Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

Ахмет ИВАНОВ

Республика Татарстан

в феврале 1999 года

1.    ПЯТИЛЕТИЕ ДОГОВОРА С МОСКВОЙ

1.1.       Накануне юбилея

Безраздельно доминирующей темой в февральском информационном процессе был пятилетний юбилей Большого Договора — Договора Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», подписанного 15 февраля 1994 года Б.Ельциным и В.Черномырдиным со стороны федерального центра и М.Шаймиевым и М.Сабировым со стороны республики.

Республиканские СМИ щедро отвели печатные площади и эфирное время под оценки, комментарии, реминисценции и проч. Непосредственные участники событий, давших повод для юбилея, подробно делились воспоминаниями и мнениями о значимости документа.

Бывший премьер-министр РТ Мухаммат Сабиров подчеркивает: «Когда мы садились за стол переговоров, обсуждали ту или иную статью проекта, я чувствовал, что по своему профессионализму, знанию законов — наших и аналогичных зарубежных — татарстанская команда была нисколько не слабее российской... Важно то, что Договор не требует продления, он бессрочный, а изменения его статей могут производиться только с согласия обеих сторон. Отношения между Россией и Татарстаном оставались стабильными в течение последних пяти лет, несмотря на неоднократную смену российского Правительства, хотя сейчас находится много желающих покритиковать Договор... Татарстан, подписав Договор, заслуженно добился своего особого статуса среди 89 субъектов Российской Федерации. Благодаря этому экономическая ситуация в Татарстане сегодня благоприятнее, чем во многих регионах России. Из 12 межправительственных соглашений реализация 11 не вызывает у меня серьезных опасений: если в течении шести месяцев после окончания пятилетнего срока их действия российская или татарстанская сторона не потребует внести в них изменения, они продлеваются автоматически. Однако продление соглашения по межбюджетным отношениям, срок действия которого кончается 15 февраля, требует серьезной работы. С одной стороны, его новая редакция не должна ухудшать взаимоотношения Татарстана с Россией, а с другой — не ставить Татарстан в худшее положение, чем пять лет назад» [[1]].

Государственный советник при Президенте РТ, директор Департамента внешних связей Тимур Акулов отмечает то обстоятельство, что Договор сделал возможным «ведение республикой самостоятельной международной и внешней экономической деятельности... Татарстан сегодня имеет 14 постоянных полномочных и торговых представительств. Из них три — в российских регионах, четыре — в СНГ и семь — странах дальнего зарубежья, в том числе — в США, Франции, Турции и Чехии. Внешнеторговый оборот республики за 11 месяцев прошлого года составил 1,6 миллиарда долларов».

Другой государственный советник — Рафаэль Хакимов обращает внимание на ту сторону дела, которая отражает намечавшиеся в Договоре цели: «За пять лет, прошедших со дня его подписания, реализовано абсолютное большинство поставленных целей. Мы не ставили целью выход их состава России, но у нас была задача получить особый статус республики, который зафиксирован в нашей Конституции, где сказано, что Татарстан — суверенное государство, ассоциированное с Российской Федерацией, и в Договоре появилась фраза, что Татарстан и Россия объединены. «Объединены» означает все-таки более тесную связь, нежели «ассоциированы». Однако те полномочия, которые нужны были Татарстану, в основном получены, хотя, скажем, вопрос о таможенных платежах не был решен в его пользу. Мы хотели бы, чтобы таможенные платежи не шли целиком в Россию, а оставались бы Татарстану. Они составляют огромную сумму и могли бы использоваться, например, на стимулирование экспорта» [1].

Можно сказать, что официальные мероприятия, посвященные событию, начались уже в самых первых числах февраля, когда председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин провел пресс-конференцию. Разговор о предстоящей дате он начал с комментариев по случаю январского Всероссийского совещания по проблемам федерализма. Прозвучавшие тогда выступления укрепили Ф.Мухаметшина в его убежденности: татарстанское руководство действовало правильно, «поспешая, не торопясь». Многие региональные лидеры на совещании пеняли на ненормальную ситуацию, сложившуюся в России, когда собственность регионов передана в федеральное или муниципальное владение, в силу чего региональные власти не имеют никаких рычагов влияния. «У нас же собственность республики принадлежит народу Татарстана». Позиция, которая была занята в Татарстане по отношению к проблематике местного самоуправления, была охарактеризована спикером как «разумный консерватизм» [[2]]. Далее, как подчеркнул Ф.Мухаметшин, впервые относительно безболезненно воспринималась идея асимметричной федерации, которую в свое время выдвинул Татарстан («И сейчас у нее есть противники, но, как сказал в своем выступлении премьер РФ Евгений Примаков, практика, обгоняя теорию, показала жизнеспособность такого государственного устройства»). Относительно Договора спикер высказал ту мысль, что роль таковых уже не ставится под сомнение, а со Строевым, оценившим договоры с регионами как «примитивные», при личной беседе был найден общий язык. «...все еще остаются некоторые нюансы: Москва ведет речь о конституционно-договорном процессе, Татарстан — о договорно-конституционном, полагая, что благодаря Договору удалось смикшировать несоответствие двух конституций — России и Татарстана».

1.2.       Отсутствие на торжествах М.Шаймиева

Мероприятия, непосредственно приуроченные к первому юбилею Договора, прошли без личного участия М.Шаймиева, который 1 февраля был госпитализирован в Республиканском медико-диагностическом центре с диагнозом «гипертонической криз». Президент пробыл на больничной койке до середины февраля, отправившись после этого в двухнедельный отпуск на дачу в Боровое Матюшино близ Казани — традиционное место отдыха руководства РТ. На рабочее место М.Шаймиев вернулся 23 февраля, спустя три недели после начала болезни.

Характерно, что дело в данном случае не обошлось без некоторого конфуза, допущенного пресс-службой президента РТ. Новость о госпитализации Шаймиева татарстанцы узнали из сводки НТВ. Официальное сообщение было обнародовано лишь через четыре дня, что, естественно, привлекло к эпизоду дополнительное внимание [[3]]. На фоне динамики состояния здоровья Б.Ельцина весь сюжет некоторым образом актуализируется. За две недели до президентского криза журналисты «Вечерней Казани», не сумев получить официальную информацию в пресс-службе президента РТ, обратились напрямую в медико-диагностический центр и получили ответ от заместителя главврача Изетты Дзугаевой: «Нормальное здоровье у нашего президента...».

Как бы то ни было, на официальных торжествах в Казани и в Москве президент РТ не присутствовал, что, безусловно, не могло не оставить своего отпечатка на их статусной значимости и атмосфере. Предположения о «дипломатическом» характере болезни особой акцентировки в прессе и в кулуарах не имели.

1.3.       Юбилейные мероприятия

Собственно событийная хроника складывалась из международной научно-практической конференции, сессии Госсовета РТ и торжественного приема в Москве.

Научно-практическая конференция была проведена 10 февраля.

Для участия в ее работе прибыла московская делегация, в которую вошли министр национальной политики РФ Рамазан Абдулатипов, министр региональной политики РФ Валерий Кирпичников, председатель комитета Госдумы по делам национальностей Владимир Зорин, директор департамента по связям с субъектами Федерации, парламентами и общественно-политическими организациями МИДа РФ Андрей Юрнов. Среди иностранных участников конференции были заместитель главы представительства Европейской Комиссии в Москве (Европейский Союз) Жильбер Дюбуа, депутат парламента Квебека Роджер Бертран, руководитель управления международного сотрудничества Фонда Конрада Аденауэра, член правления ХДС Клаус Вайгель и другие.

К участникам конференции с приветственным посланием обратился М.Шаймиев, расценивший сам факт подписания Договора как «беспрецедентное событие, ознаменовавшее начало построение в России подлинно демократической федерации, где каждому народу обеспечены благополучие, свободное экономическое, социальное и культурное развитие». «Процесс создания федерации нового типа, — говорится в приветствии, — сталкивается сегодня со многими трудностями. Есть непонимание сути происходящих перемен, что в свою очередь вызывает попытки определенных сил как на федеральном, так и на региональном уровне изменить исторически сложившиеся формы сосуществования республик, краев и областей. До сих пор в федеральной национально-государственной политике не находят достаточного отражения интересы народов, проживающих в России... Все это диктует необходимость объединения усилий политиков и ученых, парламентариев и представителей федеральных и региональных структур власти для поиска конкретных рекомендаций по устранению имеющихся противоречий».

1.3.1.      Выступление Р.Минниханова

Конференцию открыл вступительным словом Ф.Мухаметшин. Наибольший интерес, по общему признанию аудитории, вызвало выступление премьер-министра РТ Рустама Минниханова. Склонная к умеренному фрондированию в адрес республиканских властей газета «Казанское время» даже поместила несколько необычный комментарий: «Блестящий доклад. Неожиданно сильный, свежий, «технократический» доклад, насыщенный значительным количеством полузакрытой информации, зачитал премьер Рустам Минниханов на научной конференции, посвященной 5-летию Договора РТ — РФ, переиграв при этом Фарида Мухаметшина. Мухаметшин серьезно расстроен этим обстоятельством. Непосредственно докладом занимался новый руководитель аналитического управления Кабмина Александр Юртаев... Он считается хорошим специалистом по избирательным технологиям, его назначение может косвенно свидетельствовать о том, что, возможно, Рустам Минниханов будет участвовать в выборах Президента РТ в 2001 году и сейчас идет «обкатка» будущего руководителя республики. Подготовка подобных многовариантных ходов лишний раз доказывает дальновидность Шаймиева» [[4]]. Это суждение заслуживает внимание не только тем, что является хорошим образчиком входящей в Казани в моду политико-аналитической провокативности, но и оценкой содержательной стороны выступления премьера Минниханова.

О чем же говорил глава Кабинета?

Его выступление было построено на выяснении роли Договора с точки зрения экономической целесообразности. Вот некоторые из тезисов доклада:

1. Все эти годы Правительство Республики делало все возможное для поддержки и развития промышленности. Реализовать этот курс очень трудно, потому что на территории Татарстана много крупнейших объектов, находящихся в совместном ведении или в исключительном ведении федерального центра. Тем не менее в республике четыре последних года обеспечивается рост объемов промышленного производства (если объем товарной продукции в целом по РФ снизился на 49,8%, то в Татарстане — только на 33,1%). Это позволило дополнительно получить в 1994-1998 годах товарной продукции на сумму около 8 миллиардов рублей в действующих ценах и НДС — на 600 миллионов рублей, в том числе в бюджет Российской Федерации — 300 миллионов рублей.

К ключевым моментам того, что дали Договор и межправительственные Соглашения, относятся конкретные направления:

1.1. «Соглашение о реализации и транспортировке нефти и продуктов нефтепереработки» и «Соглашение о бюджетных взаимоотношениях» предусматривали, что в республике оставались акцизы на нефть. Последние в целевом порядке были инвестированы в модернизацию нефтедобычи, в результате чего, начиная с 1995 года, удалось остановить падение объемов добываемой нефти и впервые за девятнадцать лет обеспечить их рост до уровня 25-26 миллионов тонн ежегодно. Например, «Татнефти» в 1998 году были предоставлены льготы на 900 миллионов рублей, что позволило добыть дополнительно 7,2 миллиона тонн нефти, обеспечив поступление в бюджет РТ дополнительных налогов в суме 1,3 миллиарда рублей и сохранение 11 тысяч рабочих мест. В целом же за 1995-1998 годы налоговые льготы нефтяникам обернулись дополнительными 25,8 млн. тоннами нефти, что означает 2,5 млрд. рублей дополнительных налоговых поступлений, в том числе — 909 млн. рублей в бюджет Российской Федерации;

1.2. «Соглашение о полномочиях в области банковского дела, денежно-кредитной и валютной политики» дало Национальному банку РТ возможность принимать самостоятельные решения. Ему делегированы права по выдаче разрешений на открытие и ведение валютных счетов юридическими лицами-резидентами для оплаты расходов по содержанию заграничных представительств, по выдаче разрешений на осуществление операций, связанных с движением капитала при экспорте и импорте товаров на сумму до 10 миллионов долларов. Соглашение позволило создать в республике банковскую электронную сеть, к которой подключены все расчетно-кассовые центры и отделы по кассовому бюджетному обслуживанию, коммерческие банки (доля электронных платежей составила внутри республики 97,2%, а на межрегиональном уровне такие платежи проводятся с 53 регионами);

1.3. «Соглашение по вопросам собственности» позволило перевести в юрисдикцию республики многие государственные предприятия.

На собственной республиканской нормативной базе осуществлена приватизация предприятий. Оценка имущества в РТ производилась по приближенно-рыночной стоимости, а в РФ — по остаточной балансовой стоимости. В Татарстане приватизация осуществлялась преимущественно через трудовые коллективы, которые приобрели в среднем 40% акций от уставного капитала.

Кроме российских «ваучеров», граждане РТ получии именные приватизационные вклады.

«В целом приватизация В РТ прошла спокойнее, а участие теневых структур было ограничено», — утверждает Р.Минниханов.

Ведущее место в занял негосударственный сектор. На 1 января 1999 года в РТ приватизировано 1100 республиканских предприятий, на базе которых создано 740 АО и 87 обществ с ограниченной ответственностью.

Государство сохранило контрольные или блокирующие пакеты акций в акционерных обществах, играющих бюджетообразующую роль. Оно продолжает занимать определяющие позиции в базовых отраслях: в топливно-энергетической, нефтехимической, в транспорте и связи.

1.4. Соглашение «О разграничении полномочий в области внешнеэкономических связей» открыло путь к расширению партнерства РТ за рубежом. С 1993 по 1998 годы товарооборот РТ на международном рынке увеличился в 1,5 раза, в том числе экспорт — в 1,3 раза. Произошло изменение структуры экспорта: доля сырой нефти сократилась с 72,5% до 56,4%, а доля продукции с высокой степенью обработки возросла с 5,9% до 8,2%. Круг внешнеторговых партнеров расширился с 66 до 110.

Собственная нормативно-правовая база в области внешнеэкономических связей, наличие соответствующих институтов благоприятствовали привлечению инвестиций в республику (с 1995 по 1998 годы с денежных рынков мобилизовано более 1 миллиарда рублей в целях финансирования бюджетных программ).

1.5. «Соглашение в области военно-промышленного комплекса» предусматривает оказание содействия предприятиям как со стороны федерального центра, так и со стороны республики. Решениями Кабинета министров РТ предприятиям ВПК разрешено направлять часть средств, поступающих на их расчетные счета, на пополнение их оборотных средств и на погашение задолженности по зарплате и задолженности за энергоносители. Эти предприятиям разрешено также оставлять в своем распоряжении выручку от сдачи в аренду неиспользуемых площадей. Со стороны же федерального центра за последние три года объем финансирования выполняемых заданий и договоров на сохранение мобилизационных мощностей составлял всего 1% от необходимого.

Бюджетом РТ на 1999 год предусмотрено освобождение предприятий ВПК от налога за пользование землей.

Правительства РТ и РФ достигли договоренности о включении 11 предприятий ВПК в Федеральную целевую программу реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998-2000 годы, в соответствии с которой эти предприятия включаются в состав вертикально интегрированных структур.

2. В нынешней ситуации лишь по одному из соглашений существуют серьезные разногласия с федеральным центром. Это — Соглашение «О бюджетных взаимоотношениях». Оно предусматривало перечисление республикой в бюджет РФ трех видов налогов: налога на прибыль по ставке 13%, подоходного налога с физических лиц по ставке 1% и НДС по нормативу, определяемому ежегодными соглашениями между Минфином РФ и Минфином РТ (в 1994-1997 годы — по 50%). В РТ также оставались акцизы на нефть, газ, водку, спирт и ликероводочные изделия, земельный налог и доходы от приватизации.

За счет оставляемой в республике доли федеральных налогов шло финансирование учреждений и программ федерального значения. РТ — единственный в России регион, который брал на себя подобные обязательства.

В лице Татарстана федеральный центр имеет стабильный источник пополнения бюджета. В республике за счет собственных средств выполняются такие решения органов власти РФ, как решения о ликвидации задолженности по зарплате, о поддержке материального производства, о реструктуризации задолженности, об оздоровлении государственных финансов.

«Поступления в федеральный бюджет из РТ постоянно возрастают», — подчеркнул Р.Минниханов. В 1994 году эти поступления составили (без таможенных пошлин) 405 миллиардов рублей, в 1995 году — 1 триллион 848 миллиардов рублей, в 1996 году — 2 триллиона 213 миллиардов рублей, в 1997 году — 4 триллиона 470 миллиардов рублей.

Помимо этого, на финансирование федеральных программ было направлено в 1995 году 605 миллиардов рублей, в 1996 году — 645 миллиардов рублей, в 1997 году — 451 миллиард рублей.

В 1999 году Татарстан был вынужден принять «чрезвычайно жесткий бюджет», в котором заложено распределение налогов и сборов на условиях соглашения о межбюджетных отношениях, которое действовало до 15 февраля с.г. Сказались и падение цен на нефть, и мировой финансовый кризис, и девальвация рубля, и продолжающаяся дестабилизация промышленности.

Соглашение о межбюджетных отношениях, позволяющее Татарстану выполнять свои обязательства по федеральным программам, подвергается попыткам пересмотра со стороны Москвы. В прошлом году, как сообщил Р.Минниханов, Минфин РФ в одностороннем порядке отказался подписать соглашение о передаче в РТ 50% НДС.

Была изложена позиция руководства РТ, согласно которой правительственная «Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах» (одобрена постановлением Правительства РФ от 30 июля 1998 года) нуждается в совершенствовании. Согласно этой позиции, система «долевого регулирования налоговых платежей» предпочтительнее по сравнению с «системой закрепления налоговых источников».

Наконец, как важный аргумент Р.Минниханов расценивает необходимость компенсации экологического ущерба, причиненного регионам интенсивной добычи природных ресурсов.

3. Отмечено несовершенство нынешней трансфертной системы, которая не стимулирует рост налоговых поступлений. Получается, что чем больше регион зарабатывает, тем меньше получает. По федеральному законодательству, Республика Татарстан должна отдавать в бюджет центра 50%, получая обратно лишь 10%.

Резюмируя сказанное, премьер Татарстана подчеркнул: «Взгляд на прошедшие годы показывает, что Договор РФ и РТ от 15 февраля 1994 года и межправительственные соглашения сыграли большую положительную роль... Такой тип отношений оказался выгодным и для Татарстана, и для России.

Так почему же вновь раздаются голоса, призывающие к ужесточению политики центра по отношению к регионам?.. Что ждет в таком случае, например, Татарстан? Наши оппоненты собираются уменьшить процент НДС, который по соглашениям с Москвой республика оставляет у себя. Это приведет к весьма негативным последствиям для республики. В результате может возникнуть ситуация, когда из региона-донора Татарстан превратится в дотационный регион. Вряд ли Федеральный центр заинтересован в этом.

...Мы считаем, что на данном этапе развития федерализма акцент смещается с политического на экономический аспект» [[5]].

1.3.2.      Значимые отсутствия

В работе конференции, вопреки ожиданиям, не принял участие Василий Лихачев — один из активных участников подготовки Договора, занимавший в 1994 году пост вице-президента РТ, а ныне служащий постоянным представителем РФ при Европейских сообществах. Бывший вице-президент и спикер Госсовета РТ опубликовал по случаю юбилея Договора статью в «Независимой газете». Автор обращает внимание на позитивные стороны Договора: формирование соответствующего государственно-правового опыта на базе Конституции РФ (ст. 5), а также на базе отражения международно-правовых обязательств России (соблюдение таких императивных норм, как соблюдение территориальной целостности, права народов на самоопределение и равноправие, уважение прав и свобод человека). Договор РФ — РТ стал, по мнению Лихачева, «своего рода сигналом движения к реальному федерализму, движению от де-юре (конституционные нормы, положения Федеративного договора и т.п.) к де-факто — созданию целой совокупности федеративных отношений с использованием договорного инструментария» [[6]].

Не приехал на торжества и Сергей Шахрай, который также непосредственно участвовал в переговорах с делегацией Татарстана. Как вспоминает нынешний председатель исполкома Всемирного конгресса татар, академик АНТ, профессор истории Индус Тагиров, Сергей Шахрай прибыл в Казань вскоре после выступления ГКЧП, имея полномочия (как гласили муссировавшиеся тогда слухи) сместить Минтимера Шаймиева с поста президента РТ. «Но Шахрай своими глазами увидел, как готовы взорваться толпы митингующих на переполненных площадях Казани. Народ проявил мудрость, не допустил безумия» [[7]].

Вероятно, на решении о приезде в Казань Лихачева и Шахрая сказалось отсутствие на мероприятиях заболевшего президента РТ.

1.3.3.      Итоговый документ

На международной научно-практической конференции были приняты соответствующие рекомендации, по поводу которых состоялась достаточно вялая полемика с участием министра по региональной политике РФ Кирпичникова.

В текст рекомендаций вошло положение: «Прошедшее пятилетие убедительно показало жизнеспособность и перспективность становления российского федерализма, особенностью которого является асимметрично договорно-конституционный характер, предполагающий взаимное делегирование полномочий органов власти регионального и федерального уровней.

...конференция рекомендует:

1. Международным организациям активизировать изучение опыта развития договорных взаимоотношений Татарстана как с Российской Федерацией, так и с другими субъектами Российской Федерации, как одного из факторов определения государственной формы правосубъектности.

2. Международным организациям учитывать позитивный опыт «модели Татарстана» в разрешении конфликтных ситуаций в мире.

3. Федеральным органам государственной власти в своей деятельности, включая законотворческую, руководствоваться не только Конституцией Российской Федерации, но и учитывать конституции, уставы субъектов Федерации и заключенные с ними договора, определяющие их конкретный статус.

4. Федеральным органам государственной власти и органам государственной власти Республики Татарстан строить межбюджетные взаимоотношения, исходя из положений Договора, который предполагает объем финансовых обязательств сторон, определенный объемом делегированных полномочий...

6. В процессе предстоящей конституционной реформы изучит вопрос о создании в парламенте Российской Федерации палаты «Совет национальностей».

7. Продолжить научную разработку проблем совершенствования конституционно-договорных[1] основ российского федерализма» [[8]].

Как можно убедиться, момент известной амбивалентности продолжает присутствовать в логике обоснования «модели Татарстана» как фактора изменений в российском федерализме.

1.3.4.      Реакция Москвы

Некоторая ирония присутствует в том, что приветствия по случаю пятилетия Договора поступили от руководителей законодательной ветви власти РФ — от Е.Строева и Г.Селезнева. Дело не только в том, что эти политики, мягко говоря, прохладно относятся к практике заключения договоров с субъектами Федерации, но и в том, что сама законодательная ветвь власти к Договору РФ-РТ прямого отношения не имеет. Документ не проходил ратификации в ни в парламенте РФ, ни в парламенте РТ.

15 февраля в Москве была проведена пресс-конференция с участием Мухаметшина (характерно, что местом ее проведения был Центральный дом журналистов, а не, предположим, Дом правительства или ИТАР-ТАСС), состоялась рабочая встреча с Минниханова с Вадимом Густовым, а вечером в Полномочном представительстве РТ был дан прием, на котором присутствовали В.Черномырдин и Р.Абдулатипов (запомнившийся участникам конференции своеобразным афоризмом — «Симметрия противна даже Всевышнему»).

2.    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Госкомстат РТ обнародовал данные, относящиеся к итогам хозяйственно-экономической деятельности в январе нынешнего года. Констатируется факт снижения валового регионального продукта по сравнению с 1997 годом на 3,9%.

При этом промышленное производство удержалось на уровне января прошедшего года, а индекс физического объема продукции здесь составил с учетом деятельности малых и совместных предприятий 100,1% по отношению к январю 1998 года. Это стало возможным, благодаря таким отраслям, как топливная, химическая и нефтехимическая.

 

Таблица 1

 

 

Январь 1999 г. в % к январю 1998 г.

Вся промышленность,
в том числе:

100,1

электроэнергетика

97,1

топливная

100,2

химическая и нефтехимическая

98,5

машиностроение и металлообработка

100,1

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная

101,7

промстройматериалов

96,9

легкая

93,9

пищевая

100,6

 

Наряду с указанными результатами, отмечается также падение платежеспособного спроса, недостаток собственных оборотных средств — факторы, затрудняющие производство синтетических смол и пластмасс, полиэтилена, этилена, этилена, бензола, шин для грузовых автомобилей.

Любопытно, что материалы Госкомстата фиксируют то обстоятельство, что производство пострадало из-за обилия светских и религиозных праздников.

Заметно снизился объем работ в строительстве, выполняемых собственными силами по договорам подряда, — 95,9% по сравнению с январем 1998 года. Площадь жилья, введенного в строй на территории республики составила 72% от уровня января 1998 года.

Малоутешительны результаты сельскохозяйственного производства. Объем произведенного мяса (скота и птицы в живом весе) равен 75% от уровня января 1998 года, молока — 86%, яиц — 102%. В государственные ресурсы поступило на 19% меньше молока, чем в январе прошлого года; на 33% сократились закупки мяса; на 12% уменьшилось количество закупаемых яиц.

Внешнеторговый оборот РТ в прошлом году составил 1702,2 миллиона $US и снизился, по сравнению с 1997 годом, на 25,8%. При этом в структурном отношении доля экспорта составила 74,4% (1266,2 миллиона $US), доля импорта — 25,6 (436 миллионов). Экспорт сократился на 22,7%, импорт — на 33,5%.

Положительное сальдо составило 830,2 миллиона $US (в 1997 году — 932,3 миллиона).

Во внешней торговле возрос удельный вес стран дальнего зарубежья, оборот с которыми возрос с 76,9% до 81,9%. Со странами СНГ оборот снизился, составив 18,1% по сравнению с 20,4% в 1997 году.

В структуре экспорта продолжают доминировать топливно-энергетические ресурсы. На сырую нефть приходится 56,4% экспорта (в 1997 году — 50,6%). Характерно, что физический объем экспортируемой нефти увеличился на 23,2%, при том, что ее стоимостное выражение снизилось на 13,7%.

На долю машин, оборудования, приборов и транспортных средств, включая запасные части к ним, приходилось в структуре экспорта 8,2% против 12,6% в 1997 году. Что касается импорта, то данная позиция составила 60%.

Далее, в январе продолжился опережающий рост цен в потребительском секторе. Соответствующий индекс составил 107,6 процента. В январе на 6,7% выросли цены на грузовые перевозки (впервые за три прошедших месяца).


Таблица 2

 

Стоимость месячного набора основных продуктов питания в разрезе некоторых городов России
на конец января 1999 года

 

 

Набор 25 основных продуктов питания

В % к предыдущему

 

рублей

отношение к среднему российскому уровню

месяцу

Россия

476,67

100,0

111,99

Москва

580,74

121,8

110,42

Самара

511,45

107,3

104,53

Уфа

465,57

97,7

109,26

Нижний Новгород

448,08

94,0

110,60

Киров

427,23

89,6

116,63

Чебоксары

392,38

82,3

111,99

Казань

372,76

78,2

117,05

Йошкар-Ола

360,41

75,6

114,78

Саранск

359,91

75,5

111,65

Ульяновск

347,74

73,0

117,15

 

Реальная заработная плата (с учетом потребительских цен) в декабре 1998 года составила 64,4% от уровня реальной заработной платы в декабре 1997 года и 120,4% — от уровня ноября 1998 года.

Денежные доходы населения в январе 1999 года, по предварительным оценкам, составили 2718 миллионов рублей, увеличившись, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 34,8%. В расчете на душу населения денежные доходы составили 719 рублей. В реальном исчислении денежные доходы, по сравнению с прошлогодним показателем, уменьшились на 27,7%.

Таким образом, социально-экономическая ситуация оценивается как «достаточно напряженная» [[9]].

2.    ОТЛОЖЕННАЯ ИНИЦИАТИВА ШАЙМИЕВА?

В российских СМИ активно обсуждается возможность того, что президент РТ М.Шаймиев может в ближайшем будущем выступить с инициативой создания предвыборного блока, который выступит под лозунгами повышения роли регионов. Перспектива создания «партии регионов» сегодня ассоциируется с шагами самарского губернатора Константина Титова, чьи шаги по организации «Голоса России» восприняты как ориентация на лидерство Евгения Примакова.

Прогнозы относительно формирования тандема Титов — Шаймиев с самого начала выглядели довольно призрачно. Расчет на то, что президент РТ — при его-то политическом весе — согласится стать одним из двадцати региональных лидеров, присоединившихся к самарскому губернатору, особых резонов под собой не имел. «Известно, что активные переговоры до последнего велись с президентом Татарии Шаймиевым, весьма авторитетным членом СФ, — писала в середине февраля газета «Известия». — Но склонить его к подписанию заявления Титову так и не удалось» (странно было бы, если бы удалось) [[10]]. Комментарий содержит намек на то, что Шаймиев не прочь реализовать идею «партии регионов». Это допущение обосновывается тем, что Олег Морозов («он же доверенное лицо Шаймиева») советовал депутатам не торопиться с поддержкой Лужкова, давая понять, что может появиться и более привлекательный лидер. Отказ же Шаймиева занять открытую позицию по отношению к шагам Титова интерпретируется в том духе, что для лидера Татарстана нежелательны два момента — участие в инициативе людей из Администрации Президента РФ и перспектива раскрутки кого-то из регионалов. Резюме из предпринятого анализа таково: для Примакова наиболее предпочтителен вариант «двух колонн», когда «титовцы» будут отвечать за прохождение в Думу по партспискам, а «шаймиевцы» — по одномандатным округам. Указывается на определенный нюанс — сторонники Шаймиева будут действовать чрезвычайно скрытно и консолидируются в депутатскую группу лишь при условии успешного для себя исхода выборов.

«Информированный источник в российском парламенте» сообщил агентству «Интерфакс» о том, что с начинанием, аналогичным титовскому «Голосу России», Шаймиев может выступить в марте во время работы Совета Федерации. Прни этом не исключается и то, что оба блока — Титова и Шаймиева — в перспективе могут объединиться в нечто цельное. Приводятся также слова Г.Зюганова о том, что «нельзя создать сколько-нибудь серьезное движение без идеологии, а у регионалов ее не может быть, потому что везде своя специфика». Губернаторам же, по словам лидера КПРФ, лучше «заниматься хозяйством и бороться с коррупцией и бандитизмом» [[11]].

«Независимая газета» подходит к проблеме более конкретно. Фактически она расценивает факт создания «шаймиевского блока» как свершившийся: «...о создании своей «партии регионов» заявил и президент Минтимер Шаймиев. Один из сенатских тяжеловесов, Шаймиев (от чьего поведения зависит позиция многих руководителей республик) выступил с инициативой создания движения, объединяющего «наиболее авторитетных глав субъектов», и предложил в качестве лидера такого союза Евгения Примакова. Развить свою идею Шаймиеву помешала болезнь, и, таким образом, мы не стали свидетелями рождения в одно и то же время двух региональных движений...» [[12]].

Ожидать в ближайшее время (например, уже в марте) каких-то конкретных публичных мер, связанных с организационным оформлением параллельной «партии власти» в шаймиевском варианте, вряд ли следует. Даже не исключая полностью вероятности подобного хода развития вещей, все же необходимо принимать во внимание стиль политического поведения президента РТ. Этот стиль включает такую фирменную мету, как выжидательность, неприязнь к резким телодвижениям, к широковещательности перед общероссийской аудиторией и т.п. В этом смысле прав, скорее, комментатор «Известий», чем «Независимой газеты».

Шаймиев сегодня озабочен более предметными вещами. Для него в высшей степени важно выйти из межбюджетного «пата» с Москвой, сохранив при этом имидж одного из самых эффективных лидеров-регионалов. Неудача с пролонгацией принципов распределения налогов между бюджетами РТ и РФ грозит подорвать не только общероссийский, но и внутриреспубликанский рейтинг президента. Речь тут должна идти, по-видимому, о соотношении мотиваций в обоих контекстах. Грядут не только выборы в Думу, но и в татарстанский Госсовет, и выборы президента Татарстана.

Насколько велика вероятность открытого вовлечения Шаймиева в электоральные баталии на общероссийском фоне, покажут события наступившей весны.

3.    ИСТОРИЯ С АВИАЦИЕЙ

В конце первой декады февраля произошло событие, которое привлекло достаточно пристальное внимание наблюдателей и общественности. Вахитовский районный суд города Казани, а затем и Верховный суд РТ рассмотрели иск Владимира Шарпатова к компании «Аэростан» о восстановлении на работе. Шарпатов — пилот, удостоенный два с половиной года назад звания Героя России за то, что возглавил побег из плена (у афганского движения «Талибан») на борту ИЛ-62 всего экипажа захваченных казанских летчиков.

В компании, которая сегодня владеет всего двумя самолетами, Шарпатов попал под сокращение. Перспектива его выхода на пенсию ставит в тяжелое финансовое положение семью, которая в свое время была вынуждена влезть в значительные долги.

Суд обязал компанию выплатить Шарпатову компенсацию за командировочные расходы — 527 долларов. Руководство «Аэростана» приводит свои доводы: возраст, приближающийся к порогу седьмого десятка, состояние здоровья, характер и проч. Как сообщает собственный корреспондент «Известий», плохую службу Шарпатову сослужила привычка задавать много «лишних» вопросов начальству. Как бы то ни было, и районный суд, и Верховный суд РТ не приняли решений о восстановлении пилота на работе в прежнем статусе [[13]].

Помимо очевидным моральных аспектов, эта ситуация получила также многообещающую политическую перспективу. 21 февраля в программе «Республика», еженедельно выходящей на казанском телеканале «Эфир», прозвучал комментарий Веры Постновой — собственного корреспондента «Независимой газеты». Ссылаясь на данные незавершенного журналистского расследования, она излагала весьма захватывающую версию происходящего, сулящую острое фабульное развитие: Шарпатов уволен за неосторожно высказанные предположения о злополучном рейсе, который состоялся два с половиной года тому назад. В частности, командир экипажа говорил о смутном ощущении — самолет кто-то собирался сбить. На его борту перевозились патроны из Китая в Тирану. Как полагает Постнова, сам по себе маршрут выглядит достаточно странным. Она не исключает того, что через казанскую таможню вывозились патроны местного производства, а за кулисами всей сделки (в случае, если самолет был бы сбит, суммы страховых платежей, по словам журналиста, превысили бы самые смелые предположения) стоят влиятельные фигуры. В эфире прозвучали фамилии экс-премьера РТ Сабирова и экс-шефа госимущества в Казани и в Москве Фарита Газизуллина. Как уже было сказано, журналистское расследование еще далеко от завершения. Но одно сегодня, кажется, уже вырисовывается: технология «слива» компромата может начать интенсивно применяться и в Казани, где до сих пор в ходу были по большей части многозначительные умолчания, недомолвки, экивоки.



[1] NB: эта формулировка — уступка настояниям Кирпичникова, утверждавшего, что договорно-конституционный принцип пригоден лишь для Татарстана.



Источники

[1]. Республика Татарстан. — Казань, 1999. — 5 февраля.

[2]. Время и деньги. — Казань, 1999. — 4 февраля.

[3]. Известия. — Москва, 1999. — 6 февраля.

[4]. Казанское время. — 1999. — 25 февраля — 5 марта.

[5]. Время и деньги. — Казань, 1999. — 11 февраля.

[6]. НГ-Регионы. — 1999. — №4.

[7]. Республика Татарстан. — Казань, 1999, — 4 февраля.

[8]. Республика Татарстан. — Казань, 1999. — 12 февраля.

[9]. Время и деньги. — Казань, 1999. — 23 февраля.

[10]. Известия. — Москва, 1999. — 13 февраля.

[11]. Вечерняя Казань. — 1999. — 5 марта.

[12]. Независимая газета. — 1999. — 17 февраля.

[13]. Вечерняя Казань. — 1999. — 10 февраля 1999; Известия. — Москва, 1999. — 11 февраля.