Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Ингушетия

Адам МАЛЬСАГОВ

Республика Ингушетия

в ноябре 1998 года

1.    власть

1.1.       Президент РИ

25 ноября Президент Ингушетии дал интервью газете Коммерсантъ-Дейли, в котором назвал «полной глупостью» ранее прозвучавшие в прессе заявления о причастности руководства Ингушетии к похищению полпреда Президента РФ в Чечне В.Власова. Р.Аушев считает, что депутат Госдумы РФ М.Аушев озвучивший эту версию испытывает давление силовых органов России подталкивающих его к подобным заявлениям.

Президент Ингушетии заявил, что в Москве есть силы заинтересованные в дискредитации руководства республики и дестабилизации обстановки в регионе [[1]].

В интервью газете «Коммерсантъ Дейли» 27 ноября Президент Ингушетии высказал убеждение в том, что урегулирование ситуации в Чечне напрямую связано с исполнением российской стороной ранее принятых двухсторонних соглашений.

Р.Аушев назвал нелепым лозунг о территориальной целостности на основе которого Москва строит свои отношения с Грозным. «Чечне надо дать максимально льгот, освободив ее от налогов лет на десять». Р.Аушев убежден, что закрытие воздушных коридоров из Чечни ошибка, «надо дать возможность жителям республики самим зарабатывать себе на жизнь, позволив свободно летать в шоптуры» [[2]].

Поздравляя сотрудников МВД республики с профессиональным праздником Р.Аушев отметил, что милиция республики за шесть лет своего существования, «в сложнейших условиях в регионе сумела превратиться в мощную структуру способную решать любые, самые сложные задачи». Президент Ингушетии заявил, что нужды МВД будут постоянно в центре внимания руководства республики [[3]].

1.2.       Народное Собрание-Парламент РИ

1.2.1.      Законотворческий процесс

В ноябре депутаты НС-П РИ приняли во втором чтении целый ряд законопроектов. В том числе и отложенный на предыдущих заседаниях проект закона РИ «Об Избирательной комиссии Республики Ингушетия». Во втором чтении приняты представленные комиссией по законодательству проекты законов РИ «О судебных участках мировых судей» и «О гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Ингушетия»; разработанные комиссией по экономической политике проекты законов РИ «Об оценочной деятельности в Республике Ингушетия», «О налоге с продаж». Также во втором чтении был принят представленный комиссией по межнациональным и международным отношениям, связям с общественными и религиозными объединениями проект закона РИ «О регулировании некоторых вопросов религиозной и миссионерской деятельности в Республике Ингушетия», запрещающий на территории РИ деятельность в любых формах экстремистских религиозных организаций, а также пропаганду религиозной розни.

Парламентарии приняли законы РИ «О противотуберкулезной помощи населению и предупреждении распространения туберкулеза в Республике Ингушетия» и «О лекарственном обеспечении граждан на территории Республики Ингушетия» [[4]].

На сессии принят также Закон Республики Ингушетия «О выборах депутатов Народного Собрания-Парламента Республики Ингушетия». Работа над законом началась в 1997 году, однако, депутаты отложили его принятие, посчитав, что это не является первоочередным делом [[5]].

Президент Ингушетии Р.Аушев направил в парламент письмо, в котором выразил свою озабоченность в связи с задержкой принятия закона. В письме Р.Аушев напомнил депутатам, что срок их полномочий истекает в феврале 1999 года. Президент Ингушетии заявил, что в случае непринятия депутатами до конца ноября закона, он будет вынужден утвердить Временное положение, по которым и пройдут выборы в ингушский парламент.

Принятый депутатами НС-П РИ Закон «О выборах депутатов Народного Собрания-Парламента РИ» в общих принципах совпадает с аналогичным федеральным законом. Одной из особенностей закона принятого ингушским Парламентом стало гарантированное представительство национальных групп (меньшинств) в Народном Собрании РИ В пункте 2 ст.12 Закона зафиксировано следующее:

«…Президент Республики Ингушетия как гарант Конституции, прав и свобод граждан своим указом вводит в состав Народного Собрания по одному представителю от каждой национальной группы из числа кандидатов в депутаты, получивших на выборах большее число голосов избирателей, но не набравших необходимого количества голосов для избрания депутатом. Исходя из численного состава национальной группы, в состав Народного Собрания может быть введено и более одного представителя. При этом число депутатских мандатов для представителей национальных групп, вводимых в состав Народного Собрания указом Президента Республики Ингушетия, не может быть свыше трех» [[6]].

19 ноября Президент Ингушетии Р.Аушев подписал Указ «О назначении выборов депутатов Народного Собрания-Парламента РИ, в соответствии с которым выборы пройдут 28 февраля 1999 года [[7]].

1.2.2.      Обращение Парламента РИ к Председателю Правительства РФ

Парламент Ингушетии направил Председателю Правительства РФ Е.Примакову заявление, в котором выразил крайнее возмущение распоряжением подписанным руководителем ФМС РФ Т. Регент.

Распоряжением миграционной службе РИ вменяется проведение в течении ноября месяца «анкетирование среди вынужденных переселенцев (ингушей) из Пригородного района Северной Осетии для определения желающих расселиться на территориях других субъектов РФ на условиях предоставления им жилищных сертификатов, ориентированных на конкретные районы проживания».

Появление указанного распоряжения расценивается ингушским парламентом как сговор Северо-Осетинского руководства и федеральных властей с целью не допустить ингушских беженцев в Пригородный район Северной Осетии. «Этот замысел, - говорится в заявлении, - противоправен, попытки его реализации несут в себе угрозу дестабилизации в регионе …Он демонстрирует бессилие федерального центра перед воинствующим национализмом и экстремизмом, провоцирует людей, подвергшихся геноциду, на опасные, необдуманные действия»

Парламент потребовал «…отмены указанного распоряжения ФМС России появившегося не из побуждений направленных на восстановление законности и мира в регионе; обеспечить в соответствии с Конституцией РФ беспрепятственное возвращение и обустройство депортированных граждан ингушской национальности в места постоянного проживания в Пригородном районе и городе Владикавказе» [[8]].

1.3.       Правительство РИ

1.3.1.      Заявление правительства

В связи с зашедшими в тупик осетино-ингушскими переговорами по возвращению ингушских беженцев в Северную Осетию Правительство Ингушетии выступило с заявлением. В заявлении говорится, что «…путь компромиссов с руководством Северной Осетии, на которые в течение 6 лет неоднократно шла ингушская сторона, на практике лишь закрепляет этническую чистку 1992 года.

Сегодня в Республике Северная Осетия-Алания под прикрытием заявлений о приверженности конституционным нормам постоянно и грубо нарушаются права человека, осуществляется преследование ингушей по принципу их национальной принадлежности. Ни один из принятых Федеральными органами государственной власти документов не выполняется, в результате чего процесс ликвидации последствий трагедии осени 1992 года заведен в тупик. А полномочное представительство Президента РФ, с точки зрения правительства РИ, в этой ситуации ограничивает свою роль констатацией фактов и выполнением задач экономического характера».

Правительство РИ заявило «о бесперспективности сложившейся практики переговоров, консультаций и согласований с правительством РСО-А вопросов возвращения, вынужденных переселенцев ингушской национальности в места своего постоянного проживания и намерено впредь руководствовать в своей деятельности исключительно Конституцией РФ и действующим российским законодательством» [[9]].

1.3.2.      Социальные гарантии

Правительство Республики Ингушетия приняло Постановление о социальной защите населения республики в связи с повышением цен на газ. Министерству труда и социального развития РИ совместно с главами администраций районов, городов и населенных пунктов республики в соответствии с принятым документом необходимо определить количество семей, проживающих в индивидуальном жилищном фонде, оборудованном газовыми отопительными системами, и имеющими доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума. Делается это для того, чтобы для данной категории граждан сохранить во втором полугодии текущего года прежний уровень цен на природный газ. Суммарный объем газа, который будет реализовываться по старым ценам, не должен превышать 57% от общего объема поставки газа населению республики. Такое условие содержится в постановлении Федеральной энергетической комиссии России от 26.06.98 г. №211. Государственное предприятие «Ингушгаз» должно определить порядок распространения действия розничной цены на газ в соответствии механизмом предоставления гражданам компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг [[10]].

1.3.3.      Социальные программы и финансовый кризис

Председатель Правительства Республики Ингушетия М.Б.Дарсигов подписал Постановление о приостановлении действия отдельных нормативно-правовых актов, не обеспеченных в текущем финансовом году источниками финансирования в бюджете республики. До конца текущего года без финансирования останутся следующие нормативно-правовые акты: «Об адресной и социальной помощи незащищенным слоям населения РИ», «О комплексной программе социальной защиты населения», «О целевой программе «Пожарная безопасность и социальная защита», «О государственной программе «Охрана, пропаганда и использование памятников истории и культуры», «О программе «Молодежь Ингушетии», «О программе «Развитие физкультуры и формирование здорового образа жизни», «О состоянии и мерах по улучшению охраны здоровья женщин и детей в Республике Ингушетия» [[11]].

1.4.       Прокуратура

Прокурора Ингушетии М.Белхароева обратился с письмом к гражданам Чеченской Республики. В обращении М.Белхароева направленном руководству и СМИ Чечни говорится, что «проникающие из Чечни в Ингушетии организованные вооруженные группы совершают действия, способствующие обострению и без того тяжелой криминогенной обстановки. Похищение людей стало настоящим бичом последних лет. «Действия организованных вооруженных групп вызывают справедливое возмущение и гнев. Граждане нашей республики обращаются к руководству республики и в правоохранительные органы с законными требованиями положить конец творящемуся произволу».

В целях обеспечения безопасности, говорится в обращении, мы вынуждены принимать соответствующие меры, в том числе ужесточить режим пересечения административной границы с Чеченской Республикой и задерживать прибывающих к нам вооруженных «визитеров». Немало лиц – членов вооруженных групп уже осуждено судами нашей республики за совершение тяжких преступлений, другие содержатся под стражей. Только в текущем году жителями Чечни похищено с территории Ингушетии 27 человек, двое из которых убито. За совершение этих преступлений арестованы и содержатся под стражей 11 граждан Чеченской Республики, десятки человек объявлены в розыск.

Однако, каждый случай законного задержания вооруженных лиц вызывает поток обращений со стороны руководителей различного уровня Чеченской Республики, родных и близких задержанных».

Сотрудникам правоохранительных органов ЧРИ, прибывающим в республику по служебным вопросам, предложено прокурором соблюдать установленный порядок, оформлять командировочные удостоверения и извещать соответствующие правоохранительные органы Ингушетии о цели приезда. Остальных граждан Чечни прокурор призвал оставлять оружие дома, не вынуждая правоохранительные органы Ингушетии принимать адекватные меры.

Это относится и к вооруженным работникам многочисленных ведомств Чеченской Республики. М.Белхароев также заявил, что разрешения, выданные этими ведомствами, на территории Ингушетии не имеют юридической силы, поскольку действующее в Ингушетии законодательство предоставляет право ношения служебного оружия только определенным категориям лиц: «Оружие к добру не приводит, говорится в заключении обращения, а противозаконные действия вышеназванных лиц могут вызвать отчужденность между нашими народами и привести к нежелательным последствиям. Обращаясь к гражданам Чеченской Республики-Ичкерия, надеюсь быть услышанным» [[12]].

2.    Общественно-политические организации

2.1.       «Отечество»

В Назрани прошла учредительная конференция «партии Ю.Лужкова» - «Отечество». Новая партия, чье отделение теперь действует и в Ингушетии, объединяет в своих рядах не «политических», а «конкретно-практических» людей озабоченных судьбой и будущим страны, в которой мы живем. Деятельность своей партии «лужковцы» характеризуют тремя ключевыми словами: работа, польза, забота, а их идейный двигатель – вера в великую Россию. Лидером ингушских «лужковцев» на учредительной конференции был избран Б.О.Шакриев, зам. мэра Назрани по связям со СМИ. Участники конференции избрали делегатов на межрегиональную учредительную конференцию, которая пройдет в Краснодаре. Ингушетию там будут представлять Б.О.Шакриев и главный редактор общенациональной газеты РИ «Сердало» М.К.Озиев [[13]].

2.2.       Обращение старейшин РИ к чеченскому народу

Старейшины Ингушетии обратились к президенту и правительству Чеченской Республики, ко всему чеченскому народу со следующим заявлением:

«Чеченцы и ингуши – представители единого вайнахского народа, говорится в обращении, все тяжелые испытания наши народы прошли поддерживая друг друга. Нетерпимыми на этом фоне выглядят вылазки преступников из Чечни на территорию Ингушетии, совершаемые ими убийства, похищения людей, грабежи.

Пользуясь открытостью границ из Чечни в Ингушетию проникают вооруженные грабители, похитители людей, убийцы. Совершив преступления они скрываются от ответственности в Чечне, становятся недосягаемыми для правоохранительных органов Ингушетии.

Похищениям, убийствам и грабежам подвергаются жители Ингушетии и среди них представители чеченской национальности, а также и гости Ингушетии из соседних республик, строители из стран ближнего и дальнего зарубежья. Это наносит Ингушетии моральный и экономический урон.

Вопреки изоляционизму, навязываемому Чечне, Ингушетия стала для нее одним из коридоров связи с другими регионами и республиками. Но по этому коридору, к сожалению, «шастают» преступники.

Народ Ингушетии возмущен творящимся беспределом и требует принятия решительных мер по пресечению криминала, но какие бы меры ни принимались руководством Чечни и Ингушетии по пресечению криминализации, эта задача не будет успешно решена без активного подключения к ней народов двух наших республик».

Старейшины выразили уверенность, что «здоровые силы Чечни пресекут криминальные действия своих сограждан и тем самым будут уничтожены ростки взаимного недоверия и обид, а «дружба братских народов, завещанная нам нашими предками, будет и дальше развиваться и крепнуть» [[14]].

3.    Экономика

3.1.       Сельское хозяйство

В правительстве Ингушетии разработана программа по выводу агропромышленного комплекса из кризисного состояния.

Программой предусматривается:

1. Создание и развитие семеноводческих и племенных предприятий;

2. Укрепление базы МТС;

3. Активизация работы по использованию химических средств защиты растений и минеральных удобрений;

4. Выделение категорий хозяйств в зависимости от финансового состояния, уровня внутренней организации, степени значения их для агропромышленного комплекса;

5. Вовлечение потенциала частного сектора, а также неиспользуемых земель и животноводческих помещений сельхозпредприятий в производство продукции сельского хозяйства;

6. Оживление пищевой и перерабатывающей промышленности;

7. Определение функциональных обязанностей МСХиП, конкретное разделение полномочий МСХиП РИ и администраций районов и городов [[15]].

4.    Социальная сфера

4.1.       Занятость населения

Департамент по труду и занятости РИ сообщил, что с августа с.г. число граждан республики ищущих работу увеличилось на 659 человек. Всего признано безработными в Ингушетии 11052 человека [[16]].

4.2.       Социальные выплаты

Задолженность Министерства социальной защиты гражданам республики составляет на начало ноября 61 млн. рублей, эти деньги должны были быть перечисленными из Москвы.

В связи с нехваткой денег в Минсоцзащите принято решение о первоочередных выплатах пособий малообеспеченным и многодетным семьям [[17]].



Источники

[1]. Коммерсантъ Дейли. — 1998. — №220. — 25 ноября.

[2]. Коммерсантъ Дейли. — 1998. — №222. — 27 ноября.

[3]. Сердало. — 1998. — №97. — 11 ноября.

[4]. Сердало. — 1998. — №97. — 11 ноября.

[5]. Сердало. — 1998. — №97. — 11 ноября.

[6]. Сердало. — 1998. — №98-99. — 12 ноября.

[7]. Сердало. — 1998. — №102. — 26 ноября.

[8]. Сердало. — 1998. — №102. — 26 ноября.

[9]. Сердало. — 1998. — №93. — 3 ноября.

[10]. Сердало. — 1998. — №93. — 3 ноября.

[11]. Сердало. — 1998. — №93. — 3 ноября.

[12]. Сердало. — 1998. — №102. — 26 ноября.

[13]. Сердало. — 1998. — №97. — 11 ноября.

[14]. Сердало. — 1998. — №95. — 5 ноября.

[15]. Голос Назрани. — 1998. — №38. — 6 ноября.

[16]. Сердало. — 1998. — №95. — 5 ноября.

[17]. Сердало. — 1998. — №95. — 5 ноября.