Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Марий Эл

Сергей СМИРНОВ

Республика Марий Эл

в июле 1999 года

Президент республики не намерен вступать ни в один из создаваемых сейчас избирательных блоков. Правительство республики пытается регулировать цены на бензин. Из-за роста цен на бензин под угрозой оказалась уборочная кампания. Скандальное увольнение советника президента РМЭ. Назначение начальника управления ФСБ РФ по РМЭ. «Государственный рэкет». Госсобрание вновь отвергло поправки к Конституции, запрещающие совмещение постов в двух ветвях власти. Надзор власти над банками. Избрание нового состава ЦИК РМЭ вызывает протесты. Всплеск преступности, пьянство в МВД. Прокурор судится с оппозицией. Разработка проекта бюджета 2000 года. Минфин РФ на базе РМЭ проводит эксперимент по «расшивке» взаимных долгов. Засуха: из-за повсеместной нехватки кормов село ожидает суровая зима. Очереди за хлебом. Среднедушевой доход в РМЭ меньше уровня прожиточного минимума в 1,4 раза. Соглашения о сотрудничестве между Госсобранием РМЭ и Губернской Думой Самарской области.

1.    ПОЛИТИКА

1.1.       Исполнительная власть

1.1.1.      Выборы

Президент РМЭ Вячеслав Кислицын, касаясь своего отношения к вновь создаваемым сейчас избирательным блокам, заявил, что не намерен вступать ни в один из них, поскольку это вряд ли принесет пользу республике. Основное внимание глава республики предпочитает сегодня уделять практическим хозяйственным делам, таким как уборка урожая. А излишняя политизация только мешает решать конкретные задачи. Об этом В.Кислицын заявил на церемонии подписания Соглашения о сотрудничестве между Госсобранием Марий Эл и Губернской Думой Самарской области (см. п. 5.1.) [[1]].

1.1.2.      Отношение к олигархам

Власть в РМЭ пытается участвовать в назначении руководителей крупнейших предприятий республики, в том числе и негосударственных. 27 июля президент РМЭ встретился с руководством одного из лидеров экономики РМЭ – ОАО «ICN Марбиофарм». Корпорация предложила на должность гендиректора марийского отделения В.Туманова, и для согласования с президентом РМЭ этой кандидатуры в Йошкар-Олу прибыл вице-президент «ICN-Россия» М.Саповский.

В.Кислицын подчеркнул, что для республики важно, чтобы работало производство, поступали налоги в бюджеты, развивалась социальная сфера, появлялись новые рабочие места и проявлялась работа о пенсионерах, бывших работниках. М.Саповский со свой стороны отметил, что у корпорации нет проблем с выпуском продукции, есть – с реализацией. Поэтому создан Региональный дистрибьюторский центр, который будет заниматься реализацией продукции марийского витаминного завода и всех лекарственных средств, выпускаемых корпорацией «ICN Фармасьютиклс».

Касаясь будущего Марийского нефтеперерабатывающего завода, первый заместитель главы правительства РМЭ С.Жилин отметил, что правительство держит этот важный объект под контролем и предприятие, видимо, должно пройти процедуру банкротства, поскольку переговоры с «Инкомбанком», являющимся собственником предприятия, положительных результатов не дали [[2]].

1.1.3.      Сдерживание роста цен

Бензиновый взрыв цен коснулся и Марий Эл, только за июнь цены на бензин повысились на 20,8%. 9 июля по этой причине в Йошкар-Оле не ходили автобусы. Оказалась под угрозой уборочная кампания в Агропроме.

29 июля на совещание в правительстве была рассмотрена ситуация вокруг цен на бензин. Президент РМЭ предупредил, чтобы в интересах сельхозпроизводителей цены по согласованию с комитетом цен при Минэкономики регулировались. В.Кислицын потребовал жесткого контроля со стороны руководителей районов и республиканских ведомств за обеспечением ГСМ [[3]].

1.1.4.      Назначения, отставки

В июне с поста министра промышленности, транспорта и связи РМЭ был уволен Р.Габдрахманов (см. предыдущий обзор). В июле правительство РМЭ со скандалом покинул еще один выходец из Татарстана с не менее сомнительной репутацией – советник президента РМЭ, заместитель руководителя администрации президента Михаил Глухов.

Ночью 28 июня из поезда «Йошкар-Ола – Москва» был высажен пьяный пассажир, избивший проводницу с криками: почему президенту чай приносят через три минуты, а ему нет. Затем угрожал расправой, в том числе и физической милиционерам. Дебоширом оказался Глухов. Пострадавшая получила сотрясение головного мозга, возбуждено уголовное дело. В объяснительной Глухов написал о провокации, якобы совершенной против него.

Глухов – уроженец Казани. Работать начал в цирке, после чего сменил множество профессий: пастор баптистской церкви, торговец сигаретами, глава быстро обанкротившейся брокерской компании. Увлекался оккультизмом. В 1993 году создал и возглавил в Казани Русскую национал-социалистическую рабочую партию – по выражению одной из газет, «нечто среднее между Гитлерюгенд и РНЕ». Постоянный герой скандальной хроники СМИ Татарстана. С 1997 года – советник президента РМЭ. В июле 99-го указом президента РМЭ уволен [[4]].

Указом Президента РФ начальником Управления ФСБ РФ по РМЭ с 12 июля 1999 года назначен полковник Николай Долгополов. Он представлен руководству республики и личному составу управления. Ему 49 лет, образование высшее техническое, с 1983 года – на руководящих должностях ФСБ, имеет правительственные награды. До прихода в органы госбезопасности долгое время проработал в комсомоле, дойдя до должности 2-го секретаря Краснодарского обкома ВЛКСМ.

Его предшественник, генерал-майор Петр Кондратов пошел на повышение, возглавив ФСБ Ставропольского края. За два года работы Кондратова в РМЭ республиканское УФСБ поднялось с 86 сразу на 2 место по количественно-качественным показателям, соблюдая при этом нейтралитет в политических конфликтах [[5]].

Бывшего министра внутренних дел РМЭ генерал-майора Василия Григорьева многие (в частности, национальные круги) хотели бы видеть в числе кандидатов в президенты республики. В прессе прошла неофициальная информация о том, что Григорьев получил новое назначение по линии внутренних войск МВД – чуть ли не пост командующего Поволжским военным округом с присвоением очередного звания. Сам же экс-министр эту информацию не подтвердил, но и не опроверг, сказав лишь: «Пока я лежу в больнице» [[6]].

23 июля на коллегии МВД РМЭ был поднят вопрос о соответствии начальника ГИБДД республики Бориса Васильева занимаемой должности (слухи о его отставке ходили давно). Формальным поводом послужили четыре ДТП, произошедшие с 16 по 20 июля, к которым оказались причастны сотрудники милиции. Было решено отстранить Васильева от должности – глава МВД А.Иванов решил не идти на конфликт с местной властью. 26 июля на коллегии правительства РМЭ смещение руководителя ГИБДД озвучил уже сам президент [[7]].

Утверждено Положение о полномочном представителе РМЭ в Республике Башкортостан. Полпред будет занят вопросами, связанными с исполнением договора о дружбе и сотрудничестве между двумя республиками, содействием в разработке проектов договоров между предприятиями и организациями, обеспечением взаимодействия органов госвласти, расширением культурных связей. Интересы Марий Эл в Башкортостане с января 1999 года представляет П.Бикмурзин.

В структуре администрации президента РМЭ образован отдел по национальной политике и межнациональным отношениям за счет сокращения министерства культуры и по делам национальностей, преобразованного в министерство культуры. В рамках своей компетенции отдел будет взаимодействовать с министерством по делам федерации и национальностей РФ, органами местного самоуправления, учреждениями и общественными объединениями [[8]].

1.1.5.      «Государственный рэкет»

Власть вынуждена была признать имеющие место в РМЭ факты, которые оппозиция квалифицировала как «государственный рэкет». Управление информации администрации президента РМЭ сделало заявление: «В последнее время в администрацию... поступает информация о случаях обращения от имени органов госвласти различного рода организаций и физических лиц с просьбами об оказании спонсорской и иной материальной помощи».

В частности, Общественный фонд поддержки госпрограммы президента РМЭ по культуре, руководимый К.Полещуком, за короткое время путем неправомерных действий собрал у предприятий и организаций республики более 500 тыс. руб. Сейчас работу фонда оценивают правоохранительные органы. «Деятельность подобных структур дискредитирует участие органов госвласти и местного самоуправления в благотворительных и других социальных программах» – сказано в заявлении.

Управление информации призвало хозяйствующие субъекты и физических лиц воздерживаться от контактов с организациями, не имеющими «достаточных полномочий» вести от имени органов госвласти благотворительную или иную деятельность, связанную со сбором финансовых средств.

По одной из версий исполнительная власть убивает сразу двух «зайцев»: 1) показательным наказанием главы фонда поддержки культуры дистанцируется от методов государственного рэкета и 2) расчищает место руководителя регионального отделения лужковского «Отечества», которое, видимо уже ненадолго, занимает Полещук [[9]].

1.2.       Законодательная власть

1.2.1.      Сращивание ветвей власти

Не первый год в республике идет спор: вправе ли государственный чиновник быть депутатом? 8 июля началась очередная сессия Государственного собрания РМЭ, на которой депутаты вновь отказались запретить совмещение постов в ветвях власти.

Депутатам были предложены поправки к Конституции РМЭ. Предполагалось, в частности, избирать в Госсобрание не 67, а 50 депутатов, причем только по одномандатным избирательным округам с равной численностью избирателей (без 17 нынешних территориально-административных, по которым и прошли почти все главы городов и районов). Хотя это и соответствует законодательству РФ, не вызывало сомнений, что депутаты встретят поправку в штыки. Поэтому президент РМЭ, вносивший законопроект, заранее предложил, чтобы поправка (в отличие от всех остальных) начала действовать лишь со следующего созыва Госсобрания.

Кроме того, поправки к ст. 67 затрагивали состав лиц, которые не могут быть депутатами по должности. Речь о депутатах Госдумы РФ, судьях, лицах, занимающих иные государственные должности, государственных и муниципальных служащих.

На сессии началась буря: уже попавшие в парламент госслужащие были категорически против подобного запрета. Из-за ставших камнем преткновения поправок депутаты даже решили перенести сессию – на 15 июля. Депутат П.Фецюх даже предложил создать в Госсобрании РМЭ по примеру Совета Федерации верхнюю палату, куда бы автоматически попадали все главы городов и районов.

Для утверждения поправок были необходимы 45 голосов (не менее двух третей депкорпуса). В итоге вопрос был снова провален.

1.2.2.      Долги

Республика последние годы живет в долг. Правительство РМЭ уже ежемесячно, на каждой сессии предлагает Госсобранию взять очередной кредит. Депутаты не отказывают. Причины благие: помощь селу, выдача зарплаты бюджетникам, приобретение западного мяса, зерна и т.п. Выплаты же по прежним долгам постоянно переоформляют на более поздний срок.

На июльской сессии Госсобрания депутаты утвердили предложение республиканского правительства взять в Сбербанке РФ кредит в 4,7 млн. руб. сроком на шесть месяцев под поручительство правительства РМЭ. На сей раз деньги пойдут на приобретение автобусов. Предложение взять кредит вновь было принято. При этом столкнулись два мнения: одна группа депутатов предложила закупить отечественные автобусы, другая – подержанные импортные. Решение было принято в пользу второй группы. Хотя закон и принят, у многих депутатов остались сомнения по техническому обслуживанию импортного автопарка, что весьма недешево.

Кроме того, сейчас, чтобы только обеспечить уборочную страду горючим, потребуется еще не менее 30 млн. руб. Видимо, власть РМЭ вновь будет брать в долг. Один только марийский филиал «СБС-Агро» за последние три года уже вложил более 56 млрд. руб. кредитов в Агрокомплекс РМЭ.

1.2.3.      Создание комиссии по присмотру за банками

На сессии заслушана информация заместителя главы Правительства, министра экономики Ивана Васильева об участии Национального банка РМЭ Центробанка РФ, Банка «Марий Эл» Сбербанка РФ в развитии экономики республики. Президент РМЭ подверг резкой критике деятельность руководства этих банков. Как объяснил Васильев, банки весьма неохотно кредитуют промышленность и сельское хозяйство РМЭ и при этом активно вывозят из РМЭ свои капиталы, сформированные главным образом за счет вкладов населения. По словам министра финансов П.Ведерникова, Банк «Марий Эл» перевел за пределы РМЭ более 200 млн. руб., привлеченных от физических и юридических лиц на территории республики.

Валентин Цивильский, глава Банка «Марий Эл» возразил, что правительство РМЭ неоднократно оказывало давление на руководство банка, заставляя давать заведомо невыгодные кредиты, возврата которых приходилось ждать годами. Так, в 1997 году Цивильского вынудили выделить двухмиллиардный кредит на выплату зарплаты работникам Марийского машиностроительного завода. Все обвинения в вывозе капитала из РМЭ глава банка категорически отверг.

Правительство РМЭ предложило создать комиссию для изучения работы банков, куда войдут представители обеих ветвей власти. Нашлись противники идеи. Цивильский счел это очередной попыткой давления на банк: «Вы хотите, чтобы я брал под козырек?» Депутат В.Пайдоверов недоумевал: «Всем известно, что наша республика – банкрот. Правительство не смогло само разобраться с банками и теперь пытается втянуть депутатов в эту грязь». Однако комиссия была сформирована. Свой доклад она должна представить следующей сессии Госсобрания.

1.2.4.      Утверждение членов избирательной комиссии

В связи с истечением сроков полномочий ЦИК РМЭ, депутаты рассмотрели представленных кандидатов в состав Центризбиркома. При формировании ЦИК РМЭ действует принцип паритета ветвей власти. Депутаты по системе мягкого рейтингового голосования утвердили семь членов ЦИК: Г.Самайкина (глава администрации п. Приволжский), Л.Вязникова (Марийский реском КПРФ), Л.Майорову (юрисконсульт дирекции ЖКУ Звениговского района), Н.Кузнецова (юрист ОАО «Марспецмонтаж»), Ю.Конева (врач, Новый Торъял), С.Матюкова (начальник козьмодемьянского отдела Департамента ФГСЗН по РМЭ), Г.Смирнову (секретарь ЦИК).

Самайкин взял самоотвод, так как глава местного самоуправления не вправе быть членом избиркома. Пайдоверов требовал, чтобы треть членов ЦИК, согласно закону, состояла из представителей партий, представленных в Думе РФ. Но его доводы на коллег не подействовали: депутаты утвердили на должность члена ЦИК пенсионера И.Петрова.

Семь членов ЦИК назначил своим указом президент РМЭ.

1.2.5.      Прочее

Уже не первый раз в этом году депутаты внесли изменения и дополнения в республиканский бюджет-99. На этот раз речь о реструктуризации долговых обязательств сельских товаропроизводителей. Принятый закон освобождает сельхозпроизводителей от платы в виде процентов за пользование бюджетными средствами при проведении реструктуризации долговых обязательств.

Марийский парламент ратифицировал Договор о дружбе и сотрудничестве между РМЭ и Чувашской Республикой, подписанный 29 мая 1999 года. Он заключен на 5 лет и будет автоматически продлеваться по взаимному согласию сторон.

Витавшая в кулуарах прошлой сессии идея возрождения собственной газеты парламента трансформировалась в компромисс (очевидно, в виду отсутствия средств). На сессии принято постановление Госсобрания «О соучредительстве в республиканских газетах «Марийская правда» и «Марий Эл».

Депутаты поддержали инициативу Законодательного собрания Ульяновской области по внесению изменений в ст. 4 Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Июльская сессия ознаменовалась традиционной столкновениями депутата Вячеслава Пайдоверова со спикером Госсобрания Михаилом Жуковым. Пайдоверов пытался внести в повестку дня вопрос «о наступлении на свободу слова под видом реорганизации газет», Жуков, исчерпав аргументы, призвал на помощь парламентского пристава. Пайдоверов, однако, не позволил вывести себя из зала заседаний. Понимая, что дело идет к скандалу, спикер закрыл сессию [[10]].

1.2.6.      Депутаты Госдумы РФ от РМЭ

На заседании Госдумы РФ 23 июня, когда депутаты приняли поправки к закону «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Госдумы» и получили невиданные доселе привилегии, все трое депутатов от РМЭ – Сергей Свинин (КПРФ), Николай Поляков (АПР), Леонид Маркелов (ЛДПР) проголосовали «за» [[11]].

1.3.       Центральная избирательная комиссия

ЦИК РМЭ сложила с себя полномочия. За его плечами конфликт во время выборов президента РМЭ 1996 года, который стал известен всей России, когда экс-президент Владислав Зотин пытался сорвать выборы. Считается, что выборы тогда состоялись во многом благодаря твердой позиции ЦИК и прокурора РМЭ Н.Пиксаева. Судебных заседаний, инициированных кандидатами на различные выборные должности, начиная с 1996 года было более полутора десятков (два – в Верховном суде РФ), и ни одно ЦИК РМЭ не проиграла. Руководивший в эти годы Центризбиркомом РМЭ Зосим Эргубаев ныне является председателем Конституционного суда РМЭ [[12]].

И.о. председателя «старого» Центризбиркома РМЭ Софья Тазеева «на прощанье» отметила предполагаемые сложности ближайших выборов в Думу, в частности, она выразила беспокойство по поводу очень большого числа возможных «залоговых» кандидатов, которые впервые появятся на выборах в Госдуму РФ 1999 года. Они могут спутать карты самых именитых политических игроков.

29 июля состоялось первое заседание нового Центризбиркома РМЭ, старый состав ЦИК передал дела своим преемникам. Председателем был избран 70-летний Юрий Горянский, бывший гендиректор ЗАО «Племзавод «Семеновский», его заместителем – Галина Патрушева, бывший заместитель гендиректора ОАО «Марагрострой», секретарем Лидия Васильева, глава администрации Люльпанского сельсовета Медведевского района.

Между тем в новом составе ЦИК РМЭ не нашлось места для представителей политических сил, имеющих свои фракции в Госдуме РФ, их должно быть не менее трети от численности ЦИК.

Уже есть и протесты: «ЯБЛОКО» не согласно с тем, что в состав ЦИК РМЭ не вошел их представитель, как того требует закон. Была отвергнута рекомендованная «ЯБЛОКОМ» Ирина Протасова из Правозащитного центра РМЭ. Заместитель председателя партии В.Игрунов обратился с протестом к президенту РМЭ и спикеру Госсобрания М.Жукову. К обращению прилагается письмо председателя ЦИК РФ А.Вешнякова руководителям ветвей власти в регионах: «Орган госвласти субъекта РФ не вправе требовать замены кандидатур, представленных вышеуказанными избирательными объединениями (блоками)». Предполагается, что ЛДПР также потребует принять в члены ЦИК РМЭ своего представителя.

Однако Горянский не считает, что был нарушен какой-либо закон: мол, фракций в Думе хоть пруд пруди – все в местный ЦИК не уместятся. К тому же придется вновь проводить выборы руководства Центризбиркома, а на это нужно время [[13]].

Вообще, формирование ЦИК РМЭ идет без должной гласности, что вызывает кривотолки, а у руля Центризбиркома встали преданные Кислицыну люди. Так считает Л.Маркелов, заявивший: «Идет формирование ЦИК под президента Кислицына, что лишний раз подчеркивает авторитарность существующего в республике режима... Не все члены ЦИК достойны работать… Что касается сбора подписей и их проверки Центризбиркомом, я считаю, что это один из способов отсеивания неугодных кандидатов» [[14]].

1.4.       Правоохранительные органы

1.4.1.      Итоги полугодия

Преступность в РМЭ растет опережающими российский уровень темпами. За I с.г. полугодие зарегистрировано 8311 преступлений, что на 26,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений составил почти 69% (по России – 61,5%). Количество «тяжких и особо тяжких» возросло на 34% (в целом по России рост – всего 4,4%). На 44,3% возросло число убийств, почти на 50% увеличилось число грабежей. Возросло число преступлений с применением оружия. С использованием огнестрельного совершено 16 преступлений, из них 5 убийств. Резко возросла уличная преступность.

За полугодие выявлено 3,8 тыс. лиц, совершивших преступления; 14,6% из них составили несовершеннолетние, 10,5% – женщины. Постоянного источника дохода не имели 1869 человек (48,6%), из них 14,1% – безработные [[15]].

За последние 10 лет преступность в Марий Эл по количеству регистрируемых преступлений почти утроилась – с 5086 до 14704. Грабежи увеличились со 151 до 805, разбои – с 19 до 119, убийства – с 50 до 137.

Как заявил начальник штаба МВД РМЭ Е.Гуревич, общественно-политическая обстановка, в том числе в сфере межнациональных отношений, в I полугодии с.г. оставалась относительно стабильной, массовые акции экстремистскими действиями не сопровождались, в законодательных рамках удерживалась деятельность республиканской организации РНЕ.

В июле в Йошкар-Оле на одном из мини-рынков группа подростков, вооруженных железными прутьями, учинила погром. Наиболее серьезно пострадали торговцы с юга России.

Причины всплеска преступности, по мнению руководителей республиканского МВД, очевидны: небывалое падение уровня жизни и пьянство. Причем, пьянство – следствие именно бедности. Уже четыре пятых населения Марий Эл получают доходов менее прожиточного минимума.

Пьет и сама милиция. «Что неприятно поразило – пьянство среди личного состава. Такой пьяной милиции я не видел нигде...», – поделился своим первым впечатлением от нового места службы новый министр внутренних дел РМЭ Анатолий Иванов, три месяца возглавляющий марийскую милицию.

От отравления алкогольными суррогатами погибло 182 человека. Проблема «зеленого змия» столь серьезна, что для усиления контроля над потребительским рынком, по примеру Москвы, при МВД республики создается спецподразделение. В первом квартале было выявлено всего два подпольных цеха по изготовлению фальшивой водки, во втором – уже 13.

Министр считает, что на РМЭ оказывают влияние криминальных группировок других регионов. Самый показательный пример – Волжск, расположенный близ границ Татарстана. В июле была продолжена череда убийств с применением автоматического оружия – 21 июля был застрелен коммерческий директор одного из предприятий. Итого, в Волжске с 1996 года это уже 12 подобное убийство. Предполагается, что происходит передел влияния во втором по величине города РМЭ между местной и казанской криминальными группировками. Приказом Иванова на «волжские события» сейчас брошены лучшие силы милиции.

Глава МВД признал существование в республике оргпреступности, которая имеет автоматическое оружие, деньги, связи с лицами в органах власти и управления различных уровней, в том числе и в правоохранительных органах. Для нее характерны общеуголовные преступления: кражи, грабежи, разбои. Так называемой «беловоротничковой» преступности, совершаемой в сферах основных финансовых потоков, приватизации и других, выявляется мало.

О масштабах коррупции в РМЭ судить трудно, считает Иванов: «Если выводы основываются на том, что в составе нынешнего правительства РМЭ есть люди, которые ранее привлекались к уголовной ответственности, подход неверный. В первом полугодии с.г. в органах власти и управления выявлено 39 преступлений, что на 11% больше, чем за тот же период прошлого года; всего 4 преступления, связанных со взяточничеством. Безусловно, это слабые результаты».

Для МВД РМЭ характерно постоянное недофинансирование, заправлять служебные машины порой приходится на собственные средства, грядут сокращения. Соцопрос населения в 1998 году показал, что 30% граждан, пострадавших от преступных посягательств, вообще не обращались в милицию, не надеясь на защиту. Среди причин недоверия к милиции, по мнению министра, грубое отношение к людям, укрытие преступлений от учета.

Что еще удивило министра внутренних дел – случайные, некомпетентные люди, в том числе и среди руководящего звена МВД РМЭ. Неслучайно республика оказалась на предпоследнем месте в России по раскрываемости преступлений. Выявлены грубейшие нарушения дисциплины и законности среди личного состава марийской милиции. Недостаточна работа по пресечению преступности в экономике, слаба борьба с незаконным оборотом наркотиков, с коррупцией, незаконным предпринимательством и др. В сфере экономики, например, выявлено всего 7 преступлений, организованных преступными группами.

Реакция на плачевные итоги полугодия была жесткой. Сменено руководство в Волжском ГОВД, Медведевском РОВД и в ГИБДД. Начальнику УВД Йошкар-Олы объявлен выговор [[16]].

1.4.2.      Преступления в сфере экономики

29 июля в правительство были приглашены начальник УФБС РФ по РМЭ Н.Долгополов, министр внутренних дел А.Иванов, прокурор Н.Пиксаев. МВД, прокуратуре было поручено разобраться с криминальной ситуацией в Волжске и скупкой акций московскими, санкт-петербургскими фирмами на гиганте марийской промышленности – ОАО «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат».

Президент РМЭ потребовал, чтобы председатель Верховного суда РМЭ А.Давыдов разобрался с фактом освобождения под залог в сумме 50 тыс. руб. бывшего председателя разорившегося коммерческого банка «Акпарс» А.Окулова, в то время как банк должен населению республики несколько миллионов рублей. Как отметил Пиксаев, данное решение суда опротестовано прокуратурой.

Глава МВД РМЭ А.Иванов заявил: «В ближайшее время будет закончено уголовное дело в отношении руководителей банка «Акпарс», обвиняющихся в хищении 7 миллиардов неденоминированных рублей вкладчиков».

В.Кислицын отметил, что до сих пор не приняты меры и в отношении руководителя другого разорившегося банка – «Аяр» Ю.Ефимова (ныне проживает в Москве), обязательства по выплате вкладов населению которого вынуждено взять на себя правительство РМЭ [3].

1.4.3.      Стычка прокурора республики с оппозицией

В Йошкар-Олинском городском суде 1 июля состоялось судебное заседание по иску прокурора РМЭ Николая Пиксаева к редакции газеты «Открытые новости». Прокурор требовал от издания извинений и возмещения морального ущерба – 30 тыс. руб. Марк Арон (один из авторов, редактор и учредитель газеты) в майском номере «ОН» написал: «Г-н прокурор! По-моему, вы покрываете преступников. Покрывая их, не превратились ли Вы сами в преступника?»

Арон возразил: он лишь выражал свое личное мнение и задал вопрос. (Согласно ст. 47 Закона РФ о СМИ и ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека, каждый имеет право на свободу выражения своего мнения). И речь шла о невыдуманных фактах: угрозах расправы со стороны сотрудника правительства РМЭ А.Вольхина в адрес председателя Госкомстата РМЭ А.Кирилловой (имеется ее заявление).

Суд обязал газету опубликовать опровержение и взыскать за моральный ущерб с автора три тыс. руб., с редакции – одну тысячу. Газета готова судится дальше и дойти до Москвы [[17]].

1.4.4.      Судейский корпус

Год назад в республике было создано управление судебного департамента при Верховном суде РФ, его начальник В.Егоров говорит о бедственном положении третьей власти: «Наконец-то, впервые в России Госдума приняла закон о финансировании судов. Ведь из-за недофинансирования дело доходило порой до реальной угрозы приостановки деятельности судов... Транспорт у нас изношен на 98%... Старые, неприспособленные здания, где судьи из-за нехватки помещений буквально занимают очередь для проведения заседаний… Острая проблема – нехватка судей. Сейчас России нужно не менее 2 тысяч судей. А пока нагрузка на одного судью превышает норму в 3-4 раза!» [[18]].

1.5.       Расклад политических сил

Декабрьские выборы в Госдуму РФ для политиков республики – лишь генеральная репетиция более важных для них выборов президента РМЭ. Просматриваются и основные аналогии: избирается один человек одним и тем же числом избирателей. Не случайно депутат Госдумы РФ от ЛДПР Леонид Маркелов прямо заявляет, что не имеет права проигрывать выборы в Думу, так как в этом случае он автоматически теряет шансы и на президентство в РМЭ, так как становится «политическим трупом», изгоем в Марий Эл, куда власть его просто не пустит.

Выборные технологии обещают стать еще более «черными». М.Арон, например, считает: «Мы входим в мир тотального шпионажа бесконечной войны компроматов. Выборы, в том числе в РМЭ, строятся на «черном нале», который на порядки отличается от официально указываемых в отчетах сумм. А преступность во власти, по моему, легализовалась во власти еще с началом перестройки» [[19]].

В борьбе за пост президента РМЭ по-прежнему обозначены лишь двое: Кислицын и Маркелов. Но в республике, видимо, достаточно и тех, кто не желает поддерживать ни за того, ни за другого. Предполагается, что сторонников безымянной пока «третьей силы» особенно много может быть среди держателей финансовых и материальных богатств, чиновничьей элиты (не обязательно востребованной сегодня), интеллигенции. Интеллект и информированность позволяют им понимать, насколько мало, в сущности, отличаются друг от друга оба фаворита.

Но пока в роли «третьей силы» никак не обозначится политик, способный на поступки, на лидерство. Ни С.Свинин, ни Н.Поляков – нынешние депутаты Госдумы РФ — публичной политикой практически не занимаются. Традиционно большие шансы всегда имеет единый кандидат от коммунистов и аграриев. Но в Марий Эл во главе и той, и другой партии – пенсионеры.

Политологи отказывают в шансах и мэру Йошкар-Олы Вениамину Козлову, и Полномочному представителю Президента РФ в РМЭ Анатолию Попову, которого за постоянное участие в выборах и постоянные неудачи называют «вечным кандидатом».

О шансах Маркелова. Победу ему могут… подарить. Правительство – оголтелым преследованием, другие кандидаты – междоусобной борьбой, если не смогут прийти к компромиссу. На фамилию Маркелова наложено табу в официальных СМИ, чиновники любых уровней вставляют в свои речи непременную критику в его адрес, о чем бы ни шла речь. Например, говоря о детских пособиях, министр социальной защиты населения и труда РМЭ Т.Кострова сказала о депутатах от республики в Госдуме РФ: «За полтора года, что я возглавляю министерство, никто из них даже не позвонил мне, не спросил, чем нужно помочь. По-видимому, собственные политические интересы выше интересов жителей Марий Эл». Подобная обструкция со стороны республиканских властей может дать и обратный результат, как случилось и в случае с самим Кислицыным: экс-президент РМЭ В.Зотин незаконно уволил его с поста главы администрации Медведевского района, развернув кампанию обвинений, в итоге Кислицын занял место Зотина в кресле президента [[20]].

Александр Резник, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Ульяновского госпедуниверситета, не первый год профессионально и на практике занимающийся политическим имиджмейкерством, получил приглашение прочитать курс лекций в РМЭ.

По его словам, понимание того, что политическая кампания должна быть организована профессионально, появилось сейчас даже на районном уровне. О вкусах электората: «Считается, что ситуацию в стране определяют 30-45-летние люди. Сейчас электоральные предпочтения абсолютно соответствуют «кривой Гаусса» – 8-10% «ненормальных» (это электорат Лебедя и Жириновского), 8-10% «слишком умных», поддерживающих Явлинского, остальные – «середина». На ожидания электората сильно повлиял кризис 17-го августа, когда все вдруг реально поняли, на каком «нуле» мы оказались. Шансы Лебедя, Жириновского и тем более Зюганова, работающих на образ «способных навести порядок», после кризиса сильно уменьшились».

По мнению Резника, хорошие шансы сейчас имеют даже отдельные лидеры, а политические блоки [[21]].

1.6.       Политические партии и организации

Минюст РМЭ подвел итоги работы по государственной перерегистрации общественных объединений. Из 733 зарегистрированных ранее объединений перерегистрации подлежало 154. Документы на перерегистрацию к 1 июля представило только 51 объединение. Остальные 103 (в том числе 7 политических партий) по закону «Об общественных объединениях» подлежат ликвидации в судебном порядке [[22]].

1.6.1.      ЛДПР

Марийское региональное отделение (далее – МРО) готовится к X съезду ЛДПР, который состоится в августе. Координатор МРО ЛДПР Анатолий Богомолов сообщил, что организации в городах и районах проводят конференции, подводятся итоги работы.

«Предвыборная кампания будет базироваться на компроматах», – подчеркнул на пресс-конференции МРО Богомолов. И «грязи» в ней будет еще больше, чем в предыдущих. По его мнению, шансы набрать на выборах в Думу РФ необходимое количество голосов по партийным спискам в РМЭ у ЛДПР есть. Будет ли включен в эти списки Маркелов, пока неизвестно, но по одномандатному округу он выдвинется обязательно. Как заявил сам Маркелов, то, что милиция РМЭ отказалась обеспечить его охрану, а также анонимные угрозы лиц в адрес депутата, его не остановят.

Богомолов подчеркнул: «Многие главы администраций в РМЭ уже относятся к нам лояльно, так как мы берем на себя часть их забот по социальным вопросам. Однако помощь мы не афишируем, чтобы не навлечь на них гонения со стороны властей». Он сообщил также о якобы прослушивании телефонов, избиениях делегатов от ЛДПР, запретах встречаться с избирателями. Так, в г. Звенигово после концерта, организованного либерал-демократами, директор местного ДК был уволен. А при проведении «жириновцами» белгородской кампании представители из РМЭ были избиты, причем, по словам Богомолова, по личному указанию губернатора [[23]].

1.6.2.      «Правое дело»

В Марий Эл лидер МРО «Демократический выбор России» и координатор «Правого дела» в РМЭ Валерий Кожевников так оценил консолидацию правых на федеральном уровне: «За пять месяцев до выборов в Думу в России не осталось крупных политических сил правоцентристского толка вне рамок коалиции. Объединение всех «рыночников», вопреки прогнозам недоброжелателей, состоялось... Надеюсь, и на республиканском уровне нам удастся достичь взаимопонимания с руководством «Нашего дома» (А.Смирнов) и «Новой силы» (В.Бабин)… Сведениями о наличии в РМЭ представителей «Голоса России» коалиция пока не располагает» [14].

28 июля в Йошкар-Оле прошла конференция МРО «ДВР», причина – рекомендации съезду партии по составу коалиции, повод – стремление Титова им Кириенко присоединиться к правоцентристскому блоку. МРО «ДВР» решило: «приветствовать участие в блоке как можно широкого круга организаций, а формы взаимодействий оставить на усмотрение съезда».

Сейчас в РМЭ проходят общие собрания членов местных отделений партий, входящих в коалицию «Правое дело» с целью найти новых союзников. Пока коалицию в РМЭ представляют «ДВР», «Вперед, Россия!», «Россия молодая» и «Демократическая Россия» [[24]].

1.6.3.      Русский общенациональный союз

В Йошкар-Оле в конце июня побывал председатель правления Русского общенационального союза (РОНС) Игорь Артемов. По его словам, организация была создана в 1990 году, зарегистрирована в 93-м, а сейчас имеет по России 93 региональных отделения. Своих депутатов в Госдуме РФ нет, но «с некоторыми из законодателей ведется работа». Отделение РОНС будет создано и в РМЭ.

По словам Артемова, последствия правления и коммунистов, и демократов катастрофические, пришло время третьей силы. Власть в России должна быть русской и православной по духу. На выборах в Госдуму РФ РОНС выставит кандидатов и одномандатных округах, и попытается войти в блок с близкими движениями.

Артемов заявил: «Сейчас у РОНС больше региональных депутатов, чем у других политических сил, вместе взятых… ведут серьезную работу. Так, в Тульской области нам удалось «пробить» увеличение размера пособия на детей до 300 рублей».

О конкурентах по идеологической нише из РНЕ: «Я считаю, что военизированные организации возможны, но если уж ты надел форму, то надо как-то действовать. Деятельность во многом носит показной характер. Образ создан «страшный», но ничего конкретного не предпринимается». К современному казачеству РОНС относится «с улыбкой. Казаки сейчас думают не о своем историческом призвании, а о зарабатывании денег» [[25]].

1.6.4.      КПРФ

В Йошкар-Оле в конце июня состоялась встреча коммунистов, представителей ветеранских и молодежных организаций с участниками похода за СССР от Бреста до Курильской гряды. Организаторы акции – блок «Трудовая Россия» и Союз офицеров СССР – перед выборами встречаются с избирателями. Отряды политической экспедиции из Москвы до Марий Эл побывали в Мордовии, Нижнем Новгороде, Татарстане, Чувашии [[26]].

1.6.5.      «Лига деловых женщин»

Йошкар-олинская «Лига деловых женщин» выступила с инициативой – разработка программы поддержки женского предпринимательства в республике. По мнению председателя лиги Светланы Кутузовой, мужчины, занимающие ключевые посты и во власти, и во всех сферах экономики, должны потесниться. Первый шаг – создание каталога женщин-руководителей в самых разных сферах, которые бы смогли составить костяк авторов проекта [[27]].

 

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Финансовая сфера

2.1.1.      Итоги полугодия

В экономике сохраняется проблема взаимных неплатежей. Кредиторская задолженность на 1 июня 1999 года составила 7,2 млрд. руб., причем в основном просроченная – 5,2 млрд. (72%).

Задолженность по кредитам банков и займам на 1 июня с.г. составила 8,0 млрд. руб., из нее просроченная – 7,6 млрд. (95%). Дебиторская задолженность – 4,8 млрд. руб., из нее просроченная – 3,4 млрд. (71%).

На 1 июля с.г. 1244 обследуемых предприятий и организаций основных отраслей имели просроченную задолженность по выплате зарплаты, ее общая сумма составила 337,2 млн. руб. и сократилась по сравнению с 1 июня 1998 года на 9,1 млн. руб. (на 2,6%). В основном сокращение задолженности произошло за счет непроизводственной сферы [15].

2.1.2.      Проект республиканского бюджета-2000

18 июля на заседании правительства были рассмотрены основные направления формирования консолидированного бюджета республики на 2000 год. Пожалуй, впервые на Минфин возлагается не только функция распределения денег, но и его реального участия в формировании доходной части бюджета. Речь о построении системы госвласти, где главными рычагами стали бы экономические стимулы, а не директивные методы управления. Поставлена цель поднять ответственность органов местного самоуправления за социально-экономическое развитие своих территорий.

Планируется изменить и систему межбюджетных отношений между республиканским и местными бюджетами, подчеркнул министр финансов П.Ведерников. Это позволит прежде всего снизить встречные финансовые потоки, увеличить собственные доходы. Так, в бюджеты городов и районов планируется направлять: от налога на прибыль – 19%, НДС – 15%, налога с продаж – 60%, подоходного налога – 90%, акцизов – 50%, единого налога на вмененный доход – 100%, а также плату за пользование природными ресурсами, госпошлину и др.

Особое внимание будет уделено закупкам сельхозпродукции у населения. Местные бюджеты могли бы пополнить налоговые поступления от переработанной и реализованной продукции. Главам сельских и поселковых администраций предложено развивать различные подсобные промыслы, открывать новые производства и т.д.

Руководитель администрации президента РМЭ А.Смирнов отметил, что для реализации новой бюджетной концепции необходимо проявить еще и политическую волю. Президент В.Кислицын намерен добиваться формирования доходной части бюджета снизу. Видимо, самым сложным звеном в этой работе будут сельские и поселковые советы. Уровень собственных доходов колеблется сегодня в сельских и поселковых советах от 5 до 100%.

Разрабатывается положение по оплате труда руководителей органов местного самоуправления, министерств, ведомств в зависимости от конечного результата. Чиновник должен сам зарабатывать себе средства. Такую схему представители Марий Эл «подсмотрели» в США, в штате Мэриленд («побратим» РМЭ), где знакомились с опытом организации труда управленческого звена. Впрочем, заместитель главы правительства, министр экономики И.Васильев предположил, что здесь могут возникнуть трудности – даже на федеральном уровне нет единого мнения в отношении методики выделения трансфертов.

Предложенная концепция формирования бюджета потребует внесения изменений и дополнений в ряд законодательных актов. В частности, в Закон «О муниципальной службе в РМЭ» [[28]].

2.1.3.      Марий Эл, как база для эксперимента общероссийского значения

По договоренности между правительством РМЭ и Министерством экономики РФ на базе Марий Эл будет реализовываться пилотный проект механизма многостороннего сетевого урегулирования взаимной просроченной задолженности между субъектами экономической деятельности. На практике будет опробована методика «расшивки» взаимных неплатежей в отдельно взятом регионе. Об этом объявили на брифинге заместитель главы правительства РМЭ И.Васильев и начальник отдела департамента Минэкономики РФ С.Хурсевич.

На начало июля кредиторскую и дебиторскую задолженность имели в Марий Эл 9400 предприятий и фирм. Всего, соответственно, 7,2 млрд. и 4,8 млрд. руб. Недоимки платежей в бюджеты всех уровней достигли 780 млн. руб. и увеличились с начала года на 34%. Ситуация сложная и на данном этапе требует государственного регулирования.

Как считают в Минэкономики РФ, эмиссия привела бы к взрыву валютного рынка, неуправляемой инфляции. Сейчас находящиеся в обороте деньги покрывают лишь треть потребностей России. А используемые вместо денег их суррогаты, бартер приводят к удорожанию товаров. Поэтому предлагается такой выход – создать рыночный механизм, основанный на безденежных взаиморасчетах. Так, как это сделано в странах Европейского Союза, где подобная форма расчетов является преобладающей.

Предполагается собрать всю информацию о долгах и должниках в компьютере, и на основе заключенных договоров с предприятиями и организациями информационный центр начнет «расшивку» взаимных неплатежей. Во-первых, между субъектами хозяйственной деятельности, во-вторых, между предприятиями и бюджетами разных уровней.

Государство предлагает предприятиям-должникам помощь по распутыванию клубка долгов за минимальную плату – от 0,25 до 1,75% от объема задолженности. Те, кто в состоянии вернуть долги сам, договоры могут не заключать, дело добровольное.

Есть также договор между Правительством РМЭ и Минфином РФ, что платежи в региональный бюджет должны состоять из денежных зачислений минимум на 60%.

Реально механизм проекта будет запущен не раньше октября. В случае успеха эксперимента он будет перенесен на межрегиональный уровень, возможно, на основе ассоциации «Большая Волга», куда входит РМЭ [[29]].

2.1.4.      Распределение трансфертов из бюджета РМЭ

Государственной счетной палатой РМЭ рассмотрены результаты проверки использования в городах и районах трансфертов, выделенных из республиканского бюджета. Финансовая поддержка оказывалась всем районам и городам республики. Распределение трансфертов, как в 1998 году, так и в текущем, осуществлялось неравномерно.

В 1998 году финансовая помощь в полном объеме оказана только Волжскому и Медведевскому районам. (Первым руководил некогда сам Кислицын, второй – родина его жены). Тогда как г. Козьмодемьянск и Советский район получили немногим более половины запланированных в бюджете трансфертов, а Йошкар-Ола – всего 45%. (У Кислицына и мэра столицы В.Козлова испорченные отношения, страдают йошкаролинцы). Семь из 17 районов и городов получили трансфертов меньше расчетных показателей.

Результаты ревизии направлены Госсобранию РМЭ [[30]].

2.2.       Промышленность

2.2.1.      Итоги полугодия

В январе-июне 1999 года предприятиями республики произведено промышленной продукции (работ, услуг) на 3205 млн. руб. По сравнению с январем-июнем 1998 года физический объем промпродукции вырос на 1,1%.

Рост объемов производства отмечался в химической и нефтехимической промышленности (115,3% к уровню января-июня 1998 г.), машиностроении и металлообработке (104,5%), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной (144,6%), легкой (111,6%), пищевой (109,8%) и комбикормовой (114,8%) промышленности. Спад производства отмечен в электроэнергетике (на 13,8%), промышленности стройматериалов (на 5,8%), медицинской (на 22,3%) промышленности.

Объем производства в январе-июне 1999 года увеличился по 139 из 232 видов учитываемой промпродукции. Больше, чем в январе-июне 1998 года произведено средств вычислительной техники, контрольно-кассовых машин, оборудования для переработки продукции отраслей АПК, медицинской техники, брикетов торфяных, белка кормового, комбикормов, пиломатериалов, бумаги, картона, искусственных мягких кож, изделий из пластмасс, лакокрасочных материалов. В группе потребительских товаров увеличилось производство велосипедов, мебели, обуви валяной, платьев, мехов и меховых изделий, колбасных изделий, консервов, кондитерских, ликероводочных изделий и др.

Предприятиями и организациями всех форм собственности построено 392 квартиры общей площадью 31,3 тыс. кв. м (38,8% к уровню января-июня 1998 года). Сократились объемы и индивидуального жилищного строительства – на 6,6%.

Главной трудностью 94% опрошенных руководителей отметили неплатежеспособность заказчиков, 92% – высокий уровень налогов, 58% – подорожание материалов и конструкций, 39% – нехватку и изношенность машин [15].

2.2.2.      Транспорт

После недавнего визита В.Кислицына в Швецию Волжское пассажирское автотранспортное предприятие получило десять автобусов «Вольво». Акция была широко разрекламирована официальными СМИ. Сейчас выясняется, что машины – не новые, возраст – 18 лет. Два из десяти автобусов сломались уже во время перегона в Марий Эл. Старая техника будет часто ломаться, запчасти к иномаркам дороги. Автобусы насыщены электроникой, что непривычно для местных водителей. Однако при всех «но» в августе автопарк и Йошкар-Олы пополнится десятью «Вольво».

Такое упорство в приобретении шведской техники вызвало слухи. «Говорят, что полученные из Швеции автобусы, которые ходят в Волжске, уже разваливаются, а за их покупку президент и его окружение получили хорошие деньги от шведов» — столь смелый вопрос был задан прессой министру РМЭ (без портфеля) В.Смирнову. Министр РМЭ В.Смирнов отверг все инсинуации о личном интересе властей в сделке: «Автобусы в Швеции мы закупаем не от хорошей жизни. Российские машины имеют моторесурс 150-200 тыс. км. Моторесурс «Вольво» – почти в десять раз больше, а закупленные нами машины не выработали и половины».

У директора ПАТП-1 В.Агеева иное мнение: «На запчасти для «шведов» у нас нет средств, а кое-что уже требует замены. Очень дорогое импортное масло. Дороги в Йошкар-Оле непригодны для «иномарок»… собьют всю регулировку». Сами водители недоумевают: для чего нужно было покупать дорогие авто да еще тратить деньги на растаможивание? [[31]].

2.2.3.      Ресурсы

Правительство РМЭ утвердило госпрограмму «Энергосбережение РМЭ на 1999-2005 годы» для повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов предприятиями и организациями независимо от форм собственности, снижения себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства. До 2005 года в отрасли электроэнергетики приоритетным направлением станет строительство новых генерирующих мощностей: блоки №2 и №3 Йошкар-Олинской ТЭЦ ОАО «Мариэнерго». Увеличение выработки электрической энергии собственного производства позволит на 25-27% снизить ее себестоимость.

2.3.       Сельское хозяйство

2.3.1.      Последствия засухи

Если реализация основных видов скота и птицы по сравнению с I полугодием 1998 года в общественном секторе республики выросла на 680 тонн (на 4,5%) – скот идет под нож, то валовое производство молока сократилось на 4380 тонн (5,2%).

Увеличивается частное производство: хозяйствами населения и крестьянскими хозяйствами произведено 44,3% мяса, 48,4% молока, 27,3% яиц от общего производства по республике [15].

При этом организация закупок излишков сельхозпродукции у населения руководством республики признается «слабым звеном в работе с личным подворьем граждан».

Второй год подряд сельское хозяйство Марий Эл страдает от засухи. Урожай «горит» на корню. В ряде районов объявлено чрезвычайное положение: люди, взяв косы, выходят на неудобья. Однолетние травы выгорели почти полностью. Сильно пострадали и зерновые. Сейчас в Москву из РМЭ передаются материалы на списание, как погибших, посевов с 86 тысяч га, что составляет 32% всех площадей зерновых. Средняя урожайность составляет пока 15,9 ц с гектара.

Сельское хозяйство Марий Эл неуклонно сдает свои позиции. До начала 90-х Марий Эл входила в пятерку лучших регионов России по надоям и росту объемов продукции животноводства. Если в 1990 году среднестатистическая корова республики выдавала молока 3485 кг, то в 1998 году – всего 2715 кг. За этот период производство мяса сократилось на 71%, молока – на 47% и яиц – на 32% [[32]].

2.3.2.      Перебои с хлебом

Сельскохозяйственная Марий Эл сегодня не в состоянии прокормить даже себя. Уже сказывается нехватка собственного продовольствия. На предыдущей сессии Госсобранию РМЭ пришлось утвердить кредит на получение сельхозпродуктов из США и ЕС под поручительство марийского правительства: сейчас в Марий Эл поступает продовольственное и фуражное зерно из США и ЕС, импортируется и американская говядина. (И только сейчас выяснилось, что Запад направил в РМЭ низкосортное и загрязненное зерно).

Эхом прошлогоднего плюс предполагаемого будущего неурожая – рост цены на продовольствие длительного хранения – крупы и макаронные изделия. Примета последних дней июля в РМЭ – резкий скачок цен на муку и очереди за хлебом. «Хлебный бум» привел к тому, что буквально за неделю-полторы мешок муки от 280 рублей подорожал до 400. По республике поползли слухи чуть ли не о грядущем голоде.

Управление информации администрации президента РМЭ заявило, что поводов для волнений нет. Об этом же заверила министр торговли М.Подоплелова. По ее словам, запас муки в республике есть, по крайней мере, до 20 августа, на подходе – гуманитарное зерно с Запада. Заключаются договоры с другими субъектами РФ на поставку муки из пшеницы, а ржаной мукой Марий Эл обеспечивает себя полностью. Чтобы не происходило оттока продукции за пределы Марий Эл туда, где она дороже, принято решение контролировать вывоз муки из республики. В.Кислицын вновь возложил ответственность на главах администраций, допустивших перебои с хлебом.

Между тем, на столах жителей Марий Эл, одного из беднейших регионов России, хлеб вытесняет прочую пищу: за прошлый год рост выпуска хлебобулочных изделий достиг целых 90% к уровню 1997 года. Даже по официальным данным, уже трое из каждых четырех детей в Марий Эл имеют дефицит массы тела [[33]].

2.4.       Фондовый рынок

По инициативе руководителя администрации президента РМЭ и председателя региональной комиссии по ценным бумагам А.Смирнова в Йошкар-Оле собрались представители Чувашии, Коми, Мордовии и Кировской области, ответственные за сферу обращения финансовых средств. Встреча была вызвана ситуацией, сложившейся в субъектах РФ, где не созданы отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Все субъекты РФ сейчас распределены между 15 региональными отделениями ФКЦБ. Как считают в регионах, такая схема не позволяет обеспечивать должный контроль за соблюдением законодательства на рынке ценных бумаг. Несмотря на неоднократные обращения к руководству ФКЦБ, в Правительство РФ с просьбой о создании региональных отделений в Марий Эл, Мордовии, Чувашии, Коми и Кировской области, такое решение не принято.

Представители регионов на встрече заявили, что происходит ущемление интересов субъектов региональными отделениями ФКЦБ, расположенными на территориях соседних и всегда более крупных областей и республик. (В данном случае это Ленинградская, Нижегородская области и Татарстан). Это усложняет процедуру эмиссии ценных бумаг, ведет к материальным и временным издержкам эмитентов из-за расстояний, сдерживает привлечение инвестиций путем дополнительной эмиссии, ограничивает информационную базу о состоянии фондового рынка и мешает оперативно реагировать на факты злоупотреблений.

На собрании было решено выработать совместное обращение к председателю правительства РФ С.Степашину с просьбой о незамедлительном изменении ситуации [[34]].

2.5.       Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеторговый оборот РМЭ за I полугодие составил в текущих ценах 14,9 млн. долларов США и по сравнению с январем-июнем 1998 года уменьшился на 46,3%, в том числе экспорт – 10,3 млн. долларов США (снизился на 26,4%), импорт – 4,6 млн. долларов США (уменьшился в 3 раза).

Марий Эл предпочитает контактировать с дальним зарубежьем, причем кризис «17-го» только усилил эту тенденцию. В общем товарообороте республики доля стран вне СНГ составила: в экспорте – 88,4%, в импорте – 64,9%. По сравнению с январем-июнем 1998 года, произошло снижение экспорта в страны вне СНГ на 19,8%, в страны СНГ – в 2,2 раза, импорт сократился соответственно – в 2,8 раза и 3,3 раза.

В I полугодии 1999 года продукция республики поставлялась в 30 стран мира, 21 (70%) из них – страны вне СНГ и Балтии. В эти государства экспортировано товаров на 9,1 млн. долларов. Наибольший объем экспорта приходился на Италию (57,5%), Польшу (11,6%), Финляндию (6,1%), Украину (6,1%), Белоруссию (3,1%), Иран (2,2%).

В товарной структуре экспорта по-прежнему лидировало сырье: кожевенное сырье (57,1%), продукция химической промышленности (14,9%), древесина и изделия из нее (8,9%), бумажные изделия (8,0%), черные и цветные металлы (3,8%), текстильные материалы (3,3%), машины и оборудование (2,6%). Из важнейших товаров на экспорт было отправлено 26,1 тыс. куб. м круглого леса, 6,4 тыс. тонн — черных металлов, на 73 тыс. долларов – приборов и аппаратов.

В структуре импорта по странам лидировали: Украина (31,6%), Германия (17,8%), Италия (11,2%), Швейцария (6,4%), Франция (5,9%). Товары ввозились из 22 стран дальнего и 5 ближнего зарубежья. В основном, это были продовольственные товары (32,8%), продукция химической промышленности (23,9%), машиностроительная продукция (29%).

Из важнейших товаров по импорту получено 144 тонны мяса и мясных субпродуктов, 3,8 тонны цитрусовых плодов, на 1333 тыс. долларов – оборудования и электрических машин, из средств наземного транспорта – 1 трактор и 6 автомобилей [15].

3.    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

3.1.       Уровень жизни

Люди в республике стали меньше покупать. В январе-июне 1999 года населению продано потребительских товаров и оказано платных услуг на 2024,8 млн. руб., что, по сравнению с I полугодием 1998 года, в сопоставимых ценах меньше на 30,7%. Удельный вес продажи продтоваров составил 56,9%, непродовольственных – 43,1% (в январе-июне 1998 года – соответственно 51,2% и 48,8%).

Покупательский спрос упал настолько, что специалисты высказывают опасение, что многие торговые организации могут оказаться на грани банкротства.

За пять месяцев 1999 года платные услуги населению подорожали в 1,3 раза. Наиболее популярные: услуги по ремонту бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов; по ремонту и изготовлению металлоизделий; ремонту и пошиву обуви. Покупка новых вещей – все большая редкость.

Отмечается рост объемов по услугам в системе образования и медицинским услугам. Госкомстат объясняет это тем, что «бесплатное обучение и медицинское обслуживание все больше вытесняется платным. Для малоимущих и низкооплачиваемых (а их большинство) расходы на эти крайне необходимые услуги становятся недоступными».

За январь-июнь 1999 года цены на потребительском рынке увеличились на 33,4%. Сводный индекс потребительских цен июня 1999 года к декабрю 1998 года составил 133,4%. Как и в прошлом году, наблюдается тенденция к снижению темпов прироста цен от 11,8% в январе до 1,6% в июне (хотя их среднемесячное значение более чем в 6 раз превышает прошлогоднее). Более всего подорожали алкогольные напитки – на 36,3% и платные услуги населению – на 40,2%.

Стоимость социального набора по республике за июнь с.г. выросла на 2,7% и составила 567,9 руб. на душу населения в расчете на месяц. В связи с отменой льготного налога на некоторые продукты питания только за первую неделю июля стоимость социального набора повысилась на 2,8% [[35]].

Реальные располагаемые денежные доходы, полученные населением РМЭ за I полугодие с.г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сократились на 27,5%. В мае 1999 года средняя зарплата в РМЭ достигла 815,2 руб. и увеличилась по сравнению с маем 1998 года на 49,0%. Однако ее реальный размер, с учетом индекса потребительских цен, к уровню мая 1998 года снизился на 34,0%.

Самая низкая зарплата в I полугодии наблюдалась в отраслях: сельское хозяйство (343,7 руб.), лесное хозяйство (447,4 руб.), культура и искусство (479,3 руб.), здравоохранение, физкультура и спорт, социальное обеспечение (552,4 руб.), образование (559,3 руб.), наука и научное обслуживание (568,8 руб.)

Прожиточный минимум за июнь-99 в РМЭ составил 776,3 руб. Среднедушевой денежный доход в РМЭ меньше уровня прожиточного минимума в 1,4 раза.

В республике к концу мая 1999 года в экономике было занято 318,9 тыс. человек, 9,8 тысяч – квалифицировались как безработные (на 1 июля 1998 года – 10,0 тыс. человек). Официально зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных 9,1 тыс. человек, т.е. 2,7% экономически активного населения.

Продолжается спад рождаемости и увеличение смертности. За январь-июнь с.г. число родившихся уменьшилось по сравнению с январем-июнем 1998 года на 1,5% (3439 человек); число умерших превысило число родившихся в 1,5 раза. На каждую тысячу человек населения РМЭ пришлось 9,1 рождений и 14,1 смертей. Растет младенческая смертность: умерло 57 детей в возрасте до 1 года (на 1,8% больше).

Зарегистрировано 1460 браков и 835 разводов, т.е. на 100 браков пришлось 57 разводов [15].

 

3.2.       Социальная защита

3.2.1.      Пенсии

Ходят упорные слухи, что дыры в экономике правительство РМЭ затыкает пенсионными деньгами – то якобы направляют их на закупку ГСМ для села, то транспортникам, которые угрожают забастовкой. Управляющий отделением Пенсионного фонда РФ по РМЭ В.Ягодаров заявил: «Ни копейки из пенсионных средств не направлено на сторону».

После многолетней практики задержек пенсий, благодаря полученным трансфертам из центра, июльские пенсии в РМЭ были выплачены в конце июля полностью. Но долги еще составляют 61 млн. руб. за ноябрь и декабрь 1998 года

В настоящее время РМЭ выплачивает пенсии примерно наполовину за счет взносов, собранных самостоятельно, и наполовину за счет дотаций из ПФ РФ. Москва с таким раскладом пока мирится, хотя и постоянно напоминает о 505 миллионах марийского долга перед ПФ РФ. За полгода центром перечислено 247 млн. на текущие выплаты и 100 млн. – на погашение долгов. Однако если с октября размер пенсий увеличится, а зарплата останется прежней, то, по мнению Ягодарова, есть риск, что даже этот паритет «50-50» будет нарушен. Как-то на это посмотрит Москва…

Проблемы. Во-первых, примерно треть из девяти тысяч работодателей республики – хронические должники ПФ РФ. Во-вторых, зарплата по-прежнему зачастую выдается товарами. В-третьих, до 7 млн. руб. в месяц республика недобирает из-за выплат зарплаты через суд (отчисления в ПФ при этом не делаются). В-четвертых, около 4 млн. в месяц ПФ теряет из-за выплат денег работникам через кассу: предприятие имеет магазин, выручку на счет не перечисляет, а направляет в кассу и раздает в виде зарплаты.

Среди предприятий-должников есть и такие, во главе которых стоят депутаты Госсобрания: Е.Трудолюбов, Г.Григорьев, Г.Пейсахович, В.Котиков и др [[36]].

 

3.2.2.      Пособия на детей

На 1 июля задолженность по пособиям на детей за 1997-1998 год составила около 7,4 млн. руб. Сейчас выплаты производятся только наименее обеспеченным семьям.

Министр социальной защиты населения и труда Марий Эл Т.Кострова сетует на ограничения со стороны Москвы: «Несмотря на все наши усилия, приходится признать, что без помощи центра наверстывать долги по «детским» очень тяжело. В этом году мы урезаны: Москва разрешила взаимозачеты только на 40% (в прошлом году взаимозачеты составили у нас 87%). Президент РМЭ неоднократно обращался в Москву, чтобы разрешили взаимозачеты по российскому бюджету (кстати, над этими же вопросами бьются многие регионы), но…»

Председатель Правозащитного центра В.Пайдоверов обратился к президентам РФ и РМЭ, СМИ с заявлением об участившихся в РМЭ случаях отказа судами в приеме исковых заявлений о взыскании долгов по «детским» под предлогом перегруженности судей. Установлена предварительная запись, очередь рассмотрения таких дел искусственно, как считает Пайдоверов, растянута до 2000 года (законный срок – месяц). Правозащитник назвал происходящее «вопиющим беззаконием и грубейшим нарушением прав жителей РМЭ» [[37]].

4.    МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ

4.1.       Соглашение с Самарской областью

29 июля в Йошкар-Оле подписано Соглашения о сотрудничестве между Госсобранием РМЭ и Губернской Думой Самарской области, подписи поставили председатели парламентов – соответственно М.Жуков и Л.Ковальский. В церемонии участвовал президент РМЭ.

Стороны выразили стремление обмениваться опытом депутатской деятельности, сотрудничать в области законодательного обеспечения социально-экономического развития регионов. Рефрен: у регионов много общих проблем, которые можно и нужно решать на уровне субъектов Федерации, а не ждать, когда за них возьмутся федеральные власти. Есть проблемы и в законодательном обеспечении проводимых рыночных реформ.

В последнее время связи РМЭ с регионами России расширяются, и это необходимое условие ее экономического развития, подчеркнул Жуков. Ранее республика заключила двухсторонние соглашения с Башкортостаном, Чувашией, Татарстаном, Ульяновской, Кировской, Нижегородской областями.

Бизнесмены из Самарской области после знакомства с Марий Эл нашли поле для контактов. Несмотря на засуху и саранчу самарцы вырастили хороший урожай пшеницы, при том, что РМЭ постоянно нуждается в ее поставках – в Марий Эл пшеница практически не растет. РМЭ могла бы поставлять изделия из древесины, сборные дома, дары леса, холодильное оборудование, техническую бумагу, комплектующие для автомобильной промышленности. Самарские предприниматели готовы поставлять в республику продовольственное зерно, комбикорма, автомобили.

Самарцы заинтересовались и внедряемой в РМЭ системой государственного регулирования рыночных отношений, благодаря чему достигается устойчивость снабжения населения электроэнергией, газом, теплом, сдерживается рост тарифов на коммунальные и транспортные услуги, цен на продукты первой необходимости.

Президент РМЭ подчеркнул исключительную важность деловых отношений между соседними регионами России. По мнению Кислицына, такие контакты укрепляют позиции регионов по отношению к центру. А непродуманность региональной политики сказывается до сих пор, пример – Чебоксарская ГЭС, ставшая камнем преткновения между Марий Эл и Чувашией.

Вслед за соглашением ожидается разработка и широкомасштабного договора об экономическом сотрудничестве между РМЭ и Самарской областью [[38]].

 

РЕЗЮМЕ

Президент РМЭ своим заявлением о том, что не намерен вступать ни в один из создаваемых сейчас избирательных блоков, признал отсутствие у себя политических амбиций федерального уровня. По-видимому, В.Кислицын полностью сконцентрировался на внутренних выборах. Думские выборы сего года станут лишь репетицией перед более важными для политиков РМЭ выборами президента республики.

Правительство РМЭ перед выборами начало концентрировать финансовые силы: создана комиссия для изучения работы крупнейших банков республики, куда вошли представители обеих ветвей власти. Банкиры назвали это формой давления власти на финансовые институты.

Еще одна примета приближающихся выборов: назначение нового состава Центризбиркома. Во главе ключевой избирательной комиссии встал 70-летний пенсионер, состав ЦИК более, чем лоялен к В.Кислицыну. Власть так увлеклась подбором в ЦИК нужных людей, что в нее не попал вообще ни один представитель политических сил, имеющих фракции в Госдуме РФ. Похоже, уже задолго до выборов избирательная кампания в РМЭ не обойдется без протестов, вмешательств суда и Москвы.


 



Источники

[1]. Макаров Е. Обоюдный интерес // Марийская правда. — 1999. — 30 июля. — С. 1.

[2]. Макаров Е. Не грех порадеть за Марий Эл // Марийская правда. — 1999. — 8 июля. — С. 1.

[3]. Управление информации администрации президента РМЭ. И все вопросы – важные // Марийская правда. — 1999. — 29 июля. — С. 1.

[4]. Дружинин С. Буря в стакане чая // Московский комсомолец в Марий Эл. — 1999. — 8 – 15 июля. — С. 10.

[5]. ФСБ: смена «начальника караула» // Московский комсомолец в Марий Эл. — 1999. — 22 – 29 июля. — С. 15.

[6]. Что случилось с экс-министром? // Московский комсомолец в Марий Эл. — 1999. — 22 – 29 июля. — С. 15.

[7]. На перекрестке кадровых дорог // Московский комсомолец в Марий Эл. — 1999. — 5 – 12 августа. — С. 16.

[8]. Официальное досье // Марийская правда. — 1999. — 1 июля. — С. 2.

[9]. Заявление управление информации администрации президента РМЭ // Марийская правда. — 1999. — 2 июля. — С. 1.

[10]. Макаров Е. Сессия Госсобрания Марий Эл // Марийская правда. — 1999. — 9 июля. — С. 1; Макаров Е. Ветвям власти — паритетные отношения // Марийская правда. — 1999. — 13 июля. — С. 2; Марышев В. Был жаркий день, кипели страсти // Йошкар-Ола. — 1999. — 15 июля. — С. 4; Макаров Е. Сессия завершила работу // Марийская правда. — 1999. — 16 июля. — С. 1; Марышев В. Банк «Марий Эл» не хочет брать под козырек // Йошкар-Ола. — 1999. — 22 июля. — С. 4.

[11]. Депутаты Госдумы решили самофинансироваться // Московский комсомолец в Марий Эл. — 1999. — 8 – 15 июля. — С. 15.

[12]. Музафарова Л. Прощай, команда! // Марийская правда. — 1999. — 6 августа. — С. 4.

[13]. У Центризбиркома должен быть «яблочный» привкус // Йошкар-Ола. — 1999. — 5 августа. — С. 2; Избирком не резиновый // Московский комсомолец в Марий Эл. — 1999. — 5 – 12 августа. — С. 15.

[14]. Политическое ассорти Василия Панченко // Молодежный курьер. — 1999. — 8 июля. — С. 4.

[15]. Госкомстат РМЭ. Социально-экономическое положение РМЭ в январе-июне 1999 года // Марийская правда. — 1999. — 30 июля. — С. 2-3.

[16]. Павлова М. Раскрываемость растет, преступность тоже // Марийская правда. — 1999. — 20 июля. — С. 7; Музафарова Л. Кто кого одолеет: мы — преступность или она — нас? // Марийская правда. — 1999. — 28 июля. — С. 2; Павлова М. Милиции сегодня требуются знатоки // Марийская правда. — 1999. — 30 июля. — С. 4. Волжские свистопляски со стрельбой и трупами // Московский комсомолец в Марий Эл. — 1999. — 29.07 – 5.08. — С. 15.

[17]. Читатель Пиксаев обиделся на писателя Арона // Московский комсомолец в Марий Эл. — 1999. — 8 – 15 июля. — С. 15.

[18]. Павлова М. О чем мечтают судьи, занимая очередь... // Марийская правда. — 1999. — 22 июля. — С. 7.

[19]. Сотников В. Марк Арон: мы входим в мир тотального шпионажа // Московский комсомолец в Марий Эл. — 1999. — 29 июля – 5 августа. — С. 16.

[20]. Кулишова Н. Не ждать милости от Москвы // Марийская правда. — 1999. — 2 июля. — С. 2.

[21]. Брылякова М. Политик: профессия или диагноз? // Марийская правда. — 1999. — 2 июля. — С. 5.

[22]. Протасова О. Минюст предупреждал: перерегистрация до 1 июля // Марийская правда. — 1999. — 13 июля. — С. 2.

[23]. Политическое ассорти Василия Панченко // Молодежный курьер. — 1999. — 1 июля. — С. 4; Морозов В. Согласно картам ЛДПР мы живем в Поволжской губернии // Йошкар-Ола. — 1999. — 15 июля. — С. 4; Через грязи в князи // Московский комсомолец в Марий Эл. — 1999. — 15 – 22 июля. — С. 15.

[24]. «Правое дело» решает, с кем ему по пути // Йошкар-Ола. — 1999. — 29 июля. — С. 2; Зыков В. Встаньте, дети (в смысле, партии), встаньте в круг (далее по тексту) // Молодежный курьер. — 1999. — 29 июля. — С. 2.

[25]. Марышев В. Явление РОНС народу // Йошкар-Ола. — 1999. — 1 июля. — С. 11.

[26]. От Курил до Бреста // Йошкар-Ола. — 1999. — 1 июля. — С. 2.

[27]. Светлова А. Мужчины, подвиньтесь! // Молодежный курьер. — 1999. — 8 июля. — С. 2.

[28]. Макаров Е. Идеология бюджета // Марийская правда. — 1999. — 20 июля. — С. 1-2.

[29]. Макаров Е. Альтернатива – расшить взаимные неплатежи // Марийская правда. — 1999. — 28 июля. — С. 1.

[30]. Финансы и контроль // Марийская правда. — 1999. — 13 июля. — С. 1.

[31]. Игитов В. Говорят, что... А как на самом деле? // Марийская правда. — 1999. — 10 июля. — С. 3; Халтурина Е. Шведов любить накладно! // Местное время в Марий Эл. — 1999. — 20 июля. — С. 2.

[32]. Кукарин В. Главный критерий — эффективность // Марийская правда. — 1999. — 6 июля. — С. 3; Макаров Е. Не грех порадеть за Марий Эл // Марийская правда. — 1999. — 8 июля. — С. 1; Кропотов А. Кормушки и подойники // Марийская правда. — 1999. — 15 июля. — С. 2; Макаров Е. Дождь на колесах // Марийская правда. — 1999. — 21 июля. — С. 1; Акров Н. Цена засухи // Марийская правда. — 1999. — 29 июля. — С. 1.

[33]. Кропотов А. Гуманитарный хлеб — не «экстра», но пришелся кстати // Марийская правда. — 1999. — 12 июня. — С. 2; Управление информации администрации президента РМЭ. Трансферты есть, доходов нет // Марийская правда. — 1999. — 27 июля. — С. 1.

[34]. Смолина М. Защитить рынок ценных бумаг // Марийская правда. — 1999. — 16 июля. — С. 1.

[35]. Госкомстат Республики Марий Эл. Услуги подорожали // Марийская правда. — 1999. — 6 июля. — С. 6; Госкомстат РМЭ. Была картошечка простая, а стала золотая // Марийская правда. — 1999. — 17 июля. — С. 2.

[36]. Бирючева О. Пенсионеров обижать нельзя! // Марийская правда. — 1999. — 6 июля. — С. 2.

[37]. Кулишова Н. Не ждать милости от Москвы // Марийская правда. — 1999. — 2 июля. — С. 2; Иски «тормозят» в судах // Йошкар-Ола. — 1999. — 15 июля. — С. 3.

[38]. Макаров Е. Обоюдный интерес // Марийская правда. — 1999. — 30 июля. — С. 1; Медвежью шкуру делить не придется. Она досталась самарским депутатам // Йошкар-Ола. — 1999. — 5 августа. — С. 2.