Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

Ахмет ИВАНОВ

Республика Татарстан

в апреле 1999 года

Создается избирательный блок «Вся Россия», неформальным лидером которого станет Минтимер Шаймиев, а координатором — депутат Госдумы от Татарстана Олег Морозов. Выборы в российскую Думу и татарстанский Госсовет, скорее всего, будут проведены в декабре одновременно. Президент РТ издал Указ о квалификационных требованиях к высшим и главным административным государственным должностям в РТ. Мэр Набережных Челнов ушел в отставку, сохранив за собой пост председателя городского Совета. В его ближайшие планы входит участие в кампании по выборам в Госдуму. Вероятно его включение в региональный список блока «Вся Россия» в Татарстане.

1.    ПОЛИТИКА

1.1.       Татарстан и «Вся Россия»

Событием №1 всего политического сезона стало создание 22 апреля нового общественно-политического блока «Вся Россия», который был задуман еще несколько месяцев назад. Заседание оргкомитета блока прошло в московском «Президент-отеле». В рядах создателей блока объединились влиятельные лидеры регионов-доноров: М.Шаймиев, М.Рахимов, В.Яковлев, поддержавший инициативу Ю.Лужков. Появление на электоральном поприще нового перспективного игрока сулит перемены в раскладе сил и обстоятельств на подступах к декабрьским выборам нынешнего года. Отсюда —активность комментаторов произошедшего и быстрота реакции основных политических визави новорожденного блока.

Еще до того, как создание «Всей России» было официально провозглашено, были обозначены некоторые принципиальные особенности блока. Прежде всего было заявлено, что новый блок регионалов не предполагает персонального лидерства, ограничиваясь фигурой координатора и ни один из лидеров блока не имеет собственных амбиций на предстоящих в 2000 году президентских выборах в РФ. «Вся Россия» не выделяет ни Шаймиева, ни Яковлева в качестве лидера. Потому что сегодня речь идет о выборах в Государственную Думу, а не о президентской гонке. Есть своего рода звездная болезнь — у Аяцкова, у Лужкова, у Титова, у Лебедя — сразу заявить себя на президентство и под это дело создавать движение. А это сегодня мешает... и в отношениях с аппаратом Ельцина... Мешает и публике, которой придется голосовать не за депутата парламента, а за стоящего за ним кандидата в президенты... От президентской темы надо уйти и не возвращаться к ней, пока не пройдут выборы в Думу» [[1]].

Другой важный момент — это ставка на административные ресурсы, на рычаги, имеющиеся в распоряжении глав исполнительной власти в регионах. Значимость этих ресурсов была убедительно продемонстрирована в ходе практически всех избирательных кампаний не только в Татарстане и Башкортостане. Некоторые наблюдатели назвали народившийся блок еще одной «партией власти» — региональной власти. В.Яковлев и Р.Аушев охарактеризовали как ошибку со стороны президентов республик и губернаторов недооценку ими административных ресурсов, которая имела место во время парламентских выборов 1993 и 1995 годов.

Неназванный источник «Независимой газеты» в президентской администрации РФ сделал акцент на контрасте между титовским «Голосом России» и задуманным блоком «Вся Россия», хотя и отверг мысль о каких-то специальных антититовских кознях московского Кремля: «сейчас рейтинг Титова составляет 0,4%, к осени будет максимум полтора-два процента», а «Вся Россия», напротив, — это «группа серьезных губернаторов» [[2]]. В этом же номере газеты высказано предположение о том, что планируемый блок инспирирован частью администрации Бориса Ельцина, персонифицируемой фигурой Олега Сысуева (который двумя днями позже будет присутствовать на заседании оргкомитета «Всей России»), в отличие от шефа президентской администрации Александря Волошина, нашедшим «общий язык» с К.Титовым.

Сам Константин Титов поспешил выразить свое отношение к ожидаемому конкуренту, претендующиму на ту же, что и «Голос России», региональную нишу: «...Я чувствую, что некоторые люди в администрации президента начинают работать на раскол. То есть начинают создавать еще один региональный блок, приглашают людей, в том числе и тех, кто совместно со мной подписал обращение, и тех, кто не подписал» [[3]]. В числе первых имелся в виду и Минтимер Шаймиев. Кроме того, по мнению Титова, создание нового блока ведет к пересмотру предварительных договоренностей между губернаторами и руководителями Законодательных собраний. Тональность высказываний — в частности в адрес М.Шаймиева — свидетельствует о проблематичности взаимодействия двух блоков в ближайшей перспективе. Отклик из Казани не замедлил поступить. Накануне заседания оргкомитета государственный советник при президенте РТ Рафаиль Хакимов высказался в том духе, что Константин Титов сам отказался принять участие в создании единого блока. «Личные амбиции заставили его создать блок «под себя» [[4]].

Лидер движения «Регионы России» Владимир Медведев в своем выступлении на заседании оргкомитета изложил существо тактики создаваемого блока на предстоящую кампанию: новый блок не будет выдвигать кандидатов в Думу единым общефедеральным списком, но ограничится региональными списками. Авторы комментариев полагают, что в каждом регионе список будет возглавлять глава субъекта федерации — Аушев в Ингушетии, Рахимов в Башкортостане, Шаймиев в Татарстане, Яковлев в Санкт-Петербурге и т. д. Прогноз относительно исхода выборов в этих регионах становится достаточно простым делом [[5]].

Если в самом создании избирательного блока как такового ничего неожиданного и не было, то этого нельзя сказать об участии в работе заседания оргкомитета «Всей России» Юрия Лужкова. Главное внимание в комментариях, заполнивших казанские газеты, было приковано именно к этому обстоятельству. Если за день-два до заседания информационный лейтмотив был отражен в газетном аншлаге «Татарстан создает «Всю Россию», то уже на следующий день заголовки гласили «Отечество — это вся Россия». Ударение теперь не делалось на словах губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева о том, что «Вся Россия» не намерена противопоставлять себя Ю.Лужкову, однако в блоке будет меньше людей, которые работают только в Москве [[6]]. В известной мере на периферию аргументации будут отодвинуты сюжеты, присутствовавшие в словах Шаймиева относительно несостоятельности политики в пределах Садового кольца. Непосредственно на подступах к созданию блока он еще мог говорить: «Народ страдает от тех спектаклей, которые проходят в Москве. Хватит! Выборы в Думу, выборы президента России должны проходить в регионах вполне осознано.... Пожелания в Москве — это одно дело. Но когда мы, представители регионов, возьмемся за дело, ситуация поменяется кардинальным образом. На мой взгляд, движение «Отечество» по духу является близким к региональному. Но все-таки это не региональное движение. Сегодня можно ожидать создания даже не одного, а нескольких региональных движений. И я не исключаю, что эти движения, включая «Отечество», объединятся, чтобы сделать всеобщие выборы региональными, действительно общероссийскими» [[7]]. После состоявшейся договоренности о союзнических отношениях «Всей России» и «Отечества» смысловая ньюансировка будет, как представляется, заметно видоизменяться.

Выступивший на заседании Ю.Лужков отметил близость главных постулатов своего движения и создаваемого блока и призвал к консолидации усилий во имя формирования нормальной, дееспособной и цивилизованной власти в Российской Федерации. По его словам, в настоящий момент речь может идти «о совместной работе по выборам в парламент». Он также признал факт неформального лидерства М.Шаймиева в блоке «Вся Россия». Совпадение «философии, идеологии и целей» двух структур, по мнению московского мэра, таково, что в ближайшем будущем вполне реальным выглядит и создание единого блока, и «не нужно бояться формальных моментов». Системообразующим ядром шаймиевско-лужковского альянса стала формула — «идти вместе» на выборы в Думу. Президент Татарстана внес предложение «создать координационный совет, который бы выработал тактику общественно-политического блока «Вся Россия» с тем, чтобы идти на парламентские выборы в союзе с «Отечеством» Ю.Лужкова» [[8]].

Избранный координатором блока руководитель депутатской группы «Российские регионы» в Государственной Думе Олег Морозов — воспитанник политической элиты Татарстана и выдвиженец из республики — говорит о преимуществах такого прагматического подхода. «Когда Шаймиев и Лужков говорят, что они вместе пойдут на выборы — это чистая правда. Но... фраза «Вместе идти на выборы» предполагает самые разные варианты действий. Начиная с создания единого избирательного блока, о чем в предположительном плане говорил Лужков, — до координации усилий в разной форме, о чем говорил Шаймиев. Вплоть до того, что, когда Лужков утверждал: «Мы создаем блок «Отечество — вся Россия», Шаймиев «поправлял»: «Вся Россия — Отечество»... Лужков, кстати, проявил огромный интерес к заседанию оргкомитета. Это по его инициативе состоялись консультации с Шаймиевым и Яковлевым. Накануне ночного (подчеркиваю: ночного!) заседания политсовета «Отечества» встречался с ним и я. Лужков согласился, что начинать надо с создания координационного совета» [[9]]. Аргументация здесь сводится к двум моментам: собственно блок «Вся Россия» еще только создается и «не факт», что объединенный блок — самый прямой путь к созданию парламентского большинства.

Наблюдатели настроены по отношению к принятому 22 апреля решению более скептически. Осторожные и обтекаемые высказывания регионалов об «объединении» с Лужковым — это выражение губернаторской тяги к нейтралитету. «Очень удобно и безопасно», — резюмировал «Московский комсомолец» [[10]].

Борис Ельцин провел в конце апреля встречу с К.Титовым. По словам последнего, Ельцин одобрил инициативу по созданию «Голоса России» и пообещал самарскому губернатору, что «позвонит Минтимеру Шариповичу, чтобы он был вместе с вами». Состоявшийся разговор был воспринят Титовым как знак к желательному присоединению региональных лидеров к «Голосу России», поскольку другой блок («Вся Россия») еще не создан. «Сегодня «Вся Россия» может принять наши предложения и войти в наш исполком и политсовет» [[11]]. Телефонный разговор между Б.Ельциным и находящимся на отдыхе в Карловых Варах М.Шаймиевым состоялся 27 апреля. Судя по официальным разъяснениям, которые получило агентство «Интерфакс» в пресс-службе татарстанского президента, была затронута именно тема созданного блока «Вся Россия». Причем, в сообщении пресс-службы главы РТ перелагались лишь слова М.Шаймиева, его рассказ о планах, о соображениях, которыми он поделился с Б.Ельциным [[12]]. Более подробную, хотя и гипотетическую, версию предложили сторонние наблюдатели. «НГ», ссылаясь на окружение К.Титова, передает некоторые подробности: позиция Ельцина якобы выглядела приблизительно так: «Шаймиев полез не туда, и я ему об этом скажу» [[13]]. О том, что Ельцин порекомендовал двум «тяжеловесам» начать «дружить против» лужковского «Отечества», можно предполагать, — считают и казанские эксперты.

Наконец, в цитировавшемся уже интервью Олег Морозов предпочел обойти вопрос об оппозиционности или лояльности своего детища по отношению к действующему президенту РФ. «Никто из нас, естественно не спрашивал разрешения Ельцина на создание блока». Более того, Морозов был более откровенен в обрисовывании стратегических перспектив наметившегося тандема Шаймиева с Лужковым. «...Впервые в новейшей истории страны появляется возможность создать устойчивую политическую коалицию, которая будет контролировать парламент... Эта коалиция может формировать Правительство и, что очень важно, отвечать за него. Этого тоже не было. Правительство всегда было ориентировано на Президента. Следующий шаг — мы хотим избрать эффективного Президента, который будет опираться на это устойчивое большинство» [[14]].

Разумеется, делать какие-либо глобальные выводы применительно к исходу голосования в декабре еще очень и очень рано. Перемены в предвыборном ландшафте, хотя и обозначились весьма явственно, необратимости еще не приобрели. Некоторые моменты, однако, констатации уже поддаются.

Во-первых, региональные «тяжеловесы», видимо, бесповоротно изжили комплекс индифферентизма по отношению к парламентским выборам. Их решительный настрой в смысле использования административных ресурсов как в одномандатных округах, так и в части пропорционального представительства будет самым существенным образом отличать выборы-99 от выборов в Думу в 1993 и 1995 годах.

Во-вторых, четкие перспективы и очертания вырисовываются перед «партией нового типа» — горизонтально структурированной партией власти. Одни элементы в этой партии, вероятно, станут интенсивно избавляться от имиджа политиков «в пределах Садового кольца» (Лужков), другие — будут преодолевать узкие рамки, заданные их региональным статусом, выходить на общефедеральную сцену в качестве равноправных субъектов при формировании не только законодательной, но и исполнительной власти (Шаймиев, Рахимов). Любопытно, что при этом лидеры республик так или иначе должны будут отбросить квазисепаратистскую риторику, — есть некоторый парадокс в том, что лидер «ассоциированного» государства — пусть и неформально — возглавляет блок со столь говорящим названием.

В-третьих, шансы идущих вместе на выборы «Всей России» и «Отечества», скорее всего, смогут усиливаться в той мере, в какой они сумеют утилизировать роль жесткой альтернативы по отношению к левым, прежде всего — к КПРФ. Сама конфигурация блока «Вся Россия» с точки зрения состава представленных в ней субъектов РФ или персонального состава лидеров дает шанс противопоставить нечто внятное и убедительное национал-патриотическому «накату» a la Макашов. Однако, для этого регионалам предстоит разрешить довольно сложную задачу: переступить через личностный момент, через амбиции, не доведя дела до полускрытого конфликта между фигурами, олицетворяющими «русские» субъекты федерации, и лидерами национальных республик.

Наконец, ближайшее будущее наметившихся союзов, как представляется, во многом станет испытывать воздействие еще одного сильнодействующего фактора — того, какую линию взаимоотношений выберут Б.Ельцин и М.Шаймиев. Последнему предстоит занять и удержать позицию, на которой удастся сохранять сбалансированные связи как с российским президентом (с которым татарстанский лидер традиционно поддерживал дружеские отношения), так и с Лужковым. Этим, наверное, будет определяться и восприятие Татарстана в столичных коридорах власти.

1.2.       Выборы в Думу и Госсовет РТ будут совмещены

Выборы в Госсовет РТ вполне могут состояться не в марте 2000 года, а на три месяца раньше — одновременно с выборами в российскую Государственную Думу. Эта идея, высказанная М.Шаймиевым в предположительном ключе вызвала в политической элите республики живейший резонанс. Доводы в пользу такого решения формулируются двояко. На поверхности вниманию общественности предлагается аргумент, связанный с экономией средств на проведение кампании и на организацию голосования. Собственно же политический аргумент был изложен советником президента РТ Р.Хакимовым, которому газеты и приписывают это «ноу хау». «Будет поставлена преграда для всяких перебежчиков, которые ловят конъюнктуру. Сегодня он выбирается сюда, завтра — туда. Что это за народный избранник? На кого он будет работать? На Москву или на республику? Или ему все равно — на кого» [[15]].

Синхронизация выборов действительно резко подрывает шансы тех кандидатов, которые намерены были использовать думскую кампанию как прикидочные соревнования, как товарищеский матч для тренировки перед зачетными поединками с конкурентами за депутатские мандаты в татарстанском Госсовете. Получается, что соискатели кресел республиканских депутатов могли бы иметь чуть ли не полугодовую временную фору для «раскрутки», что совершенно нежелательно для их оппонентов из правящей команды.

Выдвинутое предложение стало предметом активных дискуссий в татарстанских СМИ. Достаточно критичный настрой одних соседствует с попытками других взглянуть на проблему с разных сторон.

Демократически ориентированные комментаторы делают крен в сторону негативных оценок. Обозреватель «Вечерней Казани» Г.Кузнецов пишет: «Совмещенные выборы нужны, чтобы в мешанине российских и местных проблем ушли в тень такие вопросы, как выборность глав районов, профессиональный парламент в РТ, многопартийность...» [[16]].

Автор местного приложения к «Московскому Комсомольцу» Лев Овруцкий обращает внимание на тот момент, что мобилизация главами районных администраций голосов для себя одновременно будет означать и сбор голосов в пользу «блока имени Шаймиева». Здесь возникнет мотивация, отсутствовавшая у районных «боссов» в ходе президентских выборов в РФ в 1996 году. С другой стороны, агитация Шаймиева в пользу «Всей России» увеличит шансы на прохождение в татарстанский Госсовет местных глав, не все из которых на сегодня уверены в своей (столь принципиальной для них) победе. Вместе с тем, принцип совмещенных выборов имеет, по мнению автора, и свои плюсы для демократической части претендентов: голосование придется проводить с учетом норм двух законодательств о выборах — российского и татарстанского. Первое предполагает более широкие гарантии избирательных прав. Например, в случае одновременных выборов каждый голосующий вольно или невольно вынужден будет воспользоваться кабиной, что воспринималось бы как нечто вызывающее в случае безальтернативных выборов в сельских округах (таковым был чуть ли не каждый четвертый округ в 1995 году) [[17]].

О возможном приведении в соответствие двух законодательств говорил также Иван Грачев. «Российским, например, в отличие от татарстанского, предусматривается более жесткий и действенный контроль со стороны общественности за ходом голосования и подведением итогов. Если оставить закон о выборах народных депутатов в неприкосновенности, то на избирательных участках могут возникнуть нежелательные коллизии и эксцессы, а после выборов обязательной найдется повод для публичных заявлений и подтасовках в пользу тех или иных кандидатов» [[18]].

Резкие оценки раздались и из стана национально ориентированных депутатов Госсовета. Наиболее непримиримо, как можно было ожидать, высказался экс-председатель ТОЦ и ветеран депутатского корпуса РТ Фандас Сафиуллин: «Мы — суверенное государство, и, проводя выборы в высшие законодательные органы двух государств одновременно, мы как бы признаем свою вторичность, отказываемся от суверенитета. Если наше внимание будет приковано только к выборам в Госсовет, то останутся в тени проблемы российские. И наоборот. Наиболее жаркими будут выборы в Госдуму, все внимание будет приковано к ним. И в наш парламент кто-то пройдет в депутаты на общей волне. Будет сформирован карманно-кабинетный парламент. Ко всему прочему у нас два разных закона. А их идентификация — это отказ от нашей государственности, хотя наш закон и несовершенен. Что касается экономии средств, это только предлог... Получается, что мы собираемся провести выборы в свой парламент «на халяву». Это позор для суверенного государства... Истинная причина совмещения выборов в другом. В том, что один и тот же претендент не может выдвинуть свою кандидатуру и в Госдуму, и в Госсовет. А среди нас есть такие в положительном смысле амбициозные, переросшие татарстанские масштабы лидеры. Видимо, ставиться цель отсечь этих двух-трех человек от возможности избрания в Госсовет республики при их непрохождении в Госдуму» (скорее всего, имеется в виду Рафгат Алтынбаев, о позиции которого см. ниже) [[19]].

Фантастическую гипотезу обнародовала газета «Казанское время». В качестве главной причины совмещения выборов здесь названо вероятное выдвижение кандидатуры М.Шаймиева на пост президента России. Якобы в Москве родился план — использовать популярность Шаймиева и его потенциальный электорат в Поволжье и на Кавказе в целях привлечения 10-12 процентов голосов в первом туре президентских выборов с тем, чтобы во втором туре передать эти голоса в копилку наиболее «выгодного» кандидата. «Плюсы для Татарстана здесь очевидны — Шаймиев становится очень влиятельным общероссийским политиком». Поэтому отвлекаться на такие «мелочи», как местные выборы, — недосуг [[20]].

1.3.       Исполнительная власть

1.3.1.      Указ М.Шаймиева

19 апреля был опубликован и вступил в силу Указ Президента РТ «О квалификационных требованиях по высшим и главным административных государственным должностям в системе органов государственного управления в Республике Татарстан», которым предписывается:

1. Установить следующие квалификационные требования по высшим и главным административным государственным должностям в системе органов государственного управления:

— для высших административных государственных должностей: высшее, как правило, профильное образование, стаж государственной службы на главных административных должностях не менее 3 лет или стаж работы на должностях руководителей, не относящихся к государственной службе, не менее 7 лет;

— для главных административных государственных должностей: высшее, как правило, профильное образование, стаж государственной службы на должностях главных специалистов не менее 3 лет или стаж работы на должностях руководителей, не относящихся к государственной службе, не менее 5 лет...

2. Должностные инструкции государственных служащих, занимающих высшие и главные административные государственные должности в системе органов государственного управления РТ, утверждаются руководителями соответствующих государственных органов в соответствии с квалификационными требованиями, установленными пунктом 1 настоящего Указа, и должны содержать конкретные права и обязанности государственных служащих в зависимости от функциональных особенностей данной должности и полномочий государственного органа» [[21]].

Документ вызвал критику со стороны экспертов в СМИ. В Законе РТ «О государственной службе» и впрямь говорится о том, что подобные требования устанавливаются актами Президента РТ, Председателя Верховного Совета РТ, министра юстиции РТ. Хотя и этой нормой М.Шаймиев, как полагает «Вечерняя Казань», пренебрег.

Серьезнее другое: Указ де-факто закрепляет (через пресловутое «как правило») гегемонию в аппарате выпускников сельскохозяйственных и ветеринарных институтов — «кузницы лучших управленческих кадров Татарстана». К числу высших административных государственных должностей законодательство относит — руководителя аппарата президента РТ, начальника секретариата Госсовета, управляющих делами президента, Госсовета, шефа секретариата правительства, руководителей республиканских ведомств, не входящих в состав правительства...

К категории главных административных государственных должностей отнесен широкий спектр: от советников президента и правительства до консультантов местных Советов.

Как резюмирует журналист, здесь варианты типа Юмашева, Бордюжи или Волошина не пройдут [[22]]. Предсказывается дальнейшая аппаратная стагнация.

1.3.2.      Отставка мэра Набережных Челнов

На исходе первой декады апреля подтвердились давно циркулировавшие слухи об уходе Рафгата Алтынбаева (о чем сообщалось в предыдущих выпусках мониторинга) с должности главы администрации города Набережные Челны, по сложившейся традиции именуемой должностью «мэра». Толчком для слухов послужили события годичной давности, когда 27 мая на сессии Госсовета Р.Алтынбаев подвигся на беспрецедентный шаг — согласился на баллотировку во время выборов председателя Госсовета РТ, став альтернативой Фариту Мухаметшину, настойчиво поддержанному президентом М.Шаймиевым. Как стало известно через несколько дней за считанные часы до голосования Алтынбаев отклонил предложение занять кресло премьера, предпочтя риск и перспективу стать руководителем законодательного органа власти.

Весь год челнинскому «инсургенту» прочили уход на различные должности в Москву: сначала на пост заместителя Фарита Газизуллина в Мингосимуществе (на давнюю дружбу двух бывших коллег по работе в Набережных Челнах стали обращать внимание уже на ближайших подступах к знаменитой сессии Госсовета), затем — на работу обоих в «Газпроме» или на позицию заместителя в одном из транспортных министерств. Все это время продолжалась полуявная опала, начавшаяся с самых резких политических оценок со стороны М.Шаймиева. Дело доходило до того, что первому заместителю Алтынбаева приписывалось инициирование националистических митингов в Челнах с лозунгами против мэра. По сведениям «Казанского времени» заместитель Алтынбаева Рустам Гафаров, претендовавший на вероятную вакансию, инспирировал соответствующие открытые письма на имя Шаймиева, возглавлял некий «заговор» в горсовете и проч. [[23]].

И вот 9 апреля Алтынбаев официально известил городской актив о своем намерении. Одновременно стало известно, что он сохранит за собой пост председателя Челнинского городского Совета и будет баллотироваться в российскую Думу. Последнее прозвучало как заявка на собственно политический сценарий дальнейшей карьеры экс-мэра и доктора социологических наук. В интервью «Вечерней Казани» Алтынбаев отмечал, что уходит из мэрии «в связи с тем, что... нужно сосредоточиться на работе председателя городского Совета. Я ухожу с согласии с Минтимером Шариповичем. Я сказал, что если меня поддержат, я хотел бы поработать на благо Татарстана. Думаю, немаловажно, кто будет полпредом республики в Думе... У здравомыслящей части челнинцев, а это большая часть, я найду поддержку» [[24]].

12 апреля на сессии горсовета в Челнах выступал Шаймиев. «Проводы устраивать не будем», — известил присутствующих президент. Алтынбаеву была обещана поддержка на выборах в Думу. Здесь же Шаймиев впервые высказал предположение о совмещении выборов в Думу и Госсовет. В качестве преемника Алтынбаева неожиданно для всех был назван 52-летний Рашит Хамадеев[1]. 12 апреля же подписан соответствующий указ. Исполняющим обязанности главы администрации полумиллионного города Набережные Челны назначен бывший глава администрации города Заинска, по численности уступающего любой из челнинской префектур.

 

1.4.       Политические партии

1.4.1.      Список политических организаций РТ

Как сообщило агентство «Татар-информ», Государственная регистрационная палата при Минюсте РТ сформировала список общественных объединений, которым присвоен статус политических организаций по результатам изменения в их уставах. По данным на 1 января 1999 года, к категории политических отнесены восемь объединений:

— общественная организация «Равноправие и законность» Республики Татарстан (свидетельство от 17.1.96);

— татарстанская региональная организация общероссийской политической общественной организации «Российская народно-республиканская партия» (13.7.98);

— общественная организация — Татарстанская Республиканская организация общественно-политической организации «Либерально-демократическая партия России» (7.7.98);

— татарстанская организация Всероссийского общественно-политического движения «Наш дом — Россия» («Туган илем — Татарстан») (25.6.98);

— татарстанское региональное отделение общероссийского общественно-политического движения «Союз труда» (1.12.98);

— общественно-политическое движение «Омет» Республики Татарстан; — политическая общественная организация Коммунистическая партия (большевиков) Республики Татарстан (30.12.98);

— республиканская политическая общественная организация «Исполком Всемирного конгресса татар (28.12.98) [[25]].

Такие списки будут публиковаться ежегодно по состоянию на 1 января. В соответствии со статьей 12 Федерального Закона «Об общественных объединениях» политическим общественным объединением признается организация, основной уставной целью которой является участие в выборах в государственные органы власти и органы местного самоуправления. За пределами этой категории остаются профсоюзы, религиозные и благотворительные организации, национально-культурные автономии или общественные фонды.

Примечательно, что регистрация в качестве политической организации еще не гарантирует всем из приведенного списка участия в предстоящих выборах в российскую Думу. Согласно разъяснениям заместителя председателя татарстанского Центризбиркома, только четыре организации из названных выше имеют право самостоятельно выдвигать кандидатов, которые смогут баллотироваться в Думу. Это — четыре региональных отделения общероссийских движений. В соответствии с Указом президента РФ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав...», который вступил в силу 30 марта 1999 года, непосредственный доступ к участию в выдвижении кандидатов на выборах федерального уровня имеют общественные объединения общероссийского масштаба. В выборах же на уровне субъектов РФ могут принимать участие как общероссийские, так и республиканские политические объединения.

1.4.2.      Республиканская партия Татарстана

Во время пленума Республиканской партии Татарстана (РПТ), состоявшегося 27 апреля, ее председатель Мухаммат Сабиров досрочно сложил свои полномочия, обосновав свое решение невозможностью совмещать обязанности депутата и члена Президиума Госсовета РТ с постом председателя партии (на общественных началах). Пленум удовлетворил просьбу М.Сабирова и избрал на должность председателя партии Екатирину Осипову, которая до последнего времени возглавляла Казанскую городскую организацию РПТ [[26]]. Таким образом, намечавшийся было имидж внутрисистемной оппозиционности за РПТ, скорее всего, будет неотвратимо угасать. До пленума ряды партии покинули несколько ее создателей из числа достаточно высокопоставленных функционеров.

1.4.3.      Новый центр притяжения оппозиционеров

В последние месяцы все чаще стали мелькать сообщения о том, что в помещении казанской мечети «Нурулла» по инициативе муллы Габдуллы Галиуллина проводятся заседания «круглого стола», созданного несколько лет назад партиями и движениями Татарстана. Наибольшую активность во время заседаний демонстрируют коммунисты и националисты. Присутствуют и демократы, и казанские ЛДПРовцы. Сообщалось также о том, что в Казани сформирована согласительная комиссия, которая собирается подготовить иск в Конституционый суд РФ на предмет приведения Конституции Татарстана в соответствие с российским Основным законом. Комиссия создана участниками «круглого стола» — представителями семнадцати партий и объединений по предложению лидера движения «Омет» Галиуллина — экс-муфтия Духовного управлепния мусульман Татарстана и до последних дней председателя Совета улемов Татарстана, то есть второго лица в условной исламской иерархии республики. Вошедшие в комиссию коммунисты, представители независимых профсоюзов и депутатского корпуса выразили свое негодование итогами мартовских выборов на вакантные места в парламенте РТ, во время которых ошеломляющую победу — до 96% голосов — одержали опять-таки главы районных администраций [[27]].

1.5.       Подготовка к выборам депутатов Государственной Думы: претенденты (биографические данные, политические ориентации)

Рафгат Алтынбаев. Родился 21.09.48 г. в Лениногорском районе ТАССР. Окончил Казанский химико-технологический институт в 1971 году. C 1971 г. работает в Набережных Челнах: инженером, секретарем комитета ВЛКСМ «Камгэсэнегостроя», с 1976 г. — заведующим орготделом, вторым секретарем Автозаводского РК КПСС, с 1985 — председателем Автозаводского РИК, с 1987 — вторым секретарем ГК КПСС, с 1990 — председателем исполкома горсовета. С 1991 г. по 12 апреля 1999 — мэр Набережных Челнов. В настоящее время — председатель горсовета.

«Видимо, я буду выступать независимым кандидатом. Но если появится толковое движение или партия, представляющая интересы регионов, я, возможно объединю усилия. Правда, к уже сформировавшимся партиям у меня свое отношение. Скорее, я окажусь в новой оболочке» [[28]]. Иначе говоря, достаточно вероятно присутствие Алтынбаева в региональном списке «Всей России» в Татарстане.

Персональная ориентация на федеральном уровне — министр госимущества РФ Фарит Газизуллин.

Габдулла Галиуллин. Бывший муфтий Духовного управления мусульман РТ и один из самых активных инициаторов раскола в начале 90-х годов Центрального Духовного управления мусульман России во главе с шейхом талгатом Таджутдином. В последние годы занимал пост председателя Совета улемов РТ. Добровольно вышел из состава ДУМ РТ.

Лидер движения «Омет», претендующего на пустующую нишу действенного национал-радикализма в Казани.

«... Наш ДУМ защищает интересы клана, который оказывает ему помощь. Одна группа людей обслуживает интересы Президента, другая — органов КГБ или ФСБ» [[29]].

Собирается выдвинуть свою кандидатуру в Думу. «Шаймиев на встрече с ним уже якобы говорил ему: хочешь быть политиком — уходи из мечети... Шаймиев гораздо более популярен среди русского населения, чем среди татарского. Также растет недовольство на селе. Если независимые муллы усилят критику Шаймиева — а они ныне оказывают достаточное влияние на позицию пожилого татарского населения, — это может еще более усилить данную диспропрцию» [[30]].

Иван Грачев. Бывший депутат ВС Татарстана. Один из создателей и лидеров блока «Равноправие и законность». Избран в 1995 году депутатом Госдумы РТ по списку «ЯБЛОКА». Основатель движения «Развитие предпринимательства». Движение вошло в состав блока «Голос России».

«Хотя и не единогласно, но «РиЗ» одобрил переговоры о взаимодействии по некоторым аспектам с главой Татарстана: многие ризовцы понимают, что только совместными усилиями можно остановить пришествие национал-социализма. Нам необходимо искать варианты, позволяющие активной части «РиЗа» вести честное соперничество за места в российском и татарстанском парламентах. Как оказалось, достичь этого невозможно, находясь в абсолютной оппозиции к власти... Не менее двадцати активистов «РиЗа» могли бы стать очень хорошими депутатами Государственной Думы и Госсовета РТ» [[31]]. Выдвигает предположение о том, что «Отечество» сохранит самостоятельность, а «Голос России» и «Вся Россия» объединятся.

Собирается выдвигаться по одному из казанских округов.

Олег Морозов. Родился 5.11.1953 г. в Казани. Окончил Казанский государственный университет (КГУ) в 1976 г. Кандидат философских наук. Доцент. Работал на преподавательских должностях в КГУ, заведующим отделом в Татарском ОК КПСС (1987-1989), ответственным работником аппарата ЦК КПСС (1989-1991) и аппарата Президента СССР (1991). Депутат Государственной Думы с марта 1994 г. Лидер депутатской группы «Российское регионы». Координатор блока «Вся Россия» (с 22 апреля 1999 г.).

«...Объединились территории-доноры — Татарстан, Башкортостан, Санкт-Петербург, Иркутск, Челябинск. Это регионы, где по пять-шесть избирательных округов. А если народ здесь проголосует в пользу «Всей России», то этого будет достаточно, чтобы блок преодолел пятипроцентный барьер... Допустим, «Вся Россия» набрала в итоге выборов 10-12 процентов голосов избирателей. Лужков отдельно — столько же. В сумме — 20-24 процента. А социологи говорят: если бы шли единым списком, было бы только 15 процентов» [[32]].


Фарида Гайнуллина. Родилась 28.03.47 в Казани. Окончила Казанский химико-технологический институт в 1970 году. С 1970 года — мастер, инженер, пред. профкома завода ЭВМ. С 1986 г. — секретарь Татсовпрофа. С 1990 года — председатель Федерации профсоюзов РТ. Лидер Татарстанского отделения «Отечества».

Журналисты особо подчеркнули тот факт, что Фарида Гайнуллина председательствовала на одном из заседаний съезда «Отечества», который прошел в апреле в Ярославле. Велика вероятность того, что Ф.Гайнуллина займет одно из самых «проходных» мест в списке «Отечества».



[1] Биографическая справка. Хамадеев Рашит Саитович родился в 1947 году в Аксубаевском районе РТ, окончил ветеринарный институт в Казани и Московский гуманитарно-экономический институт, по специальности — ветеринарный врач и юрист-правовед. Прошел по всем ступеням карьерного роста: от зоотехника и председателя колхоза, второго, затем — первого секретаря горкома КПСС в Мензелинске до главы администрации и председателя объединенного Совета в Заинске.



Источники

[1]. Время и деньги. — Казань, 1999. — 22 апреля.

[2]. Независимая газета. — 1999. — 20 апреля.

[3]. Независимая газета. — 1999. — 20 апреля.

[4]. Время и деньги. — Казань, 1999. — 21 апреля.

[5]. Независимая газета. — 1999. — 23 апреля.

[6]. Время и деньги. — Казань, 1999. — 21 апреля.

[7]. Деловой вторник. — Москва, 1999. — Выпуск 16. — 27 апреля.

[8]. Республика Татарстан. — Казань, 1999. — 23 апреля.

[9]. Республика Татарстан. — Казань, 1999. — 1 мая.

[10]. Московский комсомолец. — 1999. — 27 апреля.

[11]. Независимая газета. — 1999. — 30 апреля.

[12]. Время и деньги. — Казань, 1999. — 28 апреля.

[13]. Независимая газета. — 1999. — 30 апреля.

[14]. Республика Татарстан. — Казань, 1999. — 1 мая.

[15]. Вечерняя Казань. — 1999. — 20 апреля.

[16]. Вечерняя Казань. — 1999. — 23 апреля.

[17]. «Московский комсомолец» в Татарстане. — Казань, 1999. — 6-13 мая.

[18]. Время и деньги. — Казань, 1999. — 30 апреля.

[19]. Республика Татарстан. — Казань, 1999. — 30 апреля.

[20]. Казанское время. — 1999. — 29 апреля — 5 мая.

[21]. Республика Татарстан. — Казань, 1999. — 20 апреля.

[22]. Вечерняя Казань. — 1999. — 30 апреля.

[23]. Казанское время. — 1999. — 15-21 апреля.

[24]. Вечерняя Казань. — 1999. — 9 апреля.

[25]. Время и деньги. — Казань, 1999. — 13 апреля.

[26]. Республика Татарстан. — 1999. — 29 апреля.

[27]. НГ-Регионы. — 1999. — Апрель-99.

[28]. Вечерняя Казань. — 1999. — 9 апреля.

[29]. Время и деньги. — 1999. — 16 апреля.

[30]. Казанское время. — 1999. — 15-21 апреля.

[31]. Время и деньги. — 1999. — 30 апреля.

[32]. Республика Татарстан. — 1999. — 1 мая.