Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Орловская область

Владимир СЛАТИНОВ

Орловская область

в феврале 1999 года

Региональная исполнительная власть: усиление контроля за производством и реализацией алкогольной продукции, новая программа жилищного строительства «2500», меры по поддержке инвестиционной активности, контролю за экспортно-импортными операциями и использованием государственной собственности, борьбе с преступностью. Сессия Областного Совета. Совещание ректоров академий государственной службы. Заседание Совета Федерации профсоюзов области. Взгляд профлидеров на экономическое положение области. Поддержка профсоюзами региональной власти. Основные задачи профсоюзов. Ситуация с налогами. Преступность в области. Активизация орловских демократов. Новые проекты орловских предприятий. Межрегиональное совещание по антикризисному управлению. Состояние с выплатой пенсий.

1.    Политика

1.1.       Исполнительная власть

2 февраля состоялось оперативное совещание, которое провел Председатель Совета Федерации РФ, глава администрации области Е.С.Строев. Первым был рассмотрен вопрос о состоянии работы по государственному регулированию производства и оборота алкогольной продукции. С информацией выступили начальник управления сельского хозяйства и продовольствия А.А.Михалев, начальник УВД И.П.Савченко, начальник управления торговли и потребительских ресурсов В.П.Агапов. Они отметили, что к настоящему времени на потребительском рынке создана действенная система контроля, что позволило значительно уменьшить поступление из-за пределов области фальсифицированной алкогольной продукции. В минувшем году в ходе каждой десятой проверки были выявлены нарушения законодательства, возбуждено 79 уголовных дел, 109 предприятий торговли не получило разрешения на реализацию алкогольной продукции.

На совещании были рассмотрены итоги прошедшей в Орле оптовой ярмарки по заключению договоров на поставку продовольственных и промышленных товаров. В работе ярмарки приняло участие более 160 предприятий производственной отрасли, 600 предприятий торговли из всех районов области, заключено более 4 тысяч договоров на 2 млрд. рублей.

С информацией об основных направлениях областной комплексной программы жилищного строительства «Программа-2500» выступил первый заместитель главы администрации области И.В.Сошников. Концепция предусматривает резкое увеличение строительства жилья — до 100 коттеджей с надворными постройками в каждом районе. Финансирование программы — предоставление льготных кредитов с погашением их продукцией подворья в течение нескольких лет. В ближайшее время в Верховском районе планируется провести областной семинар по вопросам развития строительного комплекса, использования современных технологий, проведения жилищно-коммунальной реформы.

Итоги совещания подвел Е.С.Строев. Он подчеркнул, что недостаточное государственное регулирование производства и реализации алкогольной продукции ведет к большим потерям бюджета. Однако в Орловской области в последнее время удалось переломить негативную тенденцию уменьшения акцизных сборов — с начала года соответствующие поступления в бюджет возросли в 4,7 раза по сравнению с тем же периодом 1997 года. Глава администрации области потребовал от руководителей правоохранительных органов ужесточить контроль за рынком алкогольной продукции, вести эту работу постоянно и системно.

Касаясь проблемы активизации строительства жилья, Е.С.Строев подчеркнул, что области вполне по силам задача увеличить вдвое темпы строительства. Есть определенный опыт накопленный в ходе сооружения дорог и газификации. В каждом районе усилия местных администраций, хозяйственных руководителей, фермеров должны быть сосредоточены на перспективном направлении создания современных крестьянских подворий. Администрация области готова оказать серьезную помощь в привлечении инвесторов, развитии строительной индустрии.

Местная печать активно цитировала Е.Строева при его визите в Индию. На встрече с представителями местных деловых кругов он заявил: «Россия выбрала наконец правильную дорогу, и экономика будет развиваться успешно». Председатель Совета Федерации признал, что на восстановление экономики будет потрачено много сил, но поиск и применение новых рыночных механизмов помогут нам «набрать силы для нового экономического взлета». Высокий российский гость заверил присутствующих, что «правительство во главе с Евгением Примаковым пользуется доверием общества, Федерального Собрания и всех ветвей власти на основе общеполитического согласия. Все это служит важным элементом стабильности в России». Главный итог поездки Строев видит в познании «философии» экономической политики Индии.

1 марта в администрации области прошло оперативное совещание, которое провел Председатель Совета Федерации РФ, глава администрации Орловской области

Первым был рассмотрен вопрос о работе перерабатывающей промышленности области. С информацией выступил заместитель главы администрации области А.Н.Майоров. Он сообщил о том, что в области работает 131 предприятие пищевой и 14 — мукомольно-крупяной промышленности. В минувшем году, несмотря на рост производства кондитерских и макаронных изделий, сыров, мороженого, отрасль в целом сработала значительно хуже уровня предыдущего года. Слабо организована система закупки сельскохозяйственного сырья, недостаточно загружены мощности предприятий, стремительно устаревает оборудование (более трети выработало два амортизационных срока). Участники совещания критически оценили состояние развития перерабатывающей отрасли, уровень руководства его.

На совещании были рассмотрены также задачи правоохранительных органов по усилению борьбы с преступностью. С информацией выступили начальник УВД И.П.Савченко, первый заместитель прокурора области В.Ф.Чулков. Выступающие сообщили, что в области ведется определенная работа по противодействию преступным группировкам. Так, в минувшем году было раскрыто более 80% убийств, раскрываемость краж и грабежей была выше среднероссийского уровня. В числе важнейших проблем были названы стремительный рост наркомании, отсутствие профилактической работы по месту жительства, бездействие местных органов власти в деле ликвидации социальной базы преступности. На преодоление негативных тенденций направлен проект комплексной программы борьбы с преступностью на 1999—2000 годы, который представлен на рассмотрение в администрацию области.

Итоги совещания подвел Е.С.Строев. Он подчеркнул, что в условиях, когда стало оживать первичное производство во всех отраслях, и особенно в агропромышленном комплексе, этот прирост начал попадать в распоряжение теневых структур. На фоне желания производственников работать с полной отдачей руководство АПК перестало заниматься вопросами развития отрасли, чем пользуется теневой капитал, приобретающий все большую организованность. Остановить это проникновение, подчеркнул Е.С.Строев, можно только совместной системной работой органов власти, силовых структур. Необходимо привести к руководству предприятиями молодые кадры, объекты переработки передать в создаваемые в районах агропромышленные финансовые группы с контрольным пакетом в руках государства. Глава администрации потребовал от руководителей всех рангов вести бескомпромиссное наступление на этом направлении.

Было отмечено, что орловская промышленность в большом долгу перед перерабатывающими предприятиями. Несмотря на высокий научный и конструкторско-технологический потенциал, заводы могут предложить пищевой промышленности только устаревшие образцы оборудования. Не производится современных комплексов для молокозаводов, мельниц, пекарен, переработки овощей и фруктов. Поэтому значительные средства уходят зарубежным производителям оборудования. В качестве первоочередной меры по оздоровлению ситуации в отрасли глава администрации области назвал создание хозрасчетной группы в управлении сельского хозяйства, которая возьмет на себя организацию укрепления технологической базы, содействия освоению достижений научно-технического прогресса, выпуска широкого ассортимента пользующейся спросом пищевой продукции.

Касаясь вопросов усиления борьбы с преступностью, Е.С.Строев подчеркнул крайнюю важность пресечения деятельности организованных преступных групп, раскрытия преступлений в финансово-кредитной и налоговой сферах. Глава администрации потребовал от руководителей правоохранительных органов, средств массовой информации, общественных организаций поставить прочный щит на пути деградации общества, разрушения моральных устоев, распространения наркомании. Соответствующим службам областной администрации поручено срочно подготовить и направить в областной Совет народных депутатов проект закона об участии общественности в укреплении правопорядка, содействовать созданию общественных формирований во всех районах области. Если не сумеем противодействовать бандитам жестко и объединенными усилиями, мы потеряем не только молодое поколение, но и всю страну, — подчеркнул Е.С.Строев.

1.2.       Постановления

Постановлением №60 от 5 февраля 1999 года утверждена областная комплексная программа нравственного и патриотического воспитания граждан Орловской области на 1999 —2005 годы. Горрайадминистрациям, городским и районным Советам народных депутатов рекомендовано рассмотреть вопрос о состоянии нравственного и патриотического воспитания граждан на сессиях с привлечением к участию в их работе широкого круга общественности и наметить целостную систему мер по коренному улучшению работы в этом направлении.

Постановлением №55 от 5 февраля 1999 года установлено, что недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности области, сдается в аренду в 1999 году, с учетом индекса инфляции 1,3 с 1 января 1999 г. введена минимальная величина годовой арендной платы за один квадратный метр сдаваемой в аренду общей нежилой площади в размере минимальной оплаты труда, действующей на момент заключения договора аренды; государственные учреждения, финансируемые за счет средств областного бюджета, размещаются в 1999 г. в зданиях (нежилых помещениях), находящихся в государственной собственности, на праве безвозмездного пользования, в соответствии с договором, заключаемым комитетом по управлению имуществом области. Комитету по управлению имуществом области, организациям — балансодержателям сдаваемого в аренду недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности области, поручено в течение 1 квартала 1999 года привести в соответствие с настоящим постановлением ранее заключенные договоры аренды.

В целях осуществления контроля за созданием и организацией деятельности агрофирм в районах области, проведения соответствующего анализа и оказания методической помощи распоряжением №63-р от 10 февраля 1999 г. создана комиссия. Председателем комиссии назначен П.А.Меркулов, заместитель главы администрации области.

Принимая во внимание то, что принятые администрацией Орловской области меры контроля за проведением экспортно-импортных операций на территории региона носили временный характер и были направлены на упорядочение внешнеэкономической деятельности в условиях финансового кризиса страны, постановлением №53 от 5 февраля 1999 г. п.10 постановления главы администрации №516 от 18 сентября 1998 г. «О дополнительных мерах по стабилизации финансовой и социально-экономической ситуации в области» изложен в следующей редакции: «Главному управлению Банка России в Орловской области усилить контроль за экспортно-импортными операциями хозяйствующих субъектов на территории области и ежемесячно предоставлять в администрацию информацию о валютных операциях, проходящих через все кредитные учреждения региона. Контрольному управлению администрации совместно с управлением финансов и налоговой политики осуществить проверки соблюдения мер по упорядочению внешнеэкономической деятельности».

В целях создания благоприятного инвестиционного климата для реализации социально значимых проектов в Орловской области, стимулирования отечественного производства, создания новых рабочих мест и во исполнение Постановления Правительства РФ №1529 от 20.12.98 г. «Об утверждении плана действий по реализации документа «О мерах Правительства РФ и Центрального Банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране» постановлением №42 от.29 января 1999 г. утверждено Положение о создании Центра особого режима инвестиционной деятельности в Орловской области. Основной целью деятельности Центра является повышение социально-экономической эффективности инвестиционных проектов, реализуемых на территории области, обеспечение благоприятных условий для ускоренной адаптации вновь создаваемых предприятий к экономическим условиям региона, стимулирование отечественных и иностранных вложений капитала, создание дополнительных рабочих мест. Установлено, что состав участников Центра особого режима инвестиционной деятельности определяется постановлениями главы администрации Орловской области. Заместителям главы администрации поручено разработать механизм особого режима налогообложения новых предприятий. Генеральному директору ОАО «Развитие» В.В.Соболеву поручено обеспечить координацию деятельности предприятий, входящих в Центр особого режима инвестиционной деятельности.

В целях повышения эффективности работы в рыночных условиях госпредприятий областной собственности, усиления ответственности руководителей за принимаемые решения постановлением №66 от 11 февраля 1999 г. создана комиссия по контролю за эффектным использованием государственного имущества предприятиями и акционерными обществами с долей государства в уставном капитале и по конкурсному отбору претендентов на замещение должностей руководителей госпредприятий и управляющих в акционерных обществах. Председатель комиссии П.А.Меркулов — заместитель главы администрации области. Утверждены Положение о комиссия; Типовой устав областного государственного учреждения; новая редакция Типового контракта с руководителями государственных предприятий областной собственности; типовой договор о порядке использования закрепленного за областным предприятием имущества.

В целях активизации организационных мер в жилищно-коммунальной реформе, упорядочения системы оплаты труда, обоснованности применяемых тарифов в отраслях жилищно-коммунального хозяйства распоряжением №38-р от 25 января 1999 г. создана межведомственная комиссия. Председатель комиссии — первый заместитель главы администрации И.В.Сошников.

Постановлением №49 от 2 февраля 1999 г. утверждены перечень объектов повышенного риска, систем жизнеобеспечения населения и объектов, являющихся национальным достоянием, необходимый для документального обеспечения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также основные направления создания, сохранения и использования территориального страхового фонда документации для проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций в Орловской области на период до 2000 года.

1.3.       Законодательная власть

Под председательством Н.А.Володина состоялось десятое заседание областного Совета народных депутатов.

Депутаты приняли в окончательной редакции Закон «О ставках налога на игорный бизнес в Орловской области».

На заседании в первом чтении приняты проекты законов Орловской области «О регистрации уставов муниципальных образований», «О внесении дополнений в Закон Орловской области «О муниципальной службе в Орловской области».

О проекте бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования на 1999 год депутатам доложил исполнительный директор фонда Л.Г.Штельмах. После обсуждения депутаты приняли соответствующий закон в окончательной редакции.

Областной Совет внес изменения в Закон Орловской области «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Внесены изменения и дополнения в положение «О фонде финансовой поддержки малообеспеченных граждан, пострадавших от стихийных бедствий».

Депутаты приняли Регламент Орловского областного Совета народных депутатов.

На заседании рассмотрены и некоторые другие вопросы. В работе заседания принял участие первый заместитель главы администрации области В.А.Кочуев.

1.4.       Совещание ректоров академий госслужбы

В конце февраля в Орел приехали ректоры региональных академий государственной службы, которые вместе с руководством Российской академии государственной службы при Президенте РФ ознакомились с работой Орловской региональной академии госслужбы, провели совещание по проблемам подготовки чиновников, всиретились с Е.С.Строевым. Открывший встречу Е.С.Строев, в частности, сказал:

— К сожалению, у нас была потеряна система подготовки кадров. Поэтому мы и создали в Орле региональную академию государственной службы. Для меня как человека и руководителя сейчас самый главный вопрос: кого поставить во главе той или иной структуры? Известно, что руководитель — это дар, сродни певцу или артисту, плюс обучение. Мы направляем в академию молодые кадры, которым по окончании будем предоставлять работу. Сейчас модно говорить о сокращении числа вузов и студентов. На это мы не пойдем, наоборот, наши вузы теперь — университеты, академии. В итоге Орел стал городом молодежным, студенческим, мы стали больше внимания уделять молодежной политике. Лично я регулярно встречаюсь с редакторами всех местных газет, независимо от их направленности. В итоге мы смотрим на проблемы кризиса одними глазами. Поддерживаем и писателей, только в прошлом году орловские писатели издали более 60 книг. Нас иногда называют красным поясом, но мы рыночники до мозга костей, и те, кто так говорит, еще лет за десять нас не догонят. Мы в первую очередь против невежества реформ, которые довели нашу страну до такого состояния.

Президент — ректор Российской академии госслужбы при Президенте РФ академик А.М.Емельянов поблагодарил за теплый прием на орловской, исконно русской земле и отметил, что Орловщина показывает пример того, как можно идти от авторитарной системы к рыночной экономике. Он высоко оценил сегодняшний уровень Орловской региональной академии госслужбы и обратился к Е.С.Строеву с просьбой помочь решить на государственном уровне ряд вопросов, назревших в системе подготовки госслужащих. Это создание единого реестра госслужащих, соотношение подготовки кадров для государственного и муниципального управления, формы обучения — «текущие» и второе высшее образование, проблемы финансирования. То есть существует потребность вывести подготовку кадров для госслужбы на уровень единой государственной политики. Этому же были посвящены выступления ректоров региональных академий.

А.А.Мерцалов, ректор ОРАГС, подчеркнул важность встречи такого рода: «Мощь академии будет прирастать регионами, поэтому мы очень рассчитываем на вашу, Егор Семенович, поддержку. Хотелось бы с вашей помощью передать пакет наших предложений и разработок в правительство, администрацию Президента, Совет Федерации».

Подводя итоги совещания, Е.С.Строев поддержал идею необходимости системы подготовки кадров для государственной службы:

-Это высшая система образования. Сюда должны приходить уже обученные кадры, зарекомендовавшие себя в работе. Я испытываю огромный голод кадров в аппарате Совета Федерации. А послушайте выступления депутатов — многие юридически безграмотны, могут только красиво говорить, а двух строчек закона написать не могут. Вот во французском Сенате практически все имеют три высших образования: и по специальности, и юридическое, и политологическое. Каким образом? Через Интернет, общаясь с преподавателем по компьютеру. Образование государственных служащих должно быть непрерывным, к этому их обязывает положение.

1.5.       Местное самоуправление

В Орловском городском Совете прошла пресс-конференция депутата ГД РФ Г.В.Костина — председателя комитета по конверсии и наукоемким технологиям (КПРФ). Журналистов интересовали пути выхода из кризиса: политические и экономические. Депутаты говорили о необходимости сохранения научных лабораторий и восстановления оборонной промышленности, которая снизила объемы выпускаемой продукции на 80%. «Если мы не хотим, чтобы снами поступили, как с Ираком, —заметил Костин,— нам надо ее восстанавливать». Г.В.Костин побывал на двух орловских заводах: «Дормаше» и «Протоне» и встретился с директорами ряда предприятий. Он отметил, что заводы очень грамотно выходят из кризиса, учитывая то, что «Дормаш», например, получает наличными деньгами всёго 8 процентов от реализации. Депутат предложил свой. вариант изменений экономической ситуации в России к лучшему. В идеале этот вариант выглядит так: предприятиям вместо бартера нужно дать денежную массу, отменить НДС, снизить тарифы. Костин, однако, признал, что все это невозможно в сегодняшних политических и социальных условиях.

1.6.       Федеральные структуры в регионе

1.6.1.      Налоговая инспекция

На днях в налоговой инспекции по Орловской области состоялось региональное заседание коллегии федеральных органов исполнительной власти под председательством полномочного представителя Президента РФ А.А.Мерцалова. В ней приняли участие первые руководители областных отделений пенсионного фонда, федерального казначейства, УФНПС, УВД, ГО и ЧС, таможни. Речь шла об итогах работы налоговых органов в 1998 году и задачах по исполнению доходной части бюджета в 1999 году.

С докладом выступил начальник налоговой инспекции по Орловской области В.И.Рыжов. Отметив, что благодаря продуманной налоговой политике областного руководства объем налоговых поступлений имеет стабильную динамику роста и подтвердив это убедительными цифрами, он остановился на причинах снижения акцизов. Хотя картина их сборов в области гораздо радостнее, чем по России (9,2% против 2%), сказалось сокращение производства водки и спирта (на 10%). Однако после принятия специального постановления главы администрации «О дополнительных мерах по обеспечению контроля за алкогольной продукцией», отметил В.И.Рыжов, объем акцизных поступлений на Орловщине имеет стабильную динамику роста, что и подтвердил цифрами.

Улучшилась ситуация с налогами, собираемыми с крупных хозяйствующих субъектов. Зарегистрированные в 1998 году ООО АК «Трансаэро», ЗАО «Строй-трансгаз», ООО «Орел-Металлы», ООО «Орелнефтегазстрой-Прометей» пополнили доходную часть бюджета на 41,7 млн. руб.

В 1999 году предполагается предоставить налоговые льготы предприятиям-инвесторам и 65 предприятиям, сумевшим увеличить объемы производства.

Хорошей собираемости налогов способствует жесткий контроль со стороны налоговиков. В результате инспекций за 1999 год в бюджет доначислено 371,7 млн. рублей.

Интересная ситуация складывается в крестьянских, фермерских хозяйствах. Оказывается, зарегистрировав себя в качестве фермеров, некоторые хозяева не трогают полученные земли, а занимаются торговым бизнесом. После проверок налоговиков у некоторых таких «фермеров» в 1998 году земли были изъяты.

В этом году перед районами области поставлена задача: выйти на самодостаточность и самообеспечение. Задача серьезная, трудная. Большой груз ляжет и на плечи налоговой службы. Введение нового Налогового кодекса тоже работы прибавит. Поэтому в задачи текущего года входит: постановка на налоговый учет приватизированных квартир, жилых домов, дач, гаражей и т.д. (как требует новый НК); усиление контроля за производством и торговлей алкогольной продукцией; порядок начисления акцизных сборов в районах; разъяснение нового налогового законодательства; повышение контрольной работы.

Во всех видах деятельности налоговикам должны и будут помогать правоохранительные и другие федеральные органы и администрация области.

1.6.2.      Управление внутренних дел

На состоявшемся недавно расширенном заседании коллегии УВД с докладом о результатах деятельности орловской милиции в прошлом году выступил начальник УВД генерал-майор милиции И.П.Савченко. Говорилось, что несмотря на определенные позитивные результаты в деятельности органов внутренних дел, оперативная обстановка в области продолжает оставаться сложной. Выросло количество умышленных убийств, большинство из которых имеет бытовой характер. В общей структуре преступности по-прежнему преобладают имущественные преступления. Беспокойство вызывают подростковая преступность и наркомания. В минувшем году подростками совершено 807 преступлений. Рост произошел в 20 районах области. Крайнюю озабоченность вызывает тот факт, что за последние годы почти в три раза увеличилось количество подростков, имеющих диагноз «наркомания» и «токсикомания».

Еще одна проблема — незаконный оборот алкогольной продукции. Благодаря оперативно-розыскным мероприятиям в области удалось перекрыть контрабандный канал поступления спиртных напитков из Северной Осетии — Алании. Совместно с другими контролирующими органами милиция пресекла деятельность десятков подпольных водочных цехов, из незаконного оборота изъято свыше 30 тыс. литров алкогольной продукции. Семьдесят предприятий лишены права торговать спиртным.

Спустя неделю после коллегии областная газета «Поколение» опубликовала большую статью областного руководителя УВД Савченко. Анализируя итоги года, нельзя не видеть, что органами внутренних дел проделан немалый объем работы по поддержанию правопорядка и борьбе с преступностью. Работая на протяжении всего года в условиях ограниченного финансирования, испытывая дефицит профессиональных кадров, нам все-таки удалось решить свои основные задачи, считает главный милиционер области. Контроль над криминальной ситуацией не потерян: сделан значительный шаг в сторону активизации деятельности органов ВД на местах, по восходящей решались вопросы по раскрытию и расследованию преступлений, повысилась результативность усилий по вытеснению криминальных структур из экономики. Органами внутренних дел области во взаимодействии с другими правоохранительными структурами установлены виновные в совершении 9757 преступлений. Это на 9,4% больше, чем в прошлом году. Раскрываемость убийств составила 85,2%, раскрываемость грабежей и краж, в т.ч. из магазинов, складов и баз выше и среднероссийских показателей. Пресечена деятельность 36 преступных групп, 29 членов ОПГ осуждены. Последовательно наращивались усилия в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. По сравнению с 1997 г. 81 на 39,8% больше возбуждено уголовных дел. За административные правонарушения привлечено к ответственности более 103 тысяч человек.

Однако, наметившийся процесс роста на 13,1% общего массива преступлений не дает повода говорить о каких-либо благоприятных тенденциях развития криминальной ситуации в 1999 году.

Рост преступности отмечен в 20 районах области. Наиболее значителен он в районах г.Орла.

Одним из реальных дестабилизирующих в области обстановку факторов является организованная преступность, оформившаяся в начале 90-х годов на волне приватизации первого этапа. Она все активнее пытается проникнуть и подчинить своему влиянию наиболее доходные сферы области. Среди них — производство и реализация алкогольной продукции на АО «Кристалл» и «Этанол», спирто-вырабатывающих заводах, продукция мясокомбинатов Мценска, Ливен и Орла, сахарных заводов Ливеи и Колпны, цветные металлы на МЗАЛе. Особое внимание придается сфере торговли, в первую очередь на рынках г. Орла. В преступной сфере области за последние годы можно выделить следующие типы организованных криминальных образований:

1. Криминальные группы без строгой соподчиненности и четко выраженного лидера. Такие формирования малочисленны (в среднем 2-4 человека). Объединяются в них расхитители государственного имущества, мошенники, квартирные воры

2. Группы с четко выраженным лидером, численностью 5-10 и более человек. Занимаются совершением профессиональных краж (квартирных и автомашин), грабежами, разбоями. Конечная цель — получение прибыли. Сегодня отслеживается и документируется УВД деятельность 16 таких групп.

3. Многочисленные преступные группировки, объединяющие в своих рядах несколько десятков лиц, занимающихся преступной деятельностью. Сейчас мы располагаем сведениями и проводим оперативно-розыскные мероприятия по четырем таким группам. Причем по двум из них — совместно с прокуратурой, УФСБ и налоговой полицией. Документируются действия, квалифицируемые по ст.210 УК РФ.

В настоящее время под криминальными общинами находятся рынки Орла, Ливен, Мценска и ряда районов. Наиболее яркими представителями этого типа являются «чеченская», «азербайджанская» общины, беженцы из республик Средней Азии, а также компактно проживающие иностранцы и в первую очередь — вьетнамцы и китайцы. Группировки уклоняются не только от уплаты налогов, но и занимаются незаконным сбором оброков, а такие, как азербайджанская — оптовым закупом по дешевке у крестьян-фермеров сельхозпродукции, а по сути присваивают результаты труда крестьян. Они диктуют цены на рынках для получения незаконной прибыли.

В дополнение к статье главного орловского милиционера следует добавить информацию из газеты «Орловский вестник», которую можно назвать демократически ориентированной (насколько это возможно в Орловской области, точнее будет сказать «крайне осторожно демократически ориентированной»). Газета сообщает, что на февраль был намечен визит в Орел министра ВД Степашина, однако, в последний момент он был перенесен. Перед визитом в редакцию позвонили сотрудники Орловского УВД, по понятным причинам себя не назвавшие, и попросили, по возможности, довести до министра информацию: за 1998 год им не выплачены пайковые, санаторно-курортные, материальная помощь, компенсация за форму. В бухгалтерии управления говорят, что деньги не перечислены Москвой. Однако, по сведениям звонивших, средства эти были переведены, но здесь депонированы и использованы не по назначению.

Так ли это, узнать пока не удалось — Степашин свой визит в Орел отложил. Но даже если наши увэдэшники все-таки получат свои кровные, «заблудившиеся» в аппаратных апартаментах, то их реальный заработок за прошлый год из-за обесценивания окажется значительно ниже той суммы, которая представляется в верхах. К сказанному следует добавить, что с конца года упорно циркулируют слухи о возможной отставке Савченко, которые, правда, пока не подтверждаются.

Тот же «Орловский вестник» в крайне несвойственной областной печати тональности (в принципе вполне традиционной для московских, да и многих региональных изданий) призвал к борьбе с орловскими БАБами (т.е. местными олигархами). Называлось, в частности орловское отделение банка «Российский кредит» (где, по информации газеты, до сих пор находятся многие бюджетные счета), руководитель которого необычайно вхож во властные кабинеты. Правда газета ограничилась только «РК», не упомянув о других гигантах местного предпринимательства, в большинстве связанных с властью не только деловыми, но и, как правило, родственными узами.

1.6.3.      Прокуратура

На расширенной коллегии областной прокуратуры прокурор Орловской области Н.П.Руднев озвучил факты, которые не могут не вызывать тревогу. Приведем некоторые из названных цифр.

В 1998 году было зарегистрировано 12 403 преступления, что на 13 процентов больше, чем в 1997 году. Возросло количество грабежей и разбойных нападений. Особую тревогу вызывает рост убийств — 172 в 1998 году против 150 в 1997-м. Большое количество преступлений осталось нераскрытым. Не раскрыто в том числе и 28 убийств.

Самостоятельной силой выступает организованная преступность. Дальнейшее ее усиление, по словам прокурора области, может означать угрозу деятельности государственных органов власти. Весьма тревожно, заметил Н.П. Руднев, что в 1998 году не было выявлено ни одного факта «отмыва» денег, нажитых преступным путем. Это свидетельствуете том, что преступность на данном направлении «переигрывает» правоохранительные органы. Неудовлетворительно ведется борьба со взяточничеством.

Настоящей угрозой здоровью общества стала наркомания. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, растут лавинообразно. В 1993 году таких преступлений было зарегистрировано 58, в 1997-м — 384, в 1998-м — уже 537.

Н.П.Руднев призвал прокурорских работников активнее бороться с экономической преступностью и фактами нарушения имущественных прав граждан. В этом смысле в качестве положительного примера был приведен опыт Новодеревеньковского района, где районный прокурор попросту описывает имущество недобросовестных организаций, которые не платят крестьянам за сданную продукцию.

1.7.       Общественные и политические организации

1.7.1.      Профсоюзы

В начале февраля провел свое заседание Совет федерации профсоюзов Орловской области. Перед профсоюзными боссами стояла сложная задача. С одной стороны, продемонстрировать напор и оппозиционность, с другой – не нападать на правительство Е.Примакова и уж тем более на губернатора Е.Строева. Поэтому доклад профсоюзного главы области Евтеева, начавшийся с зарисовок сложной социально-экономической ситуации в области, продолжился панегириками областному руководству. Было заявлено, что несмотря на всю тяжесть ситуации (тяжелое положение было подкреплено рядом цифр), областное руководство «немало делает» для ее исправления. «У всех на слуху невиданные доселе темпы газификации, ввод новых объектов образования, здравоохранения, культуры, положительные результаты реформирования сельского хозяйства, поддержка промышленных предприятий…значительная часть населения на себе ощущает действия Е.Строева по обеспечению своевременных выплат бюджетникам и пенсионерам» – заявил Евтеев.

Было предложено записать в проект постановления, что осуществляемые в области органами власти меры позволяют сохранять социальную стабильность. Основная часть доклада была посвящена соблюдению трудового законодательства, социальным вопросам, выполнению областного трехстороннего соглашения и коллективных договоров. Отмечено, что в области до сих пор не создан союз работодателей, в связи с чем многие руководители не считают, что областное трехстороннее соглашение распространяется на их предприятия. Немалая часть разговора была посвящена кадровой проблеме – подготовке профсоюзных руководителей через работу с резервом и обеспечению экономических и социальных гарантий действующих профбоссов. Говорили о необходимости увеличить аппарат через привлечение, прежде всего, квалифицированных юристов.

Обсудив доклад председателя федерации профсоюзов А.Н.Евтеева «О социально-экономической ситуации в области и дальнейших действиях профсоюзов», совет федерации отметил, что осуществляемый в последние годы курс экономических реформ привел страну к глубокому финансово-экономическому кризису, дальнейшему ухудшению положения в социальной и духовной сферах. Осуществляемые же в области органами власти, работодателями и, в рамках социального партнерства, профсоюзами меры позволили ослабить негативные последствия кризиса, сохранить определенную социальную стабильность. Отдельные предприятия сохранили трудовые коллективы, добились роста объемов производства и развивают социальную сферу.

Вместе с тем общеэкономическая ситуация в области остается сложной. По итогам 1998 года по сравнению с предшествующим 1997 годом, в области сократился выпуск промышленной продукции, уменьшилось товарное производство в сельском хозяйстве, упал объем перевозок грузов предприятиями транспорта. Не произошло существенного улучшения в строительном комплексе. Спад в экономике привел к ухудшению условий труда и производственного быта.

Кризис тяжело отразился на жизненном уровне большинства споев населения области. Если в декабре 1998 года средний доход от оплачиваемой работы по сравнению с декабрем 1997 года увеличился на 17% и составил 900 рублей, то реальный доход с учетом индекса потребительских цен сократился на 35%. Крайне низкой остается оплата труда в сельском и лесном хозяйствах, здравоохранении, образовании, культуре. Задолженность по оплате труда за год возросла с 121,6 до 167,3 млн. рублей, или на 37,6%, в том числе задолженность составила: в промышленности — 65 млн. руб., в сельском хозяйстве — 58 млн. руб., в строительстве — 21,9 млн. руб., в жилищно-коммунальном хозяйстве, в том числе теплоэнергетике — 12 млн. рублей. Долги по детским пособиям составляют 72 млн. рублей. Около 10% экономически активного населения области являются безработными.

В то же время растут цены на продукты питания и другие товары первой необходимости, тарифы на жилищно-коммунальные и бытовые услуги. В условиях спада производства, неплатежей повсеместно ущемляются трудовые права и социальные гарантии наемных работников.

В рамках действующего законодательства профсоюзы области осуществляют меры по защите нарушенных прав и интересов своих членов, используя для этого переговоры, заключение коллективных договоров и соглашений, иные формы—вплоть до проведения коллективных действий.

Однако результативность деятельности профсоюзов не в полной мере отвечает потребностям трудящихся и членов профсоюзов не только из-за сложностей социально-экономической ситуации, но и из-за серьезных недостатков во внутрипрофсоюзной работе. Ослабление дисциплины в профсоюзах приводит к бесконтрольности и бездеятельности отдельных профсоюзных звеньев, не способствует организационному и финансовому укреплению профсоюзов, снижает эффективность работы профсоюзных кадров и актива, подрывает доверие к профсоюзам.

Исходя из сложившейся ситуации Совет федерации профсоюзов постановил признать социально-экономическую ситуацию в области сложной и требующей для ее разрешения принятия неотложных мер органами власти и местного самоуправления, работодателями и профсоюзами — в первую очередь по подъему экономики промышленности, сельского хозяйства и строительного комплекса (полный текст Постановления см. в Приложении).

1.7.2.      КПРФ

В феврале состоялся IX пленум обкома КПРФ. Открыл пленум 1 секретарь обкома КПРФ А.А.Зотиков. С докладом по первому вопросу выступил член ЦК партии, председатель комитета по конверсии и наукоемким технологиям Госдумы, доктор технических наук Г.В.Костин.

Анализ положения дел в экономике в целом и в базовых отраслях промышленности, конкретизация основных направлений позиции партии по выходу из кризиса, прозвучавшие в докладе, большую дискуссию среди членов обкома, приглашенных на пленум ученых., представителей директорского корпуса промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Высказывались предложения по внедрению «жесткой политики поддержки национальных интересов, по борьбе с так называемым банкротством, по оценке проведенной приватизации, внедрению безналичного денежного расчета, снижению тарифов на энергоносители, совершенствованию налоговой политики, по выработке типовой концепции экономического развития регионов, что в конечном счете должно способствовать развитию отечественного производства — основе выхода из кризиса, сообщила «Орловская искра». Судя по слогану, местные коммунисты высказали традиционные экономические «инициативы», и ранее широко рекламируемые КПРФ.

Пленум также принял постановление о проведении в феврале-марте кустовых семинаров, на которых обсудить с партактивом вопросы политического и экономического положения в обществе, наметить практические меры по доведению задач партии до каждого жителя области.

На пленуме поддержана инициатива Московского горкома КПРФ и ряда первичных парторганизаций области по сбору средств на содержание мавзолея В.И.Ленина.

1.7.3.      НПСР

В феврале состоялось собрание Ливенского отделения Народно-патриотического союза России. Перед собравшимися с докладом «Общеполитическая обстановка в стране и наши задачи» выступил председатель отделения, первый секретарь Ливенского горкома Коммунистической партии РФ Н.А.Мельников.

Все выступившие в прениях говорили об ухудшающейся социально-экономической обстановке в стране и районе, о том, что только совместными действиями людей различных политических направлений можно изменить пагубный курс. Очень образно высказал общую мысль коммунист В.А.Бобков: «Я помню, как было семь лет назад: все мы своим молчанием помогали антинародным силам свергать Советскую власть. Теперь пришло прозрение. Мы поняли свою роль на российской земле и в мире. При нашем молчаливом согласии Россия распродана, теперь нам надо ее поднимать, а сделать это можно только сообща».

Все выступающие подчеркивали, что наиболее эффективный путь выхода из кризиса — это избрание в Думу настоящих патриотов, таких, как нынешний депутат А.А.Зотиков (надо отметить, что тов. Зотиков является вожаком орловских коммунистов).

Участники собранья слушали депутата Госдумы, первого секретаря обкома КПРФ А.А.Зотикова, который ответил на многочисленные вопросы.

Собрание приняло обращение к жителям г. Ливен и Ливенского района с набором традиционных для КПРФ лозунгов.

1.8.       СМИ и власть

Каких-либо существенных изменений в деятельности местных СМИ в феврале не отмечалось. Примечательно только одно – заметная, по орловским сверхосторожным меркам, активизация демократического издания «Орловский вестник». Если ранее его публикации носили по преимуществу нейтральный характер, то в феврале заметно выросло число выступлений представителей гайдаровского ДВР, опубликовано интервью с Б.Федоровым, содержащее резкую критику правительства Примакова, увидела свет уже упоминавшийся материал с призывом бороться с орловскими БАБами (олигархами). Очевидно, весенняя политическая активизация на фоне будущей предвыборной кампании дела о себе знать.

2.    Экономика

2.1.       Областная ярмарка

В феврале завершила свою работу внутриобластная оптовая ярмарка, проходившая в здании ДК «Дормаш».

73 предприятия перерабатывающей отрасли представили на ней свою продукцию. Более 500 организаций торговли и около 50 районных структур, занимающихся розничной торговлей, заключили на ярмарке договоры об оптовых поставках продукции.

Среди участников завершившейся ярмарки заметной была доля частных производителей. Широко представлена и группа товаров народного потребления, изготовленных на промышленных предприятиях Орла, хотя, как отмечали некоторые участники ярмарки, соединение под одной крышей товаров продовольственной и промышленной групп было не совсем разумным. На фоне продовольственного изобилия промышленные товары несколько терялись. Зато несомненным достоинством двухдневного показа явилось заметное увеличение объемов заключенных договоров. Причем заметно активизировался частник, потерявший прежний доступ к неограниченному и дешевому импорту.

Все это внушает специалистам определенные надежды, что продукция отечественного, в частности орловского, производителя будет востребована. Более трех тысяч договоров, не считая двух тысяч предварительных соглашений, заключенных за два дня работы ярмарки, расцениваются областным управлением торговли и потребительских ресурсов как положительный итог ярмарки.

Один из самых крупных инвестиционных проектов, который может осуществиться в Орловской области в нынешнем году, связан с производством сельскохозяйственной техники.

Речь идет о сотрудничестве с американской фирмой «Джон Дир», которая готова вложить инвестиции в производство зерновых, свеклоуборочных комбайнов, прочей сельскохозяйственной техники на российских предприятиях. Орловский завод «Автосельмаш» имеет хорошие шансы попасть в эту программу. На прошлой неделе генеральный директор завода В.Овсянников побывал в московском представительстве фирмы «Джон Дир» и в течение часа вел деловые переговоры с руководством.

В прошлом году на орловском заводе «Строймаш» освоили сборку тракторов Т-150, в АО «Орловский завод им.Медведева» начали выпускать многофункциональные культиваторы типа немецких. Совместное производство с фирмой «Джон Дир» должно стать новым этапом в работе по освоению выпуска современной сельскохозяйственной техники. Выбор на орловский «Автосельмаш» пал не случайно. В прошлом году завод, выпускающий запчасти для сельскохозяйственной техники, добился роста производства. И уже на этой неделе, как сообщил генеральный директор, началась выплата зарплаты за январь 1999 года.

2.2.       Совещание представителей служб по делам несостоятельности предприятий

В Орле 9 февраля прошло представительное межрегиональное совещание. В нем принимали участие руководители Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН), территориальных агентств ФСДН из девяти областей России, большая группа антикризисных управляющих.

Участников совещания приветствовал первый зам. главы Орловской областной администрации И.В.Сошников. Он подчеркнул, что в последние годы реанимация «лежащих» промышленных, сельскохозяйственных предприятий с помощью антикризисного управления позволяет пополнять доходную часть областного бюджета. И областная администрация рассчитывает на эффективную деятельность антикризисных управляющих, готова помогать им в этой работе.

С основным сообщением выступил зам. руководителя ФСДН России С.Д.Бруданин.

С 1 марта назначение антикризисных управляющих в арбитражных судах будет проходить только при наличии лицензии, дающей им право на этот вид предпринимательской деятельности. Лицензированием будут заниматься 25 терагентств, в том числе Орловский региональный территориальный орган ФСДН. Сами лицензии будут трех видов. Право работать практически со всеми предприятиями дает лицензия только второй категории. Высшая категория — третья. Разумеется, как сказал С.Бруданин, нужно максимально ограничить проникновение в ряды арбитражных управляющих недобросовестных людей.

Летом под руководством ФСДН была создана Российская гильдия профессиональных антикризисных управляющих — в форме некоммерческого партнерства. Сейчас эти управляющие относятся, наверное, к самым незащищенным специалистам. Работа по реанимации промышленных предприятий связана с большими нагрузками, стрессами. Их лютой ненавистью ненавидят те, кто вследствие процедуры антикризисного управления лишился собственности. Защищать права, профессиональные интересы управляющих и призвана эта гильдия. В числе ее учредителей — ФСДН России, общественное объединение «Орловская региональная организация специалистов по антикризисному управлению», Нижегородская, Приморская, Ставропольская, Кузбасская, Санкт-Петербургская, Московская областная, Пермская аналогичные организации.

Исполнительный директор Российской гильдии профессиональных антикризисных управляющих И.В.Блинов подробно рассказал на совещании о цепях этого объединения. Кроме защиты прав от произвола, сюда относятся, например, разработка и совершенствование механизмов финансирования деятельности антикризисных управляющих, подготовка кодекса профессиональной чести, информационная и аналитическая поддержка антикризисного управления. Исполнительный директор гильдии считает актуальным создание экспертных советов, которые давали бы оценку деятельности конкретных арбитражных управляющих, исходя не из возможного заказа, а из конкретных действий этих специалистов. Для арбитражного суда это будет общественное мнение, игнорировать которое невозможно. Руководитель гильдии остановился и на таком моменте: сегодня у данного антикризисного управляющего есть работа, а завтра — нет, поэтому должны быть элементы страхования. Этим людям приходится попадать в конфликтные ситуации, иногда даже связанные с угрозой для жизни. Гильдия предполагает делать отбор тех страховых компаний, которые будут работать с членами этой гильдии. По словам И.Блинова, сейчас разрабатывается проект обеспечения безопасности управляющих. Среди направлений работы гильдии — создание биржи (банка) управляющих с учетом результатов их подготовки, деятельности, лицензирования, работа с судами по обобщению практики, подбору управляющих.

Так как теперь антикризисные управляющие будут работать в статусе частных предпринимателей, то каждому из них придется выбрать для себя систему налогообложения. Либо платить налоги по общей системе, либо покупать патент на предпринимательскую деятельность. Участники совещания получили по этому поводу подробную информацию. Антикризисные управляющие обсудили также другие актуальные вопросы, связанные с их работой.

3.    Социальная сфера

3.1.       Пенсии

Орловская область на 50% дотируется из федерального бюджета, наполовину зависима от финансового состояния дел. В области, благодаря помощи Е.С.Строева, не только выплачиваются текущие пенсии, но и сокращается задолженность по ним. Задолженность перед пенсионерами 1 октября 1998 г была 120 млн. руб.; 1 февраля 1999 г — 50,4 млн. руб. Пока не удается производить выплату пенсий в точно установленные сроки. Но делается все, чтобы хоть как-то стабилизировать положение.

Еще в ноябре глава администрации области Е.С.Строев подписал постановление о назначении именных ежемесячных стипендий на 1999 год лучшим юным спортсменам Орловщины, занявшим первое — третье места на чемпионатах и первенствах России (18 лет и моложе) и на первенствах мира и Европы (до 20 лет).

3.2.       Стипендии

В начальник областного управления по делам молодежи, физической культуре и туризму В.А.Ливцов торжественно вручил январские стипендии большой группе юных спортсменов. С целью подготовки педагогических кадров для Орловского государственного университета направлены на обучение в Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова и Московский государственный педагогический университет лучшие студенты второго и третьего курсов юридического факультета. Для оказания материальной поддержки орловским студентам, направленным на продолжение учебы в высшие учебные заведения Москвы, постановлением №33 от 20 января 1999 года с 1 января 1999 года назначены 18 стипендий администрации Орловской области в сумме трех минимальных размеров оплаты труда. Управлению финансов и налоговой политики поручено выделить управлению общего и профессионального образования соответствующие дополнительные средства из областного бюджета.

4.    Резюме

Тенденции в социально-политической жизни области в феврале вполне вписываются в общероссийскую картину с той лишь поправкой, что «укрепление политической стабильности» и сердечного согласия почти всех социально-политических субъектов с 1993 года является лейтмотивом местной социальной и политической жизни. На профсоюзной конференции в адрес областного руководства фактически не прозвучала серьезная критика, а экономические трудности объяснялись общероссийской ситуацией. Областное руководство получило в лице профсоюзов скорее союзника, чем оппонента. Основные сформулированные задачи орловских профсоюзов носят локальный характер и не претендуют на активное включение в политический процесс.

Принятые областным руководством в феврале решения укладываются в традиционную линию: власть усиливает регулирование социальной и экономической жизни области. Здесь и меры по усилению контроля за производством и оборотом алкоголя, экспорта и импорта, использованием государственной собственности. Особо следует выделить создание «Орелресурсторга» – структуры, которая обеспечит концентрацию значительной части хозяйствующих субъектов, занимающихся торговой деятельностью непосредственно «под крышей» региональных властей. Примечательно, что почти все крупные торговые организации пользуются благосклонностью местных властей (часто руководители тех и иных связаны не только деловыми, но и родственными связями).

Власть усиливает не только экономическое, но и политической влияние. Попытка объединения молодежных организаций под началом комитета обладминистрации по молодежи – лучшее тому свидетельство. На усиление идеологического влияния направлена введенная в действие программа патриотического воспитания молодежи.

Экономическая ситуация в области оставалась стабильной. Примечательно сохранение весьма высокой собираемости налогов, в частности, рост акцизных сборов. У ряда успешно функционирующих предприятий появилась возможность заключения выгодных договоров. Активная опека властей над инвестиционным процессом, подкрепленная политическим весом Строева, должны дать позитивные результаты.

Те же лоббистские возможности в сочетании с высокой собираемостью налогов привели к весьма существенному сокращению долгов перед пенсионерами и регулярным выплатам бюджетникам.

 

Приложение

 

Постановление Совета федерации профсоюзов Орловской области

 

Исходя из сложившейся ситуации, Совет федерации профсоюзов постановил:

Признать социально-экономическую ситуацию в области сложной и требующей для ее разрешения принятия неотложных мер органами власти и местного самоуправления, работодателями и профсоюзами — в первую очередь по подъему экономики промышленности, сельского хозяйства и строительного комплекса.

Обязать выборные органы федерации профсоюзов принять энергичные меры по улучшению взаимодействия всех профсоюзных структур, дальнейшему организационному и финансовому укреплению профсоюзов, повышению исполнительской дисциплины, выполнению уставных требований, усилению единства и солидарности профсоюзов, консолидации усилий для защиты социально-трудовых прав, интересов и духовных потребностей членов профсоюзов и членов их семей.

Предложить руководству федерации профсоюзов, обкомов и советов отраслевых профсоюзов совместно с профкомами, хозяйственными руководителями предприятий и организаций, органами управления:

Сосредоточить усилия на подведении итогов выполнения коллективных договоров и соглашений за 1998 год, их пролонгации, заключении на 1999 и последующие годы в каждом трудовом коллективе, имеющем профсоюзную организацию.

В течение 1 квартала 1999 года рассмотреть положение с выплатой заработной платы в каждом трудовом коллективе, имеющем просроченную задолженность, наметить меры по ее погашению.

Рассмотреть возможность повышения заработной платы наемных работников в условиях реального снижения жизненного уровня трудящихся, в том числе повышения ставки первого разряда ЕТС работников бюджетных отраслей до уровня прожиточного минимума.

Поручить руководству федерации, отраслевых обкомов (советов) профсоюзов рассмотреть с администрацией области, объединениями работодателей принципиальные подходы к повышению уровня доходов населения, прежде всего заработной платы, с учетом условий хронической инфляции.

Руководству федерации профсоюзов, обкомов и совете отраслевых профсоюзов усилить противодействие принятию федеральных и областных законов, ущемляющих трудовые и социально — экономические права трудящихся и профсоюзов.

Поручить президиуму федерации профсоюзов подвести выполнения областного трехстороннего соглашения и при необходимости стать инициатором внесения в него дополнений и изменений на 1999 год.

В целях расширения сферы действия областного трехстороннего соглашения и повышения ответственности работодателей за выполнение их обязательств предложить отраслевым советам профсоюзов, руководству федерации инициировать создание отраслевых советов (союзов) работодателей и на их основе создание областной ассоциации работодателей.

Рекомендовать профсоюзным комитетам первичных профсоюзных организаций, обкомам и советам отраслевых профсоюзов руководству федерации профсоюзов усилить контроль за соблюдением требований трудового законодательства.

Принять необходимые меры по росту профсоюзного членства в первичных профсоюзных организациях, созданию и воссозданию первичных профсоюзных организаций в тех трудовых коллективах, где их не было или по каким-то причинам они распались.

Предложить обкомам и советам отраслевых профсоюзов, профкомам первичных профсоюзных организаций, президиуму федерации профсоюзов завершить в 1 квартале 1999 года работу по подбору резерва кадров на выборные должности профорганов всех уровней.

Поручить комиссии по организационно-массовой работе федерации профсоюзов изучить во II квартале текущего года практику обучения профсоюзных работников и профсоюзного актива в комитетах и советах отраслевых профсоюзов и внести предложения президиуму федерации профсоюзов по ее улучшению, координации обучения профактива в рамках федерации профсоюзов области.

Считать одной из важнейших задач всех профсоюзных органов усиление внимания к защите прав и интересов учащейся и студенческой молодежи, ее нравственно-патриотическому воспитанию, привлечению молодежи к работе в выборных профсоюзных органах.

Предложить руководителям членских организаций федерации внести на рассмотрение президиума предложения по выработке системы социальной защиты профсоюзных активистов и штатных профсоюзных работников, предусматривающей компенсацию утерянного заработка вследствие профсоюзной деятельности, сокращения профсоюзного аппарата, неизбрания на выборную должность, а также обеспечивающей социальные гарантии и льготы в случаях болезни или ухода на пенсию.

Предложить ФНПР ускорить выработку рекомендаций и принятие соответствующих нормативных документов по единой системе оплаты труда и условий ее дифференциации для профсоюзных работников различных категорий.

Руководству федерации профсоюзов, обкомов и советов отраслевых профсоюзов, профкомам первичных профсоюзных организаций определить меры по улучшению информационной работы профсоюзов.

Координационному комитету коллективных действий, с учетом складывающейся социально-экономической обстановки и мнений членских организаций федерации профсоюзов, оперативно вносить предложения по участию профсоюзов области в коллективных акциях протеста.

Направить главе администрации области Е.С.Строеву обращение совета федерации профсоюзов с просьбой изыскать возможность завершения строительства областной поликлиники и общежития для специалистов областной больницы.