Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Нижегородская область

Н.П. РАСПОПОВ

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

в марте 1999 года

Назначение нового вице-губернатора по социальным вопросам. Правительство Нижегородской области — перспективы создания. 5 лет Областному Законодательному собранию. Создание централизованной системы управления Нижним Новгородом.

Деятельность политической общественной организации «Отечество» по подготовке к выборам в Госдуму. Участие регионального лидера ОПОО «Отечество» в работе съезда АПР. Расширение коалиции «Правое дело» в регионе. Текущая деятельность КПРФ в регионе.

Социальная политика в отношении пенсионеров. Рынок труда. Распределение доходов.

Нижегородско-белорусское сотрудничество. Визит в республику Татарстан. Отношения с республикой Мордовия.

1.    власть и политика

1.1.       Исполнительная власть. Изменения состава

1.1.1.      Новый вице-губернатор по социальным вопросам

Назначение вице-губернатором А.Серикова по-прежнему является объектом пристального внимания экспертов-политологов. Его назначение вице-губернатором во многом объясняется тем, что уход Б.Духана создал опасный идеологический вакуум вокруг губернатора, который без сильного политического советника в своем окружении работать просто не может. Уже вошло в традицию, что многие публичные выступления губернатора вызывают в СМИ раздражительно-ироничную реакцию. Однако причины нового назначения А.Серикова следует рассматривать и в более широком политическом контексте.

Во-первых, новый вице-губернатор находится в конфликте с мэром Нижнего Новгорода Ю.Лебедевым, который забрал из «Мост-банка» (до февраля 1999 года А.Сериков являлся директором Нижегородского филиала этого банка) муниципальные счета, составлявшие около 40% бюджета города. В этом смысле назначение А.Серикова продолжило кадровое противостояние между областной администрацией и мэрией Нижнего Новгорода.

Во-вторых, в качестве человека «Мост-банка» А.Сериков может оказаться ценным кадром для нижегородского отделения «Отечества». В то же время участие председателя ОЗС А.Козерадского в появлении на свет блока «Голос России» доказывает, что команда И.Склярова не склонна к абсолютной поддержке московского мэра.

Назначение А.Серикова совпало по времени с обострением борьбы вокруг создания Волжской нефтехимической компании. Здесь дело тоже не обошлось без противостояния сил, ориентирующихся на разные группы внутри региона и за его пределами. Выступление против идеи нового дзержинского холдинга представителя банка «Москва» С.Макова может означать начало коллизии между московскими кредиторами крупного дзержинского химического предприятия «Корунд» и крупнейшими предприятиями области — «НОРСИ-ойл» и Нижновэнерго (в связи с этими обстоятельствами интересен вопрос о создании на региональном уровне единого банка, состоящего из двух: банк «Москва» и «Мосбизнесбанк», являющихся финансовой основой деятельности московского мэра и источником финансирования движения «Отечество»). Этот конфликт интересов вполне может иметь и политические последствия, если учесть, что С.Обозов (до февраля 1999г. — вице-мэр Н.Новгорода по экономике; ныне — глава Волжской нефтехимической компании) входит в команду С.Кириенко, к которой примыкает руководство «НОРСИ» и отчасти Нижновэнерго. В течение марта губернатор И.Скляров выражал недовольство деятельностью С.Кириенко по развитию Волжской нефтехимической компании. Однако едва ли эта история выльется в противостояние нижегородского и московского капиталов [[1]].

1.2.       Правительство Нижегородской области — перспективы создания

Губернатор И.Скляров предложил недавно создать правительство Нижегородской области. Как и у всякой другой идеи реорганизации, для нее есть своя причина. Полуторагодовалое пребывание у власти И.Склярова не привело область не то чтобы к процветанию, а даже к мало-мальски заметному улучшению качества жизни его избирателей. В этих условиях надо либо признать себя банкротом, либо тихо досиживать срок, либо начинать реорганизацию.

Ряд советников давно рекомендовал И.Склярову опереться в повседневных делах на более-менее самостоятельное правительство, но он с этим не спешил. То ли присматривался к кандидатам в премьеры, то ли мешали перманентные выборы. Видимо, и нагрузка на И.Склярова как на председателя комитета Совета Федерации стала столь велика, что вал текучки начал мешать решению стратегических вопросов. Предыдущий губернатор Б.Немцов был куда менее занят в Совете Федерации, но проводил в Москве и за границей не меньше времени, чем И.Скляров. Тем не менее, в Нижегородских пределах Немцов чувствовал себя свободнее, чем сейчас чувствует себя Скляров, он реже ездил по области и проводил меньше совещаний — не любил рутину. У Склярова характер иной, дотошный; во всем ему хочется убедиться самому. Другими словами, чрезмерная загруженность первого лица — вопрос скорее внутренней его установки, нежели внешних обстоятельств.

Необходимо отметить, что правительство области в случае его создания становится естественным громоотводом для недовольства. Однако пока этим громоотводом смогут воспользоваться, премьер-министр области способен обрести влиятельность и популярность, соперничающую с губернаторскими.

Другим органом, вес которого возрастет, станет Законодательное собрание. По Уставу области с представительным органом согласовывается кандидатура первого вице-губернатора. Но это — согласование кандидатуры лишь одного должностного лица с большими полномочиями. Утверждая же председателя правительства, депутаты будут одновременно выносить вотум доверия или недоверия всему его «кабинету». Предметом торга могут стать все ключевые посты правительства (администрации). Логика требует предоставить депутатам возможность отправки правительства в отставку. Такое усиление областного парламента пошло бы на пользу нижегородцам. В любом случае появляется повод более тщательно прописать полномочия Законодательного собрания при формировании администрации.

Редактор новостей ТК «Волга» А.Резонтов в своем первом комментарии на эту тему поставил вопрос так: раз выбирали И.Склярова быть полноправным губернатором, причем на роль «хозяйственника», не обязан ли он дотянуть свой срок без изменения функций?

Что касается повышения эффективности работы исполнительной власти после введения правительства, в этом можно усомниться. Где-то документы и решения будут проходить быстрее, а где-то, наоборот, притормозят свой ход — придется преодолевать и правительственный, и губернаторский аппараты. Вряд ли удастся избежать определенного дублирования функций и роста отряда чиновников.

Кстати, губернатор Самарской области К.Титов, одним из первых учредивший правительство, через пару лет от этого отказался, и сейчас его бывший премьер работает первым вице-губернатором. Самарцы вернулись к структуре, которая действует в Нижегородской области.

По словам первого вице-губернатора и первого же кандидата в премьеры А.Батырева, он видит правительство выстроенным по отраслевому принципу. Только показатели валовой продукции заменят планами сбора налогов.

На идею И.Склярова откликнулись участники интерактивного опроса телекомпании «Волга», 81,3% которых ответили, что «правительство нам ни к чему» [[2],[3]].

1.3.       Законодательная власть

1.3.1.      5 лет Областному Законодательному собранию

В марте Законодательному собранию области исполнилось 5 лет. За это время сменился один депутатский созыв, было принято 156 областных законов и 1428 постановлений.

В Законодательном собрании можно выделить две активно действующие группы интересов: главы районных администраций и группа промышленников-предпринимателей. В ОЗС первого созыва наибольшее влияние имела первая группа, она составляла 43% всего депутатского корпуса. Представительство исполнительной власти в ОЗС второго созыва существенно сократилось (вместо 21 депутата стало только 9, что составляет 20%). В ОЗС второго созыва увеличилось число представителей финансово-промышленных структур. Представительство политических партий в ОЗС невелико, при этом депутаты, избранные при поддержке партий и политических организаций, не афишируют свою партийную принадлежность. По мере работы ОЗС росло значение вопросов организации государственной власти и местного самоуправления: с 1994 по 1998 год число депутатов, занятых в работе соответствующего комитета, выросло с 4-ех до 11-ти человек.

Одной из основных функций ОЗС является контрольная, однако на практике она реализуется относительно слабо. По Уставу области депутаты области могут контролировать соблюдение законов, но реальной нормативно-правовой базы для осуществления этого положения устава не создано, что снижает эффективность деятельности ОЗС и лишний раз демонстрирует слабость законодательной ветви власти в сравнении с исполнительной. Наиболее слабой стороной деятельности ОЗС является процесс доведения информации о его работе до сведения избирателей. Помимо официальной газеты Законодательного собрания «Нижегородские новости», данные о его деятельности практически не появляются в печати, за исключением кратких информационных сообщений.

Перечень наиболее важных законов, принятых ОЗС в марте 1999г.:

1) Закон Нижегородской области от 12.03.99 №35-3 «Об областном бюджете на 1999 год»;

2) Закон Нижегородской области от 12.03.99 №31-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Нижегородской области «О муниципальной службе и муниципальных должностях в Нижегородской области» и введении в действие некоторых норм этого Закона»;

3) Закон Нижегородской области от 12.03.99 №32-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Нижегородской области от 24.02.97 №66-3 «О государственных должностях Нижегородской области»;

4) Закон Нижегородской области от 12.03.99 №34-3 «О налоговых льготах за счет областного бюджета на 1999 год» [[4]].

1.4.       Местное самоуправление

1.4.1.      Создание централизованной системы управления Нижним Новгородом

Продолжается череда отставок и назначений в городской и районных администрациях города. 12 марта мэр Нижнего Новгорода Ю.Лебедев объявил об одной из самых громких отставок периода его правления: уволен глава Автозаводского района Геннадий Сокольников. Фраза «Автозавод — это город в городе» давно стала дежурной, и именно в этом «городе» Юрий Лебедев проиграл оба тура выборов в 1998 году. Учитывая, что вряд ли в планы Ю.Лебедева входит проработать на посту мэра лишь один срок и затем уйти на политический покой, ему нужен «свой» человек в кресле главы Автозаводской администрации. Автозаводский район — это почти треть голосов городских избирателей. Исполняющим обязанности главы назначен бывший заместитель Г.Сокольникова Владимир Захаров, который явно не входит в команду Ю.Лебедева, поэтому многие считают его фигурой временной. Вопрос о том, кто займет освободившееся кресло, важен еще и потому, что этот человек по должности обычно возглавляет совет директоров ГАЗа. По некоторым данным, Ю.Лебедев готов «пожертвовать» на этот пост первого вице-мэра С.Абышева.

В тот же день, 12 марта администрация Нижнего Новгорода провела конференцию «О задачах городской власти в 1999 году и роли Советов общественного самоуправления в жизни города». Стремления новой городской власти изменить структуру управления городом очевидны. Прокурор города требует лишить администрации районов значительной части полномочий (которые, как он считает, противозаконны), и в настоящее время городская Дума по представлению прокурора города занимается этими вопросами. После того как были ликвидированы бюджеты районов в пользу единого городского бюджета, районные администрации все более и более становятся структурными подразделениями мэрии. В то же время городская администрация не раз заявляла о своем желании работать с советами общественного самоуправления. Советы общественного самоуправления существуют в каждом районе Нижнего Новгорода, например в Советском районе их 17. Практически в каждом микрорайоне есть свой совет, который работает с жителями и вместе с ними решает социальные проблемы. Социальная защита населения — основное направление работы этих органов самоуправления. Нуждающимся оказывается моральная и материальная адресная поддержка. Советы принимают участие в озеленении микрорайона, в организации досуга (особенно детей и подростков), занимаются освещением дворов и телефонизацией районов и другими делами. По словам директора департамента администрации Нижнего Новгорода по взаимодействию с городской Думой, депутатами ОЗС, членами Совета Федерации и общественными организациями Евгения Сабашникова, глава города Ю.Лебедев весьма заинтересован в работе советов местного самоуправления. В конце января состоялось заседание коллегии администрации города по работе советов местного самоуправления. Евгений Сабашников сообщил, что «мэр торопит подвести всю финансовую и материально-техническую базу. Если у советов самоуправления будут помещения, смета финансирования, заработная плата у работников, взаимодействие с городской администрацией, то в совокупности это даст результат». По словам г-на Сабашникова, важно успеть до принятия городской Думой бюджета города на текущий год определиться с размерами финансирования. После этого необходимо будет вынести ряд документов, которые призваны обеспечить полноценную работу советов, на обсуждение городской Думы.

16 марта заявление об увольнении «по собственному желанию» написал Иван Яковлев, в течение 12 лет (как и на Автозаводе Сокольников) возглавлявший Ленинский район. 17 марта такое же заявление поступило от его коллеги С.Гладышева из Московского района. Главы районных администраций в своих заявлениях выразили все накопившиеся претензии к руководству города. Прежде всего, это ликвидация с 1 января районных бюджетов и существенные ограничения полномочий глав при назначении некоторых заместителей. Кроме того, И.Яковлев и С.Гладышев выразили общее неудовлетворение кадровой политикой в городе. Кардинальные перестановки привели, на их взгляд, к падению профессионализма. Исполнение обязанностей руководителей этих районов возложено на их бывших заместителей. Интересно, что на своем месте остался лишь один «старый» руководитель районной администрации — Валерий Моисеев в Сормовском районе, где, кстати, Ю.Лебедев победил на выборах с наибольшим отрывом.

Свое несогласие с действиями мэра высказал в прессе вице-губернатор области по вопросам социальной политики А.Сериков. Он считает, что в полуторамиллионном Нижнем Новгороде сложились определенные традиции децентрализованной системы управления городом. Если районные администрации в настоящее время выполняют, как говорит прокурор В.Шевелев, функции органов местного самоуправления, надо выяснить, насколько эффективно они это делают, а не искать пункты в законе, чтобы поставить деятельность районных администраций под сомнение. Сейчас в городе по существу создается жестко централизованная система управления с изменением порядка финансирования различных отраслей городского хозяйства. Поток финансирования образования и здравоохранения уже замыкают на городскую администрацию. Не согласен А.Сериков и с кадровой политикой мэра [[5],[6],[7]].

1.5.       Политические партии и организации

1.5.1.      Деятельность политической общественной организации «Отечество» по подготовке к выборам в Госдуму

Организационная работа регионального движения «Отечество» проводится в достаточно сложных условиях, ибо до сих пор не принята программа. Только в апреле конференция ОПОО «Отечество» намерена расставить все точки над «i» в проекте программы. Однако время не ждет, и региональные структуры «Отечества» уже определяются с «союзниками и попутчиками». Как и ожидалось (об этом красноречиво свидетельствует состав координационного совета Нижегородского отделения), в Нижнем Новгороде «лужковцы» оказались «левее», чем руководящее ядро в Москве. Это нашло свое отражение в том, что номинальный руководитель «Отечества» в Нижегородской области, депутат городской Думы Нижнего Новгорода Ю.Ежов ищет союзников в лагере «левых» сил: среди аграриев и коммунистов. Тогда как Лужков и его окружение более сориентированы на «Яблоко», НДР, в меньшей степени на «Аграрную партию, а блок с КПРФ считают ненужным и невозможным.

Подобного рода разночтения между Центром и регионами на уровне партий и движений — вещь распространенная. И председатель Ежов прав, когда говорит: «Если Москва что-то решит, мы не обязаны брать под козырек. Мы можем принимать решения в регионе, которые нам удобны».

Какие плюсы и минусы дает «левый» уклон нижегородцам в этой ситуации? В центральных органах «Отечества» структура имеет симметричный вид, сбалансирована, поскольку имеет правый и левый центр. В нижегородском отделении этого не получается. «Правые центристы» в руководстве регионального «Отечества» практически отсутствуют, а верховодят силы, которые можно назвать «правым флангом» КПРФ. Ряд экспертов предполагают, что на выборах депутатов в Государственную Думу по мажоритарным округам на территории Нижегородской области подобный расклад сил в «Отечестве» может дать Лужкову, Склярову и компании хорошие перспективы. Если «Отечество» сумеет договориться в регионе с «аграриями» и КПРФ и они не будут мешать друг другу, то четыре округа из шести будут контролироваться этим блоком.

Однако стратегически более важной задачей является получение максимально высокого процента голосов по партийным спискам. И тут несбалансированность «Отечества» может сослужить ему плохую службу в Нижегородской области. Заключая блок с КПРФ и «аграриями» по мажоритарным округам, «Отечество» собирается отнимать у «союзников» часть их голосов. Явная нестыковка, которую обязательно заметят опытные в политических интригах коммунисты. Нетрудно предсказать, что наибольшие шансы остаться в проигравших — у «Отечества», а не у КПРФ. Логика подсказывает, что нижегородские лужковцы заинтересованы, договорившись с КПРФ и «аграриями» по округам, в том, чтобы дать понять избирателям: «Отечество» — не запасной полк КПРФ. Для этого нужно резкое кадровое усиление реформаторского «крыла». Причем это должны быть не статисты, которые выполняют роль «живого инвентаря», а подготовленные политики, готовые полемизировать с Ежовым и другими, тянущими структуру «влево», но многих из них перетянул на свою сторону С.Кириенко. И теперь надо очень постараться, чтобы найти необходимый «человеческий материал».

В то же время мало шансов, что «неманевренный» И.Скляров, региональный лидер движения «Отечества», общественный идеал которого — «обновленный коммунистический порядок на демократической подкладке», самостоятельно сумеет изменить ситуацию в «Отечестве». Более того, следует ожидать еще более очевидной гегемонии «левых» [[8]].

1.5.2.      Участие регионального лидера ОПОО «Отечество» в работе съезда АПР

Обеспокоенность судьбой отечественного агропромышленного комплекса, необходимость найти пути выхода из тяжелой ситуации, в которой он нынче находится, привели губернаторов многих регионов на седьмой съезд Аграрной партии России. Съезд проходил 21 марта в Москве. Присутствовал на нем и губернатор Нижегородской области И.Скляров. Принимая участие в формировании и работе движения «Отечество», нижегородский губернатор с видимой симпатией относится к АПР, считая ее деятельность полезной и нужной селянам. И.Скляров высказался за то, чтобы первичные организации АПР появились в каждом районе области. И сообщил, что у администрации области есть ряд конкретных предложений, связанных с поддержкой агропромышленного комплекса [[9]].

1.5.3.      Расширение коалиции «Правое дело» в регионе

Представитель коалиции «Правое дело» Александр Котюсов обратился к руководителям нижегородских отделений правоцентристски ориентированных партий. Он предлагает им не ждать, пока лидеры договорятся, а объединиться на региональном уровне уже сейчас. Обращение адресовано председателям совета региональных отделений «Яблока» Ольге Беклемищевой и «Отечества» Юрию Ежову, Российской народно-республиканской партии (партии Александра Лебедя) Кузнецову, председателю политсовета нижегородского отделения «Новой силы» Алексею Лихачеву и председателю исполкома регионального отделения движения «Наш дом — Россия» Андрею Осташкину.

В блок под названием «Правое дело» вошли ряд партий: «Демократический выбор России», «Демократическая Россия», «Вперед, Россия» (партия Бориса Федорова), Партия экономической свободы, Крестьянская партия и другие. «Правое дело» собирается идти на выборы в Государственную Думу осенью этого года единым списком, и будет выставлять единых кандидатов в одномандатных округах.

По словам г-на Котюсова, объединение на региональном уровне уже происходит: соглашение о вхождении в региональную коалицию подписали руководители нижегородских отделений партии «ДВР», Республиканской партии, Союза христианских демократов России, Партии конституционных демократов России, «России молодой» и Общества помощи налогоплательщикам. Ведутся переговоры и с другими партиями и движениями.

В то же время ряд партий еще не приняли решения, хотя по своим взглядам могли бы вполне примкнуть к «Правому делу». Прежде всего, это именно те организации, руководители региональных отделений которых названы выше. По мнению г-на Котюсова, именно они, прежде всего, имеют шансы пройти в Государственную Думу, преодолев пятипроцентный барьер. Представитель «Правого дела» уверен, что рано или поздно лидеры их сядут за стол переговоров.

Следовательно, имеет смысл сделать это на областном уровне уже сейчас и создать высший координационный совет из лидеров или представителей нижегородских отделений всех перечисленных партий и движений.

Задачей совета должно стать заключение соглашения, по крайней мере, по двум пунктам. Во-первых, необходимо подписать что-то вроде пакта о ненападении, обязывающего участников соглашения до выборов в Госдуму воздерживаться от негативных высказываний в адрес друг друга. Во-вторых, предполагается согласовать кандидатов в депутаты Государственной Думы по одномандатным округам по Нижегородской области от движений-участников соглашения [[10]].

1.5.4.      Текущая деятельность КПРФ в регионе

В преддверии приближающихся парламентских выборов коммунисты Нижнего Новгорода приступили к формированию собственной структуры общегородского уровня. 130 делегатов, представляющих 8 нижегородских районных организаций КПРФ, провели учредительную конференцию городского комитета КПРФ. По мнению участников конференции, создание Нижегородского горкома позволит мобилизовать силы районных парторганизаций накануне грядущих выборных баталий. Кроме того, у местных коммунистов (членов КПРФ в Нижнем Новгороде более 1,5 тыс. человек) появится наконец-то свой собственный управляющий орган (до этого момента райкомы подчинялись сразу областному комитету). На конференции был избран первый секретарь Нижегородского ГК КПРФ, им стал 46-летний Александр Евгеньевич Торхов, работающий начальником отдела департамента социальной защиты населения областной администрации. Свои партийные обязанности он будет выполнять на общественных началах [[11]].

В этой связи нелишним было бы напомнить, что после того, как 6 ноября 1991 года указом Президента России КПСС и КП Российской Федерации были запрещены, а их организационные структуры распущены, Конституционный суд позволил коммунистам воссоздавать только первичные партячейки по месту жительства, и это решение не было отменено.

Между тем, в Нижнем Новгороде противозаконные действия местных коммунистов не вызвали никакого осуждения и привлекли внимание всех средств массовой информации. Близкая администрации области телестанция «Волга» в итоговой информационной программе посвятила почти получасовую беседу с депутатом городской Думы Владимиром Паченовым, возглавлявшим оргкомитет по возвращению горкома. Ни товарищ Паченов, ни свежеизбранный первый секретарь горкома КПРФ А.Торхов, выступивший в телепрограмме «Кстати» (телестанция «Сети-НН»), не скрывают, что пошли на противозаконный акт возвращения горкома ради завоевания дополнительных мест в Госдуме. Главная их цель на ближайшую перспективу — «не допустить победы на этих выборах Немцова и Кириенко».

Некритически, безоценочно отнеслись нижегородские СМИ и к союзникам коммунистов по НПСР, главам «Союза офицеров» и «Трудовой России» С. Терехову и В.Анпилову, устроившим в начале марта собрания в нашем городе. Подлинными «именинами сердца» для местных телевизионщиков стало появление в этой компании Евгения Джугашвили. Ему было предоставлено самое лучшее время в эфире практически всех телеканалов.

Вызывает удивление тот факт, что возрождение горкома КПРФ не вызвало никакой реакции со стороны областных и городских властей [[12]].

Очередное собрание коммунистов Шахунского района Нижегородской области в отличие от предыдущих носило конкретный характер. Тон разговору задал бывший первый секретарь райкома КПСС А.М.Русских, заявив, что пора переходить к конкретике, раскрывать людям глаза на правду жизни и показать, что борьба в России ведется вокруг собственности. Выступавшие подвергли критике социально-экономический курс президента. Сделали краткий анализ реформ, проведенных по инициативе Немцова-Лебедева, подсчитав, к чему они привели: в районе развалилась потребкооперация, загублены многие сельскохозяйственные предприятия, промышленность еле дышит, люди месяцами не получают зарплату и бедствуют. Для них магазины превратились в музеи. В каждом запах гнили: частники затоварились основательно, но цены держат на высшей отметке. Предприниматель не спешит их снижать, торгует залежалым товаром, в итоге нередки отравления залежалой продукцией.

Но главное, шахунские коммунисты уже определились со своей позицией в предвыборной кампании: идти в народ и во весь голос кричать о падении нравов в обществе — пьянстве, наркомании, проституции, критиковать неверный политический курс президента, приведший, по мнению коммунистов, российское общество в социально-экономический тупик. Коммунисты намерены требовать национализации важнейших бюджетообразующих предприятий. Они уверены, что возврат к былому решит основные болевые вопросы, поможет погасить долги и своевременно выплачивать зарплату, пособия и пенсии, восстановить бесплатное образование и здравоохранение, ликвидировать безработицу [[13]].

2.    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

2.1.       Основные социальные проблемы

2.1.1.      Социальная политика в отношении пенсионеров

17-19 марта в Нижнем Новгороде состоялась международная научно-практическая конференция «Пожилые люди. Взгляд в ХХI век».

Накануне конференции было проведено социологическое обследование всей совокупности пожилых людей в Нижнем Новгороде и 13-ти районах Нижегородской области. В ходе опроса было взято 527 интервью у нижегородцев старше 60 лет. По данным исследования, среди опрошенных в возрасте от 60 до 70 лет 75% мужчин и 82% женщин — неработающие пенсионеры. 17% мужчин и 12% женщин этого возраста продолжают трудиться на постоянной основе, еще 5% лиц в возрасте 60-69 лет подрабатывают эпизодически, время от времени. Выход на пенсию для многих — это снижение доходов в полтора, два и более раз. Хотя в сельской местности многие рядовые работники сельхозпредприятий, выходя на пенсию, начинают получать больше в денежном выражении, поскольку зарплата многих крестьян ничтожно мала. По данным обследования бюджетов домашних хозяйств, 14,4% пенсионеров имели в 1998 году среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума. Суждения пенсионеров о размерах своих ежемесячных доходов разительно отличаются от данных госстатистики. Судя по их словам, доходы ниже прожиточного минимума имеют около 70% опрошенных.

 

Самооценка пожилыми людьми материального положения своей семьи в семьях разного типа, %

 

Материальное положение семьи пенсионеров

 

Всего

Одинокие

Супруги без детей

Супруги с детьми

Одинокие с родными

(самооценка)

 

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

Живут впроголодь

6

4

10

1

0

1

3

0

12

Денег хватает только на питание

 

61

 

60

 

71

 

46

 

60

 

43

 

59

 

83

 

58

Только поесть и одеться

22

22

10

35

36

29

33

16

22

Могут купить кое-что из предметов длит. пользования

 

8

 

13

 

5

 

16

 

4

 

23

 

6

 

0

 

7

Могут ни в чем себе не отказывать

 

1

 

0

 

1

 

1

 

0

 

4

 

0

 

0

 

0

 

В Нижегородской области пенсионеры составляют четверть населения, а в 14 районах, по словам директора департамента по труду и социальной защите Бориса Мохова — треть. В области 786 тысяч лиц в возрасте 60 лет и старше. По классификации ООН старым называют население, в составе которого свыше 7% жителей в возрасте 65 лет и старше. В Нижегородской области таких жителей 15,2%. Таким образом, население области является демографически старым.

 

Итог сделанному для пенсионеров нашей области за последние три года подвел вице-губернатор Александр Батырев, открывший конференцию. Помимо того, что построено 50 домов милосердия, 4 пансионата, 3 госпиталя для инвалидов Великой Отечественной войны и локальных конфликтов, в области, по словам вице-губернатора, работают 50 магазинов, торгующих товарами первой необходимости по минимальным ценам, в планах — увеличение их числа в три раза. Разрабатывается программа обеспечения бесплатными и льготными медикаментами. Вице-губернатор сообщил также, что «мы, и губернатор, прежде всего, ввели в прошлом году закон «О ветеранах». С выплатой пенсий отставание на 22 дня, но в апреле пенсионеры должны получить пенсию день в день».

Проведение конференции обусловлено не только старением населения, но и социально-экономической ситуацией, которая отражается на психологии человека. Бедность пожилых людей, к сожалению, стала привычной. Сегодня, когда средняя пенсия составляет 399 рублей (при том, что средняя зарплата по области — около тысячи рублей), эта бедность особенно ощутима. Из-за этого изменился статус пожилых, которые из попечителей стали иждивенцами. Хотя ни к кризису, ни к бюджету, они по словам Б.Мохова, отношения не имеют, поскольку трудились сколько полагается и как полагается.

Выступая на конференции, Б.Мохов сказал, что, несмотря на то что в городах за последние годы в пять раз увеличилась сеть стационарных учреждений для престарелых, только 1% опрошенных желают пойти в интернаты; 5% раздумывают, а большинство не хотят об этом и слышать. Как считает заместитель руководителя департамента по делам ветеранов Минтруда Ирина Бондаренко, следует рассмотреть идею приемной семьи для пожилых. По ее мнению, точкой соприкосновения интересов в этом случае может быть, к примеру, квартира.

Поскольку в первой трети XXI века пожилые люди составят большинство населения страны, то было бы лучше, чтобы цель конференции — выработка практических рекомендаций по совершенствованию государственной социальной политики и социальной работы с пожилыми — была бы достигнута раньше [[14],[15]].

1.1.       Рынок труда

Уровень безработицы в Нижегородской области на 1 марта составил 2,11%. На учете в областной службе занятости к началу месяца находилось 43,2 тысячи человек, статус безработного из них имели 39,5 тысячи.

Наиболее высокий уровень безработицы сохраняется в Кулебакском и Навашинском районах — 13,1 и 8,6 процента соответственно. Всего этот показатель превышает социально допустимое значение (5 процентов) в десяти районах области [[16]].

Первое место среди служб занятости Нижегородской области по итогам работы за 1998 год присуждено Борскому центру занятости населения. На треть возросло по сравнению с 1997 годом число граждан, обратившихся в центр в поисках работы. При его посредничестве было трудоустроено свыше трех тысяч человек, что составляет 70% от общего числа обратившихся. Среди них подавляющее большинство — женщины и молодежь от 16 до 29 лет. Свыше 500 безработных прошли профессиональное обучение, после чего все они были трудоустроены. Кроме того, в течение года 6600 борчан получили в центре консультации по различным вопросам. В результате этой работы количество зарегистрированных безработных за минувший год сократилось на 34%, и к началу текущего года на учете состояло 970 человек. Даже если к ним прибавятся еще двести высвобождающихся специалистов, о чем служба занятости уже поставлена в известность, все равно количество заявленных вакансий на предприятиях района больше чем на половину перекроет число безработных [[17]].

1.2.       Распределение доходов

Номинальные денежные доходы, полученные населением за январь-февраль 1999 года, составили в общей сложности 4935,2 млн. рублей, что на 13,9% выше, чем за аналогичный период прошлого года.

В феврале текущего года объем денежных доходов превысил уровень января на 18,7% и составил 2678,1 млн. рублей. Однако нужно учесть, что по сравнению с февралем 1998 года объем денежных доходов увеличился на 19,5%, а цены на потребительском рынке выросли более чем в два раза.

За февраль средний доход на душу населения составил 727,5 рубля, что на 114,4 рубля больше, чем месяцем раньше.

Реальные располагаемые денежные доходы (номинальные за вычетом обязательных платежей и взносов и скорректированные на индекс потребительских цен) за январь-февраль 1999 года снизились по сравнению с соответствующим периодом 1998 года на 48,1%. Наряду с этим в феврале 1999 года уровень реальных располагаемых доходов населения был на 14,9% выше, чем в январе текущего года, и на 46% ниже, чем в феврале прошлого года.

Структура расходов показывает, что основная часть денежных доходов населения области приходится на потребительские расходы. По данным за февраль, 83,3% своих доходов население использовало на покупку товаров и оплату услуг, 7,7% — на оплату обязательных платежей и взносов. По сравнению с январем эти доли несколько уменьшились.

Что касается накопления сбережений, то в феврале население области использовало на вклады и приобретение ценных бумаг 6,1% своих доходов, а на покупку валюты — 5,9% [[18]].

2.    Межрегиональные и международные связи

2.1.       Сотрудничество с Республикой Беларусь

24 марта в Минске состоялось официальное открытие Дней Нижегородской области в республике Беларусь. По признанию начальника управления по работе с регионами России министерства иностранных дел Белоруссии Александра Потанцева, подобных мероприятий такого размаха (а в Минске уже проходили дни Свердловской и Липецкой областей) здесь еще не было. В Минск прибыло около 350 человек. Нижегородский губернатор И.Скляров встречался с президентом А.Лукашенко и премьер-министром С.Лингом. Сейчас наша область занимает седьмое место по объему товарооборота среди регионов России, торгующих с Беларусью. Он составляет 162 млн. долларов в год. А для Минска Нижегородская область — четвертый по значимости российский регион-партнер после Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга.

Как заявил И.Скляров на встрече с А.Лукашенко, за полтора года торговый оборот с Беларусью можно увеличить в два раза. Визит Нижегородской делегации начался с церемонии открытия производства автомобилей ГАЗ на белорусской земле. В присутствии губернатора И.Склярова, председателя ОЗС Нижегородской области А.Козерадского, генерального директора областного департамента внешнеэкономических связей и ресурсов В.Евлампиева и премьер-министра Белоруссии С.Линга была собрана первая ГАЗель. Обе стороны поддерживают также идею совместного производства 4-ехтонного грузовика на базе газовских шасси с белорусскими кабинами и двигателем. Будут использованы возможности Горьковского и Минского автозаводов, а также Минского моторного завода. Сборка средних грузовиков ГАЗ-3307 и легких грузовиков семейства ГАЗель будет осуществляться на производственных площадях акционерного общества «БелГАЗавтосервис», являющегося генеральным представителем автозавода в республике Беларусь. Оно было создано в 1993 году. Сегодня это многоотраслевая структура, включающая в себя 28 дочерних предприятий, станции технического обслуживания в крупнейших городах республики. В прошлом году в Белоруссии было продано более 4 тысяч автомобилей марки ГАЗ. Президент республики Беларусь А.Лукашенко в беседе с президентом ОАО ГАЗ Н.Пугиным высоко оценил деятельность нижегородских автомобилестроителей на белорусском рынке.

Нижегородская и белорусская сторона обсуждали возможность взаимовыгодного сотрудничества практически во всех отраслях. По итогам визита было подписано Соглашение между Министерством иностранных дел Республики Беларусь и администрацией Нижегородской области о торгово-экономическом и культурном сотрудничестве, а также Соглашение между городами Минском и Нижним Новгородом. Нижегородцы привезли в Минск крупную выставку, на которой была представлена продукция 80-ти предприятий Нижегородской области. Белорусская сторона была приятно удивлена тем, что гости экспонировали не только товары народного потребления, но и новейшие промышленные и энергосберегающие технологии, достижения химической промышленности и т.д. таким образом, нижегородцы еще раз продемонстрировали готовность не просто торговать, а развивать сотрудничество. В ходе визита было подписано Соглашение о совместной программе по выпуску телевизоров «Горизонт» [[19],[20]].

2.2.       Визит в Республику Татарстан

В конце марта состоялся визит официальной делегации Нижегородской области во главе с губернатором И.Скляровым в Республику Татарстан. В ходе визита были проведены переговоры, в которых приняли участие, с одной стороны, губернатор И.Скляров, директора областных департаментов, руководство компании «НОРСИ-ойл», с другой — президент Татарстана Минтимер Шаймиев, ключевые фигуры татарского правительства, руководство компании «Татнефть». Стороны подписали соглашение, которое предусматривает совместную с государством деятельность по передаче акций «НОРСИ-ойл», находящейся в федеральной собственности, в областную, а затем их дальнейшее перераспределение как среди нижегородских, так и среди татарских участников добычи и переработки нефти.

В случае рационального решения этой проблемы предприятие «НОРСИ» будет загружено сырьем до минимальной мощности. В перспективе появляется надежда на запуск и дзержинского нефтехимического комплекса.

Кроме этого, было достигнуто еще несколько договоренностей. Под гарантии правительства Татарстана в ближайшее время в Нижегородскую область будет поставлена нефть для обеспечения горюче-смазочными материалами посевной кампании.

Шла речь и о содружестве с опытными специалистами из Казани в исследовании возможных нефтяных месторождений в области.

Экономическое сотрудничество с Татарстаном продолжает укрепляться: поставки нижегородской продукции в республику в 1998 году выросли в 3,6 раза по сравнению с предыдущим годом [[21]].

2.3.       Отношения с республикой Мордовия

9 марта в Нижнем Новгороде был подписан протокол о развитии сотрудничества до 2000 года между Нижегородской областью и республикой Мордовия. Протокол подписали губернатор И.Скляров и заместитель председателя правительства Мордовии Виктор Якуба. Документ подписан в развитие заключенного в декабре 1997 года двустороннего соглашения о социально-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. В соответствии с ним в Нижегородской области будут открыты торговый дом Мордовии и межрегиональный лизинговый центр. Расширятся поставки в республику из Нижегородской области нефтепродуктов. Из Мордовии будут ввозиться фуражное зерно, этиловый спирт, колбасные и кондитерские изделия, консервная продукция.

В минувшем году, по информации областного департамента внешнеэкономических связей и ресурсов, мордовские предприятия поставили в Нижегородскую область продукции на сумму 1,8 млн. руб. и 1,5 ìëí. долларов США, а также 1210 тыс. декалитров ликероводочной продукции и 144,2 тыс. декалитров спирта. Взаимопоставки между областью и республикой по некоторым группам товаров увеличились в 2,5 раза [[22]].

3.    РЕЗЮМЕ

Одной из основных тенденций политического процесса в регионе в марте месяце продолжало оставаться усиление политико-финансовой группировки, возглавляемой губернатором И.Скляровым. Это происходило на фоне концентрации местного банковского капитала и столичного (банк «Москва», «Мосбизнесбанк»), создания крупного регионального холдинга «Волжская нефтехимическая компания».

Другой важнейшей тенденцией политического процесса в регионе явился процесс создания предвыборных коалиций политических партий и движений. Появление партии «Новая сила» в регионе обострила борьбу за влияние на процесс формирования холдинга «ВНХК» между ПФГ И.Склярова и С.Кириенко. Переплетение этих двух тенденций в развитии политического процесса создает новые опасные зоны напряжения в политической жизни региона.

Обозначились новые линии конфликтов в региональном политическом процессе. Помимо проявившихся ранее конфликтов между губернатором и мэром областного центра, городской Думой Нижнего Новгорода и вновь избранным мэром, развивается конфликт между главами районных администраций областного центра и мэром Ю.Лебедевым.



Источники

[1]. А.Макарычев. Снова «рука Москвы»? // Биржа. — 1999. — №8. — 4 марта.

[2]. В.Ионов. Вы, господа, как ни садитесь...// Биржа. — 1999. — №9. — 11 марта.

[3]. В.Окмянский. Даешь правительство губернского доверия // Нижегородские новости. — 1999. — №48. — 17 марта.

[4]. М.Казаков. Позади оставив время // Нижегородские новости. — 1999. — №57. — 30 марта.

[5]. Д.Демин. Отставки // Биржа. — 1999. — №10. — 18 марта.

[6]. С.Пудов. СОС для городской власти // Монитор-сегодня. — 1999. — №31. — 12 марта.

[7]. В.Окмянский. В роли государственного контролера // Нижегородские новости. — 1999. — №44. — 11 марта.

[8]. В.Деменев. Отечество — правый фланг КПРФ // Ленинская смена. — 1999. — №10. — 11-17 марта.

[9]. Соб. инф. На съезде у аграриев.// Нижегородские новости. — 1999. — №52. — 23 марта.

[10]. С.Пудов. Вместе хотя бы местами // Монитор. — 1999. — №26. — 3 марта.

[11]. К.Фокин. У нижегородских райкомов появился свой горком // Нижегородские новости. — 1999. — №38. — 2 марта.

[12]. В.Ионов. Самовозвращенцы. // Биржа. — 1999. — №8. — 4 марта.

[13]. А.Носкова. Коммунисты идут в народ // Нижегородские новости. — 1999. — №41. — 5 марта.

[14]. Л.Кудрявцева. Бедность по традиции. // Монитор-неделя. — 1999. — №12. — 22-28 марта.

[15]. З.Саралиева. С.Балабанов. Третий возраст. Социологическое исследование // Нижегородские новости. — 1999. — №48. — 17 марта.

[16]. Л.Захарова. Безработица // Нижегородские новости. — 1999. — №48. — 17 марта.

[17]. В.Горбунов. Безработных становится меньше // Нижегородские новости. — 1999. — №53. — 24 марта.

[18]. Л.Безрукова. За год стали мы вдвое бедней // Нижегородские новости. — 1999. — №53. — 24 марта.

[19]. В.Торин. Вперед, в будущее. // Нижегородские новости. — 1999. — №54. — 25 марта.

[20]. Н.Федорова. Нижегородский десант // Нижегородские новости. — 1999. — №55. — 26 марта.

[21]. Ю.Яворовский. У них есть нефть, у нас — переработка // Нижегородские новости. — 1999. — №57. — 30 марта.

[22]. А.Забашта. Выгодно дружить с соседями // Нижегородские новости. — 1999. — №44. — 11 марта.