Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Самарская область

В. АКРИДИН,

Е. ЛАПШОВА

Самарская область

в декабре 1998 года

1.    Бюджет

24 ноября Губернская Дума приняла в первом чтении областной бюджет на следующий год. Главным принципом бюджетной политики в 1999 году стала бездефицитность: расходная и доходная части бюджета должны быть равными и составить примерно 6 млрд. 100 млн. рублей.

В качестве трансфертов область планирует выделить муниципалитетам почти 15% всех средств около 913 млн. рублей, выравнивая подушевой бюджетный доход во всех городах и районах области. По расчетам обладминистрации, на каждого жителя области в среднем из местных бюджетов должно расходоваться 1196 рублей в год.

Пленарное заседание прошло без всяких неожиданностей — прежде всего потому, что депутаты успели хорошо изучить основные параметры бюджета. Пакет основных документов на 1999 год был принят подавляющим большинством голосов. Против проекта выступил лишь мэр Самары Георгий Лиманский, поддержанный левыми депутатами Натальей Бобровой и Валерием Козленковым. В своем выступлении глава города заявил, что Самару в корне не устраивает сама методика формирования бюджета, урезающая кошелек областного центра по сравнению с текущим годом почти на 500 млн. рублей. Разногласия городской и областной властей в данном случае носят принципиальный характер: по убеждению г-на Лиманского, бюджеты муниципалитетов должны формироваться в зависимости от их расходов. Представители же других муниципалитетов высказались в поддержку новой бюджетной политики области, декларирующей единый подход ко всем органам местного самоуправления. Во многом это объясняется некоторой деформацией трансфертной схемы финансовой помощи муниципалитетам. Вице-губернатор Вячеслав Аронин на пленарном заседании подтвердил, что в отдельных случаях областная администрация готова увеличить контингент налогов, оставляемых в муниципалитетах, на сумму трансферта. По одному из пунктов обладминистрация пошла на уступки и Самаре. По словам г-на Аронина, в новом году около 90 налогоплательщиков, ранее плативших только напрямую в областной бюджет, будут переведены на учет в городскую налоговую инспекцию. Впрочем, специалисты областного департамента финансов утверждают, что в действительности Самара от этого вряд ли выиграет.

Следует отметить, что позиция Георгия Лиманского и в Губернской Думе, и в обладминистрации была воспринята как попытка «тянуть одеяло на себя». В этой связи можно вспомнить, как в начале текущего года провалилась идея мэра принять закон об особом статусе главного города губернии. Теперь, когда самарский мэр требует увеличить городу «паек», депутаты вновь заговорили о перспективе переноса областного центра в один из малых городов. И хотя такие заявления трудно воспринимать иначе как шутку, они ярко характеризуют отношение к претензиям мэра Самары.

Поражение мэра Самары в областном парламенте не означало окончания борьбы. Напротив, после утверждения областного бюджета в первом чтении она входит в решающую стадию.

По мнению заместителя главы горадминистрации Олега Хвостенко, в последние годы доля средств, собираемых в городе и остающихся в его казне, неуклонно сокращается: с 32% в 1996 году до 20%, планируемых на 1999 год. Сокращение налогового контингента, по мнению самарских чиновников, противоречит федеральному Закону «О финансовых основах местного самоуправления». А бюджетная политика 1999 года приведет к тому, что подушевой бюджетный доход в Самаре сократится сразу на 26,4%, что приведет к кризису в городском хозяйстве.

На последнем заседании городской Думы было принято решение об официальном обращении к губернатору и областной Думе с требованием корректировки бюджетной политики [[1]].

Ответный ход обладминистрации на официальное послание Самарской городской Думы последовал лишь спустя неделю. Вице-губернатор Вячеслав Аронин попытался убедить в своей правоте не столько руководителей, сколько жителей областного центра. Фактически он заявил, что новые принципы формирования областного бюджета не затронут их интересов.

Что касается схемы распределения доходов бюджета между муниципалитетами, то вице-губернатор заявил, что подход обладминистрации к формированию бюджета уже получил поддержку ряда глав местного самоуправления губернии и руководства областных профсоюзов. Он отметил, что предложенная в бюджете-99 схема распределения налоговых поступлений позволит отойти от субъективизма в оценках расходной части бюджетов муниципалитетов, когда последние без всякой системы требуют ее увеличения. Что касается возможной диспропорции в расходах между муниципалитетами, то ее предполагается компенсировать за счет выплаты трансфертов [[2]].

После принятия бюджета в первом чтении, работа над основным финансовым документом губернии продолжалась на заседаниях согласительной комиссии. В ее состав вошли председатели думских комитетов и высшие чиновники обладминистрации [[3]] Информация о работе согласительной комиссии до последнего момента оставалась крайне скудной. Депутаты воздерживались от каких бы то ни было комментариев, ссылаясь на незавершенность работы комиссии.

Важнейшим итогом работы согласительной комиссии явилось сохранение бездефицитности бюджета. Для этого депутатам пришлось согласится с существенными сокращениями предварительно утвержденных расходов. Причина — изменение налоговой политики федерального центра. По проекту федерального бюджета регион получит существенно меньше налогов, чем предполагалось. Областной бюджет уменьшился примерно на 300 млн. руб. В этих условиях общее сокращение расходов стало неизбежным. Правда, одновременно согласительная комиссия приняла решение о повышении на 22% заработной платы бюджетникам с 1 апреля — естественно, за счет урезания других статей. Помимо бюджета развития, сокращению подвергались и социально направленные статьи, в частности, образование и здравоохранение. На 6 и 9 млн. руб. соответственно сокращено финансирование мероприятий областного управления культуры и комитета по физкультуре и спорту (в первом проекте бюджета на эти цели выделялось 63 и 73 млн. руб.).

Самой сложной проблемой формирования бюджета оставались размеры финансовой помощи губернской столице. Cогласительная комиссия предложила сторонам некий компромисс — было принято решение в 1-м квартале будущего года «рассмотреть возможность поиска дополнительных источников финансирования Самары с учетом ее особенностей как областного центра» [[4]].

29 декабря подавляющим большинством голосов — восемнадцать «за», три «против», один воздержавшийся, бюджет Самарской области был принят.

По заявлениям самарских городских властей, выделенных бюджетом средств городу не хватит даже на отопление. По сравнению с прошлым годом, бюджет областного центра сократился на полмиллиарда рублей.

2.    «АФГАНЦЫ» ХОТЯТ ВЕРНУТЬ ПЛЕННЫХ ИЗ ЧЕЧНИ

5 декабря в Тольятти состоялась благотворительная акция «Я пока еще жив», посвященная 10-летию вывода советских войск из Афганистана и двухлетию окончания войны в Чечне. Организаторами акции выступили Тольяттинский филиал Российского союза ветеранов Афганистана и Тольяттинская городская организация участников локальных вооруженных конфликтов в составе Вооруженных Сил РФ «Братство». В июне 1998 года эти организации объединились в Координационный совет ветеранов локальных войн и вооруженных конфликтов. Акция включала в себя митинг на центральной площади Тольятти, демонстрацию фильмов о войнах в Афганистане и Чечне в городских кинотеатрах, а также концерт «афганских» групп «Голубые береты», «Каскад», «Шурави», «Контингент». Все собранные в ходе акции средства организаторы намеревались направить в помощь инвалидам и на захоронение погибших, а также на организацию поисков военнослужащих, остающихся в чеченском плену. Последняя задача представляется особенно актуальной, так как, по данным организаторов акции, в Чечне без вести пропали 11 военнослужащих-самарцев [[5]].

На марафон были приглашены в большом количестве официальные лица, среди которых: Руслан Аушев, Александр Лебедь, Александр Руцкой, Иосиф Кобзон и многие другие. Приехал лишь лидер ЛДПР. Иосиф Давыдович, к примеру, в телефонной беседе выразил свой отказ, узнав, что на акции будет присутствовать господин Жириновский.

По предварительной информации, на марафоне собрали около 200 тысяч рублей. Владимир Вольфович тоже внес свою благотворительную лепту в размере 10 тысяч рублей.

Куда же будут потрачены деньги? Никакой документации на сей счет общественности пока не представлено. По мнению председателя фонда инвалидов войны в Афганистане депутата городской Думы Федора Ивонинского, есть опасения, чтобы марафон не оказался убыточным. Во-первых, вероятно, устроителями было затрачено немало средств на рекламу предстоящей акции, во-вторых, неизвестно, какой гонорар затребовали и получили именитые московские гости [[6]].

3.    ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

3.1.       Единство на правом фланге

Предвыборное объединение демократических организаций пока находится под вопросом. Однако в Самаре оно может пройти легче, чем где бы то ни было. Шансы не только на мирное сосуществование, но и на сотрудничество представителей различных демократических организаций очень велики — прежде всего потому, что самарские демовыбороссы и их союзники, создавшие блок «Единство», и раньше сохраняли вполне теплые отношения с «яблочниками».

Общая численность активных сторонников «Единства» сегодня не превышает 400 человек. Объединение было необходимо демократам, чтобы не потеряться окончательно. В нынешней ситуации, однако, оно может сыграть другую роль. Если по мере приближения к выборам в Государственную Думу популярность идей правых в обществе будет расти, в распоряжении самарских сторонников Гайдара, Кириенко и Явлинского окажется прекрасная возможность для ведения агитации — правда, лишь в том случае, если московские лидеры «ЯБЛОКА» не запретят своим сторонникам сотрудничать с радикальными демократами. Лидер самарского «ЯБЛОКА» Владимир Ненашев отметил, что, скорее всего, будет заключен с другими правыми «пакт о ненападении» [[7]].

3.2.       Сторонники Лимонова требуют регистрации

1 декабря члены Самарского отделения Национал-большевистской партии России провели очередную публичную акцию. Мишенью самарских нацболов стало управление министерства юстиции по Самарской области. Ранним утром, несмотря на сильный мороз, у здания появился национал-большевистский пикет в составе семи человек, которые смущали своим воинственным видом идущих на службу чиновников и громко требовали немедленной регистрации НБП. Руководитель самарской организации партии Лимонова Сергей Соловей сообщил, что в этот день мероприятия подобного рода проводились в каждом российском регионе, где действуют ячейки НБП. Поводом для столь широкого выступления стали проволочки Министерства юстиции России с регистрацией партии. Следует отметить, что это уже вторая попытка национал-большевиков организовать свою революционную деятельность на законных основаниях. Но чиновники Минюста однажды уже отказались зарегистрировать НБП, ссылаясь на ряд мелких недостатков в оформлении документов. Вторая попытка добиться регистрации также пока не увенчалась успехом. Простояв около часа у входа в здание, г-н Соловей извлек из сумки пластиковую бутылку с жидкостью малинового цвета, напоминающей разведенный «Юпи», забрался на стоящий напротив здания управления юстиции сарай и написал этой жидкостью: «Регистрацию НБП». Действо, вызвавшее смех участников и зрителей, было снято милицейской видеокамерой. Как и следовало ожидать, управление юстиции не предприняло никаких реальных ответных шагов. Но, видимо, последователи Лимонова к этому и не стремились. Главная цель — привлечение внимания самарцев к НБП — была достигнута. Теперь национал-большевики намерены заняться поиском политических союзников. В качестве такового г-н Соловей рассматривает лидера Партии диктатуры пролетариата Григория Исаева [[8]].

3.3.       Генерал Макашов переходит в наступление

Он намерен подать в суд сразу на нескольких депутатов Государственной Думы. Об этом Альберт Макашов заявил на своей пресс-конференции 26 ноября. Мятежный генерал сказал журналистам, что депутаты Государственной Думы Станислав Говорухин, Иосиф Кобзон, Эдуард Воробьев и Сергей Юшенков, подавшие заявление в Генеральную прокуратуру по поводу его антисемитских высказываний, грубо исказили факты. Альберт Макашов назвал заявление депутатов «клеветническим доносом». По словам генерала, на самом деле его фраза на московском митинге звучала так: «В случае моей смерти или смерти моих товарищей я на тот свет этих жидов заберу, как минимум, десять». У каждого из своих противников генерал намерен «отсудить по грузовичку «Газель», которые потом обещал подарить самарским детским домам.

Пока прокуратура проводит расследование по поводу высказываний самарских коммунистов. Бывший депутат Самарской губернской Думы Владимир Гром сообщил журналистам, что в настоящее время проводится «проверка благонадежности» выступавших на оппозиционном митинге 7 октября. Самого Грома уже вызывали в прокуратуру для дачи показаний [[9]].

3.4.       НПСР становится умереннее?

После завершения общероссийского съезда Народно-патриотического союза его самарские активисты 27 ноября провели пресс-конференцию, которую посвятили в основном тактике предвыборной борьбы. Самару на съезде НПСР представляли сразу 9 человек, в том числе профессор Геннадий Деревякин, лидер Комитета советских женщин Людмила Кузьмина и коммунист Владимир Гром. По словам участников пресс-конференции, на будущих выборах НПСР намерен учесть происходящие изменения в своей социальной базе и «отсекать ортодоксальные (т.е. слишком левые) выступления» своих сторонников, Впрочем, генеральная линия НПСР не изменилась — «народные патриоты» по-прежнему намерены «создавать устойчивую базу сопротивления нынешнему режиму». Впрочем, теперь они готовы «вести диалог с центром» [[10]].

3.5.       В Самаре возрождается движение «Женщины России»

В Доме журналиста дали пресс-конференцию члены Самарского координационного совета движения «Женщины России», которые только что вернулись из Москвы с конференции, посвященной девяностолетию начала женского движения в нашей стране. Главной фигурой на пресс-конференции стала заместитель председателя Губернской Думы Людмила Дурова. Кроме нее, присутствовали хозяйка частной художественной галереи Мария Воронина, депутат городской Думы Самары Алла Демина и др. Основной темой разговора стали политические амбиции движения «Женщины России», которое, по-видимому, намерено участвовать в выборах в Государственную Думу в 1999 году. Впрочем, г-жа Дурова заверила журналистов, что по крайней мере самарское отделение движения в первую очередь намерено заниматься конкретной помощью социально незащищенным женщинам [[11]].

3.6.       Лиманский делает шаг влево

Мэр Самары Георгий Лиманский стал автором очередной политической сенсации местного масштаба. Он создал и возглавил городской координационный совет по взаимодействию с политическими партиями и общественными организациями. Сенсация же состоит в том, что костяк этой структуры составили представители коммунистов и прочих левых сил, которые теперь, видимо, становятся союзниками мэра. В учредительном собрании координационного совета политических партий при главе города приняли участие представители КПРФ, Народно-патриотического союза России, избирательного объединения «За социальную справедливость», движения «Промышленная Самара», ЛДПР, движений «Вперед, Россия!», «Честь и Родина», Федерации профсоюзов Самарской области, а также — несколько неожиданно в такой компании — «ЯБЛОКО». Собравшиеся приняли положение о совете, в котором задачей нового консультативного органа несколько туманно объявлено решение муниципальных проблем.

Новый орган возглавил сам Георгий Лиманский, его заместителями стали зам. главы городской администрации Татьяна Кузнецова и руководитель левой общественной организации «Промышленная Самара» Виктор Балакин. Мэр предложил лидерам партий и движений принять на вооружение «теорию малых дел», чтобы совместно улучшать жизнь самарцев. В частности, предполагается, что политические активисты создадут рабочие группы по разным направлениям социальной сферы, которые и займутся решением городских проблем. Пока, правда, не совсем ясно, что именно они будут для этого делать. Таким образом, создатели координационного совета продемонстрировали, что их организация не намерена вмешиваться в политику. Тем не менее, левый состав новой организации волей-неволей обращает на себя внимание. В качестве единственного «демократа» в совете оказался лишь руководитель областной организации «ЯБЛОКА» Евгений Ларцев, который полагает, что его партии необходимо тесно сотрудничать с городской администрацией. Однако вступление г-на Ларцева в координационный совет вызвало неоднозначную реакцию его товарищей по партии, некоторые из которых подвергли критике своего областного лидера. В перспективе самарские сторонники Григория Явлинского могут выйти из нового органа при главе города, если не будет определенных изменений в составе совета.

Сам Георгий Лиманский пока никак не разъяснил причин своего «полевения» и, комментируя создание совета, ограничился многозначительной фразой: «Сегодня такое время. Общество созрело!» По ходу заседания совета он старательно подчеркивал «хозяйственную» направленность разговора. В частности, обращаясь к политикам, чьи партии представлены в Госдуме, мэр рекомендовал им в законотворческой деятельности руководствоваться интересами муниципалитетов. Глава города также говорил о возможности взаимодействия с представителями партий в Губернской Думе. В этой связи интересно вспомнить, что его единственными союзниками при голосовании по областному бюджету на 1999 год были левые депутаты Наталья Боброва и Валерий Козленков.

Сегодня уже мало кто из обозревателей сомневается в том, что Георгий Лиманский строит свою политическую стратегию как конкурент губернатора Константина Титова. Ему, безусловно, трудно соперничать с главой области на правом, демократическом фланге. А значит, для мэра вполне логично было бы заручиться поддержкой слева, чтобы попытаться притянуть к себе весь «протестный электорат». Если жизнь населения в ближайшие годы будет только ухудшаться, эта линия вполне может оказаться победной.

В этой связи следует отметить, что многие сторонники коммунистов на предыдущих выборах в муниципальные и областные органы власти поддерживали именно г-на Лиманского. Самарский мэр имеет репутацию «родного отца» среди традиционно прокоммунистически настроенных пенсионеров, по-прежнему составляющих наиболее активную часть избирателей. Очевидно, теперь глава города намерен усиливать свой крен влево по мере приближения череды важнейших выборов, делая главную ставку на выборы губернатора в 2000 году.

Впрочем, официально все выглядит далеко не так однозначно. Напротив, создатели координационного совета подчеркивают, что этот орган вовсе не задумывался как «одноцветный», и в будущем его состав может расшириться за счет привлечения недавно созданного в Самаре отделения лужковской партии «Отечество», а также «Нашего дома — России». Говоря об этом, секретарь региональной организации НДР Сергей Юрин отметил, что его партия заинтересована в координации своих усилий с муниципалитетом и лично он на совете организации готов высказаться в поддержку такого решения. Но пока ни г-н Юрин, ни руководитель местного отделения «Отечества» Дмитрий Сивиркин не получили из мэрии приглашения участвовать в работе координацией совета. Д.Сивиркин отметил, что «Отечество» готово к сотрудничеству с другими организациями только в том случае, если их цели и задачи совпадают [[12]].

3.7.       Профсоюзы

Заявление главы правительства Е.Примакова о намерении уменьшить взносы работодателей во внебюджетные фонды стало поводом для внеочередного заседания исполкома Самарской федерации профсоюзов. По мнению членов исполкома ФПСО, новый порядок отчислений не позволит будущим летом организовать отдых детей и многое другое. Были направлены официальные протесты в правительство и Госдуму, а также персональные запросы депутатам Госдумы от Самарской области [[13]].

4.    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

4.1.       Статистика

По данным самарского областного комитета государственной статистики, в ноябре контрольная стоимость необходимого социального набора составила с расчетом на год 5708,85 руб. Месячный набор из 25 основных продуктов питания обходился в 375,89 рубля (в Самаре — 350, в Тольятти — 428, в Сызрани — 339 руб.) [[14]].

Продовольствие день ото дня дорожает. Что неудивительно, поскольку объемы его предложения не растут. Череда финансовых потрясений изъяла из оборота значительную долю экспортного товара. Зияющие на продовольственных рынка Москвы, Петербурга, Екатеринбурга дыры требуют притока съестного из регионов России. И получают его от многочисленных коммерческих гонцов со всей страны. Препятствуя оттоку продовльствия на столичные рынки, власти регионов вводят ограничения на вывоз съестного. Как настроено в этой связи руководство самарской области? Губернатор К.А.Титов, комментируя возникновение «искусственных границ внутри России», отметил, что федеральные власти ни в чем не виноваты. Ему сегодня «очень нравится» та позиция, которую занимает Евгений Максимович Примаков, который «очень мощно держит удар». Критика премьера идет и слева, и справа. Но он делает свое дело грамотно и расчетливо. Что же касается действий региональных властей и проводимого ими «закрытия границ», по мнению К.Титова, министр внутренних дел Степашин и генеральный прокурор Скуратов должны навести порядок в своих ведомствах. Их работники должны подчиняться федеральному законодательству, а не князьям на местах. Самарская область, заверил губернатор, не будет «закрывать территорию», наоборот, сегодня будет приобретаться как можно больше сырья во всех регионах России, в странах СНГ. И на этом область будет строить свою материальную базу, свои оборотные фонды, завоевывать рынки других регионов. Губернатор подчеркнул, что положение на продовольственном рынке усугубилось тем что финансовый крах наступил в самый неблагоприятный для России момент — более половины полей пострадали от засухи.

Основными задачами руководства Самарской области К.Титов считает концентрацию финансовых ресурсов, чтобы «не съесть зерно семенное», чтобы сохранить молочное, мясное поголовье. И, если говорить в целом, не оставить население голодным и в холоде [[15]].

4.2.       Взгляд в будущее: четыре варианта

В начале декабря вице-губернатор Габибулла Хасаев представил Высшему экономическому совету области 4 варианта прогноза социально-экономического развития области на 1999-2001 годы. Даже по самому оптимистическому сценарию, в будущем году треть населения области окажется за чертой бедности

Прогноз социально-экономического развития губернии на ближайшие годы — неотъемлемая часть процесса формирования областного бюджета. По существующим законам, проект бюджета и подготовленный областным «Белым домом» прогноз состояния экономики на будущий год должны попадать в Губернскую Думу одновременно — с тем, чтобы депутаты могли оценить, насколько адекватно обладминистрация готова реагировать на предстоящие трудности. В этом году представление прогноза депутатам оказалось связано с неожиданными проблемами — тот его вариант, который был направлен в Думу, не устроил губернатора области Константина Титова. Во время обсуждения прогноза на коллегии обладминистрации глава губернии заявил, что разработчики, во-первых, не учли возможных изменений в федеральном и региональном законодательстве, а во-вторых, не приняли во внимание наиболее пессимистичных вариантов состояния экономики. Результатом замечаний губернатора стала парадоксальная ситуация: прогноз продолжал дорабатываться в то время, когда депутаты Губернской Думы уже одобрили его на своем заседании. Это не означает, что депутатов умышленно обманули. Однако в их распоряжении находилась только половина прогноза — умеренно оптимистический и умеренно пессимистический его варианты. Между тем, департамент экономики обладминистрации продолжал разрабатывать еще два сценария, которые условно можно определить как самый плохой и самый хороший. Именно их представил Габибулла Хасаев на последнем собрании Высшего экономического совета губернии, и лишь после этого самарской общественности открылась максимально полная картина возможных последствий экономического кризиса для экономики и благосостояния жителей области.

Средний уровень ожидаемой инфляции в ближайшие три года в двух благоприятных вариантах составляет 2% в месяц, в умеренно пессимистичном — 5,5%, а в самом плохом — уже 8,8%. Для сравнения стоит заметить, что федеральное правительство пока осмеливается прогнозировать инфляцию на уровне лишь до 30% в год.

В соответствии с уровнем инфляции изменятся и все основные составляющие экономики области. Так, при сравнительно низкой инфляции г-н Хасаев прогнозирует незначительный рост производства уже начиная с будущего года. При более высокой инфляции спад производства может составить 4% (на ВАЗе — до 6%), а при сверхвысокой — до 8%.

Впрочем, областные власти свои главные надежды связывают с тем вариантом развития, который назван «оптимальным». Он возможен в том случае, если федеральное правительство сумеет последовательно проводить заявленную экономическую политику, основанную на снижении налогов на прибыль и на добавленную стоимость. По мнению губернских экспертов, если Государственная Дума поддержит эти инициативы, можно прогнозировать оживление спроса на ряд отечественных товаров, а также снижение объемов неплатежей, в том числе и долгов по заработной плате. А это, помимо всего прочего, означает ослабление социальной напряженности. В Самарской области снижение налогового бремени может привести к росту производства в ряде важных для региона отраслей, в том числе на ВАЗе, в электроэнергетике, нефтепереработке и пищевой промышленности. Кроме того, по мнению специалистов обладминистрации, снижение налогов должно привести к росту инвестиций — примерно на 30% за ближайшие три года [[16]].

5.    ВАЗ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ ТОРГОВАТЬ ПЕСКОМ

19 ноября губернатор Самарской области Константин Òèòîâ заявил, что на стол к премьер-министру России Евгению Примакову легли документы о крупных махинациях с песком, в которых участвовало руководство АО «АвтоВАЗ». История о махинациях с налогами, в которой фигурировал песок, началась в начале 1998 года — именно тогда оформлялись сделки, которые позже стали предметом расследования специально созданной межведомственной группы из сотрудников силовых структур. Сначала дагестанский карьер по каким-то причинам не поставлял свою продукцию первому покупателю («АвтоВАЗу»). Тот, имея обязательства перед третьим юридическим лицом, обращался в страховую компанию для того, чтобы не допустить срыва сделки. Страховая компания выдавала ему векселя на сумму будущих поставок песка, которые передавались второму покупателю в счет будущего товара. Страховая компания, как правило, подбиралась очень состоятельная. Существует информация, что в схеме работали дочерние структуры западных страховых компаний. После получения векселей второй покупатель песка отдавал их дагестанскому карьеру. В свою очередь дагестанский карьер отгружал ему песок (только на бумаге) и возвращал векселя в страховую компанию. На этом работа схемы «песочных махинаций» не заканчивалась. ВАЗ или любое другое участвовавшее в схеме предприятие, продав второму покупателю вместо песка векселя, получало право на возврат из бюджета НДС той суммы, в которую оценивались эти «ценные» бумаги. Именно в этом и заключалась главная изюминка «песочной» схемы. Никто из ее участников не тратил никаких средств, не отгружал товар. Только векселя, двигаясь по кругу, создавали видимость совершения сделки. Главной же целью был возврат из бюджета НДС. При этом официально все участники схемы вели себя законно и как бы ничего не нарушали [[17]]. В середине декабря «песочная» эпопея «АвтоВАЗа» наконец закончилась — 9 декабря руководство предприятия официально заявило о расторжении всех своих сделок по купле-продаже песка

В ходе проверки этих сделок налоговыми органами выяснилось, что в течение этого года несколько десятков крупных российских предприятий, в том числе и «АвтоВАЗ», используя одну и ту же схему по купле-продаже песка, пытались получить из бюджета возмещения по НДС на общую сумму около 15 млрд. рублей. Пиком скандала стало выступление премьер-министра правительства России Евгения Примакова. Он похвалил главу Госналогслужбы Георгия Бооса за то, что тот предотвратил огромные потери, которые мог бы понести бюджет в том случае, если бы схемы по купле-продаже песка были доведены их инициаторами до своего логического конца.

Руководители предприятий, использовавшие эти схемы, так и не понесли какого-либо наказания. И это неудивительно, поскольку сам механизм злополучных сделок с песком, по оценкам независимых экспертов, вполне легален, базируется на несовершенстве нынешнего налогового законодательства и более того — может быть успешно оспорен в судебном порядке, скажем, тем же «АвтоВАЗом». Поэтому правительство выбрало такой путь: Госналогслужба порекомендовала всем предприятиям, работавшим по этой схеме, расторгнуть заключенные сделки. ВАЗ внял этой рекомендации одним из первых. 9 декабря президент предприятия Алексей Николаев отдал приказ о расторжении контрактов и прекращении всех операций по купле-продаже песка. По всей видимости, этот приказ касается и руководства дочернего предприятия АО «АвтоВАЗ» — АО «АвтоВАЗагрегат», которое уже начало судиться с Госналогслужбой по поводу законности осуществления именно такой сделки [[18]].



Источники

[1]. Самара проигрывает полмиллиарда // Самарское обозрение. — 1998. — №48. — 30 ноября. — С. 2.

[2]. Сипров В., Перла А. Ответный удар области в бюджетной войне // Самарское обозрение. — 1998. — №49. — 7 декабря. — С. 3.

[3]. Игнатьева Л., Сипров В. Засекреченный бюджет // Самарское обозрение. — 1998. — №51. — 21 декабря. — С. 3.

[4]. Игнатьева Л., Перла А. Бюджет примут завтра // Самарское обозрение. — 1998. — №52. — 28 декабря. — С. 4.

[5]. «Афганцы» хотят вернуть пленных из Чечни // Самарское обозрение. — 1998. — №49. — 7 декабря. — С. 3.

[6]. Шмыгова К. Пусть эта война будет последней // Тольяттинское обозрение. — Тольятти, 1998. — №21. — 7 декабря. — С. 14.

[7]. Перла А. Единство на правом фланге // Самарское обозрение. — 1998. — №48. — 30 ноября. — С. 4.

[8]. Сторонники Лимонова требуют регистрации // Самарское обозрение. — 1998. — №49. — 7 декабря. — С. 3.

[9]. Генерал Макашов переходит в наступление // Субботнее обозрение. — Самара, 1998. — №48. — 30 ноября. — С. 4.

[10]. НПСР становится умереннее? // Субботнее обозрение. — Самара, 1998. — №48. — 30 ноября. — С. 4.

[11]. В Самаре возрождается движение «Женщины России» // Самарское обозрение. — 1998. — №49. — 7 декабря. — С. 3.

[12]. .Лиманский делает шаг в лево // Самарское обозрение. — 1998. — №50. — 15 декабря. — С. 2.

[13]. Профсоюзы решили отстоять наши карманы // Волжская коммуна. — Самара, 1998. — №221. — 16 декабря. — С. 1.

[14]. Корзинка ноября // Волжская коммуна. — Самара, 1998. — №219. — 9 декабря. — С. 1.

[15]. Андрианов В. Жители области будут сыты и обогреты // Суббота. — Самара, 1998. — №48. — 11 декабря. — С. 1, 2.

[16]. Мы будем жить бедно // Самарское обозрение. — 1998. — №50. — 15 декабря. — С. 3.

[17]. ВАЗ «засыпался» на песке // Тольяттинское обозрение. — Тольятти, 1998. — №19. — 23 ноября. — С. 6.

[18]. ВАЗ больше не будет торговать песком // Самарское обозрение. — 1998. — №50. — 15 декабря. — С. 5.