Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Бурятия

Евгения КИСЛОВА

Республика Бурятия

в феврале 1999 года

1.    Деятельность органов исполнительной власти республики

1.1.       Внешние контакты

Охвативший Бурятию жесточайший кризис и утрата надежды на долгожданную помощь центральных органов власти России, которые вспоминают о Бурятии только накануне выборов или когда республика находится на грани финансовой пропасти, которая чревата социальным взрывом, заставляют республиканские власти активно искать партнеров во внешнеэкономической деятельности. Инвестиции и рост товарооборота позволят, как полагает правительство, коренным образом изменить ситуацию в республике и вывести ее из кризиса. Поиском партнеров и занималось правительство в феврале. Главным итогом этой работы стало подписание ряда соглашений, договоров, контрактов.

Безусловно, событием месяца стало посещение правительственной делегацией Бурятии во главе с президентом Л.Потаповым 25-27 февраля Монголии. Монголия – старый партнер Бурятии. Бурятия близка духовно Монголии, ведь буряты относятся к группе монгольских народов, а сама Бурятия до 1958 года именовалась Бурят-Монголия, а народ — бурят-монголы. Именно сейчас развернулась в Бурятии дискуссия о возвращении старого названия республике и ее титульному этносу. За это высказываются ряд национальных движений и партии, которые пропагандируют эту идею в СМИ. Так что визит правительственной делегации носил не только экономический, но и политический, и культурный характер, тем более, что он проходил в дни священного дня всех монгольских народов (в том числе и для бурят) праздника Белого месяца (Сагаалган), практически единственного праздника у них, что опять же показывало единение народов.

В ходе трехдневного визита было подписано Соглашение об экономическом приграничном сотрудничестве между Россией и Монголией. Россию в этом Соглашении как раз и представляет Бурятия. Правительство России поручило Президенту РБ Л.Потапову подписать данное Соглашение от имени России, так как установившиеся связи наиболее тесные у Монголии с Бурятией, и именно последняя наиболее заинтересована в подписании этого Соглашения.

Помимо того, руководители отраслевых министерств и ведомств, представители 33 фирм и предприятий из Бурятии заключили со своими монгольскими коллегами более 200 договоров и контрактов.

Проходивший визит носил официальный характер, поэтому бурятскую делегацию встречали на государственном уровне. Главу республики встречал шеф протокола правительства Монголии П.Уржжинхундэв. Монгольские власти предприняли беспрецедентные меры безопасности – президента Бурятии охраняла служба внешней разведки Монголии. Визит делегации Бурятии вызвал интерес у местных СМИ. Накануне приезда крупнейшие газеты телекомпании напечатали и передали в эфире 18 материалов о Бурятии и ее президенте. Переговоры и встречи с участием Л.Потапова освещали около трех десятков монгольских газет, журналов, информационных агентств, телерадиокомпаний. Жила делегация в правительственной резиденции «Их тэнгэр», расположенной в живописном местечке под Улан-Батором.

Монголия сейчас бурно развивается, что делает ее привлекательной для сотрудничества. Средства на развитие она получает в основном за счет иностранных инвестиций. Англичане, к примеру, реконструировали аэропорт. С участием развитых стран построены отели и рестораны. Интерес инвесторов, особенно из США, привлекает пустыня Гоби, где еще в семидесятых годах советские специалисты разведали гигантские запасы нефти. Наибольших успехов в собственном производстве Монголия добилась в животноводстве. На сегодня она располагает 32 млн. голов скота и готова поставлять на экспорт до 50 тонн мяса ежегодно, что делает ее привлекательной для деловых округов Бурятии, Иркутской, Кемеровской, Читинской областей.

И в России, и в Монголии, кажется, поняли, что друг без друга не выжить. Визиту в Улан-Батор Л.Потапова предшествовал визит министра иностранных дел РФ И.Иванова, запланирован приезд Е.Примакова.

Главу Бурятии приняли: премьер-министр Монголии Ж.Наранцацларт и  президент страны Н.Багабанди. У двух президентов много общего — оба практически в одно время возглавляли парламенты и с небольшой разницей в сроках победили на президентских выборах. Так что даже в этом обе республики похожи друг на друга.

Итогом же визита стало то, что АО «Бурятэнерго» уже в марте получит из Монголии первые 7 млн. долларов задолженности за электроэнергию. С участием крупнейших бизнесменов обеих стран создана торговая компания «Бурятия». Монголия получит 4000 тонн семенного зерна, 100 пчелосемей. Бурятия — 300 овец грубошерстной породы.

Планируется строительство консигнационного склада для хранения лекарственных препаратов. Бурятия получит из Монголии высококачественные одноразовые шприцы, АО «Бурятмясопром» на выгодных условиях приобретет сырье для бесперебойной работы. Заключен еще ряд договоров о совместном сотрудничестве отраслевых министерств и ведомств, предприятий и фирм республики с аналогичными субъектами совместной деятельности со стороны Монголии.

Но главным итогом визита правительственные круги республики считают то, что Бурятия наконец-то обрела полноценного зарубежного партнера, с помощью которого может выйти на быстро прогрессирующий рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Стоит все же заметить, что аналогичные комментарии правительственные чиновники делали и после визита Л.Потапова в Корею и другие зарубежные страны. Там тоже заключались соглашения, которые на деле оказывались лишь договорами о намерениях, которые ни одну из сторон ни к чему не обязывали. С другой стороны, сближение с Монголией может вызвать дополнительные прилив сил и аргументов у националистов в пользу переименования республики в Бурят-Монголию. А это в свою очередь может вызвать к жизни похороненную идею панмоголизма и Великой Монголии, в которую должна будет войти и Бурятия, что может привести к массовому исходу русского населения из этого региона и отторжению территории от России. Но это лишь предположения, что будет на самом деле — покажет время. Однако, скорее всего такой вариант невозможен в принципе.

Другой договор о сотрудничестве Бурятия подписала 20 февраля с правительством г.Москвы. Подписание двустороннего документа прошло в торжественной обстановке в здании московской мэрии. Мэр Москвы приехал на подписание в свитере, как выразился он, в «неофициальном виде», сразу после традиционного осмотра строящихся объектов Москвы. Через несколько минут договор был подписан. Выступая перед небольшой группой собравшихся, Ю.Лужков рассказал, что его пребывание в Бурятии летом 1997 года оставило в его душе неизгладимые впечатления. Столичные власти намерены помогать развитию туристического бизнеса в Бурятии, в частности, на берегу Байкала планируется строительство эколого-туристического комплекса, будет оказана помощь бурятским сельхозпредприятиям в организации переработки пищевых продуктов прямо на месте. Речь идет о небольших молочных и мясных заводах, продукцию которых будет закупать Москва. Повышенный интерес был проявлен к разработке полезных ископаемых на территории Бурятии и к разливу байкальской воды. Лужков заметил, что прибыль от всех вышеназванных проектов будет делиться поровну. Л.Потапов в ответном слове обрисовал экономические возможности Бурятии и выразил надежду на плодотворное и долгосрочное сотрудничество. Как отметили правительственные чиновники, данное постановление о взаимовыгодном экономическом сотрудничестве Бурятии и Москвы несет вполне конкретное содержание и предполагает создание ряда совместных предприятий. Однако и тогда, когда подписывалось первое соглашение, все ограничилось декларацией. К тому же прослеживался в подписании этого договора и политический подтекст. Фигура Ю.Лужкова, сегодня становится все более популярной и не исключено, что в 2000 году президентом РФ станет именно он. Поэтому уже сейчас нужны личностные контакты с будущим претендентом на пост президента, которые затем послужат в деле удачного лоббирования интересов дотационной Бурятии.

Во время поездки в Москву, где Л.Потапов участвовал в заседании Совета Федерации, он провел переговоры с руководителями итальянской фирмы «Старконтракт» об ее участии в освоении лесосырьевой базы в Северобайкальском районе. Возможно, переговоры будут продолжены в марте в Италии, куда собирается президент, там он намерен встретиться в премьер-министром и подписать соглашение о сотрудничестве.

Кроме того, в ходе поездки была достигнута окончательная договоренность с российским концерном «ТВЭЛ» по освоению Хлагдинского уранового месторождения в Баунтовском районе, где в ближайшее время начнется строительство обогатительной фабрики, которая заменит выработавшие ресурсы Краснокаменское месторождение (Читинской области).

1.2.       Заседание Правительства РБ

Возвратившись из поездки в Москву, Л.Потапов 22 февраля провел очередное заседание правительства. Целью его созыва стало рассмотрение блока мер, которые позволили бы стабилизировать экономику и финансы республики. А началось оно с обсуждения хода выполнения мер по реализации федеральной программы социально-экономического развития Бурятии на этот год и соответствующего постановления Правительства республики. С докладами по этим вопросам выступили исполнительный директор федеральной программы социально-экономического развития (СЭР) РБ А.Мельник и министр экономики и внешних связей Н.Атанов.

Соответствующий федеральный закон предусматривал финансирование Программы в прошедшем году в сумме 41 млн. рублей. Фактически было профинансировано лишь 10% от предусмотренной суммы на строительство мостового перехода и 42,1% — на «прочие расходы» Республиканским же законом «О бюджете РБ на 1998 год» было предусмотрено государственных инвестиций на возвратной основе в сумме 25,5 млн. руб. Выделено только 13,5% от предусмотренного объема инвестиций. В прошлом году Программа была профинансирована за счет внебюджетных, привлеченных средств на сумму 14,6 млн. руб.

Финансирование проектов Федеральной программы СЭР РБ за счет всех источников в размере 28,86 млн. рублей позволило в прошлом году реализовать 3 крупных проекта. Так, проект «Организация современного производства макаронных изделий» позволил внедрить современное оборудование швейцарской фирмы «Бюллер», единственное в Сибири и на Дальнем Востоке и выполнить строительно-монтажные работы на сумму 1903 тыс. рублей. Проект еще был дополнительно профинансирован на сумму 1500 рублей, а средства направлены на закуп сырья. Реализация проекта позволила не только возобновить производство макаронных изделий в республике и сохранить 50 рабочих мест, но и ежегодно выпускать продукции на 46 170 тыс. рублей.

На Селенгинском ЦКК (целлюлозно-картонный комбинат) для организации производства мелованного картона были выполнены строительно-монтажные работы на сумму 1340 тысяч рублей, закуплены машина для мелования картона китайского производства и вспомогательное оборудование. В целом реализация проекта позволила вновь создать 75 рабочих мест, производить в год 6300 тонн мелованного картона, ежегодно отчислять в бюджет 8500 тыс. рублей, расширить рынки сбыта и поставлять продукцию на экспорт.

Фондом реализации программы закуплено и передано по договору лизинга пивоваренному заводу импортное оборудование на сумму 1,56 млн. рублей. Проект полностью реализован, в результате чего увеличился объем производства пива на 37 тыс. рублей. сохранено 48 рабочих мест, увеличились отчисления в бюджеты в 1,5 раза.

Впервые на заседании правительства был заслушан отчет о деятельности представительства в Москве. Глава представительства при Президенте РФ И.Егоров ознакомил присутствующих с проводимой работой представительства в органах российской государственной власти, о его содействии в реализации решений высших законодательных и исполнительных органов по вопросам социально-экономического развития РБ. В соответствии со статьей 74 Конституции РБ, в целях реализации Договора «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РБ» постоянное представительство РБ было преобразовано в полномочное представительство РБ и Президента РФ. Члены правительства на этом заседании, по мнению некоторых аналитиков, должны были признать работу представительства неудовлетворительной, а И.Егорова снять. Вместо него этот пост должен был занять В.Агалов, первый вице-премьер. А его место — быстро прогрессирующий и набирающий вес Е.Ханхалаев. Однако все остались на местах. Почему же этого не произошло?

По мнению ряда обозревателей СМИ, Л.Потапов решил перестраховаться. Намерения президента стали известны СМИ, и они поспешили обвинить президента в нечестности по отношению к И.Егорову, который из Москвы не вполне в курсе ситуации в республике. Возможно, утечка информации была допущена намеренно, чтобы выяснить реакцию населения на кадровые перестановки. С другой стороны, не исключено, что сам В.Агалов не захотел покидать этот пост и решил до конца нести груз ответственности, отказавшись от «почетной» отставки и жизни в Москве. Ряд наблюдателей сходятся во мнении, что Е.Ханхалаев сам отказался от должности первого вице-премьера, так как такой пост политически невыгоден кандидату в президенты РБ в 2002 году. Если бы произошли перестановки, это бы означало усиление позиций Е.Ханхалаева.

Между тем, Л.Потапов начинает укреплять свои тылы. Так, он хочет, чтобы все представительства федеральных министерств и ведомств подчинялись непосредственно не Москве, а правительству Бурятии. В ряде учреждений прорабатывается вопрос о замене местных руководителей данных организаций. Более того, совместно с представителем президента РФ В.Даниловым руководители региона наметили план по улучшению координации и согласованности в работе федеральных и республиканских органов власти. В начале февраля на заседании Президиума правительства РБ впервые были заслушаны отчеты о работе двух территориальных управлений федерального подчинения. Особенно острым было обсуждение отчета о работе территориального управления департамента Госторгинспекции.

Члены правительства проявили интерес к порядку использования торгинспекцией отчислений от налагаемых службой экономических санкций (штрафов), которые были израсходованы на капитальный ремонт собственного офиса, постройку гаража, покупки автомобилей и компьютеров, собственной зарплаты. Между тем Госторгинспекция не установила порядок использования отчислений 40% от штрафных санкций на развитие органов Госторгинспекции, и ведомство, по постановлению правительства РБ, должно было отчитываться за средства, идущие на собственные нужды. По мнению ряда экспертов, это лишь повод к подчинению Госторгинспекции Госкомитету по торговле РБ, который возглавляет бурятская «железная леди» В.Дамбаин (прославилась как постоянный защитник интересов правительства в многочисленных конфликтах с предпринимателями). Л.Потапов, в частности, заявил руководителю Госторгинспекции А.Зубановой, что выйдет в федеральную структуру и потребует в случае чего освободить ее от должности, как это было сделано с бывшим руководителем Байкалрыбводхоза.

1.3.       Конституции Бурятии – 5 лет

22 февраля в большом зале Народного Хурала (НХ) состоялось торжественное собрание общественности г.Улан-Удэ, посвященное 5-летию со дня принятия Конституции РБ. В зале — члены правительства, депутаты НХ, руководители предприятий и организаций, военнослужащие и представители общественности города. Собрание открыл председатель НХ А.Семенов.

С докладом «5 лет  конституции РБ» выступил Президент РБ Л.Потапов. По его словам, начало демократических преобразований в республике начались с принятием в 1990-м году Декларации о государственном суверенитете.  Конституция РБ зафиксировала гражданские права человека как самую большую ценность государства. В разработке Конституции РБ принимали участие эксперты в области конституционного права Ю.Скуратов, В.Лучин, С.Босхолов.

По свидетельству участницы обсуждения проекта новой Конституции К.Альцман (зам. директора АО «Тонкосуконной мануфактуры»), создание документа шло в дебатах. В целом принятый документ соответствует нормам демократического правового государства, однако жизнь внесла изменения, из-за которых не выполняются статьи документа, содержащие социальные гарантии ее гражданам. Полночный представитель президента РФ в Бурятии Б.Данилов обратил внимание на два основных несоответствия местной Конституции федеральному законодательству: требование владения государственными языками президентом РБ (русским и бурятским) и так называемый ценз оседлости для того же президента. Л.Потапов отметил, что Конституции РБ нужны изменения и дополнения, и выразил уверенность в том, что они будут внесены.

Собрание проходило без особой помпы, вниманием населения отмечено не было.

1.4.       Минфин РБ информирует

Министерство финансов через газету «Бурятия» предоставила информацию о распределении средств финансовой помощи из федерального бюджета по состоянию на 01.02.99 г.

Трансферты                   75 550 тыс. руб

Бюджетная ссуда           20 000 тыс. руб.

Итого                                95 550 тыс. руб.

Из них направлено:

1.     На выплату зарплаты с начислением в фонды работникам бюджетной сферы                         56681,2

2.     На обслуживание внутреннего долга                                                                                                  299424,8

3.     На финансирование расходов на социальное жилье                                                                             300

4.     На финансирование дотаций на животноводческую продукцию                                                        60

5.     На финансирование расходов ЖКХ                                                                                                         1050

6.     На приобретение оборудования для операционного блока
республиканской больницы                                                                                                                      6900

7.     На проведение выборов по Краснофлотскому округу №56                                                                  40

8.     Стипендии                                                                                                                                                         100

9.     Расходы на оплату коммунальных, транспортных услуг,
услуг связи бюджетных учреждений                                                                                                         400

10.  Расходы за счет резервного фонда президента республики                                                                294

11.  На финансирование программы социально-экономического
развития республики (инновационные проекты)                                                                                   300

Информацию подписал замминистра финансов РБ В.Золотухин.

 

Года два тому назад подобные сообщения появлялись в печати, но в последнее время таких публикаций не было. Цели публикации пока не ясны, можно лишь предположить, что это делается для снижения уровня протестных настроений среди населения, а также для направления недовольства населения в адрес федерального руководства.

1.5.       Народный хурал

Четвертая сессия народного Хурала второго созыва начнется 22 марта – это станет главным событием месяца для республики, ведь на ней предстоит второе чтение законопроектов о республиканском бюджете на текущий год, уже названного бюджетом развития.

Сейчас над проектом бюджета работает согласительная комиссия, которая предварительно утвердила статью доходов бюджета (включая федеральные транспортные платежи) в сумме чуть более 1,650 млн. рублей, причем заявлено, что размер трансферта составит 1 млн. рублей против 800 млн. в 1998 году. Жителей республики можно поздравить с тем, что из 74 регионов, которым определены трансферты, Бурятия занимает 4 строку сверху после Дагестана, Алтайского края и Кабардино-Балкарии. На РБ приходится чуть больше 3%  фонда трансфертов. Для сравнения: Иркутская область получит лишь 0,6%, Карелия, сравнимая с Бурятией по числу населения и территории, 0,9%, Читинская область – 2,4%.

Республиканский парламент готов к тому, чтобы принять профицитный бюджет республики. Причем расходную часть бюджета депутаты усиленно секвестрируют. Уже сейчас, согласно проекту, доходы превышают расходы на 1/3.

На сессию будет в очередной раз вынесен вопрос о судьбе вкладчиков «Мотом-банка». Депутаты и правительство неоднократно подвергались нападкам со стороны оппозиционных сил и обманутых вкладчиков этого учреждения, но они упорно защищают В.Морозова, руководителя структур «Мотом», куда входил и «Мотом-банк». В.Морозова защищает и сам президент, который в свое время очень много сделал для процветания «Мотома». Судебные же приставы, которые должны исполнять иски, выигранные вкладчиками, ничего не делают и игнорируют формальные постановления суда.

Также на эту сессию выносится перечень экономических законопроектов, в частности, изменения к законам о бюджетах фонда обязательного медицинского страхования и территориального дорожного фонда. Интересным обещает быть обсуждение закона республики о праве граждан на присвоение фамилии, имени, отчества ребенку в соответствии с бурятскими национальными традициями (сложные фамилии, имена, отчества, которые дают представление о том, кто входит в этот род (семью)). Найдет ли поддержку у законодателей бытовавший когда-то обычай наделять детей фамилией, происходящей от имени отца и его предков, покажет обсуждение.

Парламентарии продолжат работу по совершенствованию принятого ранее законодательства. Так, на сессию выносятся вопросы о внесении изменений и дополнений в законы о счетной палате НХ РБ, личным подсобном хозяйстве, порядке прекращения прав на землю и прочее. По мере приближения даты сессии повестка будет дополняться.

2.    политический процесс

2.1.       Выборы

В Бурятии отгремела очередная предвыборная лихорадка. И она вновь, как и дважды ранее, показала, что предвыборные технологии из «Имидж-контакта» обосновались в Бурятии всерьез и надолго. Ведь третьи выборы подряд (выборы мэра г.Улан-Удэ и летние одновременные выборы Президента РБ и депутатов НХ в 1998 году) приносят победу кандидату, которого ведут специалисты из этой консалтинговой фирмы. На этот раз особого сопротивления, четкой работы имиджмейкеров со стороны других кандидатов не наблюдалось. С другой стороны, «Имидж-контакт» выделил для работы на этих выборах всего 5 человек. Кампания была относительно спокойной. Даже «вечный кандидат» в  депутаты, мэры и президенты И.Михалев не представлял большой угрозы. К тому же он совершил ошибку, пообещав 20 рублей агитаторам за работу по «конечному результату», что было расценено окружным избиркомом как подкуп. Агитаторы, с которыми не было проведено соответствующей работы,  просили эти деньги с избиркомов. В результате кандидат не сумел вмешаться в финальную схватку за место депутата.

«Имидж-контакт» выиграл все выборы (исключая досадное поражение на выборах главы местной администрации Муйского района, когда их кандидат проиграл харизматическому там А.Кардансу), как только он появился в Бурятии. Складывается впечатление, что Бурятия стала вотчиной «Имидж-контакта», что отвадило от контрактов с политиками региона другие группы политических консультантов.

Итак, в Народном Хурале все места, наконец-то, заняты. Последним, 65-м депутатом, занявшим парламентское место, освободившееся после перехода Е.Ханхалаева на работу в правительство РБ, стал А.Суслов, гендиректор ЗАО «Улан-Удэстальмост», выдвиженец Л.Потапова. За него проголосовали 57,8% избирателей округа. Его соперником была главврач ТМО-5, депутат Улан-Удэнского горсовета Р.Дашиева, которая набрала 38,7%.

Стоит отметить, что второй тур выборов проходил как-то беззубо. В поддержку кандидата А.Суслова выступал Президент, а Р.Дашиеву поддержал бывший депутат этого округа, а ныне зам. председателя правительства РБ по социальным вопросам Е.Ханахалаев.

В СМИ распространялись сведения о предоставлении больным пенсионерам данного округа, поликлиникой ТМО-5, которая обслуживает округ, бесплатных лекарств в аптеке, когда на это в бюджете города попросту нет денег. Иными словами, СМИ намекали, что Р.Дашиева «покупает» голоса стариков и старушек. К тому же, жителям округа внушалось (находка «Имидж-контакта»?), что если они не проголосуют за Р.Дашиеву, то не будет в  микрорайоне филиала поликлиники ТМО-5 и придется ездить в другой микрорайон за медицинской помощью.

В итоге А.Суслов уверенно победил Р.Дашиеву.

Интересно, что «имиджевцы» опять прибегали к запрещенным законодательством приемам. Так, 16 февраля в программе «Восточный экспресс» местной телекомпании «Ариг Ус» за А.Суслова агитировал зам.председателя бурятского регионального Отделения (БРО) НПСР, член Центризбиркома РБ В.Трофимов.

2.2.       Политические партии, общественные организации

Февраль 1999 года продолжил повышать градус политической активности всех субъектов политики в Бурятии.

10 февраля 1999 года состоялась отчетно-выборная конференция БРО НДР. С поста председателя совета НДР ушел ее лидер В.Агалов, первый вице-премьер правительства Бурятии, из-за невозможности совместить работу в правительстве республики с политической деятельностью НДР, тем не менее он остался членом НДР. Новым председателем стал Л.Мунаев, руководитель республиканского Госкомстата, до этого он был председателем исполкома БРО НДР. Произошло также обновление совета, была утверждена новая структура совета НДР. Была подвергнута коррекции работа всех структур НДР с учетом провалов и ошибок в избирательной компании 1998 года. Были определены делегаты на общероссийскую конференцию НДР, которая и определит программу действий на период выборных компаний 1999-2000 гг. Делегатами стали новый председатель исполкома БРО НДР А.Вершинин и зам.председателя совета БРО НДР З.Ангарова.

В Бурятии также возникло новое общественное формирование. Инициативная группа приступила к организации создания республиканского отделения Всероссийского общественного движения «Боевое братство» (Б.Громова). Группа состоит из воинов-интернационалистов и участников боевых действий в Чечне. Руководят отделением Л.Шилов, бывший депутат НХ, офицер-афганец и В.Яковлев – бывший мэр Улан-Удэ, один из лидеров Союза промышленников и предпринимателей РБ и организатор неудавшейся «Русской общины». Оба они — оппозиционеры правительству и это их первый публичный шаг в политике, после проигрыша на выборах летом 1998 года. Но пока это лишь потери и стремление реанимировать свое доброе лицо в глазах общественности. На состоявшейся пресс-конференции Л.Шилов, В.Яковлев и другие лидеры бурятского отделения «Боевого братства» в числе первоочередных задач назвали активное участие движения в борьбе за мандат в местные представительные органы власти, а также мандаты депутатов Госдумы.

 

В середине месяца вновь всплыл прошлогодний майский скандал с Атласом тибетской медицины. Делом в том, что действие контракта по демонстрации атласа в США истекает и американская сторона обратилась с просьбой в связи с большой посещаемостью выставки продлить контракт. 15 февраля по этому поводу состоялась пресс-конференция пресс-секретаря РБ А.Капустина, на которой он заявил, что Президент РБ Л.Потапов выступил решительно против дальнейшего экспонирования атласа в США. Тем более, что на проведение аналогичных выставок атласа поступили заявки от других государств.

Но это лишь формальная причина отказа американской стороне, на самом деле Президент РБ не хочет потерять свое лицо перед своими избирателями. Ведь именно он в период предвыборной компании клялся, что через год атлас вернется на родину. Если атлас не вернется, то окажется, что высшие иерархи буддизма были правы, когда высказывали сомнения по поводу гарантии возврата атласа в Бурятию. Тем более, что тогда Л.Потапову из-за этой истории удалось расколоть буддистов на 2 лагеря, которые противоборствуют друг с другом (яркий пример — незаконный захват буддийского дацана в Санкт-Петербурге). Сейчас же, если ламы окажутся правы, большая часть верующих буддистов (бурят) просто отвернется от президента и перестанет ему доверять. Это серьзено может осложнить ситуацию в республике и даже может привести к межнациональному (конфессиональному) конфликту, виновником которого окажется президент.

Еще одной неожиданностью месяца стало обращение группы депутатов Госдумы к ветеранским организациям России. Его поддержали участники Улан-Удэнского объединенного пленума совета ветеранов. Двенадцать депутатов Федерального Собрания, поставившие свои подписи под документом, в том числе А.Макашов, В.Илюхин, С.Бабурин, депутат Госдумы от Бурятии С.Найчукова, призвали ветеранов активизировать борьбу за свои права посредством политических акций.

3.    Социально-экономическое развитие Бурятии в 1998 году

В 1998 году объем произведенной промышленной продукции (работ, услуг) в действующих ценах с учетом оценки продукции малых, совместных предприятий и промышленных производств при предприятиях и организациях составил 5346 млн. рублей. К числу крупных и средних относятся 133 предприятия, ими произведено продукции в действующих ценах на 4931 млн. рублей, что на 5% меньше чем в 1997 г.

Сокращение платежеспособного спроса, ухудшение финансового состояния, уменьшение внутренних ресурсов предприятий привели к спаду производства продукции в большинстве отраслей промышленности. Наибольшее снижение производства продукции по отношению к прошлому году произошло в легкой промышленности (на 38%) и машиностроении и металлообработке (на 45%). На фоне общего сокращения производства выпуск продукции превысил уровень предыдущего года в таких отраслях, как цветная металлургия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

Крупными и средними промышленными предприятиями республики произведено потребительских товаров на 559 млн. рублей, что составляет 97% от уровня 1997 г. Из общего объема потребительских товаров произведено продовольственных на 340 млн. рублей, непродовольственных – на 159 млн. рублей, винно-водочных изделий – на 60 млн. рублей. Из 101 важнейшего вида продукции, учитываемого в срочной отчетности, по 42 изделиям наблюдалось увеличение выпуска, а именно: золота, электродвигателей, приборов контроля, машин стиральных, электропылесосов, цемента, деловой древесины, пиломатериалов, блоков дверных, технологической щепы, картона, картонных ящиков, столов, стульев, шкафов, швейных изделий, обуви валяной и фетровой, а также улов рыбы, выпуск мороженной, соленой рыбы, мясных и овощных консервов, спирта этилового, пива, круп.

Объем произведенной продукции (работ, услуг) в электроэнергетике составил 2355 млн. рублей, относительно 1997г. он снизился на 8%. Выработка теплоэнергии осталась на прежнем уровне, а электроэнергии снизилась на 12%. В топливной промышленности произведено продукции (работ, услуг) на 493 млн. рублей. В цветной металлургии произведено продукции (работ, услуг) в объеме 363 млн. рублей, что составляет 107% к уровню 1997 г. С начала года добыто золото в количестве 4147 кг, что на 7% больше, чем в 1997 г. В машиностроении и металлообработке произведено продукции (работ, услуг) на 542 млн. рублей, что составляет 55% от уровня прошлого года. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность – объем произведенной продукции (работ, услуг) составил 329 млн. рублей, то есть на 14% больше, чем в 1997г. Увеличение в основном обусловлено ростом выпуска картонной тары в целлюлозно-бумажной промышленности. Выпуск деловой древесины увеличился на 3%, пиломатериалов – на 59%. Улучшилась ситуация в мебельной промышленности. Производство столов превысило уровень предыдущего года в 2,3 раза, стульев – в 15 раз, шкафов – в 7 раз, кроватей – в 3,5 раза. Строительных материалов произведено на 184 млн. рублей. Выпуск продукции сократился вследствие снижения производства кирпича на 11%, асбестоцементных изделий – на 17%, сборных железобетонных и бетонных конструкций и изделий – на 23%. Вместе с тем, производство цемента на этот же период возросло на 12%.

В легкой промышленности объем произведенной продукции составил 109 млн. рублей, или 62% к уровню 1997г. В пищевой промышленности произведено продукции в объеме 427 млн. рублей, что составляет 90% к уровню прошлого года. Уменьшилось производство мяса, включая субпродукты I категории – на 9%, колбасных изделий – на 23%. Вместе с тем возрос выпуск мясных полуфабрикатов, мясных консервов. В кондитерской промышленности произведено продукции на 91 млн. рублей, что на 22% ниже уровня прошлого года. В мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности произведено продукции на 61 млн. рублей.

Конверсия производства осуществляется на 2 предприятиях оборонного комплекса. Выпуск военной продукции в действующих ценах увеличился на 16%. Ее доля в общем объеме производства конверсионных предприятий увеличилась с 3% в 1997г. до 30% в 1998 г.

К монополистам, включенным в республиканский реестр, отнесены 14 промышленных предприятий, ими в течение года произведено продукции на 2760 млн. рублей, что на 2% ниже уровня прошлого года. Удельный вес произведенной ими продукции возрос с 52% в 1997г. до 56% в 1998г. По 8 видам продукции сохраняется 100% концентрация на одном предприятии (цемент, шифер, картон, электрочайники, электрокипятильники, мука, крупа, спирт).

Финансовое положение предприятий и организаций промышленности на протяжении 1998г. оставалось сложным. На 1.12.1998г. 37 предприятий получили прибыль в размере 140 млн. рублей, а 126 предприятий (77% в общем объеме) – убыток в 286 млн. рублей.

Дебиторская задолженность предприятий промышленности на декабрь составила 3934 млн. рублей, в том числе просроченная – 2562 млн. рублей, или 65,1%. Из общей суммы дебиторской задолженности на долю покупателей приходится 3232 млн. рублей, кредиторская задолженность предприятий промышленности на декабрь 1998 года составила 5719 млн. рублей, из нее просроченная – 4400 млн. рублей, или 77%. Задолженность по платежам в бюджете имеют 108 предприятий (на 799 млн. рублей, из нее простроченная – 687 млн. рублей). В общей сумме кредиторской задолженности на задолженность поставщикам приходится 2881 млн. рублей. В целом кредиторская задолженность превышает дебиторскую на 1784 млн. рублей, или на 45%

Средняя зарплата, начисленная работникам промышленных предприятий в январе-ноябре 1998 года, составила 1243,9 рубля. Суммарная задолженность по зарплате на 1.01.99г. составила 320 млн. рублей.

3.1.       Уровень жизни

Исследование уровня жизни населения в республике и соседних регионах – в Иркутской и Читинской областях – показывает, что в IV квартале 1998 года сохраняется различие показателей, характеризующих уровень материального благополучия населения. Исходное неравенство в социально-экономическом развитии регионов и различная глубина экономических преобразований ведут к нарастанию дифференциации по большинству показателей. В частности, стоимость минимального потребительского бюджета в Бурятии в декабре 12998 года составила 662 рубля и оставалась минимальной по сравнению с соседними регионами. Самая «дорогая» жизнь была в Читинской области – прожиточный минимум составил в декабре 1998 года 993 рубля в среднем на душу населения, в Иркутской области – 745 рублей. Надо отметить, что сложившийся уровень потребительских цен на товары и услуги в Иркутской и Читинской областях был выше, чем в Бурятии. Но неодинаковая степень экономической устойчивости регионов проявляется в значительном разрыве денежного дохода. В выигрыше оказалась Иркутская область, богатая природными ресурсами и предприятиями, имеющими экспортную направленность. На среднедушевой денежный доход в декабре 1998 года можно было приобрести в Бурятии 1,6 минимальных набора, в Иркутской области – 2,4, в Читинской области – 0,9 набора.

3.2.       Налоговые сборы в республике

За 1998 год налоговыми органами РБ территориальный бюджет выполнен на 75%. Наиболее значительным источником налоговых поступлений, как и в прошлые годы, является НДС (налог на добавленную стоимость). Всего собрано 443 млн. рублей НДС. Акцизов по сравнению с 1997 годом уплачено на 29,7 млн. рублей больше.

Общая недоимка – долг прошлых лет по налогам – составляет 735,8 млн. рублей. Однако общее число предприятий – недоимщиков снизилось на 405 и на сегодня составляет 1885 коллективов. Наибольшими должниками остаются по-прежнему естественные монополисты, в первую очередь, предприятия топливно-энергетического комплекса республики. Сохраняется порочный круг, когда бюджеты — федеральный, республиканский, местный – должны энергетикам за произведенную продукцию и оказанные услуги, а сами энергетики должны бюджетам всем уровней, причем их долг перед бюджетом значительно меньше, чем совокупный долг бюджета перед ними.

В этой связи предприятия, чтобы сохранить трудовые коллективы, оборотные средства, поддержать производство, вынуждены ориентироваться на бартерные расчеты. Это приводит к росту долгов по обязательным платежам. И все же в настоящее время темпы роста недоимок упали в два раза. Если к январю 1998 года недоимка составляла 403 млн. рублей, сейчас она по местному бюджету превышает 500 млн. рублей.

В 1998 году признаны банкротами 35 предприятий. Введено внешнее управление на 6 предприятиях. В прошлом году инспекциями проверялись кредитные учреждения, коммерческие структуры, занимающиеся торгово-посреднической и внешнеэкономической деятельностью. За допущенные нарушения налогового законодательства привлечено к административной ответственности 2672 должностных лица предприятий и 4420 предпринимателей. Общая сумма наложенных штрафов составила более 1,7 млн. рублей.

3.3.       Конфликты

В феврале Бурятию посетил начальник Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД) Г.Комаров, который возглавлял комиссию сотрудников своего управления. Она работала на локомотиво-вагоноремонтном заводе (ЛВРЗ), флагмане республиканской промышленности. Г.Комаров выступил и перед депутатами НХ, которые негативно отнеслись к тому, что ЛВРЗ перешло к ВСЖД, а значит Иркутская область, где находится главная контора ВСЖД, опять наступает на Бурятию, прибирая к себе «лакомые кусочки», которые могут приносить прибыль. Г.Комаров старался их в этом переубедить. ЛВРЗ они приняли с долгами в 100 млн. рублей; сумели их заплатить. Нашли еще 50 млн. рублей живых денег ежемесячно для того, чтобы завод заработал. К тому же создано около 100 новых рабочих мест и к концу года их будет 600. Благодаря ВСЖД на заводе уже выплачена зарплата за январь, частично погашены прошлогодние долги по зарплате, выплачены задолженности Пенсионному фонду и федеральному бюджету. Несмотря на это, из республики ушло письмо Е.Примакову с жалобами на экспансию ВСЖД в Бурятии. На встрече с президентом РБ Л.Потаповым, по словам Г.Комарова, найдено взаимопонимание. Доволен Г.Комаров остался и работой директора ЛВРЗ А.Коренева.

Тем неожиданнее стала информация о том, что 23 февраля директор ЛВРЗ, президент Союза промышленников и предпринимателей РБ (СПП РБ) А.Коренев написал заявление об увольнении по собственному желанию. Позже по правительственным источникам проскользнула информация, что это была не добровольная отставка, а снятие с работы министром МПС Аксененко, как не справляющегося со своими обязанностями (но отстранить как раз должно было ВСЖД, так как ЛВРЗ вывели из прямого подчинения МПС). Тут же последовал комментарий президента РБ Л.Потапова о том, что он добивался почетной отставки для А.Коренева, в результате которой последний занял бы крупный пост в МПС в Москве. Но министр, дескать, был против. Несмотря на это, Л.Потапов пообещал найти А.Кореневу хорошее место в своих структурах, так как такие талантливые люди не должны пропадать зря.

Это официальная версия случившегося. Другой версии, которая является более правдоподобной, придерживаются аналитики Бурятии. Они считают, что президент РБ попросту продолжает сводить счеты с бывшим главным противником на летних президентских выборах, тем самым уничтожая оппозицию, одним из лидеров которой и был А.Коренев. Во время переговоров с Г.Комаровым, президент мог предложить ему, в обмен на приостановку негативных реакций политической элиты Бурятии на деятельность ВСЖД, уволить с должности политического оппонента. В связи с отставкой А.Коренева с поста гендиректора ЛВРЗ произошла автоматическая отставка и гендиректора СПП РБ. Кто займет эти места, покажет ближайшее время.

 

Еще одно событие, которое сейчас бурно обсуждается в Бурятии – это массовая скупка акций крупнейшего перерабатывающего комбината Восточной Сибири – Улан-Удэнского мясокомбината. Этот комбинат создавался еще в довоенные годы с целью обеспечения армии продовольствием и был крупнейшим за Уралом. Поэтому, комбинат, хоть и слабо работающий в нынешних условиях, но имеющий большой потенциал, при правильном использовании мог бы приносить большие прибыли. Конфликт разгорелся между гендиректором мясокомбината В.Каниболоцким и его заместителем по коммерческим вопросам М.Кузьминовым.

По словам В.Каниболоцкого, его заместитель – представитель неких крупных московских финансовых структур, которые хотят овладеть данным комбинатом путем массовой скупки акций по баснословным ценам. Аргумент гендиректора заключается в том, что таких денег, на которые сейчас скупаются акции, в республике на сегодня нет. Кроме того, по его словам, М.Кузьминов является представителем крупной преступной группировки и скупает акции для того, чтобы войти в совет директоров комбината, а потом стать и гендиректором АО «Бурятмясопром».

По версии же М.Кузьминова, скупку акций начал В.Каниболоцкий, который таким образом хотел избавиться от оппозиции себе в совете директоров. Резко падают объемы производимой мясной продукции, а это в свою очередь приводит к тому, что на рынке Бурятии появились мясокомбинаты Иркутской области, которые вытесняют улан-удэнский.

Казалось бы, банальный передел собственности, не имеющий отношения к политике. Но тут появляется письмо 208 работников комбината к президенту РБ, председателю НХ и ряду республиканских министров с просьбой защитить комбинат путем запрета продажи акций. Президент РБ Л.Потапов оперативно реагирует на это и отменяет все сделки, совершенные по этим акциям в течение осени-зимы 1998/99гг. и запрещает дальнейшую продажу акций с целью сохранения целостности мясокомбината. Естественно, что все акции возвращаются прежним владельцам, а значит, президент поддержал линию гендиректора В.Каниболоцкого. Более того, проводятся обыски и изъятие акций на дому и рабочих местах у лиц, активно скупавших эти акции, в том числе и у М.Кузьминова. С него берут подписку о невыезде, а в СМИ идет информация, что он связан с криминальным миром.

Таким образом, в очередной раз, правительство бесцеремонно вмешалось во внутренние дела любого акционерного общества. Эксперты склонны считать, что либо действительно некоторые московские структуры решили обратить внимание на Бурятию и овладеть доходным предприятием, либо правительство РБ испугалось, что мясокомбинат может уйти в «свободное плавание» и вырваться из жесткого тотального контроля правительства РБ, который оно диктует всем предприятиям республики.

4.    Местное самоуправление

4.1.       Совещание глав МСУ

9 февраля 1998 года президент РБ провел селекторное совещание с главами местных самоуправлений республики. Главными темами разговора стали работа органов власти по погашению задолженности по зарплате работникам бюджетной сферы и финансирование выплаты пенсий. Глава республики уделил особое внимание проблемам мобилизации собственных доходов, заявив, что на финансовую поддержку могут рассчитывать те районы, которые в полном объеме выполняют задания руководства республики, связанные с поиском и рациональным использованием собственных финансовых резервов. Таким образом, президент РБ Л.Потапов фактически переложил проблему самофинансирования на районы (МСУ), спустя по вертикальной цепочке аналогичное требование с теми же условиями, которые выставляло российское правительство регионам, если они хотели бы и дальше получать финансовую помощь из Москвы.

Видимо, данное обстоятельство заставляет решать органы МСУ свои проблемы самостоятельно. Интересно заключенное недавно соглашение о сотрудничестве администрации г.Улан-Удэ и Мухоршибирского района. Город будет помогать селу — обеспечивать промышленные товары, подготовку к посевной (сельхозтехнику, ГСМ), будет выделять людей на уборку урожая. В свою очередь Мухоршибирский район будет обеспечивать столицу республики произведенной в районе сельхозпродукцией. Аналогичные договоры администрация г.Улан-Удэ планирует подписать с Селенгинским, Заиграевским и Тункинским районами республики. Этими территориями предполагается пока ограничиться, чтобы проверить эффективность данного шага.

На селекторном заседании Л.Потапов подверг резкой критике глав МСУ Баунтовского, Кабанского, Курумканского, Северобайкальского, Тункинского, Муйского районов и города Северобайкальска. Среди первоочередных задач президент назвал необходимость точного учета доходов и расходов по каждому населенному пункту, поиск источников покрытия дефицита средств в местных бюджетах, расширения сферы платных услуг, борьбу с бутлегерством (незаконным производством и сбытом алкогольной продукции), строгий контроль за сбором страховых взносов в Пенсионный фонд.

Массовая заготовка древесины и ее дальнейшая реализация через Бурятскую лесоэкспортную компанию станут для сельчан источником финансовых ресурсов на проведение весенне-полевых работ 1999 года. Этим шагом правительство хочет решить проблему посевной, на которую в республиканской казне денег нет. Получится ли данное начинание – посмотрим. Но пока Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ запланировало заготовить на эти цели 41 тысячу кубометров. Организация работ по этому направлению пока оставляет желать лучшего: на начало февраля выполнено лишь 10% намеченного. Президент РБ призвал глав МСУ лично заняться организацией лесозаготовок в более широких масштабах.

4.2.       Администрация города Улан-Удэ активизирует свою работу

Тенденцию выжить самостоятельно в кризисных условиях республики ярко показывает администрация г.Улан-Удэ, которая, как и республиканское правительство активно ищет партнеров по взаимовыгодному сотрудничеству.

18 февраля 1999 года состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между городами-столицами Улан-Удэ и Якутском, а также городом Нерюнгри (Саха-Якутия). Со стороны городской администрации г.Улан-Удэ соглашение подписал мэр Улан-Удэ Г.Айдаев, со стороны Якутска — зам.главы администрации В.Доржиев, со стороны Нерюнгри — зам.главы С.Харин. Понятно, что подписание договора состоялось только благодаря «бурятскому лобби» в администрации города Якутска в лице зам. главы администрации В.Доржиева…, ведь данное соглашение нужнее Улан-Удэ, чем Якутску. Якутск в результате теперь сможет завозить относительно дешевое продовольствие из Бурятии. В свою очередь Якутия через систему взаимозачетов и бартера будет поставлять уголь, электроэнергию, металлы (в том числе алмазы). Тем более, что в республике уже 2 года действуют предприятие Саха-Ювелир, которое успешно развивается.

В середине месяца мэр Улан-Удэ дал пространственное интервью проправительственной газете «Номер 1». Он отметил, что за год своего пребывания на посту мэра города справился с главной своей задачей на год: решение проблемы тепла для города, которая очень актуальна для Улан-Удэ в связи с его климатом. Мэр пообещал, что в городе будет тепло и светло. Самое же главное, что смог сделать мэр — это создать команду единомышленников (отметим, что неугодные мэру люди постепенно выживаются из городской администрации). В мэрии активно готовится «Программа социально-экономического развития города до 2005 года». Эту идею нынешний мэр почерпнул у главного своего соперника на прошедших выборах В.Кукшинова. По замыслу Г.Айдаева, если город будет работать в рамках этой программы, то уже через два года он начнет выходить из кризиса, будут восстанавливаться промышленные предприятия. Однако зачастую  социальные проблемы горожан решаются либо за счет выплат по военному заказу авиазаводу, или китайская сторона расплачивается за вертолеты, производимые в Улан-Удэ, что снижает социальную напряженность на заводе, где в этих случаях выплачивается задолженность по зарплате за 3-5 месяцев. А ЛВРЗ уже под патронажем ВСЖД, которая и гасит долги. Тем не менее, Г.Айдаев хочет разместить на данных заводах муниципальный заказ (тоже, кстати, идея В.Кукшинова). На ЛВРЗ такой заказ поступал – ремонт трамваев, правда, здесь будут взаимозачеты. Есть заказ для судостроительного завода, который будет осуществлять поставки нестандартного оборудования для теплоэнергетиков и для жилищно-коммунальных хозяйств. Будут выделены целевые дотации для макаронной фабрики, для строительства тепличного комбината. Муниципальные заказы для больниц разместили на гормолкомбинате и хлебокомбинатах. Кроме того, планируется создание сразу нескольких совместных предприятий с городами – побратимами (их 6), что позволит городу получить дополнительные рабочие места.

4.2.1.      Протесты

В январе городская администрация и Координационный совет по коллективным действиям учителей подписали соглашение по выплате зарплаты работникам образовательных учреждений. Свои обязательства мэрия выполнила не полностью. Тогда директор школы-гимназии №14 Д.Халтагаров обратился к депутатам горсовета с просьбой о предоставлении ему 500 тысячного кредита под гарантию города для погашения задолженности по зарплате своим сотрудникам. Резко против этого возражали депутаты-медики, поскольку они находятся в таком же положении. Не меньше споров вызвал вопрос о возвращении кредита. Предложение переложить возврат денег на плечи всех работников школы отметено было сразу. В итоге погашение кредита отнесено к статье «Прочие расходы». Многие боялись, что этот прецедент может вызвать шквал аналогичных прошений от всех бюджетных организаций. Тем не менее Д.Халтагарова поддержали в виде эксперимента.

Кроме того, мэр намечает закладку двух шестидесяти квартирных домов, строительство мостового перехода в сороковых кварталах.

Мэр Улан-Удэ присматривается к движению «Отечество» Ю.Лужкова, на организационном форуме которого он присутствовал. На взгляд Г.Айдаева, Ю.Лужков — один из вероятных кандидатов на пост Президента РФ.

Мэр Улан-Удэ не удовлетворен экономическими показателями деятельности муниципальных служб. Образован экономический совет при администрации города, распоряжения которого будут носить обязательный характер для исполнения и в отдельных случаях оформляться в виде специальных постановлений мэрии. Возглавил совет председатель комитета администрации города по экономике В.Гаврилов. Вошедших в состав совета сотрудников муниципальных подразделений обязали представить для анализа все нормативные документы для более четкого разграничения федеральных, республиканских и муниципальных полномочий, и также для выработки предложений по переходу на систему финансового дотирования под фактические затраты. Кроме того, участники заседания разработали план мероприятий по усилению ответственности муниципальных структур за экономические результаты своей деятельности.

4.3.       В горсовете Улан-Удэ

24 февраля 1999 года состоялась 44-ая внеочередная сессия Улан-Удэнского горсовета. Главным в повестке дня был вопрос о том, кто возглавит горсовет. Дело в том, что 16 февраля Л.Потапов подписал указ о назначении Б.Дымбрылова полномочным представителем РБ (В ранге зам. председателя правительства РБ) в межрегиональной ассоциации «Дальний Восток, Забайкалье – «Сибирское соглашение». Казалось бы, Б.Дымбрылова повысили в ранге. Но на самом деле данное назначение можно расценить скорее как почетную  отставку активной политической фигуры. Аналитики склонны видеть причину отставки в противоположных взглядах Б.Дымбрылова и мэра г.Улан-Удэ Г.Айдаева, который «создает команду единомышленников». Г.Айдаев расценивается наблюдателями, как протеже Л.Потапова. Б.Дымбрылов не так давно также оказал президенту услугу — с его подачи президент снял бывшего мэра Улан-Удэ В.Шаповалова. Но сейчас Б.Дымбрылов стал самостоятельным политиком, особенно на уровне столицы региона. К тому же, он возглавляет депутатскую фракцию НПСР в НХ. Отставка практически лишает Б.Дымбрылова возможности политического маневра и самостоятельности. Ведь из НХ ему придется уйти, так как нельзя одновременно быть депутатом и госслужащим. К тому же, теперь ему предстоит взаимодействовать с другими регионами, а значит решать проблемы республики он будет опосредованно, также как и влиять на политическую жизнь Бурятии. Горсовет большинством голосов – 15 из 18 – освободил Б.Дымбрылова от обязанностей председателя горсовета по его заявлению, но сохранил за ним депутатство.

Обязанности председателя горсовета временно возложены на главу администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ Н.Михалева. Окончательно вопрос о председателе горсовета будет решен на очередной сессии горсовета в марте.

Еще один вопрос, который обсуждался на сессии – это проводить или нет повторные выборы депутата горсовета по Ранужровскому избирательному округу, в последний раз выборы не состоялись из-за низкой явки избирателей. Да и денег на эти выборы в городском совете нет. Поэтому было принято решение: просить Народный Хурал РБ удовлетворить просьбу горсовета и не проводить повторных выборов, так как до истечения срока полномочий нынешнего состава горсовета осталось 9 месяцев. Также депутаты горсовета приняли решение просить НХ РБ внести изменения в Закон о выборах Народного Хурала и увеличить с 6 до 12 месяцев предельной срок избрания нового депутата взамен выбывшего.

4.4.       В районах республики

Город Гусиноозерск (районный центр Селенгинского района республики) вошел в ассоциацию шахтерских городов России. В связи в этим районной администрации выделяется комплект бесплатного компьютерного оборудования для обеспечения связи со всеми шахтерскими городами. Для получения этого оборудования была подготовлена огромная информация о всех сторонах жизни и деятельности города – от исторических данных до социально-экономического анализа. Гусиноозерск включен в выпускаемую в 1999 году энциклопедию «Регионы. Города России».

28 бывших воинов-интернационалистов, воевавших в Афганистане, живут ныне в Кяхтинском районе. В канун праздника «Защитника Отечества» состоялся молебен по погибшим воинам, которые не вернулись в родные дома в церкви Успенской Божьей матери. Затем прошел торжественный митинг возле памятника воинам Великой Отечественной войны с возложением венков. Молодое поколение воинов-интернационалистов приветствовали председатель районного Совета ветеранов Ц.Бадмаев, председатель комитета НХ Бурятии В.Цыремпилов и другие. Затем официальное мероприятие переместилось в гарнизонный Дом офицеров, где состоялось его неофициальная часть.

Подведены итоги социально-экономического развития Закаменского района за 1998 год. По сравнению с 1997 годом, отмечен рост промышленного производства в физическом объеме на 112%, в денежном выражении на 29%. Из зарегистрированных 23 промышленных предприятий оказали положительное влияние на экономику района золотодобывающая артель «Закаменск» (объем добычи золота увеличился на 24%) и открытое АО «Джидинский вольфрам», повысивший свое производство в 3,4 раза. На 20% увеличилась выработка пиломатериалов, на 137% — пива и на 30% — напитков. В повышении производства пиломатериалов и пива большую роль сыграли инвестиции в 1998 году по линии Фонда реализации федеральных программ экономического развития Бурятии.

Источники

1.  Анготкин А. По кому звонит колокол? // Информ полис. — 1999. — 24 февраля.

2.  Гуров С. Договор двух столиц // Бурятия. — 1999. — 19 февраля.

3.  Заливин М. Америка не намерена возвращать Атлас в срок // Вечерний Улан-Удэ. — 1999. — 17 февраля.

4.  Иванова Л. день рождения новой Конституции // Правда Бурятии. — 1999. — 21 февраля.

5.  Капустин А. Потапов в стране Чингисхана // Информ полис. — 1999 –3 марта.

6.  Капустина Е. На меня свалилось множество забот // Номер один. — 199. — 11 февраля.

7.  Налогов собрали больше. Долгов стало меньше // Бурятия. — 1999. — 24 февраля.

8.  Насников В. Кто возглавит горсовет? // Бурятия. — 1999. — 26 февраля.

9.  Насников В. Партия воинов-интернационалистов // Бурятия. — 1999. — 23 февраля.

10.  Очиров В. НДР: Владимир Агалов предпочел остаться дома // Правда Бурятии. — 1999. — 23 февраля.

11.  Спектр экономики — 98 (по материалам Госкомстата РБ) // Правда Бурятии. — 1999. — 11 февраля.

12.  Уровни жизни РБ в сравнении с соседними регионами // Бурятия. — 1999. — 24 февраля.