Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Красноярский край

Владислав СУХОВОЛЬСКИЙ

Красноярский край

в апреле 1999 года

Взаимоотношения между исполнительной и законодательной властями края, изменения в позициях основных депутатских объединений по отношению к А.Лебедю. Особую актуальность эти проблемы имеют в крае благодаря партийно-политической структурированности Законодательного собрания, с одной стороны, и, с другой стороны, в связи с принятием законов об областном правительстве и об отзыве губернатора, кардинально ограничивающих политическую власть последнего, и попытками преодоления губернаторского вето.

1.    Борьба вокруг Закона о краевом правительстве

Осенью прошлого года местная элита, окончательно поняв, что новый губернатор не собирается привлекать ее к управлению краем, в качестве инструмента перехвата власти выдвинула идею создания ответственного перед Законодательным собранием края краевого правительства. По проекту закона о краевом правительстве предусматривалось, что губернатор представляет депутатам краевого Законодательного собрания для утверждения кандидатуру председателя правительства края. Полномочия председателя правительства по проекту закона фактически перекрывали полномочия губернатора. А чтобы губернатор не смог повторить маневр, проделанный Президентом РФ при выдвижении кандидатуры Сергея Кириенко, когда он поставил депутатов Госдумы перед выбором — голосовать за Кириенко или быть распущенным, в проекте закона предполагалось, что в случае троекратного отклонения Законодательным собранием кандидатуры, представленной губернатором на должность главы краевого правительства, автоматически распускается Законодательное собрание и прекращаются полномочия губернатора.

Все попытки губернатора затормозить прохождение законопроекта о краевом правительстве, каким-то образом с помощью поправок убрать опасные для полномочий и власти губернатора положения, окончились ничем. В конце концов, 21-22 января этого года закон был принят Законодательным собранием практически единогласно и был направлен на подпись губернатору.

Губернатор, естественно, наложил на закон о краевом правительстве вето. Казалось бы, в ситуации, когда в Законодательном собрании губернатора поддерживали два-три депутата, а коммунисты, аграрии, центристы и «яблочники» были едины при голосовании по закону о краевом правительстве, преодолеть вето губернатора было предельно просто.

Но не тут-то было. Вдруг в продвижении закона о краевом правительстве возникла пауза, и на краевой политической сцене появился человек в генеральском мундире — некий доктор технических наук, советник Госдумы РФ, но, самое главное, член бюро совета содействия красноярского землячества Николай Нумеров, Что же такое красноярское землячество в Москве? Это фактически группа лиц, занимавшая в свое время ответственные посты в Красноярском крае, а затем работавшие в Москве. Возглавляет красноярское землячество Владимир Долгих, бывший секретарь ЦК КПСС и кандидат в члены Политбюро. Входят в землячество бывший первый секретарь крайкома КПСС П.Федирко, бывший председатель крайисполкома Виктор Плисов, бывший председатель Красноярского совнархоза (это еще конец пятидесятых годов!) Василий Ксинтарис, бывший министр в последнем правительстве СССР — председатель Госкомлеса академик Александр Исаев, и прочие бывшие красноярцы, сделавшие успешную карьеру до 1991 г. Посол по особым поручения от красноярского землячества Николай Нумеров заявил, что противостояние между исполнительной и законодательной властями по поводу закона о краевом правительстве «неприемлемо для общества». По словам Н.Нумерова, возникают законные вопросы: «До каких же пор? Во имя чего вся эта склока?». По мнению красноярского землячества, необходимо ликвидировать противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти, и разработать новую систему управления краем. Фактически красноярское землячество предложило губернатору и депутатам разработать компромиссный вариант правительства края на основе «уважения результатов прямых выборов губернатора, прошедших в 1998 г., как высшего должностного лица края в результате волеизлияния населения (за стиль этой фразы несет ответственность д.т.н. Н.Нумеров). Решение красноярского землячества сразу же похоронило всякие шансы преодолеть вето губернатора на закон о краевом правительстве, так как депутаты-коммунисты поддержали идею своих бывших начальников.

Публично продемонстрированное наличие общих интересов у бывших правительственных функционеров высшего ранга и губернатора Красноярского края было подтверждено кадрово — назначением бывшего первого секретаря крайкома КПСС Павла Федирко заместителем губернатора края — руководителем постоянного представительства крае в Москве. При губернаторе Валерии Зубове этот пост занимал еще один видный член красноярского землячества — бывший зам. председателя крайисполкома Владимир Семенов.

Союз губернатора с красноярским землячеством был закреплен на месте, в крае, союзом исполнительной власти с депутатами от КПРФ в Законодательном собрании. Чтобы подкрепить этот союз материально, губернатор издал уже четыре постановления о разрешении депутатам приватизировать казенные квартиры, которые им были выделены на период работы в Законодательном собрании. Каждый такой подарок тянет на 400-500 тысяч рублей.

К этому союзу присоединилась и Ассоциация глав местного самоуправления Красноярского края, в письменном обращении к председателю Законодательного собрания Александру Уссу выразившая «категорическое неприятие» закона о краевом правительстве.

Какой же компромисс предложило красноярское землячество? По их проекту губернатор остается самым главным, но для руководства всей экономикой и социальной сферой вводится должность первого заместителя губернатора (она, кстати, существует и сейчас и занимает ее Владимир Овчинников, бывший функционер средней руки в администрации Валерия Зубова). Естественно, по этому проекту первый заместитель губернатора назначается и снимается губернатором, и Законодательное собрание кандидата на эту должность не утверждает. Кстати, губернатор уже заявил, что у него есть кандидатура на этот пост, это известный в крае человек и очень скоро его имя будет названо.

Таким образом, к весне 1999 г. фактически реанимируется проект, готовившийся депутатом Госдумы, председателем краевого союза товаропроизводителей (это объединение директоров больших заводов края), бывшим председателем крайисполкома и дважды неудачливым кандидатом в губернаторы Валерием Сергиенко, по которому ответственное перед губернатором (но не перед Законодательным собранием) правительство ведет текущими оперативными опросами, а губернатор занимается стратегическими вопросами (то есть собственно, продвигает себя в президенты) и взаимодействием с федеральными властями. Летом 1998 г., когда Сергиенко и его эксперты представили губернатору подготовленный с его согласия проект системы управления краем, губернатор на проект никак не отреагировал и фактически «кинул» обнадеженных директоров, как чуть позже «кинул» надеявшегося править при губернаторе алюминиевого магната Анатолия Быкова.

Что будет с этим проектом — пока сказать трудно. С одной стороны, ситуация во взаимоотношениях с властями складывается для губернатора отчаянно плохо. Даже те документы, которые ему удается подписать на самом верху, лежат без движения на столах чиновников рангом пониже. После того, как с подачи губернатора был арестован за получение взяток и этапирован в Красноярск видный федеральный чиновник, администрации края объявлен бойкот в чиновничьих кругах — у людей из администрации края даже не хотят брать взятки. И для наведения контактов с аппаратом губернатор отчаянно нуждается в поддержке каких-то влиятельных людей в Москве (пусть даже бывших).

Но с другой стороны, до сих пор губернатор был хозяином своему слову: захотел — дал, захотел — взял обратно, и нарушал всякие договоры, как только они становились для него обременительными. И все возможные партнеры это уже знают. Наметившийся компромисс между губернатором и частью местной политической элиты привел к значительным изменениям в персональном составе администрации края. Практически все московские «мальчики», привезенные для управления краем летом 1998 г., потеряли свои посты. На их место пришли местные люди — пока только на второстепенные должности, связанные с руководством социальной политикой, наукой и т.п. Люди это тихие, и никаких неприятностей от них губернатору ожидать не приходится.

К тому же у всех в памяти пример судьбы человека, осмелившегося бросить вызов губернатору. Бунт Анатолия Быкова в конце концов закончился простейшим образом — алюминиевого магната просто выдавили из края, а сейчас пытаются отобрать у него лакомый кусочек — Красноярский алюминиевый завод. Наступление идет по двум направлениям. Во-первых, пытаются оспорить законность процедуры приватизации завода. Во-вторых, пытаются посеять неуверенность у иностранных партнеров КрАЗа. И эти действия администрации, похоже, достигают цели. При недогрузке производственных мощностей российских алюминиевых заводов можно организовывать толлинговые схемы не только с КрАЗом. Есть еще Саянский алюминиевый, есть Новокузнецк, Братск, где пока что собственники сидят прочно и с ними можно заключать соглашения без излишнего риска. Как говорили мне знакомые руководители КрАЗа, на них сейчас сваливается лавина отказов иностранных партнеров от договоров. Это грозит заводу гигантскими убытками.

2.    Взаимодействие администрации края
с депутатами Краевого Законодательного собрания

Выборы в краевое Законодательное собрание прошли в декабре 1997 г. — за полгода до выборов губернатора края, в ситуации, когда у нынешнего губернатора не было каких-либо серьезных рычагов воздействия на избирателей и политическую элиту края. При таких условиях все же удалось провести депутатами краевого Законодательного собрания по партийным спискам четырех представителей движения «Честь и Родина» (всего в краевом Законодательном собрании 42 депутата). Коммунисты и аграрии имеют в Законодательном собрании поддержку примерно 18 депутатов, практически столько же депутатов принадлежало к тогдашней партии власти. Поддержка депутатами от «Чести и Родины» кандидата тогдашней партии власти Александра Усса (бывшего в администрации В.Зубова заместителем губернатора и (до 1995 г.) членом Совета Федерации от Эвенкии) позволила тому стать Председателем краевого Законодательного собрания.

За первые полгода правления Александра Лебедя он сумел поссориться с «ветеранами» «Чести и Родины» и трое из четырех избранных по спискам «ЧиР» депутатов во главе с бывшим заместителем председателя всероссийского движения «Честь и Родина» и руководителем Красноярской краевой организации «ЧиР» Виктором Зубаревым вышли из «Чести и Родины».

Тем не менее, до каждодневной постоянной конфронтации между исполнительной и законодательной властью дело не дошло. Депутаты не лаяли на губернатора по мелочам. Основная борьба развернулась всего по трем пунктам: принятию закона о краевом правительстве (действительно, зачем скандалить по мелочам, если можно просто взять и отобрать у губернатора власть), принятию закона об отзыве губернатора (действительно, зачем скандалить по мелочам, если можно просто взять и отозвать губернатора) и принятию закона о краевом бюджете (действительно, зачем скандалить по мелочам, если можно просто взять и не давать губернатору денег).

Перепитии, связанные с принятием закона о краевом правительстве, описаны выше. Закон об отзыве губернатора был принят Законодательным собранием, подписан губернатором и вступил в силу еще в прошлом году. Однако в нем имелись существенные ошибки, которые фактически позволяли инициативной группе манипулировать процедурой отзыва. После экспертного заключения, выполненного автором этого обзора, местная элита сильно взволновалась и на майской сессии Законодательного собрания приняла поправки к закону об отзыве, сделавшие процедуру отзыва более исполнимой. Депутаты-коммунисты голосовали за поправки вместе с центристами, несмотря на наметившийся альянс с губернатором. Такое поведение этих депутатов представляется совершенно естественным политически. Ведя переговоры с губернатором, невредно иметь под рукой дубину Закона об отзыве, которой в случае чего можно и погрозить, и даже ударить. Поправки к закону губернатор не подписал, и теперь, по всей видимости, депутатам для введения поправок в действие придется преодолевать вето губернатора. Если судить по числу депутатов, голосовавших за поправки, преодолеть вето ничего не стоит, но точно так же почти единодушно депутаты голосовали за принятие закона о краевом правительстве...

Что касается бюджета, то, по всей видимости, в первой половине года он принят не будет по простой причине — отправленный депутатами на доработку в администрацию края, он до сих пор не поступил вновь на рассмотрение депутатов Законодательного собрания. Так что в настоящее время край живет без бюджета. Согласно краевому законодательству, администрация края продолжает финансировать расходные статьи, исходя из среднемесячных показателей расходов последнего квартала прошлого года.