|
Новое на сайте |
Владислав СУХОВОЛЬСКИЙ
Красноярский край
в апреле 1999 года
Взаимоотношения между исполнительной и законодательной властями края, изменения в позициях основных депутатских объединений по отношению к А.Лебедю. Особую актуальность эти проблемы имеют в крае благодаря партийно-политической структурированности Законодательного собрания, с одной стороны, и, с другой стороны, в связи с принятием законов об областном правительстве и об отзыве губернатора, кардинально ограничивающих политическую власть последнего, и попытками преодоления губернаторского вето.
Осенью прошлого года местная элита, окончательно поняв, что новый губернатор не собирается привлекать ее к управлению краем, в качестве инструмента перехвата власти выдвинула идею создания ответственного перед Законодательным собранием края краевого правительства. По проекту закона о краевом правительстве предусматривалось, что губернатор представляет депутатам краевого Законодательного собрания для утверждения кандидатуру председателя правительства края. Полномочия председателя правительства по проекту закона фактически перекрывали полномочия губернатора. А чтобы губернатор не смог повторить маневр, проделанный Президентом РФ при выдвижении кандидатуры Сергея Кириенко, когда он поставил депутатов Госдумы перед выбором — голосовать за Кириенко или быть распущенным, в проекте закона предполагалось, что в случае троекратного отклонения Законодательным собранием кандидатуры, представленной губернатором на должность главы краевого правительства, автоматически распускается Законодательное собрание и прекращаются полномочия губернатора.
Все попытки губернатора затормозить прохождение законопроекта о краевом правительстве, каким-то образом с помощью поправок убрать опасные для полномочий и власти губернатора положения, окончились ничем. В конце концов, 21-22 января этого года закон был принят Законодательным собранием практически единогласно и был направлен на подпись губернатору.
Губернатор, естественно, наложил на закон о краевом правительстве вето. Казалось бы, в ситуации, когда в Законодательном собрании губернатора поддерживали два-три депутата, а коммунисты, аграрии, центристы и «яблочники» были едины при голосовании по закону о краевом правительстве, преодолеть вето губернатора было предельно просто.
Но не тут-то было. Вдруг в продвижении закона о краевом правительстве возникла пауза, и на краевой политической сцене появился человек в генеральском мундире — некий доктор технических наук, советник Госдумы РФ, но, самое главное, член бюро совета содействия красноярского землячества Николай Нумеров, Что же такое красноярское землячество в Москве? Это фактически группа лиц, занимавшая в свое время ответственные посты в Красноярском крае, а затем работавшие в Москве. Возглавляет красноярское землячество Владимир Долгих, бывший секретарь ЦК КПСС и кандидат в члены Политбюро. Входят в землячество бывший первый секретарь крайкома КПСС П.Федирко, бывший председатель крайисполкома Виктор Плисов, бывший председатель Красноярского совнархоза (это еще конец пятидесятых годов!) Василий Ксинтарис, бывший министр в последнем правительстве СССР — председатель Госкомлеса академик Александр Исаев, и прочие бывшие красноярцы, сделавшие успешную карьеру до 1991 г. Посол по особым поручения от красноярского землячества Николай Нумеров заявил, что противостояние между исполнительной и законодательной властями по поводу закона о краевом правительстве «неприемлемо для общества». По словам Н.Нумерова, возникают законные вопросы: «До каких же пор? Во имя чего вся эта склока?». По мнению красноярского землячества, необходимо ликвидировать противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти, и разработать новую систему управления краем. Фактически красноярское землячество предложило губернатору и депутатам разработать компромиссный вариант правительства края на основе «уважения результатов прямых выборов губернатора, прошедших в 1998 г., как высшего должностного лица края в результате волеизлияния населения (за стиль этой фразы несет ответственность д.т.н. Н.Нумеров). Решение красноярского землячества сразу же похоронило всякие шансы преодолеть вето губернатора на закон о краевом правительстве, так как депутаты-коммунисты поддержали идею своих бывших начальников.
Публично продемонстрированное наличие общих интересов у бывших правительственных функционеров высшего ранга и губернатора Красноярского края было подтверждено кадрово — назначением бывшего первого секретаря крайкома КПСС Павла Федирко заместителем губернатора края — руководителем постоянного представительства крае в Москве. При губернаторе Валерии Зубове этот пост занимал еще один видный член красноярского землячества — бывший зам. председателя крайисполкома Владимир Семенов.
Союз губернатора с красноярским землячеством был закреплен на месте, в крае, союзом исполнительной власти с депутатами от КПРФ в Законодательном собрании. Чтобы подкрепить этот союз материально, губернатор издал уже четыре постановления о разрешении депутатам приватизировать казенные квартиры, которые им были выделены на период работы в Законодательном собрании. Каждый такой подарок тянет на 400-500 тысяч рублей.
К этому союзу присоединилась и Ассоциация глав местного самоуправления Красноярского края, в письменном обращении к председателю Законодательного собрания Александру Уссу выразившая «категорическое неприятие» закона о краевом правительстве.
Какой же компромисс предложило красноярское землячество? По их проекту губернатор остается самым главным, но для руководства всей экономикой и социальной сферой вводится должность первого заместителя губернатора (она, кстати, существует и сейчас и занимает ее Владимир Овчинников, бывший функционер средней руки в администрации Валерия Зубова). Естественно, по этому проекту первый заместитель губернатора назначается и снимается губернатором, и Законодательное собрание кандидата на эту должность не утверждает. Кстати, губернатор уже заявил, что у него есть кандидатура на этот пост, это известный в крае человек и очень скоро его имя будет названо.
Таким образом, к весне 1999 г. фактически реанимируется проект, готовившийся депутатом Госдумы, председателем краевого союза товаропроизводителей (это объединение директоров больших заводов края), бывшим председателем крайисполкома и дважды неудачливым кандидатом в губернаторы Валерием Сергиенко, по которому ответственное перед губернатором (но не перед Законодательным собранием) правительство ведет текущими оперативными опросами, а губернатор занимается стратегическими вопросами (то есть собственно, продвигает себя в президенты) и взаимодействием с федеральными властями. Летом 1998 г., когда Сергиенко и его эксперты представили губернатору подготовленный с его согласия проект системы управления краем, губернатор на проект никак не отреагировал и фактически «кинул» обнадеженных директоров, как чуть позже «кинул» надеявшегося править при губернаторе алюминиевого магната Анатолия Быкова.
Что будет с этим проектом — пока сказать трудно. С одной стороны, ситуация во взаимоотношениях с властями складывается для губернатора отчаянно плохо. Даже те документы, которые ему удается подписать на самом верху, лежат без движения на столах чиновников рангом пониже. После того, как с подачи губернатора был арестован за получение взяток и этапирован в Красноярск видный федеральный чиновник, администрации края объявлен бойкот в чиновничьих кругах — у людей из администрации края даже не хотят брать взятки. И для наведения контактов с аппаратом губернатор отчаянно нуждается в поддержке каких-то влиятельных людей в Москве (пусть даже бывших).
Но с другой стороны, до сих пор губернатор был хозяином своему слову: захотел — дал, захотел — взял обратно, и нарушал всякие договоры, как только они становились для него обременительными. И все возможные партнеры это уже знают. Наметившийся компромисс между губернатором и частью местной политической элиты привел к значительным изменениям в персональном составе администрации края. Практически все московские «мальчики», привезенные для управления краем летом 1998 г., потеряли свои посты. На их место пришли местные люди — пока только на второстепенные должности, связанные с руководством социальной политикой, наукой и т.п. Люди это тихие, и никаких неприятностей от них губернатору ожидать не приходится.
К тому же у всех в памяти пример судьбы человека, осмелившегося бросить вызов губернатору. Бунт Анатолия Быкова в конце концов закончился простейшим образом — алюминиевого магната просто выдавили из края, а сейчас пытаются отобрать у него лакомый кусочек — Красноярский алюминиевый завод. Наступление идет по двум направлениям. Во-первых, пытаются оспорить законность процедуры приватизации завода. Во-вторых, пытаются посеять неуверенность у иностранных партнеров КрАЗа. И эти действия администрации, похоже, достигают цели. При недогрузке производственных мощностей российских алюминиевых заводов можно организовывать толлинговые схемы не только с КрАЗом. Есть еще Саянский алюминиевый, есть Новокузнецк, Братск, где пока что собственники сидят прочно и с ними можно заключать соглашения без излишнего риска. Как говорили мне знакомые руководители КрАЗа, на них сейчас сваливается лавина отказов иностранных партнеров от договоров. Это грозит заводу гигантскими убытками.
Выборы в краевое Законодательное собрание прошли в декабре 1997 г. — за полгода до выборов губернатора края, в ситуации, когда у нынешнего губернатора не было каких-либо серьезных рычагов воздействия на избирателей и политическую элиту края. При таких условиях все же удалось провести депутатами краевого Законодательного собрания по партийным спискам четырех представителей движения «Честь и Родина» (всего в краевом Законодательном собрании 42 депутата). Коммунисты и аграрии имеют в Законодательном собрании поддержку примерно 18 депутатов, практически столько же депутатов принадлежало к тогдашней партии власти. Поддержка депутатами от «Чести и Родины» кандидата тогдашней партии власти Александра Усса (бывшего в администрации В.Зубова заместителем губернатора и (до 1995 г.) членом Совета Федерации от Эвенкии) позволила тому стать Председателем краевого Законодательного собрания.
За первые полгода правления Александра Лебедя он сумел поссориться с «ветеранами» «Чести и Родины» и трое из четырех избранных по спискам «ЧиР» депутатов во главе с бывшим заместителем председателя всероссийского движения «Честь и Родина» и руководителем Красноярской краевой организации «ЧиР» Виктором Зубаревым вышли из «Чести и Родины».
Тем не менее, до каждодневной постоянной конфронтации между исполнительной и законодательной властью дело не дошло. Депутаты не лаяли на губернатора по мелочам. Основная борьба развернулась всего по трем пунктам: принятию закона о краевом правительстве (действительно, зачем скандалить по мелочам, если можно просто взять и отобрать у губернатора власть), принятию закона об отзыве губернатора (действительно, зачем скандалить по мелочам, если можно просто взять и отозвать губернатора) и принятию закона о краевом бюджете (действительно, зачем скандалить по мелочам, если можно просто взять и не давать губернатору денег).
Перепитии, связанные с принятием закона о краевом правительстве, описаны выше. Закон об отзыве губернатора был принят Законодательным собранием, подписан губернатором и вступил в силу еще в прошлом году. Однако в нем имелись существенные ошибки, которые фактически позволяли инициативной группе манипулировать процедурой отзыва. После экспертного заключения, выполненного автором этого обзора, местная элита сильно взволновалась и на майской сессии Законодательного собрания приняла поправки к закону об отзыве, сделавшие процедуру отзыва более исполнимой. Депутаты-коммунисты голосовали за поправки вместе с центристами, несмотря на наметившийся альянс с губернатором. Такое поведение этих депутатов представляется совершенно естественным политически. Ведя переговоры с губернатором, невредно иметь под рукой дубину Закона об отзыве, которой в случае чего можно и погрозить, и даже ударить. Поправки к закону губернатор не подписал, и теперь, по всей видимости, депутатам для введения поправок в действие придется преодолевать вето губернатора. Если судить по числу депутатов, голосовавших за поправки, преодолеть вето ничего не стоит, но точно так же почти единодушно депутаты голосовали за принятие закона о краевом правительстве...
Что касается бюджета, то, по всей видимости, в первой половине года он принят не будет по простой причине — отправленный депутатами на доработку в администрацию края, он до сих пор не поступил вновь на рассмотрение депутатов Законодательного собрания. Так что в настоящее время край живет без бюджета. Согласно краевому законодательству, администрация края продолжает финансировать расходные статьи, исходя из среднемесячных показателей расходов последнего квартала прошлого года.
© Международный институт гуманитарно-политических исследований