Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Кабардино-Балкарская Республика

С. Аккиева

Кабардино-Балкарская республика

в августе 1998 года

1.    ЭКОНОМИКА

1.1.    Пресс-конференция Председателя Правительства КБР

На пресс-конференции, посвященной итогам I полугодия 1998 года, председатель Правительства КБР с подчеркнутым оптимизмом указал на позитивные перемены в экономике республики и остановился на основных проблемах, которые волнуют большинство населения региона. Особое внимание во второй раз за последний месяц было уделено общественному мнению. «Общественное мнение не только самостоятельный фактор политики и социальной сферы, но и вполне самостоятельный фактор экономики. Информирование населения — это не только выполнение долга информировать и отсчитываться, но и желание противопоставить разносчикам слухов, а они были всегда, есть и сегодня, конкретные факты. У нас, к сожалению, последние несколько лет существуют плакальщики по натуре и плакальщики наемные, которые старательно убивают в народе волю к победе. Используя нынешние неурядицы, старательно уничтожают надежду на лучшее, на веру в лучшее».

Х.Чеченов подробно остановился на вопросах выплаты пенсий, детский пособий и компенсаций репрессированным гражданам республики, выразив при этом огромную признательность всем пенсионерам республики за терпение — они за три месяца ожидания выплаты пенсий не допустили каких-либо противоправных действий и публичных выступлений. Он обещал в августе полностью рассчитаться с пенсионерами и «далее не отставать». Однако это будет реально при условии, что налоговая полиция и МВД вернут государству 200 с лишним миллионов рублей дебиторской задолженности. Пообещал председатель правительства выплатить и долги по детским пособиям. Были даны обещания завершить в октябре выплаты всем репрессированным гражданам КБР (балкарцам, насильственно высланным в 1944 г. и другим гражданам, подвергшимся политическим преследованиям в годы Советской власти).

Х.Чеченов рассказал и о конкретных мерах по решению ряда социальных вопросов, в том числе и по подготовке школ к новому учебному году. Для материальной поддержки общеобразовательных учебных заведений республики день 22 августа распоряжением президента КБР объявлен субботником (предполагается выручить в результате субботника около 2 млн. рублей). Часть денег пойдет на поддержку малообеспеченных школьников (бесплатное обеспечение учебниками, возможно, материальная помощь). Охарактеризовал премьер-министр и положение в сельском хозяйстве и отметил, что «ожидавшийся урожай свелся к 21 центнеру с гектара». Есть урон, но не катастрофический, сложившаяся ситуация преодолима и не будет необходимости в поисках хлеба и кормов на стороне.

Отвечая на вопросы о трансфертах из Федерального бюджета, премьер-министр особенно подчеркнул, что благодаря слаженной работе многих министров правительства КБР и депутатов Госдумы от КБР (особо была подчеркнута роль депутата В.Сохова) удалось «не только сохранить объем нынешнего года, но протокольно зафиксировать на уровне заместителя премьер-министра Христенко, что в следующем году получим три миллиарда рублей, что значительно больше». Председатель правительства дал ответ и на вопрос о мерах по отношению к тем руководителям министерств, чья работа по итогам полугодия была признана неудовлетворительной, особо отметив, что кадровые изменения обязательно произойдут, и в скором времени [[1]].

1.2.    Укрепление связей Ярославской области и регионов Северного Кавказа

Еще в 1992 году между Кабардино-Балкарией и Ярославской областью был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве. В августе 1998 г. в Нальчике открылся торговый центр «Ярославль», который призван послужить продвижению промышленной продукции этой области центральной России в Северо-кавказский регион. Подобных торговых предприятий в России до сих пор не было. В рамках государственной политики их создание не предусмотрено, а потому руководству КБР и Ярославской области пришлось искать надежную коммерческую структуру, которая взялась бы за это.

В октябре-ноябре 1998 г. планируется открытие в Ярославле торгового дома «Нальчик». На его открытие были приглашены делегации со всего Северного Кавказа. 23 представителя-учредителя представили свою продукцию. Ассортимент ее простирается от свечей и туалетной бумаги до самолетных двигателей. Аудио- и видеокассеты с записью и без, фотоматериалы, упаковка для мороженого, чипсов, конфет, молочных продуктов Переяславского завода, часы «Чайка», полимерные и композиционные материалы, автозапчасти, резинотехнические изделия, финифть и многое другое вместил новый Торговый дом. В советское время многие предприятия Ярославской области, как и КБР, были ориентированы на оборонную промышленность. В отличие от Кабардино-Балкарии в Ярославской области более успешно проводилась конверсионная политика, что вызывает обоснованный интерес руководства республики к этому опыту и, соответственно, выпускаемым товарам.

В Кабардино-Балкарию на открытие «Ярославля» прибыл губернатор Ярославской области А.Лисицын, который также является руководителем ассоциации «Центральная Россия». На пресс-конференции, которая состоялась после открытия торгового дома, Президент КБР В.Коков и губернатор Ярославской области охарактеризовали данное событие как очередной шаг на пути укрепления горизонтальных связей между субъектами РФ. А.Лисицын подчеркнул, что сотрудничество с Кабардино-Балкарией — это часть той региональной политики, которую область проводит с 1992 года. На сегодняшний день ярославцы заключили договоры с 38 субъектами России, с 1995г. активно налаживают связи со странами СНГ. Наиболее взаимовыгодно и плодотворно экономические связи развиваются с Белоруссией. Он также отметил, что через Торговый дом в КБР появится возможность многим предприятиям центральной России реализовывать свою продукцию во всем Северокавказском регионе.

Отвечая на вопросы журналистов, А.Лисицын рассказал о сложностях в развитии экономики области. Переход к рынку для Ярославской области оказался чрезвычайно болезненным из-за слабого развития сельского хозяйства и кризиса в промышленности. На сегодня только 40% предприятий нашли свою экономическую нишу, ориентируясь на освоение конкурентоспособной продукции. Но идет активный поиск тех направлений развития, которые могут дать быструю отдачу в нынешних сложных условиях.

Президент КБР В.Коков пояснил журналистам, что интересует Кабардино-Балкарию в Ярославской области. Прежде всего, это нефтехимическая продукция, в которой есть большая нужда, также необходимы лакокрасочные материалы для строительного комплекса. Не менее важным является создание в республике ремонтной базы для восстановления электродвигателей и топливной аппаратуры. Простаивающие предприятия легкой промышленности могли бы использовать продукцию ярославских текстильщиков (в первую очередь — знаменитые льняные ткани). В свою очередь, Кабардино-Балкария снабжала бы ярославцев продукцией сельского хозяйства (овощи и фрукты). Президент КБР подчеркнул, что «пути эффективной интеграции есть, однако сотрудничество не должно ограничиваться хлебом-солью. Спектр наших интересов гораздо шире. Это не только экономика, но и культура, туризм, духовная сфера». Кабардино-Балкария надеется, что Ярославская область внесет свою лепту в возрождение курортной инфраструктуры республики, и часть здравниц удастся поднять с помощью мощных промышленных предприятий России. Работникам этих предприятий будет предоставлены лучшие санатории КБР.

Председатель Правительства Северной Осетии — Алании Т.Мамсуров и глава Карачаево-Черкесской Республики В.Хубиев также выразили свое позитивное отношение к продукции ярославцев и отметили, что она будет иметь спрос на всем Северном Кавказе, в частности, в их республиках [[2]].

1.3.    Налоги

Коллегия Управления Федеральной службы налоговой полиции по КБР подвела итоги работы за полугодие. За 6 месяцев выявлено 117 налоговых преступлений, 78 из которых в крупных и особо крупных размерах. В бюджеты всех уровней доначислено с учетом штрафных санкций 89,5 млн. рублей. Возбуждено 186 уголовных дел, из которых 76 завершены с обвинительным заключением, рассмотрено в судах 30 дел и осуждены за нарушения 32 человека.

На коллегии отмечалось, что 22 уголовных дела возбуждалось в отношении «активных членов и лидеров организованных группировок», а еще 14 — по «предприятиям, находящимся под контролем ОПГ». От реализации арестованного имущества в бюджет поступило 52,2 млн. руб. и наложен арест на имущество 136 недоимщиков на общую сумму в 113 млн. руб. Начальник Северо-Кавказского управления ФСНП генерал-майор А.Хаупшев подчеркнул, что по статистическим показателям у налоговой полиции КБР самый высокий рейтинг в России, но вместе с тем он отметил, что пока есть задолженности по социальным выплатам, пенсиям, заплате, нельзя говорить о хорошей работе налоговиков. Не все гладко и в среде самих сотрудников налоговых органов. В них выявлено 5 фактов коррупции и использования служебного положения в корыстных целях, возбуждено 2 уголовных дела.

Очень жестко выступил на этом совещании председатель правительства КБР Х.Чеченов, отметивший, что работа ведется пассивно, далеко не все нарушения выявлены. «Ваша паства живет, как хочет, а вы ловите, кого можете». Он спросил, как могло случиться, что только за один май месяц из Пенсионного фонда было разбазарено 306 млн. руб. О слабости работы налоговиков говорят и разоренный Фонд медицинского страхования, и доходы от реализации бензина и водки, идущие мимо казны. Председатель правительства сказал, что теневая экономика переигрывает налоговые органы, и призвал к выявлению механизмов и схем воровства. Он особо подчеркнул, что «народ, Конституция, правда» будут на стороне этих органов в их работе по выявлению воровства и уклонения от налогов. Выступавшие отмечали сложности в работе налоговых органов. Начальник Нальчикского межрайонного отдела УФСПН по КБР М.Темиржанов остановился на ситуации с Пенсионным фондом. По его словам значительное большинство предприятий республики не имея живых денег, не может рассчитаться с Пенсионным фондом. В такой ситуации некие фирмы- сотрудники берут на себя обязательства по реализации продукции предприятий — должников, но далеко не все выполняют эти обязательства. За 2,5 года 26 фирм-посредников получили продукцию на большинстве предприятий республики, но выплаты в Пенсионный фонд не были произведены. Эти выплаты должны были составить 236 млн. «новых» рублей. После выявления этих нарушений в отношении 6 фирм-посредников возбуждены уголовные дела, погашено около 6 млн. рублей долга, арестовано имущества на 45 млн. рублей. Кадровые перемены в налоговой полиции также должны способствовать улучшению деятельности этой организации. Приказом директора Федеральной службы налоговой полиции полковник Мухадин Аркасов назначен начальником Управления ФНП по КБР, сменив генерал-майора Асланбека Хаупшева, который возглавил Северокавказское управление ФСНП [[3]].

2.    ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

2.1.    Репатриация адыгов из Косово

Проблему косовских адыгов, которые попали в экстремальную ситуацию в связи с войной на Балканах, Международная Черкесская Ассоциация (МЧА) в последние время разрабатывала активно. Прожив более ста лет в иноэтническом окружении, косовские адыги в значительной степени сохранили свой быт, язык, культуру. После начала албано-сербского конфликта им в течении некоторого времени удавалось сохранять нейтралитет и не ввязываться в эту войну, но впоследствии просербская ориентация усложнила их положение. При активной поддержке МЧА и не без ее влияния часть косовских адыгов приняла решение вернуться на историческую родину предков.

В августе 1998 г. 72 человека (21 семья) прибыли в Адыгею. Их переселение формально оформлено как туристическая поездка, вместе с тем ставится вопрос о предоставлении им статуса беженцев, что даст определенные преимущества в решении юридических и экономических проблем их репатриации. Оформление переселения как туристической поездки решило одну немаловажную проблему в отношении тех, для кого принятие решения о переселении было особенно сложно в психологическом плане и оставило шанс на возвращение обратно в Косово, если жизнь на Северном Кавказе не будет устраивать их по тем или иным причинам. Однако их второй исход с родины очень сильно ударит по престижу МЧА и создаст определенные трудности в процессе возвращения адыгов, проживающих в других странах. Сложности в процессе репатриации в целом негативно скажутся на всем спектре проблем зарубежной адыгской диаспоры, культурном и этническом развитии. Надежды ряда общественных движений на массовый приток адыгского населения из стран Ближнего Востока и Турции в ряд республик Северного Кавказа, где проживают представители народов, относящих себя к единому адыгскому этносу, не оправдался, но за последние 10 лет произошли колоссальные сдвиги в росте национального самосознания этих народов, порой принимающие черты национальной кичливости, поднимающие, по мнению ряда экспертов, свой этнос на уровень некоей «особости» и «избранности».

Заметные издержки в процессе репатриации связаны как с правовыми проблемами, так и с вопросами экономического характера. В конце 80-х годов казалось, что экономические причины не очень существенны — почти каждый репатриант мог за сравнительно небольшую сумму обустроиться. Тяжелый экономический кризис, в который вошла Россия, отразился и на надеждах «Адыгэ Хасэ» на массовое возвращение адыгов. Переселение косовских адыгов — первое массовое возвращение адыгов за последние годы, и потому оно вызывает особый интерес и заботу не только со стороны Правительства Адыгеи, где разместились репатрианты, но также и ряда региональных отделений «Адыгэ Хасэ», в том числе и Кабардино-Балкарского. Тхамада этой организации В.Хатажуков обеспокоен тем, что основное бремя по обустройству репатриантов легло на плечи руководства Адыгеи, поэтому он обратился к властным структурам КБР, общественным организациям, населению республики с просьбой оказать посильную помощь косовским репатриантам [[4]].

2.2.    Проблема единого для адыгов наименования

Общественно-политическое движение «Адыгэ Хасэ» предприняло очередной шаг на пути консолидации адыгского этноса. От имени этой организации было опубликовано обращение на имя председателя Палаты Республики парламента КБР З.Нахушеву с проектом Закона Кабардино-Балкарии «Об установлении единого для всех адыгов (черкесов) официального наименования». Согласно этому проекту, такой Закон должен быть принят «в целях восстановления исторической справедливости, преодоления разобщенности адыгского (черкесского) народа, укрепления его самосознания. Закон предполагает всего три статьи:

Ст. 1. «В государственных актах, анкетах, удостоверениях личности, свидетельствах о рождении, паспортах и других документах установить единое для адыгов (черкесов) официальное наименование:

1) на родном языке — «адыгэ»;

2) на русском и других языках — «черкес».

Ст. 2. Предполагает устранение написание фамилий с «ассимилятивными суффиксами «-ов», «-ев» в фамилиях.

Ст. 3. Определяет время вступления Закона с момента его официального подписания.

Данный вопрос в последние несколько лет активно обсуждался на самых разных уровнях. Впервые проблема единого этнического названия для народов, говорящих на адыгском языке, был поднят в 1991 г. В Майкопе состоялся научный форум, который был созван для обсуждения данной проблемы, о чем красноречиво свидетельствовало и его названия «Мы — адыги — черкесы». Ученые Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии (в основном представители гуманитарных наук из числа тогда еще адыгейцев, кабардинцев и черкесов) рекомендовали такое название, мотивируя его необходимостью преодоления разобщенности адыгского народа и укрепления его самосознания как единого этноса.

Подобные решения принимались и общественно-политической организацией «Адыгэ Хасэ» на всех пяти ее съездах. В конце мая нынешнего года Международная Черкесская Ассоциация на этот счет приняла специальное постановление, вопрос о едином официальном наименовании обсуждался и на четвертом конгрессе МЧА в Краснодаре в конце июня нынешнего года. Неоднократны были обращения и в законодательные органы республики Адыгея, КЧР и КБР, которые официальных решений по данному вопросу не принимали. Президент Международной Черкесской Ассоциации Б.Акбашев также обратился к Президенту КБР В.Кокову с просьбой инициировать созыв в ближайшее время внеочередной сессии Межпарламентского Совета РА, КБР и КЧР для принятия соответствующих рекомендаций по вопросу унификации этнического названия адыгов.

В своем послании он выразил особую озабоченность принятием Постановления Правительства РФ, утвердившего образец нового паспорта гражданина РФ без графы о национальной принадлежности, что может воспрепятствовать претворению сложившейся на нынешнем этапе исторической возможности духовного и этнического единения адыгов. Б.Акбашев призвал В.Кокова решить проблему изданием Указа Президента КБР, что, по его мнению, в нынешних условиях является наиболее целесообразным.

Данной проблеме была посвящена и пресс-конференция Председателя «Адыгэ Хасэ» В.Хатажукова. На своей пресс-конференции он особо подчеркнул, что принятие единого названия должно способствовать духовному единению и этнической консолидации, вопрос о перекраивании границ и объединении трех республик не стоит. «Нынешнее национально-территориальное устройство РФ нас вполне устраивает» [[5]].

Вместе с тем, нельзя полностью полагаться на эти слова председателя «Адыгэ Хасэ», так как именно эта организация на протяжении последних 10-15 лет формирует общественное мнение о былом величии адыгского этноса и о его территории от моря до моря.

2.3.    Совещание по религиозным проблемам

В Северо-Кавказском регионе религиозные вопросы становятся одним из причин конфликтов самого разного уровня. Об актуальность этой проблемы не раз было подчеркнуто на прошедшей в КБР расширенном заседании Комиссии правительства республики по взаимодействию с религиозными объединениями. На него были приглашены руководители духовных управлений республики, главы администраций городов и районов, члены Правительства КБР, руководители судов и Прокуратуры республики.

О серьезности проблемы и важности самого мероприятия свидетельствует и тот факт, что открыл и вел его сам президент КБР В.Коков. С докладом выступил заместитель Председателя Правительства Республики Х.Сохроков, который отметил, что проведение настоящего совещания на столь высоком уровне продиктовано непростой религиозной обстановкой в республике. Религиозные организации представляют 12 конфессий, номинаций и течений, отличающихся друг от друга вероучениями.

Количество религиозных объединений, зарегистрированных в Министерстве юстиции республики, включая учебные заведения, достигло к 1 августа 174. Из них 130, или 74%, составляют мусульманские организации, 13, или 8% — русские православные церкви, 23, или более 13% — протестантские или евангелистские, христиан-баптистов, адвентистов седьмого дня, евангелистские лютеране, свидетели Иеговы. На остальные конфессии и религиозные течения приходится 6%. В последние годы отмечается рост числа прихожан в мусульманских религиозных организациях, Русской православной церкви, евангелистских, христиан-баптистов, адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы. Основные религиозные общины — мусульманские и православные, чьи общины составляет более 80% от общего числа религиозных объединений. В КБР эти религии вместе с иудаизмом являются традиционными и всегда оказывали определенное влияние на значительную часть населения.

С начала 90-х годов активную миссионерскую деятельность в республике ведут адвентисты и свидетели Иеговы, последние в 1997 г. провели в г. Прохладном свой конгресс, который вызвал отрицательную реакцию у представителей традиционных религиозных течений. Негативная реакция вызвана и тем, что в ряды иеговистов и адвентистов вовлекается все большее число представителей тех национальностей, которые традиционно исповедовали ислам (кабардинцы и балкарцы). А это, в свою очередь, ведет к расколу в семье, порой приводит к серьезным проблемам, когда встает вопрос похорон этих людей. Актуальной становится для республики и деятельность не только христианских, но и ряда мусульманских организаций, в первую очередь тех, которые внедряют среди местного населения идеи ваххабизма. Сегодня определенная часть молодежи г. Нальчика, Эльбрусского, Чегемского, Баксанского и Черекского района подвержена идеям ваххабизма.

На совещании было сказано, что общественность, исполнительные органы власти, духовенство должны принять все необходимые меры по кардинальному решению этой проблемы. Особо подчеркивалось, что традиционно кабардинцам и балкарцам был чужд религиозный фанатизм, воинствующие религиозные течения. Внимание докладчик уделил и продолжающему процессу политизации религиозных организаций, подготовки религиозных кадров, деятельности Исламского Института, СМИ и др. На совещании выступили муфтий КБР Ш.Пшихачев, благочинный православных церквей республики Л.Ахидов, министр строительства КБР С.Аброков, мэр Нальчика М.Шогенов, главы администраций ряда районов республики и священнослужители. В работе совещания принял участие и Председатель Совета Министров КБР Х.Чеченов. С заключительным словом выступил президент КБР В.Коков. Он высказался в том духе, что вопрос о религиозной ситуации в республике не праздный, совещание проведено для того, чтобы договориться о практическом взаимодействии органов власти, Духовного управления мусульман и православных церквей. По мнению президента, власти могут многое сделать для того, чтобы духовные институты республики окрепли. В каждом населенном пункте в августе-сентябре планируется создание советов, которые обеспечивали бы не только согласованные действия в духовной сфере, но деятельность общественности, администрации села, поселка, города и служителей культа, ведущие к одной цели — воспитанию народа в нужном русле.

Президент поставил вопрос и о материальном обеспечении служителей культа. Возможно, уже с 1999 г. в местных и республиканском бюджетах появятся для этого специальные строки. В.Коков сказал, что необходимо всемерно поддерживать традиционные для КБР религии, которые восприняты современниками от прадедов, дедов и отцов, и призвал совместными усилиями властей, Духовного управления мусульман и православных церквей крепить и сохранить чистоту ислама, православия, обычаи и традиции народов [[6]].

3.    ПРАВОПОРЯДОК

3.1.    Республиканское совещание судей

Республиканское совещание судей обсудило наиболее важные вопросы, которые стоят перед судейским корпусом КБР. Главная проблема — нарушение установленных законом сроков при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Практически каждое шестое уголовное дело рассматривалось с таким нарушением. Много и других нарушений, среди которых наиболее часты: необоснованная мягкость приговора, возвращение части дел на доследование без уважительных причин, немалый процент отмененных приговоров и произвол судей. Отмечалась слабость материально-технической базы судебных органов. Так, здание Верховного суда, по мнению ряда выступавших, не отвечает необходимым критериям. (Видимо, одним из критериев следует назвать амбиции судей. Стало модным иметь красивое здание. Тон в этом направлении задали налоговые службы, которые имеют великолепные здания в центре города, в которых произведен шикарный ремонт. Судьи не хотят отставать. — С.А.). Выступивший на совещание президент КБР обещал решить вопрос со зданием Верховного суда и разместить его в подходящем помещении. В.Коков заметил, что нет должного взаимодействия судебной власти с другими ветвями власти и, по мнению президента, судейский корпус допускает сбои в одном из главных столпов правосудия «неотвратимости наказания». Он особо подчеркнул, что законы обязательны для всех, и обещал поддержку в борьбе с правонарушениями, в какие бы высокие кабинеты они не вели. Было отмечено, что криминальная ситуация в республике и деятельность судей неадекватны, приговоры слишком мягки, дела не рассматриваются в срок [[7]].

3.2.    Борьба с преступностью

В последние дни в КБР одной из наиболее важных проблем стал вопрос о деятельности правоохранительных органов в отношении верующих. События разворачивались следующим образом. Поиск преступника, который с 19 мая прошлого года находился в федеральном розыске, привел к настоящему бою недалеко от г. Нальчика.

3 марта 1997 г. в курортной зоне г. Нальчика «Долинск» были убиты два участковых инспектора милиции ОВД г. Нальчика — Магомед Тапасханов, 1975 г. р., лейтенант милиции и Юрий Шаков, 1965 г.р., младший лейтенант милиции. Обвиняемый в этих убийствах Анзор Атабиев, 1972 г. рождения, скрылся и был объявлен в розыск. По версии официальных источников, милиционеры были убиты при исполнении служебных обязанностей (проверка документов). По одной из «народных версий», причина убийства в вымогательстве некоторых стражей порядка с держателей торговых палаток (к которым относился и близкий член семьи Атабиева). Какой-либо этнической подоплеки у этого преступления не было.

В течение более года А.Атабиев скрывался от правоохранительных органов. 14 августа в Управление Уголовного розыска МВД КБР (УУР) поступил сигнал о том, что разыскиваемый А.Атабиев находится в лесном массиве недалеко от родного селения Хасанья.

Утром в половине девятого оперативно- поисковая группа обнаружила в 1,5-2 км. вблизи с. Хасанья группу из 6 человек. В первые же минуты был убит А.Атабиев, но его попутчики оказали сопротивление милиции, смертельно ранив майора милиции А.Аришина, старшего оперуполномоченного по особо важным делам УУР МВД. Были ранены еще двое из группы А.Атабиева. Оперативники вызвали подкрепление и к 10 часам территория, где находились люди из группы А.Атабиева, была оцеплена милицией. В район операции был стянут почти весь арсенал МВД КБР (сотрудники 1 и 2 ГОВД, полк патрульно-постовой службы, ОМОН, УУР и УОП МВД КБР), был задействован боевой вертолет СК РУБОП и 2 бронетранспортера. Руководство операцией взял на себя министр ВД республики генерал-лейтенант Х.Шогенов. Ликвидация А.Атабиева, уроженца этих мест, способствовала удачному завершению операции, так как его сообщники слабо ориентировались на местности.

Вертолет полетами на низкой высоте должен был спровоцировать преступников на обстрел машины, чтобы точно обнаружить их местонахождение. Так и произошло. Вертолет был обстрелян, преступники обнаружены. Благодаря действиям ОМОНа удалось «отсечь» от основной группы двоих, из которых один сдался, а второй был убит при попытке скрыться. Остальные три преступника были убиты в ходе боя, но значительные потери понесла и милиция. Был смертельно ранен командир взвода ОМОНа С.Мисроков, тяжелое ранение нижней челюсти получил старший прапорщик А.Кафоев. После ликвидации этой вооруженной группировки было обнаружено оружие, в том числе гранатомет, два автомата Калашникова, один пулемет, три гранаты Ф-1, патроны разных калибров, несколько пустых магазинов от автоматического оружия.

По предварительной информации, все члены группы были местными жителями — А.Атабиев из села Хасанья, двое из г. Тырныауза, двое из пос. Эльбрус и один из пос. Былым. Состав группы был интернациональным, в него входили также один азербайджанец и один ингуш. Все участники группы — в возрасте от неполных 17 до 28 лет. Как выяснилось, родственники ничего не знали о деятельности этих юношей и о том, где они пропадали неделями и месяцами.

По факту возбуждено уголовное дело, прокуратура начала следствие. В живых остался 26‑летний работник одной из строительных организаций, он является единственным подследственным по этому делу.

В воскресенье, 16 августа около 22 ч. 45 мин. неизвестные лица произвели 2 выстрела из гранатомета РПГ-26 по зданию МВД, в результате которого зданию был причинен незначительный материальный ущерб. Ввиду позднего времени пострадавших нет. Стрелявший (или стрелявшие) находились на противоположной от МВД стороне улицы. Под растущей около остановки большой ивой затем были найден чехол от гранатомета. Милиция обратилась к населению с просьбой анонимно сообщить любые сведения, относящиеся к этому делу.

Среди различных версий происшедшего одной из наиболее вероятных считается, что обстрел здания МВД в какой-то степени связан с делом А.Атабиева и его группы, и все это связано с таким религиозным течением, как ваххабизм.

Ряд СМИ сообщил, что разыскиваемый А.Атабиев некоторое время скрывался на территории Чечни, где мог пройти соответствующую идеологическую и боевую подготовку. Наряду с оружием у его группы было обнаружено большое количество исламской литературы. Предполагается, что обстрел произведен друзьями и последователями Атабиева и его «соратников» из мести либо для устрашения сотрудников правоохранительных органов.

Методы и приемы, которые использовала милиция в поиске этих «соратников», вынудили председателя Духовного управления мусульман КБР Ш.Пшихачева призвать сотрудников правоохранительных органов к большей разборчивости: «Не каждый верующий — ваххабит. Не каждого верующего надо бить прикладом и выносить наказание еще при задержании и допросе».

Муфтий высказал свою озабоченность тем, что после обстрела здания МВД милиция избила находившихся в здании мечети села Хасанья людей, других вытаскивали из домов и квартир неодетыми: «Ловили всех, кто где-то «засветился» [[8]].

Напомним, что ваххабизм стал очень серьезной проблемой для Дагестана. Ваххабиты в КБР пока не стали солидной силой и до последнего времени себя нигде не проявляли. Одно из последних событий — это небольшой митинг, устроенный верующей исламской молодежью после одного из дорожно-транспортных происшествий перед центральной мечетью г. Нальчика. Через непродолжительное время митингующие сами разошлись. И самый тревожный сигнал — это сторонники А.Атабиева. Более важных и значительных поводов для беспокойства по данному вопросу на первый взгляд и нет. Вместе с тем, ход развития событий, наличие всех социальных, идеологических условий для развития этого исламского течения говорит о том, что и в КБР оно может стать очень серьезной проблемой в недалеком будущем.

4.    БЕЖЕНЦЫ

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев совместно с Кабардино-Балкарским институтом бизнеса открыло в Нальчике социологический консультационный центр для беженцев и вынужденных переселенцев. Основная задача центра — оказывать консультационную помощь беженцам, проживающим в КБР. Аренда помещения, организационные расходы и зарплата сотрудников финансируются УВКБ ООН. В штат консультационного центра входят юрист, социолог, врач. Все консультации бесплатные. Дважды в неделю беженцев принимает врач. Если люди, которые приходят, чтобы выговориться, попросить совета, их принимает социолог. Головной офис управления располагается в Ставрополе, куда он перенесен из Владикавказа после похищения в 1997 г. главы представительства УВКБ ООН на Северном Кавказе Винсента Коштеля. В связи с этим похищением заморожены все гуманитарные программы УВКБ для беженцев, в частности в Кабардино-Балкарии, и оторваны назад финансовые средства. На базе центра организовано прохождение практики студентов Кабардино-Балкарского института бизнеса. Центр занимается также предоставлением информации для беженцев о тех регионах, где они могут получить льготы и остаться на постоянное место жительства. Такие условия есть в Воронежской, Оренбургской, Тамбовской, Курганской и Пермской областях, а также в Алтайском крае. Беженцы могут бесплатно проехать в эти места, получить официальный статус беженца и соответствующие льготы [[9]].



Источники

[1]. Газета Юга. — 1998. —ј №34.

[2]. Кабардино-Балкарская правда. — 1998. — 11 августа.

[3]. Газета Юга. — 1998. —ј №33.

[4]. Северный Кавказ. — 1998. —ј №31.

[5]. Газета Юга. — 1998. —ј №33; Хасэ. — 1998. —ј №13.

[6]. Кабардино-Балкарская правда. — 1998. — 26 августа.

[7]. Газета Юга. — 1998. —ј №33.

[8]. Кабардино-Балкарская правда. — 1998. — 18 августа; Советская молодежь. — 1998. —ј №33; Газета Юга. — 1998. —ј №34; Новый вариант — Дело. — 1998. —ј №99; Хасэ. — 1998. —ј №15; Вечерний Нальчик. — 1998. —ј №2.

[9]. Газета Юга. — 1998. — 23 июля.