Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Свердловская область

Яков РОВЕНСКИЙ

Свердловская область

в марте-апреле 1999 года

Социально-экономическая ситуация. Некоторое уменьшение темпов спада физического объема промышленного производства. Замедление уровня инфляции. Сокращение реального объема прибыли в народнохозяйственном комплексе области при росте этого показателя на ряде предприятий. Увеличение доли «живых денег» в общем объеме поступлений в бюджет области, сокращение недоимок. Сохранение значительного объема задолженности по заработной плате при некотором его уменьшении. Продолжающееся снижение уровня безработицы. Относительное улучшение ситуации с выплатой пенсий и государственных пособий на детей.

Политика. Областной Форум сторонников «ЯБЛОКА». Отчетно-выборная конференция НДР, «Отечества». 14-й съезд «Преображения Урала».

Ведущие кандидаты на пост губернатора Свердловской области: ресурсы, стратегии, технологии. Э.Россель, А.Чернецкий, В.Жириновский, А.Козицын.

1.    ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 1999 ГОДА

Анализ социально-экономического положения в Свердловской области в первом квартале 1999 года показывает, что хозяйственный комплекс области до сих пор не оправился от последствий финансового кризиса августа 1998 г., хотя в первые месяцы текущего года обозначились определенные признаки стабилизации.

1.1.       Продолжение спада физического объема промышленного производства
при некотором уменьшении его темпов

Этот показатель в январе 1999 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил в 96,6%, в январе-феврале — 97%, а в январе-марте — 98,6%. С превышением уровня аналогичного периода прошлого года сработали:

— топливная промышленность, где индекс физического объема производства составил 101%;

— цветная металлургия — 102,3%;

— пищевая промышленность — 101,6%.

При этом в марте по сравнению с февралем деловая активность в промышленном комплексе области значительно возросла. Индекс физического объема в целом по промышленности в марте т.г. по отношению к февралю составил 106,4%, практически все отрасли промышленности сработали с превышением объемов производства промышленной продукции февраля т.г. Значительно улучшили показатели производства промышленной продукции в марте по отношению к февралю следующие отрасли:

— химическая и нефтехимическая промышленность (рост реального объема производства на 21,2%);

— лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность — на 21,9%;

— машиностроение и металлообработка — на 19,3%;

— пищевая промышленность — 13%.

При этом, что особенно важно, начала наращивать объемы одна из важнейших базовых отраслей экономики области — черная металлургия. Индекс физического объема в этой отрасли в марте текущего года по сравнению с февралем составил 108,1%.

Если говорить об отдельных видах промышленной продукции, то в первом квартале 1999 г. наибольший прирост по сравнению с таким же периодом прошлого года наблюдался в производстве:

— чугуна — на 18%;

— стали — на 4,3%;

— рафинированной меди — на 32,8%;

— бронзового проката — на 15,4%;

— грузовых вагонов — в 2,2 раза;

— грузовых автомобилей — на 30,3%;

— электрических машин постоянного тока — на 41,4%;

— силовых трансформаторов — на 17%;

— буровых установок — на 50%;

— автомобильных шин и мотопокрышек — на 3,6%;

— древесноволокнистых плит — на 22,3%;

— бумаги — на 63,5%.

 

1.2.       Замедление уровня инфляции

Индекс цен производителей на промышленную продукцию составил в январе т.г. — 110,7%; феврале — 104,1%; марте — 103,3%; индекс потребительских цен, соответственно 112,06%; 104% и 101,4%. При этом следует отметить, что в марте т.г. уровень инфляции в области ниже среднероссийского показателя, поскольку сводный индекс потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации в марте по отношению к февралю 1999 года составил 102,8%.

Правительство области пытается предпринимать меры по сдерживанию цен за счет совершенствования областной нормативно-методической базы ценообразования. В течение I квартала 1999 г. правительством области приняты постановления от 14.01.99г. №34-п, от 05.02.99г. №125-п, от 18.02.99г. №200-п, от 22.02.99г. №214-п о тарифах на электрическую энергию, газ, услуги водоснабжения и канализации, отдельные виды услуг местной телефонной связи, от 01.03.99г. №250-п «О внесении изменений в постановление правительства Свердловской области от 31.12.98г. №1357-п «О временных предельных ставках платы за жилищно-коммунальные услуги для студентов, проживающих в общежитиях Свердловской области».

Комитетом ценовой политики Свердловской области в I квартале 1999 г. рассмотрены расчетные материалы 40 организаций для установления цен и тарифов, регулируемых правительством области, из них — 22 организации, оказывающих услуги водоснабжения и канализации, 9 энергосберегающих организаций и 9 предприятий пищевой промышленности. Для 32 из них проектируемые тарифы снижены, в результате экономический эффект потребителей составил 17,8 млн. рублей. Проведены проверки соблюдения государственной дисциплины цен в 96 организациях. Нарушения установлены в 60 организациях, с которых изъято в доход бюджета 236,3 тыс. рублей.

1.3.       Сокращение реального объема прибыли в народнохозяйственном комплексе области при росте это показателя на ряде предприятий

За январь-февраль 1999 года общий объем прибыли к уровню прошлого года возрос на 48,1%, что означает ее сокращение в реальном выражении. В то же время в первые месяцы текущего года наибольшими темпами растет прибыль в промышленности, только за февраль она увеличилась в 1,4 раза по сравнению с предыдущим месяцем. Снизилось (на 41 единицу) число убыточных предприятий, хотя их количество остается значительным и на 1 марта 1999 г. составило 999 единиц.

Значительного роста прибыли в январе- феврале 1999 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года добились:

ГПО «Уралвагонзавод» — в 32 раза;

ОАО «Богословский алюминиевый завод» — в 7,4 раза;

ОАО «Турбомоторный завод» — в 7 раз;

ОАО «Лобва» — в 6,3 раза;

ОАО «Екатеринбургский мукомольный завод» — в 5,3 раза;

ГО «Уралтрансмаш» — в 3,6 раза;

ОАО «Уралэлектротяжмаш» — в 3,5 раза;

ЗАО «Фанком» — в 3,3 раза и ряд других предприятий.

1.4.       Увеличение доли «живых денег» в общем объеме поступлений в бюджет области, сокращение недоимок

В первом квартале на взаимозачеты и другие безденежные поступления в консолидированный бюджет области пришлось лишь 25,6% против 63,1% в 1998 году, а в собственно областной бюджет и того меньше — 15,7% против 71,6%.

В марте т.г. на 232,1 млн. рублей уменьшилась задолженность по налоговым поступлениям в части недоимок и отсроченных платежей в бюджеты всех уровней, хотя объем задолженности по-прежнему остается значительным и по состоянию на 01.04.99г. составляет 9531,5 млн. рублей, из нее задолженность в бюджет области — 2054,7 млн. рублей.

1.5.       Сохранение значительного объема задолженности по заработной плате
при некотором его уменьшении

Просроченная задолженность по выплате средств на заработную плату в отраслях материального производства за март снизилась на 139,7 млн. рублей или на 5,3%; в целом за I квартал 1999 г. — на 356,9 млн. руб. или на 12,5%. По состоянию на 1 апреля объем задолженности здесь составил 2498,6 млн. рублей. Наибольшее сокращение задолженности по выплате заработной платы — на 29,5% — имело место на транспорте.

В бюджетной сфере наблюдается сокращение накопленной задолженности за 1998 год, которая за I квартал текущего года снизилась на 225 млн. рублей, или на 42%. В целом по состоянию на 15 апреля 1999 г. долг по заработной плате работникам бюджетной сферы из консолидированного бюджета области составил в сумме около 408 млн. рублей (без начислений на заработную плату). В целом за первый квартал по муниципальным образованиям задолженность по заработной плате за 1998 год погашена в объеме 134,5 млн. рублей, в том числе за март — 38,5 млн. рублей.

Полностью погасили имевшуюся задолженность 9 муниципальных образований. Пятнадцать муниципальных образований погасили имевшуюся задолженность в размере от 50 до 85%, в то же время погашение задолженности с уровнем ниже областного отмечается в гг. Нижний Тагил, Невьянск, Ивдель, Богданович, Кушва, Полевской, Реж и ещё в 15 муниципальных образованиях. Из 68 МО не имеют задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы, включая февраль 1999г., 10 МО, включая январь 1999 г. — 15 МО и 6 МО не имеют задолженности только по 1998 году.

Начатая в декабре 1998 года работа по погашению задолженности по зарплате работникам учреждений, финансируемых из областного бюджета, продолжается. Выполняется утвержденный график погашения задолженности. С декабря 1998 года по март текущего года включительно следовало погасить задолженность по оплате труда в сумме 108,5 млн. рублей, фактически направлено 151,7 млн. рублей, то есть за прошедший квартал частично начато погашение сумм, запланированных на апрель и последующие месяцы. Одновременно в полном объеме выплачивается текущая заработная плата и производятся платежи по начислениям с выплачиваемой зарплаты работникам областных учреждений.

Под постоянным контролем находится выполнение постановления правительства области от 18.12.98г. №1287-п « О погашении задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы» находится под постоянным контролем правительства области, его выполнение заслушивалось в январе на заседании президиума правительства области и в марте на заседании правительства области, принято постановление от 17.03.99г. №334-п «О ходе выполнения постановления правительства области от 18.12.98г. №1287-п». В соответствии с ним в Минфине Свердловской области проводится работа по заключению соглашений с главами муниципальных образований об оздоровлении местных финансов и условиях оказания финансовой помощи бюджетам муниципальных образований за счет средств областного бюджета. Соглашения подписаны с 55 МО из 68 МО, в стадии согласования находится 11 соглашений.

1.6.       Продолжающееся снижение уровня безработицы

По состоянию на 1 апреля 1999 г. уровень официально регистрируемой безработицы составил 2,3%. При этом за I квартал численность безработных сократилась на 7273 человека.

1.7.       Определенное улучшение ситуации с выплатой пенсий и государственных пособий на детей

Задолженность областного бюджета по выплатам государственных пособий гражданам, имеющим детей, за 1998 год по состоянию на 08.04.99г. выразилась в сумме 83,2 млн. рублей; за 1996-1997гг. — 90,5 млн. рублей.

Задолженность по выплате пенсий на 08.04.99г. составила 677,5 млн. рублей (в том числе за февраль — 164,4 млн. руб., март — 513,1 млн. руб.). За январь пенсии выплачены полностью. По состоянию на 8 апреля 1999г. выплата пенсий за февраль в целом по области профинансирована на 70%, в том числе на 100% — в городах Екатеринбург, Краснотурьинск, Новоуральск и на 71% — во втором по величине городе области — Нижнем Тагиле.

2.    Деятельность ПАРТИЙ И визиты ПОЛИТИКОВ ОБЩЕРОССИЙСКОГО МАСШТАБА

Апрель был отмечен высоким уровнем активности политических партий и движений, особенно в плане проведения различных партийных форумов. По крайней мере четыре из них стали политическими событиями областного масштаба.

2.1.       Областной Форум сторонников «ЯБЛОКА»

Проведение этого мероприятия в Екатеринбурге 2 апреля т.г. свидетельствует о том, что интерес к Свердловской области в руководстве «ЯБЛОКА» за последнее время заметно усилился, о чем свидетельствует и прибытие на Форум лично Г. Явлинского. Связано это прежде всего с предстоящими думскими и президентскими выборы, на которых «ЯБЛОКО» рассчитывает добиться гораздо лучших результатов, чем в 1993-1996 гг.

Электоральный потенциал движения Явлинского в Свердловской области довольно высок, однако на всех выборах, начиная с 1993 г., он использовался далеко не в полной мере. Положение усугублялось еще и бесконечными скандалами в местной организации, из-за чего Центральный Совет «ЯБЛОКА» в конце концов был вынужден снять ее с регистрации. С воссозданием своего отделения в Свердловской области движение Явлинского не слишком торопится, однако в принципиальном плане подобное решение, судя по всему, принято. Пока же в области существует лишь признанная Центром группа сторонников «ЯБЛОКА», возникшая вокруг бывшего вице-премьера областного правительства А.Гайды.

2.2.       Отчетно-выборная конференция движения «Наш дом — Россия»

Ход этого мероприятия был в целом спокойным и предсказуемым, и внимание привлекли лишь два обстоятельства. Во-первых, на конференцию прибыл лично В. Черномырдин, самим этим фактом еще раз подчеркнувший, что свердловское отделение НДР оказалось одной из немногих крепких и дееспособных региональных организаций на фоне тотального кризиса этого движения. Во-вторых, ход конференции и выступление на ней лидера местной организации НДР В. Язева вновь подтвердили обозначившийся в последние месяцы ее крен в сторону союза с областными властями. Все это дало основание ряду аналитиков высказать предположение о возможной поддержке со стороны НДР кандидатуры Э. Росселя на предстоящих губернаторских выборах.

2.3.       Отчетно-выборная конференция областного отделения движения «Отечество»

Это мероприятие знаменовало собою завершение длившейся с ноября 1998 г. борьбы за лидерство в местном «Отечестве», хотя фактически исход этой борьбы был предрешен накануне конференции, когда политсовет «Отечества» в Москве высказался в пользу А.Чернецкого как лидера свердловской региональной организации движения. Это событие, как и уход с конференции группы оппонентов Чернецкого, вызвало немало комментариев, поскольку поддержка Лужкова в условиях Свердловской области может иметь неоднозначные для мэра Екатеринбурга последствия, открывая, в частности, для оппонентов последнего возможность разыграть «антимосковскую» карту. По-видимому, А.Чернецкий вполне осознает такого рода риск, но в то же время он понимает и то, что победа на губернаторских выборах для него остается довольно проблематичной. Следовательно, возникает необходимость создания каких-то «запасных аэродромов», тем более что Чернецкий недавно сделал довольно обязывающее заявление об отказе повторно баллотироваться на пост мэра в случае поражения на выборах губернатора. Одним из таких «запасных аэродромов», по-видимому, и является лидерство в «Отечестве». Оно, например, открывает для Чернецкого возможность карьеры в Государственной Думе в качестве члена фракции «Отечества» (победа А. Чернецкого на выборах в Государственную Думу по одному из екатеринбургских округов особых сомнений не вызывает).

2.4.       14-й съезд политического общественного движения «Преображение Урала»

По своей стилистике и содержанию съезд существенно отличался как от всех предшествующих форумов «Преображения Урала» (особенно проводившихся в 1997 — 98г.г.), так и от серии партийных съездов и конференций. Во-первых, съезд впервые проводился не Екатеринбурге, а в Нижнем Тагиле, что призвано было подчеркнуть подлинно общеобластной характер движения.

Во-вторых, впервые был дан открытый и беспрецедентно критический анализ ситуации в движении и причин его неудачного выступления на выборах 1998 г.

В-третьих, хотя предвыборной тематике в ходе съезда уделялось заметное внимание, центральное место на нем заняли принципиальные вопросы стратегического характера. В силу этого выступления на съезде лидера движения Э. Росселя и председателя Совета «Преображения...» В.Голубицкого носили программный характер. Поскольку прежний идеологический багаж движения себя во многом исчерпал, принято решение обновить имидж движения и более четко определить его политическую базу. Отныне «Преображение Урала» будет стремится к тому, чтобы стать «партией думающих людей», ориентируясь преимущественно на гуманитарную и научно-техническую интеллигенцию, а также на элиту рабочего класса, прежде всего на предприятиях ВПК. Основными программными целями «Преображения...» названы сохранение научно-технического потенциала области и развитие сферы образования, с тем, чтобы в будущем лицо Свердловской области определялось не сырьевыми отраслями, а созданием и экспортом высоких технологий.

Наконец, в-четвертых, в повестке дня съезда впервые была предусмотрена работа делегатов в секциях, сформированных по территориальному принципу по управленческим округам. Это позволило более конкретно рассмотреть специфику ситуации на отдельных территориях и полнее учесть мнение делегатов в итоговых документах.

Организационными итогами съезда стали принятие политической резолюции, а также изменений и дополнений в Устав движения с целью приведения этого документа в соответствие с требованиями избирательного законодательства.

3.    ВЕДУЩИЕ КАНДИДАТЫ НА ПОСТ губернаторА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: РЕСУРСЫ, СТРАТЕГИИ, ТЕХНОЛОГИИ

3.1.       Эдуард Эргартович Россель — действующий губернатор области, лидер политического общественного движения «Преображение Урала»

3.1.1.      Основные ресурсы кандидата

A.    Административные и политические ресурсы (возможность силового принуждения, властные полномочия в рамках формальных и неформальных институтов, возможности мобилизации массовой поддержки)

Контроль над аппаратом областных органов исполнительной власти и Законодательного собрания;

дружественная позиция силовых структур областного уровня;

лояльная позиция подавляющего большинства глав муниципальных образований на территории области и возможность использования аппаратов большинства муниципальных образований;

поддержка либо благосклонная на сегодняшний день позиция федерального правительства и президентской администрации;

сохраняющееся на данный момент лидерство как среди потенциально активных избирателей (т.е. изъявляющих уже сейчас твердое намерение участвовать в губернаторских выборов), так и среди электората в целом;

относительно стабильный характер электората;

наиболее высокие шансы на избрание (уверенность избирателей в том, что именно данный кандидат победит на выборах; играет существенную роль для формирования предпочтений неопределившегося электората, особенно накануне голосования).

B.    Финансовые ресурсы

Поддержка основных бюджетообразующих предприятий, в первую очередь металлургического комплекса;

дружественное отношение либо прямая поддержка большинства финансово-промышленных групп российского масштаба, имеющих интересы на территории Свердловской области, среди которых особое значение приобретает позиция РАО «Газпром»;

дружественная позиция либо прямая поддержка большинства местных финансово-промышленных групп.

C.    Организационные ресурсы

Общественное непартийное объединение «Преображение Урала», по-прежнему располагающее разветвленных сетью местных отделений и сравнительно многочисленным активом;

развернутая в 1998-1999 гг. сеть общественных приемных губернатора, действующих в подавляющем большинстве муниципальных образований;

созданная в 1998 г. областная общественная организация «Общественная приемная Э.Росселя»;

областные общественные объединения неполитического характера, руководство которых ориентировано на поддержку действующего губернатора.

D.    Репутационные ресурсы

Максимальный уровень узнаваемости (порядка 90%), намного превосходящий аналогичный показатель у всех областных политиков и сравнимый среди других потенциальных кандидатов только с В. Жириновским;

образ политика федерального масштаба, с которым всерьез считаются в Москве;

наличие харизматических черт в имидже;

хорошие коммуникативные качества, позволяющие легко находить контакт практически с любой аудиторией и убеждать ее в своей правоте.

E.    Информационные ресурсы

Лояльная на сегодняшний день позиция СГТРК;

поддержка со стороны занимающего третью рейтинговую позицию среди екатеринбургских телекомпаний «10 канала», в том числе популярной программы новостей «Девять с половиной»;

контроль над «Областной газетой» и «Областным ТВ»;

дружественная позиция ряда районных и городских газет, выпускаемых в тех МО, где главы являются последовательными сторонниками действующего губернатора либо такую позицию занимают сами главные редакторы газет;

начавшийся выпуск газеты «Преображение Урала».

3.1.2.      Проблемы и дефициты кандидата

Сохраняющаяся аморфность и рыхлость структур «Преображения Урала» как основной общественной силы, поддерживающей действующего губернатора, отсутствие четкой концепции участия этой организации в избирательной кампании Э. Росселя;

определенный параллелизм в деятельности на местах политических структур, ориентированных на поддержку Росселя, в особенности общественных приемных губернатора и территориальных отделений областной общественной организации «Общественная приемная Э. Росселя»;

слабая организация работы в Екатеринбурге, где позиция кандидата по-прежнему является преимущественно оборонительной.

3.1.3.      Территориальная структура электората

Основной электоральной базой Э. Росселя являются:

1) Малые и средние благополучные города (Краснотурьинск, Верхняя Пышма, Новоуральск, Заречный);

2) Благополучные «стотысячники» (Каменск-Уральский);

3) Прочие «стотысячники», а также другие малые и средние города горнопромышленной полосы (в меньшей степени).

3.1.4.      Оптимальная повестка дня избирательной кампании кандидата

«Россель против кризиса». Все кандидаты борются друг другом, и лишь Россель борется против кризиса. Только при Росселе область сможет выжить.

3.1.5.      Основная цель избирательной кампании кандидата на нынешнем этапе

Создание условий для завоевания относительного большинства в первом туре и выхода во второй тур с достаточным запасом голосов (порядка 7-10%).

3.1.6.      Основные задачи избирательной кампании кандидата на нынешнем этапе

Удержание «своего электората», недопущение его дробления, чего может быть достаточно для выхода во второй тура в качестве лидера по числу голосов;

внедрение в сознание избирателей представления о том, что Россель является фаворитом предвыборной гонки, которому нет равных соперников;

недопущение поляризации электоральных предпочтений в области по линии «Россель — Чернецкий» (в Екатеринбурге подобная поляризация, к сожалению, уже стала свершившимся фактом);

реализация пошагового плана-графика создания информационных поводов, разработанного в соответствии с концепцией избирательной кампании;

резкая активизация работы в г. Екатеринбурге;

четкое определение роли и места таких общественно-политических структур, как «Преображение Урала» и «Общественная приемная Э. Росселя» в избирательной кампании;

содействие выдвижению ряда кандидатов, чьи усилия будут сосредоточены преимущественно в г. Екатеринбурге, для дробления электоральной базы А. Чернецкого;

содействие выдвижению 1-2 союзных кандидатов для привлечения голосов «протестного» и неопределившегося электората по области, который впоследствии призовет своих сторонников голосовать за Э. Росселя во втором туре;

активизация работы с местными элитами в муниципальных образованиях, включая не только глав, но также их заместителей, руководителей структурных подразделений администраций МО, лидеров общественного мнения.

3.2.       Аркадий Михайлович Чернецкий — глава города Екатеринбург, лидер движения «Наш дом — наш город» и областного отделения движения «Отечество»

3.2.1.      Основные ресурсы кандидата

A.    Административные и политические ресурсы

Аппарат городской и районных администраций г. Екатеринбурга;

аппарат администраций тех МО, главы которых являются сторонниками НД-НГ (Серов, Полевской, Тавда);

неявные сторонники НД-НГ в администрациях муниципальных образований;

неявные сторонники НД-НГ в федеральных и областных органах государственной власти;

лидерство как среди активного электората, так и среди избирателей г. Екатеринбурга в целом;

достаточно высокая узнаваемость в малых городах, входящих в зону приема екатеринбургских электронных СМИ, а также в городах — стотысячниках.

B.    Финансовые ресурсы

Поддержка значительной части предпринимательской элиты Екатеринбурга, особенно в таких сферах, как оптовая и розничная торговля, торговля недвижимостью, ремонтный и строительный бизнес (следует отметить, что эта поддержка носит во многом вынужденный характер, и потому на позицию некоторых сторонников Чернецкого из числа бизнес-элиты Екатеринбурга в принципе можно влиять);

поддержка, в основном неявная, части местных элит и лидеров общественного мнения в муниципальных образованиях);

симпатии некоторых чиновников администрации Президента РФ;

поддержка Политического Совета общероссийского движения «Отечество»;

поддержка ориентированной на А.Чернецкого части предпринимательской элиты Екатеринбурга;

возможное использование по тем или иным схемам средств Екатеринбургского муниципального банка.

C.    Организационные ресурсы

Движение «Наш дом — наш город», представляющее собой на сегодняшний день не столько общественную организацию, сколько функционирующую на полупрофессиональной и профессиональной основе часть действующей избирательной машины А. Чернецкого (ныне местные отделения этого движения функционируют в 65 муниципальных образованиях, а в 25 МО работают общественные приемные НД-НГ);

ветеранские организации в г. Екатеринбурге (городской Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов), а также в некоторых городах области (например, союз «Тыл — фронту» в г. Каменске-Уральском);

еще ряд общественных организаций неполитического характера, поддерживающие либо склоняющиеся к поддержке НД-НГ (Областное отделение Союза пенсионеров России, СОО РСВА и др.);

некоторые маловлиятельные партии федерального масштаба (преимущественно либеральной ориентации), а также отдельные группы, претендующие на представительство федеральных партий (например, группы Яшкова — Сазонова и Василюка — Зырянова в областном «ЯБЛОКЕ»).

D.    Репутационные ресурсы

Сложившийся в массовом сознании образ Чернецкого как крепкого хозяйственника, чья деятельность принесла конкретные, видимые результаты (в имидже Росселя этот мотив представлен слабее);

хорошие ораторские качества, телегеничность (в определенных ракурсах).

E.    Информационные ресурсы

Т.н. информационный холдинг Чернецкого, включающий газеты «Уральский рабочий», «Вечерний Екатеринбург» и радиостанцию «Студия — город»;

газеты «Наш дом — наш город» и «Главный проспект», широко распространяемые по области;

информационно-рекламная «Наша газета» тиражом более 300 тыс. экземпляров, бесплатно распространяемая по области;

телекомпании «Студия 41» и «РТК-29», вещающие на в г. Екатеринбурге в дециметровом диапазоне;

в определенной мере — наиболее мощный в области информационный холдинг И. Мишина, включающий телекомпании «4 канал» и «51 канал», а также газету «Подробности» и две FM-радиостанции (хотя И. Мишин в настоящее время склоняется в пользу Чернецкого, его позиция может измениться под воздействием различных обстоятельств).

3.2.2.      Проблемы и дефициты кандидата

Недостаточно высокий уровень узнаваемости на севере области и в ее аграрных районах;

сравнительно низкие шансы на избрание;

неравномерное распределение электоральной базы;

повышенная реактивность и эмоциональность, облегчающие провоцирование А. Чернецкого со стороны оппонентов;

недостаточные коммуникативные качества, не позволяющие осуществлять продолжительное общение с аудиторией в режиме диалога;

возможное появление серьезного конкурента в борьбе за протестный электорат — В. Жириновского;

чрезмерная дороговизна созданной А. Чернецким избирательной машины (согласно ряду сведений, на нее тратится до 500 тысяч долларов);

фактическое отсутствие на сегодняшний день поддержки со стороны областных и российских финансово-промышленных групп;

отсутствие поддержки со стороны весомых политических фигур в Москве (именно этим объясняются активные попытки А. Чернецкого взять под контроль областную организацию движения «Отечество» в расчете на покровительство Ю. Лужкова).

3.2.3.      Территориальная структура электората

Основной электоральной базой А. Чернецкого по-прежнему остается Екатеринбург, где локализовано большинство его твердых сторонников. В определенной мере влияние Чернецкого распространяется на города екатеринбургской агломерации.

3.2.4.      Оптимальная повестка дня избирательной кампании кандидата

Внедрение в массовое сознание представления о тотальной несостоятельности действующей областной власти.

3.2.5.      Основная цель избирательной кампании кандидата на нынешнем этапе

Обеспечение гарантированного выхода во второй тур, как максимум — завоевание относительного большинства голосов.

3.2.6.      Основные задачи избирательной кампании и направления активности кандидата на нынешнем этапе

Привлечение на свою сторону по возможности большего количества протестно настроенных и неопределившихся избирателей за пределами Екатеринбурга;

внедрение в сознание избирателей представления о себе как о единственном реальном сопернике Росселя, превосходящем последнего по всем параметрам;

расширение базы поддержки среди промышленников;

усиление влияния на местные административные элиты в муниципальных образованиях, привлечение на свою сторону управленцев второго и третьего звена;

активизация работы с целью выявления привлечения на свою сторону лидеров общественного мнения на местах;

воспрепятствование всеми возможными способами выдвижению кандидатов, способных дробить электорат А. Чернецкого в Екатеринбурге и в особенности — привлекать на свою сторону протестно настроенных и неопределившихся избирателей области;

продолжение серии информационных поводов, способствующих установлению повестки дня «несостоятельность власти».

 

До появления В. Жириновского в качестве возможного участника губернаторской кампании шансы А.Чернецкого на выход во второй тур выборов представлялись достаточно высокими. Однако в случае включения лидера ЛДПР в предвыборную гонку ситуация для мэра Екатеринбурга может весьма существенно измениться, поскольку ему придется соперничать с В.Жириновским в борьбе за протестный электорат. Учитывая имиджевые характеристики и уровень известности лидера ЛДПР, шансы А.Чернецкого на победу в этой борьбе представляются довольно проблематичными. Соответственно, мэр Екатеринбурга может в этом случае оказаться перед угрозой не попасть во второй тур голосования (судя по данным опросов общественного мнения, проводившихся в марте т.г., по числу сторонников Жириновский и Чернецкий идут практически вплотную).

 

3.3.       Владимир Вольфович Жириновский — председатель ЛДПР, лидер фракции ЛДПР в Государственной Думе

3.3.1.      Основные ресурсы кандидата

A.    Административные и политические ресурсы

Радикально протестный и неопределившийся электорат (на сегодня — до 40% от общего числа избирателей), главным образом за пределами Екатеринбурга.

B.    Финансовые ресурсы

Возможная поддержка некоторых местных ФПГ, в первую очередь с криминальной генеалогией (в том числе уралмашевского сообщества).

Собственные средства В. Жириновского и ЛДПР.

C.    Организационные ресурсы

Местная организация ЛДПР и федеральные структуры партии;

привлечение волонтеров на платной основе.

D.    Репутационные ресурсы

Практически стопроцентная узнаваемость;

имидж политика федерального масштаба;

отличные коммуникативные качества и высокое мастерство демагога;

усилия по корректировке имиджа в сторону солидности и респектабельности, которые способны привлечь на сторону Жириновского избирателей, никогда ранее за него не голосовавших.

E.    Информационные ресурсы

Создание в случае своего участия в борьбе за пост губернатора Свердловской области информационного повода российского масштаба, что обеспечит привлечение стабильного внимания федеральных СМИ к персоне Жириновского и его избирательной кампании;

распространение на территории области специальных выпусков газеты «Либерал — демократ» и другой партийной прессы ЛДПР;

покупка рекламного времени в местных электронных и печатных СМИ, а также заключение с ними договоров на промоушн персоны лидера ЛДПР (в таком режиме уже работает телекомпания АТН).

3.3.2.      Проблемы и дефициты кандидата

Имидж «чужака», который будет интенсивно эксплуатироваться всеми оппонентами Жириновского;

противоречие между шутовскими элементами в имидже, без которых невозможно удержание стабильного электората Жириновского, и необходимости корректировки своего образа в сознании избирателей в сторону большей солидности и респектабельности, без чего невозможно расширение электоральной базы лидера ЛДПР;

враждебное или настороженное отношение со стороны большей части областных и федеральных элит;

отсутствие на сегодняшний день необходимых для ведения избирательной кампании организационных структур.

3.3.3.      Территориальная структура электората

Основной электоральной базой В. Жириновского являются относительно неблагополучные города-стотысячники (Нижний Тагил, Первоуральск, Серов), а также депрессивные малые и средние индустриальные города. Возможен успех лидера ЛДПР при его личных поездках в глухие сельские районы за счет эффекта «московской знаменитости».

3.3.4.      Оптимальная повестка дня избирательной кампании кандидата

«Вся местная элита коррумпированная и гнилая, Россель и Чернецкий — два сапога — пара. Я — единственный человек, который сможет навести в области порядок».

3.3.5.      Основная цель избирательной кампании кандидата на нынешнем этапе

Запугивание местной элиты фактом своего участия в выборах и победы на них, привлечение внимание СМИ к тому эффекту, который якобы произвело в области само намерение Жириновского участвовать в выборах.

3.3.6.      Основные задачи избирательной кампании и направления активности кандидата на нынешнем этапе

Освоение информационного пространства, расширение прямой и косвенной рекламы;

формирование организационной инфраструктуры избирательной кампании на тот случай, если Жириновский примет решение участвовать в губернаторских выборах;

установление контактов и налаживание диалога с местными элитами;

зондаж возможностей получения в той или иной форме «отступного» за отказ лидера ЛДПР от участия в борьбе за пост губернатора Свердловской области.

 

Хотя полной ясности относительно того, в каком именно регионе Жириновский будет баллотироваться на пост губернатора и произойдет ли это вообще, возможность его участия в губернаторских выборах в Свердловской области на сегодняшний день не исключена. После заметного спада активности Жириновского и ЛДПР на Среднем Урале, имевшего место в последние недели, этот политик вновь обозначился в информационном пространстве области. 19 апреля, используя свое право на телевизионное время как депутат Государственной Думы, он выступил по СГТРК с беспрецедентно резкими нападками на действующего губернатора. Это может свидетельствовать о том, что: а) Жириновский по-прежнему рассматривает возможность участия в выборах губернатора Свердловской области; б) этот политик, очевидно, стремится получить «отступного» за неучастие в выборах; в) выбор Росселя в качестве основного объекта нападок, продиктован, в числе прочего, тем, что губернатор обладает наибольшим среди местных политиков уровнем узнаваемости олицетворяет власть, в силу чего его критика может в наибольшей степени способствовать раскрутке самого Жириновского как претендента на губернаторский пост.

3.4.       Андрей Анатольевич Козицын — генеральный директор ОАО «Уралэлектромедь», президент Союза предприятий металлургического комплекса Свердловской области

3.4.1.      Основные ресурсы кандидата

A.    Административные и политические ресурсы

Возможная поддержка глав тех МО, где расположены контролируемые группой А.Козицына предприятия (Верхняя Пышма, Невьянск, Реж, Качканар, Красноуральск, менее вероятно — Ревда);

Неопределившийся и протестный электорат.

B.    Финансовые ресурсы

Благожелательное желательное отношение к кандидатуре Козицына российских и транснациональных ФПГ, чьи интересы лежат в сфере цветной и черной металлургии на территории Свердловской области (TWG, «Трастконсалт групп», «Ренова»);

собственные средства;

возможное финансовое участие упомянутых выше ФПГ;

C.    Организационные ресурсы

Недавно созданная общественная организация «Урал — ХХI век».

D.    Информационные ресурсы

Местные газеты муниципальных образований, где расположены предприятия Козицына, а также многотиражные газеты и другие СМИ этих предприятий;

возможное создание собственной массовой газеты

возможно создание собственной газеты.

3.4.2.      Проблемы и дефициты кандидата

Низкий уровень узнаваемости;

отсутствие на данный момент подконтрольных ему общеобластных СМИ;

отсутствие на сегодняшний день организационной инфраструктуры избирательной кампании.

3.4.3.      Территориальная структура электората

Ввиду низкого уровня узнаваемости кандидата пока не определилась.

3.4.4.      Оптимальная повестка дня избирательной кампании кандидата

Формирование образа местной «третьей силы».

3.4.5.      Основная цель избирательной кампании кандидата на нынешнем этапе

Занятие политической ниши «третьей силы».

3.4.6.      Основные задачи и формы проявления активности кандидата
на нынешнем этапе

Повышение уровня узнаваемости;

имиджевое дистанцирование от других кандидатов, претендующих на занятие политической ниши «третьей силы»;

формирование организационной инфраструктуры избирательной кампании;

формирование информационной инфраструктуры избирательной кампании, включая, по-видимому, собственные СМИ.

 

Окончательного решения относительно участия в губернаторских выборах А. Козицын, судя по всему, еще не принял. Не исключено, что он откажется от этого политического проекта и сосредоточит усилия на подготовке к декабрьским выборам в Государственную Думу. В случае, если А. Козицын все же включится в борьбу за губернаторское кресло, его политическое позиционирование в рамках противоборства «Россель — Чернецкий» сведется, по-видимому, к партнерству с действующим губернатором, что включает мобилизацию части голосов протестно настроенных и неопределившихся избирателей в первом туре выборов и поддержку кандидатуры Росселя во втором туре.

3.5.       Прочие возможные кандидаты

Кроме вышеперечисленных кандидатов, возможными участниками губернаторских выборов выступают:

Валерий Георгиевич Трушников — вице-председатель Областной Думы Законодательного собрания области и лидер движения «Горнозаводской Урал»;

Александр Леонидович Бурков — депутат Палаты Представителей Законодательного собрания области и лидер общественных организаций «МАЙ» и «Промышленный парламент»;

Игорь Иванович Ковпак — владелец сети супермаркетов «Кировский», депутат Палаты Представителей Законодательного собрания области;

Виктор Васильевич Якимов — глава третьего по величине в Свердловской области города Каменска-Уральского и депутат Палаты Представителей Законодательного собрания области;

Галина Николаевна Карелова — первый заместитель министра социальной защиты РФ;

представители КПРФ и народно-патриотических сил — Николай Иванович Рыжков либо Владимир Дмитриевич Кадочников (первый секретарь Свердловского обкома КПРФ)

Все указанные кандидаты относятся ко второму и третьему эшелону претендентов и на сегодняшний день не имеют реальных шансов на выход во второй тур. Их окончательные намерения и база поддержки пока не вполне определились, хотя отдельные из этих кандидатов (Н. Рыжков, в определенной мере — А. Бурков и В. Якимов) способны повлиять на исход предвыборной борьбы. Наиболее стабильным электоральным ресурсом из числа упомянутых претендентов обладает кандидат от КПРФ и НПСР, который может рассчитывать примерно на 10% (плюс-минус 2%) голосов.