Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Новгородская область

Андрей Якурин

Новгородская область

в феврале 1999 года

1.    Деятельность органов власти

25 февраля область посетил министр юстиции РФ Павел Крашенинников. Он встретился с губернатором области и областным активом.

26 февраля область посетил министр образования РФ Владимир Филиппов. Гость посетил одну из школ Новгорода, встретился с активом отрасли. Как сообщило новгородское телевидение, В.Филиппов заявил, что учащиеся лицеев, гимназий и других школ, за обучение которых взимается плата, согласно новому закону не будут пользоваться привилегиями при зачислении в вузы.

В этот же день в Новгороде прошло заседание Союза городов Северо-Запада России. Мэры городов обменялись мнениями о сложившейся ситуации в экономике, поделились опытом преодоления кризисных явлений в промышленности.

2.    выборы

2.1.       Ситуация накануне выборов губернатора

В декабре 1999 года одновременно с выборами депутатов Государственной Думы в Новгородской области пройдут выборы губернатора.

В отличие от губернаторских выборов 1995 года, когда победа М.М.Прусака не вызывала ни у кого сомнений, исход предстоящих выборов представляется неоднозначным. Во многом как ход предвыборной борьбы, так и результат выборов будут зависеть от того, будет ли баллотироваться на пост губернатора области нынешний мэр Великого Новгорода Александр Корсунов.

Александр Владимирович Корсунов родился 18 февраля 1951 года в станице Спокойное Отрадненского района Краснодарского края в крестьянской семье. По национальности — русский. После окончания школы в 1968 году он в течение года работал шофером колхоза имени Крупской Отрадненского района Краснодарского края. В 1969 году А. В. Корсунов поступил на дневное отделение Кубанского сельскохозяйственного института в городе Краснодаре, который закончил в 1974 году, получив специальность инженера — механика.

С 1974 по 1983 год он работал на руководящих должностях сельхозпредприятий Шимского района Новгородской области, начальником производственного управления сельского хозяйства Шимского района, заместителем председателя райисполкома.

В сентябре 1983 года А.В.Корсунов был избран первым секретарем Пестовского районного комитета КПСС, а в январе 1988 года был назначен генеральным директором только что созданного агропромышленного комбината «Ильмень», действовавшего в масштабах Новгородской области.

В апреле 1990 года Александр Владимирович Корсунов стал первым заместителем председателя облисполкома, а с ноября 1991 года — заместителем главы администрации Новгородской области.

В марте 1994 года А.В.Корсунов был назначен главой администрации города Новгорода.

Весной 1995 года А.В.Корсунов возглавил только что созданное областное отделение движения «Наш дом — Россия».

Избран мэром Новгорода в 1996 году, согласно Устава Великого Новгорода возглавляет также городскую Думу.

По сведениям, полученным автором из конфиденциальных источников, в 1995 году А.В.Корсуновым рассматривал вопрос о возможной баллотировке на пост губернатора, однако тогда он выдвигать свою кандидатуру не стал, опасаясь конфликта с местными элитными группами.

К 1999 году ситуация изменилась. Экономическая и кадровая политика М.М.Прусака (только во второй половине 1998 года по разным причинам сменилось 3 вице-губернатора) вызвали недовольство со стороны части новгородской элиты. По некоторым сведениям, рядом крупных промышленных и финансовых руководителей области теперь уже не отвергается без обсуждения вопрос о возможности смены М.Прусака на посту губернатора. Единственной приемлемой альтернативой для новгородской элиты может быть только нынешний мэр Великого Новгорода.

Необходимо отметить, что, являясь мэром областного центра и председателем Новгородской городской Думы, А.Корсунов также является вице-губернатором Новгородской области (что плохо согласуется с федеральным законодательством).

Взаимоотношения между мэром и губернатором ныне весьма натянуты. Прежде всего, это объясняется тем, что Новгород из всех муниципальных образований единственный является донором, что само по себе вызывает типичные для России конфликты между исполнительной властью области и областного центра. Кроме того, по имеющимся у автора сведениям, недовольство Губернатора вызывает чересчур самостоятельная политика мэра, в том числе внешнеэкономическая (Великий Новгород является членом Нового Ганзейского союза, здесь реализуется ряд крупных инвестиционных проектов и т.д.).

В 1998 году губернатор области, ссылаясь на финансовые затруднения, отказался финансировать шахматный турнир высшей категории «Господин Великий Новгород», в результате чего проводимый на протяжении ряда последних лет с участием сильнейших шахматистов мира престижный турнир так и не состоялся.

О степени остроты конфликта между мэром и губернатором можно судить и по следующим фактам. В начале сентября 1997 года Москва праздновала 850-летие со дня основания. Новгородские СМИ обошли это событие молчанием. Новгородскую область представлял председатель областной Думы Анатолий Бойцев. Губернатор области в торжествах не участвовал, а мэр города Новгорода был собственноручно вычеркнут губернатором из списка приглашенных в силу крайней необходимости его присутствия в момент торжеств на территории столицы Новгородского региона [[1]]. На состоявшейся осенью того же года встрече с Дж.Соросом, проходившей в конференц-зале НовГУ, находившийся в зале мэр даже не был представлен участникам встречи, хотя сам губернатор, его заместитель, иные руководители представлены были.

Затянувшийся конфликт между губернатором и мэром областного центра (сами они, кстати, наличие данного конфликта не подтверждают), а также поддержка мэра значительной частью новгородской элиты позволяют предположить, что А.В.Корсунов выдвинет свою кандидатуру на должность губернатора Новгородской области.

Сам А.Корсунов пока что никаких заявлений по поводу своей возможной баллотировки не делал.

2.2.       Рейтинги популярности

Комитет госслужбы Администрации Новгородской области в декабре 1998 года провел опрос популярности политиков области [[2]]. Вопрос звучал так: «Кто из руководителей пользуется Вашим наибольшим доверием?» Всего было опрошено 1164 человека.

Были получены следующие ответы:

 

Таблица 1

Место

Фамилия

%

1.

М.Прусак

79,1

2.

Е.Зеленов

34,8

3.

А.Корсунов

29,9

4.

А.Бойцев

27,7

5.

С.Садальский

20,7

6.

М.Скибарь

18,4

7.

В.Гайдым

18,4

8.

Н.Ренкас

17,8

9.

А.Бойцов

17,2

10.

Н.Биндюков

16,8

 


В Волотовском районе предпочтения избирателей распределились несколько по-другому:

 

Таблица 2

Место

Фамилия

%

1.

М.Прусак

45,7

2.

В.Гайдым

41,4

3.

М.Скибарь

31,0

4.

Н.Биндюков

24,0

5.

Е.Зеленов

18,5

 

1.1.       Закон о выборах губернатора области

В конце 1998 года Областная Дума приняла областной Закон о выборах губернатора области.

Губернатор Новгородской области избирается сроком на 4 года. Губернатором области может быть избран гражданин РФ, достигший 30-летнего возраста.

Постановление областной Думы публикуется не ранее, чем за 120 дней, но не позднее, чем за 90 дней до дня голосования.

В случае досрочного прекращения полномочий губернатора областная Дума назначает выборы на календарный выходной день месяца, следующего за тремя месяцами со дня досрочного прекращения полномочий губернатора области.

Избирательная комиссия области назначается сроком на 4 года. Она состоит из 14 членов с правом решающего голоса, 7 из них назначаются областной Думой, 7 — администрацией области.

Не менее трети членов комиссии, назначаемых каждой из ветвей власти, назначается на основе предложений, поступивших от политических организаций, имеющих фракцию в Государственной Думе РФ. От каждой из таких организаций в избирательную комиссию может быть назначено не более одного человека.

Территориальные и участковые избирательные комиссии назначаются соответствующими органами местного самоуправления не позднее, чем за 60 дней до даты выборов. В состав каждой из таких комиссий входит 5-10 человек. Принцип формирования территориальных и участковых избирательных комиссий такой же, как и областной избирательной комиссии. Срок полномочий территориальной избирательной комиссии истекает через 60, а участковой — через 10 дней после официального опубликования результатов выборов.

Выдвижение кандидатов на должность Губернатора области может производиться непосредственно избирателями, избирательными объединениями и блоками, а также путем самовыдвижения.

Период выдвижения составляет 30 дней и начинается со дня официального опубликования сообщения о назначении выборов.

Для регистрации кандидату необходимо представить в избирательную комиссию подписи кандидатов в его поддержку в количестве не менее 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории области[1]. При этом количество представленных кандидатом подписей не должно превышать эту цифру более, чем на 15%. Все записи в подписной лист вносятся избирателями собственноручно. Требуется, чтобы количество обнаруженных в ходе проверки недостоверных подписей не превышало 5% от общего числа собранных подписей. Полная проверка подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, проводится, если при выборочной проверке обнаруживается более 3% недостоверных подписей.

Оплата сборщикам подписей работы может производиться только через избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.

Сбор подписей производится по месту работы, учебы, службы, жительства. При этом запрещается участие в сборе подписей администраций учреждений, предприятий, организаций всех форм собственности. Также запрещается проводить сбор подписей в процессе и местах выдачи заработной платы.

Кандидатам запрещены любые формы подкупа избирателей — проведение льготных распродаж товаров, бесплатное распространение любых товаров, а также предоставление услуг на льготных условиях.

Избирательные фонды кандидатов могут включать в себя личные средства кандидата — не более 50 МРОТ, средства, выделенные избирательным объединением — не более 100 МРОТ. Размер пожертвований физических лиц ограничен 30 МРОТ, юридических лиц — 300 МРОТ. Предельный размер избирательного фонда кандидата — 3000 МРОТ.

Выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие более 25% избирателей. При этом число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, должно быть больше, чем число голосов, поданное против всех. Избранным признается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании (то есть, избирательная система не предусматривает второго тура голосования).

2.    Социально-экономическая ситуация

2.1.       Итоги 1998 года

2.1.1.      Промышленность

Рост объемов производства за 7 месяцев 1998 года составил 5,2%, за год в целом рост составил 1,7% (по России в целом спад производства составил 5,2%). На уровень, достигнутый до кризиса, сумели к концу года вернуться и превысить его «Акрон», «Флайдерер-Чудово», «Новгородский завод стекловолокна», «Мясной двор», «Дека», «Лактис», машиностроительный завод, «Контур», «Сплав», «Квант», и т.д.

Соотношение прибыльных и убыточных предприятий в области 47 и 53% соответственно. Испытывают трудности Старорусский авиаремонтный завод, «Спектр», «Старт», «Планета», «Трансвит», «Мстатор».

2.1.2.      Строительство

Строительной деятельность в области занимается 1200 организаций, занято 34 тысячи человек. Задолженность бюджета области строительным организациям за 1998 год составила 20 млн. рублей долгов, за 1997 год размеры долга составляли 17-18 миллионов. В бюджете нынешнего года предусмотрены инвестиции в 26,6 миллиона, предполагается отдать 1617 миллионов долга. По сообщению М.Скибаря, области удалось провести серию зачетов и получить лимит на получение материальных ресурсов в 40 млн. рублей за счет не профинансированных объемов по федеральным жилищным программам, кроме того, губернатору области М.Прусаку удалось получить 8 миллионов рублей на ремонт фундаментов в домах старой постройки в Новгороде.

2.1.3.      Сельское хозяйство

В отрасли в 1998 году сельхозпредприятия сработали с убытком в 170 млн. рублей. В 1997 году в области было всего 2 рентабельных хозяйства, в 1998 3 — «Каменское» Боровичского района, «Рассвет» Окуловского района и «Россия» Солецкого района. Область предоставила налоговые льготы новгородскому машиностроительному заводу, выпускающему фасовочное оборудование, налоги при этом бюджет брал товаром, поставляя его сельским переработчикам. Переработка сельхозпродукции хорошо поставлена в Пестовском, Хвойнинском и Крестецком районах, на подъеме эта отрасль в Окуловском и Парфинском районах. В 1998 году в области создано дополнительно 44 заготовительных пункта сбора молока, его закупки увеличились в 1998 по сравнению с 1997 годом в 1,6 раза.

2.1.4.      Транспорт

Возникли сложности с возвратом кредита, взятого на закупку автобусов «Мерседес» у Всемирного банка. Прорабатывается вопрос отсрочки платежей на 12 лет.

2.1.5.      Социальная сфера

В первой декаде января область рассчиталась по пенсиям за январь, на 1 февраля по области было выплачено 3 млн. рублей февральской пенсии.

Средняя зарплата по области составила в 1998 году 847 рублей, она упала по сравнению с 1997 годом на 9,2%, задолженность по оплате труда выросла на 50% и составила 93,1 млн. рублей. Число жителей области, живущих за чертой бедности, возросло в 2,75 раза, их число составило 240,6 тыс. человек.

По официальным данным, в области уволено по сокращению штатов 4,8 тыс. человек, в то же время число зарегистрированных безработных увеличилось в год на тысячу и составило 12 000 человек. В целом уровень безработицы составил 3,4%, упал по сравнению с 1997 годом на 0,2%, в то же время на 1 вакансию претендуют 26 человек. По оценке первого заместителя губернатора, реальный уровень безработицы по крайней мере в 2 раза выше.

 

Физиологический прожиточный минимум
на начало февраля по области для различных категорий населения

Таблица 3

Категория

Сумма прожиточного минимума, руб.

Дети 0-7 лет

560

Подростки 7-15 лет

830

Женщины 16-54 года

710

Мужчины 16-59 лет

810

Пенсионеры

490

Инвалиды 1 группы

650

Инвалиды прочих групп

530

В среднем по области

690

 

2.1.6.      Инвестиции

За 1995-1998 годы область привлекла 540 миллионов долларов инвестиций. В 1998 году ожидался приток 90 млн. долларов, было реально получено 60 млн. долларов. 52% объема производства и 82,5% экспорта в 1998 году обеспечено предприятиями с иностранными инвестициями, эти же предприятия потребляют 50% областного импорта. Фабрика «Кэдбери», как сообщил в информации для СМИ первый заместитель губернатора области М.Скибарь, несколько месяцев испытывала финансовые трудности, но за счет продления срока окупаемости проекта на несколько месяцев вышла из них. По его утверждениям, область за счет создания режима привлечения инвестиций потеряла за четыре года 540 миллионов рублей доходов, но за счет возврата НДС и подоходного налога областной бюджет получил 180 млн. рублей, а через полтора года получит еще 280 млн. рублей, то есть к концу 2000 года, по его мнению, бюджетные потери будут почти восполнены. В то же время за счет привлечения инвестиций удалось создать 2000 рабочих мест и 2400 сохранить, заработная плата работников таких предприятий в 2-3 раза выше среднеобластной — в 1999 году ожидаемая совокупная зарплата их сотрудников составит 230 млн. рублей.

По словам М.Скибаря, в области осуществляется в настоящее время еще 20 проектов, стоимость которых оценивается в миллиард долларов. На заводе «Элкон» намечается выпуск стеклянной бутылки, аптечной посуды, объем инвестиций — 96 млн. долларов, создается 100 рабочих мест, проект углубленной обработки древесины на предприятии «Мадок» в Малой Вишере дает 160 рабочих мест при вложении 7 млн. долларов, расширение производства на Парфинском фанерном комбинате даст 210 рабочих мест[[3]].

Всего в области в настоящее время реализуются 47 проектов со сроками окупаемости от 1 до 6 лет.

Наибольший поток инвестиций направляется в Чудовский район. Кроме «Кэдбери», здесь работают также фирмы «Чудово-РВС», «Флайдерер», «Шоман Вуд», «ЮПМ Кюммеле», другие фирмы. Отмечен приток средств со стороны российских инвесторов. Так, бизнесмены из Санкт-Петербурга поставили в Чудово современную сыродельную линию, закупленную у московского НПО «Энергия». При этом сырье закупается в соседних хозяйствах, а сама продукция реализуется в Санкт-Петербурге. Поставка такой линии стимулирует развитие на территории Чудовского района молочного животноводства [[4]].

2.2.       Развитие малого бизнеса

На начало 1999 года в Новгородской области было зарегистрировано более 7000 субъектов малого бизнеса, при этом реально работало только 2400. На этих предприятиях занято 23% трудоспособного населения области. 19,1% доходной части областного бюджета формируется налоговыми отчислениями субъектов малого бизнеса.

С целью дальнейшего развития малого бизнеса на территории области при поддержке фонда «Евразия» в 1998 году было создано Агентство поддержки малого и среднего бизнеса, получен грант на создание информационной базы по таким предприятиям [[5]].



[1] Для Новгородской области это количество составит около 9 тысяч подписей.



Источники

[1]. Якурин А. Новгородская область в июне 1998  года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1998. — №6 (77).

[2]. Васильев М. Лидерство М.Прусака // Экран. — Новгород, 1998. — №1. — 30 декабря.

[3]. Колотнеча О. На инвестициях стояли и стоять будем, или о том, как мы прожили 1998 год // “НВ+”. — Новгород, 1998. — 5 февраля.

[4]. Колотнеча О. Питерские пришли с деньгами // Новгородские ведомости. — Новгород, 1998. — 6 января.

[5]. Мальков Е. Без суеты вокруг “Колеса” // Новгородские ведомости. — Новгород, 1998. — 11 января.