Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Дагестан

Энвер КИСРИЕВ

Республика Дагестан

в январе-феврале 1999 года

1.    Политика

1.1.       Вопрос о введении поста президента республики

Политическая обстановка в республике в январе выглядела стабильной. Относительное политическое спокойствие объясняется главным образом тем, что ряд оппозиционно настроенных лидеров и активистов криминально-политических группировок, накануне неустанно муссировавших вопрос о необходимости введения должности всенародно избираемого главы республики как панацеи от комплекса внутридагестанских проблем, способных организовать и финансово поддержать разрозненные оппозиционные силы, ныне находятся под арестом или объявлены в розыск. Заинтересованные в сохранении существующих государственных органов, т.е. госсовета Дагестана, представители власти, ободренные решениями ряда организаций, прежде всего лезгинского народного движения «Садвал» и Компартии Дагестана, об отрицательном отношении к ноной форме государственного устройства, не чувствуют сопротивления. Прогнозируя итоги плебисцита путем механического сложения голосов избирателей различных национальностей эти организации несколько самоуспокоились.

Вопрос «Быть или не быть президенту в Дагестане?» уже выносился на референдум дважды — в 1992 и 1993 гг. Но в обоих случаях не находил поддержки народа. Данные социологических исследований, проведенных по заказу информационного управления министерства по делам национальностей, информации и внешним связям Дагестана, свидетельствуют о крайне незначительном росте числа сторонников установления президентской формы правления. Но их число все же значительно, чтобы повлиять на итог плебисцита.

Серьезного изменения отношения дагестанцев к вопросу «Быть или не быть президенту в многонациональной республике?» вряд ли стоит ожидать. Свою лепту в положительный результат плебисцита может внести команда по делам национальной политике России Рамазана Абдулатипова, активность которого в ближайшей перспективе скорее всего возрастет. Но ожидать сколько-нибудь серьезного эффекта, по мнению наблюдателей, не приходится.

1.2.       Избирательная кампания по выборам в депутаты Народного собрания

Относительно предстоящих выборов в Народное собрание республики местные аналитики отмечает, что по самым осторожным прикидкам состав парламента второго созыва может быть обновлен примерно на 70-80%, благодаря стремлению ряда ведущих политиков республики заполучить как можно большую часть контрольного пакета голосов в парламенте. В Дагестане изменились расклад сил и политическая ситуация в результате проведения широкомасштабной кампании по борьбе с оргпреступностью и коррупцией. Принятый в конце 1998 г. республиканский закон о выборах в республиканский парламент запрещает совмещение депутатских полномочий с государственной или муниципальной службой военнослужащим, сотрудникам МВД и представителям других силовых структур и ведомств. Такое развитие событий внесет серьезные коррективы как в ожидаемый состав будущего парламента, так и в политическую ситуацию в республике в целом (из-за ослабления рычагов косвенного влияния исполнительной власти на парламент и законодательный процесс).

По мнению большинства наблюдателей, основную борьбу за контрольный пакет голосов в будущем парламенте будут вести несколько ведущих политиков, имеющих в своем распоряжении административно-финансовые хозяйственные избирательные инфраструктуры для поддержания представителей своей команды на выборах. Что касается партий и движений, то организационного и массового выдвижения кандидатов по многим округам, по всей вероятности, следует ожидать только от Компартии и Народно-патриотического союза России, являющихся наиболее массовыми организованными политическими силами в республике. Есть вероятность, что какое-то количество кандидатов будут представлять лужковское «Отечество» и «Союз народовластия и труда» Андрея Николаева, поддерживаемых некоторыми влиятельными политиками в республике.

Некоторую активизацию организаций, являющихся филиалами или отделениями общероссийских партий и движений. следует ожидать в ближайшей перспективе в связи с предстоящими выборами в Госдуму России. Как и в большинстве субъектов страны, бывшая партия власти «Наш дом — Россия» в республике была искусственным образованием, созданным под эгидой исполнительной власти под конкретные лица. Поэтому рассчитывать на какие-либо серьезные успехи в республике НДР не придется. С Коммунистической партией Дагестана и Народно-патриотическим союзом России в этом смысле давно все ясно. Серьезная активизация наметилась со стороны «Отечества» и «Союза народовластия и труда», лидером которого в Дагестане стал вице-премьер правительства Дагестана, генеральный директор АО «Роснефть-Дагнефть» Гаджи Махачев.

Примечательно, что за место в республиканском отделении «Отечества» вели борьбу 3 политические группы, из которых в Москве получила карт-бланш организация, возглавляемая ректором педагогического госуниверситета Шейхом Исмаиловым. Некоторые наблюдатели полагают, что из Москвы эту группу политиков опекает бывший секретарь Совбеза республики Магомед Толбоев и министр по национальной политике России Рамазан Абдулатипов. Не исключается подключение к борьбе за высший пост и мэра Махачкалы Саида Амирова, чья деятельность на этом поприще отмечена реальными успехами умелого хозяйственника и опытного политика.

Союз мусульман России, имевший достаточно прочные связи в республике, после объявления в розыск его лидера депутата Госдумы России Надиршаха Хачилаева, по сути, и не стал существовать здесь как политическая организация, сколько-нибудь реальная политическая сила. Его нишу в республике может занять общемусульманское общественное движение России «Hyp», которому, по некоторым данным, будет оказывать поддержку Духовное управление мусульман Дагестана.

В будущем парламенте скорее всего самой сильной станет группировка Амирова, но председателем парламента скорее всего (при условии сохраняющегося Госсовета с Магомедали Магомедовым) останется Муху Алиев, хотя значительными возможно окажутся и группировки набирающего силы Гамзатова и Махачева. Кстати, стало известно, что Гамзатов изъявил твердое намерение выдвигаться на пост главы республики — президента, если этот вариант пройдет. Единственным, кому он может уступить дорогу, он назвал Абдулатипова. Судя по напористости, с которой действуют Гамзатов и Абдулатипов, наши прежние предположения о серьезных силах, заинтересованных в их приходе к власти в Дагестане, оправданы. Это позволило бы ускорить процесс перехода к президентской форме правления и фактически привело бы к приходу к власти в Дагестане крайне правых протурецки ориентированных антироссийских сил.

Весь февраль был отмечен активной предвыборной кампанией в парламент республики. Претенденты на депутатские мандаты вышли в избирательном марафоне на финишную прямую. Выборы состоятся 7 марта 1999 г. 1 млн. 246 тысячам 244 гражданам Дагестана, обладающим активным избирательным правом, предстоит сделать свой выбор. На 121 депутатское место зарегистрирован 491 претендент. Между тем, оказалось 19 округов, по которым нет никакой конкуренции и единственным претендентам достаточно собрать больше половины из 25% пришедших на голосование. В среднем в избирательном округе 10 тыс. избирателей.

Из зарегистрированных сейчас кандидатов 64 человека являются депутатами нынешнего парламента. Всего из кандидатов 49 имеют юридическое образование, 27 являются главами администраций районов и городов РД. Следует особо отметить, что 33 кандидата являются «государственными» и 27 «муниципальными служащими» (к ним не относятся, избранные голосованием, главы администраций), т.е. категория граждан, которые, в случае избрания, в соответствии с Законом «Выборах в НС РД» (ст.5) придется сложить с себя свои служебные полномочия. Среди кандидатов 14 имеют судимость, в основном погашенную. В отношении некоторых кандидатов выясняется факт наличия или отсутствия судимости для решения вопроса об аннулировании регистрации.

Проблемой стала практика применения п.10 ст.31 Закона РД «О выборах депутатов Народного Собрания РД», где речь идет о подложности подписей, т.е. подписей, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не вносил собственноручно свои данные и не подписывался. 16 жалоб были рассмотрены судами. Из них 11 отказов приходятся на окружные избирательные комиссии Махачкалы и 4 отказа – на избирательную комиссию г.Буйнакска. Некоторым кандидатам пришлось заниматься судебными тяжбами, пройдя все инстанции Дагестана – от районного суда до Президиума Верховного суда РД. Некоторые дела суды рассматривают более 3-х недель вместо максимально предусмотренных 10 дней. Было отказано, а затем через суд зарегистрированы Алиева Герекмас Токболатова Бурлият, Алиев Али – известный правозащитник, заменитель председателя Независимого профсоюза водителей предпринимателей (по лакскому округу); известный диссидент брежневских времен Вазиф Мейланов (по лезгинскому округу) и др.

Как известно, в республике существует своеобразная избирательная система, предусматривающая обязательность соблюдения пропорций представительства основных национальностей в НС РД относительно их численности в составе населения. С той целью, помимо обычных территориальных избирательных округов, в многонациональных сельских районах и городах республики определены, так называемые, «национально-территориальные избирательные округа», в каждом из которых могут выдвигаться исключительно лица одной определенной национальности. Это снимает в ходе предвыборной борьбы момент межэтнического противостояния, поскольку предвыборное противостояние кандидатов происходит исключительно внутри каждой конкретной национальности, и обеспечивает необходимые пропорции национального представительства в парламенте. С этой целью были образованы 65 «национально-территориальных избирательных округов». При этом, многонациональное население этих округов никак не подразделяется. Все, имеющие право голоса граждане такого округа избирают одного, из определенного количества кандидатов, принадлежащих к какой-то одной национальности.

Попытка судебного опротестования феномена «национальных округов» была предпринята еще на выборах в органы местного самоуправления районов и городов. Однако Конституционный суд РД признал эту практику, основанную на положениях «Закона о выборах в органы местного самоуправления РД» соответствующей Конституции РД.

Другой особенностью дагестанской избирательной системы являются «женские избирательные округа» по аналогии с «национальными». Из 121 одномандатного округа, было определено 7 «женских», для того, чтобы обеспечить присутствие слабого пола в высшем представительном органе власти Дагестана. Однако это законодательное мероприятие не было поддержано Конституционным Судом. По гражданскому запросу Конституционный суд РД в начале февраля признал эту инновацию «не соответствующей Конституции РД». Это привело к тому, что сроки регистрации кандидатов были продлены. По календарному плану регистрация завершилась 30 января, тем не менее в практическом плане этот период не завершился до конца февраля.

По данным на конец февраля, избирательная кампания проходит без жестких и насильственных эксцессов, правда с большим количеством многообразных и изощренных нарушений. На этот раз кандидаты используют весь арсенал средств предвыборных технологий, в том числе, подбор однофамильцев для развития голосов и многое другое. Самым распространенным приемом стал отказ окружных избирательных комиссий в регистрации на основании не правильно оформленных подписей. Таким путем были отстранены от борьбы «неожиданные» претенденты, которые могли нарушить ход борьбы между «тяжеловесами», продвижение которых может остановить только подсчитанные избирательной комиссией голоса. 26 лицам, котором было отказано комиссиями по надуманным причинам, удалось попасть в списки претендентов с помощью судебных решений.

Следует отметить, что в Дагестане на выборах по подавляющему числу избирательных участков идет подлинная и жестокая борьба. Это внушает серьезные опасения у правоохранительных органов, поскольку возможны серьезные стычки на избирательных участках. Так, председатель Избирательной комиссии РД признал, что «окружные, а также участковые комиссии формируются главами администраций и райгорсобраниями под конкретных кандидатов в депутаты». Кроме того, многие высокие должностные лица участвуют в агитации в пользу того или иного кандидата, в то время как закон категорически запрещает это [[1]].Вместе с тем, можно утверждать, что многообразные приемы махинаций с избирательными комиссиями, избирателями и избирательными бюллетенями, в настоящее время успешно нейтрализуются, поскольку силы, противостоящие друг другу достаточно внушительны и авторитетны. Количество кандидатов, из числа лиц, не имеющих мощной финансовой и силовой поддержки, исчисляется единицам, а их шансы быть избранными – близки к нулю. Впервые задействована система средств автоматизации ГАС «Выборы», которая значительно улучшает оперативность мероприятий. Кроме того, открываются эффективные возможности проверки различного рода злоупотреблений.

Примечательно, что многие авторитетные лица, из числа тех, кто был подвергнут уголовному преследованию в последние полгода комиссией Владимира Колесникова (первый замминистра МВД РФ) выдвинули свои кандидатуры в депутаты. Одни из них, находятся под арестом (Магомед Хачилаев – лидер лакского народа, депутат НС РД), либо отпущены под подписку до суда (бывший мэр Каспийская Руслан Гаджибеков, министр юстиции РД Тажудин Бежамов), либо скрывающиеся от правоохранительных органов (Шарапудин Мусаев – бывший руководитель дагестанского отделения Пенсионного фонда РФ).

Однако, ни одно дело связанное с репрессированными авторитетами не дошло и, очевидно не дойдет, до суда. Исключение представляет дело Курбана Махмудгаджиева, бывшего председателя махачкалинствого городского Собрания, обвиненного первоначально в организации взрыва с целью покушения на жизнь мэра Махаскалы Саида Амирова, и приговоренного судом к 1 году тюремного заключения за «провокационные призывы к насилию» на митинге на центральной площади Махачкалы.

Одновременно с выборами в парламент состоится очередной, уже третий по счету референдум о необходимости введения поста Президента РД. Этот вопрос встает каждый раз в момент ожесточенной борьбы за высшую власть в республике. В настоящее время все высшее руководство республики высказывается против такого поста, за коллегиальный исполнительный орган власти – Государственный совет, состоящий из 14 членов, по одному от каждой их основных национальностей. Между тем, новый муфтий Дагестана, ставший пол года назад после гибели Саидмуххамада хаджи Абубакарова, Ахмад хаджи Абдулаев в своем обращении, опубликованном накануне выборов высказался за единичного главу республики, избираемого всенародным голосованием. «Наше мнение: как бы ни назывался руководитель республики, он должен быть всенародно избранным, получившим поддержку хотя бы большинства населения и подотчетным избирателям. Сегодня у народа этого права нет» [[2]].

1.3.       Последняя сессия Народного Собрания первого созыва

25 февраля состоялась последняя, сороковая, сессия дагестанского парламента (Народного Собрания) первого созыва. Среди рабочих вопросов последней сессии были главным образом промежуточные обсуждения финансовых вопросов: о проекте закона РД «О налоге с продаж», о проекте закона РД «О едином налоге на временный доход для определенных видов деятельности на территории РД», о проекте закона РД «О финансировании государственных расходов из республиканского бюджета РД в первом квартале 1999 года». Председатель НС выступил с докладом «Об итогах деятельности НС РД первого созыва (март 1995 г. – февраль 1999 г.» Он назвал главным деятельности НС то, что «дагестанский парламент состоялся как законодательный орган государственной власти, твердо стал на ноги, занял свое место как самостоятельная ветвь власти». Отмечено, что из нынешнего состава депутатов 3 депутата в последствие избраны в состав Государственного совета, 8 были утверждены членами правительства и перешли туда на работу и более 20 были назначены заместителями министров или на другие ответственные должности в системе органов исполнительной власти республики. В результате террористических актов было убито 8 депутатов [[3]].

1.4.       Визиты

1 февраля в Дагестана приехал первый премьер Правительства России Вадим Густов. Целью своей поездки, по его словам, было ознакомление с обстановкой в республике. Ситуация, сложившаяся в России, в частности, в Дагестане, требует кардинальных мер по оздоровлению экономики. «Если, — сказал в Густов — в Махачкале, в ближайшие год-два не заработают предприятия, не появятся новые рабочие места, а люди не станут вовремя получать зарплату, удержать ситуацию от падения в пропасть не удастся» [[4]].

21 февраля в Дагестан прилетел депутат Госдумы генерал Андрей Николаев. По его словам, это рабочая поездка по приглашению руководства республики и региональной организации «Союза народовластия и труда». Его встречали председатель правительства РД и его заместитель Гаджи Махачев, который возглавляет дагестанское отделение этой политической организации.

2.    Социальная сфера

2.1.       Уровень жизни

Набор из 25 основных продуктов питания на начало февраля стоил 430 рублей. Он вырос по сравнению с декабрем 1998 г. на 9.5%. Величина прожиточного минимума на 1 человека в январе составила 573.3 рубля, в том числе для трудоспособного населения – 648, пенсионеров 402, и детей – 574 рубля. Таким образом, среднемесячная зарплата в республике ниже величины прожиточного минимума.

2.2.       Криминал

Продолжаются различные акции военного характера, правда сейчас их стало несколько меньше и их значимость незначительна.

2 февраля, около 8 часов утра в Махачкале на одной из центральных улиц сработало взрывное устройство – радиоуправляемый 100-мм фугасный снаряд. По всем признакам взрыв был направлен против 22 военнослужащих внутренних войск (наряд) ехавших в автомашине «Урал» для охраны телецентра. В результате взрыва осколком случайно был ранен водитель «Волги», в результате чего он выехал га встречную полосу и столкнулся с другой автомашиной. раненный шофер скончался в больнице. Незначительный ущерб причинен «Уралу» и серьезно повреждены 4 автомашины, оказавшиеся поблизости в момент взрыва.

В этот же день, 2 февраля в Каспийске произошел взрыв устройства вблизи расположения воинской части, в результате которого получил тяжелое ранение прапорщик Сергей Дуванов из подразделения обеспечения вспомогательного пункта управления СКВО. Как считают компетентные органы акция была спланирована. Самодельное взрывное устройство с электрическим взрывателем довольно высокой мощности было установлено на дороге, где проходит маршрут движения военных автомобилей, направляющихся из воинской части в Каспийск. Взрыв, очевидно, предназначался не для одного прапорщика.

В ночь на 7 февраля в ходе операции по задержанию угонщиков машины, был обстрелян из засады уазик, в котором находились оперуполномоченный ОУП ГОВД старший лейтенант и милиционер-водитель. Оба они были убиты.

На КПП «Герзельский в Новолакском районе на границе с Чечней 7 февраля 4 неизвестных отказались предъявить документы. В ходе столкновения трое из нарушителей были ранены. В последующем были задержаны еще трое жителей Чечни, спровоцировавшие этот инцидент.

13 февраля в Карамахах в результате бытовой ссоры возникла драка, в результате чего один из участников был убит. Один участник инцидента и сотрудник милиции были взяты в заложники друзьями и родственниками погибшего. По их словам, они хотели узнать все обстоятельства произошедшего. Республиканская милиция не может осуществлять необходимые в таких случаях дейстивия. Выехавший на переговоры с жителями селения один из заместителей министра ВД РД, сказал, что «инцидент можно считать исчерпанным» [[5]].

18 февраля в селении Касумкент в кабинете главы районной администрации Гамида-Эффенди Нежведилова возникла ссора с главой Испикской сельской администрации Абдкл-Фатахом Данияловым, в ходе которого по не выясненным причинам милиционером-стажером из пистолета главы администрации был смертельно ранен Даниялов. На следующий день около 150 жителей района из селения Испик забросали камнями наряд милиции, охранявший здание райадминистрации, разбили окна, взломали двери и, разгромив здание, разошлись. Никто из сотрудников милиции и нападавших не пострадал. На месте происшествия выезжали министры ВД РД Магомедтагиров и по делам национальности Гусаев.

Особую тревогу последнего периода вызывает значительный рост краж людей. За 1998 г. с территории Дагестана было похищено около 140 человек, что в 2 раза больше, чем в 1997 г. Около 700 человек в настоящее время остаются заложниками на территории Чечни. Среди них около 100 военнослужащих, причем, наибольшее их число было захвачено из Буйнакской бригады Министерства обороны. Будучи в Дагестане, министр ВД РФ Степашин заявил, что недавно был задержан офицер этой части, который подозревается в причастности к похищениям военнослужащих своей части. Новый год не приносит обнадеживающих показателей по этому виду преступлений.

Судя по некоторым признакам усилилась работа пограничников по задержанию нарушителей на южной границе Дагестана с Азербайджаном. С начала текущего года уже задержано 30 нарушителей, треть из которых иностранцы, главным образом граждане Ирана и Турции.



Источники

[1]. Дагестанская правда. — 1999. — 27 февраля.

[2]. Дагестанская правда. — 1999. — 27 февраля.

[3]. Дагестанская правда. — 1999. — 26 февраля.

[4]. Дагестанская правда. — 1999. — 3 февраля.

[5]. Дагестанская правда. — 1999. — 16 февраля.