Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Карачаево-Черкесская Республика

Тимур МУЗАЕВ *

Выборы главы Карачаево-Черкесии:

от политического противостояния к межнациональному конфликту

Выборы нового главы Карачаево-Черкесии, состоявшиеся в два тура, 25 апреля и 16 мая 1999 г., стали катализатором нового обострения межнациональных отношений в этой северокавказской республике.

Первый тур выборов прошел относительно спокойно. 25 апреля на пост главы КЧР претендовали около десятка кандидатов. Действовавший глава КЧР Владимир Хубиев, на которого делала ставку Москва, получил менее 5% голосов. Не смогли набрать числа голосов, необходимого для продолжения дальнейшей борьбы за кресло главы республики, лидер коммунистов республики Михаил Якуш, представитель Карачаево-Черкесии в Москве бизнесмен Магомед Каитов, судья Конституционного суда РФ Борис Эбзеев и другие кандидаты. Во второй тур вышли мэр г.Черкесска Станислав Дерев, получивший 40,1% голосов, и бывший главнокомандующий сухопутными войсками РФ генерал армии Владимир Семенов, набравший 17,9% голосов.

1.    Соперники

СЕМЕНОВ Владимир Магомедович, генерал армии, главный военный советник Министра обороны РФ родился 8 июня 1940 г. в ауле Хурзук Карачаевского района. Карачаевец.

Окончил Бакинское общевойсковое командное училище, Военную Академию им.Фрунзе, Академию Генерального штаба Вооруженных сил СССР.

Службу в Советской армии начал в 1958 г. Был командиром мотострелкового взвода, командиром мотострелковой роты (1966-1970), начальником штаба — заместителем командира полка (1971-1973), командиром полка (1973-1975), начальником штаба — заместителем командира дивизии (1975-1979), командиром армейского корпуса, командующим армией (1979-1986).

С 1986 по 1988 г. — первый заместитель командующего войсками Забайкальского военного округа (ЗабВО), с сентября 1988 по август 1991 г. — командующий войсками ЗабВО.

Член ЦК КПСС с июля 1990 по август 1991 г. Народный депутат СССР с 1989 по январь 1992 г.

После провала путча ГКЧП в августе 1991 г. был назначен Главнокомандующим Сухопутными войсками — заместителем министра обороны СССР. С марта 1992 г. — командующий Силами общего назначения Объединенных вооруженных сил СНГ.

С августа 1992 г. занимал пост Главнокомандующего Сухопутными войсками РФ. Одновременно являлся уполномоченным представителем РФ по вопросам пребывания российских войск на территории Молдовы.

В 1994-1996 гг. выступал против ввода российских войск в Чечню и эскалации военных действий. Анализируя действия федеральных сил в ЧР, отмечал, что из-за дефицита средств войска утратили выучку, полевые штабы не всегда способны планировать боевые действия и грамотно управлять подразделениями.

2 декабря 1996 г. пресс-служба Министерства обороны РФ сообщила, что приказом министра обороны РФ от 30 ноября 1996 г. В.Семенов «на основании решения Президента» освобожден от должности главкома «за действия, порочащие честь и достоинство военнослужащего, несовместимые с занимаемой должностью». Пресс-служба Президента РФ в тот же день опровергла сообщения пресс-службы МО и заявила, что Президент РФ никаких указаний об увольнении В.Семенова не давал.

Президент Б.Ельцин поручил главе Администрации Президента РФ А.Чубайсу «тщательно изучить причины и обстоятельства конфликта».

24 февраля 1997 г. против В.Семенова было возбуждено уголовное дело по признакам «злоупотребления служебного положения». Вскоре дело было прекращено. 11 апреля 1997 г. указом президента РФ В.Семенов был освобожден от должности главкома. Большинство военных обозревателей указывали в качестве настоящей причины увольнения В.Семенова его «нелояльность» во время чеченской войны, которая настроила против главкома большинство российского генералитета.

В июне 1998 г. В.Семенов был назначен главным военным советником Министра обороны РФ.

ДЕРЕВ Станислав Эдуардович, мэр города Черкесска, родился в 1947 г. Черкес.

Во время «застоя» занимался «теневым» бизнесом, участвовал в нелегальном производстве «левой» водки. В 1980 г. проходил по «спиртовому» уголовному делу, получил пять месяцев тюрьмы.

В конце 1980-х гг. стал крупным бизнесменом. Владелец фирмы «Меркурий», которая занимается производством водки и разливом минеральной воды. По неофициальным сведениям, является одним из самых богатых людей Северного Кавказа.

В 1996 г. оплатил выкуп из чеченского плена высокопоставленного сотрудника Отдела внешних сношений Русской православной церкви игумена Филиппа (Сергея Жигулина). За заслуги перед РПЦ был награжден орденом св. Даниила Московского.

В октябре 1997 г. был избран мэром Черкесса, получив свыше 75% голосов. Был в конфликте с руководством Карачаево-Черкесии.

2.    События между турами

Сразу же после первого тура выборов ситуация в республике резко обострилась: начались террористические акты, обстрелы и поджоги избирательных штабов и активистов избирательных кампаний С.Дерева и В.Семенова. Менее чем за месяц было возбуждено 13 уголовных дел по статье 205 УК РФ «Терроризм». Несмотря на то, что часть «террористических» дел были фактически высосаны из пальца (так, одно из таких дел было возбуждено по факту поджога стога сена во дворе одного из сторонников С.Дерева в поселке Псемен Урупского района), напряженность серьезно осложнила ход избирательной кампании.

Сторонники обоих кандидатов обвинили в организации покушений и поджогов своих политических противников. В московских СМИ высказывалось мнение, что теракты были организованы республиканскими властями во главе с В.Хубиевым для того, чтобы сорвать выборы нового главы. Однако предположение, будто в качестве «главаря террористов» или заказчика терактов выступал осторожный и умеренный В.Хубиев, всю жизнь проведший в номенклатуре КПСС и во главе КЧР местным наблюдателям представляется более чем фантастическим. Часть московских и местных обозревателей предполагали, что теракты могли быть «заказаны» Москвой, которую не устраивал ни один из вышедших во второй тур кандидатов: ни опальный генерал В.Семенов, в котором российские стратеги по каким-то лишь им ведомым причинам подозревали «второго Джохара Дудаева», ни энергичный мэр С.Дерев, слишком откровенно связанный с «теневыми» сторонами российской действительности.

Реакция федерального руководства на обострение ситуации в Карачаево-Черкесии была, как всегда, на редкость оригинальна: только что назначенный первый вице-премьер РФ С.Степашин ввел в республику «дополнительные силы правопорядка», которые, впрочем, не оказали никакого влияния на развитие событий в КЧР.

Уже в ходе подготовки второго тура выборов обозначилась тенденция «перетекания» политического конфликта в межэтническую конфронтацию. Соперничество В.Семенова и С.Дерева все чаще стало рассматриваться как противоборство «карачаевского» и «черкесского» кандидатов. Представители избирательного штаба С.Дерева распространяли информацию о том, что победа В.Семенова будет означать торжество «карачаевской диктатуры» и дискриминацию русского, черкесского и абазинского населения республики. Сторонники В.Семенова подозревали С.Дерева в том, что после победы тот будет проводить политику Международной черкесской ассоциации, направленную на объединение Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии в «Великую Адыгею», в которой карачаевцы и балкарцы окажутся бесправным меньшинством.

Ситуация усугублялась тем фактом, что в избирательных кампаниях обоих кандидатов активно участвовали лидеры национальных организаций и движений. Так, главой избирательного штаба В.Семенова являлся вице-президент межрегиональной карачаевской организации «Алан» Борис Батчаев, а одним из руководителей избирательной кампании С.Дерева являлся президент Международной черкесской ассоциации Борис Акбашев. Таким образом, оба основных кандидата на пост главы КЧР пользовались поддержкой соответствующих национальных движений. Разумеется, данное обстоятельство не могло не сказаться на характере предвыборной борьбы.

3.    Национальные движения

3.1.       Карачаевское национальное движение

С конца 80-х гг. карачаевские национальные организации и форумы («Джамагат», «Демократический Джамагат», Оргкомитет по реабилитации, Учредительный съезд народных депутатов всех уровней, избранных от Карачая и др.) выступали за полную реабилитацию карачаевцев, которые были депортированы в 1943-1957 гг., и восстановление автономии Карачая, существовавшей в 1926-1943 гг.

В июле 1991 г. Чрезвычайный съезд карачаевского народа, созванный радикальной организацией «Демократический Джамагат», провозгласил «суверенное государство» Карачаевскую ССР — Республику Карачай (в составе СССР и РСФСР). В ноябре 1991 г. в г.Карачаевске начался массовый митинг с требованиями отставки премьер-министра В.Хубиева и законодательного утверждения Карачаевской ССР. 14 декабря 1991 г. возобновивший свою работу Чрезвычайный съезд карачаевского народа избрал Общенациональный Совет Карачая (ОНСК), главой которого стал начальник отдела общего надзора прокуратуры КЧР Борис Батчаев.

Весной-летом 1992 г. ОНСК во главе с Б.Батчаевым организовал многочисленные митинги в Карачаевске и других населенных пунктах республики в поддержку требования восстановления автономии Карачая. В июле 1992 г. на 5-ю сессию Чрезвычайного съезда карачаевского народа, объявившую «мобилизацию усилий патриотических сил Карачая на восстановление национальной государственности», прибыл президент Чечни Д.Дудаев.

Однако в 1993-1994 гг. ОНСК и поддерживавший его «Демократический Джамагат» потеряли массовую поддержку, были вытеснены на периферию общественно-политической жизни КЧР и вскоре фактически распались.

14 апреля 1998 г. состоялся объединительный съезд карачаевских общественных организаций, учредивший карачаевскую ассоциацию «Алан». Президентом организации стал бывший лидер региональной организации Народной партии Свободная Россия («партии Руцкого»), генеральный директор АО «Карачаево-Черкескстрой» Ахмат Катчиев, его заместителем — бывший глава ОНСК Борис Батчаев. Главными целями организации являются возрождение карачаевского народа и реализация программы его полной реабилитации.

3.2.       Черкесское национальное движение

Черкесские национальные организации во главе с обществом «Адыгэ Хасэ» (создано в 1989 г.) провозглашали своей главной целью «содействие восстановлению этнокультурного единства» адыгских (черкесских) народов: адыгов, черкесов, кабардинцев, шапсугов.

Поначалу черкесские лидеры выступали за сохранение единства КЧР, однако провозглашение Карачаевской ССР и «казачьих республик» летом-осенью 1991 г. заставили их пересмотреть свои требования. 24 октября 1991 г. съезд депутатов всех уровней Черкесии, созванный «Адыгэ Хасэ» при участии абазинских, ногайских и казачьих организаций, провозгласил Черкесскую Республику в составе РСФСР (казачьи и ногайские представители вскоре покинули съезд из-за разногласий, возникших вокруг принципов формирования органов власти). Однако уже в мае 1992 г. черкесские лидеры отказались от борьбы за раздел КЧР и потребовали проведения выборов в Верховный Совет по национальным квотам с целью обеспечения представительства всех этнических групп.

Во второй половине 1994 г. в черкесском национальном движении вновь активизировались радикалы. 24 декабря 1994 г. инициативная группа «Адыгэ Хасэ» во главе с Борисом Акбашевым созвала Первый съезд черкесского народа, который выразил недоверие республиканскому руководству и выдвинул требование воссоздания Черкесской АО в составе Ставропольского края. Съезд избрал Исполнительный комитет черкесского народа (ИЧКН), одним из лидеров которого стал Б.Акбашев, одновременно возглавивший «Адыгэ Хасэ». 11 февраля 1995 г. съезд черкесских и абазинских радикалов, а также представителей общественного движения «Русь» поддержал идею воссоздания Черкесской АО в составе Ставропольского края и учредил Координационный совет «Равенство», одним из трех сопредседателей которого был избран Б.Акбашев.

Власти КЧР проигнорировали провозглашение Черкесской АО, а формирование республиканского руководства в апреле-июне 1995 г. сняло с повестки дня вопрос о разделе Карачаево-Черкесии.

В конце 90-х гг. глава «Адыгэ Хасэ» Б.Акбашев был избран президентом Международной черкесской ассоциации (иначе — Всемирная адыгская ассоциация), главной целью которой является объединение адыгских народов, защита их прав и интересов, а также содействие возвращению адыгов-репатриантов на родину.

4.    ГОЛОСОВАНИЕ И НАЧАЛО МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО конфликта

Второй тур выборов 16 мая проходил в особенно сложных условиях. Сторонники С.Дерева фактически взяли курс на срыв выборов: с утра в Черкесске и ряде районов были закрыты более 60 избирательных участков, однако к середине дня под давлением представителей Центризбиркома голосование в большинстве из них все-таки было организовано. Так, в Черкесске работали 49 из 53 избирательных участков, а по республике голосование состоялось в 208 из 243 избирательных участках. По предварительным данным, в выборах приняли участие 196 тыс. человек, что составляет 59,4% зарегистрированных избирателей. За В.Семенова отдали голоса примерно 75,5% избирателей, за С.Дерева — около 18,6%.

Когда стало ясно, что большинство голосов получил В.Семенов, сторонники проигравшего претендента при поддержке городской администрации Черкесска и руководителей ряда районов республики организовали в столице КЧР бессрочный митинг с требованием отменить результаты выборов. Поводом для проведения акции послужил отказ республиканского избиркома удовлетворить требование С.Дерева об отмене результатов досрочного голосования в ходе второго тура. С.Дерев утверждает, что «без особых на то оснований» досрочно проголосовали 61 тыс. избирателей (более 20% от общего числа избирателей). Заместитель председателя Центризбиркома РФ В.Власов, комментируя претензии С.Дерева, отметил, что досрочное голосование разрешено законодательством и «с правовой точки зрения здесь нет нарушений». С.Дерев и его сторонники не согласились с решением избиркома и потребовали рассмотрения дела в Верховном суде РФ.

По информации местных наблюдателей, митинг, начавшийся 17 мая в центре Черкесска, был хорошо организован: его участников привозили из сел и аулов на специальных автобусах, обеспечивали охраной, питанием (дважды в день горячая еда), палатками для круглосуточного дежурства на площади и пр.

Одновременно жители аулов Псыж, Адыге-Хабль и других черкесских и абазинских селений в знак солидарности с требованиями сторонников С.Дерева блокировали дороги и мосты, перекрыв трассы на Пятигорск и Ставрополь.

17-18 мая конфронтация между сторонниками В.Семенова и С.Дерева окончательно трансформировалась в межнациональную.

Руководителями митинга в Черкесске стали лидеры черкесских национальных организаций во главе с Б.Акбашевым. Они выдвинули ультиматум: если результаты выборов не будут отменены, то «черкесы не смогут жить с карачаевцами в одной республике». Черкесские радикалы «вспомнили» план выделения Черкесии из КЧР и создания Черкесской АО в составе Ставропольского края, разработанный «Адыгэ Хасэ» и ИКЧН в 1994-1995 гг. Часть казаков, мечтающих о выделении казачьих районов КЧР в отдельную автономию, поддержали сторонников С.Дерева. 19 мая в райцентре Зеленчук состоялся митинг представителей казачьего и русскоязычного населения с требованием отменить результаты выборов, а во второй половине дня несколько сот казаков из Урупского и Зеленчукского районов присоединились к митингу в Черкесске. Другая часть казачьих и русскоязычных организаций КЧР поддержала В.Семенова.

Обострение межнациональной напряженности привело к конфликтам в ряде сел: так, 18 мая в ауле Псаучье-Дахе Хабезского района и поселке Московский Усть-Джегутинского районов произошли массовые драки, которые были разогнаны специальными нарядами милиции. В селений Красный Аул вспыхнул конфликт между карачаевцами и абазинами. Взрывоопасная ситуация сложилась и в других населенных пунктах республики.

Власти Карачаево-Черкесии, парализованные массовыми выступлениями сторонников С.Дерева, ничего не смогли предпринять для нормализации ситуации. Глава республики В.Хубиев вылетел в Москву. Оставшийся «на хозяйстве» премьер-министр КЧР Анатолий Озов встречался с участниками митинга и 18 мая провел совещание с главами администраций городов и районов республики, однако ситуация все больше выходила из-под контроля правительства.

5.    Реакция Центра

18 мая президент РФ Б.Ельцин «в целях стабилизации обстановки, сложившейся в Карачаево-Черкесской Республике» назначил исполняющим обязанности полномочного представителя Президента РФ в КЧР заместителя министра внутренних дел РФ Ивана Голубева. И.Голубев исключил возможность применения силы против участников массовых акций и пикетов. Вместе с тем, в республику вновь были введены дополнительные подразделения ОМОН и внутренних войск. 19 мая в КЧР «для ознакомления с ситуацией» прибыл заместитель министра внутренних дел РФ — командующий внутренними войсками МВД РФ генерал-полковник Вячеслав Овчинников.

18 мая обоих кандидатов на пост главы КЧР вызвал в Москву исполняющий обязанности премьер-министра РФ Сергей Степашин. В ходе встречи С.Степашина, В.Семенова и С.Дерева было разработано и подписано совместное заявление, в котором кандидаты призвали «своих избирателей, все общественно-политические организации прекратить конфронтацию, искать пути примирения, приступить к конструктивному сотрудничеству во имя созидания, во имя сохранения целостности нашей республики, во имя повышения благосостояния наших людей, во имя мира, согласия и межнационального сотрудничества».

Одновременно С.Дерев обратился в Верховный суд РФ и Центральную избирательную комиссию РФ с просьбой об отмене результатов второго тура выборов. В интервью московским журналистам он заявил, что «остается большая вероятность кровопролития в республике».

Уже на следующий день московское соглашение было фактически сорвано. 19 мая С.Дерев, возвратившись в Черкесск, заявил, что требует либо отмены результатов выборов, либо выделения Черкесии из КЧР. «Если один из двух вариантов будет выполнен, я вас уверяю, что никаких противозаконных действий, никаких кровопролитий не будет, — сказал мэр. — В противном случае я не смогу удержать ситуацию под контролем». С такой же речью С.Дерев выступил перед участниками черкесского митинга. 20 мая он призвал своих сторонников не прекращать акцию до удовлетворения всех требований: «Суды будут разбираться, а наше дело — митинговать».

Сторонники С.Дерева сорвали работу республиканской избирательной комиссии, которая должна была представить официальные результаты выборов. 21 мая группа членов избиркома во главе с его председателем Мусой Психомаховым (который, кстати, возглавлял черкесское общество «Адыгэ Хасэ» до Б.Акбашева) отказалась признать итоги голосования 16 мая, сославшись на «многочисленные нарушения закона о выборах». 22 мая В.Семенов заявил, что собирается подавать в суд на республиканский избирком.

В итоге кризиса 16-21 мая итоги второго тура выборов главы КЧР оказались «заморожены». 24 мая во время визита российского премьера С.Степашина в Черкесск глава Карачаево-Черкесии В.Хубиев и председатель правительства республики А.Озов подали в отставку. С.Степашин назначил временным главой правительства КЧР председателя Народного собрания КЧР Игоря Иванова.

ИВАНОВ Игорь Владимирович, председатель Народного собрания (Парламента), исполняющий обязанности председателя Правительства Карачаево-Черкесии родился 13 сентября 1937 г. в г.Черкесске. Русский. Окончил Северо-Осетинский сельскохозяйственный институт, по специальности — ученый-агроном. В 1959-1962 гг. работал учителем в Адыге-Хабльской средней школе, в 1962-1964 гг. — зав. кабинетом сельского хозяйства и биологии в Карачаево-Черкесском институте усовершенствования учителей. С 1964 по 1988 гг. неоднократно избирался депутатом городского, районного, областного Советов народных депутатов.

В 1964-1968 гг. — первый секретарь Черкесского горкома ВЛКСМ, с 1968 г. — инструктор, с 1970 г. — второй секретарь Карачаево-Черкесского обкома ВЛКСМ.

С 1971 г. — на партийной работе. Был зав. организационным отделом Черкесского горкома КПСС, с 1976 г. — второй секретарь, с 1977 г. — первый секретарь Карачаевского райкома КПСС, с 1983 г. — зав. отделом административных органов Карачаево-Черкесского обкома КПСС. В 1984-1986 гг. — первый секретарь Черкесского горкома КПСС, в 1986-1988 гг. — секретарь Карачаево-Черкесского обкома КПСС.

С 1988 по 1995 г. работал директором государственного предприятия «Управление по эксплуатации Большого Ставропольского канала».

В июне 1995 г. избран депутатом, 23 июня 1995 г. — председателем Народного собрания КЧР. Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

После назначения И.Иванова митинг сторонников С.Дерева в Черкесске разошелся. На время удалось снять накал межнациональных страстей. Однако проблема не решена и вряд ли федеральному руководству удастся надолго затянуть выбор решения. В сложившихся обстоятельствах Центру, к которому настойчиво апеллируют В.Семенов и С.Дерев, будет крайне сложно найти решение, которое смогло бы удовлетворить обе стороны конфликта. А решение в пользу одного из соперников наверняка приведет к новой опасной вспышке напряженности.

6.    РЕЗЮМЕ

Разумеется, причиной конфликта в Карачаево-Черкесии являются не настоящие или мнимые нарушения закона о выборах, а давно существующие противоречия между основными этническими группами республики.

Основы нынешней конфронтации были заложены еще в 20-е гг., когда большевики, экспериментируя в области «национально-государственного строительства», сначала создали отдельные Карачаевский и Черкесский округа (1920-1922), затем объединили их в Карачаево-Черкесскую АО (1922-1926), затем вновь разделили на Карачаевскую АО, Черкесский округ и Баталпашинский район, потом преобразовали Черкесский округ в Черкесскую АО (1928), упразднили Баталпашинский район (1931), провели ряд территориальных переделов. В 1943 г. карачаевцев выселили в Казахстан, а Карачаевскую АО упразднили, разделив ее территорию между Грузией и Ставропольем. В январе 1957 г. карачаевцам разрешили вернуться на родину, однако вместо Карачаевской АО, восстановления которой они добивались, была создана Карачаево-Черкесская АО. По воле Москвы в автономной «коммуналке» оказались объединены карачаевцы, черкесы, абазины, ногайцы и казаки.

За 40 лет накопились взаимные претензии и обиды. Карачаевцы, как репрессированный и потому «неблагонадежный» (с точки зрения советской власти) народ, до конца 80-х гг. не допускались к ответственным постам и были оттеснены от руководства республикой. С другой стороны, резкое увеличение доли карачаевцев в органах власти с начала 90-х гг. обеспокоило русское и черкесское население. Каждый из пяти основных народов республики полагает, что именно его политические, национальные и социально-экономические права ущемляются в пользу соседей.

В 1990-1991 гг., когда Карачаево-Черкесия получила статус республики, выяснилось, что населяющие ее народы не желают жить вместе. Карачаевцы стремились объединиться с родственными им балкарцами (они даже говорят на общем карачаево-балкарском языке), черкесы и абазины тяготеют к другим абхазо-адыгам (абхазцам, адыгейцам и кабардинцам), ногайцы мечтают об объединении всех ногайских земель, разделенных между пятью российскими регионами, казаки хотят вернуться в Ставропольский край. Попытка найти выход в разделе республики на пять-шесть автономных образований по этническому признаку в 1991-1992 гг. обострила межнациональные отношения и едва не привела к более серьезным последствиям. Размежевание КЧР оказалось практически невозможно из-за множества спорных территорий, на которые одновременно претендуют два или три народа. Создание декларированных автономий не решило бы проблему, а привело к новым, еще более острым этнотерриториальным конфликтам.

В 1992-1995 гг. прежнее руководство Карачаево-Черкесии при активной поддержке Москвы старалось «заморозить» этнополитическую ситуацию в республике. Действительно, около пяти лет в КЧР было относительно спокойно. Однако сами противоречия, породившие конфронтацию, так и не были разрешены. Выборы главы КЧР 16 мая не создали конфликт, а только обнаружили подспудно зревшую напряженность.

Ситуация осложняется серьезной диспропорцией в численном соотношении основных этнических групп КЧР. Наиболее многочисленными общинами Карачаево-Черкесии являются русские (более 42% населения, а с украинцами, белоруссами и обрусевшими представителями других народов — вероятно, более 45%) и карачаевцы (более 30% населения). Черкесы составляют около 10% населения, абазины — 6,6%, ногайцы — 3,1%. Таким образом, «черкесский» кандидат С.Дерев (примем допущение, что все имеющие право голоса черкесы голосуют за него) мог надеятся на победу только при поддержке более 70% русскоязычных избирателей, голосами которых, по всей видимости, он не сумел заручиться. При этом важное значение играли два обстоятельства: русское (по матери) происхождение В.Семенова и тесная связь С.Дерева с адыгскими (черкесскими) движениями, которые в соседних Адыгее и Кабардино-Балкарии остро конфронтируют с казачьими организациями. Поэтому победа В.Семенова, которому (при условии солидарного голосования карачаевцев) требовалось только около половины голосов русскоязычных избирателей либо неучастие в голосовании большинства русских (что, вероятно, и произошло), выглядела практически неизбежной. Вряд ли С.Дерев имел реальные шансы на успех.

При учете данных обстоятельств несколько удивляет вызывающее (если не сказать провокационное) поведение мэра Черкесска, который известен как опытный и искушенный политик. Местные наблюдатели (особенно из лагеря противников С.Дерева) утверждают, что в свою избирательную кампанию глава республиканской столицы вложил не один миллион долларов и поэтому, явно проиграв во втором туре, теперь идет напролом, руководствуясь известным принципом: утром — деньги, вечером — стулья. Однако не исключено, что С.Дерев сумел заручиться поддержкой и в Москве. Известно, что весьма влиятельные лица в федеральных силовых структурах очень не хотели бы видеть «нелояльного» В.Семенова официальным главой Карачаево-Черкесии и были заинтересованы в срыве выборов или дезавуировании их итогов.

 

 

 



* При работе над статьей использованы материалы и документы, любезно предоставленные Центром по защите прав репрессированных народов РФ, Пресс-службой Представительства Республики Ингушетия при Президенте Российской Федерации, Информационно-экспертной группой «Панорама», а также представителями избирательных штабов кандидатов на пост Главы Карачаево-Черкесской Республики В.М.Семенова и С.Э.Дерева.