Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Красноярский край

Владислав СУХОВОЛЬСКИЙ

Красноярский край

в декабре 1998 года

Главным политическим скандалом начала декабря стала перепалка между губернатором края Александром Лебедем и членом Законодательного собрания края, председателем совета директором Красноярского алюминиевого завода Анатолием Быковым. То, что эта ссора случилась, и то, что она случилась именно в начале декабря — далеко не случайность. В последнее время, примерно с октября этого года администрация края лихорадочно ищет бюджетные и внебюджетные источники, которые наполнили бы стремительно тощающую краевую казну. Первым и пока единственным, кто дал что-то — точнее, 60 млн. рублей — оказался комбинат «Норильский никель», которому Лебедь пообещал содействие в перевозе на «большую землю» части населения Норильска, не работающего на комбинате.

Дальнейшие «наезды» на различные предприятия, предпринимавшиеся заместителями губернатора, оказались нерезультативными. Зам. губернатора по сельскому хозяйству Ищенко в ноябре потребовал от бывших колхозов и совхозов возврата кредитов, полученных ими весной. Требовал он, впрочем, очень робко, зная, что сильные хозяйства, у которых есть деньги, кредиты не брали, а слабые хозяйства, бравшие кредиты, вернуть их не в силах. Затем в бой вступила зам. губернатора по вопросам экологии и природных ресурсов Куленкова, запретившая ввоз ядерных отходов с Запорожской АЭС на завод по регенерации ядерных отходов в Железногорске. При этом много говорилось об опасности ввоза этих отходов, но реально сделка не состоялась не потому, что зам. губернатора очень заботится о чистоте среды, а просто потому, что стороны не сошлись в цене — Куленкова запросила 500 долларов за переработку тонны отходов, а запорожцы соглашались платить только 275 долларов.

Следующим объектом стал Красноярский алюминиевый завод. Когда у него попросили денег, руководство завода заявило, что все налоги они платят исправно, а платить еще что-то не собираются. Ответ губернатора был быстрым — в конце ноября на заводе появилась очередная комиссия, проверяющая наличие хищений и коррупции на заводе. После этого Анатолию Быкову ничего не оставалось, кроме как ответить на угрозы губернатора. Сделал он это в предельно жесткой форме, публично, на пресс-конференции в Доме журналистов. Когда было объявлено о проведении пресс-конференции, в газетах и на каналах ТВ поднялся страшный ажиотаж. Я давно не видел такого, чтобы на пресс-конференции присутствовал весь газетно-телевизионный краевой бомонд. По мнению Быкова, сегодня губернатору и его команде нужно работать, не покладая рук, над проблемами края. А вместо этого руководство края занято политикой — предстоящими парламентскими и президентскими выборами. Порядка же в крае нет. Если Лебедь не справляется с хозяйством отдельного региона, то справиться с государством ему будет просто не под силу. По словам Быкова, участившиеся проверки деятельности КрАЗа — провокация, подготовленная людьми, которые хотят захватить КрАЗ в свои руки с целью последующего личного обогащения. Быков сказал, что, по его мнению, Лебедь неверно подобрал себе команду. В заключение Быков заявил, что если так пойдут дела и дальше, нужно будет подумать об отзыве губернатора, благо закон об отзыве принят Законодательным собранием. Тем не менее Быков готов сотрудничать с Лебедем, если губернатор изменит свою политику, свое отношение к делу. Фактически Быков предложил Лебедю вариант сосуществования с местной элитой — губернатор сдает край в аренду местной элите (и Быкову в том числе), а взамен этого получает поддержку в своих притязаниях на президентское кресло.

Ответ Лебедя был достаточно быстр — на следующий день губернатор выступил перед журналистами и обвинил КрАЗ в том, что они хорошо живут за счет остальных жителей края, ибо платят по льготному тарифу за электроэнергию. Кроме того, Лебедь обвинил Быкова в попытка создать суперконцерн в составе КрАЗа, Ачинского глиноземного комбината, Красноярской ГЭС, КрАМЗа и АО «Красноярскуголь». Если это случится, Быков станет фактическим хозяином всей (за исключением «Норильского никеля» и Железногорского горно-металлургического комбината) серьезной работающей индустрии края. Что же касается угроз импичмента, то Лебедь заявил, что он их не боится. Таким образом, предложение Быкова о капитуляции губернатор отверг.

После выступления Анатолия Быкова администрация края активизировала свои действия сразу по многим направлениям.

Во-первых, администрации начала «войну» против должностных лиц федеральных структур в крае. Губернатор написал представление соответствующему федеральному руководителю (Госналогслужбы, министерства финансов, Госкомэкологии и др.) с предложением снять руководителя краевого отделения соответствующей федеральной структуры. Наиболее жесткий натиск шел на руководителей краевого отделения федеральной налоговой службы и краевого отделения федерального казначейства. Фактически администрация края попыталась заполучить в свои руки базу данных по налогам с физических и юридических лиц, а также контроль над финансовыми потоками, поступающими из центра. Однако пока натиск администрации особых успехов не приносит. Глава Госналогслужбы Г.Боос категорически отказался сместить руководителя краевого отделения федеральной налоговой службы Виталия Гунбина, нет пока перемещений и в других федеральных структурах, за исключением службы налоговой полиции, где на днях (после долгого разбирательства, приезда комиссии из Москвы и т.п.) снят (хотя официально это еще не объявлено) глава краевого управления федеральной налоговой полиции генерал-лейтенант Лынчковский. Однако, по моим данным, именно в этом случае администрация края непричастна к смене главного налогового полицейского края.

Во-вторых, администрация края перешла к активизации своих действий в средствах массовой информации. Губернатор по случаю юбилея российской печати устроил прием для редакторов газет и руководства телеканалов, дал большое интервью самой тиражной газете края — «Красноярскому рабочему». Эта же газета (соучредителем которой является администрация края) поместила большое интервью с заместителем губернатора Всеволодом Вуколовым (одним из московских «мальчиков», пришедших в администрацию края вместе с новым губернатором, 29 лет, бывшим сотрудником банка «Российский кредит», слушателем Академии госслужбы). И Лебедь, и Вуколов пытаются разрушить сложившиеся представления о том, что краем управляют люди, не имеющие опыта (еще только учатся), не знающие края, и не занимающиеся ничем, кроме добывания денег на предвыборную кампанию Александра Лебедя.

Наконец, администрация пытается усилить свои позиции в Эвенкии и Таймыре. С этой целью администрация края подготовила проект договора о совместных предметах ведения с Эвенкией. В первых параграфах проекта декларируются права Эвенкии как субъекта Федерации. Согласно же другим параграфам в ведение администрации края переходят практически все права администрации Эвенкии. Администрация края, по этому проекту, фактически получает возможность распоряжаться всеми полезными ископаемыми, которые обнаружены или будут обнаружены в недрах Эвенкии — нефтью, газом, алмазами и.т.п. Венец проекта — последний параграф, в котором определяется право на совместное ведение «иными» ресурсами Эвенкии, не поименованными в прочих разделах проекта, то есть тем, что когда-нибудь будет найдено. Люди из администрации края уверяли меня, что проект этот весьма реален и администрация Эвенкии готова его подписать. Аналогичный договор администрация края предполагает подписать с Таймыром. Таким образом, если эти договоры будут подписаны, формально Таймыр и Эвенкия сохранят статус субъектов Федерации, право делегирования двух представителей в Совет Федерации и одного — в Государственную Думу по одномандатному округу, однако реально власть администраций этих округов сведется к той, которая у них была до 1991 г. — фактически главы администрации района. Насколько серьезно власти округов относятся к подобным проектам — я не знаю. Лебедь и его команда торопятся не зря. Фактически ситуация такова, что возможен передел власти не только в пользу главы правительства края (закон о главе краевого правительства готов к обсуждению на сессии краевого Законодательного собрания), но и в пользу объединений промышленников. Сегодня банки потеряли контроль над экономикой края. Самый крупный банк края — «Енисей» рухнул под натиском Красноярского алюминиевого завода[1], филиалы московских банков либо ушли из края, либо (как «СБС-Агро») фактически недееспособны. Мощных независимых финансовых структур в крае не осталось. Небольшие банки, такие, как «Яр-банк» и банк «Кедр», выдержали банковский кризис просто потому, что имели очень мало вкладчиков (в «Яр-банке» хранилось вкладов всего на 9 миллионов рублей, из которых две трети банк беспрекословно выдал в августе-сентябре вкладчикам), фактически представляют собой своеобразные расчетно-кассовые центры своих клиентов и определять финансовую политику, инвестировать деньги в какие-то серьезные проекты не в состоянии.

Объединив ресурсы крупных предприятий края, создав клиринговую палату (руководство Союза товаропроизводителей говорит об этом), можно вообще замкнуть все вопросы экономики края на узкий круг директоров и финансистов. При этом администрация края остается фактически не у дел. Характерный пример такого рода модели управления экономикой — нынешний поворот дел в истории с Ачинским глиноземным заводом. Уже более года КраЗ борется с «Альфа-банком» за контроль над Ачинским глиноземным комбинатом. Администрация края до последнего времени участвовала в этой войне и поддерживала КрАЗ. После объявления Анатолием Быковым «войны» Александру Лебедю тому поддерживать КрАЗ становится бессмысленным, но и «Альфа-банк» пока ничего не сулит администрации. Арбитражный суд в конце декабря вынес решение в пользу КрАЗа, так что позиции «алюминиевых баронов» еще более усилились. Создается ощущение, что лишь отсутствие признанного и решительного лидера — а решительного «бизнес-авторитета» Анатолия Быкова в свою среду директора заводов еще не приняли (свидетельство этому — последнее обращение директоров крупных красноярских заводов к администрации края с просьбой решить вопрос о снижении тарифов на электроэнергию, где подписи Быкова или его сотрудников нет) — мешает реализовать такую модель управления краем, где администрации отводится неблагодарная роль — работа с бюджетниками.

Многое могла определить в расстановке политических сил в крае сессия краевого Законодательного собрания. Позиции губернатора в Законодательном собрании подорваны тем, что сразу же после выступления Анатолия Быкова фактически вся фракция «Чести и родины» — местных красноярских «лебедевцев» во главе с Виктором Зубаревым (зам.председателя всероссийского движения «Честь и Родина») ушла «из-под» губернатора. Зубарев, как и Быков, заявил, что его поддержка Лебедя на выборах была ошибкой. Лебедь оперативно исключил Виктора Зубарева из «Чести и Родины», однако он не в силах лишить Зубарева и его коллег депутатских мандатов. Так что у губернатора фактически остается одна возможность — договориться с фракцией КПРФ в Законодательном собрании. Однако у коммунистов нет в Законодательном собрании большинства: попытки провести лидера фракции Всеволода Севастьянова в спикеры провалились — победил поддержанный фракцией «Чести и Родины» Александр Усс. Поэтому губернатор начал активную обработку независимых депутатов «из глубинки», пытаясь заменить ими ушедших от него депутатов «Чести Родины».

Но состоявшаяся сессия Законодательного собрания края не прояснила окончательно ситуацию. На рассмотрение сессии было внесено два основных законопроекта, потенциально способные существенно повлиять на обстановку в крае — закон о бюджете края в 1999 г. и закон о краевом правительстве. Но дискуссий ни по тому, ни по другому законопроекту не состоялось. Практически без обсуждения депутаты отвергли проект бюджета края, после чего он поступил в согласительную комиссию. Дебаты же по поводу закона о краевом правительстве не состоялись, так как глава администрации края воспользовался своим правом вынесения законопроекта на рассмотрение дополнительной согласительной комиссии. Теперь законопроект будет рассматриваться на январском заседании краевого Законодательного собрания.

Фактически у Лебедя нет возможностей помешать прохождению этого закона официальным путем. Возможно только как-то сговориться с лидерами Законодательного собрания о каком-то компромиссе. Обычно для таких переговоров используют посредников. Первым таким посредником между Александром Лебедем и Анатолием Быковым стал Борис Березовский, после выступления Быкова прилетавший в Красноярск. Однако его миссия оказалось безрезультатной. В качестве другого посредника — между фракцией КПРФ, Союзом товаропроизводителей и губернатором выступил генерал Николай Нумеров (первый заместитель начальника управления по делам казачьих войск при Президенте РФ). Генерал Нумеров, видный представитель возглавляемого бывшим кандидатом в члены Политбюро ЦК КППС и секретарем ЦК КПСС Владимиром Долгих красноярского землячества в Москве, привез проект компромисса по вопросу о краевом правительстве. Вариант, предложенный красноярским землячеством, предусматривает разделение сфер влияния между губернатором и местной элитой. Губернатору предлагается отдать внешние сношения — взаимодействия с другими регионами, федеральными властями, зарубежные связи, а утверждаемый Законодательным собранием глава правительства (он же первый заместитель губернатора) занимается проблемами внутри края. Кого красноярское землячество прочит на эту роль, Нумеров не сказал, ограничившись гладкой фразой, что в крае есть много способных людей. Но ясно одно — никто из людей Лебедя не будет утвержден Законодательным собранием.

Однако специалисты из администрации края, не принадлежащие к привезенным генералом «варягам», конфиденциально говорят о том, что такой проект нежизнеспособен. Невозможно разделить функции управления таким образом. Кроме того, и на внешнем фронте пока что у губернатора никаких успехов нет.

Фактически Александр Лебедь потерял какую-либо поддержку среди федеральной и краевой элиты. Руководство «Норильского никеля» заняло нейтральную позицию — после дефолта накладные расходы на содержание Норильска резко уменьшились (если считать их в долларах) и острота проблемы переселения норильчан на юг спала. У Железногорского горнохимического комбината администрация края пыталась перехватить денежные потоки, поступающие с Украины в уплату за переработку ядерных отходов, а когда это не удалось — попыталась снять со своего поста директора ГХК Валерия Лебедева. Руководство Красноярского алюминиевого завода, поддерживавшее Лебедя на выборах, фактически возглавило «антигенеральскую» оппозицию. Союз товаропроизводителей — директора крупнейших предприятий края — начинают строить свою систему экономического взаимодействия, в которой нет места губернатору. Местные политические структуры, включая фракции «Чести и Родины» в Красноярском городском совете и краевом законодательном собрании, не поддерживают губернатора, так что вместо «Чести и Родины» губернатору пришлось сделать ставку на некое молодежное движение «Лебедь» (лидера этого движения Николая Вернера генерал Лебедь вывез из Приднестровья). Непрекращающиеся попытки краевых властей сместить со своих постов руководителей территориальных отделений федеральных структур (налоговой службы, комитета по природным ресурсам и т.д.) испортили отношения с руководителями (и местными, и федеральными) и этих структур. Мэр Красноярска Петр Пимашков, старавшийся не портить отношений с краевыми властями, заявил, что за деньги Красноярску в будущем бюджете края он готов драться до конца (в существующем проекте бюджета Красноярску выделено 1,5 млрд. руб., что, по расчетам городских властей, не покроет и половины расходов города, являющегося донором краевого бюджета). Взаимоотношения с новым правительством не складываются — Красноярский край оказался единственным регионом России, который не урегулировал свои финансовые взаимоотношения с правительством. Зарубежные инвесторы, приход которых так обещал Александр Лебедь, пока что не появились. Инвестиционные проекты, подготавливаемые в администрации края (как это сообщила зам. губернатора Марина Гончарова), состоят в строительстве в Красноярске трех крытых рынков и табачной фабрики, которая будет выпускать сигареты высшего качества.

Таким образом, постепенно, без сильных скандалов, краевая элита, разбитая Александром Лебедем на выборах, возвращает себе влияние и власть.

 

 

 



[1] Люди Анатолия Быкова собрали «компромат» по поводу коммерческой деятельности сына руководителя банка «Енисей» Валентина Заборцева, принудили Заборцева дать крупный займ контролируемому КрАЗом банку «Металлэкс», на эти деньги при непротивлении руководства «Енисея» купили акции «Енисея», и, получив таким образом контрольный пакет, сменили руководство банка «Енисей», а затем просто перевели в «Металлэкс» счета предприятий - клиентов «Енисея». В результате «Енисей» фактически перестал функционировать.