Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Липецкая область

Владимир Железняк

Липецкая область

в феврале 1999 года

Процедура принятия бюджета выявляет концептуальное расхождение между областной администрацией и областным Советом депутатов. Администрация Липецка считает, что интересы города в областном бюджете ущемлены. Депутаты областного Совета одобрили работу Госдумы РФ по импичменту президента: представители АО «НЛМК» заняли особую позицию. Депутаты собираются получить звание «народный». Бюджет Липецка будет бездефицитным. Администрация города решила пополнить его за счет расширения розничной торговли и введения платы на автостоянках. Власти города высказывают недовольство действиями областной администрации в распределении акций регионального банка. Довыборы в облсовет по 13-му округу. Началась избирательная кампания по выборам главы администрации г.Ельца и Елецкого района. Состояние экономики. По итогам 1998 г. самый большой объем промышленной продукции среди областей ЦЧР отмечается в Липецкой области. Товарооборот. Ситуация со сбором налогов. На АО «НЛМК» предполагается провести дополнительную эмиссию акций. Уровень жизни населения. Программа содействия занятости. По покупательной способности населения область занимает 15-е место по России. УВД области констатирует самый низкий уровень преступности в регионе.

1.    Политика

Прошедший месяц был отмечен высокой политической активностью в регионе, прежде всего, во властных структурах. Активность была во многом вызвана принятием областного бюджета на 1999 г. В бюджетном процессе столкнулись позиции и концепции развития региона исполнительной и законодательной ветвей власти. Областной Совет депутатов настаивает на проведении более активной социальной политики. Кроме того, новый бюджет вызывает нарекания муниципалитета г.Липецка, основной бюджетообразующей территории. Анализу перипетий бюджетного процесса посвящается большая часть раздела «Политика». Помимо довыборов в областной Совет депутатов и горсовет Липецка заслуживает особого внимания начавшаяся в феврале избирательная кампания по выборам главы администрации второго по величине города области Ельца.

1.1.       Бюджетный процесс

3 февраля, за сутки до сессии областного Совета депутатов, состоялось внеочередное заседание комитета по экономике облсовета, на котором «утрясались» статьи проекта областного бюджета, по которым администрация и депутатские комитеты на тот момент не пришли к консенсусу. Основные разногласия между двумя сторонами заключались в определении приоритетных направлений расходов. Это наводит на мысль, что ни администрация, ни депутаты не уверены в реальности исполнения принимаемого бюджета. Хотя, по словам председателя Совета депутатов А.Савенкова, бюджет наступившего года прошел весьма строгую депутатскую экспертизу. Он рассматривался в шести комитетах облсовета, дискутировался в специально созданной согласительной комиссии, состоящей из представителей двух ветвей власти. В итоге значительное число разногласий было снято до сессии. Все же спорные моменты остались. Попыткой решить их и явилось данное заседание с участием заместителя главы администрации области С.Доровского, заместителя начальника финансового управления Т.Кульковой.

Депутаты вернулась к летнему, принятому еще в августе постановлению Совета о сокращении расходов на содержание аппаратов администрации и представительной власти. Как выяснилось, администрация сократила общие расходы по отношению к планировавшимся на 12%, Совет сократил расходы фонда оплаты труда на 10%. Вместе с тем депутаты констатировали, что принятое в ноябре решение (до конца минувшего года финансировать из бюджета лишь защищенные статьи) было выполнено не в полной мере. Как заметили председатель комитета по экономике А.Белянский, депутат Л.Селихова, пока не отлажена система контроля за расходованием бюджетных средств. По этому поводу были высказаны замечания в адрес контрольно-счетной комиссии и финансовых органов.

Разногласия у администрации и депутатов возникли относительно расходов на содержание финансовых органов. В то время в проекте федерального бюджета предполагалось переложить эту заботу на власти субъектов федерации. Но проект — еще не закон. Выделить деньги заранее из областного бюджета, и без того небогатого, — значит ослабить его, полагали депутаты. Не выделять — означает, по сути, разрушение финансовой системы области. Итогом дискуссии стало решение содержать бюджетные органы на средства областного бюджета до прояснения ситуации с бюджетом федеральным.

Особо пристрастному разбору комитет по экономике подверг вопрос о расходах на медицину. Причем рассматривался он в единой связке с расходами на строительство. Странное, на первый взгляд, сочетание вполне объяснимо. Дело в том, что многие депутаты оправданным в нынешних условиях считают сокращение затрат на капстроительство и увеличение таким путем расходов на медицину. В частности, депутат С.Афендулов напомнил о всплеске сальмонеллеза, одна из причин которого — недостаток дезинфицирующих средств, о случаях заболевания тифом из-за плохой санитарно-гигиенической обстановки. Медицина, на его взгляд, и это мнение разделили депутаты, должна финансироваться в первую очередь и в большем объеме, чем предусматривается в проекте бюджета. Не отрицая необходимости этого, заместитель главы администрации С.Доровской, тем не менее настаивал на сохранении финансирования строительства. Аргументы были веские: деньги, вложенные в стройки, в итоге возвращаются в бюджет, кроме того, это еще и занятость населения. Впрочем, депутаты поставили под сомнение целесообразность возведения некоторых объектов. Как заметил депутат В.Настич, значительные суммы предназначены на погашение кредиторской задолженности строителям, а в условиях кризиса с долгами можно и подождать. В итоге обсуждения комитет принял решение о перераспределении средств в пользу медицины, поручив администрации изыскать источники для этого.

На заседании комитета депутаты внесли изменения в ряд формулировок проекта бюджета, сделав их более ясными и конкретными. В частности, предполагается финансирование всех прочих статей бюджета производить после обеспечения текущих выплат по защищенным статьям.

Со своими претензиями к проекту документа выступили на заседании комитета председатель Липецкого горсовета М.Гулевский и глава городской администрации А.Коробейников. По их мнению, интересы города учтены в проекте бюджета не в полной мере. Не устроила представителей областного центра и реакция на их письменный запрос: они хотели бы располагать не устным ответом, а документом с развернутой аргументацией позиции областных властей.

В итоге участники совещания не смогли устранить всех разногласий между ветвями власти относительно бюджета этого года в преддверии заседания областного Совета.

4 февраля, состоялась очередная VIII сессия областного Совета. Повестка дня включала в себя 20 вопросов, а при утверждении было решено внести в нее еще два. Однако главным был вопрос о проекте закона Липецкой области «Об областном бюджете на 1999 год». Как прозвучало на сессии, это был уже не первый проект, предлагаемый вниманию депутатов. В его разработке и последующих доработках помимо администрации и комиссий облсовета принимала участие и специальная согласительная комиссия, в которую вошло по восемь человек от обеих ветвей власти. Однако, судя по всему, даже «тройными» усилиями все вопросы по бюджету решить не удалось, поэтому и на сессии дебаты по отдельным статьям продолжились. Образно говоря, шло «перетягивание одеяла», которым явно невозможно «укрыться» всем сразу.

Предваряя дискуссию на эти темы, глава администрации области Олег Королев сделал сообщение о положении дел в области. Он попросил депутатов прежде всего обратить внимание на «точки роста», на резервы, которые необходимо привести в действие.

В докладе, который сделала заместитель начальника областного управления финансов Т.Кулькова, доходная часть консолидированного областного бюджета была определена в размере 2,6 млрд. рублей, расходная — 2,7 млрд., предполагаемый дефицит бюджета составляет 92,3 млн. рублей [[1]]. С учетом же того, что кредиторская задолженность по бюджету предыдущего года составляет, 1 млрд. 200 млн. рублей и вряд ли приходится рассчитывать на то, что год наступивший будет в экономическом плане значительно лучше, чем минувший, «реальный дефицит» будет гораздо больше. В этой связи вполне логично звучали предложения некоторых депутатов принять предлагаемый проект, а по окончании первого квартала обсудить уже реальные цифры по доходам и расходам бюджета нынешнего года.

Спор разгорелся как бы вокруг выбора тактики: дальше брать кредиты и жить в долг или постепенно начать отдавать долги в два с лишним миллиарда рублей, повисшими на бюджете. Первоначально было договорено между сторонами, что кредиторская задолженность области будет в целом погашена на 17%. Однако при обсуждении проекта бюджета в комитетах депутаты обнаружили пустые графы в расходах на опекунство, на методические пособия учителям, заниженные цифры в расходах на питание в больницах. Тогда депутаты стали настаивать на том, чтобы направить 50 млн. из статьи расходов на капитальное строительство на максимально возможный объем погашения задолженности по заработной плате бюджетникам, детским пособиям и другим социальным выплатам и компенсациям. Строители, и те, кто их поддерживали защищали свои позиции, апеллировали к общественному мнению, но депутаты были непреклонны — долги социальной сфере надо сокращать быстрее, в противном случае долг этот начнет расти и, по прогнозам, может достигнуть 700-800 млн. рублей.

В конце концов проект бюджета на 1999 год был на сессии принят. Однако со столь существенными поправками по отдельным статьям, что глава администрации области Олег Королев вслух высказал сомнение в том, что принятый закон о бюджете он не подпишет. Внесенные поправки, по его мнению, полностью перечеркивают программу социально-экономического развития области на 1999 год, которая была озвучена на сессии и принята депутатами. Однако, многие разногласия до конца устранить так и не удалось. В особенности это относится к расходным статьям по капитальному строительству, использованию территориального дорожного фонда.

Очевидно, что в тот момент сложилось определенное противостояние двух ветвей областной власти. Хотя в официальной риторике первых лиц это выдается за мелкие незначительные разногласия, ценой которых стал областной бюджет. После заседания председатель Совета депутатов А.Савенков поспешил официально отметить, что «у депутатского корпуса и администрации области единая точка зрения на нынешнюю ситуацию в стране, области, а также единые, согласованные взгляды на социальные приоритеты бюджета, на сложившуюся практику его формирования». Однако председатель облсовета признал, полемика между ветвями власти осложнилась. По его мнению, для достижения консенсуса не хватило плановых заседаний комитетов и специальной комиссии. Главный же вывод прошедшей сессии А.Савенков сформулировал так: «Мы подтвердили неотъемлемое право облсовета контролировать процесс формирования и исполнения бюджета, сохранение его социальных приоритетов» [[2]].

После восьмой сессии областного Совета областная администрации стала делать попытки вразумить депутатов, заблокировавших вариант бюджета, внесенный областной администрацией. На депутатов легла вина в затягивании принятия основного финансового закона области в «лучшем варианте». Демарш администрации возымел действие. Тем более стало очевидным, что депутаты не желают идти на открытый конфликт с исполнительной власти.

Вскорости организовывается «очередное» девятое заседание областного Совета депутатов, которое состоялось 25 февраля. Это заседание было необычайно короткое по времени. Эту скоротечность председатель облсовета А.Савенков объяснил тем, что «все три недели после предыдущего восьмого заседания и в администрации, и в облсовете шла напряженная работа по согласованию позиций в оценке спорных статей бюджета, в том числе по капитальному строительству, медицине, погашению долгов бюджетникам. В результате консультаций, споров и дискуссий удалось найти вполне приемлемые решения по всем позициям». Глава областной администрации отметил, что на сближении мнений двух ветвей власти объективно сказались и результаты работы промышленно-хозяйственного комплекса области в первые полтора месяца этого год: — «за это время появилась возможность погасить почти на 20 млн. рублей долгов бюджета».

Сессия практически без обсуждения проекта бюджетного закона утвердила его с учетом предложений администрации области, т.е. утвердила вариант внесенный губернатором. Исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 1 711 млн. 389 тыс. рублей, расходы бюджета запланированы на 1 842 млн. 868 тыс. рублей с дефицитом в 131 млн. 479 тысяч. Из свободных средств территориального дорожного фонда немногим более 225 млн. рублей будут направлены на финансирование капитального строительства, предусмотрены также расходы на капитальный ремонт объектов сельского водоснабжения, целевую программу «Свой дом», ряд других позиций. Более 82 млн. из этого фонда запланировано на погашение задолженности по заработной плате бюджетникам, учителям за методическую литературу, пособиям на детей, находящихся под опекой. Предложения по пересмотру норм расходов на питание и медикаменты в учреждениях здравоохранения будут рассмотрены при уточнении бюджета по итогам первого квартала 1999 года [[3]]. Итак, с конца февраля область начала жить по новому бюджетному закону, который удовлетворяет, прежде всего, областную администрацию.

В заключение на сессии был рассмотрен запрос депутата Виктора Бурякова председателю облсовета Анатолию Савенкову с просьбой разобраться в ситуации с убыточностью АО «НЛМК» и объяснить, почему бюджету предстоит возвратить комбинату 156 млн. рублей переплаты налогов на прибыль. Председатель облсовета, ссылаясь на заключение областной налоговой инспекции, подтвердил правомерность этого факта и отсутствие какого-либо умысла со стороны руководства комбината. Более того, подобные убытки потерпели почти все предприятия области, работающие на экспорт. Пока, как заметил глава областной администрации О.Королев, комбинат вместе с областной администрацией и правительством России предпринимаются все меры, чтобы предотвратить намерения США уменьшить импорт российского металла на зарубежные рынки.

1.2.         Политические ориентиры областного Совет депутатов

В последние два месяца депутаты законодательной власти области стали открыто демонстрируют свою ориентацию на левый политический фланг. Иллюстрацией этому может выше обозначенная позиция большинства облсовета по бюджету. В прошедшем месяце депутаты областного законодательного органа, видимо, пытались «реабилитировать» себя в глазах населения области за «неконкретное» выражение своей позиции в отношении пребывания президента Б.Ельцина на своем посту. Депутаты пытаются всяческими способами дезавуировать свое же прошлое «гуманное решение», о котором писали в декабрьском обзорах [[4]]. Рассмотрение вопроса об отношении к президенту отклонялось на последних пятом и шестом заседаниях областного Совета депутатов. На шестом заседании депутаты 18 голосами против 8 и 4 воздержавшихся решили не ставить этот вопрос в повестку дня и «оставить в покое будущее старого и больного человека и вместо политических деклараций перейти к делу». Но неделей позже 22 депутата Липецкого областного Совета депутатов обнародовали свое заявление с требованием отставки президента Б.Ельцина. Заявление подписало 22 из 35 депутатов представительной власти — это почти абсолютное большинство. В то же время сами депутаты, видимо, лукавя, объясняют такую ситуацию тем, что вопрос не выносился на электронное голосование. Тогда оставалась не понятным, почему депутаты «не побоялись» обнародовать свои фамилии в официальной газете региона. Среди фамилий подписавших заявление депутатов не было председателя областного Совета А.Савенкова, и членов законодательного органа, которые поддерживались нынешним главой администрации О.Королевым. Складывалось впечатление, что вопросы, характеризующие область на предмет оппозиционности президенту, сдерживаются областной администрацией и «конструктивной» частью областного Совета.

В феврале депутаты попытались еще раз определится в обозначенном вопросе, по предложению депутата областного Совета В.Бурякова среди депутатов облсовета был проведен опрос по поводу досрочного освобождения президента РФ Б.Ельцина от должности ввиду явной неспособности управлять государством. Большинство депутатов выразили согласие с такой постановкой вопроса, и уже на седьмой сессии опять же большинством голосов была одобрена работа Госдумы РФ по импичменту президента. Не согласились с мнением большинства только депутаты от АО «НЛМК».

По инициативе депутата-коммуниста В.Бурякова прозондировано мнение народных избранников насчет того, чтобы вернуть каждому депутату Совета звание народного депутата, а областному Совету — областного Совета народных депутатов. По мнению большинства депутатов, в принципе согласившихся с предложением В.Бурякова, «это не простая формальность, а «напоминание каждому избраннику на его долг — служение народу» [[5]].

Видимо, этот вопрос будет рассмотрен на одной ближайших сессий областного Совета.

1.3.       Местное самоуправление

1.3.1.      Горсовет Липецка

A.    Работа на бюджетом областного центра

В середине февраля постоянные комиссии Липецкого горсовета приступили к рассмотрению бюджетного послания администрации города на 1999 год. В принципе ни администрация Липецка, ни депутаты горсовета никогда еще так рано за последние годы вплотную не занимались формированием баланса доходов и расходов городской казны. Они, как правило, ждали, к чему приведут бюджетные баталии сначала на федеральном и областном уровнях, а потом уже сами приступали к работе по главному финансовому документу года. Например, в прошлом году городской бюджет был утвержден лишь в июне.

Диспозиции проекта бюджета Липецка на 1999 год депутатским комиссиям представляла начальник управления финансов администрации города Тамара Фадеева. По ее информации, городская казна будет бездефицитной и составит по доходам и расходам чуть более 899 млн. рублей [[6]]. Городскую администрацию и депутатов горсовета такая цифра явно не устраивала. Как отмечали представители муниципального образования, администрация области установила областному центру минимальные, какие только возможны по закону, нормативы отчислений от налогов в бюджет. Липецку в этом году предстоит быть своеобразным донором большинства районов области.

Несмотря на это в текущем году предполагается закрыть расходы по защищенным статьям, куда входят и зарплата, и питание детей в школах, и медикаменты. Более того, как считают в администрации, социальная направленность расходов по бюджету даже несколько усилилась. Более 82% всех денег намечено потратить на жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, физическую культуру и социальную защиту. В целом, по мнению депутатов, готовящийся закон можно назвать «бюджетом выживания», попыткой удержать социально-экономическую ситуацию от окончательного краха.

Статьи, предусматривающие инвестиции в экономическое развитие города, выглядят минимальными. Депутатами внесен и одобрен раздел «Развитие рыночной структуры», где предусмотрено лишь 300 тыс. рублей на создание городского Фонда предпринимательства и инвестиций.

В итоге заседания постоянные комиссии с небольшими замечаниями, касающимися в основном перечня выполнения наказов избирателей, рекомендовали вынести проект бюджета Липецка на утверждение сессии горсовета.

B.    XXIII сессия горсовета

Похоже, что с принятием новых областных законов о выборах глав местных администрации и соответствующих представительных органов, локальные избирательные кампании станут отличительной приметой этого года. Так уже назначены дополнительных выборов депутатов на 4 апреля. Вдобавок этому на XXIII сессии законодателей областного центра вновь пришлось обсуждать организационные вопросы на эту тему.

Сессия приняла решение о досрочном прекращении полномочий депутата И.Москалева, поступившего на государственную службу в должности заместителя начальника управления торговли и общественного питания администрации области, и депутата Н.Пузикова. Согласно новому областному закону были назначены дополнительные выборы в горсовет по избирательным округам №№7 и 26 на воскресенье, 23 мая.

Далее сессия утвердила план работы городского Совета на первое полугодие 1999 года, внесла необходимые изменения в Положение «Об аппарате Липецкого городского Совета депутатов» и привела в соответствие штатное расписание горсовета в связи с принятием законов «О муниципальной службе в Липецкой области» и «О реестре муниципальных должностей в Липецкой области» [[7]].

Затем депутаты приступили к обсуждению дополнительно внесенного в повестку дня вопроса «О Положении «О сборе за парковку автотранспорта в г.Липецке». Проект этого документа представил сессии заместитель главы администрации города Серафим Просветов. По его словам, в Липецке предполагается оборудовать специальные парковки в местах массового скопления автотранспорта. Их услуги будут платными, а ставка сбора составит пять процентов от установленного законом месячного минимального размера оплаты труда в расчете за один час парковки.

Это нововведение, как предполагают депутаты, позволит решить ряд городских проблем, в том числе и способствовать улучшению безопасности движения, санитарного состояния улиц, площадей, газонов, прилегающих территорий, а также содействовать снижению криминальных явлений на транспорте — угонов, хищений и тому подобное. Но самое главное, создается дополнительный канал поступлений денег в городской бюджет, так как право на организацию и эксплуатацию таких парковок будет предоставляться только муниципальным предприятиям.

В заключение сессия приняла обращение к Липецкому областному Совету с просьбой отказаться от введения на территории области налога с продаж.

C.    Пресс-конференция властей города

Теме «Город: итоги года, перспективы развития» была посвящена очередная встреча мэра Липецка и председателя горсовета с журналистами. Подобные совместные выступления стали частым явлением в политической жизни города и области, тем самым руководство областного центра стремиться показать единство исполнительной и законодательной ветвей власти муниципального образования перед лицом, прежде всего, областной администрации.

Выступление Александра Коробейникова было выдержано в стиле доклада и создавало впечатление активной деятельности городской администрации. Так, управлением главного архитектора завершены работы по согласованию проектов генерального плана города и детальной планировки его центральной части. Эти документы утверждены шестой сессией городского Совета депутатов и имеют, отметил мэр, огромное значение для определения облика города на ближайшие 15-20 лет. При участии управления архитектуры г. Липецка в городе открыто представительство Российской академии архитектуры и строительных работ. Усилиями этих двух организаций разработаны и утверждены Проект городской черты и Правила застройки Липецка.

В начале февраля в муниципалитете прошли переговоры с представителями фирмы «Сименс», которая предлагает свои услуги по строительству в Липецке предприятия по переработке твердых бытовых отходов. Как сообщил Александр Сергеевич, предложения именно этой фирмы кажутся заманчивыми, поскольку «Сименс» не требует предоплаты. То есть «Сименс» строит предприятие, а потом погашает свои убытки из его прибыли.

Муниципальные власти выразили намерение расширить городскую торговой сеть. В прошлом году она увеличилась на 63 предприятия. Это обстоятельство способствовало насыщению рынка. По данным статистики, розничный товарооборот города в прошлом году увеличился на 9%. При этом анализ — что именно и где именно покупают липчане — показал, что большую часть приобретений горожане делают на рынках Липецка: вещевом и продовольственном. Еще одна интересная деталь: липецкая торговля развивается за счет вновь созданных коммерческих структур. Значительная часть магазинов бывшей госторговли остается на прежних позициях или сдает их. О перспективах развития липецкой торговой сети мэр сообщил, что разработан план «реконструкции 46 мест скопления киосков в павильоны», что улучшит архитектурный облик города. Кроме того, намечено расширение и благоустройство большинства мини-рынков. Запланировано и строительство новых рынков.

Возникшие трения между городской и областной администрациями выявил вопрос о создании регионального банка, в частности, о его руководителе. Областная администрация явно стремиться по ставить у руля единственного кредитоспособного банка региона «своего человека». Данный вопрос возник в связи с предложением заместителя губернатора Сергея Доровского, который выдвинул для обсуждения на должность первого лица создаваемого банка кандидатуру Павла Буданова — генерального директора фирмы «Росгосстрах-Липецк». Председатель горсовета М.Гулевский выразил мнение, что обсуждаемый сейчас вопрос о кандидатуре председателя правления банка кажется ему несвоевременным. Он заметил, что на период санации банка, то есть до октября нынешнего года, менять руководство — поступок нелогичный.

Далее Коробейников и Гулевский высказали некоторое недоумение по поводу действий администрации области. По совместному соглашению город имеет 25% акций создающегося губернского банка, столько же— в ведении области. Но муниципалитету становится известно, что в Москву выехали представители администрации области с намерением договориться о покупке пакета в 26% акций создаваемого банка «Росдорбанком», предварительно не поставив в известность администрацию Липецка. По этому поводу председатель горсовета резюмировал: «Если не будет нормальных партнерских отношений, не будет и работы» [[8]].

Подводя итог пресс-конференции, мэр назвал бюджет города нынешнего года (еще не утвержденный) бюджетом выживания, а не развития. Правда, защищенные статьи (зарплата, пенсии, пособия), хотя и с трудом, но должны быть профинансированы.

1.3.2.      Должность аудитора в муниципальном образовании

С депутатского благословения в аппарате Елецкого районного Совета введена новая штатная единица — аудитор. Спектр обязанностей его достаточно широк и предусматривает оказание помощи народным избранникам по части предоставления объективной информации о выполнении доходно-расходных статей бюджета. Цели при этом преследуются следующие цели: ужесточение контроля представительного органа за социально-экономической ситуацией в районе, содействие постоянным комиссиям в более тщательном изучении проблем, поиск новых источников пополнения казны. По запросам депутатов аудитор осуществляет проверки финансово-экономического состояния предприятий, действенности льгот по налогам в местный бюджет и выполнения исполнительной властью решений сессий [[9]]. Так что в данном случае работа аудитора не дублирует деятельность соответствующих служб и комитетов, а с его помощью взята под опеку представительной власти. По мнения депутатов райсовета, должность аудитора весьма важно для повышения роли Советов в системе органов местного самоуправления.

1.4.       Избирательные кампании

1.4.1.      Довыборы в облсовет и горсовет Липецка

В Липецкой области продолжаются локальные предвыборные кампании. На 4 апреля назначены довыборы в областной и городской Советы народных депутатов.

Из шести претендентов на вакантное место в областном Совете (по округу №13), уже заявивших о своем намерении побороться за депутатский мандат, первым статус официально зарегистрированного кандидата получил выдвиженец областной организации ЛДПР, помощник депутата Госдумы РФ А.Филатова, Валентин Свиридов. Окружной избирательной комиссией ему выдано соответствующее удостоверение, позволяющее начать агитационную кампанию, в том числе и в средствах массовой информации.

На начало февраля в окружной комитет также поступили подписные листы от другого соискателя депутатского мандата — частного предпринимателя Виктора Крысанова. Остальные претенденты пока занимаются сбором подписей избирателей в свою поддержку.

В середине месяца избирательная комиссия по округу №13 зарегистрировала еще двух кандидатов на вакантное место в областном Совете депутатов. Ими стали Раиса Пересыпкина, рабочая УЖКХ №4 г.Липецка, и упомянутый Виктор Крысанов.

Официальные кандидаты появились и в двух липецких городских округах по выборам в горсовет. Удостоверения получили в тринадцатом округе Валентин Хаустов, заместитель главного инженера АО «НЛМК», и Николай Гришин, помощник конкурсного управляющего ООО «Энергоремстрой», а в десятом округе был лишь один зарегистрированный претендент — Александр Коротаев, начальник цеха переработки металлургических шлаков АО «НЛМК» [[10]]. По закону все получили право приступить к агитационной кампании.

1.4.2.      Выборы мэра г.Ельца

В феврале была определена точная дата выборов главы администрации Ельца, второго после Липецка по значению и населенности города области. Выборы назначены на 30 мая [[11]]. Решение об этом было принято на очередном заседании Елецкого городского Совета депутатов в связи с истечением срока полномочий действующего главы Виктора Соковых, избранного в мае 1995 года.

Сам факт проведения выборов главы администрации города и района не вызвал дебатов на последней сессии Елецкого райсовета — четырехлетние полномочия руководителя муниципального образования Николая Савенкова подходят к концу, а федеральный и областной законы четко регламентируют процедуру нового голосования. Зато дата его, 30 мая сего года, вызвала некоторые опасения депутатов: на этот день выпадет третий по значимости православный праздник — Святая Троица, что вполне может отразиться на явке избирателей. Посему на сессии были высказаны предложения «отодвинуть» выборы на неделю. Однако, как выяснилось, и сама дата выборов взята не с потолка, а определена законодательными актами. В итоге было решено строго им следовать, а праздник максимально использовать для привлечения селян на избирательные участки. На этот же день назначены выборы и главы Нижневоргольской сельской администрации Елецкого района, что связано с переходом ее руководителя на другое место работы.

На этот же день назначены выборы и депутатов горсовета по двум избирательным округам, которые не имеют своих представителей в Совете: один из них стал депутатом облсовета, а полномочия другой — Н.Овчинниковой — были прекращены досрочно в связи с ее осуждением Елецким городским судом за получение взятки.

Однако кампания по выборам главы муниципального образования г. Ельца и Елецкого район началась с некоторыми нарушениями законодательства о выборах. Избирательный процесс пошел, форсируя события и графики. В селах Черкассы, Талица, поселке Солидарность были проведены собрания трудовых коллективов по выдвижению претендента в главы до официального образования районной избирательной комиссии, которая была образована только 25 февраля. Согласно закону «О выборах глав администраций муниципальных образований в Липецкой области», потенциальный кандидат в кандидаты должен уведомить о своем намерении баллотироваться на пост главы и представить соответствующее заявление в районную избирательную комиссию. А вот ее-то на тот момент и не существовало.

В связи с этим на последней сессии райсовета депутатов состоялся предметный разговор о строгом следовании духу и букве законодательного акта о выборах, чтобы впредь «избежать самодеятельности рвущихся во власть». Это «хождение» в нее будущим претендентам и их помощникам, отмечалось на сессии, желательно бы начинать со штудирования закона [[12]].

1.5.       Политические партии и общественные организации

1.5.1.      «Отечество»

28 января в управлении юстиции администрации Липецкой области было зарегистрировано региональное отделение «Отечество» московского мэра Юрий Лужков, председателем которого стал Владислав Борошнев, директор госучреждения «Алкоголь-контроль». По его словам, стать во главе регионального движения было не так-то просто было пять претендентов на это кресло.

В областном центре в начале феврале было создано городское отделение движения «Отечество». Отделение возглавил Игорь Полосин — заместитель председателя Липецкого городского Совета депутатов. Кроме него в Липецке движение «Отечество» будут представлять: Николай Комаров — экс-руководитель отдела по делам молодежи администрации области, Ираида Тихонова — директор одной из липецких школ, студенты липецких вузов Андрей Фролов, Григорий Чириков и другие. Активисты «Отечества» занялись рекрутированием населения в свою организацию. В листовках расклеенных по городу указывается, что «присоединиться к этому движению может любой желающий, разделяющий мнение о необходимости государственного регулирования экономики и поддерживающий требование «Нет сепаратизму!», выступающий за сохранение единства и целостности России» [[13]].

В ответ на сообщения средств массовой информации дружно о создании Липецкого городского отделения общественно-политической организации (ОПО) «Отечество» председатель Липецкого регионального отделения ОПО «Отечество» В.А.Борошнев 8 февраля сделал по этому поводу заявление, в котором, в частности, говорится: «...это уже четвертое подобное объединение, создаваемое в областном центре без уведомления и соответствующих санкций регионального (областного) отделения ОПО «Отечество» [[14]].

Между тем, по словам руководителя регионального отделения, в соответствии с уставом организации, зарегистрированным Минюстом РФ, инициатива граждан и организаций по созданию местных отделений «Отечества», вступлении в него в качестве коллективных членов может быть реализована только через региональные отделения, которые действуют в субъектах РФ. Как гласит устав, сами «региональные отделения утверждаются решением центрального совета организации, который уведомляет орган юстиции соответствующего субъекта РФ о наличии регионального отделения, его местонахождении и сообщает сведения о руководящих органах». Такие документы областным Управлением юстиции были получены, что и послужило основанием для регистрации Липецкого регионального отделения общероссийской политической общественной организации «Отечество».

В.А.Борошнев, в общем лейтмотиве «Я здесь Лужковым поставлен главным», не преминул отметить, что в компетенции руководящих органов регионального отделения не только зарегистрировать местное (городское, районное) отделение организации, но и принять решение о его роспуске. Тем более не может быть признан допустимым факт параллельной деятельности в границах одного города или района независимых друг от друга и от самой организации «Отечество» общественных объединений, выступающих от его имени. Чтобы избежать подобной путаницы, в худшем случае — «политического самозванства», региональное отделение ОПО «Отечество» обратилось с просьбой все действующие в городе инициативные группы докладывать о подобных случаях в совет регионального отделения.

1.5.2.      «Липчане»

В понедельник, 15 февраля, состоялась встреча лидеров партий и движений, входящих в союз «Липчане», с руководителями области.

В свое время партии и движения, образовавшие союз, поддержали на выборах главы администрации области кандидатуру О.Королева, объединившись на основе его программы. С той поры ряды союза неизменно пополнялись, и сейчас он объединяет 74 общественные организации, действующие на территории области. Это факт используется региональной властью в своих целях. Областная администрация при случае заявляет, что «политическое согласие, о достижении которого мечтают многие руководители регионов, на территории области стало реальностью» [[15]].

Предваряя встречу, председатель союза «Липчане» В.Родионов заявил, что «партии и движения объединились вовсе не для того, чтобы поддерживать авторитет власти, а для того, чтобы помогать ей решать, конкретные проблемы, способствовать реализации тех обещаний, что давались во время выборной кампании». Организаторы отметили, что речь на встрече шла не о партийном строительстве, а о тех проблемах, которые сегодня волнуют и тревожат липчан, интересы которых отстаивают партии и движения.

Представители организации обещали на следующей встрече проинформировать о предпринятых или предпринимаемых ими мерах. Встреча закончилась подписанием соглашения о совместном решении экономических и политических проблем между объединением «Липчане» и главой администрации области О.Королевым. Председатель облсовета А.Савенков также изъявил о своем желании подписать этот документ, но после того как его одобрят депутаты.

1.5.3.      Движение поддержки флота

В области зарегистрирована еще одна общественная организация — липецкое отделение Общероссийского движения поддержки флота. Его возглавил депутат областного Совета Владимир Якунин. Подобных региональных отделений в стране насчитывается уже более шестидесяти. Главные задачи движения: оказание помощи ветеранам флота, патриотическое воспитание молодежи, сбор пожертвований. В планах отделения стоит создание клуба юных моряков, музея, проведение благотворительных акций. В частности, есть идея, взять шефство над военным кораблем, на котором проходят службу липецкие призывники. Кстати, в Центрально-Черноземном регионе только Липецк не имеет «своего» подшефного корабля. Членами Совета новой организации стали председатель областного Совета Анатолий Савенков (в свое время служил на корабле). «Я впервые изменил своему правилу не принимать участия ни в каких движениях, — признался Анатолий Савенков. — Но в данном случае не смог отказаться от предложения постоять за российский флот. Почему? Потому что понимаю: без него Россия перестанет быть великой державой. По своему опыту знаю, как тяжела морская служба, тем более в наше время. Но эти тяжелые времена мы переживем, важно сохранить отечественный флот» [[16]]. Липецк был связан с зарождением российского флота. Участники движения считают своим долгом сохранить эту связующую историческую нить и внести свой вклад в сохранение славных традиций.

1.5.4.      «Петровское общество»

В Липецкой области вновь воссоздано Петровское общество. В 1909 году врач Михаил Павлович Трунов организовал в Липецке Петровское общество, в которое входил весь городской бомонд. Члены Петровского общества занимались тогда просветительской работой, организовали краеведческий музей, архив, общедоступную библиотеку-читальню. Просуществовало общество до 1917 года.

По прошествии 90 лет липецкая интеллигенция решила возродить дело, начатое М.Труновым. 19 февраля в стенах технического университета собрались ученые, литераторы, артисты и краеведы, чтобы принять устав нового Липецкого Петровского общества. Единогласно президентом был избран профессор Юрий Яковлевич Филоненко — ректор Липецкого эколого-гуманитарного института. Вице-президентом общества избрали доктора технических наук, писателя Владимира Дмитриевича Коршикова [[17]].

1.5.5.      Семинар правозащитников

В липецком центре «Взаимодействие» прошел семинар, организованный общественными правозащитными объединениями города. Главным вопросом состоявшейся дискуссии была обсуждение темы «Устав города Липецка и законодательство Российской Федерации». Принявшие в ней участие политологи, представители органов местного самоуправления, ученые, студенты вузов довольно высоко оценили основной закон города. Особенно выигрышно документ выглядит, по мнению ораторов, при сравнении с уставами других городов центральной России.

Вместе с тем у специалистов было немало предложений и замечаний. В частности, они считают, что в Уставе отсутствует норма, оговаривающая сроки представления бюджета властью исполнительной и сроки его принятия властью представительной. По мнению присутствующих, надо дополнить Устав города специальным пунктом, разрешающим изменять границы избирательных округов только после проведения переписи населения. Не очень четко, по их мнению, прописан механизм отзыва депутата. Принявший участие в семинаре депутат горсовета Виктор Мешков, дав достаточно высокую оценку состоявшемуся разговору, все же не согласился с отдельными замечаниями. По его словам, механизм отзыва депутата существует. Но дело в том, что он ни разу не применялся на практике. В.Мешков также сообщил, что в планах горсовета есть намерение вернуться к уточнению текста Устава [[18]].

2.    Экономика

2.1.       Промышленное производство

В областном комитете госстатистики были подготовлены данные о социально-экономическом положении областей Центрального Черноземья за 1998 г. Как следует из этих данных, самый большой объем промышленной продукции в отпускных ценах без налога на добавленную стоимость, спецналога и акциза оказался в Липецкой области — 19724 млн. рублей При этом спад против предыдущего года у нас составил 6%, в то время, как в Воронежской области — 8, Орловской — 14%. Что же касается Тамбовской, Курской и Белгородской областей, то тут, наоборот, обеспечен прирост в 2-4%. В Липецкой области прирост был достигнут в производстве потребительских товаров, в особенности винно-водочных изделий и пива — 106%, пищевых продуктов — 118%. По этим показателям Липецкая область обошли всех в Черноземье [[19]].

Резкий спад произошел в промышленности Липецкой области в январе. Было выпущено товаров и оказано услуг на 2125 млн. рублей, что на 17,7% меньше по сравнению с первым месяцем 1998 года. По данным областного комитета госстатистики, индекс физического объема в черной металлургии составил 74%, в машиностроении — 83%, в пищевой промышленности — 90%. В то же время в ряде отраслей выпуск продукции увеличился: в легкой промышленности — на 84%, в химической — на 60%, в промышленности строительных материалов — на 30%, в электроэнергетике — на 4% [[20]].

2.2.       Товарооборот

В январе текущего года оборот розничной торговли в области составил 733,2 млн. рублей и остался на уровне прошлого года. До 62% против 58 возрос удельный вес непродовольственных товаров. При этом, если реализация непродовольственных товаров увеличилась на 12%, то продовольственных, наоборот, уменьшилась на столько же пунктов [[21]]. Иными словами, в условиях продолжающегося финансово-экономического кризиса липчане стали намного меньше покупать продуктов питания.

2.3.       Налоги

Число по-настоящему богатых людей области перевалило за 600 человек. Такая информация прозвучала на расширенном заседании коллегии государственной налоговой инспекции по Липецкой области, на которой обсуждались итоги работы ГНИ в 1998 году. На коллегии отмечалось, что от налогоплательщиков в прошлом году в бюджеты всех уровней поступило 3 млрд. рублей налогов и других обязательных платежей. 2 млрд. 356 млн. из них пополнили местные бюджеты. В распоряжении области осталось 407,3 млн. из 544,8 млн., поступивших в федеральный и территориальный дорожные фонды.

По информации налоговых органов в минувшем году количество убыточных предприятий увеличилось на 160. В их ряды попало и АО «НЛМК». На 1 января этого года у предприятия образовалась переплата налога на прибыль в 156 млн. рублей, которая подлежит возврату. Кроме того, комбинату в минувшем году возмещено 324 млн. рублей налога на добавленную стоимость по экспортным поставкам. Эта сумма также выпадает из бюджетных поступлений. Как подчеркнул в своем выступлении на коллегии руководитель ГНИ Владимир Бербенец, налоговые поступления по сравнению с 1997 годом уменьшились на 222,2 млн. рублей, или на 6,9% (в целом по России снижение — 11,6%).

Задолженность налогоплательщиков на 1 января этого года достигла 636 млн., что в два раза меньше, чем в среднем по России. Причиной роста недоимки, считают налоговики, остается не только сложное финансовое положение предприятий, но и нежелание отдельных руководителей своевременно и в полном объеме рассчитываться с бюджетом С учетом этого «нежелания» налоговые органы вынуждены шире применять меры принудительного взыскания платежей. В результате в бюджеты всех уровней поступил 1 млрд. 369 млн. рублей.

К сожалению, подчеркивалось на заседании коллегии, не снижается количество нарушений налогового законодательства. Выглядят они так, у 70% проверенных специалистами ГНИ трех тысяч предприятий выявлены нарушения. Дополнительные начисления платежей по ним составили 853 млн. рублей. С ноября прошлого года налоговые инспекции усилили контроль по всей цепочке производства и реализации спиртных напитков. В ходе совместных с правоохранительными органами проверок из оптовой и розничной сети изъято 1340 декалитров алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, на общую сумму 403 тыс. рублей.

Были обнародованы и такие данные: с милицией и налоговой полицией проведено 3144 рейда на рынках и в других местах массовой торговли. Дополнительно поставлено на налоговый учет 743 гражданина, занимающихся предпринимательской деятельностью. Теперь общее количество предпринимателей в области — 34789. На специальный налоговый контроль взяты 613 предпринимателей, получивших в 1997 году доход свыше 300 тысяч рублей [[22]].

2.4.       НЛМК

Судя по всему, в марте (самое позднее в апреле) состоится внеочередное собрание акционеров ОАО «НЛМК», на котором будет рассмотрен вопрос о проведении дополнительной эмиссии акций комбината, то есть увеличении уставного капитала. Как сообщается в официальном пресс-релизе, распространенном пресс-службой ОАО «НЛМК», совет директоров ОАО «НЛМК» на состоявшемся в конце января заседании признал целесообразным провести дополнительную эмиссию акций. Предполагается, что с помощью эмиссии комбинат сможет привлечь около 200 млн. долларов США [[23]].

В условиях кризиса на финансовых рынках и потери доверия к России со стороны международных кредитных организаций как к надежному заемщику дополнительная эмиссия акций позволит привлечь ресурсы для пополнения оборотных средств и дальнейшего осуществления программы технического перевооружения предприятия. Подписаться на акции будет предложено всем акционерам ОАО «НЛМК». Совет директоров выражает уверенность, что данное решение будет поддержано необходимым числом голосов на собрании акционеров. Дата внеочередного собрания акционеров ОАО «НЛМК» будет объявлена в ближайшее время.

Однако, как следует из того же официального сообщения, решение о проведении эмиссии акций на заседании совета директоров, состоявшемся 27 января, было принято не единогласно. «Большинство акционеров ОАО «НЛМК» высказали свою заинтересованность в привлечении на Новолипецкий металлургический комбинат дополнительных инвестиций. Среди крупных держателей акций предприятия лишь Международный инвестиционный фонд Cambridge Capital Management (ССМ) выступил с возражениями против дополнительной эмиссии. Свою позицию инвестиционный фонд ССМ вправе отстаивать на собрании акционеров.

Свое несогласие с принятым решением инвестиционный фонд ССМ выразил и в специально распространенном пресс-релизе, в котором высказал весьма серьезные претензии в адрес руководства ОАО «НЛМК». В частности, решение о проведении дополнительной эмиссии инвестиционный фонд Cambridge Capital Management охарактеризовал как «попытку руководства комбината отвлечь внимание от реальной проблемы — от того, как ведутся дела в компании». Одновременно в заявлении весьма недвусмысленно говорится о том, что ССМ намерен на грядущем внеочередном собрании заблокировать принятие решения о проведении дополнительной эмиссии. Привести это обещание в исполнение ССМ удастся только в том случае, если вместе с этим инвестиционным фондом на собрании против проголосует и кто-то из других акционеров: ССМ принадлежит около 17% акций, а для «блокировки» необходимо 25%. Однако следует заметить, что на одном из предыдущих собраний Cambridge Capital Management уже демонстрировал объединение иностранных инвесторов «весом» в 25 с лишним процентов акций. Следовательно, не исключено, что ситуация повторится.

Заявление инвестиционного фонда ССМ о своем нежелании поддерживать дополнительную эмиссию акций ОАО «НЛМК» можно объяснить только одним: фонд не хочет вкладывать в комбинат дополнительные средства. Поскольку распространяться новые акции должны по закрытой подписке среди нынешних акционеров, и каждому из них будет предложено выкупить соответствующее (в нынешнем пропорциональном отношении) количество акций, то ССМ придется выложить более 25 млн. долларов. Судя по всему, фонд считает такие траты для себя неприемлемыми. Если же на предстоящем внеочередном собрании Cambridge Capital Management не сумеет «объединить» 25% голосов и решение об эмиссии акций будет принято, то, скорее всего, одним из «крупных» акционеров на комбинате станет меньше. Можно предполагать, что в этом случае дополнительный пакет акций «прикупит» инвестиционный фонд «МФК-Ренессанс».

Не исключено, впрочем, что еще до проведения внеочередного собрания владельцы крупных пакетов акций ОАО «НЛМК» сумеют прийти к какому-то взаимоприемлемому решению.

Между тем наступивший 1999 год начался с нового этапа в работе Новолипецкого комбината по расширению внутреннего рынка сбыта продукции — создания дилерской сети НЛМК на территории России. Так, в г.Невинномысске открыт участок Новолипецкой металлобазы, который будет осуществлять торговлю продукцией НЛМК по всему Ставропольскому краю. Что касается «внутренних» новостей, то отныне, например, работа начальников структурных подразделений ОАО «НЛМК» будет оцениваться не только по производственным показателям, но и за успехи в решении социальных вопросов. Приказом генерального директора Новолипецкого комбината Ивана Франценюка предусматривается давать оценку работе начальников цехов по сумме 23-х социальных показателей. Сюда входит состояние заболеваемости и травматизма, условия труда на рабочих местах, уровень вредных производственных факторов, количество рабочих, отдохнувших в здравницах [[24]].

2.5.       Сельское хозяйство

Администрацией области принято решение о приобретении ста зерноуборочных комбайнов немецкой фирмы «Клаас». Это в значительной мере облегчит работу хлеборобов в предстоящую и последующие жатвы, учитывая, что в последнее время идет постоянное сокращение комбайнового парка хозяйств. Сезонная выработка каждого из «Клаасов» достигает 2000-2500 гектаров обмолоченных посевов против 350-400 у российских «Донов-1500». Сейчас прорабатывается финансовая сторона сделки [[25]].

3.    Социальная сфера

3.1.       Безработица

Программа содействия занятости населения на 1999-2000 годы, предусматривающая комплекс мер по предотвращению массовой безработицы, помощи тем, кто временно остался не у дел, разработана администрацией Липецка и представлена на утверждение городского Совета депутатов. Об этом сообщил на пресс-конференции для журналистов глава администрации областного центра Александр Коробейников. По его словам, реализация этой программы поможет снизить напряженность на рынке труда. Пока же ситуация здесь остается достаточно сложной. Так, в прошлом году в городскую службу занятости обратилось почти 70 тыс. человек, причем каждый пятый — по вопросам трудоустройства. Найти постоянную или временную работу с помощью сотрудников службы смогли 11 тыс. липчан [[26]].

3.2.       Покупательная способность населения

В начале февраля был обнародован рейтинг покупательной способности жителей России в IV квартале минувшего года, составленный экспертами Всероссийского центра уровня жизни. По сравнению с последним кварталом 1997 г., покупательная способность россиян упала на 21%. Число регионов с обеспеченным населением сократилось за это время до пяти (Москва, Тюменская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономный округа, а также Самарская область). В большинстве субъектов Федерации (71-м) население является малообеспеченным, в 12-ти — бедным. Среди областей Центрального Черноземья наиболее высокий индекс покупательной способности в Липецкой области — 1,61 (эта цифра показывает, сколько наборов прожиточного минимума можно купить на среднедушевой доход). В общем рейтинге липчане занимают 15-е место. Индекс покупательной способности в Белгородской области 1,48 (24-е место), в Курской — 1,39 (37-е место), в Воронежской — в 1,24 (44-е место), в Тамбовской — 1,13 (61-е место). Индекс покупательной способности москвичей составляет 5,29, что более чем в три раза выше среднероссийского [[27]].

3.3.       Цены

На 9,1% возросли в январе потребительские цены в Липецкой области. Опережающими темпами продолжали увеличиваться цены на продовольственные товары. Значительно подорожали мясопродукты — на 26%, колбасные изделия — на 34%, фрукты и цитрусовые — на 30%, разделанная мороженая и соленая рыба, овощи — на 22-24%, молоко и молочная продукция — на 16-19%. На 15% стали дороже алкогольные напитки, пиво — на 27%. Средняя по области стоимость набора из 25 основных продуктов питания составила в расчете на месяц 388,74 рублей — на 47,33 рубля (13,9%) выше по сравнению с концом предыдущего месяца. Рост цен на непродовольственные товары был несколько ниже, чем на продукты питания, и составил 5%. Выше этого поднялись цены на бельевой трикотаж, спортивную обувь для взрослых, моющие средства ювелирные изделия, бензин — на 11-13%, постельное белье — на 17%, шелковые ткани — на 26%. Цены и тарифы на платные услуги населению выросли за месяц на 1,5% [[28]].

3.4.       Заработная плата

На первое место в Центрально-Черноземном регионе по среднемесячной начисленной зарплате вышла Курская область — заработки за декабрь составили здесь 1102 рублей. В остальных областях региона эти показатели таковы: Липецкая — 1092 рублей, Белгородская — 1061, Воронежская — 929, Тамбовская — 900 рублей. Самыми высокооплачиваемыми во всех областях являются работники кредитования, финансов и страхования: так, средняя зарплата в этой сфере в Курской области составила 6597 рублей, в Липецкой — 4827 рублей, в Воронежской — 4109 рублей; а также чиновники органов управления — в Курской области — 2038, в Липецкой — 1975, в Тамбовской — 1845 рублей [[29]].

3.5.       Продовольственная корзина

Отметки 400 рублей достигла в Липецке в середине февраля стоимость минимального набора из 25 основных продуктов питания. Липецк стал последним городом в округе, перешагнувшим этот рубеж. Как сообщили в областном комитете госстатистики, стоимость продовольственной корзины в Белгороде составила 420 руб., в Орле — 434, в Воронеже — 439, в Тамбове — 447, в Туле — 461, в Рязани — 513 рублей [[30]].

3.6.       Криминал

27 января в управлении внутренних дел состоялась пресс-конференция по итогам работы липецкой милиции в минувшем году. В начале своего выступления начальник УВД области генерал-майор Александр Аксёнов сообщил, что на состоявшейся 15 января коллегии МВД России была отмечена хорошая работа правоохранительных органов Липецкой области. Уровень преступности в расчете на каждые 10 тысяч населения в области стал ниже, чем в «передовых» прежде Брянской, Курской, Воронежской и Орловской областях.

В 1998 году в Липецкой области зарегистрировано 16941 преступление. При общем небольшом росте этого показателя в целом по области в таких районах, как Данковский, Чаплыгинский, Лев-Толстовский, Лебедянский и Елецкий, произошло снижение числа преступлений. В Липецке в Юго-Западном, Левобережном и Московском отделах милиции также зарегистрировано меньше преступлений, чем год назад. Общая раскрываемость по области составила 74,6%, но по Липецку, несмотря на небольшую прибавку, достигла лишь отметки 66,4%. В результате умышленных убийств, дорожно-транспортных происшествий и пожаров в области за год погибли 740 человек.

Всего в течение года сотрудники милиции изъяли из незаконного оборота 1956 стволов огнестрельного оружия.

В результате выявленных преступных деяний экономической направленности государству и гражданам возмещен материальный ущерб на сумму 43 млн. рублей. Но по-прежнему «головной болью» сотрудников уголовного розыска остаются квартирные кражи и кражи автотранспорта. На брифинге говорилось обо всех видах преступлений и о мерах, которые позволят снизить их количество и улучшить их раскрываемость. Так, в области начиная с 1 января закрыты все пункты скупки цветных металлов. Укреплен специалистами и техникой отдел борьбы с незаконным оборотом наркотиков. На вопросы представителей СМИ вместе с генералом Аксеновым отвечали руководители управлений и служб УВД области [[31]].

4.    резюме

Политическая ситуация в феврале обнаружила наличие противоречий между исполнительной и законодательной властями региона. Созданная местной элитой иллюзия отсутствия каких-либо политических моментов разрушилась. Публичный отказ главы администрации области О.Королева обнаружил трения между двумя ветвями власти в регионе. Фактически столкнулись две позиции, два варианта областного бюджета на 1999 г.: один, социально ориентированный, предложенный Собранием депутатов, и т.н. «бюджет развития», внесенный областной администрацией. Обнаружились концептуальные расхождения между областной администрацией и депутатами. Очевидно, что в областном Совете становиться более выраженной «левая» ориентация. Это нашло подтверждение как в бюджетном процессе, так и в официальных заявлениях по поддержке работы Госдумы РФ в вопросе об импичмент президента, а также в инициативе добавить звание «народный» к областному Совету депутатов и соответственно к своему званию. Такая ориентация объясняется во многом фактом большинства среди депутатского корпуса представителей от сельских округов. Однако в «левое» большинство выглядит пассивным в сравнении с активным «правым» меньшинством, лоббирующим интересы АО «НЛМК».

В прошедшем месяце обнаружились разночтения между областной властью и администрацией г. Липецка, который является основной бюджетообразующей территорией региона. Мэр города А.Коробейников и председатель горсовета высказывали явное недовольство сложившейся в области практикой распределение финансовых средств от «богатого» промышленного областного центра к «бедным» сельским территориям. Представители городской администрации столкнулись с открытым намерениями администрации области поставить под свой контроль недавно созданный губернский банк. По совместному соглашению город имеет 25% акций создающегося губернского банка, столько же— в ведении области. Муниципалитету стало известно, что о намерением договориться о покупке пакета в 26% акций создаваемого банка «Росдорбанком», предварительно не поставив в известность администрацию Липецка. По этому поводу власти города обвинили областную администрацию в нарушении «нормальных партнерских отношений». К этому добавилось стремление областной власти поставить «своего человека» в руководстве банка.

В целом стоит отметить, что всем том, что состоялось разрушении иллюзии единства власти в регионе, областная администрация в лице губернатора О.Королева показала способность проводить своей курс. Исполнительная власть сумела «продавить» в областном Совете свой вариант бюджета. Губернатор демонстрирует уверенность в проводимой его администрацией политике, большой запас легитимности. При этом законодательная власть не решается идти на открытый публичный конфликт. Хотя во всех последних «популистских» акциях областного совета просматривается, прежде всего, стремление депутатов создать вокруг себя ореол защитников социальных нужд населения.



Источники

[1]. Де-факто. — 1999. — 5-8 февраля.

[2]. Липецкая газета. — 1999. — 9 февраля.

[3]. Липецкая газета. — 1999. — 26 февраля.

[4]. Железняк В. Липецкая область в декабре 1998 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1998. — №12 (83).

[5]. Липецкие известия. — 1999. — 12 февраля.

[6]. Липецкая газета. — 1999. — 20 февраля.

[7]. Липецкая газета. — 1999. — 25 февраля.

[8]. Де-факто. — 1999 — 16-18 февраля.

[9]. Липецкая газета. — 1999. — 25 февраля.

[10]. Де-факто. — 1999. — 12-15 января.

[11]. Липецкая газета. — 1999. — 20 февраля.

[12]. Липецкая газета. — 1999. — 27 февраля.

[13]. Де-факто. — 1999. — 9-11 февраля.

[14]. Де-факто. — 1999. — 12-15 февраля.

[15]. Липецкая газета. — 1999. — 17 февраля.

[16]. Липецкая газета. — 1999. — 18 февраля.

[17]. Де-факто. — 1999. — 23-25 февраля.

[18]. Липецкая газета. — 1999. — 12 февраля.

[19]. Липецкая газета. — 1999. — 9 февраля.

[20]. Липецкая газета. — 1999. — 19 февраля.

[21]. Липецкая газета. — 1999. — 26 февраля.

[22]. Липецкая газета. — 1999. — 13 февраля.

[23]. Де-факто. — 1999. — 5-8 февраля.

[24]. Де-факто. — 1999. — 5-8 февраля.

[25]. Липецкая газета. — 1999. — 10 февраля.

[26]. Липецкая газета. — 1999. — 18 февраля.

[27]. Липецкая газета. — 1999. — 5 февраля.

[28]. Липецкая газета. — 1999. — 24 февраля.

[29]. Липецкая газета. — 1999. — 23 февраля.

[30]. Липецкая газета. — 1999. — 27 февраля.

[31]. Де-факто. — 1999. — 29 января — 1 февраля.