Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ленинградская область

Татьяна Драбкина

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

в сентябре - начале октября 1998 года

1. Власть и политика

1.1. Вадим Густов – первый вице-премьер России

Главной сенсацией месяца стало назначение губернатора В.Густова первым заместителем председателя правительства РФ. Густов был назначен указом президента от 18 сентября 1998 года. Ему поручено курировать в правительстве вопросы государственного строительства, национальную, региональную и молодежную политику и проблемы Севера.

Предложение премьер-министра Е.Примакова было сделано Густову 17 сентября. Телефонный звонок застал губернатора в машине по пути в Гатчину на совещание руководителей промышленных предприятий области. Решение было принято немедленно -–В.Густов отменил свое участие в совещании и тут же вылетел в Москву. Как стало известно позже со слов самого Густова, его участие в правительстве РФ по предложению Е.Строева обсуждалось еще на этапе выдвижения кандидатуры В.Черномырдина. Хотя Густов утверждает, что тогда он отказался, однако он имел повод и время обдумать подобное решение.

Как сообщил В.Густов, соглашаясь занять предложенную должность, он поставил ряд условий. Первое – он должен располагать достаточным временем для изучения всех направлений предстоящей работы. Второе – оказать со стороны правительства РФ помощь в решении проблем Ивангорода (из предусмотренных федеральным бюджетом 15 млн. рублей на восстановление жизнеобеспечения этого города поступил только 1 млн.). Третье – гарантировать хотя бы год работы правительства (на это Примаков якобы ответил, что судьба правительства зависит только от конкретных дел).

В качестве первоочередных задач правительства РФ В.Густов назвал ликвидацию в кратчайшие сроки задолженностей по пенсиям и зарплатам. По мнению Густова, необходимо провести эмиссию на сумму задолженности и направить деньги целевым образом в регионы.

Немедленно после назначения В.Густова в правительство РФ заявили о себе претенденты на губернаторский пост. Первым об этом заявил бывший начальник ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Анатолий Пониделко. Но самым впечатляющим было заявление В.Жириновского о его намерении выставить свою кандидатуру на предстоящих выборах губернатора Ленинградской области. Как заявил Жириновский, он пойдет на выборы под лозунгом объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. После заявления Жириновского лидер партии «Демократическая Россия» Галина Старовойтова заявила, что, и она не исключает своего участия в выборах губернатора Ленинградской области – с целью не пропустить Жириновского.

1.2. Идея объединения с Санкт-Петербургом

Уходя в правительство РФ, В.Густов оставил своего рода политическое завещание: он неожиданно выступил за скорейшее объединение Санкт-Петербурга и Ленинградской области в единый субъект РФ. Благодаря Густову поднялась новая, более мощная, чем когда-либо волна разговоров о проблеме объединения.

Сам Густов, еще недавно он высказывавшийся о возможном объединении довольно скептически — как о реальной, но не близкой перспективе – заявил, что объединение города и области – это «необходимость, продиктованная самой жизнью». Последнее утверждение он подкрепляет ссылками на данные неких опросов (открыто не представленных), по результатам которых 66% жителей Санкт-Петербурга якобы выступают за объединение.

В.Густов даже предложил свое видение процедуры объединения: область определяет председателя областного правительства, которого может назначить действующее ЗС. Действующий губернатор Санкт-Петербурга становится мэром города, и создается объединение, которое называется губернией. Затем избирается губернатор и губернское Законодательное собрание. По словам Густова, при этом не надо ничего ломать — надо внести поправки в два существующих Устава и выработать новый Устав для губернатора и губернского ЗС [[1]]. Он считает, что сейчас депутаты областного ЗС должны обратиться к своим коллегам в Санкт-Петербурге с предложением начать процедуру объединения. Если городские депутаты их поддержат, то предстоит создать рабочие группы, которые займутся подготовительной работой. В.Густов считает, что если принципиальное согласие будет получено, то референдум в Санкт-Петербурге можно будет провести одновременно с выборами в ЗС 6 декабря, а в области такой референдум можно провести весной 1999 года. Если же, как сказал Густов, «депутаты ЗС Санкт-Петербурга не согласятся с этим предложением, то необходимо будет в кратчайшие сроки определиться с датой выборов нового губернатора области». (Из этого заявления следует, что положительное решение этого вопроса областными депутатами не вызывало у В.Густова сомнений).

Идея объединения была горячо поддержана президентом РФ, который поручил В.Густову курировать этот процесс. Однако в Санкт-Петербурге настроения более сдержанные (см. [[2]]).

1.3. Проблемы преемственности власти

В.Густов назначил исполняющим обязанности губернатора первого вице-губернатора Валерия Сердюкова (на период до проведения выборов).

 

Валерий Павлович Сердюков родился в 1945 году в деревне Хорошевка Гомельской области (Белоруссия). Окончил Ленинградский горный институт по специальности инженер-экономист, затем – Ленинградскую Высшую партийную школу. С 1962 г. был рабочим завода «Гомсельмаш», с 1967 г. работал на шахтах объединения «Воркутауголь» на разных должностях. С 1970 г. находился на комсомольской и партийной работе, прошел путь до первого секретаря Воркутинского горкома КПСС. С 1990 г. работал заместителем генерального директора объединения «Воркутауголь». Избирался депутатом Воркутинского городского Совета, Государственного совета республики Коми.

Кандидат экономических наук.

С 1996 года – вице-губернатор Ленинградской области по промышленности, топливно-энергетическому, лесному комплексам и природопользованию. С декабря 1997 до 18 сентября 1998 года – первый вице-губернатор Ленинградской области.

 

Несмотря на заверения В.Густова и В.Сердюкова о том, что безвластия в области не будет, резко изменившаяся ситуация, несомненно, вызвала определенное замешательство во властных структурах. Помимо всего прочего стало очевидно, что в области отсутствует законодательная база, регулирующая подобные форс-мажорные ситуации — не предусмотрена передача полномочий исполняющему обязанности губернатора, не предусмотрен порядок замещения должности губернатора в случае его досрочной отставки.

Согласно областному закону о выборах губернатора, в случае досрочного прекращения губернатором его полномочий досрочные выборы назначаются Законодательным собранием не позднее чем через 2 недели со дня прекращения полномочий губернатора. Выборы должны состояться не позднее чем через 60 дней после назначения их даты.

Таким образом, если следовать действующему закону, выборы необходимо проводить в декабре. К этому областные власти оказались явно не готовы. Мало того, что в бюджете текущего года такие расходы не предусмотрены, положение с областным бюджетом вообще складывается крайне тяжелое – по прогнозу, исполнение доходов составит всего 40%. Во властных структурах заговорили о целесообразности переноса выборов на более поздний срок.

В.Густова тоже выразил сомнение в целесообразности проведения выборов в декабре. По его мнению, оптимальным сроком был бы февраль-март. Если же выборы проводить раньше, то, как сказал Густов, «на волне недовольства, когда не выплачены зарплата и пенсии, к руководству области могут прийти люди, преследующие чисто политические цели».

Одним из первых проявил активность представитель Президента РФ в Ленинградской области Ф.Шкруднев, известный своими экстравагантными политическими инициативами, заведомо идущими в разрез с российским законодательством. 20 сентября он созвал экстренное заседание Общественной палаты, на котором инспирировал принятие двух обращений – к В.Густову и Президенту РФ Б.Ельцину. Смысл обоих документов сводился к следующему: Общественная палата одобряет назначение В.Густова первым вице-премьером Правительства РФ и одновременно, учитывая сложную социально-экономическую обстановку в области, «просит рассмотреть вопрос о сохранении за В.А.Густовым полномочий губернатора». Кроме того, Ф.Шкруднев заявил, что было бы целесообразно петербургскому Законодательному собранию назначить в Санкт-Петербурге референдум по этому вопросу на 6 декабря – одновременно с выборами в ЗС (впрочем, петербургские депутаты не вняли этому призыву).

Никакого развития инициатива Шкруднева о сохранении за Густовым полномочий губернатора не получила (и вряд ли была на это рассчитана), но стало ясно, что будут приложены все усилия к тому, чтобы выборы в законный срок не проводить.

22 сентября состоялось заседание ЗС, на котором должны были быть решены все вопросы, порожденные уходом В.Густова. Ко дню заседания ЗС депутаты еще не имели заверенной копии заявления Густова об освобождении поста губернатора. Хотя от В.Густова поступило устное заверение в существовании такого документа, у депутатов не было формального основания для назначения досрочных выборов. В сложившейся неопределенной ситуации депутаты предпочли отложить решение этого вопроса до следующего заседания. На заседании без проблем (сразу в трех чтениях) были приняты поправки к Уставу Ленинградской области, легитимизирующие полномочия и.о. губернатора (проект внесен правительством). Установлено, что «в случае досрочного освобождения губернатора от занимаемой должности, с момента сложения им своих полномочий и вплоть до вступления в должность вновь избранного губернатора, первый вице-губернатор Ленинградской области исполняет обязанности губернатора и обладает всеми его правами за исключением прав назначать областной референдум и представлять область в Совете Федерации. Одновременно постановлением ЗС был утвержден В.Сердюков в должности и.о. губернатора.

Следующее, внеочередное заседание ЗС состоялось 29 сентября, по иронии судьбы именно в этот день В.Густов должен был бы отмечать вторую годовщину своего губернаторства. Однако к этому дню так и не появилось заявление В.Густова о сложении полномочий. Последнее обстоятельство, конечно, не было случайным, тем самым сразу обозначилась интрига предстоящего обсуждения.

Вопрос о назначении даты выборов губернатора был сразу увязан с объединением Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Председатель ЗС В.Климов предложил проект постановления, первая часть которого (по объему составляющая практически весь текст) была посвящена подготовке объединения. Обсуждение вопроса продолжалось с перерывами более 7 часов, пришлось принимать решение о продлении заседания.

Увязка выборов с мероприятиями по объединению встретила целый ряд возражений. Во-первых, в настоящее время отсутствует областной закон о референдуме. Кроме того, представитель прокуратуры заявил, что согласно федеральному закону ЗС должно в установленный срок – 2 недели – назначить дату выборов, в противном случае выборы проводит избирательная комиссия, причем дата будет назначена на срок не позднее трех месяцев с момента прекращения полномочий. Депутат Николай Смирнов (один из кандидатов в губернаторы на выборах 1996 года) призвал назначить дату выборов как можно скорее (при этом он обвинил руководство области в развале хозяйства). Он также призвал депутатов обратиться к губернатору Санкт-Петербурга В.Яковлеву с просьбой согласиться баллотироваться на выборах губернатора области. Выступивший на заседании и.о. губернатора В.Сердюков призвал не торопиться с выборами, а заняться подготовкой объединения с Санкт-Петербургом. Он кстати обратил внимание депутатов на то, что до сих пор нет соответствующего заявления В.Густова. Вразрез с этим заявлением председатель ЗС В.Климов заявил, что сложение полномочий В.Густова – свершившийся факт. Климов настаивал на принятии подготовленного им постановления. Однако при голосовании депутаты отклонили проект постановления.

После этого был объявлен перерыв, во время которого были руководством ЗС были предприняты экстренные меры. Состоялось скоротечное совещание, по некоторым сообщениям чуть ли не в коридоре [[3]], между Климовым и начальником правового управления ЗС А.Величко. В срочном порядке был подготовлен проект закона о внесении изменений в закон о выборах губернатора. К концу обеденного перерыва поступила телеграмма от В.Густова о сложении полномочий.

После перерыва Климов внес этот законопроект и предложил сразу принять его в целом, заявив, что «поправок быть не может». Не в пример своему поведению до обеда, депутаты оказались на редкость послушными (видимо, в перерыве с ними была проведена большая работа) – законопроект был принят сразу в целом при поименном голосовании. Присутствовали все 50 депутатов. «За» проголосовали 36 депутатов, против – 1 (депутат В.Леонов; на момент выборов в ЗС был депутатом ЗС 1-го созыва), воздержавшихся не было. 13 депутатов присутствовали, но не голосовали. Возможно, таким образом, было выражено несогласие с принимаемыми решениями. Не голосовали следующие депутаты (с указанием рода занятий на момент избрания в ЗС):

Ю.Алферов (генеральный директор АОЗТ «ГРЭС-8»)

В.Борисов (генеральный директор ОАО «Лужский)

Е.Девяткин (заместитель председателя комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области)

А.Егоров (директор АОЗТ «Сумино»)

С.Екимов (начальник Всеволожского районного узла связи)

В.Елисеев (в отставке с должности председателя комитета финансов правительства Ленинградской области)

В.Закурдаев (генеральный директор ОАО «Электрощит»)

Е.Исаков (генеральный директор ОАО «Производственное объединение «Глинозем»)

Н.Киселев (директор муниципального учреждения медицинский центр «Всеволожский»)

В.Сазонов (директор государственного предприятия «Совхоз «Восточный»)

Г.Смирнов (депутат Законодательного собрания Ленинградской области 1-го созыва)

В.Созонов (генеральный директор ОАО «Лужский мясокомбинат»)

Б.Ходыкин (начальник Гатчинского районного узла связи).

Принятый с таким неожиданным единодушием закон устанавливает, что в случае досрочного прекращения полномочий губернатора выборы проводятся не позднее чем через год после досрочного окончания полномочий. В законе не только удовлетворены настоятельные требования об отсрочке выборов на год, но и даже предусмотрено возможное увеличение этого срока в случае, если ситуация изменится в связи с объединением с Санкт-Петербургом. Соответствующая статья гласит: в случае проведения в течение указанного срока референдума Ленинградской области по вопросам изменения системы органов государственной власти Ленинградской области, изменения (увеличения, уменьшения) срока полномочий, дата проведения выборов может быть изменена исходя из результатов референдума. Предельный срок проведения выборов губернатора в этом случае не может превышать двух лет с момента прекращения полномочий губернатора.

Далее было без проблем принято предлагавшееся Климовым постановление с небольшим изменением: досрочные выборы губернатора назначены на третье воскресенье сентября 1999 года. На том же заседании ЗС были приняты соответствующие изменения Устава Ленинградской области. Таким образом, фактически подготовлена основа для существования области без полномочного губернатора в течение следующих двух лет.

Суть принятого ЗС постановления «О подготовительных мероприятиях по созданию программы объединению Санкт-Петербурга и Ленинградской области в единый субъект Российской Федерации и о назначении даты выборов губернатора Ленинградской области» сводится к следующему.

В преамбуле документа говорится, что ЗС исходит из невозможности в условиях кризиса комплексного разрешения социально-экономических проблем в регионе в ситуации, когда бывшее ранее единым экономическое пространство оказалось искусственно разделенным. ЗС постановляет образовать полномочную представительную комиссию Ленинградской области в составе представителей ЗС, правительства, избирательной комиссии, суда и прокуратуры Ленинградской области. Предложения по персональному составу комиссии поручено подготовить председателю ЗС и исполняющему обязанности губернатора. ЗС Санкт-Петербурга и губернатору Санкт-Петербурга предлагается образовать аналогичную комиссию.

Представительной комиссии Ленинградской области предлагается не позднее 1 февраля 1999 года представить в ЗС проект программы объединения.

Установлено, что программа объединения должна включать в себя:

— разработку и принятие областного закона «О референдуме Ленинградской области»;

— проведение референдума по вопросам объединения;

— процедуру формирования единой системы органов государственной власти вновь создаваемого субъекта РФ, включая проекты соответствующих законодательных актов Ленинградской области и Санкт-Петербурга;

— разработку проекта федерального конституционного закона о порядке объединения.

Этим же постановлением определена дата проведения выборов губернатора Ленинградской области — третье воскресенье сентября 1999 года.

Но, как и следовало ожидать, такое решение устроило далеко не всех. Один из претендентов на пост губернатора Анатолий Пониделко заявил, что будет в судебном порядке оспаривать решение областного ЗС. Государственная Дума приняла обращение к Центральной избирательной комиссии, где со ссылкой на письма граждан обращается внимание на то, что решение ЗС Ленинградской области о переносе выборов губернатора на год входит в противоречие с федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…», который устанавливает трехмесячный срок для проведения выборов. Центризбиркому предложено «в порядке осуществления контроля за соблюдением избирательных прав граждан, а также в целях оказания правовой помощи избирательной комиссии Ленинградской области рассмотреть вопрос о назначении даты выборов губернатора этой области в порядке и в срок, установленные законодательством РФ».

2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

Финансовое положение области близко к банкротству. Исполняющий обязанности губернатора В.Сердюков признал, что из-за кризиса возникли сложности с иностранными инвесторами.

Похоже, что в областном правительстве не исключают возможности пойти по пути правительства Кириенко. В.Сердюков в одном из интервью заявил: «Насчет аккуратности выполнения долга мы смотрим на нашего старшего брата – Россию». Он сообщил, что долги придется реструктурировать на 10-15 лет.

9 сентября губернатор В.Густов подписал распоряжение «О временном порядке государственного регулирования ценообразования в Ленинградской области». Регулирование состоит в установлении с 10 сентября предельного уровня рентабельности производства и реализации социально значимых продовольственных и непродовольственных товаров. Предельный уровень рентабельности установлен в размере 15%. Кроме того, с 10 сентября установлена предельная торговая надбавка в размере 15%. Перечень продовольственных товаров, на которые вводится временный порядок регулирования цен, значительно обширнее, чем аналогичный в Санкт-Петербурге [2] и включает в себя хлеб и хлебобулочные изделия; макаронные изделия; муку; крупы; молоко и молочные продукты; мясо животное; мчсопродукты; колбасные изделия; рыбопродукты; масло растительное; маргариновую продукцию; сахарный песок; продукты детского питания; консервы мясные; консервы рыбные.

Распоряжением губернатор от 8 сентября создан оперативный штаб по принятию неотложных мер для защиты малоимущих слоев населения.

Ассоциация промышленников и предпринимателей, руководителей промышленных предприятий Ленинградской области 17 сентября выступила с обращением, в котором содержатся предложения правительству РФ. В частности, констатируется, что простая реструктуризация задолженности предприятий в сложившихся условиях является уже недостаточной мерой, необходима отсрочка начала выплат по реструктуризированной задолженности на 3-5 лет при амнистии начисленных штрафов и пени. Предлагается уменьшение налоговой нагрузки, отказ налоговых служб от штрафных санкций в случае временной продажи предприятиями продукции по ценам ниже себестоимости. Для стимулирования отечественного производства предлагается более активное использование механизмов обеспечения финансами государственного заказа, кредитования населения для приобретения товаров длительного пользования. Для финансирования оборотных средств предприятий предлагается обеспечить снижение процентных ставок по кредитам. Предлагается снизить тарифы на услуги естественных монополий, приостановить практику отключения предприятий от энерго- и водоснабжения до стабилизации обстановки.

3.   социальная сфера

1.1.    Безработица

По данным за август, количество официально зарегистрированных безработных (33531 человек) сократилось в 1,2 раза по сравнению с предыдущим месяцем. Уровень безработицы к концу августа в среднем по области составил 4,0%. По муниципальным образованиям уровень безработицы по состоянию на 1.09.98 выглядел следующим образом:

г. Ивангород                              12,5%

Тихвинский р-н                        12,9%

г. Новая Ладога                        11,1%

Подпорожский р-н                  10,5%

Волховский р-н                           8,9%

Бокситогорский р-н                  6,3%

Сланцевский р-н                        6,3%

Киришский                                  6,1%

Волосовский район                   5,7%

Лодейнопольский р-н               5,5%

г. Пикалево                                  4,1%

г. Коммунар                                4,9%

Кингисеппский р-н                    3,8%

Выборгский р-н                         3,3%

Приозерский р-н                        3,2%

Лужский р-н                               3,2%

г. Гатчина                                    3,2%

г. Светогорск                               3,1%

п. Кузнечное                               3,1%

г. Волхов                                       3,0%

Гатчинский р-н                          2,6%

Тосненский р-н                          1,9%

г. Сосновый Бор                         1,7%

г. Шлиссельбург                         1,5%

Всеволожский р-н                     1,2%

Кировский р-н                            1,0%

г. Сертолово                                1,0%

Колтушская волость                  0,7%

 

В целом по области спрос на рабочие места в 12 раз превышал их предложение.

 

Величина прожиточного минимума в августе 1998 г. повысилась по сравнению с июлем на 0,3% и составила в текущих ценах 454,16 руб.

4. АКЦИЯ ПРОТЕСТА 7 ОКТЯБРЯ

Коллективы крупных промышленных предприятий Ленинградской области по традиции участвовали в акции протеста в Санкт-Петербурге. Кроме того, прошли мероприятия в муниципальных образованиях. Сообщения о численности участников акций в муниципальных образованиях следующие: Бокситогорский район – 2400 человек, Новая Ладога – 150, Волхов – 300, поселок Сертолово – 150, Гатчинский район – 300, Ивангород – 215, Кировский район – 20, Лодейное поле – 265, Ломоносовский район – 150, Лужский район – 1500, Тихвинский район – 1850, Шлиссельбург – 230.

В Бокситогорске состоялся митинг на центральной площади города. Преобладали пенсионеры и работники разных отраслей городского хозяйства. В резолюции митинга дается поручение депутатам Государственной Думы подписать коллективное обращение к президенту РФ о его добровольной отставке. Содержится требование к правительству Примакова твердо держать курс на развитие отечественного производства, своевременно выплачивать пенсии и зарплату, не допускать повышения тарифов на коммунальные и транспортные услуги без обеспечения должного уровня жизни.

В Выборге ни один из производственных коллективов не присоединился к акции. Одна из причин состоит в том, что профсоюзные организации сохранились в основном только на более или менее успешно работающих предприятиях, где хоть как-то выплачивается зарплата. Лидеры этих профсоюзных организаций решили не нагнетать политические страсти. В Выборге подали официальную заявку на проведение митинга только местные структуры КПРФ и РКРП. В территориях муниципального образования «Выборгский район» состоялись митинги — например, в Вещеве, где персонал государственного авиапредприятия переведен на двухдневную неделю и в 1998 году работники еще ни разу не получали зарплату. Митинг прошел в г. Советском, где расположен Выборгский ЦБК, на котором так и не разрешена затяжная конфликтная ситуация (см. предыдущие обзоры). Профсоюзные организации работников образования приняли решение об участии 20 представителей в акциях в Санкт-Петербурге.

В Кировске состоялся митинг у здания администрации. Участвовали представители трудовых коллективов со всей территории муниципального образования.

В Лодейном поле у здания районной администрации утром прошли пикеты учителей, работников детских учреждений, здравоохранения, а также пенсионеров. С собравшимися встретились председатель комитета по культуре правительства Ленинградской области и глава местной администрации. В спокойной обстановке обсуждались вопросы выплаты пенсий и зарплаты, работа предприятий, рост цен, а также проблема объединения Ленинградской области с Санкт-Петербургом. В 15 часов на центральной площади состоялся митинг, участвовали около 1000 человек. Открыл митинг председатель городского комитета КПРФ. Выступающие требовали отставки президента РФ и смены курса реформ.

В Сланцах на митинге выступили представители профсоюзных организаций муниципальных предприятий, находящихся в наиболее тяжелом положении, а также представители АО «Ленинградсланец». Затем выступили активисты КПРФ и местного Совета ветеранов. В заключение митинга выступил глава администрации МО «Сланцевский район» Яков Богданов. Он сообщил о мерах по стабилизации социально-экономического положения, принимаемых решениях областного правительства 2 октября.

В Тихвине состоялось шествие от здания администрации до площади Свободы, где состоялся митинг. После требований отставки президента выступавшие переключились на критику местных властей – осуждалась работа депутатов районного совета и администрации муниципального образования за нерешительность в отстаивании интересов трудовых коллективов, за неумелое распоряжение муниципальной собственностью. Митинг состоялся в крупнейшем населенном пункте района – поселке Шугозеро.

В Шлиссельбурге состоялся митинг, организованный коммунистами. Участвовали также пенсионеры и работники бюджетных организаций.

…Приостановка работы в некоторых коллективах стала неожиданной для федерации профсоюзов, например, приостановка работы Ленинградской областной библиотеки и забастовка 800 военнослужащих, обслуживающих вспомогательный флот Ленинградской военно-морской базы в Кронштадте.

Самыми активными в Ленинградской области, как и раньше, были учителя, что неудивительно, так как по признанию работников областного комитета по образованию, нынешняя ситуация катастрофическая. В 11 районах не выдают зарплату учителям 3-4 месяца, в некоторых периферийных школах выпускники получили аттестаты с прочерками по 5-6 предметам из-за нехватки учителей.

Учителя Ленинградской области провели пикеты 5 октября в Санкт-Петербурге перед зданием областной администрации.

Во многих школах области проходила забастовка.

Все мероприятия в Ленинградской области прошли организованно, без инцидентов.



Источники

[1]. Вадим Густов: «Ленинградская область – мой талисман, и я хочу честно смотреть в глаза ее жителей» // Вести. — СПб, 1998. – 29 сентября. — №110. — С. 1.

[2]. Драбкина Т. Санкт-Петербург в сентябре 1998 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1998. — №9.

[3]. Травинский Я. Обещанного губернатора год ждут // Смена. — СПб, 1998. – 30 сентября. — №222. — С. 1.