Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Мордовия

Игорь РОДИОНОВ

Республика Мордовия

в ноябре 1998 года

1.    власть и ПОЛИТИКА

1.1.       Визит премьер-министра России

Визиту премьер-министра России Е.М.Примакова в Мордовию предшествовали встреча с Главой республики Н.Меркушкиным в Москве.

К приезду премьера России в республике выделили практически весь октябрьский трансферт, хотя другим территориям закончили выдавать только сентябрьский. Мордовия получила 20 млн. рублей, что позволило выдать зарплату бюджетникам. Перечислено также 10 млн. на реализацию проектов программы социально-экономического развития республики.

Е.Примакова заверили, что республику не ожидает падение объемов производства. За 9 месяцев рост промышленного производства к уровню прошлого года составил 104,9%. Начиная с сентября наблюдается ежемесячный рост объемов производства. Правительство России в лице премьера в свою очередь обязалось регулярно финансировать федеральную часть выплат зарплат бюдженикам в регионах.

1.2.       Предвыборный визит А. Жириновского

В Мордовии побывал родной (по матери) брат В.В.Жириновского Александр Жириновский. В его планах — участие в следующих парламентских выборах по мордовскому избирательному округу. Как выяснилось, это даже не его инициатива. Такое предложение ему сделала республиканская организация ЛДПР. Хотя окончательного решения Жириновский еще не принял. По его словам это будет связано с двумя обстоятельствами: во-первых, если его поддержит руководство республики, а, во-вторых, если на его стороне будут местные СМИ.

Приведем некоторые моменты из его выступлений: Я ведь особо не напрашиваюсь в депутаты от Мордовии. И если я вам не нужен — что ж, мирно разойдемся. Но я имею возможность решать вопросы для республике на самом высоком уровне. тем более, что сейчас в правительстве у нас уже есть свои представители на министерских постах. Через них я могу воздействовать на решение вопроса в пользу республики. Я выгоден республике. Республика заинтересована в мне. А мне и так хорошо. Реакцию местных властей на мое участие в выборах от Мордовии я знаю. Она — не отрицательная. В ближайшее время я переговорю со всей администрацией республики. Все говорят — вот он из Москвы. Но ведь это хорошо, что я из Москвы. У меня там много знакомств, я вхож в различные кабинеты. Но что там может сделать местный товарищ. Он четыре года потратит только на то, чтобы пробиться к секретарям министров. У меня есть Владимир Вольфович и фракция за спиной. Я заместитель председателя партии. Я даже могу заключить с вами нотариально заверенный договор, что если в течение года, будучи избранным депутатом Думы, ничего там для республики не сделаю — я положу перед вами свой депутатский мандат. Если Владимир Вольфович станет губернатором Ленинградской области, он войдет в Совет федерации полноправным членом. Соответственно, из Думы он уйдет. Я не хочу сказать, что я заменю Владимира Вольфовича. Его никто не сможет заменить. Но на трибуне вы меня будете видеть постоянно».

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Бюджет

На сессии мордовского парламента министр финансов Николая Петрушкина фактически "вынес приговор" республиканскому бюджету на 1998 год — он вряд ли будет выполнен. В свою очередь, Глава республики Николай Меркушкин заявил, что если в ближайшие недели российскому правительству не удастся решить ряд вопросов, Мордовия в следующем году получит катастрофически мало средств из федерального бюджета.

Доклад министра финансов Николая Петрушкина изобиловал цифрами. За девять месяцев этого года налоговые поступления в республиканскую казну резко сократились — собран лишь 31% от запланированной суммы. Самая безрадостная картина по акцизам — за девять месяцев Мордовия получила только 18% от запланированного. Снижение прибыли у предприятий повлекло сокращение доходов и от одноименного налога — собрано 43,2%. Налог на добавленную стоимость выполнен на 35,4%. В итоге за три квартала 1998 года не удалось собрать и половины всех запланированных доходов мордовского бюджета (43,6%).

Председатель парламентского комитета по бюджету и финансам Сергей Сорокин признал ситуацию, если и не катастрофическую, то очень серьезной и тяжелой. В самом начале сессии даже предлагалось создать Счетную палату, которая контролировала бы исполнение всех последующих мордовских бюджетов. Однако определенного решения принято не было.

Постановление Госсобрание все же приняло, констатируя очевидный факт, что правительство Мордовии не обеспечило надлежащего исполнения бюджета и призвав все комитеты более активно участвовать в подготовке основного финансового документа.

На сессии также был принят в первом чтении Закон о едином налоге на вмененный доход для предпринимателей. В скором времени каждая коммерческая структура и всякий лотошник будут обязаны ежегодно уплачивать определенную сумму, которая будет устанавливаться при помощи различных коэффициентов (населенного пункта, удаленности от центра и остановок пассажирского транспорта, ассортимента и т.д.).

Затем депутаты, посредством внесения поправок в Закон о своем статусе, признали себя военнообязанными даже во время срока своих полномочий.

Кроме того, был принят ряд законов, в том числе, и о порядке финансирования республиканских газет и журналов.

В заключительном слове Николай Меркушкин привлек всеобщее внимание к хозрасчетным отношениям, которые сегодня активно внедряются в районах республики. По его словам, "сейчас еще не все понимают, что, несмотря на перестановки в высших кругах российской власти, принцип — сколько заработал — столько и получил — остается наипервейшим. В следующем году Мордовия, возможно, получит из Москвы куда меньше средств. А ведь на сегодняшний день республика является первой в Поволжье по финансированию из российского бюджета на душу населения".

2.2.       Банки

В мае правительством республики была подготовлена схема реформирования банковской системы в Мордовии. Она прошла обсуждение местных экономистов, финансистов и промышленников. В тоже время «Банк Москвы» предложил создать в республике его дочернее предприятие. В капитале этого банка будут принимать участие правительство Москвы, правительство Мордовии, «Банк Москвы» и один из местных банков. Так как 14% государственного капитала есть в «Актив Банке» его выбрали в качестве четвертого соучредителя. Это будет крупнейший банк в Мордовии. Однако, в связи с кризисом воплощение этой программы замедлилось [[1]].

2.3.       Развитие малого предпринимательства

В Мордовии побывали представители столичного малого бизнеса: президент Российской ассоциации развития малого предпринимательства Александр Иоффе и руководитель московского фонда поддержки предпринимательства Елена Емельянова.

Целью их визита было создание межрегионального центра, задача которого будет состоять в предоставлении всем заинтересованным субъектам малого и среднего предпринимательства необходимой бизнес-информации и помощь в рекламе продукции. Поскольку такие центры существуют уже в пятнадцати регионах (к концу года их число планируется увеличить вдвое), это позволит установить более тесное межрегиональное общение предпринимателей.

Ожидается, что центр будет приносить прибыль, поэтому его предполагается создать в виде закрытого акционерного общества. Контрольный пакет акций будет принадлежать московской стороне, а работать в центре будут местные специалисты [[2]].

2.4.       Ипотечная ассоциация

В Самаре проходило организационное заседание комитета по строительству ассоциации «Большая Волга». До последнего времени комитета с такими функциями в Ассоциации не было. В Самаре от Мордовии присутствовал министр строительства Анатолий Соловой. Комитет, поставил перед собой задачу реализовать крупный проект создания ассоциации по ипотечному кредитованию строительства в регионах, входящих в состав ассоциации экономического взаимодействия «Большая Волга». В России давно уже существует Всероссийская ипотечная ассоциация, теперь принято решение о формировании в каждой ассоциации межрегионального экономического взаимодействия своей ассоциации, филиала по ипотеке. Для того, чтоб создать уставной фонд ассоциации необходимы большие средства, для этого каждый регион «Большой Волги» будет вносить в фонд определенную сумму. После чего должна начать свое действие программа по кредитованию населения регионов «Большой Волги» на строительство жилья [[3]].

2.5.       Антикризисная программа «Вариант»

В Мордовии начала реализовываться антикризисная стабилизационная программы «Вариант». Данная программа направлена на решение вопросов, связанных с неплатежами, пополнением оборотных средств и погашением задолженности перед федеральным бюджетом. В Саранске работает представитель методического совета программы «Вариант» Эрнест Арустамян.

В целом по России в данной программе участвует около двухсот предприятий. В реализацию этой программы вовлечена Государственная налоговая служба России (программу «Вариант» стали называть экспериментом федеральной налоговой службы). При помощи этой антикризисной программы предприятия пытаются решить проблему долгов перед российским бюджетом.

В Мордовии в программе участвуют пока 10 предприятий. На это получено согласие республиканского правительства. Проблема федеральных долгов в Мордовии очень актуальна. К примеру, АО «ЛИСМА» задолжало российскому бюджету более 60 млн. руб. Собственными силами с долгами не справиться. Программа «Вариант» предлагает услуги своих агентов, по работе с выпуском ценных бумаг, размещению их на Московской центральной фондовой бирже и на иных биржевых площадках, а за счет реализации продукции погасить долги в российский бюджет. На время участия в программе «Вариант» Госналогслужба не берет долги предприятий, не начисляет пени, не назначает штрафные санкции [[4]].

2.6.       Соглашение о сотрудничестве между Мордовией и Чувашией

23-24 июня пребывала в столице Чувашской Республики официальная делегация Республики Мордовия. В состав делегации входили министры внешних экономических связей Н.Н.Калиниченко, промышленности Г.А.Громов, строительства А.С.Соловой, представители ведомств, ведущих предприятий республики: ОАО «Лисма», «Электровыпрямитель», «Саранский приборостроительный завод» и др. Итогом двухдневной работы стало подписание первым заместителем председателя правительства В.В.Акишевьш и вице-президентом — председателем кабинета министров Л.П.Кураковьш Соглашения о сотрудничестве между Чувашской Республикой и Республикой Мордовия и Протокола первоочередных поручений по его реализации, определяющего как главные направления сотрудничества, так ответственных за их выполнение.

Стороны констатировали взаимную заинтересованность в более тесной кооперации, взаимопоставках качественной продукции для здравоохранения, жилищно-коммунальной сферы, сельского хозяйства, обмене энергосберегающими технологиями. Соглашением предусматривается разработка конкретных мероприятий по сотрудничеству между субъектами малого предпринимательства регионов, взаимные обмены гастролями национальных творческих коллективов. Документами определятся и механизм контроля за реализацией Соглашения, который предусматривает ежегодное определение первоочередных направлений сотрудничества, создание рабочих групп в правительствах республик, назначение уполномоченных организаций для оперативного решения возникающих вопросов [[5]].

2.7.       Конференция «Привлечение инвестиций в экономику РМ»

Одним из главных событий в официальной жизни в ноябре стала конференция «Привлечение инвестиций в экономику РМ». В работе конференции принимают участие: представители правительства РМ, представители Торгово-промышленной палаты РМ, руководители и сотрудники маркетинговых служб большого количества предприятий Мордовии. Среди гостей экономического форума: Аскольд Самойлов — старший советник МИД РФ, Георгий Креймер — начальник отдела региональных программ при Минэкономики России, он так же представляет Российский центр содействия иностранным инвестициям. Кроме того, присутствовали лица представляющие: Внешэкономбанк, Инкомбанк, Гута-банк, Тори-банк, Международный Московский банк и т.д. В Саранск прибыли представители известной консалтинговой компании «Про Инвест Консалтинг», кампании «Мир Инвест». Конференция носила больше практическую направленность, нежели теоретическую.

Всего вниманию участников конференции было представлено 75 бизнес-проектов от различных предприятий Мордовии. Больше всего бизнес-планов, требующих инвестирования, представил Саранский механический завод — 8, и АО Связьинформ — 7 проектов, в том числе проект по созданию системы сотовой связи [[6]].

2.8.       Внешнеэкономические связи

2.8.1.      "Альфа Ловаль"

Глава РМ Николай Меркушкин встречался с президентом шведской фирмы «Альфа Ловаль» Паоло Саки и председателем этой фирмы в Москве. Речь шла о дальнейшем развитии сотрудничества с предприятием, которое выпускает морозильные установки для хранения молочной продукции. Намечалось либо приобретение такого оборудования, либо налаживание производства такой техники в республике на базе одного из предприятий. СИ РМС располагает сведениями о том, что в настоящее время в республике организуется альтернативный проект, по которому все производство морозильного оборудования будет проводиться усилиями местного предприятия, притом в настоящее время разработанные местные технологии готовятся к испытаниям [[7]].

2.8.2.      Проблемы реализации проекта с «Тетра Пак»

Проект по оснащению молочных предприятий Мордовии оборудованием корпораций «Тетра Пак» и «Альфа Ловаль Агри» по-прежнему не реализуется. Причиной задержки в продвижении проекта является кризисное состояние экономики в стране и отсутствие благоприятного инвестиционного климата.

Основа проекта — технологическое оборудование, которое обеспечивает охлаждение и хранение молока в течение полугода. Общая стоимость проекта 5 млн. 300 тыс. долларов. Еще весной этого года Мордовия выплатила 1 млн. долларов, но следующее перечисление средств провести до 17-го августа не успела. В настоящее время правительство республики надеется на помощь со стороны Москвы, в лице ее мэра Юрия Лужкова. Мордовия рассчитывает, что столица России выделит ей около полутора миллионов долларов. В ином случае придется предпринимать попытки вернуть уже вложенные в проект деньги. Ответ со стороны Лужкова еще не получен, а потому один из крупнейших бизнес-планов РМ пока заморожен, по мнению некоторых, более реально оценивающих ситуацию специалистов, проект не воплотиться в жизнь еще в течение 5 лет [[8]].

2.8.3.      Визит дипломатического корпуса африканских стран

Работники дипломатического корпуса африканских стран в Москве вполне удовлетворены визитом в Мордовию. Африканцы не прочь закупать мордовские изделия, в свою очередь готовы поставлять продукты традиционного экспорта: какао-бобы, кофе, арахис, бананы и др. Работники посольств неплохо осведомлены об экономических делах Мордовии. По мнению советника посольства Уганды, Мордовия — один из лидеров среди российских регионов в деле экономических преобразований. В Белом доме состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между правительством Мордовии и российской Ассоциацией делового и культурного сотрудничества со странами Африки. По словам исполнительного директора Ассоциации Игоря Борисова, соглашение откроет для Мордовии потенциально богатый рынок африканских стран [[9]].

2.8.4.      Болгарско-Мордовский проект

Создать в Мордовии совместное предприятие намерена Кармэн Лазарова, болгарская гражданка и владелица испанской фирмы. Оно будет заниматься довольно редким в России видом бизнеса — сбором и консервацией грибов, ягод и лечебных трав. В сезон на предприятии могут быть заняты до сотни рабочих, и им готовы платить 2-2,5 тысячи рублей в месяц. Совместное предприятие предполагается открыть в богатом лесами Зубово-Полянском районе, продукцию поставлять в Европу: Германию, Францию, Италию и Испанию [[10]].

 

Приложение

ПЕРСПЕКТИВЫ

социально-экономического развития г. Саpанска в 1999 году.

 

Исходя из сложившихся условий и особенностей функционирования экономики города в прошлом и текущем годах, на основе анализа сложившихся тенденций, выполнение прогноза развития промышленности на 1998 год с учетом задач, определенных в послании главы республики Государственному Собpанию Республики Мордовия, Пpогpаммой действий правительства РМ на 1998 год в области промышленности поставлены задачи на 1999 год наращивания объемов производства в г.Саpанске не ниже 8-10%, повышения конкурентоспособности за счет повышения качества продукции, снижения себестоимости путем полного использования внутренних резервов производства, максимальной загрузки мощностей, углубленного исследования рынков сбыта и на этой основе своевременной переориентации предприятий на выпуск продукции, пользующейся спросом.

При этом в качестве наиболее значимых мероприятий рассматриваются:

— ОАО "Саpансккабель" — освоение серийного производства волоконно-оптических кабелей связи;

— ОАО «Электpовыпpямитель» — производство преобразователей частоты на IGBT — транзисторах для регулирования скорости вращения асинхронных двигателей, высоковольтных преобразователей частоты для синхронных двигателей напряжением 6 и 10 кВт, блоков энергоснабжения вагонов по лицензии фирмы SIMENS;

— ОАО «Лисма»- реализация проектов техпеpевооpужения производства вольфрамовой проволоки, реконструкция производства стеклянных колб для ламп накаливания (линия «Риббон»), развитие производства гофpокаpтона, расширение производства натриевых ламп высокого давления, компактных люминесцентных ламп;

— ОАО «Биохимик» — освоение производства готовых лекарственных средств в ампулах, капсулах, таблетного производства, производства мазей с применением технологического оборудования немецкой фирмы «BOSCH»;

— ОАО «Саpэкс» — организация и развитие производства экскаватоpа-погpузчика размерной группы на базе промышленного шасси с гидростатической трансмиссией и погpузчика-манипулятоpа на базе колесных тракторов;

— ГП «Саpанский механический завод» — реструктуризация производства (подготовка производства самодействующих клапанов поршневых компрессоров, производство бензоколонок, пpоизводство культиватоpов для обработки почвы, производство веловтулок типа «Тоpпедо», производство комплекта оборудования для птицефабрик), внедрение оборудования фирмы «Монета»;

— ОАО «Оpбита» — освоение и организация серийного производства электронных компонентов и блоков на их основе для автомобильной промышленности, полупроводниковых термоэлектрических модулей, двухтаpифных бытовых и промышленных счетчиков электроэнергии;

— ОАО «Ламзуpь»- реконструкция производства, внедрение оборудования фирмы «Каpли и Монтанаpи»;

Для преодоления кризисной ситуации в промышленности города по ряду предприятий для нормального их функционирования требуется резкий рост объема производства.

Hаибольший прирост объема производства должны обеспечить пpедпpиятия, получавшие за последние годы финансовую поддержку: Акционеpные общества «Саpансккабель» (объем инвестиций в сумме 47,6 млн. pуб.), «Электpовыпpямитель» (12,5 млн. pуб.), «Биохимик» (2,2 млн. pуб. и оформляется связанный кредит на 6,8 млн. немецких марок), «Лисма» (24,2 млн. pуб.), «Саpэкс» (8,8 млн. pуб.), «Моpдовспиpт» (25,7 млн. pуб.), «Ламзуpь» (получено 0,6 млн. pуб. и оформляется связанный кредит на 4,2 млн. долларов), «Оpбита» (5,4 млн. pуб.), а также предприятия, имеющие значительный производственный потенциал и весомые в масштабе республики объемы производства — АО «Резинотехника», «Саранская пивоваренная компания».

В 1999 году продолжится развитие предприятий переработки и пищевой промышленности на основе их технического пеpевооpужения, внедрения новых технологий, что должно обеспечить более глубокую переработку сыpья, расширение ассортимента выпускаемой пpодукции и увеличение производства более дешевой и пользующейся спросом у населения пpодукции. Будут заменены линии по переработке молока на «Молочном комбинате «Саpанский», в ОАО «Ламзуpь» предусматривается организация производства новых видов продукции, в том числе плиточного шоколада. производство кондитерских изделий возрастет на 3,6% к прогнозу 1998 года.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

Основным условием стабилизации экономики должно стать увеличение объемов инвестиций. В 1999году прогнозируется увеличение объемов инвестиций в уставный капитал на 3% по сравнению с 1998годом. Основными источниками финансирования будут собственные средства предприятий, составляющие 55% от общего объема капиталовложений. Одновременно предполагается увеличить привлечение денежных средств населения, осуществляющего индивидуальное жилищное строительство и расширение привлечения бюджетных и внебюджетных источников финансирования, собственных средств граждан пpи pеализации на теppитоpии гоpода Саpанска pеспубликанских целевых пpогpамм «Жилище» и «Свой дом».

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

В 1999г. намечено произвести 8525т.молока и 402т. мяса.

Провести во всех хозяйствах сортообновление на более урожайные сорта зерновых, овощных и кормовых культур и продолжить работу по производству экологически чистых овощей в защищенном и открытом грунте в объемах и ассортименте для полного обеспечения города и республики.

В целях обновления машинно-тракторного парка и сельхозмашин, ежегодно на лизинговой основе приобретать технику на сумму 5 млн. руб.

Под урожай 1999г.зерновые озимые культуры будут посеяны на площади 2600га, что на 200га больше прошлогоднего. Площади под яровые зерновые культуры также планируется увеличить на 750га и получить валовой сбор зерна 20180тонн при урожайности 25.6ц/га. Планируется увеличение производства сахарной свеклы на 343т. и площадей под бобовые многолетние травы на 249га.

Производство овощей планируется на уровне 1998года (13385тонн). Продолжить расширение ассортимента цельномолочной продукции на ОАО «Молочный комбинат»Саранский» и стабильное обеспечение горожан молоком.

Увеличить производство овощных, молочных, мясных, мясорастительных консервов до 20 миллионов условных банок.


СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Основными задачами в развитии отраслей социальной сферы республики в 1999 году остаются обеспечение их оптимального функционирования исходя из имеющихся бюджетных возможностей, более эффективное и целенаправленное использование бюджетных средств и привлечение других источников финансирования.

Ключевыми направлениями развития социальной сферы являются:

— осуществление реструктуризации сети лечебных учреждений в целях рационального расходования выделенных средств и улучшения качества медицинской помощи. В течение 1998-1999 годов необходимо провести реструктуризацию стационарной помощи с одновременным развитием замещающих технологий в амбулаторно-поликлинических учреждениях, осуществлять дальнейшее внедрение более экономичных форм организации медицинской помощи, таких как стационары дневного пребывания, совершенствование специализированных служб, развитие отделений медико-социальной помощи для одиноких и престарелых граждан;

— продолжение работы по оптимизации сети учреждений социальной сферы. Необходимо прежде всего привести в соответствие с существующими нормативами штатную численность бюджетных организаций и перейти к строгому лимитированию ее и фонда оплаты труда (как это было до 1990 года) с направлением сэкономленных бюджетных средств на финансирование своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, для создания лучших условий работы квалифицированным специалистам. — финансовое обеспечение жизнедеятельности образования, повышение его социального статуса, обеспечение охраны детства, социальной защиты учителей и учащихся, забота об их физическом и психическом здоровье.



Источники

[1]. Вечерний Саранск. — 1998. — Ноябрь.

[2]. Вечерний Саранск. — 1998. — Ноябрь.

[3]. Вечерний Саранск. — 1998. — Ноябрь.

[4]. Служба информации «МС-Радио». — 1998. — Ноябрь.

[5]. Служба информации «МС-Радио». — 1998. — Ноябрь.

[6]. Служба информации «МС-Радио». — 1998. — Ноябрь.

[7]. Вечерний Саранск. — 1998. — Ноябрь.

[8]. Вечерний Саранск. — 1998. — Ноябрь.

[9]. Мордовия 7 дней. — 1998. — Ноябрь

[10]. Вечерний Саранск. — 1998. — Ноябрь.