Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Самарская область

Елена Лапшова

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ

в августе 1998 года

1.    ВЛАСТь

1.1.    Губернатор

1.1.1.    Обращение в Конституционный суд РФ

К.А.Титов сделал громкое заявление о своем несогласии с решениями правительства и президента. 18 августа в Конституционный суд были поданы ходатайства о признании несоответствующими Конституции РФ постановлений правительства об увеличении НДС на продовольственные и детские товары, об особенностях уплаты НДС и Указа Президента РФ об индексации ставок земельного налога.

По мнению губернатора, принятие правовых актов такого рода невозможно без внесения поправок в федеральный закон. Они должны пройти обсуждение в Госдуме и Совете Федерации и не могут быть введены постановлениями правительства и указами Президента РФ.

К.А.Титов заявил, что подобные шаги правительства и Президента противоречат демократическому устройству государства и ведут к снижению уровня жизни населения.[[1]]

Этот шаг губернатора можно расценить в первую очередь как сильный политический ход, который сможет повысить его рейтинг за пределами области. Трудно сказать, удастся ли Константину Титову вынудить правительство проводить все налоговые новшества через парламент, но сам факт открытой конфронтации самарского лидера с непопулярным кабинетом наверняка способствовал повышению веса губернатора в политических кругах и увеличению популярности среди населения страны.

1.1.2.    Поездка в регионы Сибири и Дальнего Востока

С 28 июля по 3 августа председатель комитета Совета Федерации по налогам и бюджету К.А.Титов совершил поездку по северным районам России, посетил Камчатку. Уже само по себе это событие не выглядело рядовым. Официальной целью мероприятия стало проведение консультаций с главами исполнительной власти ряда регионов по формированию бюджета будущего года. Тем не менее некоторые аналитики оценили это событие как один из шагов по «раскручиванию» самарского губернатора, как политика федерального масштаба, а также установлению им более тесных контактов с элитой восточных регионов страны.

По словам самого губернатора, поездка преследовала чисто экономические цели: попытаться восстановить производственные и торговые связи с восточными окраинами России. В рамках такой идеологии было заключено соглашение между Самарской областью и республикой Якутия (Саха). Этот документ включает в себя взаимные обязательства помогать друг другу в случае стихийного бедствия. Самарская область после наводнения оказала республике посильную гуманитарную помощь, отправив туда 900 тонн муки. Кроме того, соглашение предусматривает поставку в Якутию самарских стройматериалов, горючего, продовольствия, отдых якутских детей на берегу Волги и ряд других взаимовыгодных проектов.

Константин Титов побывал в Якутске, Магадане, Петропавловске-Камчатском и — на обратном пути — в Иркутске. Кроме консультаций с главами регионов и заключения соглашений о сотрудничестве прошли встречи с моряками и командованием Тихоокеанского флота, в ходе которых г-н Титов подверг резкой критике политику правительства России.

Симпатии военных моряков должен был вызвать и тот факт, что Константин Титов обратился к командующему флотом с предложением дать имя «Самара» новейшей атомной подводной лодке класса «Дракон», над которой губерния возьмет шефство со всеми вытекающими из этого материальными последствиями.

В результате можно не сомневаться, что самарскому губернатору удалось завоевать немало сторонников среди безденежных моряков и рабочих Дальнего Востока.

1.1.3.    Пресс-конференция

Вскоре после отставки правительства Сергея Кириенко в Самаре возникли слухи о возможном вхождении Константина Титова в состав нового кабинета министров. Поводом для них стали сообщения центральных СМИ об участии самарского губернатора в «тройственной встрече» с Виктором Черномырдиным и Александром Лебедем, в ходе которой, как можно предположить, обсуждался состав коалиционного кабинета. В тот же день в политических кругах распространились предположения о том, что Константину Титову предложено место первого вице-премьера, ответственного за экономику и финансы. Учитывая его давнюю близость к г-ну Черномырдину, эти разговоры выглядели вполне естественными.

30 августа К.А.Титов, накануне вернувшийся из столицы, где он в качестве сопредседателя трехсторонней комиссии участвовал в подготовке социально-экономического соглашения, собрал пресс-конференцию.

Константин Алексеевич подтвердил информацию о предварительных переговорах на уровне помощников по поводу условий участия самарского губернатора в работе новой команды. В числе этих условий Титов назвал отмену тех постановлений прежнего кабинета министров, которые обжалованы им в Конституционном суде, как противоречащие Основному закону страны: «Я не могу идти в правительство, которое нарушает Конституцию». Кроме того, он очертил круг своих полномочий как первого вице-премьера, курирующего финансово-экономический блок в будущем правительстве. Какого либо внятного ответа или встречных предложений на этот счет К.А.Титов от В.С.Черномырдина не получил. Не состоялась и их личная встреча.

Окончательное решение о вхождении в состав правительства г-н Титов примет только после утверждения Виктора Степановича в должности. Но похоже, что переезд самарского губернатора в Москву не состоится.

Вполне очевидно, что сегодня позиции первого лица Самарской губернии выглядят более прочными, чем роль второго человека в заведомо непопулярном правительстве. Кроме того, по содержанию политических приоритетов Константина Алексеевича уже давно нельзя считать «человеком Черномырдина». В последнее время губернатор демонстрировал приверженность к региональной политике, во многом противопоставляемой курсу федерального центра. На протяжении двух последних лет он неоднократно критиковал центр за нарушения принципов бюджетного федерализма. При этом глава области даже позволил себе не выполнять прямых рекомендаций правительства. Именно так в Самаре среагировали на предложение Москвы о слиянии трех самарских вузов, а позже губерния отказалась сокращать зарплату учителей средних школ [[2]].

На пресс-конференции губернатор резко высказался о недопустимости разгона Государственной Думы. «Нам и без того достаточно потрясений, чтобы усугублять экономический кризис потерей остатков политической стабильности. В этих условиях президент должен взять ответственность за подбор кандидатуры на пост премьера и ведущие посты будущего правительства на себя, перестав довольствоваться мнением Б.А.Березовского и иже с ним — тех, кто всем этим манипулирует. В стране есть люди, готовые и способные возглавить правительство в этот непростой для России час» [[3]].

Губернатор высказал опасение, что имевшаяся реальная возможность обретения политического и социального согласия перед лицом постигшей страну беды, становится все более эфемерной. Отказ от соглашения о политическом урегулировании, согласно которому ветви власти должны были пойти на перераспределение между собой полномочий и ответственности поставил под сомнение и вероятность реализации экономического соглашения.

Касаясь ситуации в области, губернатор отметил, что местная банковская система, своевременно освободившись от ГКО, понесла от последних финансовых потрясений минимальные издержки. А вот сбор налогов резко пошел на спад: за последнюю неделю в областную казну поступило всего лишь чуть более 19 млн. рублей — дневная норма для исполнения основных статей бюджетных расходов.

«Кризис системный, глубокий и крайне тяжелый», — так оценил нынешний момент российской истории К.А.Титов [[4]].

1.2.    Областная администрация

Как ни странно, общероссийский финансовый кризис пока мало сказался на работе самарской областной администрации. На заседании коллегии губернской власти, проходившем под председательством Юрия Логойдо, директора департамента финансов, вице-губернатор Вячеслав Аронин заявил, что Самарская область имеет серьезные возможности для расширения своей доходной базы. В частности, по его словам, область сегодня может получить существенно большие, чем планировалось в начале года, доходы от налога на прибыль. Кроме того, в ближайшее время предполагается взыскать значительную часть налоговых недоимок с местного отделения Куйбышевской железной дороги. Одновременно уменьшаются расходы на обслуживание государственного долга Самарской области — в связи с тем, что общероссийский финансовый кризис обеспечил невозможность получения областными властями займов, намеченных на вторую половину текущего года.

Эти обстоятельства позволили властям расширить расходную часть бюджета, в основном по социальным статьям. В целом по подсчетам местных властей, объем доходов областного бюджета до конца года увеличится на 426 млн. деноминированных рублей, а расходов — на 420 млн. руб. В результате дефицит бюджета уменьшится на 0,5% и составит 5,2% от общего объема бюджета.

Вторым важнейшим решением коллегии следует признать одобрение областной целевой программы борьбы с преступностью в 1999 — 2000 годах. Необходимость финансирования милиции из областного бюджета не вызывает сомнений — дело в том, что по целому ряду статей, в том числе на приобретение технических средств и капитальное строительство, выделение средств региональному УВД практически прекращено. Сегодня работа милиции на территории области практически полностью поставлена в зависимость от областного бюджета.

В ходе обсуждения было решено разработать специальную систему мероприятий по защите законных прав граждан на рынке ценных бумаг, а также по защите прав инвесторов и акционеров. После внесения в программу этих изменений она поступит а обсуждение депутатов губернской Думы [[5]].

1.3.    Губернская Дума

Депутаты самарской губернской Думы возобновили свою работу после каникул. 25 августа прошли думские слушания по проблемам наркомании в Самарской области. Согласно представленной статистике, область сегодня занимает третье место в России по распространению наркотиков после Санкт-Петербурга и Краснодарского края. 76% потребителей наркотиков оставляют молодые люди в возрасте до 30-ти лет. По прогнозам специалистов, к 2000 — 2001 году их число возрастет еще в два раза.

Основная цель слушаний состояла в принятии адресованных всем ветвям власти, общественным организациям и СМИ рекомендаций по качественно новому подходу к проблеме наркомании.

От проведенного мероприятия не испытали удовлетворения ни участники, ни организаторы. Проект рекомендаций, как и на любом подобном мероприятии был заготовлен заранее. Большинство докладов представляли собой отчеты представителей соответствующих органов по борьбе с наркоманией и статистические сводки о распространении этого «социального зла» в области. Конкретных предложений по профилактике и лечению наркомании внесено почти не было.

По итогам слушаний было решено создать межведомственный координирующий орган по проблемам наркомании, принять во втором полугодии программу «Профилактика наркомании, лечение и реабилитация наркозависимой части населения Самарской области на 1999 — 2000 годы», увеличить штатную численность подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков облУВД. Кроме того, органам местного самоуправления по итогам слушаний рекомендовано восстановить работу подростковых клубов и содействовать обучению и трудоустройству прошедших реабилитацию наркоманов [[6]].

Прошло очередное заседание бюджетного комитета губернской Думы. Рассмотрен проект Закона «Об особых экономических зонах на территории Самарской области», в свое время инициированный властями дотационного и депрессивного Похвистневского района. Его смысл — в предоставлении хозяйствующим субъектам, расположенным на территории «особой зоны» существенных налоговых льгот. По мысли авторов, такой щадящий режим привлечет на территорию инвесторов, которые вытянут местную экономику из состояния спада.

Депутаты не стали оспаривать идею, но приняли решение уточнить, по какому критерию то или иное муниципальное образование вправе претендовать на звание особой экономической зоны. Проект был отправлен на доработку.

Депутаты заслушали отчет департамента финансов обладминистрации об исполнении областного бюджета за первую половину нынешнего года. В прошедший период доходы казны падали пропорционально спаду производства, который составил 2,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. На три процента увеличилась доля убыточных предприятий. Особенно внушительная недоимка образовалась по налогу за пользование недрами и ряду других доходных статей, завязанных на местные монополии.

В результате не получила ожидаемых средств поддержки сельскохозяйственная отрасль. Статья «капиталовложения» была выполнена лишь на 23%. Были лишены полноценного финансирования некоторые целевые программы социальной направленности.

Теме «жилье» были посвящены три вопроса повестки дня из 15. Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства области на 1998 — 2010 годы, законопроект «О жилище» и проект положения «Об ипотечном кредитовании» получили одобрение.

Высказались против положения «О представительстве (представителе) Самарской области за рубежом». Открытие таких «посольств» было признано непозволительной роскошью [[7]].

2.    Партии и общественные организации

2.1.    «Трудовая Россия»

На фоне обвала экономики шел рост активности политической оппозиции.

14 августа из Самары стартовал «поход трудящихся в поддержку СССР», организованный местными отделениями движения «Трудовая Россия» и Комитета советских женщин. Поддержали идею проведения марша городской комитета КПРФ и профсоюзы.

В Самаре поход начался с митинга «непримиримых» на привокзальной Комсомольской площади. Численность собравшихся была невелика — около 300 человек, в основном пенсионного возраста. Исключением стала небольшая группа анархистов. Низкую явку коммунистов можно объяснить недостаточными масштабами предшествовавшей агитации.

В целом митинг проходил по давно обкатанному для таких случаев сценарию, включавшему даже хоровое исполнение гимна СССР. Сначала помощник депутата Государственной Думы Валентина Романова Валентин Иванов сообщил собравшимся о масштабах потерь, понесенных страной «за 7 лет правления американских ставленников». В денежном исчислении, по мнению г-на Иванова, эта сумма составляет 1,2 трлн. долларов.

Одной из наиболее колоритных фигур действа стал заместитель председателя движения «Трудовая Россия» Юрий Худяков, одетый в армейский камуфляж с портупеей и увенчанный шахтерской каской. Он заявил, что 90% россиян считают необходимой отставку Ельцина.

Выступавшие на митинге требовали отставки президента, принятия новой конституции и установления власти Советов. Председатель союза рабочих Александр Кузякин напомнил о славных революционных традициях Самары, а также рекомендовал поддержать кандидатуру Геннадия Зюганова на пост президента и принять участие в профсоюзной акции протеста, намеченной на 7 октября.

Пожалуй, самой большой неожиданностью митинга стало выступление председателя Федерации профсоюзов Самарской области Евгения Егорова. Лидер вполне лояльного по отношению к властям объединения заявил о поддержке профсоюзами требований левых.

В походе на Москву под лозунгом «За восстановление СССР» приняли участие граждане всех республик бывшего СССР. Сборными пунктами для них послужили пять городов: Петербург, Смоленск, Брянск, Ростов-на-Дону и Самара, что по мысли организаторов, должно символизировать лучи пятиконечной звезды. Конечной целью марша стало участие в Вече народов СССР на Васильевском спуске в Москве [[8]].

Заранее можно было предположить, что поход не будет иметь большого политического резонанса. Из-за нехватки средств из Самары в Москву отправились всего около 20 человек. Не приняли участие в этой акции ни секретарь самарского обкома КПРФ и депутат Госдумы Валентин Романов, ни самарец - депутат Альберт Макашов. Первые лица регионального отделения зюгановской партии ограничились выражением моральной поддержки участников акции и заявлением, что в целом они разделяют требования левых радикалов.

На пресс-конференции по итогам марша из уст его участников прозвучали неоднозначные оценки. По словам председателя регионального отделения Комитета советских женщин Светланы Кузьминой политический потенциал «Трудовой России» и ее лидера Виктора Анпилова, способного вывести на московские улицы «10 тысяч штыков» велик.

Депутат губернской Думы Наталья Боброва отметила, что левым необходимо объединяться, так как иначе «акции получаются какие-то недоделанные».

Участники марша посетовали, что лидер стачкома самарского завода имени Масленникова (ЗИМа) Григорий Исаев, продолжающий пикетировать Дом правительства вместе с шахтерами, не пустил земляков в лагерь на Горбатом мосту.

2.2.    НПСР

Лидеры движения Народно-патриотических сил России повели пресс-конференцию в общественно -политическом центре. Координатор НПСР по Самарской области экс-депутат губернской Думы Владимир Гром заявил, что они намерены «сплотить все патриотические силы страны». К последним, по мнению Владимира Семеновича относятся КПРФ, РКРП, аграрная и республиканская партии и Союз рабочих Самарской области. Главной задачей текущего момента является подготовка к проведению акции 7 октября с требованием отставки президента. Это мероприятие будет обсуждаться 26 сентября во время Конгресса народно-патриотических сил области. Лидеры НПСР предполагают, что октябрьскую акцию поддержит значительная часть молодежи, прежде всего — студенты вузов и учащиеся средних специальных заведений.

Планы оппозиции идут дальше октябрьской акции. НПСР готовы формировать списки своих кандидатов на выборах всех уровней. В этой связи руководитель избирательного объединения «За социальную справедливость» Виктор Тимофеев сообщил, что одной из основных задач движения является подготовка пяти кандидатов в депутаты Государственной Думы. Две кандидатуры уже определены. Это первый секретарь обкома КПРФ Валентин Романов и Альберт Макашов.

Два дня спустя прошла очередная пресс-конференция самарских депутатов Госдумы от КПРФ. Они изложили основные направления нового курса. По словам Альберта Макашова, народно-патриотические силы готовы предложить россиянам «современный социализм с элементами нэпа 1921-27 годов, а также конвергенцию социализма и капитализма», а в перспективе — воссоздание Советского Союза.[ [9]]

Следует отметить, что хотя состав президиума на мероприятиях НПСР, КПРФ и «Трудовой России» меняется, внимают речам вождей по больше части одни и те же люди, которых мало интересуют разногласия между Анпиловым и Зюгановым. Поэтому объединение «трудороссов» с «умеренными коммунистами» представляется вполне вероятным событием. Так, по мнению Светланы Кузьминой, серьезного конфликта между Зюгановым и Анпиловым нет. Хотя лидер «Трудовой России» не приемлет «соглашательства», в критический момент он поддержит Зюганова [8].

3.    МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

В областном суде состоялись слушания по весьма примечательному гражданскому делу: адвокат Сергей Киринский потребовал проведения выборов в представительный орган власти Ленинского района Самары, то есть по существу возрождения районного Совета. Он подал в областной суд жалобу на ограничение своих конституционных прав как гражданин России избирать и быть избранным в органы местного самоуправления. Суть заявления сводится к тому, что в соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборы в муниципальном образовании, каковым, по мнению адвоката является Ленинский район города Самары, должны были состояться еще до начала 1997 года. Поэтому г-н Киринский просил суд «назначить дату проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления в муниципальном образовании — Ленинском районе города» [[10]].

Прокурор Людмила Степина, а также юристы из городской и губернской Дум, администрации Ленинского района отвергли доводы истца, подчеркнув, что ни в одном из действующих нормативных актов внутригородской район не квалифицируется как самостоятельное муниципальное образование. Кроме того, территория муниципального образования — Самары — была закреплена в уставе города. По словам г-жи Степиной любой горожанин имеет право создать такое образование внутри города, но для этого ему необходимо собирать инициативную группу и постараться в законном порядке внести изменения в устав города.

Коллегия областного суда по гражданским делам решила оставить без удовлетворения жалобу Сергея Киринского.

Итак появился первый прецедент заявления самарца в суд с целью оспорить губернские законы.

4.    Отражение системного кризиса в регионЕ

Сообщения о начале падении курса рубля по отношению к доллару взволновала многих самарцев. Ажиотажный спрос на доллары начался еще 14 августа. Большинство банков 17 августа, после того, как на всех информационных каналах прошли сообщения об изменении параметров валютного коридора, прекратили продажу иностранных денежных знаков. У отделений крупнейших банков, работающих с населением — Сбербанка, Инкомбанка и Агробанка выстроились люди, желающие досрочно забрать свои вклады. Вскоре стало ясно, что удовлетворить всех желающих в течение ближайшей недели банки не смогут, и вкладчики стали записываться в очередь.

Падение курса рубля моментально отразилось на ценах на товары. К 25 августа большинство из них резко подскочили. Многие магазины, торгующие бытовой техникой, компьютерами, другими импортными товарами спешно закрылись на учет. Одновременно прекратили работать оптовые фирмы, связанные с товарами, розничная стоимость которых зависит от курса доллара.

Необычный ажиотаж царил в эти дни в магазинах дорогой одежды и бытовой техники.

Незамедлительно подорожали и продукты отечественного производства. Запасливые самарцы активно скупали крупы, сахар и макаронные изделия. В то, что все уляжется и цены вернутся на прежний уровень уже никто не верил.



Источники

[1]. Волжская коммуна. — Самара, 1998. — 19 августа. — №151-152. — С. 1.

[2]. Перла А., Борсуков А. Титов откажет Черномырдину? // Самарское обозрение. — Самара, 1998. — №35. — С. 4.

[3]. Субботин Г. Сменит ли К.Титов самарскую прописку на московскую? // Волжская коммуна. — Самара, 1998. — 2 сентября. — №160-161. — С. 1.

[4]. Субботин Г. Сменит ли К.Титов самарскую прописку на московскую? // Волжская коммуна. — Самара, 1998. — 2 сентября. — №160-161. — С. 1.

[5]. Андреев М. У области появились лишние деньги? // Самарское обозрение. — Самара, 1998. — №35. — С. 2.

[6]. Игнатьева Л. Нам рассказали о наркомании // Самарское обозрение. Самара, 1998. — №35. — С. 5.

[7]. Волгин В. Комитет, умеющий говорить “нет”// Волжская коммуна. — Самара, 1998. — 1 сентября. — №159. С. 1.

[8]. Сипров В. Левые левеют // Самарское обозрение. — Самара, 1998. — №35. — С. 3.

[9]. Сипров В. Дело о райсовете // Самарское обозрение. — Самара, 1998. — №31. — С. 3.

[10]. Сипров В. Судья сомневается в собственном решении // Самарское обозрение. — Самара, 1998. — №32. — С. 3.