Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

Ахмет ИВАНОВ

Республика Татарстан

в октябре 1998 года

1.    ТАТАРСТАН В ИНВЕСТИЦИОННОМ РЕЙТИНГЕ РЕГИОНОВ РОССИИ

Консалтинговое агентство «Экперт-РА» при участии рейтингового агентства «Эксперт-география» опубликовали обширный материал «Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1997-1998 годы» — уже третий по счету [[1]].

Как подчеркивают составители рейтинга, он составлен преимущественно по данным за 1997 год — наиболее благополучный за весь пореформенный период. Компонентами рейтинга были взяты такие две характеристики, как инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Первая учитывает макроэкономические параметры — территориальная концентрация производственных факторов, потребительский спрос и т.п., включая при этом восемь показателей: ресурсно-сырьевой, трудовой, производственный, инновационный, институциональный, финансовый, потребительский. Вторая определяет вероятность потери инвестиций в связи с такими рисками, как экономический, финансовый, политический, социальный, экологический, криминальный, законодательный (правовой режим инвестиций).

Шкала, идентифицирующая инвестиционный риск и потенциал российских регионов, выстраивалась составителями рейтинга с выделением трех интервалов по потенциалу (высокий, средний, низкий) и четырех по риску (низкий, средний, высокий, очень высокий). Соответствующее градуирование выявило типологию регионов:

Тип 1A — «огромные возможности при минимальном риске», что оказалось характерным для Москвы и Санкт-Петербурга, кратно превысившими рейтинговые показатели всех остальных субъектов РФ.

Тип 2A. — «инвестиционный потенциал умеренный, но риск инвестиций минимальный», структурно сбалансированные регионы, представляющиеся оптимальными для относительно консервативных инвесторов — Белгородская область и Татарстан.

Тип 3A. — «минимальный риск и низкий потенциал». Таких аналогов Монако или Багамских островов среди российских регионов не выявлено.

Типы 1B и 2B — «приемлемые условия инвестирования при среднем уровне риска», присущие восемнадцати регионам, которые вместе с Белгородской областью и Татарстаном могут быть расценены как потенциальные полюса роста. Это, к примеру, — промышленно развитые Нижегородская, Пермская, Самарская, Иркутская области или промышленно-аграрные Краснодарский край, Волгоградская, Саратовская, Ростовская области (в перспективе — Красноярский край).

Тип 3B — «умеренный уровень инвестиционного риска и потенциал ниже среднего», который свойствен сорока одному региону.

Типы 1C и 2C -"высокий инвестиционный риск и значительный потенциал" (Красноярский край, Саха (Якутия) и Ямало-Ненецкий АО).

Тип 3C — «низкий потенциал и высокий риск» (Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия — Алания, Курганская область, Алтай, Хакасия, Эвенкиский АО, Усть-Ордынский АО, Агинский Бурятский АО, Чукотский АО, Камчатская область, Корякский АО, Магаданская область, Сахалинская область).

Тип 3D — очень высокий риск при низком потенциале» (Чечня, Дагестан, Ингушетия).

Каковы же конкретные позиции Татарстана с точки зрения составляющих инвестиционного потенциала в 1997-1998 гг.?

Прежде всего следует отметить весьма позитивную динамику: Татарстан сместился с 14-го места в 1996 г. и 15-го в 1997 г. на 9-е в нынешнем рейтинге, пропустив вперед обе российские столицы, Московскую, Свердловскую области, Красноярский край, Ханты-Мансийский АО, Самарскую и Пермскую области.

На долю Татарстана приходится 2,178% общероссийского потенциала (для сравнения: на Башкортостан — 2,048%).

По потребительскому потенциалу РТ также занимает 9-е место. По трудовому — 14-е, по производственному — 5-е, по инфраструктурному — 30-е, по финансовому — 8-е, по инновационному — 6-е, по институциональному — 11-е, по природно-ресурсному — 38-е места.

По общему объему розничного товарооборота Татарстан оказался на 13-м месте (Башкортостан — на 7-м) с объемом в 1997 году в 16451,7 млрд. неденоминированных руб. и 1,907% в общероссийском товарообороте.

По численности экономически активного населения РТ стоит на 9-м месте (1780,7 тыс. человек на 1.01.1998 и 2,51% в общероссийской численности).

По объему валового регионального продукта РТ — на 5-м месте (после Москвы, Ханты-Мансийского АО, Свердловской области и Санкт-Петербурга). Объем ВРП в 1996 г. — 61,33 трлн. неденоминированных руб. и 3,13% суммарного ВРП регионов России.

По плотности сети автомобильных дорог РТ — на 13-м месте.

Доходы бюджета Татарстана в 1997 г. составили 16,80 трлн. неденоминированных руб., что вывело его на 8-е место после Москвы, Ханты-Мансийского АО, Московской области, Санкт-Петербурга, Самарской области, Ямало-Ненецкого АО и Свердловской области.

Численность занятых научными исследованиями в Татарстане составила в 1997 г. без совместителей 17,86 тыс. человек, или 1,89% от общероссийской численности (9-е место по РФ).

Количество малых предприятий на 1.10.1997 г. в РТ достигло 15907, или 1,88% в общем числе российских малых предприятий (10-е место).

По запасам углеводородного сырья РТ находится на 7-м месте в России с 1127 млн. тоннами суммарных запасов сырья, или 1,29% в общих российских запасах.

С точки зрения второй характеристики — инвестиционного риска — Республика Татарстан занимал в 1996 г. 1-е место, в 1997 г. — 4-е, в 1998 г. без учета законодательного риска — 2-е место, уступая только Москве, а с учетом законодательного риска — 4-е место. Если принять средневзвешенный индекс риска по России за 1, то в Москве без учета законодательного риска этот индекс составит 0,788 (с учетом — 0,685), в Санкт-Петербурге соответственно — 0,764 (0,662), в Белгородской области — 0,801 (697), в Республике Татарстан — 0,785 (0,713). Для сравнения в Башкортостане этот индекс равняется 1,034 и с учетом, и без учета законодательного аспекта.

Рейтинг составляющих инвестиционного риска применительно к Татарстану дал 43-е место по законодательному риску, 2-е — по политическому риску, 5-е — по экономическому риску, 23-е — по финансовому риску, 21-е — по социальному риску, 23-е — по криминальному риску, 36-е — по экологическому риску.

Среди регионов с наиболее авторитетной региональной властью, судя по доле голосов, поданных за глав исполнительной власти, в процентах от общего числа избирателей Татарстан уступил первенство только Кабардино-Балкарии, где такая доля составила 97,08% по сравнению с 75,54% в РТ. Этот показатель превышает 50%-й порог только в восьми регионах РФ, замыкает десятку Башкортостан (49,03%), двадцатку — Республика Саха (Якутия) — 38,85%.

Динамика физического объема промышленного производства в региональном срезе дает следующую картину: в числе регионов с наибольшим спадом оказались Чечня, Ингушетия, Агинский Бурятский АО (в 1997 г. 8,2% от 1991 г.), Северная Осетия — Алания (9,7%), Калмыкия (13,9%), Псковская область (17,1%), Эвенкийский АО (18,7%), Дагестан (19,0%), Корякский АО (19,3%), Карачаево-Черкесия (19,8%). Среди регионов с наименьшим спадом лидируют Ненецкий АО (131,7%), Республика Саха (Якутия) с 89,4%, Белгородская область (75,5%), Вологодская область (75,0%). Татарстан здесь на 14-м месте с показателем в 57,1%.

По показателю обеспеченности регионального бюджета (соотношение собственных доходов и расходов бюджета) Татарстан не включен ни в двадцатку наиболее обеспеченных регионов — от 100% до 80%, ни в двадцатку наименее обеспеченных регионов, в которых этот показатель не превышает 50%. Не упомянут Татарстан и среди таких двадцати регионов по уровню тяжести преступлений (доля убийств и покушений на убийство в общем числе преступлений).

Динамика реальных денежных доходов на душу населения — 1997 г. к 1991 г. — показала, что Татарстан находится на 11-м месте (38,55%).

Реальное состояние инвестиционной активности показывает, что Татарстан занимает 15-е место — 17,1 млн. долларов в 1997 г., или 0,44% от суммарных инвестиций в Россию. Хотя по итогам 1993-1997 гг. Татарстан оказывается на 6-м месте — 225,3 млн. долларов, или 1,80% от суммарных инвестиций в Россию, уступая первенство Москве, Московской области, Архангельской области, Санкт-Петербургу и Красноярскому краю.

Несколько более благополучно обстоит дело с объемами отечественных капитальных вложений. В 1997 г. этот объем составил в Татарстане в фактических ценах 11272,8 млрд. неденоминированных руб., или 3,27% в России. За период 1993-1997 гг. соответственно — 54081,2 млрд., или 3,06%. По этому показателю Татарстан занимает 7-е место в РФ после Москвы, Ханты-Мансийского АО, Ямало-Ненецкого АО, на которые приходитсяч практически треть всех капитальных вложений, а также после Башкортостана, Московской и Свердловской областей.

В связи с темой иностранных инвестиций уместно привести оценку, содержащуюся в интервью для «Независимой газеты» Маартена Пронка — председателя совета директоров Рабобанка в Москве. «Особенность нынешнего момента для России, — поясняет эксперт, — заключается в том, что сейчас на ваш рынок пойдут специалисты, которые будут видеть процесс от начала до конца. Но у них будут и более высокие требования, в том числе и к банкам, и к Российскому государству, и к региональным властям. Они будут говорить: «Я хочу построить здесь молочный завод. Что ты мне как губернатор можешь дать в качестве гарантии? Я не прошу у тебя денег. Я даю тебе рабочие места, плачу налоги, но я должен получить твои гарантии. Если тебе это не нужно, есть еще 88 регионов в России. Я найду себе место». И начнется уже та конкуренция, которой еще не было. Ведь, кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Татарии, фактически не было конкурентов, борющихся за инвестиции иностранных банков» [[2]].

Последующий ход событий, однако, продемонстрировал неблагоприятные тенденции в кредитном статусе Татарстана. В ноябре пришло сообщение о дефолте, или отказе РТ от выплат по евробондам наиболее крупного налогоплательщика республики — «Татнефти» (на конец октября — 13,5 млн. долларов). Ситуация, помимо резкого падения цен на нефть, усугублялась также низким качеством татарстанской нефти. В связи с этим рейтинговое агентство «Standart & Poor's» понизило кредитный рейтинг Татарстана [[3]]. О некоторых деталях дефолта сообщает «КоммерсантЪ»: 27 апреля 1998 года банк ING Bargins выдал правительству РТ краткосрочный полугодовой кредит на сумму 100 млн. долларов с процентной ставкой LIBOR + 9% годовых. Обеспечением этого кредита должны были стать еврооблигации на сумму 300-400 млн. долларов, выпуск которых был запланирован на лето. Желающих же приобрести такие облигации уже не нашлось. Для предотвращения дефолта по внешнему долгу (совпавшему с рублевым дефолтом по РКО) Татарстан предложил схему реструктуризации долга: выплата в день погашения 10% кредита с возвратом остальной суммы в виде 10-миллионных траншей в течении 9-ти месяцев. Договориться же удалось только о месячной отсрочке. ING комментировал ситуацию так: «Заем действительно не погашен, переговоры с татарами идут очень сложно, и пока нет никаких результатов от этих собеседований». О крайних ответных мерах (аресте счетов) речи пока не шло. Снижение же кредитного рейтинга само по себе сулит свертывание потенциальных кредитов [[4]].

2.    ИСТОРИЯ С «ТАТИНКОМОМ»

В связи с возникновением задолженности перед ING и проблемой евробондов правительство РТ предприняло попытку изыскать средства, которая завершилась серьезной неудачей команды «младофинансистов» и имела весьма громкий резонанс в mass-media. Речь идет о намерении кабинета волевым решением продать 75% акций компании «Татинком» ее фактическому конкуренту — фирме «ТАИФ» за 40 млн. долларов.

«Татинком» была учреждена в 1991 году правительством РТ. В 1994 году была начата эксплуатация сотовой связи в Казани, а к концу 1998 г. услугами АО пользуются примерно 15 тыс. абонентов, из которых 6,5 тысяч имеют мобильные телефоны, остальные — стационарные. 17 вышек «Татинкома» охватывают 70% территории РТ, включая все города республики. Тарифы компании — самые низкие в России. Прибыль за 1997 г. составила 2,7 млн. долларов США. В свое время правительство вложило в компанию 27 млн. долларов. Наблюдатели указывают на такие особенности проекта, как огромное количество предполагавшихся абонентов (30 тысяч, или больше, чем на тот момент по всей России), а также статус госпредприятия, чего также нигде в России в то время не было. С технической стороны дело заключается в том, что «Татинком» работает в стандарте D-AMPIS и является одним из немногих в России операторов стационарной сотовой связи [[5]]. Это создавало своеобразную ситуацию, а именно — отсутствие у мобильной связи ее главного достоинства, или самой мобильности.

Вскоре появились конкуренты, устремившиеся в практически пустую нишу этой самой мобильности. В 1994 г. в Казани было организовано АО «РТТ» («Радио Телефонные Технологии»), начавшее развертывать мобильную радиотелефонную связь в стандарте МРТ-1327. Инвестором стала американская компания NKS Trading, которая через год учредила «ТАИФ». После объединения с корпоративной радиотелефонной сетью нефтяников Татарстана новый участник рынка связи также охватил около 70% территории своими услугами, но конкуренции с «Татинкомом» как таковой еще не получалось из-за слишком высокой — в два раза дороже — стоимости услуг. Весной 1997 г. «ТАИФ» заключала со шведской компанией Ericsson 50-миллионную сделку по развертыванию сети цифровой связи в стандарте GSM 900 в масштабах республики.

Компания «ТАИФ» («Татаро-американские инвестиции и финансы») учреждена 11 августа 1995 г. Госкомимуществом РТ и NKS Traiding Inc. Компания является активным игроком на фондовом рынке, выступает основным трейдером «Татнефти» и одним из учредителей Нижнекамского нефтеперерабатывающего завода. Вновь учрежденная компания «ТАИФ-инвест» первой в российских регионах получила лицензию ФКЦБ на право ведения брокерской и дилерской деятельности нового образца.

Известие о продаже 75% акций «Татинкома» компании «ТАИФ» поначалу возымело эффект разорвавшейся информационной бомбы: все аналитики бросились в оценки и прогнозы (дескать, режется «курица, несущая золотые яйца», новый «черный передел», «банановая республика» и проч.). Интригу усилила и некоторая «таинственность» покупателя. Только ленивые наблюдатели не вспомнили, что консультантом в «ТАИФе» работает сын М.Шаймиева Радик.

Главное же состояло в другом: в поисках столь необходимых миллионов долларов (см. раздел 1 обзора) правительство чуть было не продало такой большой пакет акций без публичного тендера, что выглядело бы откровенным нарушением закона.

Назначенные все же на 25 ноября открытые торги со стартовой ценой пакета акций в те же 40 млн. долларов многие вопросы оставили открытыми. Так, в опубликованном 20 октября информационном сообщении о коммерческом конкурсе содержалась оговорка о том, что потенциальному покупателю надлежит предъявить справку налоговой инспекции об отсутствии у него долгов по платежам в бюджет. По мнению экспертов из газеты «Казанское время», это означает заведомое отсечение отечественных претендентов, тогда как у иностранных инвесторов просто не остается времени на ознакомление с предлагаемой покупкой [[6]]. Далее, как подметил финансовый советник «Татинкома» Александр Таркаев (он же — близкий соратник председателя наблюдательного советника «Татинкома» и первого вице-премьера кабинета РТ Равиля Муратова), в информации об условиях конкурса не указано по какому курсу доллара будет производиться оплата. Было также проигнорировано, как подчеркнул А.Таркаев, мнение республиканской комиссии по ценным бумагам (председатель комиссии — тот же Р.Муратов), что является нарушением президентского указа. А.Таркаев прямо сказал, что решение о продаже не состоялось из-за вмешательства вернувшегося из отпуска М.Шаймиева. Резюме: конкурс просто не состоится, так как «$40 миллионов разом, в течение 105 дней — это неподъемно».

Как показало развитие событий, конкурс действительно не состоялся. Ни «ТАИФ», ни московский «Вымпелком», ни шведская Ericsson, ни израильская «Clal Traiding», фигурировавшие среди потенциальных претендентов, не заявили о своем согласии принять предложенные условия.

Итак: сделка не состоялась. «Младофинансистам» атака на позиции традиционно влиятельной команды Муратова оказалась не по зубам. Есть определенные основания предполагать, что подспудное соперничество центров силы на арене татарстанской экономики будет продолжено.

3.    ПЛЕНАРНАЯ СЕССИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА РТ

30 октября состоялась 16-я пленарная сессия Госсовета республики. В повестку дня были включены следующие пункты:

1. О повторном рассмотрении Закона РТ «О внесении изменений и дополнений в Закон РТ от 22 декабря 1992 года «О конституционном суде Республики Татарстан» (Закон принят на сессии).

2. О проекте закона РТ «О гражданстве Республики Татарстан» (принят депутатами во втором чтении).

3. О проекте закона РТ «О внесении изменений и дополнений в Закон РТ «О государственной службе» (отклонен).

4. О проекте закона РТ «О государственных внебюджетных фондах Республики Татарстан» (принят во втором чтении).

5. О проект закона РТ «Об альтернативной гражданской службе» (принят во втором чтении).

6. О проекте закона РТ «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан «О плате за землю» (принят в первом чтении).

7. О проекте закона РТ «О внесении изменений и дополнений в статьи 89, 111 Конституции Республики Татарстан» (принят в первом чтении).

8. О проекте закона РТ «О безопасности» ( принят в первом чтении) [[7]].

Эти и другие вопросы были обсуждены за один день работы пленарной сессии. Таким образом, обсуждались проблемы, которые связаны с достаточно крупными институциональными новациями в политической системе Татарстана. После рассмотрения президентских поправок, наконец, депутатами принят закон о Конституционном суде республики — об органе, без которого третья «ветвь» власти в республике представала в весьма усеченном виде. Отныне появляется шанс на то, что такой суд начнет функционировать.

Оживленная полемика разгорелась по поводу законопроекта «О безопасности», предполагающего создание Совета безопасности — «постоянно действующего конституционного органа, осуществляющего подготовку рекомендаций и предложений» для высших государственных инстанций республики, защищающего «жизненно важные интересы личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Возглавлять СБ должен президент, руководящий деятельностью своего заместителя, секретаря, членов СБ, постоянных и временных межведомственных комиссий...

Некоторые депутаты, задавая вопросы разработчикам в лице председателя соответствующей постоянной комиссии Госсовета Р.Вагизова, давали понять о своем недоумении по поводу самой инициативы и момента ее появления. Кого, дескать, будет защищать СБ: безопасность власти от народа или народа — от власти. При этом упоминались и нефтедоллары, и систематические невыплаты зарплаты, и приверженность к иномаркам и проч. и проч. Весьма эмоционально реагировал и Минтимер Шаймиев. Газета «Вечерняя Казань» приводит стенограмму его выступления:

«Появилось такое чувство, что у нас есть как у Островского, без вины виноватые. Я, например, этот законопроект («О безопасности») увидел только сейчас. Посмотрел, кто же инициатор? Рашит Вагизов. Он на это имеет право. Думаю, что Рашит Вагизов внес проект потому, что в течение нескольких лет, начиная с принятия Конституции, даже раньше, тот же Фандас Шакирович Сафиуллин и его поддерживающие депутаты каждый раз говорили: когда же у нас будет Совет Безопасности, почему мы его не создаем?

Вот тебе, Рашит, и достается. Видимо, те, кто выступали, думали — этот законопроект идет от Шаймиева, от президента. Смелости не хватает открыто сказать об этом, а надо бы. Если уж взялись кого-то критиковать, или усмотрели, что Шаймиеву не хватает власти, ему еще нужен Совет безопасности...

Начали говорить: такие-то объекты есть, такие-то нарушения, такие-то присвоения. Скажите, если есть — это же сессия. Почему вокруг да около? Есть факт — надо сказать. Дайте материал, давайте проверим, если нужно. Не надо полупугливым быть. Если вы политики или хотите быть причастными к политике, нужна воля, нужно мужество.

Если этот закон нужен, вы сами чувствуете. Я — не знаю, я в чем-то могу опять оказаться обвиненным. Нынче президенту он, может быть, не так нужен — будущему президенту больше понадобится. Я в данном случае как гражданин нашей республики рассуждаю.

Но как было сказано в выступлениях, конечно, в таком виде законопроект даже на первое чтение не подходит. Надо очень серьезно над ним поработать. А превращать инициативу в наказание, думаю, ни к чему. Пожалуйста, поработайте... Если придете к такому мнению, что это нужно, это в интересах Татарстана, можете принять.

А вот так, в завуалированной, непонятной форме вокруг этого законопроекта такую возню устраивать. Мы делаем одно дело. Президент ответственен, депутаты не менее ответственны. Давайте спокойно, конструктивно, если что-то вас не устраивает, что-то, вы считаете, надо выяснять, обсудить, внести ясность — давайте будем делать... А то, что пять лет в твоей родной деревне кто-то не получил зарплату и там всех уничтожили, а ты спасся, это тоже и интересный факт. Депутатом даже стал.

Скажите, почему там не платят зарплату? Вы же депутаты! Президент, может, не успевает до каждой деревни... Поезжайте... Если вы очень деятельный, общественный, такой хороший, болеющий работник.

Я руководителям партий и движений такое вот предложение вчера высказал, пожелание. Много рекомендаций, как осчастливить народ. Ну давайте, начинаем осчастливливать. Надо немедленно приступить. Программы свои — давайте осуществляйте. Мы дадим вам участки работы, ту же деревню. Хочешь — давай езжай, понимаешь. Если мой авторитет поможет, мы тебя там руководителем крестьянского хозяйства сделаем. Зарплата появится. Ну почему бы сделать? Если вы видите пути выхода из этого кризиса. Люди же только выиграют от этого... Тогда ты выйдешь и скажешь: вот ведь я могу делать, я не просто слова говорю.

Давайте возьмем за правило: кто хочет активно прийти к выборам — еще время есть, возьмите такие нерешенные участки, докажите, покажите, ради всеобщего нашего блага, что действительно ваши подходы, ваши программы реализуемы и они дают отдачу. Первым пойдем на тот участок голосовать. Открыто будем голосовать, чтобы не говорили: одно сказали, а другое сделали...

Так что делаем одно дело. И будем делать. До выборов еще далеко. Я заранее могу подключиться, содействовать каждому конструктивному предложению, что в моих силах. Но, как бывало иногда, оболванивать избирателей, обманывать — постараемся не допустить. Жалеть надо наше население...

Есть время для конструктивного диалога, выработки подходов, работы с населением на очень конкретной, деловой основе, чтобы народ поверил. А разговоры инакомыслием лично я не воспринимаю. Это несерьезно. Оставляет осадок у каждого, кто слушает такие вещи и не прибавляет ни политического, ни иного веса тому, кто говорит... ( выделено — А.И.)» [[8]].

4.    «ПО ВСЕМ АЗИМУТАМ...»

4.1.       Визит М.Шаймиева в Узбекистан

12 октября начался официальный визит делегации Республики Татарстан в Республику Узбекистан. Руководитель делегации — Минтимер Шаймиев к этому времени уже находился в Ташкенте в составе официальной делегации Российской Федерации во главе с Борисом Ельциным. Перед отлетом в среднеазиатскую республику М.Шаймиев подчеркнул, что там — самая большая татарская диаспора. По внешнеторговому обороту Узбекистан находится на третьем месте среди партнеров Татарстана из стран СНГ. Однако в 1997 году этот оборот составил всего $38,5 миллиона, или 1,7% общереспубликанского товарооборота. Одна из важных задач в программе визита, по словам М.Шаймиева, — преодоление такого снижения. Татарстанская сторона экспортирует в Узбекистан синтетический каучук, автомобильные шины, «КамАЗы», вакуумные и воздушные насосы, турбореактивные двигатели, трубы из черного металла. Из Узбекистана поступают легковые автомобили, детали для двигателей, цветные металлы, табак, семена. В РТ зарегистрированы два татарстанско-узбекских предприятия — торговые дома «Аксарай» и «Юлдаш». С участием коммерческого «Интехбанка» создано совместное узбекистано-татарстанское предприятие «Компания Актан». Между этим предприятием и постоянным представительством РТ в Узбекистане подписано соглашение, в соответствии с которым «Компания Актан» будет представлять в Узбекистане интересы авиатранспортников РТ, работать в области организации воздушных перевозок. Обувщики из казанского АО «Спартак» заключили контракт на поставку спецобуви на $1 миллион для МВД Узбекистана. Интерес здесь проявлен и узбекскими военными [[9]].

12 октября Ислам Каримов принял Президента Татарстана. Во время двухчасовой встречи были обсуждены перспективы упрочения дружественных связей между двумя республиками. В тот же день прошли переговоры, в которых участвовали руководители ряда министерств, ведомств, предприятий и предпринимательских структур. Со стороны РТ в переговорах участвовали — первый вице-премьер Р.Муратов, государственный советник при Президенте Р.Хакимов, министр финансов Р.Мусин, министр торговли и потребительских услуг И.Тимергазеев, первый заместитель министра экономики и промышленности А.Каримов и другие официальные лица. Результатом состоявшихся обсуждений стали конкретные договоренности в области торгово-экономического сотрудничества, в том числе — по поставкам в Узбекистан автомобилей «КамАЗ» и запасных частей к ним, оборудования для нефтегазовой промышленности, продукции татарстанской легкой и фармацевтической промышленности. Встречные потоки товаров из Узбекистана будут включать мебель, легковые автомобили, пряжу, хлопчатобумажные ткани, рис, хлопковое масло, овощи и фрукты. Достигнута и договоренность об активизации культурного сотрудничества, конкретнее — о проведении Дней культуры Татарстана в Узбекистане и Дней культуры Узбекистана в Татарстане. 13 октября состоялась встреча М.Шаймиева с представителями татарской общины в Узбекистане. После переговоров в Ташкентском хакимияте хаким узбекской столицы К.Туляганов и глава администрации Казани К.Исхаков подписали Договор о дружбе и партнерских отношениях между двумя столицами [[10]].

4.2.       Татарстан — Квебек

Во второй половине октября состоялся визит официальной делегации РТ во главе с премьер-министром Р.Миннихановым в Канаду. В состав делегации входили вице-премьер В.Швецов, директор Департамента внешних связей — государственный советник при Президенте РТ Т.Акулов, министр здравоохранения РТ К.Зыятдинов, генеральный директор Агентства по развитию международного сотрудничества при Кабинете министров РТ Х.Салихов и др.

18 октября в аэропорту Монреаля казанских визитеров встречали заместитель министра промышленности, торговли, науки и технологии Квебека г-н Геральд Мэйлот и генконсул РФ в Монреале И.Лебедев. 19 октября делегация прибыла в Оттаву, где состоялась встреча гостей с вице-премьером Канады Гербертом Греем, во время которой подчеркивалась важность удержания политической и экономической стабильности в России, а также обсуждалась позиция Татарстана в условиях нынешнего кризиса, — сообщал Пресс-центр Кабинета министров РТ. Была также проведена встреча с президентом Тайного совета Канады, министром по межправительственным делам Стефанам Дианом, посвященная обсуждению подходов к теме российского федерализма и к отдельным аспектам национальной политики. Членов делегации интересовал и канадский опыт разрешения проблем, возникающих во взаимоотношениях между федеральным центром и канадскими провинциями. Во встрече принял участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Канаде В.Чуркин. По сообщениям правительственного Пресс-центра РТ В.Чуркин говорил о своей готовности энергично содействовать развитию связей Татарстана с канадскими провинциями.

Программа визита включала встречи с государственным секретарем Канады по вопросам международных финансовых организаций Дж.Петерсоном, с президентом канадского Агентства международного развития Югетом Лайбелем. Как подчеркивалось во время встреч, татарстано-канадское сотрудничество имеет опыт позитивного развития: в Казани началось сооружение трех ресторанов «Макдональдс», выпускаемый казанскими вертолетостроителями МИ-17 бедет оснащаться навигационным и пилотажным оборудованием фирмы «Pratt & Witney». Сейчас совместно с этой фирмой уже ведется работа над двигателем для вертолета «АНСАТ». Канадскими двигателями будет укомплектован и вертолет Ми-38.

Как подчеркнул Р.Минниханов, существует повышенная заинтересованность канадской стороны в сотрудничестве с ОАО «Казанский вертолетный завод», включая реальную перспективу налаживания производства двигателей для вертолетов непосредственно в Казани — на действующем в городе моторостроительном объединении.

Далее, знакомство с канадскими фирмами породило интерес казанских визитеров по отношению к технологии строительства жилых зданий с использованием энергосберегающих приемов. Татарстанские фармацевты совместно с партнерами из Канады намерены пополнить номенклатуру выпускаемых лекарственных средств двенадцатью новыми препаратами. Казанские меховщики получают доступ на рынки Северной Америки [[11]].

20 октября по программе визита проходили встречи с руководством компаний и фирм в Монреале. 22 октября в городе Квебек — столице одноименной провинции — Р.Минниханов встретился с Президентом Национальной ассамблеи Квебека Жан-Полем Шарбоно, а затем — с министром международных отношений Квебека Сильваном Симардом. Стороны обсудили проблемы федерализма с точки зрения российского и канадского опыта. Затем последовала беседа Р.Минниханова с представителями деловых кругов США и Канады. Официальная часть визита завершилась церемонией подписания Соглашения между правительствами Квебека и Татарстана о сотрудничестве в области экономики, науки и технологий, культуры и образования (Р.Минниханов и заместитель премьер-министра — министр экономики и финансов Квебека Бернар Ландри).

Внимание к событию мотивировалось не только тем, что это был своеобразный дебют молодого премьер-министра РТ (первая возглавлявшаяся и официальная делегация, первая пресс-конференция по возвращении в Казань), но и вполне предсказуемыми ассоциациями. Свой, дескать, своему — поневоле брат или сепаратист сепаратиста... Излагая итоги поездки перед журналистами, Р.Минниханов отверг какие-либо параллели с сепаратизмом. Визит делегации был заранее согласован с российским МИДом и с посольством России в Канаде. На встречах с официальными лицами в Квебеке Р.Минниханов специально подчеркивал: «у Татарстана на федеральном уровне не решен один-единственный вопрос — налоговые и межбюджетные отношения. Говоря о перспективах сотрудничества, премьер-министр РТ особо отметил: «Просто деньги зарубежных бизнесменов нам не нужны. Цель Правительства — пригласить в Татарстан деловых людей, которые бы купили у нас землю, построили производства и начали выпускать конкурентоспособную продукцию» [[12]].

4.3.       Герхард Шредер — старый знакомый

«Новый канцлер ФРГ — друг Татарстана», — под таким аншлагом газета «Время и деньги» комментировала итоги парламентских выборов в Германии. Если официальная Москва повергнута в уныние после того, как она до последнего поддерживала друга Гельмута, то «Казань тихо ликует». М.Шаймиев и тогдашний Премьер-министр федеральной земли Нижняя Саксония Герхард Шредер познакомились еще в 1994 году во время работы Ганноверской промышленной ярмарки. Тогда же будущий канцлер принял приглашение посетить Татарстан, а нижнесаксонский город Брауншвейг уже давно является побратимом Казани и поддерживает с ней традиционно теплые и активные контакты.

Летом 1995 г. г-н Шредер прибыл в Татарстан во главе официальной делегации. Двухдневные переговоры увенчались тогда рядом соглашений в области молочно-консервного производства и выставочного бизнеса, а также договоренностью о скорейшем подписании двустороннего соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Документ был скреплен подписями Шредера и татарстанского премьера Ф.Мухаметшина 13 октября 1995 года в Ганновере. Несмотря на то, что совместные начинания в промышленности практической реализации не получили, контакты между Татарстаном и Нижней Саксонией были продолжены. Журналисты по случаю вспомнили и ответ, полученный от Г.Шредера три года назад, на вопрос о том, не будут ли такие отношения поводом для ухудшения российско-германского взаимодействия в целом. Тогда Шредером было сказано: «Подписание совместного коммюнике является знаком уважения и подтверждением того, что мы признаем суверенитет Татарстана», а в упомянутом документе указывалось, что «двусторонние отношения между Нижней Саксонией и Татарстаном будут способствовать укреплению российско-германского сотрудничества в целом» [[13]].

В поздравительной телеграмме по случаю победы социал-демократов на выборах М.Шаймиев не упустил возможности для того, чтобы подчеркнуть: «Позвольте также выразить надежду на продолжение установившихся между нами добрых личных контактов... Искренне надеюсь, что наше сотрудничество будет развиваться и крепнуть на благо наших народов».

4.4.       Блиц-визит Бориса Березовского

26 октября в Казани с однодневным визитом побывал исполнительный секретарь СНГ Б.Березовский. Событие носило достаточно камерный характер и официального публичного освещения не имело. По просочившимся в прессу сведениям, гостя в аэропорту встретил спикер Госсовета РТ Ф.Мухаметшин, с которым они сразу же отбыли в Раифский монастырь близ Казани. Как оказалось, Б.Березовский исповедует православие и выказал хорошее знание «всех ритуалов». После Раифы гость направился в Казанскую синагогу и Еврейский культурный центр. Наконец, побывав в мечети, признался, что одна из его жен была татарка. Муфтий просил Б.Березовского помочь в деле освобождения казанского инженера, взятого в плен в Ингушетии.

Встреча Б.Березовского и М.Шаймиева практически не комментировалась, если не считать скупых сведений о том, что они «обсудили вопросы сотрудничества Республики Татарстан со странами СНГ». В числе некоторых предположений фигурировало то, что гость был занят продвижением своих коммерческих проектов [[14]]. В частности, наблюдатели проводят здесь параллель между интересами Б.Березовского и намерениями татарстанских властей передать Казанское авиапредприятие «Аэрофлоту» (привязав тем самым «Аэрофлот» к казанским авиастроителям). Упоминается также участие казанских авиаторов в региональном совещании, которое состоялось в Самаре и было посвящено идее создания пула перевозчиков по схеме «стыковочных» рейсов, что напрямую затрагивает интересы «Аэрофлота» и г-на Березовского [[15]].

Вместе с тем, наблюдатели отметили и тот факт, что встречи, проведенные М.Шаймиевым в те дни и перенос на два дня работы пленарной сессии Госсовета (с 28 на 30 октября), являются очевидным свидетельством того, что идет поиск баланса между поддержкой Е.Примакова, с одной стороны, и продолжением контактов с его оппонентами, с другой стороны.

 



Источники

[1]. Эксперт. — Москва, 1998. — №39.

[2]. НГ-политэкономия. — Москва, 1998. — №21.

[3]. Вечерняя Казань. — 1998. — 13 ноября.

[4]. КоммерсантЪ. — Москва, 1998. — 27 ноября.

[5]. Эксперт. — Москва, 1998. — 26 октября. — №40.

[6]. Казанское время. — 1998. — 9-15 октября.

[7]. Республика Татарстан. — Казань, 1998. — 31 октября.

[8]. Вечерняя Казань. — 1998. — 3 ноября.

[9]. Республика Татарстан. — Казань, 1998. — 13 октября.

[10]. Республика Татарстан. — Казань, 1998. — 15 октября.

[11]. НГ-политэкономия. — Москва, 1998. — №17. — Ноябрь.

[12]. Республика Татарстан. — Казань, 1998. — 22, 29 октября.

[13]. Время и деньги. — Казань, 1998. — 2 октября.

[14]. Время и деньги. — Казань, 1998. — 30 октября.

[15]. Время и деньги. — Казань, 1998. — 22 октября.