Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Красноярский край

Владислав суховольский

Красноярский край

в сентябре — начале октября 1998 года

1.    Власть и политика

1.1.    Законодательное собрание

На открывшейся 23 сентября осенней сессии краевого Законодательного собрания рассматривались два основных законопроекта — закон о краевом правительстве и закон об отзыве губернатора края. Закон об отзыве губернатора края был инициирован Александром Лебедем, который еще в разгаре предвыборной кампании обещал принять такой закон. Предвыборное свое обещание Александр Лебедь сдержал и разработанный в недрах краевой администрации законопроект был вынесен на рассмотрение Законодательного собрания. По оценке председателя Законодательного собрания Александра Усса, «по предлагаемой процедуре отозвать губернатора практически невозможно. Ранее существовавший закон об отзыве губернатора был более исполнимым.»

Со своей стороны, в недрах Законодательного собрания был разработан проект закона о краевом правительстве, предусматривающий создание должности главы правительства, утверждаемого депутатами по представлению губернатора. По словам ряда видных членов краевого Законодательного собрания, такой закон нужно просто потому, что «должен быть человек, который все время сидит на месте и за все отвечает». Отношение нынешнего губернатора к появлению такой управленческой структуры, как краевое правительство, не вполне определенное и менялось по меньшей мере два раза. Так или иначе, в первом чтении закон принят, теперь предстоит обычная рутинная драка под ковром между законодательной и исполнительной властями за формулировки статей. По всей видимости, к весне краевое правительство будет создано.

1.2.    Отношения губернатора с местной элитой

С весны нынешнего года, когда Александр Лебедь победил на выборах губернатора края, между новой элитой, появившейся в основном из Москвы и занявшей чуть ли не все основные посты в администрации края, и старой элитой — как левого, так и правого толков — установилось хрупкое перемирие. В начале лета развивался флирт нового губернатора с левоцентристом, бывшим председателем крайисполкома, депутатом Госдумы, председателем краевого союза товаропроизводителей (объединение директоров крупнейших промышленных предприятий края) Валерием Сергиенко. Александр Лебедь предложил Валерию Сергиенко подготовить вместе со своими коллегами по союзу товаропроизводителей экономическую программу развития края и предложения по закону о краевом правительстве. Намек был достаточно прозрачный, Сергиенко «со товарищи» такие проекты приготовили, передали губернатору — и все, дальнейших действий со стороны Александра Лебедя не последовало.

Ответная реакция отстраненной от власти местной элиты выразилась в критике кадровой политики нового губернатора. И надо сказать, что поводов для такой критики губернатор дал немало. Практически все 16 заместителей губернатора прибыли в край со стороны, не знали его реалий и были непозволительно молоды для такого рода деятельности. К тому же шла (и идет) постоянная кадровая чехарда — заместители появляются, работают месяц — другой (один заместитель проработал всего три недели) и исчезают. На одной из пресс-конференций Александра Лебедя журналисты попросили его перечислить без бумажки фамилии хотя бы пяти своих заместителей. Две фамилии губернатор назвал. Кадровая чехарда продолжилась и в сентябре. После прошедшего банковского кризиса разразился и кадровый кризис в администрации края — со своих постов начали слетать люди, представлявшие банк «Российский кредит».

В начале октября, однако, хрупкое перемирие между старой и новой элитой было нарушено. Поводом к этому послужил арест Владимира Кузьмина, бывшего первого заместителя губернатора (при Валерии Зубове), бывшего заместителя председателя краевого совета. Владимир Кузьмин обвиняется в хищении девяти миллиардов рублей, направленных в 1996 г. на организацию северного завоза. Реакция местной элиты на арест была быстрой и организованной — появилось обращение большой группы политиков, промышленников, представителей СМИ, в котором они требовали выпустить Владимира Кузьмина под подписку о невыезде. Обращение подписали не только бывшие коллеги Владимира Кузьмина по демократическому движению, но и видные лидеры КПРФ — депутаты Госдумы, краевого Законодательного собрания, Городского совета Красноярска. Потребовав провести детальное расследование действий Кузьмина, «подписанты» заявили, что не допустят «охоты» на лидеров бывшей администрации и пригрозили при рассмотрении в краевом законодательном собрании исполнения бюджета за 1998 г. очень скрупулезно проверять соответствие расходов принятым статьям бюджета. Характерно, что различные по политической окраске газеты — и «демократический» «Вечерний Красноярск», и левая «Красноярская газета» поместили практически идентичные по тону и смыслу комментарии по поводу ареста Кузьмина и обращения (среди «подписантов» были редакторы и той, и другой газеты. — В.С.).

2.    Социально-экономическое положение

По сформировавшейся за последние годы традиции, осенние итоги деятельности администрации края оцениваются по трем основным показателям: выполнение программы северного завоза, уборка урожая, подготовка к зимнему отопительному сезону. И сам губернатор, и его первый заместитель Владимир Овчинников убеждают красноярцев, что все идет хорошо. Однако реальная ситуация, похоже, не такая радужная, как это представляет администрация края. Программа северного завоза выполнена от сила на треть — это значит, что жители Эвенкии, Таймыра, Норильска (в меньшей степени, поскольку Норильский горно-металлургический комбинат частично перешел на круглогодичный завод грузов (суда, круглогодично вывозящие из Дудинки в Мурманск продукцию комбината, шли в Дудинку с пустыми трюмами, и этим не воспользовались) зимой будут ощущать нехватку горючего и продуктов. Урожай убран пока что лишь на двух третях площадей — а снег уже кружит над полями. Что же касается тепла, то в Красноярске отопительный сезон начался лишь в конце сентября, после того, как удалось договориться с забастовочным комитетом Бородинского разреза (фактически взявшим власть на разрезе в свои руки) и заплатить шахтерам часть долга за отгруженное топливо. После этого составы с углем пошли в Красноярск. Вдобавок ко всем этим бедам понижение уровня Красноярского моря, так как летом было мало дождей, грозит отключением части агрегатов Красноярской ГЭС, после чего может возникнуть дефицит не только топлива (население при этом начнет интенсивно использовать электроэнергию для обогрева квартир), но и электроэнергии. Что же касается долговременных экономических планов и программ, иностранных инвестиций, которые, как это обещал Александр Лебедь, рекой польются в край после его победы, то пока что никаких намеков на это нет.

3.    Социальный протест

Митингу протеста 7 октября в Красноярске предшествовали две репетиции. Первыми 1 октября вышли на центральную площадь студенты и преподаватели вузов города. Митинг прошел достаточно миролюбиво — фактически требования выдачи задержанных стипендий и зарплат начали выполнятся, проблем платежей вузов за коммунальные услуги студентов особенно не волновала. Губернатор к студентам вышел и даже пытался шутить, представив себя как капитана команды КВН администрации края.

Менее миролюбиво прошел 2 октября пикет женщин, организованный прокоммунистическим движением «Женщины родного Красноярья». Собравшиеся требовали выдачи детских пособий и обвиняли губернатора в нарушении своих предвыборных обещаний. К этим митингующим Александр Лебедь не вышел.

Сам «День народного гнева» прошел в Красноярске предельно организованно. Около десяти тысяч демонстрантов прошли пару километров по центральной улице Красноярска и провели примерно часовой митинг на центральной площади, напротив здания администрации края, у памятника Ленину. Почтенной публике было заранее обещано, что губернатор края примет участие в митинге. Он незаметно влился в колонну с какой-то боковой улочки.

Первые из выступавших ораторов на стоявшего на трибуне губернатора особенно не прореагировали, речь шла о требовании отставки президента. Нейтралитет нарушила Надежда Сафонова, доцент педуниверситета, депутат городского совета и лидер движения «Женщины родного Красноярья». Повторив все то, что она и ее соратницы говорили у здания администрации края 2 октября, она дала губернатору еще сто дней на наведение порядка и исполнение своих обещаний.

В целом же атмосферу, царившую на митинге, хорошо описал еще пятьдесят лет назад в своей книге «Исторические корни волшебной сказки» великий русский ученый Владимир Пропп: народ требовал смерти царя, которого покинуло счастье. Собравшиеся искренне считали, что появление нового, более удачливого  царя автоматически изменит макроэкономическую ситуацию. Представитель «Яблока» Сергей Черепанов, попытавшийся сказать, что нужно не митинговать, а работать, был освистан собравшимися.

Выступивший в конце митинга Александр Лебедь не стал оправдываться или поддерживать предыдущих ораторов — он говорил об одиночестве президента, покинутого своими соратниками, о необходимости организации и порядка. И прислушавшись к словам губернатора, собравшиеся организованно разошлись.

Подводя на следующий день итоги митинга, депутат Госдумы от КПРФ Владислав Юрчик сказал, что своих целей митингующие достигли. И если к 7 ноября их требования не будут выполнены, коммунисты перейдут к более активным действиям. Каким — пока что не сказано.