Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Кабардино-Балкарская Республика

С. А.

Кабардино-Балкарская Республика

в феврале 1999 года

1.    ЭКОНОМИКА

1.1.       Бюджет 1999 года

Правительство КБР одобрило бюджет 1999 года. Основными целями экономической политики в бюджете 1999 года являются преодоление кризиса 1998 года, поддержание уровня жизни населения и обеспечение функционирования реального сектора экономики. Предполагается снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для инвестирования, повышение собираемости налогов. Намечаются сокращения государственных заимствований на финансовых рынках и дефицита республиканского бюджета. Рост валового внутреннего продукта должен составить 105%.

Расходная часть бюджета составит 2 млрд. 301 млн. 135 тыс. рублей, доходная — 1 млрд. 843 млн. 233 тыс. руб., при этом собственные доходы республики прогнозируются в сумме 655 млн. 884 тыс., а средства из федерального бюджета — 1 млрд. 187 млн. 349 тыс. рублей. Предельный дефицит бюджета установлен в сумме 457 млн. 898 тыс. рублей или 5,1% объема ВВП.

Правительство КБР, согласно законопроекту, получает право покрывать дефицит бюджета за счет эмиссии государственных ценных бумаг, продажи госимущества, банковских кредитов. В частности, предполагается выпуск республиканских обязательств Министерства финансов КБР на 50 млн. рублей.

Проект бюджета предполагает государственную поддержку развитию малого бизнеса в 4,3 млн. и фермерским хозяйствам в 2 млн. рублей.

Расходы на социально-культурные мероприятия в сумме 1 млрд. 506 млн. рублей составят 49,9% бюджета КБР. Законопроект предусматривает повышение заработной платы в бюджетной сфере в полтора раза с 1 апреля 1999 г.

Расходы на содержание органов государственного управления составят 98,4 млн., на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности — 101 млн. рублей [[1]].

 

1.2.       «Роснефть» налаживает сотрудничество с КБР

7 февраля был подписан договор о сотрудничестве между Правительством КБР и ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» и АО «Каббалкнефтепродукт».

Председатель правительства КБР Х.Чеченов отметил, что сейчас с компанией «Роснефть» связано решение самых острых экономических проблем. В том числе и продовольственных, сельскохозяйственных, которые без продукции этой компании невыполнимы.

Глава компании «Роснефть» С.Богданчиков отметил, что сотрудничество с КБР для компании важно. Он заявил, что компания изменила свою стратегию в отношении всего региона. В КБР они имеют дочернее предприятие с хорошо отлаженной структурой. Цель компании — увеличение сбыта нефтепродуктов и выход на оптовый рынок, пока здесь компания работает в розницу. Более 50 автозаправочных станций в республике, которые планируется реконструировать.

С. Богданчиков встретился с президентом республики и в процессе разговора возник вопрос об участии компании в доразведке и освоении тех запасов нефти, которые имеются в республике.

На Северном Кавказе это первое соглашение, которое подписала компания. Предполагается заключить договоры с Краснодарским и Ставропольским краями [[2]].

1.3.       Возможны турецкие инвестиции в экономику КБР

В КБР побывала официальная делегация турецкой компании «Акфен груп» во главе с членами Парламента ТР Йокель Мехмедом Баухиттдином и президентом компании «Аквен групп» Акином Хамди.

Президент КБР рассказал гостям об общем положении экономики республики и перспективах темпов роста, акцентировав внимание на привлекательности развития и вложения капиталов в отрасли хозяйства, представляющие добычу и переработку нефти, гидроэнергетику, туризм.

По итогам встреч стороны выразили намерение приступить к подготовки документов для реализации инвестиционных проектов [[3]].

2.    ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА

2.1.       Парламент

Депутаты парламента основное внимание уделили рассмотрению проектов ряда важных законов, в числе которых Закон КБР «О налоге с продаж» и «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»

Вводимый в размере 5% налог с продаж разработан в рамках мер, определенных Правительством РФ по стабилизации финансово-экономической ситуации в стране. Пятипроцентную ставку многие депутаты считают завышенной, много вопросов вызвал и механизм практического применения налога к физическим и юридическим лицам. Оба Закона после дебатов были приняты в первом чтении.

Во втором чтении был рассмотрен проект Закона КБР «О государственном долге КБР». Общая сумма долга республики составляет 637 млн. руб. У правительства нет долгов по пенсиям и заработной плате. В этой связи Закон был принят и принято постановление по нему.

Активно обсуждался парламентариями вопрос обеспечения безопасности граждан республики. В республике посты ГИББД стоят чуть ли не на каждом километре, а похищения людей продолжаются. В феврале было два громких похищения, один из похищенных был найден убитым.

В ближайшее время парламентарии планируют провести заседание со следующей повесткой «О мерах, принимаемых правоохранительными органами по обеспечению безопасности границ» [[4]].

2.2.       Пресс-конференция В.Сохова

В Госдуме РФ из КБР имеются три депутата — одномандатник В.Сохов (входит во фракцию НДР), В.Темиржанов — по спискам КПРФ и М.Ульбашев — по спискам НДР.

Пресс-конференция, которую провел В.Сохов 25 февраля, вызвала интерес общественности.

В.Сохов — член комитета по бюджету, банкам и налогам, и потому в последние годы работа этой комиссии была связана с формированием бюджета на 1999 год. Он отметил, что важную роль в принятии бюджета сыграла трехсторонняя комиссия, в работе которой принимали и наши депутаты: он сам, как ее постоянный член, М.Ульбашев и З.Нахушев (спикер Парламента КБР) от Совета Федерации.

Особое внимание уделил В.Сохов деятельности наших депутатов, направленной на развитие экономики КБР. Он подчеркнул, что хотя взгляды у депутатов от КБР разные, но они вместе отстаивают интересы республики и общегосударственные интересы.

В ходе обсуждения бюджета удалось отстоять интересы республики. На развитие нефтяного комплекса выделено 1,5 млн. долларов, что позволить построить нефтеперерабатывающий завод, способный переработать 50 тонн в год и расконсервировать существующие скважины. В бюджете предусмотрены деньги на строительство Нижне-Черекского каскада ГЭС, 135 млн. руб. — на инвестиционные программы стабилизации экономического развития. Дорожный фонд республик получит 102 млн. рублей.

Особое внимание было уделено В.Соховым Тырныаузскому вольфрамо-молибденовому комбинату. По словам В.Сохова, в правительстве РФ принято решение о том, что 18 млн. руб. долга будут возвращены семьям «возмещенцев» до конца 1999 года. («Возмещенцы» только в этом году дважды откладывают свой пеший марш-протест в столицу, если средства им не выделят, то их протест неминуем. — С.А.). Кроме того, правительство подготовило проект постановления по восстановлению и развитию комбината, предусматривающий пополнение оборотных средств, реструктуризацию долгов и, возможно, освобождение на 2 года от федеральных налогов. (Остановка комбината привела к тотальной безработице в Тырныаузе и его уже давно называют «умирающий город». Все, кто имел возможность, его уже покинули, остались те, кому некуда ехать и коренные жители, для кого эта земля является единственным местом, где они могут существовать.)

Был затронут на пресс-конференции и вопрос предстоящих выборов. По мнению В.Сохова, КПРФ получит в КБР столько же голосов избирателей, как на предыдущих выборах, положение «Отечества» и НДР также небесперспективно. Их программы почти одинаковы, и, убрав личные амбиции, оба движения могли бы пойти на выборы вместе.

В.Сохов заявил, что не будет себя выдвигать, но готов баллотироваться и отстаивать интересы республики [[5]]. Он абсолютно прав в том, что в случае его выдвижения за него (бывшего многолетнего зампреда Совмина КБР) почти наверняка проголосует требуемое для победы относительное большинство избирателей, дело только в том, от какой партии (или движения) он будет выдвинут. Его слова о единстве «Отечества» и НДР, скорее всего, есть не что иное, как свидетельство подготовки почвы для безболезненного перехода в лагерь «Отечества» — более перспективного, чем НДР, депутатом от которого он был весь этот срок.

2.3.       Митинг в День защитников Отечества

На митинг прибыло все руководство республики. Открыл митинг глава администрации г.Нальчика, вслед за ним выступил военком республики, который остановился на истории армии, особо отметил подвиг сынов и дочерей Кабардино-Балкарии в годы Великой Отечественной войны. Военком подчеркнул, что армия не утратила своих боевых качеств, сегодня она реформируется, становится мобильной и современной.

С таким мнением был не согласен секретарь Нальчикского горкома КПРФ, который подчеркнул, что армия развалена и не способна противостоять натовскому наступлению. Он подверг жесткой критике позицию руководства республики по поддержке «антинародного режима», а также лужковского движения «Отечество».

За многие годы впервые на таком официальном мероприятии звучала критика в адрес руководства республики. Президент КБР назвал «кощунственным» шагом — посвящать такой день «политическим разборкам».

Полковник В.Бондаренко, прибывший из Москвы и представляющий Движение в поддержку армии, призвал около полусотни ветеранов к борьбе и выразил свое удивление тем, что в КБР официальные власти и оппозиция дружат. Он сказал «Какая это оппозиция и какая это дружба» [[6]].

3.    ПРАВО И ПОРЯДОК

На ежегодном Республиканское совещании правоохранительных органов с неслыханно жестким докладом выступил прокурор республики Ю.Кетов. Он подчеркнул, что при относительно невысоком росте общего числа преступлений (в 4,1%) невиданно вырос удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений. Из 6731 преступления 60,4% были тяжкими и особо тяжкими, а 521 составили убийства и разбои. «Пока правоохранительные органы писали победные реляции, преступники консолидировались, успешно ставили под контроль отдельных работников правоохранительных органов, став фактором постоянного провоцирования нестабильности в массовом сознании. Оказывается организованное противодействие раскрытию и расследованию преступлений, которые хотя бы в малой степени затрагивают интересы владельцев крупных состояний, лидеров уголовной среды и связанных с ними лиц», — заявил прокурор республики. Рост преступности 1998 года выше наиболее неблагоприятного в этом плане 1992 года. За это же время численность сотрудников прокуратуры увеличилась на 5%, МВД — на 70%, были созданы налоговые службы, произошла судебная реформа.

Не раскрыт ни один из 5 терактов, совершенных в 1997-1998 гг.

Жесткой критике была подвергнута работа МВД, которîå заявляет об уничтожении преступных групп, но «если они уничтожены физически, то где трупы, если переданы в суд — то где уголовные дела?».

Сложная ситуация с наркоманией, ставшей проблемой номер один в маленькой республике.

Высока преступность в экономической сфере. Практически нет предпринимательской структуры, не контролируемой преступными группировками. Масштабы экономической преступности не поддаются точному количественному измерению и задача в области борьбы с экономическими преступлениями приобрела стратегическую значимость.

Заместитель директора Федеральной службы налоговой полиции А.Хаупшев отметил, что ситуация по его ведомству наиболее благоприятная в КБР, чем в других регионах.

Начальник Управления Федеральной службы безопасности О.Романов сообщил о возросшей активности спецслужб США, Германии, Турции, стремящихся влиять на ситуацию в регионе, стимулировать сепаратизм и добывать информацию об экономических и социальных процессах. Спецслужбы, отметил генерал, используют легальные возможности для увеличения доступа к информации, в том числе и закрытой. В республике было отмечено пребывание 9 кадровых сотрудников иностранных разведок и 16 граждан, подозреваемых в сотрудничестве с ними. Иностранные спецслужбы, отметил начальник УФСБ, используют общественные организации в регионе — Международную черкесскую ассоциацию, Ассоциацию тюркских народов, различные исламские организации — для продвижения идей национал-сепаратизма и противостояния властям. Говоря о чеченском факторе, генерал Романов подчеркнул, что руководители различных форумов в этой республике муссируют сказанные Дудаевым слова о необходимости «разбудить эту спящую красавицу», имея в виду Кабардино-Балкарию. Говоря о ваххабизме, генерал Романов заявил: «Четко организованных структур это течение не имеет, все зависит от руководителя той или иной общины».

На совещании было сказано о работе таможни. Сократился товарооборот с зарубежными странами. На таможенной границе изъято алкогольной продукции на 700 тыс. рублей, 2,5 кг. золота, $84 тыс.

Зам. руководителя Государственной налоговой инспекции по КБР отметила сужение налогооблагаемой базы и появление более искусных путей ухода от налогов, в чем были замечены 74 предприятия и 3411 индивидуальных предпринимателей.

Председатель Верховного Суда КБР Ю.Маиров отметил высокий процент осужденных условно без учета криминогенной обстановки и личности обвиняемого.

Выступивший на совещании президент призвал контролирующие органы к упорядочению и согласованию многочисленных проверок на предприятиях.

Касаясь вопроса организованных преступных групп он задал вопрос: «Если вы их знаете, вы их что, для музея храните? Их надо уничтожать, а не фиксировать» [[7]].

Разгул преступности в КБР заставляет все органы власти обратить на это особое внимание. В этом вопросе солидарность и поддержку готово оказать население республики, которое устало от криминала. Особенно пышным цветом расцвело в КБР воровство. Воруют все, что можно взять, от автомобилей до зимних запасов картофеля, домашних консервов, белья, вывешенного для просушки.



Источники

[1]. Газета Юга. — 1999. — №8. — 18 февраля.

[2]. Кабардино-Балкарская правда. — 1999. — 9 февраля.

[3]. Кабардино-Балкарская правда. — 1999. — 2 марта.

[4]. Кабардино-Балкарская правда. — 1999. — 16 февраля.

[5]. Кабардино-Балкарская правда. — 1999. — 27 февраля.

[6]. Кабардино-Балкарская правда. — 1999. — 24 февраля; Газета Юга. — 1999. — №9. — 25 февраля.

[7]. Кабардино-Балкарская правда. — 1999. — 4 марта; Газета Юга. — 1999. — №10. — 4 марта.