Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Томская область

Агентство «РЕЙТИНГ»

В. РУХЛЯДЕВ

ТОмСкаЯ ОБЛАСТЬ

в августе 1998 года

1.    власть

1.1.    Областная администрация

То, что переживает сейчас областная администрация, без преувеличений можно назвать кадровой революцией. Губернатор встал перед дилеммой, перед которой встают многие лидеры как национального, так и регионального масштабов. С одной стороны он мог бы оставить все как было и вполне уверенно чувствовать себя первым. Но объективные условия побудили губернатора выбрать другой путь, подобрать в штат людей, каждый из которых уже где-то и как-то состоялся. Это Г.Авалишвили (экономика, инвестиции), В.Наговицын (промышленность), О.Козловская (работа с территориями), В.Гончар (строительство, ЖКХ). Они пришли в администрацию со своим политическим капиталом. Каждый на своем направлении превосходит своего шефа в компетенции, опыте. Если в первом случае лидер является таковым как бы в силу очевидного хода вещей, то во втором случае свое лидерство ему надо доказывать на каждом шагу. Чтобы так поступить, В.Крессу надо было переступить через себя, проявить определенное мужество. И потому встает вопрос — удастся ли ему теперь проявить необходимое искусство политика. Ибо пока есть набор сильных специалистов своего дела, но нет сплоченной команды, объединенной общим пониманием цели, к которой нужно стремиться, и задачами, которые нужно решать при ее достижении. Каждого из своего окружения он пригласил отдельно. Теперь стоит задача наладить между ними горизонтальные связи, превратить их в единую команду. И здесь большой вопрос в том — до какой степени новые люди готовы решать задачи, поставленные главой администрации. И вообще — до какой степени это «люди губернатора»? В первую очередь речь конечно идет о «нефтяниках»: об уже действующем Г.Авалишвили и как о возможном заместителе губернатора Леониде Филимонове. Будут ли нефтяники «играть партию губернатора» или поведут свои собственные «партии», или партию нефтяного лобби? А если нефтяного, то какого именно — ЮКОСа или же будут продавливать идею создания новой газонефтяной компании, конкурента ЮКОСа? И не использует ли Л.Филимонов сложившуюся ситуацию для того, чтобы самому стать губернатором? Это нюанс, которые губернатор должен иметь в виду уже сейчас. Многое бы стало ясно, если бы была приоткрыта тайна приватизации ВНК, вернее, действительная роль ее участников. Ведь в%ессе приватизации как губернатор, так и президент компании говорили о том, что они принимают активное участие в подготовке компании к продаже. И только ли Москва сыграла роковую роль в судьбе компании? Осложнил ли себе губернатор жизнь по доброй воле или поддался давлению обстоятельств, не только объективных? В какой степени он как первое лицо области сохраняет контроль над идущими в области%ессами? Искусный ли Виктор Кресс политик? Ответ на эти вопросы банален: как всегда, покажет будущее [[1]].

На очередной коллегии администрации Томской области обсужден проект постановления о мероприятиях по стабилизации отраслей экономики и бюджетной системы. Сводный план действий администрации обкатывался к тому времени уже несколько недель, в него стекаются предложения от разных подразделений администрации, из районов области. На коллегию были приглашены главы районных администраций, от которых члены коллегии ждали замечаний и дополнений. И ждали не зря. «Существующая система расчета бюджета не стимулирует районы на сокращение расходов», — заявил глава Каргасокского района В.Меренков. Не устраивает его и то, что в сводном стабилизационном плане нет пунктов по недопущению снижения налогооблагаемой базы — как бы не потерять то, что нажито. Выходы для области Владимир Николаевич видит в создании небольших нефтеперерабатывающих производств и предприятий по глубокой переработке древесины. Первое позволит снизить цену топлива почти в 2,5 раза, ко второму район давно готов. Областную власть давно беспокоит агрессия товаров из соседних регионов и из-за рубежа, что ведет к утечке денег из местного бюджета. И дело не только в количестве «заезжего» товара, но и в качестве местной продукции. Большой блок в антикризисном плане занимают мероприятия по сбору налогов. По сообщению заместителя начальника налоговой инспекции В.Дягилева, налоговоики будут предъявлять более жесткие требования к использованию контрольно-кассовых аппаратов. Принято постановление о взыскании недоимки с «Томскнефти» на 500 млн., в данное время арестовываются и изымаются ценные бумаги, которые могут быть интересны для областной администрации. Инспекция намерена создать базу данных о транспортных потоках, проходящих через область по железной дороге, рекам, автодорогам. Свою значительную роль в выходе из кризиса намерен сыграть фонд государственного имущества Томской области. Как сообщил председатель правления фонда Михаил Нужный, в конце августа планируется открытие биржевой площадки, фондом имущества на этот счет заключен договор с Сибирской межбанковской валютной биржей. В рамках фонда уже создан фондовый отдел, который впоследствии должен превратиться в центр финансовых инициатив. О ценности данного направления говорит тот факт, что управление ценных бумаг «ЮКОСа» предложило им организовать аукцион по продаже ценных бумаг, которые ему сейчас не нужны, но могут иметь большую привлекательность на вторичном рынке ценных бумаг. Также к ним поступило предложение по открытию в Томске филиала регистратора по ведению реестров акционеров. Закрыть дыру в бюджете можно и с помощью арестов. Уже создана правовая база областного долгового центра, с помощью которого область намерена с умом распоряжаться арестованным имуществом. План администрации предполагает и законотворческую деятельность. Некоторые законопроекты уже внесены в областную Думу или готовятся (о естественных монополиях, о введении транспортного сбора на въезд в область иногороднего транспорта и другие). Главам администраций рекомендовано разработать такие планы и у себя в районах. Контроль за выполнением антикризисных мероприятий возложен на первого заместителя губернатора и использованием межведомственной балансовой комиссии [[2]].

Губернатор Виктор Кресс утвердил план мероприятий по государственной поддержке лесопромышленного комплекса Томской области в 1998 году. Делается это в целях преодоления кризисной ситуации и осуществления государственного регулирования в проведении структурных преобразований в лесной отрасли. Губернатор распорядился подготовить проекты создания производственных вертикально-интегрированных, в том числе межрайонных структур с замкнутым технологическим циклом и бизнес-планы их развития на основе новой техники и технологии. Также решено внести предложения в Госдуму Томской области о компенсации в 1999 году транспортных затрат предприятий ЛПК области, удаленных от железнодорожных магистралей. Но и предприятия ЛПК должны разработать бизнес-планы в соответствии с требованиями иностранных и российских кредитных организаций. Ряду департаментов областной администрации поручено провести реструктуризацию долгов предприятий ЛПК в областной бюджет. Намечено подготовить и организовать подписание соглашений между администрацией области и правительствами среднеазиатских республик с целью восстановления традиционных рынков сбыта продукции домостроения и деревообработки.

Губернатор В.Кресс дал распоряжение областному фонду финансовой поддержки досрочного завоза провести возмещение транспортных расходов по доставке грузов в северные районы на сумму 4 млн. рублей. На выделяемые средства будут завозиться продукты питания, ГСМ, уголь, медикаменты и другое.

29 июля состоялось внеочередное заседание областной комиссии по чрезвычайным ситуациям, которое вел начальник Главного управления ГО и ЧС В.Цыганов. Среди прочих проблем обсуждалась и просьба Томского государственного авиапредприятия выделить средства из резервного фонда по предупреждению, ликвидации ЧС на ремонт взлетно-посадочной полосы в размере 2 млн. рублей. Средства нужны на восстановление дренажной полосы подтопляемой территории, так как от почвенной воды и жары ВПП «плывет» и вспучивается. Но пока, в связи с плачевным состоянием областного бюджета, средств в резервном фонде по предупреждению и ликвидации ЧС практически нет.

Заместитель губернатора Юсуп Юнусович Галямов перешел на пост генерального директора ООО «Сибирский торговый дом «Томскгазинвест». Это предприятие было создано в апреле 1997 года, когда «Томсктрансгаз» разделился на транспортную и сбытовую компании. До сих пор «Томсктрансгаз» работал в пределах пяти сибирских областей и исправно выплачивал налоги в местный бюджет. Были гибкими и схемы расчета потребителей газа в Томской области с «Томсктрансгазом», который соглашался на взаимозачеты, а также принимал в качестве расчета продукцию местных производителей. Затем, с появлением в 1997 году «Межрегионгаза»- томского филиала организации, зарегистрированной в Московской области, ситуация в корне изменилась. Во-первых, налоги стали уходить из области в Москву, во-вторых, «Межрегионгаз» отказался от зачетных и бартерных схем и занял жесткую позицию — оплата за газ только «живыми» деньгами. Это в то время, когда «живых» денег в области просто нет, что подтверждается тем, что в этом году их доля в общем объеме платежей «Межрегионгазу» составила только 3-4%. Собственно из-за этого и «Томсктрансгаз» — транспортная компания — сейчас плотно сел на мель, отсрочка по выплате зарплаты его работникам составляет 3-4 месяца. Еще полгода назад в недрах «Белого дома» возникла идея создания торгово-коммерческой сбытовой организации, которая стала бы посредником в расчетах между «Межрегионгазом» и потребителями «голубого топлива». Моделью для новой организации стали два существующих в России аналога в Московской и Челябинской областях, а также торговый дом ВНК, который, по словам Ю.Ю.Галямова, и по идее и по задачам схож с СТД «Томскгазинвест». Задача Галямова — вернуть в область 40-50% ушедших налогов. Контракт между руководством «Межрегионгаза» и Галямовым заключен на один год, после чего может быть перезаключен [[3]].

В прошлом мониторинге была информация о том, что одним из новых заместителей губернатора области назначен Гурами Джемалович Авалишвили. Заместитель губернатора по экономике намерен заняться глобальными вопросами: разработкой экономической стратегии области, подготовкой социально-экономических программ различного уровня, концепцией развития как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу. Кроме этого — анализ экономических проблем по всем отраслям. На Авалишвили ляжет вся ответственность за то, как будет формироваться в области инвестиционная политика, как пойдет создание фондового рынка с соответствующими инфраструктурами. Весь круг обязанностей Гурами Джемаловича трудно перечислить — это формирование бюджетной и налоговой политики области с курсом на оптимизацию расходов и повышение доходов, выстраивание межбюджетных отношений, контроль за применением регулируемых цен, поддержка предпринимательства, координация работы ряда федеральных структур на территории Томской области. Под начало нового зама перешли департамент экономики, комитет по финансовой и налоговой политике, комитет по политике цен, финансовый департамент. Авалишвили взял «шефство» и над областными структурами федерального подчинения: Госимуществом, лицензионной палатой, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, фондом имущества. Он также становится куратором и координатором управления Центробанка по Томской области, налоговой инспекции, арбитражного суда, федерального казначейства, антимонопольного управления, управления по делам о несостоятельности (банкротству). Ближайшие планы Авалишвили после изучения ситуации, формирования новой структуры и проведения обновления кадров — заняться широким спектром вопросов, связанных с пополнением доходной части бюджета, прежде всего в нефтяном комплексе. Особое значение «новый» человек «Белого дома» придает и созданию тех финансовых институтов, которые должны обеспечить поддержание экономики региона в рыночное время. Для этого, по его словам, надо создать концепцию страхового и банковского дела в Томской области, разработать привлекательные условия для инвестиционной деятельности, начать формирование фондового рынка. Авалишвили уже провел совещание с приглашением томских инвестиционных компаний и с участием Сибирской межбанковской валютной биржи. Речь на нем шла об открытии в Томске своей биржевой площадки, чтобы все, кто нуждается в подобных услугах, могли напрямую работать с другими биржами России. Обсуждается концепция страхового дела в области. Требуется довести до логического завершения и вопрос по губернскому банку. Есть вполне определенное намерение пересмотреть концепцию развития Томской области, принятую ранее. В ней был сделан упор на развитие нефтяной отрасли, но положение ее сегодня резко изменилось. Отныне основной упор будет сделан не только на нефтяную и газовую отрасль, но и на перерабатывающую, химическую и нефтехимическую промышленность. На всех уровнях будет проводиться протекционистская политика по отношению к местным производителям. Прогноз Авалишвили неутешителен — в течение ближайших двух лет ситуация не изменится: «Денег в обращении не прибавится, сохранятся неплатежи. Ни у президента, ни у Кириенко нет объединяющей национальной идеи. А сами мы в Томской области ничего не сделаем. Так что сегодня у нас еще не кризис. Мы медленно идем на дно, которое сильно затягивает. Кризис ждет нас впереди» [[4]].


1.2.    Назначения

У губернатора области появился еще один заместитель, одновременно начальник департамента научно-образовательного комплекса и инновационной политики, В.И.Зинченко.

Владимир Иванович Зенченко родился 1946  году, доктор физико-математических наук. В 1969 г. закончил Томский государственный университет, по образованию специалист оп технической механике. С 1969 по 1995 год работал в Институте прикладной математики и механики. С 1995 года — проректор по научной работе ТГУ. Кандидатура В.И.Зинченко одобрена советом ректоров [[5]].

30 июня приступил к своим обязанностям новый главный контролер-ревизор КРУ Министерства финансов по Томской области Валерий Анатольевич Жилкин. Ему 46 лет, по образованию — экономист, работал в различных сферах народного хозяйства. Последнее место — заместитель начальника департамента экономики областной администрации. Новый руководитель КРУ не скрывает, что он «человек администрации». Более того, и впредь намерен поддерживать с администрацией хорошие отношения. Новый главный ревизор-контролер был введен в состав коллегии руководителей федеральных органов при представителе президента РФ [[6]].

Заместителями губернатора назначены Оксана Витальевна Козловская (работа с территориями) и Владимир Васильевич Гончар (строительство, ЖКХ). На должность заместителя губернатора по социальной политике назначен Шевелев Виталий Михайлович, главный врач клиник Сибирского государственного медицинского университета.

Департамент энергетики, транспорта, связи и дорожного строительства областной администрации возглавит Ростислав Анатольевич Попадейкин, занимавший прежде должность уполномоченного Министерства внешнеэкономических связей по Томской области.

Приводим дополнительные данные о Гурами Джемаловиче Авалишвили — заместителе губернатора. Информация о его назначении на эту должность была дана в прошлом выпуске мониторинга.

Г.Авалишвили родился в феврале 1952 года в селе Ц-Варсклави Грузинской ССР. Имеет 4 высших образования. В 1975 г. закончил Петрозаводский госуниверситет по специальности физика, в 85-м — Томский политехнический институт — по специальности горный инженер, технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых, в 88-м — Азербайджанский институт нефти и газа, факультет организации производства, в 98-м — ТГАСУ — по специальности экономика и управление на предприятиях. С 78-го по 92-й работал в ПО «Томскнефть». Начинал работать помощником бурильщика. Продвигаясь по службе, был назначен на должность заместителя начальника управления по экономике. С 92-го по 97-й — заместитель генерального директора по экономике и финансам, управляющий по экономике и финансам ОАО «Томскнефть». С 95-го работал вице-президентом по экономике и финансам ОАО «Восточная нефтяная компания». В июле 98-го переведен на должность заместителя главы областной администрации. Женат, имеет двух сыновей [[7]].

2.    ЭКОНОМИка

2.1.    Налоги

Не дожидаясь введения с 1 сентября этого года налога с продаж на территории всей РФ, и до принятия Закона Томской области «О налоге с продаж на территории Томской области», губернатор Томской области Виктор Кресс своим постановлением ввел его на территории области с 15 августа. Но прокуратура внесла протест и губернатор отступил, перенеся срок введения налога на территории Томской области на 1 сентября. Цель — увеличение поступлений в консолидированный областной бюджет. При этом областная администрация вошла в противоречие с городской администрацией, так как после введения данного налога, идущего и в областную, и в муниципальную казну, отменены 17 налогов и сборов, прежде введенных органами местного самоуправления. Это сборы: за право торговли, с владельцев собак, за выдачу ордера на квартиру, за парковку автотранспорта и налога за перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. Отменяется налог за право пользоваться местной символикой, за уборку территории населенных пунктов, а также лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями.

Плательщиками налога с продаж являются юридические лица, иностранные юридические лица, индивидуальные предприниматели. Объектами налогообложения признаются стоимость товаров (работ и услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, а именно: стоимость подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов питания, автомобилей, мехов и меховых изделий из норки, чернобурки и соболя, ювелирных изделий, видеопродукции и компакт-дисков; стоимость услуг туристических фирм, услуг по рекламе, услуг гостиниц, услуг по пассажирским авиа- и железнодорожным перевозкам, стоимость других товаров не первой необходимости.

Не является объектом налогообложения стоимость хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания; товаров для детей, платных медицинских услуг, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий и медицинской техники; жилищно-коммунальных услуг, услуг в сфере культуры и искусства, зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, ценных бумаг; услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми; услуг по перевозке пассажиров общественного транспорта, включая маршрутные такси и пригородный транспорт; услуг, предоставляемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, услуг адвокатов; ритуальных услуг похоронных бюро, проведения обрядов и церемоний религиозными организациями; услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов; товаров (работ и услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным%ессом; путевок (курсовок) в учреждения отдыха.

Налоговой базой для исчисления налога с продаж является стоимость реализованных товаров (работ и услуг), включая налог на добавленную стоимость и акцизы для подакцизных товаров. Налогоплательщик обязан вести отдельный учет товаров, облагаемых налогом с продаж. В случае отсутствия раздельного учета реализации товаров, налогоплательщик уплачивает налог с продаж с общей суммы реализации. Ставка налога с продаж устанавливается в размере 3%. Он может уточняться при утверждении областного бюджета на предстоящий финансовый год.

Порядок исчисления налога: При реализации товаров населению, налогоплательщик включает сумму налога в цену товара, предъявляемого к оплате покупателю. Суммы налога с продаж зачисляются в доходы областного бюджета и местные бюджеты в размере соответственно 40 и 60% и направляются на нужды малообеспеченных слоев населения. Уплата налога производится ежемесячно, исходя из объема фактической реализации товара за истекший календарный месяц в срок не позднее 20 числа следующего месяца [[8]].

2.2.    Алкогольная монополия

Главная и наиглавнейшая проблема области — наполнение бюджета. Этому подчинен целый ряд мер. Некоторые из них проводятся несколько под другим флагом. Но суть одна — дополнительный сбор денег в областную казну. Нижеприводимый материал из этой же серии. Известно, что государственная монополия на водку существовала издавна. После ее ликвидации в годы перестройки расцвела не только частная инициатива по производству водки, но и появилось много суррогатов. Указ президента РФ о создании мегахолдинга «Росспиртпром» Томской области фактически не коснулся, так как здесь нет крупных производителей спирта. Ссылаясь на борьбу с суррогатами и с целью прекратить уход от уплаты налогов непромышленных производителей алкоголя, а также в целях сохранения на своей территории доходов от алкогольной продукции. 23 июля губернатор В.Кресс подписал постановление №264 «О введении временной региональной системы идентификации алкогольной продукции и контроля за ее реализацией». Таким образом вводятся региональные акцизные марки. Партия водки без таких марок будет оцениваться как нелегальная и будет изыматься. Для функционирования создаваемой системы контроля создается государственное учреждение «Томскалкогольпром». Его учредителем является комитет по управлению госимуществом. Контроль за ввозом и перемещением в области спиртосодержащей продукции обеспечат управление федеральной службы налоговой полиции, УВД и Томская таможня. Оптовики и розничные торговцы алкоголем должны уже сегодня инвентаризовать запасы своей продукции по состоянию на 1 сентября. Для производителей дата инвентаризации отодвинута еще на месяц. Инвентаризации подлежит весь алкоголь (за исключением пива), находящийся на территории области. Подсчитанные и проверенные на качество их содержимого бутылки можно будет реализовать без специальных марок. А вот следующие партии алкоголя без региональных марок будут просто изыматься из продажи. Механизм учета и наклеивания марок будет следующий: оптовик или производитель отправляет партию алкоголя на склад уполномоченной организации и заключает с ней договор о хранении. Тут же при нем специалисты делают отбор проб, результаты которых в трехдневный срок решают судьбу: быть или не быть на прилавках Томска этим напиткам. Качественным клеят марки, остальные отправляют на склад АО «Томские мельницы», где из некачественного алкоголя будет производиться технический спирт. Высказывается надежда, что это резко сократит оборот теневого алкоголя. Уменьшится и количество конкурентов томской водки. Новая областная марка будет иметь 7 степеней защиты. Даже если подделки появятся, гибкость системы защиты позволит очень быстро перестроиться на новый вариант марки. Степени защиты держатся в секрете. Естественно, что все эти меры по дополнительной идентификации и по наклеиванию марок приведут к удорожанию вино-водочной продукции [[9]].

2.3.    Протекционизм

Пищевая промышленность заплатила в бюджет области за первое полугодие в два раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Идет перепалка между производителями сельхозпродукции и ее переработчиками. Появляется стремление реализовывать на территории Томской области преимущественно свою продукцию. Так ветеринарная служба завернула 11 молоковозов из соседней Кемеровской области, аргументируя это непредставлением необходимых документов. Молоковозы шли на томский завод «Том-мас», директор которого предпочитает именно у них брать молоко, а не у производителей из Томской области. Губернатор признал, что ситуацию с оптовыми рынками исполнительная власть упустила, не став соучредителем многих из них, а посему цены на рынке заказывает не государство. В итоге было принято решение создать еще один межведомственный совет, который призван скоординировать действия местных производителей. Панацеей он, естественно, не станет, просто сведет производителей, переработчиков, торговлю и покупателей на заинтересованной территории — в стенах местного «Белого дома» [[10]].

2.4.    Восточная нефтяная компания

От имени Совета директоров ОАО «ВНК» опубликовано информационное сообщение о том, что 26 августа 1998 года состоится внеочередное общее собрание акционеров ОАО «ВНК». Компания зарегистрирована в г.Томске, по адресу Набережная реки Ушайки, 24. Собрание будет проходить в Москве, в Колпачном переулке, 5/Белый зал. Список акционеров, имеющих право участия в общем собрании акционеров, составлен оп состоянию на 10 июля 1998г. Повестка дня: 1. Образование счетной комиссии общества; 2. О передаче полномочий исполнительного органа ОАО «ВНК» внешней управляющей организации ЗАО «Роспром»; 3. Определение количественного состава совета директоров; 4. Досрочное прекращение полномочий членов совета директоров; 5. Выборы членов совета директоров; 6. Утверждение изменений и дополнений в устав общества; 7. Об освобождении ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС» от обязанности, предусмотренной п.2 ст.80 Закона «Об акционерных обществах», в течение 30 дней с даты приобретения 30 или более%ентов размещенных обыкновенных акций предложить акционерам продать ему принадлежащие им обыкновенные акции общества по цене не ниже средневзвешенной цены приобретения акций общества за последние 6 месяцев, предшествующие дате приобретения 30 или более%ентов акций общества [[11]].

Межведомственная комиссия (состоящая из Минприроды, Минтопэнерго, Минэкономики) утвердила программу геологоразведочных работ ВНК в Томской области на 1999 год. Состоявшаяся встреча представителей ОАО «ВНК» и комиссии дала возможность нефтяникам направить максимально возможные средства на геологоразведочные работы в Томской области. Согласно закону, нефтяные компании оставляют на воспроизводство минерально-сырьевой базы 10%. Из них 3% в обязательном порядке отдаются в федеральный бюджет, 2,5% перечисляются в местный комитет по природным ресурсам, остальные деньги идут компании в случае наличия обоснованной программы геологоразведочных работ. Представленная ВНК программа была тщательно изучена межведомственной комиссией и разрешена к финансированию в максимально возможных объемах (4,5%). Основные направления работ в Томской области будут связаны с изучением существующих районов нефтедобычи. Раньше работы равномерно распределялись по всей территории интересов ВНК, прибавляя зачастую трудноизвлекаемые и нерентабельные запасы. Теперь поиск будет вестись в районах с уже существующей инфраструктурой, чтобы ВНК тратила как можно меньше сил и средств на транспорт, перегруппировку бригад. Поиск нефти будет вестись около Крапивинского, Двуреченского, Западно-Моисеевского месторождений, в сфере деятельности Васюганского НГДУ. В качестве приоритетного района выбрана Крапивинско-Двуреченская зона (западная часть области). Там будут сосредоточены основные мощности сейсморазведчиков, которые позволят выявить схемы залегания пластов с наибольшей точностью. Профессионализм геологов ВНК позволяет прогнозировать самые лучшие результаты — в первой половине 1998 года прирост запасов на каждую пробуренную ОАО «Томскнефтьгазгеология» скважину составил 1-1,5 млн. тонн. Ни одна из пяти поисково-разведочных скважин не была ошибочной. Более того, последняя скважина дает в сутки 300 тонн нефти. Сейчас сейсморазведчики работают на недавно введенном в эксплуатацию Крапивинском месторождении, которое по геологическим показателям считается одним из самых сложных в Западной Сибири. На второе полугодие 1998 года намечены исследования на Северном месторождении. Несмотря на вынужденное уменьшение финансирования ГРР в следствии нефтяного кризиса, эффективность исследований остается на высоком уровне. Она сравнима с прошлым годом, когда были получены максимальные цифры ГРР по Томской области. В нынешнем году объемы ГРР упали в два раза (уменьшился соответственно и общий объем прироста), однако эффективность на каждый пробуренный метр остается самой высокой в России [[12]].

Объявленный нефтяной компанией ЮКОС обмен акций ОАО «Томскнефть» и ОАО «Ачинский нефтеперерабатывающий завод», входящих в состав ВНК, на акции ЮКОСа вызвал закономерную реакцию областных властных структур. 7 августа состоялось заседание региональной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, на котором членам РКЦБ предстояло выработать единое мнение про двум вопросам: каким образом защитить интересы мелких акционеров на собраниях и в судах (если таковые начнутся). По условиям ЮКОСА за 1 обыкновенную акцию «Томскнефти» или за 1 привилегированную можно будет получить соответственно 1,8 и 0,9 акции ЮКОСа. По мнению членов комиссии, обмен при таком раскладе далеко неравноценен. Независимый эксперт Евгений Гавриленко считает, что ЮКОС таким образом занижает реальную стоимость акций «Томскнефти» в 15-20 раз. Заместитель губернатора Гурами Авалишвили назвал и более точную цифру — акция «Томскнефти» должна обмениваться на 19,5 акции компании ЮКОС (которая по сути своей — «оболочка» без реального наполнения). Тяжелая ситуация на рынке корпоративных ценных бумаг только обостряет негласную борьбу между «нашими» и «тамошними» акционерами. За 6 месяцев 1998 года ВНК практически полностью изменила идеологию и структуру своих финансовых потоков. Отсутствует связь между ВНК и регионом, новые хозяева компании нацелены только на получение прибыли. ЮКОС ведет целенаправленную политику по обесцениванию «Томскнефти». Периодически сообщается о том, что акции этого предприятия в скором времени вообще ничего не будут стоить, имущество износится, поскольку инвестиций нет, а то, что останется, будет передано в лизинг. Обмен акций «Томскнефти» на акции ЮКОСа, по мнению новых хозяев ВНК, благо для акционеров. Сам же ЮКОС, по-видимому, рассчитывает получить при обмене неплохой «довесок» к уже имеющимся 28% акций «Томскнефти», что еще на шаг приблизит его к желаемому контролю над предприятием. Поэтому администрация рекомендовала населению воздержаться от поспешного обмена акций, ибо конвертация — дело совершенно добровольное. Но все это дело скорее моральное, чем экономическое, ибо на руках томичей лишь десятые доли%ента акций «Томскнефти», которые какой-либо погоды в экономике не делают.

Вице-президент Томской инвестиционно-промышленной компании Евгений Губин предлагает другой взгляд на вещи: с точки зрения экономической, которой мотивируется предлагаемая акционерам конвертация, и с позиции будущей реструктуризации и интеграции имущественного комплекса ЮКОСа. Если рассматривать предложение ЮКОСа только относительно сложившихся курсов акций, то предложенные коэффициенты обмена достаточны выгодны для акционеров «Томскнефти». За одну обыкновенную акцию «ТН», которая сейчас по котировкам Российской торговой системы стоит 66 центов, акционер получит 1,8 акции нефтяной компании ЮКОС, каждая акции которой стоит 1 доллар, то есть 1,8 доллара. Выгода по курсовому соотношению почти в три раза. Если рассматривать конвертационные коэффициенты по привилегированным акциям, то эта разница еще больше — в 9 раз. По сути это последняя возможность получения спекулятивного дохода или увеличения своих активов для акционеров «ТН». Но за этим стоит и другой аспект. Если рассматривать предложение о конвертации с позиций реструктуризации уставного капитала самого нефтяного холдинга ЮКОС, ВНК и «ТН», то, во-первых, обращаясь к акционерам — физическим лицам — с предложением об обмене, ЮКОС фактически обращается к двум-трем десяткам акционеров, занимающих или занимавших ключевые посты в компании «Томскнефть», либо к тем, кто связан с этой компанией в силу своей деятельности. Таким образом, через конвертацию руководство ЮКОСа стремится нейтрализовать существующую и будущую заинтересованность этих людей в этом предприятии. Тем самым компания обеспечивает себе полный контроль над «ТН», исключает возможность возникновения конфликтов с влиятельнейшими акционерами, поскольку лояльность такой добывающей структуры, как «ТН», для ЮКОСа сейчас важнее, чем контроль над ВНК в целом. Во-вторых, не исключено, что руководство НК ЮКОС готовится к принятию решений, где ключевую роль при голосовании будут играть привилегированные акции. И в этом случае очень важно, чтобы у влиятельных лиц этих акций оказалось как можно меньше или вообще не оказалось. По прогнозам Томской инвестиционно-промышленной компании, ЮКОС скорее всего не будет принимать решения о выплате дивидендов по привилегированным акциям по результатам 1998 года, так как экономическая ситуации у компании очень непростая. Не исключено, что не будут выплачены дивиденды и по результатам 1997 года. И в этом случае на ближайшем собрании привилегированные акции становятся голосующими.%есс интеграции компании ЮКОС и реструктуризации ее дочерних предприятий далеко не закончен [[13]].

Деятельность ВНК в ее нынешнем состоянии по-прежнему часто вызывает конфликты с администрацией Томской области. Последняя предпринимает ряд мер, призванных предотвратить уход налогов от ВНК с территории Томской области. Вот реакция на один из таковых. Пресс-служба ВНК распространила заявление о том, что «Восточная нефтяная компания» считает экономически неподготовленным решение коллегии исполнительных органов власти при представителе президента РФ В.Жидких о принятии мер в отношении ОАО «Томскнефть» ВНК. Руководство последней напоминает, что погашение задолженности компании перед федеральным бюджетом являлось одним из инвестиционных условий коммерческого конкурса по продаже 34% ВНК. Однако коммерческий конкурс по продаже этого пакета дважды не состоялся. Таким образом, владельцем одного из крупнейших пакетов акций ВНК остается государство в лице РФФИ и Мингосимущества. В этой ситуации ответственность за долги ВНК необходимо пропорционально распределять между всеми акционерами компании. За последние полгода акционеры компании по своей инициативе и из собственных средств погасили более половины задолженности в федеральный бюджет (с 530 млрд. «старых» руб. на конец 1997 года недоимка в целом по ВНК снизилась до 214 млн. деноминированных рублей. Более того, несмотря на сложную экономическую ситуацию, частные инвесторы ВНК реализуют часть инвестиционной программы, входящей в условия несостоявшегося коммерческого конкурса. В ближайшее время, как заявил представитель ВНК, руководство компании проведет переговоры с представителями государства для выхода из сложившейся ситуации. В настоящее время НК ЮКОС не имеет задолженности перед федеральным бюджетом и готова погасить недоимки дочерних предприятий ВНК. По данным Государственной налоговой службы (ГНС) РФ, на 30 июля текущего года задолженность последних перед федеральным бюджетом составила 31432 тыс. руб. В то же время НК ЮКОС имеет значительную переплату в федеральный бюджет, которая на конец июля составила 449 млн. рублей. В настоящее время руководство ВНК ведет активные консультации с представителями налоговых органов по%едуре погашения задолженности перед федеральным бюджетом. В качестве одного из вариантов погашения долгов дочерних предприятий ВНК также рассматривается проведение взаимозачетов на сумму поставок ГСМ для нужд федеральных потребителей, предусмотренных законом «О федеральном бюджете на 1998 год». Компания обратилась в ГНС с предложением создать на базе ВНК и НК «ЮКОС» консолидированного налогоплательщика, который возьмет на себя обязательства обеих компаний перед бюджетом. В этой связи представитель ВНК назвал «крайне поспешными» действия коллегии органов исполнительной власти Томской области, которая рекомендовала ФУДН принять меры по отношению к «Томскнефти».

Общая задолженность нефтяных компаний России по налоговым платежам на 1 августа текущего года составила 3,569 млрд. рублей. По данным ГНС, максимальная сумма долга приходится на НК «Сиданко» — 141 млрд. рублей. «Сибнефть» задолжала в бюджет 930 млн. рублей, «ЛУКойл» — 543 млн. рублей, «Славнефть» — 444 млн. рублей, «ОНАКО»- 443 млн. рублей, «Роснефть»- 350 млн. рублей. Вместе с тем ряд компаний переплатили в бюджет государства. Так, на долю НК ЮКОС приходится 935 млн. рублей переплаты, «Башнефти»- 132 рубля, «КомиТЭК»- 75 млн. рублей.

2.5.    Сибирский химический комбинат

По словам заместителя генерального директора СХК Юрия Самарина, Москва пытается навязать предприятию изменение его структуры, что предполагает значительное сокращение работников и бюджетного финансирования, остановку некоторых производств комбината. В Минатоме сторонники этой идеи пока не решаются взять ответственность на себя и ждут, когда руководители СХК согласятся начать крутые революционные изменения структуры комбината. Однако последние выступают против. Более того, они заявляют, что сокращений на СХК не будет. Между тем федеральный бюджет, задолжавший несговорчивому комбинату 420 млн. рублей, не торопится возвращать долги. СХК, равно как и Северск, в течение июля, августа не получил оттуда ни рубля. Более того, недавно в Москве существенно урезали бюджетное финансирование Северска, посоветовав выживать за счет местных налогов, отчисляемых СХК. Картина классическая — бюджет не платит комбинату (даже по защищенным статьям), комбинат, общий долг которому составляет 1,3 млрд. рублей, не может заплатить Северску. Администрация Северска намерена создать антикризисный комитет, который займется, в частности, перераспределением финансовых потоков. На самом СХК перешли к жесткой экономии. Экономят сырье — работает один реактор, снижена нагрузка на ТЭЦ и прорабатывается схема выдачи части зарплаты продуктами питания. Вместе с тем СХК не покидает спасительная мысль о кредитах. Не российских. Они рисковые и дорогие. А о валютных — дешевых и долгосрочных. Такие кредиты есть в Англии, США и Монако. Наиболее вероятной была договоренность с американцами на 20 лет, но обвал на российском фондовом рынке помешал инвесторам.. В Монако готовы дать 75 млн. долларов на 5 лет. Но пока состоялся лишь очень предварительный разговор. К посреднической валютной миссии подключился ОНЕКСИМбанк и Инкомбанк. Если у СХК появится кредитная валюта, у него есть шансы продолжить и усилить работу по конверсионным программам, экспорту продукции, возвратить старые кредитные долги, облегчить жизнь Северску и его жителям [[14]].

2.6.    Электромеханический завод

После вынужденного «отпуска», который длился более месяца, Томский электромеханический завод возобновил свою работу. Несмотря на то, что продукция ТЭМЗа — отбойные молотки, товары народного потребления, шахтные вентиляторы — по-прежнему выдерживают конкуренцию с зарубежными аналогами, сбыть ее очень непросто. Об этом говорит, например, резко упавший с 15 до 3 тысяч объем производства отбойных молотков. Выпускаемые же ТЭМЗом садово-огородные инструменты раскупаются, но не приносят значительной прибыли. Временная остановка была связана с уменьшением производственных затрат. Скорее всего эта остановка не последняя [[15]].

2.7.    Нефтехимический комбинат

В начале августа на ремонт остановился ряд производств ТНХК. На месяц встал завод метанола, вместе с ним приостановили работу заводы формалина и карбосмолы. Их остановка совпала с ремонтом, который проводит «Трансгаз», в связи с этим прекратив на два дня поставки газа. Но к концу первой декады работа была возобновлена. С 15 августа запущен завод полипропилена. Для этого был необходим прямогонный бензин не менее 55 тысяч тонн в месяц. Несмотря на договоры о поставках бензина, заключенные с Уфимским и Ачинским НПЗ, вполне возможно, что ТНХК будет работать на привозном пропилене. Объясняется это тем, что у комбината нет возможности рассчитаться с железной дорогой «живыми» деньгами [[16]].

2.8.    Страховые компании

Продолжаем материал о значительных изменениях в страховом деле, начатый в прошлом выпуске мониторинга. Хотим отметить, что эта тема достаточна нова и для наших мониторингов и для широкого публичного обсуждения в регионе. Именно поэтому на данном этапе мы уделяем ей достаточно большое внимание. Прежде всего о ситуации со страховым делом в Томской области. Сегодня в Томской области работает 8 местных страховых компаний и около десятка иногородних. Каждая из них руководствуется своими правилами, преследует свои интересы, предпочитая при финансовых катаклизмах выживать в одиночку. В целом же, по мнению экспертов, страховой бизнес в Томской области, как и по всей России, отстает от современных требований и находится в зачаточном состоянии. Например, сейчас страхуется менее 10% всех потенциальных рисков, в то время как в развитых странах — более 90%. У нас не действует ни одна страховая программа. В социально-экономической программе области страхование не используется как реальный механизм защиты имущественных интересов региона. Администрация области, оценивая страховой бизнес как один из финансовых институтов, способствующих ускорению рыночных реформ, наконец-то решила обратить на его развитие более пристальное внимание. Зам. губернатора Г.Авалишвили предложил страховщикам взаимовыгодное партнерство с властью. Он представил для обсуждения два варианта взаимодействия органов власти и страховых компаний. «Может быть создан институт уполномоченных страховщиков для осуществления конкретных страховых программ на территории региона, — сообщил он. — Или выбран иной путь — создать губернскую страховую компанию с акционерным капиталом, с привлечением средств банков, предприятий, граждан. Причем на базе мощностей существующих местных страховых компаний, чтобы сохранить экономическую безопасность региона и защитить интересы области». При этом губернских компаний может быть и несколько, каждая — работающая на своем рынке услуг. Страховщики к предложениям власти отнеслись скептически. Ибо в других регионах подобный опыт успехом не увенчался: ни одна губернская компания не оказалась жизнеспособной. Поэтому для начала лишь создали координационный совет страховщиков при администрации области во главе с первым заместителем губернатора Владимиром Пономаренко. Совет будет консультировать администрацию по вопросам, касающимся страховой деятельности: будет готовить предложения для принятия соответствующих законодательных и нормативных актов, разрабатывать концепцию развития страхования в области, инициировать принятие областных программ страхования, разработает и «запустит» механизм выбора и аккредитации страховщиков в областных проектах и программах [[17]].

Известно, что с начала этого года над российскими страховыми компаниями навис «дамоклов меч» закона об увеличении уставных капиталов до 5,4 млн. рублей, принятый Государственной Думой РФ и подписанный президентом. Незадолго до этого требование об увеличении уставных капиталов было предъявлено и банкам. как принятый закон может сказаться на работе томских участников страхового рынка? По мнению А.И.Зайцева, директора Томского филиала Промышленно-страховой компании (ПСК), сейчас в России зарегистрировано 2,5 тысячи страховых компаний и фирм, но только 1,5 тысячи из этого числа отчитываются перед Росстрахнадзором. Так дальше продолжаться не могло. Увеличение уставного капитала позволит более надежно защищать страховые взносы клиентов. Уставной капитал ПСК составляет 60 млн. рублей и в ближайшее время возрастет до 72. В.В.Хлебников, директор Томского филиала ОАО «Сибирская страховая компания «Астроваз»(ССКА) считает, что требование увеличить уставной капитал связано с тем, что ряд страховых фирм брали на себя большие обязательства перед клиентами и впоследствии не могли их выполнить. В Томске сейчас из 42 страховых компаний реально работают только 8. Скорее всего новые требования к размеру уставного капитала заставят большинство мелких страховых компаний объединиться. Многое зависит от руководителей: смогут ли они в этой ситуации найти верное решение. Что касается ССКА, то она еще три года тому назад достигла оговоренных в законе размеров уставного капитала. С.А.Суслов, директор Томского филиала страхового АО «Интестпотребкооперация» считает, что появление этого закона связано с тем, что после буйного расцвета страховых компаний, некоторые из них оказались неплатежеспособными. Уже сейчас ясно, что на плаву останутся филиалы московских страховых компаний, а также крепкие местные страховщики.

В Томске побывал генеральный исполнительный директор ПСК Дмитрий Маркаров (Президент ПСК — Борис Пастухов). Это, естественно, еще один показатель серьезности ситуации. Приведем справку о том, что из себя представляет ПСК. Это акционерное общество зарегистрировано 1 ноября 1993 года, регистрационный номер 983. Юридической основой деятельности является выданная Министерством финансов лицензия № 0989 от 14.05.98. Уставной капитал составляет 72 миллиона рублей, из которых уже оплачено 57,6 млн. деноминированных рублей. ПСК стабильно входит в тройку крупнейших страховых компаний России. Филиалы ПСК расположены в 40 регионах России, ПСК является компанией федерального уровня. В ней разработана комплексная программа для регионов. Каждому филиалу даны полномочия в расстановке приоритетов, возможности распоряжаться полученными средствами, находить «особые» ниши страховых услуг. Из Томской области за 4 года филиал ПСК перечислил в центральный офис не более 1% собранной страховой премии. Цель ПСК- активная работа с населением. По мнению Д.Маркарова, развитие страхового дела в стране тормозится несовершенством законодательной базы. На сегодняшний день предприятия платят страховые взносы из прибыли. Кроме того, согласно договорам о страховании жизни предприятия делают отчисления в Пенсионный фонд. Что касается страхования физических лиц, то взносы по долгосрочному страхованию не исключаются из совокупности облагаемого дохода. Все эти причины сдерживают развитие долгосрочного страхования. В то же время, в нынешних условиях страхование может стать одним из главных источников инвестиций в российскую экономику. На руках у частных лиц сегодня находится, по различным оценкам, от 50 до 150 млрд. долларов. При помощи долгосрочных видов страхования значительную часть этих средств можно инвестировать в экономику, в реальное производство. Продвижение страхования среди населения сдерживают, в первую очередь, социально-психологические проблемы, связанные с менталитетом россиян — люди отучены страховаться. Низка страховая культура населения. Люди недоверяют страховым компаниям, поскольку не имеют элементарных сведений о страховании, не говоря о страховом образовании или страховой подготовке. И потому важной задачей, стоящей перед страховыми кампаниями, является популяризация страховых знаний. Это должна быть широкомасштабная государственная программа пропаганды страховой культуры. Есть реальная опасность конкуренции со стороны зарубежных страховщиков, которые обладают гораздо большими финансовыми возможностями. В Москве они сейчас предлагают услуги по демпинговым ценам. Например, в США 30% всех инвестиций приходится на средства частных инвесторов, привлекаемых с помощью страхования, особенно — долгосрочного страхования жизни. Поэтому все маркетинговые возможности иностранных страховщиков вскоре обрушатся на головы россиян. В Томске ходили упорные слухи о том, что ПСК собирается поглотить Россгострах, который, якобы, планомерно ведут к банкротству. По заявлению Д.Маркарова, ПСК осбирается оказать этой компании посильную помощь.

Томский филиал ПСК успешно работает на протяжении 4 лет. Недавно ПСК стала уполномоченной страховой компанией администрации области и мэрии г.Томска по страхованию предприятий — источников повышенной опасности, страхованию муниципального имущества, страхованию памятников культуры, истории и архитектуры. Руководство ПСК считает, что в Томске не в полной мере используется страхование муниципальной недвижимости, экологических рисков, сопровождающих работу с источниками ядерной энергии, нефтью. Есть план по созданию более мощной агентской сети, которая бы помогла властям получить «устойчивые деньги», а населению — возможность долгосрочного вложения накопленных средств. В Томске руководитель ПСК встретился с первым заместителем губернатора области, мэром Томска и главой администрации г.Северска. Гости расстались в надежде встретиться вновь, когда ощутимые выгоды от сотрудничества материализуются в генеральное соглашение между ПСК и администрациями. В любом случае ПСК собирается активно включиться в борьбу за «народные деньги», а администрация — получить «страховые инвестиции» с тем, чтобы вливать эти средства в перспективные отрасли экономики и бюджет. И, если это действительно произойдет, местные власти могут праздновать победу: то, что не хочет делать правительство (вкладывать в экономику страховые инвестиции), регионы берут на вооружение. Вопрос лишь в том, захочет ли население вытаскивать из кубышек свой «устойчивый капитал» [[18]].

2.9.    Сельское хозяйство

За июль средний надой молока составил 289 кг, что на 14 кг больше прошлогоднего, а суточная продуктивность — 8,6 кг на фуражную корову. Вообще же за 7 месяцев валовое производство молока снизилось почти на 6% по сравнению с прошлым годом. Связано это с тем, что общее поголовье скота уменьшилось, в том числе коров на 10% [[19]].

3.    СОЦИАЛЬНая сфера

3.1.    Уровень цен

Сейчас, когда правительство ввело ряд новых налогов, меняется соотношение рубля и доллара, начался рост цен, весьма интересно зафиксировать тенденции, которые были характерны для предшествующего периода — прошедшего первого полугодия 1998 года. По данным Томского областного комитета государственной статистики в целом первое полугодие характеризуется резким замедлением темпов роста цен как в потребительском, так и в производственном секторе экономики области. С начала года потребительские цены на товары и услуги возросли на 1,5%, причем более всего подорожали платные услуги (на 7,4%) цены на продовольствие выросли на 1,8%, на непродовольственные товары снизились на 1,6%. Среднемесячный темп инфляции за истекшие январь-июнь составил лишь 0,25%.

Стоимость набора из 25 основных продуктов питания по нормам потребления, соответствующим прожиточному минимуму, в среднем по Томску на конец июня 1998 года в расчете на месяц составила 250 рублей и увеличилась оп сравнению с декабрем 1997 года на 2%. Из продовольственных товаров с начала года наибольший прирост цен зафиксирован на овощи (на 97,9%), мясо и мясопродукты (на 8,7%), алкогольные напитки (на 4,7%). Отмечено снижение цен на картофель (на 32,1%), сахар (на 10,4%), хлеб и хлебобулочные изделия (на 7,9%), молоко и молочные продукты (на 7,2%), макаронные изделия (на 3,9%), рыбу и рыбопродукты (на 3,5%), кондитерские изделия (на 2,5%), яйца куриные (на 0,2%). За период с начала года заметнее всего из непродовольственных товаров подорожали печатные издания (на 4,2%), табачные изделия (на 4,0%), медикаменты и перевязочные материалы (на 1,5%), мебель (на 1,3%), ткани (на 0,7%). Цены на бензин автомобильный снизились на 28,5% снизились цены на телерадиотовары (на 5,4%), обувь (на 3,9%), электротовары (на 1,5%), строительные материалы (на 0,6%), топливо (на 0,5%), одежду и белье, моющие средства (на 0,1%). Из платных услуг, оказываемых населению, с начала года наибольшее удорожание тарифов зарегистрировано на экскурсионные услуги (на 20%), связи (на 19,9%), бытовые (на 10,2%), учреждений культуры (на 9,7%), жилищно-коммунальные (на 6,6%), пассажирского транспорта (на 5,2%). Услуги образования подорожали на 1%, здравоохранения — на 0,4 [[20]].



Источники

[1]. Ñâèíèí Â. Êàäðîâàÿ ðåâîëþöèÿ: âîïðîñîâ áîëüøå, ÷åì îòâåòîâ // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê, 1998. — 15 àâãóñòà. — ¹145. — Ñ. 2.

[2]. Øåðåìåò Í. Ó îáëàñòè åñòü ïëàí àíòèêðèçèñíûõ äåéñòâèé // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê, 1998. — 11 àâãóñòà. — ¹223. — Ñ. 2.

[3]. Ðàçìàíîâ Â. Ãàëÿìîâ ïðîùàåòñÿ ñ "Áåëûì äîìîì", ÷òîáû âåðíóòü â îáëàñòü íàëîãè" // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê, 1998. — 5 àâãóñòà. — ¹217. — Ñ. 1.

[4]. Óòêèíà Å. Ïðîãíîç Àâàëèøâèëè íà áëèæàéøåå áóäóùåå íåóòåøèòåëåí // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê, 1998. — 7 àâãóñòà. — ¹221. — Ñ. 1; Ñâèíèí Â. Ìû âñå ëåòèì âíèç, íî, íàäåþñü, óäàð áóäåò ñìÿã÷åí // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê, 1998. — 8 àâãóñòà. — ¹141. — Ñ. 2.

[5]. Íîâûé äåïàðòàìåíò, íîâûé çàìåñòèòåëü // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê, 1998. — 7 àâãóñòà. — ¹221. — Ñ. 1.

[6]. Ëîãèíîâ Â. "Íà çàêàç" ðàáîòàòü íå áóäó // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê, 1998. — 12 àâãóñòà. — ¹224. — Ñ. 2.

[7]. Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê, 1998. — 8 àâãóñòà. — ¹141. — Ñ. 2.

[8]. Î ââåäåíèè íàëîãà ñ ïðîäàæ íà òåððèòîðèè Òîìñêîé îáëàñòè // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê, 1998. — 12 àâãóñòà. — ¹224. — Ñ. 3; Ëîñêóòîâà Ë. Ñ 1 ñåíòÿáðÿ ââîäèòñÿ íàëîã ñ ïðîäàæ // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê, 1998. — 18 àâãóñòà. — ¹229. — Ñ. 1; Ïîñòàíîâëåíèå // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê, 1998. — 18 àâãóñòà. — ¹229. — Ñ. 2; Ïðåäïðèíèìàòåëè íå çíàþò, êîìó âåðèòü è ñêîëüêî ïëàòèòü // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê, 1998. — 19 àâãóñòà. — ¹147. — Ñ. 1; Ãîðîäñêóþ àäìèíèñòðàöèþ î ïîòåðÿõ íå ïðåäóïðåäèëè // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê, 1998. — 19 àâãóñòà. — ¹147. — Ñ. 1; Ìåñòíûå ñáîðû: òî ëè áóäóò, òî ëè íåò // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê, 1998. — 19 àâãóñòà. — ¹147. — Ñ. 1; Ðóáöîâ Å. Íàëîã ñ ïðîäàæ: çà÷åì òàêàÿ ñïåøêà? // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê, 1998. — 22 àâãóñòà. — ¹149. — Ñ. 3.

[9]. Õìåëþê Í. Ãóáåðíàòîð îáëàñòè ïîñòàíîâèë ââåñòè âðåìåííóþ ñèñòåìó èäåíòèôèêàöèè àëêîãîëÿ // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê, 1998. — 18 àâãóñòà. — ¹229. — Ñ. 2; Ìîëîäöîâ Þ. Êòî íà òîìñêóþ çåìëþ ñ âîäêîé ïðèäåò... // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê, 1998. — 11 àâãóñòà. — ¹142. — Ñ. 1-2.

[10]. Øåðåìåò Í. Òîìñêèå òîâàðîïðîèçâîäèòåëè íå ïðî÷ü çàêðûòü ãðàíèöó äëÿ ñîñåäåé-êîíêóðåíòîâ // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê, 1998. — 18 àâãóñòà. — ¹229. — Ñ. 2; Ïå÷åíêèí À. Ìîëîêî èç Þðãè: îò âîðîò - ïîâîðîò // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê, 1998. — 8 àâãóñòà. — ¹141. — Ñ. 1; Ñâèíèí Â. Äðóæáà äðóæáîé, à ìîëî÷êî âðîçü // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê, 1998. — 12 àâãóñòà. — ¹143. — Ñ. 2; Ñâîÿ ïèùåâêà íàì áîëüøå ïî âêóñó // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê, 1998. — 12 àâãóñòà. — ¹143. — Ñ. 2.

[11]. Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê, 1998. — 5 àâãóñòà. — ¹217. — Ñ. 3.

[12]. Ðîòàðü Â. ÂÍÊ çàùèòèëàñü íà "îòëè÷íî" // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê, 1998. — 18 àâãóñòà. — ¹229. — Ñ. 2.

[13]. Ìèõàéëîâ Â. Çàõîòÿò ëè àêöèîíåðû "Òîìñêíåôòè" ìåíÿòüñÿ ñ ÞÊÎÑÎÌ? // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê, 1998. — 18 àâãóñòà. — ¹229. — Ñ. 2; Áåðåæêîâ À. Íóæíî âñå ïëàíèðîâàòü, à íå ñóåòèòüñÿ // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê, 1998. — 11 àâãóñòà. — ¹142. — Ñ. 1,3; Áîçðèêîâà Ë. Ñ îáìåíîì àêöèé íå ñòîèò ñïåøèòü // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê, 1998. — 11 àâãóñòà. — ¹142. — Ñ. 1.

[14]. ßêîâëåâ À. Â çîíå ñîçäàåòñÿ àíòèêðèçèñíûé êîìèòåò. Äåíüãè áäóäóò äåëèòü ïîðîâíó // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê, 1998. — 18 àâãóñòà. — ¹146. — Ñ. 1.

[15]. Ñëåäîâ È. ÒÝÌÇ ñíîâà çàðàáîòàë. Íàäîëãî ëè? // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê, 1998. — 7 àâãóñòà. — ¹221. — Ñ. 1.

[16]. Ñëåäîâ È. Íà ÒÍÕÊ ñíîâà îñòàâíîâêè. Ïëàíîâûå // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê, 1998. — 4 àâãóñòà. — ¹216. — Ñ. 1.

[17]. Óòêèíà Å. Àäìèíèñòðàöèÿ îáëàñòè ïðåäëàãàåò ñòðàõîâùèêàì ïàðòíåðñòâî // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê, 1998. — 12 àâãóñòà. — ¹224. — Ñ. 2.

[18]. Ðàçìàíîâ Â. Ñòðàõîâûå êîìïàíèè: ïðîâåðêà íà ïðî÷íîñòü // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê, 1998. — 4 àâãóñòà. — ¹216. — Ñ. 1; Ëîãèíîâ Â. Ðîññèéñêèå ñòðàõîâûå êîìïàíèè ìîãëè áû âûòàùèòü ýêîíîìèêó èç ãëóáîêîé ÿìû // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê, 1998. — 11 àâãóñòà. — ¹223. — Ñ. 2.

[19]. Ñòåïàíîâà À. Êîðîâ ñòàíîâèòñÿ ìåíüøå, à çíà÷èò, ìåíüøå è ìîëîêà // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê, 1998. — 12 àâãóñòà. — ¹224. — Ñ. 1.

[20]. Цены первого полугодия // Томский вестник. — Томск, 1998. — 4 августа. — №138. — С. 1.