Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Пермская область

И.А. ГЕРМАНОВ

Пермская область

в феврале 1999 года

1.    Политика

1.1.       Администрация области

На традиционном брифинге в областной администрации губернатор Прикамья Г.Игумнов рассказал о своем участии в заседании Совета Федерации. В частности, он прокомментировал принятие федерального бюджета на 1999 год: «Членов Совета Федерации повергло в недоумение то, что Закон «О ветеранах» предполагается финансировать в объеме 50%. Другой повод для недовольства — распределение подоходного налога между Федерацией и регионами». «Нам очень не нравится, — заявил Г.Игумнов, — что нет решения вопроса, как компенсировать льготы по жилищно-коммунальному хозяйству при повышении тарифной нагрузки на население, предусмотренном постановлением правительства. Для Пермской области речь идет о более чем 500 млн. рублей дополнительных расходов» [[1]].

На вопрос корреспондента «Звезды», какой из политических сил «Отечество» или избирательному блоку региональных лидеров, созданному самарским губернатором К.Титовым будет оказана поддержка на предстоящих выборах, пермский губернатор ответил достаточно уклончиво. «Давайте сначала доживем до выборов. Опыт подсказывает, что возможны еще самые разные пертурбации в расстановке политических сил. Прошу оставить мне право подумать — вплоть до того, как я войду в кабину для голосования... Мы будем поддерживать оба блока, поскольку уверены, что их представители будут достойно представлять территорию и успешно работать в сфере законотворчества», — заявил Г.Игумнов.

Глава администрации Прикамья также прокомментировал подготовку в Думе документа о политическом согласии: «Смысл так называемого «пакта о ненападении», если все называть своими именами, — ограничение власти президента. На мой взгляд, администрация президента более правильно расставила акценты, подчеркнув, как главную задачу — проведение нормальным образом парламентских выборов. Я противник произвольного обращения с Конституцией. Нельзя делать из нее разменную монету в политических играх» [[2]].

На брифинге в областной администрации журналистам сообщили, что в Москве губернатор встретился с первым вице-премьером правительства В.Густовым и обсудил с ним вопросы реструктуризации Кизеловского угольного бассейна. Густов пообещал, что в самое ближайшее время для решения шахтерских проблем Пермской области будет выделено 20 млн. рублей, 15 из которых пойдут на программу переселения горняков. Кроме того, первый вице-премьер подтвердил свое желание посетить Прикамье в первой декаде марта. В Москве Г.Игумнов был принят патриархом Алексием II и поздравил его с 70-летием. Об особом отношении главы русской православной церкви к пермскому губернатору говорит тот факт, что всего лишь три руководителя российских регионов в день юбилея были приняты им лично [[3]].

Газета «Капитал» сообщила, что Г.Игумнов принял участие в совещании по вопросам федеративных отношений под председательством премьера Е.Примакова и во встрече с главой президентской администрации Н.Бордюжей. Пермский губернатор заявил о том, что считает идею назначения глав городов и районов неправильной. У органов местного самоуправления, по мнению губернатора, действительно много проблем, связанных с их финансовой базой, но их нужно решать путем совершенствования законодательства, не отменяя института выборности глав [[4]].

В администрации области идет подготовка к проведению в Перми совещания ассоциации экономического взаимодействия республик и областей Уральского региона. Как сообщил глава администрации Прикамья Г.Игумнов, в повестку дня этого мероприятия, на которое, возможно, прибудет российский премьер Е.Примаков, будут включены три основных вопроса. Предлагается обсудить проблемы межбюджетных отношений, развитие производства сельхозтехники на предприятиях Урала и информацию о строительстве шоссейной дороги в северо-западный регион России.

В начале февраля Г.Игумнов встретился с председателем правления «Газпрома» Рэмом Вяхиревым. Пермский губернатор обратил внимание Вяхирева на то, что «Газпром» уже третий год не строит в Прикамье никаких объектов. По сообщению «Звезды», глава «Газпрома» обещал вернуться к рассмотрению предложений Пермской области по строительству на ее территории газопроводов и отводов. Также обсуждалась проблема предоставления скидок по оплате газа тем предприятиям, которые рассчитываются за него живыми деньгами, и вопросы развития предприятий Прикамья, на которых «Газпром» имеет долю собственности. Губернатор предложил руководителю «Газпрома» проект соглашения о сотрудничестве с Пермской областью, который, возможно, будет подписан уже в марте.[5]

Губернатор Прикамья Геннадий Игумнов направил письмо министру топлива и энергетики С.Генералову, в котором просит незамедлительно решить вопрос о выделении денег для поддержки двух работающих еще шахт Кизеловского угольного бассейна — «Шумихинской» и «Нагорной». В письме отмечается, что печальный опыт уже закрытых двенадцати шахт бассейна показал, что поспешная их ликвидация, да еще и не подкрепленная деньгами, приводит лишь к обострению социально-экономической обстановки, а может — и к социальному взрыву. Поэтому Г.Игумнов напомнил министру, какие суммы и для каких целей необходимы кизеловским шахтерам [[6]].

1.2.       Законодательное собрание

Вопреки ожиданиям депутаты Законодательного собрания области на своем февральском заседании не приняли в окончательной редакции законы «О налоге с продаж» и «О едином налоге на вмененный доход». Их рассмотрение перенесено на мартовское заседание. Депутаты-промышленники, в частности, президент ПФПГ А.Кузяев, склонны связывать введение новых налогов со снижением действующих ставок налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество [[7]].

В феврале законодатели обсуждали также пакет законов о мерах государственной поддержки средств массовой информации. В слушаниях приняли участие десять представителей СМИ, несколько работников областной администрации и аппарата областного парламента, а также три депутата. Представители «четвертой власти» доказывали необходимость исключения из проекта закона «О дополнительных мерах государственной поддержки областных и местных СМИ и книгоиздания» статьи, предусматривающей, что редакции, пользующиеся льготами, должны бесплатно предоставлять свои площади и эфир для публикации материалов органов государственной власти. Депутатов, в частности А.Климова, беспокоит, не воспользуются ли льготами, предоставляемыми СМИ бизнесмены, желающие облегчить себе налоговое бремя. В результате, по мнению газеты «Звезда», едва ли не единственным итогом депутатских слушаний стало знакомство руководителей средств массовой информации с практикой работы депутатов и характером обсуждения законопроекта [[8]].

1.3.       Органы местного самоуправления

1.3.1.      Выступление главы г. Перми

«Экспериментом на выживание» назвал бюджетную ситуацию 1999 года глава Перми. На специально собранной пресс–конференции мэр Перми Ю.Трутнев объявил, что «город уже сейчас не может развиваться, обеспечивать свои потребности и скоро просто перестанет существовать». По его мнению, выход один — пересмотр областного бюджета–99. Глава Перми предлагает перераспределить бюджет за счет даже не урезания, а полной отмены расходов на поддержку сельского хозяйства. По мнению Ю.Трутнева, «рассчитывать на то, что мы сельским хозяйством в нашей нечерноземной и не очень теплой полосе будем увеличивать экономическое могущество Пермской области достаточно странно».

Учитывая, что подобное предложение мэр Перми уже вносил при рассмотрении законодателями бюджета-99 (и тогда остался ни с чем), трудно представить, что сегодня настроения законодателей, особенно представляющих сельские территории, переменилось. Кроме того, занимая такую позицию, Ю.Трутнев рискует испортить отношения с главами большинства районов Прикамья. Да и губернатор, как известно, всегда считал одним из достижений Пермской области то, что вопреки пресловутым «нечерноземно-погодным» условиям, сельхозпродукция местного производства — более дешевая и не исчезает с прилавков. Поэтому вряд ли стоит рассчитывать, что из бюджета-99 исчезнут сельхозрасходы [[9]].

1.3.2.      Создание муниципального банка в Перми

В феврале пермские газеты сообщили, что 23 февраля Пермская городская Дума согласилась с инициативой мэрии по созданию «муниципального» банка. Суть проекта — участие муниципальных предприятий Перми в уставном капитале банка в размере не менее 51%. По мнению мэра Перми Ю.Трутнева, создание муниципального банка — однозначно выгодно для города. С его точки зрения, при учреждении данного муниципального института удастся добиться прозрачности бюджетных средств, абсолютной подконтрольности бюджетных потоков. Он также позволяет сократить время прохождения денег [[10]].

Вполне вероятно, что создание такого органа принесет пользу городу, но остается непонятным, почему для этого выбран достаточно «проблемный» банк. Согласно балансу на 1 февраля 1999 года убытки «Комипермбанка» за отчетный период составили 1704,2 тыс. рублей; кроме того, 90,3 тыс. рублей — убытки предшествующих лет и 124,9 тыс. рублей — убытки за январь 1999 года. Правда, этот отрицательный результат деятельности банка не превышает суммы его собственных средств (3328,5 тыс. рублей). Уставной фонд банка 2124,8 тыс. рублей. Предлагается, что за счет средств пермских муниципальных предприятий он увеличится на 6000 тыс. рублей [[11]].

По мнению юристов Пермской городской Думы, если речь идет о 51% «муниципалов» в уставном капитале, то, по существу, следует говорить об уполномоченном банке. А таковой должен, согласно закона, определяться по конкурсу. По утверждению главы Перми, город не пойдет на конкурс уполномоченных банков, поскольку «это будет означать опять же риск и потерю бюджетных средств». Выбор «Комипермбанка» он объяснил просто: «Он самый дешевый». Что же касается управления, то прямое участие органа местного самоуправления, а, следовательно, статус муниципального банка, возможны в том случае, если с согласия Думы будет внесено 10%, и тогда «участие в управлении становится законным и обоснованным...» По словам Ю.Трутнева после смены собственника банк полностью преобразится. Ему будет запрещено коммерческое кредитование, зато он сможет привлекать средства населения. Кроме того, пермский мэр заверил депутатов, что ни один нынешний руководитель банка после муниципализации управлять им не будет [[12]].

1.4.       Межрегиональные связи

1.4.1.      Подписание соглашения между правительством Москвы
и администрацией Пермской области

16 февраля в Москве подписано Соглашение между правительством столицы и администрацией Пермской области о принципах торгово-экономического и культурного сотрудничества. Проект соглашения был подготовлен пермской обладминистрацией и подписан Г.Игумновым еще год назад, но москвичи тянули с рассмотрением и поправками почти 11 месяцев. Наконец, после визита губернатора в Москву 11 февраля, был получен московский вариант соглашения, и началось его рассмотрение в Перми. Московский вариант соглашения намного отличается от того, что было предложено пермяками, но, как подчеркивают в пермских коридорах власти, «это даже больше, чем то, на что мы рассчитывали».

Уже сейчас известно, что соглашение заключается на пятилетний срок и может продлятся неограниченное количество раз. Каждая из сторон может в одностороннем порядке разорвать свое участие в соглашении [[13]].

Губернатор Прикамья так оценил этот документ: «Это Соглашение сыграет свою роль в процессе формирования российского федерализма. Конечно, подобных документов между субъектами Федерации уже подписано немало. Однако это ничуть не умаляет его значения. Главное, что из такого рода договоров сплетается ткань российской федеративной государственности». По мнению руководителя области, подписание Соглашения будет способствовать притоку инвестиций из столицы [[14]].

1.4.2.      Визит делегации ОАО «Башкирэнерго»

В феврале делегация ОАО «Башкирэнерго» во главе с генеральным директором побывала на пермских предприятиях «Авиадвигатель» и «Пермский моторный завод». В результате пермяки получили заказ на поставку электростанции «Урал-2500Р». При успешном выполнении этого проекта башкирские энергетики, возможно, пойдут на дальнейшее сотрудничество с «Авиадвигателем» и с «ПМЗ» [[15]].

1.5.       Политические партии и организации

1.5.1.      «Новая сила»

В Перми состоялось собрание сторонников движения экс-премьера С.Кириенко. За создание организации взялся бывший коллега Сергея Владиленовича по правительству, экс-спикер Законодательного собрания области Е.Сапиро. Учредительное собрание, на которое пришли давние активисты демократического движения, состоящие преимущественно в «Демвыборе России», избрало трех делегатов на съезд, который состоится в Нижнем Новгороде. Ими стали: заместитель председателя наблюдательного совета «Экопромбанка» Е.Немоляев, сотрудник ООО «Стерн» Андрей Смирнов и студенческий лидер, более известный как капитан пермской команды КВН Я.Гильмутдинов. На просьбу собравшихся раскрыть критерии, по которым осуществлялся отбор кандидатов, Сапиро ответил, что никаких критериев не было. Предложены были те, кто первым подошел к нему и предложил свои услуги в качестве активистов движения [[16]] По сообщению газеты «Новый компаньон», Пермское региональное отделение движения возглавит, скорее всего, Е.Немоляев [[17]].

1.5.2.      ДВР

Пермская делегация приняла участие в состоявшемся 30-31 января в Москве отчетно-выборном съезде партии ДВР. А.Шипигузов, член пермской делегации, рассказал, что результаты рейтингового голосования по выборам в политсовет показали второго человека в партии, которым оказался В.Похмелкин — лидер пермских «дэвээровцев» [[18]].

1.5.3.      КПРФ

На пленуме областной организации КПРФ, состоявшемся в феврале, выступил член ЦК этой партии В.Шевелуха. Он ознакомил пермских товарищей с позицией партии. В.Шевелуха сообщил участникам пленума, что предлагает «Народно-патриотическому союзу» выдвинуть лозунг «немедленного смещения президента, формирования правительства народного доверия, восстановления госсектора экономики». Он поддержал точку зрения тех пермских коммунистов, которые, выступая на пленуме обкома, громили проект экономической платформы КПРФ за слабую проработку раздела «усиление госсектора экономики» [[19]]. Член ЦК КПРФ призвал пермских коммунистов сделать все возможное, чтобы не допустить окончательного принятия областного Закона «О земле» [[20]].

1.5.4.      «Духовное наследие»

В феврале в Перми состоялось заседание регионального совета движения «Духовное наследие», возглавляемого депутатом Государственной Думы А.Подберезкиным. Председателем совета избран пермский поэт И.Тюленев. Он будет представлять Прикамье на общероссийском съезде движения, который состоится в начале марта. В руководящие органы пермской организации «Духовного наследия» вошли известные деятели науки и культуры: директор Пермского театра оперы и балета А.Пичкалев, солист оперы В.Тюменцев, начальник Пермского городского комитета по культуре и искусству А.Родин, лидер местной организации Народно-патриотического союза России профессор В.Мальцев. Несмотря на то, что «Духовное наследие» входит в НПСР, никаких далеко идущих политических планов его пермские сторонники не строят. Главную свою задачу они видят в том, чтобы, активизировав интеллигенцию, содействовать сохранению и приумножению культурного богатства Прикамья, участвовать в патриотическом воспитании молодежи [[21]].

1.5.5.      Совместная акция сторонников А.Лебедя и КПРФ

В Нытве местные коммунисты и сторонники Александра Лебедя выступили инициаторами собрания избирателей Земского собрания. Собравшиеся обратили внимание депутатов на слабую работу промышленных предприятий. Публика потребовала от депутатов представить программу выхода района из экономического кризиса. Признав работу своих избранников неудовлетворительной, горожане дали им шесть месяцев «на исправление», после чего они могут начать процедуру отзыва [[22]].

2.    Экономика

2.1.       Статистические показатели экономического развития

По данным областного статистического комитета, в начале 1999 года падение объемов производства на предприятиях продолжилось. Индекс физического объема произведенной продукции по всей промышленности составил за январь с.г. 96,3%. В фактических отпускных ценах произведено продукции на сумму 4859,1 млн. рублей (в декабре 1998 года — на сумму 5130,3 млн. рублей).

Данные статистической отчетности свидетельствуют о произошедших в экономике области существенных структурных сдвигах. Наибольшая часть выпуска промышленной продукции по-прежнему сосредоточена в трех ведущих отраслях — электроэнергетике, топливной и химической — в январе это 56% всех объемов по области. В то же время доля отдельных отраслей в общем объеме производства существенно снизилась (в их числе электроэнергетика, машиностроение, промышленность стройматериалов), других — увеличилась (среди них химия и нефтехимия, цветная металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность).

В январе 1999 года продолжился спад производства продукции сельского хозяйства. В целом объем валовой продукции аграрного сектора в действующих ценах составил 452,8 млн. рублей, что в сопоставимой оценке (по расчетам) на 9% меньше, чем год назад. Наибольшее сокращение объемов производства в физическом исчислении отмечено в животноводстве. Объемы реализации на убой скота и птицы составили к уровню января 1998 года 87%. Производство яиц осталось на уровне прошлого года (99,4%), а молока несколько увеличилось (103% по сравнению с январем 1998 года) [[23]].

2.2.       Бюджет

Как сообщила газета «Новый компаньон», принятие федерального бюджета на 1999 год, который рассчитан по новым налоговым правилам, возможно, вызовет пересмотр областного бюджета. По оценкам облфинуправления областной бюджет теряет свыше 1 млрд. рублей. Первый вице-губернатор Ю.Белоусов заявил, что отсутствие компенсации за потери областного консолидированного бюджета может поставить вопрос о возможности судебной тяжбы между Пермской областью и федеральными властями [[24]]. Определенные надежды на восполнение потерь доходной части бюджета Ю.Белоусов связывает с принятием в области двух новых налогов — с продаж и на вмененный доход [[25]].

Проблема: как не допустить обвала в бюджетной сфере в условиях продолжающегося экономического спада стала темой заседании Совета глав муниципальных образований при губернаторе области. Главы городов и районов обратились в Законодательное собрание с просьбой принять проекты законов о новых налогах в редакции губернатора [[26]].

Для обеспечения более полного и своевременного финансирования бюджетных расходов главному управлению финансов и налоговой политики администрации области поручено ограничить в 1999 году проведение зачетов при исполнении областного бюджета по обязательствам между областным бюджетом, хозяйствующими субъектами и бюджетными организациями [[27]].

Газета «Новый компаньон» сообщила, что в ближайшее время в бюджет Пермской области будут возвращены деньги, потраченные в прошлом году на строительство федеральных объектов: моста через Каму, объездной краснокамской дороги и нового тракта из Перми в Кунгур. Об этом сообщил глава Российской государственной дорожной службы [[28]].

2.3.       Состояние ведущих отраслей и предприятий

Как сообщалось ранее [[29]], две крупнейшие российские компании РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром» борются за расширение своего влияния на предприятия пермской энергетики. И вот стали видны первые результаты этой борьбы. В феврале пришло сообщение, что в совет директоров АО «Пермэнерго» в ближайшее время войдет заместитель генерального директора ООО «Межрегионгаз» г-н Максимов, а в совет директоров Пермской ГРЭС — директор Пермского филиала «Межрегионгаза» г-н Морозов. По сообщению газеты «Новый компаньон», такое решение принято на уровне первых руководителей РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром» [[30]].

Газета «Капитал» сообщила, что предприятия пермского региона «Соликамский магниевый завод» и березниковская «Ависма» выиграли судебный антидемпинговый процесс в США. Решение о нулевой антидемпинговой пошлине для наших поставщиков магния и сплавов американскими судебными органами было вынесено еще в мае 1995 года. Но подавшая в 1994 году петицию в комиссию по международной торговле США и проигравшая дело компания «Магкорп» не согласилась с решением департамента торговли (именно туда комиссия направила дело на расследование). «Магкорп» подал апелляцию в Суд по международной торговле, находящийся в Вашингтоне, на решение Департамента торговли США. Но 20 декабря 1995 года Комиссия по международной торговле опять пришла к выводу, что ущерба американской промышленности от импорта магния и сплавов в данном случае нет. 28 октября 1996 года Суд по международной торговле оставил в силе решение предыдущей инстанции. «Магкорп» передал рассмотрение дела в Высший апелляционный суд. Рассмотрение дела продолжалось в нем более года и закончилось в конце января 1999 года. Все шесть пунктов обвинения, выдвинутые «Магкорпом», отклонены. Теперь соликамцы намерены и сами инициировать антидемпинговое разбирательство — в Европе, под эгидой комиссии Европейского Союза [[31]].

2.4.       Концепция развития промышленности Прикамья

В феврале на очередном заседании областного Законодательного собрания вице-губернатор Г.Тушнолобов представил депутатам «Концепцию развития промышленной политики Прикамья». Документ, в поддержку принятия которого особенно активно выступали законодатели из фракции «Промышленники Прикамья», опирается на принятый ранее областной Закон «О промышленной политике».

Концепция состоит из нескольких разделов: состояние и тенденции развития промышленности области; основные проблемы промышленности и промышленных предприятий; ресурсы реализации концепции развития промышленности; меры государственной поддержки; основные направления развития промышленности; информационно-аналитическое, кадровое обеспечение, социальные аспекты промышленной политики; научно-техническая политика, координация работы по реализации концепции.

В качестве приоритетов по отраслям выделены химическая и нефтехимическая промышленность (дающие 32% поступлений в консолидированный бюджет), машиностроение (основная масса промышленных рабочих заняты в этой отрасли), оборонно-промышленный комплекс, легкая промышленность, лесной комплекс. В качестве приложения к концепции разработано положение «Об использовании областного бюджета развития на цели промышленной политики». Планируется разработка областных законов «О бюджете развития», «О казне», «Об организации заимствований», «О государственном долге», «О залоговом фонде» [[32]].

После принятия концепции лидеры депутатской группы «Промышленники Прикамья» А.Кузяев, В.Сазанов, А.Андреев, а также первый вице-губернатор Г.Тушнолобов организовали пресс-конференцию. Они, в частности, отметили, что не имеют цели перетягивать одеяло, лоббируя интересы отдельных предприятий или отраслей. Как сказал сопредседатель их фракции А.Кузяев, их цель — стабилизировать объемы производства в промышленности, определить точки роста, что позволит в конечном счете наполнить бюджет [[33]].

2.5.       Статистика экспорта и импорта

В январе областной статистический комитет подвел итоги внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций области за 1998 год. Внешнеторговый оборот составил $1545 млн. и по сравнению с 1997 годом снизился на 17,4%, в том числе со странами дальнего зарубежья — $1376,6 млн. (на 14,4%), со странами СНГ — $168,4 млн. (на 38,5%). Сальдо торгового баланса сложилось положительное, $940,8 млн. (в 1997 году положительное, $903,2 млн.).

Экспорт области в 1998 году составил $1242,9 млн. и по сравнению с 1997 годом снизился на 10,4%. В экспорте основное место продолжает занимать продукция нефтехимической промышленности, на долю которой приходится 60% всего объема продаж. Удельный вес минеральных удобрений составил 37,5%, нефти и нефтепродуктов — 11,1%.

Импорт области в 1998 году составил $302,1 млн. (сократился на 37,6%). Ведущее место в импорте области занимают машины и оборудование. Их доля в 1998 году составила 47,4%. Импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья в общем объеме импорта составила 11,6% ($35 млн.). Ведущими партнерами области в 1998 году являлись Германия, Китай, Украина, США, Казахстан [[34]].

2.6.       Ситуация на ОАО «Машиностроитель»

Ситуация на ОАО «Машиностроитель» стала темой визита в Пермь комиссии Российского космического агентства во главе с начальником артиллерийско-ракетного управления Н.Шумковым. Комиссия была приглашена по инициативе губернатора Г.Игумнова. За последний год задолженность «Машиностроителя» перед бюджетами разных уровней выросла более чем вдвое и теперь составляет свыше 17 млн. рублей (с учетом штрафов и пеней — более 25 млн. рублей). Задержки зарплаты пятитысячному коллективу ракетостроителей достигают нескольких месяцев. Пермские власти, ознакомившие москвичей с острыми проблемами «Машиностроителя», не исключают в качестве варианта реструктуризации задолженности перераспределение долей собственности в этом ОАО [[35]].

3.    Социальная сфера

3.1.       Уровень цен. Прожиточный минимум

По данным облкомстата, в январе 1999 года потребительские цены на продукты питания возросли на 9,28%. Больше всего подорожали колбасные изделия (18,6%), яйцо куриное (16,2%), мясопродукты (13,2%), молочная продукция (8,3%). Увеличение отпускных цен на муку, а затем и на хлеб хлебокомбинатами области, привело к росту розничных цен на этот продукт. В целом по области прирост цен на хлеб и хлебобулочные изделия составил 7,8%.

Стоимость набора из 37 видов товаров и услуг по области в конце января т.г. незначительно увеличилась (на 1,75%) и составила в 545,3 рубля. В истекшем месяце сохранялась существенная дифференциация в уровнях цен на различные товары и услуги, поэтому соотношение между максимальной и минимальной стоимостью социального набора составила более, чем в 1,3 раза. Самый высокий уровень цен был отмечен в Березниках, здесь стоимость социального набора составила 582,67 рублей. В Кудымкаре этот показатель ниже — 449,96 рублей. По г.Перми его стоимость возросла на 1,6% и составила 544,65 рублей. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения области по ценам декабря 1998 года составила 716,3 рубля [[36]].

3.2.       Доходы населения. Средняя заработная плата

Денежные доходы населения, полученные населением Пермской области в январе 1999 года, по данным облкомстата, сложились в сумме 3527,6 млн. рублей (1184 рублей в расчете на душу населения) и уменьшились по сравнению с предыдущим месяцем на 25%. Подобная тенденция для января закономерна, поскольку в декабре традиционно выплачиваются денежные вознаграждения по итогам года, премии и т.п. Реальные среднедушевые денежные доходы в январе текущего года по сравнению с предыдущим месяцем снизилась на 30%, по сравнению с соответствующим месяцем 1998 года — на 26%.

Средняя номинальная заработная плата, начисленная работникам в декабре 1998 года, сложилась в размере 1511,8 рубля и по сравнению с предыдущим месяцем увеличилась на 22,7%. Доход от оплачиваемой работы в расчете на одного работающего в декабре составил 1550,6 рублей. Реальная декабрьская средняя заработная плата (начисленная) по сравнению с ноябрем увеличилась на 9,3%. К уровню декабря 1997 года размер реальной заработной платы составил 65,2%. Средняя оплата труда, с учетом выплат социального характера, в целом по области в декабре обеспечивала 2,4 прожиточных минимума.

Самый высокий уровень заработков отмечен у работников газовой (5079,8 рубля), нефтедобывающей (4689,7 рубля), нефтеперерабатывающей промышленности (3944,3 рубля). Среднемесячная заработная плата в этих отраслях выше средней по области в 3,4; 3,1; 2,6 раза, соответственно. В декабре снизился уровень оплаты труда работников бюджетной сферы. По сравнению со средней заработной платой по области в этих отраслях зарплата была ниже в 1,8-2 раза. Самый низкий уровень оплаты труда отмечен у работников образования (774,5 рубля). Среднемесячная заработная плата работающих в бюджетных организациях превышает бюджет прожиточного минимума лишь в 1,2-1,3 раза. Для сравнения, в сентябре 1998 года среднемесячная заработная плата работников социальной сферы превышала бюджет прожиточного минимума в расчете на одного жителя области в 2 раза.

По уровню декабрьской заработной платы среди областей и республик Уральского региона Пермская область заняла первое место, опередив Свердловскую на 93 рубля, Челябинскую на 245 рублей [[37]].

3.3.       Задолженность по заработной плате

На 1 февраля 1999 года просроченная задолженность по заработной плате составила 1188,8 млн. рублей, в том числе в производственных отраслях — 897,2 млн. рублей и в отраслях социальной сферы — 291,6 млн. рублей. В истекшем месяце тенденция к снижению суммарного уровня задолженности по заработной плате продолжилась. За период с 1 января по 1 февраля 1999 года общая сумма задолженности уменьшилась на 41,9 млн. рублей (на 3,4%). Однако в производственных отраслях она увеличилась на 2,2 млн. рублей (на 0,3%). Самый существенный размер невыплат отмечается на предприятиях машиностроения и металлообработки (242,1 рублей). 23,7% от общей суммы задолженности — это задолженность, вызванная отсутствием финансирования из бюджетов всех уровней. За период с 1 января по 1 февраля 1999 года сумма задолженности по заработной плате из-за отсутствия прямого финансирования из бюджетов всех уровней сократилась на 39,2 млн. рублей (на 12,2%). В производственных отраслях уменьшение составило 7,5 млн. рублей (на 9%), в социальной сфере — 31,7 млн. рублей (на 13,4%). Наиболее высокие темпы снижения задолженности из-за отсутствия прямого финансирования из бюджетов всех уровней отмечались в культуре и искусстве — в 2 раза, здравоохранении — в 1,8 раза и социальном обеспечении — в 1,7 раза. В целом по отраслям социальной сферы долги по зарплате уменьшились за истекший месяц на 44,1 млн. рублей (на 13,1%) [[38]].

Несмотря на острую ситуацию деньги, выделяемые из бюджета на погашение задолженности по зарплате работникам социальной сферы, не всегда доходят по назначению. Газета «Звезда» сообщила, что миллион рублей ссуды, поступивший в адрес администрации Оханского района для погашения долга по зарплате бюджетникам за октябрь и ноябрь прошлого года, так до людей и не дошел. Администрация, как выяснилось, добросовестно разбив всю сумму, перечислила деньги на счета бюджетных организаций. Но у большинства из них накопились долги перед внебюджетными фондами: пенсионным, обязательного медицинского страхования, государственной службы занятости. Они выставили в банк встречные иски. И когда деньги сюда поступили, тут же ушли на погашение просроченных выплат. Ситуация в районе оценивается однозначно: недоработало местное финансовое управление — своевременно не проконтролировало перечисление средств неведомственных организаций во внебюджетные фонды [[39]].

3.4.       Рынок труда

По состоянию на 1 февраля 1999 года численность граждан, ищущих работу и состоящих на учете в городских и районных отделах департамента федеральной государственной службы занятости населения Пермской области, составила 25,7 тыс. человек. В сравнении с декабрем 1998 года прошлого года численность граждан, имевших статус безработного, уменьшалась на 0,8 тыс. человек (на 4,1%). Сохраняется разрыв в уровнях безработицы по городам и районам области. За январь этот показатель в среднем по области остался на прежнем уровне и составил 1,3% от численности экономически активного населения. Самый низкий уровень безработицы наблюдался в г.Александровске (0,5%), наиболее высокий сложился в шахтерском регионе — г. Гремячинске — 5,4%, г.Кизеле — 3,6%.

За январь 1999 года Государственная служба занятости по Пермской области трудоустроила 1,7 тыс. человек, из них 1,2 тыс. на момент трудоустройства имели статус безработного. В сравнении с соответствующим периодом прошлого года объемы трудоустройства снизились в 2 раза, относительно декабря 1998 года — в 1,6 раза [[40]].

По-прежнему остается напряженной ситуация с выплатой пособий по безработице. Представителям службы занятости приходится идти на нестандартные решения проблемы. Так газета «Капитал» сообщила, что Большесосновский центр занятости населения вывозит из Нытвы различные товары, в частности одежду, посуду и детскую обувь, и раздает их своим безработным в счет погашения задолженности по пособиям. В самой Нытве по инициативе директора местного ЦЗН В.Черемных открыта межрайонная база товаров и услуг. Товары, в том числе и продукты питания, доставляются сюда из крупных городов. Как известно, многие предприятия накопили перед службами занятости огромные долги и уже не способны погасить их «живыми» деньгами, чаще расплачиваются своей продукцией. Поэтому в Перми и Березниках, где сосредоточена крупная промышленность, центры занятости имеют этих товаров больше, чем им требуется. В сельских же районах, наоборот, местных ресурсов не хватает [[41]].

3.5.       Жилищно-коммунальная реформа

В конце 1998 года Пермская городская Дума приняла в первом чтении три нормативных документа, касающихся тарифов для населения на жилищно-коммунальные услуги, порядка предоставления жилищных компенсаций для малоимущих, а также — порядка ценообразования... Документы эти стали основой предстоящей в Перми жилищно-коммунальной реформы. По различным подсчетам в результате реформирования ЖКХ плата за жилье и коммунальные услуги должна увеличиться в три-три с половиной раза [[42]].

Вполне естественно, что это вызывает резкий протест со стороны широких слоев населения. Последовала масса предложений, протестов, возражений. Президиум Пермского облсовпрофа принял специальное постановление и обращение к депутатам Пермской городской Думы, где обратил внимание на недопустимость вольного взвинчивания тарифов без роста реальных доходов граждан. На рассмотрение городской двухсторонней комиссии предложено вынести все спорные вопросы при соблюдении обязательных условий. Это — введение дифференцированной платы за жилье и коммунальные услуги с учетом их количества и качества, уровня доходов квартиросъемщиков. Создание центров субсидий, разработка механизмов соцзащиты и полного финансирования из средств городского бюджета. И, наконец, поэтапно согласованный пересмотр расценок за жилищно-коммунальные услуги. Представитель облсовпрофа заявил, что если предложения профсоюзов не будут приняты, то они оставляют за собой право на проведение всех разрешенных законом действий [[43]].

Глава областной администрации Г.Игумнов также высказался против немедленного повышения стоимости коммунальных услуг, поскольку реальный жизненный уровень населения за последние месяцы резко снизился [[44]].

И вот газета «Новый компаньон» сообщила, что 4 февраля и. о. главы Перми В.Петенко выступил с сенсационным заявлением: мэрия более не намерена добиваться повышения квартплаты и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Тщательно проанализировав обстановку, пермские власти решили на время отказаться от этой идеи. Председатель городской Думы В.Сухих сделал заявление, из которого следует, что повышение тарифов откладывается по крайней мере до тех пор, пока не будет повышена зарплата бюджетникам и не проиндексированы пенсии [[45]].

3.6.       Проблемы в сфере образования

Как уже отмечалось, работники образовательных учреждений Прикамья стали активными участниками прошедшей в январе Всероссийской акции в защиту образования. Проблемы образования оставались в сфере внимания и в феврале. Как сообщила газета «Профсоюзный курьер», обком профсоюза работников народного образования и науки продолжает напряженный переговорный процесс с органами власти Прикамья. В Законодательное собрание области было направлено письмо с просьбой принять неотложные меры по стабилизации положения в отрасли.

Внимание законодателей было обращено на тот факт, что в бюджет 1999 года не включены средства на погашение кредиторской задолженности по заработной плате, на повышение уровня оплаты труда работникам образования. Постановление губернатора «О повышении тарифных ставок работников бюджетных организаций» (№362 от 29.09.98 г.) в ряде территорий области не введено. В письме также говорится, что работников образования чрезвычайно беспокоят действия некоторых глав администраций по сокращению сети образовательных учреждений. Работникам образования угрожают отменой обязательных выплат на книгоиздательскую продукцию, коммунальные услуги на селе, идет сокращение надтарифного фонда. Таким образом, существует реальная угроза снижения уровня оплаты труда, который и сейчас не обеспечивает минимального прожиточного уровня [[46]].

В своем обращении к губернатору обком профсоюза работников образования и науки потребовал обеспечить своевременные и полные текущие зарплаты работникам образования области; определить конкретные сроки погашения задолженности по зарплате, выплатам на книгоиздательскую продукцию; обеспечить гласность при использовании средств местных бюджетов; обеспечить повышение ставок и окладов ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы на 50%. Кроме того губернатора попросили поддержать предложения отраслевого профсоюза в адрес Правительства, Государственной Думы и Совета Федерации РФ по принятию поправок к ряду федеральных законов, касающихся оплаты труда педагогов, финансирования учреждений народного образования [[47]].

4.    Международные связи

Генеральный консул Великобритании С.Харрисон, будучи проездом в Перми, провел встречу с представителями НПО «Искра», во время которой были обсуждены возможности взаимодействия пермского предприятия с английскими компаниями. Речь шла о возможном сотрудничестве в двух направлениях. Прежде всего, англичан интересуют газотурбинные электростанции и газоперекачивающие агрегаты, которые «Искра» выпускает в сотрудничестве с целым рядом пермских предприятий оборонного комплекса. Кроме того, британские бизнесмены не прочь поближе познакомиться с производством ракетных двигателей для ракетно-космических систем. Ознакомительные переговоры завершились обещанием консула провести поиск потенциальных партнеров (предприятий и финансовых кругов) для участия в этих программах [[48]].

В конце февраля в Перми с официальным визитом побывал полномочный министр посольства Японии в России Акио Кавато. Состоялись его встречи с губернатором Прикамья Г.Игумновым и мэром Перми Ю.Трутневым. По словам министра, эти встречи носят общеознакомительный характер, но по его мнению, в дипломатических отношениях очень важно иметь какой-то задел в становлении двусторонних отношений.

Господин Кавато достаточно критично оценил перспективы сотрудничества японских бизнесменов с предприятиями пермского региона. На вопрос корреспондента газеты «Новый компаньон», куда бы он порекомендовал вкладывать деньги, японский гость ответил: «Я бы не стал рекомендовать. У вас неизвестно, какие убытки кроются за официальными данными, боясь налогов или бандитов, вы скрываете действительное положение дел. В конце концов, в Пермской области я не увидел предприятие, способное выдать хороший бизнес-план, куда можно вкладывать деньги» [[49]].



Источники

[1]. Москвин А. Бюджет–99 никого не устраивает // Новый компаньон. — Пермь, 1999. —

[2]. Руку на дружбу, Москва // Звезда. — Пермь, 1999. — 16 февраля.

[3]. В понедельник, у губернатора // Капитал. — Пермь, 1999. — 24 февраля.

[4]. Семенов М. В понедельник, у губернатора // Капитал. — Пермь, 1999. — 3 февраля.

[5]. В понедельник, у губернатора // Капитал. — Пермь, 1999. — 17 февраля.

[6]. Светлов А. Утром — деньги, вечером — ликвидация // Капитал. — Пермь, 1999. — 3 февраля.

[7]. Семенов М. Апрель не весело начнется // Звезда. — Пермь, 1999. — 19 февраля.

[8]. Сидоров М. Слушали не слыша? // Звезда. — Пермь, 1999. — 19 февраля.

[9]. Москвин А. Бюджет–99 никого не устраивает // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 16 февраля.

[10]. Бюджет без риска // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 2 марта.

[11]. Москвин А. Путь из коми в пермяки // Новый компаньон. — Пермь, 1999. - 2 марта.

[12]. Банк для Перми // Звезда. — Пермь, 1999. — 26 февраля.

[13]. Гизатуллин Р. Геннадий Игумнов согласился с Лужковым // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 16 февраля.

[14]. Руку на дружбу, Москва // Звезда. — Пермь, 1999. — 16 февраля.

[15]. Светлов А. С небес на землю // Звезда. — Пермь, 1999. — 18 февраля.

[16]. Семенов М. С «Новой силой» во власть // Звезда. — Пермь, 1999. — 9 февраля.

[17]. Гизатулин Р. Новые люди Сергея Кириенко // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 2 марта.

[18]. Гизатуллин Р. За правое дело? // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 9 февраля.

[19]. Москвин А. У коммунистов повсюду свои «штирлицы» // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 2 марта.

[20]. Коммунисты забыли, что земля — крестьянам // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 2 марта.

[21]. Патриоты без амбиций // Звезда. — Пермь, 1999. — 27 февраля.

[22]. Трясцын Г. Земцам поставили «неуд» // Звезда. — Пермь, 1999. — 4 февраля.

[23]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе 1999 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1999. — С. 5-20.

[24]. Пермь грозит Москве судом // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 23 февраля.

[25]. Бюджетная апокалиптика // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 16 февраля.

[26]. В понедельник, у губернатора // Капитал. — Пермь, 1999. — 10 февраля.

[27]. Коротко... // Звезда. — Пермь, 1999. — 20 февраля.

[28]....И разобрался с федеральной дорожной службой // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 9 февраля.

[29]. Германов И.А. Пермская область в декабре 1998 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1998. — №12 (83).

[30]. Газовики и энергетики будут жить дружно // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 9 февраля.

[31]. Мещериков А. Этот магний не задушишь, не убьешь // Капитал. — Пермь, 1999. — 17 февраля.

[32]. «Вся Африка расстреляна из пермских пушек» // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 9 февраля.

[33]. Крепче производство — полнее бюджет // Звезда. — Пермь, 1999. — 20 февраля.

[34]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе 1999 года: Доклад / Пермский областной комитет. государственной статистики. — Пермь, 1999. — С. 32-34.

[35]. Андреев М. Выживание // Пермские новости. — Пермь, 1999. — 10 февраля.

[36]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе 1999 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1999. — С. 36 — 37.

[37]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе 1999 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1999. — С. 53 — 54.

[38]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе 1999 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1999. — С. 49 — 52.

[39]. Трясцын Г. Плакали денежки // Звезда. — Пермь, 1999. — 16 февраля.

[40]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе 1999 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1999. — С. 60 — 62.

[41]. Трясцын Г. Нечем платить? Езжай в Нытву // Капитал. — Пермь, 1999. — 17 февраля.

[42]. С одних плеч — на другие // Звезда. — Пермь, 1999. — 18 февраля.

[43]. Кунгурцев А. Так ли несовместимы противоречия? // Профсоюзный курьер. — Пермь, 1999. — 18 февраля.

[44]. Семенов М. Заявлено подождать // Звезда. — Пермь, 1999. — 9 февраля.

[45]. Жилищно–коммунальной реформе дан задний ход // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 9 февраля.

[46]. Жизнь по минимуму уже не выносима // Профсоюзный курьер. — Пермь, 1999. — 18 февраля.

[47]. Терешин В. Сегодня учителя без зарплаты, завтра — школы без учителей, послезавтра — дети без образования // Профсоюзный курьер. — Пермь, 1999. — 4 февраля.

[48]. Продукция НПО «Искра» интересует английский бизнес... // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 9 февраля.

[49]. Гизатуллин Р. Пермь интересна лишь нефтью и газом // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 2 марта.