Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Оренбургская область

Валерий НИКОЛАЕВ

Оренбургская область

в ноябре 1998 года

1.    Политический скандал

Ноябрь этого года на удивление простых оренбуржцев выдался на редкость скандальным. Главными возмутителями же политического спокойствия в области явились четыре депутата областного Законодательного собрания: Александр Костенюк, Виктор Бондаренко, Борис Речевский и Геннадий Донковцев. Содержательную же сторону поднятого ими скандала обозначили результаты проведенной комиссией Законодательного собрания проверки финансово-хозяйственной деятельности Внебюджетного Фонда Администрации Оренбургской области и его руководителя первого заместителя губернатора области Александра Зеленцова. На начальном этапе разразившегося скандала депутаты обвинили Зеленцова в нецелевом использовании средств данного фонда, по сути - в их «разбазаривании». С появлением известных заявлений лидера «ЯБЛОКА» Григория Явлинского о коррупции в правительстве России позиция депутатов в корне изменилась. Теперь четыре областных парламентария вполне открыто обвинили Зеленцова в этом грехе. Скандал этот был подхвачен средствами массовой информации. Правда, пресса и по сей день однозначно не высказалась: действительно ли в администрации Оренбургской области есть коррупция? Однако стоит отметить, что средства массовой информации явились главной силой в развитии данного скандала. Не будь их, он не получил бы распространения как в самой области, так и за ее пределами.

Кем же являются инициаторы скандала?

Александр Костенюк — до 1991 года председатель исполнительного комитета Оренбургского областного Совета народных депутатов (облисполкома) - второе лицо в руководстве области. В 1991 году освобожден от занимаемой должности указом президента Ельцина. Мотив его освобождения от должности был известен тогда каждому жителю региона: поддержка ГКЧП в августе, невозможность продолжать работу в новых «демократических» условиях, которые принес с собой новый режим. После 1991 года успешно проявил себя работой на коммерческом поприще, возглавив АО «САЛМЫШ» в областном центре. Бизнес его процветал, но все же он его оставляет и, победив на выборах депутатов областного Законодательного собрания, становится во главе комитета по бюджетной финансовой налоговой и инвестиционной политики, который и занялся проверкой деятельности внебюджетного фонда области в 1998 году. С давних пор друг экс-премьера России Виктора Черномырдина.

Виктор Бондаренко появился на оренбургском политическом Олимпе примерно через год после утверждения Виктора Черномырдина на посту председателя Правительства Российской Федерации. Бывший директор Оренбургского тепловозно-ремонтного завода, затем ректор Оренбургского политехнического института. Возглавляемое им учебное заведение в начале девяностых хотели расформировать, а впоследствии присоединить к одноименному Самарскому вузу, превратив в его Оренбургский филиал. Однако именно это событие совпало с карьерным ростом Виктора Черномырдина, и неожиданно для преподавательского состава института более двух месяцев не получавших тогда свою зарплату, решение этого вопроса было отложено. Экономическая ситуация в вузе в корне меняется, его материально-техническая база растет. Он становится первым в области учебным заведением, развернувшим широкомасштабное строительство жилья для профессорско-преподавательского состава (как «старого», так и прибывающего на территорию области из государств ближнего зарубежья, где его знания и опыт оказываются более ненужными). Учебному заведению присваивается статус технического университета, а затем, через год, статус Оренбургского государственного университета, который становится одним из самых престижных учебных заведений Оренбургской области, а Виктор Бондаренко самой значимой фигурой в системе высшего образования Оренбуржья. Частые визиты тогдашнего премьера в Оренбург и не менее частое рядом с ним появление Бондаренко даже самым несведущим жителям области пролили свет на то, как «умиравшему» учебному заведению удалось достичь таких успехов. Во время выборов в Государственную Думу Бондаренко становится во главе Оренбургского отделения движения «Наш дом — Россия». В 1995 году участвует в выборах мера Оренбурга, однако не побеждает на них. Попытки его опротестовать их итоги в суде не дали результатов. От политической жизни Бондаренко не отошел и, победив на выборах в областное Законодательное собрание, активно продолжил свою политическую деятельность.

Борис Речевский — для Оренбургской политики лицо новое. Его политическая карьера началась с последних выборов депутатов областного Законодательного собрания, на которых он победил как независимый кандидат. В Оренбуржье он известен как «молочный король», что в полном смысле соответствует действительности. Ему (вместе с родной матерью) в свое время очень удачно удалось приватизировать городской молочный завод, а после преобразования его в АО«Оренбургмолоко» - стать монополистом на рынке молочной продукции если не во всей Оренбургской области, то уж в областном центре точно. Такого количества торговых точек, осуществляющих реализацию молочной продукции, не имеет (кроме руководимого им предприятия) никто. После августовского финансового кризиса «Оренбургмолоко» (за время отсутствия губернатора Владимира Елагина в области, и по утверждения последнего, вопреки достигнутым договоренностям) подняло цены на свою продукцию до немыслимых прежде для региона размеров.

Геннадий Донковцев — до 1991 года председатель Оренбургского горисполкома, в 1991 году снимается с должности указом Президента Российской Федерации, сразу после назначения на должность губернатора области Владимира Елагина. Свою отставку воспринял спокойно. Тогда в интервью региональным средствам массовой информации он заявил, что это явление вполне нормально и связано с приходом к власти в области нового человека, желающего сформировать «свою» команду. Занялся бизнесом, возглавив и по сей день мощный в регионе торговый дом «ОРЕНВЕСТ». Через два года возвращается в политику на прежнюю должность. Его предшественник, ныне покойный Георгий Солдатов все это время исполнял свои обязанности. В первом же интервью прессе после своего возвращения на прежнюю должность называет незаконным решение о своем освобождении с этого поста в 1991 году, однако серьезного общественного резонанса это не получает. В 1994 баллотируется на пост губернатора области, однако не проходит. Тогда против него были все: администрация Оренбургской области, косвенно обвиняющая его в коррупции и взятках от иностранных компаний, средства массовой информации, растиражировавшие тогда очень широко этот скандал. На его стороне была только одна газета - принадлежащая городской администрации и по сей день «Вечерний Оренбург». Донковцев не молчал, отвечал на высказываемые в его адрес обвинения, говорил, что распространяемый о нем компромат не соответствует действительности, однако все это более чем на оправдание не походило. Однако это обстоятельство не помешало ему подтвердить доверие жителей областного центра на выборах мэра Оренбурга.

Что же объединяет этих людей? Прежде всего одно: желание стать губернатором области в 1999 году. А поскольку компромат показал себя на прошлых губернаторских выборах как эффективное средство борьбы и позволил нынешнему главе администрации области остаться на своем посту, каждый из четверых не прочь этими методами повоевать и с ним самим теперь уже на губернаторских выборах 1999 года. Сложность же ситуации в том, что сам губернатор Оренбуржья Владимир Елагин в скандале фигурирует лишь постольку поскольку. Он денежные средства фонда не распределял, этим занимался его первый заместитель Александр Зеленцов.

Нет смысла освещать все подробности того, как же именно Зеленцов осуществлял распределение вверенных ему в управление средств, которые должны были направляться на восстановление цветной металлургической отрасли области вполне традиционная. Активы фонда шли не напрямую предприятиям этой отрасли, а созданной специально для этих целей «Оренбургской медно-никелевой корпорации» (одним из руководителей которой является зять Зеленцова), и полуумирающему «Новотроицк-банку». В аудиторском заключении Счетной палаты Оренбургской области описывается пример того, как администрация области «помогает» предприятиям цветной металлургической отрасли области (далее суммы приведены в неденоминированном масштабе). Так, в конце ноября 1997 года внебюджетный фонд области взял в банке «Менатеп» 21,3 миллиарда рублей кредита под 39 процентов годовых и перечислил из них 10 миллиардов под 50 процентов годовых не комбинату «Южуралникель», а «Оренбургской медно-никелевой корпорации» для дальнейшего перечисления комбинату на развитие горнорудной базы. Однако корпорация выделила десятимиллиардную ссуду комбинату уже под 100 процентов годовых. Кто же остался в выигрыше? Разумеется, не цветная металлургия Оренбуржья. Более того, по договору от 25 декабря 1997 года корпорация уменьшила сумму своего долга по ссуде на миллиард рублей, передав администрации области во временное пользование и владение «произведения науки». В протоколе заседания Совета директоров ОАО «Оренбургская медно-никелевая корпорация», датированным этим же числом, история продолжается. Председательствовал на совете сам Александр Зеленцов. Собравшиеся заслушали заявление генерального директора корпорации Юрия Кривоносова, в котором он просил Совет директоров на основании заявления работников корпорации выделить ссуды для приобретения жилья. Совет единогласно принял решение о выделении по 100 миллионов рублей самому Ю.С.Кривоносову, Л.Н.Сурикову и Б.Н.Лупахину — зятю Александра Зеленцова.

«Помогал» внебюджетный фонд области и Медногорскому медносерному комбинату. Комитет по управлению государственным имуществом должен был приобрести его акции, однако сделала это область у «Новотроицк-банка». Как следует из данных, представленных председателю областного Законодательного собрания Валерию Григорьеву управлением Федеральной службы налоговой полиции по Оренбургской области, у банка купили 3304 акции комбината за 18,172 миллиарда рублей при балансовой стоимости акций в 77 миллионов 600 тысяч рублей. Банку было перечислено 13 миллиардов рублей, а еще на 5 миллиардов была погашена задолженность банка перед администрацией области по договору хранения валютных средств на депозитном счете. В ноябре 1997 года «Новотроицк-банк» переуступил внебюджетному фонду области право требования долга с АКБ «Эффект Кредит». За эту совершенно ненужную для фонда «уступку» фонд отдал «Новотроицк-банку» 5 миллиардов рублей и еще три процентных векселя самого банка номинальной суммой в 3 миллиарда рублей. Помимо этого «Новотроицк-банку» было поручено взыскать долг с «Эффект Кредита», теперь уже в пользу фонда, за 10 процентов от вырученной суммы. «Новотроицк-банк» денежные средства за переуступку получил, а внебюджетеный фонд до сих пор ждет возврата средств.

С самого начала скандала Зеленцов вел себя очень уверенно, и из его поведения следовало, что он не очень опасается, что федеральные органы власти, которые депутаты были намерены ознакомить с актом проверки фонда, вскроют серьезные нарушения в его деятельности. Это вполне объяснимо: ведь все документы оформлены грамотно и вполне законно. Полномочный представитель Президента России в Оренбургской области Владислав Шаповаленко на заседании Законодательного собрания области пытался отговорить депутатов от намерения информировать Москву о результатах проверки, утверждая, что правительство, получив «непроверенные факты», «поступит очень просто — недополучили 40 миллиардов от деятельности фонда? — эта сумма снимается с федеральных трансфертов области». Депутаты не послушали ни его, ни областного прокурора А.М.Чадова. Большинством голосов депутаты посчитали необходимым: «Признать низкую эффективность использования средств внебюджетного фонда области следствием келейно принятых управленческих решений. В связи с этим выразить недоверие распорядителю внебюджетного фонда, считать его несоответствующим занимаемой должности». 18 ноября депутаты областного Законодательного собрания решили передать материалы в Генеральную прокуратуру России и в Федеральную службу безопасности, а также проинформировать о происходящем правительство России.

Однако в области мало кто надеется, что итогом действий депутатов станет привлечение Зеленцова к ответственности или его освобождение от занимаемой должности. Тем более, что сам губернатор Оренбургской области Владимир Елагин заявил по местному радио вполне определенно: «Зеленцов работал и будет работать, нравится это кому-то или нет». Однако уже сегодня Елагин, возможно, понял опрометчивость своего высказывания. Зеленцов, помимо того, что постоянно «подставляет» губернатора необдуманными высказываниями, еще и претендует на роль первого лица, в то время как губернатор находится на своем рабочем месте. Для работников четвертого этажа Дома Советов на площади Ленина, на которым располагаются кабинеты губернатора и его заместителей, уже не новость крик первого зама главы областной администрации на подчиненных ему работников: «Мне плевать, что сказал Елагин, как я сказал, так и будет».

2.    Экономические события

2.1.       НК «ОНАКО»

Одним из главных событий в экономической жизни региона явился итог переговоров администрации Оренбургской области в лице губернатора Владимира Елагина и Правительства Российской Федерации в лице вице-премьера Владимира Булгака о передаче 51 процента акций нефтяной компании «ОНАКО» в собственность Оренбургской области. Необходимо отметить, что разговоры по этому поводу велись уже давно, ведь «ОНАКО» до сих пор оставалась и остается в числе «недоприватизированных», по выражению журнала «Эксперт», нефтяных компаний[1]. Разговоры по этому поводу велись уже давно, еще со времен руководства правительством Виктора Черномырдина. Однако с приходом на его место Сергея Кириенко об этом забыли, более того, стали поговаривать о продаже блокирующего пакета акций компании третьим лицам.

Руководство области не считает, что, идя на передачу акций области, правительство страны руководствуется благими намерениями в отношении развития регионального ТЭК, скорее этот шаг связан с тем, что в связи с мировым нефтяным кризисом акции «ОНАКО» пока нецелесообразно продавать - стоят они уже не так много, как хотелось бы. Поэтому, становясь собственником блокирующего пакета акций «ОНАКО», администрация Оренбургской области соглашается с предлагаемыми правительством Российской Федерации условиями передаточного соглашения, по которым ей предписывается в течение пятилетнего срока увеличить объемы добычи нефти, а также поступления от деятельности компании в федеральный бюджет. По словам Елагина, условия данного передаточного соглашения таковы, что через пять лет при отрицательных показателях деятельности администрации Оренбургской области как владельца данного пакета акций правительство оставляет за собой право передать его в собственность другому субъекту.

До конца в ноябре вопрос о передаче блокирующего пакета акций «ОНАКО» в собственность Оренбургской области все же решен не был. Никаких документов по этому не было подписано. В настоящее время они только готовятся и согласовываются между сторонами. В свою очередь, на фоне этих событий непонятно также и стремление министра топлива и энергетики Российской Федерации Сергея Генералова объединить «недоприватизированные» нефтяные компании, в числе которых, наряду с «ОНАКО», находятся «Роснефть» и «Славнефть», в Национальную нефтяную компанию. По мнению президента НК «ОНАКО» Рема Храмова, которое он выразил на пресс-конференции после соответствующих заявлений Генералова, в этом нет необходимости. Более того, он считает, что прежде чем принимать подобные решения, необходимо посоветоваться как с руководством этих компаний, так и с главами территорий, на которых они осуществляют свою деятельность.

В настоящее время Храмов и Елагин надеются, что по пути объединения компаний правительство не пойдет. Эффективней, по их мнению, было бы все же решение о передачи 51 процента акций «ОНАКО» в область, тем более что уже на сегодняшний день главе области удалось договориться с правительством Российской Федерации о порядке налогообложения так называемых «мертвых» нефтяных скважин, ставка налога по которым будет приближена к уровню их рентабельности, что уже немаловажно и позволит компании работать как в интересах Оренбуржья, так и в интересах страны.

2.2.       Финансы

Существенные изменения в ноябре произошли на рынке ОГКО Оренбургской области. Заявляя до этого о полном и в срок выполнении своих обязательств перед владельцами данных ценных бумаг — инвесторов в экономику Оренбуржья - администрация области неожиданно заморозила выплату средств, направленных на погашение ранее выпущеных серий ОГКО. По словам начальника областного финансового управления Валентина Бачурина, это связано только с кризисом банковской системы России, что повлекло за собой резкое сокращение поступлений средств в бюджет Оренбургской области, которые можно было бы направить на погашение ранее выпущенных серий ОГКО. В настоящее время Администрацией области и юридическими лицами, являющимися владельцами ОГКО, отрабатываются товарные схемы погашения задолженности. По ней владельцам ОГКО администрацией области предлагается на выбор любая продукция региональных промышленных предприятий и предприятий ТЭК в счет погашения их задолженности в областной бюджет. Уже сегодня, в частности, ведущую переговоры с эмитентом белорусскую сторону интересует, главным образом, пшеница и газ. Если по поставке газа в Беларусь администрация области надеется договориться с руководством РАО «Газпром» в счет погашения долгов ДП «Оренбурггазпром» в областной бюджет, даже несмотря на огромные долги этого государства перед РАО, то поставка пшеницы в это государство может не состояться по причине неурожая.

В настоящее время администрация Оренбургской области не упускает возможность погашения собственных долгов по ОГКО с истекшим сроком перед АБ «Инкомбанк» напрямую частным инвесторам банка, обслуживаемыми данным дилером. Об этом заявила заместитель начальника областного финансового управления Галина Горошко. Она отметила, что такое решение может быть принято руководством области в целях защиты интересов частных инвесторов в недавнем прошлом мощного кредитного института России, лицензия которого была отозвана. По словам госпожи Горошко, серьезные трудности в работе с данным кредитным учреждением — дилером ОГКО администрация Оренбуржья испытывает на протяжении всего российского банковского кризиса. Прежде всего, «Инкомбанк» наряду с «Российским кредитом» задержал предоставление реестров в депозитарий обслуживающий рынок ОГКО Оренбургской области, без которых погашение по законодательству регулирующему рынок ценных бумаг в России состояться не может. По словам Горошко, такая ситуация напрямую связана со значительными кадровыми сокращениями в данных кредитных учреждениях, оставшийся персонал которых не в силах справиться с прежним объемом работы. Переговоры с владельцами ОГКО Оренбургской области будут продолжены и в декабре.

Уже менее заметное, чем в октябре, получил продолжение еще один скандал, в котором опять же замешàна администрация Оренбургской области; этот сюжет местные средства массовой информации уже успели окрестить «Кредитной историей с банком ГЛОБЭКС». Суть его в том, что в 1997 году Бугурусланский комбинат хлебопродуктов взял кредит у «ГЛОБЭКСА» под гарантию администрации области в размере 100 миллионов рублей, из которых 30 миллионов «живыми» деньгами, остальное векселями банка, однако этот кредит не вернул. Банк подал иск в Арбитражный суд на гаранта и выиграл его. Исполнительный лист пришел на счет администрации области. Однако платить все 100 миллионов администрация не собирается, мотивируя это тем, что выданная часть кредита векселями банка оказалась совершенно неликвидной. Рассчитавшись с сельскими товаропроизводителями векселями КБ «ГЛОБЭКС» комбинат надеялся, что им удастся закрыть свои долги в Пенсионный фонд, однако этого не произошло. В настоящее время администрация Оренбургской области оспаривает решение Арбитражного суда о взыскании с нее всей суммы кредита, считая возможным взыскать только ту его часть, которая была выдана «живыми» денежными средствами.

Однако не только эти действия предпринимаются администрацией Оренбургской области. В частности, по информации из неофициальных источников, администрация для погашения займа КБ «ГЛОБЭКС» подписала соглашение с «Московским Деловым Миром» о предоставлении ей валютного кредита. В настоящее время за счет данного кредита администрация уже вернула «ГЛОБЭКСУ» 17 миллионов рублей. Региональные средства массовой информации высказывают предположение о том, что в настоящее время обладминистрация намеренно тянет с погашением долга в надежде на то, что финансовый кризис затронет наконец и данное банковское учреждение. В свою очередь, как сообщила пресс-служба «ГЛОБЭКС», банк намерен настаивать на продаже имущества Оренбургской области. К таким крайним мерам руководство банка обратится в случае неуплаты администрацией долгов по этому кредиту. В распространенной информации также было отмечено, что в самое ближайшее время руководство банка намерено обратится в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с требованием рассмотреть вопрос о привлечении руководства Оренбургской области к уголовной ответственности за уклонение от уплаты своих долгов «ГЛОБЭКсу».

3.    Противостояние региональных СМИ
и регионального отделения КПРФ

Заметной политической акцией в ноябре стало организованное представителями местной организации КПРФ пикетирование здания региональной государственной телерадиокомпании «Оренбург», являющейся, по мнению коммунистов, оплотом пропаганды «антиконституционного режима Ельцина» и освещающей региональные политические события «однобоко». Ничего результативного по сути дела - то есть по содержанию передач радио и ТВ - акция КПРФ не принесла. Однако уже на следующей неделе руководители крупнейших региональных средств массовой информации обратились с открытым письмом к губернатору области Владимиру Елагину. В письме, в частности, подчеркивается что лозунги, выдвигавшиеся пикетчиками, а также документы, адресованные организаторами пикета руководителям крупнейших региональных СМИ, свидетельствуют о том, что представители левых и иных радикальных партий и движений пытаются оказывать давление на журналистов и руководителей телевизионных и радиовещательных компаний, газет. По мнению авторов заявления, «представители реакционных сил» предполагают, что в передачах телевидения и радио, в публикациях газет должна возобладать одна, одним им, выгодная точка зрения. Именно для этого они готовы ввести «цензурные комитеты в виде так называемых наблюдательных советов». По их мнению, ради этого они усиливают давление на журналистов и руководителей средств массовой информации, что является наступлением на права и свободы российских граждан, гарантированных Конституцией и охраняемых законами Российской Федерации; требования КПРФ квалифицируются в письме как противоречащие пункту 5 статьи 29 Конституции РФ, а также статье 3 Закона РФ «О средствах массовой информации». От губернатора подписантами требуется, чтобы свое резкое слово в оценке поведения представителей региональных национал-патриотических сил сказала областная власть.

 

Декабрь также будет полон политическими и экономическими событиями, хотя бы уже потому, что реального завершения многие из них в ноябре просто не получили, да и предстоящие в 1999 году губернаторские выборы уже сейчас предвещают серьезную не только политическую борьбу, но и борьбу откровенно криминальных группировок за губернаторское кресло. Посему уже сейчас публично высказывается мысль, будто предотвратить «предвыборное кровопролитие» можно только отменой выборов и возвращением принципа назначения губернатора на должность из Кремля.

 

 

 



[1] Эксперт. — Москва, 1998. — №45.