Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Пермская область

И.А. ГЕРМАНОВ

Пермская область

в ноябре 1998 года

1.    ЭКОНОМИКА

1.1.       Статистические показатели экономического развития

По данным облкомстата, в начале завершающего квартала текущего года подъема промышленного производства не произошло. Показатели индекса физического объема произведенной продукции за десять месяцев были несколько ниже, чем за девять месяцев. Ситуация продолжает оставаться достаточно напряженной.

По данным срочной отчетности и дорасчетов за десять месяцев текущего года предприятиями всех форм собственности, включая малые и совместные, а также промышленные подразделения при непромышленных организациях, произведено продукции в фактических отпускных ценах и оказано услуг промышленного характера на сумму 31996,2 млн. рублей, в том числе в октябре — на 4281,8 млн.

Индекс физического объема произведенной продукции по всей промышленности за январь — октябрь с.г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего составил 96%, по крупной и средней — 96,3%. В октябре объемы продукции в физическом исчислении (ИФО) по всей промышленности сократились к уровню октября прошлого года на 9,6%, по крупным и средним предприятиям — на 10,1%.

Выше 100% отметки сложился ИФО производства с начала года в нефтедобывающей отрасли, цветной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности и деревообработке. В остальных отраслях объемы в физическом исчислении по отношению к прошлому году сократились. Максимальное отставание производства от уровня аналогичного периода прошлого года по-прежнему остается в угольной промышленности. Намного ниже, чем в целом по области, темпы производства также в промышленности стройматериалов, на предприятиях черной металлургии, машиностроении и легкой промышленности [[1]].

Центром экономической конъюнктуры при Правительстве РФ подведены итоги очередного обследования деловой активности промышленных предприятий России за третий квартал с.г. По Пермской области в этом обследовании приняли участие 17 предприятий.

Средний уровень загрузки производственных мощностей на обследуемых предприятиях составил в третьем квартале 1998 года 50%, по сравнению с 55% — по России. На момент обследования большинство руководителей оценили экономическую ситуацию на своих предприятиях в целом как «удовлетворительную» (53%), 47% — как неблагоприятную. На «благополучную» ситуацию не указал никто. Чуть более половины респондентов (53%) оценивают конкурентоспособность продукции своих предприятий на внутреннем рынке как «среднюю» (по России — 62%), 41% — считают ее высокой (по России — 17%). На рынке стран СНГ уже только 12% считают ее высокой, на рынке других стран — 6% [[2]].

За десять месяцев текущего года крупными и средними сельскохозяйственными предприятиями области выпущено товаров и услуг на сумму 2151,6 млн. рублей в фактических ценах, в том числе в октябре на 290,6 млн. рублей. Индекс физического объема сельскохозяйственного производства по крупным и средним предприятиям в январе — октябре с.г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 100,4% и 84,1% в октябре (по отношению к октябрю 1997 года).

Всего валовая продукция аграрного сектора области, в сопоставимых ценах, включая мелкотоварный сектор, за 10 месяцев с.г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась на 6%. Все снижение произошло за счет продукции растениеводства (снижение составило 15%). В натуральном выражении сельскохозяйственные производители недополучили в текущем году, по сравнению с предыдущим, свыше 400 тыс. тонн зерна, около 50 тыс. тонн картофеля и 45 тыс. тонн овощной продукции.

В животноводческой отрасли аграрного сектора продолжается процесс сокращения основных видов скота. Темп снижения численности скота в сельхозпредприятиях значительно выше, чем в хозяйствах населения. В условиях диспаритета цен и убыточности производства животноводческой продукции, сворачивают свою деятельность крестьянские (фермерские) хозяйства. Поголовье основных видов скота в этой категории хозяйств за последний год сократилось на 10 — 20%, производство животноводческой продукции — на 8 — 36%. Резкое подорожание кормовых добавок напрямую сказалось на работе птицеводческой отрасли. Если до июля (включительно) производство яиц росло, то в августе т.г. по сравнению с августом 1997 года яиц получено меньше на 10%, в сентябре — на 11%, в октябре — на 12%.

Оценивая кормовые запасы животноводческого комплекса области, специалисты облкомстата делают вывод: в ближайшее время позитивных сдвигов в этой отрасли хозяйства Прикамья не произойдет [[3]].

1.2.       Инвестиции

По данным областного комитета государственной статистики, на развитие экономики и социальной сферы Пермской области предприятиями и организациями всех форм собственности за 9 месяцев 1998 года использовано инвестиций в действующих ценах 4,5 млрд. рублей, что на 16% меньше, чем за тот же период прошлого года. В текущем году несколько увеличилась доля бюджетных ассигнований, при сокращении объема средств федерального бюджета на 1,3%, и увеличении средств местных бюджетов на 1,9%. На развитие агропромышленного комплекса в январе — сентябре 1998 года использовано 157 млн. рублей инвестиций, что на 11% меньше, чем за тот же период прошлого года [[4]].

Ограниченность инвестиционных ресурсов ведет к свертыванию программ развития практически во всех отраслях экономики. Наибольший спад объемов инвестиций наблюдается в обрабатывающих отраслях промышленности, продукция которых ориентирована на конечный спрос, наименьший — в топливно-энергетических и сырьевых экспортно-ориентированных отраслях.

Несмотря на экономический кризис и снижение общего объема инвестиций интерес иностранных компаний к экономике Прикамья не ослабевает. Так на декабрь запланирован визит в Пермь генерального консула Великобритании. По сообщению газеты «Звезда» основная цель приезда дипломата — на месте изучить возможности сотрудничества с предприятиями региона и познакомиться с местными законодательными актами, регулирующими вопросы привлечения иностранных инвестиций в экономику Прикамья [[5]].

В начале месяца в прессе появилось сообщение о подписании в конце декабря кредитного договора между СП «ПЕРМЬТЕКС» и Европейским банком реконструкции и развития. По предварительным договоренностям, кредитная линия на $45 млн. будет открыта на 3 года со сроком возврата средств — 7 лет. Проект СП «Пермьтекс» успешно прошел экспертизу в банке и одобрен кредитным комитетом. Определены параметры системы гарантирования кредита (залог имущества предприятия, гарантии со стороны учредителей СП — американской фирмы SOKO Perm Russia, Inc. и ЗАО «ЛУКОЙЛ–Пермь»). Поступление первого транша кредита в размере $15 млн. ожидается в первом квартале 1999 года [[6]].

В ноябре состоялся визит руководителя областного управления внешнеэкономической деятельности В.Мерзликина в Германию. Одной из основных целей поездки являлась встреча с руководством Берлинербанка. Переговоры велись, в частности, по поводу предоставления областной администрации кредита на приобретение медицинского оборудования для онкологического центра и других медучреждений области на общую сумму около 9 млн. немецких марок. Проект примечателен тем, что впервые обладминистрация готова выступить прямым заемщиком. В случае успешной реализации этого проекта областная администрация может рассчитывать на более масштабные инвестиции. Так, например, в ходе визита обсуждался план кредитования реконструкции пермского аэропорта [[7]].

1.3.       Состояние ведущих отраслей и предприятий

Несмотря на то, что нефтедобывающая отрасль долгое время оставалась одной из самых стабильных в Прикамье, изменившаяся условия вынудили руководителей крупнейших нефтедобывающих предприятий АО «ЛУКОЙЛ–Пермнефть» и АО «ЛУКОЙЛ–Пермь» обратиться к губернатору Г.Игумнову и председателю Законодательного собрания Пермской области Ю.Медведеву с просьбой срочно рассмотреть в Госдуме и Совете Федерации вопрос о мерах по выходу нефтяных предприятий из кризиса. Речь, в частности, идет об установлении налоговой политики, направленной на развитие промышленности и обеспечение возможности предприятиям самим покрывать текущие производственные расходы [[8]].

В сложном положении оказалась Пермская энергосистема. В областную администрацию поступила телеграмма под грифом» правительственная»: в связи с похолоданием резко возросло потребление газа, и газовая отрасль оказалась в тяжелом положении. Глава РАО «Газпром» Рэм Вяхирев предупредил, что до апреля территориям будут прекращены поставки дополнительных объемов природного газа. Газовики рекомендуют переводить тепловые электростанции на резервное топливо. Однако уголь и топочный мазут запасены на станциях на случай экстремальных зимних ситуаций. Поэтому электростанции вынуждены снижать выработку энергии. Недостаток топлива привел к тому, что температура теплоносителя в системах центрального отопления сегодня ниже на 10-15%. Центральная диспетчерская служба энергосистемы ввела самый жесткий режим ограничения потребителей. Эти меры коснулись, в первую очередь, крупных должников — АО «Сода», «Азота», «Пермские моторы», Камского ЦБК и других [[9]].

Как сообщает газета «Звезда», представители РАО «Газпром» и компании «Межрегионгаз» фактически выступили инициаторами банкротства Пермской энергосистемы. На сегодня общая задолженность энергетиков перед газовиками составляет 3,2 млрд. рублей. «Межрегионгаз» выставил требования на свои 1,5 млрд. рублей из этой суммы. В принципе «Пермэнерго» банкротом не является, поскольку долги потребителей электроэнергии (4,5 млрд. рублей) с лихвой покрывают задолженность энергетиков перед поставщиками газа. Однако острота ситуации в том, что само «Пермэнерго» взыскать задолженность не может, а «Межрегионгаз» не соглашается на переуступку долгов дебиторов Пермской энергосистемы. Авторами публикации высказывается предположение, что иск энергетикам является следствием противостояния РАО «Газпром» и РАО «ЕЭС России» за новый передел собственности. Газовики уже предложили кандидатуру на должность внешнего управляющего Пермской энергосистемой. Приезжали в Пермь и представители из РАО «ЕЭС России».

Пермский арбитражный суд, усмотрев неточности в составлении иска, вернул его «Межрегионгазу». Ситуация, связанная с попытками банкротства Пермской энергосистемы, обсуждалась в областной администрации. Руководство АО «Пермэнерго» в Москве рассматривает варианты соглашения с газовиками об условиях проплаты текущих начислений за газ. Для обеспечения поступлений средств на счета предприятия предполагается осуществлять жестокие меры к тем, кто уклоняется от платы за энергию [[10]].

Крупнейшая российская компания «Газпром» будет расширять свое присутствие в экономике Пермской области. Об этом сказал на традиционной встрече с журналистами губернатор Г.Игумнов, который в начале ноября вернулся из Москвы.

На переговорах с первым заместителем руководителя «Газпрома» В.Шереметом губернатору удалось договориться о реальном механизме оплаты производимого на «Пермских моторах» газпромовского заказа. Отныне на оплату продукции будут выделяться заранее определенные транши. Солидный инвестор усилит также свое участие в развитии производства, как авиационных двигателей, так и другой продукции, выпускаемой холдингом. Губернатор не скрывал, что намерен поднять планку сотрудничества с «Газпромом» на уровень сегодняшних отношений области с нефтяной компанией «ЛУКОЙЛ» [[11]].

Некоторые журналисты поспешили связать визит в Прикамье экс-премьера В.Черномырдина с планами расширения сотрудничества области с РАО «Газпром». Отсутствие журналистов, по просьбе экс-премьера, на его встречах с руководителями области и промышленных предприятий породило различные предположения относительно истинной причины его приезда. Одно из них такое: Черномырдин взялся лоббировать интересы области в «Газпроме» в обмен на согласие губернатора Г.Игумнова не покидать движение «Наш дом — Россия». Достоверно известно только то, что в Перми В.Черномырдин посетил «Пермские моторы», «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» и еще несколько пермских предприятий, встретился с пермским активом «Нашего дома». В Березниках состоялись встречи с руководителями АО «Сода», АО «Бератон» и завода «Урал» [[12]].

Губернатор, в свою очередь, поспешил заверить журналистов и общественность, что визит В. Черномырдина в Прикамье имел не политический, а чисто деловой характер. По его словам, в центре внимания экс-премьера были вопросы взаимоотношений РАО «Газпром» и предприятий области. Губернатор сообщил, что Черномырдин посодействует в выделении области дополнительных квот на газ, что крайне важно при нынешних морозах, постарается урегулировать проблемы, связанные с развитием в Прикамье производства газотурбинных комплексов для «Газпрома». Кроме того, экс-премьер пообещал продвигать «наверху» вопросы развития нефтепереработки и энергетики на территории области и повлиять на правительство, чтобы оно приняло программу закладки пустот в калийных выработках под Березниками [[13]].

1.4.       Бюджет

По данным областного финансового управления, дефицит консолидированного бюджета за 9 месяцев 1998 года составил 25 млн. рублей. В бюджет области от налогоплательщиков поступило 3855 млн. рублей — это ниже соответствующего периода прошлого года на 676 млн. рублей [[14]].

За этот период доходы казны составили 78% от трехквартального плана, или 53% от годового. Причем собственно областной бюджет относится к числу наименее исполняемых. Так, годовой бюджет в среднем по городам и районам Прикамья исполнен на 65%. По мнению главы облфинуправления М.Панфилова, происходит это не в последнюю очередь потому, что областной бюджет имеет «наиболее рискованные источники доходов». Поэтому представители администрации считают, что плохо собираемые налоги (например, с прибыли — около 40% от плана) нужно раскладывать на все бюджетные уровни.

По предварительным итогам, в октябре «живыми» деньгами на областном уровне собрано около 75 млн. рублей (до кризиса в среднем — 80–85 млн. рублей). Считается, что это позволяет рассчитывать на получение до конца текущего года 275 млн. «живых» рублей, необходимых бюджетной сфере для текущих проплат. Однако, для того, чтобы исполнение областного бюджета–98 не было провалено, необходим секвестр. Соответствующий законопроект был внесен на рассмотрение депутатов Законодательного собрания [[15]].

Как заявил председатель Законодательного собрания Ю.Медведев, депутаты критически оценивают поправки в проект областного бюджета текущего года, внесенные губернаторской командой. Администрация области предложила законодателям урезать расходную часть бюджета на 176 млн. рублей. В том числе и по ряду важных социальных программ: «Мероприятия по предупреждению преступности и охране общественного порядка», «Дети Прикамья», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками», «Здоровье населения Прикамья»... Ряд депутатов принципиально выступил против сокращения бюджетных расходов, и на октябрьском пленарном заседании областного парламента изменения в бюджет–98 первоначально были провалены. Однако повторным голосованием законопроект, внесенный обладминистрацией, был принят в первом чтении. Сформирована рабочая группа по его доработке. Спикер считает, что основной ее задачей является «возложение более жестких обязательств на областную администрацию» [[16]].

2 ноября проект бюджета области на 1999 год, разработанный администрацией области, был передан в Законодательное собрание. Предполагается, что бюджет, как и в нынешнем году, будет бездефицитным. Общий объем консолидированного бюджета увеличится, по словам губернатора Г.Игумнова, в полтора раза — с 7 до 10 миллиардов рублей. По его мнению, не забыты и интересы территорий-доноров. Они получат на 4% средств больше от общего объема бюджета, чем все остальные. Правда, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, закон о которых недавно принят Законодательным собранием, по-видимому, в следующем году будут выполнены не полностью, а лишь на 90% [[17]].

Однако, депутаты Законодательного собрания перенесли рассмотрение проекта бюджета–99 в первом чтении на декабрь. Главной причиной этого стало нарушение обладминистрацией целого ряда федеральных и областных законов. Депутаты увидели документы буквально накануне пленарного заседания. В нарушение Закона «О порядке рассмотрения... правовых актов Пермской области» к проекту не была приложена пояснительная записка. Кроме того, сформированный областными чиновниками законопроект, по мнению депутатов, ущемляет  интересы местного самоуправления.

Особенно бурно обсуждались поправки в Методику формирования бюджетов и бюджетного регулирования в Пермской области. Так, в документе не нашел отражения порядок передачи из областной казны средств, компенсирующих дополнительные расходы городов и районов по выполнению решений органов государственной власти. Наконец, в нарушение областного Устава — «конституции» Прикамья, — законопроект не был согласован с органами местного самоуправления.

Несмотря на заверения, что в проекте учтены интересы территорий – доноров, бюджетные проектные цифры свидетельствуют об обратном. Так, Пермь — единственная из всех территорий, которая рискует ничего не получить от акцизов на ликеро–водочные изделия (всем остальным городам и районам предусмотрено 50%). Перми остается всего 45% от подоходного налога с физических лиц (меньше — 35% — только у Добрянки). Областному центру предложено довольствоваться всего 5% от налога и прибыль банков и страховых организаций (все прочие — по 30%). Одним словом, чем «круче» донор, тем больше, по разумению авторов проекта бюджета, следует изымать у него средств.

Глава Перми Ю.Трутнев накануне рассмотрения проекта бюджета в Законодательном собрании пригласил всех, проживающих в Перми, депутатов. Аргументы мэра, видимо, показались убедительными не только тем законодателям, которые пришли во власть по пермским избирательным округам, но и их «областным» коллегам. Недвусмысленным оказалось и заключение Управления финансовой экспертизы ЗС: «Проект бюджета на 1999 год рассчитан с нарушением принципов бюджетного регулирования... в процесс регулирования заведены целевые налоги. Речь в первую очередь идет о земельном налоге. В условиях действующего бюджетного законодательства, когда целевой характер земельного налога сохраняется, его введение в общую регулировку означает прямое изъятие средств из бюджетных отраслей по территориям области, особенно в городах, где суммы земельного налога значительны (Пермь — 394,8 млн. рублей, Березники — 81,7 млн. рублей, Соликамск — 36,2 млн. рублей)» [[18]].

2.    Социальная сфера

2.1.       Уровень цен. Прожиточный минимум

По заключению специалистов облкомстата, ценовая ситуация в октябре существенно изменилась. В отличии от предыдущего месяца когда преобладающий рост цен господствовал на потребительском рынке, октябрь характеризуется подъемом уровня цен в производственном секторе и снижением его по ряду товаров в потребительском секторе экономики.

Продовольственные товары в этом месяце в среднем по области подорожали на 5,88% (за октябрь 1997 года сводный индекс потребительских цен на продовольственные товары составлял 99,34%). Существенно подорожали консервы (от 15 до 50%), значительное удорожание отмечалось на молоко и молочную продукцию (14,43%), резко возросли цены на кондитерские изделия. В связи с поднятием отпускных цен в мясоперерабатывающей промышленности произошло удорожание колбасных изделий (7,93%), свинины (10,79%), печени (11,81%). Плодоовощная продукция в среднем за месяц подорожала на 11,23%.

После резкого «всплеска» цен в августе-сентябре на ряд жизненно необходимых продуктов, в октябре их стоимость продолжала расти, но менее интенсивно. Темпы роста цен на макаронные изделия, мясные консервы, чай, майонез не превышали в месяц 2%, а на ряд продуктов цены снизились. Так, относительно сентября, сахар подешевел на 12%, растительное масло — на 4,39%.

Стоимость набора из 37 видов товаров и услуг по области в конце октября составила 380,1 рублей и возросла по сравнению с предыдущим месяцем на 14,57 рублей (3,98%). Наиболее дешевым сложился социальный набор в г. Чайковский (333,24 руб.), самый «дорогой» — в г. Березники (392,73 руб.). По г. Перми его стоимость возросла с начала года почти на треть и составила 380, 85 рублей.

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения области по ценам октября 1998 года составила 473,1 рубля. Темпы роста этого показателя к уровню сентября составили 105,3%, с начала года — 133,6%, по отношению к октябрю 1997 года — 138% [[19]].

2.2.       Денежные доходы населения. Средняя заработная плата

Денежные доходы населения Пермской области, полученные в январе-октябре 1998 года, сложились в сумме 27513,9 млн. рублей (921,2 рублей в среднем в месяц в расчете на душу населения) и уменьшились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 1,8%. В октябре денежные доходы на душу населения составили 1098,7 рубля, превысив уровень предыдущего месяца на 8,3%.

Реальные денежные доходы (скорректированные на индекс потребительских цен) в январе — октябре с.г. составили лишь 84,4% от уровня соответствующего периода прошлого года. В октябре реальные денежные доходы населения области по сравнению с предыдущим месяцем незначительно увеличились (на 2%), однако по сравнению с началом нынешнего года снижение составило 39%.

Средняя номинальная заработная плата, начисленная работникам в сентябре 1998 года сложилась в размере 1178,2 рублей и по сравнению с предыдущим месяцем увеличилась на 5,8%. Реальная сентябрьская средняя заработная плата по сравнению с августом сократилась на 16,7%. К уровню декабря 1997 года размер реальной заработной платы составил 68%, к уровню сентября прошлого года — 76,8%.

По данным облкомстата, по уровню сентябрьской заработной платы среди областей и республик Уральского региона Пермская область снова заняла первое место, опередив Свердловскую на 69 рублей, Челябинскую на 154 рубля.

Самый высокий уровень заработков отмечен в сентябре 1998 года у работников газовой (5659,3 рубля), нефтеперерабатывающей (3086,8 рубля), нефтедобывающей (3069 рублей) промышленности. Среднемесячная заработная плата в этих отраслях выше средней по области в 4,8; 2,6; 2,6 раза, соответственно.

По-прежнему остается тяжелым положение с оплатой труда у работников бюджетной сферы. В сентябре уровень средней заработной платы работающих в этих отраслях был в 1,5 — 1,9 раза ниже среднеобластного. Среднемесячная заработная плата работающих в бюджетных организациях превышает бюджет прожиточного минимума лишь в 1,4-1,7 раза [[20]].

Вопрос об увеличении заработной платы работникам бюджетной сферы вновь был поднят при обсуждении проекта бюджета на 1999 год. Губернатор Прикамья Г.Игумнов заверил, что несмотря на то, что положение в бюджетной сфере остается критическим, в будущем году предполагается постепенно повысить зарплату ее работникам в среднем на 25% [[21]].

По данным на 1 ноября 1998 года суммарная задолженность по заработной плате составила 1536,4 млн. рублей, в том числе в производственных отраслях — 1083,2 млн. рублей и в отраслях социальной сферы — 453,2 млн. рублей. За период с 1 октября по 1 ноября общая сумма задолженности увеличилась на 47,6 млн. рублей, при этом в производственных отраслях она выросла на 4,9 млн. рублей (на 0,5%), а в отраслях социальной сферы — на 42,7 млн. рублей (на 10,4%). Наибольший объем задолженности наблюдается в промышленных структурах, особенно на предприятиях машиностроения и металлообработки.

Таким образом, суммарный объем задолженности по заработной плате на начало ноября превысил 4 фонда месячной оплаты труда на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности, промышленности стройматериалов, в учреждениях науки и научного обслуживания. В машиностроении и металлообработке этот показатель больше — 5, топливной, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности — 6, угольной — 7. От общей суммы задолженности по заработной плате треть — это задолженность, вызванная отсутствием финансирования из бюджетов всех уровней [[22]].

2.3.       Рынок труда. Уровень безработицы

Пермское областное управление государственной службы занятости подвело итоги своей деятельности за 9 месяцев текущего года. По его данным, негативные тенденции на рынке труда в 1998 году сохраняются. В течение 9 месяцев движение рабочей силы характеризовалось превышением числа работников, выбывших с предприятий, над числом принятых на работу. Большая часть выбывших (63%) увольняется по собственному желанию. В общем числе граждан, уволившихся с предприятий, удельный вес работников, попавших под сокращение, составил 7,1%. Наибольшее количество высвобожденных, в связи с сокращением штатов, наблюдается на промышленных предприятиях (45%).

Серьезным дестабилизирующим фактором продолжает оставаться видимая неполная занятость работников. Размеры этого явления продолжают оставаться достаточно высокими. За январь — сентябрь 1998 года 104,3 тыс. работников крупных и средних предприятий работали в режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации (к концу сентября 1997 года — 91,4 тыс. человек). В течение 9 месяцев текущего года 113,9 тыс. человек (12,3% среднесписочной численности) находились в вынужденных административных отпусках, из них в сентябре — 34,9 тыс. человек. Всего за истекшие 9 месяцев 1998 года средняя продолжительность административных отпусков в расчете на одного работника, который был в отпуске, составила 21 рабочий день. Треть работников, имевших вынужденные отпуска, не получили за период отпуска никакой денежной компенсации.

За истекшие 9 месяцев 1998 года по вопросам поиска работы в государственную службу занятости Пермской области обратилось 62,1 тыс. человек, из них 47 тыс. (76%) незанятые трудовой деятельностью. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года интенсивность обращения интенсивность обращения граждан в государственную службу занятости существенно снизилась (на 25%).

По данным на конец сентября службой занятости Пермской области трудоустроено 41,9 тыс. человек, или 67% от общего количества граждан, обратившихся по поводу работы (за 9 месяцев 1997 года — 57%).

По состоянию на 1 октября 1998 года численность ищущих работу граждан, состоящих на учете в городских и районных отделах службах занятости составила 26,9 тыс. человек. В результате ужесточения требований к регистрации безработных и ухудшения состояния службы занятости, приведшего к задержкам выплаты пособия по безработице, число зарегистрированных безработных постоянно сокращается. К концу сентября текущего года в качестве безработных зарегистрировано 21,9 тыс. человек. Средний по области уровень регистрируемой безработицы по состоянию на начало октября — 1,5% от численности экономически активного населения. В сравнении с сентябрем прошлого года численность граждан, имевших статус безработного, уменьшилась на 62%, с августом 1998 года — на 7,1%. Состав безработных по сравнению с предыдущими периодами существенно не изменился. На 1 октября 1998 года в службе занятости состояло на учете 13,7 тыс. женщин (63% от общей численности безработных). На ту же дату прошлого года доля женщин — безработных составляла 60%.

За сентябрь 1998 года Государственная служба занятости трудоустроила 6,7 тыс. человек, из них 1,8 тыс. на момент трудоустройства имели статус безработного. В сравнении с соответствующим периодом прошлого года объемы трудоустройства снизились на 18%, относительно августа 1998 года возросли в 1,8 раза [[23]].

2.4.       Социальный протест

Похоже, близится к разрешению острый конфликт коллектива городской больницы с администрацией Лысьвы. В начале октября медики объявили бессрочную забастовку. В частности, они выражали недовольство тем, что администрация города для погашения долга по зарплате педагогам взяла кредит и снизила эту задолженность до двух месяцев, в то время как работники горбольницы еще не полностью получили зарплату за второй квартал. В начале ноября главные врачи всех больниц и поликлиник Лысьвы побывали на приеме у главы города В.Фиониной, и изложили свое видение проблемы выхода медицины из кризиса. Они считают, что медицинское обслуживание населения требует коренной реструктуризации, а выход из кризиса они видят в увеличении объемов загрузки амбулаторно-поликлинических служб и сокращении коечного обслуживания. Глава администрации предложила медикам получать в счет зарплаты продукты питания по приемлемым ценам. После чего забастовка была прекращена [[24]].

Как только было объявлено об окончании забастовки медиков, вновь прекратили работу работники народного образования Лысьвы. Они требуют к концу года погасить задолженность по зарплате, а также ее индексации [[25]].

3.    власть и ПОЛИТИКА

3.1.       Законодательные органы власти

Депутаты областного Законодательного собрания рассмотрели предложение о вхождении Пермской области в Межрегиональную ассоциацию сложнопостроенных субъектов РФ, имеющих в своем составе автономные округа (МАСС). Еще в июле текущего года в Москве пятеро региональных глав исполнительной и столько же законодательной власти подписали учредительный договор о создании Ассоциации. Основной целью МАСС было провозглашено отстаивание региональных интересов на федеральном уровне. Комитет Законодательного собрания по региональной политике принял решение, в котором заявил, что МАСС — затея излишняя, так как сейчас создается Ассоциация субъектов РФ, «в рамках которой возможно образование секции сложно построенных субъектов». Что же касается губернатора и председателя ЗС, то депутаты постановили «считать недопустимым подписание каких бы то ни было учредительных документов без предварительного рассмотрения на Законодательном собрании» [[26]].

3.2.       Исполнительные органы власти

Начало ноября губернатор Прикамья Г.Игумнов провел в Москве. На традиционном брифинге для журналистов он рассказал о своей поездке. В составе делегации руководителей российских регионов он принял участие во встрече с немецким канцлером Герхард Шредером. Губернатор высказал несколько предложений о том, как сделать более эффективными отношения между российскими и немецкими предприятиями.

На встрече с министром топлива и энергетики РФ С.Генераловым губернатор обсудил проблему недофинансирования Кизеловского угольного бассейна, мероприятия по поддержке шахты «Шумихинская» и программу жилищных сертификатов для шахтеров. Решение последнего вопроса затягивается, поскольку правительство не получило средства от Международного валютного фонда, а именно за счет них планировалось осуществить переселение шахтерских семей. Тем не менее министр заверил губернатора, что деньги будут выделены, как только придут из МВФ [[27]].

Глава областной администрации Г.Игумнов обратился также к вице-премьеру России Г.Кулику с письмом, речь в котором идет о создании в Перми региональной проблемной лаборатории по землепользованию. В областном комитете по земельным ресурсам и землеустройству сейчас создается методика оценки земель сельхозназначения, способная адаптироваться к особенностям каждого региона. Примечательно, что такая методика, кроме того, позволит перейти к единому сельхозналогу, а это, по мнению специалистов, положительно скажется на развитии отрасли в целом. По словам руководителя комитета О.Хисматулова, наработанный в области опыт по созданию земельного кадастра, признан уже не только в России. Экономическая целесообразность и потребность диктуют необходимость создания в Перми проблемной лаборатории. Он сообщил также, что Московский университет по землеустройству готов в этом оказать полную поддержку. А администрация области, в свою очередь, как говорится в письме губернатора, примет необходимые меры по размещению лаборатории и созданию условий для ее эффективной работы [[28]].

Как уже сообщалось, областная администрация объявила о своем намерении регулировать процесс банкротства предприятий Прикамья. Реализацией этого намерения стало подписания соглашения о координации совместных действий в отношении предприятий-должников между Администрацией Пермской области, областной налоговой инспекцией, отделением Пенсионного фонда по Пермской области и территориальным агентством Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве).

Согласно подписанному документу теперь заявления о признании должников банкротами будут подаваться сторонами в арбитражный суд только после принятия соответствующего решения постоянно действующей комиссии по банкротству под председательством первого вице-губернатора Г.Тушнолобова [[29]].

3.3.       Органы местного самоуправления

18 ноября в Пермской городской Думе прошло совместное заседание двух комиссий – по экономической политике и бюджету и по социальной политике. Заслушивались отчеты профильных управлений и комитетов городской администрации об исполнении бюджета за 9 месяцев. Депутатами было отмечено, что в основном в бюджетных сферах в 1998 году допущен рост кредиторской задолженности. Особенно она велика в сфере образования и науки. Зато в здравоохранении сложилась принципиально иная ситуация: при финансировании на уровне 70% к плану (который, в свою, очередь покрывает едва половину потребностей отрасли) кредиторская задолженность у них по сравнению с началом года уменьшилась на 7%. Отмечена также активная работа управления здравоохранения по проведению взаимозачетов. К заслушанным отчетам у депутатов была еще одна претензия. Несмотря на отсутствие в утвержденном бюджете соответствующих статей, деньги тратились на капремонт, командировки, оборудование. В решении комиссий на это обстоятельство обращается внимание главы города [[30]].

В сложной ситуации оказались депутаты Пермской городской Думы, когда им предложили рассмотреть вопрос о повышении заработной платы работникам бюджетных учреждений. Увеличение ее на 10% с 1 июля было заложено в законе о бюджете области на этот год, а 29 сентября соответствующий указ подписал губернатор. Однако реальных денег — 29 млн. «живых» рублей — для осуществления этого мероприятия в городском бюджете нет. Более того, зарплата и сейчас задерживается. Поэтому глава города Ю.Трутнев предложил посчитать индексацию заработной платы нецелесообразной.

Депутаты решили принять информацию главы администрации города к сведению и договорились еще раз рассмотреть этот вопрос вместе с проектом бюджета на будущий год [[31]].

В Березниках, несмотря на тяжелое финансовое положение, администрации города удалось выделить дополнительные льготы малоимущим бюджетникам и пенсионерам. Мэрия издала постановление об оказании им муниципальной социальной помощи. Неработающие пенсионеры теперь могут рассчитывать на общий доход в размере 350 рублей, работники бюджетной сферы — четыреста. Добавка к пенсиям и зарплате будет выдаваться талонами на приобретение продовольственных товаров в магазинах [[32]].

Для сокращения бюджетных расходов глава Березников А.Мошкин предложил управлениям городской администрации изучить возможности сокращения сети муниципальных учреждений. По прогнозам, скоро в Березниках останется лишь одна библиотека, могут исчезнуть все детские клубы по месту жительства, в областное подчинение перейдут отделы ЗАГСа и некоторые другие структуры.

Все это может стать результатом введения в действие областного закона «О нормативах минимальной бюджетной обеспеченности», на основе которого верстался областной бюджет на 1999 год. До сего времени город-донор являлся одним из немногих островков социальной стабильности в Прикамье. Новый закон снизит уровень жизни многих горожан, привыкших к определенному достатку и социальным гарантиям, и приведет к значительному росту социальной напряженности [[33]].

Чем ближе рассмотрение депутатами Законодательного собрания проекта областного бюджета 1999 года, тем четче прорисовываются контуры противостояния государственных органов власти и местного самоуправления. Главы городов и районов опасаются, что губернские власти максимально сконцентрируют финансовые потоки на уровне собственно областного бюджета. А если так, то под угрозу ставится самостоятельность территорий. Обеспокоенные планами губернаторской команды главы местного самоуправления уже провели несколько встреч, на которых пытались договориться о том, как «всем миром» отстаивать свои интересы [[34]].

На совещании в Нытве руководители администраций десяти районов западного региона Прикамья обсудили проект областного бюджета [[35]]. В Кудымкаре прошел семинар-совещание глав сельских администраций и депутатов местных представительских органов Коми-Пермяцкого автономного округа. Обсуждались ход реализации закона об основах местного самоуправления Российской Федерации, принципы разграничения полномочий между органами власти [[36]].

Осуществляются попытки создания объединения представителей различных территорий Прикамья. Уже сообщалось о создании Ассоциации муниципальных образований «Верхнекамье», удалось договориться о создании подобного союза в масштабах всей области (см.: Социально – экономическое положение Пермской области в октябре 1998 года).

В начале ноября в местных средствах массовой информации было объявлено о создании Ассоциации муниципальных образований «Прикамье». Инициатива объединения прикамских муниципалитетов принадлежит главе местного самоуправления Березников А.Мошкину. По словам самого господина Мошкина, в других регионах России (например, в Свердловской области) муниципалитеты объединялись под руководством и по инициативе городских властей областного центра. В Пермской области, однако, мэр Перми Ю.Трутнев такую инициативу не проявил и занял выжидательную позицию (так ее охарактеризовал Мошкин) — пермяки в совещании 15 октября участия не принимали.

И Мошкин, и другие члены Ассоциации публично отрицают намерение конфронтировать с областной администрацией, да и о наличии такой конфронтации говорят исключительно сдержанно. Тем не менее, в беседах с журналистами постоянно упоминается необходимость противодействия попыткам (неупоминаемых сил) поссорить муниципальные образования, противопоставить, в частности, территории–доноры дотационным территориям [[37]].

Состоялись несколько встреч представителей Ассоциации с руководством законодательной и исполнительной власти Прикамья. Побывавшая в Перми делегация увезла с собой обнадеживающие заверения руководителей области, что никто не собирается ущемлять интересы органов местного самоуправления и оснований для политической конфронтации различных уровней власти в Пермской области не существует. Впрочем, по оценке газеты «Новый компаньон», это не значит, что все проблемы разрешены. Видимо, дело все–таки заключается в том, что, оказавшись перед перспективой создания коалиции территорий, областные власти решили пойти на уступки.

Одна из обсуждаемых проблем касается Закона «О минимальных социальных стандартах». Ряд его положений, по мнению представителей территорий, серьезно ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления. При этом, как выяснилось, законодатели «по недосмотру» нарушили одну из статей Закона «Об основах бюджетных прав» территорий. На встрече с главами городов и районов 27 октября губернатор Г.Игумнов согласился с тем, что в закон, касающийся социальных стандартов, необходимо внести изменения. Видимо, соответствующие поправки будут обсуждены и приняты на ближайшем пленарном заседании Законодательного собрания. По мнению заместителя председателя областного парламента Н. Девяткина, после внесения изменений в текст закона он удовлетворит как органы местного самоуправления, так и государственной власти.

Более сложная проблема — исполнение органами местного самоуправления государственных функций. Например, выплаты детских пособий. На сегодня ситуация такова: ошибкой при формировании бюджета 1998 года было то, что нормативы отчислений и дотаций по исполнению государственных функций были рассчитаны для всех территорий. Однако отдельной бюджетной строкой не прописаны. Отсюда возникла ситуация, когда любой житель города или района мог требовать от глав местного самоуправления свои законные льготы. Представители территорий заявили, что в бюджете 1999 года должны быть прописаны все государственные функции с суммами на их обеспечение.

Еще один вопрос, на который пока нет однозначного ответа: что делать с недоимкой и кредиторской задолженностью? Есть предложение завести недоимку отдельной доходной строкой в бюджет-99. Причем согласно одному из обсуждаемых вариантов, органы местного самоуправления сами должны решать, какие долги погашать в первую очередь [[38]].

Таким образом, есть все основания полагать, что Ассоциация «Прикамье» станет еще одной попыткой мэров повлиять на политические, в том числе и избирательные, процессы. Так, уже сейчас говорят, что создание муниципального союза может оказать существенное влияние на будущие губернаторские выборы. Дистанцированная и от губернаторского дворца, и от властей Перми, и от финансово–промышленных группировок Ассоциация «Прикамье» способна сыграть роль «третьей силы». Члены Ассоциации «Прикамье» вполне серьезно обсуждают идею создания общего муниципального банка [[39]].

На возможное использование Ассоциации «Прикамье» в ходе борьбы за губернаторское кресло указывает корреспондент газеты «Новый компаньон». Он считает, что в области началась подготовка к будущим выборам, и главы местного самоуправления спешат создать собственную партию, своего рода местный «Наш дом», которая может стать организационной базой любой предвыборной кампании. Несколько иначе он оценивает и позицию главы администрации г. Перми. В качестве аргумента того, что Ю.Трутнев не только не дистанцируется от созданного объединения, а является его неформальным лидером, он приводит интервью пермского мэра газете «Местное время». В нем Ю. Трутнев указывает на угрозу, нависшую над главами муниципалитетов: «По сути дела отменяются основы прав и возможностей местного самоуправления». Облфинуправление сверстало областной бюджет-99 так, что мэры «будут не в состоянии выполнить свои бюджетные обязанности». В связи с этим необходимо объединяться и единым фронтом идти в наступление на обладминистрацию, поскольку только «таким образом создается основа для заявления о том, что руководители территорий несколько иначе видят... бюджетный процесс, нежели это сегодня происходит в администрации области». Из этого корреспондент делает вывод, что мэр Перми, по сути, «бежит впереди политического паровоза, старательно изображая и его мотор, и его гудок» [[40]].

3.4.       Деятельность правоохранительных органов

Вслед за мэром Перми решила проявить суровость к неплательщикам налогов милиция областного центра. На недавней коллегии главы Перми перед правоохранительными органами города была поставлена задача пополнения бюджета, а также определены способы для ее успешного решения. Сегодня в каждом районе города создана чрезвычайная комиссия, в состав которой входят, в том числе, сотрудники милиции. Как правило, это начальники отделов по борьбе с экономическими преступлениями. На заседания этих комиссий приглашаются руководители предприятий–неплательщиков, у которых выясняется, куда уходят деньги. Через комиссии за полтора месяца прошло уже более сотни руководителей. По сообщению газеты «Новый компаньон», многие из провинившихся изыскали внутренние резервы и заплатили если не все, то хотя бы часть налогов. Вплотную идет работа со злостными неплательщиками. Проводится проверка в «Камском речном пароходстве», где, как предполагается, будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела по факту ложного банкротства. Идет комплексная проверка в АО «Камкабель», попал в сферу аналогичного внимания «Торговый дом «Велта». Возбуждены уголовные дела в отношении руководителей ЖСК–84, Пермского технического университета, фирмы «Атлантида», а также дирекции печально известного строящегося комбината детского питания, где ущерб составил около 2 млрд. рублей.

Еще одно направление поиска средств — борьба с незаконным оборотом алкоголя. Выявлено 5 цехов по изготовлению «бодяжной» водки, изъяты 17,5 тыс. литров алкоголя. Началась активная проверка автостоянок. По словам представителей милиции, это «непаханая целина», позволяющая уводить из–под контроля огромные деньги. Все коттеджи, находящиеся в пригороде Перми, уже попали в «черный» список. Сотрудники районных ОБЭП займутся каждым из них на предмет выяснения, на какие средства построена эта роскошь [[41]].

3.5.       Политические партии и организации

Обсуждение проекта областного бюджета и наметившееся противостояние местных и региональных властей вызвало определенный резонанс в политических кругах Прикамья. По мнению депутата Госдумы, главы областной организации партии «Демократический выбор России», сегодня баланс концентрации финансовых потоков нарушен явно не в пользу богатых территорий. Он выступил с поддержкой позиции доноров поскольку, по его мнению, именно на них падает сегодня основная нагрузка по социально–экономическому развитию всей области и неразумно «стричь овец» сверх того, что они могут дать без ущемления их интересов. Постоянное неразумное перераспределение средств от доноров в дотационные территории порождает у последних психологию иждивенчества: чем хуже они работают, тем больше получают из областного бюджета. Поэтому, по выражению газеты «Новый компаньон» «гайдаровцы намерены грудью встать на защиту донорских интересов». По словам В.Похмелкина, речь идет о том, чтобы организовать единые действия сторонников ДВР в областном Законодательном собрании, а также «соответствующим образом апеллировать к общественному мнению» для того, чтобы бюджет-99 был принят в безобидном для доноров варианте. В противном случае, считает В.Похмелкин, быть бедной территорией будет по-прежнему выгоднее, чем богатой [[42]].

Фронт донорских территорий, получивший поддержку большинства законодателей, также нашел союзника в лице областного совета профсоюзов. Глава облсовпрофа Б.Пожарский считает, что «подобный бюджет принципиально не может быть принят даже в первом чтении. Он не учитывает того, что доходная часть и ее рост должны обеспечиваться нормальной работой предприятий, созданием условий, в которых они могут жить и развиваться». В нашей области, по его мнению, увеличение доходной части предусматривается за счет фискальных мер. Профсоюзы считают, что такой бюджет в 1999 году недопустим [[43]].

Пермский областной Совет профсоюзов выступил с заявлением к властным органам и работодателям, в котором еще раз обратил внимание на негативные последствия рыночных реформ и проводимой социально-экономической политики. Интересно проследить эволюцию высказываний лидеров облсовпрофа. Длительное время главным виновником острой социально-экономической ситуации в них оставалось правительство РФ и президент. В ходе октябрьской Всероссийской акции протеста председатель облсовпрофа Б.Пожарский вместе с критикой правительства «пускает пробный шар» в адрес руководства области: «Предпринимаемые областными властными органами меры по стабилизации социально-экономического положения области не достаточны». В последнем заявлении претензии целиком обращены в сторону региональных властей. Облсовпроф предупредил исполнительные и законодательные органы, что если в ближайшее время обстановка не изменится к лучшему, профсоюзы выступят организаторами массовых акций протеста [[44]].

В этом году Пермскому облсовпрофу исполняется 50 лет. На пресс-конференции посвященной этому событию председатель облсовпрофа сказал, что сейчас профсоюзы сильно волнует судьба требований, высказанных в ходе акции 7 октября. Они, считает Пожарский, должны быть учтены при формировании бюджета и Законодательным собранием области, и обладминистрацией. Одновременно профсоюзы работают над тем, чтобы акция протеста 7 октября показалась «детским лепетом» для тех, кто не намерен прислушиваться к ним. Отныне профсоюзы не будут соглашаться со всеми обещаниями властей. Не будут их также интересовать ссылки работодателей на разные объективные обстоятельства, поскольку выплачивать зарплату — их прямая обязанность.

Профсоюзный лидер объявил, что в ближайшее время предполагается начать целенаправленную борьбу уже не столько за выплату заработной платы, сколько за ее значительное увеличение. Профсоюзы намерены также поднять народ на защиту своего здоровья и выступить против дальнейшего развала системы здравоохранения [[45]].

Последние события политической жизни подтолкнули пермских демократов к объединению. 24 ноября мирное течение политической жизни в Прикамье было нарушено. Причин для этого нашлось сразу несколько. Антисемитские речи генерала Макашова, «официальный» сепаратизм Калмыкии и Татарстана, взаимные разоблачения офицеров спецслужб. Гибель Галины Старовойтовой стала последней каплей, после которой директор Пермского регионального правозащитного центра И.Аверкиев и председатель отделения общества «Мемориал» А.Калих выступили с обращением ко всем демократам принять участие в экстренном собрании.

Предлагалось решить два вопроса: могут ли демократы рассчитывать на воссоздание своего движения в Перми и если да, то, что им делать. Депутат Госдумы «выборосс» В.Похмелкин призвал собравшихся сплотиться и создать единый антитоталитарный, антинацистский и антикриминальный фронт. Посовещавшись, участники экстренного собрания решили создать Координационный совет из представителей партий и движений, куда вошли также все желающие поработать над созданием новой организации. Предполагается, что окончательно она оформится в первой декаде декабря. Неформальным лидером процесса объединения пока выступает директор Пермского регионального правозащитного центра И.Аверкиев, в прошлом добровольно ушедший из серьезной политики [[46]].

В отношении убийства Галины Старовойтовой высказались и местные коммунисты. На пресс-конференции обкома КПРФ они дали свое видение ситуации в стране. По сообщению газеты «Звезда», первый секретарь обкома Ю.Перхун сказал буквально следующее: «Те, кто посеял ветер, сейчас пожинают бурю. Проходит время ельциных, собчаков, станкевичей, старовойтовых. Оно проходит ужасно. В виде таких совершенно не присущих России эксцессов, когда убивают женщину. Что может быть хуже, подлее?! Мне кажется, немногие знают, кто такая Старовойтова. Несмотря на свой скандальный характер, покойница все-таки менее известна, чем, скажем, Собчак. Не Старовойтова будет яблоком раздора в нашем государстве. Я скажу беспощадно, может быть, но ее силы мощно использовали в Карабахе. Когда ее популярность стала падать, ей популярность попытались поднять, убив ее. Не можем мы поощрять тех мерзавцев, которые с людьми расправляются таким образом. Но... Мы все пожинаем плоды своей деятельности. И она — тоже. Я не уверен, что на три минуты весь Ленинград потушит свет. Не потушит! Может быть, один домик, где живет Гайдар со своими причиндалами, и погасит. Они переоценивают свое значение для нашей России!» [[47]].

Это высказывание еще раз подтверждает, что после летне-осеннего правительственного кризиса коммунисты почувствовали себя «на коне» и стали требовать от региональных властей «отречения от курса реформ» и поддержки их позиции в отношении импичмента президенту. Газета «Новый компаньон» опубликовала некоторые фрагменты переписки губернатора Прикамья Г.Игумнова и Первого секретаря обкома КПРФ Ю.Перхуна, в частности ответ последнего на письмо губернатора. По словам оппозиционеров, «позиция, которой вы следуете, коммунистам известна: вали на всех и всякого, авось пройдет... Стремление членов вашей партии (НДР — корр.), Ельцина и его окружения стать сверхбогатыми за счет ограбления масс, приобрести титулы «князей» и «баронов», а народ превратить в быдло, продать землю, приобщиться к «царскому двору» затмило глаза и отодвинуло нравственность на второй план». Учитывая то, что коммунисты поддержали Г.Игумнова на губернаторских выборах и раньше никогда не допускали в отношении него подобных выпадов, можно говорить о том, что и в Прикамье коммунисты почувствовали себя достаточно уверенно, чтобы столь резко обозначить свою позицию в отношении региональных властей [[48]].



Источники

[1]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — октябре 1998 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1998. — С. 5 — 6.

[2]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — октябре 1998 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1998. — С. 10 — 11.

[3]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — октябре 1998 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1998. — С. 31 — 34.

[4]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — октябре 1998 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1998. — С. 24 — 26.

[5]. Коротко... // Звезда. — Пермь, 1998. — 28 ноября.

[6]. Подписание договора... // Новый компаньон. – Пермь, 1998. – 3 ноября. — №38.

[7]. Геннадьев А. Пробный шар запущен // Пермские новости. – Пермь, 1998. – 6 ноября. — №137.

[8]. Нефтедобытчики просят помощи // Новый компаньон. – Пермь, 1998. – 10 ноября. — №39.

[9]. Коденко В. Холодно... Ещё холоднее... // Звезда.  — Пермь, 1998. — 27 ноября.

[10]. Коденко В. Пермэнерго меняет хозяина // Звезда.  — Пермь, 1998. — 24 ноября.

[11]. В понедельник, у губернатора // Капитал. – Пермь, 1998. – 18 ноября.

[12]. Алиев Р. За закрытыми дверями // Звезда. – Пермь, 1998. – 24 ноября.

[13]. Семёнов М. В понедельник, у губернатора // Капитал. – Пермь, 1998. – 25 ноября.

[14]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — октябре 1998 года: Доклад / Пермский. областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1998. — С. 65.

[15]. Власенко Т., Москвин А. Областные финансы  запели романсы // Новый компаньон. – Пермь, 1998. – 10 ноября. — №39.

[16]. Москвин А. Бюджет урежут, но не больно // Новый компаньон. – Пермь, 1998. – 10 ноября. — №39.

[17]. В понедельник, у губернатора // Капитал, — Пермь, 1998. – 4 ноября.

[18]. Москвин А. Доноры и вампиры // Новый компаньон. – Пермь, 1998. – 24 ноября. — №41.

[19]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — октябре 1998 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1998. — С. 54 — 56, 88.

[20]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — октябре 1998 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1998. — С. 80 — 84.

[21]. Трясцын Г. Всех под одну гребёнку // Звезда. – Пермь, 1998. – 27 ноября.

[22]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — октябре 1998 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1998. — С. 75 — 78.

[23]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — октябре 1998 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1998. — С. 89 — 95.

[24]. Хайбутов В. Конфликт гаснет? // Звезда. – Пермь, 1998. – 13 ноября.

[25]. Хайбутов В. Эстафета протеста // Звезда. – Пермь, 1998. – 26 ноября.

[26]. Депутаты отказались от участия в МАССе // Новый компаньон. – Пермь, 1998. – 24 ноября. — №41.

[27]. В понедельник, у губернатора // Капитал. — Пермь, 1998. — 25 ноября.

[28]. Ужегов В. Сколько стоит земля? // Капитал. — Пермь, 1998. — 25 ноября.

[29]. Солодянкина Е. Г. Тушнолобов будет решать судьбы банкротов // Новый компаньон. – Пермь, 1998. – 10 ноября. — №39.

[30]. Бюджет: итоги 9 месяцев // Вечерняя Пермь. – Пермь, 1998. – 19 ноября. — №123 – 124.

[31]. Семёнов М. Бюджетникам зарплату не повысили // Звезда. – Пермь, 1998. – 5 ноября.

[32]. Пырсиков В. В талонах подкормка // Звезда. – Пермь, 1998. – 5 ноября.

[33]. Алиев Р. Невыгодный закон // Звезда. – Пермь, 1998. – 6 ноября.

[34]. Москвин А. Государство и «земства»: каждому — свое! // Новый компаньон. – Пермь, 1998. – 3 ноября. — №38.

[35]. Трясцын Г. Под одну гребёнку // Звезда. – Пермь, 1998. – 27 ноября.

[36]. Истомин Ф. Знать и уметь // Звезда. – Пермь, 1998. – 28 ноября.

[37]. Лучников А. Александр Мошкин во главе «третьей силы» // Новый компаньон. – Пермь, 1998. – 3 ноября. — №38. 

[38]. Москвин А. Государство и «земства»: каждому — свое! // Новый компаньон. – Пермь, 1998. – 3 ноября. — №38.

[39]. Лучников А. Александр Мошкин во главе «третьей силы» // Новый компаньон. – Пермь, 1998. – 3 ноября. — №38.

[40]. Емельянов Н. Мэрское наступление // Новый компаньон. – Пермь, 1998. – 3 ноября. — №38.

[41]. Власенко Т. В Перми объявлена война дворцам // Новый компаньон. – Пермь, 1998. – 10 ноября. — №39.

[42]. Богатство — не порок // Новый компаньон. — Пермь, 1998. — 10 ноября.

[43]. Москвин А. Доноры и вампиры // Новый компаньон. — Пермь, 1998. — 24 ноября.

[44]. Будем верить только делам // Профсоюзный курьер. — Пермь, 1998. — 19 ноября. — №46.

[45]. Семёнов М. Золотой облсовпрофа // Звезда. – Пермь, 1998. – 12 ноября.

[46]. Семёнов М. Против кого дружить будем? // Звезда. – Пермь, 1998. – 26 ноября.

[47]. Семёнов М. Против кого дружить будем? // Звезда. – Пермь, 1998. – 26 ноября.

[48]. Москвин А. Ю. Перхун решительно размежевался с пермским губернатором // Новый компаньон. — Пермь, 1998. — 17 ноября. — №40.