Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Приморский край

Юрий СИМЕНИДО

Владимирская область

в июле 1999 года

Итоги развития экономики области в первом полугодии: успехи в промышленности, трудности в сельском хозяйстве. Усиление контроля над экономической ситуацией. Новые партнеры в экономическом сотрудничестве. Давление на глав местного самоуправления. Штрихи к портрету губернатора. Первая фракция в Законодательном собрании. Политические партии и организации накануне предвыборной кампании.

ГЛАВНОЕ

В июле в политической жизни Владимирской области наблюдалось временное затишье. Глава администрации области большую часть месяца был в отпуске. В повестке Законодательного собрания были, разумеется, важные, но не острые вопросы. (А между администрацией области и ЗС такие вопросы есть: в частности, до сих пор не найдено решение в споре по поводу обязательности заключения губернатора при подготовке законопроектов.) Экономическая и социальная ситуация в области продолжала оставаться стабильной.

Развивался процесс усиления влияния исполнительной власти в экономической сфере. Параллельно с активной экономической политикой администрация области наращивала политическое давление на отдельных глав местного самоуправления, позволяющих себе критиковать региональную власть. В то же время администрация настойчиво продолжала проводить четко обозначившуюся линию на создание выгодного предвыборного имиджа губернатора Н.В.Виноградова.

В ЗС образовалась первая (формально) фракция, но пока маловероятно, что это событие приведет к коренному изменению ситуации в данном органе власти и вокруг него.

В ходе подготовки к парламентским выборам в конце июля сформирована новая областная избирательная комиссия (анализ ее состава и первых действий — впереди). Других существенных сдвигов в этом процессе не произошло; можно отметить только приезд во Владимир лидера КПРФ Г.А.Зюганова и вовлеченность областного УФСБ в скандал, связанный с именем лидера «Отечества» Ю.М.Лужкова.

1.    Администрация области

Администрация области, которую возглавляет член КПРФ Н.В.Виноградов и в которой на большинстве основных постов находятся проверенные товарищи по партии, считает своим предвыборным активом продолжающиеся, в целом позитивные, изменения в экономике области. Предмет особой гордости — положительная динамика в промышленности: если за все первое полугодие производство возросло на 6,9%, то в июне прирост составил 8,9% по сравнению с соответствующими периодами 1998 года. Такая динамика позволяет региональным властям рассчитывать на еще более высокие темпы прироста промышленной продукции во втором полугодии. Определенное беспокойство вызывают у администрации трудности в сельском хозяйстве, обусловленные длительной засухой в июне — июле. В середине июля по этому поводу состоялось специальное совещание руководителей администраций районов и городов, наметившее ряд мер по выправлению сложного положения. Подводя итоги совещания, Н.В.Виноградов предложил всем не впадать в пессимизм, работать организованно и дисциплинированно.

Некоторые итоги социально-экономического развития области в первом полугодии 1999 года приведены в приложении.

1.1.       Усиление контроля над экономической ситуацией

Коллегия администрации области обсудила работу государственного унитарного предприятия Областная продовольственная корпорация (ОПК). Корпорация была создана для пополнения кредитных ресурсов агропромышленного комплекса области и в целом достаточно успешно справляется с этим: за 15 месяцев ее деятельности получено почти 600 тыс. рублей прибыли. ОПК помогла и социальным учреждениям области, когда у них в послекризисное время (осенью прошлого года) не оказалось ни продуктов, ни средств для их приобретения, — поставила продовольствия на 2,6 млн. рублей. Кроме того, перед ОПК выдвинута задача, которую заместитель главы администрации области, ведающий вопросами развития АПК, В.В.Ножнин определил как стратегическую — создать зерновой запас. Выступавшие на коллегии отметили и недостатки в работе ОПК: в последнее время уменьшилась эффективность использования бюджетных средств, направляемых на формирование регионального фонда зерна; более высокой, чем в рознице, пока остается цена продовольствия, которым корпорация снабжает бюджетные организации.

В настоящее время, среди прочего, ОПК занята реализацией иностранной гуманитарной помощи, что позволит пополнить Пенсионный фонд и уменьшить напряженность в выплате пенсий. В этом году в область поступит продовольствия на 45,15 млн. рублей; 9 млн. рублей за проданную продукцию уже перечислены в Минфин РФ. (Кстати, во Владимире в июле побывал представитель Министерства сельского хозяйства США, входящий в группу контроля за выполнением международной программы продовольственной помощи России. Каких-либо нарушений отмечено не было.)

 

Состоялось заседание межведомственной комиссии по борьбе с преступностью, коррупцией и терроризмом при главе администрации области. Обсуждение мер по пресечению монополизма на рынках области было связано с ростом цен, что вызывает недовольство как у покупателей, так и у местных производителей продукции. И те, и другие страдают от перекупщиков. Частные операции правоохранительных органов против рыночных вымогателей особого эффекта не дают — число зарегистрированных случаев вымогательства растет. Поэтому начальник областного УВД предложил разработать систему вневедомственной охраны муниципальных рынков.

После обстоятельного рассмотрения положения с заготовкой лома цветных металлов (ущерб от варварской деятельности сборщиков составил 3,6 млн. рублей). Н.В.Виноградов поручил экономическому управлению администрации вместе с правоохранительными органами подготовить предложения по законодательному регулированию на региональном уровне операций в этой сфере.

1.2.       Новые партнеры в экономическом сотрудничестве

16 июля было подписано генеральное соглашение о сотрудничестве между администрацией области и Московским индустриальным банком. Главным направлением деятельности в рамках соглашения является реализация совместных инвестиционных программ. Банк обязался инвестировать в экономику области не менее 150% от суммы депозитных вкладов юридических и физических лиц, размещенных во Владимирском региональном управлении банка. Кредитный портфель банка в области в настоящее время составляет почти 296 млн. рублей. Около 10% акций банка принадлежит товаропроизводителям области. Банк обеспечит представительство местных акционеров в совете директоров. Администрация обязалась способствовать переходу на обслуживание банком предприятий и организаций области. Н.В.Виноградов, говоря о понимании интересов нового партнера, отметил, что банку для оценки будет представлено около сотни инвестиционных проектов, и оценил инвестиционную емкость области в 11 млрд. долларов.

 

14 июля был подписан договор между администрацией области и торгово-промышленной палатой г. Рима о создании во Владимире бизнес-центра, который станет координатором всех совместных проектов итальянских фирм и регионов Центра России. Бизнес-центр должен быть построен за год. Итальянская сторона выделяет на строительство кредит в размере 150 тыс. долларов на 25 лет, который будет погашаться в счет арендной платы.

Выступая на церемонии, Н.В.Виноградов отметил достойный уровень взаимных торгово-экономических связей. Внешнеторговый оборот области с Италией составляет 15,1 млн. долларов (больше только с Германией — 36,8 млн. долларов); на территории области зарегистрированы 22 совместных фирмы; объем итальянских инвестиций на 01.01.99 — 52,7 млн. рублей.

1.3.       Давление на глав местного самоуправления

В июле продолжилось противостояние администраций области и областного центра. На этот раз раздражение областных властей вызвало описанное в обзоре за июнь [[1]] выступление главы администрации г. Владимира И.В.Шамова на прошедшем в конце июня втором Собрании руководителей представительных органов власти городов России. Тогда Шамов не побоялся вынести сор из избы и сообщил, что существуют проблемы в отношениях местного самоуправления областного центра и органов власти области; областная администрация стремится сконцентрировать всю власть на региональном уровне, тем самым îãðàíè÷èâая возможности местного самоуправления, в первую очередь, бюджетную самостоятельность.

Через три недели после упомянутого Собрания начальник информационно-аналитического отдела аппарата ЗС М.Вязгин повел полемику с владимирским мэром в стиле «Сам дурак!». (И снова рупором антишамовской кампании оказались «Владимирские ведомости») Шамов-де «деловой тон обсуждения вопросов своей практической деятельности постоянно переводит в плоскость конфликта» — по мнению автора статьи, так легче скрывать недостатки в своей работе. И в подкрепление этого тезиса автор обратился к известному утверждению о двух вечных бедах России. То, что из выделенных по линии территориального дорожного фонда (ТДФ) средств на ремонт городских дорог в 1998 году во Владимире было освоено лишь 0,2%, подвигло М.Вязгина на откровенно хамский выпад: «Смею утверждать, что беда у нас одна. А дороги — только следствие». (Областные деятели разного уровня на протяжении текущего года неоднократно порицали главу администрации г. Владимира за неэффективное использование средств ТДФ. Но на самом деле деньги городу были выделены только в октябре 1998 года, а ремонтировать дороги в предзимье — действительно неэффективно.)

Далее г-н Вязгин считает высказанные Шамовым обвинения необоснованными, но сам не приводит убедительных аргументов в подтверждение своей позиции. В волоките с регистрацией Устава г. Владимира и с принятием закона об особом статусе областного центра виноваты, по оценке г-на Вязгина, не областные, а городские власти. Чиновник аппарата ЗС лишает главу администрации г. Владимира права говорить об идее некоторых депутатов ЗС ликвидировать местное самоуправление, ставя лично Шамову в вину отмену выборов глав районных — в городе — администраций. (На самом деле эти выборы не проводятся в соответствии с Уставом города, одобренным городским советом народных депутатов.) Стоит обратить внимание и на то, что в ответе ни слова не сказано о претензиях обеих ветвей власти г. Владимира к областным властям по поводу местного бюджета — вероятно, последним нечего возразить по этому поводу [[2]].

 

Как было сообщено в обзоре за май [[3]], «Владимирские ведомости», в рамках кампании, развернутой газетой против И.В.Шамова, опубликовали статью, в которой глава администрации г. Владимира был обвинен в нарушении законодательства при оформлении договора, по которому город получил льготный кредит от Всемирного банка реконструкции и развития для внедрения энергосберегающих проектов в системе теплоснабжения города и реконструкции части жилого фонда, и в том, что он загоняет город и область «в долговую кабалу». Большинство депутатов горсовета было обвинено в неправомерной поддержке градоначальника. Автор статьи призывал Счетную палату и прокуратуру области отреагировать на сложившуюся ситуацию.

В июле Счетная палата ответила «Владимирским ведомостям», что после проведенной в ноябре 1997 года проверки просила власти г. Владимира привести документы по упомянутому договору в соответствие с действующим законодательством. А прокуратура области направила главе администрации города и председателю горсовета представление о «недопущении впредь имевших место превышений полномочий органами местного самоуправления в области бюджетного регулирования» [[4]]. Счетная палата до начала июля не получила информации о мерах, принятых властями города по устранению выявленных нарушений.

В конце июля «Молва» напечатала обстоятельный материал руководителей жилищно-коммунального хозяйства Владимира с подобными объяснениями и журналисту «Владимирских ведомостей», и (в очередной раз) горожанам — почему городу нужен такой кредит, какие проблемы и как решаются с его помощью. Специалисты ЖКХ полагают, что намеченная программа работ будет выполнена и что город способен возвратить кредит в 40 млн. долларов.

 

В обзоре за июнь [1] уже отмечалось, что администрация области усиливает политическое давление на органы местного самоуправления, стремясь избежать появления сильной оппозиции губернатору. В июле появился еще один пример того, как администрация области последовательно продолжает проводить такую линию. В число «неугодных» вместе с главой администрации г. Владимира попал и глава г. Мурома П.А.Кауров. (Муром — третий по населению город области, крупный промышленный центр. Из почти трех десятков муниципальных образований областного уровня в настоящее время только три города — Владимир, Муром и Кольчугино — доноры областного бюджета. Кауров, как, впрочем, и Шамов, считается одним из самых популярных и влиятельных деятелей в области.)

Еще в начале 1998 года он вызвал неудовольствие Н.В.Виноградова тем, что публично на областном экономическом совещании подверг сомнению утверждения последнего о связи успехов в развитии экономики области с деятельностью новой областной администрации. (Кауров просто указал на взаимное соответствие данных о росте промышленного производства и о росте инфляции.) В апреле П.А.Кауров позволил себе отказать посланцу администрации области в перечислении средств из городского бюджета в призовой фонд благотворительной лотереи, проводимой под патронажем Н.В.Виноградова (о внимании губернатора к этому мероприятию и об освещении его роли верными СМИ было сказано в обзоре за май [3]). Поэтому «Владимирские ведомости» и напечатали статью о «нехорошем» муромском градоначальнике, которую г-н Кауров расценил как исполнение конкретного политического заказа. В опубликованном в начале июля ответе на апрельскую публикацию «Владимирских ведомостей» он подчеркнул, что не случайно еще в марте именно эта газета зачислила его в «учредители лужковского «Отечества» (сам он отрицает какие-либо связи с этой организацией). Глава г. Мурома просит «заказчиков и исполнителей» успокоиться: «убивать» конкурента на политической сцене рано, ибо от участия в думских выборах я отказался, до статуса кандидата в президенты еще не поднялся, а губернаторские выборы настолько далеки и призрачны, что заниматься ими сегодня (подчеркнуто П.А.Кауровым. — Ю.С.) означает попусту тратить силы, средства и время» [[5]].

Ðåäàêòîð «Владимирских ведомостей», комментируя ответ, естественно, отрицал всякую заданность позиции газеты. Автор обзора рискует предположить, что подобное описанному политическое (а также, возможно, и экономическое) воздействие на «неугодных» глав местного самоуправления будет продолжаться.

1.4.       Штрихи к портрету губернатора

В предыдущих обзорах было отмечено, что преданные областным властям средства массовой информации подают чуть ли не любое достижение в разных сферах жизни как результат деятельности главы администрации области. В июле «Владимирские ведомости» продолжали создавать, по классическим советским образцам, образ Н.В.Виноградова как внимательного и рачительного хозяина, которому до всего есть дело. Поэтому на первой полосе газеты появляются, к примеру, то приветствие губернатора юным знатокам — участникам телеигры, то «глубокая благодарность лично Вам (правда, и сотрудникам администрации — Ю.С.) от ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС за организацию отдыха их детей». Федерация пожарно-прикладного спорта России после проведения зональных соревнований благодарит Вас, Николай Владимирович, за проводимую работу, высоко оценивает Ваш вклад в развитие профессионального спорта пожарных».

Пенсионерка, живущая во Владимире чуть больше года и имеющая, по ее словам, ограниченный круг общения, после просмотра телепередачи с участием Н.В.Виноградова пишет в редакцию «Владимирских ведомостей» большое письмо: «..Слушаю Н.В. (здесь и далее в тексте, естественно, полностью.Ю.С.) и думаю о том, что владимирцы не ошиблись, выбрав его губернатором. Чувствуется, как он душой болеет за производство, за людей, пытаясь облегчить их участь. Н.В. не вступает в полемику с теми, кто пытается, как говорится, «навести тень на плетень». Ему, к счастью, не до этого. Область надо поднимать... По-настоящему любят эту землю такие люди, как Николай Владимирович Виноградов...» [[6]].

 ñàìèõ ôàêòàõ ïîÿâëåíèÿ ýòèõ ïîñëàíèé íåò àáñîëþòíî íè÷åãî ïðåäîñóäèòåëüíîãî. Íî ïðåäàíèå èõ ãëàñíîñòè ïîäîáíûì îáðàçîì — ýòî ðåøåíèå ÷åòêîé ïðîïàãàíäèñòñêîé çàäà÷è.

2.    Законодательное собрание области

28 июля состоялось очередное заседание ЗС. Приняты законы: «Об упразднении муниципального образования город Гороховец Гороховецкого района» (это второй в области случай объединения городской и районной администраций; решение позволит сэкономить более 700 тыс. рублей; предполагается к зиме провести подобную операцию с еще двумя районными центрами, если опыт Киржача и Гороховца окажется эффективным); «О наделении представительных органов местного самоуправления полномочиями по представлению отдельным категориям предприятий, учреждений и организаций права представлять в налоговые органы сведения о доходах физических лиц на бумажных носителях» (так немного облегчается положение не имеющих компьютеров организаций).

Утвержден отчет об исполнении бюджета территориального дорожного фонда за 1998 год. ЗС утвердило семь своих представителей в новый состав областной избирательной комиссии.

ЗС разрешило администрации области под гарантии областного бюджета стать поручителем возврата кредитов: от Конверсионного фонда РФ одному из крупнейших предприятий оборонного комплекса — ковровскому заводу им. Дегтярева (41,37 млн. рублей для организации производства новых мопедов) и от Минфина РФ одному из немногих устойчиво работающих предприятий текстильной промышленности — Городищенской отделочной фабрике (20 млн. рублей на сезонную закупку сырья и материалов).

Заместитель главы администрации области по социальной политике Е.А.Завьялов и директор департамента здравоохранения А.Г.Зирин по должности введены в состав правления областного фонда обязательного медицинского страхования (вместо ушедших в отставку их предшественников на указанных постах).

 

О принятии дополнения к закону «О Законодательном собрании Владимирской области», согласно которому образован Совет ЗС, было сообщено в обзоре за июнь [1] (соответствующий закон действует с 16 июля). Теперь стало известно, что Совет ЗС, состоящий из председателя ЗС, его заместителей, председателей комитетов ЗС и руководителей фракций, создан «для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности Законодательного собрания». Порядок деятельности и полномочия Совета ЗС определяются регламентом ЗС и положением о Совете. Законодательное собрание вправе отменить решение Совета ЗС.

Сразу после знакомства с решением о создании Совета ЗС показалось, что норма о руководителях фракций прописана формально — никаких фракций в нынешнем составе ЗС до конца июля официально не существовало. Но на заседании ЗС 28 июля было объявлено о возникновении первой фракции из пяти депутатов — троих жителей Коврова (Л.М.Абрамов, С.А.Громов, В.А.Елисеев) и двух владимирцев (С.В.Казаков и Н.В.Федоров). Любопытно, что члены фракции объединились отнюдь не по партийным пристрастиям. Преподаватель вуза Абрамов — член КПРФ (хотя ходили разговоры о его неладах с руководством обкома партии); журналист Громов — один из местных лидеров Национал-большевистской партии Э.Лимонова; врач Елисеев руководит малоизвестным за пределами своего города общественным объединением «Владимиро-Суздальская Русь»; предприниматель С.В.Казаков — областной координатор коалиции «Правое дело»; учитель Федоров — входит в РКРП. Еще одна интересная деталь: наименование фракции — «Справедливость и народовластие» — полностью совпадает с названием областного объединения патриотических сил, возглавляемого КПРФ.

В обзоре за апрель [[7]] было подробно рассказано о том, как, под прикрытием декларации о необходимости сокращения бюджетных расходов, ЗС уменьшило с 14 до 10 число депутатов, работающих на постоянной основе. Сокращение не коснулось ни председателя ЗС и его заместителей, ни председателей комитетов. Из пяти «рядовых» депутатов с «бюджетного довольствия» сняли как раз г-д Абрамова, Громова, Елисеева и Федорова.

И до нынешнего объединения члены фракции очень часто были едины при обсуждении рассматриваемых ЗС вопросов, не всегда одобрительно относились к чиновничьим новациям. Но так же часто им не удавалось провести отстаиваемую точку зрения. Как сложится судьба первой фракции в ЗС — неизвестно. По неофициальной информации, возможно, некоторые другие депутаты ЗС войдут во фракцию. По крайней мере, сейчас уже есть вероятность, что фракция в ее теперешнем составе сможет воздействовать на деятельность ЗС определенным образом — хотя бы лишая собрание кворума.

 

В обзоре за июнь [1] было сообщено о внесении изменений в закон «О разграничении предметов ведения и объектов муниципальной собственности между муниципальными образованиями Владимирской области» (но тогда их содержание не было известно). В июле закон о внесении изменений был опубликован: уточнены согласительные процедуры при разрешении разногласий и споров, прописан порядок передачи объектов района в собственность внутрирайонных муниципальных образований.

3.    Политические партии и организации накануне предвыборной кампании

В ходе подготовки к выборам в Государственную Думу в июле можно отметить проведенное во Владимире межрегиональное мероприятие по мобилизации рядов КПРФ под девизом «За Победу» и некоторый разброд в АПР, возможно, отражающий ситуацию в ее областной организации. И в этом месяце не было заметно активной деятельности региональных организаций центристской и правой ориентации, оппозиционных по отношению к правящим в области коммунистам.

3.1.       КПРФ

28 июля председатель КПРФ Г.А.Зюганов посетил г. Владимир. Он провел закрытое (для всей прессы, кроме «Владимирских ведомостей») совещание партийного актива Владимирской, Ивановской и Костромской областей. Предметом обсуждения была ситуация в партии, в регионах страны, подготовка к предстоящим выборам. Предыдущее такое совещание г-н Зюганов проводил здесь в конце февраля 1998 года.

В своем выступлении он оценил изменения, происшедшие в стране за 17 месяцев; особо выделил работу КПРФ по организации процедуры импичмента Президенту Ельцину; отметил, что правительство во главе с Примаковым было заменено «только потому, что при нем стали заметны некоторые результаты социально-экономического развития», а правительство, возглавляемое Степашиным, «призвано продлить нынешние порядки».

При подготовке к выборам в Государственную Думу, по мнению лидера КПРФ, нужно учесть опыт проведения выборов в различных регионах, когда коммунистами «допускались несогласованные действия». Поэтому требуется корректировка предвыборной тактики партии. Речь идет о пересмотре ранее провозглашенного трехколонного построения КПРФ. Здесь Г.А.Зюганов особо выделил обращение председателя Комитета ГД по делам ветеранов генерала Варенникова о создании «народно-демократического» избирательного объединения «За Победу» [[8]].

Позднее на встрече с прессой Г.А.Зюганов оценил ситуацию в регионах страны как еще более пожароопасную, чем в лесах. Он твердо надеется придти к власти, а пока что обещает вывести на улицы сотни тысяч людей, если не получит возможности вести предвыборную агитацию так, как он хочет. Недопустимо, по его оценке, что правительство, обсуждая предвыборную кампанию, «выходит за пределы чисто организационных вопросов»; поэтому необходимо вмешательство Центризбиркома. Лидер КПРФ сообщил о своих взглядах на разные вопросы: о том, что придя к власти, партия намерена сохранить многоукладность в экономике (в связи с этим ставил в пример Китай); что будут сохранены льготы ветеранам; что он не вмешивается в «семейные дела» мэра Москвы; что хранит теплые воспоминания о своей военной службе в танковом полку на Владимирщине и что даже подумывает о проведении следующего съезда КПРФ во Владимире [[9]].

То, что во второй раз за довольно небольшой отрезок времени подобное мероприятие проходило во Владимире, можно рассматривать как знак благоволения лидера КПРФ как к местным руководителям органов власти — коммунистам Н.В.Виноградову и В.Я.Котову (хотя волею обстоятельств оба и не находились в зале: первый — в отпуске за пределами области, второй — проводил в это время заседание ЗС), так и к новому первому секретарю обкома партии В.А.Калягину, депутату Государственной Думы по списку КПРФ.

3.2.       Аграрная партия России

Такие разные по идеологической направленности газеты, как прокоммунистические «Владимирские ведомости» и «Томикс» (ее шеф-редактор координирует в области деятельность коалиции «Правое дело») напечатали почти одновременно в начале июля один и тот же материал — о намерении Аграрной партии России идти самостоятельно на выборы в Государственную Думу. Оказывается, такое решение было принято еще в марте на съезде АПР. Лидер АПР М.И.Лапшин заявил на пресс-конференции, что партия «не может себе позволить быть чьим-то хвостиком и смотреть на мир из-за спины «старшего брата». Явно обращаясь к своим критикам — депутатам Госдумы, сторонникам союза с КПРФ (а к таким можно отнести депутата ГД от Владимирской области Г.И.Чуркина, руководителя областной организации АПР) — г-н Лапшин решительно подчеркнул: «Если кто-то, голосовавший на съезде за одни решения, сегодня подвергает их ревизии, то он может уйти из рядов АПР в любую политическую организацию, чьи идеи ему ближе» [[10]]. До сих пор определенно íå èçâåñòíî — áóäåò ëè Ã.È.×óðêèí â òðåòèé ðàç áîðîòüñÿ çà äåïóòàòñêèé ìàíäàò.

3.3.       «Отечество» и Владимирское УФСБ

20 июля начальник управления ФСБ по Владимирской области В.Л.Тимофеев устроил пресс-конференцию. Поводом для нее был политический скандал, возникший после публикации в «Комсомольской правде» за 16 июля «Жене Лужкова шьют уголовное дело...» о проверке владимирским УФСБ фирм, связанных с Е.Н.Батуриной — супругой мэра Москвы. Генерал-майор Тимофеев сообщил, что 28.04.99 прокуратурой Владимирской области было возбуждено уголовное дело №83 по факту незаконного перечисления свыше 146 млн. долларов в зарубежные банки от имени одного московского ООО — через банк в г. Александрове Владимирской области. Затем прокуратура передала расследование УФСБ. По этому делу проверяют несколько сот коммерческих и банковских структур. Начальник УФСБ отклонил домыслы о том, что Владимирское управление будто бы по указанию свыше организует дело для компрометации г-жи Батуриной и, соответственно, ее мужа. Задача правоохранительных органов: отделить те фирмы, которые проводили законные операции, от занимавшихся отмыванием «грязных» денег. Поэтому выемка платежных документов ЗАО «Интеко» и ЗАО «Бистро-ПЛАСТ», принадлежащих г-же Батуриной, стоит в ряду рутинных следственных действий. (В тот же день пресс-служба Владимирского регионального отделения «Отечества», ссылаясь на органы следствия, сообщила, что последние проверили документы упомянутых двух ЗАО и в настоящее время не находят противозаконными действия их сотрудников. С другой стороны, центр общественных связей ФСБ РФ заявил, что нет каких-либо данных о нарушениях законности со стороны сотрудников УФСБ, УФСНП и УВД области, входящих в следственно-оперативную группу.) Никакого уголовного дела жены Лужкова не существует. О политических последствиях скандала генерал Тимофеев рассуждать отказался, сославшись на то, что закон запрещает спецслужбам заниматься политикой.

3.4.       Визит Ю.Ю.Болдырева

Решил разведать во Владимире обстановку перед парламентскими выборами и Ю.Ю.Болдырев — заместитель председателя Счетной Палаты РФ и лидер «Движения Юрия Болдырева». Он 22 июля встретился с председателем областной Счетной палаты В.Д.Чечеткиным, главой администрации г. Владимира И.В.Шамовым, устроил пресс-конференцию. (Обращает на себя внимание, что с ним не встречался никто из руководителей администрации области.)

Гость выделил две критических, по его мнению, проблемы страны: деятельность Центробанка и тарифы на энергоносители. Он аттестовал ЦБ как «игрока, у которого всегда есть пятый туз в колоде», другими словами, обвинил Банк России в шулерстве: «Вместо того, чтобы пресекать спекулятивные операции в финансово-кредитной сфере, ЦБ сам заинтересован в их раскручивании». Заодно он обвинил бывшего председателя Государственной Думы И.П.Рыбкина в том, что последний провел закон о Центробанке, по которому его служащие получили возможность кредитовать самих себя из бюджетных средств, «буквально в обеденный перерыв». Четыре года Совет Федерации добивается изменения действующего закона о ЦБ, но депутаты Госдумы «целыми фракциями» отклоняют эту инициативу. А без изменения положения с Центробанком не приходится ожидать финансово-экономического оздоровления страны. Что касается проблемы с энергоносителями, то первопричиной всех бед он считает отсутствие эффективного контроля государства за процессами, происходящими в энергетических монополиях. И снова гость обличал врагов: Чубайс — ставленник американских монополий, «ЯБЛОКО» пролоббировало вредный для России закон о разделе продукции, и вообще Явлинский «играет за другую национальную команду».

Но риторика постоянно рядящегося в белые одежды госчиновника не произвела сильного впечатления на владимирцев. Нет никаких признаков того, что «Движение Юрия Болдырева» оставит какой-то след в политической жизни области [[11]].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как будет развиваться политическая ситуация в августе?

В ближайшее время наиболее вероятно продолжение отмеченных в предыдущих обзорах тенденций в деятельности администрации области:

— стремление избежать появления сильной оппозиции губернатору и наращивание в связи с этим политического давления администрации области на Законодательное собрание и органы местного самоуправления;

— усиление контроля над экономической ситуацией в области;

— обеспечение главенствующего влияния на средства массовой информации. Дальнейшие события должны показать, насколько изменится ситуация в ЗС в связи с образованием пока малочисленной фракции противников региональных властей, согласится ли большинство депутатов ЗС с ужесточением губернаторского контроля, какой характер приобретет противостояние губернатора и глав администраций Владимира и Мурома.

Вполне возможны и кадровые перестановки в администрации области (имеется неофициальная информация об этом).

Можно ожидать оживления в подготовке к парламентским выборам. Во-первых, кампании будет дан официальный старт и это, скорее всего, подстегнет тех, кто пока еще практически не проявлял себя (в первую очередь, местные организации центристской и правой ориентации). Во-вторых, вероятна активность новой областной избирательной комиссии. В-третьих, более четко обозначится набор кандидатов в депутаты Государственной Думы от разных сторон политического спектра (из области околополитических слухов ситуация должна перейти в область определения конкретных персонажей).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

О некоторых итогах социально-экономического развития области
в первом полугодии 1999 года
 [[12],[13]]

 

В январе — июне 1999 года производство продукции промышленности составило 10108,6 млн. рублей. Индекс физического объема к соответствующему периоду 1998 года — 106,9%. Рост производства отмечен в топливной (35,8%) и химической (12,8%) промышленности, в машиностроении (12,1%), в промышленности стройматериалов (8,2%), в цветной металлургии (8,0%), в стекольной промышленности (6,3%), в электроэнергетике (4,0%). Сохраняется спад производства в легкой (- 3,2%), лесной и деревообрабатывающей (- 3,6%) и пищевой (- 8,4%) промышленности. На 01.06.99 общая кредиторская задолженность составляла 10364 млн. рублей (с начала года она снизилась на 21%), общая дебиторская задолженность — 6840,6 млн. рублей (снизилась на 12%). Доля убыточных предприятий (38%) продолжает снижаться — их число с начала года уменьшилось на 13, 3%.

В сельском хозяйстве выполнены планы весенней посевной кампании. В целом по области посевные площади сокращены на 28 тыс. гектаров, в том числе по сельхозпредприятиям на 25 тыс. гектаров. В результате засухи зерновые культуры погибли, по предварительным данным, на 55 тыс. гектаров (одна треть посевов). Валовой сбор зерна ожидается чуть больше 100 тыс. тонн (сокращение производства зерна к 1998 году — 46%). Засуха повлияет и на заготовку кормов — их производство понизится на 50% по сравнению с прошлым годом.

В строительстве за 6 месяцев текущего года введено 96,1 тыс. кв. метров общей жилой площади (на 70% больше, чем за соответствующий период прошлого года).

Снизилось производство потребительских (на 1,0%) и продовольственных (на 6,8%) товаров (при этом почти на 40% в денежном исчислении возросло производство винно-водочных изделий и пива). Уменьшился на 23,1% объем розничного товарооборота. Продолжалось снижение жизненного уровня населения. Реально располагаемые денежные доходы населения за январь — май с.г. оказались ниже на 28,4% по сравнению с тем же периодом 1998 года, хотя средняя заработная плата по области за первые 5 месяцев 1999 года составила 919,5 рублей (рост на 26,8%). Доля населения с денежным доходом ниже прожиточного минимума составила к концу мая 39,4% от всего населения области (около 640 тыс. человек), рост почти в 1,5 раза к уровню прошлого года.



Источники

[1]. Сименидо Ю. Владимирская область в июне 1999 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1999. — №6.

[2]. Вязгин М. Больше компетентности и поменьше лжеизобретательности // Владимирские ведомости. — Владимир, 1999. — 20 июля. — №105. — С. 1.

[3]. Сименидо Ю. Владимирская область в мае 1999 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1999. — №5.

[4]. Тулякова И. Полномочия были превышены // Владимирские ведомости. — Владимир, 1999. — 9 июля. — №99-100. — С. 3.

[5]. Ответ главы г. Мурома... // Владимирские ведомости. — Владимир, 1999. — 6 июля. — №97. — С. 1.

[6]. Несветеева Г. С думой о будущем // Владимирские ведомости. — Владимир, 1999. — 28 июля. — №111. — С. 2.

[7]. Сименидо Ю. Владимирская область в апреле 1999 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1999. — №4.

[8]. Румянцев В. Собрание актива // Владимирские ведомости. — Владимир, 1999. — 30 июля. — №112-113. — С. 1.

[9]. Новиков Л. Лидер КПРФ обещал подумать о проведении во Владимире съезда партии // Молва. — Владимир, 1999. — 29 июля. — №87. — С. 1.

[10]. Аграрии идут на выборы в Госдуму самостоятельно // Владимирские ведомости. — Владимир, 1999. — 9 июля. — №99-100. — С. 1.

[11]. Новиков Л. Юрий Болдырев объявил Центробанк врагом России // Молва. — Владимир, 1999. — 24 июля. — №85. — С. 1.

[12]. Баумцвейгер Л. Некоторые итоги социально-экономического развития области за первое полугодие 1999 года // Владимирские ведомости. — Владимир, 1999. — 27 июля. — №109-110. — С. 6.

[13]. Новиков Л. Нищета и производство спиртного выросли почти в полтора раза // Молва. — Владимир, 1999. — 3 августа. — №89. — С. 2.