Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Москва

А.Б. Борисов

Москва

в феврале 1999 года

1.    Политические новости

1.1.       Поражение Ю.Лужкова в Совете Федерации

Крупное поражение потерпел Ю.Лужков в верхней палате российского парламента, рассматривавшей возможность ратификации российско-украинского договора о дружбе. Мэр Москвы ратовал за отклонение данного соглашения по причине ущемления прав русскоязычного населения Крыма, также у Ю.Лужкова неприятие вызывало признание российской стороной украинского суверенитета над Севастополем. Несмотря на активность московского градоначальника, договор поддержало подавляющее большинство членов Совета Федерации (106 человек, 59,6%). В свою очередь, против ратификации высказалось лишь 25 сенаторов (14%), в том числе: сам Ю.Лужков, губернаторы Красноярского края — Александр Лебедь, Кемеровской области — Аман Тулеев, Иркутской — Борис Говорин, Мурманской — Юрий Евдокимов, Рязанской — Вячеслав Любимов, Костромской — Виктор Шершунов, Тамбовской — Александр Рябов, глава правительства Карелии — Сергей Катанандов, глава правительства Хакасии — Алексей Лебедь, а также 15 руководителей законодательных органов власти: Смоленской области — Владимир Анисимов, Еврейской АО — Станислав Вавилов, Удмуртии — Александр Волков, Ненецкого АО — Вячеслав Выучейский, Оренбургской области — Валерий Григорьев, Приморского края — Сергей Дудник, Архангельской области — Вячеслав Калямин, Тамбовской области — Владимир Карев, Новосибирской области — Виктор Леонов, Хабаровского края — Виктор Озеров, Ростовской области — Александр Попов, Красноярского края — Александр Усс, Рязанской области — Владимир Федоткин, Хакасии — Владимир Штыгашев. Таким образом, главы российских регионов продемонстрировали нежелание следовать в фарватере политических инициатив московского мэра, опровергнув тем самым выкладки аналитиков насчет значительной поддержки Ю.Лужкова в субъектах РФ [[1]].

1.2.       Судебное разбирательство по вопросу о законности избрания Ю. Лужкова мэром Москвы в 1996 году

Законность избрания Ю. Лужкова в июне 1996 г. столичным градоначальником была поставлена под вопрос двумя гражданами России Владимиром Ворониным и Евгением Шименковым. 18 февраля 1999 г. Секретариат Европейского суда по правам человека зарегистрировал их жалобу, в которой они излагают свои доводы в пользу признания тех выборов недействительными. Правда Ю. Лужков пострадал в какой-то мере рикошетом: прежде всего Воронин и Шименков требуют признать незаконным продление полномочий Мосгордумы на 2 года (произведенное в 1995 г., кстати, по инициативе московского мэра). В случае положительного решения суда все законодательные акты, принятые столичными депутатами после истечения их полномочий будут признаны недействительными, в том числе и касающиеся назначения выборов главы города. Таким образом, международная легитимность Ю.Лужкова может изрядно пострадать в глазах европейцев, крайне трепетно относящихся к закону и праву [[2]].

1.3.       Движение «Отечество»

Не совсем ладно обстоит дело у Ю.Лужкова и на ниве партийного строительства. Первая эйфория по поводу строительства новой «партии власти» прошла, интерес избирателей к детищу московского мэра значительно снизился, внутри самой «лужковской» организации начались раздоры и конфликты. Как отметил сам градоначальник, «у нас появляются перелетные птицы», в то же время он заявил, что «чисток в движении не будет».

Сейчас московского руководителя занимают более формальные вещи. Прежде всего, Ю. Лужков заявил о желании «Отечества» бороться за власть на всех выборах: губернаторских, парламентских, президентских и т.п. Соответственно его аналитиками и спичрайтерами были сформулированы и слоган (хотя и довольно бледный) движения — «Мы верим в себя и Россию». Под стать этому изречению и остальные девизы «Отечества»: «Свободу, справедливость, достаток — каждому!», «Закон, ответственность, порядок — власти», «Согласие, могущество, достоинство — государству!». Что же касается эмблемы движения, то на ней изображены почему-то ярко-красные очертания бывшего Советского Союза [[3]].

Тем не менее, не все шансы потеряны у Ю.Лужкова и в регионах. Так в феврале возглавил региональную организацию «Отечества» губернатор Московской области Анатолий Тяжлов. А глава администрации Саратовской области Дмитрий Аяцков делегировал в предвыборный штаб Юрия Лужкова своего заместителя Вячеслава Володина, его также прочат на пост председателя исполкома движения.

Володин Вячеслав — 1963 г.р. Окончил Саратовский институт механизации сельского хозяйства (СИМСХ) и Российскую академию государственной службы при президенте РФ по специальности «Юриспруденция». Кандидат технических и доктор юридических наук. В 1984-1988 гг. был председателем профкома студентов СИМСХ; с 1987 по 1993 гг. — аспирант, ассистент, старший преподаватель, доцент СИМСХ; в 1992-1993 гг. — управляющий делами, зам. главы администрации г. Саратова; с 1993 г. — и.о. зав. кафедрой Поволжского кадрового центра. Депутат Саратовской областной Думы первого созыва (1994-1997 гг.), избран по партийному списку Российского союза офицеров запаса. Заместитель председателя Думы до 1996 г. С 1996 г. — вице-губернатор области. Характеризуется губернатором как «специалист по избирательным технологиям», благодаря которому власть в Саратовской области выиграла с подавляющим перевесом практически все выборы.

В то же время Д. Аяцков выразил сомнения в успехе «Отечества», отметив, что пока оно не состоялось как движение. Поэтому саратовский губернатор более расположен поддерживать НДР В.Черномырдина [[4]].

С целью максимальной мобилизации своих сторонников в регионах Ю.Лужков также планирует провести следующий (II-й) съезд в российской глубинке 24 апреля 1999 г.; местом проведения скорее всего станет Новосибирск, Екатеринбург или Нижний Новгород [[5]].

Однако обеспокоенность лидера «Отечества» вызывает тот факт, что, несмотря на то, что региональные отделения движения созданы во всех 89 субъектах федерации (даже в Чечне), официальную регистрацию получили только в 34. В свою очередь, отсутствие регистрации означает и отсутствие расчетного счета и статуса юридического лица [[6]].

Что же касается международного сотрудничества движения Ю.Лужкова, то здесь ситуации более благоприятна. По словам мэра Москвы, Социнтерн уже «прорабатывает вопрос о приглашении представителей «Отечества» на свой съезд в качестве основной организации от России» [[7]].

1.4.       Лужков и коммунисты

После неоднократных выпадов в адрес компартии со стороны Ю. Лужкова и московского правительства, левые силы также перешли к массированной антилужковской пропаганде. Практически одновременно во всех газетах, контролируемых КПРФ, появились статьи с разоблачением «антинародной» политики мэра Москвы и едкими карикатурами на градоначальника [[8]]. Нередко строки, используемые для борьбы с Лужковым, облечены в стихотворную форму:

А столичный мэр Лужков

Под прикрытием «мешков»

Стал с завидною охотой

Вдруг косить под патриота.

...

Друг, не верь им! Тут не чисто

Голосуй за коммунистов!» [[9]]

В свою очередь, власти Москвы, учитывая особую любовь коммунистов к символам, планирует нанести сильный психологический контрудар. Не исключено, что в скором времени с карты столицы может исчезнуть Ленинский проспект — его планируют переименовать в Пушкинский. Правда, далеко не все сторонники Ю.Лужкова разделяют эти замыслы. В частности, вице-мэр Валерий Шанцев считает данное переименование нецелесообразным [[10]].

В то же время некоторые участники «лужковского» «Отечества» решили подстраховаться и не ссориться окончательно с коммунистами. В частности, бюро центрального совета «Союза труда» выступило против проверки деятельности КПРФ, организуемой Минюстом РФ. В то же время в заявлении «Союза труда» отмечалась «неприемлемость шовинистических взглядов отдельных представителей компартии» [[11]].

1.5.       Лужков versus РНЕ

В феврале с новой силой разгорелось противостояние между мэром Москвы и радикально-националистической организацией «Русское национальное единство» А.Баркашова. Ввязавшись в бесперспективную борьбу с этой политической организацией, Лужков максимально осложнил себе электоральные перспективы. Во-первых, произошло понижение статуса и уровня его деятельности, во-вторых, мэр Москвы в общественном сознании оказался тесно связан с «партией власти», в-третьих, существует опасность потери голосов державно и националистически настроенного избирателя, которого так долго обхаживал московский градоначальник. Тем не менее, борьба Лужкова против РНЕ грозит затянуться.

В феврале мэр нанес несколько мощных ударов по «баркашовцам», подключив к своей атаке практически все московские силовые структуры. Так по настоянию Ю.Лужкова прокуратурой Москвы было возбуждено уголовное дело в отношении противозаконной деятельности движения «Русское национальное единство» и персонально против А.Баркашова по статье 318 УК РФ «Применение насилия в отношении представителей власти». Одновременно крупные силы брошены на проверку финансово-экономической деятельности структур, близких к РНЕ, а юристы и эксперты правительства Москвы, ввиду несовершенства существующего законодательства, ищут хотя бы относительно законные основания «для пресечения противоправной деятельности экстремистских организаций и партий без радикального изменения российского законодательства» [[12]]. Также прокуратура столицы внесла в городскую Думу, а депутаты приняли поправки к закону «Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики в Москве». Поправки предусматривают, что под нацистской будет пониматься не только символика, использовавшаяся фашистскими партиями Германии и Италии, но и видоизмененные, стилизованные под свастику атрибуты. При этом материалы об изготовлении и распространении нацистской символики будут рассматриваться не судами, как ранее, а начальниками отделов внутренних дел Москвы, что значительно ускорит ход дел. Что касается карательных санкций, то они предусматривают штраф в размере от 20 до 100 минимальных зарплат [[13]]. Московские правоохранительные органы уже предприняли ряд силовых действий в отношении «баркашовцев». 5 сторонников РНЕ были задержаны в административном округе Зеленоград за распространение газеты «Русский порядок» и им было предъявлено обвинение в нарушении закона Москвы о распространении нацистской символики [[14]].

В свою очередь Баркашов нанес ответный удар. Пресс-служба РНЕ направила обращение в Генеральную и московскую прокуратуру с требованием возбудить против Ю.Лужкова уголовное дело. Праворадикалы обвиняют столичного градоначальника в нарушении российской Конституции. В вину ему было поставлено создание мобильных милицейских групп для охраны синагог, еврейских кладбищ, еврейских учебных заведений, культурных и религиозных центров. По мнению Баркашова, отдавая предпочтение еврейской национальности, мэр ставит их в более привилегированное положение. Одновременно «баркашовцы» подали кассационную жалобу в Верховный суд, настаивая на неправомочности запрета их съезда 19 декабря 1998 г. [[15]].

Также стало известно, что в апреле РНЕ все же планирует провести свой съезд именно в Москве, о чем было заявлено пресс-службой А.Баркашова. При этом было заявлено, что съезд будет организован «независимо от решений судебных инстанций в отношении постановления правительства Москвы №951 от 15 декабря 1998 г.». В то же время начальник Государственно-правового управления мэрии столицы Геннадий Пономарев сообщил, что позиция московского правительства не изменилась и запрет на проведение «баркашовского» съезда остается в силе [[16]].

 

1.6.       Лужков о радикал-реформаторах

Одновременно с компартией и РНЕ Ю.Лужков, выступая перед студентами Международного университета, подверг серьезной критике деятельность радикальных реформаторов, которым свойственно стремление к «заимствованию всего, что чуждо российской традиции, привычкам и мышлению». Также Лужков высказался за учет национальных особенностей при проведении реформ и соответствующий подбор управленческих кадров [[17]].

1.7.       Символы

Московское правительство планирует в короткие сроки завершить замену старых паспортов образца 1974 г. Предполагается, что до 2005 г. более 7 млн. жителей столицы получат паспорта граждан РФ. Препятствием на пути всеобщей «паспортизации» может стать «недостаточное финансирование», на которое ссылаются представители паспортного управления ГУВД Москвы. Для ускорения процесса обмена паспортов Ю. Лужков разрешил столичному ГУВД закупить на бюджетные деньги на Пермской фабрике Гознака 500 тысяч бланков паспортов гражданина РФ по рыночной цене. Правда, теперь при получении паспорта гражданин будет вынужден платить не 3% от минимального размера оплаты труда, а 50% [[18]].

 

1.8.       Лужков и СМИ

На очередном заседании центрального совета «Отечества», состоявшемся в феврале, было заявлено, что против движения ведется настоящая информационная война и его деятельность замалчивается. Ю.Лужков даже заявил, что «его не пускают на телевидение», также он обвинил некие темные силы в запрете ОРТ и РТР сообщать населению о целях и задачах «Отечества». Мэр Москвы призвал своих сторонников «создавать свои печатные органы и обеспечить выход на телевидение» [[19]]. Также он посетовал на то, что в регионах у движения «практически нет своей прессы» [[20]].

Проблемы возникли у Лужкова и с уже контролируемыми им средствами массовой информации. В частности, по трехстороннему договору между правительством Москвы, Черноморским флотом и симферопольской телекомпанией «Жиса» с 15 февраля 1999 г. севастопольский филиал компании осуществлял трансляцию программ «лужковского» ТВ-Центра на Крым. Однако в конце февраля местная санэпидемстанция закрыла севастопольский филиал, сославшись на нарушение им «санитарных норм вещания» (поскольку вещание велось с крыши стандартного жилого дома) [[21]].

Весьма нездоровая атмосфера сложилась и в коллективе основного «лужковского» канала ТВ-Центр. Так в конце февраля автор и ведущий программы «На самом деле» (ТВ-Центр) Михаил Леонтьев перешел на канал ОРТ, который принадлежит главному недоброжелателю Ю.Лужкова — Борису Березовскому. Он обвинил руководство московского канала в постоянных распрях, а также обосновал свой уход идеологическими мотивами («Я — правый... На «ТВ-Центре» я оказался в совершенно неприемлемом для меня идеологическом контексте»). По словам Леонтьева, на канале идет открытая борьба между одной частью руководства (во главе с представителем Московского комитета по СМИ Анатолием Лысенко) и другой (возглавляется председателем совета директоров ОАО «ТВ-Центр» Владимиром Евтушенковым) — в результате управление компанией фактически не ведется.

Леонтьев Михаил — Род. 12 октября 1958 г. В 1979 г. окончил Московский институт народного хозяйства им. Плеханова. До середины 1980-х гг. работал в различных экономических НИИ. В 1985 г. окончил СПТУ №86, решив заняться мебельной реставрацией. Подрабатывал репетиторством. После заметки, случайно опубликованной в «Коммерсанте», стал там политическим обозревателем (1989-1990 гг.). С 1990 по 1992 г. — редактор отдела политики «Независимой газеты». В 1992-1993 гг. — первый зам. главного редактора еженедельника «Бизнес MN». В 1993 г. — первый зам. главного редактора газеты «Сегодня». С 1997 г. на «ТВ-Центре», вел передачу «На самом деле». В феврале 1999 г. со скандалом ушел на ОРТ, обвинив руководство «ТВ-Центра» в непрофессионализме и «левом уклоне». Владеет английским и немецким языками [[22]].

 

1.9.       Связи с российскими регионами

Настоящая война разгорелась между Москвой и Московской областью за право контроля над аэропортом Шереметьево. Так 17 февраля 1999 г. Московская областная дума приняла обращение к своим городским коллегам с требованием исключить из столичного закона от 16 июля 1997 г., изменяющего территориальное деление Москвы, строку «в границы района входит территория аэропорта «Шереметьево». Этим документом 966,5 гектаров под международным аэропортом включались в состав Молжаниновского района Северного административного округа г. Москвы. По мнению заместителя главы Химкинской районной администрации Александра Щербакова, данное решение было принято без учета мнения жителей «соответствующих территорий» и представляло собой «незаконное отторжение земель подведомственного ему района». В качестве доказательств своих прав на территорию аэропорта администрация Химкинского района демонстрирует значительное число документов, а также договор между местной администрацией и аэропортом об аренде сроком на 99 лет. В свою очередь власти мегаполиса указывают на тот факт, что многие коммерческие фирмы, базирующиеся на территории «Шереметьева», платят налоги в городской, а не областной бюджет. Впрочем, есть и обратные примеры. Таким образом, возникла ситуация «двоевластия», которая чревата углублением конфликта. В то же время аналитики отмечают, что атака на московское правительство со стороны областных коллег была предпринята неслучайно: воспользовавшись ухудшением финансовой ситуации в Москве, областная власть стремится «выбить» московскую администрацию с подведомственной им территории [[23]].

Впрочем и так Ю.Лужков не слишком надеется на поддержку губернаторского корпуса. В противовес региональным главам администраций он стремится создать под своим протекторатом блок из мэров областных центров. В феврале он собрал в Москве более 100 градоначальников и попытался опереться на их поддержку. В своей речи Ю.Лужков фактически бросил вызов могуществу губернаторов, заявив: «Верхние органы власти по всей стране противостоят городам, требуя на свои нужды их ресурсы». Тем не менее, эксперты полагают, что мэр Москвы слишком рано раскрыл карты — теперь ему гарантировано по меньшей мере недоброжелательное отношение большинства руководителей субъектов федерации [[24]].

Об интригах Ю.Лужкова против губернатора Красноярского края Александра Лебедя поведал общественности интернетовский сайт «Коготь-2». Здесь указывается на тесные контакты Ю.Лужкова с лидером красноярской преступности и одновременно владельцем КрАЗа Анатолием Быковым. В частности, приводятся сведения, что, пользуясь противостоянием между мэром Москвы и губернатором края, Быкову в ноябре 1998 г. с помощью связей московского мэра удалось нейтрализовать наиболее мощную проверку спецслужб края федеральным центром» [[25]].

1.10.    Кадры

В феврале произошли кадровые перестановки в Государственной налоговой инспекции по Москве. Бывший ее руководитель Дмитрий Черник получил повышение и занял пост зам. министра по налогам и сборам. А на его место был назначен Геннадий Букаев.

Черник Дмитрий — Род. в 1937 г. В 1961 г. окончил Московский авиационно-технологический институт. Доктор экономических наук. После окончания института работал в системе Мосгорисполкома. В 1987-1989 гг. — начальник Главного финансового управления Мосгорисполкома. Затем — зам. председателя исполкома Моссовета. С момента организации налоговой службы — начальник Государственной налоговой инспекции по г. Москве. В феврале 1999 г. назначен зам. министра РФ по налогам и сборам.

Букаев Геннадий — Род. в 1947 г. Окончил Уфимский нефтяной институт. Кандидат экономических наук. В 1992 г. назначен руководителем Государственной налоговой инспекции по Башкирии, где работал до февраля 1999 г. В феврале 1999 г. назначен руководителем Государственной налоговой инспекции по г. Москве [[26]].

Важную должность в АО «Аэрофлот» получил бывший первый зам. министра топлива и энергетики РФ Сергей Чижов, который занял там пост первого зам. генерального директора. В то же время он известен как человек, тесно связанный с АФК «Система», в свою очередь подконтрольной Ю. Лужкову.

Чижов Сергей — Род. в 1963 г. В 1985 г. окончил Московский авиационно-технологический институт. Потом — курсы повышения квалификации при Российской академии управления, Московскую финансово-банковскую школу при Комиссии ЕЭС. Стажировался в Институте банковского дела (США). В 1996 г. заочно окончил университет им. Кеннеди (США), где защитил докторскую диссертацию по финансам. Работал начальником управления ценных бумаг в банке «Югорский», зам. председателя по финансам и ценным бумагам в Фонде имущества г. Москвы, вице-президентом АФК «Система» по инвестициям и ценным бумагам, зам. генерального директора «Связьинвеста». С августа 1998 г. — первый зам. министра топлива и энергетики РФ. Осенью 1998 г. два месяца был и.о. президента нефтяной компании «Роснефть». С февраля 1999 г. — первый зам. генерального директора АО «Аэрофлот» [[27]].

2.    Экономические новости

2.1.       Бюджет Москвы

В феврале, после долгих дебатов депутаты Мосгордумы утвердили бюджет столицы на 1999 г. в размере 72 млрд. 702 млн. 733 тыс. рублей. Предполагается, что основную часть доходов бюджета составят налоговые поступления — 53 млрд. 205 млн. 188 тыс. руб.: в частности, налог на прибыль — 14 млрд. 843 млн. руб., подоходный налог с физических лиц — 16 млрд. 666 млн. 820 тыс. руб., налог на добавленную стоимость — 6 млрд. 583 млн. 886 тыс. руб. Несмотря на то, что бюджет является бездефицитным и поэтому весьма жестким, в нем сохранятся крупные социальные дотации, которые составят почти 40% расходной части. Так на образование намечено направить 7 млрд. 869 млн. руб., на здравоохранение — 9 млрд. 586 млн. руб., также власти города планируют в полном объеме реализовывать закон о ветеранах. В то же время значительные суммы может «съесть» обслуживание внешнего долга столицы — в 1999 г. эти выплаты потребуют 6 млрд. 856 млн. 654 тыс. руб. В то же время депутаты Мосгордумы секвестировали многие важные для исполнительной власти статьи. В частности, расходы на финансирование компании «ТВ Центр» сокращены и составят 422 млн. 73 тыс. руб., в то время как правительство Москвы запрашивало для своего «главного рупора» 1 млрд. 200 млн. рублей [[28]].

В то же время исполнение бюджета города в полном объеме уже была подвергнута серьезному испытанию в первом квартале 1999 г. По данным руководителя департамента финансов Москвы Юрия Коростелева, вместо планируемых 14 млрд. рублей, в бюджет поступило всего 6,8 млрд. Коростелев связывает это прежде всего с «зависанием» платежей в банках. В то же время, по его словам, бюджет Москвы в 1998 г. был выполнен на 98% (тогда не поступило в бюджет всего 3,3 млрд. запланированных средств) [[29]].

2.2.       Перспективы московского дефолта

Жизнь в долг, осуществляемая Москвой на протяжении последних нескольких лет, похоже завершается. Уже в феврале над московским правительством нависла угроза реального дефолта. По словам представителя Комитета по муниципальным займам правительства города, 28 февраля город должен был выплатить $17 млн. в виде процентов по кредиту, объемом $295 млн., полученному в августе 1998 г. от одного из западных банков. В то же время своевременно эти проплаты не были сделаны. Кроме того, власти не сумели выполнить еще одно условие кредитного договора, в соответствии с которым деньги должны были быть зарезервированы заранее. Эксперты полагают, что наиболее вероятной причиной задержки погашения процентов по кредиту стал недостаток средств в городском валютном фонде. По некоторой информации, фонд оказался в нелегкой ситуации, поскольку 1 января 1999 г. вступила в действие первая часть налогового кодекса, запрещающая осуществлять налоговые поступления в местные бюджеты в валюте — в результате в фонде образовалась «дыра» в размере $95 млн. Тем не менее, путем поистине героических усилий московскому руководству удалось найти и выплатить необходимые $17 млн., однако данная выплата является не последней и финансовая проблема теперь будет возникать регулярно. Уже 8 апреля столичные власти должны перечислить DM45,6 млн. в качестве процентов по еврооблигациям [[30]].

События вокруг кредита не улучшили репутацию Москвы как заемщика. Одно из самых авторитетных рейтинговых агентств Standard & Poor’s приняло объяснения московских властей и не изменило и так достаточно низкий рейтинг (ССС-). А вот агентство Moody’s поставило рейтинги рублевых и валютных облигаций Москвы на уровне «ВЗ» в список на понижение. Специалисты агентства особо отмечают падение сбора налогов и рост задолженности по ним [[31]].

2.3.       Инвестиции. Международное сотрудничество

Несмотря на достаточно высокий рейтинг инвестиционной привлекательности, Москва может не получить синдицированный кредит в $50 млн., который городское правительство планировало привлечь в 1999 г. По мнению и.о. председателя «Москомзайма» Сергея Пахомова, из-за нынешней ситуации на рынке возможностей для рефинансирования долга практически нет [[32]].

В то же время западные предприниматели активно сотрудничают с Банком Москвы, близким к Ю.Лужкову. Так в 1999 г. руководство этого банка планирует привлечь в качестве акционера крупный иностранный банк. Кроме того, Банк Москвы планирует завершить слияние с Мосбизнесбанком и Мост-банком [[33]].

Продолжают развиваться экономические связи между Москвой и Германией. В частности, Ю. Лужкову удалось достичь договоренности с одной из крупнейших европейских торговых фирм «Метро» (Германия) о строительстве в столице 5-6 крупных немецких оптово-розничных комплексов. Предполагается, что торговые комплексы разместятся недалеко от Московской кольцевой дороги, каждый из них будет занимать площадь 7-10 тыс. кв. м. Немецкие предприниматели гарантировали, что более 80% реализуемых ими товаров будут российского происхождения, а цены вполне доступными. Впоследствии эти центры планируется преобразовать в супер- и гипермаркеты [[34]].

2.4.       Сбор налогов и декларации о доходах

Граждане на фоне углубляющегося экономического кризиса также не спешат проявлять сознательность и платить налоги. На 16 февраля москвичами было подано лишь 21,1 тыс. деклараций, что составляет одну десятую часть от ожидаемого количества. В то же время по данным Госналогслужбы Москвы, в 1998 г. количество поданных деклараций о доходах составило 185,5 тыс. [[35]]. Также специалистами отмечается, что в первые месяцы 1999 г. налоговые органы Москвы ощутили трудности с поступлением средств в бюджет. Особо злостными неплательщиками являются т.н. «проблемные» банки, задерживающие или вовсе не проводящие налоговые платежи. Поэтому столичная Госналогслужба совместно с городскими управлениями Банка России и налоговой полиции сформировали рабочую группу для контроля над банками-должниками [[36]].

Серьезным ударом по благосостоянию москвичей может стать введение в столице с 1 апреля налога с продаж. В настоящее время подобный законопроект находится на рассмотрении депутатов Мосгордумы. Предполагается, что ставка налога будет установлена в размере 5%. Все это вызовет, по мнению зам. министра Министерства по налогам и сборам Дмитрия Черника, повышение цен на товары «выше размера налога» [[37]].

2.5.       Падение производства

По данным Департамента науки и промышленной политики столицы, объем промышленного производства в 1998 г. составил 101% от уровня предшествующего года. Однако о такой благоприятной ситуации ныне можно только мечтать. После августа 1998 г. наблюдается резкий спад платежеспособности населения. Особенно серьезно он влияет на пищевую промышленность. Только в 1998 г. спад в этой отрасли составил 5%. В целом же по столице в 1998 г. общий спад промышленности превысил на 3% средний показатель по России [[38]].

2.6.       Торговля

Московское руководство предприняло непопулярные меры в отношении уличных торговцев. Главный государственный санитарный врач столицы Николай Филатов запретил торговлю с рук продуктами питания, ссылаясь на грубые нарушения санитарно-гигиенических норм. Следовательно, столичные лоточники будут вынуждены покинуть подземные переходы, станции метрополитена и вокзальные площади. Контроль за выполнением данного распоряжения возложен на префектов округов. В то же время подобные действия могут увеличить социальную напряженность в Москве, поскольку лишат дополнительного заработка значительное число пенсионеров [[39]].

2.7.       Создание Московской нефтяной компании

Московское руководство не прекращает попыток взять под свой контроль столичный бензиновый рынок. Созданная в 1997 г. Центральная топливная компания под руководством Ю.Шафраника так и не оправдала надежд: ей не удалось ни взять под свою руку муниципальные бензоколонки, ни построить в Москве новые АЗС. Не исключено, что именно провал ЦТК стал поводом для создания новой Московской нефтяной компании, распоряжение о которой было подписано 23 февраля 1999 г. Ее целями являются: повышение эффективности АЗС и стабильное обеспечение города качественными нефтепродуктами. Согласно данному документу акции МНК должны быть распределены поровну между 4 учредителями: департаментом государственного и муниципального имущества города, компаниями «Марион альянс», «Остконтракт» и «Бастон-Торг». Предполагается, что доля мэрии — 25% будет сохранена при дальнейшем увеличении капитала [[40]]. В то же время эксперты отмечают чрезвычайно низкий уставной капитал МНК — 84 тыс. руб., а также тот факт, что за малоизвестными фирмами-учредителями стоят по 2-3 физических лица, никак доселе не зарекомендовавших себя в сфере бизнеса [[41]].

2.8.       Ипотека

Московские власти упорно продолжают настаивать на реализации ипотечной программы на подведомственной им территории. В 1999 г. пройдет эксперимент по ипотечному кредитованию жилья на базе ведущих негосударственных строительных компаний. В частности, одним из пионеров на данном направлении станет «Домостроительный комбинат №1». В качестве компенсации столичное правительство предоставит «ДК №1» инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль и всем местным налогам на срок до 5 лет в размере 50% от суммы сборов, а также 5-летнюю рассрочку по выплате займов. В свою очередь, покупатель изначально оплатит лишь 30% от стоимости квартиры, после чего ему будет предоставлен заем на срок до 10 лет по ставке не выше 10% годовых [[42]].

В то же время московское правительство не отказалось и от других форм ипотечного кредитования. Так до сих пор существует надежда, что ряд инвестиционных компаний США предоставят Московскому ипотечному агентству (МИА) круглую сумму в размере от $500 млн. до $1 млрд., однако, несмотря на все усилия столичных властей, деньги пока не выделены.

Конкуренцию городской программе могут оказать и иные финансовые структуры. В феврале Инвестсбербанк начал развивать новую форму работы с клиентами — т.н. ипотечно-накопительный вклад. Она предусматривает накопление вкладчиком 50-60% от стоимости квартиры на депозитном счете. После накопления данной суммы клиент может получить остальную часть на условиях ипотечного кредита под залог квартиры на 6-8 лет под 8-10% годовых. Несмотря на все разнообразие ипотечных программ, не возникает впечатления, что она все же состоится. Как известно «у семи нянек дитя без глаза» [[43]].

3.    Социальные новости

3.1.       Повышение цен

Финансовые проблемы московского правительства вынуждают его регулярно идти на повышение цен на различные товары и услуги.

С 1 марта в Москве повысилась плата за газ. Отныне семьи, проживающие в квартирах с газовыми плитами и централизованным горячим водоснабжением, будут ежемесячно платить по 3 рубля с человека (вместо 2 руб. 30 коп.), а в квартирах, оборудованных газовыми водонагревателями (колонками), с каждого человека будет взиматься 7 руб. 50 коп. в месяц (вместо 5 руб. 10 коп.) [[44]].

Одновременно подготовлено постановление правительства Москвы «О ходе выполнения Программы реформы жилищно-коммунального хозяйства», в котором предлагается с 1 апреля взимать плату за жилищные услуги в домах, построенных или реконструированных после 1 января 1999 г., при площади квартиры, превышающей социальные нормы, по ставкам, «отражающим фактическую стоимость услуги» — 1,8 руб. за 1 кв. метр. Сейчас эта ставка для всех домов составляет 30 коп. [[45]].

Повышение цен может коснуться и бензина. По словам президента Московской топливной ассоциации Сергея Борисова, в середине весны могут вырасти цены на бензин на 10-15%. Если сейчас цена 1 литра бензина АИ-92 составляет 2,8 руб., то к середине апреля она может повыситься до 3,2 руб. [[46]].

3.2.       Квартплата

С целью сбить недовольство москвичей значительным падением уровня жизни после августа 1998 г., городские власти решились на ряд популистских заявлений. Так, по словам руководителя департамента финансов столицы Юрия Коростелева, в Москве не будет повышаться плата за жилье до 2000 года. В то же время, он сделал существенную оговорку, что «не все в вопросах определения тарифов зависит от городских властей». Если решение о повышении цен будет принято на федеральном уровне, то администрация города будет вынуждена «следовать этому решению» [[47]].

Что же касается «единовременного добора» за прошлый год коммунальных платежей за холодную, горячую воду и отопление, произведенные по распоряжению мэрии, то они уже вызвали массовое возмущение. Так в одной из местных булочных митинговали жители муниципального района «Раменки». Особое негодование вызывают «затраты по поставке» холодной воды, которые составляют 61 рубль с человека. В то же время юристы отмечают незаконность таких поборов, поскольку поставщик не имеет права покрывать свои убытки за счет потребителей [[48]].

3.3.       Потребительская корзина

Резкое падение уровня жизни в столице после августа 1998 г. приводит к тому, что власти стремятся к максимальному сокращению расходов и пытаются убедить москвичей в необходимости самоограничения. Так в феврале Московской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений была утверждена новая потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения столицы. Однако данная «корзина» была рассчитана весьма и весьма скупо: каждый москвич в возрасте от 16 до 60 лет имеет право на 1 куртку с меховой подкладкой на 8 лет, 1 зимние сапоги на 3 года, 6 пар носков в год; что касается москвичек, то здесь ситуация сходная, только кроме зимних сапог им полагается не более 5 пар колготок. Интересны и другие показатели: мужчине полагается 4 шампуня в год, а женщине из всех средств гигиены выделяется лишь 36 упаковок ваты, также жителям города предлагают обходиться тремя стульями и двумя кроватями в течение 15 лет (остальная мебель не предусмотрена), а младенцам и детям младшего возраста — 1 мячиком, 1 соской и 1 ластиком (без карандашей) [[49]].

3.4.       Прожиточный минимум

В январе 1999 г. прожиточный минимум в Москве составил 1640 руб. 69 коп. на человека. Больше всего денег москвичи тратят на питание — 989 руб. 82 коп., далее идут приобретение непродовольственных товаров — 317 руб. 07 коп., оплата различных услуг — 248 руб. 48 коп., налоги и сборы — 85 руб. 32 коп. [[50]].

3.5.       Пособие по безработице

В связи с финансовыми трудностями может вскоре существенно измениться и жизнь столичных безработных. Дело в том, что Департамент труда и занятости правительства Москвы внес на рассмотрения столичного депутатского корпуса законопроект о пересмотре системы расчета пособий по безработице. Ныне москвичи, потерявшие работу, должны получать компенсацию в размере 80% от их прежнего жалования, даже если это была весьма солидная зарплата менеджера или бухгалтера. Поэтому размеры пособия де-факто рассчитывают, исходя из минимального размера оплаты труда. То есть московские безработные не могут получать меньше минимального месячного оклада (80 рублей), однако и верхняя планка не поднимется выше 2100 руб. После принятия нового закона пособие будут рассчитывать уже не от минимальной зарплаты, а от столичного прожиточного минимума. В результате максимальное пособие «похудеет» до 1200 руб., а минимальное, напротив, повысится до 250 руб. Как считают в Департаменте, пересчеты должны «привести к повышению гражданской сознательности безработных» и стимулировать их к поиску нового места труда. При этом, по данным столичного Комитета труда и занятости, несмотря на растущую безработицу, в Москве на сегодняшний день не хватает водителей, продавцов, подсобных рабочих, санитарок, слесарей, швей [[51]].

3.6.       Дотации на лекарства

Несмотря на все усилия московского руководства сохранить многочисленные льготы и привилегии населению города, денег на реализацию данных программ уже не хватает. Стало известно, что с 1 апреля 1999 г. будет пересмотрен список лекарств, получаемых пенсионерами и инвалидами бесплатно. Вне опубликованного списка остались такие распространенные лекарства, как сустак, анаприлин, эссенциале, ряд глазных и спазмолитических снадобий. Подобные действия столичных властей уже вызвали недовольство в среде московских пенсионеров, пенсия которых после 17 августа 1998 г. и так уменьшилась в 2-2,5 раза. А ссориться с этой политически и электорально активной частью населения накануне выборов 1999 и 2000 гг. Ю. Лужкову вряд ли с руки [[52]].

3.7.       Демография

Неутешительный прогноз насчет демографических перспектив столицы сделали эксперты управления демографической статистики Госкомстата РФ. Они считают, что численность населения Москвы к началу 2016 г. упадет ниже отметки 8 млн. человек и составит лишь 7 млн. 991 тыс. жителей. В настоящее время в городе проживает 8 млн. 537,2 тыс. человек. Также предполагается, что к 2016 г. Москва сильно «постареет»: значительно сократится численность молодежи и трудоспособных граждан, зато численность лиц пенсионного возраста увеличится. Если сейчас в городе насчитывается 1 млн. 511,9 тыс. лиц моложе трудоспособного возраста, то к 1 января 2016 г. таковых останется 1 млн. 119 тыс. Граждан трудоспособного возраста к 2016 г. останется 4 млн. 570 тыс. человек (сейчас — 4 млн. 972,2 тыс.). В то же время число лиц пенсионного возраста возрастет до 2 млн. 302 тыс. человек (ныне — 2 млн. 053,1 тыс. человек) [[53]].

Другой тревожный факт. По сведениям председателя Комитета по делам семьи и молодежи правительства Москвы Ирины Муравьевой, в городе резко сократилось число многодетных семей. Если в 1990 г. таких было около 50 тысяч, то сейчас их — лишь 26 тысяч. Данная тревожная тенденция не осталась без внимания городских властей. В 1999 г. на поддержку многодетных семей предполагается выделить 3 млрд. рублей. При этом особое внимание будет уделено семьям, имеющим 10 и более детей (таких в Москве — 79) [[54]].

В то же время московские власти не церемонятся с учреждениями культуры, призванными обеспечивать досуг детей и подростков. В феврале разразился серьезный конфликт между детской художественной студией «Теплый стан», в которой занимается около 150 школьников, и районной управой. По распоряжению главы управы Николая Губаря студия была закрыта, а для выселения детей и педагогов был прислан наряд милиции. Одновременно протестовавшему против произвола руководителю студии Алексею Орловскому, районные власти пригрозили статьей УК о самопроизвольном захвате помещения [[55]].

3.8.       Строительство

Несмотря на предкризисное состояние городской экономики, власти Москвы продолжают развивать грандиозные планы строительства новых объектов. В частности, генеральный директор Московского городского физкультурно-спортивного объединения Лев Кофман сообщил о программе строительства в столице 52 плавательных бассейнов. Их строительство будет осуществляться в рамках принятой недавно правительством города программы ввода новых спортивных сооружений. В то же время неясно, где в условиях тяжелой экономической ситуации, московские власти планируют получить деньги под столь грандиозный проект. Ряд аналитиков отмечают, что выдвигая идеи подобных псевдо-проектов Ю. Лужков сильно блефует, стремясь сохранить к выборам ныне несколько подмоченную репутацию самого «крепкого хозяйственника» [[56]].

3.9.       Стихия

В конце февраля подводились итоги прошедшей зимы. Были обнародованы следующие цифры: по причине переохлаждения в столице погибли 108 человек, более 20 прохожих были покалечены сосульками. Столь крупные «потери» вынудили мэра Москвы принять карательные меры. В результате префекты Центрального и Северного округов Александр Музыкантский и Михаил Демин «за неудовлетворительную организацию работ по очистке кровель» были лишены премий за первое полугодие [[57]].

3.10.    Радиация

В феврале сотрудниками МосНПО «Радон» было обнаружено серьезное радиоактивное загрязнение на территории будущей стройки гаражного комплекса на улице Гарибальди. При этом максимальный уровень радиационного фона составил 39 тысяч мкр/час. По оценкам специалистов, глубина насыпи радиоактивных отходов в районе улицы Гарибальди колеблется от 5 до 6 метров [[58]].

3.11.    Чрезвычайные ситуации

В Москве регулярно продолжают происходить различного рода ЧП, связанные с изношенностью городских коммуникаций, а также отсутствием необходимых профилактических работ.

19 февраля из-за отсутствия высокого напряжения было парализовано движение поездов на участке Филевской линии между станциями «Крылатское» и «Молодежная». В результате власти были вынуждены в оперативном порядке организовывать специальный автомобильный маршрут [[59]]. В то же время этот, казалось бы, частный эпизод вызвал повышенный интерес специалистов и СМИ к проблеме безопасности столичной подземки. При этом выяснилось, что потенциальную опасность таят более 20 старых станций, которые находятся в аварийном или полуаварийном состоянии: «Сокольники», «Пушкинская», «Кузнецкий мост», «Электрозаводская», «Измайловская», «Маяковская» и др. Главной опасностью для московского метро являются подземные воды, которые разрушают конструкции. По словам специалистов, грунтовые воды стали агрессивнее из-за регулярных кислотных дождей — кислотную атаку не выдерживает даже сверхпрочный бетон. К тому же ежегодно уровень грунтовых вод поднимается на 50 сантиметров. Также подземные воды разрушают не только конструкции, но и размывают карсты — подземные разломы и пустоты глубиной до нескольких сот метров, что таит опасность провалов. Внезапные подземные пустоты могут образоваться практически в любой точке города, за исключением только нескольких районов (Марьина Роща, Южное Бутово, Чертаново, участок между Ленинским проспектом и Профсоюзной улицей). По оценкам специалистов, не менее серьезна проблема и с трубопроводами, которые поражены коррозией. Часть стальных трубопроводов Московского метрополитена не меняли вот уже 50 лет [[60]].

По информации Интерфакса, в 1998 г. в столице было зафиксировано 17840 пожаров, в огне которых погибли 317 человек и получили травмы 288 человек. Причиненный материальный ущерб оценивается в 15,6 млн. рублей [[61]].

4.    Криминал

В феврале правоохранительные органы разоблачили коррумпированного чиновника в администрации столицы. За взяточничество в особо крупных размерах был задержан бывший глава муниципального района Бибирево 50-летний чиновник по фамилии Малай. В течение всего прошлого года он неоднократно получал взятки от руководителей ряда коммерческих предприятий за предоставление подрядов на работы по благоустройству территории, а также за оказание «помощи» коммерческим предприятиям [[62]].

Продолжается скандал вокруг обвинений спикера Мосгордумы Владимира Платонова в недобросовестной работе с вкладчиками компаний ФИК «Л.Е.Н.И.Н.» и «Импульс-инвест», которые выдвинули против него газета «Центр-Плюс» и телеканал ТВ-6. Сам Владимир Платонов отрицает какие-либо свои контакты с бывшим депутатом Мосгордумы Вячеславом Макаровым, который организовал в Думе работу с обманутыми вкладчиками. Одновременно он продолжает судиться с газетой «Центр-Плюс», настаивая на своей невиновности [[63]].



Источники

[1]. Время MN. — 1999. — 18 февраля.

[2]. Независимая газета. — 1999. — 19 февраля.

[3]. Новые известия. — 1999. — 27 февраля.

[4]. Независимая газета. — 1999. — 27 февраля.

[5]. Независимая газета. — 1999. — 27 февраля.

[6]. Время MN. — 1999. — 1 марта.

[7]. Независимая газета. — 1999. — 27 февраля.

[8]. Советская Россия. — 1999. — 6 февраля; Завтра. — 1999. — №4. — Февраль; Советская Россия. — 1999. — 9 февраля.

[9]. Московские новости. — 1999. — 21-28 февраля.

[10]. Вечерняя Москва. — 1999. — 5 марта.

[11]. Правда. — 1999. — 26 февраля — 1 марта.

[12]. Метро. — 1999. — 25 февраля.

[13]. Сегодня. — 1999. — 18 февраля.

[14]. Независимая газета. — 1999. — 26 февраля.

[15]. Время MN. — 1999. — 26 февраля.

[16]. Независимая газета. — 1999. — 23 февраля.

[17]. Время MN. — 1999. — 26 февраля.

[18]. Сегодня. — 1999. — 18 февраля.

[19]. Новые известия. — 1999. — 27 февраля.

[20]. Независимая газета. — 1999. — 27 февраля.

[21]. Сегодня. — 1999. — 27 февраля.

[22]. Профиль. — 1999. — №8. — 8 марта.

[23]. Сегодня. — 1999. — 18 февраля.

[24]. Профиль. — 1999. — №7. — 28 февраля.

[25]. Версия. — 1999. — 2-8 марта.

[26]. Профиль. — 1999. — №5. — 15 февраля.

[27]. Профиль. — 1999. — №8. — 8 марта.

[28]. Метро. — 1999. — 25 февраля.

[29]. Сегодня. — 1999. — 24 февраля.

[30]. Время MN. — 1999. — 26 февраля; Время MN. — 1999. — 1 марта.

[31]. Время MN. — 1999. — 1 марта.

[32]. Время MN. — 1999. — 26 февраля.

[33]. Вечерняя Москва. — 1999. — 5 марта.

[34]. Метро. — 1999. — 22 февраля.

[35]. Метро. — 1999. — 25 февраля.

[36]. Время MN. — 1999. — 26 февраля.

[37]. Время MN. — 1999. — 26 февраля.

[38]. Сегодня. — 1999. — 18 февраля.

[39]. Вечерняя Москва. — 1999. — 5 марта.

[40]. Время MN. — 1999. — 24 февраля.

[41]. Время MN. — 1999. — 24 февраля.

[42]. Метро. — 1999. — 22 февраля.

[43]. Время MN. — 1999. — 26 февраля.

[44]. Время MN. — 1999. — 26 февраля.

[45]. Сегодня. — 1999. — 20 февраля.

[46]. Сегодня. — 1999. — 18 февраля.

[47]. Независимая газета. — 1999. — 25 февраля.

[48]. Сегодня. — 1999. — 27 февраля.

[49]. Сегодня. — 1999. — 20 февраля.

[50]. Сегодня. — 1999. — 18 февраля.

[51]. Сегодня. — 1999. — 24 февраля.

[52]. Советская Россия. — 1999. — 27 февраля.

[53]. Сегодня. — 1999. — 20 февраля.

[54]. Сегодня. — 1999. — 20 февраля.

[55]. Независимая газета. — 1999. — 19 февраля.

[56]. Сегодня. — 1999. — 20 февраля.

[57]. Время MN. — 1999. — 2 марта.

[58]. Сегодня. — 1999. — 18 февраля.

[59]. Сегодня. — 1999. — 18 февраля.

[60]. Новые известия. — 1999. — 20 февраля.

[61]. Новые известия. — 1999. — 20 февраля.

[62]. Независимая газета. — 1999. — 24 февраля.

[63]. Сегодня. — 1999. — 27 февраля.