Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Тюменская область

Анатолий Вульфович

Тюменская область

в августе 1998 года

1.    cоциально-экономическое положение

Опубликованы информация областного комитета государственной статистики об основных показателях социально-экономического положения Тюменской области за январь — июнь 1998 года.

1.1.    Промышленность, строительство, транспорт

Объем промышленного производства в области в январе-июне 1998 года характеризуется по основным отраслям (топливная — 82% общего объема промышленной продукции области, электроэнергетика — 12% ) следующими показателями :

 

 

Январь — июнь

1998 года

В% к январю — июню 1997 года

Объем промышленного производства по Тюменской области, млрд. рублей

62,4

98,6

в т. ч. юг области

4,2

88,3

Ханты-Мансийский АО

40,5

99,9

Ямало-Ненецкий АО

17,7

99,0

 

 

 

Добыча нефти и газового конденсата, млн. т.

95,6

99,2

Добыча газа, млрд. куб. м.

274,4

102,0

Производство электроэнергии, млрд. квт.час.

31,5

102,9

Производство тепловой энергии, млн. Гкал.

9,3

106,9

Первичная переработка нефти, тыс. т.

1564,5

90,8

Производство дизельного топлива, тыс. т.

479,7

100,8

Производство бензина, тыс. т.

145,0

рост в 2,3 раза

 

В химической и нефтехимической промышленности производство снизилось на 8,4%, в основном, за счет снижения производства бутадиена ( на 16,1% ).

Увеличился на 28%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выпуск продукции химико-фармацевтическими предприятиями. За шесть месяцев произведено лекарственных средств на 19,8 млн. рублей.

В машиностроении и металлообработке спад производства составил 5,9%, в лесной и деревообрабатывающей промышленности — 2%, в промышленности строительных материалов — 12,6%.

 


Использование инвестиций в январе-июне 1998 года выглядит следующим образом :

 

 

Инвестировано в январе — июне 1998 года, млн. Рублей

В % к итогу

В % к январю — июню 1997 года

Тюменская область

15816,9

100

88

в т. ч. Юг области

2491,9

16

89

Ханты-Мансийский округ

7741,6

49

84

Ямало-Ненецкий округ

5583,4

35

95

 

Общий ввод жилой площади по области в первом полугодии 1998 года составил 244 тыс. кв. метров ( 74% к вводу первого полугодия прошлого года ), в т. ч. индивидуальных жилых домов 44,1 тыс. кв. метров ( 119% ).

Из объектов социальной сферы введены школы на 2,4 тыс. ученических мест, учебные корпуса высших и средних учебных заведений площадью 9,7 тыс. кв. метров, дома — интернаты на 150 мест, поликлиника на 135 посещений в смену, бани на 156 мест, комбинат бытового обслуживания на 26 рабочих мест. Также введены: хлебозавод на 20 тонн хлебобулочных изделий в сутки, молокозавод на 15 тонн продукции в сутки, мясоперерабатывающий завод на 5 тонн переработки в сутки, пивзаводы на 44 тыс. декалитров пива в год и ряд других объектов.

Работа пассажирского и грузового транспорта по области в первом полугодии 1998 года характеризуется следующими показателями:

 

Отправлено пассажиров, млн. Человек

Январь — июнь

1998 года

В% к январю — июню 1997 года

Железнодорожным транспортом

3,8

81,0

Автомобильным транспортом

215,9

98,4

Авиационным транспортом

1,1

91,0

 

 

 

Отправлено грузов всеми видами транспорта, млн. Тонн

107,4

95,1

в т. ч. железнодорожным транспортом, тыс. Тонн

3500

101,4

в т. ч. нефть и нефтепродукты

2578,5

104,7

лом черных металлов

88,2

80,1

лесные грузы

116,6

98,1

строительные грузы

199,0

117,3

зерно и продукты перемола

75,0

67,4

комбикорма

30,3

73,5

автомобильным транспортом, млн. Тонн

11,8

75,0

 

 

 

трубопроводным транспортом

 

 

нефти, млн. Тонн

91,8

99,0

газа, млрд. куб. м.

263,6

102,0

авиационным транспортом, тыс. Тонн

10,7

60,0

водным транспортом, тыс. Тонн

367,5

65,0

1.2.    Сельское хозяйство

Общая посевная площадь сельскохозяйственных культур под урожай текущего года в хозяйствах всех категорий составила 1206,4 тыс. гектаров (100,5% к уровню 1997 года). Зерновые и зернобобовые культуры у всех сельхозпроизводителей занимают 690,4 тыс. гектаров (57% общей площади), картофель и овощи — 51,3 тыс. гектаров (4%), кормовые культуры — 440,7 тыс. гектаров (37%), технические культуры — около 24 тыс. гектаров (2%).

В сравнении с прошлым годом увеличились размеры посевных площадей картофеля, овощей, кормовых и технических культур, незначительно снизились (2%) площади посевов зерновых и зернобобовых культур.

Удельный вес посевов, принадлежащих фермерским хозяйствам, увеличился с 12% в 1997 году до 15% в 1998 году.

В хозяйствах населения 38,8 тыс. гектаров занимают посевы картофеля (рост по сравнению с 1997 годом на 3%) и 6,6 тыс. гектаров посевы овощей (рост на 3%).

За шесть месяцев текущего года хозяйствами всех категорий реализовано на убой 42,1 тыс. тонн скота (87% к январю — июню 1997 года ), произведено 269,1 тыс. тонн молока (98%), получено 476,9 млн. штук яиц (100,6%).

Средний удой молока от одной коровы возрос против соответствующего периода 1997 года на 105 килограммов и составил 1417 килограммов. Яйценоскость одной курицы — несушки за шесть месяцев составила 133 яйца и осталась на уровне прошлого года.

 

Динамика численности скота в области характеризуется следующими показателями :

 

 

Численность скота по области, тысяч голов

1998 г. к 1997 г.

 

1 июля

1997 г.

1 июля

1998 г.

Рост ( + )

снижение ( — ),%

Крупный рогатый скот

519,8

467

- 10

Свиньи

308,1

358

+ 16

Овцы и козы

192,1

176,7

- 8

 

1.1.    Финансы

За январь — май текущего года величина собранных налогов и других обязательных платежей на территории области составила 20 млрд. рублей. В сравнении с соответствующим периодом прошлого года общая сумма налоговых поступлений снизилась на 22%. В общей сумме собранных налогов и платежей на долю поступлений от налога на добавленную стоимость пришлось 22%, от платежей за пользование природными ресурсами — 28%, налога на прибыль — 14%, акцизов — 10%, подоходного налога с физических лиц — 11%, налога на имущество — 8%.

Поступления в федеральный бюджет составили 36% общей суммы налогов и сборов, в бюджет территорий — 64% ( в январе — мае 1997 года соответственно 46 и 54% ).

Балансовая прибыль, полученная предприятиями и организациями всех отраслей в январе-мае текущего года, составила 11490 млн. рублей, в том числе по югу области 653,0 млн. рублей (5%), Ханты-Мансийскому автономному округу — 6312,9 млн. рублей (55%), Ямало-Ненецкому автономному округу — 4524,1 млн. рублей.

За этот же период 1002 предприятия, организации в области получили убытки в сумме 2275,8 млн. рублей, в т. ч. :

в промышленности                                             929,5 млн. рублей

в жилищно-коммунальном хозяйстве            545,0 млн. рублей

на транспорте                                                       336,7 млн. рублей

в строительстве                                                    255,4 млн. рублей

 

Наибольший удельный вес убыточных предприятий — в рыбной промышленности    89% по отрасли,

лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной 75%,

промышленности строительных материалов 72%.

 

По итогам первого полугодия в области ухудшились все показатели как в производственной, так и в социальной сфере. Снизились показатели практически по всем отраслям промышленности, за исключением газовой и в энергетике, что объясняется затяжной весной. Соответственно ухудшились все показатели в социальной сфере — реальные доходы, реальная зарплата, задержки по выплате заработной платы, уровень безработицы.

1.2.    Уровень жизни населения

На первое июля 1998 года численность населения области составила 3211 тыс. человек, в т. ч. на юге области проживает 1358 тыс. человек ( 42,1% ), в Ханты Мансийском автономном округе — 1369 тыс. человек ( 42,4% ), в Ямало-Ненецком автономном округе — 500 тыс. человек (15,5%). Численность населения с начала года выросла на 16 тыс. человек (0,5% ), в т. ч. за счет естественного воспроизводства на 4 тыс. человек (0,1%). Положительный естественный прирост отмечен в автономных округах, отрицательный (убыль) — по югу области.

Численность городского населения составляет 76% от всего населения области.

Среднемесячный денежный доход населения в первом полугодии 1998 года в расчете на одного жителя области составил 1965 рублей (юг области — 829 рублей, Ханты-Мансийский округ — 2620 рублей, Ямало-Ненецкий округ — 3278 рублей ) и снизился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 4,2%, реальный располагаемый денежный доход, скорректированный на индекс потребительских цен, снизился на 10%. Среднемесячные денежные расходы населения в расчете на одного жителя области составили 1235 рублей (юг области — 710 рублей, 86% к доходам, Ханты-Мансийский округ — 1551 рубль, 59%, Ямало-Ненецкий округ — 1804 рубль, 55% ). Доля наличных денег у населения в общей сумме денежных доходов составила 37,2%, относительно соответствующего периода 1997 года снизилась на 1,8%.

Средняя заработная плата по области в мае 1998 года составила 3030 рублей (юг области — 1330 рублей, Ханты-Мансийский округ — 3526 рублей, Ямало-Ненецкий округ — 4198 рублей), по сравнению с маем 1997 года она выросла на 3,3%, реальная заработная плата за этот же период снизилась на 4,2%. Средняя заработная плата обеспечивала по области 4,5 прожиточных минимума трудоспособного жителя, по югу области — 2,9%, по округам : Ханты-Мансийскому — 4,8%, Ямало-Ненецкому — 4,7%.

Велик разрыв в величине заработной платы по отраслям: от 805 рублей в сельском хозяйстве до 3470 рублей в органах управления и 4796 на транспорте.

Задолженность по заработной плате за год выросла вдвое и на 1 июля 1998 года превысила 6 млрд. рублей, в т. ч. 483 млн. рублей (8%) — по югу области, 2656 млн. рублей (44%) — по Ханты-Мансийскому округу, 2897 млн. рублей ( 48% ) — по Ямало-Ненецкому округу.

Стоимость контрольного социального набора и среднемесячный прожиточный минимум в июне 1998 года составил :

 

 

Стоимость контрольного социального набора из минимум 37 наименований в июне 1998 года, рублей.

Среднемесячный прожиточный одного жителя в июне 1998 года, рублей

в % к июню 1997г.

Тюменская область

422,65

597

104

Юг области

349,67

406

110

Ханты-Мансийский округ

529,15

666

105

Ямало-Ненецкий округ

563,73

798

104

 

Ухудшились показатели, характеризующие состояние рынка труда. По состоянию на 1 июля 1998 года показатели, характеризующие этот рынок, имели следующие значения :

 

 

Численность официально зарегистрированных безработных, тыс. Человек

Уровень безработицы,%

Нагрузка незанятого населения на одно вакантное место, чел.

 

1 июля

1 июля

1 июля

1 июля

1 июля

1 июля

 

1997 г.

1998 г.

1997 г.

1998 г.

1997 г.

1998 г.

Тюменская область

53,6

55,8

3,21

3,28

6,2

7,1

Юг области

19,2

15,2

3,55

3,23

4,8

5,1

Ханты-Мансийский АО

25,6

29,4

3,26

3,56

6,9

8,6

Ямало-Ненецкий АО

8,8

11,2

2,56

2,98

9,2

7,4

 


Уровень потребительских цен в июне 1998 года относительно июня 1997 года составил по области 107,68%. В июне текущего года в сравнении с июнем прошлого года цены возросли :

на продукты питания — на 3,76%

на непродовольственные товары — на 10,4%

на алкогольные напитки — на 11,41%

на платные услуги — на 7,85

В сравнении с июнем 1997 года значительно (на 5-7%) возросли цены на сахар, молоко и молочную продукцию, мясо и птицу, масло подсолнечное. Снижение цен за указанный период было зарегистрировано на картофель (8%), яйца (7%), макаронные изделия (2%).

Цены на непродовольственные товары выросли в сравнении с июнем 1997 года на 4,13%. Самый большой рост цен за этот период наблюдался на обувь (на 25%), одежду и белье (на 16%), медикаменты (на 13%). Менее всего (на 3%) подорожали телерадиотовары.

Тарифы и платные услуги за год (июнь 1998 г. к июню 1997 г.) возросли на 8%. Наиболее подорожали: экскурсионные услуги (на 37%), услуги связи и жилищные (на 21%), здравоохранения (на 18%), на содержание детей в дошкольных учреждениях (на 13%). На уровне июня прошлого года остались цены на услуги правового характера, на 1,7% снизились тарифы пассажирского транспорта.

За первое полугодие населению реализовано потребительских товаров на сумму 14,5 млрд. рублей, из них 27% — на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. Продовольственных товаров продано на сумму 7,4 млрд. рублей, непродовольственных — 7,1 млрд. рублей. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года прирост розничного товарооборота в сопоставимых ценах составил 5%, на рынках — 14%.

Показатели по торговле по регионам области следующие :

 

 

Объем розничного товарооборота, млрд. Рублей

Продано товаров на душу населения, тыс. рублей

Тюменская область

14,54

4,6

Юг области

4,69

3,5

Ханты-Мансийский АО

7,0

5,2

Ямало-Ненецкий АО

2,85

5,8

 

2.    кризис

В период до 1 сентября в банковской системе Тюменской области особых потрясений не произошло. В первые дни после расширения валютного коридора курс продажи доллара в некоторых обменных пунктах менялся по несколько раз в день и доходил до 16-18 рублей за доллар, но особого ажиотажа с его покупкой не было, покупательная способность населения юга Тюменской области значительно ниже чем в Москве, что же касается округов, то там имеется большая задолженность по зарплате и у населения нет на руках наличных рублей, кроме того, в августе жители округов либо находились в отпусках на юге, либо возвращались из отпусков, естественно, без денег. 28-30 августа курс почти во всех банках установился на уровне 8 рублей при покупке и 9 рублей при продаже.

Банки Тюменской области либо являются расчетными центрами предприятий нефтяной и газовой промышленности («Газпромбанк», «Сургутнефтегазбанк» и другие ), либо очень тесно с этими предприятиями связаны и занимаются финансовым обеспечением поставок энергоносителей, поэтому в большинстве своем они широко не занимались операциями с ценными бумагами и не очень пострадали от отказа правительства платить по этим бумагам. Тем не менее, все банки области приняли решение не платить по пластиковым картам других банков, часть банков ограничили выдачу наличных денег с вкладов населения. Другим существенным для области последствием банковского кризиса стало резкое замедление оборота денег, даже в пределах г.Тюмени перечисление денег из банка в банк длится до десяти суток (до кризиса — не более двух суток).

Девальвация, как известно, выгодна экспортерам. Учитывая, что значительная часть добываемых в области нефти и газа экспортируется, в условиях конкуренции нефтяных компаний, девальвация рубля поможет области, как и в целом России. Но в Тюменской области ряд предприятий работает на импортном сырье и девальвация больно по ним ударит, что приведет к сворачиванию производства и потере рабочих мест. Это предприятия по выпуску новых строительных материалов и конструкций, это химико-фармацевтическое производство, это ткацкое производство, использующее импортные красители и химикаты.

17-18 августа резко увеличился товарооборот в магазинах бытовой техники. Некоторые магазины успели поднять цены и разброс в ценах достигал 50%. К 20 августа цены на промышленные товары выровнялись на отметке на 30 — 50% докризисных.

До первого сентября не очень заметно (на 10-15%) выросли розничные цены на импортные продовольственные товары.

Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.Неелов на пресс-конференции заявил, что в связи с финансовым кризисом администрация округа замораживает все инвестиционные и социальные программы. Будут отменены все надбавки к зарплатам бюджетников, включая работников аппарата управления. Задолженность на 1 сентября по зарплате бюджетников достигла 100 миллионов рублей (при долге округу ОАО «Газпром» более 600 миллионов рублей).

Необходимо отметить, что региональные СМИ практически не дают информацию о положении в банковской и торговой системах в области. Возможно, существует негласное указание об этом с целью воспрепятствовать распространению панических настроений.

Назначение В.Черномырдина и.о. председателя Правительства первую неделю руководителями области не комментировалось, за исключением губернатора Ямало-Ненецкого округа Ю.Неелова, встретившегося с ним после назначения первым из губернаторов. В утверждении В.Черномырдина Государственной Думой в области почти не сомневались, и считая его своим, тюменским, рассчитывали получить от возвращения В.Черномырдина во власть определенные дивиденды. Ю.Неелов даже проговорился о каких-то заманчивых предложениях, сделанных ему и.о. председателя. О том, что Тюменская область в условиях финансового кризиса рассчитывает на помощь председателя Правительства РФ, очень осторожно высказался и губернатор Тюменской области Л.Рокецкий. Понятно, что назначение В.Черномырдина поддержали руководители нефтяных компаний и Ханты-Мансийского автономного округа, связывая с ним надежду на снижение акцизов на нефть.

Как и прежде, властно — нефтяная элита Тюменской области надеется на решение своих проблем за счет личных связей, при этом ее мало беспокоит, что решение проблем одного региона возможно только за счет других регионов.

3.    выборы в госдуму

Продолжается предвыборная кампания по выборам депутата Государственной Думы Российской Федерации по 225 одномандатному округу вместо выбывшего депутата В.В.Гомана, назначенного председателем Государственного Комитета по вопросам развития Севера еще в правительстве С.Кириенко.

Первыми в окружную избирательную комиссию были сданы 14 тысяч подписей (при необходимых 3086) в поддержку В.В.Черномырдина, и 8 июля ему первому было вручено удостоверение кандидата в депутаты.

Кроме В.С.Черномырдина, подписные листы сдали еще пять человек: С.П.Атрошенко, В.П.Какурин, А.А.Киселев, А.Н.Новиков, А.И.Прокудин, С.П.Атрошенко и А.А.Киселеву решением окризбиркома было отказано в регистрации. С А.АКиселевым все более-менее ясно: ему отказано в связи с тем, что он не набрал необходимого количества действительных подписей, т.е. часть подписей признана недействительными. Формулировка отказа в регистрации С.П.Атрошенко весьма оригинальна и в практике проведения выборов еще не встречалась: 2245 подписей «признаны не соответствующими Закону Российской Федерации «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Что это означает, окризбирком объяснить категорически отказывается. В законе есть понятие о достоверных и недостоверных подписях, но ничего не сказано о соответствии подписей закону. Естественно, что С.П.Атрошенко обжаловал решение окризбиркома.

А вот отношение к В.П.Какурину иное. Он зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты, однако окризбирком направил подписные листы на экспертизу, поскольку в листы внесены заведомо ложные сведенья об избирателях и совершен подлог при внесении их подписей. Окризбирком даже принял решение об обращении в правоохранительные органы с целью привлечения к ответственности тех лиц, которые допустили нарушение действующего законодательства при сборе подписей. И тем не менее В.П.Какурин был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты.

Таким образом, в выборах депутата Государственной Думы по 225 одномандатному округу участвуют четыре кандидата. Официальные биографии кандидатов по поручению окризбиркома  были опубликованы в окружных средствах массовой информации:

 

Какурин Владимир Павлович, родился 17 марта 1950 г. в г. Константиновке Донецкой области. Русский, образование высшее. Трудовую деятельность начал электриком. Заочно окончил в 1980 году Харьковский политехнический институт. В Ноябрьске с января 1986 года. Работал в изыскательской экспедиции Гипротюменнефтегаза, затем в городских электрических сетях. В настоящее время — главный энергетик Ноябрьского производственного управления по эксплуатации и ремонту объектов городского хозяйства.

В 1991 — 1993 годах — депутат Ноябрьского городского Совета народных депутатов.

 

Новиков Андрей Николаевич, родился 30 апреля 1968 г. в г. Тамбове. В 1985 году поступил в Пензенское высшее артиллерийское инженерное училище, которое закончил в 1990 году с отличием. После окончания училища направлен на оборонное предприятие в Подмосковье. В 1994 году уволен в запас в звании капитана и в этом же году приехал в г. Салехард, где учредил индивидуальное предприятие.

Кандидат в мастера спорта по дзюдо и самбо. Женат, воспитывает сына.

 

Прокудин Александр Иванович, родился 13 июля 1955 г. в г. Новокузнецке. В 1981 г. окончил исторический факультет Кемеровского государственного университета. Преподавал историю в высших учебных заведениях Новосибирска. В 1985 году переехал в г. Салехард, преподавал в педагогическом училище и зооветтехникуме. В 1986 — 1990 годах — инструктор Салехардского ГК КПСС. С 1993 года — в администрации Ямало — Ненецкого автономного округа, в настоящее время — заместитель начальника Депар-тамента общей политики, взаимодействия с федеральными органами государственной власти и субъектами Российской Федерации администрации округа.

 

Черномырдин Виктор Степанович, родился 9 апреля 1938 г. в казачьей станице в Оренбургской области. Трудовую жизнь начал слесарем Орского нефтеперерабатывающего завода. Получил высшее образование по двум специальностям : инженер — технолог и инженер — экономист. В 35 лет В.С.Черномырдин был назначен директором Оренбургского газоперерабатывающего завода.

Следующий этап становления Виктора Степановича как руководителя связан с организацией освоения крупных газовых месторождений в Ямало-Ненецком автономном округе. В 1985 — 1989 годах в правительстве Н.Рыжкова занимал должность министра газовой промышленности. С декабря 1992 по март 1998 года В.С.Черномырдин возглавляет правительство Российской Федерации. В этот период приняты важные для Ямало — Ненецкого автономного округа решения: федеральная программа переселения из районов Крайнего Севера, оказано содействие в освобождении автономного округа от двойного налогообложения, обеспечен рост отпускной цены на газ, что позволило увеличить поступление в окружной и местные бюджеты.

В официальной биографии В.Черномырдина обращают на себя внимание следующие моменты: отсутствие упоминания о довольно продолжительной (с 1978 по 1982 год ) работе В.Черномырдина в ЦК КПСС; в заслугу В.Черномырдину ставится федеральная программа переселения из районов Крайнего Севера. Здесь необходимо уточнение : действительно, такая программа в 1995 году была утверждена, но практически не действовала, а бюджетные средства, направленные на ее реализацию, элементарно разворовывались, что и стало причиной скандальной отставки бывшего председателя Госкомсевера в правительстве В.Черномырдина В.Курамина; в Ямало-Ненецком автономном округе постоянно в заслугу В.Черномырдину ставится сохранение высоких цен на газ как основу благополучия округа. Не думаю, что губернатор Ю.Неелов и его команда не понимают, что сегодня высокие внутренние цены на энергоносители — зло для российской экономики. При этом даже с высокими ценами на газ ОАО «Газпром» по полгода задерживает зарплату, находя, правда, возможность беспроцентного кредитовать банки, создавать СМИ и поддерживать футбольные команды. Декларация о высокой цене на газ рассчитана на обывателя: благодаря поддержке Виктора Степановича газпромовцы еще живы, иначе бы давно умерли.

Окружная избирательная комиссия выполнила поставленную перед ней задачу и допустила к участию в выборах трех соперников В.Черномырдина, не представляющего для него особой опасности. В выборах не принимают участие известные в округе реальные кандидаты в депутаты. Нет ни одного кандидата из газпромовских городов Надыма и Нового Уренгоя, избиратели этих городов должны проголосовать за В.Черномырдина. Устранен его единственный опасный соперник — С.Атрошенко.

Назначение В.Черномырдина и.о. председателя Правительства Российской Федерации и длящаяся уже вторую неделю неопределенность с его утверждением отразились и на ходе предвыборной компании. Она практически остановилась. Все ждут, будет ли основной кандидат утвержден. Если не будет, то в оставшиеся дни вся мощь газпромовских и окружных СМИ обрушится на избирателей, и В.Черномырдин, скорее всего, будет избран. В случае же его утверждения председателем Правительства РФ и снятия кандидатуры, выборы, скорее всего не состоятся из — за неявки избирателей.

4.    социология

Центр стратегии регионального развития Тюменской области (директор В.Ульянов) в июне 1998 года провел социологические исследования среди жителей юга Тюменской области. В ходе исследования было опрошено 1840 человек в пяти городах и восьми районах. Ниже приведены основные итоги опроса.

4.1.    Уровень жизни населения

1. В ходе социологического исследования каждому из опрашиваемых было предложено оценить сегодняшний уровень жизни его самого и его семьи по сравнению с 1991, 1994, и 1997 годами.

 

 

1998 г. к 1991 г.

1998 г. к 1994 г.

1998 г. к 1997 г.

Улучшение уровня жизни

13,7%

9%

7,2%

Без изменения

25%

25,5%

26%

Ухудшение уровня жизни

11,5%

17,5%

12,1%

Значительное ухудшение

41,3%

41,6%

50,9%

Не определились

8,5%

6,4%

3,8%

 

Респондентам был предложен вопрос об их основных источниках доходов с распределением ответов по трем группам :

— первая группа — доходы от выплат государства и предприятий — 93,9%, в т. ч. постоянная заработная плата — 58,9%, пенсии и пособия — 35%;

— вторая группа — доходы от рыночных видов деятельности — 34,6%, в т. ч. доходы от собственных предприятий — 5,3%, от индивидуальной предпринимательской деятельности — 6,2%, от «халтуры» — 11%, от перепродаж — 3,2%, от земельного пая — 1,9%, прочие — 7% ;

— третья группа — личные доходы — 50,5%, в т. ч. от личного хозяйства — 35,5%, помощь от родственников — 12%, алименты — 1,4%, поступления от спонсоров и доброжелателей — 1,6%.

 

По группам населения:

— для студентов и учащихся основной источник доходов — стипендия (79,9%) и поддержка родственников (53,6%), а также работа (15,9%) и «халтура» (13%);

— для рабочих основной источник — заработная плата (83,2%), доходы от личного хозяйства (27,9%), «халтура» (16,4%), пенсия и пособия (16%);

— для работников сельского хозяйства — заработная плата (93,5), доход от личного хозяйства (84,9%), «халтура» (14%), доход от земельного пая (10%);

— для работников бюджетной сферы и служащих — заработная плата (91%), доходы от личного хозяйства (34%), халтура (34%);

— для пенсионеров — пенсия (90%), доходы от личного хозяйства (40%), зарплата (12,4%);

— для предпринимателей — доходы от индивидуальной предпринимательской деятельности (33,3%), от собственного предприятия (24%), постоянная заработная плата (26,7%), доходы от посредничества (20%), доходы от личного хозяйства (16%), доходы от перепродаж (13%), от «халтуры» (10,7%).

 

Из результатов опроса можно сделать следующие выводы :

а) Улучшение уровня жизни по сравнению с 1994 и 1997 годами отмечает менее десятой части опрошенных. У 25-27% респондентов уровень жизни не изменился, более чем у половины уровень ухудшился, т. е. более чем 3/4 населения области в результате семилетних реформ либо ничего не приобрели, либо, в большинстве своем, потеряли.

Приведенные цифры по уровню жизни прямо связаны с изменением уровня доходов. За прошедший год по югу области увеличилась группа лиц с доходами до 700 рублей в месяц — с 50,2% до 58,7%, доля населения с доходами от 700 до 1000 рублей осталась на прежнем уровне — 21,2%, соответственно уменьшились группы населения с доходами 1000 — 3000 рублей, 3000 — 10000 рублей и выше.

б) 93,9% опрошенных получают либо доходы от государства (зарплата, пенсии, пособия, стипендии), либо являются наемными работниками предприятий. Только 11,5% населения получают доходы либо от собственных предприятий, либо от индивидуального предпринимательства. При этом многие предприниматели (более четверти) одновременно получают доходы также в виде заработной платы, и это понятно, поскольку только чуть более половины из них могут прожить за счет доходов от предпринимательской деятельности. Таким образом, предпринимательство в области находиться в зачаточном состоянии, особенно в сельской местности. Если в целом по югу области рыночные источники (вторая группа) приносят доходы 34,6% участникам опроса, то по районам области этот показатель измеряется в пределах 14-26%, причем не менее 2/3 в нем составляет «халтура», которую отнести к рыночным источникам можно только условно.

 

в) Удручающе мала доля жителей села, получающих доходы от земельного пая — — 2,9%. Однако этот показатель изменяется по различным районам на порядок : от 10,9% в Нижнетавдинском и 7,3% в Ярковском до 1% в Тюменском районах, а в трех районах опрошенные вообще не называли этот источник дохода. Видимо, величина этого показателя связана с отношением к этому вопросу руководителей района и сельскохозяйственных предприятий.

4.2.    Политические симпатии и антипатии

4.2.1.    Партии

Отличительной чертой отношения населения юга области к политическим партиям и движениям является недоверие к имеющимся партиям федерального уровня. 58% опрошенных жителей не отдали своих симпатий существующим довольно длительное время политическим организациям, причем 41,3% заявили, что не разделяют идеи ни одной из партий. Еще более жесткая оценка сельских жителей, 66,3% которых выразили негативное отношение к политическим партиям и движениям.

Из предложенных на выбор респондентам четырнадцати партий и движений политические симпатии распределились следующим образом :

1.     Движение «Честь и Родина» (А.Лебедь) — 9,6% (наибольшая поддержка в городах, в группах населения : рабочие, предприниматели, пенсионеры в равной мере во всех возрастных группах, лица с крупным размером доходов).

2.     Коммунистическая партия Российской Федерации (Г.Зюганов) — 8,6% (по результатам выборов в Государственную Думу Российской Федерации 1995 г. — 16%) (сельская местность, пенсионеры, рабочие с доходом до 700 рублей, старшие возрастные группы).

3.     Движение «Наш дом — Россия» (В.Черномырдин) — 6,2% (1995 г. — 10%) (города, руководители, служащие с доходом 700-3000 рублей).

4.     Объединение «Яблоко» (Г.Явлинский) — 5,6% (1995 г. — 4,5%) (города, предприниматели, работники бюджетной сферы, с высшим образованием и средними доходами).

5.     Движение «Женщины России» (Л.Лахова) — 2,8% (студенты и пенсионеры).

6.     Блок «Власть — народу» (Н.Рыжков) — 2,4% (рабочие и пенсионеры с высшим образованием).

7.     Либерально-демократическая партия России (В.Жириновский) — 2,3% (1995 г. — 11%) (предприниматели и часть студентов).


4.2.2.    Политики федерального уровня

 

1996 г.                   1997 г.                    1998 г. (июнь)

1. Лебедь А.И.                  5,1%                       12,4%                     17,8%

2.     Кириенко С.В.                                                                               13,5%

3.     Лужков Ю.М.                            -                              11,8%                     10,5%

4.     Зюганов Г.А.                             14,5%                     8,1%                       10,3%

5.     Явлинский Г.А.                        5,1%                       7,1%                       8,9%

6.     Черномырдин В.С.                             4,5%                       5,8%

7.     Жириновский В.В.   5,7%                       3,7%                       5,1%

8.     Немцов Б.Е.                                                         25,8%                     3,0%

 

Далее следуют Б.Ельцин — 1,7%, А.Чубайс — 1,3%, Б.Березовский — 0,9%.

Сравнивая рейтинги политических партий и движений и политических лидеров федерального уровня, необходимо отметить значительное, до полутора раз, расхождения рейтингов. Так у А. Лебедя рейтинг 17,8%, у движения «Честь и Родина» — 9,6%, у Г.Зюганова — 10,3%, у КПРФ — 8,6%, у Г.Явлинского — 8,9%, у объединения «Яблоко» — 5,6%, у В.Жириновского — 5,1%, у ЛДПР — 2,%. Исключение составляет В.Чер-номырдин — 5,8% и НДР — 6,2%.

Такие расхождения можно объяснить только довольно низким авторитетом региональных отделений и их лидеров, за исключением председателя Тюменского отделения НДР, ректора ТГУ Г.Куцева, довольно известного в области человека. Что же касается авторитета В.Черномырдина, который довольно долго работал в Тюменской области, то он несколько выше, чем в среднем по России.

4.2.3.    Местные политики

Рейтинг политиков областного уровня исследовался двумя способами: отметка в списках политиков и предложение назвать фамилию политика, мнение которого представляет интерес для респондента. Список политиков областного уровня содержал 19 фамилий и при опросе лидирующее положение занял политик с фамилией «Некто» — 50,5%. Остальные 49,5% респондентов отдают предпочтение следующим местным политикам:

 

1.     Л.Рокецкий, губернатор Тюменской области 11,25%

2.     Г.Райков, депутат Государственной Думы Российской Федерации,бывший мэр г. Тюмени — 4,9%

3.     С Киричук, мэр г. Тюмени 4,8%

4.     Г.Куцев, ректор ТГУ, председатель Тюменского регионального отделения движения НДР — 4,2%

5.     А.Черепанов, депутат Тюменской областной Думы, первый секретарь Тюменского обкома РКРП— 3,6%

6.     Г.Богомяков, бывший первый секретарь Тюменского обкома КПСС 3,0%

Остальные указанные в списке политики получили от 0,2 до 1,6%.

 

При опросе по второму способу рейтинги распределились :

1.     Л.Рокецкий 52,6%

2.     Ю.Неелов, губернатор Ямало — Ненецкого автономного округа 9,5%

3.     В.Рожков, депутат Государственной Думы Российской Федерации, бывший заместитель начальника областного УВД — 8,6%

4.     А.Черепанов 6,9%

5.     Г.Райков 2,6%

5.    Подготовка к учебному году

Первого сентября должны начаться занятия пятьсот восьмидесяти тысяч учащихся в 1582 школах Тюменской области. К началу нового учебного года в области введено девять школ-новостроек на четыре тысячи мест, в том числе пять школ в сельских районах юга области, в Ямало-Ненецком автономном округе одна школа на 500 мест, три школы в Ханты-Мансийском автономном округе (две школы на 2380 мест введены в первом квартале этого года). Всего же области в этом году планировалось ввести 25 школ на пятнадцать тысяч учащихся.

Сложная обстановка в г.Тюмени. Из 82 работающих в городе школ более десяти переполнено в 2-2,5 раза, большинство остальных также работает с перегрузкой. В городе ежегодно число школьников увеличивается на 4 — 5 тысяч, а новые школы вводятся по одной в два — три года.

Если текущий и косметический ремонты школ проводятся, в основном, силами и за счет средств родителей, то на капитальный ремонт средства должны выделятся из соответствующих бюджетов. В связи с отсутствием средств в бюджетах, более двадцати сельских школ находятся накануне учебного года в аварийном состоянии.

Не готовы к началу учебного года по довольно серьезным причинам несколько школ в г.Тюмени.

Несколько лучше обстановка с подготовкой школьных зданий в округах, где нефтяники и газовики по традиции оказывают школам шефскую помощь, да и здания там, как правило, поновее.

Средняя зарплата учителя на юге области 600-800 рублей. Но и эта зарплата выдается с опозданием до трех месяцев. Только половине учителей выплачена зарплата за май и отпускные. Общий долг по зарплате работникам народного образования только по югу области составляет 150 миллионов рублей.

Для закупки учебников для школ администрация области предоставила товарный кредит в размере 11,5 миллионов рублей. К первому сентябрю получены учебники на 4 миллиона рублей.

В этом году в школы области пришли 860 молодых специалистов. Но и после этого только в школах г.Тюмени имеется 280 вакансий.

Источники

1. Тюменская область: цифры и факты. Облкомстат сообщает итоги первого полугодия 1998 года. // Тюменская правда. — 1998. — 5 августа

2. В.Ульянов. Сами о себе и о власти. Итоги социологического исследования. // Тюменская правда. — 1998. — 11 — 12, 14 августа.

3. Е.Суслова. Готовность номер один ? // Тюменские известия. — 1998. — 18 августа

4. И.Ермаков. Школа доживет до понедельника. // Тюменский курьер. — 1998. — 18 августа

5. Т.Потемкина. Горячее лето девяносто восьмого. // Тюменская правда. — 1998. — 19 августа

6. М.Смоляков. Цены лают, но не кусают. // Тюменский курьер. — 1998. — 22 августа

7. И.Ермаков. Аврал накануне Дня знаний. // Тюменский курьер. — 1998. — 27 августа

8. В.Быков. Учительская страда. // Тюменская правда. — 1998. — 29 августа