Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Рязанская область

С. Владимиров

Рязанская область

в августе-сентябре 1998 года

1.    Вокруг кризиса

Разразившийся 17 августа финансовый кризис повлек за собой заметный рост социального и политического напряжения в регионе, усиление недоверия и негативизма по отношению к центральной власти, активизацию политических и протестных процессов.

1.1.    Накануне 17 августа

Нельзя сказать, что ситуация кризиса, возникшая после 17 августа была для местных властей и населения чем-то совершенно неожиданным. О возможности резкого финансового обострения много говорилось с начала года. Особенно после того, как в Рязани с серией лекций побывал руководитель аналитического центра Совета Федерации Сергей Глазьев, который подробно анализировал феномен так называемой «пирамиды ГКО» и прогнозировал неизбежный крах финансовой политики правительства. На эти же темы не раз высказывались председатель областной Думы Владимир Федоткин, местные депутаты, газетчики, экономисты.

Уже с июня слухи о скором повышении цен распространялись довольно широко. Несколько раз в течение лета возникали волны ажиотажного спроса на некоторые виды продовольственных товаров (сахар, мука, консервы, крупы и др.), но они постепенно сходили на нет. Хронически лихорадило пенсионный фонд. В течение лета задержка с выплатой пенсий увеличилась с 1,5 до 2-3 месяцев. Задолженность выплаты зарплаты бюджетникам также непрерывно увеличивалась. Периодически имели место случаи затруднений при получении денег по вкладам в отделениях сбербанка.

Ситуация с задержками пенсий побудила администрацию даже обратиться в правительство с письмом о создавшемся положении. Ответ оттуда не обнадеживал — правительство констатировало тяжелое финансовое положение пенсионного фонда и сообщало о некоем временном порядке финансирования выплаты пенсий [[1]].

1.2.    Хроника кризисных недель

Тем не менее, сам момент начала кризиса вызвал некоторое замешательство. Местные власти хранили молчание. Активность проявляли в основном структуры федеральных ведомств. События в регионе по сравнению с центром развивались с «лагом запаздывания» в 2-3 дня, что четко демонстрировало — кризис продуцируется в центре, распространяясь и втягивая в свою орбиту регионы. В прессе даже отмечалась необыкновенная загруженность телефонных линий с Москвой в дни кризиса.

Вслед за заявлениями правительства и ЦБ РФ в прессе было опубликовано и заявление пресс-службы Главного управления ЦБ по Рязанской области, в котором сообщалось, что «при превышении уполномоченными банками 15-ти процентного предела отклонения курса покупки наличной валюты от курса ее продажи будут применяться жесткие санкции к банкам-нарушителям, вплоть до аннулирования свидетельств о регистрации обменных пунктов» [[2]]. Следом публиковалось заявление начальника налоговой полиции об ответственности за экономические преступления. В прессе были даны телефоны так называемой «горячей линии», по которым гражданам предлагалось сообщать о нарушениях в работе обменных пунктов.

С 17 августа ажиотаж наблюдался в основном в отделениях банков, где не хватало денег для выдачи по вкладам, возникли очереди, списки, графики выдачи. В обменных пунктах также не хватало валюты. Многие из них прекратили работу. Заметный наплыв покупателей ощущался в ряде магазинов, торгующих импортной техникой. В большинстве же продовольственных магазинов, на рынках, в палатках цены почти не изменились и какого-либо ажиотажного спроса не наблюдалось.

В целом, как указывалось в экономических обзорах в прессе, цены в первую неделю кризиса возросли на 7%-10%, в основном за счет импортных товаров.

Ситуация существенно изменилась во вторую неделю кризиса, открывшуюся сообщением об отставке правительства Кириенко и назначении исполняющим обязанности премьера Виктора Черномырдина. Прежде всего началось резкое повышение цен практически на все товары. Часть магазинов, торгующих импортом, под разными предлогами прекратила работу. Прекратили работу и большинство пунктов по обмену валюты. В банках выдача денег по вкладам была ограничена. К концу недели уже ощущалась заметная нехватка некоторых продовольственных товаров, цены на которые росли ежедневно. Продавцы в магазинах и аптеках говорили, что оптовые цены уже увеличились многократно. Среди населения появились признаки паники.

В эфире областного радио и ТВ 24 и 25 августа выступил губернатор области Вячеслав Любимов. Кратко коснувшись положения в стране, основное внимание он уделил ситуации в торговле. Любимов поручил соответствующим подразделениям областной администрации, органам муниципального управления, контрольным, налоговым структурам, управлению внутренних дел ужесточить контроль за соблюдением правил торговли, привлекать виновных к ответственности. В областной администрации также была установлена «горячая линия» для сообщений граждан о нарушениях в торговле. Позднее было объявлено об отставке заместителя губернатора по торговле Александра Агафонова, а затем заместителя начальника управления сельского хозяйства и продовольствия Александра Скрынникова. В эти же дни были даны сообщения о телеграмме правительства главе администрации области о недопущении необоснованного роста цен в торговле и завышении курсов валют в обменных пунктах.

27 августа состоялось заседание Горсовета Рязани, где среди прочего было принято обращение к Госдуме и Совету Федерации об отставке президента, смене экономического курса и отказе от утверждения Черномырдина в должности председателя правительства.

В том же духе высказался и председатель областной Думы Владимир Федоткин, объявивший о проведении 2 сентября внеочередного заседания Думы.

28 августа в печати было опубликовано специальное заявление губернатора. В нем он снова обрушился на ситуацию в торговле и в сфере оборота спирто-водочной продукции, подверг критике курирующие торговлю подразделения, потребовал от глав администраций усиления контроля и ответственности за положение дел. В заявлении также содержались уже известные тезисы губернатора об опоре области на собственные силы. Ссылаясь на требования населения области, губернатор сообщил, что на Совете Федерации будет выступать за смену экономического курса, отставку президента и создание правительства народного доверия. Он также подчеркнул, что в области отрицательно оценивается роль представителя президента и выдвигаются предложения упразднить этот институт [[3]].

1.3.    Пик кризиса

Пик кризиса пришелся на первую декаду сентября. После отмены валютного коридора цена на доллары сразу резко пошла вверх. Обменные пункты были открыты, но фактически не работали, ссылаясь на неясность с курсами продажи валют. Частные скупщики предлагали за валюту цены на 10-15% выше формально выставленной в обменных пунктах, что отражало тенденцию ежечасного повышения курса доллара.

В городе началась ажиотажная скупка продовольственных товаров и товаров первой необходимости. Цены на многие из них (сахар, растительное масло, моющие средства, табачные изделия и др.) подскочили в 3-4 раза. Некоторые товары вообще исчезли из продажи. Население было охвачено паникой. В какой-то момент возникло ощущение начала гиперинфляции и экономической катастрофы. Видимо, это не на шутку обеспокоило власти. В прессе стали появляться успокоительные сообщения о наличии на складах достаточного количества продовольствия, публиковаться адреса торговых точек, где цены не столь высоки, приводиться примеры наказаний за необоснованное повышение цен, благодаря информации по «горячей линии» и т.д.

На фоне панических настроений населения усилилось политическое давление оппозиции на центр. Утром 4 сентября у здания, где располагается представитель президента в области Геннадий Меркулов, состоялся пикет, организованный представителями КПРФ, РКРП, «Трудовой Рязани» с требованием отставки президента, смены курса и снятия с голосования в Думе кандидатуры Черномырдина. В этот же день было распространено заявление исполкома облсовпрофа «О безудержном росте цен», в котором говорилось:

«С первых дней сентября кризис власти и финансов внес нестабильность в общество, которая подогревается ажиотажем в торговле.

Не имея ограничений со стороны властей, торгующие организации в населенных пунктах области устанавливают произвольные цены на продовольственные и промышленные товары, лекарства, особенно импортного производства, выросли тарифы на услуги. Многие торговые учреждения закрыты, перебои в торговле провоцируют ажиотаж среди населения. Рост цен и тарифов сопровождается многомесячными задержками зарплаты, пенсий, пособий, стипендий. свидетельствует о неуклонном снижении уровня жизни и обнищании жителей Рязанской области.

Происходящие события накаляют ситуацию накануне общероссийской акции протеста 7 октября.

В ряде регионов местные власти строго контролируют рост цен, в случаях необходимого повышения добиваются всей полноты сбора налогов.

Исполком облсовпрофа разделяет возмущение рязанцев и обращается к руководителям местных законодательных и исполнительных структур власти, правоохранительных и контролирующих органов с требованием прекратить ценовой беспредел, принять все меры к недопущению произвола в торговле и обслуживании и компенсации вынужденных потерь» [[4]].

Руководители области Любимов и Федоткин 4 сентября выехали в Москву на заседание Совета Федерации, где перед повторным голосованием в Думе должна была обсуждаться кандидатура Черномырдина. По возвращении из Москвы, в понедельник 7 сентября на специально собранной пресс-конференции оба сообщили, что были в числе меньшинства сенаторов, голосовавших против утверждения Черномырдина премьером. По словам Федоткина, их особенно возмутили планы преодолевать кризис по так называемому «аргентинскому варианту», что окончательно разрушит отечественную промышленность и превратит Россию в «колонию». Любимов сообщил о наличии в области собственных продовольственных запасов по зерну, сахару, подсолнечному маслу, яйцу, молочным продуктам. Ценовой беспредел будет остановлен. И не только усилением проверок и рейдов, но и дотированием некоторых основных видов продовольственной продукции, цены на которые будут сдерживаться [[5]].

9 сентября состоялся многолюдный пикет у зданий городской и областной администрации под лозунгами «остановить ценовой беспредел», организованный профсоюзами. Другой пикет с требованием индексации вкладов одновременно проходил у здания Сбербанка. Группа руководителей облсовпрофа во главе с председателем Анатолием Говоровым была принята губернатором. На встрече профсоюзами были высказаны требования обуздать рост цен, пересмотреть тарифы на тепло и энергию, прекратить вывоз за пределы области продовольственных товаров. Профлидеры предупредили губернатора, что обстановка на предприятиях близка к критической и велика возможность социального взрыва. Губернатор сообщил о мерах по ужесточению контроля за торговлей, о введении режима чрезвычайного бюджета области, о механизме регулярных и деловых консультаций с профсоюзами. Вместе с тем, ограничение продажи рязанского продовольствия за пределы области в условиях растущего спроса на него он считает нецелесообразным.

После встречи с профсоюзами, по сообщениям из администрации, Любимов направил письмо, адресованное президенту, и.о. председателя правительства, председателю Совета Федерации и председателю Госдумы. В письме констатировалось критическое финансовое и социальное положение в стране и области и содержались предложения о чрезвычайных мерах по выходу из кризиса. Среди них, в частности, были названы — созыв совместного заседания палат Федерального Собрания, законодательное ограничение цен на ряд товаров и продукцию естественных монополий, срочная индексация зарплат и пенсий, государственная гарантия вкладов населения в банках, обеспечение в полном объеме финансирования из фонда поддержки субъектов федерации, временное подчинение региональных налоговых органов областной администрации [[6]].

На другой день, 10 сентября, в обладминистрации состоялось совещание руководящего состава города, области, силовых структур и профсоюзов. Губернатор сообщил о принимаемых мерах. Им, в частности, было подписаны несколько постановлений о пополнении продовольственных ресурсов области и регулировании ценообразования. Силовики сообщили, что за неделю ими было возбуждено окооло 50 уголовных дел по нарушениям правил торговли, городские власти проинформировали о создании в Рязани сети муниципальных магазинов, которые будут торговать продукцией села без посредников. Административного запрета на вывоз продовольствия из области не будет. Ограничить его рекомендовано путем использования ценового регулирования. В заключение совещание обратилось к населению области с призывом соблюдать спокойствие.

Постановлениями губернатора от 10 сентября вводилось, например, обязательное декларирование цен в администрации на муку, хлебобулочные изделия, молоко, кефир, макароны, крупы предприятиями всех форм собственности; устанавливался предельный уровень торговых надбавок в 25% к цене закупки на все товары и 15% уровень снабженческо-сбытовой и оптовой надбавки к отпускным ценам предприятий-изготовителей [[7]].

Ослабление напряжения почувствовалось после 11 сентября, когда стало известно об утверждении Евгения Примакова премьер-министром и Виктора Геращенко председателем Центробанка. Панические настроения населения ослабли, цены на некоторые товары пошли вниз. Продукты питания вновь появились в магазинах. Тон сообщений СМИ стал более позитивным. Власти поспешили привлечь внимание к текущим мероприятиям, отодвинутым на второй план ажиотажем кризисных недель — уборке урожая, участию рязанской делегации в Нижегородском экономическом форуме, подготовке к зиме и др. В прессе были опубликованы успокоительные заявления представителей банков (ГУ ЦБ и Прио-банка) о сохранении устойчивости в банковской сфере, давались высказывания экономистов о возможностях преодоления кризиса.

1.4.    Некоторые итоги

Одним из наиболее заметных результатов кризиса стало усиление в области линии на самовыживание и ослабление зависимости от центра. В условиях безвластия и правительственной чехарды в центре областные власти усилили влияние на федеральные структуры в регионе, определенным образом консолидировались и стали проявлять большую самостоятельность в политике кризисного управления. Примечательно, что какая-либо роль представителя президента в кризисные дни была практически незаметна. Его не привлекали к выработке решений и фактически игнорировали, открыто высказываясь за упразднение этого института.

Другой аспект итогов кризиса — усиление консолидации и радикализации областных властей. Наметившаяся в июле линия губернатора на сближение с правительством Кириенко по ряду вопросов экономической политики, вызвавшая недовольство Облдумы, в условиях кризиса была сразу же отброшена. Губернатор и Дума снова сплотились на базе общей оппозиционности политике центра. Эта оппозиционность в результате кризиса стала более активной и радикальной, приобретая характер давления на центр.

Основные моменты требований к центру губернатор области Вячеслав Любимов высказал на состоявшемся в Москве 25 сентября «круглом столе» руководителей регионов Центральной России, проходившем при участии первого вице-премьера Вадима Густова, мэра Москвы Юрия Лужкова, видных ученых-экономистов. Любимов резко негативно оценил идею управленческого деления России на ассоциации субъектов Федерации, назвав ее «порочной» и даже «преступной». От центра он потребовал обеспечения подлинного равенства субъектов и уменьшения числа дотационных регионов посредством снижения перечислений из регионов средств в федеральный бюджет. «Если в Рязани, из тех налогов, которые мы перечисляем в федеральный бюджет, оставить на месте всего 5%, и я не буду ходить с протянутой рукой, и другие тоже. Но, видимо, нужно, чтобы мы ходили с протянутой рукой» [[8]]. Любимов также потребовал от центра запрета практики регистрации предприятий в оффшорных зонах, больших прав для регионов в контроле над предприятиями естественных монополий. Создание в правительстве так называемого «президиума» из губернаторов крупных областей он оценил скептически, заявив, что это лишь усугубит неравенство регионов. В комментарии к выступлению Любимова было отмечено, что оно «задало тон» многим последующим выступлениям на «круглом столе». Любимова, в частности, поддержали представители Иванова, губернатор Тверской области, ряд депутатов Госдумы. В выступлении академика Дмитрия Львова также содержались идеи усиления бюджетов регионов и огосударствления естественных монополий [[9]].

К политическим итогам кризиса можно отнести и восстановление тесной связи областных властей с левыми партиями и профсоюзами, которая в предшествующий период несколько ослабла. И Дума и губернатор заметно усилили контакты и координацию с активом КПРФ и с профсоюзами. Последние особенно активно привлекались к выработке решений областных властей. Как следствие этого сближения, в политике властей усилилась идеологическая компонента. Идеи ренационализации собственности, демонтажа рыночных механизмов, усиления госрегулирования, отказа от контактов с Западом и т.д. стали высказываться на властном уровне более активно.

2.    Текущая деятельность областной администрации

В текущей деятельности обладминистрации в августе-сентябре можно уловить некие «докризисные» и «послекризисные» акценты. До наступления кризиса и политических перестановок в центре в действиях администрации можно было заметить признаки некоего «нового» курса губернатора, о котором упоминалось в прошлом обзоре. В начале августа были проведены заседания Координационного совета по развитию малого предпринимательства, на которых обсуждались вопросы предоставления гарантий администрации под выгодные коммерческие проекты. Был рассмотрен вопрос о конкурсном отборе проектов для включения в инвестиционную программу области. Губернатор подписал постановление «О программе основных действий администрации Рязанской области по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику области». Экономическим комплексам была поставлена задача организовать работу по «стабилизации экономики» и, в частности, по реализации соглашения с правительством РФ об оздоровлении государственных финансов и оказании финансовой помощи области из средств федерального бюджета. Проводилось совещание по вопросом таможенного регулирования, в котором приняли участие представители основных предприятий-экспортеров и импортеров области. Началась разработка концепции социально-экономического развития Рязанской области на период 1998-2005 гг. Были подписаны транспортные соглашения: с правительством Москвы и минтрансом РФ о реконструкции Кузьминского гидроузла, с Московской железной дорогой об энергетических тарифах. Был сдан в эксплуатацию новый автомобильный мост через реку Проня на трассе Москва-Самара.

В сентябре по мере обострения кризисной ситуации элементы «новой линии» уже не просматриваются. Основное место в деятельности администрации стали занимать вопросы кризисного и оперативного управления: уборка урожая и заготовка продовольствия, запасы топлива, ситуация с электроэнергией и теплом.

Примечательно, что сразу после пика кризиса губернатор провел селекторное совещание всех глав районов и специалистов АПК по вопросу обеспечения области продовольствием. На совещании также обсуждались вопросы подготовки АПК к зиме и шефской помощи города селу в условиях незагруженности городских предприятий. Как сообщается, урожай зерна в этом году в области составил ок. 700 тыс. т, что почти в два раза меньше прошлогоднего (1,3 млн. т). Урожайность — ок. 15 ц/га (1997 — ок. 20 ц/га). Несколько выше прошлогоднего урожай картофеля и сахарной свеклы. В сентябре Любимов подписал постановление «О принятии мер по обеспечению продуктами питания населения области», согласно которому продукция Областной агропромышленной корпорации будет считаться областным продовольственным фондом. Сельхозпродукция будет направляться преимуществ торговую сеть области, в частности в сеть муниципальных магазинов города Рязани.

Еще одно совещание прошло в обладминистрации 21 сентября. В нем вместе с губернатором и специалистами администрации приняли участие командиры воинских частей, расквартированных в области. Тема совещания — подготовка войсковых частей к зиме и социальные гарантии военнослужащим. На совещании была дана информация о реализации в области программы жилищных сертификатов для военных и программы трудоустройства уволенных в запас офицеров.

2.1.    Отставки

Как уже упоминалось выше, в августе-сентябре два важных чиновника областной администрации — Александр Агафонов и Александр Скрынников — были отправлены в отставку. На отставки такого рода губернатор пошел впервые за время своей работы. Официально замглавы администрации, руководитель комплекса по организации товарных рынков Агафонов был уволен с работы в связи с ликвидацией комплекса, которым он руководил. По неофициальной, но широко озвученной версии, причина отставки Агафонова — беспорядки в торговле, слабая реклама рязанских товаров. Менее афишируется то, что Агафонову ставят в вину ошибки в проведении линии администрации в конфликте с рыночниками, а также ослабление контроля администрации за алкогольным рынком в области, который курировал Агафонов, что вызвало падение доходов бюджета. Вслед за Агафоновым был уволен и Скрынников, занимавший пост заместителя начальника управления сельского хозяйства области и начальника отдела спиртовой и ликеро-водочной промышленности. Его отставку также связывают с недовольством губернатора положением спирто-водочной отрасли и снижением поступлений в бюджет. После увольнения Скрынникова отдел был ликвидирован и вместо него создано управление спиртовой и ликеро-водочной промышленности, которое возглавил доцент сельскохозяйственной академии, кандидат экономических наук Александр Козлов, весьма далекий от спиртовых вопросов, но близкий к КПРФ. По версии оппозиционной губернатору «Вечерней Рязани», отставки связаны с влиянием Николая Колесника, депутата областной Думы и владельца Ключанского спиртозавода, которому якобы мешали торговать «левой» водкой. По другой версии, отставки вызваны стремлением губернатора усилить контроль за спирто-водочной отраслью накануне введения госмонополии на алкоголь.

3.    Облдума

3.1.    Ситуация с Уставом области

В августе-сентябре областная Дума провела три пленарных заседания. И на всех заседаниях одним из главных был вопрос об Уставе области. На заседании 19 августа Устав принимался во втором чтении. И вновь, как и при принятии Устава в первом чтении, камнем преткновения стали положения Устава, относящиеся к определению статуса и наименования руководителя области и его аппарата. Группа депутатов, поддержанная большинством глав районных и городских администраций и десятью руководителями представительных органов муниципальных образований, вновь выступила с предложением ввести в Устав статьи о «губернаторе» и «правительстве» области. И вновь думское большинство во главе с председателем Федоткиным выступило против. Потребовалось тайное голосование по этим положениям Устава, в результате которого предлагавшиеся поправки были отклонены. Ни «губернатор», ни «правительство» области не прошли. Руководитель области в принятом варианте сохраняет статус «глава администрации», а его аппарат — «администрация области». Тем не менее, в целом Устав второе чтение не прошел. Было решено перенести окончательное голосование на следующее заседание.

На следующем внеочередном заседании 2 сентября голосование по принятию Устава во втором чтении было проведено без особых дебатов. Единственная поправка к статье 46, устанавливающая, что председатель Думы не может сохранять за собой должности в государственных, общественных или коммерческих структурах, была отклонена. Пресса поспешила сообщить, что Устав принят во втором чтении и затянувшаяся процедура принятия Устава области, наконец, близка к завершению.

Но эти сообщения были, как выяснилось, преждевременными. Очередное заседание Думы 23 сентября началось со скандала. При обсуждении повестки дня депутат Антонов предложил вернуться к обсуждению ранее отклоненных поправок в Устав области о «губернаторе», «правительстве» и некоторых других, мотивируя это отсутствием на заседании 2 сентября необходимого для принятия Устава во втором чтении кворума. Однако большинство депутатов пересматривать ранее принятое решение отказались. В знак протеста члены комитета по государственному устройству и местному самоуправлению, разрабатывавшие Устав, покинули зал заседаний. Уход этих депутатов сорвал кворум думского заседания и оставшиеся депутаты были вынуждены разойтись. В течение примерно часа с «протестантами» беседовал председатель Думы Федоткин, в беседе принимал участие и глава администрации области Любимов. В конце концов все депутаты вернулись в зал и заседание было продолжено. Было принято постановление, признающее незаконность решения о принятии Устава во втором чтении 2 сентября и устанавливающее необходимость повторного рассмотрения Устава во втором чтении с учетом всех поправок. Ситуация с Уставом, таким образом, вновь вернулась к июльскому состоянию и сторонники «губернатора» и «правительства» вновь получили шанс добиваться своего.

3.2.    Другие решения Думы

Среди других решений Думы, вызвавших дебаты на заседании 19 августа можно отметить принятие в первом чтении закона «О порядке отзыва главы муниципального образования и выборного должностного лица местного самоуправления». Здесь также наблюдалось расхождение мнений между членами комитета по государственному устройству и местному самоуправлению во главе с Колесником (председатель комитета) и Антоновым (зам. председателя) и председателем Думы Федоткиным. Руководители комитета выразили несогласие с законопроектом, считая, что он противоречит Конституции РФ. Но большинство депутатов таких противоречий не усмотрели и законопроект был одобрен.

На этом же заседании Думы было рассмотрено и представление прокурора области, сделанное в отношении председателя Думы Федоткина и руководителя аппарата Думы Зенкина. По мнению прокурора, их членство в составе обкома КПРФ содержит признаки нарушения закона РФ «О краевом, областном Совете и краевой, областной администрации» (см. подробнее обзор за июль). На заседании Думы депутаты, ссылаясь на положения Конституции РФ и другие законодательные акты, отклонили представление прокурора.

На внеочередном заседании 2 сентября депутаты рассмотрели вопрос о формировании областного заказа. Было решено, что проект областного заказа будет вноситься администрацией области одновременно с проектом областного бюджета на будущий год. Было подчеркнуто, что областной заказ должен касаться не только продовольственной продукции, но и стимулировать развитие других отраслей экономики области. Депутаты также отклонили проект закона о бюджете фонда обязательного медицинского страхования на текущий год. По деятельности фонда ОМС в области было высказано множество нареканий. Было дано поручение Счетной палате области провести всестороннюю финансовую проверку деятельности этой структуры. На заседании было заслушано сообщение начальника УВД генерала Ивана Перова о борьбе с организованной преступностью в области. Принято решение об изыскании дополнительного финансирования для органов областного УВД.

В заключение заседания депутаты заслушали выступление председателя Счетной палаты области Владимира Мясникова, посвященное итогам финансовой проверки областной программы «Свой дом» (строительство жилья для нуждающихся в районах области), проводившейся по поручению Думы. В результате проверки выявлены многочисленные нарушения в предоставлении кредитов. Их получали в основном руководящие работники местных администраций и коммерческих структур, в том числе и уже имеющие благоустроенное жилье. По ряду фактов материалы переданы в прокуратуру.

4.    Органы местного самоуправления

4.1.    Горсовет и администрация Рязани

Для городских властей Рязани в течение августа-сентября главным, несомненно, оставался вопрос о тарифах на тепловую энергию. По степени внимания к нему и накалу страстей он вполне мог соперничать с проблемами финансового кризиса. А по мере приближения осенних холодов «тепловой вопрос» еще более обострился. Как уже сообщалось ранее (см. обзор за июль), принятое горсоветом решение о повышении энерготарифов вызвало шквал общественного недовольства в городе, которое возглавили профсоюзы. В конфликт были втянуты также областная Дума и обладминистрация. Под мощным давлением критики и упреков, раздававшихся со стороны профсоюзов и директоров промышленных предприятий, горсовет на заседании 13 августа принял решение приостановить введение новых повышенных энеготарифов на две недели. Предполагалось, что в течение этого срока депутаты совместно с областной администрацией, Думой и энергетической комиссией смогут найти приемлемое решение. Однако, на заседании горсовета, которое состоялось 27 августа, выяснилось, что решение так и не было найдено. Горсовету по-прежнему предлагается сохранить для населения и предприятий старые тарифы за счет увеличение дефицита бюджета города с 30% до 50%. Обсуждение вылилось в поиски ответа на вопрос, из каких источников будет покрываться возросший дефицит. Было решено обратиться в Облдуму с просьбой о частичном покрытии дефицита из облбюджета, а введение новых тарифов отложить до 15 сентября.

Но, и к 15 сентября вопрос с тепловыми тарифами не был разрешен. Намеченное на 16 сентября заседание областной Думы, где должен был рассматриваться вопрос об энерготарифах в городе, было перенесено на неделю. На заседании 17 сентября горсовет выступил со специальным обращением к главе администрации области и председателю Облдумы с требованием «в недельный срок принять решение по данному вопросу... В противном случае мы будем вынуждены ввести в действие ранее приостановленные решения городского Совета». В обращении также содержались три варианта решения проблемы энерготарифов, разработанные комиссией горсовета. Вопрос с энерготарифами все более обострялся.

На заседании Облдумы 23 сентября проблема энерготарифов была, наконец, рассмотрена. Но желанной поддержки из облбюджета город не получил. Дума отказалась пересматривать бюджет. Зато заслушала сообщение созданной ранее комиссии, которая занималась проверкой обоснованности затрат, включаемых энергетиками в себестоимость при формировании тарифов на тепло. По мнению комиссии, затраты могут быть снижены на 15%-20%, так как энергетики используют затратный механизм формирования нормативов. Стрелки, таким образом, были переведены на региональную энергетическую комиссию, которой предлагалось пересмотреть тарифы на отпускаемое городу тепло. Прозвучали и обвинения РЭК в защите интересов энергомонополистов. Итоговое решение Думы было таково — еще раз собрать под эгидой председателя Думы все заинтересованные стороны и решить вопрос до 1 октября. Городские власти, тем самым, оказались меж трех огней: энергетиками, которые отказываются давать тепло, ссылаясь на отсутствие денег на закупку топлива; областными властями, которые отказываются финансировать дополнительные расходы города; и населением и предприятиями, которые после ударов кризиса оказались еще более неплатежеспособны. К началу октября вопрос по-прежнему не решен. Тепло в городе отсутствует и перспектив его скорой подачи не видно. За всем этим просматривается некая «подковерная схватка» властей области с представителями естественных монополий, заложниками которой стали городские власти и население города.

4.2.    Борьба с «фабрикой смерти» в Касимове

Появление в конце июля под Касимовым лагеря радикальной экологической организации «Хранители радуги» (см. обзор за июль) превратилось к началу августа для властей Касимовского района и города Касимова в весьма серьезную проблему. Развернутая «хранителями» среди жителей Касимова пропаганда против строительства цеха по переработке лома цветных металлов удивительно быстро дала свои плоды. Уже к 5 августа, по заявлениям экологистов, за запрет строительства было собрано более 3 тыс. подписей. В этот день на центральной площади Касимова состоялся митинг под лозунгами «Нет строительству «фабрики смерти»!», «Запретить строительство цеха-убийцы!» и др., собравший около тысячи человек. На митинг явилось руководство завода «Росконтакт», принадлежащего касимовской фирме «Кротберс», которая и должна вести строительство цеха. Возбужденная толпа не пожелала выслушивать объяснения «кротберсовских», разговор перешел на личные оскорбления главы фирмы Натальи Сучковой. Митингующие требовали на митинг руководителей района и немедленного запрещения строительства. Группа «хранителей» приковала себя наручниками к дверям районной администрации. В конце концов, на митинг явился глава района Владимир Лукашкин, который пообещал «разобраться» со строительством. Силы правопорядка к митингующим не применялась.

После митинга руководство «Кротберса» пригласило в Касимов группу журналистов для подробного ознакомления с технологией «Кальдо», которая будет использоваться при переработке лома цветных металлов. Во встрече принял участие Рольф Линдгрен, главный технолог шведской компании «Болиден Контекс», которая должна поставить реактор «Кальдо» в Касимов. Присутствующим был показан видеофильм о технологии «Кальдо», дана информация о работе этих установок в Италии, Швеции, Ирландии. Технология была охарактеризована как наиболее эффективная и безопасная в мире. Вслед за информацией об этом мероприятии, в прессе было распространено письмо Натальи Сучковой к главе администрации области и начальнику УВД, в котором сообщалось об угрозах, которые получают руководители завода и районной администрации от неизвестных лиц, требующих отказа от строительства, и содержалась просьба пресечь пропаганду против строительства. По мнению Сучковой, в организации протестов и срыве строительства заинтересованы криминальные структуры, занимающиеся вывозом лома цветных металлов из России. Версия Сучковой о скрытых противниках и конкурентах выглядит не беспочвенной. Напомним, что в Касимове уже существует крупный завод по производству цветных металлов, использующий, правда, другую технологию. К реконструкции завода проявляли интерес канадские и американские фирмы. Но в начале 1997 г. новая областная администрация выбрала другой вариант — строительство отдельного цеха по шведской технологии «Кальдо».

Протесты «хранителей», тем временем, продолжались. В Касимове был организован постоянно действующий пикет, продолжался сбор подписей за запрет строительства, было объявлено об организации новых митингов. Но, эскалация конфликта была неожиданно прервана. В конце августа газеты сообщили о том, что «хранители» одержали победу. Глава Касимовского района Лукашкин подписал постановление «О запрещении строительства комплекса плавильного цеха с использованием конвертора «Кальдо». Постановлением у ОАО «Росконтакт» изымался земельный участок, выделенный под строительство, запрещалось дальнейшее проектирование цеха и строительные работы. Кроме того, содержался общий запрет на размещение данного производства на территории Касимовского района, а также указывалось, что размещение объектов, вызывающих сомнение населения в их экологической безопасности, впредь будет невозможно без «учета мнения населения, выраженного на референдуме» [[10]].

Казалось, что вопрос закрыт. Но, в конце сентября стало ясно, что активность вокруг строительства цеха не прекратилась. В печати были опубликованы заключения экологической экспертизы о безопасности технологии «Кальдо», коллективные письма рабочих завода «Росконтакт» в поддержку возобновления строительства, заявления Сучковой та эту тему. В заявлениях подвергается критике руководство районной администрации, которое безосновательно запретило строительство. По слухам из областной администрации, не исключено, что постановление Лукашкина может быть отменено и строительство возобновится.

4.3.    Скопин

В сентябре вновь обострилась ситуация в органах местного самоуправления города Скопина, где с прошлого года наблюдается конфликт между горадминистрацией и горсоветом (см. прошлые обзоры), которые возглавляются соответственно Виктором Овчинниковым и Георгием Будяну (до выборов Овчинникова Будяну был назначенным главой горадминистрации). В результате проводившейся проверки деятельности прежней горадминистрации обнаружены финансовые нарушения. Недавно материалы проверок были переданы в прокуратуру. В них, в частности, указывается на злоупортебления тогдашнего заместителя Будяну Г.Лужкова. Теперь Лужков, избранный депутатом горсовета, является заместителем Будяну в горсовете. 15 сентября газеты сообщили о смерти после тяжелой болезни председателя городского Совета Скопина Георгия Будяну. Вопрос о том, кто займет его место, и вызвал обострение. Видимо, горадминистрация стремиться воспрепятствовать в этом Лужкову. В прессе сообщается о финансовых нарушениях и фиктивных документах по его избирательной кампании.

5.    Общественно-политические организации и профсоюзы

5.1.    Наступление «левого лагеря»

На фоне обострения финансового и политического кризиса активность сил «левого» политического спектра в регионе заметно возросла. Видимо, случайным образом самое начало финансового кризиса совпало с появлением в Рязани колонны участников так называемого похода на Москву «За восстановление Советского Союза». Как и в прошлом году, он организован «Трудовой Россией», РКРП, КПРФ и рядом лево-патриотических организаций. На этот раз через Рязань шла одна из пяти колонн похода — «самарская», отправившаяся 13 августа из Самары. Завершался поход 22 августа в Москве у станции метро «Тульская». В походе, по информации его организаторов, участвовали представители 14 регионов России, а также Казахстана и Таджикистана. В Рязань участники прибыли 19 августа. На площади у памятника Победы состоялся митинг, собравший около тысячи человек. На митинге выступил Виктор Анпилов, призвавший к отставке Ельцина и суду над ним. Участники митинга приняли резолюцию, опубликованную в прессе КПРФ по заголовком «Это режим преступников, предателей, грабителей». Митинг закончился скандированием: «Банду Ельцина — под суд!». Вместе с походом в Москву отбыла группа рязанских активистов. 22 августа на митинге в Москве среди выступавших была лидер молодежной секции Рязанского обкома КПРФ Эвелина Волкова. По утверждениям прессы КПРФ, именно «четырехчасовое шествие» колонн оппозиции по Москве и прошедший там митинг заставили Ельцина отправить в отставку правительство Кириенко.

После отставки правительства местные структуры КПРФ выступили с обращениями к населению, руководителям области, городов и районов, рязанским депутатам Госдумы, директорам предприятий и организаций с призывом требовать отставки Президента, поддержать формирование правительства народного доверия и выступать против утверждения Черномырдина премьер-министром. С аналогичным призывом к руководству страны обратились депутаты Рязанского горсовета.

С начала сентября по мере нарастания ценовой паники и подключения к протестам профсоюзов усилилась консолидация руководства КПРФ и облсовпрофа. Распространились слухи о скором роспуске Думы и объявлении в ноябре-декабре парламентских выборов. 15 сентября было объявлено о подготовке объединенного пленума рязанских отделений КПРФ, АПР и профсоюзов. 22 сентября состоялся пленум горкома КПРФ Рязани. На пленуме еще раз было подтверждено требование отставки президента, обсуждались вопросы подготовки к акции протеста 7 октября.

26 сентября в большом зале горсовета открылся совместный пленум Рязанского обкома КПРФ, правления отделения АПР и исполкома облсовпрофа. В пленуме проняли участие все руководители города и области, депутаты Госдумы, руководители и активисты НПСР, оппозиционных партий и организаций области, профсоюзное руководство. В зале на огромном панно с изображением герба Рязани был установлен плакат «Ельцина в отставку!».

С основным докладом выступил первый секретарь обкома КПРФ, председатель Облдумы Владимир Федоткин. Он остановился на критике экономического курса Президента и правительства, осветил экономическую обстановку в область после финансового кризиса, дал информацию о состоявшемся 19 сентября в Москве пленуме ЦК КПРФ. В докладе Федоткин предложил ряд неотложных мер для выхода из кризиса. Среди них: протекционизм во внешней торговле, гарантированные лимиты на тепло- и энергоснабжение предприятий, ограничения на вывоз капитала, усиление госконтроля за оборотом спирта, госмонополия на вывоз сырья, национализация доходообразующих отраслей, сильный госсектор, контроль на доходами и расходами правительства и др. Председатель областной организации АПР, депутат Госдумы Еньков объявил, что на предстоящих выборах АПР пойдет вместе с КПРФ на основе единой программы. Председатель облсовпрофа Говоров еще раз привел основные требования профсоюзов на предстоящей 7 октября акции: погашение задолженности по зарплате с индексацией, своевременная выплата пенсий, пособий, стипендий, смена курса, поддержка отечественного товаропроизводителя, отставка президента. Он также подверг критике повышение энерготарифов. Депутат Госдумы от КПРФ Ионов рассказал о ситуации в Госдуме. На пленуме была также оглашена программа акций, которые будут предшествовать акции 7 октября. По итогам пленума было принято обращение к жителям рязанской области и постановление из 12 пунктов. В постановлении обращали на себя внимание пункты: максимальная координация действий членов АПР и КПРФ с профсоюзами, забастовочными и стачечными комитетами; наказ депутатам ГД Канаеву, Енькову, Ионову добиваться скорейшего отстранения президента от власти; партийным комитетам оказывать содействие в создании комитетов и советов рабочих; организовать проведение протестных акций в районах; обеспечить при проведении протестных акций соблюдение порядка и провести мероприятия по предупреждению представителей правоохранительных органов о недопустимости применения силы. После окончания пленума состоялось совещание секретарей райкомов КПРФ области.

5.2.    Другие

В отличие от резко активизировавшихся и консолидировавшихся «левых», деятельность партийно-политических структур «правого» сектора в августе-сентябре не отличалась активностью и динамизмом. На этом фоне несколько выделялись, может быть, отдельные акции местного отделения НДР. В августе, например, они провели учредительное собрание по созданию Рязанского регионального отделения «Партии защиты женщин», а в сентябре близкий к ним директор завода автоаппаратуры Сергей Данильченко, собрав на заводе журналистов, объявил о том, что собирается добиваться отставки губернатора области и будет выдвигать собственную кандидатуру на этот пост. Представители НДР также сделали несколько заявлений в СМИ в поддержку Виктора Черномырдина в период, когда он исполнял обязанности премьера. В том же духе высказался и представитель президента в области Геннадий Меркулов.

Деятельность созданного недавно Союза демократических сил (СДС) под руководством Михаила Малахова свелась в основном к публикации в прессе нескольких статей с критикой местной власти. Публичных мероприятий они не проводили.

На удивление пассивно держалась в августе-сентябре и местное отделение ЛДПР, которое также не провело ни одной заметной акции.

Интересная акция была проведена 17 августа у здания ГУ Центробанка по Рязанской области. АО «Прополис», возглавляемое Виктором Милехиным, одним из кандидатов в губернаторы в 1996 году, выставило перед зданием пикет с требованием отправить в отставку директора ГУ ЦБ Тамару Пигилову и вернуть здание ГУ городу. По сообщениям прессы, работники «Прополиса» также выезжали в Москву на пикетирование здания Центрального банка России.

6.    Суды

Среди бурных событий августа-сентября судебные разбирательства по ряду дел, упоминавшихся в прошлых обзорах, не привлекли особого внимания. Тем не менее, некоторые решения по-своему показательны.

14 сентября состоялось третье заседание арбитражного суда Москвы по иску, предъявленному обладминистрацией и Облдумой минфину РФ и московской фирме «Покров» о признании недействительным договора о переводе долга данной фирмы бюджету на администрацию Рязанской области. Определением суда дело было передано в Высший арбитражный суд РФ, который в соответствии с арбитражным процессуальным кодексом РФ рассматривает экономические споры между Федерацией и ее субъектами. Напомним, что дело это связано с меркуловской администрацией, и помимо самого Меркулова, в него втянуты люди из Минфина.

Еще одно решение связано с иском бывшего мэра Рязани Валерия Рюмина к газете «Рязанские ведомости» по нанесению морального ущерба. Решением Советского районного суда иск был удовлетворен. Теперь, решением областного суда решение райсуда отменено и дело возвращено в райсуд на повторное рассмотрение. Основание — вынесший решение судья признан заинтересованным лицом.

В печати появилась информация, что обвиняемые по делу «слоновской группировки» заканчивают знакомство с материалами следствия. Начала судебных заседаний можно ожидать еще до конца года.

7.    Акция протеста 7 октября

7.1.    Подготовка

Подготовка к акции началась задолго до 7 октября. О ней в течение лета постоянно напоминали руководители профсоюзов, КПРФ, «Трудовой Рязани», много писала пресса. С неким особым, многозначительным подтекстом о предстоящей акции стали говорить после начала финансового кризиса. Уже в конце августа, в связи с отставкой правительства Кириенко, голосованиями в Думе по кандидатуре Черномырдина и начавшимся ростом цен, в прессе КПРФ было упомянуто, что акция, намеченная на 7 октября, может начаться раньше и принять новые, более радикальные формы. В середине сентября подготовка к акции вступила в завершающую фазу. По заявлениям облсовпрофа, организационная схема подготовки акции была изменена по сравнению с акциями 27 марта 1997 и 9 апреля 1998. Помимо действовавшего в облсовпрофе штаба, объединявшего руководителей отраслевых профсоюзов и представителей от крупных профкомов, проводились предварительные собрания на предприятиях и в учреждениях. По сути, весь этот организационный механизм массовой части акции почти полностью воспроизводил традиционную практику профсоюзов советского времени по подготовке первомайских и октябрьских демонстраций.

Среди отличительных моментов подготовки акции 7 октября можно отметить более высокую организационно-политическую активность. На этот раз уже давно сложившаяся практика совместного проведения массовых акций профсоюзами и КПРФ была подкреплена еще и демонстративно проведенным объединенным пленумом КПРФ, облсовпрофа и АПР, на котором согласовывались формы проведения акции, лозунги и прочее(см. выше — гл. 5.1.) Заметно шире была организована и рекламная кампания акции в СМИ.

В самый канун акции были сделаны заявления властей и правоохранительных органов, опубликованы обращения организаторов акции по вопросам обеспечения порядка в ходе ее проведения. С 30 сентября начались пропагандистские акции по раздаче листовок в людных местах города. 1 октября был организован пикет студентов у здания администрации города (там же находится представитель Президента). Пикет был достаточно шумным и многочисленным. Требования: выплата стипендий, поддержка образования, отставка Президента. 3 и 4 октября прошли митинги памяти о событиях 1993 года, собравшие по 200-300 человек. Вечером, накануне акции в городе можно было встреть подвыпивших пожилых людей, которые заявляли: «Завтра будем свергать Ельцина!».


7.2.    Ход акции

В отличие от прошлых акций протеста, мероприятие 7 октября началось без шествия по городу. Участники собирались сразу на центральной площади города (площадь Ленина) на митинг. Начало было намечено на 11.00. Площадь стала заполняться примерно с 10.30. Сбор участников сопровождался революционными песнями из радиофицированной машины. Прибывающим раздавали листовки с обращениями Горсовета, ксерокопии статей из «советской России». На площади находилось несколько пунктов продажи лево-патриотической и леворадикальной прессы. Численность присутствующей на площади милиции была сравнительно невелика. Во всяком случае она была значительно меньше, чем на акции 9 апреля. Никаких спецсредств (дубинки, щиты, каски и др.) милиция не имела.

Отсутствие централизованного шествия привело к тому, в начале митинга сбор участников еще продолжался — подходили группы с предприятий, из учебных заведений. Всего, по оценкам наблюдателей, на площадь прибыло до 6-8 тыс. участников. Это было существенно (в 2-3 раза) меньше, чем на акциях 27 марта 1997 и 9 апреля 1998. Уже по традиции акция носила ярко выраженный интегрированный профсоюзно-коммунистический характер. Какого-либо деления по линии профсоюзы — коммунисты не наблюдалось.

Митинг открыл председатель облсовпрофа Анатолий Говоров с грузовика, служившего выступающим трибуной. Он сообщил, что в акции по области принимают участие около 180 тысяч человек. Здесь же, на площади, находится более 10 тысяч. 300 человек направлены для участия в акции в Москве. В основном в своем выступлении Говоров повторил тезисы уже высказанные им на объединенном пленуме «левых» в сентябре, дополнив их требованием судебной ответственности лиц, ответственных за решение 17 августа. Затем следовало выступление Владимира Федоткина — лидера областной представительной власти и лидера местной КПРФ в одном лице. Он обрисовал экономическое положение в области и в стране, заметное место уделил положению в органах верховной власти и возможным последующим действиям по отстранению президента, напомнив, что рязанская облдума была одним из инициаторов отставки Ельцина, подчеркнул необходимость организации давления на правительство «слева». В выступлениях представителей отраслевых профкомов в основном жаловались на тяжелое положение и поддерживали общие требования акции. Исключение составило лишь выступление представителя профкома завода «САМ». Он выдвинул претензии к местным властям, обвинив прежде всего их в тяжелом положении жителей области. Глава администрации города Павел Маматов напомнил о прегрешениях прошлых властей города, и, по традиции, принялся рассказывать о текущих решениях и делах горадминистрации. Выступили также депутаты Госдумы Канаев и Еньков. Канаев принялся озвучивать сложный запутанный план демонтажа института президентства в России. В целом выступления ораторов не изобиловали эмоциональным накалом, яркими сравнениями и хлесткими лозунгами. Поэтому, видимо, особый энтузиазм собравшихся вызвали знакомые лозунги выступавшего под занавес митинга представителя «Трудовой Рязани» — «Да здравствует социализм и советская власть!». Губернатор области Любимов, всегда выступавший на прошлых акциях, на этот раз не выступал, хотя находился здесь же на трибуне. Отсутствовала и председатель горсовета Корнеева. В заключение митинга участники приняли резолюцию. Среди требований резолюции: смена курса реформ, поддержка отечественных товаропроизводителей, погашение всех задолженностей с индексацией. Особо выделены требования: госрегулирование цен на продукты первой необходимости, жесткий контроль над другими ценами, снижение и контроль цен естественных монополистов, отказ от повышения цен на тепло в городе. Специальным пунктом оформлено требование отставки Президента. «В случае непринятия им народного волеизъявления населению Рязанской области не остается иного пути, как проводить акты гражданского неповиновения в рамках Конституции России и Международной хартии прав человека.» В резолюции также содержится поручение рязанским депутатам Госдумы и членам Совета Федерации добиваться отставки президента Ельцина от должности.

После принятия резолюции митинг начал расходиться. И в этот момент произошло несколько событий, отличавших 7 октября от всех предшествующих акций. В центре площади под общий одобрительный свист было сожжено заранее приготовленное чучело Президента Ельцина с надписью «Президент — дачник». Сгоревшее чучело было аккуратно затушено находившимися тут же пожарниками. Тут же произошел еще один эпизод. Присутствовавший на митинге Михаил Малахов здесь же на площади начал давать телеинтервью, сообщая, что на митинге ему не было предоставлено слово, что значительная часть жителей не поддерживает требований митинга и т.д. В этот момент на Малахова набросилась группа разгневанных пенсионерок, крича и толкая его старушечьими кулачками. Малахова отвели в сторону сотрудники милиции.

Тем временем над площадью из мощного мегафона зазвучал голос прибывшего в Рязань лидера «Союза офицеров» Станислава Терехова, сообщавший о продолжении митинга. Часть собравшихся (500-600 чел.) осталась слушать Терехова. Выступление Терехова продолжалось около 20 минут. Все это время в непосредственной близости от него находились работники милиции, в том числе и начальник городской муниципальной милиции полковник Головин, не предпринимавшие никаких действий. Несколько человек вели непрерывную съемку выступления на видеокамеры. Общий смысл выступления Терехова — подготовка акций по «ликвидации режима», проведение 7 ноября акции «национального освобождения», организация штаба по проведению акций гражданского неповиновения на транспортных магистралях и в жизненно важных местах города. Присутствующие тут же проголосовали за создание штаба. Кроме того, Терехов потребовал высшей меры наказания для президента-преступника, а также для Чубайса и Черномырдина. «С остальными тоже будем разбираться». Терехов также заметил, что «армия и милиция с нами». После выступления Терехова присутствующим сообщили, что по площади открывается движение и, по просьбе милиции, митинг сместился в сквер. Там было решено, что штаб новых акций будет собираться ежедневно на площади Победы. После выступлений представителей казаков, РКРП и «Трудовой Рязани» митинг завершился.

Кроме Рязани митинги протеста с аналогичными требованиями состоялись также в некоторых райцентрах области (Скопине, Касимове и др.). По данным УВД, в них приняло участие около 5-6 тыс. человек. На предприятиях и в хозяйствах работа не прекращалась. Там акция ограничилась проведением кратких собраний перед началом работы или в обеденные перерывы. В некоторых районах (Шацкий, Сараевский и др.) в это день прошли встречи райадминистрации с работниками образования и культуры. О каких-либо эксцессах или нарушениях при проведении акций не сообщается.

7.3.    Смерть Сергея Корнеева

Для атмосферы окончания акции в Рязани важное значение имело еще одно событие, повергшее в шок многих присутствующих и вызвавшее едва ли не большее возбуждение в городе, чем сама акция. Еще во время основного митинга в толпе начали распространяться слухи, что накануне вечером зверски убили единственного сына председателя горсовета Надежды Корнеевой — 18-летнего Сергея. Кто-то не верил, но все видели, что на митинге Корнеевой нет. В конце своего выступления об убийстве Сергея Корнеева во всеуслышание заявил Терехов, призвав «мстить за убийства наших детей». Весть об убийстве мгновенно распространилась по городу. Постепенно выяснились подробности. Сергея нашли мертвым в собственной квартире вечером 6 октября. Рядом находилось охотничье ружье и несколько записок. Смерть наступила от выстрела в голову. Всевозможных версий и домыслов высказывалось множество. Доминировала версия о политическом и заказном характере убийства как «мести» или «предупреждении» Корнеевой. Говорили также о некоем «ритуальном» характере убийства. Вспоминали врагов Корнеевой среди «рыночной мафии» и в других структурах. Напоминали даже о гибели в автокатастрофе в 1992 году сына тогдашнего мэра Рязани Рюмина. Говорили, что летом Сергея неопасно «пырнули» на улице ножом, но «никого не нашли». Вечером по ТВ вслед за сюжетами о протестных акциях было показано заявление прокурора Московского района, который ведет дело. Он сообщил о некоторых обстоятельствах дела. Следствие пока рассматривает три версии: самоубийство, инсценировка самоубийства, доведение до самоубийства. Другие подробности (содержание найденных записок и т.д.) он сообщить отказался. Пока известно, что к следствию подключено ФСБ.

Многие высказывают мнение, что со смертью сына Корнеева будет психологически сломлена и не сможет больше возглавлять горсовет.

7.4.    Некоторые оценки

В прошедшей акции можно отметить по крайней мере два характерных момента. С одной стороны, она была существенно менее массовой, чем весенние акции протеста 1997 и 1998 гг. Во всяком случае, ее центральное мероприятие — митинг в Рязани — выглядел менее внушительно, чем раньше. Сами организаторы, впрочем, склонны объяснять это тем, что часть мероприятий проходила на предприятиях и в районах, а на митинг вышли лишь небольшие делегации от предприятий. С другой стороны, инфраструктурно эта акция была значительно более сложной, развитой и инновационной, чем все предшествующие. Беспрецедентным было длительное наращивание подготовительными акциями протестной атмосферы перед 7 октября и нагнетание кампании в СМИ.

С политической точки зрения, акция отразила обстановку, охарактеризованную выше как «наступление левого лагеря». Акция показала, что спектр этих сил значительно расширился, консолидировался и, одновременно, усложнился. Консолидация касалась трех компонентов: КПРФ, аграриев и профсоюзов. Дифференциация — этой тройки и радикалов (анпиловцы, РКРП, Союз офицеров, ДПА и др.). Впрочем, проведение отдельного «тереховского» митинга еще не означает внутреннего раскола «левых». Их «цементирует» ряд промежуточных фигур из «Трудовой Рязани» и «ультралевых» в самой КПРФ. Консолидирующую функцию выполняет и общий лозунг — отставка Ельцина и смена курса.

В целом, обстановка после акции не «разрядилась», а, пожалуй, «сгустилась» еще больше. Тревожные признаки продолжают нарастать. Гибель сына Корнеевой сыграла роль знакового события, перечеркнувшего атмосферу «успеха» акции.

Остается добавить, что по выступлению Терехова начата прокурорская проверка.



Источники

[1]. Рязанские ведомости. — 1998. — 18 августа.

[2]. Рязанские ведомости. — 1998. — 20 августа.

[3]. Рязанские ведомости. — 1998. — 28 августа.

[4]. Рязанские ведомости. — 1998. — 9 сентября.

[5]. Рязанские ведомости. — 1998. — 8 сентября.

[6]. Рязанские ведомости. — 1998. — 10 сентября.

[7]. Рязанские ведомости. — 1998. — 11 сентября.

[8]. Рязанские ведомости. — 1998. — 1 октября.

[9]. Рязанские ведомости. — 1998. — 1 октября.

[10]. Приокская газета. — 1998. — 29 августа.