Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Мордовия

Игорь НИМАНОВ

Республика мордовия

в июле 1999 года

Активизация правящей партии в связи с приближающимся началом предвыборной компании. Подведение итогов социально экономического развития республики за первое полугодие 1999 года. Форум «Молодежь и Созидание» как попытка власти найти общий язык с молодёжью. Изменение закона РМ «О выборах депутатов Государственного собрания Республики Мордовия». Подписание договора об общественном согласии и социальном партнерстве.

ГЛАВНОЕ

Социальная и политическая ситуация в республике Мордовия мало чем отличается от предыдущих месяцев. Власть удерживала под контролем действия политических сил. События, проходившие на федеральным уровне, оказывали лишь незначительное влияние на республику. При этом, в действиях политических сил и прежде всего правящей власти, чувствовалось приближение электорального сезона. Глава Республики Н.И.Меркушкин продолжал активные действия по созданию имиджа политика российского масштаба, при этом, не забывая, постоянно отчитывать руководителей на местах.

К настоящему моменту на политическом пространстве республики не осталось ни одной реально действующей оппозиционной правящей элите силы. Здесь необходимо указать, что нынешнему Главе Республики удалось создать не только жесткий политический режим, с непререкаемым авторитетом официального лидера, но режим, базирующийся на семейно-клановых отношениях, когда в большую экономику и политику вовлечены ближайшие родственники Главы Республики. Руководителем АО «Саранскстройзаказчик» является родной брат Главы А.И.Меркушкин, нефтяную отрасль подмял под себя другой брат, И.И.Меркушкин, который является руководителем АО «Мордовнефтепродукт», одна из сестер Главы занимает пост зам. министра образования РМ. В семейном бизнесе принимают участие племянники Главы.

Спокойствие нынешних властей имеет под собой и другое основание. На ключевых постах находятся только «свои люди», с которыми нынешний руководитель республики работал еще в комсомоле. Фактически весь комсомольский актив тех времен, когда Н. Меркушкин был первым секретарем обкома ВЛКСМ, работает вмести с ним. Так, руководящие посты в администрации и правительстве занимают в настоящее время Н. Щукин, В. Руженков, В. Якуба, Н. Калиниченко, С. Вдовин. Не остались в стороне и те, кто работал с Н.Меркушкиным в Фонте имущества в 1992-1994 гг. Так, В.Кечкин и Н.Петрушкин являются соответственно председателем Государственного Собрания и заместителем председателя правительства, министром финансов.

Таким образом, нынешнего главу окружают полностью управляемые люди, готовое провести любое решение и которым смена власти абсолютно невыгодна. Имея такой фундамент, современная политическая элита, серьёзную оппозицию которой составляют лишь политики федерального уровня (действия которых напоминают часто бой с тенью), может чувствовать себя достаточно уверенно и спокойно.

1.    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

В июле месяце были подведены итоги социально-экономического развития региона за I полугодие 1999 года. Республика, несмотря на многие положительные моменты, продолжает оставаться в достаточно сложном экономическом положении. Свертывание ВПК в годы перестройки губительно сказалось на экономической ситуации. Хрупкая социально-экономическая структура, ориентированная на армию и зависимая от поставщиков сырья из многих точек СССР, фактически развалилась. К середине 90-х годов Мордовия становится одним из беднейших регионов России с денежным доходом на душу населения — 398,6 тыс. руб. (в среднем по России — 821,8 тыс. руб.) при прожиточном минимуме 308,5 тыс. руб. (в среднем по России — 370,7 тыс. руб.). Официальный уровень безработицы, в результате свертывания производств на крупнейших заводах республики, таких, как АО «Электровыпрямитель», АО «Саранский Механический завод», АО «Саранский телевизионный завод» и др. составил 7,7% трудоспособного населения (в среднем по России 3,4%). Произошло беспрецедентное снижение уровня промышленного производства (на 62% относительно 1991 года).

За прошедшие годы кардинального изменения экономической ситуации не произошло, несмотря на усилия, принимаемые руководством республики. Те трансферты, которые Мордовия получала в огромных количествах из Москвы, не дали ожидаемого результата. Многие промышленные гиганты не смогли восстановить свое производство. В республике не создано благоприятных условия для развития среднего и малого бизнеса. Надежды продолжают быть связаны с развитием крупных и средних промышленных предприятий, за первое полугодие которыми произведено 87% всей продукции.

Объем промышленного производства увеличился на 10,2%, но эта цифра не раскрывает всей картины. Ведущие отрасли промышленности, такие, как машиностроительная и металлообрабатывающая, светотехническая продолжали сокращать объем производства. По сравнению с I полугодием 1998 года в этих отраслях произошло падение производства соответственно на 5,6% и 21%. На 72,5% произошло падение производства экскаваторов. В глубоком кризисе продолжает находиться АО «Саранский Механический завод». В связи с финансовым кризисом августа 1998 года завод не дождался спасительных итальянских кредитов.

Несмотря на все усилия, региональные власти не смогли выработать привлекательную инвестиционную политику и заинтересовать инвесторов продуманными и привлекательными проектами.

Нельзя назвать грамотной и налоговую политику властей. Послекризисное развитие региона требовало ее изменения, введения налоговых льгот для местных производителей, однако этого не произошло. В результате фактически сорваны налоговые поступления за первое полугодие 1999 г. Налоговые доходы (по официальным данным) поступили лишь на 28,8%. Как следствие, огромное напряжение в социальной сфере, снижение расходов в это сложное время на образование, культуру, искусство и здравоохранение. Расходы на эти сферы составили около 30% от планируемого. В результате недопоступления в бюджет республики налогов оказался нереализованным закон РФ «О ветеранах». Критика налоговой службы, не подкрепленная необходимой законодательной базой, не дала руководству республики ожидаемого эффекта. Оказалось, что у власти отсутствует стратегия по этому вопросу.

Руководство республики часто говорит о значительных положительных сдвигах, однако реальная ситуация далека от некоторых идеалистических заявлений отдельных руководителей. Республика продолжает оставаться регионом с низкой бюджетной обеспеченность, она полностью зависима от поступлений из федерального бюджета.

Отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию низкая степень развития банковской инфраструктуры. После кризиса многие местные банки оказались на грани краха.

Непростая ситуация наблюдается в аграрном секторе, которая усугубляется кризисом с ГСМ. В июле месяце цены на ГСМ в Мордовии оказались выше, чем в столице, чего раньше никогда не наблюдалось. Местные власти, пользуясь приближенным положением Главы к столичному мэру Ю.М. Лужкову, заверяли население, что поступит помощь ГСМ из Москвы в обмен на поставки продукции сельского хозяйства. Однако этого не произошло. В результате в Саранске и регионах огромное количество бензоколонок простаивает без бензина, цена на который продолжает расти.

В первом полугодии 1999 года, по официальным данным, произошло сокращение посевных площадей на 30 тыс. га. Выросло поголовье свиней — на 11%. Произошло сокращение поголовья крупного рогатого скота на 3% и овец — на 37%. При этом увеличилось производство мяса и молока соответственно на 1,1% и 2%.

Если эти неблагоприятные тенденции сохранятся, то республика вскоре рискует остаться без собственного мяса и молока. Ситуация осложняется непродуманной ценовой политикой, когда население всеми правдами и неправдами пытается сбыть имеющую продукцию в соседние регионы, где цены гораздо выше, чем в республике. В настоящее время, по определению некоторых журналистов, мероприятия республиканских властей напоминают продовольственную развертку, когда население принуждают сдавать молоко по 1 руб. 70 коп. — 1 руб. 80 коп. (от этого зависит получение заработной платы). Строго-настрого предписано не допускать вывоза населением своей сельскохозяйственной продукции в соседние области. Однако даже эти жесткие меры часто не дают желаемого результата.

Сложилась непростая ситуация с уборкой урожая. На конец июля зерновые и зерново-бобовые культуры были скошены на 15,07% площадей при довольно низкой урожайности (13,7 ц/га). Все это заставило руководство республики жестко предупредить глав местных администраций об их личной ответственности, вплоть до уголовной, за срыв плановых заданий нынешней уборочной кампании.

Тенденции кризиса наблюдаются и на потребительском рынке. Населению за I полугодие было продано потребительских товаров на 23,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, при этом продовольственные товары составили 63,1%, а реализация непродовольственных уменьшилась на 41%. Населению становиться не по карману не только бытовая техника, но и одежда, и обувь. Снижение доходов населения затронуло и сферу общественного питания, предприятия которой оказали услуг меньше на 41,7%, а также сферу платных услуг.

Предметом особой гордости местного руководства является производство алкогольных напитков. Реализация алкогольной продукции давно стала одной из основных статей наполнения бюджета. Дело доходит до откровенного спаивания населения, когда в некоторых районах республики получение зарплаты работниками бюджетной сферы ставится в зависимость от реализации алкогольной продукции. Сначала купи водку, затем получи зарплату. За первое полугодие 1999 года алкогольные напитки и пиво составили 11,1% от общего оборота торговли.

Не принесла особых успехов внешнеэкономическая деятельность руководства. Внешнеторговый оборот в целом по республике уменьшился на 37,0%.

Неблагоприятная экономическая ситуация не может не сказаться на ценах. Как и в целом по стране, в республике продолжался рост цен на продовольственные и непродовольственные товары. Что особенно настораживает, так это значительный рост цен на муку — на 21,3% и хлеб и хлебобулочные изделия на 17,1%, что сказалось прямым образом на наиболее бедных слоях населения республики. Стоимость набора из 25 основных продуктов питания составляет 442,5 руб. при прожиточном минимуме в июле 791,1 руб. Согласно официальным данным, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет 62,2% от общей численности населения (в прошлом году — 46,3%). При средней заработной плате 728,4 руб. средний доход на одного работающего на 10,4% ниже величины прожиточного минимума на одного работающего.

Республика продолжает оставаться крупнейшим должником. На начало июля долг в бюджет и во внебюджетные фонды составлял 1960,0 млн. руб. Кредиторская задолженность 5273,6 млн. руб. При такой огромной задолженности понятна повышенная активность республиканского руководства на федеральном уровне. Ведь в будущем мало кто захочет вкладывать какие-либо денежные средства в регион, который просто увяз в долгах и, самое главное, нет никакой надежды на то, что он когда-либо в обозримом будущем сможет расплатиться с ними. Хотя отдельные положительные тенденции имеются, в частности, предприятиями республики по официальным данным получено прибыли за I полугодие на сумму 55,8 млн. руб. Но эта цифра не столь уж значительна по сравнению с задолженностью. Кроме этого, на 1 июля 1999 года задолженность по заработной плате составила 307,7 млн. руб.

В результате сложившейся экономической ситуации под вопросом оказалась реализация программы «Социально-экономического развития республики до 2000 года», на которую возлагало особые надежды республиканское руководство.

Сложная экономическая обстановка дополняется ухудшением экологической. За первое полугодие в атмосферу было выброшено на 20% больше вредных веществ, чем за аналогичный период прошлого года.

Таким образом, за июль экономическое положение республики существенно не улучшилось. Более того, продолжали действовать негативные тенденции в области промышленности, сельского хозяйства и финансового рынка. По многим экономическим показателям республика уступает среднероссийским, продолжая оставаться депрессивным регионом-реципиентом, с очень малым процентом собираемости налогов. При этом усилия руководства, направляемые на оживление экономической ситуации не привели к заметным результатам, о чем свидетельствует значительное снижение внешнеторгового оборота. Вследствие фактического отсутствия четкой программы выхода из сложившийся экономической ситуации руководство республики вынуждено идти на чрезвычайные меры, которые в данной конкретной обстановке себя не оправдывают. Социальная сфера, находящаяся напрямую в зависимости от экономики, пребывает в плачевном состоянии. Не имея собственных средств на реализацию социальных программ, республика вынуждена искать помощи и поддержки на федеральном уровне и в соседних регионах, при этом все больше и больше сползая в долговую яму. Подобное развитие событий, несмотря на традиционную инертность населения региона и политическую апатию накануне начала избирательной кампании, может негативно сказаться на поддержке населения кандидатов на выборах в Государственную Думу и органы власти республики от партии власти. Понимая это, властные структуры пытаются сглаживать противоречия в экономической сфере начинаниями в области политической.

2.    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ НАКАНУНЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Расстановка политических акторов в республике накануне электоральной кампании существенных изменений не претерпела. Хотя приближение выборов (а в Мордовии выборы в республиканские и местные органы власти проводятся одновременно с выборами в Государственную Думу), способствовала активизации отдельных из них. Хотя эта активность больше проявляется в риторике в СМИ, чем в реальных делах.

Как уже отмечалось выше, политическая элита республики, монолитность которой базируется на крепких комсомольских связях и семейно-клановых отношениях Главы, чувствует себя достаточно уверенно и спокойно. Уверенность власти базируется также на традиционной апатии населения региона к политическим делам. В республике, несмотря на усилия, предпринимаемые коммунистами, отсутствуют какие-либо движения протеста против действий властей. Хотя определенные тенденции к перестановкам в правящих кругах наметились в отчетном месяце.

Действия Главы говорят о его стремлении добиться постепенного снижения и без того минимального влияния председателя правительства В.Волкова путем кадровых перестановок в кабинете. Указом Главы от 3 июля 1999 года на пост первого вице-премьера вместо А.Кольбова (человека В.Волкова) был назначен полностью управляемый министр сельского хозяйства В.Печаткин. Некоторыми обозревателями рассматривается перспектива замены В.Волкова на министра финансов Н.Петрушкина. Определенную ставку власти делают на главу администрации Н.Крутова как одного из вероятных кандидатов на пост спикера Государственного собрания нового созыва. Вопрос об избрании Н.Крутова в ГС считается практически решенным. Власть делает ставку на людей, не имеющих собственного клана и поэтому готовых идти с ней до конца, понимая что без поддержки нынешнего Главы республики они ничего добиться не смогут.

Таким образом, сложилась такая политическая ситуация, в которой Н.Меркушкин чувствует себя абсолютно неуязвимым. Серьезных конкурентов у него нет. Единственную серьезную оппозицию, которой отвечает Н.Меркушкин, представляет депутат Госдумы РФ Н.Медведев («ЯБЛОКО»), позиция которого резко разошлась с позицией Главы, несмотря на то, что нынешние власти поддерживали его на выборах в 1995 году. В преддверии выборов Медведев развернул кампанию резкой критики действий республиканских властей и лично Н.Меркушкина. Газета «Совершенно откровенно», поддерживаемая Н. Медведевым, является на данный момент единственным оппозиционным изданием, выходящим регулярно. Но из-за негласного запрета властей она печатается в Москве, а затем завозится в республику, где распространяется общественными распространителями. За несколько месяцев ее тираж возрос с 1000 до 10000 экземпляров. Приближение электорального сезона предполагает усиление борьбы между этими двумя ведущими политиками республики.

Некоторые аналитики видят еще одну фигуру, которую серьезно могут опасаться нынешние республиканские власти. Это В.Солтаганов, нынешний директор Федеральной налоговой полиции, бывший министр внутренних дел Мордовии. Если он примет решение включиться в предвыборную гонку, это будет ощутимый удар по избирательной кампании Н.Меркушкина. Но пока от него не поступало ни малейшего намека на желание что-нибудь сделать в этом направлении.

Существует группа молодых политиков, недовольных своим нынешним положением и при соответствующих условиях, которые могли бы составить оппозицию нынешнему главе: А.Яшков, В.Алехин, С.Александров. Но пока таких условий нет, то они так и останутся «кухонной оппозицией».

Несмотря на столь прочную позицию, приближение начала предвыборной гонки вынудило «партию власти» активизировать свои действия по обеспечению широкой поддержки на выборах в государственные органы власти всех уровней.

3 июля состоялась сессия Государственного собрания РМ, на которой был принят Закон «О выборах депутатов Государственного собрания Республики Мордовия». В закон были внесены ряд существенных изменений, главное из которых заключается в следующем: «Депутат Государственного собрания Республики Мордовия не может одновременно являться депутатом иных представительных органов исполнительной власти, судьей, работником прокуратуры, государственным или муниципальным служащим». Таким образом, ГС изменило Закон о выборах, преградив в него дорогу чиновникам, находящимся на государственной службе. Число членов законодательного органа власти республики осталось неизменным — 75.

В тот же день по инициативе властей в Саранске состоялся республиканский форум «Молодежь и созидание», в работе которого участвовало 1300 представителей студенческих, молодежных, детских организаций. Без сомнения, это был шаг в сторону молодежи накануне начала предвыборной кампании. Власти не случайно делают реверансы в сторону студенчества. В вузах республики обучаются (на всех формах обучения) свыше 30 тыс. человек.

Накануне выборов власть обращает особо пристальное внимание на молодежь. Так, накануне выборов Главы Республики Н. Меркушкин своим указом ввел бесплатный проезд для студентов. В этом же ключе был выдержан и июльский форум. В его рамках прошла конференция республиканского общественного движения «Созидание», создание которого оценивается как «возрождение не просто комсомола, а лучших традиций этой организации, основу которой составляет трудолюбие, добросовестность, порядочность, честность». Задача движения, по мнению властей, заключается в том, «чтобы направить творчество молодежи в созидательное русло».

Близость Н.Меркушкина к Ю.Лужкову предопределила успешное создание и дальнейшее функционирование региональной организации «Отечество». 6 июля в Доме Союзов состоялся семинар-совещание этой организации, на котором было принято решение о начале выпуска еженедельника «Отечество». Сами руководители региональной организации на данный момент сравнивают ее популярность с КПРФ (хотя оснований для такой оценки реально нет). Жизнеспособность «Отечества» зависит от степени поддержки Главы. Параллельно в республики создано региональное отделение «Вся Россия», которое, естественно, также поддерживается властями.

Приближение начала избирательной кампании чувствуется и в активных действиях Н.Меркушкина на федеральном уровне. В июле месяце Саранск посетили митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, который участвовал в форуме «Молодежь и созидание», вице-премьер В. Христенко, второй человек в КПРФ В.Купцов, участвовавший в юбилейном торжестве на АО «Саранский Приборостроительный завод».

В конце июля состоялись встречи Н.Меркушкина с премьером С.Степашиным, с заместителем председателя правительства России В.Матвиенко, с мэром Москвы Ю.Лужковым, а также с представителями «ЮКОС».

27 июля правящая элита пошла еще на один тактический ход перед началом предвыборной кампании. Был подписан договор между властями и политическими и общественными организациями. В частности, договор подписали Н. Меркушкин как Глава Республики Мордовия, В.Кечкин от ГС, В.Волков от исполнительной власти, 30 представителей от политических партий и движений: ЛДПР, НДР, «ЯБЛОКО», партия пенсионеров, Союз театральных деятелей и др. Подписав договор, власть одержала тактическую победу накануне объявления выборов.

Присутствие среди подписавших представителей «ЯБЛОКА» свидетельствуют о слабости как партий демократической направленности в целом, так и «ЯБЛОКА» в частности. Хотя организация официально зарегистрирована, однако практической деятельности ее не видно. В основном она ограничивается лишь двумя представителями: руководителем «яблочников» С.Серебряковым и его заместителем В.Гридиным. Странной выглядит их позиция не только по поводу договора, когда в нарушении тех принципов, которые отстаивает «ЯБЛОКО», они пошли на подписание соглашения с властью, которая нарушает основы демократии, но и в отношении депутата ГД Н.Медведева («ЯБЛОКО»), который находится в жесткой оппозиции нынешнему Главе Н.Меркушкину. Подобные действия могут еще больше подорвать и без того шаткие позиции политических партий демократической ориентации. В этой связи со стороны Н.Медведева предпринимаются шаги по достижению компромисса с лидерами «ЯБЛОКА» в Мордовии. Накануне электоральной кампании углубление разрыва между местным «ЯБЛОКОМ» и депутатом ГД выгодно может быть только правящей партии.

Политическая ситуация в июле месяце показала организационную слабость всех политических партий, за исключением партии власти, которая объединилась в «Отечество» — «Вся Россия». Сложившееся представление о достаточно сильном влиянии КПРФ в Мордовии (республика традиционно входит в «красный пояс») на практике не подтверждается. Несмотря на активную деятельность депутатов ГД от КПРФ Е.Костерина и Е.Газеева, коммунисты в настоящее время не представляют серьезной оппозиции правящей элите. В основном членами партии являются люди предпенсионного и пенсионного возраста. Кроме того, местные коммунисты явно потеряли симпатии избирателей, после того как один из лидеров партии Л.Иванова вошла в правительство Мордовии. Этот поступок был воспринят неоднозначно и до сих пор раскол не преодолен.

Что касается НДР, то эта партия давно уже не проявляет признаков жизнеспособности. От ЛДПР в Мордовии осталась, кажется, только машина УАЗ с аббревиатурой партии, ибо в местной организации не прекращаются споры за лидерство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

События последнего месяца свидетельствуют о том, что существенных изменений в региональном политическом процессе не произошло. Приближение электорального сезона способствовало активации политических сил, но это прежде всего касается партии власти, которая объединяется в рамках предвыборного блока «Отечество» — «Вся Россия».

Вместе с тем отличительной особенностью политической ситуации в Республике является отсутствие какой-либо оппозиции существующей власти, традиционная апатия населения к вопросам политики и нежелание демократических сил предпринимать шаги навстречу друг другу в целях создания мощного оппозиционного движения.

Политические партии до сих пор не озвучили своих потенциальных кандидатов на выборы в Государственную Думу по одномандатному округу. Так же в тайне держаться списки кандидатов в Государственное собрание и местные органы власти. Если в политической жизни республики не произойдет реальных изменений, то можно с большей долей уверенности прогнозировать, что власти удастся провести своего кандидата в Государственную Думу.