасли снизился на 4,5 процента. Потребительские товары занимают 23,3% в объеме промышленного производства. Удельный вес пищевых продуктов в их структуре — 58,8%, непродовольственных товаров — 27,4%, вино водочных изделий и пива — 13,8. Физический объем производства потребительских товаров снизился на 0,2% по сравнению с шестью месяцами прошлого года.

3.1.2.    Сельское хозяйство

Валовая продукция сельского хозяйства за первое полугодие составила в действующих ценах 1,8 млрд. рублей. По сравнению с соответствующим периодом 1997 года объем валовой продукции (в ценах 1997 года) сократился на 6%. Сельхозпредприятия остаются основными производителями зерна (93% посевной площади зерновых культур), технических (98%) и кормовых культур (99%), картофеля и овощей населению (96 и 86% соответственном). Посевы крестьянских (фермерских хозяйств)размещены на площади 120,6 тыс. гектаров (4,5% посевных площадей). Зерновыми культурами засеяно 110,9 тыс. га (92% посевной площади крестьянских хозяйств). За полугодие в хозяйствах всех категорий реализовано на убой 51,8 тыс. тонн скота и птицы (в весе живого скота), валовой надой молока составил 426,3 тыс. тонн, получено 501,1 млн. яиц. По сравнению с соответствующим периодом 1997 года реализация скота и птицы на убой сократилась на 21 процент, валовой надой молока — на 10%. Производство яиц возросло на 7%. На долю сельхозпредприятий приходится 82% от общего производства мяса, 60% валового надоя молока, 73% полученных яиц. На сельхозпредприятиях возросла продуктивность молочного стада. Средний надой молока в январе-июне составил 1021 кг против 975 в соответствующем периоде прошлого года. На начало июля в хозяйствах всех категорий (по расчетным данным) поголовье крупного рогатого скота составило 1048,5 тыс. голов, в том числе коров — 421,7, свиней — 443,8, овец и коз — 390,3 тыс голов. Продолжает сокращаться поголовье скота на сельхозпредприятиях. По сравнению с соответствующей датой прошлого года поголовье скота по видам сократилось от 9,4 до 39,4%. Поголовье птицы возросло на 1,4%. Улучшилось использование маточного поголовья крупного рогатого скота и овец. Уменьшился падеж всех видов скота. С начала года сельхозпредприятиями продано населению 1,7 млн. голов молодняка птицы и 29,8 тыс. поросят. За первое полугодие, по расчетам, хозяйствами всех категорий реализовано по всем каналам 53,4 тыс. тонн скота и птицы ( в весе живого скота), что составляет 83% к соответствующему периоду прошлого года, 196,8 тыс. тонн молока (87%), 357,4 млн. яиц (112%), 172,5 тыс тонн зерна, 657 тонн картофеля, 77 тонн огурцов и 13 тонн тепличных помидоров. Индекс цен реализации основных видов сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными производителями против соответствующего периода прошлого года составил 107,3%.

3.1.3.    Строительство

В строительстве инвестиции на развитие экономики и социальной сферы области, по оценке, составили 1451 млн.. рублей, что на 8% ниже уровня соответствующего периода прошлого года. Построена 451 квартира общей площадью 36,8 тыс. кв. метров, что на 24% меньше, чем за соответствующий период прошлого года, в том числе в сельской местности — 5,3 тыс. кв. метров (на 6% меньше). Государственными предприятиями сдано в эксплуатацию 1,2 тыс. кв. метров жилья, предприятиями частной формы собственности — 28,8 тыс. кв. метров, смешанной российской собственности — 6,8 тыс. кв. метров. Индивидуальными застройщиками за свой счет и с помощью кредита введено 23,4 тыс. кв. метров жилья, что на 34% больше, чем в первом полугодии 1997 года. Доля индивидуальных жилых домов в общем объеме введенного жилья составила 64%.

3.1.4.    Транспорт

Автомобильный транспорт общего пользования, специализирующийся на перевозках грузов и пассажиров, сосредоточен в 59 транспортных предприятиях. Внутренним водным управляют 2 акционерных общества: «Западно-Сибирское речное пароходство» и «Новосибречпорт». Воздушными перевозками заняты 3 регулярных перевозчика: Новосибирское государственное авиапредприятие, АООТ «Авиакомпания «Сибирь», ОАО «Толмачево».

Западно-Сибирская железная дорога находится на первом месте по объему перевезенных грузов и на втором после автомобильного транспорта по перевозке пассажиров. Всеми видами транспорта общего пользования перевезено 8,3 млн.. тонн, что на 8% меньше, чем в январе-июне 1997 года, грузооборот сократился на 1 процент. На железнодорожном транспорте объем перевозок составил 4,1 млн.. тонн, что на 9% меньше, чем в январе-июне 1997 года, грузооборот сократился на 1 процент. Предприятиями автомобильного транспорта и предпринимателями (физическими лицами), занимающимися коммерческими грузовыми автоперевозками, перевезено 2,5 млн.. тонн грузов, что на 33% меньше, чем в 1-ом полугодии 1997г., грузооборот уменьшился на 24%. На воздушном транспорте отправлено грузов на 4,2 тыс. тонн, что на 20% больше, чем за 1 полугодие 1997 года. Грузооборот уменьшился на 7%. Водным транспортом перевезено 1,6 млн. тонн грузов (89% от уровня 1 полугодия 1997 года), грузооборот при этом увеличился на 3%.

3.1.5.    Оптовая торговля

Предприятиями оптовой торговли продано продукции и товаров на 9857 млн. рублей, что в фактических отпускных ценах на 25,3%, а в сопоставимых ценах на 22,5 больше, чем за соответствующий период прошлого года. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года, возросла продажа муки, крупы, макаронных и колбасных изделий, рыбной продукции, сахара, кондитерских изделий, яиц, соли, чая, швейных изделий, холодильников, стиральных машин, телевизоров, пылесосов, проката черных металлов, цемента, стекла оконного, пиломатериалов, линолеума, бензина автомобильного и дизельного топлива. Снизилась продажа мяса, масла животного и растительного, сыров рыбных консервов, трикотажных изделий, мебели, обуви, мазута топочного, автомобилей грузовых и легковых, шин, материалов кровельных, труб стальных, шифера, угля. Товарные запасы на начало июля составили 1745 млн. рублей и обеспечивали 32 дня торговли.

3.1.6.    Потребительский рынок

На потребительском рынке населению продано товаров через все каналы реализации на 9681 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 2,4% меньше объема января-июня 1997 года (в фактических ценах — на 5,9% больше). Товарооборот торговых предприятий составил 7366 млн. рублей (76,1% от общего объема) и сократился (в сопоставимых цена) против соответствующего периода прошлого года на 2,6%. Предприятиями общественного питания реализовано продукции на 311 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 18,4% меньше, чем за январь-июнь 1997 года. Населению оказано платных услуг на 3520,2 млн. рублей, предприятиями и организациями — на 2453,3 млн. рублей (69,7% от общего объема платных услуг). По сравнению с соответствующим периодом прошлого года объем платных услуг увеличился на 1,8%, а объем бытовых услуг уменьшился на 8,5%.

3.1.7.    Цены

Потребительские цены за первое полугодие текущего года на товары и платные услуги выросли на 3,7%, в том числе на товары — на 3,9%, платные услуги — на 3,1%. Цены на продукты питания увеличились на 5,9%, более всего поднялись цены на овощи — в 2,1 раза. Средняя стоимость набора из 25 важнейших продуктов питания выросла за полугодие на 7,4%. Цены на непродовольственные товары за тот же период выросли на 0,4%. На 16,5% подешевели легковые автомобили, на 26,9% — бензин. Цены и тарифы на платные услуги населению за полугодие повысились на 3,1%. Фактические тарифы в среднем по электроэнергетике за первое полугодие снизились на 4,7%. Цены на строительно-монтажные работы выросли на 1,6%.

3.1.8.    Финансы

Консолидированный бюджет области исполнен с дефицитом в 318,6 млн. рублей. Доходы консолидированного бюджета составили 2369,7 млн. рублей. В структуре доходов удельный вес налоговых поступлений составил 86,8%, неналоговых платежей — 3,7%. НДС занимает 27,4% от общей суммы доходов, подоходный налог с физических лиц — 15,4%, налог на прибыль — 18,3%, акцизы — 4,8%. Расходы консолидированного бюджета составили 2688,3 млн. рублей. Из них на поддержание отраслей и отдельных объектов экономики, социально-культурные мероприятия, государственное управление и правоохранительную деятельность направлено 20,52,9 млн. рублей, или 76,4% от всей суммы расходов. По данным госналогинспекции, величина поступлений оп налоговым платежам и другим доходам составила 3054,2 млн. рублей. Задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему области составляет 2914,9 млн. рублей, недоимка — 2896,7 млн. рублей.

За семь месяцев в консолидированный бюджет области поступило «живыми» деньгами более 2 млрд. рублей, в федеральный — 878 млрд. рублей и 1 млрд. 175 млн. рублей — в территориальный бюджет. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года эти показатели выросли в среднем на 15%. В целом же величина поступлений налоговых платежей на территории области составила 3 млрд. 588 млн. рублей, что на 10% меньше, чем в прошлом году. Структурный анализ налоговых поступлений показал, что на долю «живых» денег в общем объеме мобилизации в консолидированный бюджет приходится 57%. Остальное составляют зачеты. Доля зачетов только в федеральный бюджет по состоянию на начало августа составила около 29%, что почти на 30% меньше, чем в прошлом году. Напротив, иная ситуация сложилась с неденежными формами расчетов в территориальный бюджет: их удельный вес снизился на 5,2% и составил 50% [[7]].

За полугодие в бюджеты всех уровней налоговой полицией Новосибирской области дополнительно начислено 444,3 млн. рублей. Это более чем на 100 млн. рублей больше, чем за весь 1997 год. в Пенсионный фонд взыскано с должников около 43 млн. рублей — на 3 млн. больше, чем в прошлом году. На один рубль затрат, идущих на содержание налоговой полиции, приходится 51 рубль, который пополняет государственный бюджет [[8]].

 

В отраслях экономики получено прибыли в действующих ценах на сумму около 1,7 млрд. рублей (с учетом субъектов малого предпринимательства). Около 60% прибыли получено от промышленности. Более 40% предприятий получили убытки на общую сумму около 900 млн. рублей. На начало июня кредиторская задолженность обследуемых предприятий составила 24,3 млрд. рублей, в том числе просроченная — 13 млрд. (53,6% от общего объема). Из просроченной задолженности бюджета 37% приходится на задолженность поставщикам, 26% — в бюджет и 24,6% — во внебюджетные фонды. Основной объем в просроченной кредиторской задолженности (более 62%) занимают промышленные предприятия. Задолженность предприятий по полученным кредитам банков и займам на начало июня сложилась в размере 1,9 млрд. рублей. Основная сумма полученных кредитов и займов была сосредоточена на предприятиях промышленности и сельского хозяйства. Дебиторская задолженность предприятий и организаций обследуемых отраслей достигла 15,4 млрд. рублей. На просроченную дебиторскую задолженность приходилось 50,8% (7,7 млрд. рублей), из нее 80% (6,4 млрд. рублей) составила просроченная задолженность покупателей и заказчиков на товары, работы и услуги. По данным предприятий и организаций промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, здравоохранения, образования, культуры и искусства, науки и научного обслуживания, жилищного и коммунального хозяйства по состоянию на 1 июля 1998 года, общая сумма просроченной задолженности по заработной плате составила 1065,6 млн. рублей, с начала года она увеличилась на 36,5%. Удельный вес задолженности предприятий и организаций из-за отсутствия бюджетного финансирования в общей задолженности по заработной плате составил 17% (на 1 января 1998 года — 8,9%), в отраслях социальной сферы — 11,2% (3%), в производственных отраслях — 5,8% (5,9%).

3.2.    Áанки

27 июля Центральный банк России отозвал лицензию новосибирского банка «Русский народный банк» в связи с его присоединением к КБ «Сибакадембанк». Русский народный банк уже давно искал партнера по слиянию, но такой исход его поисков мало кто прогнозировал. В числе пайщиков «Русского народного» состоят вполне жизнеспособные предприятия Сибирского отделения Западно-Сибирской железной дороги, Новосибирский оловокомбинат и АО «Уником». А Сибакадембанк, хоть и является одним из старейших коммерческих банков Новосибирска (зарегистрирован в 1990 году), оказался в кризисе вместе со своим главным акционером — Сибирским отделением Российской академии наук. Поэтому предстоящее объединение представлялось скорее как поглощение «банка ученых» «банком железнодорожников». У «Русского народного» и уставной капитал повнушительнее, и перспективы грандиознее: по сообщению вице-президента «РНБ» Андрея Бекарева, 16 июля был подписан совместный протокол между «РНБ» и Омскпромстройбанком о создании крупного межрегионального банковского холдинга на основе объединения самостоятельных региональных банков. Присоединиться к холдингу уже решил Кузбассоцбанк, с Алтайкапиталбанком на эту тему ведутся переговоры. Однако по определенным стратегическим соображениям «Русский народный» предпочел влиться в состав Сибакадембанка, правда, сохранив при этом паритет власти в новом «финансовом доме» в составе нового руководства присутствуют все руководители как одного, так и другого банка. Для поглощения «РНБ» Сибакадембанк провел эмиссию акций на сумму 15,3 млн..деноминированных рублей, увеличив уставной капитал банка с 6,9 до 22 млн. рублей. Распределение акций проводилось по предварительной подписке среди участников «РНБ». Объем эмиссии соответствовал величине уставного капитала «РНБ», и после проведения эмиссии два банка были объединены в один финансовый институт. Вновь образованный банк имеет один из самых крупных уставных капиталов в городе, и, главное, он обладает всеми видами лицензий, принадлежащих Сибакадембанку. В этом и кроется разгадка интриги отказа «РНБ» от «русского народного» названия. Перечень лицензий у Сибакадембанка оказался богаче, чем у «РНБ», а это для финансистов куда дороже родного имени. Когда же на базе «нового» Сибакадембанка будет создан межрегиональный банковский холдинг в транспортной сфере, «приемное» академическое название тоже, скорее всего, изменится [[9]].

3.3.    Âнешнеторговый оборот

По сообщению областного комитета госстатистики, внешнеторговый оборот Новосибирской области в первой половине 1998 года составил 324,4 миллиона долларов США, в том числе со странами СНГ — 90,8, со странами дальнего зарубежья — 213,6 млн. долларов. Третью часть этого экспорта составляют тепловыделяющие элементы для АЭС. Номенклатура поставок по импорту состоит из соков, фруктов, различных сортов вин и лекарственных средств [[10]].

3.4.    Промышленность

3.4.1.    Ñистема протекционизма местной вино-водочной продукции

В Новосибирске опубликовано Постановление Главы областной администрации «О дополнительных мерах по усилению государственного контроля и надзора за производством, оборотом и качеством алкогольной продукции». Им запрещается поставка на территорию области этилового спирта организациям, не имеющим квоты на его закупку и лицензии на деятельность по его обороту. Для проведения обязательной идентификации и оценки безопасности всей ввозимой на территорию области и производимой в области алкогольной продукции в Новосибирске создается областное государственное унитарное предприятие по временному хранению, переработке и розничной продаже алкогольной продукции. Формируется постоянно действующая межведомственная рабочая группа, которая обеспечит круглосуточные проверки поступающих всеми видами транспорта на территорию области этилового спирта. При отсутствии необходимых документов, подтверждающих легальность производства и оборота спирта, либо выявлении его недоброкачественности продукция рассматривается как находящаяся в незаконном обороте и изымается. С 1 сентября на всю алкогольную продукцию областное государственное унитарное предприятие будет наклеивать идентификационные марки, подтверждающие качество и безопасность продукции для жизни и здоровья потребителей. Инспекция Госкомалкогольмонополии по Новосибирской области, лицензионная палата управления финансов и налоговой политики созадают информационный банк данных о субъектах, участвующих в обороте алкогольной продукции, для оперативной проверки легальности их деятельности. С 1 октября запрещается торговля алкогольной продукцией без идентификационных марок [[11]].

3.4.2.    Ëикеро-водочное производство

Известно, что государство пытается вернуть себе важный источник наполнения бюджета — винную монополию. В Новосибирской области есть три крупных производителя вино-водочных изделий: государственный завод к г.Куйбышеве «КАОЛВИ» и акционерные в Новосибирске «ВИНАП» и «Сибирский бальзам». На первом в 1997г. производство водки сократилось почти в два раза, а у последних двух наоборот значительно возросло. Остро стоит проблема качественного спирта для производства водки. В прошлом году суммарный выпуск водки и ликеро-водочной продукции на «ВИНАПЕ» и «Сибирском бальзаме» увеличился на 770 тысяч декалитров, а производство спирта на куйбышевском АО «Спирт» выросло только на 135 тыс. дал. Нехватка качественного спирта может существенно ограничить конкурентные возможности «вольных» предприятий и поставит их в зависимость от государства. Высказывается предположение, что если последнее действительно воспользуется скрытыми возможностями президентского указа, российский алкогольный рынок ждут потрясения, каких не было уже лет десять [[12]].

3.4.3.    Ýлектродный завод

Проблемы Электродного завода уже рассматривались в ряде предыдущих выпусков мониторинга. С момента отстранения от управления заводом транснациональной корпорации Trans World Group (TWG) прошло более четыре месяца. За это время удалось урегулировать отношения с энергетиками и железной дорогой, удалось наладить деловые отношения с потенциальными потребителями продукции, которые были отстранены от НовЭЗа в период господства TWG. Контакты завязаны как с отечественными, так и с зарубежными покупателями. Потребителями продукции внутри России станут «Норильский никель», Ново-Липецкий и Западно-Сибирский металлургический комбинаты, Братский, Саянский и другие алюминиевые заводы. Ориентация на сотрудничество с отечественными производителями будет продолжена. Что касается зарубежных партнеров, то успешно идут переговоры с крупнейшей норвежской фирмой Elkem. Норвежская фирма должна стать стратегическим партнером НовЭЗа в продвижении продукции на мировой рынок, в частности, в Китай и Юго-Восточную Азию, и на рынок стран СНГ. В начале сентября планируется визит делегации Elkem в Новосибирскую область. В конце августа должно состояться подписание контракта на поставку большой партии продукции в Турцию. К концу этого года загрузка мощностей завода может возрасти с 20 до 50%. Главе администрации Новосибирской области Виталию Мухе удалось убедить федеральное правительство отложить продажу государственного пакета акций НовЭЗа. Губернатор считает, что сначала надо вывести завод из состояния кризиса, а потом вести речь о его продаже [[13]].

3.5.    Íаука

Если до сих пор трубы очищали с помощью пропускаемых по ним специальных растворов, то теперь группа сотрудников Института теплофизики СО РАН под руководством доктора технических наук Николая Прибатурина предложила новый способ. На требующую очистки поверхность воздействуют ударной волной. Чтобы увеличить амплитуду такой волны, по трубе пропускается жидкость с пузырьками газа. Результат превзошел все ожидания: время очистки поверхности сократилось на порядок, в пять раз сократились энергозатраты. Новая технология позволяет очищать и мельчайшие трубочки топливных магистралей самолетов, и водопроводные трубы, и оборудование молочной промышленности, и карбюраторы автомобилей. Сотрудники института планируют в ближайшее время продолжить испытания новой установки в городе Туруханске (Красноярский край) на марганцевом месторождении руды, для очистки марганца от глины и окислов [[14]].

3.6.    Ñельское хозяйство

11 августа 50 новых зерноуборочных комбайнов «Доминатор» отправлены в МТС и хозяйства Новосибирской области. Закупка современной техники осуществлена на условиях лизинга через новосибирскую продовольственную корпорацию. Техника закупалась у германской фирмы «Клаас». Кредитование контракта поставок зарубежной техники идет через Альфа-банк. Сельхозпроизводители получают комбайны по лизингу сроком на пять лет в обмен на зерно. Расчет зерном будет вестись равными долями в течение пяти лет. Реализацию зерна взяла на себя Новосибирская продовольственная корпорация. По словам генерального директора Новосибирской продовольственной корпорации закупки именно импортной техники объясняется тем, что отечественные аналоги просто отсутствуют. Если раньше в стране выпускалось 75-80 тысяч уборочных машин, то в прошлом году — только полторы тысячи, да и те часто идут некомплектные. Каждый «Доминатор» стоит миллион деноминированных рублей. Сейчас решается вопрос об организации выпуска комплектующих деталей к импортной технике непосредственно в Новосибирске. Пока же немецкая фирма гарантирует бесплатную поставку запчастей в Новосибирскую область в течение двух лет [[15]].

4.    ÑÎÖÈÀËÜÍÛÅ ÏÐÎÁËÅÌÛ

4.1.    Итоги прошедшего полугодия

4.1.1.    Демографическая обстановка

За рассматриваемый период родилось — 11468, умерло — 17902. Естественная убыль составила 6434 человека. По сравнению с соответствующим периодом 1997 года, число родившихся уменьшилось на 283, коэффициент рождаемости — на 0,2 пункта и составил 8,4 промилле. Коэффициент смертности снизился с 13,7 промилле до 13,1, число умерших — на 778 человек. Несмотря на это, число умерших превысило число родившихся в 1,6 раза. Основными причинами смерти в области по-прежнему являются болезни системы кровообращения (51 процент), новообразования(16 %), несчастные случаи, отравления и травмы (13%). По этим трем причинам в текущем году умерло 14,4 тыс. человек (80% всех умерших).Снизилась младенческая смертность — с 17 до 16 на 1000 родившихся. Зарегистрированных браков уменьшилось на 874 (12%) и составило 6100. Одновременно увеличилось число разводов (на 145) — их зарегистрировано 5071. Коэффициент брачности в расчете на 1000 человек населения составил 4,5 промилле ( в 1997 году — 4,9 промилле), разводимости — 3,7 (3,6). В настоящее время на 1000 образованных брачных пар приходится 831 распавшаяся, а год назад — 707. Снижение численности населения за счет естественной убыли в определенной степени компенсируется положительным сальдо миграции. Число прибывших в область за январь-июнь превысило число выбывших за ее пределы на 6251 человек (в январе-июне 1997г. — на 5432). По данным миграционной службы, за 6 месяцев зарегистрировано 3879 беженцев и вынужденных переселенцев (в январе — июне 1997г.- 3111).

4.1.2.    Здравоохранение

Возросла заболеваемость колитами, энтеритами, гастритами, пищевыми токсикоинфекциями, острыми кишечными инфекциями, вызванными неустановленными возбудителями, скарлатиной, ветряной оспой, паротитом эпидемическим, краснухой, туберкулезом, впервые выявленным активных форм, в том числе органов дыхания, менингококковой инфекцией, клещевым энцефалитом. Сократилось число заболевших сальмонеллезными инфекциями, вирусными гепатитами, дифтерией, коклюшем, корью, гриппом, педикулезом, острыми инфекциями верхних дыхательных путей, сифилисом, впервые выявленным — всех форм, гонореей, бактериальной дизентерией (шигеллезом).

4.1.3.    Уровень жизни и доходы населения

Номинальные денежные доходы населения составили, по оценке, 701 рубль на душу населения (139% к величине прожиточного минимума). По сравнению с аналогичным периодом 1997 года, они увеличились на 27%, реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) — на 18%.

Средняя заработная плата, начисленная работникам крупных и средних предприятий, без выплат социального характера, сложилась в размере 922 рубля и повысилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 12%. Выплаты социального характера составили в среднем 25 рублей на одного работника, возросли на 6%. Размер реальной среднемесячной заработной платы, рассчитанной с учетом индекса потребительских цен, вырос оп сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2%. В области насчитывается 691 тысяч пенсионеров, из них 537,9 тыс (78%) — пенсионеры по старости. Средний размер назначенной пенсии без компенсационных выплат составил 330,6 рубля, в том числе — по старости — 368,9 рубля. С учетом компенсационных выплат средний размер назначенной месячной пенсии составил 411,4 рубля, в том числе по старости — 435,1 рубля. Средний размер назначенной месячной пенсии с учетом компенсационных выплат составил 111% прожиточного минимума пенсионера, и 43% средней зарплаты работающих.

 

По данным управления труда и занятости населения, прожиточный минимум для населения Новосибирской области составил на 1 августа 1998г. в среднем на душу населения 497 руб. Для мужчин в возрасте от 16 до 60 лет он равен 577 руб., для женщин 16-55 лет — 494 руб., для пенсионеров старше 55(60) лет — 371 руб., для детей до 7 лет — 431 руб., для детей в возрасте от 7 до 16 лет — 498 руб. Минимальный потребительский бюджет для населения Новосибирской области на ту же дату составил 1662 рубля. Причем для жителей города — 1834 руб., а для селян — 1225 руб. [[16]].

4.1.4.    Рынок труда

Численность экономически активного населения на конец мая 1998 года составила 1173 тыс. человек, из них 1059 тыс. заняты в экономике и 114 тыс. не имели занятия. К концу июня в органах службы занятости состояло на учета 17,6 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 16,2 тыс. имели статус безработного. Среди безработных 15,4% — лица, имеющие высшее образование, 23,6% — молодежь в возрасте от 16 до 29 лет, 66,8% — женщины. Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на одну заявленную вакансию на конец июня составила 3,9 человека, против 5,8 на соответствующую дату 1997г.

4.2.    Экология

Выбросы вредных веществ от стационарных источников выделения составили 115,2 тыс. тонн, что на 8% больше, чем за соответствующий период 1997г. Выбросы газообразных и жидких веществ составили 82,2 тыс. тонн (январь-июнь 97г. — 73 тыс. тонн), а выбросы твердых — 33 тыс. тонн, что на 0,7 тыс. тонн меньше, чем за январь-июнь 97г.

4.3.    Правонарушения

Зарегистрировано 28,2 тыс. преступлений. В расчете на 1000 человек населения зарегистрировано 10 преступлений (за январь-июнь 97г.- 11). По сравнению с соответствующим периодом 97г. число зарегистрированных преступлений уменьшилось на 2,3 тыс. (7,5%). В структуре зарегистрированных преступлений 43% приходилось на кражи, 12% — на экономические и должностные преступления, 11% — на преступления, связанные с наркотиками, 5% — на грабежи, 4% — на хулиганства, 3% — на мошенничества, 2% — на тяжкий вред здоровью, 1 процент — на разбои, 0,7 процента — на умышленные убийства и покушения на убийства, 0,2% — на изнасилования и покушения на изнасилования. Выявлено 15193 лиц, совершивших преступления, в том числе несовершеннолетних — 2031 (13%), учащихся, студентов — 1244 (8%), женщин — 2398 (16%), безработных — 138 (1 процент) [[17]].

4.4.    Óровень доходов молодежи

По заказу комитета по делам молодежи администрации области в Новосибирске проведено социологическое исследование, анализирующее процессы, происходящие в молодежной среде, прежде всего на уровне доходов. В опросе, осуществленном на основе квотной выборки, участвовали молодежные группы всех типов населенных пунктов: город областного значения, город областного подчинения, город районного подчинения, город или поселок городского типа, село. Как и можно было ожидать, уровень доходов на селе ниже, чем в Новосибирске — в областном центре «бедными» (с доходами 180 рублей в месяц) себя считают 6% молодых людей, а «богатыми» (с доходами выше 1440 рублей) — 9%, то на селе эти показатели — 36 и 0% соответственно. Исследователи делают вывод, что на селе удельный вес «бедных» в шесть раз больше, чем в Новосибирске. Именно материальное положение определяет и основные взгляды молодого поколения, оценку общества и своего места в нем. Поддерживают экономическую политику, проводимую в России, 22% «бедных». Среди богатых таковых 70%.

Авторы исследования утверждают, что женщины, по крайней мере в молодежной среде, у нас равноправия добились — уровень дохода практически не связан с половой характеристикой респондента. Также очевидным оказался и вывод, что чем младше человек, тем меньше он получает: среди самых богатых только 2% людей в возрасте от 15 до 17 лет, тогда как 37% в этой группе составляют опрошенные в возрасте от 25 до 29 лет. Наибольшее количество респондентов с низким уровнем доходов — среди тех, кто работает (49%), и среди тех, кто не работает и не учится (29%). если последнее закономерно, то первое представляется авторам исследования уникальным достижением российского развития. Среди самых богатых людей 60% создают свое благосостояние с трудом, а 11% совмещают работу с учебой, что говорит о высокой степени самоорганизации и адаптации определенных групп молодежи. 9% среди самых богатых и не работают, и не учатся...

В целом авторы исследования делают вывод, что нынешняя молодежь имеет классические характеристики. Наемные работники со статусом «рабочий» и «крестьянин» всегда относились к нижним доходным классам. И в этом смысле ситуация в России развивается «правильно». Однако проблема состоит в том, что существует предел доходности, то есть уровень дохода, ниже которого начинается деградация и самоуничтожение этих групп населения. Авторам исследования представляется, что в данном случае мы имеем дело как раз с таким вариантом развития общества [[18]].

4.5.    Ðелигиозные конфессии

В Новосибирске в скором будущем откроется синагога. Иудейской общине передано здание, которое сейчас восстанавливается. Новосибирской общине помогают религиозные организации из Америки и Израиля. Последняя синагога была закрыта в Новосибирске в 1935 году [[19]].


 



Источники

[1]. Ñîâåòñêàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 7 àâãóñòà. — ¹146. — Ñ. 1.

[2]. Ñîâåòñêàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 7 àâãóñòà. — ¹146. — Ñ. 1.

[3]. Ëèõîìàíîâ È. «Òðåòüÿ ñèëà» â îáëàñòíîì Ñîâåòå: îïûò êîíñòðóêòèâíîé îïïîçèöèè // Íîâàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 7 àâãóñòà. — ¹29. — Ñ. 4.

[4]. Êîðèöêèé À. Êàê îáåñïå÷èòü ïðèòîê èíâåñòèöèé? // Ñîâåòñêàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 7 àâãóñòà. — ¹146. — Ñ. 2.

[5]. Ïèñàðåâ Ä. Âèòàëèé Ìóõà ìîæåò ïðîèãðàòü âûáîðû ôóòáîëüíîé êîìàíäå // Íîâàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 24 èþëÿ. — ¹27. — Ñ. 1.

[6]. Êóçíåöîâ Å. ...Êàê Òðîöêèé // Íîâàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 24 èþëÿ. — ¹27. — Ñ. 3; Ïàëü÷èêîâ Â. Àãèòïîåçäêà Â.Æèðèíîâñêîãî // Ñîâåòñêàÿ ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 22 èþëÿ. — ¹134. — Ñ. 1; Æèðíîâ À. Ïîåçä Æèðèíîâñêîãî èäåò íà âîñòîê // Ñîâåòñêàÿ ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 23 èþëÿ. — ¹135. — Ñ. 1.

[7]. «Æèâûõ» äåíåã ñòàëè ñîáèðàòü áîëüøå // Ñîâåòñêàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 18 àâãóñòà. — ¹153. — Ñ. 1.

[8]. Ãðåõîâ Â. Íàëîãè — äåëî òîíêîå, íî ïðî÷íîå // Ñîâåòñêàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 30 èþëÿ. — ¹140. — Ñ. 1.

[9]. Ïîëåâàíîâ Â. Ðóññêîìó íàðîäíîìó ïðèñâîåíî çâàíèå àêàäåìè÷åñêîãî, õîòÿ ôèíàíñû íå ïîþò ðîìàíñû // Íîâàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 31 èþëÿ. — ¹28. — Ñ. 4.

[10]. ßäåðíîå òîïëèâî — òóäà, âèíî è ôðóêòû — îáðàòíî // Ñîâåòñêàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 13 àâãóñòà. — ¹150. — Ñ. 1

[11]. Ñîâåòñêàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 24 èþëÿ. — ¹136. — Ñ. 1.

[12]. Íàêîíå÷íûé Ê. Ïðåçèäåíò îáúÿâèë âîéíó çà ñïèðò // Íîâàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 24 èþëÿ. — ¹27. — Ñ. 4.

[13]. Ýëåêòðîäíûé âûêàðàáêèâàåòñÿ èç êðèçèñà // Ñîâåòñêàÿ ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 22 èþëÿ. — ¹134. — Ñ. 1.

[14]. Óäàðíîé âîëíîé — ïî òðóáàì // Ñîâåòñêàÿ ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 22 èþëÿ. — ¹134. — Ñ. 1.

[15]. Öàðåâ Í. À «ßãóàð» â ïîäàðîê // Ñîâåòñêàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 12 àâãóñòà. — ¹149. — Ñ. 1.

[16]. Ñîïîñòàâèì ðàñ÷åòû ñ ñåìåéíûì áàëàíñîì // Ñîâåòñêàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 12 àâãóñòà. — ¹149. — Ñ. 3.

[17]. Ýêîíîìè÷åñêîå è ñîöèàëüíîå ïîëîæåíèå Íîâîñèáèðñêîé îáëàñòè â ïåðâîì ïîëóãîäèè 1998 ãîäà // Ñîâåòñêàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 4 èþëÿ. — ¹143. — Ñ. 2.

[18]. Ïèñàðåâ Ä. Ñîöèàëüíûé ïîðòðåò íîâîñèáèðñêîé ìîëîäåæè: õàðàêòåðèñòèêè êëàññè÷åñêèå, äîõîä íåâûñîêèé // Íîâàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 31 èþëÿ. — ¹28. — Ñ. 3.

[19]. Ïèñàðåâ Ä. Îòêðûòèå ñèíàãîãè â Íîâîñèáèðñêå // Íîâàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 31 èþëÿ. — ¹28. — Ñ. 5.