Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Калмыкия

И. РЫЖКОВ

Республика Калмыкия

в марте 1999 года

1.    Деятельность Народного Хурала (Парламента) Калмыкии второго созыва

10 марта состоялась очередная седьмая сессия Народного Хурала. Как это ни странно, на ней даже не поднимался вопрос о проекте бюджета на 1999 год, который в первом чтении рассматривался предыдущей сессией. Депутаты решили заняться более серьезными вопросами, которых накопилось более двадцати. Основное же внимание было уделено, по сообщениям печати, нескольким из них, а именно исполнению закона РК «Об охране здоровья граждан», состоянию преступности и принятию законов, которые по мнению депутатов и правительства будут способствовать пополнению доходной части республиканского бюджета.

Заранее было известно, что Хурал не сможет принять никаких мер по улучшению состояния дел в области здравоохранения, что и произошло на самом деле. Информация была принята к сведению. Хотя положение дел с медициной в республике катастрофическое. Медицинская отрасль в республике — это 250 лечебно-профилактических учреждений, где работают 1478 врачей и 3924 средних медицинских работника. Однако все эти возможности используются недостаточно, и в первую очередь из-за уменьшения доли расходов на здравоохранение в бюджетах всех уровней, замедления процесса обновления материально-технической базы, что характерно сегодня для Калмыкии. Создалось тяжелое положение в обеспечении лекарственными средствами как стационарных, так и амбулаторных учреждений. Почти все больные вынуждены самостоятельно их приобретать. Долг по льготным и бесплатным препаратам сегодня составляет 5,5 млн. рублей. За 1998 год из бюджетов всех уровней здравоохранением было получено 87 млн. рублей или 73% от утвержденной в бюджете суммы. Для того чтобы как-то стабилизировать ситуацию специалисты предлагают принятие государственной программы, которая позволяла бы реализовывать конституционное право граждан на получение бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества. Стоимость этой программы — 219 млн. руб. Из бюджета республики необходимо будет 196 млн. руб. А проект бюджета принятый в первом чтении депутатами предполагает выделить для финансирования здравоохранения 167 млн. руб., то есть 63% от требуемой суммы.

Другая проблема в Калмыкии связанная со здоровьем людей это постоянно ухудшающееся качество питьевой воды. Так из-за этого в 1998 году в 1,6 раза возросла заболеваемость острыми кишечными инфекциями. Общая санэпидемобстановка также складывается неблагоприятно. В республике зарегистрированы очаги сибирской язвы, брюшного тифа, в многочисленных случаях у людей диагностируется бруцеллез. Почти повсеместно прекратилась закупка вакцин, прекратила работу лаборатория Госсанэпиднадзора.

Однако депутаты никаких конкретных мер после обсуждения так и не приняли, как и не приняли мер и после обсуждения следующего вопроса повестки дня о состоянии преступности. Складывается впечатление о формальном рассмотрении данных вопросов лишь для того, чтобы иметь повод для созыва сессии. По некоторой информации, имеются сведения о том, что главным было рассмотрение совершенно другого вопроса, который до общественности доведен так и не был. Но это из области предположений, а о состоянии дел в правоохранительных органах докладывал Хуралу министр внутренних дел Э.Бакланов и прокурор республики Ю.Джапов, который, когда ему выгодно, этот самый Народный Хурал не признает, ссылаясь на то, что о признании его полномочий незаконными прокуратура направила иск в Верховный Суд, а когда выгодно, выступает перед ним с отчетом.

На первый взгляд по словам министра успехи у калмыцкой милиции значительные, прекращена деятельность 26 организованных преступных групп, задержано 6 криминальных групп, совершивших кражи более 100 голов крупного рогатого скота и лошадей и т.д. Выявлен 31 факт взяточничества, пресечены нецелевое использование и крупные хищения бюджетных средств в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, ГУП «Агрофинансовая компания», Калмыцком региональном агентстве федеральной продовольственной корпорации. По результатам проверок возбуждены уголовные дела в отношении руководителей и должностных лиц этих структур. Только за два месяца текущего года было выявлено 195 случаев взяточничества в сфере экономики, в которых, в частности, были уличены старший инспектор налоговой полиции, мэр г. Лагани и ряд других должностных лиц.

Однако, несмотря на эти достижения оперативная обстановка продолжает ухудшаться. Количество преступлений, связанных с наркотиками, увеличилось в 1,4 раза. В прошлом году было изъято 40 кг наркотиков, а за два месяца 1999 года уже 34 кг. В последнее время развернулась настоящая войны, жертвами которой становятся некоторые уголовные авторитеты Калмыкии. Убит в с. Троицком некто Боваев по кличке «Дьявол», в г. Элисте в своей квартире расстрелян из автомата Нимгиров — «Сатурн» вместе с женой и маленьким ребенком. По словам министра, он пытался стать теневым руководителем республики. Некоторые оперативники-специалисты такого рода отношений между МВД, властями и преступными группировками не исключают, что данные устранения неугодных осуществляются с благословения властей. Уничтожаются в первую очередь те, которые, вероятно, сами ранее выполняли определенные заказы власть предержащих.

Выступивший на сессии прокурор республики вообще запутался в причинах и следствиях. Так, указав, что за последние два года положение дел с преступностью стабилизировалось, тут же фактически опроверг это заключение назвав совершенно беспрецедентные цифры дальнейшего роста тяжких и особо тяжких преступлений. Их удельный вес в масштабе всех преступлений составляет 55%. Увеличилось число обращений граждан о незаконном доставлении в милицию с применением к ним психического и физического давления. По этим фактам пятеро сотрудников милиции осуждены [[1]].

После обсуждения проблем преступности Народным Хуралом было принято постановление «О состоянии преступности и правонарушений в Республике Калмыкия за 1996 год», в котором также были названы нелицеприятные цифры: общее количество зарегистрированных преступлений выросло на 2,4%, число тяжких и особо тяжких преступлений возросло на 7,8%, в том числе убийств и грабежей, соответственно на 20,5% и 31,6%, число дорожно-транспортных происшествий увеличилось на 175%. Кроме констатации этих фактов Народный Хурал постановил одним из пунктов рекомендовать правительству республики и органам местного самоуправления в районах и г. Элисте рассмотреть вопрос о создании общественных формирований в соответствии с законом РК «Об общественных формированиях по охране правопорядка и добровольных пожарных дружинах в РК» от 30 октября 1997 года, принять меры к полному и своевременному финансовому и материально-техническому обеспечению милиции общественной безопасности, содержащейся за счет средств местного бюджета [[2]].

На сессии были приняты также некоторые законы, которые, по мнению правительства и депутатов, помогут достичь финансовой стабилизации. Это закон «О дополнительных мерах по обеспечению поступлений доходов в республиканский и местные бюджеты РК», который устанавливает, что 20% от дополнительно выявленных, доначисленных и взысканных сумм налогов, пени и налоговых санкций направляются на финансовую поддержку налоговых инспекций и налоговой полиции, которые будут использоваться на покрытие затрат по хозяйственному обслуживанию и приобретению вычислительной, множительной и специальной техники. Органам местного самоуправления и органам исполнительной власти в районах направлять часть сумм штрафов за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовых машин и подлежащим зачислению в местные бюджеты на финансовую поддержку налоговых инспекций и налоговой полиции.

Закон РК «О налоговых льготах предприятиям, осуществляющим инвестиции в экономику РК». После его принятия утратил силу закон РК «О предоставлении налоговых льгот отдельной категории налогоплательщиков», тот самый, который по мнению Счетной палаты РФ и позволил организовать в республике так называемую оффшорную зону и уводить из республиканского бюджета огромные денежные средства. Нынешний закон, по словам министра инвестиционной политики С.Мамедова, предусматривает возможность предприятиям напрямую осуществлять инвестиции и пользоваться за это налоговыми льготами. Теперь инвестиционными предприятиями будут признаваться и те, в уставном капитале которых местные физические и юридические лица владеют долей не более чем в 20% при условии, что они не являются недропользователями на территории республики. Предприятия, соответствующие этим требованиям, освобождаются от налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет республики, налога на имущество в части, зачисляемой в бюджет республики, налога с владельцев транспортных средств, налога на приобретение автотранспортных средств, налога на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства в части, зачисляемой в бюджет республики, сбора на нужды образовательных учреждений. Налог на пользователей автомобильных дорог взимается по ставке 50%. Если в Российской Федерации будет принят закон, ухудшающий права налогоплательщиков-льготников, то несмотря на это Президент Калмыкии в двухмесячный срок вносит в Народный Хурал законопроект, предусматривающим сохранение для предприятий, осуществляющих инвестиции в экономику Калмыкии, льгот по налогам республики в пределах, допускаемых новым федеральным законодательством. Этот законопроект, по заявлению министра С.Мамедова, положительно отразится на инвестициях в нашу экономику.

Другой закон, принятый Народным Хуралом, намного экзотичней предыдущего и называется «О развитии игорного бизнеса в Республике Калмыкия». Он предлагает правовые основы несколько необычного для Калмыкии бизнеса — игорного. «Игорные заведения», «интернет-казино», «тотализатор» — такими терминами оперирует этот документ, отличающийся новизной не только для Калмыкии, но и в известной мере, для федерального законодательства, поскольку Положение о лицензировании тотализаторов и игорных заведений Правительством России еще не утверждено. Поэтому ряд статей этого уже принятого в Калмыкии закона действовать пока не может. Новый нормативный акт будет действовать лишь в части, касающейся Интернет-казино. Интернет-казино — это совокупность программного обеспечения, размещенного на компьютерном сервере или ином устройстве с возможностью доступа через сети общего пользования (Интернет), основой которого является программа, позволяющая пользователям сети делать ставки, фиксируемые программой и узнавать через компьютерную сеть результат игры. При этом оплата ставки и выигрыша может производиться как обычными средствами платежа, так и с помощью платежных систем, предполагающих передачу данных через компьютерную сеть. По словам министра, есть фирмы, серьезно заинтересованные в принятии Калмыкией такого рода закона. Сотрудничество с ними — это реальные инвестиции в экономику республики, возможность создать здесь современные телекоммуникационные системы.

В общем в Интернет-казино будут играть богатые люди из тех стран, где азартные игры запрещены, а Калмыкия будет богатеть [[3]].

В связи с принятием этого закона появились первые отклики и экспертные оценки. Как известно, этот закон предусматривает практически заявительный порядок лицензирования, низкие ставки лицензионных платежей, отсутствие региональной части налога на игорный бизнес. Новый закон впервые в России разрешает создание виртуальных казино в сети Интернет. Как говорят специалисты, сегодня игорный бизнес в Интернете невозможен без использования кредитных карточек. Регистрируясь в виртуальном казино, его посетитель сообщает реквизиты своей карточки. На связанный с ней банковский счет перечисляются выигрыши, с него же списываются проигрыши. Легкость участия в сетевых играх — достаточно включить компьютер, подсоединиться к сети и ввести номер карточки, в прошлом году привела к запрету Интернет-казино в США. Официальный запрет не остановил интернетовского игорного бизнеса в США. Во всемирной компьютерной сети не существует границ и расстояний — так что люди, проживающие в США, легко могут играть в виртуальных казино, расположенных в других странах. Реально принятый американским Конгрессом запрет привел лишь к расцвету Интернет-казино в «банановых республиках» Карибского бассейна. Несмотря на то, что введение такого закона гипотетически может повлиять на развитие компьютерных технологий в республике, эти нововведения Народного Хурала РК скорее всего вызовут в Москве недовольство. Причина для этого, по мнению экспертов, проста. Во всем мире Интернет-казино считаются легким и доступным каналом для «отмывания денег» и перевода средств за границу. Выигрыш в казино не требует оформления контрактов и разрешений. Уследить за корректностью работы компьютерного казино практически невозможно. Компьютерная программа выдает случайные числа. Или не совсем случайные. Если надо перевести пару миллионов нужному человечку — достаточно слегка «подкрутить» компьютерную программу, управляющую виртуальным казино — и дело сделано. Под прикрытием Интернет-казино нечестные люди могут создать теневой банк, осуществляющий платежи в масштабе всей планеты. Компьютер с программой можно разместить в Элисте, а управлять им откуда угодно. Хоть из Москвы, хоть из Нью-Йорка. Ведь в Интернете не существует расстояний [[4]][1].

2.    Экономика и политика

Из разряда таких же сомнительных проектов можно назвать и возрождение созданного еще в 1994 году в разгар фермерского движения в Калмыкии коммерческого банка «Хальмг Тег». Впавший в анабиоз банк с истинно калмыцким названием возобновляет свою деятельность, но уже с другими учредителями. Один из них — Роман Актулаев. Это один из ярких примеров, когда под крики борьбы с экстремизмом, особенно чеченским, со стороны властей и правоохранительных органов, чеченское влияние в республике, в том числе и в финансовой сфере, резко усиливается. По оценке экспертов это не первый банк в Калмыкии, попавший под влияние этих людей, и используются они в первую очередь для «отмывания» денежных средств. Официально же банк «Хальмг Тег», по словам Актулаева, будет обслуживать как государственные, так и коммерческие предприятия и частных лиц, но в первую очередь крестьянско-фермерские хозяйства. В этом году предполагается в первую очередь финансировать орошаемые участки, птицеводство, разведение крупного рогатого скота. Актулаев надеется, и, вероятно, небезосновательно, что и государственные субсидии не обойдут стороной его учреждение. Знаменательно, что офисом для этого банка в ближайшее время станет здание «Городского банка» в центре Элисты, который недавно развалился, похоронив вклады доверчивых клиентов, хотя работал под эгидой Элистинской мэрии [[5]].

Сегодня в Калмыкии особенно остро встал вопрос о политических перспективах нынешнего режима. Этот режим сегодня полностью лишается экономической основы, и, как следствие, социальной поддержки. По некоторым данным, Илюмжинов поставлен в крайне жесткие условия своими кредиторами, в частности В.Батуриным, которые уже в первом квартале потребовали обязательного возврата уже просроченных кредитов, растраченных на строительство Сити-чесс и проведение 33-й всемирной шахматной олимпиады в Элисте. В то же время благодаря проверкам Счетной палаты РФ прекратил свое существование фонд программ Президента Калмыкии, сворачивает работу зона льготного налогообложения под названием государственное предприятие «Агентство развития и сотрудничества при Президенте РК» — главные поставщики огромных неучтенных внебюджетных ресурсов. Все труднее использовать на другие цели федеральные средства. В этих условиях Илюмжинов вынужден идти на вышеназванные неординарные меры, то есть попросту находить все новые способы делать деньги из воздуха. Но есть и вполне реальные федеральные проекты, претворение в жизнь которых, как считают власти, намного облегчит их участь на ближайшие годы. К таким проектам относится проблематичное строительство международного морского порта в г. Лагани. Но более реальным стал другой. В мае 1999 года в Калмыкии начинается воплощение «проекта века» — строительство нефтяного трубопровода Тенгиз-Новороссийск, реализацию которого осуществляет Каспийский трубопроводный консорциум. Полная стоимость проекта оценивается в $4 млрд. Непосредственно для завершения строительства и ввода всего трубопровода в эксплуатацию потребуется около $2 млрд. Финансирование этих работ обеспечивается международными нефтедобывающими компаниями. По расчетам специалистов, за период эксплуатации трубопровода в течение 40 лет, а это минимальный срок его действия по оценке известных запасов сырой нефти Тенгизского месторождения, федеральный бюджет и бюджеты регионов получат примерно $23,3 млрд. в виде налоговых поступлений и прибыли. На территории республики будет проложено 275 км. нефтепровода или 22% всей магистрали. По прогнозам специалистов, уже с 2000 года Калмыкия станет получать от реализации данного проекта неплохие дивиденды в виде различных налогов, главный из которых — налог на прибыль. Начиная с 2014 года сумма всех налогов будет достигать $30 млн.

Для координации деятельности Каспийского трубопроводного консорциума и ведомств республики в Калмыкии создан Совет, осуществляющий контроль за выполнением всех работ по подготовке и строительству нефтепровода. Возглавляет его министр природных ресурсов РК Бата Хулхачиев. Уже прошел экспертизу проект «Обоснование инвестиций» и проект самого строительства трубопровода, а также все материалы, представленные калмыцкими министерствами и ведомствами, имеющими прямое отношение к проекту. Один из важнейших на сегодня вопросов — это согласование всех материалов, касающихся изъятия земельных участков под строительство трубопровода и возмещения всех убытков. Сейчас все землепользователи Калмыкии прекрасно понимают значимость нефтепровода для республики и охотно идут навстречу. Предполагается, что в Калмыкии станет функционировать филиал Консорциума с полной налоговой регистрацией. Эта структура будет контролировать работу всего «калмыцкого» участка и все связанные с его функционированием вопросы. Сам процесс строительства трубопровода намечено начать в мае. В нем примут участие такие фирмы, как Московское монтажное объединение и ЗАО «Краснодарстройгаз», входящее в систему РАО «Газпром». Руководство консорциума согласилось с тем, что в строительстве будут принимать участие 2-3 тысячи местных рабочих. Вся линейная часть нефтемагистрали должна быть сдана в 2002 году. Кроме этого, будут построены две новые и реконструирована одна старая нефтеперегонные станции. Последняя будет сдана в эксплуатацию в 2013 году. Калмыцкие власти считают, что строительство нефтепровода даст определенный толчок для развития других секторов экономики Калмыкии, в том числе для строительства международного порта в Лагани, привлечения новых инвестиций в республику [[6]].

В этом году впервые в Калмыкии будет проведен эксперимент по фиксированному платежу в федеральный бюджет. Речь идет об определенной сумме, которая будет перечисляться в федеральный бюджет, а все остальное, что будет собрано сверх этой нормы, будет оставаться в республике. Подобными методами финансисты пытаются снять некоторые острейшие проблемы и снизить напряжение в Калмыкии. По мнению специалистов, сегодня все деньги, которые приходят в республику, расходятся по хозяйствующим субъектам, не возвращаясь в банки, таким образом, разрушается банковская система. Деньги не работают, оборот капитала отсутствует. Формируется «черный нал», который оседает на руках, в многочисленных ведомственных кассах. Всем понятно, что такая финансовая самостоятельность низового звена, неподотчетность его Минфину, ломающая целостную четко работающую структуру более недопустима. Похоже, что и Минфин Калмыкии осознал это. Прибывший наконец-то в республику министр финансов Назим Дамиров провел заседание коллегии минфина РК. По его мнению, основной долг республики начал расти еще с 1995 года, когда наблюдалась нормальная тенденция к дальнейшему развитию. Именно с этого времени стали привлекаться ничем не подкрепленные кредиты, что привело к нынешнему плачевному состоянию. В 1998 году, например, в республиканский бюджет поступило налогов, сборов и других обязательных платежей на сумму 311 млн. рублей, или 52,4% бюджетных обязательств. Это меньше прошлогоднего на 17%. В республиканский бюджет при плане 388,8 млн. рублей поступило 148,8 млн. рублей, или 38%. По местным бюджетам план по собственным налогам выполнен на 79%, или 161 млн. руб. Поступление местных налогов и сборов осуществляется, как и в предыдущие годы, в основном за счет безденежных зачетов. Средний уровень платежей в денежной форме составляет 30%-35%, а по районам республики — менее 20%.

Расходы же на социально-культурные мероприятия составили 283 млн. руб., из которых 130 приходится на просвещение, 15 — на культуру, 86 — на здравоохранение, 51 — на социальную политику, в том числе на выплату детских пособий — 42 млн. рублей. Исполнение бюджета отраслями народно-хозяйственного комплекса не исполняется, а дополнительные средства привлекаются во все больших объемах.

Для того, чтобы разобраться с долгами, специалисты постарались систематизировать их в несколько блоков. Первый блок — это непосредственно долговые обязательства республики: кредиты, государственные займы, договоры о предоставлении государственных гарантий, переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг, соглашения о пролонгации и реструктуризации долгов. Второй блок — это долги республики за энергоносители. Третий — долги бюджета по зарплате и социальным выплатам, а также оплата коммунальных услуг бюджетных организаций. На начало года задолженность республиканского бюджета в целом перед кредиторами составила 202,5 млн. рублей. Задолженность перед федеральным бюджетом составила на начало года 466,7 млн. рублей. Задолженность республики по кредитам, полученным в коммерческих банках составляет 98 млн. рублей. Задолженность по займам осуществляемых выпуском ценных бумаг составила 198,6 млн. рублей. Кроме того имеется задолженность по предъявленным к оплате векселям РК в сумме 13,8 млн. руб. Общий же государственный внутренний долг республики по состоянию на 1 января 1999 года оценивается суммой более 980 млн. рублей.

В связи со сложившейся ситуацией коллегия минфина решила начать заниматься конкретными делами: провести полную инвентаризацию долговых обязательств, разработать нормативно-правовую базу, регулирующую выполнение долговых обязательств республики перед кредиторами, при этом предполагается, что право управления государственным долгом будет предоставлено Минфину Калмыкии, как уполномоченному органу правительства РК со всеми вытекающими отсюда последствиями, привести в соответствие с положениями Бюджетного кодекса РФ бюджетные процедуры, регулирующие отношения по долговым обязательствам, наметить конкретные пути решения каждого отдельно взятого долга. На коллегии выяснилось, что ситуация с финансами в республике по выражению министра это: «не пожар, уже ничего не горит, это пепел» [[7]].

В Калмыкии стали известны результаты проверки Счетной палаты Российской Федерации, которая проводилась в связи с постановлением Государственной Думы РФ от 11 июня 1998 года. И хотя программа этой проверки Счетной палатой в полной мере не выполнена из-за неправомерного уничтожения всех первичных документов Фондом программ Президента РК и из-за непредоставления государственным предприятием «Агенство Развития и Сотрудничества» при Президенте РК первичных документов касающихся их финансово-хозяйственной деятельности все же установлены факты массовых злоупотреблений и нарушений российского законодательства. При проверке Национального банка РК выявлено, что при участии Управления федерального казначейства Минфина РФ по РК и коммерческого банка «Национальный клиринговый банк» в республике незаконно произведена эмиссия денег в размере 236 000 тыс. рублей.

При этом 80 000 тыс. руб. использовались на подготовку 33-й шахматной Олимпиады проводимой ФИДЕ в г. Элисте. В результате этих нарушений в республике сложилась задолженность по зарплате в размере 3000 тыс. руб. Выявлено нецелевое использование кредитов и отсутствие контроля за их возвратом. Так непогашенная задолженность перед федеральным бюджетом на момент проверки составляла 103 502,6 тыс. руб. Установлены факты продажи государственных облигаций по цене 40% от номинала на сумму 40 000 тыс. рублей. В связи с этим в 2001 году бюджет республики понесет убытки в размере 60 000 тыс. рублей.

Выявлено, что за время существования Фонда программ Президента РК мимо бюджета республики прошло 101 657 тыс. рублей, которые необходимо туда вернуть. Этим Фондом, до самого его роспуска, проведенного незаконно, с целью замести следы преступления, руководил глава администрации Президента РК И.Шалхаков.

Злоупотребления, начиная от нарушений в области российского законодательства и заканчивая неуплатой налогов выявлены еще в одном детище К.Илюмжинова — ГП «АРИС», так называемой оффшорной зоне Калмыкии. Материалы Счетной палаты направлены в Генеральную прокуратуру РФ для принятия мер прокурорского реагирования. Как следует из материалов проверки, реагированием должно стать возбуждение многих уголовных дел, тем более, что многие фамилии уже названы. Результаты проверки показали, что жители республики фактически оказались заложниками власти, которая уже посадила их в долговую яму и что профессионализм К.Илюмжинова и его неоднократно сменяемых команд заключается в талантливом выпрашивании кредитов и в еще более талантливом их разбазаривании.

В настоящее время Президент Калмыкии делает вид, что начинает работать над выполнением требований Счетной палаты. Так, 12 марта подписан указ «О мерах по укреплению финансовой дисциплины», который принят в целях стабилизации финансового положения и координации действий контролирующих органов. Его суть заключается в введении единой системы контроля за поступлением и расходованием бюджетных средств всех уровней, внебюджетных средств и доходов от имущества республики и создании при правительстве РК единого органа по контролю за поступлением и расходованием бюджетных средств всех уровней [[8]].

3.    ПОЛИТИКА

10 марта 1999 года в 19.50 на Калмыцком телевидении со специальным заявлением о ситуации в Чечне и о заявлении по этому поводу министра внутренних дел РФ С.Степашина выступил Президент Калмыкии и Президент ФИДЕ К.Илюмжинов. Он заявил, что кризис в Чечне есть результат интриг кремлевских политиков. Это, по мнению Илюмжинова, как и кампания против Березовского, есть ни что иное, как попытка увести общественное мнение от проблем, которые реально существуют в России — массовых невыплат зарплат, пенсий, детских пособий. Это способ найти врага в лице Чечни. Илюмжинов обвинил российских генералов в неспособности мирно решать проблемы и отметил их привычку говорить только с помощью бронетехники, самолетов и ракет. Он заявил, что в Чечне находятся наши друзья и хорошие соседи, которым руководство Калмыкии всегда помогало в трудные минуты и предостерег от начала там каких-либо военных действий, тем более, чем ему стало известно, что к границам Чечни подтягиваются подразделения «Катюш» и авиации. Отметив, что «сворованный» генерал-это трагедия для семьи и МВД, заявил, что создается впечатление, что милиция только сама себя защищает, а народ власти уже не нужен. Данное заявление повторялось на телевидении и на следующий день. По информации Калмыцкого телевидения, в эти же дни в республике находился руководитель одного из департаментов шариатской безопасности Чечни. Интервью с ним планировалось показать по местному телевидению. Однако, по неизвестным причинам трансляция так и не состоялась.

У К.Илюмжинова действительно налажены давние и дружественные связи с руководством Чечни, начиная со времен Д.Дудаева. Особенно тесные контакты были со спецслужбами Чечни, один из руководителей которых — Абу Мовсаев — бывал в республике с дружественными визитами.

Как утверждает министр внутренних дел Калмыкии Э.Бакланов, в настоящее время министерство никаких контактов с чеченскими спецслужбами не имеет.

Следующим заявлением Президента Калмыкии было заявление по поводу военных действий в Югославии. В нем К.Илюмжинов вновь напомнил, что он неоднократно обращал внимание общественности на агрессивную позицию НАТО, которая наиболее ярко стала проявляться в последние годы на Ближнем Востоке, а также в Югославии. Он выразил сожаление, что некоторые политические деятели России не осознают всего трагизма разворачивающихся в Косово событий и выступают в поддержку НАТО. Эта агрессия по мнению Илюмжинова, является свидетельством потенциальной угрозы, которую НАТО несет национальной безопасности России. Президент Калмыкии поддержал позицию российских властей и высказался за разрешение всех конфликтов и противоречий только за столом переговоров [[9]].

После заявления Президента Калмыкии в Элисте стали проходить митинги протеста против военных действий НАТО. Все началось 25 марта, когда на центральной площади города региональное отделение ОПО «Надежда России» провело пикет с осуждением бомбардировок. Затем инициативу подхватили власти в лице министерства по делам молодежи туризму и спорта РК. На митинг были собраны студенты Калмгосуниверситета и учащиеся других учебных заведений, которые в своих выступлениях призывали решать проблему мирным путем.

27 марта прошел еще один митинг, организованный Союзом писателей «Обновление», общественным комитетом по поддержке реформ Президента Калмыкии, Конфедерации анархистов республики, Союзом казаков РК. В принятой резолюции было «учтено» и мнение выступивших на митинге лидеров Калмыцкого регионального отделения «Яблоко». В ней говорится об одобрении действий правительства РФ и заявления Президента РК.

Есть в ней и обращение к правительству РФ о прекращении дальнейшей экспансии доллара на территории России, так как он стал фактически основной денежной единицей России. Есть в ней и осуждение позиции «Яблока» и его лидера Г.Явлинского, который, по мнению митингующих выступает против любого вмешательства России в конфликт на Балканах. В резолюцию даже специально было внесено со ссылкой на газету «Комсомольская правда» от 19 января 1999 года сообщение о том, что «Яблоко» финансируется Демократической партией США. Таким образом митингующие по указке властей на одном митинге сделали два добрых дела — осудили агрессию НАТО и США и обозначили нового врага в лице «Яблока» [[10]].

Проблема врага в лице наиболее серьезной оппозиционной силы в республике — РО «Яблоко» — для властей Калмыкии очень важна и задействуется с далеким прицелом на будущие выборы. О том, что проблемой выборов власти республики начали серьезно заниматься, говорят все их действия, направленные на дискредитацию яблочного движения Калмыкии, другие явные и скрытые действия.

Прошла отчетно-выборная конференция Калмыцкого отделения Аграрной партии России. Эта партия является партией сельскохозяйственной номенклатуры республики, начиная от министра сельского хозяйства и заканчивая начальниками районных госсельхозслужб. Именно эта партия при полной поддержке К.Илюмжинова и КПРФ провела в 1995 году в депутаты Государственной Думы РФ Г.Кулика. Нынешняя конференция также прошла под диктовку министра сельского хозяйства Калмыкии Д.П.Бадмаева, который настоял на избрании председателем партии Н.З.Бадмаева уже зарекомендовавшего себя исполнительным и послушным человеком во время предыдущего председательского срока. Удивительно то, что и среди этого зависимого политического сословия не обошлось без скандала. Выступивший заместитель председателя партии В.Б.Сангаджиев заявил, что сельское хозяйство брошено на произвол судьбы, что такое отношение правительства Калмыкии не только вредно, но и антинародно, призвал делегатов принять требование к Президенту Калмыкии: «В целях выхода из кризиса в аграрном секторе республики, учитывая отсутствие финансирования из федерального бюджета, потребовать от Президента Калмыкии и правительства передать всю поступающую сумму льготного налогообложения от предприятий-нерезидентов, поскольку в республике — оффшорная зона, на нужды сельского хозяйства — 30 млн. долларов». Однако самым удивительным было то, что данное требование делегатами было единогласно принято. Знаменательный факт, показывающий резкое ослабление влияния Президента Калмыкии даже на своих непосредственных ставленников [[11]].

«Силовики» Калмыкии также довольно подозрительно начинают проявлять мирные инициативы. Так, если раньше новый начальник УФСБ по республике Калмыкия Л.П.Зубарев предлагал представителю «Яблока» организовать у себя некий круглый стол для примирения оппозиции и власти, то 19 марта министр внутренних дел Калмыкии Э.У.Бакланов провел встречу с представителями политических партий, общественных движений и религиозных организаций республики. Со стороны МВД присутствовали все заместители министра, а среди приглашенных были представители Калмыцкого регионального отделения «Яблоко», КПРФ, Демократического выбора России, Народного Союза, ЛДПР, Движения в поддержку армии, Римско-католической церкви Калмыкии, Общины евангельских христиан баптистов, поместной церкви адвентистов седьмого дня, Калмыцкого христианского молодежного центра, Объединения Свидетели Иеговы, Христианского миссионерского Союза. Целью встречи, как было заявлено, было знакомство с представителями всех многочисленных партий и движений, религиозных организаций и достоверное их информирование о деятельности МВД по борьбе с преступностью.

В своем выступлении министр рассказал о достижениях его ведомства в борьбе с преступностью, особо отметив высокую степень раскрываемости преступлений — 83% — пятое место по России. Как результат усиленного режима несения службы в последнее время, после похищения генерала Шпигуна, по словам министра явился факт освобождения заложника, взятого в г.Волгодонске Ростовской области, которого чеченские похитители вывозили в Чечню через территорию Калмыкии.

Затронул министр и некоторые политические аспекты, связанные с необходимостью участвовать его работникам в обеспечении общественного порядка при проведении различных общественных мероприятий. При этом он неоднократно подчеркивал, что МВД стоит только на страже закона и является деидеологизированной и неангажированной организацией.

Мирного разговора, однако, несмотря на благожелательность министра все же не получилось. Представитель «Яблока» в резкой и откровенной форме высказал ряд претензий по поводу незаконных действий работников милиции по отношению к оппозиционным политическим силам, указал на то, что калмыцкая милиция из правоохранительного органа превращается в политическую полицию и все больше в своих действиях руководствуется не законом, а указаниями Президента Калмыкии. В ходе возникшего диалога выявились и политические пристрастия самого министра. Заявив, что партбилет коммуниста и учетную карточку он хранит на память, выразил сожаление по поводу хорошего планового прошлого, которое так безжалостно уничтожил наш земляк «Горби». Другие министерские пристрастия хорошо характеризуют его же цитаты: «Демократия должна быть как в Америке», «Если честно, Жириновского я уважаю, нравится он мне, умный мужик», «Явлинского я раньше уважал особенно за его «500» дней, но теперь не уважаю». Неуважение к Явлинскому вызвано, по словам министра тем, что он не зная существа вопроса заявил, что убийство журналистки Л.Юдиной является политическим, и кроме того, именно Явлинский виноват в том, что российские средства массовой информации проигнорировали проведенную в Элисте минувшей осенью 33-ю Всемирную шахматную олимпиаду.

Все выступающие выразили уверенность, что, несмотря на различные позиций и взглядов такие встречи необходимы и полезны для поддержания стабильности в республике. Была также достигнута договоренность сделать эти встречи регулярными.

Косвенным образом все это говорит о том, что министерство внутренних дел республики предпринимает некие шаги и дистанцируется от Президента К.Илюмжинова.

На этом фоне активизировала свою деятельность и Северо-Кавказская региональная прокуратура, расследующая дело по убийству Л.Юдиной, которое в настоящее время продлено до 8 мая 1999 года. 27 апреля в Элисте арестован и доставлен в следственный изолятор Ставрополя депутат Народного Хурала РК, Председатель Национального банка РК. Некоторые аналитики считают, что у следствия к господину В.Дарбакову есть вопросы как по делу связанному с денежной эмиссией осенью 1998 года в Калмыкии, так и по делу об убийстве Л.Юдиной.



[1] А вот и отклик на это событие в русском Интернете: Лас-Вегас в Калмыкии

Как всегда, самые странные новости о русской Сети мы узнаем почему-то из зарубежных источников. Newsbytes, а вслед за ним — CNN Financial Network написали о том, что в Республике Калмыкия предоставляются лицензии на организацию онлайновых казино. Проект закона "О поддержке игорного бизнеса в республике Калмыкия" был разработан юридической фирмой John Tiner & Russian Partners и принят парламентом республики 9 марта. Налоги на казино, согласно этому закону, существенно снижаются и могут составлять всего 3.33% от общей прибыли. В общем, в Калмыкии наступил локальный республиканский игорный рай. Авторы закона при этом страшно горды тем, что первыми в России официально признали существование игорного бизнеса в Интернете: теперь в Калмыкии существует возможность приобрести лицензию на организацию виртуального казино. Радостями низкого налогообложения смогут насладиться не только российские, но и зарубежные компании. Для того, чтобы иностранное казино подпадало под юрисдикцию закона, оно должно зарегистрировать офис в Калмыкии. Виртуальные казино могут располагаться не только в домене зоны .ru, но и в любой другой. В общем, если разнообразные игорные заведения на это клюнут, могу себе представить, какой дикой пародией на Лас-Вегас станет республика Калмыкия.

Internet Gambling Licenses Available In Russia

John Tiner & Russian Partners

Кирсан Илюмжинов (заменитель сайта Республики Калмыкия)

Newsbytes

CNN Financial Network

(ред.)



Источники

[1]. Абушинов А., Болдуринова Е. Охрана здоровья граждан и борьба с преступностью были в центре внимания депутатов // Известия Калмыкии. — 1999. — №49. — 12 марта.

[2]. Постановление НХ РК «О состоянии преступности и правонарушений в РК в 1998 году» // Известия Калмыкии. — 1999. — №49. — 12 марта.

[3]. Известия Калмыкии. — 1999. — №52. — 16 марта.

[4]. Кондратьев А. В Калмыкии разрешили Интернет-казино //Финансовые Известия. — 1999. — №11. — 16 марта.

[5]. Абушинова А. Банк «Хальмг Тег» // Вечерняя Элиста. — 1999. — №15.

[6]. Михайлова С. Проект Тенгиз-Новороссийск обретает реальные черты // Известия Калмыкии. — 1999. — №54. — 19 марта.

[7]. Донгуслова Н. Финансы должны работать // Известия Калмыкии. — 1999. — №42. — 3 марта.

[8]. Отчет о результатах проверки предприятий РК приложение к письму Счетной палаты Председалю Госдумы ФС РФ Г.Селезневу от 16 февраля 1999 года №01-245/15 // Известия Калмыкии. — 1999. — №50-51. — 13 марта.

[9]. Заявление Президента РК О начале военных действий в Югославии // Известия Калмыкии. — №60. — 20 марта.

[10]. В Элисте состоялись акции протеста против действий НАТО // Известия Калмыкии. — 1999. — №63. — 30 марта.

[11]. Сангаджиев В. Что посеешь Н.Семко, Бюджет-нулевой // Ленинский путь. — 1999. — №2. — Март.