Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Новгородская область

Андрей Якурин

Новгородская область

в октябре-ноябре 1998 года

Бюджетный процесс

Подведены итоги исполнения областного бюджета[1], бюджета территорий[2] и консолидированного бюджета области[3] за 10 месяцев 1998 года.

 

Доходы консолидированного бюджета области (далее — бюджет области) планировались (с учетом федерального трансферта) в 1998 году в размере 1 852 036 тыс. рублей. Размер федерального трансферта был определен в сумме 400 000 тыс. рублей, или 21,6% от доходной части.

За 10 месяцев доходная часть бюджета области была исполнена в сумме 1 061 397 тыс. руб., или на 57,3%.

Исполнение федерального трансферта составило 217853 тыс. руб., или 54,5%.

Собственные доходы бюджета области при годовом плане в 1 158 999 тыс. руб. составили за 10 месяцев 834 366 тыс. руб., или 72% от годового плана.

Доходы областного бюджета планировались (с учетом федерального трансферта) в 1998 году в размере 869 387 тыс. рублей. Размер федерального трансферта был определен в сумме 400 000 тыс. рублей, или 46,0% от доходной части.

За 10 месяцев доходная часть областного бюджета была исполнена в сумме 461 539 тыс. руб., или на 60,0%.

Исполнение федерального трансферта составило 217 853 тыс. руб., или 54,5%.

Собственные доходы областного бюджета при годовом плане в 1 398 203 тыс. руб. составили за 10 месяцев 818 518 тыс. руб., или 58,5% от годового плана.

 

Доходы бюджета территорий планировались (с учетом местных трансфертов) в 1998 году в размере 869 387 тыс. рублей. Размер местных трансфертов был определен в сумме 265 951 тыс. рублей, или 30,6% от доходной части.

За 10 месяцев доходная часть бюджета территорий была исполнена в сумме 818 518 тыс. руб., или на 58,5%. Исполнение трансферта составило 592 045 тыс. руб., или 54,5%.

Собственные доходы бюджета территорий при годовом плане в 791 463 тыс. руб. составили за 10 месяцев 592 045 тыс. руб., или 74,8% от годового плана.

 

В связи с разразившимся в августе финансовым кризисом представляется интересным проследить динамику исполнения доходной части областного бюджета, бюджета территорий и бюджета области за 6,8 и 10 месяцев.

 

В таблице 1 приведены нормированные проценты исполнения доходной части бюджета, рассчитанные по формуле:

НПи = Пи * 12 / ЧМО,

где НПи — нормированный процент исполнения доходной части бюджета,

Пи — реальный процент исполнения доходной части бюджета,

ЧМО — число месяцев отчетного периода.

 


Таблица 1

Доходы областного бюджета (ОБ), консолидированного бюджета области (КБО)
и бюджета территорий (БТ)

 

Статья

6 мес. 1998 г.

8 мес. 1998 г.

10 мес. 1998 г.

 

КБО

ОБ

БТ

КБО

ОБ

БТ

КБО

ОБ

БТ

Собственные доходы

82,4

83,4

81,8

84,9

79,2

87,45

86,4

79,08

89,76

Перечисления от бюджетов других уровней

84,2

84,2

73,2

73,3

73,4

65,2

65,3

65,5

60,4

Всего доходов

70,6

75,2

69,8

70,1

68,1

71,0

68,8

64,0

70,2

 

В абсолютном исчислении доходная часть областного бюджета за 10 месяцев выполнена на 64,0%, бюджета области — на 68,8%, бюджета территорий — на 70,2%.

 

Таблица 2

Динамика доходов областного бюджета с июня по октябрь 1998 года

 

 

6 мес. 1998 г.

8 мес. 1998 г.

10 мес. 1998 г.

КБО

70,6

70,1

68,8

ОБ

75,2

68,1

64,0

БТ

68,8

71,0

70,2

 

Рис. 1

 

Как видно из таблицы и из графика, основной удар финансового кризиса принял на себя областной бюджет. Вместе с тем обращает на себя внимание падение собственных доходов бюджетов территорий. Связано ли это с общесистемным кризисом или с ошибками местного руководства, покажет последующий анализ.

 

Таблица 3

Собственные доходы областного бюджета (ОБ),
консолидированного бюджета области (КБО)
и бюджета территорий (БТ)

 

 

6 мес. 1998 г.

8 мес. 1998 г.

10 мес. 1998 г.

КБО

82,4

84,9

86,4

ОБ

83,4

79,2

79,08

БТ

81,8

87,45

89,76

 

Рис.2

 

 

Из графика наглядно видно, что исполнение территориями области бюджета по собственным доходам весьма слабо зависит от внешних факторов — нарастание уровня исполнения бюджета по этой позиции говорит, скорее, об эффективности проводимой Администрацией области экономической политики.

Рассмотрим зависимость бюджетов от бюджетов других уровней.

 

Таблица 4

Динамика перечисления от бюджетов других уровней
с июня по октябрь 1998 года

 

 

6 мес. 1998 г.

8 мес. 1998 г.

10 мес. 1998 г.

КБО

84,2

73,3

65,3

ОБ

84,2

73,4

65,5

БТ

73,2

65,2

60,4

 

Рис.3

 

 

Как видно из таблицы и графика, за период с июня по ноябрь 1998 года резко снизилось количество перечислений нижестоящим бюджетам от вышестоящих. Это, по мнению автора, и является следствием разразившегося в России финансового кризиса.

Вместе с тем, наглядно видно, что по получению перечислений от вышестоящих бюджетов явно отстают бюджеты территорий. Это, впрочем, связано не столько с нежеланием областных властей платить трансферты, сколько с тем, что областной бюджет, будучи поставленным в излишнюю зависимость от федерального, не в состоянии исполнить свои обязательства перед нижестоящими бюджетами. В то же время необходимо отметить, что в области большая часть налоговой базы отдана территориям.

Именно от того, насколько они справятся со сбором налогов, зависит их благосостояние. Областной же бюджет, равно как и финансовая помощь территориям, теперь находятся в сверхсильной зависимости от состояния федерального бюджета и от финансовой политики Правительства РФ.

 

 

 



[1] Под областным бюджетом понимается  бюджет, предназначенный для финансирования государственных организаций субъекта Федерации, а также оказания помощи бюджетам нижних уровней.

[2] Под бюджетом территорий здесь понимается сумма бюджетов всех муниципальных образований области. Необходимо при этом учитывать, что территории сильно различаются, так как сюда относятся и индустриальные центры — доноры, такие, как Новгород, и депрессивные районы. Все же представляется, что данный анализ может дать определенное представление о бюджетном процессе в муниципальных образованиях.

[3] Консолидированный бюджет есть сумма областного бюджета и бюджета территорий за вычетом перечислений из бюджетов других уровней, иногда он называется бюджетом области.