Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Красноярский край

Владислав СУХОВОЛЬСКИЙ

Красноярский край

в ноябре 1998 года

1.    Социально-экономическое положение

Произведено продукции и услуг на 35,4 млрд. руб. (99% от уровня 1997 г.). Отгружено продукции на 34,3 млрд. руб. Доля продукции, произведенной на предприятиях с частной и смешанной формами собственности — 91,6%.

Спад производства наблюдался в 9 из 12 основных отраслей. Из 348 наименований важнейших видов продукции по 139 наименованиям объемы производства снижены более чем на 30%, по 55 наименованиям — от 10 до 30%,  по 86 наименованиям производство приостановлено.

Сокращен выпуск: зерноуборочных комбайнов — в 3 раза; бумаги — в 1,8 раза; кирпича — на 20%; лесопродукции — в среднем на 25%. Производство потребительских товаров упало на 14%, пищевых продуктов — на 13%, виноводочных изделий и пива — на 17%. 

Построено 222 тыс. кв. м жилья (82% от уровня 1997 г.). Средняя стоимость одного кв. м составила 3260 руб.

Сельское хозяйство: убрано на 2 ноября 87% посевных площадей, получено 2 млн. тонн зерна (на 0,7 млн. тонн меньше, чем в прошлом году). Урожайность — 16,6 ц/га (в 1997 г. — 21,3 ц/га). Произведено 53 тыс. тонн мяса (83% к уровню 1997 г.), молока — 359 тыс. тонн (95%), яиц — 457 млн. штук (105%).

Внешнеторговый оборот края за 9 месяцев 1998 г. — 2,6 млрд. долларов (уменьшение на 9,5%). Доля экспорта в обороте — 80%, доля импорта — 20%. Положительное сальдо внешней торговли — 1,61 млрд. долларов в 1997 г. — 1,86 млрд).

За 9 месяцев 1998 г. средний рост цен составил 124%. Продовольственные товары подорожали на 25%, непродовольственные — на 36%. Основной рост цен был связан с их скачком в августе.

Доходы краевого бюджета за 9 месяцев 1998 г. составили 6,26 млрд. рублей. Краевой бюджет исполнен с дефицитом в 475 млн. рублей.

Средняя зарплата, начисленная в сентябре 1998 г. составила 1624 руб. (на 3,3% больше, чем в 1997 г.). С учетом изменения цен размер реальной зарплаты составил 83% к уровню 1997 г. Общая сумма невыплаченной заработной платы по краю на 1 октября составила №.47 млрд. рублей, в том числе бюджетникам — 900 млн. рублей.

Число безработных на конец сентября — 64,4 тыс. человек.

Однако не на всех предприятиях края наблюдается экономический спад. В честности, успешно идут дела на Красноярском алюминиевом заводе. В 1997 г. КрАЗ произвел 792 тыс. тонн алюминия (29% российского производства), в 1998 г. объем производства алюминия ожидается в размере 801 тыс. тонн. Краевой бюджет получил за 9 месяцев 1998 г. от КрАЗа — 275,5 млн. руб. (около 5% от общего дохода в бюджет края — для сравнения, «Норильский никель» дает около 45% бюджета).

На КрАЗе сейчас работает 13 тыс. человек. Средняя зарплата составляла летом 3332 руб., в сентябре заработная плата была индексирована на 10%, в октябре — на 5%, в декабре предполагается индексировать зарплату на 25% по сравнению с летней.

2.    власть и Политика

2.1.       Антилебедевская оппозиция

Политическую ситуацию в крае можно охарактеризовать как начало процесса консолидации антилебедевской оппозиции. 31 октября в Красноярске прошел Съезд депутатов края всех уровней. На нем речь шла о консолидации законодательных органов власти. Выступавший с основным докладом председатель краевого Законодательного собрания Александр Усс предложил создать координационный орган законодательных властей всех уровней как своего рода оперативный штаб для обсуждения актуальных конкретных жизненных проблем и ситуаций. Объясняя функции этого органа, Александр Усс сказал, что «гуртом и батьку легче бить». Кого Усс подразумевал под «батькой», он не сказал.

Зримым фактом консолидации оппозиции стали поздравления руководителей города и края по случаю праздника Октября. Если ранее губернатор Валерий Зубов и председатель краевого Законодательного собрания прошлого созыва Станислав Ермаченко всегда публиковали совместное приветствие, то сейчас губернатор Лебедь опубликовал свое приветствие (упор в нем делался на то, что нельзя охаивать прошлое страны, какое бы оно ни было), а председатель Краевого законодательного собрания Усс опубликовал свое (в нем говорилось о необходимости согласия в стране). В то же время мэр Красноярска Петр Пимашков и Председатель Городского совета Владимир Чащин опубликовали совместное приветствие примерно в том же тональности, что и Александр Усс.

2.2.       Бюджет

30 октября администрация Красноярского края внесла на рассмотрение краевого Законодательного собрания проект бюджета края на 1999 г.

Особенностью бюджета стала его бездефицитность, то есть в нем предусмотрено, что расходы на 1999 г. будут в точности совпадать с доходами, которые получит край.

Первый выстрел по проекту бюджета сделал малоприметный депутат Красноярского городского совета Алексей Клишко. Выступая на совещании депутатов Красноярского края всех уровней он заявил, что в случае принятия краевого бюджета в том варианте, который предлагает администрация, бюджет Красноярска придется уменьшить на четверть.

Председатель Красноярского городского Совета Владимир Чащин, который также выразил тревогу по поводу предлагаемого бюджета края.

Председатель краевого Законодательного собрания Александр Усс выступил по одному из каналов краевого телевидения, затем практически повторил это же в выступлении по краевому радио, и затем текст его выступления по радио был опубликован в самой тиражной газете края — «Красноярском рабочем». Вслед и параллельно Александру Уссу заговорили экономисты, политики правого толка («Яблоко»), выступил по краевому радио бывший губернатор края Валерий Зубов и как действующий экономист (Зубов в настоящее время является профессором экономического факультета Красноярского госуниверситета) дал оценку проекту бюджета.

Общее мнение всех противников проекта бюджета состоит в том, что предусмотренное в нем сокращение ассигнований поставит на колени города и районы края, которым резко сократят дотации из краевого бюджета, заставят закрывать школы, больницы и т.п. Депутаты, главы администраций районов и городов края требуют от разработчиков бюджета не просто указать суммы, отпускаемые на нужды просвещения, здравоохранения, культуры, но и указать, какие именно школы, больницы и т.п. следует закрыть, чтобы уложиться в рамки предлагаемого бюджета.

Александр Усс назвал предложенный проект бюджета составленным не экономистами, а счетоводами с трехклассным образованием, которые механически расписали по разным статьям расходов намеченную сумму доходов. Кроме того, депутаты быстро выяснили, что бюджет составлен по данным о социально-экономической обстановки в крае и стране, существовавшей до 17 августа.

Краевая администрация пока явно проигрывает информационную войну по поводу проекта бюджета. Вместо того, чтобы опровергать мнения противников проекта, она предпочла отмалчиваться Лишь однажды в довольно робком тексте в «Красноярском рабочем» заместитель губернатора края по экономике Александра Сараев выразил удивление по поводу того интереса, который проявлен в крае к проекту бюджета.

Судя по всему, краевое Законодательное собрание не примет бюджет в том виде, в котором он представлен. В связи с войной вокруг бюджета возникает ощущение политического вакуума, в который попала администрация края. Трудно указать те экономические и политические структуры, на которые администрация могла бы сегодня опереться, кто бы поддержал проект нового бюджета.

Проект бюджета восстановил против администрации края практически всех депутатов Краевого Законодательного собрания. Кроме того, в портфеле Законодательного собрания лежит законопроект о правительстве края, в случае принятия которого реальную власть в крае получит не губернатор, а председатель правительства, утверждаемый Законодательным собранием. Губернатор Лебедь уже выразил свое несогласие с таким вариантом закона о правительстве, но скорее всего, вариант, предусмотренный в проекте закона, пройдет через Законодательное собрание.

Попытки администрации края уговорить руководство Красноярского алюминиевого завода последовать примеру «Норильского никеля» и добровольно внести в казну края определенную сумму вне своих обязательств по налогам (напомним, «Норильский никель» на такие уговоры в конце концов поддался и заплатил 60 млн., с помощью которых администрация края рассчиталась с бастовавшими учителями школ края) пока что были безуспешными. Анатолий Быков и Геннадий Дружинин — руководители КрАЗа — денег не дали. И сразу же на КраЗ пришла комиссия Главного управления по борьбе с оргпреступностью МВД РФ.

Далее — вице-губернатор по сельскому хозяйству Ищенко попытался заставить сельскохозяйственные предприятия рассчитаться поставками зерна по долгам как этого, так и прошлого года. Естественно, сельхозпроизводители это не нравится, так как при нынешнем неурожае в России и относительно высоком урожае в крае они рассчитывают продать зерно на свободном рынке по ценам, гораздо большим, чем те цены, по которым они должны отдавать зерно в краевой зерновой фонд.

Мэрия Красноярска, с лета нынешнего года старательно не конфликтовавшая с администрацией края, начинает менять свою позицию. Сам мэр Петр Пимашков, являющийся к тому же еще и заместителем губернатора края, не комментирует проект бюджета, это с успехом делают депутаты городского совета.

Единственным успехом можно было бы считать то, что администрация края достигла определенного прогресса во взаимоотношениях с «Норильским никелем». Подтверждена программа переселения части норильчан в центральные и южные районы края, подписано соглашение о поэтапной передаче на баланс края инфраструктуры города Норильска. Но передача инфраструктуры Норильска краю — это новые расходы, а где взять деньги.

В настоящее время долг края различным финансовым структурам составляет пять с половиной миллиарда рублей. В следующем году губернатору и его команде придется заплатить эти деньги, иначе шансы Лебедя усидеть в кресле губернатора станут минимальными.

2.3.       Закон об отзыве губернатора края

Инструмент, с помощью которого можно совершенно законным образом сместить Александра Лебедя с его нынешнего поста, появился — это Закон об отзыве губернатора Красноярского края, вступивший в силу 14 ноября. По этому Закону, начиная с 5 июня 1999 г., когда исполнится ровно год со дня вступления Александра Лебедя в должность губернатора Красноярского края, можно проводить референдум об отзыве губернатора.

Технология отстранения губернатора от должности предельно проста и демократична — граждане, проживающие на территории Красноярского края, создают инициативную группу в составе не менее ста человек, регистрируют ее в Крайизбиркоме, собирают двадцать тысяч подписей жителей края, Крайизбирком считает подписи и проверяет их достоверность, после чего Законодательное собрание края назначает дату референдума. Если на референдум придет не менее четверти зарегистрированных избирателей края и большинство из пришедших выскажется за отзыв губернатора — все, он потеряет свою работу.

Двадцатитысячная норма сбора подписей вполне разумна (это ровно сколько же, сколько требовалось, чтобы выдвинуться в качестве кандидата на пост губернатора). Опыт кампании 1998г. показал, что сбор двадцати тысяч подписей обойдется примерно в 20-30 тысяч рублей — сумму совершенно ничтожную по сравнению с суммами, стоящими на кону в российской политической игре.

Исходя из положений Закона, можно рассчитать примерный график прохождения различных этапов процедура проведения референдума для случая, когда деятельность по проведению референдума начинается 5 июня 1999 г — ровно через год после вступления губернатора в должность. Естественно, если первый шаг — заседание комитета по созыву заседания инициативной группы — пройдет позднее, то все сроки, соответственно, сдвинутся.

 

Дата

Этап процедуры отзыва

05.06.99

Заседание комитета по созыву инициативной группы

12.06.99

Организационное ззаседание инициативной группы

27.06.99

Регистрация группы Крайизбиркомом, начало сбора подписей

16.08.99

Окончание сбора подписей

21.08.99

Подача подписей в Крайизбирком

04.09.99

Вынесение решения Крайизбиркомом

14.09.99

Вынесение решения Законодательным собранием края

24.10.99

Самая ранняя дата референдума

14.11.99

Самая поздняя дата референдума

12.12.99

или 17.12.99

 

Ориентировочные даты выборов в Госдуму

 

Реально губернатор будет всячески противодействовать попыткам провести референдум. Итак, несколько возможных сценариев контрдействий.

Сценарий 1. Люди губернатора создают лжеинициативную группу, регистрируют ее и начинают проводить сбор подписей — но не набирают необходимых двадцати тысяч подписей. Так выигрывается примерно три месяца. После неудачи со сбором подписей согласно Закону об отзыве новая инициативная группа может быть зарегистрирована примерно в начале декабря 1999 г. На всю процедуру проведения референдума по Закону требудет от 140 до 160 дней, то есть он в этом случае он может тогда состояться в конце апреля — начале мая 2000 г. Создав еще запасную лжеинициативную группу (группу «второй очереди») можно отнести референдум вообще на июль 2000 г., когда президентские выборы уже пройдут.

Ничего незаконного в таких маневрах нет. В Законе не прописано, какую группу регистрировать, а какую — нет, и что делать Крайизбиркому в ситуации, когда несколько инициативных групп одновременно претендуют на организацию сбора подписей. Конечно, по Закону сбор подписей может вести любой гражданин или группа граждан, но принимать подписные листы будут только у представителей зарегистрированной инициативной группы. И если люди губернатора — бывшие сотрудники ГРУ и КГБ — постараются, они смогут жестко контролировать процедуру сбора подписей. Так что в этом сценарии до голосования дело не дойдет...

Сценарий 2. В независимую от губернатора инициативную группу внедряют «своих людей», изготавливающих откровенно фальшивые подписные листы. Эти подписные листы наряду с прочими листами подаются на проверку в Крайизбирком, где люди из команды губернатора, которые по Закону вправе присутствовать во время процедуры проверки подписных листов, с легкостью разоблачают подлог — и три месяца выиграно.

Сценарий 3. По Закону об отзыве при явке менее 25% голосование считается несостоявшимся и повторное инициирование отзыва может быть не ранее чем через год после регистрации инициативной группы, то есть в любом случае после президентских выборов летом 2000 г. Таким образом, если «запустить» процедуру реализации Закона об отзыве, собрать подписи, добиться назначения даты референдума, но вести агитацию предельно вяло, постараться, чтобы голосование назначили на неудачные сроки, и добиться срыва явки на референдум, то следующий референдум по Закону от отзыве можно будет провести только в конце 2000 г., когда фигура губернатора Красноярского края перестанет интересовать политическую элиту России — либо он выиграет президентские выборы, либо проиграет их и на на следующие четыре года будет неопасен.

Технология проведения «фальстартового референдума» может быть почти такой же, как в сценарии 1: создается инициативная лжегруппа, которая и заваливает агитацию по референдуму.

Представим, что все-таки процедура сбора подписей успешно закончилась и Законодательное собрание должно назначить дату референдума. Расчеты графика прохождения этапов референдума показывают, что, если соблюдать букву Закона о референдуме, совместить референдум с выборами депутатов Государственной Думы РФ, по всей видимости, не удастся. Для того, чтобы совместить выборы и референдум, необходимо начинать процедуру назначения референдума примерно в середине июля 1999 г. Любая политическая группа, стремящаяся инициировать проведение референдума и получить с этого, как минимум, рекламу, побоится ждать месяц. Если же Законодательное собрание при прописанном в Законе графике прохождения этапов референдума все же назначит дату референдума на тот же день, что и выборы депутатов Госдумы (середину декабря 1999 г.), у губернатора появится прекрасная возможность опротестовать эту дату, как назначенную не по Закону об отзыве.

Какая же дата выгоднее для команды губернатора? Если проводить референдум и выборы в Госдуму раздельно, то активность противников губернатора будет, видимо, выше, так как мотивация для участия в референдуме у тех, ко хотел бы голосовать за отзыв, как правило, сильнее, чем у тех, кого устраивает фигура нынешнего губернатора. И если более 25% избирателей края примет участие в таком «сепаратном» референдуме, скорее всего, большинство из них будет голосовать за отзыв.

Если же параллельно с голосованием на референдуме будет проходить голосование на выборах в Государственную Думу, явка избирателей увеличится (обычно в выборах федерального уровня участвуют несколько более половины избирателей), тогда шансы остаться на своем месте у губернатора, видимо, несколько вырастут.

Теоретически референдум — процедура сугубо демократическая и призван выявить волю избирателей. Однако при описанных выше сценариях волеизлиянием граждан не пахнет. Анализ показывает, что записанное в Законе монопольное положение инициативной группы потенциально позволяет манипулировать процедурой референдума. И вопрос состоит только в том, какие политические силы первыми воспользуются возможностями. заложенными в законе об отзыве.