Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Воронежская область

Дмитрий ОСОКИН

Воронежская область

в феврале 1999 года

Произведены первые назначения в состав областного правительства: трое бывших вице-губернаторов сохранили за собой свои должности, став именоваться вице-премьерами. 1-м вице-премьером по экономике и инвестициям назначен глава администрации одного из городских районов Воронежа. Премьер областного правительства объявил сельское хозяйство приоритетной сферой деятельности областного правительства. В связи с назначением городского чиновника на должного 1-го вице-премьера произошла рокировка во властных структурах воронежского муниципалитета. Избран новый зам. председателя муниципального Совета Воронежа. В кулуарах муниципалитета Воронежа прорабатывается возможность возвращения к институту прямых выборов мэра. Областную конференцию воронежского «Отечества» в марте намерен посетить московский мэр. Местное «Отечество» использует риторику оппонентов московского мэра из коммунистического лагеря как повод для подъема авторитета партии. Под давлением городских властей была отменена акция местного РНЕ в поддержку московских баркашовцев. Годовое послание губернатора о экономическом положении области.

1.    ПОЛИТИКА

1.1.       Исполнительная власть

1.1.1.      Первые назначения в областном правительстве

В феврале прошли первые назначения в учрежденное в прошлом месяце областное правительство. Должности замов председателя правительства, с тем же самым кругом обязанностей, сохранили за собой Вячеслав Клейменов, до этого назначения ведавший в администрации области промышленностью, транспортом и связью, Вячеслав Толчеев — глава облимущества, и Александр Хаванский —  начальник финансового отдела. Кроме того, в правительстве появилось и совершенно новое лицо из городских чиновников. Евгений Севергин, 1952 г.р., депутат городского муниципального Совета областной столицы 2-го созыва, на протяжении 3-х с половиной лет возглавлял администрацию Ленинского района г.Воронежа, как справедливо отметила областная молодежная газета, считающийся «стабильным по развитию, выплате зарплаты и социальных пособий» [[1]].

Фактически 1-й заместителем председателя правительства Севергин, о партийно-политических и идеологических симпатиях которого толком ничего неизвестно, получил самую «тяжелую» должность в областной исполнительной власти — куратора экономики и инвестиций. В предыдущей структуре администрации ее занимал находящийся в настоящее время под следствием вице-губернатор Вадим Суховерхов. Неоднократные попытки переманить на это место (как еще администрацию, так и уже в правительство) ранее добровольно оставившего губернаторство в пользу спокойной работы в мэрии Воронежа грамотного финансиста-администратора Леонида Селитренникова ни к чему не привели. Вероятно и Севергин дал согласие только после того, как руководство исполнительной власти в лице губернатора согласилось с предложенной претендентом «высокой» ценой. В результате закулисных переговоров в непосредственное подчинение 1-му вице-премьеру по экономике отошел контроль за комитетом госимущества и лицензионным отделом [1]. В сущности, главе областного правительства и губернатору не составляло большого труда придать больший вес вице-премьеру Севергину, поскольку в природе пока не существует никакого документа, который бы регламентировал деятельность областного правительства.

Обращает на себя внимание сходство приемов, используемых при формировании нынешнего состава правительства с теми, что были в ходу сразу после победы Шабанова на выборах в 1996-1997 гг. Первое, это постепенное заполнение вакансий (хотя лейтмотивом утверждения премьера были слова «некогда», «срочно», «время не терпит»). Второе, назначение персоны предшествует определению круга полномочий. В случае Севергина, 1-го вице-премьера, это совсем просто, поскольку даже не требует утверждения легислатуры. Ранее, несмотря на существовавшие формальные сложности, назначение тоже проводились по этой схеме. Так, нынешний 1-й вице-губернатор Александр Меркулов утверждался прежним составом Думы в качестве простого заместителя, а глава областного правительства Александр Сысоев в январе нынешнего года получил свое назначение как 2-й первый вице-губернатор, названный премьером. Голосование проходило по конкретной персоне без внесения соответствующих изменений в Устав области [[2]].

Назначение Севергина указывает на стремление областной власти расширить круг привлекаемых управленцев за счет руководителей областного центра. Оно также является зримым подтверждением объявленного губернатором в начале февраля курса на консолидацию региональной элиты перед лицом экономических трудностей [[3]], что означает отказ руководства области, во всяком случае на нынешнем этапе, от давления на властные структуры региональной столицы[1]. Наконец, карьерный взлет Севергина, похоже, должен продемонстрировать «неверующим» и «колеблющимся», что они напрасно отказались от перспективных должностей в правительстве, ибо, вопреки «досужим вымыслам», должностные лица в новоиспеченном правительстве будут-таки обладать необходимой степенью самостоятельности.

1.1.2.      Первые шаги областного правительства

В феврале председатель Воронежского правительства Александр Сысоев озвучил представления областной исполнительной власти в отношении текущих дел и перспективных планов в экономической сфере. По идее, в условиях нынешнего кризиса, когда возможность ресурсной поддержки региона через трансферты федерального Центра становится все более призрачной, областное правительство должно было предложить эшелонированную многоходовую и инвариантную технологию экономического прорыва с учетом имеющихся возможностей межотраслевого взаимодействия. Однако, Сысоев предпочел выдвинуть на первый план идеологические аспекты. Лейтмотивом его интервью областной официальной газете «Коммуна» можно считать высказывание: «За два года работы новой администрации... областная власть наконец повернулась лицом к селу» [[4]]. При этом сама логика экономических приоритетов, их необходимость и обоснованность остались «за кадром». В комплексе подлежащих решению правительства проблем сельского хозяйства для Сысоева превыше всего развитие сырьевой базы[2]. Хотя в действительности, речь идет о формировании связок «с/х сырье — переработка», способных обеспечить стабильные бюджетные поступления на уровне села. Проблемы города (промышленности), как явствует из слов главы правительства, планируется решать пока за счет инвентаризации областной и муниципальной собственности, а также подготовки под эгидой областного руководства штата антикризисных управляющих. При этом, если инвентаризацию предполагается осуществить в течении 1-го полугодия текущего года (непонятно, правда, под какие дальнейшие практические действия), то вторая мера носит очевидно долговременный характер и должна соотноситься со стратегией экономической деятельности. В остальном правительство полагается на старый испытанный способ — выбивания средств у Центра: «Мы должны использовать рычаги в Москве и свое влияние на промышленников в области» [4].

По сложившемуся со времен губернатора Александра Ковалева (1992-96) разделению управленческих функций, областной АПК опекался непосредственно вторым 1-м вице-губернатором. Положение сохранилось и в администрации Шабанова образца 1997-98 гг. Александр Сысоев при назначении премьером, произошедшем без внесения изменений в областной Устав, шел на должность второго 1-го вице-губернатора курирующего сельское хозяйство. Эта должность была переименована в премьерскую. Фактически можно говорить о наследовании Сысоевым с его предыдущим опытом хозяйственной работы должностных обязанностей вице-губернатора по сельскому хозяйству.

1.2.       Местное самоуправление

1.2.1.      Новые назначения в городском муниципалитете
и муниципальном Совете Воронежа

Назначение Евгения Севергина вице-премьером по экономике повлекло за собой персональные изменения на уровне руководства областной столицы. Вице-спикер муниципального Совета Воронежа Сергей Колиух занял место, освобожденное Севергиным. Он является творцом нынешней институциональной конструкции муниципалитета Воронежа[3] и автором модели возвращения главы администрации города А.Цапина в кресло мэра после проигрыша им (в должности назначенного главы администрации) губернаторских выборов. Другой глава района и депутат горсовета Павел Брязгунов, в свою очередь, сменил Колиуха на посту, де-факто, первого лица в муниципальном совете. Третьим игроком этой комбинации стал руководитель аппарата горадминистрации Иван Образцов, получивший оставленный Брязгуновым район в свою «вотчину». Вплоть до окончательного решения по кадровой связке ходили слухи об амбициозных планах представителя фракции бизнесменов в муниципальном совете Леонида Зенищева, будто бы претендовавшего на освобождающуюся должность вице-спикера. С.Колиух же давно и безуспешно выказывал стремление испробовать собственные силы на управленческом поприще.

В кулуарах также называлось имя другого возможного претендента на спикерство, одного из представителей коммунистической фракции — Николая Булавина. Пожалуй, это единственный депутат из этой фракции с кем у мэра в последнее время установились ровные деловые отношения. Однако, розыгрыш вакансий был проведен среди действующих муниципальных функционеров. Причем голосование по предложенным мэром кандидатурам не выявило серьезных возражений, свидетельством чему их прохождение подавляющим большинством голосов.

В результате рокировки с участием действующих муниципальных чиновников была сохранена сложившаяся партийно-политическая конструкция на уровне областной столицы. А.Цапин не передал в «чужие руки» ключевые управленческие должности. Мэр также обеспечил себе относительный контроль за работой муниципального Совета. Относительный потому, что в отличие от Колиуха, занимавшего пост вице-спикера еще в муниципальном Совете 1-го созыва 1995-97 гг., Брязгунов совершенно не имеет опыта работы по ведению заседаний, подготовке и прохождению документов. Кроме того, новый вице-спикер горсовета пользуется репутацией человека откровенно недалекого, способного — по своей простоватости — сделать что-то не то. Вместе с тем, мэр дал возможность новым претендентам во власть с улицы, как партийно, так и корпоративно организованным, так и неорганизованным, побороться за освободившееся депутатское кресло.

1.2.2.      Возможность возвращения к институту прямых выборов мэра

По информации из заслуживающих доверия источников стало известно, что мэр А.Цапин вместе с вице-мэром Владимиром Суховеем готовят почву для возвращения к институту прямых выборов мэра, которые состоятся вместе с декабрьскими выборами в ГД. Мэр, таким образом, рассчитывает обрести большую независимость от Совета, партийной и корпоративной фракционности, имеющих место в работе Совета. Это, так сказать, декларируемая подоплека политического шага — официальная мотивировка пока не подтвержденного никем официально слуха. Нельзя исключить также, что прямые выборы, по замыслу его инициаторов, должны обеспечить продление полномочий мэра и сформированной им команды городских чиновников еще на 4 года. Скорее всего, решиться на этот шаг воронежского мэра и его окружение подталкивает стремление Центра восстановить вертикаль управления, что предлагается премьером Е.Примаковым. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что в настоящий момент областная власть неспособна самостоятельно (без помощи Центра) реализовать свой давний замысел поставить под свой контроль муниципальные образования и прежде всего областной центр. Финансовый кризис поставил примерно в одинаковое положение и тех и других, что привело к консолидации региональной и муниципальной элиты уровня областной столицы (по крайней мере так случилось в Воронеже). Весьма показательно, что при подготовке областного бюджета-99 мэр Воронежа, озвучивший ряд позиций, особо интересующих городское руководство, не проявил ни малейшего интереса к их отстаиванию [[5]].

1.3.       Политические партии и организации

1.3.1.      «Отечество»

16 февраля в областном управлении юстиции руководитель региональной организации «Отечества» депутат ГД от Воронежской области Дмитрий Рогозин получил свидетельство госрегистрации организации. На организованной в тот же день пресс-конференции Рогозин впервые публично высказался по поводу своего возможности участия в губернаторских выборах конца 2000 года. Рогозин заявил, что не понимает почему из него настойчиво стремятся сделать губернатора, хотя сам он никаких заявлений на сей счет не делал, к тому же, по его словам, «никому неизвестно кто кем будет через год». Рогозин пообещал провести в 20-х числах марта региональную конференцию «Отечества» в Воронеже с участием Ю.Лужкова. Для этого, как считает Рогозин, надо показать экономический потенциал региона, детально проработать несколько интересных проектов, чтобы заинтересовать московского мэра возможностью межрегионального сотрудничества.

В феврале местное «Отечество развернуло кампанию критики в прессе спикера ГД Г.Селезнева, во время своего визита в Воронеж 7 февраля, имевшего «неосторожность» нелестно отозваться как о самом «Отечестве», и о его перспективах (в том числе и коалиционных), так и его лидере. Селезнев назвал «Отечество» очередной партией власти, партией бюрократов, а Лужкова политиком «пострашнее Ельцина» [[6]]. После этого заявления руководителя ГД последовал довольно жесткий ответ местного «Отечества», выдержанный в стиле — где вы, политик без будущего, принадлежащий к обанкротившейся партии, увидели в наших рядах (конкретно, в воронежской организации) бюрократов?

1.3.2.      КПРФ

В конце февраля первой из действующих на территории Воронежской области партий и общественно-политических организаций в областном управлении юстиции прошла перерегистрацию областная организация КПРФ.

1.3.3.      РНЕ

Во второй половине февраля в тех провинциальных городах, где РНЕ имеет плацдармы, в адрес властей стали поступать заявки от местных организаций на митинги и пикетирования в поддержку своих столичных соратников. Выбор времени проведения акции мотивировался в высшей степени респектабельно — датой православного церковного календаря. Этакий демарш с сакральным подтекстом: это не Баркашов приказал, это седьмой день Недели торжества православия!

События 28 февраля в Воронеже и в Самаре, где РНЕ наметило провести свои пробные акции, со всей очевидностью, демонстрируют разницу подходов правоохранительных органов. Сначала все развивается, как будто, по одинаковому сценарию. И в одном, и в другом городе местные организации РНЕ получают разрешения на проведение: в одном случае шествия, но без использования шокирующей публику символики (Самара), в другом — пикетирования. Если вспомнить инцидент полуторагодичной давности, то окажется, что для Воронежа письменно задокуметированное «добро» властей на проведение пикета равносильно публичному самобичеванию. Тогда те же самые городские власти довольно активно пытались вменить иск местным нацистам. Поводом послужило расклеивание листовок в неограниченном количестве и где попало. Соответственно, предметом иска стала умышленная порча муниципального имущества, оцененная в энную сумму. Правда, все кончилось ничем. РНЕ объяснило обилие свастик-коловратов в городе просто: с одной стороны, это последствия предвыборной кампании, а, с другой, — деятельность неизвестных, работающих по принципу «медвежьей услуги». В сущности, такое объяснение удовлетворило областную юстицию.

Но за двое суток до разрешенного пикетирования — 26 февраля — заявители получили отказ воронежской мэрии. Муниципалитет объясняет изменение собственной позиции прошением УВД, облюста и ветеранских организаций. По городу начинают циркулировать слухи о некоем, разосланном по региональным конторам МВД, письме за подписью Сергея Степашина, с названием (в стиле закрытых документов ЦК КПСС) «Об ошибках, допущенных правоохранительными органами в работе с РНЕ», в котором прописывается что надо и чего не надо делать, какие действия будут считаться правильными, а какие нет. Даже некоторые местные издания, (например, «Коммуна»), не обошли вниманием министерский циркуляр, который мало кто видел, разве что милицейское начальство. В свою очередь, 25 февраля облюст спешно вносит в облДуму законопроект об ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики, в том числе символики, аналогичной нацистской.

Когда выяснилось, что все прошло тихо и мирно, мэр записал это как собственную победу. Баркашовцам не удалось повторить в Воронеже московский сценарий похода колонной с милицейским перехватом. В свою очередь, начальник облюста Анатолий Ивлев в интервью новостям местного гостелеканала заявил без обиняков, что «городское начальство не имело право выдавать разрешение на пикетирование без предварительных консультаций с его организацией и Степашин тут ни при чем». Здесь нелишне будет вспомнить, как в 1997 году еще до веских слов начальника облюста Ивлева («нет наци в составе дружин!») его заместитель Игорь Клюшников давал советы местным демократам, требовавшим от регистрирующего органа прикрыть патрулирование улиц города членами РНЕ в составе добровольных народных дружин: вступайте, господа демократы, в ДНД и боритесь за порядок в городе.

Другими словами, прошло время, — одни набрались опыта, другие «утратили бдительность». Велика вероятность того, что милиция в последнее воскресенье февраля была готова применить силу при наличии соответствующих действий со стороны РНЕ. Наличие официального разрешения или его отсутствие, в сущности, уже ничего не меняло. Словом, ожидалась война нервов. РНЕшники впрямую повода не дали, но и на поводу у властей не пошли: вывели нескольких человек к месту предполагавшегося пикетирования и чуть позже к традиционной точке продажи своей литературы. А власти, в свою очередь, проведя накануне разъяснительную работу с вождем местных сторонников РНЕ Евгением Лалочкиным, сделали все, чтобы свести возможность противостояния к минимуму.

Имея столь разные результаты акций в 2-х городах России, начинают потихоньку вырисовываться перспективы действий правоохранительных органов в отношении РНЕ. Какого-то единого сценария работы по нейтрализации региональных организаций баркашовской партии и более или менее заметных персон из РНЕ у МВД, минюста, др. силовиков и Кремля нет и, судя по всему, не будет. В настоящий момент отрабатываются самые разные планы. Причем, здесь могут быть полезны, как это ни покажется странным, даже внеплановые факторы, наподобие тех, что сработали в Воронеже в пользу мягкого сценария завершения нацистской акции протеста. Начальник облюста уже объявил, что Воронежская организация РНЕ, например, обязана будет пройти перерегистрацию летом. Надо также учесть, что к тому времени в регионе будет запрещена пропаганда нацистской символики.

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Годовое экономическое послание губернатора областной Думе

4 февраля перед депутатами облдумы и приглашенными на заседание должностными лицами с информацией «Об итогах работы народнохозяйственного комплекса области и основных задачах по социально-экономическому развитию области в 1999 г.» выступил воронежский губернатор Иван Шабанов[4]. Само именование годового послания главы администрации информацией указывает на тональность выступления, хвалиться нечем. В прошлом году подобное мероприятие напоминало «пир победителей» — за первый год шабановского руководства были улучшены некоторые количественные показатели.

Положения доклада не оставляют сомнения в желании областного руководства перевести стрелку недовольства в сторону федерального центра, в недостаточной мере учитывающего специфику (объективные условия) региона. Временами губернатору приходилось использовать фигуры Эзопова языка, например: «прежде всего, считаю очень важным напомнить в каких условиях работают» ветви власти, органы МСУ, хозяйствующие субъекты области. «Важным потому, что, к сожалению, далеко не все осознают это». Одновременно и понятно и непонятно кто эти «не все». Можно расценить и так: по традиции партийной самокритики областное начальство не отрицает наличия промахов в работе своих подчиненных.

Объективным условием неблагополучия И.Шабанов назвал сложившуюся в области возрастную и профессиональную структуру населения. Удельный вес пенсионеров от общего числа жителей области составил 30,6%, что более чем на 5% превосходит сложившуюся в стране пропорцию; число бюджетников, студентов, работников ВПК тоже выше среднероссийских. Суммарная задолженность Центра перед несырьевой (неспособной самостоятельно формировать бюджет) областью превысила 1413 млн. руб., в том числе 346,7 млн., — это не преминул подчеркнуть губернатор, — за выполненные оборонные заказы. Перечисленные факторы плюс финансовый кризис и 2-х-летний неурожай в конечном счете, влияют на то, что «органы федеральной власти практически теряют контроль за развитием ситуации. Народ устал верить обещаниям о грядущем экономическом росте, о скорой ликвидации задолженностей по выплатам зарплаты и пенсий».

Однако, областной власти, несмотря ни на что, удается сохранять ситуацию под контролем, а если так, читается в подтексте, то с ней надо сотрудничать. В качестве мер губернатором были названы как паллиативы, так и сугубо финансовые мероприятия (результативность которых довольно трудно проверить). Это некие программы в области занятости населения, регулирования демографических процессов, оказания адресной помощи населению, оздоровления финансов, сопровождающегося сокращением сроков выплат. Губернатор высоко оценил деятельность областной ВЧК, работающую под председательством вице-губернатора Александра Меркулова, считающегося практически официальным приемником Шабанова. С ее помощью, по словам главы администрации, удалось (непонятно, правда, за какой период) сократить задолженность по зарплате на 30 млн. руб. По разумению Шабанова, только вместе с Центром с его помощью все решим: «Мы являемся частью России и все, что происходит в стране напрямую сказывается на жизни области».

В качестве рецепта центральным властям воронежский губернатор предлагает провести национализацию, что, в его понимании, скорее всего, означает создание усилиями государства такой системы гарантий функционирования необходимых для существования региона (в конечном счете бюджетообразующих) отраслей и производств, при которой государство берет на себя роль страхователя экономического риска: «Область должна быть гарантирована от рыночной конъюнктуры, от потрясений, связанных с голой погоней за прибылью. Иначе говоря, стабилизацию социально-экономической ситуации в области мы связываем также с возрождением и становлением госсектора экономики в масштабах гарантированного обеспечения населения товарами, продукцией и услугами по социальным стандартам».

2.2.       Комментарий

«Информацию...» губернатора И.Шабанова областной Думе следует рассматривать как упреждающее действие региональных властей в свете ведущихся в Центре разговоров о праве последнего отстранять от власти не справляющихся со своими обязанностями региональных руководителей. Тональность послания свидетельствует о стремлении губернатора не вступать в конфликты со всеми сегодняшними участниками регионального политического процесса перед лицом потенциальной угрозы со стороны Центра. И, наконец, Шабанов, демонстрирует готовность сотрудничать с Центром, ставя условием включение области в систему финансовых потоков (при этом не выдвигая со своей стороны никаких требований и предложений по разрешению нынешнего кризиса)[5].

3.    РЕЗЮМЕ

Назначение на должность 1-го вице-премьера областного правительства по экономике и инвестициям городского чиновника Евгения Севергина является результатом закулисных переговоров, в результате которых в непосредственное подчинение 1-му вице-премьеру по отошел контроль за комитетом госимущества (возглавляемый другим, правда обычным, — не 1м, — вице-премьером!) и лицензионным отделом. Главе областного правительства и губернатору не составляло большого труда придать больший вес 1-му вице-премьеру Севергину, поскольку в природе пока не существует никакого документа, который бы регламентировал деятельность областного правительства.

Назначение Севергина указывает на стремление областной власти расширить круг привлекаемых управленцев за счет руководителей областного центра. Оно также является зримым подтверждением объявленного губернатором в начале февраля курса на консолидацию региональной элиты перед лицом экономических трудностей, что означает отказ руководства области, во всяком случае на нынешнем этапе, от давления на властные структуры региональной столицы.

Первые публичные выступления новоиспеченного областного премьера, успевшего объявить о приоритете сельского хозяйства, заставляют вспомнить, что премьер унаследовал от своего предшественника в должности второго 1-го вице-губернатора, ведавшего вопросами сельского хозяйства, соответствующий круг должностных обязанностей.

В результате административной рокировки, вызванной перемещением Е.Севергина на уровень областной исполнительной власти, на уровне областной столицы была сохранена сложившаяся партийно-политическая конструкция. А.Цапину удалось за счет чиновников «закрыть» образовавшиеся вакансии, не прибегая к депутатскому кадровому резерву.

Готовность мэра Воронежа А.Цапина вернуться к ранее упраздненной схеме прямых выборов мэра обусловлена стремлением, с одной стороны, быть независимым от муниципального Совета, с другой — попытка застраховать себя на случай реализации Центром концепции властной вертикали.

После 28 февраля, когда региональные организации РНЕ,  в том числе воронежская, попытались организовать акции в поддержку московских собратьев, стали прослеживаться перспективы действий правоохранительных органов в отношении РНЕ. Какого-то единого сценария работы по нейтрализации региональных организаций баркашовской партии и более или менее заметных персон из РНЕ у МВД, минюста, др. силовиков и Кремля нет и, судя по всему, не будет. В настоящий момент в регионах отрабатываются самые разные.

Экономическое годовое послание губернатора И.Шабанова областной Думе следует рассматривать как упреждающее действие региональных властей в свете ведущихся в Центре разговоров о праве последнего отстранять от власти несправляющихся со своими обязанностями региональных руководителей. Тональность послания свидетельствует о стремлении губернатора не вступать в конфликты со всеми сегодняшними участниками регионального политического процесса перед лицом потенциальной угрозы со стороны Центра. Шабанов, демонстрирует готовность сотрудничать с Центром, ставя условием включение области в систему финансовых потоков, при этом не выдвигая со своей стороны никаких требований и предложений по разрешению нынешнего кризиса.



[1] Косвенным подтверждением консолидации власти областного и городского уровней является пока еще кулуарная информация о внесении на рассмотрение облДумы с перспективой положительного рассмотрения текста поправок к областному закону «О местном самоуправлении», составленных с учетом сложившихся в городе в 1995-1998 гг. норм  организации власти: глава администрации одновременно руководит работой и мэрии, и муниципального совета, а его заместители и штатные сотрудники муниципалитета имеют право на депутатские мандаты совета соответствующего уровня. На протяжении всего 1998 года областная власть, как законодательная, так и исполнительная высказывались в пользу создания управляемой вертикали по оси: область — региональная столица.

[2] «Важнейшей задачей я считаю развитие сырьевой базы, и тут главный приоритет — свиноводческие и птицеводческие спецхозы (Сысоев в прошлом руководил таким спецхозом. — Д.О.), увеличение крупного рогатого скота. И, конечно, проблема минеральных удобрений» [4]. Любопытно, что завод минудобрений в период правления Шабанова «уплыл» в собственность московских структур. Владельцем крупного пакета голосующих акций столь необходимого для нужд сельского хозяйства области высокорентабельного предприятия является Владимир Анищев — представитель области при правительстве России в должности 1-го вице-губернатора. Ранее Сысоев утверждал, что Анищев является официальным представителем области в руководстве АО (никаких документов, подтверждающих данный статус Анищева, нет).

[3] Предусматривающей совмещение депутатства в муниципальном Совете с муниципальной должностью в мэрии.

[4] Все ссылки даются по тексту [3].

[5] Разговор о желательности (целесообразности) выработки «единой, общероссийской системы минимальных социальных стандартов» не имеет ничего общего с конкретными сиюминутными предложениями.



Источники

[1]. Евдокимов C. Правая рука премьера // Молодой Коммунар. — Воронеж, 1999. — 11 февраля. — №16.

[2]. Осокин Д. Воронежская область в январе 1999 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1999. — №1.

[3]. Информация главы администрации Воронежской области Ивана Шабанова на заседании областной Думы 4 февраля 1999 г. «Об итогах работы народнохозяйственного комплекса в 1998 году и основных задачах по социально-экономическому развитию области в 1999 г.» // Коммуна. — Воронеж, 1999. — 10 февраля. — №25.

[4]. Александр Сысоев: «Решаем конкретные задачи» // Коммуна. — Воронеж, 1999. — 12 февраля. — №26.

[5]. Кордов В. Бюджетная шапка-обманка // Коммуна. — Воронеж, 1999. — 16 февраля. — №28.

[6]. Геннадий Селезнев «Брезжит свет в конце тоннеля» // Коммуна. — Воронеж, 1999. — 10 февраля. — №25.