Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Саратовская область

Дамир Фаритов *

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

в сентябре 1998 года

1.    Кризис

1.1.    Общее описание

В сентябре, особенно, в первой его половине, кризисная тематика стала наиболее актуальной на всем российском политическом и экономическом пространстве. Естественно, Саратовская область не могла остаться в стороне от событий такого масштаба, но также естественно, что переживала она их весьма специфическим образом, обусловленным особенностями взаимоотношений с реальностью местного политического режима. При этом понятие «кризисности» оказалось активно адаптировано региональной мифологией и включено ею в собственный контекстуальный ряд наряду с прочими, причем даже не особенно выделяясь в этом ряду. Обозначившееся уже достаточно давно обострение противостояния мифологической реальности и реальности актуальной, при котором они как бы окончательно разделились и продолжили существование в отдельных плоскостях, слабо взаимодействующих между собой, в сентябре проступило вдруг особенно отчетливо. При этом мифологическая реальность оказалась гораздо «больше» и «богаче», чем актуальная, и на уровне политического, «описанного», существования области полностью возобладала над ней. Более того, окончательно проявилось еще одно раздвоение — уже внутри самой региональной мифологической системы. Возникло оно в силу двойного восприятия ею кризиса — одновременно как реального явления, от которого нужно защищаться, и как явления мифологического, которое является лишь весьма частным случаем приложения местной мифологии, а потому не должно заслонять собой другие, новые или более существенные ее детали. В результате саратовским мифом был порожден весьма своеобразный парадокс: для него кризис одновременно как бы существовал, переживался областью и был успешно пережит, несмотря на трудности (это восприятие складывалось, если оставаться в рамках узкого «мифа о кризисе и его преодолении») — но и в то же время его как бы не было или почти не было, то есть, он не переживался именно как кризис и не имел значимых последствий (такое восприятие формировалось на более высоких уровнях региональной мифологии).

В реальности же реакция области на кризис мало отличалась от таковой для других субъектов Российской Федерации, хотя по ряду причин, речь о которых пойдет ниже, проявления его были несколько менее острыми. Политическая сторона происходящего мало затронула регион и воспринималась населением довольно отстраненно — некоторая реакция на нее имела место лишь со стороны региональных политиков и, прежде всего, ставшего непосредственным участников событий в федеральном Центре губернатора. Более остро воспринимались события, связанные с падением курса рубля, обвалом банковской системы и — особенно — торговым кризисом. Однако реальные антикризисные меры, принимавшиеся в области, в большой мере представляли собой вполне обычный для саратовской политической системы заклинательный ритуал, включавший многочисленные массовые официальные мероприятия, кампанию в СМИ и т.д.

1.2.    Кризис власти в РФ и саратовский губернатор

На фоне общей вспышки активности региональных лидеров, которой сопровождался правительственный кризис в федеральном Центре, губернатору Саратовской области Дмитрию Аяцкову некоторое время не удавалось оказаться слишком заметной фигурой — его поведение не выделялось из поведения целого ряда его коллег, хотя он и удерживал внимание СМИ. Ситуация коренным образом переменилась, когда распространилось сообщение о том, что Аяцкову предлагается возглавить в новом правительстве РФ аграрный сектор. В области этому событию была сделана надлежащая реклама в СМИ, однако затем наступила внезапная пауза, внешне как будто связанная с неопределенностью окончательного решения губернатора. Нарушалась она лишь его собственными неоднократными заявлениями о том, что решение будут им принято, исходя из отношения Примакова к некому комплексу встречных требований. Ничего конкретного об этом комплексе, как и вообще о мотивах, которыми руководствовался саратовский губернатор на этом этапе, не сообщалось. В конце концов тема о посте в правительстве оказалась как бы повисшей в воздухе и не получила никакого достойного завершения.

1.3.    Политические оценки

Сфера политических оценок происходящего в РФ для Саратовской области на протяжении сентября также оказалась почти полностью монополизирована губернатором. Никаких официальных заявлений со стороны прочих региональных статусных политиков не делалось. Позиция же Дмитрия Аяцкова была во многом предопределена той поспешностью, с которой он еще в начале года приступил к критике экс-премьера. В новых обстоятельствах отменить сказанное ранее было уже невозможно, и Аяцкову оставалось лишь выступать в роли последовательного противника возвращения Черномырдина на ранее занимаемый пост.

6 сентября состоялась пресс-конференция саратовского губернатора, посвященная общественно-политической ситуации в России. Прежде всего он выразил желание поздравить через СМИ всех газовиков с их профессиональным праздником и заявил, что в этом году газификация области будет завершена. В целом же, по словам губернатора, газ остается единственным источником долларов, поэтому вполне объясним ажиотаж вокруг премьерского кресла — в марте командой Кириенко был нанесен серьезный удар по «святая святых», «Газпрому».

Также было сказано, что благодаря своему огромному потенциалу, Саратовская область сможет выйти из создавшегося кризиса, но не раньше 2000 года. При этом, по мнению Аяцкова, в России нужно внедрять не американскую или шведскую, а именно российскую модель управления государством. Но пока таковая в стране не разработана — так же, как и основная экономическая программа. Есть лишь отдельно взятые пункты из программ Кириенко и Черномырдина, заслуживающие внимания.

Также губернатор сообщил, что за время своего предшествовавшего пребывания в Москве он встречался с видными политическими деятелями, участвовал в заседании Совета Федерации и в пресс-конференции, организованной агентством «Интерфакс», где открыто высказывал свою точку зрения. «Кое-кто в Кремле уже не хочет меня видеть,» — сообщил он при этом. По словам Аяцкова, Геннадий Селезнев грозился подать на него в суд за то, что во время вышеупомянутой пресс-конференции он не просто позволил себе усомниться в неподкупности депутатов Госдумы, а прямо заявил: «Что нельзя сделать за деньги, можно — за большие деньги». Но суда Аяцков не боится («Пусть подает, я хоть деньги выиграю»). Как он утверждал, из источников, «близких к телу Жириновского», ему стало известно, что голоса лидера ЛДПР и его партии были куплены за $25 млн. («По сто тысяч на штык»). А саратовские депутаты Сухой и Парадиз рассказали, что их тоже ежедневно «обрабатывали». Аяцков сообщил, что пытались уговорить и его, но он не намерен менять свою позицию и даже не захотел встретиться с и.о. премьера, в ответ на его приглашение сказав: «Вот номер моего телефона, если у Черномырдина есть ко мне вопросы, я отвечу, а у меня к нему вопросов нет». Связано это было, в частности, с тем, что когда Черномырдин еще являлся полноправным главой правительства, Аяцков, как было сказано на пресс-конференции, написал ему 112 писем и сделал 11 телефонных звонков, но ни разу не получил достойного ответа.

«А теперь он хочет, чтобы я за него голосовал? — возмущался Аяцков. — Пусть в думе покупает голоса. Черномырдин — это не моя политическая норма». «Республикам выгодно, чтобы Черномырдин был премьер-министром, — сказал также Аяцков. — Все они сейчас вооружаются. Что в одиночку не смогла сделать Чечня, сделают они вместе. На Урале готовят новые деньги. Возможно, придется нам с Титовым объединяться и создавать Поволжскую республику».

В то же время, на вопрос о том, не боится ли он, что такая позиции по отношению к и.о. премьера неблагоприятно отразится на области, например, что ее лишат дотаций или по-другому попытаются «перекрыть кислород», губернатор ответил отрицательно, пояснив, что в случае утверждения Черномырдина на пост премьера он будет с ним работать и находить общий язык.

В такой ситуации назначение Примакова оказалось большой удачей, позволявшей Аяцкову не только сохранить лицо, но и предъявить права на часть победы, которую удалось одержать Государственной Думе.

Наиболее целостная интерпретация всего произошедшего была дана им 11 сентября на заседании Общественной палаты при губернаторе Саратовской области, посвященном непосредственно социально-политическому и экономическому кризису в стране и ставшем одним из ключевых моментов общего «антикризисного ритуала». Открывая заседание, Дмитрий Аяцков подчеркнул, что благодаря сложившимся обстоятельствам в России «вдруг исчезла вера в федеральное правительство, в президента... дело шло к анархии... лидеры же «восьмерки» были не прочь разделить Россию на куски, как пиццу... но разум возобладал». По его словам, ситуация с начала года развивалась следующим образом: сначала пошатнулся рубль, «нависла угроза», и Ельцин снял Черномырдина. Кириенко же «сказал правду» о происходящем, в том числе и о ГКО, но «переступил флажки» — по мнению Аяцкова, говорить нужно было не все. Действия Кириенко привели к новому кризису и угрозе для России стать сырьевым придатком Запада. Тогда и возникла необходимость «вернуть тяжеловоза». Про нового премьера было сказано: «Примаков имеет авторитет во всем мире. Это — политический долгожитель».

О некоторых планах на будущее в связи с ситуацией в стране Аяцков высказался в ходе еще одного мероприятия, ключевого с точки зрения ритуала — расширенного заседания Правительства Саратовской области, состоявшегося 10 сентября, где единственным полностью политическим оказалось выступление лидера областной организации общественного объединения «Яблоко» Анатолия Родионова.

Комментируя ситуацию в стране, Родионов заметил: «Мы получили передышку, но, боюсь, не слишком длительную — месяц-полтора... Те, кто проиграли такие бои, сразу не успокоятся». Он также поблагодарил губернатора и правительство области за то, что они «не стали опускаться на колени под угрозой прихода к власти этой колоссальной группировки», ибо «если бы дума не уперлась, мы все были бы в крайне тяжелой ситуации... успокоение было бы только видимостью».

Отвечая на это выступление, Аяцков подчеркнул, что «у нас не самая близкая идеология с Родионовым и Явлинским... мы спорили и ругались», но сейчас удалось достигнуть общего понимания ситуации. «Это позиция центризма, наверное», — заметил Аяцков. «Мы наелись этой свободой, этой демократией, — заявил он далее. — Нужна партия реалистов... В области есть партия власти, я откровенно говорю... И мы будем формировать партию (общероссийскую — Д.Ф.)... Что будет ее основой? «Яблоко»? Ради бога!». Движение «Наш дом — Россия», по мнению Аяцкова, показало себя не с лучшей стороны. «И если завтра появится Черномырдин — я не изменю своего мнения, — подчеркнул губернатор. — И если появится Лебедь — не изменю... Диктатура не пройдет... Жили уже при ней».

1.4.    Антикризисные меры

1.4.1.    Не-ритуальная часть

Говоря о антикризисных мерах, предпринимавшихся в области, следует отдать ее руководству должное — ему, действительно, удалось смягчить ситуацию, прежде всего, на рынке товаров первой необходимости. Однако следует весьма критически относиться ко многим делавшимся в том период заявлениям: если верить им, то в этом смысле для Саратовской области кризис не имел последствий почти вообще, а такое утверждение не соответствует действительности.

Меры по выходу из кризиса были разработаны уже в начале месяца. Направлены они были, прежде всего, на стабилизацию рынка продовольствия. Были отменены сборы за право уличной торговли продуктами питания, а также плата за место, принимались меры для обеспечения сельских товаропроизводителей торговать в Саратове и других городах области, минуя посредников (вплоть до обеспечения их на льготных основах транспортом для подвоза продукции), вводился обязательный ассортимент продуктов в магазинах всех форм собственности. В уик-энды производился массовый завоз сельхозпродукции на саратовские рынки, что позже получило название «товарной интервенции».

Тем не менее, ситуация все-таки оставалась довольно тяжелой. Так, даже официально было признано, что в области существует дефицит таких продуктов, как сахар, подсолнечное масло и рис. Рис на складах вообще отсутствовал, запасы подсолнечного масла имелись, но крайне незначительные (в Саратове цена одно литра доходила до 30 рублей). Но перспективы относительно быстрого решения этих проблем имелись: рис решено было срочно закупить в Краснодарском крае, а маслом область обеспечит урожай подсолнечника, оказавшийся в этом году вполне приемлемым.

Что же касается сахара, то здесь ситуация была несколько хуже — старых запасов оказалось недостаточно, тогда как сбор сахарной свеклы должен начнется только в октябре. То есть в продаже сахар нового урожая может появиться не раньше декабря. Разумеется, на рынках региона вскоре появился импортный сахар, но это привело к значительному росту цен на этот продукт.

Однако существование ряда проблем официально признано не было. Так, большинством местных предприятий на первом этапе не повышались цены и это декларировалось как достижение, но в реальности многие товары по этим ценам невозможно было купить. Доходило до курьезов — саратовский жировой комбинат прекратил выпуск продукции из-за того, что по старым ценам отпускать ее стало убыточно, а поднять их он не решался. Среди дефицитных товаров оказались также, например, сигареты и макаронная продукция — последняя в связи с тем, что из-за возросшего спроса местная макаронная фабрика вообще перестала отпускать их в розничную торговую сеть, самостоятельно распродавая все производимое непосредственно с собственной территории.

1.4.2.    Декларация отказа от нерыночных методов

На первый открытый разговор о происходящем власти решились лишь после того, как пик кризиса миновал — 10 сентября в Правительстве Саратовской области состоялся брифинг, в котором участвовали областной министр торговли Ренат Халиков, его заместитель Петр Иванченко и начальник саратовского городского департамента потребительского рынка, лицензирования и платных услуг Константин Ионов.

В самом начале встречи представители областного и городского руководства настоятельно попросили журналистов исключить из лексики предстоящих публикаций выражение «ажиотажный спрос», заменив его на более, по их мнению, адекватное «повышенный спрос» (а по словам Ионова, на товары длительного пользования к тому времени не было уже и такового). Проведя анализ сложившейся на потребительском рынке ситуации, они подчеркнули, что истоки ее находятся в области политики. С экономической же точки зрения оснований для паники нет: продовольственный рынок области на 80% заполняется товарами местного производства, и от импорта, а следовательно, и от курса доллара, зависит мало.

Особо был подчеркнут успех «товарной интервенции». Было обещано, что ярмарки по продаже сельскохозяйственной продукции ее производителями продолжат свою работу и в дальнейшем. Как подчеркнул Иванченков, к моменту проведения брифинга на рынке уже было достаточно рыбы, мясопродуктов и овощей (правда, не слишком много картофеля, но и его завоз ожидался из соседних субъектов РФ), а «по хлебу вопросов нет и быть не может». Некоторые проблемы возникали с молокопродуктами (сезонного характера — на зиму необходимо заготовить около тысячи тонн сухого молока), сохранялись проблемы с рисом (однако уже с конца месяца должны были начаться упоминавшиеся поставки риса из Краснодарского края). Что же касается сахара, то, по словам Иванченко, вопрос только в его цене, которая прямо зависит от курса доллара — вообще же на рынке этого продукта достаточно; впрочем, на цене может отразиться и то обстоятельство, что скоро на рынок поступит 5,5 тыс. тонн сахара, полученного из свеклы нового местного урожая. Константин Ионов отметил, что цены и на сахар, и на многое другое «уже падают», а снижение курса доллара (итоговый уровень которого Ионов обозначил в 12 рублей) заставит их упасть еще больше. При этом он подчеркнул, что в своих действиях местное руководство исходит из того, что в рыночные процессы нельзя волюнтаристски вмешиваться — рынок все отрегулирует сам. В ходе встречи прозвучала отрицательная оценка «особых» внерыночных мер, предпринимаемых в других регионах, таких, как искусственные ценовые ограничения или запрет на вывоз товаров.

Стоит заметить, что заявления о невмешательстве местного руководства в «рыночные процессы ценорегулирования», звучавшие также и до, и после этой встречи, являют собой один из самых ярких примеров противостояния мифологической и актуальной реальностей. В действительности такое вмешательство не только происходило, но даже и не скрывалось — о конкретных его проявлениях будет сказано ниже. Однако складывалось полное впечатление, что авторы заявлений никакого противоречия не видят и сами искренне верят в собственные слова.

1.4.3.    Антикризисное заседание правительства области

10 сентября состоялось расширенное заседание Правительства Саратовской области, ставшее апофеозом антикризисного ритуала. В повестке дня его значился только один вопрос — «О первоочередных действиях по обеспечению функционирования экономики и финансов Саратовской области». Губернатор Дмитрий Аяцков, открывая заседание, подчеркнул, что местное руководство не суетилось, не вводило чрезвычайных мер, а просто работало; затем он поблагодарил конкретных исполнителей, отличившихся в борьбе с кризисом, отметив, в частности, роль мэрии Саратова. Особо губернатор указал на то обстоятельство, что область пошла не по пути введения талонной системы, а по пути насыщения рынка, позволившего добиться снижения цен — по его словам, стоимость «минимальной потребительской корзины» возросла в области лишь на 3%.

Докладчик — и.о. первого заместителя председателя областного правительства Сергей Шувалов — представил собравшимся проект обширного правительственного постановления «О первоочередных действиях по обеспечению функционирования экономики и финансов Саратовской области». Среди основных мер, перечисленных в постановлении — создание обладающего особыми полномочиями Оперативного штаба, поручения областному управлению Центробанка по обеспечению нормального функционирования банковской сферы, введение института наблюдателей Оперативного штаба на 100 ведущих предприятиях области, обеспечение незащищенных слоев население товарами первой необходимости по ценам 1 сентября, введение перечня статей расходов облбюджета, подлежащих до конца года финансированию (открывается он статьей «заработная плата с начислениями»). Шла речь и о конкретных ценовых ограничениях — например, цену на пшеничный хлеб 1-го сорта предполагалось поддерживать на прежнем уровне, а прирост цен на молочную продукцию, мясо, крупы, муку и макаронные изделия — в пределах 10% от уровня 1 сентября; устанавливалось также, что предприятия перерабатывающей промышленности должны реализовать продукцию по ценам, обеспечивающим рентабельность не выше того же уровня начала месяца; торговая надбавка при реализации ряда товаров первой необходимости ограничена 20%. Как легко заметить, перечень этих мер являет собой впечатляющее противоречие тому, что говорилось раньше об использовании исключительно рыночных механизмов. Участники брифинга не могли не знать о готовящемся проекте постановления — он был сформулирован несколькими днями ранее и уже обсуждался на заседании Высшего экономического совета при губернаторе.

Много внимания было уделено ситуации в банковской сфере. Начальник управления Центробанка РФ по Саратовской области Евгений Лапаксин говорил прежде всего о необходимости обеспечить нормальный процесс перевода счетов физических лиц из ряда коммерческих банков, действующих в области, в Сбербанк и избежать при этом ненужной паники, «не драматизировать ситуацию со вкладами населения». Чрезмерно серьезных затруднений, судя по его выступлению, банковская сеть области не испытывала. Это впечатление, однако, развеял выступивший следом вице-губернатор Вячеслав Володин, заявивший, что если на потребительском рынке кризис уже локализован, то банковский кризис предстоит преодолевать еще долго. Вице-губернатор упомянул такую проблему, как отток вкладов, создающий недостаток ресурсов для банковских операций. В коммерческих банках из-за оттока ресурсов затормозились практически все платежные операции, особенно с иногородними клиентами. В то же время, управление Центробанка, по мнению Володина, занимало наблюдательскую позицию и не предпринимало активных шагов для изменения ситуации. Выслушав это выступление, губернатор заметил, что согласен ждать до 15 сентября, но в этот день на заседании Оперативного штаба состоится «серьезный разговор». «Или решим проблему и будет мощная банковская система в Саратовской области, — заявил Аяцков, — или останутся только Сбербанк и отделение ЦБ РФ».

На трибуну выходили также председатель областной комиссии по правам человека Александр Ландо, руководитель саратовской организации объединения «Яблоко» Анатолий Родионов, главы райадминистраций и другие официальные лица, выступления которых носили уже окончательно ритуальный характер и являлись, по существу, совершенно стандартными отчетами о проделанной работе. Обсуждение предложенного проекта постановления велось лишь несколькими выступавшими, а принято оно было, в конце концов, практически в первоначальном виде, если не считать косметической правки.

1.4.4.    Завершение антикризисного ритуала

Факт окончательно преодоления кризиса на мифологическом уровне засвидетельствовало состоявшееся 11 сентября заседание Общественной палаты при губернаторе.

Первым выступил Дмитрий Аяцков; политическая часть его выступления уже изложена выше. Что же касается экономических проблем области, то губернатор в целом положительно отозвался о том, как в ней преодолевался кризис. По его словам, люди вынуждены были тратить деньги, которые потом вернулись в виде налогов и т.д. (хотя хорошо известно, что роста налоговых сборов к тому моменту практически не произошло). Упомянул он и о снижении в текущем году с 8,5% до 1,5% официального уровня безработицы и о том, что цены на молочные продукты в области, несмотря ни на что остались стабильными (что также не соответствует действительности). К отрицательным последствиям кризиса он отнес то, что из-за него область потеряла $800 млн. инвестиций. Тем не менее, Аяцков заявил, что в дальнейшем «Россия будет развиваться по формуле Саратовской области».

Выступившая следом заместитель председателя правительства области Любовь Слиска, заметив, что «в Саратове не прыгнули цены» (эта реплика вызвала недовольство зала), призвала всех отказаться на ближайшее время от проведения акций протеста. «Мы не запрещаем, но надо воздержаться», — сказала она. Затем выступили начальник Главного управления Центробанка РФ по Саратовской области Евгений Лапаксин, советовавший срочно переводить частные вклады из коммерческих банков в Сбербанк. Заместитель председателя Федерации профсоюзных организаций Саратовской области Михаил Ткаченко объявил, что 7 октября ФНПР будет проводить акцию протеста с прежними лозунгами, что «в Примакове мы сомневаемся», а безработица понизилась в области, так как люди перестали обращаться на биржу труда, где уже давно не платят пособия. Председатель Союза товаропроизводителей Саратовской области Валерий Слепов заметил, что, в отличие от федерального, в котором в дни кризиса царила паника, местное правительство было собранно и действовало профессионально, «сохранив цены на хлеб и водку». Председатель Хвалынской районной организации движения «Выбор России» Сергей Ломагин обратился к правительству с предложением рассмотреть вопрос о частичном финансировании партий и движений, предложив им за это взять на себя ответственность за выполнение неких «конкретных дел». Ветеран Великой Отечественной войны Михаил Сергеев призвал банкиров конфисковать деньги молодых вкладчиков в пользу ветеранов. Заместитель начальника налоговой инспекции Октябрьского района Саратова Александр Чигин пожаловался, что налоговиков покупатели не подпускают к торговым точкам и тут же, явно случайно, опроверг одно из утверждений губернатора, заявив, что, несмотря на ажиотажный спрос, налоговые поступления не увеличились. Столь неосторожные действия явно рассердили губернатора, и он немедленно устроил налоговикам публичную выволочку, попросив выступавшего назвать занимаемую им должность, а затем подняв с места «главного инспектора» области Николая Телятникова и заявив: «Каков поп — таков и приход!».

Отвечая на записки и вопросы с мест, губернатор пообещал, что «цены будут идти только вниз», в президенты России он не стремится, но регион сделает образцовым («Буду до тех пор в области, пока вы не зададите мне вопрос: почему не дают путевку на Канары?»), а также сказал, что правительство области само не получает три месяца зарплату, но он согласен отправить телеграмму Ельцину и Примакову с просьбой отобрать 50% зарплаты у чиновников и передать пенсионерам, чем поверг в ужас рядовых сотрудников аппарата правительства, которые, действительно, не получали денег уже долгое время.

В заключение заседания было принято «за основу» обращение, в котором содержится призыв поддержать усилия правительства области по преодолению кризиса и сохранению стабильности в регионе.

1.4.5.    Итог

Своего рода подведением итогов борьбы с кризисом в Саратовской области стало интервью Дмитрия Аяцкова, показанное 27 сентября по телеканалу РТР. По его словам, саратовцы с честью выдержали продовольственный ажиотаж, и стоимость «потребительской корзины» с набором из 25 продуктов возросла в регионе всего на 3,1%. Источники своей статистики губернатор не привел, но данные, полученные в департаменте по потребительскому рынку, лицензированию и платным услугам администрации Саратова, ставят данное высказывание под очень большое сомнение. Простое сопоставление цифр позволяет сделать вывод, что в период с 15 августа по 8 сентября, то есть в самый пик роста цен, стоимость минимального продовольственного набора увеличилась на 33,2%.

2.    Деятельность органов власти

Как уже отмечалось выше, кризис как актуальное явление воспринимался лишь в довольно строго отведенной области саратовской региональной мифологии. Поскольку же именно мифология является фактором, определяющим функционирование местных органов власти, то за исключением сравнительно небольшой части, непосредственно связанной с принятием неритуальных и ритуальных антикризисных мер, вся их деятельность протекала в совершенно обычном режиме. Если полностью игнорировать все, описанное в первой части данного обзора, то вся эта деятельность вполне поддается описанию и вне кризисного контекста. Так, ни одно плановое мероприятие не было отменено, а областная дума даже не ускорила своего возвращения с каникул.

2.1.    Правительство Саратовской области

2.1.1.    Перестановки и изменения

В сентябре в верхнем эшелоне Правительства Саратовской области произошла серия новых перестановок. Двое министров было отправлено в отставку — министр нефти и газа Владимир Константинов и министр транспорта и связи Александр Абрамов.

На состоявшемся 6 сентября заседании президиума областного правительства собравшимся были представлены их преемники. Место Константинова занял бывший заместитель областного министра экономики Алексей Щербаков, а министерство транспорта и связи отныне возглавляет ранее работавший в аппарате полномочного представителя РФ в Саратовской области Валентин Васильев.

Также в сентябре возросло число глав районных администраций, являющихся одновременно членами Правительства Саратовской области. К мэру Саратова Юрию Аксененко и главе Балашовской администрации Олегу Коргунову, уже давно входящими в его состав, добавились главы администрации Энгельсского муниципального образования Иван Свистунов и Балаковского муниципального образования Алексей Саурин. Комментируя это событие, губернатор Дмитрий Аяцков сообщил, что в ближайшее время высший орган исполнительной власти области, видимо, получит пополнение и из рядов крупных хозяйственников.

2.1.2.    Заседание 24 сентября

Помимо описанного выше расширенного антикризисного заседания (см. 1.4.3), Правительство Саратовской области собиралось в сентябре на заседание лишь один раз — 24 сентября, причем длилось это заседание едва ли не рекордно короткое время — лишь около полутора часов. По всей видимости, связано это было с тем, что на его обсуждение были вынесены плановые вопросы, уже достаточно проработанные и не связанные с политической или экономической стратегией областного руководства: «О проекте Закона Саратовской области «Об образовании в Саратовской области» и «Об организации работы студенческих отрядов охраны общественного порядка в Саратовской области».

Проект закона «Об образовании в Саратовской области» представлял министр образования и науки области Геннадий Шевашкевич, подчеркнувший в своем докладе, что проект не вступает в противоречие с федеральным законодательством и не повторяет его, а конкретизирует и, по возможности, дополняет отдельные положения соответствующего российского закона.

Рассказ об отличиях саратовского законопроекта от федерального аналога министр сделал основным содержанием своего доклада. Так, например, в саратовском законопроекте есть определенные образовательные гарантии для лиц, обладающих как особыми способностями, так и отклонениями в развитии (для последних предполагается создавать не только специализированные учебные заведения, но и группы в обычных — это, по замыслу авторов проекта, поможет их социальной адаптации), а также для детей-сирот; гарантии для представителей малых народов — получения образования на родном языке (правда, «в пределах имеющихся возможностей»); гарантии для жителей других субъектов РФ и иностранных граждан, получающих в регионе высшее образование. Закон расширит права органов местного самоуправления в сфере кадровой политики по всем учебным заведениям, кроме вузов федерального подчинения, разграничит сферы компетенции ветвей власти, областных и федеральных структур (так, определена роль областных органов в лицензировании образовательных учреждений, формировании госзаказа по специалистам). Он сформулирует новые условия для создания на территории Саратовской области учебных заведений. Так, условия создания филиала федерального вуза таковы: он должен обладать собственной материальной базой, квалифицированными кадрами, для большинства из которых данное место работы должно быть основным, и выполнять требования госстандартов по направлениям предлагаемого образования. Будет прямо запрещена практика принятия в дошкольные и общеобразовательные учреждения на конкурсной основе. Содержатся в проекте и положения, касающиеся вопросов регулирования трудоустройства выпускников вузов.

Однако при обсуждении данного проекта прозвучали не только обычные мелкие поправки и слова одобрения (предлагались дополнительные меры поддержки одаренных детей, внесение в число основных задач органа образования пункта о воспитании подрастающего поколения, ограничение возможностей отчисления из учебного заведения, расширение сферы социальных гарантий для учащихся и др.). Ректор Саратовской государственной академии права Федор Григорьев, в целом поддержав проект, все же высказал замечание о том, что он оставляет желать лучшего с точки зрения наличия противоречий с федеральным законодательством, с технической стороны к нему тоже могут быть высказаны некоторые претензии, а потому такие документы должны готовить «не философы или филологи, а профессионалы».

Комментируя выступление Григорьева, перед тем, как проект был направлен на окончательное рассмотрение в областную думу, губернатор заявил, что противоречия с федеральным законодательством могут быть, но депутаты, которым предстоит принимать закон, вправе внести в него необходимые поправки — и обязаны это сделать.

Решение о возрождении в Саратовской области студенческих отрядов по охране правопорядка также нашло поддержку. Фактически, при некоторых вузах такие структуры существовали уже довольно давно, но находились на положении самодеятельности, на имея никакой правовой базы. Теперь, как считает выступивший с докладом по второму вопросу министр по делам молодежи, спорту и туризму Андрей Россошанский, пришло время такую базу создать.

Принятые на заседании правительства решения предусматривают не только возрождение самого института студенческих оперотрядов, хорошо известных многим, кто проходил обучение в вузах до 1991 года, но и создание их областного штаба, который будет координировать работу всех подразделений такого рода (работа в нем будет вестись на платной основе). Андрей Россошанский, который сам пять лет возглавлял оперотряд СГУ, занимавший первое место на всесоюзном смотре, указал на массу плюсов в деле такого возрождения: оно приведет к росту эффективности охраны вузов, к повышению правовой грамотности студенчества, к прогрессу в деле профилактики преступлений, снизит криминальные показатели в молодежной среде. Недостаток он назвал лишь один: до сих пор для членов отрядов не продуман вопрос о социальных гарантиях — но и он решается совместно с облдумой, министерством экономики, юристами и представителями местных страховых компаний. Министра поддержал заместитель начальника ОблУВД Владимир Ходжейса, предложивший не ограничиваться постановлением правительства, а выйти с инициативой по принятию закона о добровольных народных дружинах в областную и Государственную думы. Председатель областного Союза студентов Валерий Карпец подчеркнул, что оперотряды позволят вузам снизить расходы на охрану примерно в пять раз.

Впрочем, некоторые из участников заседания оказались сдержаннее. Председатель областной комиссии по правам человека Александр Ландо предложил исключить из положения об отрядах пункт об использовании ими так называемых «спецсредств» (к которым относятся, например, милицейские дубинки) и о необходимости закрепить ответственность за их деятельность за органами УВД, сотрудники которых должны сопровождать студентов во время патрулирования (без работников милиции оперотрядовцы не имеют права требовать от граждан предъявления документов — а такое право также предусмотрено для них положением). Далее он предложил отказаться от наделения членов отрядов правом бесплатного проезда в городском транспорте и высказал ряд других предложений. Однако в ответ ему прозвучали весьма решительные возражения — что «без спецсредств порядка не наведешь» и что в порядке эксперимента возможно наделение членов отрядов в этом плане правами, близкими к правам сотрудников милиции. Исход дискуссии предопределило вмешательство губернатора, поддержавшего идею эксперимента и заметившего, что ее следует «пробивать» на федеральном уровне.

В конце заседания губернатор, накануне посетивший областную психиатрическую больницу, сказал несколько слов о необходимости улучшать состояние дел в больничных учреждениях области, а затем пригласил всех присутствующих вечером посетить матч по баскетболу между саратовским «Автодорожником» и прибывшей в город командой из Италии.

2.2.    Областная дума: заседание 23 сентября

23 сентября состоялось очередное, первое после летних каникул, заседание Саратовской областной думы, прошедшее в отремонтированном большом конференц-зале (до сих пор областная дума 2-го созыва заседала только в малом зале на 4-м этаже своего здания). Рассмотрение повестки дня, включавшей 44 вопроса, началось с согласования предложенных губернатором кандидатур на высшие должности в правительстве области. Депутаты единогласно признали полномочия нового министра экономики Сергея Шувалова, первого заместителя председателя правительства Александра Дурнова и министра финансов Александра Ларионова.

Затем они заслушали выступление нового министра финансов об исполнении областного бюджета за I полугодие 1998 года (в очередной раз упрекнув правительство области в плохом исполнении расходной части бюджета), внесли ряд изменений в законы «О бюджете», «О бюджете областного дорожного фонда», «О потребительском рынке», «О пищевых продуктах и продовольственном сырье», «О правах пациента», «О правительстве Саратовской области». Были приняты в двух чтениях закон «Об уполномоченном по правам человека в Саратовской области», «О статусе областного центра Саратовской области — города Саратова» и в первом чтении — «О разработке месторождений углеводородов в Саратовской области», «Об энергосбережении в Саратовской области», «Об административной ответственности за нарушения общественного порядка на территории Саратовской области», «О муниципальных должностях в органах местного самоуправления Саратовской области», «О социальных гарантиях военнослужащим», «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области». Принято решение выйти с законодательной инициативой по проекту федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статью 157.3 и статью 209.2 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях» и поддержать законодательную инициативу Государственной Думы Ставропольского края «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании оборота этилового спирта и алкогольной продукции» в части исключения деятельности индивидуальных предпринимателей на рынке алкогольной продукции, а также обращение этой думы к президенту РФ и Правительству РФ от 14 апреля 1998 г. «О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом».

Депутаты также приняли Программу приватизации государственного имущества Саратовской области на 1998 год, Положение о посредниках и трудовых арбитрах Саратовской области, Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах в Саратовской области, согласились с протестом прокурора Саратовской области свое постановление от 21 мая 1997 года N41-764 «О внесении изменений и дополнений в Положение о внебюджетном фонде Правительства Саратовской области, утвержденное постановлением Саратовской областной думы от 15 декабря 1996 года N35-577». Были отклонены предложение о внесении изменений и дополнений в постановление Саратовской областной думы от 7 июля 1998 года N16-387 «О мерах по упорядочению льготного проезда пассажирским транспортом общего пользования на территории Саратовской области». Предоставлен кредит министерству финансов области в сумме 7 млн. руб. «на обустройство рабочих мест работникам правительства». Даны гарантии возврата кредита ЗАО «Молочный завод «Петровский», министерству сельского хозяйства на закупку горючего, на завершение строительства и принят к рассмотрению вопрос о гарантиях возврата кредита на приобретение лекарств, медикаментов и т.п. Определены границы муниципальных образований Балашовского, Балаковского и Энгельсского районов. Работникам, занимающим по совместительству штатные должности в организациях здравоохранения и социальной защиты населения, установлены надбавки к должностному окладу за продолжительность непрерывной работы. Внесены изменения в состав комиссии по рассмотрению материалов о присвоении звания «Почетный гражданин Саратовской области». Выделены средства из специального (резервного) фонда Саратовской областной думы и принято решение создать депутатскую комиссию по рассмотрению деятельности продовольственной корпорации.

Ознакомиться с текстом большинства принятых документов в ходе заседания или после него оказалось невозможным, так как думцы «в целях экономии» отказались от традиции распространять копии таких документов среди приглашенных и представителей прессы. Однако одним из вызвавших наиболее горячую дискуссию стало решение об отказе от полного запрета на рекламу в областных СМИ табачных и алкогольных изделий.

Депутатом Владимиром Давыдовым было внесено, со ссылкой на обращение Саратовской табачной фабрики «БАТ-СТФ» в Саратовскую губернскую торгово-промышленную палату, предложение привести в соответствие с федеральным законодательством статью 18 областного Закона «О правах пациента», содержащую упомянутый запрет. Как явствует из письменного заключения Саратовского территориального управления государственного антимонопольного комитета РФ, запрещение рекламы алкогольных напитков и табака в средствах массовой информации противоречит Федеральному закону «О рекламе» и должно быть исключено из Закона Саратовской области «О правах пациента».

После некоторой дискуссии, по предложению заместителя председателя областной думы, председателя комитета по вопросам социальной сферы Валентины Бобровой, депутаты единогласно проголосовали за исключение указанной нормы о запрещении на территории области рекламы алкогольных напитков и табака в СМИ из Закона «О правах пациента».

2.3.    Мэрия Саратова

2.3.1.    Планы развития города

23 сентября на заседании постоянно действующего совещания при мэре Саратова обсуждался весьма интересный вопрос — «Об эффективности проектирования и застройки в центральной части города». Выступивший с основным докладом начальник управления архитектуры и градостроительства администрации Саратова Александр Синий выделил два основных направления своей деятельности: транспортное развитие и строительное зонирование. В настоящее время возрастает интерес к строительству в центре города, например, в пешеходной зоне на Немецкой, являющейся важнейшей структурной улицей. Кроме насыщенности предприятиями торговли и обслуживания, ее особенностью является то, что эта улица соединяет два городских центра: с одной стороны, Крытый рынок, ЦУМ и цирк, а с другой — городской сад «Липки», стадион «Динамо», Театр оперы и балета, Художественный музей имени Радищева. Это обстоятельство, по мнению Синего, является в градостроительном плане уникальным и не имеет аналогов в городах России, поэтому реконструкция зданий на проспекте, а также застройка прилегающей территории обречены на успех и могут привлечь значительные инвестиции.

По мнению главного архитектора, назрела необходимость возвращения бывшему католическому собору (ныне — кинотеатр «Пионер») его исторического облика, который по-настоящему украсит центр Саратова. Архитекторы работают также над эскизами комплекса подземных сооружений на площади перед бывшим речным вокзалом и на Театральной площади. Под землей предполагается разместить предприятия торговли, культурно-развлекательные и зрелищные сооружения, фонтаны, автостоянки. В планах — благоустройство пересекающего город Глебучева оврага. Разработано проектное предложение о строительстве здесь летнего и зимнего аквапарков, театрально-концертного зала на 5-6 тысяч зрителей, мест для отдыха и развлечений. Для владельцев многочисленных построенных за последнее время мини-магазинов были сообщены весьма невеселые новости: их торговые точки считаются временными и будут снесены. По мнению мэра Саратова Юрия Аксененко, они сами виноваты: из 1700 таких мини-маркетов официально зарегистрировано лишь 650.

Также выступивший на заседании главный инженер управления архитектуры и градостроительства саратовской мэрии Андрей Шелагуров рассказал собравшимся о проблемах транспортного развития города. 115 действующих в нем транспортных предприятий требуют реконструкции, проблемы создает также высокий уровень грунтовых вод, 70%-й износ водопровода, узкие улицы. Чтобы как-то разгрузить центральные магистрали, необходимо «пробивать» новые, реконструировать старые, строить транспортные развязки, заменять один вид транспорта другим — например, трамвай троллейбусом, устанавливать одностороннее движение. Давно в проекте заложено метро, но строить его пока не собираются, также как и эстакаду для поднятия над землей рельсового транспорта. Тем не менее, скоростная транспортная магистраль, надземная или подземная, городу очень нужна. «Расширять улицы — значит идти экстенсивным путем развития, — заявил на заседании заведующий кафедрой «Мосты и транспортные сооружения» СГТУ г-н Овчинников. — Мы все время пытаемся сделать лучше автомобилям. Уже давно технический университет совместно с авиазаводом пытается наладить быструю связь между разными частями города. Если бы можно было из центра за 15 минут доехать до окраин, то предприниматели стали бы их осваивать, строить там себе офисы». Об освоении периферии говорил и начальник управления архитектуры и градостроительства администрации города Александр Синий. По его мнению, плата за землю в центре города должна быть очень высокой, что позволит изыскать средства на застройку окраин.

2.3.2.    Проблема нехватки средств

30 сентября, на следующем заседании постоянно действующего совещания при мэре Саратова обсуждался вопрос о мероприятиях, способствующих выполнению доходной части городского бюджета и уменьшению кредиторской задолженности за 1998 год. Слово было предоставлено главе администрации Октябрьского района города Александру Сакулину, начальнику городского управления образования Николаю Корнюшкину и начальнику управления здравоохранения города Александру Еремину.

Как оказалось, девятимесячный план городского бюджета этого года по Октябрьскому району выполнен лишь на 68,5%. Недоимка по сравнению с прошлым годом возросла в 4 раза и составила 24,6 млн. руб. Из находящихся на территории района крупных предприятий только 14% могут платить налоги, но и их прибыль снизилась на 6% по сравнению с 1997 годом. Чтобы исправить положение дел, районная администрация привлекает к административной ответственности должностных лиц (всего привлечено 210 человек), штрафует за нарушение налогового законодательства (на 44,4 тыс. руб.), проводит инвентаризацию жилых помещений (из 35 тысяч собственников жилья налоги платят лишь 16 тысяч), собирается начать работу по установке энергосберегательных приборов.

Услышанное мало понравилось мэру Юрию Аксененко. «Много чиновников, нахлебников, — заметил он, — Много тех, кто ищет кастрюлю с ложкой, а кто будет кастрюлю наполнять, неизвестно». Последовавшие затем выступления Еремина и Корнюшкина вызвали еще более негативную реакцию. «Общая бесконтрольность», — так оценил мэр ситуацию в образовании и здравоохранении. Так, лишь две горбольницы, 8-я и 6-я, перерасходовали в этом году 29 тыс. руб. Начальник управления здравоохранения был возмущен фактом, что цена молока для лечебных учреждений отличается от конкурсных цен на 30% и составляет 2,72 руб. за литр. В больницах питание осуществляется из расчета 17 руб. в день на человека. В стоматологических клиниках ощущается острая нехватка материалов и обсуждается вопрос о переводе всей стоматологии на хозрасчет.

Введения платных услуг не минуют и школы. Начальник городского управления образования сообщил, что, по желанию, ребенка за деньги обучат танцам и иностранному языку. Корнюшкин признал, что его ведомством приняты недостаточные меры по выполнению городского бюджета, но «все же кое-кто сделано»: сокращены группы продленного дня, ликвидированы неукомплектованные детские кружки, объединены в одну две юношеско-спортивные школы, изменен режим работы в 92 учебных учреждениях (сокращен рабочий день). Все это дает экономию в месяц около 690,2 тыс. руб. При этом он заверил, что в ходе сокращения кружков и объединения школ дети не были выставлены на улицу.

3.    Электоральная кампания

3.1.    Участники

Весь сентябрь продолжалась предвыборная кампания в Энгельсском округе 139. Вопреки ожиданиям, команда губернатора заметно повысила активность в ее рамках, сделав ставку на заместителя министра природных ресурсов РФ Василия Десятникова. По всей видимости, Десятников все же с самого начала был приглашен в округ как «официальный» кандидат, но некоторое время это обстоятельство не афишировалось.

Оппозиции, напротив, не удалось консолидироваться и на выборы она вышла, фактически, с двумя кандидатами: Ильей Константиновым, помощником депутата Госдумы РФ (Москва), поддерживаемым радикальными левыми и патриотической оппозицией, а также Сергеем Семеновым, заместителем директора по науке института аграрных проблем РАН (Саратов), поддерживаемым КПРФ. Поскольку ни один из этих претендентов не изъявил желания снять свою кандидатуру, шансы оппозиции на успех выглядят равными нолю.

Что касается остальных, то список претендентов в сентябре не претерпел никаких изменений: никто из них свою кандидатуру не снял, а председателю совета директоров АО «Качканарский горно-обогатительный комбинат «Ванадий» Павлу Федулеву, которому в регистрации было отказано из-за того, что им, якобы, было собрано в свою поддержку недостаточное число подписей, все еще не удалось закончить судебное разбирательство. Опыт предыдущей кампании свидетельствует, что его процесс закончится, вероятно, за несколько дней до голосования.

3.2.    Скандал вокруг Григория Марголина

В сентябре в ряде саратовских СМИ появились сообщения о том, что один из кандидатов, председатель общественного благотворительного объединения «Бизнес-Центр» Григорий Марголин, при выдвижении скрыл от общественности то обстоятельство, что в прошлом имел судимость и отбывал длительный срок наказания.

В ответ на это в некоторых СМИ появилось заявление руководителя избирательного штаба Марголина Олега Карпова (в прошлом активного статусного политика, выходца из политического неформалитета, бывшего депутата областной думы), в котором тот выразил «решительный протест» против распространенных «неизвестными лицами» «клеветнических сведениях о, якобы, имевшей место судимости» и требовал от руководителей СМИ впредь «не допускать публикации анонимных и непроверенных материалов».

В ответ на это распространители компрометирующей информации обнародовали ее детали, в результате чего выяснилось, что, судимость Марголина все же имела место. А именно, 16 апреля 1970 года он был осужден по статье 146, часть 2, п. «а» УК РСФСР (разбой личного имущества) к 6 годам лишения свободы. 18 ноября 1975 года он был освобожден, а 8 лет спустя после отбытия наказания судимость была погашена.

После обнародования этой информации ряд активистов покинули избирательный штаб Марголина, мотивируя свои действия тем, что он скрыл от них столь существенную деталь своей биографии. Интересно, что со стороны некоторых местных политиков всерьез высказывалось убеждение, что кандидату следовало не только не скрывать свое прошлое, но и широко распространить информацию о нем, поскольку в современных условиях это могло даже повысить его популярность.

 

3.3.    Нарушения

30 сентября в облизбиркоме состоялась пресс-конференция председателя центральной избирательной комиссии Бориса Тимофеева и членов окружной избирательной комиссии, посвященная выборам депутата в Госдуму по Энгельсскому округу №159, где было рассказано о ходе подготовки к выборам и о результатах деятельности контрольно-ревизионной службы.

Как было сообщено, 28 сентября прошло заседание окружной избирательной комиссии, на котором были рассмотрены вопросы ведения предвыборной агитации кандидатами в депутаты. Предупреждения были вынесены Константину Гризоглазову за нецелевое использование избирательного фонда, Марине Алешиной и Григорию Марголину — за нарушение правил по размещению печатной продукции. Однако почему-то ничего не было сказано о том, что на недопустимость нарушения законодательства было «указано» и саратовскому губернатору.

Применение к нему этой максимально мягкой меры воздействия стало следствием того, что в конце месяца по районам Саратова, относящимся к территории Энгельсского избирательного округа, были расклеены листовки в поддержку Василия Десятникова, прямо и непосредственно противоречащие российскому избирательному законодательству — в той его части, где говорится, что органам государственной власти, местного самоуправления и их должностным лицам запрещается в какой-либо форме агитировать за кого-либо из кандидатов. В листовке содержалось обращение губернатора Дмитрия Аяцкова к избирателям, в котором он призывает отдать свои голоса за Десятникова. Текст этот был продублирован и в выпущенной в поддержку Десятникова тиражом в 200 000 экземпляров специальной газете. Правда, прямое указания на должность Аяцкова в обращении отсутствовало, что, по мнению некоторых наблюдателей, является обоснованием законности его действий. Однако, по мнению других, такое толкование законодательства весьма спорно.

Этим событиям предшествовали и другие аналогичные выступления со стороны Аяцкова. Высказывания, демонстрирующие его избирательные симпатии и антипатии, звучали также в интервью губернатора еженедельнику «Земское обозрение» и в передаче местного ТВ «Час губернатора».

4.    Политическая жизнь

4.1.    Активизация левых

Сентябрьский кризис, видимо, заставил переоценить свои политические шансы саратовских левых. Фактически не подававшие признаков жизни в последние месяцы, они резко активизировались, и начали, наконец, применять те методы ведения политических кампаний, которые еще остались в их распоряжении после потери прямых выходов на органы власти и СМИ. Прежде всего, речь идет о многократном росте их митинговой активности (в последние месяцы организацией регулярных, но крайне малочисленных митингов — «вече» — занималась лишь Русская партия).

В начале сентября региональные организации НПСР, КПРФ и женской левой организации «Достоинство» подали уведомления о проведении 15 сентября митинга на центральной Театральной площади и 17 сентября — пикета у здания правительства области. Обе акции посвящены протесту против ухудшения социальных условий жизни трудящихся. Вскоре было объявлено о целой серии предстоящих пикетирований. Так, сообщалось, что 17 сентября с 10.00 до 11.00 будет проведено пикетирование здания правительства области. 21 сентября с 16.30 пикет будет выставлен у входа в ГТРК «Саратов» (этой акцией пикетчики будут протестовать против недопущения оппозиции к радио- и телеэфиру). Пикеты также пройдут 23 сентября с 9.00 до 10.00 около здания областной думы во время очередного заседания и в такое же время 29 сентября возле входа в Саратовскую городскую думу — в начале ее заседания.

Митинги и пикетирования состоялись строго по расписанию, собирая около сотни человек, причем носили они весьма острый характер: их участники адресовали претензии не только президенту РФ, но и губернатору, которому они «выражали недоверие», но отставки почему-то не требовали.

Первая из акций — 15 сентября — едва не ознаменовалась драматическим инцидентом. На ней было предоставлено слово заместителю председателя правительства области Любови Слиске. Подойдя к микрофону, она начала с того, что стала рассказывать, как в Калининске только что состоялся завершающий этап подписания областного Договора об общественном согласии и социальном партнерстве, что вызвало крайнее раздражение митингующих; ее выступление было прервано свистом и криками. После безуспешной попытки продолжить и как-то расположить к себе людей (например, сообщением, что губернатор предложил первому секретарю областного комитета КПРФ Валерию Рашкину должность главы администрации Турковского района), Слиске пришлось прекратить выступление, но она была тут же окружена воинственно настроенными людьми, и покидала площадь в кольце из целого взвода сотрудников милиции. В дальнейшем представители областного правительства на пикетах КПРФ больше не появлялись.

4.2.    Подготовка к акции 7 октября

Логическим завершением серии пикетирований должны были стать действия в рамках октябрьской общероссийской акции протеста профсоюзов, к которой готовились и местное профруководство, и оппозиция, и региональные органы власти.

На прошедшем 11 сентября заседании Общественной палаты при губернаторе среди выступавших присутствовал заместитель председателя Федерации профсоюзных организации Саратовской области Михаил Ткаченко. Он определил основную линию деятельности областных профсоюзов как направленную на продолжение встреч и консультаций с общественными организациями и органами государственной власти. Однако насущным, по его словам, оставался вопрос, который профдеятелям задают на местах: «Выводить ли людей на акции протеста?»

Касаясь тенденций, проявившихся после августовского кризиса, Ткаченко определил четыре возможных направления развития ситуации: прямой приход к власти в стране олигархов, укрепление регионов, усиление криминализованности общества и власти и наступление анархии, отметив приверженность саратовских профсоюзов, входящих в ФНПР, второй тенденции. Основным виновником происходящего в России он назвал Президента РФ, который «устроил ажиотаж, воевал в Чечне и расстрелял Белый дом». Он заявил, что несмотря на все уговоры со стороны областного руководства и смену правительства РФ 7 октября ФНПР будет проводить акцию протеста с прежними лозунгами, обращенными к президенту, по поводу выплаты зарплаты, детских пособий и т.д. О новом председателе правительства он сказал: «Мы сомневаемся в Примакове».

27 сентября, по инициативе губернатора Дмитрия Аяцкова, состоялась его встреча (в присутствии полномочного представителя президента РФ в Саратовской области Петра Камшилова) с представителями партий и движений «левой» ориентации — первым секретарем обкома РКРП Николаем Солдатовым, первым секретарем обкома КПСС Виктором Ошкиным, председателем областной организации общественно-политического движения «В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки» Виктором Уханевым, а также с председателем областного Совета ФНПР, депутатом областной думы Евгением Рогожиным.

В ходе этой встречи были затронуты два вопроса: о ожидавшемся (но так и не состоявшемся) приезде в Саратовскую область президента Бориса Ельцина и о проведении акции протеста 7 октября. Дмитрий Аяцков поинтересовался отношением присутствующих к приезду высокого гостя и получил от руководителей партий ответ, что визит президента они не приветствуют и свое отношение выразят на очередном митинге 3 октября. Что касается акции протеста, намеченной на 7 октября, то губернатор пытался ненастойчиво отговорить ее организаторов от митинга и даже предлагал провести его совместно с намеченной на этот же день акцией, организуемой областной комиссией по правам человека в отдалении от здания правительства области, у памятника Чернышевскому. Однако этот вариант не устраивал оппозиционеров; они, в свою очередь, предложили провести совместный митинг на Театральной площади, что не нашло отклика уже со стороны губернатора. Однако, как показали дальнейшие события, позже состоялась еще одна встреча губернатора — на этот раз только с Рогожиным. В ее ходе некоторое соглашение об участии представителей со стороны команды губернатора в митинге профсоюзов все-таки было достигнуто.

5.    Социальные проблемы и
протестная активность населения

5.1.    Процесс против стачкома АО»Нитрон»

16 сентября в 12.00 судья областного суда Екатерина Сафонова огласила постановление коллегии по гражданским делам, которым областной прокуратуре отказано в удовлетворении иска против стачкома АО «Нитрон» ввиду несостоятельности исковых требований. Публика (судебный зал был переполнен работниками «Нитрона») встретила это решение бурными аплодисментами. Как отмечают наблюдатели, победить «нитроновцам» удалось за счет своей стойкости и солидарности, а также благодаря искусству известного в городе прежде всего своей правозащитной деятельностью адвоката Игоря Шмагаревского. Последний разъяснил, что ответчик — стачком «Нитрона» — формально не является юридическим лицом и продемонстрировал всю недоказанность причастности кого-либо из его членов к перекрытию подачи воды в одном из городских районов, которое 18 мая было в знак протеста предпринято частью рабочих. Также недоказанным осталось и еще одно обвинение прокуратуры: что штрейкбрехеров не допускали к рабочим местам именно стачкомовцы. Более того, выяснилось, что занимались этим совсем другие люди — группа, возглавляемая руководителем областной организации КПСС Виктором Ошкиным.

5.2.    «Союз педагогов»

В сентябре конфликтная ситуация сложилась вокруг сформированного в конце августа, но еще не прошедшего официальную регистрацию «Союза педагогов Саратовской губернии». На исполняющую обязанности председателя этой общественной организации Екатерину Александрову было оказано давление администрацией педагогического колледжа, где она работает в должности заместителя директора, а также со стороны министерства образования и науки области. Из достоверных источников стало известно, что разговор с Александровой о необходимости порвать с Союзом доходил до прямых угроз. В результате она вынуждена была сложить полномочия. Теперь ее место — до учредительной конференции «Союза», которая должна пройти в октябре, — заняла учительница химии и биологии средней школы 98 Саратова Марина Радаева.

На прошедшем 11 сентября заседании Общественной палаты при губернаторе Дмитрий Аяцков получил записку, авторы которой сообщали ему о «Союзе» и спрашивали о том, каково отношение Дмитрия Аяцкова к факту создания такой организации. Губернатор ответил: «Что касается «партии педагогов». Буду помогать. Буду платить лидеру из своего кармана». На вопрос о том, что подвигло представителей «Союза» публично обратиться к губернатору, Марина Радаева ответила, что репрессии со стороны министерства образования и администраций школ в отношении руководителей организации продолжаются. После ухода Александровой, давление начала испытывать и ее преемница. Обращаясь к Аяцкову, она надеялась, что «авторитетное мнение» губернатора о необходимости «Союза», возможно, отрезвит чиновников.

5.3.    Домостроительный комбинат

3 сентября работниками АОЗТ «Саратовский домостроительный комбинат» (АОЗТ «СДСК») была возобновлена акция «Закрытые двери», которую они начали 28 августа и временно прервали 1 сентября, надеясь, что организации, задолжавшие их предприятию за аренду помещений лабораторного корпуса ДСК, все-таки расплатятся (более 30 фирм, занимающих комнаты, были должны комбинату около 3 млн. руб.). Однако к назначенному сроку расплатились с ДСК только две организации, и акция возобновилась. Правда, как вскоре выяснилось, некоторые арендаторы, предвидя заранее, что утром 3 сентября их встретят запертые двери, проникли в помещение еще ночью — и выставленному в дверях пикету не пришлось держать столь жесткую оборону, как в первый раз, когда дело доходило до рукоприкладства и прямых угроз расправы с пикетчиками. По последнему факту, кстати, было направлено заявление в милицию с приложением копии видеосъемки происходившего. Однако появившиеся на месте событий сотрудники милиции работали по другому заявлению — администрации размещающегося в том же здании государственного унитарного предприятия «ДСК» (ГУП «СДСК»), также, как и прочие арендаторы, не платящего аренду. В этом заявлении утверждалось, что их не допускают в здание незаконно.

Появившийся вскоре перед работниками ДСК конкурсный управляющий предприятия Юрий Петров безуспешно уговаривал их прекратить акцию. Заодно он рассказал о том, как идут дела с продажей собственности комбината, деньги от которой пойдут на выплату расчета рабочим, уволенным в мае 1998 года в рамках процедуры банкротства. По словам Петрова, со Сбербанком была достигнута договоренность о приобретении им турбазы комбината и о продаже муниципальному ипотечному банку «Радоград» занимаемой им в здании площади. Он также сообщил, что им принято решение издать приказ о начале отчуждения собственности АОЗТ, самовольно отторгнутой и используемой ГУП.

В тот же день приказ был издан. Им были назначены руководители предприятий, входящих в АОЗТ «СДСК» (Энгельсский СПП и СПП-55), ликвидационной комиссии поручалось принять меры к возврату имущества заводов КПД-1, КПД-2 и КПД-3, отделу кадров совместно с директорами структурных подразделений предписывалось приступить к переводу в АОЗТ людей, работающих в ГУП, а конкурсному управляющему Л.Писному — начать производство железобетонных изделий на балансе АОЗТ. О начале процедуры возврата имущества конкурсный управляющий АОЗТ «СДСК» уведомил письмом комитет кредиторов, министра собственности и банкротства области Н.Владимирова, облпрокурора Н.Макарова, министра строительства и архитектуры Н.Зенина и гендиректора ГУП «Саратовская ДСК» депутата областной думы Л.Каца. Последнему было направлено также специальное письмо, в котором говорится о том, что, поскольку договор аренды от 18 марта 1998 года о передаче имущества АОЗТ «СДСК» государственному унитарному предприятию не оформлен должным образом, последнее не вправе пользоваться этим имуществом и должно в добровольном порядке возвратить его в трехдневный срок АОЗТ.

В завершение состоявшегося в вестибюле СДСК 3 сентября собрания было решено акции протеста продолжать, а для предотвращения проникновения в комнаты должников опечатать двери; в случае же, если проникновение все-таки произойдет, — применять к нарушителям меры юридического воздействия.

9 сентября в Саратовском областном арбитражном суде состоялось слушание по иску ГУП «СДСК» к АОЗТ «СДСК» о регистрации договора аренды. В ходе судебного заседания АОЗТ предъявило встречный иск о признании упомянутого договора недействительным. Как явствует из материалов дела, после заключения 18 марта 1998 года договора аренды имущества арендодатель отказался от регистрации сделки, и теперь истец просил разрешить этот спор в суде. Суд, в соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве)», установил, что совершение таких сделок допускается исключительно с согласия собрания кредиторов, которое в данном случае имело место 22 апреля 1998 г. Суд также учел тот факт, что имущество АОЗТ фактически передано арендатору и его работники переведены на работу в ГУП. Что касается регистрации договора, то, как отмечено в судебном решении, в данном случае ее необходимость отсутствует. На этом основании суд принял решение в обоих исках отказать. В ответ на это работники АОЗТ, принимавшие участие в судебном процессе, сделали для прессы заявление, что считают упомянутый судом в решении факт согласия собрания кредиторов на совершение сделки не имевшим места, и, по их словам, в материалах дела есть на этот счет документальные доказательства. Данный момент представители АОЗТ «СДСК» выразили намерение прояснить в апелляционной комиссии.

На другой день в АОЗТ «СДСК» прошла встреча трудового коллектива с представителями органов исполнительной власти и правоохранительных органов — министром собственности и банкротства Н.Владимировым, заместителем начальника отдела облпрокуратуры по надзору В.Александровым, прокурором Ленинского района Саратова В.Березиным, начальником Ленинского РУВД В.Гордоном и представителем ГорУВД Саратова А.Поляковым. В ходе трехчасового разговора приглашенные были ознакомлены с документом, предложенным к встрече трудовым коллективом СДСК. Текст его имеет смысл привести полностью:

«В целях защиты наших имущественных прав как акционеров, работников и бывших работников, не получающих заработную плату более трех лет, мы требуем, в соответствии с федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)», следующее:

1. Конкурсным управляющим Ю.Петрову и Л.Писному немедленно вернуть в конкурсную массу основные средства, переданные в аренду ГУП «СДСК», для реализации через открытый аукцион и закрытия кредиторской задолженности.

2. Областной прокуратуре, территориальному агентству по банкротству дать правовую оценку постановлениям и распоряжениям, касающимся слиянию ГУП с ДСК, и другим актам.

3. Конкурсным управляющим немедленно собрать заседание комитета кредиторов для решения вопросов, вытекающих из сложившейся в настоящее время обстановки.

4. Областной прокуратуре все поступившие с 5 мая 1998 года от АОЗТ «СДСК» заявления по поводу нарушения законодательства рассмотреть и принять соответствующие меры, сообщив об этом заинтересованным лицам.

5. В целях недопущения «гражданской войны» между работниками ГУП и ДСК областной прокуратуре и УВД Ленинского района принять необходимые меры.

6. Конкурсным управляющим подать апелляцию на решение саратовского областного арбитражного суда от 9 сентября 1998 года».

Однако почти никаких реальных последствий эта встреча не имела.

Тем временем, в соответствии с приказом Петрова, администрация ГУП была оперативно выдворена с энгельсских заводов КПД-1 и КПД-3, и предприятия приступили к работе под контролем АОЗТ. Однако на саратовском КПД-2 руководство ГУП решило не сдаваться и не допускать на территорию завода конкурсных управляющих, не предоставляя им при этом отчета о своей деятельности. После упомянутой выше встречи, состоявшейся 10 сентября, руководство ГУП по-прежнему не хотело уступать, и 21 сентября в 18.30 решилось на попытку восстановить полный контроль над предприятием. Директор СПП-1 ГУП Анатолий Голушкин привел к проходной заводов КПД-1 и КПД-3 наряд милиции из 4 человек, снял сторожей АОЗТ и установил новую — милицейскую — охрану. В ответ работники КПД-1 выдворили эту охрану и всем коллективом фактически заняли оборону на заводе. Правоохранительные органы о предстоящей акции были извещены ее организаторами.

Руководитель вневедомственной охраны в Энгельсе Александр Быков утром 22 сентября предупредил коллектив завода, что 22 сентября в 17.30 он лично восстановит пост для защиты имущества ГУП от посягательства работников — его акционеров. В назначенное им время работники АОЗТ плотной стеной в 5-8 рядов преградили путь сотрудникам вневедомственной охраны, прибывшим к энгельсским заводам предприятия на четырех автомашинах и вооруженным резиновыми дубинками и двумя автоматами. После провала первой попытки попасть на заводы вся группа отступила от проходной и ворот и попыталась проникнуть на заводской двор с соседней территории через пролом в заборе. Ей удалось успешно разбросать преградивших дорогу мужчин, но наступление захлебнулось, наткнувшись на заслон из женщин. Более часа работники завода вели переговоры с охранниками, после чего те все-таки отступили. Уже после этого начальник УВД Энгельса Юрий Оренбуркин лично побывал на месте происшествия, но его отношение к происходящему так и осталось невыясненным.

23 сентября с 8.00 события продолжали развиваться. Перед проходной КПД, преградив въезд на завод, была установлена милицейская машина с вооруженными автоматами милиционерами из вневедомственной охраны. Этот заслон парализовал начало работы завода, куда не пропустили не менее пяти грузовиков с материалами. Все работники завода, перекрывающие со своей стороны вход на территорию, к тому моменту вторые сутки находились без сна и нормального горячего питания, что сильно сказывалось на их психологическом состоянии. Более двух часов велись переговоры между представителем ГУП А.Голушкиным и конкурсным управляющим АОЗТ Ю.Петровым, директором СПП-1 АОЗТ «СДСК» П.Дурновым и заместителем главы администрации Энгельса А.Токаревым. А.Голушкину предлагалось убрать охрану с автоматами и освободить проезд на завод. В 15.00 он все же дал команду увезти автоматы, оставив бойцов охраны с машиной у проходной. Все свои действия он оправдывал приказом директора ГУП депутата областной думы Льва Каца. Но на приказе при его осмотре не оказалось подписи Каца и номера.

К концу сентября физическое противостояние у ворот завода все еще продолжалось, а работники АОЗТ ожидали от облпрокуратуры правовой оценки происходящих событий, которая была им обещана заместителем прокурора области Геннадием Задковым.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Постановление Правительства Саратовской области
«О первоочередных действиях по обеспечению функционирования экономики и финансов

Саратовской области»

 

В целях безусловного обеспечения функционирования экономики и финансовой системы области, в частности устойчивой работы предприятий, сохранения региональной банковской системы, бесперебойной работы топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунальной сферы, реализации комплекса мер по обеспечению населения и социальной сферы продуктами питания и товарами первой необходимости, выплаты пенсий, социальных пособий и заработной платы, поддержания правопорядка и недопущения обострения криминальной обстановки, Правительство Саратовской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Образовать Оперативный штаб Правительства Саратовской области... Заседания Оперативного штаба проводить ежедневно вплоть до особого распоряжения губернатора Саратовской области.

2. Предоставить Оперативному штабу Правительства области особые полномочия в реализации необходимых мер по обеспечению функционирования экономики и финансов Саратовской области. Определить, что решения Оперативного штаба являются обязательными для исполнения на территории Саратовской области.

3. Министерству собственности и банкротства области, отраслевым министерствам и ведомствам представить Оперативному штабу до 15 сентября 1998 года конкретные предложения по введению механизма государственной поддержки предприятий при условии передачи Правительству области контрольных пакетов акций.

4. Поручить Оперативному штабу в двухдневный срок разработать механизм регулирования цен на электрическую и тепловую энергию, коммунальные платежи для малоимущих слоев населения. Запретить введение любых ограничений, установленных естественными монополиями, для социальной сферы, хозяйствующих субъектов без решения Оперативного штаба.

5. Первым заместителями председателя Правительства области Дурнову А.В., Горбунову С.И. совместно с главами администраций муниципальных образований области обеспечить до 1 октября 1998 года поставку топлива для коммунально-бытовых нужд в нормативных объемах. Организовать работу по завершению к 1 октября текущего года уборки урожая и закладки сельхозпродукции в объемах, необходимых для обеспечения населения и социальной сферы.

6. Главам администраций муниципальных образований области, руководителям предприятий и организаций всех форм собственности разработать до 15 сентября 1998 года меры, обеспечивающие бесперебойное функционирование систем жизнеобеспечения на своих территориях и объектах.

7. Главам администраций создать соответствующие штабы в муниципальных образованиях области с подчинением их Оперативному штабу Правительства Саратовской области.

8. Установить с 10 сентября 1998 года на территории области обязательность инкассации денежных средств от предприятий торговли, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, перерабатывающей промышленности.

9. Главному управлению Центрального банка РФ по Саратовской области:

— в случае необходимости вводить своих представителей в администрации местных коммерческих банков и филиалы иногородних коммерческих банков для урегулирования процесса расчетов и выдачи вкладов населению;

— проконтролировать создание в коммерческих банках области и филиалах иногородних банков комитетов вкладчиков с участием представителей правления банков для осуществления контроля за выдачей вкладов;

— направить в Банк России ходатайство на передачу вкладов населения в Саратовский банк Сбербанка РФ по коммерческим банкам области, предоставившим свои предложения в Главное управление Центрального банка РФ.

10. Возложить на начальника Главного управления Центрального банка РФ по Саратовской области Лапаксина Е.А. персональную ответственность за своевременное осуществление платежей коммерческими банками области, выдачу вкладов населению.

11. Поручить Оперативному штабу произвести назначения ответственных работников Правительства и местных администраций наблюдателями на 100 ведущих предприятиях области с предоставлением прав по контролю за их финансово-хозяйственной деятельностью. Оперативному штабу Правительства Саратовской области и штабам, организованным на местах, провести аттестацию руководителей предприятий различных отраслей народного хозяйства области, имеющих задолженность в территориальный бюджет более 500 тыс. рублей. Назначения и увольнения руководителей данных предприятий производить только с согласия Оперативного штаба.

12. Министерству труда и социального развития области, пенсионному фонду Саратовской области, министерству торговли, облпотребсоюзу, в недельный срок разработать механизм обеспечения незащищенных слоев населения ограниченным набором товаров первой необходимости по ценам, не превышающим уровень 1 сентября 1998 года, и внести на рассмотрение Оперативного штаба.

13. Утвердить следующий перечень и очередность статей расходов областного бюджета, подлежащих до конца 1998 года финансированию денежными средствами:

— заработная плата с начислениями;

— приобретение медикаментов;

— питание.

Финансирование денежными средствами иных расходов осуществляется только по разрешению Оперативного штаба.

14. Министерству торговли области, министерству сельского хозяйства, министерству хлебопродуктов, главам администраций городских и районных муниципальных образований принять необходимые меры по сохранению цены на хлеб пшеничный из муки 1 сорта, а также сохранению в пределах 10 процентов размера прироста розничных цен к уровню 1 сентября 1998 года по следующим продуктам, производимым на территории области: молоко и молочная продукция; мясо и мясопродукция, в том числе мясо птицы; крупы; мука; макаронные изделия.

15. Установить, что предприятия перерабатывающей промышленности области реализацию продукции в торговую сеть и учреждениям социальной сферы осуществляют по ценам, обеспечивающим рентабельность не выше уровня, сложившегося на 1 сентября 1998 года.

16. Установить, что реализация продовольственных товаров производства местных товаропроизводителей, а также соли, спичек, моющих средств всеми предприятиями розничной торговли области, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляется с торговой надбавкой не более 20 процентов.

17. Региональной энергетической комиссии снизить на 50 процентов для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности области тарифы на электричество и тепловую энергию по предложениям министерства торговли области, согласованным с министерством экономики, инвестиционной политики и межрегиональных связей области.

18. Министерству промышленности, топлива и энергетики области в течение двух дней внести на рассмотрение оперативного штаба механизм отсрочки до 1 января 1999 года платежей за электрическую энергию пенсионерам и инвалидам.

19. Министерству экономики, инвестиционной политики и межрегиональных связей, министерству финансов, министерству сельского хозяйства, министерству хлебопродуктов, министерству торговли области выйти с законодательной инициативой в Областную думу с предложением об отсрочке от уплаты налогов и платежей в дорожный фонд, налога на имущество, земельного налога в части областного бюджета предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности.

20. В целях выявления применения монопольно высоких цен обязать руководителей оптовой торговли декларировать Саратовскому территориальному управлению государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур повышение отпускных цен на продовольственные товары согласно перечню, утвержденному министерством торговли области.

21. Государственной налоговой инспекции по Саратовской области совместно с управлением Федеральной службы налоговой полиции РФ по Саратовской области:

— провести массовые проверки торгующих организаций по вопросу полноты отражения в учете и отчетности доходов, полученных ими в период резких колебаний оптовых и розничных цен, своевременного исчисления и уплаты налогов;

— ужесточить меры по сбору начисленных налогов к налогоплательщикам, получившим основные доходы наличными денежными средствами и не инкассирующим их в период повышения уровня цен;

— ускорить работу по передаче материалов для возбуждения уголовных дел по злостным неплательщикам налогов.

22. В связи с изменением валютного курса рубля, сложившимися благоприятными условиями для экспорта продукции, министерству промышленности, министерству нефти, газа и недропользования в недельный срок внести предложения Оперативному штабу Правительства области по стимулированию увеличения экспортной продукции.

23. Министерству торговли области:

— определить список продукции повседневного спроса и первой необходимости с определением месячной потребности с проведением конкурсов среди промышленных и сельскохозяйственных предприятий на поставку этих продуктов;

— собрать заявки от предприятий оптовой и розничной торговли на товары повседневного спроса и первой необходимости; на основании заявки провести конкурс на поставку продукции среди предприятий области, производящих данную номенклатуру продукции, и предприятий, имеющих возможность поставки этой продукции из других регионов в счет обмена продукции собственного производства.

24. Разрешить предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности Саратовской области при расчетах за производимую продукцию принимать наличными деньгами в кассу по одному платежу суммы, превышающие предельный размер, установленный письмом Банка России от 29 сентября 1997 года N523.

25. Управлению внутренних дел Саратовской области, управлению Федеральной службы безопасности РФ по Саратовской области, Приволжскому региональному управлению по организованной преступности МВД РФ усилить работу по пресечению и предупреждению нарушений правопорядка и криминальных проявлений.

Обеспечить беспрепятственное прохождение транспорта с товарами первой необходимости, направляющегося из других регионов России для торговли на территории Саратовской области.

26. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

 

Губернатор,

Председатель Правительства Саратовской области                                 Д.Ф.Аяцков

 

 

 



* Автором использованы материалы Поволжского информационного агентства.