Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Новосибирская область

Агентство «Рейтинг»

В. Рухлядев

Новосибирская область

в декабре 1998 года

1.    власть и политика

1.1.       Областная администрация

В соответствии с Постановлением главы администрации «Об организационной структуре администрации области и распределении обязанностей между заместителями главы администрации», обязанности первого заместителя главы администрации Ю.П.Алаферовского определены следующим образом: Он организует работу по стратегическим направлениям развития отраслей промышленности, энергетики, транспорта, связи, по формированию и исполнению доходной части бюджета, целевых программ в области производственной инфраструктуры, топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов области. Непосредственно координирует и контролирует деятельность управления транспорта, связи и строительства дорог, управления топлива и энергетики, управления информационных технологий, ГП «Территориальное управление автомобильных дорог» ГУП «Новосибирская топливная корпорация», ГУП «Дирекция областной телерадиовещательной сети». Обеспечивает взаимодействие с региональной энергетической комиссией, госкомитетом по охране окружающей среды Новосибирской области, Новосибирским областным отделением Российской транспортной инспекции» [[1]].

1.2.       Областной совет депутатов

В декабре состоялась очередная 9-я сессия областного Совета депутатов. Среди прочих, прозвучала и проблема предстоящих выборов губернатора. Готовится к ним и сам Виталий Муха. Не случайно он стал членом оргкомитета общественно-политической организации «Отечество».

На сессии было заявлено о создании объединения «Единство». В него вошли руководители предприятий и организаций разного типа и разных форм собственности, в большинстве своем т.н. «крепкие хозяйственники». Эта группа в Совете стала самой многочисленной — 18 человек. Этот шаг вызван стремлением провести собственную линию, направленную на поддержку товаропроизводителей Новосибирской области [[2]].

На повестки дня главным был вопрос о ходе реализации особого порядка финансирования расходов, принятого 8-й сессией областного Совета, и «О первоочередных мерах по стабилизации социально-экономической обстановки в области». Было признано, что меры в этом направлении администрация принимает. Раскручивается механизм неденежного обращения: выплат и зачетов, финансирования расходов областного бюджета. Фактическое поступление налоговых и неналоговых доходов за октябрь-ноябрь (на 13.11.98 г.) составила 239,2 млн. рублей, или 37,3% к бюджетным проектировкам администрации области на 4-й квартал 1998 года (641,5 млн. рублей), из них денежными средствами — 63,9 млн. рублей, или 43,2% к ожидаемым поступлениям (147,6 млн. рублей). Кроме того, в ноябре была получена ссуда из Министерства финансов РФ в сумме 20 млн. рублей. Всего доходы областного бюджета за полтора месяца 4-го квартала 1998г. составили 259,2 млн. рублей, или 35,7% к бюджетным проектировкам на 4-й квартал 1998г. (726 млн. рублей), в том числе денежных средств поступило 83,9 млн. рублей, или 36,1% к бюджетным проектировкам, в сумме 232,1 млн. рублей. Почти половина денежных средств ушла на обслуживание кредитов.

Депутаты не могли признать эффективной работу администрации, когда задолженность по выплатам населению не сокращается. Весьма бурно они отреагировали и на информацию о том, что за пределы области, в основном в Москву, вывезено более 100 тонн мяса. В своем выступлении первый заместитель главы В.Киселев объяснил почему это произошло и поставил вопрос о том — не следует ли создать в области структуру, наподобие продовольственной корпорации для создания определенных резервных фондов и мясомолочной продукции. Депутат А.Сычев обратил внимание, что меньше других профинансированы именно защищенные статьи. Плановые расходы бюджета на 13 ноября были профинансированы в среднем на 42%. А по графе «социальная политика» лишь на 16,3%. Кредиторская задолженность по выплатам заработной платы с начислениями увеличилась более чем на 23 млн. рублей, а по пособиям на детей — более чем на 40 млн. [[3]].

Областной Совет депутатов принял закон «О ставках налога на игорный бизнес». Размер ставок налога в год составляет: за каждый игровой стол, предназначенный для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует как сторона, — 2400 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); за каждый игровой стол, предназначенный для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует как организатор и (или) наблюдатель, — 200 МРОТ; за каждый игровой автомат — 90 МРОТ; за каждую кассу тотализатора — 2400 МРОТ; за каждую кассу букмекерской конторы — 1200 МРОТ. Ставка налога в год на каждый субъект налогообложения сверх указанного количества уменьшается на 20 процентов, если в игорном заведении общее количество объектов налогообложения каждого вида объектов игорного бизнеса будет: игровых столов — более 30, игровых автоматов — более 40 [[4]].

Свой взгляд на работу областного Совета депутатов высказал его председатель В.Леонов. Он отметил, что пока процесс структурирования Совета еще не завершился. Весьма согласованно действуют члены и сторонники КПРФ, хотя сегодня они не оформлены в отдельное объединение. Несмотря на относительно меньшую численность, активно действует депутатское объединение «Третья сила».

В областном Совете продолжается работа над законопроектом по так называемому единому налогу на вмененный доход. Из 10 направлений, названных в федеральном законе, областные законодатели взяли пока 5: ремонтно-строительные услуги; услуги по краткосрочному проживанию; всевозможные бухгалтерские, юридические, репетиторские, образовательные услуги; услуги автотранспортные; по предоставлению автостоянок в городе. И теперь решается проблема определения базовой доходности по каждому из этих направлений. Депутаты выступают за то, чтобы практика применения закона о едином налоге (после введения его в действие, как предполагается, с 1 апреля) в течение первых трех месяцев оперативно анализировалась и при необходимости корректировалась [[5]].

В областном Совете прошли депутатские слушания «О проекте Новосибирской области «О налоге с продаж». Этот налог, взимаемый в сфере потребления, по сути, аналогичен налогу на добавленную стоимость. С его введением отменяется 16 ныне действующих налогов и сборов: сбор за право торговли, за уборку территории, за выдачу ордера на квартиру, лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями, налог на продажу автомобилей. По прогнозу, в 1999 г. от налога с продаж можно будет получить 399630 тысяч рублей, из них 159852 тыс. рублей по областному бюджету. Потери же от отмены местных налогов составят при этом 121852 тыс. рублей. Таким образом, налицо выигрыш, который и привлекает налоговые органы. Причем этот налог — очень нужные «живые деньги». Плательщиками этого налога, как известно, станут, как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

Представители муниципальных образований подвергли целесообразность введения налога некоторому сомнению: если суммы платежей от налога с продаж зачисляются в бюджеты субъектов федерации РФ и местные бюджеты в соотношении 40 и 60% и «направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения», то что остается муниципалитетам? По мнению ряда депутатов, налог ударит по карману каждого покупателя и прежде всего наиболее обездоленного и незащищенного в социальном плане, а предприниматель всегда возместит убытки. Депутаты были далеки от единодушия, а комитет по экономике устами его председателя высказался против внесения данного законопроекта на предстоящую сессию, предложив искать источники пополнения бюджетных средств в другом месте. Слушания закончились нотой готовности сторонников законопроекта внимательнейшим образом учесть все замечания, разрешить противоречия и найти способ учета интересов сторон. Комитет по бюджету решил не выносить этот законопроект на областной Совет в первом чтении, а отправить его на доработку [[6]].

9 декабря в Новосибирском облсовете прошли депутатские слушания оп вопросу «Об эффективности управления областной собственностью»: народные избранники решили разобраться — что вообще происходит с областным имуществом. Если исполнительная власть возьмет на вооружение депутатские рекомендации, то Новосибирской области грозит откат к плановой экономике. Политика деприватизации и национализации предприятий, введения которой многие с ужасом ожидали от нового российского правительства, может начать осуществляться в отдельном субъекте федерации, то есть по инициативе «снизу». Председатель комитета по экономике Сергей Кибирев предложил строить экономику области на смешанной основе: 70% — частный сектор, 30 — государственный. Он считает, что в государственный сектор должны войти все новосибирские крупные предприятия-экспортеры — НЗХК, НовЭЗ и им подобные. Также необходимо жестко контролировать топливный и продовольственный рынки.

Путей для деприватизации много. Например, если продажа акций была осуществлена с нарушениями законодательства, сделку можно признать незаконной. Многие пакеты акций областных предприятий были проданы без согласования с облсоветом — чем не оправдание для деприватизации? Можно убеждать собственников идти на дополнительные эмиссии и добровольно передавать акции в областную собственность, можно банкротить предприятия-должники. Наконец, можно обращаться в правительство России с просьбами национализировать то или иное стратегически важное предприятие. Если обладминистрация последует советам депутатов, область ждет грандиозный передел собственности. А на правовом поле России возникнет прецедент, когда субъект федерации, независимо от центра, начинает проводить ту самую политику, о которой так долго говорили большевики, и принимать такие меры, на которые не хватает духа у «левого» кабинета министров.

Иной взгляд на данный процесс высказал вышеназванный Сергей Кибирев. Он считает, что для эффективного управления госсобственностью необходимо: а) перейти на плановую систему управления экономикой области, используя как административные, так и финансово-экономические рычаги управления предприятиями; б) создать общественный институт конкурсных управляющих из представителей малого и среднего бизнеса; в) внедрить систему конкурсов на трастовое управление пакетами акций, находящихся в областной собственности; г) разработать систему материальной заинтересованности администрации от эффективности управления областной собственностью; д) разработать ряд законов, предотвращающих использование власти коррумпированными чиновниками в лично-групповых целях [[7]].

1.3.       Мэрия г. Новосибирска

В декабре новосибирская мэрия предпринимала меры по стимулированию поставщиков и продавцов мясной, молочной, рыбной продукции. Было организовано несколько ярмарок. В микрорайонах в районах города была развернута расширенная предновогодняя торговля. все поставщики мяса, молока, рыбы получили льготы. Полностью был отменен сбор за право торговли, установлена 50-процентная льгота при оплате услуг за ветеринарно-санитарную экспертизу и выдачу разрешений. В два раза снижена плата за въезд на рынки и за аренду торговых мест. Отменена оплата за въезд в Новосибирск для иногородних поставщиков продукции [[8]].

Эта информация говорит о многом. Еще совсем недавно руководство сибирских областей и городов ставило перед собой задачу ограничить ввоз продовольствия из соседних областей, дабы сохранить деньги своего населения в своем бюджете. Но кризис, ощутимо сокративший поступления импорта, видимо заставил руководство пересмотреть свои местнические настроения и шире использовать возможности рынка, когда непременным условием является свободное перемещение товаров и капиталов.

1.4.       Силовые структуры

1.4.1.      Военное ведомство

С 1 декабря 1998г. на военно-административной карте России появился новый Сибирский военный округ со штабом в Чите. Он объединил Сибирский и Забайкальский военный округа. Командующими войсками округа стал генерал-полковник Н.В.Кормильцев.

Кормильцев Николай Викторович Родился 14 марта 1946 г. в г. Омске. Окончил Омское высшее общевойсковое командное училище. После окончания в 1978г. Военной академии им. Фрунзе назначен командиром полка. В 1983-1988 гг. — заместитель командира дивизии, командир дивизии, начальник окружного учебного центра в Омске. В 1990г. окончил Военную академию Генштаба ВС СССР. Командовал армейским корпусом, а затем армией в Дальневосточном военном округе. С ноября 1994г. — первый заместитель командующего войсками Забайкальского военного округа. С сентября 1996г. назначен командующим Забайкальским военным округом.

Северная граница Сибирского округа проходит по берегам Карского моря и моря Лаптевых, южная — с Китаем, Монголией, Казахстаном. Из внутренних регионов России новый военный округ на востоке граничит с Якутией и Амурской областью, на западе — с Тюменской областью. На стратегическом и государственном уровне создание нового округа означает реализацию на практике нового менее затратного принципа военно-административного деления России. В его основу положен переход на территориальный принцип руководства всеми войсками и силами РФ с приданием военным округам статуса оперативно-стратегических командований. По мнению генерала Кормильцева существовавшая прежде система, когда на территории одного округа работали разобщенные системы управления, связи, тылового, технического и иные виды обеспечения различных силовых ведомств, дублировавшие системы Вооруженных Сил, изжила себя.

В связи с вышеупомянутой реорганизацией, число безработных военнослужащих выросло на 50%. 1,5 тысячи офицеров и прапорщиков станут «клиентами» Новосибирской областной службы занятости населения. Средний возраст увольняемых — 35-40 лет. Чтобы решить проблему трудоустройства офицеров, в Новосибирске работают три центра по переподготовке офицеров запаса: «Надежда», «Сфера» и региональный центр при НГТУ. Там можно получить вполне современные, пользующиеся спросом профессии. Совсем недавно обучение в этих центрах ничего не стоило бывшему военнослужащему и членам его семьи. Сегодня такие условия остались только в НГТУ. В «Надежде» и «Сфере» с учетом прекращения иностранных инвестиций обучение ведется на договорной основе [[9]].

1.4.2.      Федеральная служба безопасности

Местная пресса откликнулась на праздничную для сотрудников ФСБ дату. Отмечается, что задача разоблачения зарубежной разведывательной деятельности сохраняется и сегодня. По данный УФСБ к Новосибирску традиционно проявляют повышенный интерес спецслужбы Китая, Германии, США. В 1998 г. среди посетивших город зарубежных дипломатов 13 — практически установленные разведчики-профессионалы, 20 — имеют прямое отношение к разведке. Известно также, что основной интерес «гости» проявляют к разработкам космической техники, ядерным исследованиям, открытиям в области биологических препаратов. Вторым, не менее важным, направлением деятельности ФСБ является борьба с организованной преступностью.

В 1998 г. сотрудники УФСБ сумели предотвратить попытку нецелевого использования 13 млн. бюджетных средств. Изъято почти 48 тыс. фальшивых акций РАО «ЕЭС России». Изъят поддельный вексель на 200 тыс. рублей. Предотвращена попытка хищения с аффинажного завода 25 килограммов золота. Кроме этого, совместно с ЗС РУБОП и таможенной службой был обезврежен оружейный арсенал, принадлежащий преступной группировке [[10]].

1.5.       Выборы губернатора

По мнению новосибирского политолога, профессора, председателя совета фонда «Сибирь-Форум» Алексея Осипова, потенциальные претенденты на пост губернатора Новосибирской области на выборах 1999 г. сосредоточены в «двух эшелонах». Свои наблюдения он высказал на конференции «Сибирь накануне нового политического года».

В первом эшелоне, по его мнению, находится действующий губернатор Виталий Муха, мэр Новосибирска Виктор Толоконский и лидер фракции аграриев в Государственной Думе РФ Николай Харитонов. Наиболее реальные шансы среди них у В.Мухи: губернатор обладает «харизмой», имеет поддержку высшей власти и деловых кругов, финансовую базу. Главное слабое место у губернатора — социально-экономическая ситуация в области, которая «работает» против него. Практически равные шансы у В.Толоконского, за исключением одного — у него пока нет поддержки на селе. А вот Н.Харитонову еще предстоит поработать и над «поддержкой», и над пополнением финансовой базы.

Во «втором эшелоне» — местный лидер ЛДПР Евгений Логинов и экс-губернатор Иван Индинок. Возможно этот список будет дополнен председателем облсовета Виктором Леоновым и депутатом облсовета и предпринимателем Сергеем Кибиревым. Лидером в этой группе является И.Индинок, у которого по всем позициям полный порядок, а вот Логинову недостает поддержки центра и финансов, Леонову нужно срочно приобрести «харизму», а Кибиреву — и то, и другое, и третье.

Есть еще некто неизвестный, который, как говорит политолог, может появиться накануне выборов. Несмотря на хваленый сибирский патриотизм, в среде новосибирских претендентов может появиться «чужак-десантник» типа Александра Лебедя. И при мощной раскрутке его шансы на успех могут быть равновеликими. Этим «неизвестным» может стать и недавно появившийся претендент от областного комитета оппозиционных сил Игорь Колодезный [[11]].

1.6.       Общественно-политических организации

1.6.1.      «ЯБЛОКО»

На волне роста популярности общероссийского движения «Яблоко» активизируются региональные организации движения. 5 декабря состоялось общее собрание новосибирских «яблочников», на котором был переизбран политсовет местного отделения.

Депутат Игорь Мальков, единственный представляющий Новосибирскую область в думской фракции «Яблока», не вошел в новый состав политсовета. Перевыборы политсовета и активизацию новосибирских «яблочников» лидер организации Виктор Медведко объясняет приходом в движение новых людей. Виктор Медведко не скрывает, что местной организации как таковой, собственно, похвастаться нечем. Но популярность общероссийского движения в целом они намерены использовать. К тому же, несмотря на свою политическую бескомпромиссность, «яблочники» готовы согласовывать кандидатуры по одномандатным округам с другими партиями и движениями. Не исключено, что согласовывать персоны кандидатов они будут прежде всего с «третьей силой»: несмотря на скандальный выход их фракции в областном Совете, Виктор Медведко уверяет, что у него сохранились нормальные рабочие контакты с некоторыми руководителями этого демократического объединения.

Трудно было бы выбрать более подходящий момент для выведения из руководящего состава организации депутата Госдумы РФ Игоря Малькова. Подавляющее большинство новосибирцев не знает о наличии в думской фракции «Яблока» своего земляка. Что он сделал за три года в нижней палате парламента вообще, не говоря уже о лоббировании интересов региона, — остается загадкой. Мальков не проводит пресс-конференций, нет никаких сведений о его встречах с избирателями [[12]].

1.6.2.      «Демократическая Россия»

25 нроября 1998г. Ленинский районный суд г.Новосибирска вынес решение по иску председателя Новосибирской областной организации движения «Демократическая Россия» Алексея Мананникова к редакции газеты «Сибирская застава» и руководителю областной организации ЛДПР Евгению Логинову. Дело было назначено к слушанию в третий раз. Суд признал сведения, распространенные Логиновым и газетой «Сибирская застава» в статьях «Петухи у власти» (спецвыпуск №2, декабрь 1997 года) и «Слушайте правду» (спецвыпуск №3, декабрь 1997 года), не соответствующими действительности, оскорбительными и порочащими честь и достоинство истца. Суд обязал депутата Е.Логинова и и.о. редактора газеты «Сибирская застава» Розанова выплатить истцу в порядке возмещения морального вреда по 20 тыс. рублей [[13]].

1.6.3.      «Отечество»

После проведения 19 декабря в Москве учредительного съезда Общероссийской политической общественной организации «Отечество», в новосибирской прессе появились отзывы об этом событии членов совета Новосибирского регионального отделения и делегатов съезда. Председателем областной организации движения является В.Жмулев. Всего в работе съезда участвовали 14 делегатов от Новосибирской области, среди них — губернатор В.Муха, директор ОАО «Новосибирскавтодор» В.Смирнов, председатель АО «Барабинское» Р.Горст, главный специалист комитета по культуре администрации области, народный артист РСФСР А.Балабанов, председатель Новосибирского обкома Красного Креста Н.Якимова и другие. Правда никто из новосибирцев не вошел в состав политсовета организации. Последнее, кстати, характерно и для многих других территорий. Москвичи оттеснили представителей регионов от Ю.Лужкова [[14]].

1.6.4.      ЛДПР

19 декабря руководителя областной организации Евгения Логинова чуть не «прокатили» на отчетно-выборной партийной конференции. Накануне партийная верхушка собралась в штабе на организационное собрание, где товарищи популярно объяснили Евгению его место, без обиняков предложив по-хорошему отказаться от занимаемой должности. Выдвинутые кучкой координаторов аргументы звучали вполне логично — в Новосибирске, мол, Логинов бывает нечасто, до руководства организацией у него руки не доходят. Оппозиционеры прочили на место Логинова руководителя городской организации Андрея Доровского. Но Логинов от отставки отказался, вверив свою участь делегатам конференции. Молодежное крыло организации поддержало Логинова, в то время как почти все опытные партийцы во главе со своим координатором поддержали Доровского. В том числе и партийные депутаты Горсовета. Против Логинова выступили и его непосредственные помощники, включая личного пресс-секретаря Владимира Чиркина. И тем не менее его сторонников оказалось больше (102 против 93). Провал тщательно подготовленной операции стал для заговорщиков полной неожиданностью. Они теперь ожидают кары за содеянное. Занимаемая Доровским должность руководителя городской организации просто-напросто отменена. Высказывается предположение, что Доровский был лишь ширмой, за которым стоят некие «кукловоды». Одна из гипотез сводится к тому, что ими являются городские власти.

Ядро городской организации ЛДПР составляют депутаты Горсовета, и об их способности идти на компромисс с Виктором Толоконским красноречиво говорят результаты голосования по многим принципиальным вопросам, в которых мэрия была прямо заинтересована. А непредсказуемость Е.Логинова уже давно сидит в печенках у чиновников городской администрации. Возможно, что руками ангажированных депутатов Толоконский попытался свести счеты с давним противником [[15]].

1.6.5.      Лига предпринимателей

В декабре состоялся учредительный съезд Новосибирской региональной ассоциации по развитию малого и среднего бизнеса «Лига новосибирских предпринимателей». Участвовали представители 31 объединения предпринимателей, ряда общественных учреждений, а также областного Совета депутатов и областной администрации. Состоялись выборы совета ассоциации, в котором представлен практически весь спектр предпринимательских интересов бизнесменов области. В совет избраны и представители властных структур. Утвержден устав ассоциации. Президентом ассоциации избран президент ассоциации «Предприниматели за честный бизнес», председатель комитета по экономике, межрегиональным и международным связям и управлению муниципальной собственностью областного Совета депутатов Сергей Феодосьевич Кибирев.

Необходимость создания ассоциации ее организаторы обосновали прежде всего желанием участвовать в восстановлении реальной экономики области [[16]].

2.    ЭКОНОМИка

2.1.       «Демография» предприятий

По сообщению Новосибирского облкомстата, опирающегося на данные ЕГРПО (Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования), «рождаемость» предприятий и организаций в области в целом значительно превышает «смертность».

За 10 месяцев 98-го года вновь на территории области вновь зарегистрировано 4806, а официально ликвидировано 1250 предприятий. Но в разных отраслях этот процесс идет по-разному. В лесном хозяйстве за это время зарегистрировано лишь 2 новых организации против 3 ликвидированных. В сфере заготовки — 14 против 18. Информационно-вычислительное обслуживание «застыло» на месте — 5:5. Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая служба ненамного ушла вперед — 5:2. А вот на торговлю и общественное питание приходится наибольшее количество вновь зарегистрированных организаций — 2319 (48,3 процента). Правда, и ликвидированных немало — 525. К «лидеру» примыкают промышленность — 547 зарегистрированных и 172 ликвидированных предприятия, строительство — 442 и 142, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка — 208 и 22, общественные объединения — 207 и 9. В сельском хозяйстве количество вновь зарегистрированных превышает количество ликвидированных лишь на 12 (142 и 130). Более динамична ситуация на транспорте (116 и 55). Только «рост» и почти никаких «потерь» — так можно характеризовать ситуацию в сферах связи, операций с недвижимым имуществом, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения, а также в прочих видах деятельности в сфере материального производства. Положительный баланс в демографии организаций здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения, образования, культуры и искусства, науки и научного обслуживания, финансов, кредита, страхования, пенсионного обеспечения. Управление тоже идет с плюсом: за январь — октябрь 1998 года в области вновь зарегистрировано 23 организации — почти вдвое больше, чем ликвидировано (12).

Большинство в общем количестве вновь зарегистрированных за этот период организаций — коммерческие (87,1%). Преобладающая форма собственности регистрируемых организаций — частная (84% от общего количества зарегистрированных) [[17]].

3.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.       Занятость населения

На последней ярмарке рабочих мест, проведенной центром занятости населения Новосибирска, предприятиям и организациям требовалось около 6 тысяч специалистов. Эта достаточно впечатляющая цифра, особенно на уровне официальной безработицы, составляющей 1,5% от трудоспособного населения области. Иначе говоря, в органах занятости статус безработного имели около 20 тысяч человек.

Но, как сказал в своем докладе на прошедшей в Новосибирске конференции «Профсоюзы и занятость» заместитель председателя областного совета Федерации независимых профсоюзов России Герман Винокуров, во всех случаях работодатели, заявившие о своих вакансиях, обещали заработную плату в два и более раза ниже минимального прожиточного бюджета. Так, труд машиниста крана высшего разряда оценен в 800-1000 рублей, преподавателя профучилища — 600-700 рублей, врача — 200-700 рублей. Такая заработная плата, подчеркнул Винокуров, никак не может обеспечить нормальный жизненный уровень трудящегося человека. По оценке облсовпрофа, реальный уровень безработицы в Новосибирской области с учетом ее скрытой формы (укороченные рабочие дни и недели, незаконные, инициируемые администрацией, отпуска, длительная задержка зарплаты и т.д.) — почти в 10 раз выше. При этом большинство безработных — женщины (69%) и молодежь (свыше 26%) [[18]].

3.2.       Задолженность по выплате заработной платы

По данным Новосибирского облкомстата, просроченная задолженность по выплате заработной платы на крупных и средних предприятиях на 1 ноября 1998 года составила 1414,3 млн. рублей и увеличилась по сравнению с 1 октября 1998 года на 3%. При этом основной объем задолженности по заработной плате (1044,7 млн. рублей, или 74% от общей задолженности) связан с отсутствием у предприятий собственных средств. Остальная часть задолженности (369,6 млн. рублей) вызвана недофинансированием из бюджетов всех уровней.

Более 40% от общего объема задолженности (595,4 млн. рублей) приходится на предприятия промышленности, где просроченная задолженность за октябрь уменьшилась на 1,6% и составила 5,2 месячных фонда заработной платы, в том числе в черной металлургии — 13,6%, топливной промышленности — 7,6%, машиностроении и металлообработке — 6,2% месячных фонда. Не удается остановить рост задолженности по заработной плате в отраслях социальной сферы, за октябрь она увеличилась на 14% и составила 389,2 млн. рублей, в том числе задолженность из-за отсутствия бюджетного финансирования — 291,4 млн. рублей (рост на 16%). Работникам отраслей социальной сферы не выплачено в среднем 3,6% месячного фонда заработной платы, из них занятым в организациях науки и научного обслуживания — 5,7% месячного фонда, культуры и искусства — 4,8%, социального обеспечения — 4,5%, образования — 3,3%, здравоохранения — 2,4% месячного фонда [[19]].

3.3.       Прожиточный минимум

По данным Управления труда и занятости населения Новосибирской области, прожиточный минимум для населения области составил на 1 декабря 1998 года в среднем на душу населения 736 рублей: для мужчин от 16 до 60 лет — 847руб., для женщин от 16 до 55 лет — 727 руб., для пенсионеров старше 55 (60) лет — 541 руб., для детей до 7 лет — 664 руб., для детей от 7 до 16 лет — 757 руб. Минимальный потребительский бюджет составил на 1 декабря 1998 года 2211 руб., для жителей Новосибирска — 2399 руб., для жителей села — 1686 руб. [[20]].

3.4.       Помощь религиозных организаций

18 священнослужителей, настоятелей церквей во главе с епископом Новосибирским и Бердским Сергием встретились с представителями областного управления социальной защиты населения администрации области, чтобы подписать соглашение о сотрудничестве. Начальник вышеназванного управления А.Л.Станков подтвердил прочность этого союза, возникшего давно. Широко известны совместные поездки в глухие уголки области на пароходе «Андрей Первозванный», на поезде «За духовное возрождение России». В ряде социальных учреждений открыты часовни, в Академгородке при сестричестве действует гуманитарная аптека для малоимущих, при храмах организуется сбор обуви и одежды для слабозащищенных слоев населения. Еще в 1996г. был заключен договор о сотрудничестве между епархией и областным геронтологическим центром [[21]].

3.5.       СПИД

Сибирь не стала исключением в нашествии СПИДа. Здесь за 2 последних года число выявленных случаев ВИЧ-инфекции увеличилось с 32 до 418 (на 1 ноября 1998 года). Бесспорный лидер — Тюменская область (218 случаев). Далее идут Красноярский край — 50, Иркутская и Кемеровская области — по 33. В Новосибирской области зарегистрировано 30 ВИЧ-инфицированных пациентов. Среди них есть одна девочка 1991 г. рождения, родившаяся от инфицированной матери, а из 14 выявленных только в 1998г. — 11 в возрасте 20-29 лет [[22]].

 



Источники

[1]. Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 1 декабря. — №226. — С. 2.

[2]. Леонов Л. Политика ради экономики // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 3 декабря. — №228. — С. 1.

[3]. Семенова Л. Депутаты претендуют на черновую работу // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 1 декабря. — №226. — С. 1.

[4]. Закон Новосибирской области... // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 1 декабря. — №226. — С. 1.

[5]. Викторов В. Завышен или занижен единый налог? // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 3 декабря. — №228. — С. 1.

[6]. Викторов В. Один «большой» налог или много «маленьких» // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 22 декабря. — №238. — С. 1.

[7]. Кузнецов А. Крупным предприятиям Новосибирска угрожают национализацией. // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 11 декабря. — №47. — С. 5; Кибирев С. Приватизации врубят «задний ход» // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 25 декабря. — №49. — С. 5.

[8]. Только торгуйте // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 18 декабря. — №237. — С. 3.

[9]. Щебланин В. В интересах военной безопасности России // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 5 декабря. — №230. — С. 7; Безработица в погонах // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 18 декабря. — №237. — С. 1; Григоренко М. Военные тоже нуждаются в защите // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 25 декабря. — №239. — С. 5.

[10]. На страже интересов России // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 18 декабря. — №237. — С. 2.

[11]. В «очередь» на кресло губернатора // Советская Сибирь. Новосибирск, 1998. — 5 декабря. — №230. — С. 5.

[12]. Кузнецов А. «Яблоко» лишилось своей загадки // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 11 декабря. — №47. — С. 2.

[13]. Иск удовлетворен. С третьего захода // Советская Сибирь. Новосибирск, 1998. — 5 декабря. — №230. — С. 5.

[14]. Евгеньев В. «Отечество « верит в разум // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 29 декабря. — №240. — С. 1.

[15]. Албаут Т. Евгения Логинова едва не сожрали собственные помощники // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 25 декабря. — №49. — С. 3.

[16]. «Лиге новосибирских предпринимателей» — быть! // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 29 декабря. — №240. — С. 2-3.

[17]. Викторов В. Своя демография у предприятий и организаций // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 2 декабря. — №227. — С. 3.

[18]. Реальная безработица в десять раз больше официальной // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 2 декабря. — №227. — С. 3.

[19]. Ветер в кошельках // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 4 декабря. — №229. — С. 1.

[20]. Жизненные минимумы // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 5 декабря. — №230. — С. 2.

[21]. Антошина М. Служители церкви и соцзащиты — союз для земли и неба // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 18 декабря. — №237. — С. 3.

[22]. Бочаров Е. СПИД шествует по Сибири // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1998. — 1 декабря. — №226. — С. 3.