Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Псковская область

В.В. Вагин,

В.В. Охота

ПсковскАЯ областЬ

в августе 1998 года

1.    Социально-экономическое положение

1.1.    Статистика

Основные показатели, характеризующие экономику Псковской области в первом полугодии 1998 года выглядели следующим образом:

 

 

В действующих ценах

В % к первому полугодию 1997 года

Объем промышленной продукции, млн. руб.

1573

110

в том числе производство потребительских товаров, млн. руб.

467

107

Введено в действие жилых домов за счет всех источников финансирования, тыс. кв. метров общей площади

39,5

139

Производство продукции сельского хозяйства, млн. руб.

814

91

Перевозки (отправления) грузов, тыс. тонн

856,5

99

Розничный товарооборот, млн. руб.

1259

99,6

Платные услуги населению, млн. руб.

402

82

Численность официально зарегистрированных безработных (на конец июня), тыс. человек

18

76

Номинальная среднемесячная заработная плата на одного работника, рублей

670

109

Сводный индекс потребительских цен:

июнь 1998 г. в% к июню 1997 г.

июнь 1997 г. в% к декабрю 1997 г.

 

 

106

102

 

1.1.1.    Промышленность

Общий объем промышленной продукции в отпускных ценах составил 1573 млн. рублей, в том числе 1308 млн. рублей произведено крупными и средними предприятиями.

Физический объем промышленного производства увеличился по сравнению с первым полугодием прошлого года на 10% (в первом полугодии 1997 года снижение составляло 18%, а в первом квартале текущего года увеличение — 16%). Влияние на рост физического объема промышленного производства оказывают предприятия электроэнергетики. Без предприятий этой отрасли физический объем промышленного производства сократился по сравнению с первым полугодием 1997 года на 5%.

Увеличение физического объема промышленного производства наблюдалось на предприятиях всех отраслей промышленности за исключением топливной, машиностроения и металлообработки, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Больше, чем в прошлом периоде произведено электродвигателей переменного тока, изделий из пластмасс, кирпича строительного, ящиков картонных, трикотажных изделий, курток, колбасных изделий, сыров жирных, муки. Выпуск потребительских товаров составил 467 млн. рублей (30% общего объема промышленной продукции). По сравнению с первым полугодием 1997 года физический объем потребительских товаров увеличился на 7%, в том числе непродовольственных товаров — на 2%, винно-водочных изделий и пива — на 8%, пищевых продуктов — на 10%. На одного жителя области потребительских товаров в среднем произведено на 566 рублей.

По итогам финансово-хозяйственной деятельности в январе-мае половина промышленных предприятий были убыточны (в январе-мае прошлого года — 47%, в январе-марте текущего года — 49%). В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности доля убыточных предприятий составила 73%, в легкой промышленности — 65, в пищевой — 59%. Кредиторская задолженность по состоянию на 1 июня 1998 года превышает дебиторскую на 544 млн. рублей или 54%. Наибольшее превышение имело место на предприятиях машиностроения и металлообработки, пищевой промышленности.

1.1.2.    Строительство

Введены в действие жилые дома общей площадью 39,5 тыс. кв. метров (на 39% больше, чем в первом полугодии 1997 года), в том числе индивидуальными застройщиками 10,6 тыс. кв. метров жилья (на 1,4 тыс. кв. метров больше). Около пятой части жилья построено на селе (7,3 тыс. кв. метров).

Строительные организации выполнили подрядных работ собственными силами на 177,5 млн. рублей, что на 17% ниже первого полугодия 1997 года. На долю организаций государственной формы собственности приходится 11%, из них 5% — областная собственность, частной — 74%.

1.1.3.    Сельское хозяйство

Объем продукции сельского хозяйства составил 813,6 млн. рублей, или 91% в сопоставимой оценке к соответствующему периоду прошлого года.

Под урожай 1998 года хозяйствами всех категорий посеяно 161 тыс. гектаров зерновых, 10 — льна и 431 — кормовых культур, посажено 42 тыс. гектаров картофеля и 7 — овощей (соответственно 99%, 105%, 97%, 103% уровня 1997 года). Сельхозпредприятиями сокращены посевы зерновых и кормовых культур, посадки картофеля и овощей по сравнению с уровнем прошлого года на 1,4%, 38% и 25%.

В хозяйствах населения сосредоточено 30% крупного рогатого скота, 45% — коров, 43% — свиней и 97% овец и коз.

Реализация мяса по всем каналам сократилась на 6%, молока — на 8%, яиц — увеличилась на 1%. Большая часть продукции животноводства продана заготовительными организациями. В государственные продовольственные ресурсы поступило 6 тыс. тонн мяса (в живой массе), 48 тыс. тонн молока и 60 млн. штук яиц (98%, 97%, 101% уровня 1997 года). Зерна для государственных нужд продано 115 тонн, или 3% общей реализации, картофеля — 32 тонны (5%), овощей 663 тонны (36%).

1.1.4.    Транспорт

Объем коммерческих перевозок грузов составил 856,5 тыс. тонн, в том числе автомобильным транспортом — 824,1 тыс. тонн, внутренним водным — 32,4 тыс. тонн. Грузооборот автомобильного транспорта вырос на 3%, внутреннего водного — на 68%. Пассажирооборот предприятий автомобильного транспорта общего пользования увеличился на 6%, внутреннего водного — сократился на 4%.

1.1.5.    Цены

В январе-июне т.г. наблюдалось замедление темпов роста цен практически во всех секторах экономики области.

Более всего в июне т.г. по сравнению с декабрем 1997 года снизились темпы роста тарифов на грузовые перевозки — на 14,4%, цены на готовую продукцию — на 8,3%. Потребительские цены и тарифы за этот период выросли на 2,2% (справочно: по России — на 4,1%).

Стоимость набора из 25 продуктов питания, входящих в прожиточный минимум, составил на конец июня 228,53 рубля и увеличилась по сравнению с декабрем прошлого года на 7,5%.

Опережающими темпами дорожали платные услуги населению. Значительный рост цен и тарифов произошел на услуги связи — на 13,2%, в том числе на телефонную городскую — на 23,2%, телеграфную — на 60%; услуги профессионального обучения — на 9,8%; бытовые услуги — на 7,2%; коммунальные услуги — на 8,6%; услуги здравоохранения — на 6,4%.

Доходная часть бюджета области, по предварительным данным финансового управления, исполнена в сумме 512 млн. рублей, что составляет 107% соответствующего периода 1997 года. Собственные доходы сложились в сумме 344 млн. рублей (67%). В структуре собственных доходов доля подоходного налога составила 25%, налога на прибыль — 17%, налога на добавленную стоимость — 16% (в первом полугодии 1997 года соответственно 26%, 15% и 16%).

Расходная часть бюджета определилась в сумме 594 млн. рублей, или 116% уровня соответствующего периода прошлого года. Основными направлениями финансирования явились социально-культурные мероприятия — 57%, развитие отраслей экономики — 27% (в первом полугодии 1997 года 56% и 18%).

1.1.6.    Уровень жизни

Номинальные денежные доходы населения, по оценке, в первом полугодии 1998 года сложились в сумме 2444 млн. рублей и уменьшились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 0,4%. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) снизились за этот период на 8%.

Среднедушевой денежный доход в первом полугодии текущего года (в среднем за месяц) составил 497 рублей. Среднемесячная величина прожиточного минимума, определенная управлением труда администрации области в соответствии с методикой расчета, утвержденной Министерством труда 10.11.92., в первом полугодии составила 347 рублей на человека.

Среднемесячная начисленная заработная плата в первом полугодии 1998 года, по оценке, составила 670 рублей и возросла по сравнению с первым полугодием прошлого года на 9%. Размер реальной среднемесячной заработной платы, скорректированный на индекс потребительских цен, по сравнению с соответствующим периодом 1997 года увеличилась на 5%.

Задолженность по заработной плате не сокращается и по состоянию на 1 июля т.г. в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте, образовании, здравоохранении, культуре и искусстве, науке и научном обслуживании, в жилищном и коммунальном хозяйстве — составила 176,8 млн. рублей, в том числе бюджетная — 52,3 млн. рублей. По сравнению с 1 января т.г. бюджетная задолженность увеличилась на 18%, а задолженность за счет собственных средств предприятий возросла на 35%.

1.1.7.    Занятость населения

Численность экономически активного населения к концу первого полугодия составила 321 тысячу человек, из которых 299 тысяч (93%) были заняты всеми видами экономической деятельности и 22 (7%) не имели занятия. Численность занятых в экономике, по сравнению с первым полугодием прошлого года сократилась на 3%.

К 1 июля т.г. официально зарегистрированы в качестве безработных 18 тысяч незанятых трудовой деятельностью граждан, или 5,6% экономически активного населения. По сравнению с той же датой прошлого года численность безработных уменьшилась на 24%.

Уровень безработицы снизился во всех районах, однако наиболее высоким он сохраняется в Красногородском, Новоржевском, Опочецком, Дедовическом районах — 6-7%.

1.2.    Предприятия

1.2.1.    «Псковалко»

В начале августа в Пскове состоялось открытие нового водочного завода. Как отметил директор ГУП «Псковалко» В.В.Салопов, строительство завода, стоимость которого составила в целом около 2 млн. долларов, осуществлялось за счет прибыли, полученной предприятием «Псковалко» в течение полутора лет. Его проектная мощность рассчитана на производство 12 тысяч бутылок водки в час. В первый месяц предполагается выпустить 1 млн. бутылок. Такое производство позволило создать около ста новых рабочих мест. А церемония первого запуска конвейерной линии проходила вполне «в современных традициях» — церковный хор, священник с кадилом, шампанское и шведский стол.

— Мы надеемся, что низкие цены позволят постоянно расширять рынок сбыта нашей водки. Сейчас она продается по себестоимости, которая будет в дальнейшем уменьшаться за счет увеличения оборота, — подчеркнул В. В. Салопов. — Наша очередная цель — строительство спиртового завода.

Как отметили в областной администрации, уже зарегистрировано новое предприятие — Печорский спиртзавод, создаваемое на базе керамкомбината. В ближайшее время будет открыта кредитная линия на сумму на 6 млн. долларов, которая необходима для строительства завода.

1.2.2.    ЗАО «Просел»

В регистрационной палате при Министерстве экономики России зарегистрировано закрытое акционерное общество «Пролесал» со стопроцентными иностранными инвестициями (Великобритания). Эта фирма заинтересовалась Опочецким межхозлесхозом и намерена инвестировать в предприятие более 300 тысяч фунтов стерлингов. На такую сумму будет построено деревообрабатывающее оборудование. Часть его уже доставлена в Опочку. Пока идет наладка поступившего оборудования, ожидается приход лесозаготовительного комплекса. В скором времени вся технологическая цепочка будет не просто усовершенствована, а полностью обновлена. Что позволит выпускать конкурентоспособную продукцию [[1]].

1.2.3.    АО «Мука-комбикорма»

4 августа около административного здания АО «Мука-комбикорма» состоялось собрание трудового коллектива, на котором был зачитан приказ генерального директора Н.И.Спиридонова о предоставления всем работникам предприятия вынужденного административного отпуска до особого распоряжения. Причина сформулирована так: «В связи с неправомерным захватом территории предприятия и административного здания и невозможностью исполнять свои обязанности».

31 июля около проходной АО «Мука-комбикорма» появилась группа людей, некоторые были одеты в форму и имели при себе оружие. Отстранив охранников предприятия, они проникли на территорию предприятия и в административное здание. Генеральному директору АО Н.И.Спиридонову было предложено сдать дела и покинуть кабинет, который занял А.А.Большаков (депутат областного Собрания депутатов, директор птицефабрики «Первомайская», активный сторонник областной Администрации). Неделю до этого события в АО состоялось внеочередное собрание акционеров, на котором был избран новый состав совета директоров и подтверждены полномочия генерального директора Н.И.Спиридонова. Часть акционеров решила провести альтернативное собрание в здание областного сельхозуправления. На нем был избран другой совет директоров, а генеральным директором назначен А.А.Большаков. Решение о том, какое из двух собраний является правомочным, должен был принимать суд. Однако А.А.Большаков пошел другим путем.

Трудовой коллектив АО «Мука-комбикорма» обратился с жалобой на неправомерный захват предприятия в областную и городскую администрации, в правоохранительные органы, в Генеральную прокуратуру. Новый директор издал приказ считать их невыход на работу прогулом.

6 августа утром перед работниками АО выступил заместитель прокурора области О.В.Логунов, который пояснил, какими законными путями можно разрешить возникший конфликт. Поздно вечером того же дня на предприятии побывали заместитель главы администрации области М.С.Гавунас, мэр города А.В.Прокофьев, начальник УВД Пскова Н.Н.Журавлев, прокурор г.Пскова В.Г.Шлюнько, директор территориального агентства по делам о несостоятельности (банкротстве) В.Н.Федоров.

7 августа в областной администрации состоялись переговоры по поводу ситуации, сложившейся на АО «Мука-комбикорма». Было подписано соглашение, на основании которого оба совета директоров, а также избранные генеральными директорами Н.И.Спиридонов и А.А.Большаков отстранены от своих обязанностей.

Временно исполняющей обязанности генерального директора АО утверждена А.А.Кириллова, работавшая ранее заместителем директора. Представителем государства по контролю за деятельностью предприятия назначена Г.П.Майорова, заместитель начальника оперативно-аналитического отдела администрации области.

Как отметила А.А.Кириллова, после такого решения коллектив вышел на свои рабочие места. Однако восстановить производственный процесс сразу не удалось, так как на АО была отключена электроэнергия. В ближайшие дни необходимо было запустить мельницу, чтобы не испортилось зерно и не произошло его самовозгорание. В городском суде началось рассмотрение иска по поводу признания законным одного из собраний акционеров, состоявшихся 25 июля.

Согласно подготовленным в арбитражном суде документам, птицефабрика «Первомайская» в результате скандала понесла прямых убытков и упущенной выгоды на 2 млн. рублей. Из-за простоя АО «Мука-комбикорма» на птицефабрике произошел массовый падеж птицы из-за бескормицы. Кончилось это тем, что было погублено 66 тысяч голов бройлеров.

1.3.    Социальные проблемы

1.3.1.    Работники судов

В августе о предупредительной забастовке объявили технические работники Псковского городского суда. Основные проблемы — отсутствие самого необходимого: нет денег на конверты, бумагу, элементарные канцелярские принадлежности, транспортные и командировочные услуги, не говоря уже о ремонте зданий судов.

В конце июня совет судей области, Псковский областной суд, управление юстиции направили письмо Президенту и Председателю Правительства РФ. В нем в частности говорилось:

«Совет судей Псковской области, Псковский областной суд, управление юстиции, полностью поддерживая обращение Президенту РФ, направленное 28 мая президиумом совета судей РФ, обращает Ваше внимание на катастрофическое финансовое положение в судах области.

Несмотря на наши неоднократные обращения по этому вопросу, финансовое положение в судах области постоянно ухудшается. По-прежнему суды не имеют средств на самое необходимое: марки, конверты, бумагу, канцелярские принадлежности, ремонт и приобретение множительной техники, компьютеров и программное обеспечение к ним.

По причине хронического недофинансирования судьи областного суда лишены возможности выезжать в командировки для рассмотрения уголовных дел по первой инстанции, оказывать судьям районов области методическую помощь. Нет возможности проводить занятия по изучению нового законодательства и обобщению судебной практики, совещания. Проведенная в марте 1998 года конференция судей области была полностью профинансирована администрацией Псковской области, поскольку министерство юстиции денег на проведение конференции не выделило.

В судах падает исполнительская дисциплина, нарушаются сроки рассмотрения уголовных и гражданских дел, сроки назначения в кассационную инстанцию. Обостряет ситуацию невыполнение государственными органами исполнительной власти изданных за последние году Федеральных законов, направленных на укрепление судебной системы. До настоящего времени работникам аппарата судов не выплачивается заработная плата, предусмотренная Указом Президента РФ № 264 от 6 марта 1998 года с февраля 1998 года (при наличии задолженности за 1996-1997 годы), не выплачивается денежная компенсация взамен продовольственного пайка, не оплачиваются льготы по коммунальным платежам, пятидесятипроцентная надбавка судьям, имеющим право на отставку, предусмотренная федеральным законом РФ № 6 от 10 января 1996 года.»

Пока работники судов не получили на свое послание ответа [[2]].

1.3.2.    Милиция

Начальник УВД города Пскова подполковник милиции Н.Н.Журавлев пригласил представителей средств массовой информации на пресс-конференцию.

Речь пошла о том, что вот уже пять месяцев сотрудники милиции общественной безопасности УВД города Пскова (батальон ППС, ГИБДД, участковые инспектора милиции, инспектора по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и другие), финансируемые из областного бюджета, не получают деньги за свой труд. Задолженность по заработной плате на 1 августа составила более 1,5 млн. рублей. Несколько лучшим можно назвать положение почти 80 участковых инспекторов и инспекторов по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Финансируемые из городского бюджета, они ждут заработанных денег с мая. Задолженность по зарплате составила у них около 300 тысяч рублей.

В настоящее время сотрудникам милиции практически не выделяются средства на бензин. В долг у нефтебазы взяты две тонны бензина. На каждое транспортное средство на сутки дежурства выделяется не более 5 литров. А это значит, что на просьбу о помощи в случае семейного скандала милиция может не приехать. Нехваткой бензина объясняется и невозможность подчас оперативно оказаться на месте дорожно-транспортного происшествия сотрудников ГИБДД.

Между тем, областная администрация трижды с начала года присылала своих представителей для проверок по расходованию средств, выделяемых из областного бюджета.


Заместитель главы администрации Псковской области М.С.Гавунас в интервью по поводу неблагоприятной ситуации, сложившейся в УВД области, заявил:

— Благодаря усилиям областной администрации, деньги на финансирование милиции уже начали поступать. Если сравнивать с прошлым годом, то реального увеличения задержек с выплатой заработной платы не произошло, исключая июль, когда федеральный трансферт поступил в область в конце месяца и только частично, однако уже в начале августа положение начало улучшаться. Призываю всех к спокойствию, благоразумию, созидательному труду и честному исполнению своего служебного долга. Только так мы сможем решить наши общие проблемы. Альтернативы этому пути нет».

Руководитель аппарата областной администрации Д.В.Шахов прокомментировал забастовочные угрозы, исходящие их УВД, следующим образом:

— Намерения сократить бюджет УВД на следующий год — не чья-то прихоть, а трудное и экономически обоснованное решение областного Законодательного собрания. При проектируемом дефиците областного бюджета в 31%, у нас просто нет другого выхода, как жить по средствам. Это касается всех отраслей, в том числе и милиции, которую со стороны администрации курирует заместитель губернатора М.С.Гавунас, принимающий непосредственное участие в упорядочение расходов на УВД [[3]].

1.4.    Налоги

Начальник Госналогслужбы по Псковской области В.Н.Гоголев отметил, что несмотря на рост на 10% выпуска промышленной продукции в физическом объеме, за этот период налогооблагаемая база не увеличилась. Почти половина предприятий получила убытки. Более 1830 предприятий имеют задолженность по заработной плате. Низкая платежеспособность по-прежнему остается причиной неполной собираемости налогов и сохранения значительных недоимок по ним.

За первое полугодие в бюджетную систему поступило 510 млн. рублей, что на 11% ниже, чем за аналогичный период 1998 года. Однако больше получено «живых» денег на 5,5%, которые составляют 60% от общих поступлений. Установленное области задание по мобилизации платежей в федеральный бюджет выполнено на 97,4%.

Удельный вес г.Пскова в поступлении платежей составляет 46%, г.Великих Лук — 21%. Были приведены также цифры по отраслям: 35,6% дает налогов промышленность, 11,6% — строительство, 8,6% — торговля и общественное питание, 7,6% — жилищно-коммунальное хозяйство, 6,8% — транспорт, 5,2% — связь, 2,7% — банковская деятельность, 1,6% — сельское хозяйство.

Задолженность по налоговым платежам на 1 июля составила 434,2 млн. рублей, из них 232,7 млн. рублей, или 55, 6%, по налогу на добавленную стоимость. За первое полугодие недоимка увеличилась на 119,8 млн. рублей или на 38%. Почти 60% общей суммы составляет задолженность в федеральный бюджет. Каждое второе предприятие области является недоимщиком. Из них около 3200 имеют недоимку свыше 1 тысячи рублей, а 125 — наиболее крупные. В их числе Великолукский завод высоковольтной аппаратуры, Псковская ГРЭС, АО «Электрофарфор», АО «Псковэнерго» и другие.

2.    Власть

2.1.    Областная администрация

2.1.1.    Финансовый кризис

29 августа состоялось рабочее совещание главы администрации области Е.Э.Михайлова с представителями Сбербанка, СБС-Агро, ЭКСИ-банка, СКБ Веста, МДМ-банка, Псков-банка, Промстройбанка.

Администрация области предложила следующую схему защиты вкладов жителей области: коммерческие банки переводят свои обязательства перед физическими лицами, которые в настоящий момент не в состоянии выполнить, в один банк (МДМ-банк). Параллельно с этим в этот же банк Администрация области на соответствующую сумму переводит свои долговые обязательства с условием использования их не только для гарантирования расчетов с вкладчиками области. Администрация области могла бы гарантировать выплату вкладов на сумму порядка 15 миллионов рублей.

Администрация области выразила убежденность в том, что ее инициатива найдет понимание у руководства коммерческих банков. Но положительной реакции банкиров на такое предложение не последовало.

Администрация области 1 сентября сделала официальное заявление на страницах областной газеты, призвав жителей Псковской области к политической стабильности и консолидации усилий перед лицом переживаемых трудностей. В заявлении также сказано, что администрация области рассматривает действия, направленные на дестабилизацию политической ситуации в регионе, как злонамеренную провокацию, выгодную узкой прослойке профсоюзных экстремистов, использующих недовольство учителей в своих корыстных интересах и способную только осложнить положение педагогических коллективов.

2.1.2.    Постановления

Главой администрации области Е.Э.Михайловым подписано распоряжение от 04.08.98 №546-р «О мерах по устранению недостатков, выявленных проверкой правильности расходования средств областного бюджета за 1996 год». В распоряжении говорится: «Проведенной проверкой исполнения областного бюджета за 1996 год установлен ряд недостатков в организации работы по его исполнению. Отмечены случаи финансирования мероприятий, не предусмотренных Законом Псковской области «Об областном бюджете на 1996 год», отсутствия должного контроля комитетами области по целевому расходованию средств областного бюджета».

Главному финансовому управлению области указано устранить выявленные недостатки. Так, в отчете об исполнении областного бюджета за 1998 год необходимо сумму уменьшения расходов по статье «Удорожание стоимости ЖСК» определить суммой увеличения по статье «Капитальное строительство». Необходимо уменьшить ассигнования на содержание автобазы администрации области, на содержание аппарата администрации, расходы на приобретение информационного бюллетеня. Так, расходы на изготовление бланков первичного учета городских, сельских и поселковых администраций зачесть в счет трансфертов районов.

2.1.3.    Соглашение

12 августа в областной администрации состоялось подписание соглашения между администрацией Псковской области и Министерством государственного имущества России о передаче в введение субъекта федерации (в частности Псковской области) права на распоряжение федеральной собственностью, находящейся на территории области. Псков стал 35-м регионом Российской Федерации, с руководством которого был подписан подобный документ.

2.2.    Областном Собрании депутатов

11 августа внеочередная восьмая сессия областного Собрания депутатов не состоялась.

Сессия должна была открыться в 14 часов. Но и через полчаса после предполагаемого открытия кворума в зале заседаний не было. В итоге слово взял глава областного законодательного органа Ю.А.Шматов. Он сообщил, что внеочередная сессия областного Собрания состояться не может, поскольку в зале присутствую лишь 12 депутатов. Из 22 депутатов шестеро отсутствуют по уважительным причинам. 4 из оставшихся 16 накануне заявили о своем намерении принять участие в работе сессии, но не явились.

Находясь в здании Дома Советов, не явились на сессию депутаты В.В.Салопов, В.В.Антонов, А.Н.Христофоров, А.А.Большаков. Не явились на сессия официальные представители администрации области, хотя информацию по первому вопросу должен был делать именно представитель администрации области.

На внеочередной сессии областного Собрания предполагалось обсудить два вопроса: первый — о протесте главы администрации области на постановление областного Собрания депутатов от 30.07.98. № 85 «О проекте закона Псковской области «Об областном бюджете на 1998 год»; второй — об изменении состава согласительной комиссии разработке проекта закона «Об областном бюджете на 1998 год».

В связи с этим Ю.А.Шматов подчеркнул: подобного в истории областного представительного органа власти еще не было, «продемонстрировано определенное партийное влияние». Речь идет о перечисленных выше части депутатов, так или иначе подверженных влиянию ЛДПР, и областной администрации. Возможно, именно несогласие администрации области с позицией подавляющего числа депутатов областного Собрания, считающих вариант бюджета, предложенного областной исполнительной властью, абсолютно неприемлемым, привело к срыву сессии.

2.3.    Органы местного самоуправления

2.3.1.    Администрация г. Пскова

29 июля 1994 года в первый день отпуска, мэр города Пскова А.В.Прокофьев стал участником дорожно-транспортного происшествия. В 13 километрах от российско-белорусской границы, на территории Витебской области девочка, ехавшая на велосипеде в направлении движения автомобиля А.В.Прокофьева, неожиданно и резко повернула налево. 12-летняя девочка погибла. В заключении о завершении расследования обстоятельств дорожно-транспортного происшествия говорится: в связи с тем, что А.В.Прокофьев не располагал техническими возможностями предотвратить столкновение с велосипедистом, в его действиях отсутствует состав преступления. Уголовное дело против А.В.Прокофьева было прекращено.

В августе 1998 года прокуратурой Витебской области уголовное дело опять возобновлено. Мэр Пскова Александр Прокофьев считает, что возобновление прокуратурой Витебской области против него уголовного дела инспирировано администрацией Псковской области. Об этом он заявил в интервью «Интерфаксу».

По словам А.Прокофьева, он знал, что рано или поздно его политические оппоненты воспользуются трагедией четырехлетней давности. Поэтому еще тогда собирался уйти в отставку. Однако, мэр Пскова подчеркнул, что выводы экспертизы о его невиновности и поддержка соратников изменили его планы. Он также отверг влияние каких-либо политических сил в закрытии уголовного дела в 1994 году.

Вместе с тем А.Прокофьев подчеркнул, что возобновление уголовного дела, является одним из способов убрать его с поста мэра. Он уверен, что причина этого — в его нежелании делать из Пскова политическую трибуну ЛДПР, а также стремлении областной администрации принять участие в разделе собственности города.

Вслед за сообщением Интерфакса о якобы возобновленном уголовном деле в областной газете тиражируются рассуждения местных политиков на тему: «Кто же станет мэром».

Комитет по СМИ и связям с общественностью администрации области заявил, что администрация области не имеет никакого отношения к решению прокуратуры Витебской области о проведении дополнительного расследования по факту ДТП с участием А.В.Прокофьева. В заявлении отмечается, что администрация не только не инспирировала это решение, но и информацию о нем получила только из сообщений информационных агентств.

3.    Политика

3.1.    Российский кризис — взгляд из Пскова

Депутат Государственной Думы, заместитель председателя комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам М.В.Кузнецов в августе приехал в Псковскую область и неоднократно давал интервью местным средствам массовой информации, высказывая свою точку зрения относительно происходящих событий.

Кузнецов М.В. разъяснил псковичам, что «в лужу сел сам президент: в пятницу он заявил, что девальвации не будет, а в понедельник она произошла. Наше нынешнее правительство и руководство Центробанка не смогли справиться с ситуацией, результатом чего стал крах банковской системы страны». Основные тезисы интервью депутата приводятся ниже.

— Четыре года нам предлагали ГКО в качестве альтернативы печатному станку, говорили, что ГКО является инвестиционным источником покрытия. Когда эту пирамиду ГКО строили, во-первых, обогатили кучу коммерческих структур государственными деньгами. Во-вторых, загубили полностью инвестиции. В самом деле, кто будет инвестировать в промышленность, кто будет давать деньги промышленным предприятиям, которые могут взять кредит под 20%, когда есть государство, которое отлично берет под 50%.

Положение таково, что при финансовом кризисе, который тянется почти год, очень легко сыграть на молодых рынках, подобных нашему, где, к тому же, у руля стоят неопытные регулировщики. И для того, чтобы обвалить рынок, тут даже не нужны «монстры» типа Сороса, тут достаточно вполне обычных финансовых спекулянтов.

Абсолютно неадекватны меры, принимаемые Правительством в настоящее время. Это просто шатание из стороны в сторону. Сейчас особенно ясно видны непрофессионализм и та паника, которые царят в рядах государственных чиновников.

Я знаю многих, кто руководит финансами в Центральном Банке РФ и могу сказать, что это просто непрофессионализм. Ну, судите сами, если банковская система рушиться, а председатель Центрального Банка в это время находится в отпуске, это значит, что либо никакого аналитического отдела в этом банке нет, либо то, что председателю Центрального Банка все равно, что будет с банковской системой России и финансированием государства.

В ближайшее время в первую очередь подорожают импортные товары. А если начнется инфляция, то все товары без исключения. Кроме того, к сожалению, слишком велика вероятность того, что банковские вклады граждан к ним могут не вернуться. Практически никто выплачивать их не будет, потому что все крупные банки если не умерли, то как говорится, при смерти. Что касается крупных банков, работающих в Псковской области, то, насколько мне известно, трудности не испытывает только МДМ — Банк [[4]].

Псковичи отреагировали на финансовый и банковский кризис, также как большинство россиян. Вестибюли коммерче6ских банков были набиты желающими получить свои вклады, а рынки и магазины, желающими купить товары до конца жизни. Цены стремительно выросли на все продукты питания без исключения, а к первым числам сентября прилавки магазинов опустели. В настоящее время в магазинах города невозможно купить не только крупы и макарон, но и сушек.

3.2.    Деятельность профсоюзов

Президиум Псковского областного совета профсоюзов на своем заседании 29 июля поддержал Федерацию независимых профсоюзов России в ее требовании «незамедлительной отмены нормативных актов, ущемляющих конституционные права граждан и ухудшающих и без того плачевное их материальное положение». Речь идет о постановлении Правительства РФ №800 от 21 июля 1998 года, согласно которому с 1 августа введен временный целевой сбор доходов с физических лиц в размере 2%. Псковский областной совет профсоюзов при этом упрекает Правительство РФ в выходе за пределы своей компетенции, поскольку все изменения удержаний из заработной платы согласно Конституции и Кодексу законов о труде должны быть закреплены законодательным путем, и предупреждает, что подобные действия чреваты социальной дестабилизацией в обществе [[5]].

18 августа прошел расширенный обком профсоюза работников образования и науки. В повестку дня был включен один вопрос — «О положении с выплатой отпускных и погашением задолженности по заработной плате». Участникам президиума, проходившего под председательством профсоюзного лидера Ю.Н.Андреева, было предложено принять постановление, содержащее в себе перечень мер, которые намерены предпринять работники образования, в случае, если не будут удовлетворены их требования о погашении задолженности по заработной плате.

Согласно решению расширенного президиума профсоюзов работников образования, 1 сентября 1998 года не должно было стать началом учебного года для школ Пскова и области. Более того, дни с 1-го по 4-е сентября были объявлены днями гражданского неповиновения педагогов области. В это же время планировалось провести круглосуточное пикетирования Дома Советов, а на месте пикета было намечено разбить палаточный городок.

Не смотря на то, что отпускные учителям области были выплачены, о своем участии в акции заявили около десятка школ области. Палаточный городок разбит не был, но пикетирование у здания областной администрации состоялось.

3.3.    Партии и общественные движения

3.3.1.    «Союз возрождения Псковского края»

В стенах гостиницы «Рижская» в августе вручены первые членские билеты инициаторам создания «Союза возрождения Псковского края». Билет №1 вручен псковскому предпринимателю, председателю Псковского морского собрания Виктору Ивановичу Бибикову, возглавившему эту общественную организацию. Билет №2 получил Валерий Григорьевич Поберий, ранее занимавший пост заместителя главы в администрации Е.Михайлова. Примечательно, что на собрании присутствовали представитель Президента РФ по Псковской области Д.К.Хритоненков, председатель Псковского областного Собрания Ю.А.Шматов.

3.3.2.    НБП

15 августа Псков посетил лидер национал-большевистской партии (НБП) Э.Лимонов. Встреча с Лимоновым началась в областной библиотеке, затем НБП совместно с «Трудовой Россией» был проведен митинг у памятника Пушкину. Зрителями в основном были сами партийцы и журналисты. Как и в библиотеке, желающим раздавались различные партийные издания, включая лимоновскую «Лимонку».

4.    Международные отношения

4.1.    Американская делегация

3 августа губернатор Псковской области Е.Э.Михайлов принял делегацию официальных лиц и отраслевых специалистов американского штата Массачусетс во главе с сенатором Стеном Розенбергом, возглавляющим бюджетный комитет сената. Открывая встречу, губернатор рассказал гостям о перспективах туризма в Псковской области. В этой связи губернатор подчеркнул важность создания современной инфраструктуры туризма, строительства объектов коммуникаций, сферы услуг и пропаганды исторического и культурного наследия Псковского края. Глава американской делегации г-н Стен Розенберг выразил удовлетворение тем, что псковичи в последние годы реально развивают инфраструктуру туризма. Г-н Розенберг высказал пожелание активнее развивать сотрудничество в области совместного выращивания и переработки клюквы, переводя эти взаимные намерения в практику юридических и коммерческих обязательств [[6]].

4.2.    Псковская область и Беларусь

Ветераны из белорусского города Витебска посетили Псковскую область. Состоялась встреча в администрации, обмен сувенирами и знакомство с городом.

— Мы приехали не просто посмотреть и изучить опыт работы ветеранских организаций в вашем городе и области, — сказал руководитель делегации, зам. председателя Витебского облисполкома В.А.Цецохо, — а и рассказать о своем.

В составе делегации пять человек — представители ветеранов войны и труда, вооруженных сил. Они приехали по приглашению областного Совета ветеранов областной администрации. После Великих Лук витебчане посетили Пушкинские горы, Псков.

 

В Белоруссии в конце июля прошел фестиваль «Славянский базар». Глава администрации Псковской области Е.Э.Михайлов принял участие в работе фестиваля.

Основным вопросом таких встреч псковский губернатор считает обсуждение перспектив союза России с Белоруссией.

По итогам поездки, в интервью местным СМИ, Е.Э.Михайлов сообщил следующее.

— На июльской встрече была подвергнута критике позиция определенных кругов как в руководстве России, так и в средствах массовой информации, которые, конечно же, неправильно интерпретируют развитие отношений. Фактически настроены на свертывание отношений.

Это одна сторона. Вторая: две модели сейчас существуют в рамках союза. Две модели государственной политики — это российская и белорусская. Ну, сегодня ясно, что белорусская оказалась более эффективной. В Белоруссии не рассказывали сказки, что государство должно устраниться из экономики, что государство должно заниматься только вопросам самого общего порядка. Это все оказалось из области фантазии. Нигде в мире этого нет. Белорусы с приходом к президентству Лукашенко четко взяли линию на усиление государственного вмешательства в экономику.

Не все просто, тоже есть проблемы, но в целом эта линия гораздо более правильная, чем российская. Несколько последних лет, в том числе и первое полугодие этого года, белорусы демонстрируют значительные темпы роста производства промышленной продукции и сельского хозяйства. К чему это говорю? Нужно менять экономический курс, тем более, что есть пример соседней республики.

Ну, и еще один момент. Линия Лукашенко — за тесный союз с Россией, отстаивание наших общих интересов. Это не по нраву многим на Западе. А так как в руководящих и информационных российских кругах очень много сторонников Запада, это также отражается на их позиции. Есть во взаимоотношениях с Белоруссией проблемы. Наверное, Псковская область лучше всех их знает. Открытая граница: разный режим налогового обложения, разный режим таможенных сборов... Неурегулированность — всегда почва для каких-то неприятных моментов. Мы выдерживаем очень сильную конкуренцию со стороны как легальных белорусских производителей, так и нелегальных, которые проникают или с территории Белоруссии, или транзитом через нее поступает товар на наш рынок. Мы боремся по водке, по другой нелегальной продукции. Плюс к этому у нас в какой-то степени начинают оживляться экономические связи. По энергетике пошли первые расчеты от белорусов в виде товаров, других каких-то зачетов. Сейчас постараемся выработать систему расчетов более выгодную для жителей области, чтобы могли получать за поставляемую электроэнергию товары: сельхозмашины, удобрения, другие изделия, которые пользуются спросом у нас на рынке. Вопрос сейчас в согласовании цен, чтобы нас устраивали те, которые белорусы выставляют. Получил заверение, что решение будет найдено, но для этого еще нужно поработать.

Совместное производство — тоже очень важное дело. Сейчас зарегистрировано очередное совместное предприятие «Памас», которое производит заготовки обуви на базе Невельской обувной фабрики.

По линии образования, здравоохранения контакты очень хорошие. У них есть оборудование медицинское, лекарства, которые по ценам нас устраивают и мы заинтересованы в приобретении [[7]].

В августе в Псковскую область с ознакомительным визитом прибыл вице-губернатор Витебской области Владимир Алексеевич Цецохов в сопровождении группы ветеранов Великой Отечественной войны. В среду, 19 августа, гостей из Белоруссии принял глава администрации Псковской области Е.Э.Михайлов. На встрече также присутствовали заместитель главы администрации Ю.А.Демьяненко, депутат областного Собрания А.Н.Христофоров и председатель областного Совета ветеранов И.В.Васильев.

В заключении встречи глава администрации Псковской области и гости из Белоруссии обменялись памятными сувенирами.

4.3.    Приграничные проблемы

У жителей Псковской области не прошло незамеченным сообщение о том, что по словам министра иностранных дел Латвии Биркавса, «Латвия размышляет о возможности односторонней демаркации российско-латвийской границы».

«Хотя наши войска прямого отношения к делимитации и демаркации линий границ не имеют, — заявил полковник Владимир Киреев, заместитель начальника ОВО «Псков» — мы заинтересованы, чтобы отношения наших сторон на сопредельных территориях строились на принципах добрососедства, взаимопонимания и неукоснительного соблюдения совместных договоренностей и соглашений. А односторонние действия, касающиеся обоюдных интересов на общей государственной границе, этому никогда не способствовали» [[8]].

Начало демаркации Государственной границы между Латвией и Российской Федерацией в одностороннем порядке «не только не будет способствовать нормализации отношений между двумя государствами, но и еще больше ухудшит их». Так прокомментировал заявление латвийского МИДа Валдиса Биркавса о проведении Латвией разделительной линии губернатор Псковской области Евгений Михайлов. Он подчеркнул, что действия Латвии «противоречат всем существующим международным нормам, поэтому позиция России должна быть адекватной».

4.4.    Таможня

В разговорах о Пыталовской таможне не раз доводилось слышать о новой концепции: граница с одним государством — одна таможня. Если ее воплотить на территории Псковской области, граничащей с двумя государствами Балтии, вместо четырех, сохраниться лишь две таможни.

Чем же грозит пыталовцам присоединение к Себежской таможне? Прежде всего ожидается сокращение 50-60 сотрудников, хотя анализ загруженности таможенных постов и отделов таможенного оформления выявил значительный рост нагрузки на сотрудников т/п «Гавры» и в отделах (ОТО и ТК № 1), где проблемы с кадрами возникали и раньше.

Как утверждает заместитель начальника таможни Н.М.Ефимов, после нескольких предыдущих сокращений численность сведена к минимуму. В то время как для нормального функционирования учреждения уже недостает 50 человек.

В Печорах и Себеже сотрудников больше, чем в Пыталово. Но вот цифры: план на третий квартал по платежам в федеральный бюджет определен следующий: Пыталово — 34,51 млн. рублей, Печоры — 29,05, Себеж — 18,19. Платежи в фонд развития таможенной системы: Пыталово — 27,90 млн. рублей, Печоры — 18,77, Себеж — 7,78.

Для Пыталовской таможни довольно успешно сложилось первое полугодие. Плановое задание выполнено на 116,8 процента, в государственную. казну перечислено 41,75 млн. рублей, что в 3,2 раза выше показателя за аналогичный период прошлого года. В 28 раз увеличилось количество оформленных легковых автомобилей. В федеральную собственность обращены товары и транспорт стоимостью 2,2 миллиона (в 2,4 раза больше прошлогоднего уровня). Значительно возросли объемы работ на пунктах пропуска. Автотранспортный поток и пассажиропоток превысили прошлогодний 1,3 раза. В первом полугодии в отделах правоохранительного блока находились 432 дела о нарушениях таможенных правил (рост в 1,6 раза). В несколько раз возрос коэффициент сложности рассматриваемых дел. Но деятельность пыталовских таможенников профинансирована лишь на 73%. На первое июля задолженность перед ГУП «ДП РОСТЭК-Псков» перевалила за 900 тысяч рублей.

Реорганизация, по мнению заместителя начальника Пыталовской таможни Н.М.Ефимова, создаст нежизнеспособную структуру. До Себежа от Пыталова 160 километров. Управлять на таком расстоянии эффективно невозможно. Качество связи оставляет желать лучшего. Периодически случаются отключения электроэнергии, вместе с ними теряется информация в компьютерах. На ее восстановление уходит время. Каждый же день посылать информацию с нарочным — разорительно. К тому же, дороги, ведущие из Пыталовского района в Себежский, не зеркальное полотно.

Итогом реорганизации, убежден заместитель начальника таможни, станет разруха: начнутся рушиться посты, упадут платежи [[9]].



Источники

[1]. Федоров А. Из Великобритании в Опочку // Псковская правда. — 1998. — 4 августа. — С. 1.

[2]. Андреева С. «Фемида с протянутой рукой» // Новости Пскова. — 1998. — 7 августа. — С. 4.

[3]. Нам нужны стабильность и порядок // Псковская правда. — 1998. — 5 августа. — С. 1.

[4]. Иностранные спекулянты отняли деньги у российских банков [беседа с депутатом Государственной Думы М. В. Кузнецовым // Псковская правда. — 1998. — 21-22 августа. — С. 1-2.

[5]. А. Замараева. Заявили недовольство // Новости Пскова. — 1998. — 4 августа.С. 1.

[6]. Псков — Массачусетс: перспективы сотрудничества // Псковская правда. — 1998. — 4 августа. — С. 1.

[7]. Главное — российский интерес (беседа с главой областной администрации Е.Э.Михайловым) // Вечерний Псков. — 1998. — 10 августа. — С. 1-3.

[8]. Есть правила добрососедства // Псковская правда. — 1998. — 6 августа. — С. 1.

[9]. Федоров А. Эксперименты с таможней // Псковская правда. — 1998. — 20 августа. — С. 3.