Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Воронежская область

Дмитрий ОСОКИН

Воронежская область

в мае 1999 года

Довыборы в легислатуру и Городской муниципальный Совет Воронежа. Избрано новое руководство облизбиркома в старом составе. Новые инициативы губернатора по переименованию главы обладминистрации в главу области и закреплении в Уставе региона за губернатором права подписи законов. Областная Дума приняла новую редакцию закона «О местном самоуправлении», согласно которому переход от прямого избрания глав МСУ населением возможен только по результатам референдума. Новые редакции областных законов «О местном самоуправлении» и «О муниципальной службе» предусматривают отход от практики совместительства депутатства с муниципальной службой. На закрытом заседании депутаты областной Думы подняли должностные оклады всем депутатам легислатуры. Попытка губернатора заставить глав МСУ и депутатов представительных собраний отказаться от прямых выборов глав МСУ. Представитель Президента РФ инициировал сбор подписей за возвращения к институту прямых выборов мэра Воронежа. Создан оргкомитет регионального «Движения за развитие экономики». Вице-спикер ГД С.Бабурин оказывает поддержку проекту расконсервации Воронежской городской Атомной станции теплоснабжения. Повышение цен на хлеб и горючее. Пенсионному фонду Воронежской области удалось выплатить майские пенсии.

1.    ПОЛИТИКА

1.1.       Выборы

1.1.1.      Причины проведения дополнительных выборов

В связи с досрочным сложением депутатских полномочий при переходе на работу в правительство области вице-спикера облдумы Александра Сысоева и главы администрации Ленинского района Воронежа Евгения Севергина (соответственно, премьером и первым вице-премьером) областная избирательная комиссия назначила довыборы на 30 мая по округу №33 и по округу №13 городского муниципального Совета Воронежа.

Округ №33 объединяет город Лиски — третий по величине город в Воронежской области — и одноименный сельский район. Спецификой округа №13 Городского муниципального Совета является то, что порядка 35% жилого фонда округа составляют индивидуальные домовладения, большая часть которых физически и морально устарела, около 50% населения округа являются пенсионерами.

1.1.2.      Кандидаты

Датой завершения регистрации кандидатов стало 4 мая. Все до единого претенденты, собиравшие подписи, представили подписные листы в избирательные комиссии и были зарегистрированы. По областному округу №33 ими стали:

Ефимов Геннадий Юрьевич, 1969 года рождения, рабочий дистанции гражданских сооружений, самовыдвиженец, проживающий в городе Лиски;

Мезенцев Евгений Васильевич, 1953 года рождения, главврач муниципального учреждения здравоохранения, участник избирательных кампаний в ГД по 76 округу в 1995 и 1997 гг., проживающий в городе Лиски, (кандидатура выдвинута избирателями);

Рыбенко Александр Николаевич, 1965 года рождения, глава Щученской сельской администрации, проживающий в селе Щучье Лискинского района (кандидатура выдвинута избирателями).

 

По городскому округу №13 избирательной комиссией было зарегистрировано 7 кандидатов:

Дмитренко Людмила Борисовна, 1952 года рождения, главврач муниципальной поликлиники №8, депутат Городского муниципального Совета первого созыва (1995-1997 гг.) от этого же округа, по результатам голосования в марте 1997 г. на этом же двухмандатном округе заняла третье место, выдвинута избирателями;

Наумов Сергей Дмитриевич, 1957 года рождения, генеральный директор фармацевтической фирмы «Хиалла-Дон» (сеть аптек), член правления «Воронежского областного объединения предпринимателей», выдвинут избирателями округа;

Пищугин Вячеслав Васильевич, 1942 года рождения, отставной генерал-майор, начальник отдела ГОЧС Воронежской области, председатель правления регионального отделения общественно-политического движения «В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки», выдвинут избирателями;

Талдыкин Виталий Владимирович, 1972 года рождения, военнослужащий, выдвинут избирателями;

Тришин Владимир Васильевич, 1946 года рождения, отставной полковник, сотрудник Федеральной дорожной службы, выдвинут Воронежским отделением политической партии «Российский общенародный союз»;

Федоров Сергей Алексеевич, 1961 года рождения, отставной офицер-политработник, один из пионеров частного предпринимательства в Воронеже — (с 1990 г. руководит индивидуальным частным предприятием «Брат», специализирующемся на оптовой торговле продуктами питания), входит в руководство «Воронежского областного объединения предпринимателей», выдвинут избирателями;

Щербаков Владимир Иванович, 1947 года рождения, проректор по международным связям Воронежской государственной архитектурно-строительной академии, выдвинут избирателями округа.

1.1.3.      Ход и результаты избирательной кампании

Довыборы по округу №33 прошли под контролем местной власти[1] без каких-либо неожиданностей. Впрочем, никто из политикой областного уровня, равно как и политических партий не выдвинул своего кандидата на этом округе. Таким образом, отличительная особенность — отсутствие партийно-политической компоненты. Избирали известно кого — «хорошего, известного человека», «специалиста», «патриота «малой Родины»[2]. Эту роль отведено было исполнять главврачу Е.Мезенцеву, который ухитрился за всю избирательную кампанию ничего толком не сказать о своих политических взглядах. (После его победы среди депутатов Воронежской облдумы представительство руководителей медицинского звена увеличилось до 8 человек). С депутатством Мезенцева местные власти связывают задачу финансирования сельских учреждений здравоохранения Лискинского района. Иными словами на 33 округе состоялись выборы хозяйственника/администратора, лоббирующего и интересы территории, точнее отрасли на территории. Достаточно показательно высказывание по итогам выборов заместителя председателя облизбиркома Владимира Селянина: «в результате тесного взаимодействия органов местного самоуправления с избирательными комиссиями, своевременного решения организационных и технических вопросов выборная кампания в этом округе прошла без инцидентов, взаимопретензий и подковерной борьбы кандидатов» [[1]].

Общее число избирателей 33 округа, внесенных в списки — 37 846. Приняли участие в выборах 45.61% избирателей. Голосовали досрочно — 12; в день выборов вне специально оборудованного помещения для проведения тайного голосования 1661. Количество недействительных бюллетеней — 369.

За кандидатуру Е.Мезенцева подано 14 534 голоса. За самовыдвиженца Ефимова было подано 978 голосов, за официального альтернативного кандидата Рыбенко 747.

 

Полной противоположностью выборам в легислатуру стало избрание депутата городского муниципального Совета Воронежа. Большинство оценок голосования за вакантное место депутата горсовета — «таких выборов Воронеж еще не знал». Изначально мэр Александр Цапин и глава Ленинского района Сергей Колиух (недавнем прошлом заместитель председателя Городского муниципального Совета Воронежа), заинтересованные в победе лояльного мэру кандидата[3], работали на Людмилу Дмитренко. За десять дней до голосования от поликлиники, которой руководит Дмитренко до здания районной администрации, в котором располагается окружная избирательная комиссии, начали регулярно курсировать ведомственные автобусы, пассажирами которых были старики-пациенты поликлиники №8. До этого момента в стане оппозиции Дмитренко (а, значит, и мэра Цапина), явный лидер отсутствовал. Несмотря на присутствие идеологических (левых) претендентов[4] на округе, было понятно, что не идеологическая приверженность кандидата определит исход голосования, так как в стремлении завалить мэра Цапина оказались заодно и коммунисты, и бизнесмены, и экс-чиновники, меняющие по сезону свою идеологическую окраску. Любопытно заметить, основные претенденты вообще не делали идеологических заявлений, а НПРС (в местных условиях филиал КПРФ), не желая совсем оказаться «в хвосте», по причине неидеологичности «текущего момента», лишь накануне выборов признало своим официальным кандидатом аутсайдера гонки проректора Архитектурно-строительной академии В.Щербакова.

Мэр Цапин, дав карт-бланш Дмитренко, сам того не желая, определил лидера оппозиции. До досрочных голосований фаворитами считались оба кандидата от областного «Объединения предпринимателей» — С.Наумов и С.Федоров. После стремительных действий Федорова, Наумов[5] свертывает свою кампанию. Примечательна позиция главного редактора муниципального издания. «Воронежский курьер» Дмитрия Дьякова, отказавшегося печатать «ради идеи» предвыборные панегирики кандидату, угодному мэру. С.Федоров начал зеркально повторять (с имевшимся в его запасе арсеналом средств) действия Дмитренко. На досрочное голосование пошли сторонники Федорова. Небезынтересно заметить, что Федоров организовал протест части кандидатов против действий окружной избирательной комиссии, которые представили облизбиркому комиссии документальные материалы, свидетельствующие о нарушении избирательного законодательства со стороны, как Дмитренко, так и должностных лиц.

За несколько дней до голосования стали происходить вообще странные вещи. То группа налетчиков (так и оставшихся не пойманными) совершает налет на предвыборный штаб Дмитренко и оставляет надпись «сука, тебе все равно не выиграть!». То ночью неизвестные устраивают обстрел окон кабинета опять же Дмитренко.

Вместе с проголосовавшими досрочно явка избирателей на 13-м округе по довыборам депутата Городского муниципального Совета составила 26,12% от 46 168 избирателей, внесенных в списки. За С.Федорова проголосовало 52,74% избирателей, за Дмитренко 27,11%. Голосовали досрочно чуть менее трети избирателей (3544 человека от 12 069 принявших участие в выборах). К тому же, в день выборов вне избирательных участков проголосовало еще 626 человек. Несмотря на многочисленные жалобы о нарушениях, перерывы от 2-х до 5-и часов в работе участковых избирательных участков (в связи с поступившими звонками о заминировании), выборы были признаны состоявшимися.

В результате победы одного из лидеров «Воронежского областного объединения предпринимателей» Сергея Федорова на выборах в муниципальный Совет Воронежа мэр Воронежа утратил численное преимущество в один голос, остававшееся за его сторонниками в городском Совете до избрания Федорова.

1.1.4.      Областная избирательная комиссия

В мае прошло первое заседание областной избирательной комиссии нового состава. Бывшие председатель облизбиркома Владимир Калитвин и его заместитель Владимир Селянин и секретарь Алексей Панков в очередной раз встали у руля избирательной комиссии Воронежской области. В апреле был утвержден состав комиссии из 14 человек, в который вошли 6 новичков. Оба руководителя облизбиркома являются креатурами нынешнего губернатора Ивана Шабанова. С подачи Шабанова (в ту пору председателя Областного Совета) они заняли свои должности еще в советский период. Во время избирательной кампании по выборам губернатора Воронежской области в конце 1996 г. И.Шабанов открыто заявлял, пытаясь запугать соперника в ранге губернатора-назначенца, что попытка использовать исполнительной властью облизбирком не удастся потому, что там у Шабанова, а, следовательно, КПРФ/НПСР (от имени которого он представительствовал) «есть свои люди». Руководство избиркома заслужило репутацию инстанции, которая выполняла текущую работу. Областная избирательная комиссии крайне редко выносила запретительные определения. В то же время руководители абсолютно несамостоятельны, председатель имеет репутацию человека некомпетентного (юридически малограмотного), не умеющего даже сформулировать свои мысли. Их избрание в кулуарах называется последней возможностью для И.Шабанова занять кресло губернатора повторно, посредством установления жесточайшего контроля комиссии за конкурентами действующего губернатора, что можно сделать под предлогом борьбы с почти безбрежным либерализмом, практиковавшимся комиссией все предшествующие годы.

1.2.       Исполнительная власть

В истекшем месяце наблюдалась активизация публичной деятельности губернатора, проведшего целых три пресс-конференции. На последней выездной в конце месяца в редакции издательского дома «КП-Воронеж» Шабанов озвучил новые идеи, касающиеся перераспределения полномочий на верхнем этаже областной власти. С точки зрения губернатора, по должности (политической) ему подобает быть главой области, при котором должен быть заместитель главы, утверждаемый в этой должности облдумой. Последний в региональной иерархии будет занимать второе место. В свою очередь, глава исполнительной власти — это председатель областного правительства — третье лицо в областной иерархии (рангом ниже, чем заместитель главы области). По убеждению Шабанова, глава области должен иметь право подписи региональных законов[6]. Все это потребует изменений в областном Уставе.

Не возникает сомнений в том, что на должность заместителя главы области губернатором будет предложена кандидатура нынешнего первого заместителя главы областной администрации Александра Меркулова (бывшего депутата ГД РФ (VI) созыва), считающегося преемником Шабанова.

1.3.       Законодательная власть

27-28 мая состоялось заседание тридцатой сессии Воронежской облдумы второго созыва, в повестке которой значилось 60 вопросов.

Для областной исполнительной власти наибольший интерес представляли слушания новых редакций законов «О местном самоуправлении в Воронежской области» и «О муниципальной службе в Воронежской области». Первые редакции обоих законов были приняты в 1995 г. Уже с осени прошлого года обе ветви региональной власти предпринимали попытки внести изменения в законодательство о местном самоуправлении. Как законодательная, так и исполнительная власть готовила свои предложения скрытно и урывками. Губернатор И.Шабанов настаивал на законодательном закреплении единственно возможной процедуры избрания первых лиц муниципалитетов-субъектов области «из числа депутатов» или приемом на должность «по контракту» соискателя должности главы с депутатским корпусом. Спикер А.Голиусов, в свое время избранный главой депутатского корпуса с подачи губернатора, высказывался (впрочем, весьма туманно) в пользу разделения властей на муниципальном уровне (в его мотивировке — с целью восстановления в области вертикали законодательной власти). Возможно, делая подобные заявления, он лично и/или его окружение исходили из модели конституционного устройства области, являющейся президентско-парламентской республикой, в которой полномочия главы исполнительной власти существенно ограничены. Логически, модель предложенная председателем облдумы в качестве альтернативы губернаторской, предусматривает двухканальную систему подчинения местной власти региональной — по законодательной и по исполнительной линиям. Источником легитимности власти глав МСУ городов и районов в модели спикера — прямые выборы глав администраций субъектов области.

Непосредственным поводом к вынесению новой редакции закона «О местном самоуправлении» на майскую сессию облдумы послужили события в муниципальном совете Воронежа в апреле текущего года, когда группа депутатов попыталась лишить кресел народных избранников муниципального Совета своих коллег, совмещающих депутатские мандаты с муниципальными должностями.

К прежней редакции закона «О местном самоуправлении» было предложено более 250 поправок. Подавляющее большинство из них, как и концепция закона (о ней ниже) были предложены законодателями. Ожидалось, что 27-28 мая состоится лишь первое слушание, окончательная же редакция будет принята не раньше июньской сессии. Но депутаты в рекордные сроки успели-таки рассмотреть гигантское количество поправок и принять закон сразу в двух чтения.

В итоге (большинством в три голоса) прошли редакции статьей закона «О местном самоуправлении», которые предусматривают эксклюзивность избрания первых лиц прямым голосованием населения. Возможность перехода к другой форме избрания (назначения) предусматривается, но лишь через процедуру всенародных референдумов.

К тому же, в новой редакции закона «О муниципальной службе» дается трактовка, бывшего до сих пор спорным, вопроса о совмещении депутатства и полномочий муниципального служащего, который послужил причиной конфликта в Городском муниципальном Совете Воронежа. В Городском муниципальном Совете следующего третьего созыва городскими чиновниками депутаты горсовета уже быть не смогут. До очередных выборов объявляется «переходный период», на который сохраняется действие прежних норм. (Появление положений о переходном периоде с нетерпением ждал мэр Воронежа А.Цапин (см [[2]]).

Вероятность того, что в своей нынешней редакции «Закон о местном самоуправлении» будет опубликован, слишком мала. Не имея право вето на законы, принимаемые облдумой (их подписывает только спикер), губернатор Шабанов наверняка предпримет попытку немедленно поставить закон «О местном самоуправлении» на повторное рассмотрение. Однако, сделать это будет не просто: примечательно, что представители партгруппы КПРФ в облдуме голосовали кому как вздумается. Нельзя исключить, что одной из причин именно такого исхода голосования по новой редакции закона «О местном самоуправлении» стала неготовность И.Шабанова играть на законодательном поле строго по правилам. Губернатор, несмотря на звучавшие в его выступлении угрозы в адрес Воронежского горсовета (которые больше напоминали увещевания), даже не пытался настоять на альтернативном рассмотрении Думой проектов поправок — отдельно обладминистрации, отдельно легислатуры. К тому же, губернатор Шабанов избрал весьма любопытную тактику де-юре сохранения нормы о прямых выборах в законе, но, де-факто, отказа от них[7].

Шабанов активно ведет переговоры с депутатами городских (районных) собраний представителей и главами районов о добровольном переходе на выборы глав из числа депутатов или на контрактную систему. Эти факты тоже не могли пройти мимо внимания депутатов.

27 мая под занавес первого дня двухдневной работы облдумы состоялось закрытое заседание, посвященное, согласно полуофициальной версии, «проблемам экономики, политики и культуры».

В числе экономических проблем, требующих закрытого рассмотрения, оказался вопрос денежного содержания депутатского корпуса облдумы.

Дело в том, что 3 ноября 1998 года данный вопрос уже поднимался депутатами (и в тот раз на закрытом заседании). Решение «повысить» было принято сразу в двух чтениях. Однако, оно до сих оставалось не подписанным председателем облдумы Анатолием Голиусовым. Депутаты в кулуарах высказывали мнение, что причиной затяжки в решении данного вопроса послужило вмешательство областной администрации, у которой самодеятельность депутатов вызвала недоумение. В прошлом году депутаты впервые обошли чиновников, тем самым нарушив существовавшую негласную договоренность о синхронном повышении должностных окладов и депутатам, и чиновникам. Поэтому спустя более чем полгода к рассмотрению вопроса пришлось возвращаться вновь. Название обсуждавшегося документа — совместного постановления облдумы и обладминистрации[8], — напечатанное в официальной программе сессии (скорее всего, по недосмотру, так как в повестке двухдневной сессии оказалось 60 вопросов) только подогрело интерес «внешних» к закрытому заседанию. По информации думского источника автору «ПМ», тридцатью тремя голосами (в данном случае единогласно) постановление было принято. Причем повышение жалования произойдет не со дня принятия или публикации постановления в печати, а задним числом с 1 апреля 1999 г.

Этим же постановлением устанавливается тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций, финансируемых из областного и местного бюджетов в размере 110 рублей.

Первому заместителю председателя облдумы[9] полагается 29-30 минимальных окладов, председателю постоянной комиссии — 26 минимальных окладов, заместитель председателя постоянной комиссии — 25 минимальных окладов, член постоянной комиссии — 22 минимальных оклада[10]. Кроме того, заместитель председателя облдумы приравнивается по статуса к заместителю председателя правительства области, а председатель постоянной комиссии — к руководителю комитета или управления обладминистрации. Постановлением предусмотрена система надбавок. Например, за выслугу лет — в размере 10%, от 5 до 10 — 15%, от 10 до 15 — 20%, свыше 15-30%.

Неделю спустя предусмотренный совместным постановлением облдумы и областной администрации, но не значащийся ни в одном другом документе в данном качестве, первый вице-спикер облдумы Николай Покидько в своем выступлении по областному государственному телеканалу объяснил происшедшее так, — это не повышение, а выравнивание в связи с появлением нового института областного правительства и появлением нескольких новых должностей. Раньше чиновники высшего уровня, включая губернатора, клялись: новые должности не повлекут повышения должностных окладов.

На закрытом же заседании с подачи вице-спикера Сергея Рудакова (депутатская группа КПРФ) были объединены комиссии по регламенту, депутатской этике и мандатную (председатель — Лидия Кузнецова, член депутатской группы КПРФ) с комиссией по делам СМИ, общественных и религиозных организаций (председатель Александр Косырев — член незарегистрированной депутатской группы НДР). Объединенную комиссию, пока не имеющую названия, в которую вошли все члены расформированных комиссий, возглавила Л.Кузнецова. Расформирование происходило в отсутствие А.Косырева, который на следующий день сделал заявление, в котором напрямую увязал решение легислатуры со своей политической деятельностью и, в частности, критикой им нарушений «Закона об областном бюджете 1998 г.».

1.4.       Местное самоуправление

14 мая депутаты Треновского представительного собрания[11] ослушались губернатора И.Шабанова, который настоятельно рекомендовал закрепить в районном уставе положение о выборах главы местного самоуправления из числа депутатов (в настоящее время в районном уставе закреплена норма прямых выборов). Шестнадцатью голосами против шести депутаты проголосовали за прямые выборы первого лица района. Причем за месяц до этого депутатский корпус Терновского района уже голосовал по данному вопросу, тогда голоса сторонников и противников губернаторского предложения разделились поровну (голосовали тайно). Непосредственным поводом для столь радикального шага со стороны депутатов стало, скорее всего, самоуправство, в котором неоднократно уличались всенародно избранный глава района Николай Подколзин и его сын. Последний неоднократно участвовал в противоправных действиях, ни одно из которые до сих пор не дошло до суда (получивший максимально широкую огласку пример деяний Подколзина-младшего — избиение заместителя главы района). На заседании выяснилось, что в течении последнего месяца глава района вел беседы с депутатами, пытаясь склонить их голосовать за губернаторский вариант. В работе представительного собрания 14 мая принял участие заместитель руководителя аппарата областной администрации Юрий Агибалов, который в присутствии неожиданно (!?) приехавшего в Терновку представителя Президента РФ Бориса Кузнецова, все больше говорил, что не оказывает никакого давления на депутатов — как решат, так и будет. Но при этом Агибалов дал понять, что все представительные органы административных территорий (кроме трех) уже определились в пользу губернаторского варианта[12]. Глава района Подкозин собственную позицию по данному вопросу публично выражать не стал. В свою очередь, представитель Президента РФ в Воронежской области Борис Кузнецов, своем выступлении отстаивал необходимость сохранить модель прямых выборов. Представитель Президента сослался на пример Воронежа, где отказ муниципального совета от всенародного голосования по кандидатуре мэра привел к кризису власти. Вообще, блиц-визит представителя Президента РФ вместе с журналиста демократических изданий в Терновку и наличие среди терновских депутатов организованной группы общей численностью 11 человек, которая инициировала голосование 14 мая, указывает на заготовку мероприятия противниками нынешнего главы района, которые смогли заранее заручиться поддержкой представителя Президента.

В течении мая представительные органы власти еще двух субъектов области — Лискинского и Новоусманского районов — высказались в пользу сохранения в их Уставах нормы прямых выборов глав муниципальных образований. Тоже в мае депутаты Семилукского районного Совета проголосовали за избрание главы района из числа депутатов. (Нынешний его руководитель был назначен год назад с подачи губернатора по контракту.) Ранее депутаты Россошанских районного (городского) Советов высказались за прямые выборы главы города и района (по Уставу в одном лице).

1.5.       Федеральные структуры в регионе

По областному законодательству для проведения референдума инициируемого представительным органом МСУ необходимо в течении 60 дней собрать подписи 1% избирателей. Предусмотрена также возможность инициировать референдум методом общественной инициативы (без решения муниципального Совета), но в этом случае, надо за те же 60 дней собрать подписи уже 5% избирателей (всего в городе значатся около 750 тысяч избирателей). Если подписи будут собраны, референдум состоится вместе с выборами в ГД. Не исключено, что проведение референдума окажется единственной легитимной возможностью разрешить конфликт в Городском муниципальном Совете Воронежа, поскольку согласно норме действующего Устава большинство вопросов должны приниматься квалифицированным большинством.

Кузнецов не устает подчеркивать, что это конфликт демократических времен и решать его надо с помощью демократических процедур, а самая демократичная — прямое голосование. По его мнению необходимо законодательно, раз и навсегда, закрепить в городском Уставе процедуру всенародного избрания мэра. Источник автора «ПМ» в городской администрации сообщил, что велика вероятность закулисной договоренности между мэром и представителем Президента. Мэр, в силу особенности характера и существующих правил игры с губернатором, которым мэр неукоснительно следует, неспособен самостоятельно инициировать проведение референдума по восстановлению института прямых выборов главы города.

1.6.       Политические партии и организации

17 мая, когда губернатор И.Шабанов находился на заседании СФ, прошло учредительное заседание оргкомитета Воронежского регионального общественного движения «За возрождение экономики» и пресс-конференция его руководителей. Среди его участников отметились глава администрации Аннинского района депутат облдумы Василий Авдеев, ректор госуниверситета Иван Борисов, директор АОЗТ «Стальмост» Владимир Боровиков, генеральный директор АО «Воронежавтотранс», депутат облдумы Владимир Ключников, председатель ассоциации крестьянских хозяйств «Придонье» Богучарского р-на Вячеслав Кравцов, депутат облдумы Виктор Круссер (глава партгруппы КПРФ), председатель Воронежской региональной государственной телерадиокомпании Алексей Наквасин, ректор Воронежского филиала Российской академии госслужбы при Президенте РФ (первый вице-губернатор при прежнем главе обладминистрации) Борис Преображенский, генеральный директор АООТ Воронежское авиационное самолетостроительное общество Вячеслав Саликов, первый заместитель главы администрации Воронежа Леонпид Селитреннников, председатель воронежского отделения сбербанка Александр Соловьев, генеральный директор АОЗТ «Сельские зори» Рамонского р-на Николай Сомов, исполнительный директор ОАО «Союзагропром» Анатолий Сьянов, генеральный директор ОАО «Воронежсвязьинформ» Александр Стреха, глава администрации города Лиски и Лискинского района Виктор Шевцов, ректор госагоуниверситета Владимир Шевченко. На пресс-конференции было объявлено, что учредительная конференция движения состоится в начале июля.

Неформальный лидер движения — председатель Воронежского отделения Сбербанка Соловьев (часто называемый потенциальным претендентом на губернаторское кресло 2000 года). Несмотря на обтекаемость формулировок и использование странных для политиков и администраторов подобного уровня эвфемизмов, это первое движение в истории региона, заявляющее об оппозиции экономическому, а, следовательно, и политическому курсу, проводимому нынешним руководством исполнительной власти региона, в котором объединились представители разных политических течений. Создаваемое движение можно рассматривать в качестве попытки сформировать альтернативную губернатору и руководству ОК КПРФ местную партия власти.

На сегодня новосоздаваемое движение представляет собой региональная партия власти в ее зародышевой фазе, на что указывают декларации его лидера. Так, во время пресс-конференции Соловьев отметил, что основой взаимодействия создаваемого Движения с нынешней обладминистрацией будет экономический конструктивный подход, поиск разумных решений и взаимное содействие в работе. Банкир выразил надежду на то, что администрация не станет препятствовать оформлению Движения, действующему с подобными программными установками.

Губернатор же пока никак публично не отреагировал на появление оргкомитета новой организации. И это неудивительно, так как те заявления о целях нового Движения больше напоминает не политическую организацию, а школу менеджеров-антикризных управленцев. В планах Движения обобщение уроков кризиса, системный анализ положительных примеров хозяйствования, поддержка производства и как результат экономическая стабилизация. Причем лидеры и идеологи новой «оппозиции» говорят на том же языке, что и нынешняя исполнительная власть. В ход был даже пущен термин «устойчивое развитие» (см [[3]]). Во время избирательной кампании нынешнего губернатора его сторонники активно пропагандировали разработанную группой ученых (главным образом социалистической ориентации) так называемую «Концепцию устойчивого социально-экономического развития».

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Воронежская атомная станция теплоснабжения

Представители областной и городской администрации Воронежа (в частности лично губернатор И.Шабанов и вице-спикер Городского муниципального Совета Вячеслав Бачурин, являющиеся сторонниками расконсервации закрытой после экологического референдума 1990 года строительной площадки городской Атомной станции теплоснабжения (АСТ) заявили, что воронежским сторонникам реализации проекта атомной котельной удалось через вице-спикера ГД С.Бабурина направить ходатайство в правительство с предложением включить АСТ в число объектов, финансируемых из государственных программ развития энергетического комплекса. Шабанов даже заявил, что если мы (население, народ) откажемся от строительства АСТ, потомки нам этого не простят.

2.2.       Повышение цен на бензин

Цена на горючее поползла вверх сразу после праздничной майской декады и к концу мая перевалила за четырехрублевую отметку за бензин 92(93) марки и приблизилась к трем рублям за бензин 76 марки. В связи с ростом цена на горючее областная власть никаких объяснений и обещаний населению по данному поводу не делала (монополистом на рынке ГСМ в области — около 90% реализуемых объемов — является компания ЮКОС, на территории региона нет ни одного промышленного объекта, занимающегося производством ГСМ).

В условиях прежних повышений цен здешние власти всегда ссылались на отсутствие производственных мощностей на территории региона.

2.3.       Повышение цены на хлеб

После майских праздников по договоренности между крупными производителями (хлебозаводами) произошло повышение отпускной цены на наиболее доступные массовому потребителю виды хлебной продукции в городе Воронеже с 2,60 руб. за буханку до 3,40 руб. В отличие от предыдущего февральского повышения февраля производители провели акцию без предварительного уведомления властей и населения. Через несколько дней путем переговоров обладминистрации цену удалось вернуть на уровень 2,80 руб. Однако, производители, утверждают, что им приходится работать себе в убыток и очередное повышение до 3,50 не за горами. Поддержание низкой цены на хлеб массового спроса — традиционен для поведения политической элиты Воронежской области постперестроечного периода. Губернатор Ковалев в 1992-1996 гг. поддерживал цены за счет дотаций из бюджета и внебюджетных фондов, обязательных поставок производителями зерна части своей продукции в продовольственный фонд области. Фактически (с небольшими изменениями) этот же механизм используется и нынешним руководством исполнительной власти. В то же время, степень поддержки, как и ее ресурс, которым располагает обладминистрация, явно не удовлетворяет производителей хлебопродукции. Объективно губернатор стал их заложником, проводя политику поддержания низкой цены на хлеб. Губернатор недвусмысленно дал понять руководителям хлебопекарных предприятий, что их требования областное руководство примет во внимание. Скоро в область поступит партия американского зерна, следовательно, появится легальная возможность для повышения цен.

 

3.    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Впервые более чем за год Пенсионному фонду Воронежской области 26 мая полностью удалось закрыть месячную выплату пенсий (за май) с учетом надбавок и приступить к июньским выплатам. Повышение расходов на пенсии по области потребовало увеличение расходов пенсионного фонда на 46 млн. рублей. Пенсионеров в Воронежской области насчитывается 746,5 чел. при общей численности населения 2,5 млн. человек. Все поступления для выплат были собраны от налоговых отчислений с хозяйствующих субъектов Воронежской области. Общее улучшение с выплатой пенсий в регионе областное руководство публично связывает с раскруткой инфляционного механизма (в частности спикер облдумы Анатолий Голиусов). По предположению управляющего ПФ по Воронежской области Александра Кобылинского, целевые средства ПФ России для области, которые будут выделены в течении летних месяцев пойдут на погашение двухмесячного долга за март и апрель

 

4.    МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ

На конференции регионального общества российско-украинской дружбы «Чувство семьи единой» (для ее проведения был определен зал областного парламентского центра), работу которой почтили своим вниманием руководители области, в том числе, спикер облдумы Анатолий Голиусов, была вновь озвучена идея пригласить с визитом в Воронеж президента Украины Леонида Кучму. По информации, озвученной на мероприятии, руководство Воронежской области ранее уже посылало приглашение Л.Кучме посетить Воронеж (о чем никто никогда ранее не сообщал). Помимо дежурной риторики о славянском единстве, в выступлениях ораторов звучали конкретные предложения использовать для экономического развития региона пограничный фактор. Выступавшие впрямую не называли имя торгпреда России в Киеве бывшего губернатора Воронежской области Александра Ковалева. Вместе с тем, получивший в начале нынешнего года назначение на должность в Украину Ковалев (являющийся одним из наиболее вероятных кандидатов на пост губернатора на очередных выборах) перед отъездом в Киев заявлял о стремлении использовать дипломатическую должность для налаживания экономического сотрудничества региона с ближайшим зарубежным соседей Воронежской области и указывал на неиспользуемые регионом возможности.

5.    РЕЗЮМЕ

Значимые майские политические события в области разворачивались под знаком местного самоуправления. Губернатор в преддверии выборов депутатов муниципальных представительных органов власти предпринимает попытку поставить под контроль областной исполнительной власти местное самоуправление. Однако, для реализации этого замысла им используются заведомо непригодные средства: реально муниципальные собрания никак не зависят от губернатора, столь вожделенный для губернатора контроль за первыми лицами МСУ со стороны депутатского корпуса отнюдь не является условием появления и гарантией существования областной исполнительной вертикали, да и структура КПРФ. В настоящее время можно говорить о двух КПРФ в Воронежской области со своими специфическими интересами и руководящими органами — это КПРФ обкома, возглавляемого тандемом секретарей Р.Гостев — С.Рудаков и КПРФ депутатской группы в легислатуре.

На практике институт МСУ демонстрирует свое принципиальное отличие от советской модели, несмотря на некоторые черты внешнего сходства (например, отсутствие в модели МСУ, как и у советов разделения властей). Об этом свидетельствует история с отказом от прямых выборов мэра Воронежа и необходимостью возвращения к этому принципу.



[1] Город Лиски (вместе с сельским районом) является донором областного бюджета. Ведущая отрасль — железнодорожный транспорт. Лиски — крупнейший транспортный узел региона, где сходятся направления север-юг и запад — восток. Глава администрации района (включающего город Лиски) Виктор Шевцов пользуется репутацией крепкого хозяйственника. Кандидатура Шевцова всерьез рассматривалась администрацией Президента на пост губернатора-назначенца в сентябре 1996 г. (за 3 месяца до всеобщих выборов). Тогда Шевцов отказался от предложения возглавить область.

[2] Е.Мезенцеву в последние годы областные власти неоднократно предлагали возглавить региональное управление здравоохранения (последний раз уже в нынешнем году министерство здравоохранения), от которых он отказывался.

[3] По результатам апрельских голосований в Городском муниципальном Совете противники мэра Цапина набирали от 16 до 19 депутатов (при общей численности депутатского корпуса 34).

[4] В.Пищугин — член Движения в поддержку армии, вел агитацию от имени Сталинского блока, в который входит «Трудовая Россия» и «ДПА»; другой кандидат — В.Тришин представлял Российский общенародный союз — крошечную партию националистической ориентации.

[5] С. Наумова в мэрии считали приемлемым кандидатом. Обоснованно или нет, — судить трудно, так как данные выборы были политическим дебютом члена руководства областного «Объединения предпринимателей».

[6] В соответствии с действующим Уставом области, принятой облдумой в 1995 г., когда Шабанов был спикером регионального законодательного органа, права подписи областных законов является прерогативой председателя облдумы. Данное положение Устава принималось с целью ограничить полномочия губернатора-назначенца Александра Ковалева.

[7] В случае исчезновения из областного законодательства нормы прямых выборов глав МСУ, Шабанов, а вместе с ним и спикер, и воронежские законодатели автоматически превратятся в клиентов Конституционного Суда.

[8] «О дополнениях в приложение к постановлению облдумы и администрации Воронежской области» №495/675 от 10.07.98 «Об утверждении положения о денежном содержании государственных служащих Воронежской области».

[9] Данное постановление де-факто вводит должность первого вице-спикера, тогда как ни Устав области, ни закон «Об органах государственной власти в Воронежской области» не выделяет первого вице-председателя из числа двух имеющихся.

[10] Депутатский корпус облдумы Воронежской области работает на непостоянной основе, однако, нет ни одного депутата, который бы не был членом какой-нибудь комиссии.

[11] Терновский район с населением менее 30 тыс. жителей расположен на северо-востоке Воронежской области. Район относится к числу самых малых административных образований и является реципиентом областного бюджета.

[12] Шабанов торопит: очередные выборы представительных органов власти субъектов области (кроме региональной столицы) пройдут в декабре. В Переход от прямых выборов первых лиц, сроки избрания которых не совпадают с выборами депутатов представительных собраний, позволит совершить кардинальные изменения в системе власти. Шабанов мотивирует свое желание интересами управления и безопасности. Раз есть вертикаль: Президент государства — губернатор, значит, должна быть — губернатор — глава территории субъекта региона. К тому же прямые выборы облегчают путь криминала во власти, что подтвердили белгородские губернаторские выборы (таким образом Жириновский в глазах Воронежского губернатора стал воплощением криминала, рвущегося во власть на волне прямых выборов).



Источники

[1]. Кордов В. Выборы состоялись. А горсовет? // Коммуна. — Воронеж, 1999. — №95. — 2 июня.

[2]. Осокин Д. Воронежская область в апреле 1999 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1999. — №4.

[3]. Обращение оргкомитета по созданию Воронежского регионального общественного движения «За возрождение экономики» к жителям области // Воронежский курьер. — Воронеж, 1999. — №54. — 20 мая.