Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Калининградская область

А. Г.

Калининградская область

в сентябре 1998 года

1.    Социально-экономическая ситуация

1.1.    Основные тенденции

В связи с экономическим кризисом и девальвацией рубля падают объемы производства. Это связано с отсутствием надежного финансового стимула в виде крепкого рубля. Набирающая темпы инфляция не позволяет работать прибыльно и эффективно. Происходит резкое расслоение по уровню доходов в пользу высокооплачиваемых групп. Финансовый кризис нанес сильнейший удар по процессу формирования среднего класса в регионе.

Возрастает социальная напряженность. Уровень жизни калининградцев, имеющих фиксированные доходы, живущих на одну зарплату, пенсию, стипендию продолжает снижаться. По этой причине накаляется общая атмосфера недоверия к центральным и местным органам власти. Из региона идет отток инвестиций. Сокращаются капитальные вложения в реальный сектор экономики. Резко ухудшается финансовое состояние большей части предприятий реального сектора экономики: сельское хозяйство, машиностроение и т.д. Руководители предприятий задерживают расчеты с партнерами. Задержка платежей фактически замораживает значительную часть оборотных средств, что крайне отрицательно сказывается на финансовом состоянии отдельно взятых предприятий и целых отраслей. Задерживаются отчисления по налогам. Темпы роста налоговых поступлений в бюджет серьезно отстают от темпов роста потребительских цен. Результатом этого становится рост бюджетного дефицита, что ведет к задержке выплат зарплат, трудностям с решением вопросов по подготовке к отопительному сезону, большим проблемам с реализацией социально-важных проектов.

Руководством областной исполнительной власти не предложен какой-либо эффективный механизм стабилизации социально-экономической ситуации в регионе, а также адресной социальной защиты населения.

1.2.    Цены

По данным различных экономических экспертов, цены в регионе по сравнению с началом августа 1998 г. выросли на 80-340%. Если на 1 сентября 1998 г. на АЗС «Бинекса», «Калининград-Нефтепродукта», «Хэлп-Кириши» один литр 98-го бензина стоил 3,8 руб., АИ-95 – 3,2 руб., дизельное топливо – 2,7 руб., то к концу месяца эти цены выросли на 45%-70%. Положение усугубилось тем, что в перечень квот входят также высокооктановые виды бензина.

Квотирование, как главный экономический инструмент областной администрации, приводит к еще более резкому росту цен. Калининградская область становится одним из самых дорогих регионов России. В этом плане местная пресса достаточно точно рисует ситуацию. «Усыхание молочного ручейка из Литвы и Польши позволило калининградским молочникам диктовать потребителю свои цены. Не стесняясь широко разрекламированного заявления об их неизменности» [[1]]. «Местные монополисты, освободившись от нажима конкуренции литовских и польских товаров, тут же стали входить по вкус новых цен. И то верно: кушать всем хочется. Так что никуда мы не денемся. Платить станем» [[2]].

1.3.    Экономический кризис и ситуация в Литве

По прогнозам министерства промышленности республики, наиболее ощутимо кризис скажется на пищевой, легкой, химической и электротехнической промышленности. Именно данные отрасли больше, чем другие ориентированы на восточный рынок. По данным президента Ассоциации литовских молочников А.Раманаускаса, из-за почти полного прекращения экспорта на складах скопилось более 7 òûñ. т сыров. Такого затоваривания еще не было. Из-за перепроизводства молокозаводы вынуждены сотнями сокращать работников. Кроме того, переработчикам нечем заплатить за молоко животноводам. В начале сентября задолженность российских покупателей по молочным продуктам достигает уже $8 млн., по мясу – $175 млн.

Литовский премьер-министр Г.Вагнорюс заявляет, что российский кризис не был для правительства неожиданностью. Его ожидали и заранее готовились Главной защитой национальной финансовой системы стало накопление валютных запасов, которые к 20 сентября на 180% превысили литовую массу. Сильным фактором становится и то, что литовские банки лишь 1,5% своих активов вложили в российские ценные бумаги. По мнению премьер-министра, кризис больно бьет по литовской экономике, но «не ломает ей хребта». По предварительным подсчетам, при самом негативном развитии российского экономического сценария общий ущерб может выразиться в снижении запланированного на 1998 год прироста национального продукта с 7% до 4,5%-5%. Для литовской экономики это совсем не смертельно.

Власти Литвы совершенно не собираются безучастно наблюдать за развитием событий. Они проявляют здравомыслие и делают добрые жесты. Например, Литва, первой из соседей принимает решение выделить Калининградской области гуманитарную помощь на $1,25 млн. В первую очередь это медикаменты и продукты питания.

Литовское правительство продемонстрировало умение быстро и точно реагировать на ситуацию. Существует целая программа реальной поддержки производителей. Разработана также специальная общая антикризисная программа, состоящая из 42 пунктов. Создан межведомственный кризисный центр, в задачу которого входит выявление предприятий, наиболее сильно пострадавших от российских экономических катаклизмов и выработка оперативных мер помощи.

1.4.    МФСИ

Элементов нового в деятельности региональной исполнительной власти стала запоздавшая попытка организовать систему лоббирования интересов области в федеральном Центре. Для этих целей был выбран Межрегиональный фонд стратегических инициатив (МФСИ), г. Москва. В начале сентября МФСИ распространил заявление, в котором раскрываются цели и характер подписанного им с обладминистрацией соглашения о сотрудничестве. Его предметом являются совместные действия сторон, направленные на формирование в регионе благоприятного инвестиционного климата, привлечение иностранных инвестиций, прединвестиционную подготовку местных предприятий, а также подготовку и реализацию региональных программ. Функция МФСИ в области разработки и реализации региональных программ развития будет заключаться в поиске и привлечении льготных кредитов, необходимых для реализации выбранных программ.

По соглашению, обладминистрация наделяет МФСИ  полномочиями, включающими в себя право выступать от ее имени на международных инвестиционных конференциях, семинарах и на переговорах с потенциальными инвесторами, распространяя информацию об области.

Известно, что партнерами МФСИ являются компания RADCO-REA, занимающаяся вопросами организации рынка недвижимости в России, а также компания DMC Dresdner Management Consult GmbH, связанная с группой Dresdner Bank.

1.5.    Кризис и власть

Как известно, в обстановке жесткого экономического кризиса сильная власть всегда действует четко, работает на опережение, пытаясь не только реагировать, но и влиять на ситуацию. Складывается впечатление, что обладминистрация в обстановке разворачивающегося кризиса находилась в растерянности, даже не пытаясь перестроить свою работу, приспосабливая ее к совершенно новой экономической ситуации в регионе. Лишь 7-8 сентября, когда время было упущено, администрация области неуклюже попыталась сформулировать программу первоочередных действий, направленных на «обеспечение населения области продуктами питания местного производства вплоть до создания дополнительных магазинов» (в обстановке, когда полки многих действующих магазинов оказались практически пустыми), «подготовку к зиме, так как людей не меньше волнует, будет ли тепло в домах» и «адресную помощь».

Заявление губернатора области о введении в регионе «чрезвычайной ситуации» и «о решении вопроса о временном прекращении перечислений областью налогов в федеральный бюджет» сопровождались скандалами, выходящими за рамки Калининградской области. 8 сентября постановлением №858 Л.Горбенко принимает документ «Об установлении на территории Калининградской области режима чрезвычайной ситуации». Постановление носит скандально-декларативный характер и не содержит какого-либо реального механизма стабилизации социально-экономической ситуации.

Более серьезным документом следует признать постановление губернатора области от 18 сентября 1998 г. №600 «О введении временного регулирования цен на основные продукты питания». Постановление вступает в силу с 22 сентября 1998 г. В нем устанавливается предельный уровень рентабельности в размере 15%, применяемый при формировании цен на социально значимые товары первой необходимости, производимые на территории области. Кроме того, для торговых организаций устанавливается независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности предельный размер розничной надбавки – 20% на социально значимые товары первой необходимости. В то же время к постановлению есть вопросы с точки зрения его правовой безупречности, Кроме того, как отметил на своей пресс-конференции 22 сентября депутат Госдумы Владимир Никитин, губернатор с данным постановлением опоздал.

1.6.    «Комитет спасения»

Постоянное запаздывание и неумение решительно и профессионально действовать в экстремальной экономической ситуации стимулировали общественную активность, направленную на стабилизацию экономической ситуации в регионе. Например, уже 9 сентября в прессе появились интервью с доктором экономических наук, экс-губернатором области Юрием Маточкиным, в котором он предложил схему действий. Профессор Маточкин оценил ситуацию так: «Надо понимать, что мы находимся в глубочайшем кризисе. Поэтому я считаю, что сегодня нам надо создавать комитет общественного спасения. Так уже надо вопрос ставить. Кризис у нас еще хуже, чем в Москве. Решение о квотировании ударяет по населению дополнительно. В 1996 году в нашей области были самые низкие цены и инфляция в России. Теперь мы добиваемся того, что станем самой депрессивной областью в стране» [[3]].

Данное предложение было поддержано ведущими промышленниками и предпринимателями. Была создана рабочая группа, в которую вошли Б.Овчинников, Ю.Каджоян, А.Мусевич и О.Болычев. Уже 12 сентября по инициативе областной Думы под председательством спикера Валерия Устюгова и профессора Юрия Маточкина состоялся «круглый стол» органов государственной власти, местного самоуправления, ведущих политических партий и общественных организаций, который выступил с предложениями первоочередных действий, направленных на стабилизацию социально-экономической и политической ситуации в области.

1.7.    Квотирование

5 сентября начало действовать постановление Правительства РФ «Об установлении на 1998-2000 годы количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области». Данное постановление принято под давлением со стороны обладминистрации и, по замыслу его разработчиков, должно защищать местного товаропроизводителя. Однако действие данного постановления серьезно усугубляет последствия экономического кризиса на территории области и способствует еще большему росту цен.

Правительство РФ, согласившись с предложениями администрации области, 24 июля приняло постановление 830 «Об установлении на 1998-2000 годы количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области». Данное постановление было опубликовано в «Российской газете» 5 августа. Количественные ограничения по товарам, указанным в приложении к постановлению, были введены 4 сентября. Тогда же утратило силу постановление правительства РФ от 5 марта 1998 года «Об установлении на 1998 года количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области».

Постановлением предусматривается порядок использования установленных количественных ограничений путем продажи на аукционах квот по товарам, указанным в приложении к данному постановлению (от вареной колбасы до легковых автомобилей — 38 видов товаров). Предполагается, что вырученные средства от аукционной продажи квот по данным товарам будут использованы для финансирования Федеральной целевой программы развития Особой экономической зоны на 1998-2005 годы, утвержденной постановлением правительства РФ от 29 сентября 1997 года. Январь-август 1998 года продемонстрировали, что вышеуказанная Программа на территории Калининградской области не реализуется.

Ряду областных перерабатывающих предприятий (например, АООТ «Мясокомбинат» в Гвардейске, ОАО «Инстермит» в Черняховске и т.п.) квоты совершенно не помогли. Кроме того, квотирование ведет к «подтягиванию» розничных цен на ввозимую продукцию к ценникам местной продукции. Фактически квоты разрушают рыночное равновесие, вводя диктат самых богатых монополистов.

В то же время региональная исполнительная власть через свою пресс-службу сообщила, что «квотирование на ввоз товаров в ряде случаев сыграло свою роль в поддержке местного товаропроизводителя. В 9,4 раза увеличилось производство мяса птицы, растет производство свинины и молочной продукции. Практически по всем квотируемым товарам, цены остались на прежнем уровне, за исключением пива» [[4]]. Этот оптимистический взгляд полностью опровергается изучением динамики цен в регионе.

1.7.1.    Полемика вокруг квотирования

Институт квотирования стал главным элементом экономической политики администрации области. Исполнительная власть полагает, что отмена квот окончательно разрушает миф о наличии у губернатора области видения экономических процессов в регионе. Именно поэтому в материалах, пропагандирующих квоты, последним приписываются совершенно фантастические заслуги: «Особую зону спас механизм количественных ограничений на ввоз ряда товаров, имевших стратегическое значение для области. Спасли квоты... Инструмент квотирования стал главным аргументом калининградских властей в спорах с Правительством о судьбе статьи 7 в июле» [[5]]. Цитируемые материалы являются официальной точкой зрения администрации области и подготовлены комитетом по развитию ОЭЗ (см. также [[6]]). Адепт экономической политики губернатора области доктор экономических наук Брайан Бриедис, воспевая инструмент квотирования, идет еще дальше: «Для калининградской области 80% импорта – сродни наркотику. А приученные к «дешевизне» потребители – то же, что наркоманы, у которых не хватает денег на «наркотик». Область была на игле импорта, который «наркотизировал» ее. Сейчас произошла «ломка», импорт подорожал и перестал быть доступен. Вот откуда вопли о грядущих бедах и напастях. Причем больше всего шумит, как известно, торговец наркотиком» [[7]].

На практике квотирование оборачивается пустыми прилавками, взлетом цен и уничтожением конкурентной среды самым примитивным способом. В этом плане показательна точка зрения руководителя регионального Центра систем сертификации в качества Владимира Вьюжанина. По его мнению, АО «Молоко», освободившись от внешних конкурентов, взялось и за внутренних. Это происходит путем покупки пакетов акций маслосырзаводов в Нестерове и других городах области. В результате антиконкурентная политика АО «Молоко» ведет к тому, что маслосырзаводы области становятся обычными пунктами по приему молока. Экономический обозреватель Александром Остахов полагает, что «чем выше поднимаются заборы таможенных тарифов и квот на границах Калининградской ОЭЗ, чем неохотнее реагируют компетентные органы власти на предложения сотрудничества со стороны соседей – тем громче слышен по ту сторону нашей китайской стены призыв к ускоренному вооружению, переводу экономики на рельсы милитаризации» [[8]].

СМИ, отражая сложившуюся ситуацию и выражая мнение подавляющего большинства калининградцев, несмотря на пропагандистские усилия администрации области, дают резко негативную оценку институт квотирования [[9]].

К середине сентября 1998 года протест калининградцев против бездумного квотирования резко возрос. Президент Союза промышленников и предпринимателей области, руководитель АО «Цепрусс» Борис Овчинников отмечал: «И единственный выход для области сегодня — признать свои ошибки и обратиться к правительству с просьбой приостановить постановление о введении квот на 1998-2000 годы» [[10]]. С требованием отмены квот в СМИ выступила также группа общественных деятелей [[11]].

1.7.2.    Экономический инструмент как аргумент в политической борьбе

Изучив ситуацию, областная Дума по итогам своего заседания 17 сентября 1998 года обращается к премьер-министру России Евгению Примакову с просьбой о приостановлении действия пунктов 1-4 постановления Правительства РФ от 24 июля 1998 г. №830 «Об установлении на 1998-2000 годы количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области» до стабилизации экономической обстановки в стране и регионе.

Ответом на данную позицию областной Думы стало заявление Леонида Горбенко, в котором указывается, что мнение представительного органа власти «не что иное, как обман и дезинформация населения области». В своем заявлении Л.Горбенко фактически пытается обвинить депутатов в коррупции: «призывы депутатов» наводят губернатора области «на мысль о лоббировании ими интересов импортеров водки, сигарет и других подакцизных товаров, счет которым идет на миллионы долларов». По его мнению, указанное обращение областной Думы в Правительство РФ «повлечет повторно отмену таможенных льгот или Закона об Особой экономической зоне в Калининградской области в целом».

1.8.    Новые тарифы РЖД

5 сентября 1998 г. в регион пришла телеграмма МПС о начале действий с 7 сентября 1998 г. новых ставок тарифной политики РЖД. По новым правилам, тариф для экспортно-импортных грузов должен исчисляться в швейцарских франках, но оплата за провоз грузов должна производиться в рублях по курсу доллара на день внесения платежа. Таким образом, серьезно возрастает стоимость транспортировки груза как для грузоотправителя, так и для грузополучателя. Как стало известно, доставка мазута, например, от Нестерова до Калининграда стала дороже на 280%, от Советска – на 170%, угля – на 400%, мороженной рыбы – на 270%. Местные СМИ упрекают руководство исполнительной власти области в некомпетентности и бездеятельности «Когда власть руководит, она упреждает подобные ситуации, когда занята собственным имиджем – узнает обо всем из газет» [[12]].

24 сентября 1998 г. Союз промышленников области (президент Борис Овчинников) на своем экстренном совещании по поводу перевода исчисления стоимости грузоперевозок по международному тарифу дал жесткую оценку произошедшему. Неспособность администрации области работать на опережение, не допуская подобных ситуаций, приводит к тому, что ведомственная инструкция естественного российского монополиста, не завизированная Правительством РФ и противоречащая федеральному Закону «Об ОЭЗ», диктует свои «правила игры».

Стремясь выйти из создавшегося положения, областная Дума 24 сентября принимает специальное обращение к Евгению Примакову, в котором содержится просьба рассмотреть вопрос о введении льготных тарифов на железнодорожные перевозки продовольствия и топлива, поступающих в регион для внутреннего потребления.

1.9.    Социальная ситуация

По данным председателя Калининградского областного комитета госстатистики Генриетты Караваевой, начисленная в 1998 г. зарплата на одного калининградца на 230 руб. (на 22%) меньше, чем в целом по России. Средние денежные доходы на душу населения в месяц определяются в сумме 536 руб.

За чертой бедности в регионе проживает 37% от общей численности населения (в РФ – 22%).

22 сентября, комментируя положение в регионе, депутат Госдумы от области Владимир Никитин определил его как самое тяжелое в России, исключая лишь районы Севера, куда в 1998 г. завод топлива и продовольствия был полностью сорван.

Стоимость набора из 25 основных продуктов питания по области на 7 сентября составила 255 руб. (из расчета на месяц). На 14 сентября набор стоил уже 353 руб. Цена на мясо птицы местного производства (тушка, окорочка) в начале августа 1998 г. составляла 13 руб., в конце сентября – 32,3 руб., цены на говядину выросли с 15 руб. до 24,3 руб., свинину – с 20 до 22 руб., молоко – с 2,5 до 3,5 руб., сливочное масло – с 20 до 37 руб., яйца куриные – с 5,5 до 7,6 руб., рыбу свежемороженую – с 8 до 12,2 руб., муку пшеничную – с 2,65 до 8 руб., пиво – с 8,43 до 17,1 руб., водку – с 42,93 до 54,4 руб. Из непродовольственных товаров значительно возросли цены на мыло туалетное и хозяйственное, зубную пасту, шампуни и моющие средства.

Экономическая политика обладминистрации стимулирует рост цен. Это хорошо видно на примере АО «Молоко». Только в сентябре 1998 г. здесь цена на молоко выросла на 36%, на масло сливочное — на 56%, на сметану — на 36%, творог — 60%. Администрация области, несмотря на то, что взяла под госзащиту коммерческую структуру, не поставила ему главного условия — при каких параметрах цен и объемов она ограничивает ввоз продукции его конкурентов. Трудно возразить против следующего вывода: «Ведь бабушка с пенсией 200-300 руб. На куриные окорочка «от Талалаева» смотрит по принципу: «Висит груша — нельзя скушать». И не только бабушка, посмотреть на продукты в витринах магазинов заходят сегодня учителя, врачи, безработные... Им что, легче от того, что цены взвинчивает не американский фермер, а местный производитель? Или вы считаете, что у кого-то из калининградцев в последний месяц прибавилось чувства гордости за своего переработчика?» [[13]]. Продукты питания постепенно становятся недоступными для широких слоев калининградцев. Не случайно по радиостанции «Маяк» 22 сентября 1998 г. прошел материал Станислава Чекалина «Политика губернатора ведет к голоду».

По результатам социологического обследования, которое было проведено областным комитетом госстатистики, основным источником существования для 65% калининградцев является зарплата на предприятиях и в учреждениях. Нанимается на работу к частным лицам 10%. Имеют собственные предприятия и заняты индивидуальной деятельностью — 19% населения. Находятся на иждивении 5% калининградцев. По мнению опрошенных, существующая зарплата, пенсии и иные выплаты не могут обеспечить сносного существования. Лишь 5% сообщили, что зарплата их устраивает. 58% находятся в долгах, у остальных едва хватает денег до зарплаты. Задержки в выплате зарплаты, пенсий и пособий, взлет цен в августе-сентябре на продукты питания и предметы первой необходимости больно ударили прежде всего по самым бедным. Только 3% питаются так, как им хочется, 12% питаются нормально, но не могут позволить себе никаких излишеств, 85% питаются весьма скромно, находясь в перманентном поиске более дешевых продуктов. 30% из них недоедают и живут впроголодь. Половина опрошенных имеют детей в возрасте до 18 лет.

Скудное, неполноценное питание, постоянные психологические потрясения, связанные с нестабильностью ситуации, приводят к желудочным заболеваниям. Только в 1998 г. смертность от болезней органов пищеварения выросла по сравнению с 1997 г. на 40%. В регионе растет заболеваемость туберкулезом и педикулезом. 24 сентября 1998 г. московский телеканал «ТВ-центр», который смотрят во многих регионах РФ, «ославил» жителей Калининградской области как самых «завшивленных» россиян. В комментарии к сюжету присутствовали цифры заболеваемости педикулезом, которые были гораздо выше среднероссийских. Особенно сложна обстановка на востоке области. Так в Советске уровень заболеваемости педикулезом на 70% превышает среднеобластной.

Свыше 80% одеваются очень скромно, приобретая вещи «second hand» по самым низким ценам. 33% донашивают старую одежду, не обновляя свой гардероб в течение последних нескольких лет.

По данным Федеральной госслужбы занятости населения области, на 23 сентября только в Калининграде официально зарегистрирован 2241 безработный. Из них 899 человек являются рабочими, 1516 — служащими. В связи с финансовыми потрясениями 6 коммерческих банков Калининграда намерены в октябре-ноябре 1998 г. серьезно сократить штаты. О предстоящем сокращении заявил также ряд крупных предприятий, например, калининградский морской торговый порт. С августа 1998 г. количество рабочих мест по Калининграду неуклонно сокращается.

1.10.    Преступность

По данным начальника службы информации и общественных связей УВД Вячеслава Богуцкого, к началу сентября на территории области зарегистрировано более 14 тыс. преступлений, что на 11% превышает уровень преступности за аналогичный период 1997 г.

Особо выделяются и особо тяжкие преступления (хищения оружия, причинение тяжкого вреда здоровью, разбойные нападения, убийства). Рост тяжких преступлений составил в сравнении с 1997 г. 14%. Динамику роста преступных посягательств на собственность (кражи, мошеннические действия, грабежи) также характеризуют высокие темпы прироста (более 11%). В общей массе зарегистрированных преступлений доминирует именно эта группа (66%). В числе самых «ходовых» предметов воровства —  скот, цветные металлы, продтовары. Особую группу составляет автотранспорт. Угон транспортных средств в условиях стабильно высоких цен на автомобили превратился в высокодоходный криминальный бизнес.

Рост уличной преступности по сравнению с 1997 г. составил 1%. Бытовых преступлений совершено на 20% больше, чем в 1997 г.

Лидером по росту показателей является экономическая преступность. В этой сфере преступной деятельности криминал возрос почти на 100%. Речь прежде всего идет о потребительском рынке, приватизации, внешней экономике, финансах и кредите, рыбной промышленности, а также коррупции.

Количество жертв со смертельным исходом в ДПТ увеличилось на 18%.

Подростковая преступность на 21% превышает прошлогоднюю. Наиболее опасна в этом отношении ситуация в Пионерском и Балтийске, Краснознаменском и Славском районах. Около 80% преступлений, совершенных подростками, относятся к категории тяжких и включают убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования, грабежи и разбойные нападения).

На долю лиц, ранее уже отбывавших сроки, приходится более 40% от общего количества расследованных преступлений. По отношению к 1997 г. это означает прирост повторного криминала на 12%.

Лицами, не имеющими постоянной работы, совершено 60% всех преступлений.

2.    политическая ситуация

2.1.    Выборы

Главным общественно-политическим событием сентября стала предвыборная борьба кандидатов на должность главы города — мэра Калининграда. 15 сентября завершился процесс регистрации кандидатов. К 1 октября борьбу вели следующие кандидаты (приводятся в порядке регистрации):

1. Рудников И.П. — редактор газеты «Новые колеса», депутат городского Совета.

2. Григорьев А.И. — временно не работает, бывший вице-мэр Калининграда.

3. Ярошевич Ф.Г. — председатель Совета директоров АО «ЛУКойл-Калининград», депутат областной Думы.

4. Журавский С.В. — председатель Калининградской региональной организации «Партия пенсионеров», бывший вице-губернатор Калининградской области.

5. Торопов В.В. — председатель Совета директоров ОАО «Русско-Балтийская корпорация».

6. Кустов Н.Н. — председатель комитета по управлению имуществом Калининградской области.

7. Топазлы Г.Ф. — временно не работает, бывший первый вице-губернатор Калининградской области.

8. Сыроватко В.А. — депутат городского Совета.

9. Дударев М.С. — председатель Совета директоров АО «КенигАвто», депутат областной Думы.

10. Савенко Ю.А. — первый вице-мэр, исполняющий обязанности мэра Калининграда.

11. Артемьев А.Н. — генеральный директор ЗАО компания «ВестБалтТранс».

12. Сотников К.В. — руководитель регионального отделения общественно-политического движения «Русское национальное единство».

13. Малков И.В. — заместитель председателя научного центра Российской академии естественных наук (РАЕН).

14. Зинченко Ю.А. — директор арендного предприятия «Мобильное управление механизации».

15. Селезнев В.В. — координатор Калининградской региональной организации ЛДПР.

16. Хлопецкий А.П. — генеральный директор компании «ТрансРейлВест».

17. Лунин В.М. — председатель общественной организации «Калининградское региональное экономическое общество военнослужащих запаса».

18. Ржевский В.А. — депутат областной Думы.

19. Пушечников А.И. — помощник депутата Государственной Думы от фракции КПРФ.

20. Ган Е.В. — депутат городского Совета.

21. Богданов В.М. — заместитель председателя городского Совета.

22. Иванова В.А. — конкурсный управляющий от территориального агентства по несостоятельности (банкротству) предприятий Калининградской области.

23. Рыжков В.С. — адвокат адвокатской конторы Калининградской областной коллегии адвокатов.

Селезнев и Сотников имеют среднее образование. Все остальные — высшее.

Губернатором была предпринята довольно вялая попытка навязать общественному мнению идею нежелательности выборов. Последние при этом были названы «бодягой» [[14]].

Основная борьба развернулась между Ю.Савенко, И.Рудниковм, А.Хлопецким, Ф.Ярошевичем и М.Дударевым. Во второй половине сентября достаточно активно использовалась контрпропаганда. Особенно активен в этом отношении был А.Хлопецкий.

11 октября 1998 г. в Калининграде состоялся первый тур выборов. Повторное голосование назначено на 25 октября. Во второй тур вышли следующие кандидаты:

Юрий Савенко, и.о. мэра Калининграда (43,4%);

Анатолий Хлопецкий, генеральный директор АО «Трансвейл Вест» (12,5%).

2.2.    Общественно-политический процесс

Жесткий финансово-экономический кризис осложняет общественно-политическую ситуацию в Калининградской области. Как справедливо полагает Генриетта Караваева, председатель Калининградского областного комитета госстатистики, большинство граждан не может привыкнуть к финансовым потрясениям, перманентному росту цен, теряется в моменты экономических кризисов, а также испытывает свое бессилие и вину перед голодающими детьми. Разумеется, это отражается на настроении общества и отношении людей к жизни. По данным опроса, только 1% доволен своей жизнью, 72% такая жизнь не устраивает. Около 66% респондентов считают, что самые тяжелые времена еще впереди, и никаких улучшений в ближайшее время не произойдет. Большинство полагает, что нам никак не избежать очередной карточной системы и голода. Лишь 8% смотрит в будущее спокойно, около 65% — с тревогой и неуверенностью, 33% — со страхом и отчаянием.

Оценивая обстановку и свой уровень жизни, многие видят выход из создавшегося положения в поисках дополнительного заработка. Таких 39%. 8%, несмотря на низкую и несвоевременно получаемую зарплату, опасается потерять свое рабочее место. 5%, наблюдая, какое у нас отношение к малому бизнесу, не питает каких-либо иллюзий, что сможет поправить материальное положение путем организации своего дела. 14%, особенно молодежь, полагает, что им удастся покинуть Калининградскую область и поправить дела за рубежом.

Августовский кризис не только максимально обострил экономические проблемы, но и привел к еще более сильному расслоению общества на богатых и бедных. Социальная поляризация способствует усилению политической активности калининградцев. 34% опрошенных заявили, что будут готовы добиваться улучшения своего положения политическими методами.

Социально-экономический и политический кризис, отсутствие логики в действиях региональной исполнительной власти стимулируют поиск выхода из тупика. Сохраняет свою активность движение «К особому статусу в составе России». Его идеолог — кандидат юридических наук Михаил Климко отмечает: «Наша выживаемость — в наших руках. Она — в полной экономической автономии региона. Наше главное богатство — не золото, не алмазы и не янтарь. И даже не нефть. Оно — в геополитической предрасположенности региона. И те, кто представляет законодательную и исполнительную власть и не представляет, как использовать это богатство в целях  реального подъема благосостояния проживающих здесь людей, — должны уйти, уступив свое место тем, кто не убоится постоять за сегодняшние интересы оголодавших и обездоленных людей... Давайте отрабатывать концепцию статуса Особой, Западной, Автономной (области. — Авт.). Завтра может быть поздно» [[15]].

В связи с ростом социальной напряженности, вызванной девальвацией рубля, депутаты областной Думы пытаются привлечь внимание федерального центра к региональным проблемам. Во второй половине сентября ими подготовлено и направлено письмо Президенту РФ, председателю Правительства РФ, спикеру Госдумы и председателю Совета Федерации. В письме отмечается, что положение калининградцев усугубляется тем, что рынок обеспечивается в большей части импортными товарами, цены на которые растут с курсом доллара. В регионе при этом нарастает массовое недовольство, чреватое самыми серьезными последствиями. По мнению депутатов облдумы, в кратчайшие сроки требуется осуществить индексацию зарплаты работников бюджетной сферы, пенсий, пособий и стипендий, а также увеличить минимальный размер оплаты труда.

В сентябре продолжался процесс усиления общественно-политической изоляции администрации области. Ее политическая база — прогубернаторское движение «Возрождение и согласие» и региональное отделение движения НДР. «Возрождение и согласие» возглавляется бывшим начальником политуправлением Балтфлота, ныне — советником губернатора Анатолием Корниенко. Председателем регионального отделения НДР также является сотрудник обладминистрации Виктор Салмин.

Практически все серьезные политические силы региона в той или иной степени дистанцировались от обладминистрации. Это проявляется по-разному. Например, в течение сентября несколько раз имело место пикетирование обладминистрации (народно-патриотические силы и региональное отделение «Партии пенсионеров»), митинги [[16]], провалился навязываемый региональной исполнительной властью прогубернаторский проект договора «Об общественно-политическом согласии и социальном партнерстве в Калининградской области» [[17]] и т.д. Администрация области за 2 года своего существования не научилась убеждать общественные силы в правильности принимаемых решений.

Ряд публичных политиков, как, например, председатель Калининградской региональной организации «Партия пенсионеров» Сергей Журавский, обратился с открытыми письмами к губернатору области с предложением «прекратить финансирование из областного и городского бюджетов никому не нужных программ, празднеств, фестивалей, презентаций и открытий, издания газеты «Дмитрия Донского, 1» и другие необоснованные траты», а «освободившие денежные средства направить на поддержание пенсионеров и инвалидов области».

Новыми явлениями в общественно-политической жизни области в сентябре 1998 г. стали два события. Во-первых, акция протеста сотрудников патрульно-постовых служб районных ОВД Калининграда с экономическими требованиями, состоявшаяся 3 сентября и, во-вторых, «круглый стол» представителей органов госвласти, местного самоуправления, общественных и политических организаций, состоявшийся 12 сентября. Несмотря на приглашение, Л.Горбенко участие в заседании «круглого стола» принять не смог (поговаривают, что по причине «очередного энергетического цикла»). По итогам работы «круглого стола» принято специальное заявление. В нем отмечается, что сложившаяся социально-экономическая ситуация в регионе носит кризисный характер и требует от всех органов власти эффективных мер по защите населения. В связи с этим губернатору области было предложено лично (это предложение отклика не нашло) представить на заседании облдумы программу антикризисных мер, а также сформировать администрацию (правительство) области «в строгом соответствии с действующим законодательством». Данное предложение также не принято. Кроме того, участники «круглого стола» обратились в Правительство РФ с требованием отменить постановление о введении квотирования на ввоз импортных товаров.

В целом в сентябре продолжали доминировать три ведущие общественно-политические силы — народно-патриотический союз по главе с КПРФ, Союз демократических сил области «Янтарный край России» и номенклатурно-губернаторское движение «Возрождение, развитие, согласие — во имя достойной жизни человека».

2.3.    Кадры

Приказом Генерального прокурора РФ назначен и 3 сентября приступил к исполнению обязанностей новые военный прокурор Калининградского гарнизона подполковник юстиции Сергей Шаршавых. До недавнего времени он занимал должность военного прокурора-криминалиста прокуратуры Балтийского флота.

Продолжается кадровый кризис в обладминистрации. Очередной уволенной из региональной исполнительной власти оказалась бывший начальник управления здравоохранения области Лариса Мельченко, приглашенная в конце 1996 г. на данный пост губернатором области (до этого работала акушером-гинекологом в одном из роддомов Калининграда). «Отставку начальнику управления здравоохранения области Ларисы Мельченко медики восприняли с чувством «глубокого удовлетворения» [[18]].

1 сентября председатель комитета по управлению имуществом области Николай Кустов, находящийся в оппозиции губернатору Леониду Горбенко, проводя очередную пресс-конференцию, распространил «Обращение к избирателям и СМИ», в котором отмечается: «Выступая категорически против продажи либо передачи в иную собственность стратегически важных объектов, таких как морской канал со всей инфраструктурой, морской рыбный порт, авиапредприятие, «Калининградгазификация», железная дорога, контрольные пакеты стратегически важных акционерных обществ «ПСЗ «Янтарь», «Портовый элеватор», «Западное речное пароходство» и других объектов, я оказался неугоден команде с Дмитрия Донского, 1». Н.Кустов, по его словам, пытается «не допустить прямого разбазаривания федеральной собственности в пользу произраильских и прогерманских фондов и других сомнительных структур, за которыми стоят не менее сомнительные деньги и лица, готовые схапать все и вся во имя своих узкоклановых интересов» [[19]].

Кроме того, в сентябре суд Октябрьского района Калининграда под председательством Татьяны Рыженковой приступает к рассмотрению иска бывшего вице-губернатора области, директора департамента промышленности и предпринимательства обладминистрации Сергея Журавского. Причиной подачи иска становятся его претензии по поводу увольнения по статье 254 ч. I КзоТа РФ из-за допущенных, по формулировке губернатора, серьезных нарушений в работе по заключению договоров. По заявлению С.Журавского, оснований для его увольнения у губернатора не было, так как подписание договоров происходило в соответствии с российским законодательством, а все деньги были перечислены по назначению. Именно поэтому экс-вице-губернатор считает вправе потребовать своего восстановления на работе, а также выплаты 20 тыс. рублей в качестве компенсации морального ущерба.

Непрофессионализм руководителей обладминистрации, их беспомощность, тяга к интригам постоянно отмечаются в федеральных и региональных СМИ. Об этом открыто заявляют даже бывшие сторонники Л.Горбенко, как, например, председатель Балтийского отделения партии народного согласия Виктор Тимофеев: «Поездка в Минск И.Пименова, известного своими «ораторскими» способностями, плохо разбирающегося в экономике, совсем не понимающего, что к чему в политике, пользы не принесла» [[20]]. Как справедливо отмечается в прессе, ядром исполнительной власти стал не только руководящий состав рыбного порта, но и «почти весь бывший политотдел 11-й армии, который после сокращения «стал на довольствие» в администрацию области» [[21]]. Неизвестна судьба первого вице-губернатора области Михаила Каретного, который находится в длительном отпуске, из которого, скорее всего, уже не вернется на работу в обладминистрацию [[22]].

Ряд жестких оценок кадровой политике, проводимой Л.Горбенко, касаясь «полной некомпетентности аппарата управления администрации области» дал и полномочный представитель Президента в Калининградской области Александр Орлов [[23]].

Анализ расстановки сил в самой обладминистрации демонстрирует ее кланово-конъюнктурный характер. По мере ослабления позиций Л.Горбенко она будет распадаться на различные «семьи», которые, сталкиваясь между собой, очевидно, будут пытаться организовать выдвижение новой фигуры, способной возглавить исполнительную власть в период до выборов губернатора области. Симптоматично также начало сепаратных переговоров со стороны некоторых высокопоставленных чиновников из обладминистрации, вплоть до вице-губернаторов, а также отдельных, в прошлом прогубернаторски настроенных крупных предпринимателей с демократической оппозицией в лице «Янтарного края России».

2.4.    Международные отношения

По данным начальника управления по международным делам администрации области Виктора Романовского, в Калининграде приступили к исполнению обязанностей почетные консулы Дании и Швеции. Обе эти должности будет совмещать представитель авиакомпаниии «САС» в Калининграде Аркадиуш Бинек. Ему 32 года, и он является гражданином Польши. Консульства будут оформлять россиянам шведские и датские визы.

Вызывает определенный интерес, как отреагировали представители соседних государств на экономический кризис. Консул Литовской Республики в Калининграде Йонас Воронавичус отмечает: «То, что мы наблюдаем сейчас, я бы назвал штилем. Пока прекращены поставки товаров и продуктов из Литвы в Калининградскую область. Все чего-то выжидают». Как известно, Литва выразила желание оказать региону гуманитарную помощь, но губернатор Л.Горбенко от нее отказался. В этом плане позиция консула представляется убедительной: «Я исхожу из того, что сегодня поликлиникам и больницам не хватает медикаментов, нет необходимых продуктов в детских садах. Поэтому, я полагаю, надо думать о людях а не о политических нюансах. Скорее всего, высказывание губернатора было поспешным... Правительство Литвы на своем заседании приняло решение об оказании гуманитарной помощи тем группам населения в Калининградской области, кто нуждается в ней в первую очередь» [[24]].

С нейтральным прогнозом по поводу экономического кризиса выступил Генеральный консул Республики Польша в Калининграде Анджей Яницки-Роля. По мнению же директора представительства Гданьского порта в Калининграде Здислава Станьковского, экономический кризис отбросил Россию на несколько лет назад, и даже при благоприятном развитии событий серьезные партнеры смогут вновь прийти на российский рынок лишь через 2-3 года.

21 сентября в представительстве Торговой палаты Гамбурга в Калининграде был открыт визовый отдел. Работающее с 1994 года в Калининграде представительство будет оказывать содействие калининградцам в оформлении необходимых документов для получения визы в Москве. Минимальный срок оформления документов — 9 дней. Представительство не является госорганизацией. Вопрос об открытии генконсульства в Калининграде может быть решен лишь на межгосударственном уровне. Глава представительства Штефан Штайн полагает: «Однозначно, раньше в Калининграде работать было легче! Некоторые в Москве не хотят СЭЗ. Если ее не станет, то я гарантирую, что немцы уйдут из Калининградской области. Работать здесь будет просто для нас невыгодно. Главная задача областной администрации — сохранить СЭЗ» [[25]].

27-30 сентября в Калининграде находилась датская делегация во главе с губернатором Борнхольма Кнудом Андерсеном. Он предложил разработать специальную образовательную программу для госслужащих, представителей таможенных и пограничных органов Калининградской области. Финансировать данный проект предполагается из средств программы ТАСИС. Датчане обещают содействие в получении финансовых средств по линии различных программ Евросоюза, направленных на приграничное сотрудничество. Губернатор Борнхольма, имеющий свое представительство в Брюсселе, предлагает воспользоваться этим обстоятельством, обещая помощь в лоббировании интересов Калининградской области в ЕС. Кроме того, датская сторона принимает предложение депутатов облдумы о помощи в налаживании контактов между датскими и калининградскими предпринимателями. В ходе встречи с Л.Горбенко, как сообщают источники из обладминистрации, калининградский губернатор допустил ряд некорректных выпадов против областной Думы.

Как уже отмечалось выше, по инициативе правительства Литовской республики было принято решение оказать оперативную гуманитарную медицинскую помощь лечебным учреждениям и организациям Калининграда на общую сумму 1 млн. литов ($250 тыс.). В церемонии подписания акта передачи медикаментов от литовских фирм и предприятий, состоявшейся в консульстве Литвы в середине сентября, приняли участие посол, сотрудник МИДа Литвы по вопросам сотрудничества с Калининградской областью В.Баублис, советник министра здравоохранения Г.Вискайтис, консул Й.Воронавичус. Данная акция доброй воли со стороны Литвы подтверждает, что это сотрудничество имеет давние традиции и прочную основу. Очевидно, следует принять во внимание позицию директора политдепартамента МИДа Литвы Вигаудаса Ушацкаса: «Иностранная политика Литвы нацелена на развитие добрососедских отношений. В России для нас партнер номер один — Калининградская область. Отношения с нею — вопрос стабильности. Да, идет и процесс интеграции ЛР в Евросоюз и НАТО. Но мы намерены на деле доказать, что обе линии могут дополнять друг друга. До сих пор нам это удавалось» [[26]].

24-25 сентября в Ниде (Литва) состоялся международный семинар по проблемам социально-экономического развития Калининградской области. В работе данного интересного мероприятия приняли участие ученые и политики из Калининграда, Литвы, Польши, Германии, Швеции, Дании, Финляндии, представители ЕС, Совета стран Балтийского моря, НАТО. В работе семинара принял участие доктор исторических наук, член Президентского Совета, президент Фонда «Российский общественно-политический центр» Алексей Салмин. По мнению участников семинара, результативному сотрудничеству стран Балтийского моря с областью мешают не только отсутствие ясной законодательной базы и постоянно меняющаяся позиция Центра по отношению к региону, но и неоперативность и бюрократизм областной администрации. Желание зарубежных участников семинара помочь Калининградской области снова было проигнорировано губернатором и его окружением: администрация области на данный семинар не прибыла. В выступлениях калининградских участников доминировала точка зрения «Янтарного края России».

2.5.    Местное самоуправление

В сентябре продолжают обостряться отношения между местным самоуправлением и администрацией области. 30 сентября в областном арбитражном суде начинается рассмотрение искового заявления мэрии Калининграда к администрации области и ее комитету по финансам и бюджету о возврате незаконно списанных в июле 1998 г. со счета горбюджета денежных средств в размере 6 585 320 рублей. Ответчики не только не явились в суд, но и не представили мотивированный отзыв на исковое заявление мэрии. Дело назначено к рассмотрению на 10 ноября 1998 г.

Ассоциация муниципальных образований (АМО) области решением общего собрания рекомендовала губернатору ликвидировать институт своих представителей в городах и районах области. По мнению представителей АМО, это реально укрепит доверие между органами местного самоуправления и администрацией области, а также значительно сэкономит средства облбюджета. Можно предположить, что данное требование «муниципалов» будет проигнорировано. В целом, практика показывает, что областная исполнительная власть не заинтересована в сильном местном самоуправлении, а тем более — в сильной АМО. Прогноз на дальнейшую эскалацию взаимоотношений между обладминистрацией и АМО представляется более чем вероятным [[27]].

2.6.    Региональные СМИ

В связи с финансовым кризисом вслед за газетой «Свободная зона» прекращено издание молодежного еженедельника «Новый наблюдатель» (тираж 10,4 тыс. экз.).

Практически все независимые СМИ перешли в оппозицию губернатору области и проводимой им политике. Причина этого не только в одиозности личности руководителя исполнительной власти региона и его близкого окружения, но и в методах общения администрации области со СМИ [[28]].

Администрация области делает ставку на СМИ, выражающие официальную точку зрения — газету «Дмитрия Донского, 1» и ГТРК «Янтарь», которым руководит бывший радист рыбного порта Валерий Мельченко, по мнению ряда экспертов, подменяющий государственные интересы губернаторскими. Кроме того, обладминистрация располагает еженедельным вкладышем в «Калининградской правде» «Администрация области: неделя за неделей», который готовится пресс-службой администрации области и прозван в народе как «недело за неделом». Очевидно, у создателей данных вкладышей довольно серьезные проблемы с профессионализмом. Например: «АО: неделя за неделей» от 26 сентября 1998 г. №32 в основном состоит из пропагандистских материалов главы администрации Гурьевского района Виталия Ледника (постановление №943 «Об установлении на территории муниципального образования «Гурьевский район» режима чрезвычайной ситуации», «Квоты — в интересах людей» и «Гурьевский «Родник» в центре Калининграда»).

Различные общественно-политические силы подчеркивают ставку обладминистрации на пропаганду в учрежденных ею СМИ. Например, на пленуме обкома КПРФ 26 сентября подписка на газету «Дмитрия Донского, 1» 15 тысяч инвалидов, организованная на бюджетные деньги, названа «безнравственностью» [[29]]. Ряд независимых СМИ отмечает ставку губернатора и его окружения не на решение важнейших региональных проблем, а на создание иллюзии наличия у губернатора положительного имиджа [[30]].

В то же время ряд руководителей независимых СМИ и авторов творческих программ отмечают беспрецедентное давление со стороны обладминистрации, начиная от откровенной цензуры и снятия передач [[31]] до закрытия телеканалов «Каскад» и «Премьер» под предлогом реконструкции городской телевышки [[32]]. Причину подобного давления назвал руководитель популярной среди калининградцев НТРК «Каскад» Игорь Ростов: «Губернатор и его команда начали активную подготовку к следующим выборам» [32]. Следует отметить, что активно препятствуют давлению на независимые СМИ полномочный представитель Президента РФ в области Александр Орлов и Союз демократических сил «Янтарный край России».

2.7.    Имидж региона

Деятельность исполнительной власти по-прежнему не способствовала созданию благоприятного имиджа региона. Калининградская область в сентябре продолжала находиться в фокусе интересов федеральных СМИ [[33]].

Вторая половина сентября ознаменовалась попыткой губернатора области создать в столичных СМИ иллюзию благополучия в регионе. Его «знаменитое» выступление в «Час пик» (ОРТ), передаче «Подробности» (ВГТРК, 28 сентября), а также публикации в центральной прессе [[34]] тем не менее вряд ли создают образ привлекательного региона, так как акцентированы на псевдозаслугах главы областной исполнительной власти. Более того, насколько известно, подобные публикации и телепередачи вызывали довольно активное негодование калининградцев.

Очевидно, не лучшим образом на создание привлекательного имиджа региона повлияет позиция депутата Госдумы от области Владимира Никитина, не проголосовавшего за продление срока действия Закона «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания», что вызвало крайне негативную реакцию Союза журналистов РФ [[35]]. Приближающаяся предвыборная компания вынуждает депутата Госдумы начать осторожный дрейф от скомпрометировавших себя губернатора и его окружения. Тем не менее, именно В.Никитин в период губернаторских выборов 1996 г. сделал максимум возможного для прихода тогдашнего начальника КМРП Л.Горбенко к власти.


2.8.    Облдума — обладминистрация

Противостояние исполнительной и законодательной власти инициировано губернатором области. В течение последних месяцев данное противостояние является основным фактором политической жизни региона. Продолжается финансовая блокада областной Думы. Депутатам и работникам аппарата не выплачивается заработная плата. Дума не имеет возможности оплачивать электроэнергию, телефоны, коммунальные услуги и т.д. Первый вице-губернатор Александр Саканов, пытавшийся найти общий язык по линии обладминистрации с представительным органом власти, фактически попал в опалу и лишен какого-либо серьезного влияния в администрации области. Дума лишена возможности контролировать исполнение бюджета. В законодательный орган с июня 1998 г. не поступают постановления и распоряжения губернатора и его заместителей. Ставка сделана на переворот, смещение спикера облдумы Валерия Устюгова и избрание на пост председателя зависимой от губернатора области фигуры. Очевидно, инструментом в достижении данных целей выступают некоторые члены фракций НДР и «Независимые депутаты».

Губернатор области принципиально отказывается от контактов с руководством областной Думы. Например, 5 сентября Валерий Устюгов пытался около 10 раз безуспешно дозвониться до губернатора области. 8 сентября делегация депутатов облдумы во главе со спикером не была принята в областной администрации губернатором. Депутаты облдумы резонно расценивают случившееся как оскорбление, в первую очередь, избирателей области, как попытку изолировать законодательную власть от влияния на ситуацию в регионе. Не исключено, что в октябре 1998 г. Государственная Дума рассмотрит вопрос о разрушении конституционного поля в Калининградской области и дискриминацию представительного органа власти.

Любые попытки позитивного влияния со стороны облдумы на положение дел в регионе встречаются губернатором крайне агрессивно. Например, «Заявление губернатора области для СМИ», опубликованное 23 сентября, фактически оскорбляет депутатов, так как им инкриминируется лоббирование интересов «импортеров водки, сигарет и других подакцизных товаров, счет которым идет на миллионы долларов». По мнению Л.Горбенко, «и не дай Бог, если снова все будет происходить по сценарию руководства облдумы и некоторых депутатов, не отвечающих за свои решения». Следует вспомнить, что это — реакция губернатора на обращение облдумы в Правительство РФ об отмене правительственного постановления №830 от 24 июля о квотировании. Ситуация усугубляется откровенно слабой информационной политикой облдумы. В обстановке откровенного противостояния властей информационному управлению облдумы следовало бы влиять на процессы, а не только реагировать на них.

Неопределенность позиции федерального центра по отношению к Калининградской области побудила члена Совета Федерации, председателя облдумы и Северо-Западной парламентской ассоциации России Валерия Устюгова в конце сентября 1998 г. обратиться к председателю Правительства РФ Евгению Примакову с открытым письмом, в котором был поставлен ряд важнейших для региона вопросов (о защите области в связи с расширением Евросоюза и продвижением НАТО на Восток, о пределах развития интеграционных процессов с европейскими государствами, об обеспечении области энергоносителями, о перспективах ОЭЗ и т.д.).

2.9.    Репутация власти

Общественная оценка губернатора и его команды довольно активно давалась независимыми региональными СМИ. Отмечаются неграмотность и несоответствие губернатора занимаемой должности [[36]], беспомощность в реализации конкретных проектов [[37]], абсурдность принимаемых обладминистрацией решения [18], подверженность губернатора «сложным энергетическим дням» [[38]], тяга к подхалимам и приспособленцам [[39]], непоследовательность [[40]], «интеллект» и «умение» общаться с народом [[41]], хамские выпады Л.Горбенко в адрес Представителя Президента РФ в области и командующего БФ [[42]], служебная и моральная нечистоплотность [[43]] и т.д.

Некоторые публичные высказывания губернатора носят крайне скандальный характер (о том, что «голос депутата Госдумы стоит от $18 тыс. до $30 тыс.», «Примаков — больной человек» и т.д.). Порой возникают сомнения в здравомыслии оратора. По данным Центра исследований политической культуры России (Москва), популярность Л.Горбенко постоянно снижается. Сейчас она составляет 2,88% [[44]]. Упорная работа многочисленных пропагандистов из губернаторской команды результата не приносит [[45]].



Источники

[1]. Мельберт Н. Когда умолкли фанфары // Янтарный край. – Калининград, 1998. – 2 сентября.

[2]. Гляделкина А. Так в чем же прав губернатор? // Калининградская правда. – 1998. – 1 сентября.

[3]. Калининградская правда. – 1998. – 9 сентября.

[4] Пресс-служба администрации области. Постоянные проблемы — квоты и пособия. // Калининградская правда. — 1998. — 19 августа.

[5]. Квота = необходимость. Осознанная // Дмитрия Донского, 1. – Калининград, 1998. – 10 сентября.

[6]. Трушко М. Кому выгодна отмена квот? // Калининградская правда. – 1998. – 16 сентября.

[7]. Подальше от греха неточного мышления // Дмитрия Донского, 1. – Калининград, 1998. – 17 сентября.

[8]. Остахов А. Выше заборы, строители ОЭЗ? // Калининградская правда. – 1998. – 16 сентября.

[9]. Нисневич Б. Русь, куда несешься ты... с оторванною головою? // Калининградская правда. – 1998. – 12 сентября; Хихля А. ...И квоты в придачу. – Калининградская правда. – 1998. – 4 сентября; Соб. инф. Бейте, Леонид Петрович, бейте! // Янтарный край. – Калининград, 1998. – 9 сентября; Луговой А. Федот, да не тот // Янтарный край. – Калининград, 1998. – 16 сентября; Синьковский К. Губернатор ценников не увидел // Каскад. – Калининград, 19998. – 11 сентября; Костомаров В. Квоты = глупость. Осознанная // Каскад. – Калининград, 1998. – 10 сентября; Смотрина С. Танцы с квотами на пустых прилавках // Там же; Чекалин С. Политика губернатора ведет к голоду // Каскад. – Калининград, 1998. – 23 сентября.

[10]. Борис Овчинников: «Сегодня самый ненадежный партнер – государство» // Аргументы и факты – Калининград. – 1998. – 10 сентября.

[11]. Открытое письмо губернатору, областной Думе // Калининградская правда. – 1998. – 12 сентября.

[12]. Будоян Н. Кувалдой по голове // Калининградская правда. – 1998. – 24 сентября.

[13]. Будоян Н. У каждого своя правда, а цены растут // Калининградская правда. — 1998. — 29 сентября.

[14]. Донской Д. Зачем нам эта бодяга? // Каскад. — Калининград, 1998. — 22 сентября.

[15]. Климко М. Что вы сделали с моей страной, господа-товарищи? // Калининградская правда. — 1998. — 23 сентября.

[16]. Давыдов Э. Костер протеста и обиды // Калининградская правда. — 1998. — 23 сентября.

[17]. Дмитрия Донского, 1. — Калининград, 1998. — 10 сентября.

[18]. Соб. инф. Больницы области в коматозном состоянии // Янтарный край. — Калининград, 1998. — 11 сентября.

[19]. Обращение // Калининградская правда. — 1998. — 2 сентября; Костомаров В. Саканов нарушил наши договоренности...» // Каскад. — Калининград, 1998. — 2 сентября.

[20]. Тимофеев В. Выход из кризиса в отдельно взятой области // Калининградская правда. — 1998. — 9 октября.

[21]. Александрова Н. Партия пенсионеров к губернатору не прорвалась // Калининградская правда. — 1998. — 15 сентября.

[22]. Донской Дм. Петрович ищет доктора Айболита // Новые колеса. — Калининград, 1998. — 17 сентября.

[23]. Будоян Н. В целом ситуация стабильная // Калининградская правда. — 1998. — 5 сентября; Костомаров В. Александр Орлов выбрал мэра // Каскад. — Калининград, 1998. — 5 сентября.

[24]. Потеряет тот, у кого сдадут нервы // Аргументы и факты — Калининград. — 1998. — 17 сентября.

[25]. Мельберт Н. За визой в Представительство // Янтарный край. — Калининград, 1998. — 22 сентября.

[26]. Остахов А. Два крыла политики Вильнюса // Калининградская правда. — 1998. — 15 сентября.

[27]. Слисаренко А. Губернатор должен исправить ошибку // Янтарный край. — Калининград, 1998. — 3 сентября; Будоян Н. Кто скажет людям правду? // Калининградская правда. — 1998. — 4 сентября.

[28]. Гончарова О. Как Майдак порола прессу // Янтарный край. — Калининград, 1998. — 4 сентября.

[29]. Костомаров В. Герой нашего времени // Каскад. — Калининград, 1998. — 30 сентября.

[30]. Рожков К. Киностудия им. Горбенко // Новые колеса. — Калининград, 19998. — 24 сентября; Костомаров В. Воздушные замки положительного имиджа // Каскад. — Калининград, 1998. — 12 сентября.

[31]. Соб. инф. Владимира Янке отлучили от эфира // Аргументы и факты — Калининград. — 1998. — 24 сентября.

[32]. Костомаров В. Губернатор не любит независимое телевидение // Каскад. — Калининград, 1998. — 24 сентября.

[33]. Чекалин С. Политика губернатора ведет к голоду // Радиостанция «Маяк». — 22 сентября; Чекалин С. Звучат призывы громить отделения Сбербанка // Радиостанция «Маяк». — 6 сентября; Сазонов В. Москва следит за каждым чихом // Каскад. — Калининград, 1998. — 1 сентября; Иванова О. Порт прописки — Санкт-Петербург? // Каскад. — Калининград, 1998. — 2 сентября; Пономарев С. Взгляд с 6-го этажа // Комсомольская правда. — 1998. — 9 сентября; Емельяненко В. Республика Королевец // Московские новости. — 1998. — 20 сентября; Жуков В. Калининградские власти испугались собственной смелости // Коммерсантъ-дейли. — 1998. — №167; Калининград: фасад для губернатора // Профиль. — 198. — №32; Лашкевич Н. Страны Балтии искренне хотят поддержать Россию // Известия. — 1998. — 24 сентября.

[34]. Царев А. Зона особого внимания // Российская газета. — 1998. — 15 сентября; Уваров С. Калининградская область живет в режиме чрезвычайной ситуации. — 1998. — Комсомольская правда. — 1998. — 23 сентября; Чеснаков А. Мифы и правда о «калининградском сепаратизме» // Независимая газета. — 1998. — 30 сентября.

[35]. Союз журналистов России. Депутат Госдумы В.Никитин поддерживать СМИ не желает? // Калининградская правда. — 1998. — 26 сентября.

[36]. Рябушев А. Познается в беде // Калининградская правда. — 1998. — 10 сентября.

[37]. Будоян Н. Янтарный комбинат губернатору не по плечу? // Калининградская правда. — 1998. — 30 сентября.

[38]. Сазонов В. Губернаторский плевок на поплавок // Каскад. — Калининград, 1998. — 19 сентября.

[39]. Луговой А. И власть неспособна, и низы не хотят? // Янтарный край. — Калининград, 1998. — 12 сентября.

[40]. Нисневич Б. Не ЧП, а ЧС! // Калининградская правда. — 1998. — 11 сентября.

[41]. Кондратьева А. Вот придет барин... // Аргументы и факты — Калининград. — 1998. — 3 сентября.

[42]. Костомаров В. Адмирал Егоров объедает калининградцев // Каскад. — Калининград, 1998. — 1 сентября.

[43]. Иванов Хулио. Хозяин Жемчужного побережья // Новые колеса. — Калининград, 1998. — 10 сентября.

[44]. Остахов А. Все ниже, и ниже, и ниже... // Калининградская правда. — 1998. — 24 сентября.

[45]. Костомаров В. Упавший рейтинг не поднимет и «Виагра» // Каскад. — Калининград, 1998. — 26 сентября.