|
Новое на сайте |
Петр ткачев
Курская область
в феврале 1999 года
Заседание облизбиркома. Предвыборная активность коммунистов. Отстранение от исполнения обязанностей председателя правительства Курской области. Аресты чиновников. Конфликт в Обояни. Статьи о губернаторе в центральных СМИ. Принятие Думой законов о налоге на вмененный налог и налоге с продаж. Заявление председателя областного суда. Встреча представителя Президента с профсоюзным активом области. Совещание «О мерах по упреждению политического экстремизма в Курской области». Реакция областной прокуратуры на отставку Ю.Скуратова. Совещание по проблемам местного самоуправления в Железногорске. Объединение муниципальных образований в Медвенском районе. Обсуждение Устава г.Курска. Сведения о развитии областной организации КПРФ в 1998 г. Съезд АПР. Создание «Совета старейшин» в г.Курчатове. Создание научно-информационного совета при Центрально-Черноземном исследовательском центре по правам человека. Назначения в руководстве ГТРК «Курск». Итоги социально-экономического развития области за 1998 г. Скандал на МГОКе. Ситуация на основных промышленных предприятиях области. Реакция крестьян на инициативу губернатора передать земельные паи и акции перерабатывающих предприятий, принадлежащие членам коллективных сельхозпредприятий, в собственность области. Уровень цен в феврале. Погашение задолженности по зарплате бюджетникам, пенсиям и социальным пособиям. Безработица.
В отличие от января февраль стал месяцем высокой политической активности губернатора. Основной политической новостью месяца стало отстранение А.Руцким Б.Сураева от занимаемой должности председателя правительства области всего через два месяца после назначения. Анализу этого события мы посвятим большую часть раздела «Политика». В конце месяца в области разразился еще один серьезный скандал, связанный с уходом с должности директора Михайловского ГОКа В.Самойленко. Однако, начнем мы его традиционно с обзора предвыборной активности структур и лиц, которые собираются так или иначе принять участие в грядущих кампаниях 1999-2000 годов.
В первой декаде января состоялось очередное заседание избирательной комиссии Курской области, на котором были рассмотрены итоги работы комиссии за 1998 год, а также ход выполнения постановления губернатора «О мерах по реализации Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в части обеспечения регистрации (учета) избирателей участников референдума».
Как отмечалось на заседании, во всех городах и районах области сформированы базы данных об избирателях, участниках референдума с использованием государственной автоматизированной системы «Выборы». По данным комиссии, на 1 января 1999 года в области зарегистрировано 982155 избирателей. Количество их за год уменьшилось более, чем на 6 тысяч человек.
На
заседании в соответствии с постановлением Центризбиркома определен порядок
установления степени защиты избирательных документов по выборам в органы
государственной власти области и в органы местного самоуправления, документов
областного и местного референдумов Курской области. Определено, что перечень
подлежащих защите избирательных документов определяется облизбиркомом после
назначения выборов и референдумов, исходя из технических и финансовых
возможностей комиссии [[1]].
Вопрос о защищенности региональных избирательных документов становится особенно актуальным в преддверии выборов органов местного самоуправления, которые состоятся летом этого года, и вероятных местных референдумов по вопросам слияния муниципальных образований в рамках районов.
Очевидно, что одними из основных претендентов на места в российском парламенте по двум избирательным округам, расположенным на территории области, будут представители КПРФ. В этой связи анализ их предвыборной активности представляется особо значимым.
Подготовка к выборам в Государственную Думу РФ и в органы местного самоуправления во все большей мере определяет текущую деятельность региональной организации КПРФ и депутатов ГД-коммунистов.
В конце каждого месяца партийный актив области собирается для обсуждения насущных вопросов на Пленуме обкома КПРФ или расширенном заседании Президиума ОК КПРФ. В середине месяца, как правило, проводится рабочее заседание президиума ОК или совещание с зональными инструкторами обкома партии.
На последнем заседании Президиума ОК КПРФ заслушаны отчеты секретарей Ленинского РК КПРФ (действует на территории Центрального округа г. Курска) и Суджанского РК КПРФ «О совершенствовании работы по пропаганде позиции КПРФ среди коммунистов и населения в свете предстоящих выборов 1999-2000».
Важным итогом состоявшегося заседания стало фактическое выдвижение официальной кандидатуры от ОК КПРФ на выборах главы горда Курска летом этого года. Принято решение в случае объявления данных выборов с учетом мнения первичных парторганизаций и партийного актива поддержать кандидатуру первого заместителя председателя областной Думы, второго секретаря обкома КПРФ Н.Иванова [[2]].
Выдвижение кандидатуры Иванова за полгода до выборов, на наш взгляд, содержит как несомненные плюсы, так и возможные минусы для КПРФ и ее выдвиженца. С одной стороны, Иванов получает достаточное время на «раскрутку» в отличие от кандидата от КПРФ на предыдущих выборах мэра А.Коренева, который был практически никому не известен. Иванов — сам по себе достаточно крупная фигура на политическом небосклоне области. Полгода — достаточный срок, чтобы при умелой работе обеспечить постоянное его присутствие в общественном сознании региона именно в качестве претендента на пост мэра. Немаловажно, что Иванов опередил в старте нынешнего мэра С.Мальцева. Вместе с тем, ранний старт чреват тем, что Иванов рискует изначально превратиться в мишень для атак «подведомственных» или сочувствующих мэру СМИ, к коим можно отнести газеты «Городские известия», «Хорошие новости», «Курский вестник» и телекомпанию «Такт».
В связи с предстоящими выборами в органы местного самоуправления следует оценивать обсуждение на прошедшем Президиуме ОК КПРФ идеи, высказанной А.Руцким, о создании в области 6 межрайонных объединений, которые контролировали бы деятельность районных муниципальных образований. Выступавшие партийные активисты в большинстве случаев подчеркивали, что возможность укрупнения самих муниципальных образований и форма избрания их руководителей должна быть определена на предстоящих сходах граждан или референдумах [2].
Известно, что коммунисты были одними из инициаторов укрупнения муниципальных образований (в Курской области они образованы по поселенческому принципу, что создает трудности в связи с большим количеством муниципальных образований — 511 — и малыми размерами самих сельских муниципалитетов). Интерес коммунистов состоит в том, чтобы в ходе реформы добиться доминирования в новых муниципалитетах представительных органов власти, в которых представители КПРФ часто добиваются большинства.
Так же в связи с приближением выборов следует рассматривать расширение присутствия в региональных СМИ депутатов-коммунистов, избранных от Курской области.
Как уже указывалось выше, главным политическим событием месяца и, пожалуй, самым громким политическим скандалом за весь период правления в области А.Руцкого стало отстранение им Б.Сураева от должности председателя правительства Курской области сроком на 1 месяц. Напомним, что на эту должность он был назначен Руцким по согласованию с областной Думой в декабре 1998 г., то есть всего 2 месяца назад.
13 февраля губернатор издал соответствующее постановление. Через 2 дня он издал другое постановление, которым создал комиссию по проверке деятельности Б.Сураева на посту председателя правительства во главе со своим заместителем И.Мирошниченко. В этом же постановлении впервые официально указывались мотивы отстранения главы курского кабинета. «Основанием к принятию такого решения послужило систематическое игнорирование официальных предложений и указаний губернатора Курской области. Кроме того... в силу некомпетентности и проявления безответственности Сураев в декабре 1998 года, январе-феврале 1999 года не организовал работу соответствующих структурных подразделений правительства Курской области по заключению договоров о закупке семенного посевного материала, удобрений ГСМ, проведение ремонтно-технических работ по подготовке машинно-тракторного парка и сельскохозяйственного оборудования к весенне-полевым работам, чем реально поставил под срыв их проведение...».
В дополнение к вышесказанному в заявлении, распространенном Комитетом информации и печати Курской области, указывалось, что Сураев без согласования с губернатором представил в Администрацию президента РФ документы о «якобы несостоятельном финансовом положении Курской области, не посчитавшись с тем, что от этого «представления» во многом зависит дальнейшее сотрудничество Курской области с центром» [[3]].
По мнению большинства наблюдателей именно последнее стало основной причиной отстранения председателя правительства. Вскоре большинство оппозиционных губернатору СМИ опубликовало выдержки из справки «О финансовом положении области», направленной Б. Сураевым в администрацию Президента и председателю областной Думы 8 февраля сего года. В ней, в частности, значится: «По состоянию на 01.01.99 г. общая сумма задолженности областного бюджета по привлеченным кредитным ресурсам составила 1 359 946,2 тыс. рублей и 6 036 тыс. долларов США (при курсе доллара на 01.01.99. — 20,65 рубля = 124 665,8 тысяч рублей). Всего задолженность составляет 1 484 602 тыс. рублей...» [[4]]. Половину общей суммы долга по кредитам (более 727 млн. рублей) уже к 1 января текущего года составляла просроченная задолженность, а с 24 мая она достигнет 1 097 млн. рублей. Иными словами долг начинает катастрофически увеличиваться за счет штрафов и пени, накладываемых кредиторами. Из справки также следует, что львиная доля задолженности возникла именно в период работы администрации А.Руцкого (на 1 января 1997 г. задолженность составляла 38 млн. в пересчете на деноминированные рубли). Очень любопытна фраза из справки Сураева о том, что величина задолженности ежедневно растет не только на сумму пени и штрафов, но и «по причине выявления новых долгов». В документе, также указывается: «На всю сумму привлечения кредитных ресурсов имеются решения Курской областной Думы». Это означает, что все долги сделаны законно и областная Дума наравне с губернатором несет за них ответственность.
«Кроме того, — пишет Сураев, — по состоянию на 01.01.99 г. имеется задолженность областного бюджета бюджетополучателям в сумме 313 231 тысячи рублей». Если суммировать долги кредиторам и долги бюджетополучателям, а также федеральному бюджету за полученную от него ссуду, то долг областного бюджета на начало года составлял около 1,8 млрд. рублей, что превышает размеры бюджета области на 1999 год, который должен составить по доходам 1,26 млрд. рублей.
Иными словами, из справки следует, что, во-первых, область является банкротом; во-вторых, ответственность за это несут губернатор и областная Дума. Очевидно, что передача такой информации через голову политического руководства области непосредственно центру должна рассматриваться губернатором и Думой как «предательство» со стороны председателя правительства и вызвать соответствующую реакцию. Вопрос же о «систематическом игнорировании официальных предложений и указаний губернатора» и о «срыве посевной кампании» следует рассматривать через призму конфликта вокруг финансового положения области.
На наш взгляд, наиболее вероятной представляется следующая версия развития событий. После назначения Б.Сураева на пост председателя правительства Курской области он естественно начал входить в курс дел, и осознав, что область является банкротом, решил снять с себя ответственность за неизбежный в ближайшем будущем отказ платить по долгам и в целом за катастрофическую ситуацию в финансах региона. Здесь важно вспомнить, что введение поста председателя правительства рассматривалось большинством независимых от губернатора участников регионального политического процесса как способ, которым сам Руцкой пытался избежать личной ответственности за ухудшение ситуации в области. Очевидно, осознав, что очень вероятно «крайним» выставят его, Сураев решился на в общем-то неординарный для областного чиновника шаг. Кроме того, столкнувшись с необходимостью «заключения договоров» сельхозпроизводителями на ГСМ, семена и т.д. председатель правительства встал перед выбором либо становиться соучастником тех финансовых сюжетов, благодаря которым область стала банкротом. Известно, что предприятия области должны областному бюджету 1,86 млрд. рублей, в том числе 1,1 млрд. рублей по товарным кредитам сельхозпроизводителям. На практике это означает, что кредиты, получаемые областью тут же тратились на закупку сельхозтехники, семян, ГСМ, которые затем передавались предприятиям АПК в виде товарного кредита. Не секрет, что цены, например, на ГСМ были завышены против рыночных почти в два раза. Это дает основания предположить, что около половины получаемых областью кредитов таким образом просто оказывались в карманах чиновников. Косвенным подтверждением тому служит множество обвинений в экономических преступлениях, предъявленных областной и районными прокураторами работникам областной и районных администраций. Иными словами, получение кредитов в денежном выражении и затем предоставление (причем под нажимом обладминистрации) товарных кредитов сельхозпроизвордителям являлись частями единого механизма обогащения. И именно вследствие действия этого механизма в значительной мере возникла неоплатная задолженность региона. Руководство заключением договоров с предприятиями АПК означало бы для Сураева покрытие этого механизма. Очевидно, что «срыв посевной» председателем правительства и написание записки в администрацию президента были продиктованы одной логикой. Естественно, что с самого начала шагая «не в ногу» Сураев оказался в ситуации конфликта с губернатором. Попытки давления в виде распоряжений губернатора были Сураевым отражены, после чего у Руцкого не оставалось иного выхода кроме как не смотря на все очевидные издержки отстранить председателя правительства от занимаемой должности (снять его без согласования с Думой он по Уставу не имеет права), так как оставлять «на власти» и «на информации» человека, который решился на открытое противостояние с губернатором и его администрацией, было для Руцкого равносильно собственному политическому самоубийству.
Естественно, что отстранение Сураева вызвало в свою очередь ответную реакцию со стороны политических противников губернатора. Известно, что Б.Сураев до назначения председателем правительства был одним из заместителей мэра С.Мальцева. Уйдя в правительство он остался, по мнению многих наблюдателей, человеком, тесно связанным с главой г. Курска. Поэтому вполне закономерным выглядел новый виток противостояния между мэром и губернатором после отстранения Сураева. Руцкой обвинил Мальцева в том, что тот «подсунул» ему председателя правительства. В свою очередь Мальцев открыто солидаризовался с Сураевым [[5]].
Активизировалось и открыто противопоставляющая себя Руцкому организация оппозиционной губернатору группировки региональной элиты «Курской единство». Уже 18 февраля они опубликовали в ряде СМИ заявление, в котором потребовали немедленного решения вопроса об «ответственности должностных лиц, поставивших область на грань банкротства, и принятии областной думой законов, которые обеспечат:
— прозрачность бюджетов и общественный контроль за их формированием и использованием;
— отчетность официальных лиц перед народом за все свои действия;
— право досрочного отзыва избранных представителей власти, не оправдавших доверия избирателей» [[6]].
В свою очередь А.Руцкой решил отреагировать на заявление «Курского единства», собрав в конце февраля пресс-конференцию, на которой пообещал «нарезать резьбу» многим руководителям «Курского единства». Напомним, что одним из руководителей этой организации является бывший глава администрации области В.Шутеев. В этой связи лейтмотивом пресс-конференции стало обвинение Шутеева и его администрации в развале хозяйства области при поддержке депутатов-коммунистов. По мнению Руцкого, область брала мало кредитов, поскольку рубль сейчас обесценился и погасить долги не составит труда. На вопрос о возможности окончательного увольнения Б.Сураева, для чего требуется согласие Думы, Руцкой ответил, что как бы Дума не решила, он с Сураевым работать не будет [[7]].
Без прямой ссылки на доклад Сураева, но очевидно в связи с обострением политической борьбы в области газета коммунистов «Голос народа» опубликовала 17 февраля сравнительные данные об основных параметрах социально-экономического развития области «при Советской власти» (1990 г.), «при Шутееве (1995 г.) и «при Руцком» (1998 г.), из которых следует, что именно при Руцком по большинству социально-экономических показателей область оказалась в наихудшем положении [[8]].
В настоящее время возникло определенное «затишье перед бурей». До 10 марта назначенная Руцким комиссия должна представить сведения об ущербе, нанесенном области деятельностью Сураева, после чего не позже 13 марта губернатор должен поставить перед Думой вопрос о снятии Сураева с занимаемой должности. Решение Думы с точностью предсказать сложно. С одной стороны, доклад Сураева косвенно бьет по авторитету представительного органа. Кроме того очевидно, что на депутатов будет оказываться давление и вестись торг по поводу отставки председателя правительства. С другой стороны, как показывает история, «проталкивание» подобных решений в Думе в последнее время все сложнее дается А.Руцкому. Перед депутатами встает сложная дилемма: отказ Руцкому в его требовании отставки Сураева бессмысленно, поскольку очевидно, что в этом случае область ждет паралич исполнительной власти; согласие с губернатором, будет интерпретировано в центре как проявление круговой поруки, а чем дальше, тем больше становится видно, что политический корабль А.Руцкого терпит крушение. Многое будет зависеть от того придут ли к согласию в данном вопросе коммунисты, С.Мальцев и депутаты, ориентирующиеся на «Курское единство». В этом случае отставка Сураева (по крайней мере с первого раза) выглядит проблематичной, если, конечно, Сураев сам не подаст в отставку.
Неблагоприятным для губернатора фактором, действовавшим в феврале, продолжала оставаться «посадочная кампания». В начале месяца в СМИ поступило сообщение, что в Обоянском районе прокуратура возбудила ряд уголовных дел против чиновников районной администрации, в том числе против руководителя аппарата С.Кузнецова, которому вменяются в вину «подлог и хищение денежных средств» [[9]]. В конце месяца стало известно об аресте еще одного областного чиновника — руководителя миграционной службы В.Останкова, который подозревается в растрате бюджетных средств в крупном размере и превышении служебных полномочий [[10]].
В конце месяца был арестован и давний сподвижник Руцкого председатель комитета экономической безопасности и охраны природных ресурсов администрации области А.Гусев. Ему предъявлено обвинение в применении насилия в отношении представителя власти [[11]. Об этом инциденте мы уже писали ранее.
Продолжающиеся аресты наносят ощутимый удар и так уже по изрядно подпорченной репутации исполнительной власти в Курской области.
А.Руцкой попытался организовать в феврале ряд акций, призванных эту репутацию подправить. 12 февраля в «Курской правде» появилась статья, в которой подвергается сомнению законность ареста 20 января сего года прокуратурой области бывшего заместителя председателя областного комитета сельского хозяйства Е.Дубровина. В статье указывается, что уже два года прокуратура пытается безуспешно предъявлять обвинения Дубровину, но ни разу ей не удалось доказать обоснованность обвинений [[12]].
На наш взгляд, в прямой связи с обоянскими скандаломи следует рассматривать поездку А.Руцкого в конце месяца в злополучную Обоянь. В ходе ее губернатор попытался предстать строгим, но беспристрастным судьей в конфликте между главой районной администрации Ю.Апазиди и местными хозяйственными руководителями во главе с директором АО «Газавторемонт» Ю.Милюковым.
Обвинения, предъявленные «оппозицией» перед лицом губернатора Аппазиди можно было бы с тем же основанием предъявить самому Александру Владимировичу. Говорилось, что глава райадминистрации слишком высокомерен, не терпит возражений, откровенно отдает предпочтение не местным кадрам, а людям со стороны. Главное же обвинение заключается в том, что Аппазиди заставляет подчиненных и руководителей сельхозпредприятий лгать вышестоящему начальству, завышая реальные урожаи [[13]].
Естественно, что найдя изъяны в действиях той и другой стороны, Руцкой пообещал разобраться и принять строгие кадровые решения. Тем самым губернатор попытался предстать в облике руководителя, строго контролирующего своих подчиненных и, если надо, карающего за «недопустимые методы работы».
Впрочем, несмотря на контрпропаганду, серия обоянских скандалов, на наш взгляд, заметно ухудшила имидж администрации Руцкого, поскольку показала теневую сторону хозяйственных успехов Курской области и той системы управления, которую создал сам губернатор.
В центральных СМИ продолжают появляться многочисленные публикации о А.Руцком. Газета «Труд» приводит заявление Александра Владимировича, что он не боится оказаться без средств к существованию, если уйдет с губернаторской должности. В случае смены места работы он уверен, что сможет зарабатывать в 25-50 раз больше, чем сейчас. «Комсомольская правда» сообщает, что глава области дал свое принципиальное согласие на установку в Курске памятника Александру Невскому (тот в городе никогда не бывал, но это не основание для того, чтобы не ставить памятник). В журнале «Профиль» большое место уделяется частной жизни генерала [[14]].
По нашему мнению, присутствие генерала в центральных СМИ — одна из важных составляющих информационной стратегии команды Руцкого (имидж губернатора как фигуры федерального масштаба). Она приобретает особое значение в связи с фактически начавшейся в области подготовкой к выборам губернатора 2000 года. По имеющимся у нас данным, Руцкой принял решение повторно баллотироваться на этот пост и поставил соответствующие задачи перед своими подчиненными.
Как мы уже отмечали выше, в результате развернувшегося конфликта между губернатором и председателем правительства области в центре политической борьбы оказалась Дума, которой предстоит принять решение по поводу отставки Б.Сураева. Однако в этом месяце деятельность депутатов была связана главным образом с решением проблемы наполнения бюджета.
На заседании 3 февраля депутаты областной Думы доводили до ума уже принятые за основу проекты законов о налоге с продаж и едином налоге на вмененный доход, который местные остряки уже обозвали «невменяемым». По поводу последнего на предыдущем заседании и между заседаниями было сломано немало копий. Естественно столкнулись интересы власти, стремящейся максимально пополнить бюджет, и предпринимателей, стремящихся максимально уменьшить налоговое бремя на себя. В ходе переговоров активно проявили себя предпринимательские организации — областной комитет профсоюза работников малого и среднего бизнеса и профком предпринимателей города Курска. Как показывает анализ первоначального и итогового текста, парламентарии учли практически все замечания, прозвучавшие и с одной, и с другой стороны, и внесли соответствующие поправки.
Во-первых, хоть и ненамного, всего на 1000 рублей, но была уменьшена базовая доходность для торгующих с открытых прилавков, лотков, столов и туристических палаток. Во-вторых, в формулу расчета суммы единого налога внесли новый коэффициент, учитывающий изменение цен на товары.
Существенные изменения претерпели показатели, которые зависят от ассортимента продаваемых товаров. Так, был увеличен корректирующий коэффициент по следующим товарным группам: продовольственные товары, изделия из кожи и меха, бытовая техника, оргтехника, осветительные приборы, средства связи, фототехника, хозяйственные товары, строительные отделочные материалы, ювелирные изделия, автомобили. И наоборот, для торгующих обувью, книгами и полиграфической продукцией, запчастями к авто-, мото-, велотехнике, смешанными товарами (без подакцизных сигарет и алкогольных напитков) коэффициент был уменьшен. Отдельной строкой депутаты выделили социально значимые товары: школьные учебники, газеты, новогодние елки, рассаду, саженцы и семена, резиновую и валяную обувь, а также товары для отдыха, туризма и спорта. Для них были установлены минимальные коэффициенты.
В итоге сложились следующие цифры по базовой доходности и повышающим и понижающим коэффициентам.
Виды
деятельности |
Физические
показатели, характери-зующие данный вид |
Базовая
доходность единицы физического показателя, |
Повышающие
(понижающие) коэффициенты подвидов деятельности |
Розничная торговля на рынках, выставочных комплексах и других местах торговли, осуществляемая: |
|
|
|
— из закрытых помещений, а также в них, являющихся объектами стационарной мелкорозничной торговой сети (киосках, ларьках, павильонах, тонарах, помещениях контейнерного типа); |
Одно торговое место |
38000 |
|
— с открытых прилавков, лотков, столов, из туристических палаток и других мест организации торговли, не имеющих торговой площади; |
Одно торговое место |
17000 |
|
— продовольственными товарами |
|
|
1,5 |
— детским питанием, молочными продуктами |
|
|
0,8 |
— подакцизной группой товаров |
|
|
2 |
— мужской и женской одеждой, нательным бельем, парфюмерно-косметическими товарами, предметами личной гигиены |
|
|
1 |
— изделиями из кожи и меха |
|
|
2 |
— товарами для детей (не менее 70% в общем объеме) |
|
|
0,4 |
— товарами для отдыха, туризма, спорта, домашней, резиновой и валяной обувью, чулочно-носочными изделиями |
|
|
0,6 |
— обувью, галантерейными, текстильно-галантерейными изделиями, постельными принадлежностями |
|
|
1,2 |
— бытовой техникой, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, оргтехникой, осветительными приборами, средствами связи, фототехникой, а также принадлежности к ним |
|
|
2 |
— видеокассетами, видеодисками и другими носителями видеоинформации |
|
|
1,1 |
— аудиокассетами, компакт-дисками и другими носителями аудиоинформации, часами, канцелярскими товарами |
|
|
0,8 |
— хозяйственными товарами, посудой, электроустановочными изделиями и бытовой химией, средствами защиты растений, предметами ухода за животными, птицами, рыбами, включая корма |
|
|
0,8 |
— строительными, отделочными материалами, ювелирными изделиями |
|
|
1,6 |
— мебелью и коврами |
|
|
1,3 |
— книгами, полиграфической продукцией, журналами, фурнитурой, бижутерией, семенами, саженцами, рассадой, цветами, новогодними елками (соснами) |
|
|
0,4 |
— газетами, школьными учебниками |
|
|
0,2 |
— лекарственными средствами, медтехникой, мединвентарем |
|
|
0,7 |
— автомобилями |
|
|
2,5 |
— запчастями, аксессуарами и сопутствующими товарами и авто-, мото- и велотехнике |
|
|
1,2 |
— смешанными товарами при наличии товаров подакцизной группы (не более 20% в общем объеме) |
|
|
1,8 |
— смешанными товарами
без товаров подакцизной группы (товаров с коэффициентами 1,6 и выше — не
более 20% |
|
|
1,2 |
— прочими непродовольственными товарами |
|
|
0,8 |
Оперативно был принят второй закон — о налоге с продаж, который вступил в силу с 1 апреля. Депутаты немного подискутировали по поводу размеру налога с продаж и остановились на пяти процентах, хотя в качестве вариантов предлагались и три, и четыре процента. Впрочем председатель комитета финансов правительства области Э.Мосолов быстро сумел убедить думцев, что только максимальная ставка налога способна перекрыть выпадающие от отмены ряда местных сборов (всего отменяется 17 сборов) доходы местных и областного бюджетов. После того, как он сказал, что 5-процентный налог позволит получить дополнительные средства в размере 75,4 млн. рублей, которые будут направлены на социальную поддержку малообеспеченного населения, депутаты сдались и проголосовали «за». Детально обсуждать статьи они сочли излишним, видимо, полностью полагаясь на компетентность орловских коллег. Идентичность курского и орловского законов настолько явная, что снимает все вопросы о способности к самостоятельному и компетентному законотворчеству курских депутатов.
Некоторые
моменты в принятом законе выглядят парадоксальными. Например, в списке
социально значимых товаров и услуг, освобожденных от налога с продаж, неведомо
каким образом оказались «здания, сооружения, земельные участки и иные объекты,
относящиеся к недвижимому имуществу и ценные бумаги», а в списке «льготников» —
страховщики и адвокаты [[15]].
Правительственный кризис очевидно застал Думу врасплох. По крайней мере еще ни один из депутатов не взялся прокомментировать решение Руцкого или открыто заявить свою позицию по этому вопросу, что свидетельствует, как минимум, о неожиданности для народных избранников столь «резкого поворота». Можно предположить, что в ближайшее время именно Дума станет основным центром политической борьбы, поскольку именно ей предстоит утвердить отставку Б.Сураева.
Со своеобразным отчетом о деятельности судебной системы области за истекший год выступил на пресс-конференции председатель областного суда В.Золотороев. Он сообщил, что в настоящее время в области работает 120 судей. В прошлом году ими было рассмотрено более 39 тысяч гражданских и 10 тысяч уголовных дел, по которым было осуждено около 10 тысяч человек. Среди осужденных 1318 женщин, в том числе 58 несовершеннолетних. Повторно осуждены 29% преступников. Из года в год растет число гражданских исков. В прошлом году 80 тысяч курян обратилось с ними в суды.
Наиболее четко и результативно функционировали, по мнению председателя областного суда, Беловский, Глушковский, Кореневский, Кировский, Курский и Промышленный районные суды. Улучшил свою работу Ленинский районный суд.
Однако не эти статистические данные были главным на состоявшейся пресс-конференции. Председатель областного суда назвал журналистам фамилии судей, которым по итогам проверок их работы было предложено подыскать другую работу. Золотарев назвал это процессом очищения собственных рядов [[16]]. При этом председатель областного суда счел нужным подчеркнуть особо, что открытость суда — это для него один из главным принципов в работе и что судейский корпус — это не какая-то особая каста, недоступная для внешнего контроля.
Чтобы оценить смысл заявления В.Золотарева необходимо учитывать следующие обстоятельства. В последние годы в среди работников правоохранительных органов области (особенно прокуратуры) достаточно отчетливо (хотя и непублично) проявлялось раздражение по поводу превращения судей в «касту неприкасаемых».
В частных беседах, а иногда в публикациях в прессе, приводились факты нарушений судьями законодательства. При этом реальные рычаги для борьбы с коррупцией среди судей у правоохранительных органов, по их заявлениям, практически отсутствуют. В этой связи достаточно сенсационное для региона заявление председателя областного суда является своеобразной формой реакции на все более проявляющееся недовольство.
В.Золотарев также подчеркнул, что суд в области подотчетен только закону, а не какой либо власти. В подтверждение своих слов он привел пример: за минувший год областной суд рассмотрел восемь исков, оспаривавших правомерность принятых губернатором постановлений, и отменил их как не соответствующие федеральному законодательству. Отменены также два законотворческих акта областной Думы. Эти решения Верховный суд оставил без изменений, и они вступили в силу [[17]].
В
этом месяце продолжал наращивать свою активность полномочный представитель
Президента РФ в Курской области Л.Башкев. В середине февраля он встретился с
профсоюзным активом области. Речь шла о необходимости совместного контроля за
использованием финансовых средств и сбором налогов. Первым шагом на пути к
этому должно стать регулярное участие председателя федерации профсоюзных
организаций области В.Гукова.
Отвечая на вопросы председателей отраслевых обкомов, касающихся погашения долгов по зарплате работникам бюджетных отраслей, а также долгов областного и федерального бюджетов отдельным службам города и области, Л.Башкеев отметил, что сейчас в область поступают трансферты. Только в течение полутора месяцев этого года из Москвы перечислено 69 млн. рублей. Соответствующие учреждения еженедельно сообщают президентской администрации, как и на какие цели расходуются эти средства, кому их выдают. По мнению представителя Президента, к этой работе должны присоединиться и профсоюзы, так как они располагают объективной информацией, дошли ли деньги до конкретных предприятий и организаций. Стороны договорились проводить подобные встречи регулярно [[18]].
Ближе к концу месяца под председательством представителя Президента прошло очередное заседание коллегии федеральных органов исполнительной власти Курской области. На заседании рассматривался вопрос «О мерах по упреждению проявлений политического экстремизма в Курской области». В работе коллегии приняли участие советник Управления кадров Президента РФ Ю.Хорошильцев, прокурор области Н.Ткачев, глава Курска С.Мальцев, председатель областной ФНПР В.Гуков. С докладом выступил начальник УФСБ по Курской области В.Суржиков. По итогам работы, как сообщается, были выработаны конкретные меры по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в противодействии политическому и религиозному экстремизму. Кроме того коллегия обратилась с предложением о формировании соответствующего подразделения при правительстве Курской области [[19]].
Тревожные ожидания охватили областную прокуратуру в связи с возможной отставкой Ю.Скуратова Дело в том, что в числе наиболее вероятных замен Скуратова числится начальник Контрольного управления администрации Президента РФ Лисин, который является личным другом нынешнего заместителя главы правительства области по правовым вопросам В.Крюкова. Тот в свою очередь входит в ближайшее окружение Руцкого. При этом Крюков еще не так давно был прокурором г. Курска, но после того, как в конфликте Руцкого и Ткачева открыто поддержал губернатора, был вынужден уйти со своего поста. Очевидно, что в случае назначения Лисова у Крюкова появляются реальные возможности занять место областного прокурора, а у Руцкого убрать с этого поста ненавистного Ткачева [[20]].
Проблемам местного самоуправления в существенной мере было посвящено совещание, состоявшееся 4 февраля в Железногорске под руководством губернатора. На нем А.Руцкой впервые публично поставил задачу укрупнения сельских муниципальных образований до уровня районов. О проблемах, которые создает поселенческая модель местного самоуправления, существующая в области в настоящее время мы писали подробно в декабрьском выпуске мониторинга за 1998 г. Инициатива в укрупнении муниципальных образований принадлежала коммунистам, но теперь губернатор, похоже, решил взять ее в свои руки. Впрочем, вопрос этот был поставлен А.Руцким в свойственном ему стиле, то есть безапелляционно и ультимативно (объединяйтесь, а то объединю сверху) [[21]]. Между тем укрупнение и, соответственно, объединение муниципальных образований уже начинает встречать сопротивление в самих органах местного самоуправления. В частности проблематичным выглядит объединение в рамках новых образований городских и сельских муниципалитетов. Известно, что администрации даже малых и средних городов области, а тем более таких относительно крупных как Железногорск и Курчатов не спешат в «районы», поскольку видят в них «нахлебников».
На прошедшем совещании эта проблема так же дала о себе знать. В связи с заявлениями Руцкого о предстоящем укрупнении на совещании встал вопрос об объединении города и района. Как пишет «Курская правда»: «Выступавшие в прениях председатель городской думы В.Скабелкина, депутат Курской областной думы В.Асеев, заместитель главы Железногорска Ю.Жухарев и другие к единому мнению так и не пришли» [[22]].
Другие вопросы, поднятые на совещании, касались работы Михайловского ГОКа и сбора налогов в Железногорске и Железногорском районе. При их обсуждении проявился ряд конфликтов, как уже известных, так и новых для области. Губернатор ругал главу администрации Железногорска П.Зерина (что не было неожиданным, поскольку Зерин с самого начала своей работы в нынешней должности подчеркнуто дистанцируется от Руцкого, который предпочел в свое время поддержать в борьбе внутри руководства Михайловского ГОКа не Зерина, бывшего тогда председателем совета директоров, а назначенного со стороны руководством «Российского кредита» генерального директора Самойленко). Однако неожиданной стала публичная перепалка между Руцким и Самойленко. Губернатор фактически обвинил руководство ГОКа в том, что оно неизвестно куда дело 40 млн. бюджетных средств. На что генеральный директор предприятия прямо из зала ответил, что дескать вы подписывали постановление о выделении средств, с вас и спрос, а мы этих денег не видели [[23]].
В целом совещание в Железногорске показывает, что Руцкой во все большей степени утрачивает общий язык с местной властной и экономической элитой области.
Между тем обсуждавшаяся на совещании Железногорске реформа местного самоуправления в феврале уже начала реализовываться на практике. В начале февраля во всех бывшего сельсовета Медвенского района прошли собрания и сходы местного населения по вопросу об упразднении всех этих образований как органов власти на местах с целью создания единого муниципального образования «Медвенский район». Объединение вызвало достаточно бурную по местным меркам политическую дискуссию. Тем не менее 56% медвенцев в итоге с объединением согласилось, о чем было сообщено губернатору Курской области и в областную Думу, которая должна принять решения об упразднении нынешних 16 муниципальных образований [[24]].
В Курске тоже проходят собрания граждан, но по другому поводу. На них проходит обсуждение проекта устава г. Курска. Городская «партия власти» и коммунисты перенесли противостояние по уставу именно на эти собрания. На некоторых из них принимаются решения о поддержке проекта Устава, на других — о его неприятии [[25]].
По сообщениям пресс-центра ОК КПРФ, Курская организация КПРФ на днях прошла очередную перерегистрацию в областном отделе юстиции. За 1998 г. она пополнилась на 354 новых члена. Коммунисты области сегодня объединены в 294 первичные организации, руководство которыми осуществляет 31 райком партии. Общее число коммунистов на начало года составляет около 6 тыс. человек[[26]].
У областных коммунистов также появился «боевой резерв» в виде областной организации Коммунистического союза молодежи РФ, созданной по инициативе КПРФ. 17 февраля состоялась учредительная конференция Курской областной организации, на которой присутствовало 54 делегата. Конференция обсудила и одобрила проекты Программного заявления и Устава КСМ РФ, избрала областной совет из 9 человек и контрольно-ревизионную комиссию, а также 2 делегатов на съезд КСМ РФ, который состоялся 20 февраля. Председателем областного совета избран студент КГПУ В.Гришин [[27]].
В середине месяца состоялась очередная конференция областной организации АПР. Аграрии приняли обращение к жителям Курской области, гласящее буквально следующее: «Над селом нависла беда. Наши кормилица земля приходит в запустение. В недалеком прошлом она давала нам ежегодно 2,5 млн. тонн зерна, около 4,5 млн. тонн сахарной свеклы, свыше 750 тонн молока и много другой продукции. Аграрный сектор обеспечивал население области своим продовольствием, поставляя при этом 3/4 объема производства в союзный и республиканский фонды.
Ныне сельскохозяйственное производство отброшено на многие десятилетия назад. Крестьяне лишены элементарных условий существования.
Спасти село можно. Для этого нужно мобилизовать весь производственный и научный потенциал области, трудовые ресурсы, дать толчок развитию перерабатывающих отраслей промышленности.
Будущее курских деревень и сел, сельскохозяйственного производства зависит от нас самих...» [[28]].
Еще одна общественная организация — совет старейшин возникла в городе курских энергетиков Курчатове. Основные цели и задачи совета — создание условий для общения людей преклонного возраста и объединение их для совместной деятельности по возрождению народных традиций, укреплению нравственных основ общественной и частной жизни граждан.
На учредительном собрании совета принято обращение к жителям города. Оно выдержано в критическом духе. Гнев старейшин вызывают СМИ, которые «стали использоваться для разрушения нравственной основы русской национальной культуры». Критикуются также предприниматели и руководители акционерных обществ, которые повышают свое благосостояние отнюдь не за счет улучшения эффективности предприятий.
Появление новой организации в Курчатове встречено неоднозначно. К примеру, в совете ветеранов войны и труда считают такую структуру по крайней мере излишней. Удивляет многих тот факт, что совет старейшин возглавил далеко не пожилой человек. По нашему мнению, рождение новой организации может быть связано с формированием на местах структур т.н. «партии пенсионеров» [[29]].
Достаточно активную деятельность по поддержке неправительственных общественных организаций развил в последнее время Центрально-Черноземный исследовательский центр по правам человека. Регулярно под его эгидой проводятся семинары, конференции. Центр оказывает консультационную помощь общественным организациям.
Недавно, в помощь курским общественным организациям при Центрально-Черноземном исследовательском центре по правам человека создается информационно-библиотечный совет. Двести пятьдесят книг передал на безвозмездной основе Институт проблем гражданского общества, президент которого М.Слободская принимала участие в прошедшем в Курске семинаре «Технология успеха» [[30]].
3 февраля губернатор посетил государственную телерадиокомпанию «Курск» и представил сотрудникам «нового» председателя компании В.Зелинского [[31]]. Новым этот руководитель может быть признан только условно поскольку В.Зелинский ушел с этого поста всего несколько месяцев назад. Тогда Руцкой фактически вынудил Зелинского написать заявление об уходе, поскольку планировал очистить место председателя телерадиокомпании для более подходящей фигуры — журналиста РТР и завкорбюро по Курской и Белгородской областям В.Симоненко. Симоненко когда-то работал на Курском телевидении, затем был замечен Москвой и перешел на работу в РТР. Безусловно, что среди курских тележурналистов Симоненко был и остается одним из наиболее талантливых. Стиль Зелинского (совершенно не изменившийся с советских времен) А.Руцкого перед предстоящими выборами губернатора не устраивал, поскольку «в исполнении» старого председателя ГТРК «Курск» вряд ли могла быть серьезным электоральным оружием. Напротив, Симоненко привнеся «московский стиль» мог сделать из телерадиокомпании вполне эффективную в этом смысле организацию. Однако планы Руцкого были расстроены позицией самого Симоненко, который явно не спешил расставаться с должностью завкорбюро двух областей. Ее, вероятно, предопределили два обстоятельства: во-первых, Симоненко не настолько уверен в электоральной перспективе губернатора, чтобы связать с ним свою судьбу; во-вторых, сам по себе Симоненко вряд ли способен быть председателем ГТРК — он скорее по своим способностям продюсер программ нежели руководитель подразделения [[32]]. В результате пробыв на посту председателя телерадиокомпании всего несколько месяцев Симоненко подал заявление об отставке, а Руцкой вновь согласился на назначение Зелинского.
В курской прессе стали появляться цифры, характеризующие развитие экономики области (видимо взятые из облкомстата, но без ссылки на него) в 1998 г. Так по данным газеты «Городские известия» в прошлом году объем промышленного производства в области составил 101,8 процента к уровню 1997 года. Промышленные предприятия всех форм собственности выработали продукции и оказали услуг на сумму 12 млрд. 407,8 млн. рублей.
Наибольший прирост обеспечили Михайловский ГОК, отделение железной дороги, Курская АЭС. Увеличен выпуск кузнечно-прессовых и контрольно-кассовых машин, генераторов переменного тока, подшипников. Но число предприятий, которым не удалось преодолеть спада производства (а на многих он, увы, вырос), значительно превышает число более-менее благополучных. АО «Курскагромаш» не смогло поправить свое положение даже после введения внешнего управления. Здесь выпуск мотокультиваторов и мотоблоков сокращен на 24,8%. Уменьшается производство многих видов продукции в лесной и деревообрабатывающей, целюлозно-бумажной отраслях, а так же кирпича, сборных железобетонных конструкций и деталей панелей для КПД. Более чем на треть сократили объемы производства курские обувщики. И даже предприятия, традиционно подпитывающие бюджет, сдали позиции. Так, производство водки и ликероводочных изделий снижено на всех предприятиях. Положение в сельском хозяйстве спасли животноводы и птицеводы. Растениеводство осталось убыточным. Так, зерна намолочено 1204,4 тыс. тонн, что на 27,4% меньше чем в предыдущем году. Урожайность свеклы была чуть выше, но за счет сокращения посевных площадей валовый сбор составил всего 742,2 тыс. тонн, что значительно меньше чем в 1997 году.
В кризисные периоды строительство становится обычно тем локомотивом, который вытягивает всю экономику. Но происходит это только после того, как в него вложены средства. В прошлом году эта отрасль, если и не справилась в полном объеме с поставленной перед ней задачей, тем не менее работала достаточно стабильно. Инвестиции в основной капитал составили 2922,9 млн. рублей. За год сдано в эксплуатацию 218,1 тыс. кв. м жилья, что на 35,5% выше уровня 97-го. Построено две общеобразовательные школы, введено 274,62 км газовых и 2,14 км тепловых сете, 6,29 км водопровода. Средняя стоимость квадратного метра жилья с августа возросла в полтора раза и колеблется от 3,5 до 4 тысяч рублей.
Впервые за последние годы снизился розничный товарооборот. Продовольственных товаров населению продано на 2,9% меньше, чем в 97-м.
Даже в декабре, когда стремительный рост доллара прекратился, цены на отечественные продукты питания продолжали скакать ввысь. В декабре яйца подорожали на 76,8, сахар — на 44,7, овощи — на 41,5, сыр — на 30,1, масло сливочное — на 29,7, рыба и морепродукты — на 22,1 процента. А с начала года цены на большинство продуктов питания выросли в несколько раз. Так что для многих единственными пока еще доступными продуктами питания остаются хлеб и «бочковое» молоко, доставляемое прямо из хозяйств области.
Индекс цен на непродовольственные товары в декабре вырос на 6,5%. Подорожали все виды услуг, за исключением услуг связи для юридических лиц. Зато для населения телеграф подорожал на 60, телефон на 25%. Самым дорогим оказался декабрь.
Число населения области чьи доходы были ниже прожиточного минимума, составило 31,9% ко всему населению. Реальные денежные доходы упали, а заработная плата, хотя и повысилась к ноябрю на 20,1%, все равно не компенсировала даже части тех потерь, которые принес нам август. В ноябре она составила чуть менее 850 рублей, а прожиточный минимум — 434 рубля на человека. Традиционно самый высокий уровень заработной платы был у энергетиков, металлургов, работников лесной и деревообрабатывающей, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, работников, занятых операциями с недвижимостью, коммерческой деятельностью, функционированием рынка, управленческого аппарата. У работников, занятых пенсионным обеспечением, средняя заработная плата без выплат социального характера составила в месяц 1707 рублей. И занято в этой сфере 5451 человек. Для сравнения: средняя заработная плата работников образования — 478 рублей, культуры и искусства — 350, науки — 635,8, здравоохранения — 449,3 [[33]].
В этой связи газета ставит под сомнение заявление губернатора, что под его руководством область переместилась с 39 на 11 место среди других регионов по уровню социально-экономического развития.
В середине месяца состоялась пресс-конференция генерального директора ОАО «Михайловский ГОК» В.Самойлова. Повышенный интерес к ней журналистов объяснялся двумя вещами.
Во-первых, ГОК продолжает оставаться наиболее динамично развивающимся предприятием региона. Итоги его развития в прошлом году лучшие, начиная с 1991 г. Товарооборот составил астрономическую сумму 2 млрд. 700 млн. руб. Произведено 6700 т. окатышей (наивысший показатель за все годы). Нет долгов по зарплате. Снова, как раньше, ГОК начал строить жилье для своих работников, финансировать социальные программы: в прошлом году более 5,5 тыс. человек отдохнуло в здравницах, в т. ч. 700 — за рубежом.
Во-вторых, после выступления Самойлова на совещании в Железногорске (о чем уже упоминалось) в области начали ходить упорные слухи о конфликте между генеральным директором ГОКа и губернатором. Самойлов эти слухи опроверг и заявил, что только благодаря усилиям Руцкого предприятие стало дышать спокойно [[34]].
Однако основные события на предприятии развернулись к концу месяца. 25 февраля стало известно, что Самойлов неожиданно подал в отставку с поста генерального директора. По распространившимся слухам этот шаг он сделал под давлением собственника — банка «Российский кредит». По сообщениям прессы, «РК» намеревается продать за долги ГОК некой швейцарской фирме, как недавно он поступил с Лебединским ГОКом. По другой версии Самойлов не устраивал солнцевскую мафию, стремящуюся через подставные фирмы завладеть динамично развивающимся предприятиям.
Все эти слухи вызвали бурную реакцию рабочих ГОКа и руководства области. 25 февраля на ГОКе состоялись стихийные митингипод лозунгом «Руки прочь от Самойлова!». В тот же день в Железногорск срочно прибыли губернатор и начальник УВД области А.Волков, которые заявили, что Самойлова в обиду не дадут. В случае необходимости ему была обещана физическая защита. На совете директоров Руцкой заявил: «командовать здесь будем мы — власть избранная и назначенная» [[35]].
На Курской АЭС подведены предварительные итоги работы по социально-экономическому развитию предприятия за минувший год. В числе главных достижений атомщиков — стабильность работы станции и надежная безопасность. За год было выработано 19 млрд. 67 млн. квт/ч электроэнергии, что на 287 млн. больше предусмотренного тарифным заданием. В объединенную систему РАО ЕЭС России отпущено более 17 млрд. квт/ч. План по этому показателю выполнен на 107,3%.
На трех энергоблоках-миллионниках произведены планово-предупредительные ремонты и получен паспорт готовности к работе в зимних условиях.
Успешно прошел стадию опытной эксплуатации энергоблок №1. Сейчас на капитальном ремонте находится второй энергоблок станции. Уже в текущем квартале планируется пустить его в эксплуатацию.
По сравнению с 1997 г. в три раза сократилось количество несчастных случаев. По большинству пунктов успешно выполнен договор профсоюзного комитета и администрации. Однако задержек с выплатами зарплаты преодолеть пока не удалось [[36]].
По сообщениям прессы, курский завод «Счетмаш» активно расширяет свое присутствие на российском рынке. В феврале в Курске состоялось всероссийское совещание региональных представителей и сотрудников сервисных центров ОАО «Счетмаш». На головном предприятии, по словам генерального директора А.М.Рыков, собрались те, кто находится за пределами технологического цикла, но непосредственно влияет на реализацию продукции. Благодаря их участию, к 1 января 1999 г. склады «Счетмаша» были пусты. На традиционном ежегодном совещании прошло также знакомство с новыми аппаратами АО [[37]]. Речь идет о выпуске датчиков скорости и расхода топлива для ВАЗа и ГАЗа, с которыми завод недавно подписал соответствующие контракты. Ведется также технологическая подготовка производства и экспертиза по включению в реестр нового автомобильного контрольно-кассового таксометра «Стайер-01Ф» [[38]].
Похожая динамика наблюдается на подшипниковом заводе. Недавно на АПЗ-20 принято решение о курсе на расширение «присутствия предприятия» на автомобильных конвейерных заводах России. Уже сегодня АПЗ-20 — один из основных поставщиков на ГАЗе, УАЗе, расширена номенклатура поставок на ВАЗ [[39]].
В середине февраля прошло совещание специалистов АО «Ай Си Эн Лексредства» — крупнейшего в области производителя лекарственных препаратов с руководителями фармацевтических фирм, закупающих у комбината его продукцию. Речь шла о дальнейшем расширении сотрудничества и насыщении аптечной сети Курской области лекарственными препаратами отечественного производства, но не уступающими зарубежным аналогам. К концу текущего года комбинат планирует расширить ассортимент производимой продукции. Будет налажен выпуск амиадарона, аналога кордарона, пирацетама и др. препаратов [[40]]. Как мы уже писали, это предприятие остается одним из наиболее динамично развивающихся предприятий области.
В феврале на селе обсуждали новую инициативу губернатора по решению проблем АПК. На проходящих в коллективных хозяйствах собраниях, где рассматривались итоги работы за минувший год, обсуждается возможность передачи акций перерабатывающих предприятий и земельных паев в государственную собственность субъекта РФ с целью таким методом поправить дела в сельском хозяйстве.
Однако эта инициатива «почему-то» не находит поддержки у крестьян. Так в сельхозкооперативе «Вольная заря» Касторенского района более восьми тысяч акций различных перерабатывающих предприятий и 2400 нектаров паевой земли, согласия на передачу которых государству полеводы и животноводы не дали. Такого же мнения придерживаются в большинстве хозяйств восточных районов области, и только некоторые руководители не исключают возможности залога акций под товарный кредит [[41]]. Идея с передачей паев за долги, вероятно, возникла у Руцкого в связи с упоминавшейся выше проблемой задолженности области перед кредиторами и сопоставимой по величине задолженностью предприятий АПК перед областью. Однако безвозмездно передавать собственность государству местная сельхозэлита не собирается.
Кризис взвинтил цены практически на все товары. В прошлом году, по сведениям облкомстата, наиболее выросли они на чай и кофе — в 3,1 раза, масло сливочное и сахар — в 2,6раза. В 2-2,4 раза подорожали мясо и птица, масло подсолнечное, овощи и маргарин. Из непродовольственных товаров первенствуют табачные изделия (рост втрое), в 2,3 раза стали дороже радиотовары, в 2,5 — моющие средства и ковры, в 2,4 раза — электротовары и легковые автомобили. На треть увеличилась цена ремонта и пошива одежды и обуви, почти на 20% — снабжение электроэнергией и более чем на 10 — газоснабжение. Телеграфная связь подорожала на 60%, телефонная — на 25. Рост цен продолжился и в первые месяцы 1999 г. [[42]]
В области постепенно погашается задолженность по зарплате учителям. До недавнего времени одна из наиболее сложных ситуаций складывалась в Курчатове (именно там постоянно и наиболее активно проходили забастовки учителей). Однако в феврале она, похоже, начала развиваться в лучшую сторону. Была погашена задолженность за декабрь по зарплате. Глава города В.Михальчев пообещал, что в дальнейшем задержки не превысят больше двух недель. Часть средств на погашение долгов была получена векселями, за счет взимания налогов, продажи земельных участков под гаражи и киоски. Весомый вклад в погашение долгов внесло Министерство атомной энергетики России: от него получено пять миллионов рублей [[43]].
Выплата зарплаты учителям стала поводом для губернатора очередной раз упрекнуть прокуратуру в бездеятельности. По мнению Руцкого, высказанном на встрече с курскими учителями, в области почти не работает репрессивный механизм: уголовные дела по невыплатам долгов не возбуждаются, поэтому в казне нет денег [[44]].
В предпоследнюю неделю февраля с пенсионерами г. Курска полностью рассчитались за ноябрь. Началась выплата декабрьской задолженности. В департаменте пенсий и пособий города продолжается выдача талонов. После того, как началось погашение задолженности воспользоваться этой возможностью стало меньше желающих.
Сложной остается ситуация с выплатой пособий на детей. Из федерального и областного бюджета на эти цели до сих пор не поступило ни копейки, поэтому средства изыскиваются из бюджета города. В феврале наличными выплачено только 8700 руб. Остальные могут получить пособия на ребенка в неденежной форме. За минувшую неделю талоны выданы 395 человекам. А всего с начала года их получили 1 397 человек [[45]].
По сообщениям прессы, на начало 1999 г. в области официально зарегистрировано 11,3 тысячи безработных (в 1,3 раза больше, чем на начало 1998 г.). За прошедший год их количество увеличилось с 39 до 58 тысяч. Среди сегодняшних безработных 7,6 тыс. — женщины (67%).
Большинство зарегистрированных в службе занятости владеют рабочими профессиями, хотя по-прежнему сохраняется спрос на высококвалифицированных специалистов с большим опытом работы, знанием компьютер и иностранных языков [[46]].
Развитие политической ситуации в феврале было бурным и, на наш взгляд, привело к существенному изменению в расстановке политических сил. Решение Руцкого об отстранении Сураева было явно неудачным. Во-первых, оно со стороны выглядело по меньшей мере странным, учитывая время прошедшее после назначения Сураева на эту должность. Назначения, а затем отставка председателя правительства (как, впрочем, и похожая рокировка на должности председателя ГТРК «Курск»), продемонстрировали очередной раз, что у губернатора отсутствует сколько-нибудь последовательная кадровая политика. Во-вторых, мотивы отстранения Сураева, а также скандал, связанный с предполагаемым банкротством области, создали в общественном сознании образ чиновника, пострадавшего за правду и губернатора, правду скрывающего. В-третьих, отстранение Сураева привело к обострению конфликта по линии «губернатор» — «мэр», а скандал вокруг доклада председателя правительства побудил оппозиционные общественно-политических организации усилить критику губернатора и его команды (речь идет в первую очередь, о «Курском единстве»).
Отстранение Сураева стало своеобразным катализатором кризисных процессов внутри системы управления областью. Публичный отказ главы правительства исполнять распоряжения губернатора продемонстрировал тот факт, что авторитет Руцкого даже внутри управленческих структур катастрофически падает. Дополнительными свидетельствами падения авторитета губернатора, но уже среди руководителей хозяйствующих субъектов, на наш взгляд, являются спонтанная перепалка между Руцким и Самойлова и повсеместный отказ крестьян передавать земельные паи и иное имущество колхозов в собственность Курской области.
В этой ситуации произошло усиление политических оппонентов губернатора. Объективно от ослабления Руцкого выиграли коммунисты, но, поскольку они были причастны к реформе Устава и введению поста председателя правительства, то в результате отстранения Сураева оказались косвенно причастными к созданию самой этой нелицеприятной ситуации. Возможно, именно поэтому они не пытались активно использовать разразившийся скандал для критики губернатора. Напротив «новая оппозиция» в лице «Курского единства» постаралась извлечь максимум дивидендов из правительственного кризиса. Получил определенную «политическую прибыль» и потенциальный конкурент Руцкого на выборах губернатора в 2000 г. С.Мальцев. Он открыто встал на защиту Сураева. Наконец, отстранив председателя правительства с таким скандалом Руцкой, похоже, сделал все для того, чтобы в регионе появился еще один публичный политик, враждебный губернатору. Образ «обиженного за правду смелого чиновника» при желании можно хорошо раскрутить. Поэтому не удивительно, если в ближайшее время вокруг Сураева возникнет новая политическая коалиция.
Впрочем ситуация сложившаяся на Михайловском ГОКе всвязи с отставкой В.Самойлова может дать дополнительные очки губернатору, если тому удастся защитить популярного директора. Если же противостояние с «Российским кредитом» закончится для Руцкого неудачей, это ослабит позиции губернатора вдвойне, поскольку до недавнего времени банк был одним из наиболее вероятных спонсоров губернатора на предстоящих выборах.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующий вывод: кризис системы правления, созданной в области Руцким, становится все более очевидным. В этой связи следует ожидать в ближайшее время все более открытого противостояния нескольких основных политических группировок, претендующих на власть в области. Во-первых, это Руцкой и те остатки политической и экономической элиты области, которые продолжают ориентироваться на него; во-вторых, это коммунисты во главе с А.Михайловым, которых, вероятно, поддержит ряд руководителей органов местного самоуправления; в-третьих, это мэр Курска С.Мальцев и его «клиентелла», в которую, возможно, войдет курское «Отечество»; наконец, это группировка местной элиты, ориентирующейся на «Курское единство». Последнюю скорее всего возглавит В.Шутеев, хотя не исключено, что именно к ней примкнет и Б.Сураев.
[2]. Заседание Президиума ОК КПРФ // Голос народа. — Курск, 1999. — 10 февраля.
[3]. Председатель правительства не уволен. Он отстранен // Курская правда. — 1999. — 18 февраля.
[4]. Стукнул по карману — не звенит! После доклада о финансовом положении области председатель Курского правительства Борис Сураев отстранен от должности. Пока на один месяц // Курский вестник. — 1999. — 18 февраля; «Посторонние» в Москве и в Курске // Городские известия. — Курск, 1999. — 20 февраля.
[5]. Борис Николаевич стал безработным? // Хорошие новости. — 1999. — 18 февраля.
[6]. Срочно требуются законы // Курский вестник. — 1999. — 18 февраля.
[7]. Губернатор ставит точку над «и» // Курская правда. — 1999. — 25 февраля; Резьбу нарежу, разгоню // Курская вестник. — 1999. — 24 февраля; И снова Борис Николаевич. — 1999. — 25 февраля; Кредит доверия под проценты // Хорошие новости. — Курск, 1999. — 25 февраля.
[8]. Некоторые итоги 1998 года без прикрас. Для пропагандистов и агитаторов КПРФ // Голос народа. — Курск, 1999. — 17 февраля.
[9]. Кредит повис тяжелой гирей // Курская правда. — 1999. — 10 февраля.
[10]. Ведется следствие.. // Курская вестник. — 1999. — 26 февраля.
[11]. Применил насилие...// Городские известия. - 1999. - 27 февраля.
[12]. Если в бумагах написано: «элита»... // Курская правда. — 12 февраля.
[13]. А на закуску... рейтинг // Курская правда. — 26 февраля.
[14]. Хорошие новости. — 1999. — 18 февраля.
[15]. Депутаты обложили бизнесменов // Хорошие новости. — Курск, 1999. — 11 февраля; «Невменяемый» налог пришел в себя // Курская вестник. — 1999. — 11 февраля.
[16]. Облсуд за гласность // Городские известия. — Курск, 1999. — 13 февраля.
[17]. Работа судов должна быть открытой, — так считает председатель Курского областного суда В.Г.Золотарев, встретившийся на днях с журналистами // Курская правда. — 1999. — 16 февраля.
[18]. Налаживается партнерство // Курская правда. — 1999. — 17 февраля.
[19]. Против политического экстремизма // Курская правда. — 1999. — 26 февраля.
[20]. Конец «посадочной полосы» почти не виден // Хорошие новости. — Курск, 1999. — 25 февраля.
[21]. Незваные гости хуже... для чиновников // Хорошие новости. — Курск, 1999. — 11 февраля.
[22]. Много «Удавов» и «Барсов» // Курская правда. — 1999. — 9 февраля.
[23]. Незваные гости хуже... для чиновников // Хорошие новости. — Курск, 1999. — 11 февраля.
[24]. Большинство медвенцев «за» // Курская правда. — 1999. — 19 февраля.
[25]. Решение собрания избирателей избирательного округа №156, 157 // Голос народа. — Курск, 1999. — 3 февраля.
[26]. Перерегистрация состоялась // Голос народа. — Курск, 1999. — 23 февраля.
[27]. Если тебе комсомолец имя.. // Голос народа. — Курск, 1999. — 23 февраля.
[28]. Конференция аграриев // Курская правда. — 1999. — 18 февраля.
[29]. Создан совет старейшин // Курская правда. 1999. — 16 февраля
[30]. Городские известия. — 1999. — 11 февраля.
[31]. Назначен председатель ГТРК «Курск» // Курская правда. — 1999. — 5 февраля.
[32]. Симоненко снимает «Вестник». Руцкой снимает Симоненко // Хорошие новости. — Курск, 1999. — 4 февраля.
[33]. На хорошем месте лучше жить не стали... // Городские известия. — Курск, 1999. — 6 февраля.
[34]. Прямой диалог // Курская правда. — 1999. — 18 февраля.
[35]. Солнцевской братве приглянулся Михайловский ГОК // Курский вестник. - 1999. - 3 марта.
[36]. Обеспечивают стабильность // Курская правда. — 1999. — 4 февраля.
[37]. Электроника трубит сбор. Курская правда. — 1999. — 23 февраля
[38]. Городские известия. — 1999. — 16 февраля.
[39]. Городские известия. — 1999. — 6 февраля.
[40]....И аналог кордарона // Курская правда. — 1999. — 19 февраля.
[41]. Согласия не дают // Курская правда. — 1999. — 19 февраля.
[42]. Городские известия. — 1999. — 18 февраля.
[43]. Погасили задолженность // Курская правда. — 1999. — 4 февраля.
[44]. Городские известия. — 1999. — 6 февраля.
[45]. Сообщает департамент пенсий и пособий // Городские известия. — Курск, 1999. — 25 февраля.
[46]. Безработица // Курская вестник. — 1999. — 24 февраля.
© Международный институт гуманитарно-политических исследований