Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ленинградская область

Татьяна ДРАБКИНА

Ленинградская область

в октябре 1998 года

1.    власть и политика

1.1.    Правительство

1.1.1.    Финансовое положение

Похоже, что в октябре Ленинградской области случилось то же, что двумя месяцами раньше в России — 15 октября Ленинградская область не смогла погасить очередной транш внутреннего займа (региональные облигации) на сумму 70 млн. рублей. Срок погашения перенесен на 29 октября. В официальном сообщении комитета финансов Ленинградской области говорится, что причиной отказа от погашения является задержка в поступлении средств. Один из главных должников – Ленинградская атомная электростанция. Кроме того, федеральная налоговая инспекция не перечислила области 1 млн. долларов налогов от областного экспорта.

Банкротство Ленинградской области эксперты предсказывали давно. В отличие от Санкт-Петербурга, здесь не проводилась должная работа по уменьшению объема заимствований и реструктуризации долга, хотя признаки скорого краха пирамиды региональных облигаций были налицо. Количество убыточных предприятий в области уже к середине года превысило половину их общего числа. Несмотря на это областные власти продолжали наращивать долг. В декабре наступит срок выплаты процентов по иностранным кредитам и вполне возможно, что область не сможет это сделать. Вместе с тем наблюдатели отмечают, что заемные средства использовались неэффективно [[1]]. В частности, не произошло сокращения расходов на содержание государственного аппарата (одна из самых крупных статей областного бюджета).

Председатель комитета финансов Александр Яковлев заявил, что ни о каком «дефолте» речь не идет, область не отказывается от своих обязательств. Официальные лица области постоянно подчеркивают, что никто из инвесторов уходить из области не собирается.

На этот раз удалось сдержать обещание – погашение выпуска облигаций состоялось на два дня раньше объявленного срока, 27 октября.

1.1.2.    Проверка Контрольно-счетной палаты

КСП Ленинградской области выявила ряд нарушений целевого использования бюджетных средств. В частности, отмечается, что договор поручительства, связанный с программой реструктуризации жилищно-коммунального хозяйства (заключенный в 1997 году), не прошел проверки в юридическом комитете правительства области и заключен на условиях, ущемляющих интересы бюджета. Бюджету нанесен ущерб в результате несоблюдения установленных правительством правил: разработки, согласования и утверждения региональных целевых программ; проведения конкурсного отбора подрядных организаций; передачи финансовых ресурсов в распоряжение предприятия-заказчика (а не поставщика оборудования и исполнителя работ). Региональная программа реструктуризации муниципальных котельных, стоимость которой составляет 24,27 млн. долларов США, не согласована с комитетом по экономике и инвестициям и комитетом финансов областного правительства, не утверждена в установленном порядке. Эффективность устанавливаемого оборудования не обоснована и вызывает сомнения. Размер ущерба бюджету может быть определен в сумме 7360 тыс. рублей. Справка по итогам этой проверки направлена в прокуратуру.

КСП констатирует, что утвержденная правительством области в 1994 году «Программа развития производства кускового торфа и торфяных брикетов в Ленинградской области на 1995-99 годы» не выполнена. Срыв программы КСП связывает с нецелевым использованием беспроцентных ссуд акционерными обществами «Ленторф» и «Ленмелиорация».

Проверка целевого использования бюджетных средств и средств, полученным под поручительство областного правительства государственным авиапредприятием «Аэропорт «Выборг», показала, что практически все эти средства использованы нецелевым образом. В частности, приводятся данные о том, что полученный в октябре 1997 года кредит от банка «Петровский» в сумме 10 млн. рублей под поручительство областного правительства для ввода первой очереди пускового комплекса аэродрома был использован не по назначению – заемные средства были направлены на приобретение векселей того же банка номиналом на сумму кредита; часть векселей позже была передана в залог банку. Убыток от операций по залогу и хранению оценивается в 54,4 тыс. рублей в виде начисленных процентов по кредиту, убыток от операций с векселями, хранению и потери дисконта при продаже составил 194 млн. 149,4 тыс. рублей. ГАТП «Аэропорт «Выборг» не возвратило кредит, это пришлось сделать правительству области, что привело к потерям бюджета на сумму 10424,9тыс. рублей. Цель кредитования не выполнена. В настоящее время ГАТП является финансово несостоятельным. Общий ущерб от нецелевого использования бюджетных средств этим предприятием оценивается в 3305 тыс. рублей. Материалы направлены в прокуратуру.

1.1.3.    Изменения в составе правительства

Второй месяц область управляется без полномочного губернатора. Исполняющий обязанности губернатора В.Сердюков наметил ряд мер по оптимизации структуры управления и сокращения численности аппарата. Уже произведены некоторые изменения в структуре правительства.

В единый орган объединены комитеты по делам молодежи и туризму и по физической культуре и спорту. Теперь это комитет по делам молодежи, туризму и спорту. Председателем объединенного комитета назначен депутат ЗС, председатель комиссии по законности, правопорядку и делам военнослужащих Николай Седых (до избрания в ЗС был начальником воинской части, полковник запаса).

1.2.    Законодательное собрание

В первом чтении принят законопроект «О здравоохранении Ленинградской области». Законопроект направлен на сохранение единой системы областного здравоохранения. Определены компетенции и ответственность органов государственной власти и местного самоуправления. В отличие от действующих нормативных актов введены статьи, определяющие ответственность руководителей разных уровней. Законопроект был внесен правительством области и, как водится, был принят практически без обсуждения.

Более серьезная дискуссия состоялась по проекту постановления, внесенного комиссией ЗС по здравоохранению и социальной политике. Документ касается мер по укреплению областной системы здравоохранения в условиях финансового кризиса. Суть постановления состоит в предложении прекратить финансирование лечебных учреждений через страховые компании и осуществлять его только через областной фонд обязательного медицинского страхования. В принятом постановлении исполнительной дирекции ФОМС предписано с 1 ноября осуществлять финансирование напрямую, по среднедушевому нормативу, без участия страховых организаций.

В первом чтении приняты законопроекты «О региональных целевых программах Ленинградской области» и «О правовом регулировании деятельности системы образования Ленинградской области». Последний законопроект разграничивает компетенцию в области образования между органами государственной власти и местного самоуправления.

Постановлением ЗС утвержден состав полномочной комиссии Ленинградской области по вопросу подготовки и реализации поэтапной программы объединения с Санкт-Петербургом в единый субъект РФ. Сопредседателями комиссии стали председатель ЗС В.Климов и исполняющий обязанности губернатора В.Сердюков.

2.    социальная сфера

2.1.    Уровень жизни

По данным комитета государственной статистики, денежные доходы населения в Ленинградской области к концу сентября сократились на 16,1% по сравнению с периодом январь-сентябрь 1997 года. Средняя заработная плата, начисленная в августе 1998 года, в расчете на одного работника составила 979 рублей и по сравнению с августом 1997 года выросла на 7%, а по сравнению с июлем текущего года уменьшилась на 5%. Средняя зарплата с учетом выплат социального характера обеспечивала в августе 2,2 прожиточного минимума. По состоянию на 1 октября задолженность по зарплате имели 758 предприятий и организаций области. По сравнению с 1 января 1998 года суммарная задолженность выросла в 1,6 раза.

2.2.    Безработица

К концу сентября на учете в службе занятости состояло 34,5 тысячи человек. Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию составляла 16,2 человека. Численность официально зарегистрированных безработных за январь – сентябрь сократилась на 10%. Однако в сентябре по сравнению с августом их численность увеличилась на 2%.

2.3.    Миграция

Образована единая Миграционная служба Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которая объединила городскую и областную миграционные службы и Управление миграционного контроля. Руководителем нового ведомства стал Сергей Тарасевич, руководивший Миграционной службой Санкт-Петербурга.

Ленинградская область признана перспективным для приема переселенцев регионом, тогда как Санкт-Петербург – неперспективным. В связи с этим размеры выдаваемых ссуд различаются на порядок. В Ленинградской области сегодня около 18 тысяч зарегистрированных переселенцев (в Санкт-Петербурге – 7 тысяч). За 6 месяцев текущего года служба приняла 550 вынужденных переселенцев и 25 беженцев. Более трети из них приехали из Казахстана, остальные – из Грузии, Абхазии и других бывших республик СССР.



Источники

[1]. Давлицаров А. Ленинградская область – банкрот // Смена. – СПб., 1998. – 17 октября. — №240. С. 1