Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Калмыкия

Иван РЫЖКОВ

РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ

в августе 1998 года

1.    очередные проверки

В августе калмыцкая оппозиция получила убедительные подтверждения своих обвинений республиканских властей в нарушении федерального законодательства и злоупотреблениях. Широкой общественности стало известно содержание двух справок о результатах проверок положения дел в республике сотрудниками Генеральной прокуратуры РФ.

Первая из них составлена прокурором отдела Управления по надзору за исполнением налогового законодательства Генеральной прокуратуры РФ младшим советником юстиции К.Г.Гичиевым, который проверял организацию работы прокуратуры Калмыкии по надзору за исполнением налогового законодательства. Материалы проверок показывают, что в Калмыкии нарушения требований федерального налогового законодательства носят массовый характер, причем нарушения исходят как от республиканских, так и от местных органов государственной власти и управления. Различные незаконные налоги, сборы и иные обязательные платежи вводились практически во всех районах. Массовый характер приобрели нарушения требований ст. 10 Закона РФ «Об основах налоговой системы» в части запрета предоставления налоговых льгот, носящих индивидуальный характер. Нарушения такого типа исходят как от президента, так и других органов власти и управления республики. Особенно любят высшие калмыцкие чиновники освобождать созданные ими компании и родные министерства от налога на приобретение легковых автомобилей. Незаконно предоставляются отдельным предприятиям отсрочки по уплате по задолженностям, по налогам, пеням и штрафам.

Нарушения законности в бюджетной сфере республики также носят массовый характер. Министерство финансов и финансовые службы не только не обеспечивают надлежащего контроля за соблюдением государственной дисциплины, но и сами допускают грубые отступления от требований законодательства. Средства республиканского бюджета выделяются без указания целевого использования, не выделяются защищенные статьи расходов. Обоснованность подавляемых заявок на финансирование не проверяется, в связи с чем широкое распространение получили факты наличия так называемых «свободных остатков бюджетных средств», которыми руководители власти на местах пользовались по своему усмотрению. Таким образом, распорядители бюджетных средств полностью вышли из-под финансового контроля, что привело к грубым нарушениям законных интересов граждан, когда при необеспеченности финансирования многих плановых затрат сэкономленные по другим статьям расходов средства использовались по собственному усмотрению. Прокуратура Калмыкии по некоторым нарушениям неоднократно информировала руководство, однако требования прокуратуры игнорируются, никаких мер не предпринимается. Более того, нарушения налогового законодательства допускают и законодатели, как например, в случае принятия Закона республики о консолидированном бюджете на 1998 год, которым нарушены ст. 81 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год», ст. 1 Закона РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ», ст. 13 Закона РФ «Об основах налоговой системы». Прокуратура Калмыкии, как отмечается в справке, не обеспечивает оперативное реагирование на принимаемые незаконные акты, так как не может даже добиться своевременного получения издаваемых в республике нормативных актов.

Была проведена и проверка создания зоны льготного налогообложения. Установлено, что зона льготного налогообложения на территории республики была образована 28 января 1995 года Законом РК «О предоставлении налоговых льгот отдельной категории налогоплательщиков» №7-1-3 от 28 января 1995 года. Зарегистрированные предприятия имеют следующие льготы при уплате налогов:

— ставка налога на прибыль (в том числе казино и пр.) - составляет 13%;

— полностью освобождены от уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов соцкультсферы, налога на нужды образовательных учреждений, налога с владельцев автотранспортных средств, вычислительной техники и персональных компьютеров, налога на рекламу, налога на имущество предприятий, целевых сборов с населения на содержание милиции и благоустройство территории, налога на приобретение автотранспортных средств, ставка налога на пользователей автомобильных дорог снижена до 1,25%.

Предприятия, регистрируясь, получают льготы и в дальнейшем осуществляют свою деятельность по местонахождению, отчитываясь поквартально, представляя балансы и расчеты по платежам в ГНИ по г. Элиста. При регистрации организации уплачивают Агентству развития и сотрудничества за услуги по регистрации наличным и безналичным путем согласно прейскуранту, утвержденному Генеральным директором ГП АРС Кучеренко А.В. - 1800 долларов США. Кроме того, в соответствии с распоряжением Президента РК от 26 марта 1996 года М 37-рп предприятия платят ежегодно регистрационный сбор в сумме не менее 5000 экю в Фонд программ Президента РК.

АРИС создано распоряжением Госкомимущества республики от 2 марта 1994 года, основным видом его деятельности является оказание услуг предприятиям при регистрации и оформлении регистрационных документов, предоставления юридического адреса предприятиям (г. Элиста, ул. Ленина, 249, ком. 505), фактически же аппарат и бухгалтерия расположены по адресу: Москва, Софийская набережная, дом 34в, подъезд 1, ком. 13. В функции Элистинского управления АРИС входит оказание услуг по регистрации предприятий, обработка кассовых и банковских документов, счетов по оказанным услугам. АРИС имеет 25 региональных представительств в других городах России.

Принятие закона, следствием чего стало создание АРИСа, является нарушением федерального налогового законодательства. Руководство республики, используя в качестве прикрытия предоставленное федеральным законодательством право предоставления налоговых льгот, фактически ввело еще и «оброк» за предоставление льгот. Заинтересованные предприятия, организации уплачивают разовый взнос в АРИС за оказание организационных услуг, затем ежегодно перечисляют средства в так называемый «фонд программы президента» (ФПП), которые по существу неподконтрольны никому. За период существования с 20 июля 1995 года через ФПП по предварительным данным прошло более 33 млрд. рублей, которыми президент РК распоряжается по своему усмотрению.

Таким образом, в республике существует и функционирует два вида бюджета: государственный и «президентский», который по существу является частным. Ни один из контролирующих и правоохранительных органов республики в силу зависимости от руководства республики не в состоянии провести самостоятельную проверку по вышеназванным структурам. Проведенные в 1997 году по требованию предыдущей бригады Генеральной прокуратуры РФ проверки формальны. Полноценная ревизия финансово-хозяйственной деятельности АРИСа и ФПП до сих пор не проведена, целевое использование поступивших к ним финансовых средств не проверялось вообще, хотя имеются обоснованные сомнения в их использовании по назначению. Так, распоряжением президента РК от 29 декабря 1994 года М 236-рп в АРИС переведены 250 млн. руб. для проведения рекламно-информационной программы. По распоряжению президента, его администрацией переведено в АРИС 414,680 тыс. руб. «в рамках выполнения программы социально-экономического развития».

Ни одна из федеральных структур (ГНС, ФСНП РФ), ранее проводившие проверки по РК, не затрагивали вопросы законности принимаемых руководством республики нормативных актов, регулирующих налоговые правоотношения, соответственно никаких решений в этой части ими не предпринималось. ГНИ РК никаких проверок по АРИСу и ФПП не проводила, несмотря на наличие информации о том, что на их счетах имеются огромные денежные средства. Отчислений в бюджет эти структуры, до вмешательства предыдущей бригады Генпрокуратуры не проводили. В связи с деятельностью АРИСа возникла проблема наличия значительного количества предприятий, которые осуществляют свою деятельность за пределами республики, при этом или совсем не сдают отчетные документы, либо представляют нулевые балансы. ГНИ республики никаких мер к ним не принимает, хотя в соответствии с законом организации, пользующиеся налоговыми льготами, должны иметь постоянно действующий исполнительный орган (дирекцию) по месту регистрации на территории РК. Более того по признанию начальника ГНИ РК, существующий штат работников ГНИ физически не позволяет охватить проверками такое количество предприятий, к тому же в настоящее время кроме АРИС в республике создано параллельное, аналогичное ему предприятие ОАО «Концерн содействия и становления «Хамдал». Законность его создания и функционирования также вызывает сомнения.

Генпрокуратура проверяла и предоставление налоговых деклараций президентом К.Илюмжиновым - они вообще не представлялись.


Вывод, который был сделан по итогам проверки, следующий:

В республике сложилась крайне сложная ситуация в вопросах надзора за исполнением налогового и бюджетного законодательств. Принятие незаконных решений органами государственной власти и управления республики носит массовый характер. С начала 1997 года прокуратура РК фактически отстранилась от надзора за исполнением налогового и бюджетного законодательства. Вопросы финансовой деятельности созданных при Президенте РК структур, исполнения ими налогового законодательства никем не проверяются. Проверяющие предлагают провести коренную перестройку деятельности прокуратуры РК, провести анализ всех нормативных актов, решить вопрос о принятии мер прокурорского реагирования по каждому факту нарушения закона. Ужесточить надзор за деятельностью органов ГНИ и ФСНП республики. Провести масштабную проверку финансовой деятельности всех структур при президенте РК.

 

Вторая справка составлена старшим прокурором отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики Управления по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры РФ, младшим советником юстиции Цуховым А.В., который к концу июля закончил проверку выполнения прокуратурой РК мероприятий по устранению недостатков, выявленных бригадой Генеральной прокуратуры РФ в сентябре 1997 года, а также сведения, содержащиеся в публикации «Олимпийский взнос Ларисы Юдиной».

В справке указано, что ряд важных мероприятий, намеченных ранее прокуратурой РК, не выполнены. Было предусмотрено организовать проверки исполнения валютного, банковского, налогового законодательства Элистинским управлением АРИС при Президенте РК и Фондом программ Президента. Однако сделано этого не было, прокуратура РК ограничилась организацией проверок финансово-хозяйственной деятельности указанных организаций, по результатам которых было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. На самом деле их деятельность заслуживает более углубленной проверки, необходимо дать правовую оценку и соответствию законодательству их учредительных документов, взаимоотношениям их друг с другом и государством, законности использования государственного имущества и финансов. Известно, что ряд положении устава ГП АРИС противоречит законодательству. Это и другие нарушения не явились предметом проверки Прокуратурой РК, что свидетельствует о ее неполноте и формальности. Неполно проведена и проверка правомерности заключения договора №102/94 от 1 декабря 1994 года между Внешнеэкономической ассоциацией «Техноинтерсервис» и администрацией Президента РК, результатом которого стало невозвращение 570 тыс. долл. США, неисполнение договора. Уголовное дело не возбуждено, хотя в деле имеются достаточные данные для проведения проверки в порядке ст. 109 УПК в отношении должностных лиц администрации президента РК, допустивших незаконное расходование денежных средств, на предмет их возможной причастности к хищению государственного имущества и совершения должностных преступлений.

Не проведена проверка законности финансирования футбольного клуба «Уралан», ее пришлось делать представителю Генпрокуратуры. Выяснилось следующее. Согласно учредительным документам ФК «Уралан» является общественной организацией, образованной девятью гражданами, однако деятельность осуществляется за счет средств, полученных из бюджета РК. Изучение правовых актов органов государственной власти РК, касающихся клуба «Уралан», свидетельствует, что финансирование и поддержка клуба осуществляется с грубыми нарушениями законодательства. Распоряжением президента РК от 24 июля 1997 года №119-рп и от 13 августа 1997 года №128-рп мэрии Элисты рекомендовано выступить соучредителем «Уралана» и внести в качестве взноса векселей Минфина РК суммарной номинальной стоимостью соответственно 7 и 3 млрд. руб. Госкомимущество, за счет средств, полученных от приватизации государственного имущества и подлежащих направлению в республиканский и местный бюджет, перечислило «Уралану» 380 млн. руб. в апреле 1996 года, а минфин выделил клубу 93,9 млн. руб. в счет резерва республиканского бюджета для приобретения стройматериалов и оборудования. Президентом и правительством РК допускалось издание незаконных правовых актов, в соответствии с которыми в собственность «Уралана» передавалось государственное и иное имущество. В частности, распоряжением президента РК от 30 мая 1997 года №79 стадион «Спартак», относящийся к собственности профсоюзов, передан в собственность ФК «Уралан». Распоряжением правительства РК от 23 сентября 1997 года №643-р, на реконструкцию стадиона выделено 5 млрд. рублей за счет уменьшения лимитов капитальных вложений по объектам строительства (водопроводы, водоводы, больница), финансируемым из федерального бюджета за счет целевых средств для оказания финансовой поддержки регионам на 1997 год, то есть допущено нецелевое расходование средств федерального бюджета. Распоряжением правительства на 1997 год минфину было поручено финансировать «Уралан» в сумме 15 млрд. рублей, а сельскохозяйственные предприятия республики получили задание по оказанию спонсорской помощи клубу в форме поставок зерна пшеницы, ячменя, зернофуража. Таким же налогом обложили и других юридических лиц. В республике сложилась беспрецедентная практика незаконного бюджетного финансирования общественной организации, безвозмездной передачи ей государственных и иных объектов недвижимости, а также система натуральных поборов в ее пользу предприятий республики, чье финансовое состояние и без того критическое.

Была проведена проверка и благотворительного фонда Кирсана Илюмжинова, из которой выяснилось, что ряд положений его устава не соответствуют федеральному законодательству и требуется дополнительная проверка контролирующих органов.

По результатам проверки были сделаны выводы, что прокуратура РК не принимает исчерпывающих мер по устранению недостатков, выявленных бригадой Генпрокуратуры РФ в сентябре 1997 года, проверки проведены формально, поверхностно, незаконные правовые акты президента и правительства РК не опротестованы. Нарушения законодательства не устранены. Представители Генпрокуратуры считают необходимым:

1. Провести дополнительную проверку исполнения гражданского законодательства ГУП «Агентство развития и сотрудничества при Президенте РК», полноты выполнения Госкомимуществом РК контрольных функций собственника по отношению к АРИСу, соблюдения АРИСом валютного и банковского законодательства, по результатам принять решение в порядке ст. 109 УПК.

2. Провести проверку исполнения валютного и банковского законодательства Фондом программ Президента РК, по результатам принять решение в порядке ст. 109 УПК.

3. Провести проверку в порядке ст. 109 УПК в отношении должностных лиц администрации президента РК по факту незаконного предоставления 570 тыс. долл. США внешнеэкономической ассоциации «Техноинтерсервис».

4. Провести проверку законности финансирования РФК «Уралан», принять меры к отмене незаконных правовых актов по финансированию «Уралана», принять реальные судебно-арбитражные меры к возврату незаконно переданного ему чужого имущества, средств федерального и республиканского бюджета. По результатам принять решение в порядке ст. 109 УПК.

5. Провести проверку исполнения Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Благотворительным фондом Кирсана Илюмжинова и государственным органом осуществившим его регистрацию.

6. Принять меры к организации надлежащего надзора за изданием органам и власти правовых актов в сфере экономики.

7. О результатах и принятых мерах в срок до 31 декабря 1998 года проинформировать подробной докладной запиской Генеральную прокуратуру РФ.

Населению искренне хотелось бы, чтобы благие намерения Генпрокуратуры были осуществлены, однако практическая деятельность прокуратуры РК и «карманного» прокурора РК Джапова вызывает большие сомнения в их реализации. Кроме того, в газете «Известия Калмыкия» №187, на последней странице появилось скромное объявление: «Благотворительный фонд Кирсана Илюмжинова ликвидируется. Претензии в течение двух месяцев по адресу: г.Элиста, Ленина, 249, ком.107». Интересно, прокуратура Калмыкии успеет предъявить претензии?

Однако, несмотря на беспрецедентные справки Генпрокуратуры о массовых нарушениях закона в Калмыкии и бездействии прокурора республики Ю.Джапова, прокуратура предпочитает выполнять указания К.Илюмжинова, а не Ю.Скуратова.

Так, в республике с 14 августа начата выплата задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы, а также задолженности по детским пособиям за 10 месяцев вплоть до сентября 1997 года. А в некоторых районах уже производится выплата зарплаты учителям за сентябрь 1998 года. Согласно информации замминистра финансов РК Л.Ивановой, из федерального бюджета выделено для погашения задолженности по детским пособиям 29 млн. рублей, задолженности по стипендиям 10 млн. рублей, задолженности по зарплате 117 млн. рублей [[1]]. Однако из достоверных источников стало известно, что президент РК К.Илюмжинов желая остановить массовые акции протеста населения с требованиями его отставки, отставки представителя Президента РФ в Калмыкии В.Бембетова, отмены проведения 33-й шахматной Олимпиады в Элисте, устно распорядился изъять из национального банка Калмыкии налоговые средства, предназначенные для перечисления в федеральный бюджет, и перевести их на счета национального клирингового банка (руководитель банка - родной брат К.Илюмжинова С.Илюмжинов). Эти средства и были в последующем использованы для выплаты накопившейся задолженности по зарплате, детским пособиям и другим социальным выплатам. Когда не удалось провести эти средства через структуры федерального казначейства в Калмыкии, для придания видимой законности этой акции, было издано, по сути дела, фиктивное постановление Народного Хурала РК «О временных мерах по стабилизации экономического положения в Республике» от 10 августа 1998 года, подписанное заместителем председателя НХ РК В.Сергеевым (на самом деле сессия Народного Хурала состоялась 14 августа 1998 года).

Данные действия президента Калмыкии несомненно являются незаконными. Об этой финансовой махинации со средствами федерального бюджета было известно руководителям налоговой службы, прокуратуры РК, калмыцкому отделению федерального казначейства, однако никаких мер принято не было.

Однако и чиновники различных рангов и депутаты Народного Хурала пытаются опровергнуть материалы прокурорской проверки и делают по этому поводу различные заявления. Так, газета «Известия Калмыкии» №174 опубликовала интервью с председателем комиссии по бюджету и налоговой политике Народного Хурала, где тот снова утверждает, что деньги поступили в республику в порядке финансовой помощи из федерального центра в рамках подписанного в конце июня текущего года соглашения между правительством России и руководством Калмыкии. Решающую роль сыграло и постановление Народного Хурала о временных мерах по стабилизации экономического положения в республике. И еще цитата оттуда же: «Сейчас очень многим не дает покоя наше Агентство развития и сотрудничества, ходят даже такие нелепые слухи, будто «арисовские» средства уплывают в некий личный фонд Президента К.Илюмжинова. Абсурдность этих слухов показала недавняя проверка независимой комиссии Счетной палаты, работавшей в Элисте почти месяц. Деньги от налоговых поступлений, проходящие через АРИС, направляются на решение социальных проблем, на строительство того же самого шахматного городка Сити-чесс и т.д. Комиссия Счетной палаты в составе опытнейших финансистов, счетных работников не обнаружила криминала, а теперь в Калмыкии работает очередная проверяющая комиссия — на этот раз специалисты контрольно-ревизионного управления администрации Президента РФ».

2.    политика

Август на удивление оказался богатым на серьезные политические события.

10 августа была проведена беспрецедентная акция протеста против режима К.Илюмжинова и проводимой им 33-й шахматной олимпиады в Элисте. В одном из районных центров, в селе Приютное, по инициативе стачечного комитета района, местного отделения объединения «ЯБЛОКО», КПРФ, РКРП был проведен митинг протеста, на котором присутствовало около пятисот человек. В этом районе, как и по всей республике, сложилась катастрофическая ситуация с некоторыми местными особенностями. В выступлениях местных жителей вновь прозвучало, что многие семьи давно питаются комбикормом, водопровод отключен, а коммунальные службы продают людям воду по 20 копеек за ведро.

Различным категориям работающих зарплата, пенсии, пособия не выплачиваются от месяца до года. Представитель президента РК в районе не видит выхода из сложившейся ситуации и не дает никаких обещаний. Митинг принял открытое письмо к исполкому Российской шахматной федерации с протестом против проведения 33-й шахматной олимпиады в Калмыкии, а также резолюцию с требованием отставки незаконного президента РК К.Илюмжинова, представителя Президента РФ в Калмыкии В.Бембетова и самого Президента России Б.Ельцина, как не обеспечившего права граждан России в Калмыкии и покровительствующего незаконному режиму К.Илюмжинова. Принято было также решение о том, что в случае невыполнения решений митинга, жители района 20 августа перекроют автомобильную магистраль федерального значения Ставрополь-Волгоград. Несмотря на то, что к 20 августа все долги бюджетникам были выплачены, снова более 500 человек вышли на митинг и в течение двух часов перекрывали автомагистраль. Попытки милиции противодействовать толпе ни к чему не привели.

Проведенные акции протеста 10 и 20 августа в с. Приютное вызвали адекватную реакцию властей. В течение 24 и 25 августа работники милиции в Элисте и Приютном неоднократно приходили на дом к организаторам этих акций В.Колеснику, Ю.Оглаеву и Н.Сагееву, пугая их родственников, с целью вызова их в качестве ответчиков на судебное заседание, не вручая, однако, официальных повесток. Суд в с.Приютное состоялся 26 августа с участием только Н.Сагеева, так как ни Колесника, ни Оглаева в Элисте не оказалось. Безработного юриста Николая Сагеева, председателя стачкома, судили за организацию массовых беспорядков и вынесли ему предупреждение.

Несмотря на это, акции протеста продолжились. Оппозиция подготовила и провела 27 августа на центральной площади Элисты массовый пикет. В нем приняли участие более 200 граждан, жителей Элисты и районов республики. Требования были направлены Президенту РФ и генпрокурору России и содержали следующие положения:

— отставка незаконного президента РК К.Илюмжинова,

— отставка представителя Президента России в Калмыкии В.Бембетова,

— привлечение к ответственности заказчиков убийства Л.Юдиной,

— привлечение к судебной ответственности высших должностных лиц Калмыкии виновных в нецелевом использовании финансовых средств,

— формирование легитимных органов власти под контролем федеральных властей и по российским законам.

 

В республике продолжается компания по подготовке к выборам Народного Хурала (Парламента) РК. Несмотря на неоднократные заявления председателя избирательной комиссии РК о том, что все будет происходить в соответствии с российским законодательством, даже закон о выборах депутатов Народного Хурала рядом своих положений противоречит федеральному законодательству. Анализ этих несоответствий с требованием привести закон в соответствие с федеральным законодательством был направлен местным отделением объединения «ЯБЛОКО» в республиканскую прокуратуру. На сессии Народного Хурала 14 августа депутаты не приняли поправок, предложенных прокурором республики. Территориальные комиссии и окружные избирательные комиссии уже сформированы. Ни в одну из них не включены представители оппозиционных политических сил, хотя везде заявляется, что комиссии на 80% сформированы из различных общественно-политических сил республики.

Местное отделение НПСР уже начало судебные процессы по обжалованию действий Элистинского городского собрания, местного органа самоуправления в г.Элисте, по отказу включить в члены окружных избирательных комиссий с правом решающего голоса представителей этого избирательного объединения.

Вообще по закону избирательные комиссии формируются местными органами самоуправления, в том числе и по представлению общественных объединений. В Калмыкии, кроме Элисты, нет законно избранных органов местного самоуправления, но тем не менее незаконные органы местного самоуправления сформировали окружные избирательные комиссии. Несмотря на это, оппозиционные политические силы в республике решили вступить в подготовительный этап предвыборной компании и ведут работу по определению кандидатур и выработки стратегии и тактики проведения выборов.

3.    ЭКОНОМИКА

Итоги экономической деятельности республиканских властей и состояние экономики республики, ее перспективы, президент РК К.Илюмжинов очень коротко обрисовал в своих выступлениях перед гражданами Юстинского района республики, которых он почтил своим присутствием 1 сентября 1998 года. Тезисно это выглядит так:

— сегодня мы один из семи регионов России, которые кормят все остальные регионы,

— в этом году мы отвезли в Москву 550 млрд. рублей, а получили обратно только 44 млрд. Получается так, что один житель Калмыкии кормит десять россиян.

— если нас оставят в покое, то через полтора года мы решим все вопросы экономики республики.

Сегодня у Президента появилась новая идея фикс, за которой, как он надеется, снова пойдут голодные люди. Это идея строительства в городе Лагани морского порта, который должен будет стать основой трансконтинентального транспортного коридора «Север-Юг». На эту тему Илюмжинов говорит долго и со вкусом, с так любимыми им подробностями, которые, как он считает, делают его рассказы более правдоподобными. Ну например, Президент рассказал гражданам, что как только акционеры Суэцкого канала узнали, что Илюмжинов строит порт в Лагани, который лишит Суэц всего грузооборота и превратит его во внутренний канал, то они сразу послали гонцов к Илюмжинову, предлагали деньги, лишь бы он отказался от проекта века. Но Кирсан, конечно же этого не сделал, так как строительством порта он в скором времени облагодетельствуют свой народ раз и навсегда. Оказывается даже всего населения республики не хватит для обслуживания этого грандиозного порта. С каждого дведцатитонного контейнера мы в Калмыкии будем брать по 3 тыс. долл. В год это будет получаться примерно 120 млн. долларов. Чем скажите не мечта, которая может сплотить нацию на ближайшее тысячелетие.

Если же говорить не о мифах, а о реальных вещах, то можно констатировать, что в республике в течение нескольких дней находилась делегация Исламской республики Иран во главе с вице-президентом транспортной компании фонда «Моста-зафан энд Янбазан Фондэши» г-ном М.Малек-заде.

Делегация посетила г.Лагань, совершила прогулку по Каспию, дала много пресс-конференций. Визит делегации завершился подписанием официального документа — протокола заседания совместной рабочей группы фонда «Мостазафан энд Яхбазан Фендэши» Исламской республики Иран и Республики Калмыкия по рассмотрению вопроса об организации трансконтинентального транспортного коридора «Север-Юг». Хотелось бы знать позицию российского правительства относительно этой идеи Илюмжинова, так как известно, что уже начато строительство морского порта в с.Оля Астраханской области, находящемся буквально в двадцати милях от Лагани. И еще, со стороны Калмыкии всеми техническими вопросами связанными с подготовкой грандиозного по своим масштабам проекта «Север-Юг» занималась компания «Марина лайн» под руководством генерального директора Николая Шеклеина, возглавляющего также АО «Север-Юг» [[2]].

4.    Подготовка к шахматной Олимпиаде

Самым обнадеживающим для властей Калмыкии был приезд в республику делегации правительства Москвы. Делегация в составе председателя комитета по делам науки и техники правительства Москвы В.Евтушенкова, председателя правления «Мостстройэкономбанка» К.Тагирбекова, главного архитектора Москвы, председателя Москомархитектуры А.Кузьмина, Генерального директора Управления экономической застройки при правительстве Москвы В.Силина, генерального директора предприятия «Строймонолит» В.Трескунова и супруги Ю.Лужкова Е.Батуриной. Возглавлял делегацию вице-мэр, директор департамента строительства правительства Москвы В.Ресин. Визит был стремительным: Аэропорт — строящийся объект Сити-чесс — дневное знакомство с местными достопримечательностями — Аэропорт. Официальная цель визита: знакомство с республикой, оценка хода строительства объектов шахматной олимпиады, помощь в строительстве с тем, чтобы все было достроено благополучно и в срок. Цитата: «Помогая Калмыкии, мы помогаем себе, потому как Всемирная шахматная олимпиада имеет значение не только для вашей республики, но и для всей России, и конечно же, ее столицы - Москвы» [[3]].

В интервью Калмыцкому телевидению в аэропорту Элисты В.Ресин пообещал, что уже 1-2 сентября в Калмыкию прибудут две тысячи московских строителей для форсирования работ на Сити-чесс и взял на себя обязательства по введению в срок всех объектов олимпиады. Если действительно это произойдет, то можно считать правительство Москвы реаниматором, специализирующимся на политических трупах.

Кстати в поддержке проведения олимпиады в Калмыкии ни Ресину, ни Лужкову не мешают зафиксированные вспышки сибирской язвы в прилегающих к Элисте районах, приведшим к смертельным исходам среди местного населения, ни разразившаяся эпидемия дизентерии среди строителей Сити-чесс, по времени совпавшая с днем визита московской делегации и уже уложившей на больничные койки более 70 человек.

5.    Курьезы

Всей стране уже известно, что благодаря мудрой спортивной политике К.Тлюмжинова футбольная команда «Уралан» на своем поле победила московский «Спартак». И уже 18 августа появилось два указа Президента РК. Первый - о присвоении звания «Герой Калмыкии» за значительный вклад в деле процветания Республики Калмыкия нападающему команды «Уралан» Игнатьеву А.С. и вратарю Саморукову А.Н. Первый забил гол спартаковцам, второй взял пенальти. Второй указ - о присвоении звания «Почетный гражданин РК» остальным тринадцати футболистам [[4]].



Источники

[1]. Известия Калмыкии. — 1998. — 18 августа.

[2]. Известия Калмыкии. — 1998. — №179. — 25 августа.

[3]. Известия Калмыкии. — 1998. — №183-184. — 29 августа.

[4]. Известия Калмыкии. — 1998. — №174. — 19 августа.