|
Новое на сайте |
Яков РОВЕНСКИЙ
Свердловская область
в марте-апреле 1999 года
Социально-экономическая ситуация. Некоторое уменьшение темпов спада физического объема промышленного производства. Замедление уровня инфляции. Сокращение реального объема прибыли в народнохозяйственном комплексе области при росте этого показателя на ряде предприятий. Увеличение доли «живых денег» в общем объеме поступлений в бюджет области, сокращение недоимок. Сохранение значительного объема задолженности по заработной плате при некотором его уменьшении. Продолжающееся снижение уровня безработицы. Относительное улучшение ситуации с выплатой пенсий и государственных пособий на детей.
Политика. Областной Форум сторонников «ЯБЛОКА». Отчетно-выборная конференция НДР, «Отечества». 14-й съезд «Преображения Урала».
Ведущие кандидаты на пост губернатора Свердловской области: ресурсы, стратегии, технологии. Э.Россель, А.Чернецкий, В.Жириновский, А.Козицын.
Анализ социально-экономического положения в Свердловской области в первом квартале 1999 года показывает, что хозяйственный комплекс области до сих пор не оправился от последствий финансового кризиса августа 1998 г., хотя в первые месяцы текущего года обозначились определенные признаки стабилизации.
Этот показатель в январе 1999 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил в 96,6%, в январе-феврале — 97%, а в январе-марте — 98,6%. С превышением уровня аналогичного периода прошлого года сработали:
— топливная промышленность, где индекс физического объема производства составил 101%;
— цветная металлургия — 102,3%;
— пищевая промышленность — 101,6%.
При этом в марте по сравнению с февралем деловая активность в промышленном комплексе области значительно возросла. Индекс физического объема в целом по промышленности в марте т.г. по отношению к февралю составил 106,4%, практически все отрасли промышленности сработали с превышением объемов производства промышленной продукции февраля т.г. Значительно улучшили показатели производства промышленной продукции в марте по отношению к февралю следующие отрасли:
— химическая и нефтехимическая промышленность (рост реального объема производства на 21,2%);
— лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность — на 21,9%;
— машиностроение и металлообработка — на 19,3%;
— пищевая промышленность — 13%.
При этом, что особенно важно, начала наращивать объемы одна из важнейших базовых отраслей экономики области — черная металлургия. Индекс физического объема в этой отрасли в марте текущего года по сравнению с февралем составил 108,1%.
Если говорить об отдельных видах промышленной продукции, то в первом квартале 1999 г. наибольший прирост по сравнению с таким же периодом прошлого года наблюдался в производстве:
— чугуна — на 18%;
— стали — на 4,3%;
— рафинированной меди — на 32,8%;
— бронзового проката — на 15,4%;
— грузовых
вагонов — в 2,2 раза;
— грузовых
автомобилей — на 30,3%;
— электрических
машин постоянного тока — на 41,4%;
— силовых
трансформаторов — на 17%;
— буровых
установок — на 50%;
— автомобильных
шин и мотопокрышек — на 3,6%;
— древесноволокнистых
плит — на 22,3%;
— бумаги — на 63,5%.
Индекс цен производителей на промышленную продукцию составил в январе т.г. — 110,7%; феврале — 104,1%; марте — 103,3%; индекс потребительских цен, соответственно 112,06%; 104% и 101,4%. При этом следует отметить, что в марте т.г. уровень инфляции в области ниже среднероссийского показателя, поскольку сводный индекс потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации в марте по отношению к февралю 1999 года составил 102,8%.
Правительство области пытается предпринимать меры по сдерживанию цен за счет совершенствования областной нормативно-методической базы ценообразования. В течение I квартала 1999 г. правительством области приняты постановления от 14.01.99г. №34-п, от 05.02.99г. №125-п, от 18.02.99г. №200-п, от 22.02.99г. №214-п о тарифах на электрическую энергию, газ, услуги водоснабжения и канализации, отдельные виды услуг местной телефонной связи, от 01.03.99г. №250-п «О внесении изменений в постановление правительства Свердловской области от 31.12.98г. №1357-п «О временных предельных ставках платы за жилищно-коммунальные услуги для студентов, проживающих в общежитиях Свердловской области».
Комитетом ценовой политики Свердловской области в I квартале 1999 г. рассмотрены расчетные материалы 40 организаций для установления цен и тарифов, регулируемых правительством области, из них — 22 организации, оказывающих услуги водоснабжения и канализации, 9 энергосберегающих организаций и 9 предприятий пищевой промышленности. Для 32 из них проектируемые тарифы снижены, в результате экономический эффект потребителей составил 17,8 млн. рублей. Проведены проверки соблюдения государственной дисциплины цен в 96 организациях. Нарушения установлены в 60 организациях, с которых изъято в доход бюджета 236,3 тыс. рублей.
За январь-февраль 1999 года общий объем прибыли к уровню прошлого года возрос на 48,1%, что означает ее сокращение в реальном выражении. В то же время в первые месяцы текущего года наибольшими темпами растет прибыль в промышленности, только за февраль она увеличилась в 1,4 раза по сравнению с предыдущим месяцем. Снизилось (на 41 единицу) число убыточных предприятий, хотя их количество остается значительным и на 1 марта 1999 г. составило 999 единиц.
Значительного роста прибыли в январе- феврале 1999 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года добились:
ГПО «Уралвагонзавод» — в 32 раза;
ОАО
«Богословский алюминиевый завод» — в 7,4 раза;
ОАО
«Турбомоторный завод» — в 7 раз;
ОАО
«Лобва» — в 6,3 раза;
ОАО
«Екатеринбургский мукомольный завод» — в 5,3 раза;
ГО
«Уралтрансмаш» — в 3,6 раза;
ОАО
«Уралэлектротяжмаш» — в 3,5 раза;
ЗАО
«Фанком» — в 3,3 раза и ряд других предприятий.
В первом квартале на взаимозачеты и другие безденежные поступления в консолидированный бюджет области пришлось лишь 25,6% против 63,1% в 1998 году, а в собственно областной бюджет и того меньше — 15,7% против 71,6%.
В марте т.г. на 232,1 млн. рублей уменьшилась задолженность по налоговым поступлениям в части недоимок и отсроченных платежей в бюджеты всех уровней, хотя объем задолженности по-прежнему остается значительным и по состоянию на 01.04.99г. составляет 9531,5 млн. рублей, из нее задолженность в бюджет области — 2054,7 млн. рублей.
Просроченная задолженность по выплате средств на заработную плату в отраслях материального производства за март снизилась на 139,7 млн. рублей или на 5,3%; в целом за I квартал 1999 г. — на 356,9 млн. руб. или на 12,5%. По состоянию на 1 апреля объем задолженности здесь составил 2498,6 млн. рублей. Наибольшее сокращение задолженности по выплате заработной платы — на 29,5% — имело место на транспорте.
В бюджетной сфере наблюдается сокращение накопленной задолженности за 1998 год, которая за I квартал текущего года снизилась на 225 млн. рублей, или на 42%. В целом по состоянию на 15 апреля 1999 г. долг по заработной плате работникам бюджетной сферы из консолидированного бюджета области составил в сумме около 408 млн. рублей (без начислений на заработную плату). В целом за первый квартал по муниципальным образованиям задолженность по заработной плате за 1998 год погашена в объеме 134,5 млн. рублей, в том числе за март — 38,5 млн. рублей.
Полностью погасили имевшуюся задолженность 9 муниципальных образований. Пятнадцать муниципальных образований погасили имевшуюся задолженность в размере от 50 до 85%, в то же время погашение задолженности с уровнем ниже областного отмечается в гг. Нижний Тагил, Невьянск, Ивдель, Богданович, Кушва, Полевской, Реж и ещё в 15 муниципальных образованиях. Из 68 МО не имеют задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы, включая февраль 1999г., 10 МО, включая январь 1999 г. — 15 МО и 6 МО не имеют задолженности только по 1998 году.
Начатая в декабре 1998 года работа по погашению задолженности по зарплате работникам учреждений, финансируемых из областного бюджета, продолжается. Выполняется утвержденный график погашения задолженности. С декабря 1998 года по март текущего года включительно следовало погасить задолженность по оплате труда в сумме 108,5 млн. рублей, фактически направлено 151,7 млн. рублей, то есть за прошедший квартал частично начато погашение сумм, запланированных на апрель и последующие месяцы. Одновременно в полном объеме выплачивается текущая заработная плата и производятся платежи по начислениям с выплачиваемой зарплаты работникам областных учреждений.
Под постоянным контролем находится выполнение постановления правительства области от 18.12.98г. №1287-п « О погашении задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы» находится под постоянным контролем правительства области, его выполнение заслушивалось в январе на заседании президиума правительства области и в марте на заседании правительства области, принято постановление от 17.03.99г. №334-п «О ходе выполнения постановления правительства области от 18.12.98г. №1287-п». В соответствии с ним в Минфине Свердловской области проводится работа по заключению соглашений с главами муниципальных образований об оздоровлении местных финансов и условиях оказания финансовой помощи бюджетам муниципальных образований за счет средств областного бюджета. Соглашения подписаны с 55 МО из 68 МО, в стадии согласования находится 11 соглашений.
По состоянию на 1 апреля 1999 г. уровень официально регистрируемой безработицы составил 2,3%. При этом за I квартал численность безработных сократилась на 7273 человека.
Задолженность областного бюджета по выплатам государственных пособий гражданам, имеющим детей, за 1998 год по состоянию на 08.04.99г. выразилась в сумме 83,2 млн. рублей; за 1996-1997гг. — 90,5 млн. рублей.
Задолженность по выплате пенсий на 08.04.99г. составила 677,5 млн. рублей (в том числе за февраль — 164,4 млн. руб., март — 513,1 млн. руб.). За январь пенсии выплачены полностью. По состоянию на 8 апреля 1999г. выплата пенсий за февраль в целом по области профинансирована на 70%, в том числе на 100% — в городах Екатеринбург, Краснотурьинск, Новоуральск и на 71% — во втором по величине городе области — Нижнем Тагиле.
Апрель был отмечен высоким уровнем активности политических партий и движений, особенно в плане проведения различных партийных форумов. По крайней мере четыре из них стали политическими событиями областного масштаба.
Проведение этого мероприятия в Екатеринбурге 2 апреля т.г. свидетельствует о том, что интерес к Свердловской области в руководстве «ЯБЛОКА» за последнее время заметно усилился, о чем свидетельствует и прибытие на Форум лично Г. Явлинского. Связано это прежде всего с предстоящими думскими и президентскими выборы, на которых «ЯБЛОКО» рассчитывает добиться гораздо лучших результатов, чем в 1993-1996 гг.
Электоральный потенциал движения Явлинского в Свердловской области довольно высок, однако на всех выборах, начиная с 1993 г., он использовался далеко не в полной мере. Положение усугублялось еще и бесконечными скандалами в местной организации, из-за чего Центральный Совет «ЯБЛОКА» в конце концов был вынужден снять ее с регистрации. С воссозданием своего отделения в Свердловской области движение Явлинского не слишком торопится, однако в принципиальном плане подобное решение, судя по всему, принято. Пока же в области существует лишь признанная Центром группа сторонников «ЯБЛОКА», возникшая вокруг бывшего вице-премьера областного правительства А.Гайды.
Ход этого мероприятия был в целом спокойным и предсказуемым, и внимание привлекли лишь два обстоятельства. Во-первых, на конференцию прибыл лично В. Черномырдин, самим этим фактом еще раз подчеркнувший, что свердловское отделение НДР оказалось одной из немногих крепких и дееспособных региональных организаций на фоне тотального кризиса этого движения. Во-вторых, ход конференции и выступление на ней лидера местной организации НДР В. Язева вновь подтвердили обозначившийся в последние месяцы ее крен в сторону союза с областными властями. Все это дало основание ряду аналитиков высказать предположение о возможной поддержке со стороны НДР кандидатуры Э. Росселя на предстоящих губернаторских выборах.
Это
мероприятие знаменовало собою завершение длившейся с ноября 1998 г. борьбы за
лидерство в местном «Отечестве», хотя фактически исход этой борьбы был
предрешен накануне конференции, когда политсовет «Отечества» в Москве
высказался в пользу А.Чернецкого как лидера свердловской региональной
организации движения. Это событие, как и уход с конференции группы оппонентов
Чернецкого, вызвало немало комментариев, поскольку поддержка Лужкова в условиях
Свердловской области может иметь неоднозначные для мэра Екатеринбурга
последствия, открывая, в частности, для оппонентов последнего возможность разыграть
«антимосковскую» карту. По-видимому, А.Чернецкий вполне осознает такого рода
риск, но в то же время он понимает и то, что победа на губернаторских выборах
для него остается довольно проблематичной. Следовательно, возникает
необходимость создания каких-то «запасных аэродромов», тем более что Чернецкий
недавно сделал довольно обязывающее заявление об отказе повторно
баллотироваться на пост мэра в случае поражения на выборах губернатора. Одним
из таких «запасных аэродромов», по-видимому, и является лидерство в
«Отечестве». Оно, например, открывает для Чернецкого возможность карьеры в
Государственной Думе в качестве члена фракции «Отечества» (победа А. Чернецкого
на выборах в Государственную Думу по одному из екатеринбургских округов особых
сомнений не вызывает).
По своей стилистике и содержанию съезд существенно отличался как от всех предшествующих форумов «Преображения Урала» (особенно проводившихся в 1997 — 98г.г.), так и от серии партийных съездов и конференций. Во-первых, съезд впервые проводился не Екатеринбурге, а в Нижнем Тагиле, что призвано было подчеркнуть подлинно общеобластной характер движения.
Во-вторых, впервые был дан открытый и беспрецедентно критический анализ ситуации в движении и причин его неудачного выступления на выборах 1998 г.
В-третьих, хотя предвыборной тематике в ходе съезда уделялось заметное внимание, центральное место на нем заняли принципиальные вопросы стратегического характера. В силу этого выступления на съезде лидера движения Э. Росселя и председателя Совета «Преображения...» В.Голубицкого носили программный характер. Поскольку прежний идеологический багаж движения себя во многом исчерпал, принято решение обновить имидж движения и более четко определить его политическую базу. Отныне «Преображение Урала» будет стремится к тому, чтобы стать «партией думающих людей», ориентируясь преимущественно на гуманитарную и научно-техническую интеллигенцию, а также на элиту рабочего класса, прежде всего на предприятиях ВПК. Основными программными целями «Преображения...» названы сохранение научно-технического потенциала области и развитие сферы образования, с тем, чтобы в будущем лицо Свердловской области определялось не сырьевыми отраслями, а созданием и экспортом высоких технологий.
Наконец, в-четвертых, в повестке дня съезда впервые была предусмотрена работа делегатов в секциях, сформированных по территориальному принципу по управленческим округам. Это позволило более конкретно рассмотреть специфику ситуации на отдельных территориях и полнее учесть мнение делегатов в итоговых документах.
Организационными итогами съезда стали принятие политической резолюции, а также изменений и дополнений в Устав движения с целью приведения этого документа в соответствие с требованиями избирательного законодательства.
Контроль над аппаратом областных органов исполнительной власти и Законодательного собрания;
дружественная
позиция силовых структур областного уровня;
лояльная позиция подавляющего большинства глав муниципальных образований на территории области и возможность использования аппаратов большинства муниципальных образований;
поддержка либо благосклонная на сегодняшний день позиция федерального правительства и президентской администрации;
сохраняющееся на данный момент лидерство как среди потенциально активных избирателей (т.е. изъявляющих уже сейчас твердое намерение участвовать в губернаторских выборов), так и среди электората в целом;
относительно
стабильный характер электората;
наиболее
высокие шансы на избрание (уверенность избирателей в том, что именно данный
кандидат победит на выборах; играет существенную роль для формирования
предпочтений неопределившегося электората, особенно накануне голосования).
Поддержка основных бюджетообразующих предприятий, в первую очередь металлургического комплекса;
дружественное отношение либо прямая поддержка большинства финансово-промышленных групп российского масштаба, имеющих интересы на территории Свердловской области, среди которых особое значение приобретает позиция РАО «Газпром»;
дружественная позиция либо прямая поддержка большинства местных финансово-промышленных групп.
Общественное непартийное объединение «Преображение Урала», по-прежнему располагающее разветвленных сетью местных отделений и сравнительно многочисленным активом;
развернутая в 1998-1999 гг. сеть общественных приемных губернатора, действующих в подавляющем большинстве муниципальных образований;
созданная
в 1998 г. областная общественная организация «Общественная приемная Э.Росселя»;
областные
общественные объединения неполитического характера, руководство которых ориентировано
на поддержку действующего губернатора.
Максимальный уровень узнаваемости (порядка 90%), намного превосходящий аналогичный показатель у всех областных политиков и сравнимый среди других потенциальных кандидатов только с В. Жириновским;
образ
политика федерального масштаба, с которым всерьез считаются в Москве;
наличие
харизматических черт в имидже;
хорошие
коммуникативные качества, позволяющие легко находить контакт практически с
любой аудиторией и убеждать ее в своей правоте.
Лояльная на сегодняшний день позиция СГТРК;
поддержка
со стороны занимающего третью рейтинговую позицию среди екатеринбургских
телекомпаний «10 канала», в том числе популярной программы новостей «Девять с
половиной»;
контроль
над «Областной газетой» и «Областным ТВ»;
дружественная позиция ряда районных и городских газет, выпускаемых в тех МО, где главы являются последовательными сторонниками действующего губернатора либо такую позицию занимают сами главные редакторы газет;
начавшийся
выпуск газеты «Преображение Урала».
Сохраняющаяся
аморфность и рыхлость структур «Преображения Урала» как основной общественной
силы, поддерживающей действующего губернатора, отсутствие четкой концепции
участия этой организации в избирательной кампании Э. Росселя;
определенный
параллелизм в деятельности на местах политических структур, ориентированных на
поддержку Росселя, в особенности общественных приемных губернатора и
территориальных отделений областной общественной организации «Общественная
приемная Э. Росселя»;
слабая
организация работы в Екатеринбурге, где позиция кандидата по-прежнему является
преимущественно оборонительной.
Основной электоральной базой Э. Росселя являются:
1) Малые и средние благополучные города (Краснотурьинск, Верхняя Пышма, Новоуральск, Заречный);
2) Благополучные «стотысячники» (Каменск-Уральский);
3)
Прочие «стотысячники», а также другие малые и средние города горнопромышленной
полосы (в меньшей степени).
«Россель против кризиса». Все кандидаты борются друг другом, и лишь Россель борется против кризиса. Только при Росселе область сможет выжить.
Создание условий для завоевания относительного большинства в первом туре и выхода во второй тур с достаточным запасом голосов (порядка 7-10%).
Удержание «своего электората», недопущение его дробления, чего может быть достаточно для выхода во второй тура в качестве лидера по числу голосов;
внедрение в сознание избирателей представления о том, что Россель является фаворитом предвыборной гонки, которому нет равных соперников;
недопущение поляризации электоральных предпочтений в области по линии «Россель — Чернецкий» (в Екатеринбурге подобная поляризация, к сожалению, уже стала свершившимся фактом);
реализация пошагового плана-графика создания информационных поводов, разработанного в соответствии с концепцией избирательной кампании;
резкая активизация работы в г. Екатеринбурге;
четкое определение роли и места таких общественно-политических структур, как «Преображение Урала» и «Общественная приемная Э. Росселя» в избирательной кампании;
содействие выдвижению ряда кандидатов, чьи усилия будут сосредоточены преимущественно в г. Екатеринбурге, для дробления электоральной базы А. Чернецкого;
содействие выдвижению 1-2 союзных кандидатов для привлечения голосов «протестного» и неопределившегося электората по области, который впоследствии призовет своих сторонников голосовать за Э. Росселя во втором туре;
активизация работы с местными элитами в муниципальных образованиях, включая не только глав, но также их заместителей, руководителей структурных подразделений администраций МО, лидеров общественного мнения.
Аппарат городской и районных администраций г. Екатеринбурга;
аппарат
администраций тех МО, главы которых являются сторонниками НД-НГ (Серов,
Полевской, Тавда);
неявные
сторонники НД-НГ в администрациях муниципальных образований;
неявные сторонники НД-НГ в федеральных и областных органах государственной власти;
лидерство как среди активного электората, так и среди избирателей г. Екатеринбурга в целом;
достаточно
высокая узнаваемость в малых городах, входящих в зону приема екатеринбургских
электронных СМИ, а также в городах — стотысячниках.
Поддержка значительной части предпринимательской элиты Екатеринбурга, особенно в таких сферах, как оптовая и розничная торговля, торговля недвижимостью, ремонтный и строительный бизнес (следует отметить, что эта поддержка носит во многом вынужденный характер, и потому на позицию некоторых сторонников Чернецкого из числа бизнес-элиты Екатеринбурга в принципе можно влиять);
поддержка, в основном неявная, части местных элит и лидеров общественного мнения в муниципальных образованиях);
симпатии
некоторых чиновников администрации Президента РФ;
поддержка
Политического Совета общероссийского движения «Отечество»;
поддержка ориентированной на А.Чернецкого части предпринимательской элиты Екатеринбурга;
возможное использование по тем или иным схемам средств Екатеринбургского муниципального банка.
Движение «Наш дом — наш город», представляющее собой на сегодняшний день не столько общественную организацию, сколько функционирующую на полупрофессиональной и профессиональной основе часть действующей избирательной машины А. Чернецкого (ныне местные отделения этого движения функционируют в 65 муниципальных образованиях, а в 25 МО работают общественные приемные НД-НГ);
ветеранские
организации в г. Екатеринбурге (городской Совет ветеранов войны, труда,
Вооруженных Сил и правоохранительных органов), а также в некоторых городах
области (например, союз «Тыл — фронту» в г. Каменске-Уральском);
еще
ряд общественных организаций неполитического характера, поддерживающие либо
склоняющиеся к поддержке НД-НГ (Областное отделение Союза пенсионеров России,
СОО РСВА и др.);
некоторые
маловлиятельные партии федерального масштаба (преимущественно либеральной
ориентации), а также отдельные группы, претендующие на представительство
федеральных партий (например, группы Яшкова — Сазонова и Василюка — Зырянова в
областном «ЯБЛОКЕ»).
Сложившийся в массовом сознании образ Чернецкого как крепкого хозяйственника, чья деятельность принесла конкретные, видимые результаты (в имидже Росселя этот мотив представлен слабее);
хорошие ораторские качества, телегеничность (в определенных ракурсах).
Т.н. информационный холдинг Чернецкого, включающий газеты «Уральский рабочий», «Вечерний Екатеринбург» и радиостанцию «Студия — город»;
газеты
«Наш дом — наш город» и «Главный проспект», широко распространяемые по области;
информационно-рекламная
«Наша газета» тиражом более 300 тыс. экземпляров, бесплатно
распространяемая по области;
телекомпании
«Студия 41» и «РТК-29», вещающие на в г. Екатеринбурге в дециметровом
диапазоне;
в
определенной мере — наиболее мощный в области информационный холдинг И. Мишина,
включающий телекомпании «4 канал» и «51 канал», а также газету «Подробности» и
две FM-радиостанции
(хотя И. Мишин в настоящее время склоняется в пользу Чернецкого, его позиция
может измениться под воздействием различных обстоятельств).
Недостаточно высокий уровень узнаваемости на севере области и в ее аграрных районах;
сравнительно низкие шансы на избрание;
неравномерное распределение электоральной базы;
повышенная реактивность и эмоциональность, облегчающие провоцирование А. Чернецкого со стороны оппонентов;
недостаточные коммуникативные качества, не позволяющие осуществлять продолжительное общение с аудиторией в режиме диалога;
возможное появление серьезного конкурента в борьбе за протестный электорат — В. Жириновского;
чрезмерная дороговизна созданной А. Чернецким избирательной машины (согласно ряду сведений, на нее тратится до 500 тысяч долларов);
фактическое отсутствие на сегодняшний день поддержки со стороны областных и российских финансово-промышленных групп;
отсутствие поддержки со стороны весомых политических фигур в Москве (именно этим объясняются активные попытки А. Чернецкого взять под контроль областную организацию движения «Отечество» в расчете на покровительство Ю. Лужкова).
Основной
электоральной базой А. Чернецкого по-прежнему остается Екатеринбург, где локализовано
большинство его твердых сторонников. В определенной мере влияние Чернецкого
распространяется на города екатеринбургской агломерации.
Внедрение в массовое сознание представления о тотальной несостоятельности действующей областной власти.
Обеспечение гарантированного выхода во второй тур, как максимум — завоевание относительного большинства голосов.
Привлечение на свою сторону по возможности большего количества протестно настроенных и неопределившихся избирателей за пределами Екатеринбурга;
внедрение в сознание избирателей представления о себе как о единственном реальном сопернике Росселя, превосходящем последнего по всем параметрам;
расширение базы поддержки среди промышленников;
усиление влияния на местные административные элиты в муниципальных образованиях, привлечение на свою сторону управленцев второго и третьего звена;
активизация работы с целью выявления привлечения на свою сторону лидеров общественного мнения на местах;
воспрепятствование всеми возможными способами выдвижению кандидатов, способных дробить электорат А. Чернецкого в Екатеринбурге и в особенности — привлекать на свою сторону протестно настроенных и неопределившихся избирателей области;
продолжение серии информационных поводов, способствующих установлению повестки дня «несостоятельность власти».
До появления В. Жириновского в качестве возможного участника губернаторской кампании шансы А.Чернецкого на выход во второй тур выборов представлялись достаточно высокими. Однако в случае включения лидера ЛДПР в предвыборную гонку ситуация для мэра Екатеринбурга может весьма существенно измениться, поскольку ему придется соперничать с В.Жириновским в борьбе за протестный электорат. Учитывая имиджевые характеристики и уровень известности лидера ЛДПР, шансы А.Чернецкого на победу в этой борьбе представляются довольно проблематичными. Соответственно, мэр Екатеринбурга может в этом случае оказаться перед угрозой не попасть во второй тур голосования (судя по данным опросов общественного мнения, проводившихся в марте т.г., по числу сторонников Жириновский и Чернецкий идут практически вплотную).
Радикально
протестный и неопределившийся электорат (на сегодня — до 40% от общего числа избирателей),
главным образом за пределами Екатеринбурга.
Возможная
поддержка некоторых местных ФПГ, в первую очередь с криминальной генеалогией (в
том числе уралмашевского сообщества).
Собственные средства В. Жириновского и ЛДПР.
Местная организация ЛДПР и федеральные структуры партии;
привлечение волонтеров на платной основе.
Практически стопроцентная узнаваемость;
имидж
политика федерального масштаба;
отличные
коммуникативные качества и высокое мастерство демагога;
усилия
по корректировке имиджа в сторону солидности и респектабельности, которые
способны привлечь на сторону Жириновского избирателей, никогда ранее за него не
голосовавших.
Создание в случае своего участия в борьбе за пост губернатора Свердловской области информационного повода российского масштаба, что обеспечит привлечение стабильного внимания федеральных СМИ к персоне Жириновского и его избирательной кампании;
распространение
на территории области специальных выпусков газеты «Либерал — демократ» и другой
партийной прессы ЛДПР;
покупка
рекламного времени в местных электронных и печатных СМИ, а также заключение с
ними договоров на промоушн персоны лидера ЛДПР (в таком режиме уже работает
телекомпания АТН).
Имидж «чужака», который будет интенсивно эксплуатироваться всеми оппонентами Жириновского;
противоречие
между шутовскими элементами в имидже, без которых невозможно удержание
стабильного электората Жириновского, и необходимости корректировки своего
образа в сознании избирателей в сторону большей солидности и респектабельности,
без чего невозможно расширение электоральной базы лидера ЛДПР;
враждебное
или настороженное отношение со стороны большей части областных и федеральных
элит;
отсутствие
на сегодняшний день необходимых для ведения избирательной кампании
организационных структур.
Основной электоральной базой В. Жириновского являются относительно неблагополучные города-стотысячники (Нижний Тагил, Первоуральск, Серов), а также депрессивные малые и средние индустриальные города. Возможен успех лидера ЛДПР при его личных поездках в глухие сельские районы за счет эффекта «московской знаменитости».
«Вся
местная элита коррумпированная и гнилая, Россель и Чернецкий — два сапога —
пара. Я — единственный человек, который сможет навести в области порядок».
Запугивание местной элиты фактом своего участия в выборах и победы на них, привлечение внимание СМИ к тому эффекту, который якобы произвело в области само намерение Жириновского участвовать в выборах.
Освоение информационного пространства, расширение прямой и косвенной рекламы;
формирование организационной инфраструктуры избирательной кампании на тот случай, если Жириновский примет решение участвовать в губернаторских выборах;
установление контактов и налаживание диалога с местными элитами;
зондаж возможностей получения в той или иной форме «отступного» за отказ лидера ЛДПР от участия в борьбе за пост губернатора Свердловской области.
Хотя полной ясности относительно того, в каком именно регионе Жириновский будет баллотироваться на пост губернатора и произойдет ли это вообще, возможность его участия в губернаторских выборах в Свердловской области на сегодняшний день не исключена. После заметного спада активности Жириновского и ЛДПР на Среднем Урале, имевшего место в последние недели, этот политик вновь обозначился в информационном пространстве области. 19 апреля, используя свое право на телевизионное время как депутат Государственной Думы, он выступил по СГТРК с беспрецедентно резкими нападками на действующего губернатора. Это может свидетельствовать о том, что: а) Жириновский по-прежнему рассматривает возможность участия в выборах губернатора Свердловской области; б) этот политик, очевидно, стремится получить «отступного» за неучастие в выборах; в) выбор Росселя в качестве основного объекта нападок, продиктован, в числе прочего, тем, что губернатор обладает наибольшим среди местных политиков уровнем узнаваемости олицетворяет власть, в силу чего его критика может в наибольшей степени способствовать раскрутке самого Жириновского как претендента на губернаторский пост.
Возможная поддержка глав тех МО, где расположены контролируемые группой А.Козицына предприятия (Верхняя Пышма, Невьянск, Реж, Качканар, Красноуральск, менее вероятно — Ревда);
Неопределившийся
и протестный электорат.
Благожелательное желательное отношение к кандидатуре Козицына российских и транснациональных ФПГ, чьи интересы лежат в сфере цветной и черной металлургии на территории Свердловской области (TWG, «Трастконсалт групп», «Ренова»);
собственные средства;
возможное финансовое участие упомянутых выше ФПГ;
Недавно
созданная общественная организация «Урал — ХХI век».
Местные газеты муниципальных образований, где расположены предприятия Козицына, а также многотиражные газеты и другие СМИ этих предприятий;
возможное создание собственной массовой газеты
возможно
создание собственной газеты.
Низкий уровень узнаваемости;
отсутствие
на данный момент подконтрольных ему общеобластных СМИ;
отсутствие
на сегодняшний день организационной инфраструктуры избирательной кампании.
Ввиду
низкого уровня узнаваемости кандидата пока не определилась.
Формирование
образа местной «третьей силы».
Занятие
политической ниши «третьей силы».
Повышение уровня узнаваемости;
имиджевое дистанцирование от других кандидатов, претендующих на занятие политической ниши «третьей силы»;
формирование организационной инфраструктуры избирательной кампании;
формирование информационной инфраструктуры избирательной кампании, включая, по-видимому, собственные СМИ.
Окончательного
решения относительно участия в губернаторских выборах А. Козицын, судя по
всему, еще не принял. Не исключено, что он откажется от этого политического
проекта и сосредоточит усилия на подготовке к декабрьским выборам в
Государственную Думу. В случае, если А. Козицын все же включится в борьбу за
губернаторское кресло, его политическое позиционирование в рамках
противоборства «Россель — Чернецкий» сведется, по-видимому, к партнерству с
действующим губернатором, что включает мобилизацию части голосов протестно
настроенных и неопределившихся избирателей в первом туре выборов и поддержку
кандидатуры Росселя во втором туре.
Кроме вышеперечисленных кандидатов, возможными участниками губернаторских выборов выступают:
Валерий Георгиевич Трушников — вице-председатель Областной Думы Законодательного собрания области и лидер движения «Горнозаводской Урал»;
Александр Леонидович Бурков — депутат Палаты Представителей Законодательного собрания области и лидер общественных организаций «МАЙ» и «Промышленный парламент»;
Игорь Иванович Ковпак — владелец сети супермаркетов «Кировский», депутат Палаты Представителей Законодательного собрания области;
Виктор Васильевич Якимов — глава третьего по величине в Свердловской области города Каменска-Уральского и депутат Палаты Представителей Законодательного собрания области;
Галина Николаевна Карелова — первый заместитель министра социальной защиты РФ;
представители КПРФ и народно-патриотических сил — Николай Иванович Рыжков либо Владимир Дмитриевич Кадочников (первый секретарь Свердловского обкома КПРФ)
Все указанные кандидаты относятся ко второму и третьему эшелону претендентов и на сегодняшний день не имеют реальных шансов на выход во второй тур. Их окончательные намерения и база поддержки пока не вполне определились, хотя отдельные из этих кандидатов (Н. Рыжков, в определенной мере — А. Бурков и В. Якимов) способны повлиять на исход предвыборной борьбы. Наиболее стабильным электоральным ресурсом из числа упомянутых претендентов обладает кандидат от КПРФ и НПСР, который может рассчитывать примерно на 10% (плюс-минус 2%) голосов.
© Международный институт гуманитарно-политических исследований