Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ивановская область

Татьяна КАШИРИНА

Ивановская область

в феврале 1999 года

Контрольно-счетной палатой выявлены случаи нецелевого использования московских трансфертов в 1997 г. В связи с этим депутат областного Законодательного собрания В.Осокин потребовал отставки губернатора В.Тихомирова, но его поддержали лишь четверо коллег (из 35).

Радио «Свобода» сообщила о заграничных счетах 1-го заместителя губернатора А.Жбанова. Он решительно опровергает наличие вкладов за рубежом.

В конце февраля депутаты Законодательного собрания приняли в первом чтении законопроект о бюджете на 1999-й год. «Такой бюджет создает реальную угрозу жизнедеятельности областного центра», — заявил председатель Ивановской городской думы В.Куликов.

Только собравшись во второй раз через полтора месяца после бурных дебатов депутаты Законодательного собрания дали согласие на продление полномочий двух судей областного центра.

Скорее всего, региональная элита пойдет во власть под знаменами московского мэра. Партстроительство идет бурными темпами: уже созданы Ивановское и Кинешемское отделения движения «Отечество».

Общероссийская общественная организация «Партия Смирновых» создана молодым ивановским бизнесменом А.Смирновым.

Судя по результатам опросов, ивановцы отдают предпочтение движению «Яблоко», поддерживают правительство Примакова и осуждают РНЕ.

По прогнозам специалистов, объем промышленной продукции в 1999 г. в области в лучшем случае составит 97% к уровню прошлого года.

Денежные доходы населения региона на протяжении последних лет устойчиво отстают от средних доходов по РФ, а среднедушевые доходы ивановцев вдвое ниже, чем в среднем по России.

Пенсионерам выплачены ноябрьские пенсии. Долг бюджетникам составляет порядка 100 млн. рублей.

Специалисты онкологического диспансера отстояли свое лечебное учреждение. Вопреки абсурдному постановлению губернатора, слияния онкодиспансера с областной клинической больницей не будет.

1.    Политика

1.1.       Исполнительная власть

В сознание ивановцев давно уже вбит стереотип, что главная задача и главная заслуга главы администрации области В.Тихомирова — в своевременном обеспечении региона московскими трансфертами. Подразумевается, что чем щедрее сумма дотаций, тем больше пролито пота и натерто мозолей в столичных коридорах власти.

Февральская пресс-конференция Владислава Тихомирова — в освещении некоторых журналистов — добавляет свежей краски в портрет благодетеля.

«...восприятие вопросов повестки дня очередного пленарного заседания Совета Федерации губернатором Владиславом Тихомировым, конечно, пронизано озабоченностью за разрешение проблем области, — умиляется корреспондент областной «Ивановской газеты». — Это почувствовали участники пресс-конференции, которую он провел для журналистов областных СМИ.

Идет, к примеру, обсуждение бюджета страны на 1999 год, и внимание сенаторов сосредоточено в первую очередь на трансфертной политике. Многие территории волновались, заметил губернатор, потому что трансфертные поступления снижались... Наша область попала на этот раз в ту категорию областей, которым трансферты набавлены: в документах записаны ожидаемые областью цифры поступлений. Это позволило губернатору сделать вывод, что трансфертные отношения с центром выстраиваются лучше по сравнению с предыдущими годами» [[1]].

Что касается бюджетных прогнозов, то, судя по материалам пресс-конференции, все полученные из центра трансферты будут направлены на социальные цели — заработную плату бюджетникам, частичное погашение затрат на топливо для будущей зимы.

Исходя из суммы новых трансфертов, сказал губернатор, можно с определенностью говорить о принятии областного бюджета. Впрочем, рассчитывать на безбедную жизнь не приходится. Бюджетные расходы будут значительно сокращены по всем статьям. В том числе и по аграрному сектору. Кроме финансирования весенне-полевых работ, необходимо оплатить долги 1998 года за «сожранное» горючее, гасить облигации. В итоге село получит средств значительно меньше, чем в 1998-м и 1997-м годах.

На упомянутой пресс-конференции журналисты поинтересовались и тем, как отреагировал губернатор на критику в свой адрес, прозвучавшую в начале февраля на заседании Законодательного собрания. Тогда депутаты обсуждали вопрос о результатах проверки целевого использования финансовым управлением обладминистрации трансфертов в 1997 году. Председатель контрольно-счетной палаты Т.Огурцова констатировала, что «применяемая форма финансовой отчетности определяет невозможность контроля за целевым использованием средств трансферта». Однако, по свидетельству еженедельника «Иваново-Пресс», все-таки определенная негативная информация была доведена до сведения депутатов:

«Были обнаружены многочисленные нарушения, а также то, что вместо 855 млн. руб. область получила 75% этой суммы, что отразилось на исполнении закона о ветеранах и выплате детских пособий. Начальник облфинуправления А. П. Грузнов подлил масла в огонь: «Вы должны нам спасибо сказать за нарушение! Финансирование было больше, чем планировалось».

И тогда депутат В.Осокин грозным тоном напомнил собравшимся, что «губернатор и сторож» равны перед законом, а посему следует проголосовать за то, чтобы «убрать нарушителя законодательства Тихомирова с поста губернатора» [[2]].

Несмотря на прозвучавшие возражения, голосование состоялось, но В. Осокина поддержали лишь 4 законодателя.

Так вот, по поводу этого инцидента в Законодательном собрании губернатор особых эмоций не высказал. Журналист областной газеты «Рабочий край», освещавший пресс-конференцию, так изложил его позицию:

«С большинством депутатов у губернатора разногласий нет. На предложение В.Осокина о своей отставке отреагировал спокойно: это не прерогатива депутатов, хотя и 4 голоса за эту инициативу, конечно, неприятны. И то, что они вызывают из Москвы контрольно-счетное управление, — это явные политические игры, напрямую говорящие о начале предвыборной кампании. Сколько до этого проверяли, но никакого криминала не нашли. Скажем, то, что давали селу, туда и ушло до копейки. Аналогично с «английским проектом». «Я лично от этого ничего не поимел», — заверил губернатор. Не исключает он во всех этих событиях и прямую директиву обкома КПРФ» [[3]].

Последняя фраза звучит довольно забавно, если иметь в виду, что на протяжении многих лет В.Тихомиров был крупным партийным функционером, в том числе и 1-м секретарем ОК КПСС. Немалый партийный стаж и у его оппонента — В.Осокина, бывшего 1 секретаря Кинешемского ГК КПСС. Так что вполне возможно, что нынешний конфликт законодательной и исполнительной власти — отголосок давних партийных распрей...

Но то дела давно минувших дней, а сейчас в роли хозяина региона В.Тихомиров следит за «порядком в доме» уже с демократических позиций. Поэтому по свидетельству того же «Рабочего края» он остро — в духе времени — отреагировал даже на косвенный намек в коррупции, затронувшей чиновничий аппарат:

«Губернатор с озабоченностью встретил появившиеся в некоторых средствах массовой информации сообщения о счетах в зарубежных банках своего первого зама А.Жбанова. «Я обязан сначала все проверить. И эта работа уже началась. На следующей пресс-конференции я предоставлю вам список с конкретными цифрами (и весьма серьезными), в котором вы увидите фамилии очень известных в области людей», — заявил В.Тихомиров» [3].

Вот и интрига завязалась. Интересно будет познакомиться с таинственным списком, а пока первый заместитель губернатора А.Жбанов со страниц печати решительно протестует против необоснованных обвинений в свой адрес (информация о его счетах в зарубежных банках прозвучала по радио «Свобода»).

«По этому поводу, сообщает «Рабочий край», Алексей Юрьевич сделал официальное заявление для СМИ: «Никаких счетов ни в одном из зарубежных банков я не имею. Категорически опровергаю данную информацию, считаю ее клеветнической, не соответствующей действительности и имеющей одну конкретную цель — любым путем скомпрометировать руководство администрации области» [[4]].

За честь чиновничьего мундира вступается и заместитель главы администрации области, начальник областного финансового управления А.Грузнов. По поводу результатов проверки, проведенной контрольно-счетной палатой области, он дает газете «Рабочий край» пространные разъяснения. Вот фрагмент интервью, озаглавленного «О деньгах «живых» и «мертвых»»:

«Палата и депутаты обвиняют нас в том, что мы сделали больше, чем надо было, — начал Александр Павлович, — Например, в соответствии с Законом об областном бюджете на 1997 год город Вичуга должен был бы получить из областного бюджета финансовую помощь в размере 24 млрд. старых еще рублей, а получили 34 миллиарда. Тейково вместо 21 миллиарда — 36,8, Шуя вместо 25 — 44 и так далее. Но все дело в том, что никаких «живых» денег сверх бюджета мы им не давали.

— Объясните читателям популярно, как это происходило.

— Когда закончился бюджетный 1997 год, федеральный бюджет решил провести зачеты. Поскольку он нам тогда остался должен деньги на приемку жилья, и разрешил провести зачет на общую сумму 400 миллиардов «старых» рублей.

— И это не были «живые» реальные деньги?

— Да, это было лишь разрешение Москвы списать на эту сумму долги городов и районов за газ и электричество...

— Существует мнение, что у области, как и у федерального ведомства, должен быть прозрачный бюджет. Как вы на эту проблему смотрите?

—...Одно дело, когда речь идет о федеральном бюджете. Там средства идут четко по определенной строчке. Скажем, деньги конкретному вузу на зарплату не могут быть использованы на отопление, и наоборот. У нас же существует немало законов, в том числе и Закон о местном самоуправлении, который уже предполагает непрозрачность местных бюджетов от вышестоящих инстанций» [[5]].

Трудно сказать, этими или другими соображениями о непрозрачности бюджета руководствовались специалисты экологического фонда Ивановской области, но его средства, как показала проверка КРУ Минфина, расходовались нерационально и неэффективно. Вопрос о результатах проверки был рассмотрен на февральском заседании Законодательного собрания.

«Этот фонд при губернаторе, подчеркивает еженедельник «Иваново-Пресс», долгие годы работал безо всякого контроля со стороны. Даже ревизионная комиссия при нем не была создана».

И далее в материале «Иваново-Пресс» говорится:

«Получалось, что председатель областного комитета экологии Г. М. Подерягин сам собирал колоссальные суммы, сам их расходовал и сам же себя контролировал... Дело в том, что фонд отчитывался лишь в получении и расходовании живых денег — т. е. 396 млн. 600 тыс. неденоминированных рублей за 1997 г. Тогда как помимо того «мертвыми» деньгами было получено аж 3 млрд. 40 млн. руб., и в операциях с этими астрономическими суммами многое неясно. Любопытно, что отчитываться во взаимозачетах Г. М. Подерягин долгое время упорно не хотел. Вроде бы, взаимозачеты — не деньги...

КРУ Минфина установило, что зачастую под видом взаимозачетов проходили наличные деньги. В мае 1997 г. в ИВГУ комитет проводил международную конференцию на тему «Человек и природа». Как потом выяснилось, ни одного иностранца среди участников конференции не было, а израсходовано на нее было не 5 тыс. руб., как указано в смете, в 10 раз больше... Большую часть собранных денег (18,8 тыс. руб.) истратили на еду и питье» [[6]].

И далее в том же духе.

В общем неплохая иллюстрация к абстрактным рассуждениям главного финансиста области А.Грузнова о деньгах «живых» и «мертвых». Остается только добавить, что сейчас материалы проверки по экологическому фонду направлены природоохранному прокурору.

Уже неоднократно отмечалось, что в регионе чрезвычайно разросся чиновничий аппарат, требующий, естественно, соответствующего финансового обеспечения. 7,9% областного бюджета на 1999 год планируется направить на расходы на госуправление. О том, что штаты чиновников всех мастей искусственно раздуты, говорят многие факты. Вот только один из них, приведенный во время встречи депутатов Законодательного собрания с журналистами в пресс-клубе «Ивтелерадио». 173 человека трудятся в областном управлении сельского хозяйства. И это при том, что большинство сельхозпредприятий реорганизовано в товарищества и АО. Однако в феврале глава областной администрации подписывает постановление о создании нового управления — ветеринарии. Между тем поголовье скота в области год от года снижается.

Ивановский губернатор — друг не только чиновников, но и футболистов. Он лично возглавил областной попечительский совет по футболу, призванный вдохнуть новую жизнь в этот захиревший в текстильном крае популярный вид спорта.

1.2.       Законодательная власть

1.2.1.      Страсти по бюджету

В конце февраля депутаты Законодательного собрания приняли в первом чтении законопроект о бюджете на 99-й год. Заседание, которое проходило весьма бурно, началось с организационного вопроса. Оппозиционного губернатору В.Осокина, возглавлявшего комитет по бюджету, финансовой и налоговой политике, сменил на этом посту А.Мельников, избранный депутатами «в порядке ротации».

Об основных параметрах бюджета-99 законодателям рассказал начальник облфинуправления А. Грузнов. Читателей с ними познакомила газета «Рабочий край»:

«На 135,5 миллиона рублей увеличены расходная и доходная части областного бюджета. Эта строчка введена по взаимным расчетам с Минфином. По крайней мере, повышение заработной платы затронет все города и районы, включая Иваново.

Далее А.Грузнов сообщил, что 24 февраля представители Ивановской области подписали в Минфине соглашение о выделении региону очередной бюджетной ссуды порядка 20 миллионов рублей на февраль. Словом, работа по погашению задолженности по заработной плате бюджетникам не прекращается ни на один день.

— Наш прогноз по максимуму, — заявил А.Грузнов, — это снизить задолженность до одного-полутора месяцев. Сейчас в среднем она составляет около трех месяцев. Это очень злободневный вопрос, который напрямую увязывается с формированием бюджета.

К сожалению, не удается решить кардинально проблему с детскими пособиями. Внутри рабочей группы мы нашли взаимопонимание, что здесь нужно снижать задолженность зачетами. Такая работа уже проводится — в счет квартплаты, электроэнергии, продуктами питания.

— Областной бюджет с учетом внесенных изменений, — проинформировал начальник облфинуправления, — составит 1229377 тысяч рублей. Это в результате всей проведенной работы.

По ходу заседания ОЗС новый председатель профильного комитета А. Мельников напомнил, что депутаты рассматривают законопроект об областном бюджете в первом чтении. Оно подразумевает утверждение следующих характеристик: доходы областного бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации; региональных налогов; размер несбалансированности областного бюджета, налоговые льготы и общая сумма расходов.

— В принципе бюджет недостаточен, — отметил председатель комитета, — никто с этим не спорит. Естественно, мы не удовлетворяем все необходимые потребности. Будь то сельское хозяйство, закон «О ветеранах», другие неотложные программы. Но, утверждая бюджет, надо исходить из реалий сегодняшнего дня» [[7]].

Вопреки пожеланиям губернатор о принятии бюджета к 8 марта, этого, конечно, не случилось. Накануне «женского» праздника было проведено лишь первое заседание двухсторонней согласительной комиссии по проекту закона «Об областном бюджете на 1999-й год».

1.2.2.      Принятие законопроектов

Вообще, если не вдаваться в суть дела, законотворческая деятельность в регионе осуществляется довольно энергично. В феврале глава областной администрации подписал принятый депутатами Законодательного собрания Закон Ивановской области «О правах и гарантиях граждан по созданию семьи и сохранению ее здоровья». Он, в частности, обеспечивает гарантии получения услуг по созданию здоровой семьи и по ее планированию.

Другой вопрос, насколько эффективен этот закон в депрессивном регионе, где во многих семьях просто не могут себе позволить завести ребенка.

О том, что уже принятые законы подчас не работают, видно из такой, например, заметки, помещенной в газете «Рабочий край» и озаглавленной: «Совет по местному самоуправлению сверяет позиции»:

«Председатель комитета по социальной политике Н.Ковалева проинформировала членов совета об исполнении органами местного самоуправления областного закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Ивановской области». К сожалению, ряд статей данного закона не исполняется в полном объеме. Это касается своевременной выплаты опекунских пособий, бесплатного проезда детей-сирот в период каникул, предоставлении жилья, трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [[8]].

Поэтому началась работа над новым законопроектом — «О внесении изменений и дополнений в закон Ивановской области «О дополнительных гарантиях по социальной защите...»» Это свидетельство того, что законотворческий процесс может быть бесконечен.

В конце февраля депутатами ЗС был принят закон «О введении на территории Ивановской области единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности». Областной закон предусматривает введение единого налога не на 10 видов деятельности, определенных Федеральным законом, а предусматривает применение названного налога только для организаций и предприятий, осуществляющих розничную выездную торговлю горюче-смазочными материалами, оказывающих транспортные услуги и предоставляющих автостоянки и гаражи.

Ожидается, что благодаря принятому закону, общие поступления в бюджет с 1 апреля до 31 декабря 1999 г. от единого налога по перечисленным видам деятельности превысит 4 млн. рублей.

Следует заметить, что порой депутаты ЗС в своей нормотворческой деятельности вступают в противоречие с Федеральным законодательством и при возникновении такой правовой коллизии вовсе не спешат исправить допущенные нарушения. Пример такой депутатской волокиты приводит корреспондент «Рабочего края»:

«Настоящий детективный сюжет завязался вокруг вопроса с прозаическим названием «О внесении изменений в закон Ивановской области «О бюджете территориального дорожного фонда Ивановской области на 1998 год». Первоначально названный закон был принят ОЗС 24 сентября 1998 года. 6 ноября закон был повторно принят депутатами в прежней редакции. 13 ноября данный закон подписывает губернатор. 21 декабря прокурор области направляет заявление в областной суд о признании недействительным упомянутого закона как противоречащего федеральному законодательству... Заместитель председателя облсуда в свою очередь ставит в известность председателя ОЗС, что 15 января назначено к слушанию гражданское дело по заявлению прокурора области, и просит обеспечить явку в судебное заседание представителя Законодательного собрания. На это 11 января следует просьба председателя ОЗС перенести рассмотрение дела по заявлению прокурора. «На заседании Законодательного собрания 28.01.99 г. данный вопрос, — информировал Валерий Григорьевич (Никологорский, председатель ЗС. — Т. К.), — будет рассмотрен и назначен официальный представитель Законодательного собрания». И вот 4 февраля на заседании ОЗС вновь разгорается жаркий спор, завершившийся соглашением перенести данный разговор на следующее заседание Законодательного собрания. Как будут развиваться события дальше? Покажет время» [[9]].

Но когда сами законодатели выступают в роли судей (что по сути своей абсурдно), то они до конца стоят на своем.

1.2.3.      В роли судей

Процедура согласования в Законодательном собрании кандидатур на должность судей городских и районных судов впервые проводилась в декабре прошлого года. Предварительно комитетом ЗС было рассмотрено представление председателя областного суда, коллегии судей Ивановской области, на повторное назначение судьями 15 юристов и дано на это согласие, что и было зафиксировано в проекте постановления.

Но уже в ходе дебатов в Законодательном собрании депутат А.Балдаев от имени комитета потребовал снять с обсуждения две кандидатуры в связи с вновь открывшимися обстоятельствами». Дальше события стали принимать драматический характер. Вот как описывает ситуацию корреспондент «Ивановской газеты»:

«Открывшимися обстоятельствами» сочтены жалобы людей, не удовлетворенных в разное время решениями судьи Ленинского района А.Ахмазуллиной и Советского района И.Лазаревой. Дальше - больше. Зазвучали обвинения в затягивании процесса, в бессердечии по отношению к потерпевшим, но так и не получившим компенсации... Процедура «согласования» оказалась столь тягостной, что депутат Л.Посиссева предложила отменить ее совсем. Однако с этим не согласился участвовавший в заседании ЗС губернатор. «Семь лет добивались мы такого права, чтобы не отдавать формирования института судей на откуп столице», — сказал В.Тихомиров» [[10]].

Несмотря на то, что председатель областного суда Ю.Смирнов неоднократно предупреждал депутатов, что они не имеют права критиковать судей за правовую позицию, согласия на повторное назначение ни А.Ахмазуллина, ни И.Лазарева не получили.

В интервью «Ивановской газете» Ю. Смирнов не скрывал растерянности:

«Сегодня для меня полной неожиданностью было голосование против судьи Советского районного суда Лазаревой, Ленинского районного суда Ахмазуллиной... Если бы были приведены факты, не связанные с принятыми когда-то этими судьями решениями, тогда понятно. Несогласие же с решениями суда выражается иначе: надо писать жалобу, протест в вышестоящие судебные инстанции. Но ведь этих решений никто не отменял. Коль скоро не отменили, то решение суда — это в малой форме закон, принятый именем Российской Федерации, и критике он подвергаться не может» [10].

Вторично судьба А.Ахмазуллиной и И.Лазаревой решалась уже в феврале на заседании Законодательного собрания. В конце концов депутаты дали согласие на утверждение их в должности судей. Но этому предшествовал такой «наезд» на юристов некоторых СМИ да и в ходе депутатских прений, что невольно вспомнилось, с каким упоением обсуждались в недавнем коммунистическом прошлом «персоналки» на парткомах. Но это эмоции.

1.3.       Местное самоуправление

В феврале мэр г. Иванова В.Троеглазов принял участие в совещании «Необходимые меры по поддержке реального и финансового секторов экономики городов России», которое проходило в Москве в рамках собрания Союза российских городов. Собравшиеся поддержали инициативу В.Троеглазова о создании клуба мэров, объединении их вокруг «Российской газеты» перед выборами в Государственную Думу, чтобы организовать свою фракцию, отстаивающую интересы регионов и их столиц.

Но вернувшись в Иваново, мэр был вынужден отвлечься от выборной тематики. Главная головная боль и исполнительной, и представительной городских властей — вопросы, связанные с формированием бюджета на 1999 год. Перспективы — удручающие, причем по всем расходным статьям. Так, по предварительным прикидкам, горфинуправление выделяет городской медицине всего 30% от той суммы, которую запрашивал горздрав. По заявлению заведующего городским отделом здравоохранения Е.Бострикова, в таком случае о бесплатной медицине можно просто забыть.

В одном из своих выступлений мэр г. Иванова привел такие цифры: в целом потребность городского бюджета составляет полтора миллиарда рублей. Минимальная величина — в пределах 730 миллионов. Но ожидается сумма куда меньшая. В этом случае, по мнению депутатов городской думы, органам местного самоуправления грозит потеря контроля над социально-экономической обстановкой в городе.

Опасения подобного рода вынудили председателя Ивановской городской думы В.Куликова выступить перед депутатами Законодательного собрания: «В расчетах области, — отметил В.Куликов, — бюджет города Иванова представлен настолько несостоятельным, что даже после серьезных корректировок он не только не может являться гарантом выполнения намеченных в городе ряда значимых программ, но и создает реальную угрозу жизнедеятельности областного центра.

Особо депутатами думы, подчеркнул В.Куликов отмечено, что расходы на каждого жителя областного центра составляют 1027 рублей, тогда как на одного жителя области — 1580.

Председатель Ивановской думы обратился к депутатам ОЗС с просьбой разрешить представителям города принять участие в доработке областного бюджета [[11]].

В добавлении к теме надо сказать, что за последнее время не по своей воле областной центр лишился ряда прибыльных предприятий как налогоплательщиков, в связи с чем резко снижаются поступления в городской бюджет.

1.4.       Политические партии и организации

В январе в Иванове было зарегистрировано региональное отделение движения «Отечество». В феврале его руководитель, депутат Государственной Думы В.Ларицкий выступил с политическим заявлением, в котором, в частности, говорится:

«1. Наши цели — в руках наших избирателей, в руках членов ОПОО «Отечество», в руках членов Совета. Выдвижение на любую должность — от депутата Госдумы до депутатов областного, городского Законодательного собрания, от губернатора, мэра до глав администраций — будет решаться не келейно, а на конференции, и никто не проскользнет, не сделав доброго дела области, городу, району, селу. Не сегодня, а в октябре пойдет разговор по Госдуме, и только в 2000 году, летом — обо всем остальном.

И моя главная цель: так организовать работу «Отечества», чтобы привести к власти Ю.М.Лужкова — поскольку на сегодня только он способен обеспечить жесткую позицию, возврат награбленного в Россию и т. д.

2. Максимально использовать выборную кампанию для получения от мэра Москвы помощи области» [[12]].

Уже сейчас видно, что региональная элита в предвыборной борьбе поставит на «Отечество» и не пожалеет сил и средств, чтобы «раскрутить» это движение на ивановской земле и самой пойти во власть под знаменами Лужкова. Что бы там ни говорили, образ мэра богатой столицы даже на уровне подсознания притягателен для полуголодного провинциала.

И г-н Ларицкий несомненно лукавит, отодвигая на октябрь начало предвыборной кампании. Борьба уже началась.

Свидетельством тому — и заявления губернатора об интересе московского мэра к ивановским проблемам, и тот факт, что партийное строительство регионального «Отечества» осуществляют такие опытные функционеры, как зам. губернатора Ю.Воронов и зам. ивановского мэра И.Салихов. Уже образованы Кинешемское и Ивановское городские отделения «Отечества». Последнее возглавил директор АО «Камвольный комбинат» М.Крюков.

В политическом заявлении Ларицкого под пунктом 3 говорится: «Каждому лидеру, входящему в «Отечество», советую поучиться организации у КПРФ».

Думается, этот наказ излишен: уже сейчас ряды «Отечества» цементируются за счет представителей вчерашней партийно-советской номенклатуры. Один из них — нынешний зам. губернатора Ю.Воронов, после 1991 г. сумевший стать доктором политических наук, возглавляет координационный совет по правовой культуре избирателей и организаторов выборов. Совет уже успел собрать «круглый стол» и принять Обращение к избирателям. Это Обращение еще достаточно аморфно и не несет прямой агитации, но обработка мозгов уже началась. Подтверждением служит цитата из небольшой заметки, помещенной в газете «Рабочий край» под рубрикой «Мы и политика», где говорится о встрече школьников и студентов со столичными политологами:

«Кстати, ивановский вице-губернатор… Ю.Воронов перед лицом молодых избирателей, не скрывая своих пристрастий на данный момент, прямо заявил, что, вполне возможно, будет голосовать на президентских выборах за «центриста», деловитого мэра Москвы» [[13]].

 

Число разного рода общественных организаций, зарегистрированных в области, достигло 200. В феврале к ним прибавилась еще одна, полное название которой: «Общероссийская общественная организация «Партия Смирновых». Образована эта партия молодым ивановским бизнесменом А.Смирновым, благодаря энергичным усилиям которого уже состоялись учредительные конференции в Костроме и Иванове. Предполагается, что отделения партии будут созданы в 51 регионе.

Объявляя партию Смирновых неполитической, ее организаторы тем не менее в проекте устава декларируют право на участие в выборах. Почему бы и нет, считают они: «властные структуры должны заполнить честные, миролюбивые, законопослушные и трудолюбивые люди». Председателем Ивановского отделения «Партии Смирновых» стал доктор медицинских наук С.Смирнов.

1.5.       Общественное мнение

В феврале социологическая служба представительства Президента РФ в Ивановской области провела среди жителей г. Иванова три телефонных экспресс-опроса, имеющих политическую ориентацию. При обнародовании результатов не раскрывается технология опросов, не приводятся данные о числе респондентов и т. д. (за исключением одного случая), так что достоверность выводов может вызывать сомнение. Тем не менее приводим результаты опросов.

Первый вопрос: «Интересуетесь ли вы политическими событиями в России?» Аналогичный вопрос уже задавался респондентам ранее, например, в ноябре 1997 года, в октябре 1998-го. За это время ответы горожан особых изменений не претерпели. В позапрошлом году интересующихся политикой насчитывалось 85%, в прошлом — 86%, в нынешнем — столько же. Число аполитичных также не изменилось, оставаясь на уровне 14%-15%.

А вот ответы на следующий вопрос: «Если бы сейчас проводились выборы в Государственную Думу, то за какое политическое объединение вы бы проголосовали?» — оказались, если их сравнить с теми, что были получены год и два назад, довольно неожиданными. Резко упал авторитет Коммунистической партии Российской Федерации. Если в 1997 году ей отдали предпочтение 16% опрошенных, в 1998 году — 20%, то на этой неделе — всего 10%. Сокращается число сторонников ЛДПР (партии В. Жириновского): 1997 год — 9%, 1998 год — 8%, 1999 год — 4%. Такая же судьба у движения «Наш дом — Россия», у которого электорат сократился с 13% до 5%. Еще хуже положение у некогда популярного «Демократического выбора России»: если два года назад эту партию предпочитали 6%, год назад — 2%, то сейчас у нее не оказалось ни одного поклонника. Также не нашлось ни одного сторонника у Российской коммунистической рабочей партии; год назад ее предпочел 1% респондентов.

Неуклонно возрастает значение движения «Яблоко»: 4% — в 1997 году, 12% — в 1998-м, 22% — 1999-м. Хотя и меньшими темпами, но растет авторитет Русской народно-республиканской партии (лидер — А.Лебедь): с 2% два года назад до 8% сейчас. Вновь созданное движение «Отечество», возглавляемое Ю. Лужковым, назвали своим 5% опрошенных.

Впрочем, людей, определившихся с выбором политической партии, оказалось в общей сложности всего 54%. Остальные 46% опрошенных с ответом затруднились, а 8% из них заявили, что их эта проблема не интересует» [[14]].

Другой экспресс-опрос, проведенный социологической службой представительства Президента, касался отношения ивановцев к власти.

На первый вопрос анкеты: «Как бы вы оценили работу правительства России, возглавляемого Е. Примаковым» —ответы приводятся в сравнении с ответами на аналогичный вопрос, заданный в ходе опроса 26.01.98 г.:

 

Варианты ответов

26.01.98

21.12.98

22.02.99

Положительно

Скорее всего, положительно

Скорее всего, отрицательно

Отрицательно

Меня это не интересует

Затрудняюсь ответить

7%

11%

18%

46%

4%

14%

38%

12%

6%

27%

1%

16%

34%

23%

5%

9%

1%

28%

 

Из приведенных ответов видно, что правительство России, возглавляемое Е.Примаковым, несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию в стране, по-прежнему обладает на сегодняшний день значительным потенциалом доверия у жителей областного центра.

«Верите ли вы в то, что правительство выполнит свои обязательства и до 1 июля этого года погасит долги по зарплате бюджетникам и пенсиям?» Подавляющее большинство опрошенных жителей областного центра ответили отрицательно на этот вопрос — 70%. Верят в заявление правительства России только 28% опрошенных горожан, и еще 2% затруднились ответить на этот вопрос» [[15]].

Цель следующего опроса — выявить отношение жителей г. Иванова к деятельности объединения «Русское национальное единство».

«В опросе приняли участие 210 жителей областного центра. Социальный состав опрошенных выглядит так: пенсионеры — 33%, учащиеся — 8%, рабочие — 19%, служащие — 18%, интеллигенция, ИТР — 10%, предприниматели — 3%, безработные, домохозяйки — 9%.

20% опрошенных отказались отвечать на поставленные вопросы. Из них 11 мотивировали свой отказ занятостью, еще 9% — нежеланием отвечать на вопросы по предложенной теме. Ответы остальной части опрошенных, если их принять за 100%, выглядят следующим образом.

На первый вопрос анкеты: «Знаете ли Вы о существовании организации «Русское национальное единство» (Баркашовцы)?» — подавляющее большинство опрошенных (77%) — ответили положительно. Только 23% дали отрицательный ответ, заявив при этом, что их подобные проблемы не беспокоят.

На вопрос: «Согласны ли Вы с тем, что РНЕ Баркашова сродни фашистской (национал-социалистической партии Германии) организации 30 годов?» — большинство опрошенных жителей областного центра ответило положительно (51%). Противоположной точки зрения придерживаются 9% респондентов. Третью, заключительную часть опрошенных нами горожан, составили затруднившиеся ответить на этот вопрос (36%).

«Как бы Вы отнеслись к запрету деятельности РНЕ и аналогичных организаций в России?» Более половины опрошенных горожан (65%) поддержало бы закон, запрещающий деятельность аналогичных РНЕ организаций. Против такого закона высказались 9%, и еще 8% заявили, что их эта проблема не волнует. Затруднились ответить на этот вопрос 18%» [[16]].

Газета «Рабочий край», также опубликовавшая данные экспресс-опроса, снабдила их слдующим комментарием:

«Удивляет… позиция почти трети опрошенных, затруднившихся или не пожелавших отвечать на эти вопросы. Для страны, потерявшей более 20 миллионов человек в войне с фашистской Германией, реакция довольно странная, особенно, если учесть тот факт, что среди поддержавших РНЕ — почти каждый третий пенсионер, знающий о войне не понаслышке» [[17]].

2.    Социально-экономические реалии

«Крайне убогое экономическое положение России известно всему миру. Между тем средняя зарплата по Ивановской области вдвое ниже, чем по России, а цена набора из 25 важнейших продуктов питания почти на четверть (на 21%) выше среднероссийского уровня. Такой разрыв свидетельствует о глубокой патологии социально-экономической сферы. Если сравнить статистику соседних областей, то легко увидеть, что чем выше средняя зарплата, тем дороже важнейшие продукты, и наоборот. Если во Владимирской области средняя зарплата на 32% ниже общефедерального уровня, то и важнейшие продукты там на 13% дешевле, чем в среднем по стране. В Ярославской области зарабатывают на 16% меньше, чем в среднем по России, зато и продукты на 9% дешевле. Все объясняется законами рынка. Почему же они не действуют в нашей области?» [[18]].

Так начинается статья В.Андреева в февральском номере еженедельника «Иваново-Пресс». Впрочем, автор так и не смог ответить на самим же поставленный вопрос, зато дал повод вступить в дискуссию заместителю начальника управления экономики и прогнозирования обл. администрации В. Рябинину, который и обрисовал перспективы региональной экономики в 1999 году. Приведу несколько фрагментов из статьи В.Рябинина, опубликованной в еженедельнике «Иваново-Пресс»:

«Что же ожидается в 1999 году? Специалисты нашего управления прогнозируют два варианта развития — оптимистический и пессимистический. Разница между ними невелика. Объем промышленной продукции в лучшем случае составит 97% от уровня прошлого года, в худшем — 88%. При этом прогнозируется рост производства в деревообрабатывающей, пищевой промышленности и машиностроении…

Прогноз развития агропромышленного комплекса на 1999 год предусматривает стабилизацию производства…

В 1999 в сфере малого предпринимательства сохранится тенденция роста предприятий, численности их работников, объемов выпускаемой ими продукции и оказываемых услуг.

Объемы капиталовложений снизятся на 7% от оценочных данных 1998 г.

Как же будут жить ивановцы при таком развитии экономики? Произойдет снижение числа занятых до 501,3 тыс. человек. При этом численность зарегистрированных безработных едва ли превысит 31 тыс. человек. Объяснить такой парадокс довольно просто: люди не спешат зарегистрироваться в центрах занятости ввиду неспособности государства обеспечить выполнение своих гарантий.

Фонд заработной платы на 1999 год заложен в размере 4800,0 млн. рублей (5300,0 млн. — второй вариант). Рост заработной платы значительно ниже, чем индекс потребительских цен в среднем за тот же период.

Денежные доходы населения Ивановской области на протяжении последних лет устойчиво отстают от средних доходов по Российской Федерации. А среднедушевые доходы ивановцев вдвое ниже, чем в среднем по России.

Прогноз на 1999 год предусматривает рост социальных выплат (в 2,1 раза к 1998 году) в связи с необходимостью погашения образовавшегося долга по выплате пенсий (450 млн. рублей) и пособий по безработице (139 млн. рублей)» [[19]].

А на сегодняшний день реальность такова. К 1 марта были выплачены ноябрьские пенсии.

В феврале бюджетникам г. Иванова гасили задолженность по зарплате за декабрь, в остальных городах и районах — за ноябрь. Общая же задолженность по зарплате учителям, медикам, работникам культуры составляет по области порядка 100 млн. рублей.

Но не только задержки в выплате зарплаты, а полная неопределенность относительно дальнейшей судьбы неоднократно выводила в уличные пикеты коллектив онкологического диспансера. Дело в том, что еще в декабре 1998 г. губернатор В.Тихомиров подписал постановление «О реорганизации областной клинической больницы», в соответствии с которым решено было присоединить к ней на правах структурного подразделения онкодиспансер. (По показаниям онкозаболеваемости Ивановская область находится на 2-м месте в РФ после С. — Петербурга.)

Медики долго и упорно боролись за сохранение лечебного учреждения, подавали иск в арбитражный суд, участвовали в парламентских слушаниях в Госдуме. В начале марта Иваново посетил министр здравоохранения РФ В.Стародубов. В ходе переговоров министра с главой областной администрации было принято решение, что онкологический диспансер останется самостоятельной структурой и получит статус межобластного онкодиспансера.



Источники

[1]. Субботина А. Через призму областных проблем // Ивановская газета. — Иваново, 1999. — 20 февраля. — №33. — С. 1, 3.

[2]. Хавин А. Три скандала в законодательном поле // Иваново-Пресс. — Иваново, 1999. — 16 февраля. — №6. — С. 2.

[3]. Романов А. Губернатор решил разобраться со счетами своих чиновников в зарубежных банках // Рабочий край. — Иваново, 1999. — 20 февраля. — №29. — С. 1.

[4]. Жбанов. «У меня нет счетов в зарубежных банках» // Рабочий край. — Иваново, 1999. — 23 февраля. — №30. — С. 1.

[5]. Смирнова Т. О деньгах «живых» и «мертвых» // Рабочий край. — Иваново, 1999. — 6 февраля. — №21. — С. 1.

[6]. Хавин А. Три скандала в законодательном поле // Иваново-Пресс. — Иваново, 1999. — 16 февраля. — №6. — С. 2.

[7]. Седых А. Морем слез бюджет не заполнишь // Рабочий край. — Иваново, 1999. — 27 февраля. — №33. — С. 1—2.

[8]. Совет по местному самоуправлению свернет позиции // Рабочий край. — Иваново, 1999. — 3 февраля. — №18. — С. 1.

[9]. Седых А. Недолго музыка играла // Рабочий край. — Иваново, 1999. — 9 февраля. — №22. — С. 1—2.

[10]. Субботина Б. Не «посчитались» ли с судьями? // Ивановская газета. — Иваново, 1999. — 15 декабря. — №239. — С. 1—2.

[11]. Седых А. Морем слез бюджет не заполнишь // Рабочий край. — Иваново, 1999. — 27 февраля. — №33. — С. 1—2.

[12]. Совет подтвердил легитимность председателя // Иваново-Пресс. — Иваново, 1999. — 16 февраля. — №6. — С. 1.

[13]. Баранова Е. Молодые тоже будут выбирать // Рабочий край. — Иваново, 1999. — 2 марта. — №34. — С. 2.

[14]. «Яблоко» набирает очки там, где их теряет КПРФ? // Рабочий край. — Иваново, 1999. — 3 февраля. — №18. — С. 1.

[15]. Как мы относимся к власти? // Рабочий край. — Иваново, 1999. — 24 февраля. — №31. — С. 1.

[16]. Эрозия памяти // Иваново-Пресс. — Иваново, 1999. — 16 февраля. — №6. — С. 1.

[17]. Ивановцам с фашистами не по пути // Рабочий край. — Иваново, 1999. — 10 февраля. — №23. — С. 1.

[18]. Андреев В. Роковая роль, или рассуждения дилетанта // Иваново-Пресс. — Иваново, 1999. — 2 февраля. — №4. — С. 1—2.

[19]. Рябинин В. Дело не в роли, а в исполнителях // Иваново-Пресс. — Иваново, 1999. — 9 февраля. — №5. — С. 3.