Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Новгородская область

Андрей Якурин

Новгородская область

в марте 1999 года

1.    Деятельность органов власти

1.1.       Межрегиональная интеграция

1.1.1.      Союз городов Северо-Запада России

В конце февраля — начале марта в Великом Новгороде состоялось собрание Союза городов Северо-Запада России (СГСЗР). В настоящее время в этот союз входит 21 город Российской Федерации с общей численностью населения 6 миллионов человек. Территория, на которой расположены эти города, простирается от Калининграда на западе до Нарьян-Мара на востоке и от Мурманска на севере до Владимира на юге. В 1999 году в СГСЗР вступили города Северодвинск и Новодвинск Архангельской области [[1]].

Возглавляет Союз мэр Великого Новгорода Александр Корсунов, избранный на этот пост в августе 1997 года.

Среди других руководителей присутствовали также глава Вологды А. Якуничев, мэр Архангельска П.Балакшин, руководитель управления по местному самоуправлению администрации Президента РФ Б.Минц, заместитель министра РФ по региональной политике С.Круглик.

На мероприятии присутствовали также представители ряда городов, не входящих в СГСЗР. Среди них были мэры Костромы, Ярославля, Омска, Оренбурга, Нижнего Новгорода, Иванова.

На собрании было подписано соглашение между СГСЗР и телекомпанией «TV-6 — Северо-Запад» о создании единого информационного пространства.

А.Корсунов в своем выступлении подверг резкой критике работу Конгресса муниципальных образований (КМО) и Союза городов России. Он заявил, что мэры недовольны их деятельностью [[2]].

Б.Минц в своем выступлении подверг критике высказывания «некоторых федеральных политиков» о необходимости перейти от выборности глав местного самоуправления к их назначению сверху (как известно, среди сторонников отмены выборов глав местного самоуправления на уровне городов и районов находится и губернатор Новгородской области Михаил Прусак).

Показательно, что входящие в Северо-Западный экономический регион России Санкт-Петербург и города Ленинградской области не входят в СГСЗР, зато его членами являются города, не принадлежащие к этому региону. Это может служить подтверждением тому, что создание такой структуры является способом защиты городов от нарастающей экспансии столиц. Ясно, что расширение горизонтальных связей приводит к постепенному ослаблению традиционно сложившейся зонтичной структуры, при которой экономические связи между регионами осуществлялись, в основном, через крупные центры, прежде всего через Москву и Санкт-Петербург, обеспечивая отток денежных средств в эти города и принося им немалую выгоду.

Кроме того, получаемая таким образом экономическая независимость уменьшает зависимость городов, и, прежде всего, столиц субъектов Федерации от регионального руководства. Если учесть, что во многих субъектах Федерации наличествуют конфликты той или иной степени между региональными органами власти и органами власти региональных столиц, то стремление мэров к усилению независимости становится понятным.

1.1.2.      Северо-Западная парламентская ассоциация

19 марта в Великом Новгороде состоялась конференция Северо-Западной парламентской ассоциации.

На конференции присутствовали представители 11 субъектов Федерации, гости из Москвы, Государственной Думы РФ, Совета Федерации, Европейского Союза.

Основной вопрос, который рассматривала конференция - «О правовом регулировании земельных отношений законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации Северо-Западного региона РФ».

Участники конференции подвергли резкой критике "саратовский опыт": «шума много - итог нулевой». Как положительный отметили опыт республик Коми и Карелия («молчат, но делают»), Новгородской области (в Новгородской области в настоящее время насчитывается около 340 тысяч собственников земли).

Участники конференции решили обобщить опыт северо-западных областей и выйти с законодательной инициативой в Федеральное Собрание.

1.2.       Представитель Президента

Указом Президента Российской Федерации №258 от 2 марта 1999 года полномочным представителем Президента РФ по Новгородской области назначен Владимир Чистяков.

Владимир Владимирович Чистяков родился 5 августа 1958 года в Алтайском крае в семье крестьян. После окончания средней школы служил в армии, в Ленинградском военном округе. После демобилизации поступил на дневное отделение подготовительного отделения Ленинградского сельскохозяйственного института. После окончания института работал главным инженером совхоза «Демянский» Демянского района Новгородской области, директором ТОО «Луженское» Демянского района, главой администрации Демянского района. Без отрыва от основной работы окончил курсы профессиональной подготовки в Высшей школе управления агропромышленным комплексом при Академии народного хозяйства по программе «Руководитель в условиях рынка», специальность — организатор промышленного производства — менеджер высшей категории. Руководил районом до назначения на должность представителя Президента РФ.

1.3.       Визиты

Как уже сообщалось, 25 февраля область посетил министр юстиции РФ Павел Крашенинников. Он встретился с губернатором области и областным активом.

В интервью, данном им газете «Новгородские ведомости», он заявил, что в настоящее время министерство юстиции России проводит проверку деятельности КПРФ. В этом году Минюст планирует провести также проверку деятельности общественного объединения «ЯБЛОКО», ДПА, других организаций [[3]]. Любопытно, что в числе намечаемых к проверке перед парламентскими выборами общественных организаций министр назвал только оппозиционные.

П.Крашенинников отметил, что организации «Русского национального единства» (РНЕ) существуют в 23 регионах России.

Отметим, что в Новгородской области организация РНЕ официально не зарегистрирована, однако сторонники РНЕ регулярно собираются у киноцентра «Россия», распространяют листовки и газеты, принимают участие в проводимых различными оппозиционными организациями политических акциях.

Особо П.Крашенинников остановился на намечаемой в 1999 году амнистии. По словам министра, в первом полугодии 1999 года намечается освободить около 100 тысяч заключенных. Это должно позволить наполовину разгрузить СИЗО России. В Новгородской области в настоящее время в местах лишения свободы находится 6 тысяч осужденных и подследственных, из них 1400 больны туберкулезом, 1 — СПИДом. Предполагается освободить около 600 человек.

П.Крашенинников интересовался также ходом реализации федерального Закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (он является одним из авторов этого закона). Во время его встречи с губернатором Новгородской области М. Прусаком было подписано соглашение о создании в Новгороде филиала учреждения юстиции по недвижимости.

 

2.    подготовка к выборам

Как уже говорилось, в 1999 году истекает срок полномочий губернатора Новгородской области Михаила Прусака. Напомним, что выборы губернатора области состоялись в декабре 1995 года, одновременно с выборами депутатов Государственной Думы. Тогда М.Прусак победил, набрав на выборах более 50% голосов избирателей области, пришедших на выборы (по городу Новгороду — 46,5%). До сих пор наблюдатели не сомневались в том, что и на этот раз М.Прусак совместит выборы губернатора области с выборами депутата Госдумы. Однако в начале марта, выступая на совещании в Демянске, он заявил, что выборы губернатора желательно провести 5 сентября.

Такое заявление губернатора было встречено весьма неоднозначно. Эксперты отметили, что перенос выборов на более ранний срок дает М.Прусаку гораздо больше шансов, чем его возможным конкурентам.

Собственно говоря, М.Прусак начал свою избирательную кампанию еще осенью 1998 года и этого не скрывал. Свою избирательную кампанию нынешний губернатор планирует и ведет обычно сам, не привлекая заезжих электоральщиков (как отметил губернатор в одном телеинтервью: «О каких деньгах на выборы идет речь? Чиновники работают бесплатно!»).

К особенностям избирательных кампаний М. Прусака следует отнести то, что он не делает упор на печатную продукцию, но умело пользуется административными рычагами.

Начиная с осени 1998 года губернатор объездил все районы области, встречался с районным активом, побывал практически на всех более-менее значимых предприятиях, на многих из них бывал неоднократно, встречался с трудовыми коллективами. Нельзя не отметить и «раскрутку» губернатора в федеральных СМИ — за месяц он не раз появлялся в передачах ОРТ, ему был посвящен ряд газетных статей.

Как предвыборный шаг можно рассмотреть и создание Фонда губернатора, предназначенного для поддержки малообеспеченных слоев населения. Акционерное общество «Мясной двор» выделило в этот фонд 700 ящиков сосисок, 20 тысяч банок мясной тушенки. АО «Акрон» выделило 1 миллион рублей для благотворительных столовых финансирование также идет через Фонд губернатора.

Понятно, что в такой обстановке перенос выборов на сентябрь уменьшает возможности соперников из среды федеральных политиков (сейчас называют две возможные кандидатуры — Андрея Николаева и Виктора Илюхина). В то же время это не сильно ослабляет позиции мэра Великого Новгорода А.Корсунова, и если он все-таки решится баллотироваться, то может составить серьезную конкуренцию М. Прусаку.

3.    Бюджетный процесс

Доходы консолидированного бюджета области (далее — бюджет области) планировались (с учетом федерального трансферта) в 1998 году в размере 1 823 882 тыс. рублей. Размер федерального трансферта, в том числе за счет НДС, был определен в сумме 360 883 тыс. рублей, или 19,8% от доходной части.

За 12 месяцев доходная часть бюджета области была исполнена в сумме 1 695 974 тыс. руб., или на 93,0%.

Исполнение федерального трансферта составило 302 222 тыс. руб., или 83,7%. При этом трансферт за счет НДС в размере 37 995 тыс. руб. выполнен на 100%, а федеральные трансферты — на 81,8%.

Собственные доходы бюджета области при годовом плане в 1 162 855 тыс. руб. составили за год 1 093 175 тыс. руб., или 94,0% от годового плана.

Приведенные в таблице и на графике данные по исполнению бюджета области за 6, 8, 10 и 12 месяцев позволяют наглядно увидеть динамику исполнения бюджета и проследить влияние на нее финансового кризиса августа 1998 года.

 

 

Исполнение доходной части бюджета области за 6, 8, 10 и 12 месяцев 1998 года
(в процентах к плану соответствующего периода)

 

 

6 мес.

8 мес.

10 мес.

12 мес.

Собственные доходы

82,4

84,9

86,4

94,0

Перечисления от бюджетов других уровней

84,2

73,3

65,3

81,8

Всего доходов

70,6

70,1

68,8

93,0

 

 

Из графика видно, что процент исполнения областью бюджета в части собственных доходов на протяжении второго полугодия 1998 года продолжал медленно расти, и августовский кризис повлиял на этот процесс незначительно. В то же время именно на послеавгустовское время приходится пик падения перечислений трансфертов из федерального бюджета. Естественно, что при значительном удельном весе трансфертов в доходной части бюджета это привело и к снижению исполнения и доходной части бюджета в целом.

По-прежнему основным источником формирования доходной части бюджета области являются налоговые доходы. При плане в 1 075 863 тыс. рублей, за 1998 год собрано 992 494 тыс. руб., что составляет 92,3% от плана. Среди налоговых доходов продолжает лидировать подоходный налог с физических лиц (260 218 тыс. руб., исполнение — 90,0%), налог на прибыль предприятий и организаций (179 735 тыс. руб., 89,6%), НДС (152 335 тыс. руб., 86,0%), налоги на имущество (145 545 тыс. руб., 100,1%), местные налоги и сборы (110 614 тыс. руб., 117,9%), акцизы (44 138 тыс. руб., 55,0%).

 

 

Высокий удельный вес подоходного налога может быть объяснен тем, что, стремясь привлечь иностранных и отечественных инвесторов, в области приняты законы, по которым на срок до окупаемости проекта инвесторы освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в областной бюджет. Благодаря этому область считается областью с благоприятным инвестиционным климатом, здесь реализуется много инвестиционных проектов, создаются рабочие места, персонал таких предприятий имеет высокий уровень заработка. Поэтому потери от недопоступления налогов от налоговых льгот вполне может перекрыться ростом подоходного налога.

Неналоговых доходов собрано в 1998 году на сумму 100 681 тыс. руб. (115,7% к плану), причем 72 814 тыс. рублей — это доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

4.    разное

4.1.       Паводок

Одним из серьезнейших факторов, которые будут определять жизнь области в апреле — мае 1999 года, может стать ожидаемый очень высокий уровень весеннего паводка. Уже в феврале неизбежность наводнения стала очевидной. Сильные зимние морозы привели к тому, что средняя толщина льда на озере Ильмень достигла 60 сантиметров при норме в 30 сантиметров. Имеющиеся в распоряжении специалистов МЧС ледоколы не рассчитаны на такую толщину льда. Поэтому принято решение о взрывах ледяного поля. Первые взрывы были произведены подрывниками Псковской воздушно-десантной дивизии в конце марта [[4]].

Положение осложняется высоким уровнем снежного покрова — к началу апреля он составлял в среднем по области 50 сантиметров. Наибольшая высота снежного покрова отмечена в Демянском и Пестовском районах области [[5]].

По прогнозам специалистов МЧС, среднемноголетний уровень паводка на озере Ильмень и в реке Волхов будет превышен на 1 метр, в реках Шелонь, Полисть и Ловать — на 3 метра, в реке Мста — на 6 метров. Такой уровень паводка в 20 веке наблюдался дважды — в 1922 и 1966 годах. В Новгородском районе под угрозой затопления находится 20 населенных пунктов, в Чудовском районе — 175 жилых домов, непредсказуемой остается ситуация в Старорусском, Парфинском и Холмском районах (напомним, что именно эти районы пострадали от наводнения, произошедшего в конце июня 1998 года).

В критических зонах находятся также Демянский и Крестецкий районы, а также южная часть города Новгорода.

В настоящее время в области разработан план эвакуации населения, подготавливаются плавающие средства, завозится продукты питания в те населенные пункты, которые могут быть отрезаны водой. Отмечается нехватка горючего.

С 25 апреля областные поисково-спасательные службы переходят на круглосуточный режим работы.

4.2.       1140-летие Новгорода

12-14 июня Новгород будет отмечать свое 1140-летие. Многочисленные публикации на эту тему подчеркивают важность этого события для региона. На празднование предполагается пригласить глав субъектов Федерации, представителей правительств Украины и Белоруссии, зарубежные делегации из городов-побратимов.

В начале февраля в Москве прошло заседание организационного комитета по проведению праздника. Новгороду выделены средства на завершение строительства онкологического диспансера, реконструкцию дорог, восстановление памятников, находящихся под эгидой ЮНЕСКО [[6]].



Источники

[1] В. Шайковский. Тесное взаимодействие помогает развитию городов Северо-Запада // Новгород. — Новгород, 1999. — 4 марта.

[2] О.Колотнеча. Мэру мэр дает пример // Новгородские ведомости. — Новгород, 1999. — 2 марта.

[3] О.Колотнеча. «Холодное лето 53-го» не повторится // Новгородские ведомости. — Новгород, 1999 — 2 марта.

[4] М. Владимиров. Паводком за море не сплывешь // Новгородские ведомости. — Новгород, 1999 — 13 марта.

[5] С.Кудряшова. Сценарий для паводка // Новгородские ведомости. — Новгород, 1999 — 24 марта.

[6] "М.Прусак: Главное — дело" // Новгород. — Новгород, 1999. — 11 февраля.