Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Псковская область

В. Охота

Псковская область

в мае 1999 года

Псковская область готовится к выборам в Государственную Думу, заместитель губернатора Гавунас М. С. начал предвыборную кампанию на пост мэра Пскова, губернатор Михайлов Е. Э. обиделся на лидера Аграрной партии России Михаила Лапшина, областное Собрание приняло бюджет в первом чтении, мэру г. Пскова не удалось «отстоять» городские доходы, в области создан общественный благотворительный фонд «Сербия», основное предприятие энергетической системы области — банкрот, налоговая инспекция подвела итоги подачи деклараций о доходах, о дружбе служб занятости Псковской области и Белоруссии.

 

1.    ПОЛИТИКА

1.1.       Выборы в Государственную Думу. Общественное мнение

Предварительный прогноз результатов участия жителей Псковской области в выборах депутатов Государственной Думы был получен во время опроса общественного мнения, проведенного в апреле 1999 г. Областная выборка — 1600 человек, в том числе выборка по Пскову 400 человек, репрезентативна по полу и возрасту, а также месту постоянного проживания (город/село). Опрос проводился во всех городах и районах Псковской области.

Результаты опроса показали, что в предстоящих выборах намерены принять участие 71,4% избирателей. Если выборы в Государственную Думу по партийным спискам состоялись бы в момент проведения исследования, наибольшее число голосов избирателей Псковской области получила бы Коммунистическая партия Российской Федерации. За КПРФ готовы отдать свои голоса 23,2% псковичей, намеренных принять участие в голосовании. Второе место досталось «ЯБЛОКУ» (18,4%), третье — ЛДПР (9,3%). Пятипроцентный барьер преодолели также «Женщины России» (7,1%) и «Отечество» (7%).

Симпатии избирателей, проживающих в городе Пскове, распределились несколько иначе. Среди горожан лидирует «ЯБЛОКО» (26,6%), вторую позицию удерживает КПРФ (19,5%). На третье место вышло «Отечество» (10,5%), опередившее ЛДПР (7,1%). «Женщины России» имеют 6,5% приверженцев. Ровно 5% избирателей получило НДР.

Среди электората большинства партий преобладают женщины. Среди сторонников Аграрной партии доля женских голосов составляет 51,6%, КПРФ — 55,6%, «Отечества» — 56,1%, «ЯБЛОКА» — 57,3%, НДР — 61,4% и, наконец, «Женщин России» — 80,8%, что вполне логично. Мужчины-сторонники преобладают у ЛДПР (58,3%) и РНРП (партии Лебедя) — 65,5%.

На диаграмме (Рис. 1.) показана возрастная структура сторонников политических партий, преодолевающих 5-процентный барьер.

 

 

Рис. 1. Возрастная структура электората политических партий

 

Возрастная структура КПРФ представляет собой классический образец «уходящей партии», неизбежно теряющей сторонников в каждом последующем поколении. Основу электората компартии составляют люди предпенсионного и пенсионного возраста. Обращает на себя внимание сходство возрастной структуры избирателей «ЯБЛОКА» и «Отечества». У обеих партий основу электората составляют избиратели в возрасте от 35 до 44 лет, доля молодых и зрелых избирателей среди сторонников этих партий плавно растет в каждой последующей группе с 18 до 44 лет, затем наблюдается спад. Среди сторонников ЛДПР заметно преобладают мужчины в возрасте от 18 до 44 лет, в более старших возрастах у партии в два раза меньше приверженцев. Основу электората «Женщин России» составляют избиратели, преимущественно женщины, в возрасте от 25 до 44 лет.

Очень показательно также «внутрипартийное» распределение сторонников политических партий по уровню образования (Рис. 2.)

 

Рис. 2. Структура электората политических партий по уровню образования.

 

У КПРФ (а также у Аграрной партии) наиболее высока доля приверженцев с начальным и неполным средним образованием, превышающая 20%.

Наиболее существенный удельный вес среди избирателей всех политических партий (кроме ЛДПР) имеют люди со средним специальным образованием. Среди сторонников «ЯБЛОКА» таких 41,6%. У НДР — 45,5%, у РНП — 54,5%. Основу электората ЛДПР составляют избиратели с общим средним образованием (43,3%). Среди сторонников партии Жириновского меньше всего избирателей с высшим образованием (8,3%). Наибольший удельный вес такие избиратели составляют в «ЯБЛОКЕ» — 28,2%.

Пенсионеры преобладают среди сторонников практически всех политических партий. Среди поклонников КПРФ их 47,2%, «ЯБЛОКА» — 26,1%, «Женщин России» — 29,3%, НДР – 25%, «Отечества» — 20,4%, РНРП — 23,6%, ЛДПР — 20,2%, Аграрной партии — 32,8%.

Работники бюджетной сферы особенно заметны среди сторонников «Женщин России» (18,2%), «Отечества» (14,3%) и «ЯБЛОКА» (13,9%).

Квалифицированные рабочие составляют 21,8% от числа всех сторонников РНРП, 20,2% — ЛДПР, 14,1% — АПР, 13,6% сторонников НДР, 13,3% — «Отечества», 13% — КПРФ.

Неквалифицированные рабочие выделяются среди избирателей ЛДПР (11,8%), «Женщин России» (11,1%), Аграрной партии (10,9%).

Государственные и муниципальные служащие составляют 5,9% избирателей «ЯБЛОКА» и 4,7% избирателей АПР.

Среди избирателей «ЯБЛОКА» 4,2% предпринимателей, у всех остальных партий — в два и более раз меньше. Среди опрошенных избирателей АПР и РНРП предпринимателей не оказалось вообще.

Работники силовых ведомств составляют 5,1% избирателей «Отечества» и 3,6% избирателей РНРП. Таких людей не оказалась среди избирателей АПР и НДР.

Учащиеся и студенты наиболее заметны среди избирателей ЛДПР (12,6%) и НДР (9,1%). Среди сторонников КПРФ их 0,6%.

Безработные составляют 18,2% избирателей РНРП и НДР, 17,6% — ЛДПР, 13,1% — «Женщин России».

 

В ожидании новых выборов в Государственную Думу интересна информация об уровне стабильности электората и ожидаемом перетекании голосов.

64,5% опрошенных, голосовавших в Псковской области за КПРФ в 1995 г., готовы подтвердить свой выбор и в 1999-м. Среди избирателей «ЯБЛОКА» 1995 года этот показатель также очень высок и составляет 64,3%. 6,6% голосов сторонников коммунистов перешло к «Отечеству» и 4,6% — к «ЯБЛОКУ». 4,8% сторонников «ЯБЛОКА» 1995 г. готовы проголосовать за «Женщин России».

Электорат других партий не столь устойчив.

Аграрную партию России поддерживает 31% ее сторонников в 1995 г. 21,4% голосов ушло к «ЯБЛОКУ», 14,3% — к КПРФ. Подтвердить свою верность ЛДПР намерены только 24,9% ее сторонников четырехлетней давности. 22% голосов уходит к КПРФ, 10,4% — «ЯБЛОКУ», 6,4% — «Женщинам России», 5,2% — «Отечеству».

27,8% избирателей КРО (Конгресса русских общин) проследовали вслед за А. И. Лебедем в сторонники РНРП. 19,4% сторонников КРО 1995 г. намерены проголосовать за «ЯБЛОКО», 13,9% — за КПРФ и 11,1% — за «Отечество». «Женщины России» сохранили 27,5% приверженцев. По 13,7% их избирателей теперь голосуют за КПРФ и «ЯБЛОКО», еще 5,9% — за «Отечество».

Электорат НДР полностью разрушен. Свой выбор готовы подтвердить 8,5% сторонников движения в 1995 г. По 17% голосов забирают «Отечество» и «ЯБЛОКО», 12,8% — «Женщины России», 8,5% — РНРП.

Немногочисленные сторонники блока «Коммунисты — Трудовая Россия — За Советский Союз» практически полностью интегрировалась в КПРФ, сторонники ДВР — в «ЯБЛОКО».

 

Предпочтения городского населения области (жители Пскова, Великих Лук и районных центров) распределились следующим образом: КПРФ (20,8%), «ЯБЛОКО» (20,5%), ЛДПР (9,6%), «Отечество» (7,8%), «Женщины России» (7,7%), остальные набрали менее 5%.

Предпочтения сельского населения существенно отличаются: КПРФ (27,8%), «ЯБЛОКО» (14,5%), ЛДПР (8,7%), АПР (6,6%), «Женщины России» (5,9%), «Отечество» (5,4%).

На сегодняшний день высока вероятность того, что и на парламентских выборах 1999 года Псковская область подтвердит репутацию составной части «красного пояса» России [[1]].

1.2.       Администрация Псковской области

В мае произошли кадровые перестановки. В соответствии с представлением Главы Администрации Псковской области Е. Э. Михайлова заместитель Главы Администрации Псковской области, руководитель представительства Администрации Псковской области при Правительстве Российской Федерации М. С. Гавунас утвержден председателем Псковской областной комиссии по телерадиовещанию Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию.

Круг обязанностей Гавунаса М. С. постоянно расширяется. Михаил Савельевич курирует вопросы связанные: с производством алкоголя на территории области, оборотом цветных металлов, с милицией, дорожной отраслью, строительством гостиницы в г. Пскове, контролирует работу псковского мясокомбината и предприятия «Мукакомбикорма». Теперь к этому кругу прибавилось и кураторство над СМИ.

Улыбающийся и энергичный Гавунас М. С. не сходит с экрана областного телевидения. Начав предвыборную кампанию на пост мэра города Пскова, Гавунас М. С. работает на образ защитника «униженных и оскорбленных».

17 мая заместитель главы областной Администрации прибыл на митинг в один из районов города Пскова. Поводом для проведения митинга послужило начало строительства автозаправочной станции. 1227 подписей поставили жильцы близлежащих домов под протестом, адресованным властям. На народном сходе присутствовали заместитель главы администрации города И. Смирнов, заместитель главы администрации области М. Гавунас, управляющий микрорайоном Ю. Лепетов, главный инженер фирмы-заказчика ООО «Псковнефтепродукт» Ю. Малешин.

И. Смирнов ознакомил собравшихся с документами по строительству. В числе прочих среди них имелось и согласие жильцов на строительство заправки. Подписи собирались так давно, что кто-то пребывал в уверенности, что отдал свой голос в пользу новой автобусной остановки. И. Смирнов выслушал все претензии и заверил жильцов, что их мнение будет обязательно учтено при повторном, полном и всестороннем рассмотрении вопроса о заправке и, вполне вероятно, строительство прекратится.

18 мая областные средства массовой информации сообщили, что заместитель главы Администрации Псковской области М. С. Гавунас провел совещание. «В совещании приняли участие представители природоохранных органов, центров Госсанэпиднадзора в Псковской области и в Пскове, представители общественности» [[2]]. Было решено приостановить строительство автозаправки в связи с неблагополучной обстановкой в данном районе.

Дополнительные разъяснения Гавунас М. С. давал лично во время телевизионного выступления перед псковичами: «Можно оставаться в недоумении как городские власти проигнорировали экологическую ситуацию и мнение жителей, находясь в стороне от поиска путей решения возникшей конфликтной ситуации» — был возмущен заместитель губернатора.

В свою очередь, городские власти оправдывались на страницах городской газеты: «Предполагалось, что строительство новой АЗС будет воспринято с пониманием. Ведь были проведены опрос населения, экологическая экспертиза, получено разрешение санэпиднадзора. По законодательству решение о строительстве принимается с учетом мнения жителей. Поэтому перед проведением опроса решили, что если более 50 процентов из опрошенных будут «за», то строительство будет начато. И за строительство автозаправочной станции высказалось 53 процента опрошенных, против — 47 процентов. Так что администрация города имела все законные основания принять решение о строительстве АЗС».

28 мая вопрос о строительстве АЗС был вынесен на заседание городской администрации. Было принято решение создать рабочую комиссию для рассмотрения жалоб и предложений горожан, а также дополнительной экспертной оценки документов по строительству АЗС.

 

22 мая 1999 года в газете «Комсомольская правда» было опубликовано интервью с лидером Аграрной партии России М. Лапшиным. Весьма негативную оценку дал этой статье губернатор Псковской области Михайлов Е. Э. в одном из телевизионных эфиров. Обидным показалось Михайлову Е. Э. то, что Лапшин М. назвал Псков «вторым Кувейтом». А если верить лидеру аграрной партии, по числу пробуренных скважин Псковщина уже давно обогнала нефтеносные районы Ближнего Востока. Глубина же скважин, по его словам, достойна занесения в Книгу рекордов Гиннеса. Лапшин утверждает, что Псковщину буквально издырявили трехкилометровыми скважинами, израсходовав на эти цели миллионы рублей. Приписываются эти «достижения» губернатору Михайлову Е. Э.

Статью в «Комсомольской правде» Михайлов Е. Э. назвал «политическим интересом». В конце телевизионного интервью губернатор добавил: «Комсомолка» честно заработала деньги за скандальную статью. Вот только появление таких материалов в центральной газете вряд ли работает на ее авторитет».

 

Администрация Псковской области приняла активное участие в подготовке Дня славянской письменности и культуры. Этот праздник ежегодно проводится в разных городах России, в мае этого года праздник проходил в Пскове.

Масштабы праздника были грандиозны. О значимости областной Администрации в рамках проводимого мероприятия говорил заместитель Главы Администрации Псковской области Ю. А. Демьяненко в беседе с корреспондентом «Псковской правды»: «В Псковскую область, благодаря этому празднику, пришли большие средства из федерального бюджета. Приехали 1200 артистов, множество гостей. И всех надо накормить, напоить, разместить, перевести из одной «точки» праздника в другую на каком-нибудь транспорте. За все это организаторы в лице Министерства культуры будут платить. И все эти деньги получает Псковская область, получают конкретные организации и люди, работающие на обслуживании праздника: повара, водители, работники гостиниц, строители и т. д. Это дополнительные рабочие места.

Далее, благодаря этому празднику, мы смогли сегодня за счет средств Министерства культуры отремонтировать Кремль. Мы смогли отремонтировать памятник Пушкину. Двадцать лет уже этому памятнику, и он давно требовал ремонта. Фонтан пустили в Пскове — сколько он стоял в нерабочем состоянии? В Зеленом театре в прошлом году во время певческого праздника обрушилась сцена, чуть не пострадали люди — а теперь мы ее починили. Здание ПГПИ нужно было уже побелить? Проезжую часть Октябрьского проспекта нужно было отремонтировать? И все это мы делаем сейчас. Но случился праздник, мы поставили перед Министерством культуры вопрос, о том, что невозможно проводить праздник в неотремонтированном Кремле. И вот практически все делается на федеральные средства. То есть, мы «вытянули» эти средства сюда, в Псковскую область, и все делаем быстро, не оставляя до лучших времен.

Второе — вопрос престижа. Вся Россия увидит, какая она, наша Псковская земля. Какие небылицы порой слагают о Псковской земле: то не нравится кому-то областная Администрация, то ее глава, то еще кто-то. А вот теперь Россия увидит, что делают псковичи для того, чтобы помнить свою историю, во благо единения нации. И делает это, прежде всего, тот же Глава, та же Администрация. Пусть вся Россия видит псковских людей — на что они способны, как они талантливы. Область заявляет о себе. Мы говорим: неблагоприятный инвестиционный климат и рассуждаем: почему к нам не идут инвесторы? Мало того, что у нас льготных налоговых законов недостаточно, может, но еще ведь нашу область мало знают! Каждый день по Центральному телевидению говорят о Самарской области, о Нижегородской, Новгородской, конечно, инвестор пойдет туда. И вот зазвучала на всю Россию Псковская область как центр Дней славянской письменности и культуры, центр празднования 200-летия А.С. Пушкина. В прямом эфире идет телевизионный репортаж. Это все «накручивается». Этот праздник, в итоге, — не только культура, не только рабочие места, не только отремонтированное — отреставрированное. Это польза экономике — сегодня и на перспективу. Я бы сказал, что это духовная инвестиция в экономику завтрашнего дня Пскова» [[3]].

1.3.       Псковское областное Собрание депутатов

Включенный в повестку дня шестнадцатой сессии областного Собрания, состоявшейся в конце апреля, вопрос номер один — о проекте бюджета области на 1999 год — был снят по причине того, что проект поступил из администрации области в Собрание в самый канун сессии и депутаты не успели его прочесть. 13 мая состоялась внеочередная специальная сессия областного Собрания депутатов.

Собрание депутатов и Администрация области провели три заседания согласительной комиссии. Вероятно, это послужило причиной того, что бюджет-1999 в первом чтении был принят шестнадцатью голосами при одном воздержавшемся.

О результатах работы согласительной комиссии доложил на сессии начальник финансового управления области С. Казанцев. Он отметил несколько приятных для слуха моментов. Например, о том, что расчет заработной платы бюджетникам произведен с учетом повышения ее в полтора раза. Доходная часть бюджета немного увеличилась, а расходная уменьшилась на три миллиона рублей. Дефицит бюджета снизился с 52,7% до 51,6%. Трансферт для области в размере 454 миллионов рублей будет исполнен на все сто процентов — администрация в этом уверена.

Удельный вес доходов областного бюджета в консолидированном бюджете области в 1997 году составил 25,0%, в 1998 году — 26,7%, а в 1999 году планируется 33,1%. Удельный вес доходов областного бюджета, с финансовой помощью из федерального бюджета, в консолидированном бюджете также достаточно быстро возрастает: в 1997 году он составил 36,0%, в 1998 году — 37,8%, в 1999году — 43,0%.

В результате централизации доходов в областной бюджет объем собственных доходов составляет в процентах к базовому 1998 году:

·  областной бюджет — 143,7%;

·  бюджеты районов и городов всего (без Пскова) — 112,9%;

·  бюджет города Пскова — 96,6%.

Мэра Пскова особенно беспокоил тот факт, что бюджет города сокращен в три раза. А также непосильный дефицит областного бюджета — более 51%. «Это значит, что мы предлагаем области жить через день. По четным или нечетным числам — кому как больше нравиться», — сказал он. На предлагаемые бюджетом деньги жить невозможно, считает А. Прокофьев, а поэтому бюджет необходимо дорабатывать.

Руководители районов настаивали на том, чтобы трансферты муниципальных территорий были защищены от каких-либо посягательств и катаклизмов.

Депутат И. Савицкий предложил вписать в бюджет строку о расчетах по долгам перед населением. Он считает, что дефицит бюджета можно сократить, и значительно, за счет упорядочения сбора налогов с государственных унитарных предприятий[[4]].

13 мая депутаты также приняли Закон с внесенными в него поправками «О налоговых льготах на 1999 год».

1.4.       Местное самоуправление

1.4.1.      Псковская городская администрация

В течение мая городская администрация делала безуспешные попытки убедить депутатов областного Собрания не сокращать доходы города Пскова.

Доходы бюджета г. Пскова уменьшены по сравнению с 1998 годом в результате снижения нормативов отчислений от федеральных налогов, которые являются основным доходным источником городского бюджета, а также полного изъятия поступлений подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль по ГУП «Псковалко», налога на прибыль (доход) Псковского подотдела Санкт-Петербург — Витебского отделения железной дороги, резкого снижения суммы трансферта.

В соответствии с установленными городу нормативами доходы бюджета города Пскова на 1999 год рассчитаны в объеме 237 млн. рублей, то есть практически на уровне 1998 года. И это при официально признанной инфляции на 1999 год в размере 30%. Следовательно, без учета инфляции доходная база городского бюджета уменьшена как минимум на треть.

В расходах бюджета города Пскова не учтены расходы на содержание целых отраслей и направлений: на содержание милиции общественной безопасности и медвытрезвителя, на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, на средства массовой информации, обслуживание и погашение муниципального долга по ссудам из областного бюджета и коммерческих банков, на выполнение функций областного центра, другие общегородские расходы. Расходы на приобретение оборудования и инвентаря для бюджетных учреждений, капитальный ремонт городских объектов и на капитальное строительство вообще не предусмотрены. В то же время в областном бюджете на капиталовложения, инвестиции, обслуживание государственного долга и возврат кредитов, обеспечение областных гарантий средства запланированы.

При определении расходов подход к территориям имеет избирательный характер. Прочие расходы городу Пскову определены больше, чем городу Великие Луки, только на 24%, в то время как численность населения города Пскова больше на 76,3%.

Из 26 территорий области по социально значимым расходам на одного жителя город Псков находится на 19 месте.

В городе имеется ряд объектов, имеющих жизненно важное значение, строительство которых ведется на протяжении ряда лет и не может быть остановлено: водовод в районе Завеличья, дюкер через р. Великую, самотечный канализационный коллектор Запсковья, расширение и реконструкция 2-й очереди канализационных очистных сооружений и т.д. Расходы на капитальное строительство — это расходы, без которых не обойтись, однако в проекте бюджета на 1999 год они городу даже не планируются.

В принятом бюджете на 1999 год в первом чтении расходная часть бюджета областного центра занижена не менее чем на 300 млн. рублей. Город Псков необоснованно отнесен к третьей группе территорий с заниженными нормативами зачисления доходов в муниципальный бюджет и лишен права на получение трансферта.

Доля города Пскова, где проживает 1/4 часть населения области, в формировании доходов консолидированного бюджета области постоянно возрастает: в 1997 году — 40%, в 1998 году — 41%, в 1999 году — 42%. В то же время в соответствии с проводимой экономической политикой областных властей доля расходов города последовательно уменьшается: в 1997 г. — 20,6%, в 1998 г. — 18%, в 1999 г. — 14%.

В городском финансовом управлении были проанализированы основные параметры принятого проекта бюджета и возможные финансово-экономические последствия для жителей областного центра. Главный вывод, который сделали специалисты городской администрации — ситуация крайне тревожная: при сохранении существующей бюджетной сети в районах и городах наблюдается резкая централизация доходов в областном бюджете, из-за чего муниципальным бюджетам не представляется возможности произвести расходы хотя бы минимальной ненормально, что город Псков, являясь главным «финансовым донором», областным центром, имеющий развитую инфраструктуру, вкладывающий в бюджет области более 40% доходов, должен постоянно находится на грани выживания [[5]].

1.4.2.      Город Опочка

После того как районный, а несколько позже и областной суд признали решение Опочецкого районного Собрания депутатов о введении платы за проезд через мост в центральной части города незаконным, местные власти недолго пребывали в унынии[1]. На апрельской внеочередной сессии опочецкие депутаты проголосовали за постановление «Об ограничении движения тяжеловесных транспортных средств по дорогам: Опочка — Полоцк, Опочка — Карсава». Решение родилось после обследования дорог с твердым покрытием. Под него подвели законодательную базу, призвав на помощь Постановление Правительства РФ от 14.10.96 г. №1211 «Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автодорогам и использованию средств, полученных от взимания этой платы» и постановление областного Собрания от 30.08.95 г. «Об утверждении допустимых параметров тяжеловесных транспортных средств с грузом, проезжающих по автодорогам общего пользования Псковской области и тарифов за компенсацию ущерба, причиненного дорожной одежде».

Вспомним в связи с этим статью заместителя прокурора области Петра Коштырева в номере «Псковской газеты» от 17 марта, заявившего следующее: «..Если вы ездили когда-нибудь, то обращали, наверное, внимание на весы у постов ГИБДД. Все большегрузные автомашины, если нагрузка на ось превышает установленную норму, должны платить определенный сбор, он расходуется на поддержание дорог. И это установлено федеральным законодательством. Так, на дороге Себеж — Опочка еще действует сбор за проезд большегрузного транспорта. Мы изучили этот участок областной дороги и сочли этот сбор правомерным. Тем более что главы районных администраций согласовали свое распоряжение с Территориальным дорожным комитетом Псковской области».

Апрельское постановление обязало платить не только иностранцев, но и российских автомобилистов. Исключение сделано лишь для транспортных средств, зарегистрированных на территории области, и для гуманитарных грузов.

1.5.       Выборы

1.5.1.      Выборы в областное Собрания депутатов

В мае началась регистрация кандидатов в депутаты областного Собрания по округу №1[2].

В территориальной избирательной комиссии города Пскова прошла пресс-конференция.

В настоящее время изъявили желание баллотироваться по данному округу и сдали необходимые документы в окружную избирательную комиссию 10 человек. Областная избирательная комиссия своим постановлением №377 от 6 апреля 1999 года утвердила инструкцию о порядке предоставления эфирного времени на каналах электронных средств информации и печатной площади в периодических печатных изданиях для предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам в депутаты Псковского областного Собрания депутатов.

От партий и общественных объединений выдвинут один человек (КПРФ). Самовыдвижением воспользовался тоже один претендент. Восемь человек выдвинуты группами избирателей.

В мае зарегистрированы кандидатами в депутаты и преступили к предвыборной агитации:

Максимов Игорь, начальник главного управления строительства и архитектуры Псковской области. Несколько лет был главой администрации Стругокрасненского района.

Сотник Александр, начальник штаба дивизии, полковник.

Пыхтин Алексей, конкурсный управляющий ОАО «Ресурс».

Лесников Валерий, генеральный директор объединения ООО «Лекор».

Шлосберг Лев, директор центра «Возрождение», руководитель регионального отделения «ЯБЛОКА».

Асадчий Виктор, директор АО «Псков-Лада», экс-председатель псковской городской Думы.

1.5.2.      Выборы органов местного самоуправления

16 мая 1999 года проводились дополнительные выборы депутата Собрания Пыталовского района.

В соответствии с областным законодательством, выборы в органы местного самоуправления считают состоявшимися при участии в них не менее 25% избирателей, а в случае если в избирательный бюллетень внесена одна кандидатура, то избранным признается кандидат, который получил более 50% голосов избирателей, принявших участие в выборах.

По избирательному округу №8 Пыталовского района в выборах приняло участие 58,67% избирателей.

Депутатом Собрания Пыталовского района избран Чуев Виктор Николаевич, 1953 года рождения, председатель общества с ограниченной ответственностью «Жоговское», за которого проголосовало 98,56 процентов избирателей, принявших участие в голосовании.

На 6 июня 1999 года назначены выборы главы администрации Новосокольнического района, а 20 июня состоятся дополнительные выборы депутата Собрания Новоржевского района [[6]].

 

1.6.       Федеральные органы в регионе

1.6.1.      Таможня

Итоги первого квартала 1999 года подвела Псковская таможня.

Общий объем товарооборота составил 169,9 тыс. тонн (что на 73% больше, чем за тот же период прошлого года). В том числе: импорт — 38,8 тыс. тонн (рост на 17%), экспорт — 131,1 тыс. тонн (рост в 2 раза). То есть объемы экспорта продолжают превышать объемы импорта. Доля первого относительно второго возросла с 2 раз в первом квартале 1998 года до 3,4 раза в нынешнем году.

Темпы роста ввозимых товаров по сравнению с первым кварталом прошлого года сократились на 83%. Темпы роста экспорта возросли за аналогичный период почти в два раза.

Товарооборот в деньгах составил 23 368,726 тыс. долл. (по сравнению с I кварталом 1998 г. он уменьшился на 20%). В том числе: импорт составил 10 994,405 тыс. долл. (сокращение на 40%), экспорт — 12 374,321 тыс. долл. (рост на 13%).

Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме составила 95%. Рост происходит на фоне снижения товарооборота со странами СНГ (12%).

В поезде Москва — Рига сотрудники Себежской таможни задержали жительницу Латвии, пытавшуюся вывезти из России более 90 предметов старины и искусства.

Картины, эскизы, украшения из серебра, золота, янтаря, книги, произведения живописи конца 19 — начала 20 веков, медали не были заявлены на вывоз при таможенном контроле. Их владелица, объяснившая, что все это ей досталось в наследство от тети и завещание на ее имя имеется, пыталась убедить таможенников, что эти предметы не имеют культурной и исторической ценности, а значимы лишь для нее как память о близких людях. Попытку обойти таможенный контроль она аргументировала незнанием того, что необходимо свидетельство Министерства культуры РФ на право вывоза предметов старины и искусства.

1.7.       Международные и межрегиональные связи

5 мая состоялась встреча главы администрации Псковской области Е. Э. Михайлова с Генеральным консулом Китайской Народной Республики в Санкт-Петербурге Юе Цзинем.

Как сообщила пресса, целью его пребывания на Псковщине является знакомство с экономической ситуацией в области, укрепление дружеских и деловых связей КНР с Псковским краем. В ходе визита планировалось разработать ряд рекомендаций для китайских предпринимателей, чтобы сделать их сотрудничество с регионом более тесным и плодотворным.

 

По приглашению Департамента полиции в Эстонии побывала группа сотрудников центрального аппарата МВД России из Москвы и начальник отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД области полковник милиции Н. Ф. Каныгин. Разговор шел о том, как совместно противостоять распространению наркобизнеса.

Только за минувший год на Псковщине изъято более 600 килограммов различных наркотиков, выросло количество выявленных по этой линии преступлений. Эстонскую сторону особенно заинтересовали практические наработки псковских сыщиков.

 

27 мая в Белоруссии открылся второй фестиваль молодежи пограничных войск России и Белоруссии, проводимый Комитетами по делам молодежи Псковской и Витебской областей. В составе делегации Псковской области находились молодые воины-пограничники Псковского и Пыталовского погранотрядов, бригады сторожевых кораблей, штаба территориального управления погранвойск и представители Комитета по делам молодежи Псковской области.

Псковские пограничники побывали на погранзаставах Полоцкого погранотряда, осуществляющего охрану границы с Латвией, посетили одну из лучших застав Белоруссии — Опса, провели встречи с молодыми пограничниками, учащимися школ, главами местных органов власти, приняли участие в мероприятиях, посвященных Дню пограничника, посетили древний Полоцк, побывали в Верхнедвинске и Новополоцке.

Предыдущий первый фестиваль молодежи пограничных войск России и Белоруссии состоялся в прошлом году на Псковщине.

 

В ноябре 1998 года было принято соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Псковским департаментом и управлением Витебской службы занятости. По словам начальника отдела информации и сотрудничества с работодателями департамента занятости населения Псковской области А.С. Любушина, в Белоруссию переселилось около 40 семей (всего же там приняли более 340 россиян). В Городокский район, соседствующий с Невельским, перебрались уже 11 псковских семей, сезонных и временных работников поселяют в общежитие.

Соглашению о партнерстве и сотрудничестве почти полгода. В псковской Службе занятости надеются перенять у соседей практику общественных работ: если безработный игнорирует их, ему приостанавливают выплату пособия.

 

По приглашению коллег депутаты областного Собрания побывали в Законодательном собрании Ленинградской области. За 5 лет такая встреча проводилась впервые. Она состоялась в зале заседаний на Суворовском проспекте в Санкт-Петербурге.

 

1.8.       Реакция на события в Югославии

В начале мая в Пскове зарегистрирован Областной общественный благотворительный фонд «Сербия». Целью его создания — «консолидация передовой части населения Псковской области на основе истинно русского патриотизма, интернационализма и духовности в их стремлении оказать духовную, моральную и материальную поддержку сербскому народу, пострадавшему от ярких проявлений агрессивной политической сущности империализма США», а также организация повсеместной помощи пострадавшим сербам, беженцам и вынужденным переселенцам.

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Промышленность

В отношении базовой составляющей всей энергетической системы Псковской области — АО «Псковэнерго» — была начата процедура банкротства. По заявлению кредиторов, Арбитражный суд Псковской области провел уже не одно судебное заседание по этому вопросу. Последний финансовый год «Псковэнерго» закончило с убытком в 34,2 млн. рублей.

С 1996 года в Псковской области действует установленный региональной энергетической комиссией заниженный тариф на отпускаемую электроэнергию. За эти годы для «Псковэнерго» неоднократно тариф за электроэнергию на оптовом федеральном рынке повышался, а отпускной запрещали увеличивать. Но не только это обстоятельство буквально загоняло ОАО «в долговую яму». Серьезно сказалось на сложившейся ситуации перекрестное субсидирование и неплатежеспособность потребителей.

Продажа акций Псковской ГРЭС «Газпрому» лишь частично решает данную проблему. По словам руководителя «Псковэнерго», в этих условиях, когда «...решается судьба по сути всей энергосистемы области, «некоторые силы» пытались затеять в Псковской области коренное изменение схемы расчетов за электроэнергию». Суть этих изменений заключается в том, чтобы попытаться вывести перепродавца электроэнергии ПЭГУП «Псковоблэнерго» на федеральный оптовый рынок электроэнергии (ФОРЭМ).

Дело в том, что в Псковской области давно существует так называемое перекрестное субсидирование потребителей. Согласно Указу Президента и Постановлению Правительства все предприятия сельского хозяйства имеют льготный тариф на электроэнергию. Также по более низкой цене получает электроэнергию и население. Разница же в цене от этих льгот перекладывается на промышленность всей области. Если коммунальные энергетики, используя сети, выйдут на оптовый рынок, то они как бы заберут с собой более выгодных потребителей, покупающих электроэнергию по высокому тарифу. «Псковэнерго» же останутся все сельскохозяйственные потребители и сельское население. При этом никто не собирается компенсировать огромные затраты по поставке по льготным ценам электроэнергии селу, населению и т. д.. А если отказаться от льготного тарифа, то для сельхозпроизводителя цена 1 киловатт-часа электроэнергии возрастает на треть. Тариф для населения увеличивается до 55 коп. за 1 кВт/час.

У «Псковэнерго», до недавнего времени являющегося единственной энергоснабжающей организацией в регионе, находятся 42 тысячи километров электросетей, 90% которых составляют сети сельхозназначения.

За первые три месяца в Псковской области похищено 25499 кг проводов и 14 трансформаторов, находящихся на балансе ОАО «Псковэнерго». Общая сумма ущерба составила 2 072 117 рублей. По этой причине на сегодняшний день более 30 населенных пунктов не обеспечены электроэнергией. Согласно справке о хищении цветных металлов и оборудования с объектов ОАО «Псковэнерго» в 1998 году в «собственность» отдельных представителей населения перешло 881,2 км проводов (143 200 кг), 5 опор, 55 трансформаторов. При этом на месте преступления погибло 14 человек. Возбуждено 519 уголовных дел. Наиболее неблагоприятная обстановка сложилась в Великолукском, Себежском, Опочецком, Порховском, Островском, Бежаницком филиалах электрических сетей.

2.2.       Сельское хозяйство

За последние годы заметно возрос спрос на лен. Произошло это из-за того, что посевные площади долгунца в Российской Федерации резко сократились. В прошлом году подлежало уборке в России всего 80 тысяч гектаров. Это меньше того, что когда-то сеяла одна Псковская область. Из-за нехватки сырья многие льнокомбинаты начали простаивать.

Возросшая цена на лен создает благоприятные условия для того, чтобы сельхозпредприятия смогли поправить свое финансовое положение. Многие коллективы Псковской области начали расширять посевы долгунца. Облсельхозуправлением сейчас завершается разработка программы развития льноводческого комплекса до 2002 года. Проектом предусматривается увеличить посевы льна в два раза.

Такая возможность становится реальной после того, как Администрация области создала себе «подсобное хозяйство» — открытое акционерное общество «Псковлен», и оказала существенную финансовую поддержку по погашению долгов перед льносеющими хозяйствами за прошлые годы. Администрация области заявляет, что якобы найден инвестор, который готов вкладывать свои капиталы в развитие льноводства в Псковской области.

 

Областная газета «Псковская правда» сообщила, что весенние полевые работы в большинстве хозяйств области завершены. На 100 процентов уже выполнен план сева зерновых и зернобобовых сельхозпредприятиями Опочецкого и Пустошкинского районов, на 95% справились с ними усвятские сельские коллективы. По 85 и более процентов предусмотренных площадей занято зерновыми в бежаницких, великолукских, пыталовских, новосокольнических и куньинских хозяйствах. Неплохо идет в области сев льна и посадка картофеля. Но по этим позициям все же имеется некоторое отставание от прошлогоднего уровня. А в целом к 20 мая в области на 77% выполнен объем весновспашки и на 66% — яровой сев. На 73 процентах площадей посеяны зерновые, на 44 — лен, посажена треть картофеля и овощей.

2.3.       Налоги

Депутат городской Думы Соболь Н. И., одновременно работающий врачом в поликлинике, в мае обратился к главе областной Администрации Михайлову Е. Э. Соболь Н. И. предлагает пересмотреть ставки вмененного дохода и базовой доходности в сфере оказания физическим лицам медицинских услуг.

В настоящее время для этой категории предпринимателей установлен единый показатель в размере 32 тысяч рублей с корректирующим коэффициентом 1,5. По мнению депутата, данные показатели должны быть разными для более доходных медицинских услуг, к которым можно отнести стоматологию, гинекологию, наркологию, и по менее прибыльным, таким как терапия, кардиология, гомеопатия, функциональная диагностика и т. п. Свое предложение он обосновал конкретными примерами.

Непринятие соответствующих поправок в сторону уменьшения размеров базовой доходности и коэффициента для менее прибыльных видов медицинской деятельности, как считает депутат, вызовет прекращение работы многих частнопрактикующих врачей, что, с одной стороны, ухудшит положение этой категории населения и обострит в целом социально-экономическую ситуацию в регионе, а с другой стороны, приведет к снижению налогооблагаемой базы на рынке медицинских услуг.

Депутат также отметил, что принятый Закон о едином налоге нарушает действующее законодательство РФ, в частности, Федеральный Закон №148-ФЗ от 31.07.98 г., так как устанавливает протекционистские меры для отдельных субъектов рынка. Поэтому в более выгодном положении с введением данного закона находятся бюджетные организации, оказывающие платные услуги, государственные и муниципальные аптеки. Они освобождены от уплаты единого налога в отличие от негосударственных организаций, предприятий и предпринимателей. Соболь Н. И. предлагает освободить от уплаты единого налога аптеки всех форм собственности и добавить в качестве его плательщиков бюджетные организации, оказывающие платные услуги.

 

В Псковской области подведены итоги подачи деклараций о доходах.

По данным пресс-центра Госналогинспекции по Псковской области, по состоянию на 1.04.99. года было подано гражданами 19 769 деклараций о доходах физических лиц и 3949 — о доходах и имуществе государственных служащих. К концу апреля количество поданных деклараций о доходах физических лиц увеличилось на 8,5%, дополнительно было подано 1680 деклараций и 80 деклараций о доходах и имуществе государственных служащих. По 752 декларациям, составляющим 12% от их общего количества, исчислен возврат подоходного налога на сумму 298 тыс. рублей. По 928 декларациям (8,8%) начислен налог к доплате на сумму 484 тыс. рублей (9,5%). Кроме того, дополнительно подано 325 деклараций о доходах за 1996-97 годы, по результатам проверки которых доначислено налога на сумму 199 тыс. рублей. Налоговыми органами проверено 2336 деклараций, по которым также доначислено 33 тыс. рублей.



[1] С февраля  районным собранием депутатов была установлена плата за проезд через мост в центре г. Опочка для иностранных автомобилистов (постановление было принято 23 декабря 1998 г.).

[2] В предыдущих обзорах мы рассказывали о том, как областная Администрация, не найдя общего языка с областным УВД, добилась увольнения начальника УВД Псковской области Щадрина С. Ф. с занимаемой должности. В марте 1999 г. Администрация области добилась того, что судебная коллегия по гражданским делам псковского областного суда признала недействительной регистрацию избранного депутата Псковского областного Собрания Щадрина С. Ф. Избирательная комиссия Псковской области постановила назначить на 4 июля 1999 г. повторные выборы депутата Псковского областного Собрания депутатов по избирательному округу № 1.



Источники

[1]. «Sociofocus». На старт... Внимание... // Новости Пскова. — Псков, 1999. — 21 мая. — С. 2.

[2]. Замараева А. Митинг протеста на Запсковье // Новости Пскова. — Псков, 1999. — 20 мая. — С. 1.

[3]. Токарева Л. Такого праздника еще не бывало! // Псковская правда. — Псков, 1999. — 22 мая. — С. 1-2.

[4] Мартынова Е. Бюджет — 99 принят в первом чтении // Новости Пскова. — Псков, 1999. — 17 мая. — С. 3.

[5]. Березняк Л. В., заместитель Главы администрации г. Пскова, начальник финансового управления // Новости Пскова. — Псков, 1999. — 27 мая. — С. 2.

[6]. Семенов Б. Выборы продолжаются // Псковская правда. — Псков, 1999. — 20 мая. — С. 6.