Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Кабардино-Балкарская Республика

С. АККИЕВА

Кабардино-Балкарская Республика

в ноябре 1998 года

1.    власть

1.1.       Договор между ВГТРК И Правительством КБР

14 ноября 1998 г. был подписан договор между ВГТРК и Правительством КБР. Руководитель ВГТРК М.Е.Швыдкой так оценил важность этого события: «Мы надеемся, что соглашение станет базой для развития телерадиовещания, создания новых средств местной информации, региональных и образовательных программ».

В выступлении Президента КБР В.Кокова было отмечено, что соглашение должно стать основой равноправного партнерства и сотрудничества. «Договор будет означать новый этап в развитии радио и телевидения, в совершенствовании информационной политики». Президент КБР особо подчеркнул важность телевидения и радио в позитивном влиянии на сознание населения. При этом он склонен рассматривать СМИ по своей значимости не как четвертую власть, а как органическую составляющую государственной системы.

На пресс-конференции, которую дал руководитель ВГТР журналистам, М.Швидкой подчеркнул, что ВГТРК не стремится влиять на информационную политику в КБР. «Мы не цензоры, а партнеры. Мы не политики, а люди, делающие честную и правдивую информацию и стоящие на защите целостности России, конституционных свобод и прав личности».

Вхождение в единую информационную систему для региональных студий весьма заманчиво: они будут освобождены от федеральных налогов, платы за электроэнергию и газ, все расчеты с Госналогслужбой, РАО «ЕЭС России» и «Газпромом» будет вести ВГТРК. Местным телерадиокомпаниям обещано также бюджетное финансирование, помощь в освоении рекламного рынка России [[1]].

1.2.       Упорядочение рынка лекарственных средств

Правительство КБР в ноябре рассмотрело ряд важных проблем, в числе которых и вопрос «Об упорядочении рынка лекарственных средств и изделий медицинского назначения». В республике много нареканий со стороны населения на нарушение продажи лекарственных препаратов. Для изучения рынка лекарственных средств, координации и контроля за обеспечением ими населения и лечебно-профилактических учреждений образована республиканская комиссия во главе с министром здравоохранения А.Кардановым [[2]].

1.3.       Межпарламентский совет трех республик

В ноябре этого года в третий раз состоялась сессия Межпарламентского совета Адыгеи, Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии. Она прошла в Нальчике под председательством спикера Совета представителей парламента КБР И.Бечелова.

На заседании особое внимание было уделено молодежной проблеме. Совет рекомендовал парламентам трех республик разработать ряд законопроектов в этой области и провести парламентские слушания, конференции и круглые столы по молодежной политике.

На совете были рассмотрены и вопросы экономического (интеграционного) взаимодействия трех республик. Планируется создание межреспубликанской финансово-промышленной группы, развитие межреспубликанского рынка ценных бумаг, проведение выставок-ярмарок, создание торговых домов [[3]].

1.4.       Правоохранительные органы

1.4.1.      Координационное совещание работников правоохранительных органов

На координационном совещании работников правоохранительных работников КБР были включены 2 вопроса «О результатах обобщения состояния дел по профилактике, расследованию и раскрытию умышленных убийств, практики рассмотрения судами дел этой категории за 9 месяцев 1998 г.» и « О результатах обобщения следственной и судебной практики по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств в КБР за 9 месяцев 1998 г.».

Заместитель прокурора КБР, начальник следственного управления А.Емкужев выступил с обстоятельным сообщением по первому вопросу. Несмотря н а все принимаемые с 1997 г. меры темпы роста умышленных убийств снизить не удается. Только за 10 месяцев 1998 г. в КБР зарегистрировано 81 преступление, квалифицируемое как умышленное убийство, на 26 случаев наблюдается рост таких преступлений по сравнению с прошлым годом. Рост отмечается в г. Нальчике, Прохладненском, Майском, Чегемском, Баксанском, Зольском районах. За 1998 г. не допущено убийств только в одном Черекском районе.

Убийство совершаются в основном молодыми людьми в возрасте 25-30 лет. Более половины убийств совершается в состоянии алкогольного опьянения.

11 убийств совершено на улице и в других общественных местах, многие преступники подолгу находятся в розыске, что свидетельствует о нерадивости работников уголовного розыска.

Недоработки правоохранительных органов по раскрытию преступлений, среди которых слабый надзор прокуратуры за соблюдением законности при рассмотрении заявлений и сообщений о без вести пропавших, ослабление индивидуально-профилактической работы с лицами, от которых можно ожидать совершения тяжких преступлений, серьезные просчеты в сборе и анализе доказательств вызывают особую тревогу.

Для усиления борьбы с умышленными убийствами на совещании было принято решение создать постоянно действующую следственно-оперативную группу по расследованию умышленных убийств.

Незаконный оборот наркотиков очень больная для КБР проблема, с докладом по этому вопросу выступил начальник отдела СУ Прокуратуры КБР Р.Шогенов. Наркоситуация в КБР является сложной, но есть некоторое снижение количества преступлений по сравнению с 1997 г., при этом возрос оборот наркотиков. За 9 месяцев 1998 г. изъято наркосодержащих средств 30 кг 833 г., а за весь 1997 г. 26 кг. 840 г. За преступление этой категории к уголовной ответственности привлечены 569 человек, из которых 74 женщины, 18 несовершеннолетних, 245 молодых людей в возрасте от 18 до 28 лет, 470 человек без постоянного источника дохода, 110 ранее судимых.

Не выявлены основные каналы проникновения наркотиков, из материалов направленных в суд видно, что наличие наркотиков все задержанные объясняют случайной находкой. К уголовной ответственности привлекаются потребители наркотиков, не выявляются должные меры к выявлению сбытчиков наркотиков.

Тревогу вызывает факт роста опийной наркомании и в КБР 70,3% больных наркоманией -это опийные наркоманы [[4]].

1.4.2.      Пресс-конференция министра внутренних дел КБР

На своей пресс-конференции с журналистами накануне дня милиции министр внутренних дел КБР Х.Шогенов отметил, что ситуация по сравнению с прошлым годом не ухудшилась. Новым и тревожным явлением назвал министр то, что из всех убийств 10 совершены лицами, находящимися в близких родственных отношениях, что было до сих пор нехарактерным явлением для КБР.

Активно ведется работа на границах республики, где с начала 1998 г. задержано 12 преступных групп, у которых изъято большое количество огнестрельного оружия, топографические карты и различные документы, что является свидетельством диверсионного характера этих групп.

Министр особо отметил работу милиции общественного порядка, особенно полка патрульно-постовой службы, ОМОН, специального отряда Управления по борьбе с организованной преступностью, которые выполняли ответственные задания вне пределов КБР, в том числе на границе между Дагестаном и Чечней.

О хищениях частной и государственной собственности министр отозвался как о неизбежном следствии социально-экономического положения в стране. Говоря об обстреле здания МВД и о мерах милиции, последовавших после этого в отношении молящихся в мечетях и о жалобах на неправомерные действия работников правоохранительных органов Х.Шогенов ответил, что сыщики в скором времени предоставят всю информацию о преступниках и заявил, что действия милиционеров были адекватны событию. Правовую же оценку дадут органы прокуратуры. Отвечая на вопрос о пожаре в его доме, министр заявил, что он возник из-за перепада напряжения в электросети и никак не связано с попыткой оказать на него давление. «Два моих сына, которые вооружены и всегда находятся поблизости, вполне способны дать отпор любому давлению, если конечно, возникнет такая необходимость» [[5]].

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Заседание экономического совета ассоциации «Северный Кавказ»

18 ноября в Нальчике состоялось заседание экономического совета Ассоциации «Северный Кавказ». На нем обсуждался принцип включения инвестиционных проектов, предлагаемых регионами-членами ассоциации в федеральную целевую программу экономического и социально-политического развития Северного Кавказа.

На заседании возобладало мнение, что программу необходимо провести в два этапа. В первый должны войти недорогие, быстроокупаемые, привлекательные для инвесторов проекты. Реанимацию промышленных гигантов Северного Кавказа (Тырныаузский вольфрамо-молибденовый комбинат, «Ростсельмаш», Новороссийский порт и др.) целесообразно проводить после создания более благоприятных экономических условий в регионе.

Бюджетные средства на реализацию программ выделяться не будут и выход следует искать в привлечении инвесторов под гарантии российского правительства или же самой ассоциации. Региону нужны таможенные льготы, а также выборочные налоговые льготы для объектов включенных в программу. Ключевыми для Северного Кавказа признаны энергетика, транспорт и связь.

На заседании был обсужден вопрос об организации Северокавказского Регионального информационно-аналитического центра, действующего на принципах самоокупаемости. Расширение связей между республиками и краями Северного Кавказа требует серьезного информационного обеспечения, в том числе обслуживание рынка товаров и услуг, ценных бумаг, поиск инвесторов по заранее заданным условиям, обмен научно-технической информацией, оказание информационных и консалтинговых услуг предпринимателям, доступ к банкам данных мировых информационных систем.

Головной информационно-аналитический центр решено создать на базе НИИ специальных информационно-измерительных систем в Ростове-на-Дону с параллельным созданием аналогичных центров в республиках, краях и областях региона [[6]].

2.2.       Проблемы потребительского рынка

После обвального падения рубля в августе 1998 г. на потребительском рынке КБР цены поднялись до астрономических цифр, но вскоре несколько снизились. В среднем цены поднялись на все товары на 30%, при этом продукты питания подорожали на 38%. Цены на ряд товаров стали намного выше, чем средние цифры: на чай (в 2,7 раза), кофе (2,5 раза), сахар, рис, маргарин ( в 2,1 раза), масло подсолнечное (в 2 раза), масло сливочное (в 1,9 раза).

Правительство КБР в попытке удержать цены приняло ряд социально-экономических, административных мер, направленных прежде всего на ужесточение государственной ценовой политики. Контролирующим органам было дано указание приступить к проверкам обоснованности завышения цен.

Учитывая тот факт, что в законодательстве нет механизмов, которые бы позволили удержать цены на определенном уровне, Правительство КБР приняло постановление от 11 сентября 1998 г. №442 «О неотложных мерах по обеспечению стабильного снабжения населения КБР товарами повседневного спроса». До настоящего времени в республике осуществляется систематический контроль за обоснованностью цен на продукты питания и непродовольственные товары первой необходимости. При принятии данного постановления правительство исходило из того, что административные меры могли привести к сворачиванию торговли товарами повседневного спроса, и остановилось на менее болезненных для предпринимателей, но необходимых мерах. К концу сентября паника на потребительском рынке стихла и прекратился рост цен.

Ажиотажный спрос на товары и продукты питания в республике прекратился. Одна из главных причин этого — отсутствие денег (что и неудивительно, при многомесячной задержке зарплат, пенсий, пособий). Вместе с тем, население само накрутило цены на товары, преследуя сугубо свои корыстные цели — запастись на многие месяцы вперед. По законам рынка — готовность населения подчиниться любой цене немедленно провоцирует скачок цен. Покупатели имели возможность не поддаться панике и тем самым повлиять на подорожание товаров, но эта возможность не была использована. Покупатель не учел то обстоятельство, что для торговца главная цель -прибыль, а ее он может получив, только сбыв товар.

Резко сократился импорт продуктов и открыл для отечественных товаропроизводителей уникальную возможность занять выгодную нишу в рынке товаров не в результате жесткой конкуренции, а в условиях определенного дефицита и недоступности из-за высоких цен импортных товаров для большинства покупателей.

В конце ноября цены в КБР вновь резко пошли вверх, но паники как в сентябре не отмечено [[7]].

 

2.3.       Совещание по вопросам малого предпринимательства

Проблеме малого предпринимательства было посвящено совещание в министерстве экономике и торговли КБР, в работе которого приняли участие все заместители глав администраций городов и районов, работники министерств и ведомств, налоговой инспекции, рескома профсоюза работников среднего и малого бизнеса.

На совещании особое внимание было уделено вопросам вертикальных и горизонтальных связей между соответствующими подразделениями министерства экономики и торговли КБР и администрациями городов и районов и другими республиканскими подразделениями для того, чтобы можно было осуществлять согласованную экономическую политику развития малого предпринимательства.

Была отмечена и необходимость организации работы по учету и отчетности субъектов малого предпринимательства, как юридических, так и физических лиц, создания системы их регистрации и их финансово-хозяйственной деятельности.

Большинство субъектов малого предпринимательства не удается вывести из теневого оборота, поскольку не созданы условия, при которых ему было бы не выгодно находиться в тени [[8]].

 

2.4.       Земельная реформа

Земельная реформа, несмотря на то, что законодателями не все вопросы ее претворения в жизнь определены, в той или иной мере происходит на местах.

В КБР можно говорить о двух этапах. Первый этап: 1991-1997 гг. характеризуется как период инвентаризации, создание органов землеустроительной работы. За 1991-1997 гг. жители КБР дополнительно получили 85255 га земли, стали обладателями земельных участков для индивидуального жилищного строительства 148 тысяч семей. Коллективными садоводами стали 45 тыс. человек. К 1998 г. за сельхозпредприятиями, организациями и гражданами КБР закреплено 729369 га земель.

В истекший период особое внимание было уделено госконтролю за использованием и охраной земель. Только за 1998 г. было выявлено 2377 различных нарушений на площади 963 га. К ответственности привлечено 2220 нарушителей. Выявлено 284 га неиспользуемых земель, находящихся в ведении сельских и городских администраций, 512 га, принадлежащих 54 крестьянских (фермерским) хозяйствам. За 9 месяцев 1998 г. было изъято 114,8 га у сельских и городских администраций, 11,8 га у несостоявшихся садоводов и у 9 нерадивых фермеров за нерациональное использование земельных участков.

Плохо обстоит вопрос с налогом за землю. Его за это год собрано только 18% к плану.

С 1998 начинается второй этап земельной реформы — управление недвижимостью, формирование ее объектов, продолжение инвентаризации земель, их государственного учета, оценки и регистрации прав на них.

Однако этот год был очень тяжелым для всей землеустроительной службы, т.к. не было получено никаких средств на проведение проектно-изыскательных работ из федерального бюджета, а всего поступление финансовых средств из бюджета составило лишь 11% от запланированной.

Госкомзем КБР участвовал в подготовке проектов Указа Президента КБР «Регулирование земельных отношений и защита конституционных прав граждан в КБР», постановлений Правительства КБР «О порядке проведения инвентаризации недвижимого имущества, находящегося в собственности КБР, и утверждение форм актов инвентаризации», подготовил проекты Земельного Кодекса КБР, Закона КБР «О плате за землю» [[9]].

3.    ВИЗИТЫ

3.1.       А.Чубайс

После регионального совещания, состоявшегося в Пятигорске вечером 18 ноября с однодневным визитом по приглашению президента КБР республику вместе с большой группой руководителей и специалистов РАО «ЕЭС России» посетил А.Чубайс.

А.Чубайс обсудил вопросы развития электроэнергетики КБР. Вместе с зам. председателя правительства КБР Ю.Альтудовым и министром топлива и энергетики А.Ахметовым он посетил объекты строящегося Нижне-Черекского каскада ГЭС. Вечером А.Чубайс встретился с коллективом АО «Каббалкэнерго». В тот же день вместе с Президентом КБР В.Коковым с участием руководства КБР и РАО «ЕЭС РОССИИ» А.Чубайс провел совещание, на котором обсуждались вопросы хода строительства и финансирования, комплектации материально-техническими ресурсами и технологическим оборудованием каскада Нижне-Черекской ГЭС.

По этому вопросу было выработано специальное соглашение, которое заключается в согласии сторон о том, что до конца 1999 г. в строй должна войти первая очередь этого ГЭС и РАО «ЕЭС России» в плане-прогнозе на 1999 г. обязуется выделить 250 млн. рублей на это строительство.

Вместе с тем, из выступлений А.Чубайса стало ясно, что КБР на списание долгов РАО «ЕЭС России», составляющей более 400 млн. рублей за потребленную энергию рассчитывать не придется. А.Чубайс с пониманием отнесся к проблемам предприятий-дожников. «Необходимо ужесточить претензиционно-исковую работу, безжалостно отключать неплательщиков» [[10]].

3.2.       Итальянская делегация

Сотрудничество с итальянцами налажено в нескольких областях. Фирма «Эманнуэль-джинс» и фирма «Мунгари Сервис экспорт-импорт», компания «Мерлони Эллетродоместичи» интересуются сотрудничеством с промышленными предприятиями. Их представители посетили следующие предприятия: «Севкавэлектроприбор», АО «Каббалкодежда», Майский завод электронного машиностроения, Прохладненскую швейную фабрику. В мае прошлого года готовые образцы изделий Прохладненской швейной фабрики побывали в Италии и руководитель фирмы «Эммануэль-джинс» дали высокую оценку их качеству. Обе стороны поставили четкую программу развития сотрудничества. Была куплена первая пробная партия — десять молодежных моделей в количестве 6 тыс. единиц. В ноябре 1998 г. представитель фирмы приехал, чтобы на месте увидеть процесс изготовления изделий и остался доволен тщательностью исполнения изделий на Прохладненской фабрике.

В КБР планируется открытие итальянского супермаркета и многие другие проекты ждут своего конкретного воплощения [[11]].



Источники

[1]. Кабардино-Балкарская правда. — 1998. — 17 ноября. — С. 1., Газета Юга. — 1998. — №47. — С. 1, Северный Кавказ. — 1998. — №45. — С. 2.

[2]. Кабардино-Балкарская правда. — 1998. — 3 ноября. — С. 1.

[3]. Кабардино-Балкарская правда. — 1998. — 19 ноября. — С. 1, Газета Юга. — 1998. — №48. — С. 1.

[4]. Кабардино-Балкарская правда. — 1998. — 6 ноября. — С. 1-2.

[5]. Кабардино-Балкарская правда. — 1998. — 14 ноября. — С. 1., Газета Юга. — 1998. — №45. — С. 1.

[6]. Кабардино-Балкарская правда. — 1998. — 10 ноября. — С. 1., Газета Юга. — 1998. — №47. — С. 1.

[7]. Кабардино-Балкарская правда. — 1998. — 6 ноября. — С. 1-2.

[8]. Кабардино-Балкарская правда. — 1998. — 3 ноября. — С. 2

[9]. Кабардино-Балкарская правда. — 1998. — 14 ноября. — С. 1-2.

[10]. Кабардино-Балкарская правда. — 1998. — 21 ноября. — С., Газета Юга. — 1998. — №48. — С. 1.

[11]. Кабардино-Балкарская правда. — 1998. — 3 ноября. — С. 2.